Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Православные святыни рима путеводитель: Экскурсия Христианские святыни Рима: история и судьбы

Экскурсия Христианские святыни Рима: история и судьбы

Групповая сборная, пешеходная

3 ч.

Размер группы до 15 человек

Бесплатная отмена за 48 часов

Русский язык

Кафедральный Собор святого Иоанна на земле Латеранской

Главный храм Рима и Ватикана, основанный при императоре Константине Великом, который сделал христианство господствующей религией Римской Империи.

У центрального входа в собор вы увидите надпись на латыни, в переводе — «Святейшая Латеранская церковь является матерью и главой церквей этого города и всего мира».

Здесь хранятся честные главы святых апостолов Петра и Павла, а внутри алтаря находится столешница, за которой свершилась Тайная вечеря.

У вас также будет возможность пройтись по Святой Лестнице, по которой Христос поднимался во дворце Пилата перед будущим распятием.

Базилика святого Креста Иерусалимского

Базилика стоит на месте дворца матери Константина Великого, которая заложила в основание землю, привезенную ей из Иерусалима.

В часовне Реликвий, в особой нише за бронированным стеклом находятся реликвии Страстей:

  • три части древа от Креста, на котором был распят Христос, 
  • перст апостола Фомы, 
  • ковчег с тремя камушками: от Вифлеемской пещеры Рождества, от колонны бичевания Спасителя и от Гроба Господня, 
  • ковчег с двумя шипами от тернового венца Христа.

В нижней части ниши находится гвоздь распятия Христова, а справа — часть таблички, прибитой ко Кресту по приказанию Пилата, с издевательской надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». 

Собор святой Марии Старейший

Собор Божией Матери был основан римским патрицием Иоанном, которому, согласно преданию, однажды в сонном видении явилась Богоматерь, повелевшая построить храм на том месте, где наутро выпадет снег. 

Здесь вы:

  • увидите самые древние мозаики в мире
  • сможете прикоснуться к главным реликвиям храма, хранящимся в алтаре (мощи святого апостола Матфия, доски от младенческих яслей Спасителя)
  • осмыслите историю раннего христианства через подвиги и противоречивые судьбы апостолов и святых, преданно служивших Христу
  • услышите правду о гонениях на христиан и узнаете о главных вехах в истории христианства, увидев своими глазами вещественные свидетельства событий того времени/
  • познакомитесь с жизнью и творчеством великих художников, скрупулезно избранных всемогущими римскими папами для росписей и украшений главных христианских храмов


Экскурсия проводится по благословению Русской Православной Церкви в Италии

Главная цель экскурсии — дать возможность путешественникам открыть для себя историю раннего христианства вместе с профессиональными гидами, прикоснувшись к великим духовным святыням христианского мира.

Посещение базилик и экскурсия с гидом бесплатны. Остаток денежных средств, полученный от проведения экскурсии, передается на безвозмездной основе 4-м сельским храмам в Украине в Полтавской области (иерей Роман Голик, обновления о расходовании средств в режиме реального времени).

Важная информация

— В экскурсию входит аренда наушников. 

— Гид проводит экскурсию бесплатно. 

— Посещение базилик бесплатное, экскурсия не предусматривает никаких дополнительных обязательных платежей. 

— Участие для детей до 7 лет бесплатное. 

— Участие предусматривает следующую форму одежды: для посещения храмов плечи и колени должны быть прикрыты. Женщинам нельзя в коротких шортах. 

— Пожалуйста, одевайте удобную обувь и одежду по погоде. 

— Весь маршрут экскурсии пешеходный, общая протяженность маршрута не более 2,5 км (отрезок пути от базилики Basilica Santa Maria Maggiore до базилики Basilica di San Giovanni in Laterano с активным 20-минутным (1,7 км) пешеходным переходом).  

15 главных церквей Рима — фото, описание, список, карта

Рим действительно чудовищно стар. Древние катакомбы, античные храмы, гроты, сети узеньких улочек, неприметные здания богатейших церквей – всё это создаёт непередаваемую атмосферу. А религиозный мир Рима – отдельная вселенная со своими законами и традициями. Церкви Рима так многообразны и пестры, что поневоле начинаешь сомневаться, какую из них необходимо увидеть в первую очередь.

