Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Про бам: БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка

Содержание

Аварии, награды и новые города. 45 лет назад началось строительство БАМа

45 лет назад, 8 июля 1974 года, вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». О работе в условиях вечной мерзлоты, соревновании между республиками, серьезном разговоре с представителями КГБ и препятствиях на пути к званию Героя Социалистического Труда рассказал ТАСС бывший замминистра транспортного строительства СССР — начальник ГлавБАМстроя в 1986–1990 годы, ныне председатель Комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ, член совета директоров Центра международной торговли Ефим Басин.

Зачем был нужен БАМ

«Впервые о создании Байкало-Амурской магистрали задумались еще в царской России. Однако тогдашний уровень развития промышленности не позволял вести работы на этой труднодоступной территории. Затею отложили», — рассказывает Басин.

В конце 1930-х годов был создан специальный проектный институт — БАМпроект, «затем появился БАМлаг, который должен был осуществить строительство дороги». К 1941 году строители успели проложить в районе Комсомольска-на-Амуре так называемый Малый БАМ — около 200 км железной дороги, которые связали станцию БАМ с Тындой. Однако во время Великой Отечественной войны путь разобрали, а рельсы отправили к Сталинграду.

Ефим Басин

© Дмитрий Волин/ТАСС

К идее создания БАМа руководство Советского Союза вернулось в 70-х годах. «В 1972 году было начато восстановление малого участка БАМ — Тында. А в 1974 году вышло постановление ЦК партии и Совмина СССР о строительстве железной дороги. В документе была определена территория стройки от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре», — вспоминает Басин.

По его словам, у этого решения было три причины. Во-первых, в это время крайне обострились отношения с Китаем. Минобороны настаивало на строительстве БАМа, так как Транссиб на протяжении тысячи километров проходит в 30–50 км от границы с Китаем.

В марте 1969 года китайцы попытались захватить контроль над островом Даманский, но нападение отбили советские пограничники. «Это была далеко не первая и не последняя провокация на советско-китайской границе. Отношения с Китаем оставались напряженными, и вопрос решался в пользу БАМа», — говорит Басин. По его словам, «этот фактор в советские времена официально замалчивался».

Укладка железнодорожного полотна на перегоне БАМ — Тында, 1972 год

© Евгений Шулепов/ТАСС

Во-вторых, в пользу дороги говорила необходимость освоения полезных ископаемых. В зоне БАМа, «а это территория трех Франций», сосредоточена практически треть полезных ископаемых страны, рассказывает экс-начальник строительства. При этом постановление 1974 года предусматривало не только создание дороги, но и возведение 11 производственных комплексов, в том числе нефтегазового, золоторудного и топливно-энергетического.

Наконец, третьей причиной, по словам Басина, стало желание увеличить возможности транзита грузов с Дальнего Востока в центр страны. «БАМ примерно на 1 тыс. км сокращал расстояние между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой».

Реализовывать столь амбициозный проект должна была молодежь — это была принципиальная позиция тогдашнего первого секретаря ЦК комсомола Евгения Тяжельникова. В результате ВЛКСМ взял шефство над стройкой. Был создан ГлавБАМстрой, работа началась.

Грудь в крестах или голова в кустах

В 1978 году Басину предложили пройти обучение в только что созданной Академии народного хозяйства при Совете министров СССР. В первый поток набрали всего 100 человек — по одному представителю от каждого союзного министерства и от каждой республики. 

После обучения Басину прочили пост начальника ГлавБАМстроя — заместителя министра транспортного строительства СССР. Глава ведомства Иван Соснов хотел, чтобы он сменил на этом посту 67-летнего Константина Мохортова. «Но, как говорят в таких случаях, нашла коса на камень. Мохортов, используя свои личные связи в верхних эшелонах власти и дойдя до члена политбюро Кириленко, отсрочил это назначение. Ему [Мохортову] сказали работать, пока есть силы», — отмечает собеседник агентства.

Соснов предложил Басину пост первого заместителя начальника ГлавБАМстроя и место в Москве. Басин отказался и сказал, что хочет поехать на БАМ. Соснов предложил ему обсудить этот вопрос с Мохортовым.

Сооружение нового железнодорожного моста через реку Куанда на БАМе, 1978 год

© Григорий Калачьян/ТАСС

«Приезжаю в московский штаб ГлавБАМстроя. Сижу в приемной, дожидаюсь вызова. У Мохортова, как всегда, очередь. Он очень любил работу с журналистами, всегда его окружали десятки репортеров. Он был очень красивым рассказчиком, дипломатичным, умным человеком, прошедшим большую школу жизни», — вспоминает бывший замминистра.

После общения с прессой Мохоротов сказал Басину: «У меня есть два предложения. Одно здесь в Москве, в оперативную группу, первым замначальника главка, а второе — ехать на БАМ, но даже не в Тынду, а на станцию Лена в Усть-Кут, на западный участок БАМа. Но имейте в виду, что здесь все спокойно, а там очень сложно, на будущий год нужно сдавать первый участок БАМа — 260 км, Лена — Кунерма. Но там или грудь в крестах или голова в кустах». Басин решил ехать на стройку, где какое-то время был заместителем главка, а потом получил повышение до первого замначальника ГлавБАМстроя.

На пути к «золотой стыковке»

Сроки ввода дороги в эксплуатацию были очень жесткие.

Мы каждый год сдавали участки, начиная с 1981 года, как начали с отрезка Лена — Кунерма. Каждый год сдавали участки по 200–400 км. Причем, как правило, сдавали ко Дню комсомола — 29 октября, отдавая дань нашим шефам-комсомольцам

Ефим Басин

Бывший замминистра транспортного строительства СССР — начальник ГлавБАМстроя в 1986–1990 годы

Добиваться высокой скорости удавалось благодаря аккордной системе оплаты труда. «Вовремя сделали — получили зарплату, быстрее сделали — получили премию». Это очень стимулировало строителей, и они нередко ставили рекорды.

Первый заместитель начальника «ГлавБАМстроя» Ефим Басин (второй справа) во время вручения бригадиру А. Бондарю (слева) вымпела за укладку пути на перегоне Таксимо — Витим, 1984 год

© Владимир Матвиевский/ТАСС

«Например, в сутки отсыпали 100 тыс. тонн грунта или уложили 5,5 км пути в сутки. Более того, у нас были два путеукладчика, которые шли навстречу друг другу с востока и с запада. Одна бригада под руководством Ивана Варшавского, а вторая — Александра Бондаря. У нас селекторное совещание, диспетчерский контроль и все знают, кто сколько уложил путей. Они между собой соревновались крепко», — вспоминает Басин.

По его словам, пионерам БАМа приходилось выполнять разные задачи — от вырубки леса и прокладки путей до малярных работ и проведения электрики. «Приходилось переучивать людей. Нацеливать коллективы на совершенно новые работы».

Стыковка у разъезда Балбухта, Забайкальский край, 1984 год

© Леонид Свердлов/ТАСС

«Золотая стыковка», которая сомкнула магистраль, произошла на разъезде Балбухта в октябре 1984 года. Это событие стало «праздником со слезами на глазах». Однако стыковка обеспечила лишь «рабочее движение», которое не предполагало перевозку пассажиров и больших объемов грузов. «Дорогу еще нужно было довести до кондиции».

Кроме самих путей, нужно было построить локомотивные и вагонные депо, вокзалы, жилье, создать социальную инфраструктуру.

С нуля мы построили более 50 новых городов и поселков в непроходимой тундре или тайге

Ефим Басин

Бывший замминистра транспортного строительства СССР — начальник ГлавБАМстроя в 1986–1990 годы

Лучше, чем у соседей

БАМ пролег через две республики, два края и несколько областей. Строителям приходилось считаться с каждым обкомом. «Каждый из них хотел, чтобы его область развивалась, чтобы БАМ приносил пользу именно его территории», — отмечает собеседник агентства.

По его словам, помимо создания БАМа велось строительство вторых путей на участке Тайшет — Лена. «Мы вели электрификацию и вторые пути Забайкальской железной дороги, то есть части Транссиба. Причем на самом трудном участке — на территории Читинской области, ныне это Забайкальский край», — говорит бывший замминистра.

Электрификация железнодорожных путей на участке Тайшет — Лена, БАМ, 1981 год

© Эдгар Брюханенко/ТАСС

Особенность этого участка Транссиба заключалась в том, что там не было подъездов к железной дороге, и строители могли работать, только находясь на самих путях.

«Приходилось уговаривать начальника дороги, начальников отделений, чтобы выделять окна для выхода на путь для производственных работ», — поясняет Басин.

Необходимые материалы доставлялись на БАМ со всей страны. Зачастую союзные республики и области направляли собственные ресурсы для строительства станций магистрали. «Здесь приходилось иметь дело с их руководством — Азербайджаном, Арменией, Москвой, Украиной и Белоруссией», — рассказывает Басин.

Строительство станции Таюра на участке Усть-Кут — Кунерма, БАМ, 1981 год

© Эдгар Брюханенко/ТАСС

Станцию Таюра (теперь Звездная) строили армяне, Улькан — азербайджанцы, станцию Ния — грузины. Приезжаю я, к примеру, в Таюру к армянам и говорю: «А вот грузины очень красивый камень из Грузии в Нию завезли, будут отделывать вокзал в национальном стиле». Армяне вскоре завезли в Звездный туф из своей республики и отделали им вокзальный комплекс Таюры. Стремились сделать лучше, красивее, чем у соседей

Ефим Басин

Бывший замминистра транспортного строительства СССР — начальник ГлавБАМстроя в 1986–1990 годы

По его словам, в ходе строительства первопроходцы БАМа создали свою производственную и ремонтную базу, а также свой кирпичный комбинат. «Но все-таки огромное количество материалов шло со всей страны», — отмечает собеседник агентства.

Инновации и опасности

На БАМе было применено много инновационных технологий, которые пригодились в развитии строительного сектора экономики, отмечает Басин.

В частности, строители накопили большой опыт возведения объектов в условиях вечной мерзлоты. «Была организована специальная научная станция в Тынде. Во главе с академиком Аганбегяном был создан совет, члены которого раз в год приезжали в Тынду и рассматривали все проблемы, связанные со строительством в вечной мерзлоте», — добавляет он.

Строительство железнодорожного моста на железнодорожной магистрали Хребтовая — Усть-Илимская, 1970 год

© М.Минеев/ТАСС

При возведении мостов трудностью стало отсутствие подъездных путей. Строители научились ставить опоры и пролеты прямо с железнодорожного пути. Авторы этой уникальной технологии получили Госпремию СССР.

Особую сложность для строителей представляла прокладка тоннелей. «Например, Кодарский тоннель, который располагался на территории Читинской области в районе вечной мерзлоты. Туда в 1984 году, перед открытием сквозного движения по БАМу, как раз приехал первый зампред Совмина СССР Гейдар Алиев, который курировал вопросы строительства», — вспоминает Басин.

Работы отставали от графика. Алиеву доложили о задержке, и он попросил ответственных за строительство лично разобраться в ситуации. Басин, два министра и начальник Главтоннельметростроя Юрий Кошелев направились на объект.

В тоннеле была сделана проходка, а бетонная обделка отстала. Грунт начал оттаивать, и было видно, как течет вода. Мы прошли немного вперед, я еще хотел дальше пройти. Мне тоннельщики, говорят: «Опасно, нельзя!» Только мы вышли из тоннеля, как там все обрушилось

Ефим Басин

Бывший замминистра транспортного строительства СССР — начальник ГлавБАМстроя в 1986–1990 годы

В забое Кодарского тоннеля, 1984 год

© Владимир Матвиевский/ТАСС

Далее Алиев совершил рабочую поездку с инспекцией вдоль магистрали. «Представители «девятки» (9-е управление КГБ СССР, ведало обеспечением безопасности руководства страны — прим. ТАСС) взяли с меня подписку, что я отвечаю за безопасность одного из руководителей страны. За день до прибытия гостя пригнали литерный поезд из Москвы», — рассказывает Басин.

К этому времени путь в одном из тоннелей — Байкальском — был уже уложен. Однако объект в эксплуатацию еще не был сдан — в частности, там не работала вентиляция.

Сотрудники КГБ сказали, что не могут допустить, чтобы член политбюро ехал по недоделанному тоннелю. Это означало, что пассажиров спецсостава нужно высаживать перед тоннелем, провозить машинами, а затем снова сажать в вагоны и ехать дальше. «Мы стали готовиться, а там горы, причем с осыпями, подъездов нет — ямы, ухабы. А сопровождающих сотня машин», — отмечает начальник строительства.

Западный портал Байкальского тоннеля, 1980 год

© Эдгар Брюханенко, Владимир Матвиевский/ТАСС

Когда поезд подъехал к тоннелю, Басин сказал Алиеву, что по протоколу они должны пересесть в машины и после тоннеля вернуться в вагоны. При этом он добавил, что ездил по тоннелю, и «он нормальный, хорошо продувается». «Езжай прямо!» — отрезал Алиев.

Поезд с высокими гостями проехал по тоннелю. После этого у Басина состоялся жесткий разговор с сотрудниками спецслужбы, однако серьезных последствий не было.

На Байкале во встрече высокого гостя из Москвы принимал участие первый секретарь Бурятского обкома Анатолий Беляков. Он предложил Алиеву «отведать байкальской водички». Алиев согласился, но Беляков вместо воды набрал в кружку водки. Алиев выпил и говорит: «Да, хороша водичка!»

Ефим Басин

Бывший замминистра транспортного строительства СССР — начальник ГлавБАМстроя в 1986–1990 годы

Кстати, именно Алиев, по существовавшей тогда традиции, «водил по членам политбюро» Басина перед его назначением на пост начальника ГлавБАМстроя в 1986 году.

Первый зампред Совмина СССР Гейдар Алиев во время посещения БАМа на перегоне Таксимо — Витим, 1984 год

© Фонд Гейдара Алиева

«Алиев сыграл важную роль в создании БАМа и соцобеспечении строителей железной дороги. Очень помог азербайджанцам, которые поехали строить магистраль, вернуться домой», — вспоминает Басин.

По пояс в воде

Одним из самых сложных объектов БАМа стал Северомуйский тоннель длиной около 15,5 км, «третий в мире», продолжает начальник главка.

Мы смотрели результаты космической съемки, и, если бы эти результаты были к моменту проектирования, никогда бы в этом месте никто не запроектировал такой тоннель

Ефим Басин

Бывший замминистра транспортного строительства СССР — начальник ГлавБАМстроя в 1986–1990 годы

Тоннель был построен в крайне неблагоприятных условиях: «тектоника, сейсмика — 10 баллов, притоки воды, низкие температуры». «Люди там работали по пояс в воде. Что мы там только не применяли: и химическое закрепление грунта, и замораживание», — говорит Басин. Осматривать тоннель приезжали специалисты из Франции, США, Германии, чтобы перенимать опыт строительства в таких чрезвычайных условиях.

Взорвана последняя перемычка, перегораживавшая Северомуйский тоннель, 2001 год

© Александр Сенцов/ТАСС

В ходе работ происходили частые обвалы, из-за этого сроки задерживались. Было принято решение делать два обходных пути. Один был сделан для строительных работ, по нему могли ходить только короткие поезда. Второй обходной путь позволял проехать обычным поездам, правда, тянуть их должны были два локомотива.

На втором обходе было два тоннеля и несколько мостов. Один из них был установлен на 30-метровых опорах, за что и получил прозвище «чертов мост». Только в 2000-е годы Северомуйский тоннель был достроен.

33 комиссии

«До 1986 года пионеров БАМа уважали», — говорит Басин. Однако после объявления гласности «бамовцы ощутили жесткий психологический прессинг». «Стройка у горбачевской команды ассоциировалась с именем Леонида Брежнева. А раз Брежнев, полагали они, значит застой», — отмечает экс-начальник главка.

По его словам, с 1986 года в печати была развязана беспрецедентная кампания огульной критики БАМа.

Строителей ругали за все — за времянки, за просчеты проектировщиков, которые не учли стремительную прибавку населения на БАМе. В Тынду одна за другой посылались комиссии, задачей которых было найти какие-нибудь злоупотребления, чтобы можно было подвести базу под критику. За время перестройки я пережил на БАМе 33 комиссии. Кто только нас не проверял: КПК СССР и РСФСР, народный контроль союзный и республиканский

Ефим Басин

Бывший замминистра транспортного строительства СССР — начальник ГлавБАМстроя в 1986–1990 годы

На одном из заседаний Комитета партийного контроля обсуждался вопрос строительства магистрали. Вел заседание член политбюро ЦК Михаил Соломенцев. Он начал обвинять Басина в том, что на БАМе отстала социальная сфера. Вместе с тем, по существовавшим тогда правилам, сначала финансировалась группа «А», а потом «Б», куда и входили соцобъекты.

«Чертов мост» на БАМе, 1999 год

© Борис Кавашкин/ТАСС

Басин начал выступать, но его прервали, начали обвинять в том, что не построено жилье, люди живут во времянках. Заступиться за начальника главка попытался замминистра транспортного строительства Олег Макаров. Он сказал, что только при Басине начали по-настоящему строить социальные объекты. На это ему, по словам собеседника агентства, один из членов комиссии тихонько сказал: «Если ты еще хоть слово скажешь в защиту Басина, мы и тебе выговор влепим…»

В итоге Соломенцев предложил объявить Басину выговор. Через год ему позвонили из ЦК и предложили написать заявление, чтобы сняли взыскание. Но Басин отказался, так как «выговор дали ни за что».

В 1989 году БАМ был торжественно введен в эксплуатацию. Президенту СССР Михаилу Горбачеву на стол лег проект указа, согласно которому десяти строителям БАМа, в том числе Басину, присваивалось звание Героя Социалистического Труда. Но от главы государства документ вышел уже с девятью фамилиями — без начальника главка.

Спустя некоторое время Басину позвонила руководитель отдела наград Секретариата Верховного Совета СССР Людмила Швецова и попросила приехать. Она ему рассказала о том, что по заданию президента страны была на БАМе. Комиссия, которую она возглавляла, выезжала на железную дорогу, чтобы выяснить возможные нарушения. Но никто из десятков тысяч человек, работавших на БАМе, не отозвался о Басине плохо. В ноябре 1990 года он получил Звезду Героя.

Председатель Госкомитета по вопросам архитектуры и строительства РФ Ефим Басин и президент России Борис Ельцин, 1997 год

© Александр Сенцов/ТАСС

После торжественного ввода в эксплуатацию БАМа в октябре 1989 года фактически прекратилось финансирование стройки. И объемы строительства резко упали. «Люди со стройки сами выехать не могли, и им просто стыдно было в глаза смотреть», — вспоминает собеседник агентства.

Басину нужно было идти в Верховный Совет, мандат народного депутата давал возможность «заходить и в Госплан, и в Госснаб, и в ЦК, и в министерства». Он баллотировался по бурятскому избирательному участку и выиграл выборы у 11 конкурентов, среди которых были председатель Совмина Бурятии и заместитель председателя КГБ СССР.

Басин познакомился с Борисом Ельциным еще во время Первого съезда народных депутатов. Позднее он уговорил Ельцина посетить БАМ и сумел убедить подписать в 1992 году Указ о достройке железной дороги до проектных параметров. Но для реализации документа к тому времени у государства уже не оказалось финансовых возможностей.

Строительство завершилось много лет назад, однако создатели магистрали продолжают общаться. Они создали «Бамовское содружество», которое возглавил Басин. Отделения организации есть в Северобайкальске, Тынде, Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Трасса Байкало-Амурской магистрали вдоль реки Олекма Тындинского района

© Роман Подэрни/ТАСС

БАМовцы отмечали 30-летие и 40-летие с начала строительства магистрали. В этом году проходит торжественное празднование 45-летия. К этой дате выпущена памятная медаль «45 лет с начала строительства БАМа». В преддверии праздника из нескольких городов страны в Тынду направились поезда со строителями-первопроходцами.

В программе празднования — митинг на вокзале Тынды, совещание о развитии БАМа и праздничный концерт. Строители, как и много лет назад, переживают за свое детище.

Дмитрий Волин

Дорога без конца: нужен ли современной России БАМ? | Статьи

35 лет назад, 29 сентября 1984 года, в 10 часов 10 минут, на разъезде Балбухта (в тот день вся страна узнала якутское название этого забайкальского перекрестка) было уложено золотое звено БАМа. Сомкнулись рельсы западного и восточного участков магистрали — и началось сквозное движение поездов от Байкала до Амура, от Тайшета до Советской гавани и Ванинского порта, что на Японском море. «Известия» вспоминают тот день, когда-то взволновавший всю страну.

С виду золотое звено — это обыкновенная рельсошпальная решетка, покрашенная в золотой цвет. Но ценность этого стыка была выше любого благородного металла. 30 сентября 1984 года «Известия» рассказали об этом событии на первой полосе.

Встреча на полустанке

С Запада к Балбухте двигалась бригада Алексея Бондаря, с востока — комсомольцы Ивана Варшавского. Последние дни этого десятилетнего марафона прошли не без трудностей. Изначально укладку и митинг планировали на 1 октября на станции Куанда — там строился крупный поселок, там и решили провести праздник. Но случилась авария — обвал при строительстве Кодарского тоннеля. Пришлось спешно сооружать временный обход. Тем временем укладчики Бондаря уже миновали Куанду… В итоге рукопожатие двух бригад состоялось на два дня раньше намеченного и не на станции, а на скромном разъезде.

Монтеры пути бригады Ивана Варшавского, идущие с востока, укладывают последнее звено во время рабочей стыковки у разъезда Балбухта. 15 сентября 1984 года

Фото: ТАСС/Григорий Калачьян, Леонид Свердлов

Сентябрь в тех краях стоял прохладный, шел снег. Но на Балбухте собрались сотни людей. Приехали журналисты, в ожидании золотых бригад они ночевали у костров. В праздничной суматохе бригадир Варшавский потерял каску, из которой, как из братины, все собравшиеся в тот день пили за золотое звено. Ее нашли и передали в музей строительства БАМа. Там она и хранится.

Стела, установленная на разъезде Балбухта в честь стыковки главного пути БАМа. Сентябрь 1984 года

Фото: ТАСС/Григорий Калачьян, Леонид Свердлов

Тостам не было конца: именно в то утро 3819 железнодорожных километров, сотни мостов и несколько тоннелей превратились в единую работающую трассу. Больше половины трассы пришлось прокладывать в вечной мерзлоте. Конечно, многое еще предстояло доработать — но главное было сделано, БАМ стал реальностью.

Дорога к золотому звену

Как БАМ стал визитной карточкой социалистической экономики? Готовились к столь масштабной стройке как минимум десятилетие. Первыми, как в песне, там прошли геологи, открывшие у высоких берегов Амура месторождения дюжины различных металлов, включая золото. Нашли там и нефть, и газ. А в районе будущей станции Олекма обнаружили большие запасы поваренной соли, их разработка должна была обеспечить всю — весьма обширную — рыбную промышленность Дальнего Востока. Потом свой анализ дали инженеры-путейцы. Экономисты просчитали, что освоение территории «от Байкала до Амура» через 20–30 лет заметно укрепит бюджет страны.

Путь к разъезду Балбухта начался давно. Строительство дороги в этих краях планировалось еще в конце XIX века. В 1930-е появилось понятие Байкало-Амурская магистраль, развернулись работы, но реализовать проект в полной мере не удалось. А в 1942 году построенный участок пути БАМ–Тында пришлось разобрать: из его звеньев была построена прифронтовая железнодорожная линия Ульяновск–Сталинград.

Первый паровоз идет по тайге во время строительства железной дороги Волочаевск — Комсомольск-на-Амуре. 1951 год

Фото: РИА Новости/Иван Шагин

В 1970-е Советский Союз стал энергетической сверхдержавой. Казалось, что сибирская нефть открыла перед социалистической экономикой неслыханные возможности. Освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока должно было стать продолжением этого взлета. Именно тогда правительство вернулось к идее строительства БАМа. Но это была задача на десятилетия. Построить на краю земли предприятия и города по мановению волшебной палочки не мог даже Госплан. А начинать следовало с железной дороги. А точнее — с палаточных городков, в которых поселились строители, лесорубы, проходчики.

Брежнев объявил БАМ важнейшей стройкой IX пятилетки на торжественном заседании в Алма-Ате, посвященном 20-летию освоения целины. Магистраль стала всесоюзной комсомольской стройкой. Прямо из Московского Кремля, с XVII съезда ВЛКСМ, образцово-показательные юноши и девушки под громыхание оркестров отправлялись «в дальние края». Туда, где на первых порах им приходилось жить в лучшем случае в кособоких времянках.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев во время торжественного заседания, посвященного 20-летию освоения целины. 15 марта 1974 года

Фото: ТАСС/Владимир Мусаэльян, Валентин Соболев

Люди, далекие от романтики, но близкие к проблематике «глобального передела мира», видели в новой трассе примету будущей советской экспансии на международных рынках. Недаром в «буржуазной» прессе БАМ называли «предвестником того времени, когда Советский Союз будет богатейшей страной на Земле».

Строила БАМ вся страна. На магистрали трудились представители всех «братских народов СССР», еще не перессорившихся. Там проходила испытания современная техника — в ход шли и отечественные, и зарубежные разработки.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев во время встречи со строителями Байкало-Амурской магистрали на станции Сковородино. 11 апреля 1978 года

Фото: ТАСС/Владимир Мусаэльян, Виктор Будан

Политики любили позировать на фоне БАМа. Брежнев встречался со строителями магистрали на станции Сковородино в начале апреля 1978 года. Той весной генеральный секретарь путешествовал по Транссибу и, конечно, не мог не уделить внимание бамовцам. На перроне он оказался в толпе комсомольцев. Завязалась почти непринужденная беседа минут на сорок. Брежнев даже узнал Владимира Мучицына — комсорга, который рапортовал партии на московском съезде. Бойчее других в беседе с генеральным секретарем оказалась каменщица Татьяна Васина. Когда Брежнев вздохнул: «Как бы я хотел побывать в Тынде, в столице БАМа…» — она тут же предложила: «А что, Леонид Ильич, махнем в Тынду, вам все там будут рады!». Но маршруты главы государства определялись заранее, и Брежневу пришлось ограничиться фотографией со знатными бамовцами.

Бригада лесорубов, члены отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, на строительстве Байкало-Амурской магистрали у поселка Звездный. 1974 год

Фото: ТАСС/Валерий Христофоров

О комсомольских бригадах БАМа в тогдашнем Советском Союзе знал каждый школьник. Гораздо реже журналисты вспоминали про тех, кто трудился в самых экстремальных условиях, — про железнодорожные войска. Помните поговорку того времени? «Два солдата желдорбата заменяют экскаватор». Их бросали туда, где борьба со стихией принимала по-военному серьезный оборот. В непроходимых краях не было ни жилья, ни налаженного снабжения. Трудиться приходилось до изнеможения и без скидок на 50-градусный мороз, когда не выдерживала даже самая надежная техника. Порой их награждали боевыми наградами — если удавалось предотвратить гибель товарищей и преодолеть опасность. Иногда награждали посмертно. Разумеется, без широкой огласки.

Время гудит — БАМ!

Брежневскую пропагандистскую систему принято критиковать за вялость и неискренность. Так повелось в годы перестройки, когда целое 20-летие истории Советского Союза объявили «застоем». Сыграла роль классическая аппаратная логика: «Выступай с инициативой, вали всё на предшественника». Между тем именно в те годы идеология страны пополнилась образами Великой Отечественной — День Победы стал главным праздником, государственным и семейным. И на БАМ были брошены ударные силы массовой культуры.

Техника на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Отсыпка дороги на участке БАМ–Тында. 1975 год

Фото: РИА Новости/Шидловский

10 лет строительство БАМа занимало господствующие высоты в советской пропаганде. Об этой стройке регулярно снимали художественные и документальные фильмы. По радио ежедневно звучали бодрые и сентиментальные бамовские песни, самая известная из которых провозглашала:

Автор цитаты

Слышишь, время гудит — БАМ!

На просторах крутых — БАМ!

И большая тайга покоряется нам

Строители Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. 1975 год

Фото: РИА Новости/Шидловский

Евгений Евтушенко посвятил БАМу поэму, наведывались на магистраль художники, артисты эстрады и цирка — вплоть до самого советского американца, певца Дина Рида, который давал концерты под открытым небом. Строителей и проектировщиков магистрали награждали звездами Героев Соцтруда, Государственными премиями и орденами, а на центральном телевидении еженедельно выходила в эфир программа «Мы строим БАМ». Была учреждена и специальная государственная награда для бамовцев — медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». О БАМе помпезно рассказывали даже в школьных букварях. Это рекорд. Ни Магнитку, ни Братскую ГЭС, ни Турксиб не прославляли столь долго и мощно. БАМ рекламировали с перебором. От частого тиражирования у многих бамовская тема вызывала оскомину. Зато вся страна знала об этой стройке — и тысячи молодых людей стремились поработать на магистрали. Далеко не все желающие получили комсомольские путевки на БАМ. Туда стремились — и за компанию, и по романтическому порыву, и за длинным рублем, и из здорового карьеризма. На чистом корчагинском энтузиазме в 1970-е уже не работали, но и циники на великой стройке не задерживались…

Кадры, которые решали

На БАМ израсходовали столько агитационного пороха, что следовало ждать от великой стройки не только сугубо экономического эффекта, но и кадровой отдачи. На строительстве прославилась целая плеяда молодых управленцев. У многих на пиджаках уже поблескивали звезды героев, они доказали, что умеют руководить, выполняя поставленную задачу в аварийном режиме. Их имена значились даже в школьных учебниках 1980-х — пионеров призывали равняться на бамовских передовиков.

Фото: commons,wikimedia.org/KIM1943

Руководитель штаба строительства БАМа Дмитрий Филиппов

Считалось, что кто не сломался на БАМе — тому уж точно по плечу любая управленческая задача. Таким был Дмитрий Филиппов — руководитель штаба строительства БАМа. В нем не без оснований видели будущего премьер-министра — неспроста молодой управленец находил общий язык с такими зубрами, как Алексей Косыгин и Николай Тихонов. Не менее яркой фигурой стал на БАМе Ефим Басин — молодой инженер-строитель, сменивший опытнейшего Константина Мохортова на должности начальника Главбамстроя. Энергия и компетентность отличала и Владимира Бессолова — начальника «Бамтоннельстроя», главного тоннелестроителя всея Советского Союза. На его счету — Северомуйский тоннель, самый трудоемкий объект БАМа. 26 лет (разумеется, с долгими перерывами) его прорубали сквозь неприступный хребет, который когда-то открыл и нанес на карту выдающийся путешественник и не менее известный анархист Петр Кропоткин. Слово Бессолова на этом чрезвычайном объекте значило не меньше, чем постановление Совета министров.

Начальник Главного управления строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Ефим Басин. 1984 год

Фото: РИА Новости/Игорь Михалев

Можно было предположить, что именно эти люди придут на смену основательно подряхлевшему «бессмертному легиону» Политбюро. Возможно, у Брежнева имелись такие планы. По крайней мере сталинская индустриализация в свое время дала толчок доброй дюжине начальственных карьер высшего разбора. Увы, с бамовцами эта история не повторилась. После 1985 года центральная пресса вспоминала о «показательном проекте» всё реже и реже, да и капиталовложения в строительство новых бамовских объектов заметно сократились.

Вагонные споры

В 1990-е о БАМе (как и о других советских амбициозных проектах) было признано рассуждать пренебрежительно. Егор Гайдар cчитал этот проект романтическим и бессмысленным: «Беда в том, что никто так и не задался элементарным вопросом: «А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?» Неудивительно, что в те годы магистраль и города, связанные с БАМом, превратились в депрессивную территорию. Бамовские города пребывали в упадке, не развивалась даже добывающая промышленность, не говоря уж о производстве…

Пассажиры на станции Чара на БАМе. 1991 год

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов Саяпин

БАМ и впрямь был дорогостоящим проектом. Но экономика опровергла как прямолинейных скептиков, так и буйных апологетов. Магистраль и ее окрестности отстраивали с учетом «двойного назначения». С одной стороны, шло освоение перспективного региона, который веками оставался сиротливой окраиной империи. С другой — железная дорога представлялась необходимой на случай обострения отношений с Китаем. В Генштабе БАМ рассматривали именно с этой точки зрения. Но такие управленцы, как председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, понимали, что противостояние с КНР рано или поздно завершится. Две державы необходимы друг другу как партнеры, рано или поздно это скажется. И тогда магистраль пригодится для международной торговли и производства… Так и вышло: БАМ сегодня загружен на 105% во многом именно потому, что Китай стал для России важнейшим экономическим партнером. И это надолго.

Строительные работы второй очереди Байкальского тоннеля на участке Байкало-Амурской магистрали Кунерма–Северобайкальск. 16 апреля 2019 года

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

БАМ перестраивается, модернизируется. В 2014 году началось строительство второй нитки Байкальского тоннеля. Старт сбойке дал президент России в прямом телеэфире. Громадье планов не всегда удается довести до ума в срок, но магистраль в наше время не просто выживает, а развивается. Она доказала свою необходимость. И день бамовского золотого звена для современной России снова если не праздник, то уж точно знаменательная дата.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военные железнодорожники начали строительство БАМ-2

С 5 апреля 2021 года специалисты 5-ой отдельной Познанской Краснознаменной железнодорожной бригады приступили к строительству второй ветки Байкало-Амурской магистрали. Подразделения Минобороны России в первую очередь должны проложить пути на 340 км участке БАМ в Амурской области от Улака до Февральска, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Накануне готовность бригады выполнить приказ и материально-техническое оснащение подразделений в Абакане проверил замминистра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков.

— Железнодорожные войска приступают к строительству второй ветки Байкало-Амурской магистрали, на строительство участка, который на сегодняшний день определен — 340 км от Улака до Февральска — выходят все десять бригад, — заявил Дмитрий Булгаков.

Напомним, о планах привлечь военных строителей к осуществлению масштабного проекта БАМ-2, который затронет значительную часть Хабаровского края, ещё в 2019 году на коллегии Минобороны РФ в присутствии президента Владимира Путина заявил глава военного ведомства Сергей Шойгу.

Магистраль потребовала применения проверенных временем методов

31 октября 2019, 09:30 0


Ещё раньше ИА «Хабаровский край сегодня» сообщало, что РЖД готовы привлечь армию к работам по ускоренному расширению БАМа и Транссиба: главная проблема с завершением работ по так называемому Восточному полигону, значительная часть которого проходит по территории Хабаровского края — рабочие руки. Нехватка строителей оценивается в десятки тысяч человек.

— Мы вновь ждём внушительный десант военных строителей на БАМе. Уверен, что работы по прокладке второго пути и модернизации магистрали будут по масштабу ничуть не меньше той великой стройки. О БАМе-2 ещё напишут книги, — прокомментировал решение министра обороны России глава администрации Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексей Маслов.

«Нам здесь жить» (1982) — смотреть фильм онлайн без регистрации

Действие трехсерийного телевизионного фильма разворачивается на строительстве Байкало-Амурской магистрали.

1-я серия

Авария в тоннеле останавливает стройку. На совещании у начальника строительства Олега Борисовича Константинова (Михаил Кузнецов) принято решение попробовать найти оптимальный вариант спасения сроков стройки. Опытнейший изыскатель, самоуверенный Григорий Аверьянович Черемных (Юрий Васильев), предлагает рассмотреть самый экономный путь через село Камушки. Он сам там родился, но давно уже разорвал связь с малой родиной. Там живет его старший брат, лесничий.

В селе философия целесообразности и рассказ о будущих переменах Григория подвергается критике. Во время вечерней встречи у давнего друга Глеба (Владимир Земляникин), ныне председателя сельсовета, Григорий слышит резкие слова от Александра Шереметева (Армен Джигарханян), которого все зовут Князем: «Перемены для кедра, для соболя, для реки — это бедствие!» И в сердцах обзывает Григория пустельгой.

2-я серия

Параллельно изысканиям Григория в истории разворачивается и другой сюжет, главный герой которого — сирота Василий Волков (Михаил Неганов). Он с 15 лет на улице, совершал ошибки, но решил завязать с криминальным прошлым. С Григорием он познакомился в поезде, по дороге на стройку. Тот помог устроиться на участок. Василий начинает ухаживать за милой девушкой Шурой (Татьяна Корецкая). Но к Шуре проявляет интерес и местный парень, самодовольный Федор Никишин (Михаил Кокшенов).

3-я серия

Выяснения отношений между Федором и Василием заканчиваются их дракой и товарищеским судом.

А последнюю точку в спасении села Камушки ставит мудрый начальник стройки Олег Борисович Константинов. Он напоминает Григорию, что главнее всего — человек и забота о людях. И что любое дело совершается не за счет людей. Словом, туннель надо восстанавливать ударными темпами, не останавливая проход трассы за самим туннелем. Село Камушки, кедровые леса со всеми богатствами и река — спасены.

Особенности съемок

— Термин «Байкало-Амурская магистраль» впервые появился в 1932 году. Так назывался участок трассы от станции Уруша-БАМ до поселка Пермское.

— Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (в подчинении ВСЖД и ДВЖД). Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Контекст

Игровые фильмы о комсомольских стройках:

«Добровольцы», реж. Юрий Егоров, 1958.

«Десант на Орингу», реж. Михаил Ершов, 1979.

«Письмо с БАМа» / «Tserilebi Bamidan», реж. Темур Палавандишвили, 1980.

«Такие же, как мы!», реж. Эдгар Ходжикян, 1980.

«Честный, умный, неженатый…», реж. Алексей Коренев, 1981.

«Мужество», реж. Борис Савченко, 7 серий, 1980–1981.

Экранизация одноименного романа Веры Кетлинской. О строительстве в тайге нового города Комсомольска-на-Амуре в 1932 году, об энтузиазме строителей-комсомольцев.

«Впереди океан», реж. Владимир Лаптев, 3 серии, 1983.

«Лучшая дорога нашей жизни», реж. Александр Воропаев, 1984.

Музей истории БАМа г.Тында | Новости

«Мы в космос приоткрыли дверь»

12.04.2021

В день 60-летия первого полёта человека в космос предлагаем к просмотру видеовыставку «Мы в космос приоткрыли дверь». Подробнее >>

Музейщики посетили презентацию новой книги Геннадия Астахова

10.04.2021

Мероприятие проходило в опорной технической библиотеке на ст. Тында. Подробнее >>

Зал «Эксплуатация БАМа» вновь открыт для посетителей

09.04.2021

С 9 апреля все желающие могут посмотреть обновлённый музейный зал «Эксплуатация БАМа»: современные витрины, изменённые и дополненные тематические разделы, а также совершенно иной оформительский подход – всё это вы обнаружите во время просмотра экспозиции. Подробнее >>

Космонавт Валентин Лебедев прислал видеопоздравление

09.04.2021

Валентин Витальевич очень тепло отзывается о тындинцах. Подробнее >>

Выставка «Погружение в космос» пользуется большим спросом

09.04.2021

Особое внимание на экскурсии по выставке уделяется дружбе строителей БАМа и героев космоса. Подробнее >>

О музейном «десанте» в Кувыкту

07.04.2021

В школьной музейной комнате посёлка Кувыкта оформляется экспозиция к Дню космонавтики Подробнее >>

Космонавт Валентин Лебедев прислал нам письмо

05.04.2021

Сотрудники Музея истории БАМа показали видеозапись открытия выставки «Погружение в космос» лётчику-космонавту В.В. Лебедеву и получили ответ. Подробнее >>

4 апреля — День геолога

03.04.2021

Зона БАМа глазами геологов – территория перспективная, экономически выгодная, укрепляющая экономику России. Подробнее >>

Наша практика опубликована на Смартеке

03.04.2021

В каталоге платформы на данный момент находится 10 практик из Амурской области, одна из них — это практика Музея истории БАМа (она же является единственной практикой из Приамурья в категории «Культура»). Подробнее >>

Выставка «Погружение в космос» торжественно открылась

02.04.2021

Кроме фондовых предметов на выставке представлены творческие работы учащихся Центра детского творчества, а также сценические костюмы из Тындинского драмтеатра. Подробнее >>

Об открытии выставки

30.03.2021

2 апреля в 11.00 состоится открытие выставки «Погружение в космос». Подробнее >>

На каникулах всем классом — в музей!

27.03.2021

На весенних каникулах два класса из гимназии № 2 посетили наш музей.  Подробнее >>

«Путешествуем» по Амурской области

26.03.2021

Приамурье – удивительный край, в котором соединены далекое прошлое планеты и прогрессивное настоящее. И еще Амурская область привлекает с каждым годом всё больше туристов. Подробнее >>

Скоро в музее

24.03.2021

На выставке, посвященной 60-летию первого полёта человека в космос, можно будет увидеть новые космические экспонаты. Подробнее >>

Подросткам рассказали о профессии метеоролога

20.03.2021

Профессия метеоролога относится к числу относительно редких, но романтических профессий. Подробнее >>

Всемирный метеорологический день отметят в нашем музее

19.03.2021

Профессиональному празднику метеорологов, истории Тындинской метеостанции посвящена виртуальная выставка «У природы нет плохой погоды». Подробнее >>

Квест «В поисках сокровища» — одно из популярных мероприятий музея

19.03.2021

Вот и сегодня на мероприятии побывали 5-классники из школы № 6 (учитель – Гантимурова Надежда Михайловна). Подробнее >>

К Дню воссоединения Крыма с Россией представляем новую выставку

15.03.2021

Начинаем новый цикл выставок под названием «Бамовцы на стройках XXI века». Первую выставку посвящаем Дню воссоединения Крыма с Россией. Подробнее >>

В ближайшую субботу состоится музейная акция «Семья»

15.03.2021

Можно будет бесплатно посетить музей со своими ближайшими родственниками. Подробнее >>

B музее искали «сокровища»

12.03.2021

Квест в музее — это совершенно особое приключение! Игроки имеют возможность получить не только новые впечатления, но и знания. Подробнее >>

Страницы: 1 2 3 4 5 Следующая

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 651-652

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: С. А. Власов

БАЙКА́ЛО-АМУ́РСКАЯ МАГИСТРА́ЛЬ (БАМ), же­лез­ная до­ро­га, про­хо­дя­щая по тер­ри­то­рии Вост. Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка. Про­тя­жён­ность (от г. Усть-Кут до г. Ком­со­мольск-на-Аму­ре) св. 3 тыс. км. Идея про­клад­ки ма­ги­ст­ра­ли воз­ник­ла в кон. 19 – нач. 20 вв., то­гда же ве­лись изы­ска­ния. В 1932 при­ня­то по­ста­нов­ле­ние СНК СССР о строи­тель­ст­ве уча­ст­ка Б.-А. м. от с. Перм­ское (впо­след­ст­вии г. Ком­со­мольск-на-Аму­ре) до ст. Уру­ша За­бай­каль­ской ж. д., оп­ре­де­ле­но ме­сто при­мы­ка­ния про­ек­ти­руе­мой же­лез­ной до­ро­ги к Вост. уча­ст­ку Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли – ст. БАМ (в 62 км к вос­то­ку от ст. Уру­ша), соз­да­но Управ­ле­ние строи­тель­ст­вом Б.-А. м., на­ча­то строи­тель­ст­во ли­нии БАМ – Тын­да (180 км, в 1938 от­кры­то дви­же­ние, в 1941 при­ня­та в экс­плуа­та­цию, в 1942 рель­сы сня­ты и ис­поль­зо­ва­ны при со­ору­же­нии вре­мен­ной же­лез­ной до­ро­ги у г. Ста­лин­град). Про­клад­ка до­ро­ги ве­лась с ис­поль­зо­ва­ни­ем тру­да за­клю­чён­ных. В кон. 1930-х гг. на­ча­то стро­и­тель­ст­во уча­ст­ков Ком­со­мольск-на-Аму­ре – Со­вет­ская Га­вань (вве­дён в эк­сплуа­та­цию в 1947) и Тай­шет – Усть-Кут (вве­дён в эк­сплуа­та­цию в 1958). В 1967 ра­бо­ты по со­ору­же­нию центр. уча­ст­ков Б.-А. м. во­зоб­нов­ле­ны: про­во­ди­лись про­ект­ные изы­ска­ния, вы­бра­но окон­ча­тель­ное на­прав­ле­ние трас­сы. В 1972 на уча­ст­ке БАМ – Тын­да на­ча­та ук­лад­ка пу­ти (впо­след­ст­вии про­дол­жен до Бер­ка­ки­та – т. н. Ма­лый БАМ). В 1974 ор­га­ни­зо­ва­но Гл. управ­ле­ние по строи­тель­ст­ву Б.-А. м. (Глав­БАМ­строй), став­шее ге­не­раль­ным под­ряд­чи­ком стро­и­тель­ст­ва ли­нии Усть-Кут – Тын­да, ли­нии БАМ – Тын­да – Бер­ка­кит, ст. Тын­да, ком­плек­са пред­при­ятий строи­тель­ной ин­ду­ст­рии на стан­ци­ях Ши­ма­нов­ская и Тай­шет. Вост. уча­сток от г. Ком­со­мольск-на-Аму­ре до ст. Тын­да со­ору­жён ж.-д. вой­ска­ми. Строи­тель­ст­во Б.-А. м. про­хо­ди­ло в труд­но­дос­туп­ной ме­ст­но­сти в слож­ных при­род­но-кли­ма­тич. ус­ло­ви­ях; пре­одо­ле­но 11 рек, 7 гор­ных хреб­тов, бо­ло­та, гор­ный рель­еф с осы­пя­ми и ополз­ня­ми, бо­лее 1000 км про­ло­же­но в рай­онах веч­ной мерз­ло­ты, вы­со­кой сейс­мич­но­сти. Стро­и­тель­ст­во и экс­плуа­та­ция ос­лож­ня­лись сла­бым эко­но­мич. раз­ви­ти­ем рай­онов, по ко­то­рым про­ло­же­на Б.-А. м., их уда­лён­но­стью от пром. цен­тров, не­дос­та­точ­ным раз­ви­ти­ем со­ци­аль­но-бы­то­вой ин­фра­струк­ту­ры, де­фи­ци­том тру­до­вых ре­сур­сов. Для при­вле­че­ния кад­ров со­ору­же­ние ма­ги­ст­ра­ли объ­яв­ле­но все­на­род­ной строй­кой, ЦК ВЛКСМ объ­я­вил БАМ Все­со­юз­ной удар­ной ком­со­моль­ской строй­кой. Сре­ди строи­те­лей пре­об­ла­да­ли (70%) лю­ди в воз­рас­те до 30 лет, прие­хав­шие со всей стра­ны. На Б.-А. м. раз­ви­ва­лось шеф­ское дви­же­ние: г. Тын­да строи­ли мо­ск­ви­чи, Ур­гал – ук­ра­ин­цы, пос. Зо­ло­тин­ка – бе­ло­ру­сы, пос. Таю­ра – ар­мя­не, пос. Ки­че­ра – эс­тон­цы. 30 тыс. строи­те­лей на­гра­ж­де­ны ме­да­лью «За строи­тель­ст­во Бай­ка­ло-Амур­ской ма­ги­ст­ра­ли» и др. гос. на­гра­да­ми. Не­сколь­ко че­ло­век удо­стое­ны зва­ния Ге­рой Соц. Тру­да. На Б.-А. м. про­ло­же­но св. 5 тыс. км гл. и стан­ци­он­ных ж.-д. пу­тей, по­строе­но 4200 ис­кусств. со­ору­же­ний, в т. ч. 142 мос­та (дли­ной бо­лее 100 м), 8 тон­не­лей, св. 200 ж.-д. стан­ций, бо­лее 20 го­ро­дов. 1.10.1984 на ст. Ку­ан­да уло­же­но «зо­ло­тое» зве­но гл. пу­ти Б.-А. м., в 1989 вве­де­ны в дей­ст­вие все уча­ст­ки, от­кры­то сквоз­ное дви­же­ние. В дек. 2001 с окон­ча­ни­ем ра­бот на Се­веро­муй­ском тон­не­ле (про­тя­жён­ность 15 км) строи­тель­ст­во Б.-А. м. за­вер­ше­но. Вхо­дит в со­став Даль­не­во­сточ­ной и Вос­точ­но-Си­бир­ской же­лез­ных до­рог.

По ини­циа­ти­ве МПС Рос­сии уч­реж­де­но от­кры­тое АО «Ба­мин­вест» (соз­да­ние одоб­ре­но по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 16.6.1997 № 728). Дея­тель­ность об­ще­ст­ва на­прав­ле­на на пром. раз­ви­тие зо­ны БАМ. Им под­го­тов­ле­на «Под­прог­рам­ма хо­зяй­ст­вен­но­го ос­вое­ния и раз­ви­тия зо­ны БАМ на 1998–2005 гг.».

Фильм № 1 Даешь, БАМ! (Начало летописи).[Кинолетопись БАМа]. (1974)

ЗаседаниеXVII съезда ВЛКСМ в Кремлевском Дворце Съездов: по залу проходит Всесоюзный ударный комсомольский отряд, отправляющийся на строительство БАМа.

В президиуме аплодируют руководители партии и государства, гости съезда — ср.

Рапорт комиссара отряда Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу (синхронно)

— общ.

Члены отряда в спецовках с эмблемой БАМ отряда (синхронно) – ср.

Пейзажи сибирской тайги — общ., пнр (с вертолета).

Летит вертолет — общ., кр.; приземляется, выходят первые бойцы Всесоюзного ударного комсомольского отряда, проносят вещи — разн.

Проходит юноша с собачкой — ср., пнр.

Вещи на земле — кр.

Палаточный городок «Звездный»: девушка пишет на палатке: «Вот мы и дома» — ср., общ.

Юноши делают надписи на палатке, на касках «БАМ» — кр.

Проходят встречные пассажирские поезда — ср.

Беседа в купе поезда за «круглым столом» «Комсомольской правды» заместителя начальника Ангарстроя Героя Социалистического Труда Феликса Ходаковского с молодыми строителями, едущими на БАМ — общ., ср., кр.

Схема одного из участков Байкало-Амурской магистрали — кр.

Проходит пассажирский поезд — ср., общ. (с движения).

Юноши и девушки в купе поезда поют под гитару (синхронно) — ср., пнр, общ., кр.

К перрону подходит железнодорожный состав с лозунгом «Строителям БАМа» — общ.

Проводы и встречи на перронах вокзалов молодых строителей БАМа; школьники преподносят им ветки кедра; приветствуют представители общественности — разн.

Выступает мужчина (синхронно) — общ.

Палаточный городок «Звездный»: юноши делают заготовки для стульев; юноша умывается — общ.

Играют собаки — ср., пнр.

Проходят молодые строители с буханками хлеба из таежной пекарни — ср., пнр.

Девушки пишут письмо — общ.

Письмо — кр., пнр.

Говорит девушка (синхронно) — ср.

Строители у реки.

Монтаж первого временного подвесного моста на БАМе, над речкой Таюрой – разн.

Ф. Ходаковский на строительстве — кр.; беседует с молодым строителем — кр., пнр, ср.

Первопроходцы прокладывают первые дороги-лежневки: рубят, пилят деревья, несут, кладут бревна, копают землю — разн.

Проезжает трактор с досками — ср., пнр.

Падают срубленные деревья — разн.

Символический ключ, две половинки которого по окончании укладки путей и соединения западного и восточного участков должны быть сведены и вручены председателю государственной комиссии — кр.

Улыбается девушка — кр.

Ключ в руках — кр., пнр.

Юноша и девушка держат две половинки ключа — общ.; ключ передают из рук в руки — ср.

Аплодирующие.

О Royal BAM Group — BAM Careers

Профиль компании

Royal BAM Group nv — европейская строительная группа, которая объединяет действующие компании на пяти внутренних рынках и выполняет специализированные строительные и гражданские проекты на нишевых рынках по всему миру.

Штат BAM составляет около 19 500 сотрудников. Компания работает в секторах строительства, механических и электрических услуг, гражданского строительства, собственности и государственно-частного партнерства (ГЧП). Группа заняла лидирующие позиции на рынках Нидерландов, Бельгии, Великобритании, Ирландии и Германии.Одной из отличительных черт БАМа является разветвленная региональная сеть офисов, что означает, что компания всегда рядом со своими клиентами.

Миссией BAM является создание устойчивой среды, которая улучшает жизнь людей, позволяя нужным людям извлекать выгоду из новейших знаний, ресурсов и цифровых технологий, обеспечивая решения на протяжении всего жизненного цикла строительства для клиентов и клиентов Группы. и создание максимальной ценности для заинтересованных сторон.

При запуске своей стратегической программы на 2016-2020 годы «Строим настоящее, создавая будущее» Группа определила свое видение на 2020 год: к 2020 году БАМ будет признан одним из ведущих европейских предприятий устойчивого и инновационного строительства с хорошей прибылью и прочный баланс, действующий на протяжении всего жизненного цикла строительства на внутренних рынках Европы и в отдельных странах с развивающейся экономикой по всему миру.

Видение и уникальная культура БАМа основаны на четырех ценностях, которыми руководствуются жители БАМа. Это следующие значения:

Прогнозируемая производительность — мы выполняем то, что обещаем;

Масштабируемое обучение — мы используем преимущества разнообразия, чтобы мы могли опираться на коллектив;

Проактивное владение — мы открываем возможности и решаем задачи;

и открытое сотрудничество — мы делимся знаниями и идеями, чтобы все выиграли.

Целью БАМа является постоянное улучшение здоровья и безопасности окружающей среды.Сотрудничая с цепочкой поставок, поощряя инновационное мышление с помощью своих продуктов и осознавая преимущества круговых экономических моделей бизнеса, BAM окажет чистое положительное влияние на климатические ресурсы и местные сообщества.

все о БАМе — Закуски БАМ | Первые в мире черные чипсы и макаронные изделия из грамма

первый в мире

BLACK GRAM чипов

Одна порция, 28 г ~ 15 чипсов * чистые углеводы = общее количество углеводов — пищевые волокна

первый в истории

ЧЕРНАЯ ГРАММА макаронные изделия

1 порция = 1.2 унции сухой пасты
или 1 чашка приготовленной пасты * чистые углеводы = общее количество углеводов — пищевые волокна

Чипсы

BAM состоят всего из 4 ингредиентов.

Никаких секретов. Ничего не добавлено. Просто черный грамм, масло, соль и специи.

В пасте

BAM всего 1 ингредиент.

никаких секретов. ничего не добавлено. просто черный грамм.

Для активного

Белок и клетчатка! Эти важные питательные вещества не только помогают вам чувствовать себя сытым быстрее и дольше (уменьшая тягу к нездоровым перекусам), но также помогают наращивать мышцы во время занятий аэробикой или силовых тренировок!

Для внимательных

Если вы цените свое тело и то, что в нем происходит, БАМ вам подходит.Черный грамм питает ваше тело питательными веществами, заряжает энергией, не отягощая вас, способствует ясности ума и в целом приносит телу пользу!

Для жирного

«Фортуна любит смелых». Вы определенно не обычный человек! Вы рискнули здесь попробовать что-то новое, чтобы улучшить свою жизнь и свое тело…за это мы и ваше тело аплодируем вам!

Выглядит так же …
но это не так.

Выглядит обманчиво.

Используйте стрелки влево / вправо для навигации по слайд-шоу или смахивайте влево / вправо при использовании мобильного устройства

О БАМЕ! | Б А М!

о бац!

Бизнес-ассоциация Монро или БАМ! — один из трех проектов, инициированных во время семинара по стратегическому внедрению, который прошел в субботу, 17 ноября 2018 г., в Библиотеке сообщества Монро.Участники семинара были разделены на три группы, каждой из которых был задан стратегический вопрос о нашем сообществе. Группе развития бизнеса был задан следующий вопрос:

«Представьте себе, если бы у Монро было сплоченное бизнес-сообщество, которое предлагало широкий выбор покупок и развлечений в центре города Монро и в районе Риверсайд. Как бы это выглядело?»

После тщательного изучения было решено, что новая бизнес-ассоциация объединит местные предприятия.По итогам семинара Деловая Ассоциация Монро или БАМ! был создан в субботу, 1 декабря 2018 года, и будет состоять из местных предприятий Монро и Южного Бентона.

НАШИ ЦЕЛИ

Деловая ассоциация Монро или БАМа! сосредоточится на поддержке и развитии существующего бизнеса, а также на развитии нового бизнеса в Монро и окрестностях Южного Бентона. Чтобы облегчить наши цели, начальный БАМ! проекты будут сосредоточены на информировании, образовании, ресурсах и росте нового бизнеса.

Кроме того, БАМ! будет служить расширением для участников для дальнейшего продвижения своего бизнеса за счет использования страницы организации в Facebook,

Веб-сайт BusinessAssociationofMonroe.com, календарь событий, собрания участников, а также возможность участвовать и вносить свой вклад в общественные мероприятия и мероприятия.

НАША МИССИЯ

Деловая ассоциация Монро объединяет развитие и продвижение местного бизнеса, включая услуги, покупки, развлечения и обеды, а также историю и ценности Монро и окружающего его сообщества Южный Бентон.

НАШЕ ВИДЕНИЕ

Мы рассматриваем Бизнес-ассоциацию Монро, в которую входят город Монро и окружающее его сообщество Южный Бентон, как процветающее и яркое сочетание экономически жизнеспособных и уникальных предприятий, мероприятий, ресторанов и жилья, которое привлекает местных жителей и посетителей и обещает будущее. жителей и предприятий переехать в этот район.

О BAM — Berkeley Arts Magnet School

Berkeley Arts Magnet в школе Whittier , обычно называемой BAM , — это начальная школа от K до 5, расположенная в красивом Беркли, штат Калифорния.БАМ имеет богатое и разнообразное студенческое сообщество и уникальную историю.

BAM расположен в кампусе Whittier, в районе North Shattuck / Gourmet Ghetto на севере Беркли, всего в нескольких кварталах от центра Беркли.

БАМ предлагает богатую учебную программу как в области академических наук, так и в области искусства. Школьное сообщество ценит учебный опыт во всех областях и постоянно выделяет средства и учебное время для включения изобразительного и исполнительского искусства в комплексную образовательную программу.

Учителя Berkeley Arts Magnet признают разнообразие учащихся в каждом классе и стремятся к постоянному профессиональному развитию в области «передового опыта», чтобы способствовать академическим достижениям в чтении, письме и математике. Таким образом, потребности всех учащихся поддерживаются с помощью обширной программы, которая не подходит для всех.

Родители и опекуны являются неотъемлемой частью школьного сообщества и серьезно относятся к своим обязанностям в качестве школьных партнеров. Волонтеры и организаторы поддерживают наших детей на уровне класса, школы, района и общины.Это школа, которая может рассчитывать на большую поддержку семьи, и это школа, которая предоставляет множество возможностей для участия. Все наши семьи и группы опекунов ( PTA, Афро-американские семьи, объединившиеся в BAM, Family Now, School Governance Council, и BAM Giving Campaign ) продвигают активное участие, образование родителей, достижения учащихся и общественные праздники. Наши родители и опекуны также постоянно занимаются сбором средств для предоставления дополнительных и дополнительных программ, которые просто невозможно предложить без этих дополнительных средств.Щедрые пожертвования поддерживают нашу YMCA P.E. программа, обогащение искусств KALA, мастер-классы по исполнительскому искусству и многое другое.

Berkeley Arts Magnet не боится трудностей, и мы, как и многие государственные школы, сталкиваемся с некоторой отрезвляющей реальностью. Мы строим наши системы, чтобы уменьшить препятствия на пути обучения и добиться справедливых результатов. Наша команда универсальной системы поддержки обучения встречается еженедельно, чтобы удовлетворить потребности учащихся, испытывающих трудности. Мы расширяем обучение в наших программах до и после школы.Мы работаем с нашим большим сообществом, чтобы предоставить дополнительные ресурсы для продвижения достижений. Berkeley Arts Magnet — это преданное школьное сообщество, стремящееся к успеху в школе для всех.

О ЖУРНАЛЕ БАМ — Журнал БАМ

ЗАЯВЛЕНИЕ О МИССИИ

BAM Magazine — это бесплатный онлайн-журнал о цифровых развлечениях, который страстно и эксклюзивно освещает музыкальную сцену Bay Area и не только. С момента своего основания в 1976 году BAM стремится быть качественным источником новостей для фанатов, музыкантов и представителей музыкальной индустрии.Он гордится тем, что предоставляет уникальный и провокационный контент.

Цель

BAM — предлагать подробные обзоры, быть голосом уважаемых и честолюбивых музыкантов и развивать разнообразную музыкальную сцену в районе залива и за его пределами. Конечная цель BAM как веб-сайта — стать местом, куда люди приходят, чтобы узнавать все свои музыкальные новости и получать удовольствие от комментариев о музыкальной сцене.

На протяжении всей своей профессиональной карьеры Кенни проживал в районе залива Сан-Франциско и работал в некоторых из крупнейших СМИ, музыкальных, спортивных организаций и организаций по организации специальных мероприятий в Соединенных Штатах.К ним относятся: KCBS 740, KTVU-TV, KFOG-FM, KMEL-FM, San Francisco 49ers, Национальная футбольная лига и RCA Records. Кенни был основным спонсором премии Bay Area Music Awards (Bammies) на протяжении более двадцати лет и сыграл важную роль в создании Музыкальной аллеи славы Bay Area перед Гражданской аудиторией Билла Грэма. Кенни также был продюсером многих бесплатных концертов журнала BAM «Лето в городе».

Крис Кентцелл родился в Сан-Франциско и вырос в округе Сонома. Он бывал практически во всех музыкальных заведениях от столицы нашего штата Сакраменто до Лос-Анджелеса! Сказать, что музыка — это часть его личности, было бы преуменьшением.В 14 лет он приехал автостопом из округа Сонома в Лос-Анджелес, чтобы принять участие в ФЕСТИВАЛЕ США в 1982 году! Кроме того, имея эпизоды в нескольких моментах Metallica, таких как Cliff ‘Em All, S&M Behind The Scenes и Some Kind of Monster, можно сказать, что он был встроен в середину металлического движения !!! Любовь ко всем стилям музыки, страсть к продвижению и распространению музыкальной сцены не прекратились.

CIE MARTIN / Photojournalist / [email protected] /

Выросшая в Нью-Йорке, Си увлеклась фотографией в очень раннем возрасте.В подростковом возрасте она была полна решимости пробиваться в первый ряд на каждом концерте, на который она ходила, просто для того, чтобы «получить шанс», и в большинстве случаев она так и делала. В свои 20 лет она переехала в Новый Орлеан и поступила в ученики у фотографа Розмари Кэрролл, но в конце концов вернулась в Нью-Йорк, где почти десять лет работала в индустрии модной фотографии под опекой некоторых из самых всемирно известных гиганты модной фотографии. В настоящее время Сиэ проживает в районе залива Сан-Франциско, и хотя за десятилетия она выучила так много разных видов фотографии, в основном ей нравится спешка и непредсказуемость концертной фотографии.


О БАМ

Общие

Royal BAM Group входит в число крупнейших компаний Европы. БАМ занимает ведущие позиции на рынках Нидерландов, Бельгии, Великобритании, Ирландии и Германии. Одной из отличительных черт БАМа является разветвленная региональная сеть офисов, что означает, что компания всегда рядом со своими клиентами. БАМ предлагает своим клиентам различные содержательные пакеты продуктов и услуг на внутреннем рынке. Royal BAM Group выполняет специализированные строительные и гражданские проекты на нишевых рынках по всему миру.Консалтинговая и инжиниринговая компания Royal BAM Group предоставляет услуги международным клиентам с их международными операциями.

В компании BAM, насчитывающей около 26 000 сотрудников, ежегодно реализуются тысячи проектов. Некоторые из них впечатляют (из-за своего размера или технической сложности), но многие другие представляют собой более скромные строительные контракты. Для получения дополнительной информации см. Www.bam.nl

.

БАМ Инфраконсалт

BAM Infraconsult — это консалтинговое и инженерное бюро для инфраструктурного отдела Royal BAM Group.Помимо консультационных услуг для Royal BAM Group, BAM Infraconsult предоставляет широкий спектр консультационных услуг для внешних сторон.

BAM Infraconsult признан специалистом в области прибрежного и морского проектирования и проектирования инфраструктуры. Более 30 лет компания занимается проектированием, управлением проектами и надзором за строительством проектов по всему миру как для компаний Группы БАМ, так и для внешних сторон.

За пределами Нидерландов BAM Infraconsult работает под торговой маркой Delta Marine Consultants (DMC).Для получения дополнительной информации см. Www.baminfraconsult.nl и www.dmc.nl.

В области инновационных водоудерживающих структур компания BAM Infraconsult сыграла важную роль в реализации следующих проектов:

Boxbarrier был разработан на основе этого обширного опыта.

Как я могу получить эту информацию о файлах Bam?

«Эти три полосы представляют всю последовательность экзома одного пациента.Если бы я не знал, что эти три файла bam принадлежат одному и тому же циклу секвенирования, есть ли способ определить, что эти файлы взяты из одного исследования и из разных дорожек? »

Короткий ответ на ваш первый вопрос заключается в том, что не существует способа, присущего данным формата BAM, который позволил бы вам быть уверенным в получении этой информации. Ваш переформулировка на самом деле задает немного другой, но связанный и не менее важный вопрос. Ответ на оба вопроса заключается в том, что вы можете только надеяться, что поставщики данных соблюдали хороший режим научного учета, такой как MINSEQE, за пределами файлов BAM.

Заголовки файла

BAM недостаточно структурированы, чтобы представлять экспериментальный план. Заголовки могут содержать записи «группы чтения», которые, если присутствуют, должны, содержать «имя образца». Что такое допустимое «название образца», не уточняется. Если ваши 3 дорожки представляют собой одну пробу, разделенную на 3 дорожки в точке загрузки в проточную ячейку (и), то они, вероятно, будут иметь одно и то же «название пробы». Есть также необязательные поля «библиотека» и «описание», которые могут присутствовать в записи «группы чтения», которая может, вам что-то сказать.Также поля платформы секвенирования (например, Illumina) и единицы платформы (например, дорожки) могут сообщить вам кое-что, как и дату секвенирования.

К сожалению, большинство заголовков BAM являются необязательными, и IMO их поля слишком расплывчаты, чтобы быть очень полезными.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *