Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Постройка краснокирпичного московского кремля: Перестройка Ивана III. Как итальянцы 10 лет кремлевский бюджет осваивали

Московский кремль – основа подземной Москвы

Часто на своих экскурсиях я слышу мнение о том, что мои маршруты интересны уже потому, что я не рассказываю о Кремле и Красной площади, что подобные темы уже давным-давно набили всем оскомину. Однако так рассуждать может только человек, не осознавший всего величия кремлевских крепостных сооружений, плохо представляющий себе причины и первоосновы создания подземелий на территории нашего города. Московский Кремль – средневековое оборонное укрепление, крепость со всеми присущими такому сооружению степенями защиты. Эта статья посвящена возникновению оборонных сооружений на Боровицком холме – в самом сердце столицы.

В начале XVI века Московский Кремль занимал одно из первых мест среди аналогичных европейских крепостей, уступая, пожалуй, лишь миланскому замку. Но зубчатые стены и башни – верхушка айсберга, видимая сегодня. Основные защитные сооружения либо не сохранились, либо были тщательно спрятаны кремлевскими инженерами глубоко под землю, где постепенно пришли в негодность от времени или были разрушены при более поздней застройке кремлевской территории. Да и можно ли представить себе средневековую крепость без тайных подземных ходов, колодцев, схронов и слуховых галерей? Все эти детали не носили оттенок романтики, которым мы наделяем их сегодня.

Строительство новых, современных с фортификационной точки зрения, кремлевских стен было обусловлено необходимостью защитить столичный город, или, как бы мы сказали сегодня, строительными нормами и правилами. Несмотря на «индивидуальные проект» каждой отдельной крепости, существовали жесткие прописные правила, согласно которым крепость должна была иметь определенный набор обязательных сооружений. Точно так же каждый автомобиль имеет стеклоочистители, ремни безопасности, магнитолу и подголовники, но доработка и дополнение этих деталей – дело конструктора, а то и целого конструкторского бюро.

Для того чтобы рассказать о строительстве и последующей эксплуатации Московского Кремля, нужно понимать всю выгодность позиции занимаемой им, и попытаться представить, как выглядел Боровицкий холм задолго до строительства на нем первой деревянной крепости. Некогда Боровицкий холм был крупной возвышенностью, поросшей строевым бором. С южной стороны его омывала Москва-река, с серо-западной – узкая (по сравнению с Москвой) река Неглинка. Холм представлял сужающийся к западу мыс с крутыми берегами и родниками, бьющими из склонов. Первые деревянные стены появились на Боровицком холме уже в XI, а может даже в X веке, когда славяне заселяли междуречье Оки и Волги.

Среди непроходимых лесов, болот и заливных лугов Боровицкий холм выглядел прекрасным, со стратегической точки зрения, местом для жилья и строительства укреплений. Фактически он представлял собой городище, незащищенной стороной которого оставалась лишь восточная сторона, где и были прокопаны рвы и насыпаны земляные валы. В 1156 году князь Юрий Долгорукий «заложи град Моськву на устюжне Неглинной выше реки Аузы». Основатель Москвы приступил к строительству крепости на месте старого городища. Хоть постройки и обмазывали, для защиты и в противопожарных целях, глиной, но все-таки огонь и время были беспощадными врагами таких сооружений.

В XIV веке князь Иван Данилович Калита закладывает новый дубовый Кремль. Это было вызвано обветшанием Кремля Юрия Долгорукого, но главная причина – изменением фортификационных требований, ведь в режиме практически постоянной военной обстановки развитие вооружения и механизмов приступа не стояло на месте. Исполинское крепостное сооружение Калиты поражало величиной и неприступностью: толстенные вековые дубы легли в основу кремлевских стен и башен. По размерам этот дубовый Кремль бал практически равен современному, за исключением восточной стены, начинавшейся примерно на месте Средней Арсенальной башни, то есть напротив Никитской улицы.

Участившиеся пожары представляли все большую опасность, поэтому несмотря на всю неприступность город неотложно требовал каменных укреплений. Точку в этом вопросе поставил пожар 1365 года, испепеливший и Кремль, и Большой посад, и Заречье. Поэтому в 1366 году Дмитрий Донской – внук Ивана Даниловича Калиты – замыслил строить Кремль из белого камня. Белокаменный Кремль был немного меньше кремля современного: от Средней Арсенальной башни стена шла к Никольским воротам. Стены и башни были теперь из негорючего материала, однако большинство строений в самом Кремле по-прежнему оставались деревянными.