Содержание

  • 1 Базилика Святого Петра
  • 2 Сан-Джованни ин Латеранно
  • 3 Церковь Санта-Мария-Маджоре
  • 4 Сан-Пьетро-ин-Винколи
  • 5 Санта-Мария-сопра-Минерва
  • 6 Санта Мария дель Пополо
  • 7 Церковь Сан-Клементе
  • 8 Санта-Мария-ин-Космедин
  • 9 Санта-Мария-ин-Трастевере
  • 10 Церковь Санта-Сабина
  • 11 Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
  • 12 Сант-Андреа-аль-Квиринале
  • 13 Церковь Святой Пракседы
  • 14 Сан-Лоренцо-фуори-Мура
  • 15 Церковь Санта Констанца
  • 16 Церкви Рима на карте

Базилика Святого Петра

Современный собор Святого Петра является знаковой достопримечательностью Рима. Если и ведут куда-то все дороги, то именно к этому монументальному зданию, являющемуся настоящим воплощением истории в камне. Тысячи людей в разные времена работали над его оформлением, проводили реконструкционные работы. Эта цифра не является преувеличением – история этого места началась ещё в четвёртом веке, когда над могилой Святого Петра начали возводить небольшую и довольно скромно оформленную базилику.

К началу шестнадцатого века по некой не вполне очевидной причине Папа инициировал перестройку базилики. Вскоре появился теперь уже собор Святого Петра – грандиозное сооружение, которое символизирует власть понтифика и является земным оплотом католического мира. Собор открыт для посещения с 7:00 до 19:00. Вход свободный. Дополнительно заплатить придётся за возможность подняться на купол Микеланджело – минимальная стоимость билета составляет 6 EUR.

Сан-Джованни ин Латеранно

Латеранская базилика находится на самой высокой ступени среди всех религиозных сооружений Рима, превосходя по статусу такие древние и бесспорно почитаемые памятники, как собор Святого Петра. В архибазилике находится трон понтифика. Некогда именно на этом месте располагалась первая христианская церковь Рима. Позже – уже к девятому веку – на Латеранском холме появился собор Святого Иоанна Крестителя, который ещё некоторое время сохранял за собой статус единственного папского храма.

Настоящий рассвет наступил для Латеранской базилики, когда за её реконструкцию взялся Борромини, придавший архибазилике яркие барочные черты. Тогда же из самого Римского форума были перевезены огромные бронзовые двери для установки у главного портала. Базилика Сан-Джованни поражает богатством фресковой живописи и мозаиками, выполненными в классическом византийском стиле. Резные потолки, украшенные лепниной колонны, скульптуры апостолов, древние религиозные артефакты из серебра и драгоценных камней – базилика оправдывает надпись над главным входом: «мать всех церквей в Риме и мире».

Церковь Санта-Мария-Маджоре

Базилику Святой Марии невозможно не заметить, так как она является самой крупной церковью католической столицы, о чём ненавязчиво напоминает её название: «маджоре» – большой. Да и перед самым входом стоит пятнадцатиметровая статуя Девы Марии, отлитая из бронзы. Сложно случайно пройти мимо. Кроме того, несмотря на то, что дата основания церкви отсылает нас в четвёртый век нашей эры, эта церковь является едва ли не единственной в Риме, практически полностью сохранившей свой аутентичный облик. С её основанием связана легенда о Божьей Матери, которая приказала выстроить храм на том месте, где выпадет снег.

Снег выпал, и церковь начали называть церковью «Божьей Матери в снегах», вот только происходило это действо в августе. Поразительной искусности мозаика тринадцатого века посвящена этому сюжету. Богатейшая роспись потолков, средневековые мозаики и великолепные образцы мозаичного искусства, сохранившиеся ещё со времён возведения церкви, повествуют о жизни Христа, передают ветхозаветные сюжеты. Церковь состоит из трёх капелл, самой известной из которых является Сикстинская, так что и поклонники культурных святынь, и желающие прикоснуться к святым мощам, гарантированно будут удовлетворены визитом сюда.

Сан-Пьетро-ин-Винколи

Базилика также известна как базилика Святого Петра в веригах, то есть в цепях. Примечательно, что данный артефакт, являющийся важной религиозной святыней, хранится в современной базилике. «Честные вериги» оказались здесь благодаря Евдоксии, византийской царице, которая в своё время преподнесла их в дар понтифику. Она же заложила в Риме храм, который сегодня мы называем Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Базилика входит в список семи наиболее масштабных сооружений такого типа в Риме и на протяжении многих веков является одним из центров паломничества. Её фасад выглядит совершенно непримечательно, впрочем, это неудивительно. Внешняя скромность отличает большинство построек четвёртого века. Но большинство туристов приезжает сюда отнюдь не ради священных реликвий, а чтобы своими глазами увидеть потрясающую гробницу Юлия II работы Микеланджело со скульптурной композицией из сорока фигур и несомненно гениальную скульптуру «Моисей» того же мастера.

Санта-Мария-сопра-Минерва

Эта постройка, выполненная из светлого камня, является одним из главных храмов ордена доминиканцев. Она был передана ордену в восьмом веке. Тогда на месте современной базилики находилась ротонда, названная именем Минервы по названию одноимённого античного храма, который находился неподалёку. Именно тут в своё время Галилей и граф Калиостро «добровольно» отреклись от своих взглядов. Не узнать Санта-Мария-сопра-Минерва довольно сложно.

Это едва ли не единственный в Риме храм, выполненный в готическом стиле со стрельчатыми арками и небесно-синими сводами, искусно расписанными звёздами. К сожалению, средневековая готика не дошла до нас в своём чистом виде – в облике базилики всё же прогладываются традиционные для флорентийских мастеров и Рима элементы барокко. Главной ценностью храма до сих пор является статуя Христа с крестом, которую относят к работам Микеланджело. Она выдержана в духе Античности и демонстрирует момент воскрешения Христа.

Санта Мария дель Пополо

Довольно большое здание, оформленное в серых и голубых тонах, мало кого заставляет задержать на себе взгляд, вот только за такой ничем непримечательной оболочкой скрываются самые настоящие сокровища. По преданиям некогда на месте базилики находилась могила Нерона, над которой постепенно вырос тополь, быстро облюбованный воронами. Это место и так считалось проклятым, а появление костистого дерева и чёрных птиц сделало картинку ещё менее привлекательной. Всё изменилось в конце одиннадцатого века, когда Папе приснился сон. Дева Мария повелела уничтожить тополь и создать на его месте храм.

Сначала появилась часовня, а затем и сама базилика. Об интерьере этого места можно говорить часами – многие гении своей эпохи оставили здесь свои шедевры. Так, в разное время над оформлением капелл работали Джованни Бернини, который придал зданию барочный облик, Рафаэль Санти, украсивший купол масштабной и в плане размаха, и в плане замысла, мозаикой «Сотворение мира», Караваджо, итальянский мастер, подаривший этому месту целых две свои картины, и Пинтуриккьо, хотя работы последнего туристы не смогут увидеть. Капелла, которую он оформлял, сильно пострадала и была реконструирована уже Бернини.

Церковь Сан-Клементе

К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес. Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле.

Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка. Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в двадцатом веке были обнаружены руины раннехристианского храма. Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня. Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.

Санта-Мария-ин-Космедин

Церковь имеет лаконичное, строгое оформление, располагается на левом берегу Тибра. Вплоть до четвёртого века на месте церкви находился Бычий форум, а ещё ранее – античный храм, выстроенный в честь Геркулеса. Первое здание служило гражданским нуждам – оно выступало в качестве пункта раздачи пищи неимущим, но постепенно все благотворительные фонды были сосредоточены в руках Папского престола, сам же комплекс к седьмому веку стал собственностью греческой общины, которая бежала в Рим, когда пала Византия.

Даже в совереном названии церкви чувствуется отголосок тех времён: «kosmidion» – от греческого «прекрасный». Подобная характеристика не была случайной – внутреннее убранство храма и правда поражает. Полы работы Космати, аутентичный готический алтарь из красного гранита, пасхальный канделябр, сохранившийся с тринадцатого века, фрагменты мозаики Крещения Господня (остальные части хранятся в соборе Святого Петра и в галерее Уффици в солнечной Флоренции) – всё это можно увидеть в капеллах.

Колокольня же – одна из самых высоких в Риме – выполнена крайне ажурно и украшена разноцветной майоликой. Несколько необычным символом церкви являются «Уста истины» – мраморная плита, достигающая почти двух метров в диаметре. Точное применение этого отголоска Античности всё ещё не вполне понятно, но маска Тритона, его украшающая, однозначно вызывает интерес туристов.

Санта-Мария-ин-Трастевере

Как ни странно, но эта базилика – из-за ряда исторических обстоятельств – стала одной из самых популярный базилик среди православного населения. У её алтаря даже были установлены две православные иконы, но стоит понимать, что история создания самой церкви никоим образом не связана с православием. Важно понимать, что Санта-Мария-ин-Трастевере считается едва ли не первой базиликой христианского толка, официально разрешённой в Риме. Современное здание было в большинстве своём возведено в двенадцатом веке.

Основным строительным материалом были травертиновые блоки, которые взяли из античных терм. В то время подобная практика была обыденной. Фасад украшен изображением Девы Марии с Иисусом на руках. Фреска относится к тринадцатому столетию. Внутреннее пространство – с высокими потолками, лепниной и позолотой – «окаймляется» мозаиками в стиле косматеско.

Церковь Санта-Сабина

Базилика располагается на холме Авентин и является частью монастырского комплекса ордена доминиканцев. Она была возведена на останках матроны Сабины, почитаемой в Риме. К десятому веку местные власти по достоинству оценили все преимущества расположения базилики и превратили её в фортификационное сооружение. Однако и такое положение вещей сохранялось не долго – вскоре здание церкви начало переходить из рук одной знатной римской фамилии в руки другой.

Череда перестроек прервалась только к середине двадцатого века, когда орден доминиканцев пожелал вернуть базилике её аутентичный облик. Так, она смогла сохранить все характерные черты древнеримского сооружения. Если окажетесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во внутренний дворик, где растёт старинное апельсиновое дерево. По преданиям это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Данная базилика является одной из четырёх так называемых патриарших базилик Рима. Располагается вне городских стен на месте, где по преданиям был похоронен апостол Павел. Впрочем, недавно саркофаг упомянутого апостола действительно был найден. Первый вариант базилики показался Феодосию I недостаточно величественным для столь значимого для всего религиозного мира места.

Началось масштабное строительство, которое и положило начало возведению современной церкви. Здание, которое можно наблюдать сегодня, имеет классический вид. Фасад оформлен довольно строго и украшен фигурой Христа, по обе руки от которого стоят апостолы: Пётр и Павел. В оформлении встречаются отголоски византийского стиля, а также архитектуры готики и барокко. Предметом особой гордости базилики является старинный орган, последняя реконструкция которого происходила в двадцатом веке.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Эта церковь – ещё один выдающийся проект авторства Бернини, созданный по заказу ордена иезуитов на Квиринальском холме. Ордену было необходимо помещение для новициата, то есть периода послушничества, институт которого был введён в шестнадцатом веке. Некогда на месте Сант-Андреа-аль-Квиринале находилась старая церковь, чьё здание слишком обветшало. Остался один фундамент – мощный фундамент, на котором десяток лет возводилась новая барочная базилика.

Сам Бернини считал её одним из лучших своих творений и мог часами сидеть внутри, наслаждаясь осознанием того, что это произведение архитектурной мысли принадлежит его авторству. Внутреннее пространство церкви очень контрастно – тёмные боковые панели выгодно оттеняют прекрасно освещённую центральную часть помещения. Доминантой интерьера выступает полотно «Мученичество святого Андрея» Гийома Куртуа.

Церковь Святой Пракседы

Этот памятник архитектуры девятого века не слишком выделяется на общем фоне римских улиц. Практически голый фасад сильно контрастирует с великолепием и роскошью декорирования внутренних помещений. Именно здесь располагается титулярная церковь, которая известна в большинстве своём красотой старинных фресок и наличием большого количества останков святых и великомучеников. Она названа в честь Святой Пракседы и располагается на месте прежнего баптистерия, посвящённого этой же святой.

Жизнь этой женщины дошла до нас в пересказах и легендах, но прославилась она в основном благодаря тому, что хоронила по канонам христианского обряда мучеников, замурованных в римских катакомбах. Сегодня в крипте находится свыше двух тысяч останков святых. Их имена выгравированы на мраморных плитах.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта необычная с архитектурной и исторической точек зрения церковь находится вне городских стен, так как ранее христианские церкви воздвигались на местах захоронения мучеников, которые – как того требуют каноны – отдавали жизни за веру. А хоронили их по старым римским обычаям вне городских стен. Конструкция церкви является более чем оригинальной: по сути, это ряд самостоятельных церквей, которые просто были соединены.

Вплоть до Второй мировой войны в её облике отчётливо читались церковь Папы Пегалия и церковь Папы Гонория, но один вражеский снаряд уничтожил этот поразительный симбиоз. Большинство ценных фресок погибло, сохранились лишь мраморные фрески и несколько раннехристианских саркофагов. Также фактически не пострадала старая часть церкви, датируемая шестым веком. Прочие помещения пришлось реконструировать.

Церковь Санта Констанца

Первые варианты храма относятся к третьему столетию нашей эры. Его возведение связывают с именем Константина Великого, который решил построить мавзолей для своих дочерей. Строительство было начато незамедлительно, и совсем скоро у Номентарской дороги выросло аккуратное светлое здание с орнаментами, мозаиками с изображениями Иисуса Христа и тонкой росписью купола. Правда, постепенно мавзолей начал превращаться в базилику: сначала появилась купель для проведения обряда крещения, а затем и прочие атрибуты церкви. Такой мы видим её и сегодня.

В Риме GuruTurizma рекомендует следующие отели:

Церкви Рима на карте

Церквей Рима Исторический путеводитель

Откройте для себя историю и культурную красоту некоторых из самых знаковых церквей Рима с нашим гидом!

Независимо от того, посещаете ли вы Вечный город в качестве туриста или паломника, осмотр красивых церквей Рима является обязательным. А учитывая, что по всему городу разбросано более 900 автомобилей, вы будете избалованы выбором. Обнаружение маленького шедевра в стиле барокко во время неторопливой прогулки по улицам доставляет особое удовольствие, но вот еще немного о церквях, которые, как мы думаем, вы не хотели бы пропустить. Предоставлено вам командой OMNIA Vatican & Rome Pass.

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано Известная на английском языке как Базилика Святого Иоанна Латеранского, это официальная резиденция епископа Рима (т.е. Папы). Построенная во времена правления Константина I, первого христианского императора Рима, она также является одной из старейших церквей в мире. Однако он претерпел несколько реконструкций и ремонтов. Впечатляющий фасад в стиле барокко был завершен в 1735 году и включает в себя портик, из которого Папа дает свое благословение в Великий четверг. Внимательно посмотрите на центральные бронзовые двери, которые являются римскими оригиналами, найденными на Императорском форуме. Оказавшись внутри, обратите внимание на космический тротуар в нефе (разновидность инкрустированной каменной кладки 14 века) и статуи апостолов 18 века. В базилике также находится несколько важных реликвий. Не забудьте посетить соседние монастыри, которые являются всем, что осталось от бенедиктинского монастыря 13-го века.

Базилика Санта-Мария-Маджоре Базилика Святой Марии Маджоре, расположенная на вершине холма Эсквилин, является одним из лучших образцов раннехристианских церквей в Риме. Посмотрите великолепные мозаики 5-го века и триумфальную арку, а также склеп Рождества Христова, где находится еще одна ценная реликвия — ясли (или ясли) Иисуса Христа. Место для церкви было выбрано после легендарного летнего снегопада в 359 г. н.э. – явное чудо в палящий зной римского лета. Это событие отмечается каждый год 5 августа, когда из купола вырывается дождь из лепестков белых роз.

Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура Собор Святого Павла за стенами — относительно новая из четырех основных папских базилик Рима. Хотя он был первоначально завершен в 5 веке, неоднократные землетрясения и катастрофический пожар привели к тому, что его пришлось полностью перестраивать в 1823 году. Он по-прежнему великолепен и отмечает место захоронения святого Павла, казненного через обезглавливание в 4 веке. Особые моменты включают романские статуи пасхальных свечей и готический балдахин (мраморный балдахин на главном алтаре). Внутри церковь большая и внушительная, она примыкает к монастырю, не тронутому огнем и датируемому 13 веком.

Пантеон Пантеон, конечно, наиболее известен как древний храм в честь всех богов (это первоначальное греческое значение названия), но в 609 г. н.э. он был превращен в церковь. Это способствовало его долговечности, и он остается наиболее хорошо сохранившимся древним памятником в итальянской столице. Купол, сделанный из материала, очень похожего на современный бетон, по-прежнему остается самым большим неподдерживаемым куполом в мире. Обратите внимание на окулус в центре диаметром 7,8 м, который является единственным источником света в здании. Конечно, есть еще много известных церквей, в том числе Санта-Мария-сопра-Минерва, построенная на месте языческого храма, и базилика Санта-Мария-дель-Пополо, в которой хранятся работы художников эпохи Возрождения, таких как Рафаэль, Караваджо и Джан Лоренцо Бернини. Пожалуйста, не забывайте: при посещении церквей помните, что это места отправления культа. Шорты и юбки должны быть длиннее колен, а плечи должны быть закрыты — в противном случае на некоторые сайты может быть отказано во входе.

Возможно, вы были удивлены, не найдя Базилика Святого Петра в этом списке церквей Рима, но она так широко освещалась в других местах, что мы подумали, что вы вряд ли пропустите ее. И технически говоря, это на самом деле в Ватикане. Что войдет в ваш список фаворитов?

Понимание римско-католической и восточно-православной церквей, часть первая: ранняя история

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Вверху, Храм Христа Спасителя, Москва

В сообщении блога от 16 июля 2019 г.

, озаглавленном «Фонд «Город и мир» и история нашей миссии», мы осветили миссионерский аспект нашей работы — наведение мостов между Восток и Запад, «два легких католической церкви», поскольку д-р Роберт Мойнихан и делегаты Фонда совершали ежегодное паломничество по России, Украине, Венгрии и Риму, встречаясь с церковными лидерами и мирянами, продолжая работу. Как объяснялось в нашем первом призыве поддержать эту миссию,

Одной из главных тем понтификата Папы-Эмерита Бенедикта была тема христианского единства, особенно единства между католиками и православными – конец величайшему расколу в христианстве, датируемому 1054 г. н.э. В его первой проповеди в качестве Папы в апреле 20 октября 2005 года он сказал, что его «основной» задачей будет неустанная работа по объединению всех последователей Христа. Он повторил это обещание 29 мая 2005 г. во время своего первого путешествия в качестве Папы в итальянский адриатический морской порт Бари — место паломничества многих русских православных, потому что это был престол их любимого святителя Николая, — и призвал рядовых католиков также принять экуменическое дело.

Мы хотим быть среди тех «простых католиков», которые берутся за это дело.

Нам пришло в голову, что было бы полезно поделиться в серии сообщений в блоге историей древней церкви, Великим расколом 1054 года и различиями между Римской и Восточной православной церквями. Через нашу миссионерскую работу, налаживая отношения с лидерами как на востоке, так и на западе и поклоняясь нашим собратьям-католикам обеих традиций, мы пришли к тому же выводу, что и Джеймс Дж. Дебой, президент Национальной конференции катехизаторского лидерства, 19 лет.91–1993, который написал в предисловии к книге Джорджа Эпплъярда «Свет Востока, руководство по восточному католицизму для западных католиков»:

. наш путь — лучший путь» и что любая другая религиозная традиция, включая восточно-католическую, просто не так хороша. Это был унизительный, но обогащающий опыт для меня, когда я пришел к пониманию того, что римская традиция отличается от восточной традиции, но ни одна из них не лучше другой. Обе эти традиции предлагают богатые и глубокие способы понимания и оценки силы и присутствия Бога в повседневной жизни. Чтобы быть полностью «католиком» (что, как мы все узнали, означает «всеобщий»), нам необходимо иметь понимание и опыт обеих этих традиций.

Мы начинаем с того, с чего все началось, с Пятидесятницы. В горнице в Иерусалиме, где двенадцать апостолов, на которых Христос должен был основать Свою Церковь с общей жизнью, основанной на апостольском учении, поклонении и общении, сгрудились в страхе и опасении. Затем они встретились со Святым Духом, тем, кто возжигает искры Воскресения в пламени Пятидесятницы, Заступником, Которого Иисус обещал послать. Они больше не боялись, на самом деле они изменились – воодушевились – получили смелость снова жить, выходить и делиться благой вестью об Иисусе – «итак, идти и научить все народы» (Матфея 28:19).].

И ВПЕРЕД! Евангелие Иисуса Христа было принесено его апостолами за пределы культурных и расовых ограничений иудаизма в более широкий мир язычников. Когда это произошло, были созданы общины, которые приобрели культурное, языковое, юридическое и художественное выражение своей территории. Вплоть до 5-го века этот большой мир был в основном доминирующей культурой греко-римского мира и империи, причем Римская империя была самой западной империей из двух великих держав к западу от Индии, другой была Персия. Римский мир был основан на первоначальном рассеянии греческих городов, которые захватили римляне с приходом к власти. (Крест, 1988)

Греко-римский мир простирался от границ Уэльса в Британии до города Дура-Европус на Евфрате и управлялся из Рима Цезарем. В основном именно в мире Цезаря апостолы проповедовали и служили Христу. Этот мир был космополитичным. Мужчины и женщины могли передвигаться по нему, не опасаясь культурного сдвига или дезориентации. Доминирующими языками были коммерческий греческий, латинский и региональные языки. Александрия была самым культурным, художественным и литературным центром, в то время как Рим был административной и политической столицей, пока центр Империи не изменился, и Византия стала столицей в 4 веке. (Крест, 1988)

Церковь тоже была космополитичной. Он состоял из христиан, собравшихся вокруг своих епископов в городах римского мира. Еще не было ни восточных, ни западных, ни восточных церквей. Наоборот, среди отцов и писателей ранней церкви были великие показательные личности, которые начали привносить склад ума, особые таланты и прозрения, связанные с определенными регионами Империи, на служение церкви и Христовой истине. (Кросс, 1988)

Например, на Западе Тертуллиан, юрист из Северной Африки, использовал слова и понятия из своего юридического образования для использования в своем богословии, и это проявляется в довольно судебной манере, в которой христиане Запада склонны говорить о спасении, благодать и примирение. На Востоке Ориген был формирующим гением ранней церкви. Его толкование Священного Писания и его защита христианской веры привели его к установлению связей между христианской верой и полезными философскими концепциями греков. Его писания о том, что «от Иисуса началось соединение божественного с человеческой природой, чтобы человеческое, приобщившись к божественному, могло подняться до божественного не только в Иисусе, но во всех, кто верит и вступает в жизнь, которую Иисус учат» — это основа восточного взгляда на спасение, благодать и примирение.

(Крест, 1988)

Гонения на первых христиан все еще свирепствовали, а путешествия шли медленнее, что делало некоторые части Империи более изолированными; однако эти общины признавали, что они были частью большей, вселенской Церкви с одним Господом, одной Верой, одним Крещением. Они действительно общались друг с другом, приходили друг другу на помощь в трудные времена и учились, как усиливать свое поклонение и выражать свою Веру друг от друга. (Appleyard, 2000)

 

К четвертому и пятому векам святой Августин, епископ Северной Африки, произвел первый великий синтез веры в западном контексте, отвечая на проблемы и уроки опыта западных христиан. . То же самое и с Востоком. От мучительных споров об учении о Святой Троице и истинном понимании Иисуса Христа, начатых Оригеном и другими ранними отцами, завершенных и исправленных в трудах свт. Василия, св. Григория Нисского и св. Григория Назианзина . Хотя ясно, что были западная и восточная церкви, они все же были одной, святой, католической и апостольской церковью и оставались в единстве еще пять или около того столетий.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *