Главное здание
В постоянной экспозиции Главного здания музея представлено зарубежное искусство разных стран и эпох, с древнейших времен до начала XIX века. Это обширная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, Средних веков и Возрождения, а также собрание подлинников живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Особое внимание привлекают памятники Древнего Египта, сокровища, обнаруженные Генрихом Шлиманом при раскопках Трои, работы выдающихся европейских художников Возрождения и Нового времени — Сандро Боттичелли, Рембрандта Харменса ван Рейна, Петера Пауля Рубенса, Эль Греко, Никола Пуссена, Антуана Ватто. Главное здание музея построено на рубеже XIX–XX веков по проекту архитектора Р.И. Клейна. Важную роль в погружении в ту или иную историческую эпоху играют музейные интерьеры — архитектурное оформление залов соответствует представленным в них экспонатам. Продолжение экспозиции — в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
ПОСМОТРЕТЬ ПЛАН ЗДАНИЯ (PDF)
Подробнее об истории здания
КОНТАКТЫ
ЭКСПОЗИЦИЯ
ВЫСТАВКИ И СОБЫТИЯ
МЕДИА
Доступно по Пушкинской карте
Узнать больше
Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд м. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина
посмотреть на карте
×
ВТ, СР, СБ, ВС: с 11:00 до 20:00
вход до 19:00
ЧТ, ПТ: с 11:00 до 21:00
вход до 20:00
ПН: выходной
Залы с экспозицией начинают закрываться за 15 минут до окончания работы музея
- Подробнее о билетах в музей, льготах и бесплатном посещении
Автоответчик:
+7 (495) 609-95-20Справки по телефону:
+7 (495) 697-95-78Форма обратной связи
Подробнее про экскурсионное обслуживание
Главное здание не оборудовано лифтами и пандусами, для организации посещения обратитесь в музей заранее по телефону
8 985 863 39 84 или электронной почте museum4all@arts-museum.ru Для автомобилей с опознавательными знаками «Инвалид», расположенными на переднем и заднем стекле, предусмотрены места парковки вокруг значимых социальных учреждений.
Мы рекомендуем спланировать ваш визит заранее и проинформировать нас об этом по телефону
8 985 863 39 84 или электронной почте [email protected]
Полные правила доступны по ссылке
Вся коллекция аудиогидов по Главному зданию
в том числе:
Обзорный аудиогид по Главному зданию*
Видеогид по Главному зданию на русском жестовом языке
Аудиогид по Музейному городку
*аудиогид также доступен на английском, французском, немецком, китайском и японском языках.
Купить билет
История Пушкинского Дома — Пушкинский Дом
Один из основателей Пушкинского Дома Б. Л. Модзалевский (1874–1928) считал его создание «лучшим способом ознаменования 100-летнего юбилея Пушкина». Прообразом будущего академического института стала Пушкинская выставка, развернутая в Императорской Академии наук в мае 1899 г. Она была создана усилиями вице-президента Академии Л. Н. Майкова (1839–1900) и выпускника С.-Петербургского университета Б. Л. Модзалевского. Им удалось собрать более 700 экспонатов (среди них – 93 пушкинских автографа), рассеянных по частным собраниям и различным учреждениям. По закрытии выставки экспонаты были возвращены владельцам, а средой, которая хранила и развивала идею постепенного собирания пушкинского наследия, стала академическая Комиссия по постройке памятника А. С. Пушкину в С.-Петербурге под председательством президента Императорской Академии наук вел. кн. Константина Константиновича (1858–1915). 15 декабря 1905 г. в ее заседании и было принято решение о создании Пушкинского Дома. «Чудный, памятный день в истории русской культуры! Сегодня решен “Дом Пушкина”. Поздравляю мыслящую Россию с этим громадным приобретением!..» – записал тогда в своем дневнике Вл. А. Рышков (1865–1938), секретарь Комиссии по постройке памятника А. С. Пушкину. 14 июля 1907 г. «Положение» о новом академическом учреждении, разработанное Б. Л. Модзалевским и Вл. А. Рышковым, было утверждено Николаем II. Его основные параграфы устанавливали следующее: «Пушкинский Дом учреждается в благоговейную память о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине для собирания всего, что касается Пушкина как писателя и человека… Пушкинский Дом предназначается также для хранения всего, что касается жизни и деятельности представителей русской изящной словесности… Пушкинский Дом составляет государственное достояние и находится в ведении Императорской Академии наук».
М. Д. Беляев (1884–1955) – один из первых сотрудников Пушкинского Дома, отмечал, что новое академическое учреждение начиналось «на пустопорожнем месте», когда «вокруг были старые, с заслуженной репутацией библиотеки, архивы и музеи». Поэтому его создатели сосредоточили свое преимущественное внимание, как и при устройстве Пушкинской выставки 1899 г., на архивах, библиотеках и реликвиях, находящихся в частных руках.
Первоначальный период формирования фондовых собраний Пушкинского Дома был ознаменован приобретением или получением в дар крупнейших коллекций историко-литературного и художественного значения, которые послужили основанием для его основных Отделений – Рукописного, Библиотечного и Музейного – и заложили прочную документальную и источниковую базу исследовательской и издательской деятельности.
Краеугольным камнем в основании Пушкинского Дома стала приобретенная в 1906 г. на средства государственной казны у внука Пушкина личная библиотека поэта. В 1910 г. был издан ее подробный каталог, подготовленный Б. Л. Модзалевским. Пушкинская библиотека положила начало не только книжным, но и рукописным собраниям Дома, так как при ее описании были обнаружены автографы Пушкина, письма и визитные карточки лиц его ближайшего окружения.
В 1908 г. состоялась командировка Б. Л. Модзалевского в Париж – для составления описи и научной оценки собрания А. Ф. Онегина (1845–1925), создателя и единственного хранителя Пушкинского музея, в котором сохранялись тысячи реликвий русской культуры. Весной 1909 г. был подписан договор, по которому Онегин уступал свой музей Императорской Академии наук, оставаясь его пожизненным хранителем. В 1922 г. этот договор был подтвержден, а в 1928 г. Онегинское собрание было перевезено из Франции в Пушкинский Дом.
В февральские дни 1917 г. сотрудники Пушкинского Дома вынесли из горящего здания Департамента полиции бесценный для истории русской культуры и общественной мысли архив III Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии. Тогда же были спасены от разграбления и фактической ликвидации Пушкинский музей при Императорском Александровском лицее и Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище, бесценные коллекции которых практически в полном объеме были приняты на постоянное хранение в Пушкинский Дом.
В течение первых 25 лет целенаправленного собирательского труда, в немалой степени благодаря авторитету и безукоризненной репутации первых руководителей учреждения акад. Н. А. Котляревского (1863–1925) и чл.-корр. Б. Л. Модзалевского, Пушкинский Дом получил по завещанию и в дар, спас от уничтожения и распыления во время революций, Гражданской войны и разрухи, приобрел путем обмена и покупки более 600 рукописей Пушкина, архивные, книжные, мемориальные собрания П. А. Ефремова, П. А. Плетнева, вел. кн. Константина Константиновича, П. Я. Дашкова, Я. К. и К. Я. Гротов, И. А. Шляпкина, М. И. Семевского, М. М. Стасюлевича, М. Н. Лонгинова, А. Ф. Кони, П. В. Анненкова, А. В. Никитенко, Г. И. Успенского, В. М. Гаршина, Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, Ф. И. Стравинского, Ф. К. Сологуба, К. Н. Бестужева-Рюмина, семейные архивы Осиповых–Вульфов–Вревских, Павлищевых, Раевских, кн. Волконских, Стасовых, Даргомыжских, Виельгорских, Боткиных, Полонских, Аксаковых, Голицыных и мн. др.
В 1922 г. Пушкинский Дом принял под свое научное руководство Пушкинский заповедник в Псковской губ., учрежденный в соответствии с декретом Совнаркома, и положил начало возрождению мемориальных усадеб в Михайловском и Тригорском (в 1934 г. заповедник был присоединен к Пушкинскому Дому).
В 1925 г. в ведение Пушкинского Дома передали последнюю квартиру А. С. Пушкина (наб. реки Мойки, д. 12), в которой был создан мемориальный музей.
С 1921 г., когда Академия наук получила б. дом кн. С. С. Абамелек-Лазарева (Миллионная ул., д. 22), Пушкинский Дом начал устраивать в нем регулярные выставки, на которых широко демонстрировал свои богатейшие историко-литературные и художественные коллекции (к 100-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, А. А. Григорьева, к 125-летию со дня рождения Пушкина, «Русская художественная литература за революционные годы (1918–1923)», «Русские писатели в изданиях для детей», «Пушкин и его современники», «Книга Пушкина», «Столетие „Евгения Онегина“», «Сороковые годы в русской литературе» и др. ). Там же проходили и открытые научные собрания Пушкинского Дома (в 1921–1928 гг. состоялось 100 заседаний), поэтические и литературные вечера, собиравшие от 100 до 500 человек.
Начало издательской деятельности нового академического учреждения положили два «Временника Пушкинского Дома» на 1913 и 1914 г., которые, по замыслу основателей, должны были выходить ежегодно к 29 января – дню памяти Пушкина. В 1920-е гг. была создана серия «Труды Пушкинского Дома», под грифом которой вводились в научный оборот новые документы, публиковались обзоры фондов и новых поступлений, материалы к биографиям писателей, путеводители по выставкам, организованным Пушкинским Домом.
В конце 1929 г. началось «академическое дело», его главный удар был направлен на учреждения, которыми руководил акад. С. Ф. Платонов (1860–1933) – Библиотеку Академии наук, Пушкинский Дом, Археографическую комиссию. По ложному обвинению в «незаконном хранении архивных документов» были арестованы и приговорены к ссылке и различным срокам лагерей сам С. Ф. Платонов и его ближайшие коллеги по Пушкинскому Дому – заведующий Рукописным отделением Н. В. Измайлов (1893–1981), заведующий Музеем М. Д. Беляев, ученый секретарь Б. И. Коплан (1898–1942), сотрудники Рукописного отдела и Музея П. И. Зиссерман (1888–1931), Н. А. Пыпин (1875–1942?), А. А. Достоевский (1863–1933). И. А. Кубасов (1875–1937), принявший после смерти Б. Л. Модзалевского должность старшего ученого хранителя Пушкинского Дома, был вынужден уйти на пенсию; основная часть сотрудников была уволена в ходе «академической чистки». Пушкинский Дом претерпел насильственную реорганизацию и временно лишился своего исторического имени (оно было восстановлено в названии Института в 1934 г.). Официально это объяснялось необходимостью преобразования академического учреждения «архивно-музейного типа» в исследовательский Институт новой русской литературы, хотя со второй половины 1920-х гг. Пушкинский Дом естественно эволюционировал в этом направлении и становился таким институтом не по названию, а по существу.
В 1937 г. Пушкинский Дом передал в Москву на Всесоюзную Пушкинскую выставку, организованную к 100-летию гибели поэта, значительную часть своих материалов: автографы Пушкина, документальные и изобразительные материалы, относящиеся к пушкинской эпохе. Они не были возвращены по окончании выставки, так как в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 4 марта 1938 г. выставка была реорганизована в Государственный музей А. С. Пушкина (в ведении Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР). Постановление «обязывало Академию наук СССР, Всесоюзный комитет по делам искусств, Центральное архивное управление, государственные музеи и другие учреждения и организации» передать в новый музей все имеющиеся у них материалы, связанные с жизнью и творчеством Пушкина. Перевоз в Москву пушкинских материалов и библиотеки поэта в полном объеме означал бы не только упразднение Пушкинского рукописного фонда – фундамента Рукописного отдела Пушкинского Дома, но и окончательную утрату «родового» имени Института. До начала Великой Отечественной войны эта передача не состоялась, новый Музей А. С. Пушкина ввиду отсутствия здания фактически не был открыт. 2 июня 1948 г., в преддверии 150-летия со дня рождения Пушкина, Президиум АН СССР принял распоряжение о передаче Институтом мировой литературы им. А. М. Горького в Институт русской литературы (Пушкинский Дом) «всех архивных и музейных фондов, принадлежащих Государственному музею А. С. Пушкина». Так произошло воссоединение Пушкинского архива, распылившегося после смерти поэта, и с этого времени автографы Пушкина, за редким исключением, хранятся в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН.
Во время Великой Отечественной войны Институт не прекращал своей деятельности. В июле 1942 г. оставшиеся в живых сотрудники были эвакуированы из блокадного Ленинграда в Казань, куда удалось вывезти также часть Архива. Самые ценные рукописные и музейные материалы, включая автографы и мемориальные вещи Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Л. Толстого, Чехова, еще в июле 1941 г. были отправлены в Новосибирск, а библиотека Пушкина – в Свердловск. В течение 1944–1945 гг. все фонды были возвращены из эвакуации.
Т. И. Краснобородько
Александр Пушкин | Poetry Foundation
Портрет автора А. С. Пушкина (1799-1837) Копия по В. Тропинину, 1827. Находится в собрании Музея Гёте в Дюссельдорфе. (Фото Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)
Самый известный поэт России Александр Пушкин родился в одной из самых известных дворянских семей России. Его мать была внучкой абиссинского принца Ганнибала, любимца Петра I, и многие предки Пушкина сыграли важную роль в русской истории. Пушкин начал писать стихи, будучи учеником Царскосельского лицея, школы для аристократической молодежи. В молодости Пушкин погрузился во французскую поэзию и русский неоклассицизм. Его ранние произведения были в целом разнообразными и включали элегии, песни и послания.
Получив высшее образование в 1817 году, Пушкин бросился в петербургское общество, занимаясь не только политикой, но и удовольствиями. Некоторые стихотворения этих лет комментировали ограничения самодержавия и направляли оскорбления в адрес высокопоставленных чиновников; они были широко распространены, но никогда не публиковались, и в конце концов снова стали преследовать Пушкина после того, как они были обнаружены среди имущества декабристов, военной группировки, которая поднялась, чтобы бросить вызов Николаю I. Первое крупное стихотворное повествование Пушкина, псевдоэпос0007 Руслан и Людмила (1820), относится к его петербургскому периоду. Написанное четырехстопным ямбом стихотворение представляет собой фальшивую сказку, основанную на средневековой русской истории. Поэма, ставшая первым крупным успехом Пушкина, также вызвала споры из-за разрыва с преобладающими стиховыми традициями. Вскоре после ее публикации , Пушкин был отправлен в ссылку на юг России за свои откровенные политические взгляды. В первые годы своего изгнания (1820-1823) Пушкин путешествовал по Кавказу и в Крым, сочиняя лирику и поэмы-повествования, в которых обнаруживались долги перед его недавним открытием во французском переводе произведений Джорджа Гордона, лорда Байрона.
В конце 1823 года Пушкин начал работу над своим шедевром « Евгений Онегин » (Евгений Онегин). Написанное в течение семи лет стихотворение было опубликовано полностью в 1833 году. В нем Пушкин изобрел новую строфу: четырехстопный ямб с чередованием женской и мужской рифм. Стихотворение также примечательно своим изобретательным и ярким языком и социальной критикой. И пока Пушкин заигрывался с автобиографией, роман в стихах оказался автобиографичнее, чем он даже знал: как и сам Пушкин, Онегин ввязывается в дуэль, правда, Онегин выживает, убивая своего противника, а Пушкин погибает от руки своей. . Вообще жизнь Пушкина была отмечена политическим и романтическим скандалом. Хотя Николай I в конце концов освободил его из ссылки, произведения Пушкина часто подвергались цензуре, его письма перехватывались, а его статус при дворе оставался незначительным до самой его смерти.
В 1831 году Пушкин женился на Наталье Гончаровой. Ее красота и благосклонность при дворе доставили Пушкину много проблем: ею был увлечен сам Николай, как и французский роялист Жорж Дантес-Геккерен, который годами открыто преследовал Наталью. В конце концов Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которую тот проиграл. Он умер 29 января, через два дня после смертельного ранения. Пока двор сочувствовал Дантесу, русская общественность оплакивала Пушкина. Опасаясь беспорядков, правительство устроило отпевание Пушкина в маленькой церкви, пропуская скорбящих только по билетам. Его похоронили на рассвете рядом с матерью в Святогорском монастыре.
Самые известные стихи Пушкина явно романтические в своем прославлении свободы и защите личной свободы, но его краткий, умеренный и скупой стиль оказался трудным для многих критиков. Его многочисленные повествовательные стихи, былины и лирика составляют основу русской литературной традиции и широко запоминаются. Его произведения вдохновили на создание бесчисленных циклов песен, балетов и других художественных интерпретаций. В 1880 году в Москве была открыта статуя Пушкина к речам Достоевского и Тургенева, которые утверждали, что статуя позволяет русским претендовать на звание великой нации, «потому что эта нация родила такого человека».
Стихи Александра Пушкина
Подробнее об этом поэте
Александр Пушкин
Александр Пушкин:
Сияющий гений поэзии
Год 1799. Церковь Двенадцатого Дня в Москве. В нем говорилось: «27 мая Сергий Пушкин, коллежский регистратор, жилец Ивана Скворцова… настоящим регистрирует рождение сына своего Александра. Крещен в восьмой день июня…»
Эта запись незаметно для всех возвестила миру о появлении под солнцем человека, которому суждено стать выдающимся литератором, основоположником новой русской литературы, создателем русского литературного языка.
Отец Александра Пушкина принадлежал к старинной аристократической династии, некогда процветавшей, но постепенно пришедшей в упадок. Он был достаточно образован для своего времени и писал стихи. Его дом посещали известные писатели. Часто велись оживленные творческие дискуссии, к которым маленький Саша с интересом прислушивался. Его дядя был популярным поэтом, который помог своему племяннику развить интерес к литературе.
Его мать была внучкой Ганнибала, абиссинца, которого Петр I привез из Турции. Сын эфиопского принца, Ганнибал был маленьким мальчиком, когда попал в плен, и со временем стал другом и последователем русского царя, а также известным военным инженером (позже Пушкин изобразил его в своем романе «Эфиоп Петра Великого»). ).
Пушкины доверили воспитание своих детей французским репетиторам обоего пола. Однако наибольшее влияние на Александра оказала его няня Арина, обычная русская деревенская женщина, открывшая перед жадными глазами мальчика чудесный мир русских народных сказок и пробудившая в нем любовь к народной поэзии.
Начиная с 7 лет, Пушкин обычно проводил лето в Захарово, подмосковной деревне, где у его бабушки было имение. Там он использовал любую возможность, а их было предостаточно, чтобы поближе познакомиться с простым народом, познакомиться с его бытом, научиться понимать народные песни и народный язык.
Чрезвычайно насыщенной творческой жизни Пушкина предшествовал период «накопления — накопления впечатлений и знаний. В 8 лет он умел читать и писать и предавался сочинению небольших комедий и эпиграмм о своих учителях».
В 1811 году в Царском Селе, недалеко от Петербурга, был открыт лицей. Это был частный колледж для юных сыновей привилегированной знати, специализировавшийся на воспитании литературных вкусов и наклонностей.
8 января 1815 года молодой Пушкин читал на экзаменах свои стихи под общим названием «Воспоминания в Царском Селе», посвященные этому событию. Он написал их под свежими впечатлениями Отечественной войны с Наполеоном (1812 г.), когда победоносные русские войска очистили страну от захватчиков и развернули свои знамена на улицах и площадях покоренного Парижа, а Москва еще дымилась. руины.
Воспоминания были о любви к Родине, живом интересе к ее прошлому и связи этого прошлого с настоящим. Через некоторое время после окончания лицея Пушкин погрузился в глубокие размышления о судьбе своей страны. Он понимал, что истинная жизнь ее многомиллионного народа не в шумных празднованиях победы над Наполеоном и не в королевских пирах. Более того, он слышал, как его люди стонут в кандалах, и видел их горячее желание быть свободными. Именно тогда Свобода стала музой поэта. Он написал оду «Свобода», призывающую «падших рабов» восстать против «тиранов мира сего», и ряд других подстрекательских свободолюбивых стихов.
Его сочинения переписывались и распространялись по всей стране, что вызывало серьезную озабоченность правительства, тем более что стихи его волновали и вдохновляли всех несогласных с самодержавным режимом.
Царь Александр I решил сослать Пушкина в Сибирь или Соловецкий монастырь. Влиятельные друзья поэта Карамзин и Жуковский дергали за ниточки, чтобы российский правитель сменил место ссылки на Украину. Поэта отправили в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) под предлогом перевода на другое место работы.
Это была первая, но, увы, не последняя ссылка Пушкина.
Человек гуманистического мышления и глубокого патриотизма, Пушкин не мог примириться с рабством и произволом. Жизнь в России была удушающей.
14 декабря 1825 года наиболее передовая и образованная часть русской аристократии публично выступила против самодержавного деспотизма и крепостничества. Это событие вошло в историю как восстание декабристов.
Пушкин принадлежал к тем же аристократическим кругам, которые дали России декабристов, первых русских революционеров. Он был не просто свидетелем этих социальных событий. Он был их участником, он прославлял их в своих стихах, он был могучим нравственным вдохновителем подвига декабристов.
Его политическая лирика оказала огромное влияние на освободительное движение в России. Вот почему царское правительство ненавидело и преследовало поэта.
Пушкин прошел через немало ссылок, суровой цензуры, клеветы, унижений, шантажа, доносов и оскорбительного «назначения» кавалером императорской опочивальни. И все же ничто не могло сломить волю поэта. Это был голос народа. Как поэт и гражданин, Пушкин всю жизнь был верен свободолюбивым идеалам своей юности.
Появление Пушкина в литературе прошлого века можно сравнить с появлением солнца, разгоняющего тяжелые дождевые тучи и придающего праздничную яркость серому дню.
Он был автором первого реалистического романа нравов в стихах «Евгений Онегин» и первого исторического народного романа, также в стихах, «Борис Годунов». Его лирика поразительно поэтична и в своей непревзойденной тонкости отражает все великолепие русского языка. Его стихи, его «Маленькие трагедии» представляют собой целую галерею образов, созданных с безошибочной гениальностью.
По мере смены поколений люди все яснее понимают сущность творчества Пушкина — гуманизма, гражданского вдохновения, всеобъемлющего восприятия жизни, неповторимого эстетического совершенства в лирике и других стихах, его замечательных драмах и кристально чистой мысли. проза.
Пушкин первым поставил многие далеко идущие проблемы русской литературы XIX века, такие как человек как движущая сила истории, взаимоотношения личности и общества, личности и государства. В «Маленьких трагедиях» и своей лирике Пушкин задействовал основные аспекты человеческого бытия — любовь, творчество и смерть.
Больше всего на свете поэт хотел увековечить в своих произведениях историю русского народа, его движения и его отношение к общему развитию человечества. Особенно его интересовало прослеживание судеб народов Европы, судеб борцов за свободу Испании и Греции, итальянских карбонариев и их французских последователей.
«Вставай, о Греция, вставай!
Не зря Ву напрягал силы,
Не зря сотрясались сражения
Олимп, Пинд и Фермопилы.»
Ему было ясно, что только борьба может принести людям победу. К его страстному интересу к революционным событиям в Европе добавлялось еще одно, специфически русское чувство. Сочувствие всем народам, борющимся против тирании, насилия и угнетения человеческой личности.
В публицистических статьях, написанных в последние годы жизни, Пушкин вынес смертный приговор бесчеловечному эксплуататорскому британскому капитализму. С таким же негодованием поэт отзывался об истреблении древних индейских племен и о рабстве в Америке.
«Пораженные люди увидели демократию во всем ее отвратительном цинизме, жестоких предрассудках и невыносимой тирании. Все благородное и бескорыстное, все возвышающее человеческий дух подавляется непримиримым эгоизмом и жаждой комфорта;…. черное рабство среди грамотности и свобода…. жадность и зависть со стороны избирателей, смирение и холопство со стороны землевладельцев, талант, вынужденный к добровольному изгнанию из уважения к равенству, богатый человек, одетый в лохмотья, чтобы не обидеть надменные бедняки на улице, которых он втайне презирает, — такова картина американских штатов».
Мир мелкой торговли, себялюбия, стремления к личной власти и непрерывной погони за деньгами — мир новых, буржуазных отношений, который с таким цинизмом начал заявлять о себе на Западе уже в пушкинское время, противопоставлялся, в сочинения поэта, своим собственным миром, миром величайшего из гуманистов, человека столь полного жизни, который питал свою веру в лучшее будущее своим глубоким патриотизмом, своей тесной связью со своим народом. В этот период реакционного мрака, нависшего над Европой, поэт воспевал вечно яркое солнце свободы, бессмертное солнце человеческой мудрости. Пушкин твердо верил в торжество сил этого солнца над тьмой.
«Долой тьму, да здравствует солнце!»
Душе и таланту Пушкину трудно было существовать в окружающем мире. Тем не менее, он сохранил большую степень жизнерадостности и проявил огромное моральное мужество. Он стремился узнать об истоках и понять причины трагического положения народов, в первую очередь своего народа. Поэт был вполне реалистичен, когда писал в «Деревне», как
«Дворяне дикие, бессердечные, лишенные закона,
Использовал силу и кнуты, чтобы сделать свое собственное
Плоды труда земледельца, его имущество,
его время…
Здесь человек обречен страдать под своим ярмом
до самой смерти..».
Так поэт видел действительность в юности, а потом еще яснее понял, почему народ «молчит» (Борис Годунов), а его вожди меняются, почему этот народ никогда не участвует в кровавых государственных переворотах, которые не приносят ему ничего, кроме другой формы угнетения. Он понял, насколько правы были люди, сплотившиеся вокруг Пугачева для вооруженной борьбы против своих угнетателей («Капитанская дочка») 9.0003
Осознание всего этого позволило Плюшкину написать следующие строки, которые мог написать только великий поэт, верящий в силу и искренность своих отношений с народом:
«Я построил себе памятник
То, что руками не построить.
Путь к нему родные не дадут
Зарасти бурьяном»,
Литературный гений Пушкина гармонично сочетался с блеском его ума и красотой своего духа. Ему была присуща та глубокая универсальность и та быстрая отзывчивость на все, затрагивающее человечество в разные исторические эпохи, которая бывает только у самых выдающихся и незаурядных личностей.
Как поэт он мог и достиг таких высот не только благодаря своему врожденному дару, но и потому, что оказался одним из образованнейших людей своего времени. Он превосходно разбирался в художественной литературе всех стран, народов и периодов. Он хорошо разбирался в разных областях науки, и круг его интеллектуальных интересов был поистине безграничен. В его частной библиотеке было множество мировых авторов, в том числе работы по истории, лингвистике, фольклору, естественным наукам, политической экономии и философии. Он знал несколько иностранных языков и интересовался ивритом, арабским и турецким языками. Специалисты по филологии были ошеломлены его знаниями в области языкознания, а авторитетные историки высоко оценили исследования Пушкина в этой науке.
Гуманизм Пушкина, реалистический и народный характер его творчества и присущая ему широкая интернациональная интерпретация открыли перед русской литературой широкие горизонты и сделали ее известной во всем мире.
Вот характерный пример. За время своей южной ссылки поэт прошел более ста верст украинской земли. Он вдыхал ароматный украинский воздух и вслушивался в песни украинских менестрелей-кобзарей и лирников.
Пушкин был хорошо знаком с украинскими народными песнями и историей. В лицее он написал стихотворение «Казак» — подражание украинской народной песне, которую, должно быть, слышал от своих украинских друзей. В его личной библиотеке было несколько сборников украинских народных песен.
Делал заметки (неоконченные) по истории Украины. Можно предположить, что эти заметки были сделаны в рамках подготовки к проектируемой им «Истории народов Руси».
Пушкин умер в 38 лет, в расцвете сил, буквально затравленный царем. Он ушел из жизни, так и не реализовав столько своих творческих планов, готовый обогатить русскую и мировую культуру столькими новыми свершениями!
Он видел и чувствовал, как его мучители приближаются к нему, но даже когда дело дошло до финальной схватки, он держался удивительно благородно и мужественно. «Я принадлежу своей стране и хочу, чтобы мое имя оставалось незапятнанным, где бы оно ни было известно», — сказал он своим друзьям, когда они пытались отговорить его от участия в роковой дуэли, в которой участвовала его честь.
Царизму так и не удалось подчинить себе инакомыслящего и гордого поэта; он также не мог справиться с постоянно растущим влиянием его творений на сердца и умы миллионов. Его литературное наследие стало еще одним неисчерпаемым источником развития и обогащения литератур многих народов, в том числе, конечно, и украинской. Пушкин был любимым поэтом Тараса Шевеченко, который знал все его произведения, многие наизусть. Его прозу, драмы и стихи так или иначе использовали такие известные украинские писатели, как Марко Вовчок, Панас Мымы, Михайло Старицкий, Павел Грабовский, Леся Украинка и др.
В начале своей литературной карьеры Иван Франко перевел на украинский язык «Ворона летит к вороне» и балладу «Русалка». На склоне лет выдающийся украинский поэт завещал своим читателям переводы всех драматических произведений Пушкина — от «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» до «Русалки». Кроме того, он написал критико-биографический очерк о гениальном русском поэте, в текст которого включил свои версии некоторых пушкинских лирик.
После Октябрьской революции украинские переводы Пушкина неоднократно издавались и переиздавались отдельными сборниками и избранными произведениями. Переводы Максима Рыльского стали значительным событием в культурной жизни Украины. Рыльский писал в своей автобиографии, что в юности он глубоко и навсегда влюбился в Шевченко, Пушкина и Мицкекича и что эти поэты были его самыми почитаемыми учителями. В своей статье «Вечная любовь России» известный украинский поэт писал, что Пушкин, этот великий гуманист, «человек в самом высоком смысле этого слова», что он жив и сегодня и близок и дорог всем народам, все творческие личности. По мнению Рыльского, человечность, жизнеутверждение и вера в силу мудрости и в счастливое будущее народа, присущие Пушкину, особенно близки и нужны нынешнему поколению, как пушкинский интернационализм и его муза. который говорит со всеми народами.
Другой известный украинский поэт Павел Тычина также считал пушкинские поэтические произведения образцом высочайшего качества. Мысли Пушкина для него «выросли и расцвели, как фруктовый сад», а его поэзия была «исполинским фонтаном счастья», чьи струи «звенят от счастья», питая землю живительной водой. Тычина посвящал Пушкину стихи и переводил его произведения — в первую очередь те, которые он считал особенно богатыми мелодическими вариациями и тонкими фонетическими приемами (т. е. «Бесы», «Обвал», «Зимний вечер» и др.).
Пушкина переводили и другие выдающиеся украинские литераторы, в том числе Николай Бажан, Владимир Сосюра, Андрей Нелышко, Олесь Гончар, Наталья Забила и. многие другие, которые почувствовали влияние великого русского поэта в своих собственных оригинальных произведениях.
Пушкин взял в долг все самое лучшее из сокровищницы своего народного духа и вернул этот долг всему человечеству под огромные проценты.
Ныне одна из самых заветных мечтаний человечества, которая в пушкинское время была чистой фантазией, но в которую горячо верил поэт, о братстве и единстве духа всего рода человеческого, воплощается в дела.
Ваш комментарий будет первым