В таком или приблизительно таком виде, Кремль просуществовал на протяжении почти ста сорока лет, пока в русской истории не произошло событие, связанное и с зарождением подземной Москвы и стремительным ее развитием. До этого подземные вылазы к рекам наверняка имелись в Москве: без этого существование крепостей было немыслимо. Но археологических доказательств этому нет. А как же таинственная библиотека Ивана Грозного, спросите Вы? Сразу хочу оговориться, что относительно последней существует множество версий, однако только археолог И.Я. Стеллецкий связывает строительство краснокирпичного кремля в конце XV века непосредственно с ней.

Говорить о Московском Кремле, его подземельях, тайных внутристенных сооружениях можно бесконечно долго, это такой объемный пласт, что на его изучение можно потратить всю жизнь. Поэтому всех и каждого я буду искренне рад видеть на своей пешеходной экскурсии «Кремлевские тайники». Прогулявшись вместе со мной вокруг древней московской цитадели, Вы, надеюсь, взгляните на символ нашего города по-другому. Во время прогулки можно прислушаться к шелесту времени, проносящемуся сквозь зубцы кремлевских стен, и тогда станет ясно: это неприступная цитадель, с которой по уровню обороны соперничали одна-две крепости в мире.

Решутест. Продвинутый тренажёр тестов

Решутест. Продвинутый тренажёр тестов
  • Главная
  • ЕГЭ
  • История
  • Множественный выбор
  • VIII-XVII вв. (тип 2)

Решил заданий

Не решил заданий

Осталось заданий

История решения
3337 — не приступал 2373 — не приступал 7236 — не приступал 4549 — не приступал

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Раскрыть Скрыть

№1

Что из перечисленного относится к к правлению Ивана III? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) присоединение Смоленска

2) введение государственного герба — двуглавого орла

3) присоединение Новгорода

4) расцвет приказной системы

5) создание стрелецкого войска

6) постройка краснокирпичного Московского Кремля

№2

Что из перечисленного относится к царствованию Ивана Грозного? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) «Стояние на реке Угре»

2) деятельность Избранной рады

3) присоединение Тверского княжества к Москве

4) созыв церковного собора (Стоглав)

5) присоединение Астраханского ханства

6) Соловецкое восстание

№3

Что из перечисленного относится к правлению Ивана IV? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) присоединение Казанского ханства к России

2) введение государственного герба — двуглавого орла

3) присоединение Новгорода

4) появление книгопечатания в Москве

5) создание стрелецкого войска

6) постройка краснокирпичного Московского Кремля

№4

Что из перечисленных городов были присоединены к Москве в XVI в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Псков

2) Смоленск

3) Рязань

4) Тверь

5) Новгород

6) Коломна

Так твой прогресс будет сохраняться.

Регистрация

Мы отправили код на:

Изменить

Получить код повторно через 00:00

Я прочитал(-а) Политику конфиденциальности и согласен(-на) с правилами использования моих персональных данных

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно

Красное кирпичное здание на Красной площади, Москва, Россия, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения.

Рис. X5T-2979511

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | €39.99
Информативный сайт | 69,99 €
Издательский. Книга внутри | 109,99 €
Путешествия и туризм | 119,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 139,99 €
Корпоративное общение | 199,99 €
Прямой маркетинг | 299,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: X5T-2979511 Фотограф: Коллекция: возрастфотосток Пользовательская лицензия: Управление правами Дата съемки: 09. 06/2016 Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (6000 х 4000 пикселей — 50,8 х 33,9 см — 300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Эксклюзивность: Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить лицензию на это изображение с исключительными правами.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Собор Василия Блаженного | Architectuul

1 из 4

Собор Василия Блаженного (русский: Собор Василия Блаженного), широко известный как Собор Василия Блаженного в Кремле, является бывшей церковью на Красной площади в Москве, Россия. Здание, ныне являющееся музеем, официально известно как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (русский язык: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, кто на Рву) или Покровский собор (русский язык: Покровский собор). Он был построен в 1555-61 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и Астрахани. Он был центром роста города с 14 века и был самым высоким зданием города до завершения строительства колокольни Ивана Великого в 1600 году.

Первоначальное здание, известное как Троицкая церковь, а затем Троицкий собор, состояло из восьми боковых церквей, расположенных вокруг девятой, центральной Покровской церкви; десятая церковь воздвигнута в 1588 г. над могилой почитаемого местного святого Василия (Василия). В XVI и XVII веках церковь, воспринимавшаяся как земной символ Небесного Града, как и все церкви византийского христианства, была известна в народе как «Иерусалим» и служила аллегорией Иерусалимского храма в ежегодном Вербном воскресенье. парад с участием Патриарха Московского и царя.

Здание в форме поднимающегося в небо пламени костра, конструкция, не имеющая аналогов в русской архитектуре. Дмитрий Швидковский в своей книге «Русское зодчество и Запад» утверждает, что «это не похоже ни на одно другое русское здание. Ничего подобного нельзя найти во всем тысячелетии византийской традиции с пятого по пятнадцатый век… странность, поражающая своей неожиданность, сложность и ослепительное переплетение многочисленных деталей его замысла». Собор предвещал расцвет русского национального зодчества XVII века.

В рамках программы государственного атеизма храм был конфискован у русской православной общины в рамках антитеистических кампаний Советского Союза и с 1928 года функционировал как подразделение Государственного Исторического музея. Был полностью и насильственно секуляризован. в 1929 г. и остается федеральной собственностью Российской Федерации. Церковь является частью Московского Кремля и Красной площади, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года. Ее часто ошибочно называют Кремлем из-за ее расположения на Красной площади в непосредственной близости от Кремля.

Красная площадь, начало 17 века. Фрагмент из Бло Атлас. Сооружение с тремя шатрами на переднем плане слева — оригинальная отдельно стоящая звонница Троицкой церкви, выполненная не в масштабе. За ней, чуть ближе к дороге, начинающейся от Фрольих (впоследствии Спасских) ворот Кремля, стоит Троицкая церковь. Подковообразный объект у дороги на переднем плане — Лобное место.

Строительство при Иване IV

На месте храма исторически сложилась оживленная рыночная площадь между Фроловскими (позже Спасскими) воротами Московского Кремля и окраинным посадом. В центре площади стояла Троицкая церковь, построенная из того же белого камня, что и Кремль Дмитрия Донского (1366-68) и его соборы. Каждую победу Русско-Казанской войны царь Иван IV отмечал возведением у стен Троицкой церкви деревянной церкви-памятника; к концу его астраханского похода он был окутан группой из семи деревянных церквей. Согласно отрывочному сообщению Никоновской летописи, осенью 1554 г. Иван приказал построить деревянную Покровскую церковь на том же месте, «на рву». Через год Иван приказал построить на месте Троицкой церкви новый каменный собор в память о своих походах. Посвящение храма военной победе было «крупным нововведением» для Московии. Размещение церкви за стенами Кремля было политическим заявлением в пользу посадских простолюдинов и против потомственных бояр.

Хронисты четко идентифицировали новое здание как Троицкую церковь, по имени ее самого восточного святилища; ей еще не присвоен статус соборной:

В том же году по воле царя и владыки и великого князя Иван начал делать заложенную церковь, как и обещал за взятие Казань: Троице-Покровская и семь святилищ, называемых также «на рву». А строителем был Барма с компанией.

Имя архитектора неизвестно. Предание гласит, что церковь была построена двумя архитекторами, Бармой и Постником: в официальном реестре объектов культурного наследия России значится «Барма и Постник Яковлевы». Исследователи предположили, что оба имени относятся к одному и тому же лицу, Постнику Яковлеву или, как вариант, Ивану Яковлевичу Барме (Варфоломею). Легенда гласит, что Иван ослепил зодчего, чтобы он не мог воссоздать шедевр в другом месте, хотя настоящий Постник Яковлев оставался активным, по крайней мере, на протяжении 1560-х годов. Есть сведения, что в строительстве принимали участие каменщики из Пскова и немецких земель.

Архитектурный стиль

Поскольку церковь не имеет аналогов в предшествующей, современной или более поздней архитектуре Московии и византийской культурной традиции в целом, источники, которые вдохновляли Барму и Постника, оспариваются. Эжен Виолле-ле-Дюк отверг европейские корни собора; по его словам, его кокошники были византийскими и, в конечном счете, азиатскими. Современная «азиатская» гипотеза считает собор воссозданием мечети Кул-Шариф, разрушенной русскими войсками после взятия Казани.

Русские писатели XIX века, начиная с Ивана Забелина, подчеркивали влияние народных деревянных церквей Русского Севера; их мотивы проникли в каменную кладку, особенно в обетные церкви, которым не нужно было вмещать значительные прихожане. Дэвид Уоткин также писал о смеси русских и византийских корней, называя собор «кульминацией» русской народной деревянной архитектуры.

Церковь сочетает в себе шахматно-ярусную конструкцию самой ранней (1505-08 гг.) части колокольни Ивана Великого, центрального шатра церкви Вознесения в Коломенском (1530-е гг.) и цилиндрическую форму церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1547 г.), но и происхождение этих уникальных построек вызывает не меньше споров. Церковь в Коломенском, по словам Сергея Подъяпольского, построил итальянец Петрок Малый, хотя массовая история до сих пор не приняла его мнение. Андрей Баталов пересмотрел год постройки Дьяковской церкви с 1547 на 1560-70-е годы и отметил, что у Троицкой церкви вообще не могло быть реальных предшественников.

Дмитрий Швидковский предположил, что «невероятные» формы Покровской и Вознесенской церквей в Коломенском олицетворяют зарождающийся национальный ренессанс, сочетающий более ранние московские элементы с влиянием итальянского Возрождения. В 1474-1539 годах в Москве непрерывно работала большая группа итальянских архитекторов и мастеров, а также греческие беженцы, прибывшие в город после падения Константинополя. Эти две группы, по мнению Швидковского, помогли московским правителям выковать учение о Третьем Риме, что, в свою очередь, способствовало ассимиляции современной им греческой и итальянской культуры. Швидковский отметил сходство плана собора с итальянскими концепциями Антонио да Сангалло Младшего и Донато Браманте, но, скорее всего, с Trattato di architettura Филарета. Другие русские исследователи отмечали сходство с эскизами Леонардо да Винчи, хотя он не мог быть известен в Ивановской Москве. Николай Брунов признавал влияние этих прототипов, но не их значение; он предположил, что в середине 16 века в Москве уже были местные архитекторы, обученные итальянским традициям, архитектурному рисунку и перспективе, и что эта культура была утрачена в Смутное время.

Андрей Баталов писал, что, судя по количеству новых элементов, привнесенных в Троицкую церковь, скорее всего, она была построена немецкими мастерами. Баталов и Швидковский отмечали, что при Иване немцы и англичане заменили итальянцев, хотя пик немецкого влияния пришелся на позднее, при Михаиле Романове. Немецкое влияние косвенно поддерживается рустованными пилястрами центральной церкви, что более характерно для современной Северной Европы, чем для Италии.

Академическое издание «Памятники архитектуры в Москве» 1983 г. занимает золотую середину: храм, скорее всего, является продуктом сложного взаимодействия самобытных русских традиций деревянного и каменного зодчества с некоторыми элементами, заимствованными из работ итальянцев в Москве. . В частности, кирпичная кладка сводов выполнена в итальянском стиле.

Планировка

Вместо первоначальной специальной планировки (семь церквей вокруг центрального ядра) архитекторы Ивана выбрали более симметричный план этажа с восемью боковыми церквями вокруг ядра, создав «полностью последовательный, логичный план», несмотря на ошибочное последнее «представление о структуре, лишенной сдержанности или разума» под влиянием памяти о иррациональных злодеяниях Ивана. Центральное ядро ​​и четыре большие церкви, расположенные на четырех основных сторонах света, имеют восьмиугольную форму; четыре расположенные по диагонали церкви меньшего размера имеют прямоугольную форму, хотя их форма едва видна из-за более поздних пристроек. Большие церкви стоят на массивных фундаментах, а меньшие были размещены каждая на приподнятой платформе, как бы паря над землей.

Хотя боковые церкви расположены идеально симметрично, собор в целом — нет. Большая центральная церковь была намеренно смещена к западу от геометрического центра боковых церквей, чтобы разместить ее большую апсиду с восточной стороны. В результате этой тонко рассчитанной[45] асимметрии взгляд с севера и юга представляет собой сложную многоосную форму, тогда как западный фасад, обращенный к Кремлю, кажется должным образом симметричным и монолитным. Последнее восприятие усиливается крепостной машиколяцией и выступающим карнизом западной Входоиерусалимской церкви, отражающими настоящие укрепления Кремля.

Внутри составной церкви лабиринт узких сводчатых коридоров и вертикальных цилиндров церквей. Самая большая, центральная, Покровская церковь, имеет внутреннюю высоту 46 метров, но имеет площадь всего 64 квадратных метра. Тем не менее, она шире и воздушнее, чем церковь в Коломенском с ее исключительно толстыми стенами. Коридоры функционировали как внутренние партитуры; западный коридор, украшенный уникальным плоским кессонным потолком, одновременно являлся притвором.

Отдельная колокольня оригинальной Троицкой церкви стояла к юго-западу или югу от основного строения. На планах конца 16-го и начала 17-го веков изображено простое сооружение с тремя шатрами на крыше, скорее всего, покрытыми листовым металлом. Построек этого типа до настоящего времени не сохранилось, хотя тогда он был обычным явлением и использовался во всех проходных башнях Скородома. На панораме Августа фон Мейерберга (1661 г.) изображено другое здание с группой небольших куполов-луковиц.

Структура

Фундаменты, как это было принято в средневековой Москве, были сложены из белого камня, а сами церкви — из красного кирпича (28×14×8 см), тогда относительно нового материала[21] (первое засвидетельствованное кирпичное здание в Москва, новая Кремлевская стена, заложена в 1485 г. ). Осмотр конструкции показывает, что цокольный уровень идеально выровнен, что указывает на использование профессиональных чертежей и измерений, но каждый последующий уровень становится все менее и менее регулярным. Реставраторы, заменившие части кирпичной кладки в 1954-55 обнаружил, что массивные кирпичные стены скрывают внутренний деревянный каркас, идущий по всей высоте церкви. Этот каркас из искусно перевязанных тонких стержней возводился как пространственная модель будущего собора в натуральную величину, а затем постепенно обкладывался сплошной кладкой.

Строители, очарованные гибкостью новой технологии, использовали кирпич в качестве декоративного материала как внутри, так и снаружи, оставляя как можно больше открытой кирпичной кладки; когда расположение требовало использования каменных стен, его украшали узором кирпичной кладки, нарисованным по лепнине. Большим нововведением, внесенным церковью, стало использование строго «архитектурных» средств внешней отделки. Скульптура и сакральные символы, использовавшиеся в более ранней русской архитектуре, полностью отсутствуют; цветочные орнаменты являются более поздним дополнением. Вместо этого церковь может похвастаться разнообразием объемных архитектурных элементов, выполненных из кирпича.

Цвет

Свои нынешние яркие цвета церковь приобретала в несколько этапов с 1680-х по 1848 год. Русское отношение к цвету в 17 веке изменилось в пользу ярких красок; в иконописном и настенном искусстве резко возросло количество доступных красок, красителей и их сочетаний. Первоначальная цветовая схема, в которой отсутствовали эти новшества, была гораздо менее сложной. Оно последовало за изображением Небесного Города в Книге Откровения:

«И вид сидящего был подобен яспису и сардинскому камню: и радуга вокруг престола, вид подобная изумруду. И вокруг престола двадцать четыре седалища; и на седалищах я видел двадцать четыре старца сидящих, облеченных в белые одежды, и на головах своих золотые венцы».

25 мест из библейского упоминания упоминаются в структуре здания, с добавлением восьми небольших луковичных куполов вокруг центральной палатки, четырех вокруг западной боковой церкви и четырех в других местах. Эта договоренность сохранилась на протяжении большей части 17 века. Стены церкви смешаны голой красной кирпичной кладкой или раскрашенной под кирпич с белым орнаментом примерно в равных пропорциях. Купола, покрытые жестью, были равномерно позолочены, создавая в целом яркое, но достаточно традиционное сочетание белого, красного и золотого цветов. Умеренное использование зеленых и синих керамических вставок создавало оттенок радуги, как предписано Библией.

Хотя историки согласны с цветом куполов 16-го века, их форма вызывает споры. Борис Эдинг писал, что они, скорее всего, были такой же луковичной формы, как и современные купола. Однако и Коломенская, и Дьяковская церкви имеют уплощенные полусферические купола, и такой же тип могли использовать Барма и Постник.

Все2000 — настоящее время1980 — 19991940 — 19791920 — 1939До 1920 годаПерейти к статье

Все наши тексты и многие из наших изображений размещены под лицензией Creative Commons Attribution Share-Alike License (CC BY-SA).

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *