Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Потолок сикстинской капеллы в ватикане: Сикстинская капелла и фрески Микеланджело: фото и описание

Сикстинская капелла и ее потолочные своды

Наша специализация

Натяжные потолки торговой марки Черутти — дистрибуция в России и СНГ

Чем мы занимаемся

Монтаж натяжных потолков Cerutti ST в г. Москва

Оптовые поставки

Обучение монтажу натяжных потолков

Наш адрес

ООО Потолок-Арт
Россия, 111024, г. Москва, ул. 2-я Энтузиастов, д. 5, терр.з-да Компрессор, корп. 41, оф.блок 108

+7 (495) 198-08-23,
+7-991-109-6967
(WhatsApp, Viber)

Время работы

Пнд-Вскр с 10:00 до 20:00
Консультации по тел, е-mail, горячая линия, замеры и монтажные работы

Офис и склад:
Пнд-Птн с 10:00 до 18:00
В выходные по предварительной записи

Шедевры Ватикана

Говоря о потолочной росписи, нельзя не упомянуть великий шедевр, созданный в Ватикане художником Микеланджело — Сикстинскую капеллу. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что расписной плафон капеллы является одним из самых знаменитых потолков в мире.

Изображения, запечатленные на своде капеллы, входят во все каталоги и галереи потолков мира, мастерство исполнения и насыщенность сюжета не перестают удивлять посетителей храма.

Сикстинская капелла была сооружена на месте, где существовала «Великая капелла» (Cappella Maggiore), в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший из около двухсот кардиналов, представителей различных религиозных орденов и знатных семейств. Сикстинская капелла была торжественно освящена 15 августа 1483 года. В общемировую копилку великих творений капелла вошла, прежде всего, благодаря обильной росписи стен и потолков. Именно потолочная роспись помогает созданию атмосферы возвышенности и величия, которая царит внутри этого помещения.

 

До реконструкции капелла отличалась однообразной архитектурой с гладкими, голыми, без всякого членения стенами и почти плоским потолком. Эта скучность архитектурной оболочки была эффектно оттенена великолепием живописной декорации потолка и стен.

 

Свод Сикстинской капеллы разделен на двенадцать зон, по числу календарных месяцев или апостолов Христа, каждой зоне соответствует свое окно. Изначально потолок в Капелле был окрашен в голубой цвет  и украшен изображениями золотых звезд. Папа Юлий II решил изменить убранство Капеллы и с этой целью в 1508 году пригласил к себе Микеланджело. В своей работе Микеланджело обладал полной свободой самовыражения.  Для своего творчества он выбрал тему сотворения мира и использовал более двухсот библейских персонажей. Лежа на спине на воздвигнутых на высоте деревянных лесах, Микеланджело трудился день и ночь, чтобы преобразить своим трудом потолочное пространство капеллы. За все время ему понадобился лишь один помощник, который готовил и смешивал краски. Работа длилась четыре года.

 

Повторяя росписью архитектурные элементы, художник сначала разделил потолочное пространство на несколько частей. Девять центральных панно, представляющие первые сцены Книги Бытия, раскрывают три темы: происхождение мира, происхождение человека и первородный грех. Пять панно меньшего размера обрамлены обнаженными фигурами. Они символизируют собой человека, погруженного в раздумья, человека, взволнованного величием Бога, а также ничтожность суетного мира перед вечностью. В специальных треугольниках потолка Микеланджело поместил изображение семи пророков (которые предсказали явление Мессии) и пяти сивилл (древних жриц, передающих послания богов).  Они символизируют собой ожидание искупления. Каждая из двенадцати фигур изображена в сопровождении двух добродетелей, символов благоразумия и силы воли.

 

Написанные в серых тонах путти (ангелочки) играют на парапете расписных пилястр. Сферические треугольники по четырем угла помещения иллюстрируют божественные вмешательства во имя спасения людей.  Здесь мы видим Змея-Искусителя, сцену наказания Амана, Давида и Голиафа, а также Юдифь и Олоферна.  Треугольники свода украшены изображениями древних царей.

Эта монументальная работа является ярчайшим примером, когда именно потолок, его убранство и архитектурная планировка, становится главным носителем эффекта помпезности и абсолютной роскоши, характерных для произведений эпохи Возрождения. Потолок является центром архитектурной композиции и основным рассказчиком и иллюстратором идеи Микеланджело. Даже на поверхностный осмотр этого шедевра уходят долгие часы, а о символизме и глубине трактования изображенных сюжетов по сей день пишутся серьезные научные работы и не утихают дискуссии.  

 

С развитием современных технологий каждый может в своем жилье обустроить потолок, с художественной точки зрения схожий с идеологией эпохи Возрождения. Столь популярные ныне натяжные потолки, к примеру, можно декорировать способом широкоформатной печати, нанеся на натяжное полотно любое изображение.

 

Наш европейский партнер, компания CeruttiST AG совместно с французской организацией Réunion des musées nationaux с 2014 года участвует в культурном проекте France Collections HD. Благодаря этой работе появилась возможность официального получения высококачественных файлов для цифровой печати из лучших музеев мира. Ватикан также участвует в проекте. Это дает возможность переноса на потолок практически любых изображений из покоев Сикстинской капеллы. Отрадно, что при таком подходе все авторские права и лицензии будут соблюдены.

Роспись потолка Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла знаменита своими уникальными фресками, истинными произведениями искусства. Они были расписаны величайшими художниками эпохи Возрождения. Церковь построена по приказу папы римского Сикста IV. Имя которого и носит сама капелла. Она находится в Ватикане, древнейшем государстве Италии.

Роспись потолка Сикстинской капеллы принадлежит кисти гениального художника Микеланджело Буонаротти. Именно о его фресках я расскажу подробнее, о выбранных им сюжетах и их смыслах. Но для начала считаю нужным дать общее представление о капелле, которую расписывали не один Микеланджело, а целая группа художников. Каждому из них выделялось свое место в церкви.

Условно Сикстинскую капеллу можно разделить на несколько частей:

  1. Боковые стены расписали Боттичелли, Гирландайо, Козимо Росселли, Перуджино и их подмастерья. Нижний ярус, разделенный на три части — это ветхозаветные сцены из жизни Моисея (слева, если стоять лицом к алтарю) и новозаветные эпизоды из земной жизни Христа (справа). Над этими фресками находятся надписи, разъясняющие смысл сцен. Верхний ярус — это галерея понтификов. А точнее серия их портретов. До наших дней сохранилось 28 из 30 изображений первых римских пап. Они представлены в полный рост с книгой или свитком папируса в руке.
  2. Алтарная часть, на которой расположена знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд».
  3. Плафон со фресками Микеланджело, который мы тоже разделим на несколько частей для облегчения понимания материала.
Общий вид Сикстинской капеллы

Роспись потолка Сикстинской капеллы охватывает огромные размеры: 4093 × 1341 см. Думаю, если поднять голову и взглянуть вверх на плафон, возникнет ощущение, схожее с головокружением от столь величественного масштаба…

Сикстинская капелла представляет собой самое выразительное художественное свидетельство о библейской истории спасения рода человеческого.

ATS Italia Editrice

Плафон Сикстинской капеллы

  1. Центральная часть свода разделена на 9 эпизодов. Первые три — истории о Боге — Творце из Книги Бытия. То есть первой книги Библии. Вторые три — о жизни Адама и Евы, первых людях на земле. Последние три — история Ноя и Всемирного Потопа.
  2. По бокам от центральной части изображены Пророки и Сивиллы — все они предсказали явление Христа.
  3. В треугольных парусах помещены многофигурные группы людей, которые находились в родстве с предками Христа.
  4. В восьми люнетах над окнами — предки Христа. От Авраама до Иосифа, мужа Девы Марии.
  5. В четырех распалубках представлены эпизоды спасения народа Израиля.

Роспись потолка Сикстинской капеллы выполнена в технике «чистой фрески» (buon fresco). То есть на свежую обмазку накладывались краски. Помимо этого способа Микеланджело писал еще по сухой штукатурке в технике fresco secco, которая использовалась только для ретушировании каких-либо деталей и написания медальонов у ног обнаженных юношей Ignudi. Способы фресковой живописи автор почерпнул во время обучения в мастерской Гирландайо во Флоренции.

Роспись потолка Сикстинской капеллы

Роспись потолка Сикстинской капеллы отняла у Микеланджело целых 4 года. Он работал в полном одиночестве. К написанию фресок его пригласил папа Юлий II в 1508 году. На тот момент художнику исполнилось 33 года. И у него не было опыта работы в технике фрески. Но он превзошел себя, упорно трудясь, и по окончании создал гениальное произведение искусства, живописно выполненное.

Микеланджело изложил историю спасения человечества: от Сотворения Мира до Грехопадения Адама и Евы и до появления надежды на искупление.

Это можно проследить, детально изучив фрески Сикстинской капеллы. В них достигнута определенная последовательность хронологических событий и логичность исполнения.

Центральная часть свода

Как уже было сказано выше, центральная часть плафона Сикстинской капеллы разделена на 9 сцен, взятых из Книги Бытия. Первые три повествуют о сотворении Мира. Следующие три — об истории Адама и Евы. Последние три — об истории Ноя.

«Отделение света от тьмы» — первый день Сотворения Мира. На ней изображен Саваоф, разгоняющий облака.

«Сотворение светил и растений» — сюжет разделенный на две части, в каждой из которых присутствует фигура Бога. Справа он представлен фронтально, чертя пальцем круги яркого солнца и бледной луны. Слева Творец изображается сзади. Это довольно частый прием написания фигур в эпоху Возрождения. Во фреске «Сотворение светил и растений» Саваоф творит планеты. Он представляется в образе могущественного и величественного Бога — создателя, свободно парящего в воздухе. Чувствуется Его творческая мощь.

«Отделение вод от земли» — третья фреска из первого цикла. В ней развевающаяся на ветру мантия придает композиции еще большее ощущение созидательного порыва Бога.

Каждый эпизод обрамлен обнаженными фигурами. Они символизируют человечество.

Первые три эпизода центральной части свода: 1 — «Отделение света от тьмы», 2 — «Сотворение светил и растений», 3 — «Отделение вод от земли»

«Сотворение Адама» — прославленная во всем мире фреска. Главные герои картины протягивают друг к другу руки. Они едва касаются. Справа изображен Бог — Отец, окруженный бескрылыми ангелами. Справа — идеально выписанный Адам, лежащий на зеленой скале.

«И сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие 1, 27)

«Сотворение Евы» — необычная по своему исполнению фреска. Ева представлена нетрадиционно. Обычно художники изображали девушку, выходящей из ребра Адама. А здесь она выходит из скалы, протягивая с благодарностью и любовью руки Богу — Творцу и с открытым ртом. Вероятно, от удивления своего появления на свет.

«Первородных грех» — фреска разделенная на две части. Справа изображены Адам и Ева, изгнанные из рая. А справа — совершенный им грех. Эпизоды разделены древом Добра и Зла. Оно обвито дьяволом — искусителем, над которым летит Архангел Гавриил с мечом. Если обратить внимание на природу с разных сторон, можно заметить, что она сильно отличается. Справа земля высушенная, как в пустыне, а слева она пышет своим плодородием, обилием зелени, листьев. Подобные различия можно увидеть в телах героев. Формы тел Адама и Евы в Раю благородны (слева). Лица их не искажены страхом и ужасом, как это показано после изгнания. Обратите внимание на лицо Евы. Справа оно уродливо скорчено. Слева — миловидное и светлое. Чувствуете контраст? Да и тела (слева) кажутся уже весьма подряхлевшими.

Внутреннее духовное состояние отражается на физическом

Так считал Микеланджело
Вторые три эпизода центральной части свода: 1 — «Сотворение Адама», 2 — «Сотворение Евы», 3 — «Первородных грех»

«Жертвоприношение Ноя». Сцена посвящена благодарственным обрядам Патриарха после Всемирного Потопа. На первом плане люди преподносят внутренности овна. На заднем плане стоит Ной. Его глаза закрыто, словно он отстранился от происходящей вокруг суеты. Рука и указательный палец подняты вверх. Он указывает на Небеса — «истинный источник всякого спасения».

«Всемирный Потоп» — моя любимая фреска. Ее колорит достаточно светлый и насыщенный, несмотря на драматизм ситуации, который мне очень нравится. Возможно, это связано с тем, что с детстве я посмотрела один фильм об этом событии. И он был настолько красочно, масштабно снят, что произвел на меня большее впечатления. В центре композиции немногие спасенные от Потопа люди плывут в лодке вместе с Ноем по направлению к ковчегу, символу Церкви. Справа изображен шатер. В нем собрались все те, кого миновала смерть. На первом плане — уцелевшие от Потопа люди выбираются на сушу со своим «имением». Около 60 обнаженных фигур изображены на этой фреске на ясном и голубом фоне.

«Опьянение Ноя». Довольно любопытная сцена. Вот как это описывается в Книге Бытие: «Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал братьям своим. Сим же Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы своего отца». На заднем плане семейство Ноя занимается сельскохозяйственной деятельностью, сбором винограда.

Третьи три эпизода центральной части свода: 1 — «Жертвоприношение Ноя», 2 — «Всемирный Потоп», 3 — «Опьянение Ноя»

Если присмотреться, то можно увидеть, что сцены обрамлены обнаженными фигурами «Ignudi». Они олицетворяют красоту человека, созданному по образцу Божиему. Мужские фигуры сидят на мраморных кубах. Между некоторых из них помещен медальон. Заметьте, с помощью этих фигур блестяще решено композиционное решение. Все 9 различных библейских эпизодов объединены в один непрерывный цикл. Мне кажется, это гениально выполнено. Таким образом, смысловые пустоты отсутствуют. Все имеет значение в росписи плафона. И нет ничего лишнего.

Мужские фигуры «Ignudi»

Пророки и Сивиллы

Великолепные фигуры семи Пророков и пяти языческих Сивилл сидят на могучих тронах. Их сопровождают ангелы или путти, подчеркивающие их пророческий дар — предвидеть будущее. Ведь именно Пророки и Сивиллы предсказали явление Христа. Это их и объединяет. Все фигуры находятся по бокам от центральной части плафона.

Пророки:

  • Иеремия воплотил собою печаль еврейского народа, находившегося вдали от Иерусалима. Поэтому он изображен столь задумчивым. Пророк возвещал о Новом Завете с приходом Христа.
  • Иезекииль предрек заключение Нового Завета со Всевышним. Пророк осуждал народ Израиля в грехах, за которые Бог от него отвернулся.
  • Иоиль — пророк Святой Пятидесятницы (иначе — Сошествия Святого Духа). Кроме того, он является пророком восстановления Израиля и предстает как спаситель всех народов земли в целом.
  • Захария — мессианский пророк. Он изображен с книгой в руке, которую он задумчиво читает и перелистывает. В этом жесте выражена миссия всех пророков — предсказывать будущее.
  • Исайя — один из самых значительных пророков, который предвидел появление Миссии.
  • Даниил — очень популярный герой раннехристианской иконописи. Все потому, что впечатляет история этого пророка, брошенного в ров царем Дарием на растерзание львам. Но чудесным образом он остался невредимым. Благодаря своей непоколебимой вере. Даниил предвидел пришествие «сына человеческого». Микеланджело изобразил пророка за измерением особым прибором «семидесяти недель», которые оставались до прихода Миссии.
  • Иона — еще один излюбленный для художников герой. Он был проглочен огромной рыбой — китом. И спустя три дня был отпущен. В этом сюжете прослеживается параллель с Иисусом, который после Своей смерти спустя три дня, как сказано в Библии, Воскрес.
Роспись потолка Сикстинской капеллы. Пророки Иеремия, Иезекииль, Иоиль
Роспись потолка Сикстинской капеллы. Пророки Захария, Исайя, Даниил

Сивиллы:

Слово «сивилла» в древности обозначало юную девушку, служительницу Аполлон — языческого божества, которая могла предвидеть будущее.

Для Микеланджело Сивиллы — символические фигуры, связующие мир прекрасной древней классики с христианством.

  • Сивилла Персидская — одна из пожилых сивилл. Она мудра и умна, изображена в момент чтения книги, смысл которой она пытается постичь.
  • Сивилла Эритрейская. Согласно древним мифам, Аполлон подарил ей столько лет жизни, сколько она смогла удержать песчинок в своей руке. Микеланджело изобразил позади Сивиллы ангелочка, разжигающего факел. Возможно, это служит символом, указывающим на божественный дар девушки.
  • Сивилла Дельфийская необыкновенно красива и прекрасна, за что считается наиболее популярной и узнаваемой из этого цикла фресок. Дельфы проживали у Аполлона и давали предсказания проходящим мимо них паломникам.
  • Сивилла Куманская (по произведению «Энеида» Вергилия) предрекла герою Энею о рождении от Девы Марии одного Младенца, который изменит весь мир.
  • Сивилла Ливийская изображена в момент, когда она закрывает гигантскую книгу. Не смотря на довольно массивные плечи девушки и ее крупную массу дела, она выглядит нежной, женственной и легкой. Мне кажется, это заслуга Микеланджело. Он умело сочетает фиолетовую, оранжевую, розовую и желтую краски, достигая тем самым светлый колорит фрески. Драпировки на платье Сивиллы выглядят очень красочно, лик ее миловиден, прическа аккуратна и красива.
Роспись потолка Сикстинской капеллы. Сивиллы Персидская, Эритрейская, Куманская
Роспись потолка Сикстинской капеллы. Сивиллы Дельфийская и Ливийская

Треугольные паруса

В них помещены группы людей, которые находились в родстве с предками Христа. Паруса поддерживаются бронзовыми фигурами обнаженных юношей «Ignudi» и бычьими головами «Bucrani». Это классический орнаментальный мотив, который напоминает нам о жертвоприношениях в древности.

Один из парусов плафона Сикстинской капеллы

Люнеты

Спускаясь глазами ниже, мы увидим полукруглые люнеты, в которых Микеланджело написал предков Христа. Автор следовал списку, входящему в состав Евангелия от Матфея (1: 1-17). Это так сказать «родословное древо» Христа. Без него не получилось бы воплотить наиболее полно замысел Микеланджело. А идея достаточно проста — «показать историю человечества как историю спасения. От самого первого человека, Адама, и его грехопадения до полного искупления». Присутствие фигур предков, мне кажется, служат выразительным средством, как в литературе, так и в живописи. К слову сказать, Микеланджело был прекрасным поэтом и обладал даром рассказчика.

Люнеты плафона Сикстинской капеллы

Распалубки

В четырех распалубках представлены эпизоды спасения народа Израиля.

  1. История Юдифи и Олоферна повествует, как молодая еврейская красавица напоила и убила ассирийского полководца, который выступал против Израиля. По сюжету — Юдифь вручает отрубленную голову Олоферна своей служанке.
  2. История Давида, храбро и смело выступившего против Голиафа, который поклялся, что обратит евреев в рабство.
  3. История Медного змея. На пути к земле обетованной уставшие иудеи начали жаловаться на свою несчастную судьбу, за что Бог наслал на них змей. Народ начал раскаиваться и просить прощения у Саваофа. Он простил их и повелел Моисею соорудить Медного змея. При взгляде на которого любой пострадавший мог исцелится.
  4. Эпизод из книги Эсфири — «Наказание Амана» — рассказывает о смерти юного визиря, издавший указ против евреев. Они должны были преклоняться перед царем, вставать на колени, а за непослушание карались смертной казнью. Но Эсфирь смогла спасти еврейский народ, послав Амана «на верную смерть».
Распалубки: 1 — «История Юдифи и Олоферна», 2 — «Наказание Амана», 3 — «История Медного змея»

С Богословской точки зрения эти эпизоды представляют различные варианты божественного плана спасения человечества, окончательно воплотившегося с приходом Сына Божия.

ATS Italia Editrice
Фреска Микеланджело «История Давида и Голиафа»

Роспись потолка Сикстинской капеллы — это поистине уникальное произведение искусства. Мне кажется, единственное, наглядно рассказывающее во всей полноте историю Библии. Это логично выстроенное, живописно исполненное свидетельство Книги Бытия. По праву заслуживает оставаться увековеченным на долгие годы.


Роспись потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело

Подробное описание потолка Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла — одно из самых посещаемых мест во всей Европе. Дом знаменитых фресок на потолке работы талантливого Микеланджело

Сикстинская капелла была построена на древнем фундаменте Капеллы Великой. Папа Сикст IV поручил построить эту часовню в 1470-х годах, откуда и произошло название «Сикстинская». Многочисленные художники были частью первоначального украшения, в том числе Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо, Пинтуриккио и Козимо Роселли. Однако потолок был окрашен в простой синий цвет, чтобы соответствовать небу, со звездами, разбросанными внутри. Только в 1508 году, когда папа Юлий поручил Микеланджело перестроить Сикстинскую церковь, был создан ее прекрасный потолок.

Фреска

Потолок Сикстинской капеллы состоит из серии фресок, сосредоточенных вокруг нескольких сцен из Ветхого Завета. Фреска — это когда художник использует стену в качестве холста. Они смешивают вместе песок и известь и распределяют смесь по стене. Затем они наносят краски, что нужно делать быстро, пока стена еще влажная. Если они рисовали, когда смесь высохла, то цвета химически сливались с известью и становились постоянными. Техника фрески стара и восходит как минимум к египтянам, которые рисовали на всевозможных предметах. Этому навыку научиться непросто, но после освоения результаты ошеломляют, а работа длится долго. Портреты на фресках, относящиеся к древнеримским временам, были раскопаны в Помпеях и Геркулануме и до сих пор остаются удивительно яркими и нетронутыми, что удивительно, учитывая их возраст. Однако происхождение фресковой живописи неизвестно. В 16 веке его сильно пересматривали, а итальянский Ренессанс считался великим периодом фресковой живописи, как видно из работ Чимабуэ, Джотто, Мазаччо, Фра Анджелико и многих других художников, включая Микеланджело. Однако к середине 16 века использование фресок было в значительной степени вытеснено масляной живописью.

Проектирование потолка 

Хотя у Микеланджело не было большого опыта работы с красками, особенно с фресками, он взялся за дело и не остановился на полпути. Он обратился за советом к своим друзьям-художникам во Флоренции, которые приехали в Рим и показали ему, как начать работу. Однако даже через неделю Микеланджело понял, что не может сделать это так, как они хотят, и что ему придется делать это самому. Он заперся в часовне и начал рисовать свои фигуры на огромном потолке, полагаясь на метод проб и ошибок. Его первый дизайн был прост: 12 апостолов, а затем некоторые украшения вокруг них. Но вскоре он решил, что этот дизайн слишком прост, и начал разрабатывать что-то более амбициозное. Этого он добился! Он поставил перед собой задачу написать 300 фигур, чтобы проиллюстрировать предысторию спасения — время человека на земле до пришествия Христа. Дизайн был захватывающим, и когда часовня была впервые открыта, публика была поражена работой художника.

Борьба Микеланджело

Когда папа Юлий попросил Микеланджело закончить потолок, он был известен своими скульптурами. У него было мало опыта в росписи фресок, и он предпочитал лепить свои материалы. Чтобы вызвать у него энтузиазм, Папа в качестве компенсации заказал 40 скульптур для его гробницы. Несмотря на свои оговорки, Микеланджело одержал победу над плафоном, который восхищал посетителей с момента его первого показа. Однако за этот успех пришлось заплатить, так как потолок Сикстинской капеллы причинил большую нагрузку психическому и физическому здоровью Микеланджело. Работая над потолком, он постоянно вытягивал и напрягал шею, чтобы дотянуться до холста. К сожалению, несмотря на специальные леса, которые он построил, чтобы уменьшить это напряжение, он не мог завершить работу без больших усилий. Строительные леса, которые он сделал, включали установку деревянных платформ, которые поддерживались скобами, чтобы он мог стоять на высоте 60 футов в воздухе, подбираясь как можно ближе к потолку. Каждый день Микеланджело смешивал партию гипса и наносил его на потолок, а затем принимался за работу, раскрашивая фрески до того, как гипс высохнет. Давление времени, добавленное к его физическому напряжению, не помогло бы делу, ему пришлось бы поднимать, чертить и красить все, что над головой. Работа так близко к потолку и рисование с такой детализацией также напрягали глаза Микеланджело, лишая его зрения на всю оставшуюся жизнь. В письме, которое он отправил другу, Микеланджело нарисовал карикатуру на себя, рисующую святого на потолке, и на ней вы можете видеть, как он стоит прямо, согнув шею настолько, насколько это возможно. Эту неудобную позу Микеланджело пришлось бы принять в течение 4 лет, что делает великолепие потолка Сикстинской капеллы еще более впечатляющим.

Сюжет фресок

Потолок Сикстинской капеллы разделен на 33 области, каждая из которых окрашена в разные сцены и значения. Каждая область отличается по важности и размеру, с девятью центральными разделами, которые изображают историю Бытия. В семи треугольных областях, соседних с центральными панелями, изображены предки Христа, включая Соломона, Иосию, Иессея, Ровоама, Асу, Озию, Езекию и Зоровавеля. Семь квадратных панелей иллюстрируют пророков и сивилл, включая Иону, Иеремию, Даниила, Иезекииля, Исайю, Иоиля и Захарию. Наконец, четыре угловых элемента потолка взяты из Ветхого Завета. Каждый из них — Давид и Голиаф, поклонение Медному Змею, наказание Амана, Юдифь и Олоферн. Вся картина представляет собой эмоциональное изображение преданности Богу, где на фресках представлены как Божья месть, так и любовь.

Предыдущая статья: Как выбирают папу?

Потолок Сикстинской капеллы Микеланджело — Энциклопедия всемирной истории

В 1508 году н.э. папа поручил знаменитому флорентийскому скульптору и художнику Микеланджело (1475-1564 гг. н.э.) нарисовать сцены на потолке Сикстинской капеллы Ватикана. Стены часовни уже были украшены некоторыми из величайших художников эпохи Возрождения, но за четыре года тяжелого труда Микеланджело затмит их всех своими амбициями и техническим мастерством, создав одно из определяющих произведений западного искусства любого века. Многопанельный потолок показывает историю Бытия от сотворения мира до Ноя и Великого потопа. По сути, сцены показывают создание человечества, его грехопадение и окончательное искупление.

Сотворение Адама Микеланджело

Алонсо де Мендоса (общественное достояние)

Комиссия

Сикстинская капелла в комплексе Ватиканского дворца в Риме была построена по заказу Папы Сикста IV (годы правления 1474-1481 гг. н.э.). Строительство было завершено только c. 1481 г. н.э., но образование массивной трещины в потолке в 1504 г. н.э. потребовало ремонтных работ, которые также дали возможность добавить еще больше произведений искусства в и без того впечатляющий интерьер, наполненный произведениями искусства. Требовалась работа, которая соответствовала бы совершенству настенных фресок со сценами из жизни Иисуса Христа и Моисея, созданных такими мастерами, как Сандро Боттичелли (1445–1510 гг. н. э.) и Пьетро Перуджино (ок.   1450–1523 гг.). СЕ). Один человек тогда стоял выше всех остальных в мире искусства, художник уже прославился своими картинами и скульптурами, особенно своей массивной статуей Давида 1504 года н.

э., которая теперь стояла под открытым небом в его родном городе Флоренции. Этим человеком был Микеланджело ди Лодовико Буонарроти, и папа Юлий II (годы правления 1503–1513 гг. н. э.) был полон решимости нанять его для этой работы.

Удалить рекламу

Реклама

Пока работа шла, Микеланджело не позволял никому видеть ее ход, даже папе, которому не терпелось увидеть завершение работы.

Дизайн и техника

Юлий II и Микеланджело уже объединили усилия, когда художнику было поручено создать гробницу Папы. Этот проект, начатый в марте 1505 г. н.э., не был гладким. Меценат и художник поссорились из-за грандиозного замысла, включавшего когда-то 40 мраморных статуй. Контракты несколько раз переписывались, проект становился все менее и менее амбициозным, а работа затягивалась далеко за пределы первоначально предусмотренных сроков. В какой-то момент Микеланджело назвал этот проект «трагедией гробницы» и в конце концов покинул Рим; его ученики позже закончат работу.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Микеланджело Даниэле да Вольтерра

Метрополитен-музей (авторское право)

Удалить рекламу

Реклама

В этом контексте легко понять, почему Микеланджело был далек от того, чтобы заняться еще одним проектом с Папой, но в конце концов он принял самое сложное поручение в своей блестящей карьере. Контракт был подписан в мае 1508 г. н.э. с поручением заменить нынешний потолок Сикстинской капеллы, на котором было нарисовано голубое небо и звезды. Вместо этого теперь планировалось нарисовать фигуры 12 апостолов по бокам потолка и заполнить интерьер архитектурными мотивами. Микеланджело, однако, вскоре отказался от этих планов и занялся чем-то гораздо более амбициозным, полностью покрывая потолок размером 39x 13,7 метра (128 x 45 футов) и предлагает площадь около 800 квадратных метров.

В течение следующих четырех лет мастер работал в основном в одиночку и очень часто в неудобном положении на вершине похожих на мост строительных лесов, которые он сам спроектировал для воплощения своего видения в красках.

По мере того, как художник продвигался вперед, он двигался по лесам от входа к своему конечному пункту — алтарной стене. Пока работа шла, художник не позволял никому видеть ее ход, даже Папе, которому не терпелось увидеть завершение работы.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Интерьер Сикстинской капеллы

Ричард Мортел (CC BY)

По сравнению с другими подобными работами того периода потолок был выполнен удивительно быстро. Фрески написаны очень яркими красками, иногда довольно крупными пятнами. Далее, чтобы помочь зрителю, который должен стоять на несколько метров ниже, Микеланджело применил прием контрастирования цветов рядом друг с другом. Это заставляет некоторые цвета казаться даже ярче, чем они есть на самом деле, и создает эффект тени, уменьшая потребность в более темных и светлых оттенках одного и того же цвета, техника, которая не будет оценена, если смотреть с пола часовни.

Художник также использует приемы ракурса и перспективы, полностью осознавая, что целевая аудитория его работ будет смотреть на сцены издалека.

История Бытия

Потолок представляет собой почти подавляющее собрание христианских образов. По бокам потолка семь пророков и пять сивилл, которые чередуются. Согласно христианской традиции, обе эти группы предсказывали пришествие Иисуса Христа. Пять сивилл являются изображениями сивилл из Дельф, Кум, Ливии, Персии и Эритры. Семь пророков — это Иона, Даниил, Исаия, Захария, Иоиль, Иеремия и Иезекииль. Иона заслуживает особого упоминания, так как, появившись над алтарем и увиденный с большой рыбой, которая проглотила его, Микеланджело показал фигуру, которая, казалось бы, падает назад, эффект только усиливается тем фактом, что эта конкретная область потолка выпирает вперед. Такие трюки с перспективой можно увидеть на множестве фигур на потолке.

Потолок Сикстинской капеллы работы Микеланджело

фото (by Qypchak) (CC BY-SA)

Также по краям, над окнами в полукруглых люнетах, изображения традиционных предков Христа. Четыре большие угловые панели содержат сцены, изображающие Давида и Голиафа, Юдифь и Олоферна у входа, со Смертью Амана и Моисеем и Медным Змеем у алтаря. Внешние края потолка имеют тонкие участки нарисованного неба, чтобы создать иллюзию того, что потолок имеет отверстия наружу.

Удалить рекламу

Реклама

По всей длине потолка расположены девять основных центральных панелей. Сами панели созданы архитектурным каркасом и чередуются в двух размерах. На этих панелях показан цикл эпизодов из библейской книги Бытия, повествующих о Сотворении мира до времен Ноя. Интересно, что на центральной панели изображено сотворение Евы, а не сотворение Адама, хотя это может быть просто потому, что сцены расположены в хронологическом порядке, начиная с алтарной стены. Однако более убедительным аргументом в пользу присутствия Евы в центре столь явно продуманного творцом произведения является то, что Ева представлена ​​как эквивалент или архетип Девы Марии, которой посвящена Сикстинская капелла.

Бог, отделяющий землю от воды, Сикстинская капелла

PDArt (общественное достояние)

Хотя хронология библейской истории начинается у алтарной стены, для того, чтобы увидеть сцены правильно вверх, нужно стоять лицом к алтарю. Следовательно, когда кто-то входит в комнату и идет к алтарю, он на самом деле видит, как история происходит в обратном порядке, преднамеренный эффект перемотки, который возвращает зрителя обратно к точке Творения. По углам каждой из основных панелей расположены четыре ignudi фигуры, обнаженные тела, не имеющие ничего общего с религиозным повествованием, но демонстрирующие любовь Микеланджело к смелым фигурам в драматических позах. По порядку, если смотреть сначала от входа в часовню, панели:

  • Опьянение Ноя
  • Великий потоп
  • Жертвоприношение Ноя
  • Искушение Адама и Евы и изгнание из рая
  • Сотворение Евы
  • Сотворение Адама
  • Отделение Богом земли от воды
  • Сотворение Солнца, Луны и планет
  • Бог отделяет свет от тьмы

Бог, создающий солнце, луну и планеты, Сикстинская капелла

Микеланджело (общественное достояние)

Удалить рекламу

Реклама

Среди экспертов до сих пор ведутся споры относительно точной идентификации некоторых фигур. Например, жертва Ноя на самом деле может быть жертвой Авеля. Последняя интерпретация лучше соответствовала бы хронологии потолка в целом и соответствовала бы комментариям ранних биографов Микеланджело. В то же время связь между Ноем и Адамом осознается и закрепляется художником. У этих двух мужчин есть параллельные истории как прародителей человечества и как отпавших от благодати. Это дублирование событий отражено в выборе Микеланджело изобразить Адама и Ноя в поразительно похожих лежачих позах на панелях «Сотворение Адама» и «Пьянство Ноя».

Искушение и изгнание из рая, Сикстинская капелла

Микеланджело (общественное достояние)

Энергия панелей Creation впечатляет. Решительное лицо Бога, его согнутые колени и развевающиеся одежды дают достаточно признаков силы, необходимой для создания Солнца и планет, которые он, кажется, швыряет на их орбиты своими распростертыми руками. Солнце — интересная деталь, если смотреть крупным планом, и оно легко впишется в любую картину импрессионистов. На панели «Сотворение Адама» Бог снова изображен как яркая могущественная фигура, непринужденная в своей стихии, в то время как Адам, напротив, показан в томной позе, ожидающей живительной энергии от своего создателя. Решающий момент, когда два пальца соприкасаются, который вот-вот должен произойти в следующей сцене, придает еще большую силу полному отсутствию деталей фона, настоящей пропасти между двумя мирами.

Масштаб становится больше, а фигурам отводится больше места на панели по мере перехода от Ноя к тем панелям с одним только Богом, что придает зрителю новое ощущение роста и энергии. К тому времени, когда мы добираемся до последней панели, которая, конечно, является первой, Бог был передан с гораздо меньшей точностью и, почти безликий, он превратился в корчащуюся фигуру из чистой энергии.

Удалить рекламу

Реклама

Опьянение Ноя, Сикстинская капелла

Микеланджело (общественное достояние)

Приемная

Работа имела немедленный успех почти у всех, кто ее видел, но раздавались недовольные голоса. Основным возражением было количество наготы и особенно изображение гениталий на нескольких фигурах. Это не помешало Микеланджело позже получить заказ полностью расписать одну стену часовни своей версией Страшного суда. Работавшая с 1536 по 1541 год, эта фреска вызвала еще больше споров, чем потолок. То, что Иисус не носил своей обычной бороды и выглядел немного моложе, чем обычно, а также появление еще большей наготы, особенно разозлило некоторых представителей духовенства.

С точки зрения художественной техники работа Микеланджело в Сикстинской капелле была важным шагом вперед в развитии западного искусства и изучалась художниками на протяжении 16 века н.э. В последующие века работы Микеланджело ценились за то, что они есть, шедевр великого художника на самом пике его способностей. Центральное видение на потолке Бога среди облаков, протянувшихся, чтобы коснуться пальца Адама, стало одним из наиболее воспроизводимых изображений всех времен, а часовня остается одной из самых посещаемых достопримечательностей Италии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *