Китай и ВШП — легендарная трансконтинентальная магистраль
- Главная
- Китай
- Китай и ВШП
Великий Шелковый путь – это название древней трансконтинентальной магистрали, объединившей некогда Восток и Запад. Мало кто знает, что именно благодаря Великому Шелковому пути западный мир узнал об одной из самых загадочных стран древности – Китае. Именно оттуда в страны Запада во II веке до н.э. начинают привозить шелк и другие товары, неизвестные ранее в Европе.
Шелковый путь формировался на протяжении нескольких веков из небольших караванных дорог, соединяющих различные города на территории Китая и Центральной Азии, которые со временем превратились в целую торговую караванную дорогу со многим ответвлениями, ведущими в различные государства Востока и Запада.
История шелка и Великого Шелкового пути неразрывно связана с Китаем. По древней китайской легенде, первым человеком, распутавшим шелковый кокон в 2640 г. до н.э., была китайская принцесса Си-Лин-ши.
Великий Шелковый путь функционировал вплоть до XVI века и на протяжении всей своей истории он был окутан ореолом загадочности, романтических приключений и опасности. По караванным дорогам провозили не только «драгоценный» шелк, чей секрет, на протяжении трех тысячелетий тщательно охранял весь Китай от простых ремесленников до самого императора, но и драгоценные камни из Бадахшана, а также жадеит и нефрит из Хотана и Яркенда (Синьцзянь), которые еще больше подогревали интерес европейцев к загадочному Китаю.
Один из самых больших и удалённых от цивилизации отрезков Шелкового пути проходил через территорию современного Китая. Начинался Шелковый путь в древней столице Китая – городе Чанъань (сов. Сиань), затем он простирается через современную провинцию Ганьсу до города Дуньхуан, где Великий Шелковый путь делится на Северный и Южный. Фактически он представлял собой долгие переходы через пустыни и степи от одного китайского города к другому.
На отрезке от Ланьчжоу до Дуньхуана караванная дорога граничит с пустыней Гоби и эта часть дороги в древности считалась одной из самых опасных из-за частых нападений кочевников с севера. Единственной защитой для торговых караванов была Великая Китайская стена, которая тянется вдоль всего этого отрезка пути.
От Дуньхуаня через Камул, Турфан и Урумчи шел Северный путь, по которому в основном перевозили шелк и другие товары из центрального Китая. В свою очередь Южная дорога шла через Черчен, Хотан, Яркенд и Кашгар. По этой дороге в основном провозили жадеит, нефрит и другие драгоценные камни, которые добывали в горах Тянь-Шаня.
Великий шелковый путь был не только дорогой с Востока на Запад. По ней в Китай в средние века пришли такие новшества как хлопок, финики, огурцы, различные бахчевые и цитрусовые, и слоновая кость. Великий Шелковый путь стал также связующим мостом для обмена идеями и культурой. По нему из Китая на Запад привезли бумагу и порох. По нему совершил своё путешествие Марко Поло, открыв для европейцев загадочный Китай.
В древности и средневековье Великий Шелковый путь играл роль не только трансконтинентальной торговой магистрали, это был путь, по которому шли буддийские монахи, распространяя свое учение о мире. Так буддизм пришел из Индии в Китай и Центральную Азию. По Великому Шелковому пути вели свои армии Атилла и Чингизхан. По нему распространялись научные знания и культурные ценности.
На сегодняшний день существует множество проектов по возрождению Шелкового пути. Уже сейчас по некоторым его участкам проходят туристические маршруты. Кроме того, по инициативе ЮНЕСКО реставрируются некоторые караван-сараи, которые функционировали в средние века. Создаются все условия для безопасного и комфортного путешествия по древним караванным дорогам. Несмотря на то, что Великий Шелковый путь утратил своё основное значение, он как и тысячу лет назад остаётся своеобразным мостом, объединяющим многие народы Евразии.
как Китай запустил новый «Шелковый путь» в обход России — РБК
Китай запустил проект доставки грузов из Азии в Европу в обход России. Это лишь часть инфраструктурной инициативы «Шелковый путь», для финансирования которой Пекин выделил $40 млрд
Фото: REUTERS 2015
Путь через Каспий
В воскресенье из Китая в Грузию прибыл первый железнодорожный состав, отправленный в рамках международного проекта «Шелковый ветер». Транзитный поезд с контейнерным грузом должен продолжить путь в Турцию — грузы должны быть доставлены из грузинского порта Поти. Грузинский премьер Ираклий Гарибашвили, встречавший состав на станции Тбилиси-Централь, заявил тогда: «Я рад, что символически наш поезд украшен флагами Грузии, Азербайджана, Турции, Казахстана и ЕС. Мы можем в беспрецедентно короткие сроки, за восемь—десять дней, принять грузы в Грузии, затем за три—пять дней — в разных странах Европы».
Церемония была широко разрекламирована в грузинских и азербайджанских СМИ, она прошла как раз накануне начавшегося в понедельник визита российского премьера Дмитрия Медведева в Китай. Доцент МГИМО и директор Российского центра исследований АТЭС Наталья Стапран в беседе с РБК связала два этих события: не исключено, что Пекин использовал активное освещение проекта «Шелковый ветер» в прессе как политический жест, чтобы добиться от Москвы уступок на правительственных переговорах. «В действительности проход этого поезда — рабочее, ожидаемое событие в контексте планов Китая по налаживанию двустороннего сотрудничества с бывшими республиками СССР», — заявила РБК Стапран.
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Маршрут, который должен связать Китай и Казахстан через Каспийское море c Азербайджаном, Грузией, Турцией, а далее с Европой, был разработан в 2013 году и получил название «Шелковый ветер». Он был предложен Казахстаном и поддержан как заинтересованными странами — членами СНГ, так и китайской стороной, и Евросоюзом. ЕС, который финансирует программу TRACECA (Транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия), подключился к этому проекту, оказав помощь при подготовке технической документации. Как заявил ИА Trend национальный секретарь программы сотрудничества в области транспорта TRACECA по Азербайджану Акиф Мустафаев, «создание консорциума позволит ускорить и скоординировать работу по транспортировке грузов из Китая в Европу».
На полную мощь маршрут должен заработать после запуска в эксплуатацию железной дороги Баку — Тбилиси — Карс (Турция). В середине октября глава ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов называл датой сдачи ноябрь 2016 года. Пока что грузовые контейнеры из Китая, доставляющиеся в казахстанский порт Актау и далее следующие в Баку, будут оттуда следовать в порты Грузии, а затем контейнеровозами переправляться в Турцию.
Пробный пуск маршрута состоялся еще в феврале 2015 года, говорил на тбилисском форуме «экономического пояса Шелкового пути» в сентябре Гарибашвили.
В июле тестовый контейнерный поезд Nomadexpress прошел по маршруту Шихэцзы (КНР) — Достык (Казахстан) — Актау — Аляты (Азербайджан), проделав 3,5 тыс. км через Казахстан и Каспийское море за пять суток. Он доставил вагоны-платформы, рассчитанные на перевозку 82 контейнеров весом по 20 т.«Трансазиатско-кавказский поезд позволяет сократить время в пути в пять раз по сравнению с морскими перевозками. Если, к примеру, для морских перевозок из Китая требуется 40–45 дней, то по новому железнодорожному маршруту грузы прибудут из Китая в Грузию в течение девяти дней», — указывал в своем докладе «Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества в целях устойчивого развития» (*.pdf) в сентябре этого года генсек ООН Пан Ги Мун. В документе он ссылался на данные, предоставленные в том числе грузинским правительством.
В ноябре этого года сотрудничество пошло дальше: в Стамбуле представители Азербайджана, Грузии, Казахстана, Китая и Турции учредили совместный консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России. В предприятие вошли Mishgeng Logistics (Китай), казахстанская «дочка» «КТЖ экспресс» (железнодорожной компании «Казахстан темир жолы»), Азербайджанское каспийское морское пароходство, азербайджанская Karvan Logistics и Trans Caucasus Terminals («дочка» «Грузинской железной дороги»). Турция в консорциуме представлена в качестве ассоциированного члена. Прибывший в воскресенье в Тбилиси из Китая поезд был первым пробным составом, оператором железнодорожного сообщения выступил консорциум.
Как предполагает Игбал Хусейнов, замруководителя «Азербайджанских железных дорог», по транскаспийскому маршруту может проходить до 54 млн т грузов в год. К 2020 году этим путем в Турцию и Европу может быть доставлено до 300–400 тыс. контейнеров, заявил он в начале декабря на конференции в Одессе. С 2016 года консорциум рассчитывает начать перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу — на том, чтобы использовать мощности одесского порта, настаивает губернатор Одесской области Михаил Саакашвили.
Шелковые сети
Транскаспийский маршрут не единственный перспективный железнодорожный путь из Китая в Европу, находящийся в разработке. С 2011 года налажено сообщение между китайским Чунцином и немецким Дуйсбургом: общая протяженность пути составляет 11,2 тыс. км, и прежде чем достичь Германии, китайский поезд проходит по территории Казахстана, России и Польши. С момента запуска сообщения по этому направлению Китай перевез по нему грузов общей стоимостью $2,5 млрд. Грузовое железнодорожное сообщение с Европой всего имеют 11 китайских городов — крупнейших индустриальных хабов.
Толчок к развитию инфраструктурных проектов дала амбициозная концепция «экономического пояса Шелкового пути», сформулированная председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года в ходе его турне по странам Центральной Азии.
Эта концепция предполагает развитие экономического сотрудничества на континенте за счет строительства транспортной инфраструктуры. Повышение ее эффективности вкупе с устранением торговых барьеров должно привести к росту объемов взаимной торговли в регионе, а также повысить роль национальных валют, прежде всего китайского юаня, во взаимных экономических операциях. Кроме того, реализация инфраструктурных проектов должна дать толчок развитию малонаселенных и отстающих с экономической точки зрения внутренних провинций Китая, от Внутренней Монголии до Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Для развития инфраструктурных проектов по инициативе Китая учрежден фонд «Шелкового пути» объемом $40 млрд, соучредителями которого выступили Центробанк Китая, другие госбанки и госкорпорации.
Основную ставку Пекин делает именно на железнодорожное сообщение — эта отрасль выбрана в качестве основной экспортной отрасли. «Предполагается, что железные дороги будут локомотивом увеличения экспорта китайского высокотехнологичного оборудования», — писали (*.pdf) замдиректора ИМЭМО РАН Василий Михеев, завсектора того же института Сергей Луконин и корейский исследователь Чже Сун Хун.
Вслед за китайскими железнодорожниками в регионы должны прийти производители оборудования, программного обеспечения, провайдеры инжиниринговых и прочих услуг, а также банки, страховые и прочие компании, описывают стратегию экспансии КНР эксперты.
«Стратегия «Шелкового пути» — это стратегия стимулирования китайского экспорта, — объяснял РБК профессор Свободного университета Брюсселя Джонатан Хольслаг. — Большинство железных дорог и инфраструктурных проектов, сооруженных при содействии Китая, служат составной частью такой модели торговли, при которой у Китая складывается профицит в торговле, а у других стран — дефицит торгового сальдо». На эту стратегию Пекин будет работать следующие 10–15 лет.
Кроме того, по мнению Михеева и его коллег, в задачи «Шелкового пути» входит и обеспечение Китаем своей энергобезопасности — страна высокозависима от поставок энергоносителей. Так, в 2013 году, по оценкам Министерства земельных и природных ресурсов Китая, зависимость КНР от поставок нефти составила 57%, а к 2020 году этот показатель может вырасти до 66% с перспективой дальнейшего увеличения.
По итогам 2013 года, по официальным данным, Китай импортировал 280 млн т нефти. Из них 10,17 млн т (86 млн барр.) приходилось на Казахстан. Сырье поступало по трубопроводу, связывающему Центральный Казахстан и Северо-Западный Китай, его протяженность составляет 745 км. Туркменистан в 2013 году обеспечивал 52% потребности КНР в газе. В 2014 году Китай покупал до 100 млрд куб. м газа у среднеазиатских государств. Весной 2014 года стало известно, что китайская нефтегазовая компания CNPC намерена вложить в промышленную зону на юге Туркменистана $4 млрд.
Российское правительство на этой неделе одобрило межправсоглашение с Китаем о покупке 9,9% акций «Ямал СПГ» у НОВАТЭКа, сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Покупателем выступил как раз фонд «Шелкового пути».
Вместе с «Газпромом»
Помимо этого Китай развивает сотрудничество с российским «Газпромом». В мае глава «Газпрома» Алексей Миллер и вице-президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Ван Дунцзинь подписали соглашение об основных условиях поставок газа из России в КНР по западному маршруту.
Рамочное соглашение о поставках по западному маршруту было подписано в ноябре 2014 года и предусматривает ежегодную поставку в Китай 30 млрд куб. м газа с месторождений Западной Сибири по газопроводу «Алтай».
Место России
«Шелковый путь» и продвигаемая Россией концепция евразийской интеграции на базе Евразийского экономического союза, несмотря на все взаимные заверения из Пекина и Москвы, вряд ли можно признать взаимодополняемыми. Китайское руководство при этом постоянно подчеркивает, что проект подразумевает исключительно экономическую кооперацию и не имеет целью какую-либо политическую интеграцию.
Экономически интересы двух проектов уже сталкиваются. Так, в Пекине озабоченность вызывает созданный по инициативе Москвы на пространстве СНГ Таможенный союз (ТС, помимо России в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Формирование единых тарифов на ввоз китайской продукции в эти страны может негативно сказаться на перспективах роста объемов взаимной торговли Казахстана и Киргизии с Китаем. Как подсчитали еще в 2012 году эксперты Европейского банка реконструкции и развития, повышение тарифов на 2% может привести к сокращению китайского импорта в страны ТС на 2–3%.
Как отмечают в ИМЭМО, ТС постепенно ужесточает торговый режим с Китаем. В последние годы Евразийская экономическая комиссия неоднократно начинала расследования в отношении китайских производителей, вводя в отношении их антидемпинговые пошлины. Только в 2015 году ЕЭК ввела антидемпинговые пошлины среди прочего на китайские стальные бесшовные трубы (применяются для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин), шины для грузовых автомобилей, продукцию плоского холоднокатаного нержавеющего проката, гусеничные бульдозеры и лимонную кислоту.
При этом Россия уже несколько лет как проигрывает Китаю экономическую конкуренцию на пространстве Центральной Азии. Объем двусторонней торговли Китая со странами Центральной Азии в 2013 году составил $50,3 млрд, в 2014-м на фоне экономического замедления — $46 млрд. При этом в прошлом году Пекин одобрил выделение Астане инвестиционного пакета объемом $30 млрд, Ташкент получил $15-миллиардную сделку, общий объем экономической помощи Киргизии составил $3 млрд.
Объем же российских инвестиций в регион в 2013–2014 годах составил всего $15 млрд, а объем товарооборота, по данным Росстата и Федеральной таможенной службы, — $30,5 млрд в 2013-м и $27,8 млрд в 2014 году.
Одним из вызовов китайского проекта эксперты ИМЭМО считают окончательное превращение России в «игрока № 2» в этом регионе. «Впервые Россия оказывается в роли ведомого игрока, то есть Китай будет более жестко отстаивать свои экономические интересы», — утверждают они.
Даже само развитие железнодорожной сети региона в тех формах, в которых видят ее в Пекине, может существенно сказаться на перспективах включения дальневосточных регионов России в экономическое сотрудничество с Европой. «В случае вероятного прохождения основной железнодорожной ветки «Шелкового пути» по российской территории через Оренбург или Челябинск остальная часть Транссиба и БАМ останется незадействованной. Большую часть транзитных платежей будет получать Казахстан», — говорят эксперты ИМЭМО.
Театр одного актера
Но пока о транспортно-инфраструктурных прорывах Китая говорить рано. В 2014 году двусторонний объем торговли Китая с Евросоюзом, по данным Еврокомиссии, составил €466 млрд ($619 млрд по среднегодовому курсу). Из них на железнодорожные перевозки по заказу грузовладельцев, по данным китайских таможенных органов, приходилось только $4,9 млрд, указывала в ноябре The South China Morning Post.
По многим факторам железнодорожное сообщение по этому маршруту нерентабельно и уступает морским перевозкам, говорит РБК Стапран. Как отмечает The Wall Street Journal (WSJ), железная дорога никогда не заменит морские перевозки. Составом могут перевозиться самое большее несколько сот контейнеров, в то время как контейнеровозы могут принять груз в 18 тыс. контейнеров.
Максимальная масса груза обычного 40-футового контейнера составляет 9,6 т. Стоимость перевозки такого контейнера железнодорожным транспортом — $8 тыс. Перевозка такого же контейнера морским путем обошлась бы около $3 тыс., а доставка эквивалентного груза воздухом обошлась бы в $37 тыс., рассчитало специализированное издание JOC. com.
«Соотношение между ценой и скоростью делает поставки железнодорожным транспортом целесообразными при перевозке дорогостоящих экспортируемых Китаем в Европу товаров, таких как лэптопы, или импортируемых оттуда, например комплектующие для автомобилей», — отмечала WSJ. В случае с направлением Чунцин — Дуйсбург Китай, например, поставляет комплектующие к продукции Hewlett Packard.
Более того, утверждает Стапран, если брать проект «Шелковый ветер», то в настоящее время это направление не оснащено соответствующей инфраструктурой, например разгрузочными терминалами. «Протянутая дорога — это лишь сотая часть того, что необходимо для эффективной и выгодной перевозки грузов. Пока что это можно рассматривать лишь как пилотный проект», — говорит РБК эксперт.
SCMP приходит к выводу, что пока «Шелковый путь» показал «медленный старт». Логистические компании столкнулись с трудностями в европейских городах при заполнении опустевших контейнеров экспортируемыми из стран ЕС товарами. По данным China Railways, за первую половину 2015 года в европейском направлении из Китая было отправлено 200 составов, обратно с грузами прибыло только 50.
«Только несколько контейнеров возвращаются в течение месяца, мы даже не можем заполнить состав», — цитирует издание Гуна Цинхуа, директора по продажам одной из компаний-грузоперевозчиков, работающих на направлении Иу (провинция Чжэцян) — Мадрид. В направлении Испании из этого промышленного города, специализирующегося на производстве сувенирной продукции, в месяц отправляется восемь заполненных составов. На европейскую продукцию в Иу просто нет спроса, утверждает Гун.
Другой фактор — структура европейского импорта в Китай: если в ЕС легко доставлять железной дорогой товары широкого потребления, то в обратном направлении поставки европейской продукции тяжелого машиностроения ж/д осуществлять нельзя. По данным Европейской комиссии (*.pdf), в структуре китайского экспорта в ЕС в 2014 году 12,3% составляли текстильные товары (вторая позиция после продукции машиностроения — 46,6%), а еще 9,2% — «разные готовые изделия». Евросоюз же экспортировал в первую очередь машины и оборудование (31,8%), во вторую — транспортное оборудование (26,3%). Свою роль играет и настороженность европейцев в отношении китайских логистических компаний, приводит SCMP мнение главы консалтинговой компании Silk Route Rail Дэррила Хедэуэя.
По словам Ли Гана, сотрудника Института европейских исследований Китайской академии общественных наук, как минимум в течение следующих трех-четырех лет железнодорожные перевозки между Китаем и Европой не будут коммерчески прибыльны. До сих пор этот мегапроект был «театром одного актера» для Пекина, но «Шелковый путь» — это долгосрочная стратегия для Китая», считает Ли Ган. По его словам, потенциал железнодорожного сообщения Китая с Европой огромен, поскольку отношения между КНР и ЕС «вступают в золотую эру».
При участии Александра Ратникова
Движение «лежачего положения» стоит на пути инновационного движения Китая
Иллюстрация феномена «лежачего положения» появляется на платформе вопросов и ответов Zhihu в начале мая 2021 года.Руководители Китая сделали ставку на инновации в будущем страны. В своем последнем плане национального экономического развития Китай обязался покончить с зависимостью от импортных технологий и сосредоточить внимание на внутреннем потреблении как на основной движущей силе роста. На майской конференции для инженеров и ученых китайский лидер Си Цзиньпин призвал к большей самостоятельности в науке и технологиях, которые, по его словам, будут служить «стратегической поддержкой национального развития».
Стремление Китая к технологической независимости вызвало тревогу на Западе, где возрождающийся Китай, основанный на ведущей технологической отрасли, широко считается ключевой стратегической задачей 21 века. Но эти опасения слишком часто не учитывают внутренние препятствия, стоящие на пути Пекина к технологическому превосходству. Среди них есть одна очень низкотехнологичная проблема: преобладающее чувство социальной и профессиональной стагнации.
Стремление к самостоятельности натолкнулось на маловероятную форму сопротивления со стороны поколения молодых китайцев, которые отказываются от возвышенных призывов партии к «продолжительной борьбе» наряду с глубоко укоренившейся культурой переутомления без обещания реального продвижения. Вместо этого они выбирают «лежать ровно» или tangping (躺平). Движение «лежачих» призывает молодых рабочих и специалистов, в том числе китайцев из среднего класса, которые должны стать двигателем внутреннего бума Си Цзиньпина, отказаться от борьбы за успех на рабочем месте и отвергнуть обещание потребительского удовлетворения. Для некоторых «лежа на полу» обещает освобождение от суеты жизни и работы в быстро меняющемся обществе и технологическом секторе, где конкуренция неумолима. Однако для руководства Китая это движение пассивного сопротивления национальному стремлению к развитию является тревожной тенденцией — угрозой амбициям в то время, когда Си Цзиньпин сделал большие амбиции духом времени своей так называемой «Новой эры».
«Лежа плашмя — это справедливость»
Движение «лежа плашмя» зародилось в апреле, когда пост на Baidu под названием «Лежа плашмя — это справедливость» стал вирусным на платформе. Манифест отречения, пост поделился уроками автора двух лет безработицы. Чрезвычайные стрессы современной жизни, заключал автор, были излишними, продуктом старомодного мышления предыдущего поколения. Он утверждал, что возможно и даже желательно обрести независимость в смирении: «Я могу быть подобен Диогену, который спит в своей бочке, греясь на солнце». Дискуссии о «лежачем положении» в мае усилились, когда молодые китайцы, перегруженные работой и стрессом, взвесили достоинства отказа от амбиций, отказа от усилий и отказа терпеть трудности.
Иллюстрация, появившаяся в китайском интернете в мае 2021 года, изображает мужчину, «лежащего плашмя». — Хочешь, чтобы я встал? он спрашивает. — Это невозможно в этой жизни.20 мая партийно-государственные СМИ опубликовали серию одновременных опровержений. «Творческий вклад нашей молодежи незаменим для достижения цели качественного развития», — написал Ван Синюй, сотрудник Китайского университета трудовых отношений, в газете Guangming Daily . «Внимание к тем, кто «лежит плашмя», и придание им воли к борьбе является первостепенной необходимостью для нашей страны, поскольку перед ней стоит задача переходного развития». Nanfang Daily , рупор руководства КПК провинции Гуандун, опубликовал комментарий на четвертой странице, в котором выражалось отвращение к понятию «лежать без дела», опасаясь, что разговоры об отставке могут стать самосбывающимся пророчеством. «В любое время, независимо от стадии развития, борьба всегда является самым ярким основным цветом юности», — говорится в нем. «Перед лицом давления выбор «лежать на месте» не только несправедлив, но и позорен. В этом ядовитом курином бульоне нет никакой ценности». В видео, которое в тот же день разошлось по Интернету, комментатор официального Хубэйского экономического телевидения сказал увещевающим тоном: «Принять неудачу — это хорошо, но «лежать плашмя» — нет». Эта снисходительность была широко высмеяна в китайских социальных сетях.
Когда государственные СМИ ясно изложили свою позицию, первоначальный апрельский пост о «лежачем положении» внезапно исчез. Функция поиска «лежа на полу» в WeChat, где это слово все еще было в тренде, была отключена. В социальной сети Douban также была закрыта дискуссионная группа «лежачий». А на Taobao, популярной платформе для онлайн-покупок, управляемой технологическим гигантом Alibaba, из интернет-магазинов были изъяты футболки с надписью «лежа».
Социальные издержки инноваций
За последнее десятилетие руководство Китая определило инновации как путь к экономическому и социальному развитию. Обещание инноваций было воплощено китайскими технологическими предпринимателями, в том числе основателями-миллиардерами, такими как Джек Ма из Alibaba и Пони Ма из Tencent. Но мечта об инновациях столкнулась с суровой реальностью переутомления в технологическом секторе, который, кажется, лишен возможностей для прорыва. Джек Ма и другие выступали за жесткую культуру сверхурочной работы, известную как «9 часов».96» — работает с 9:00 до 21:00. шесть дней в неделю. В технологическом гиганте Huawei такую экстремальную рабочую среду назвали «волчьей культурой», климатом жесткой внутренней конкуренции на рабочем месте, в которой работники должны либо убивать, либо быть убитыми. Наблюдатели провели прямую линию от культуры «996» к «лежачему движению». «Лежание на ровной поверхности было порождено преследованием культуры сверхурочной работы 996 года», — заявил один писатель на платформе Zhihu. «Мы, сотрудники, слишком устали. Мы должны лечь и отдохнуть».
Движение «лежа на полу» — это не первый бунт технических работников Китая. В 2019 году тысячи технических работников, в том числе программисты и бета-тестеры крупных технологических компаний, отреагировали на экстремальные условия труда в Китае, запустив онлайн-кампанию под названием «996.ICU» — гибрид «культуры 996» и «отделения интенсивной терапии». случаи, когда программисты обращались за неотложной медицинской помощью в связи с проблемами со здоровьем, связанными с работой. «996.ICU» начал составлять список китайских компаний с экстремальной культурой работы и выступал за отраслевой консенсус в отношении разумного рабочего времени.
Хотя кампании удалось привлечь внимание к проблеме чрезмерного переутомления, она не смогла поколебать преобладающую культуру китайской технологической индустрии. Начальство компании просто пожало плечами. Столкнувшись с вопросами о «996» на встрече в том же году, Джек Ма сказал: «В этом мире все мы хотим быть успешными, все мы хотим хорошей жизни, и все мы хотим, чтобы нас уважали. Я спрашиваю вас: «Как вы можете добиться желаемого успеха, если не будете прилагать больше усилий и времени, чем другие?» В сообщении на аккаунте Alibaba в WeChat Ма назвал рабочую культуру компании «огромным благословением».
Приверженность китайских технических руководителей культуре экстремальной работы находит оправдание в официальном партийном нарративе о неустанной борьбе на службе глобального подъема Китая. Но, как бы оно ни пыталось заглушить растущее отчаяние среди миллениалов и поколения Z, правительству Китая придется бороться с социальными издержками головокружительной конкуренции в условиях сокращающейся прибыли. И ему придется делать больше, чем просто повторять лозунги борьбы и самопожертвования, чтобы вдохновлять следующее поколение рабочих и новаторов.
Потребительское раскаяние
Для молодых рабочих Китая необходимость идти вперед и внедрять инновации усугубляется необходимостью потреблять. До нового тысячелетия китайцы были культурными сбережениями, и потребление в кредит было исключительно редкостью. Принято считать, что демонстративное потребление не соответствует национальным условиям Китая. Однако за последнее десятилетие эти предположения были перевернуты с ног на голову. Китайцев теперь можно считать одним из самых заметных потребителей в мире.
Потребительский бум подпитывается политикой правительства, направленной на поощрение внутреннего потребления. Всего восемь лет назад, в 2013 году, правительство ввело пилотные программы потребительского кредитования, поощряющие льготные кредиты. Эти программы появились одновременно с технологической революцией в потребительских платежах, включая запуск в 2013 году WeChat Pay, сервиса цифрового кошелька, подключенного к универсальному суперприложению для социальных сетей, которое позволяло пользователям не только совершать мобильные платежи, но и переводить деньги. к своим контактам. К 2016 году в Китае оплата штрих-кодом была полностью нормализована, и мобильные телефоны превратились в виртуальные кошельки. К 2019 году, новая тенденция заключалась в том, чтобы связать оплату с технологией распознавания лиц.
Благодаря технологиям и дешевым кредитам в последние годы в Китае произошел взрывной рост онлайн-покупок. Во время прошлогоднего торгового мероприятия «День холостяка» гиганты электронной коммерции, включая Alibaba и JD.com, заработали 115 миллиардов долларов. Только продажи Alibaba удвоились по сравнению с предыдущим годом. Во время недавнего мероприятия онлайн-покупок «618» общий оборот продаж на основных китайских платформах электронной коммерции достиг почти 90 миллиардов долларов, что более чем на 26% больше, чем в 2020 году. Понедельник прошлого года.)
Наряду с инновациями потребление является второй опорой, на которой должно стоять экономическое будущее Китая. В прошлом году красноречивым фактом стало то, что премьер-министр Китая Ли Кэцян воздержался от разговора о ВВП в своем ежегодном отчете о работе правительства, сосредоточившись вместо этого на потреблении. На пресс-конференции после публикации отчета Ли сказал, что «потребление в настоящее время является основным двигателем роста», и указал, что основная часть государственных фондов стимулирования будет направлена «для поддержки увеличения доходов населения прямыми или относительно прямыми средствами». чтобы подстегнуть потребление и оживить рынок».
Но поскольку потребление стало осознанной необходимостью, формой психологической передышки от давления работы и даже патриотическим долгом, некоторые молодые китайцы не выдержали огромного давления, чтобы не отставать. Потребительский долг резко вырос в Китае во время «Новой эры» Си Цзиньпина, что один бизнес-аналитик назвал «разворачивающимся долговым кризисом». Проблемы, с которыми сталкиваются молодые заемщики, которые все чаще обращаются к онлайн-провайдерам потребительского финансирования, побудили китайские регулирующие органы в марте ввести запрет на новые потребительские кредиты для студентов колледжей, которые часто становятся мишенью поставщиков кредитов по процентным ставкам, иногда почти вдвое превышающим процентные ставки. % разрешено правилами. Стремительно растущая стоимость жизни в городах Китая также означает, что многим молодым китайцам, даже с высшим образованием в элитном колледже, трудно покрыть базовые расходы, не говоря уже о том, чтобы позволить себе жизнь, связанную с демонстративным потреблением.
Молодым людям, борющимся под тяжестью крайней конкуренции и ее потенциального вознаграждения, пустых обещаний потребительства, может показаться, что от эксплуатации нет спасения. А в обществе, где более открытые формы протеста, такие как профсоюзная активность, быстро подавляются, они нашли выход, если не облегчение, в онлайн-выражении. Одним из примеров этого является движение «лежачей квартиры», форумы которого насчитывают более 200 000 участников, и появилось множество популярных онлайн-терминов для описания чувства безнадежности. К ним относятся «лук-порей» и «сбор лука-порея» — фразы, уподобляющие тех, кто застрял в борьбе работы и потребления, луку-порею, который постоянно собирают под лезвием. «Лживый флетизм, — написал один китайский журналист на платформе Weibo, — это ненасильственное движение отказа от сотрудничества со стороны лука-порея и самое молчаливое и беспомощное действие». Когда кто-то отказывается от цикла, или так рассуждают, его больше невозможно сократить, как показано на иллюстрации ниже, появившейся в китайских социальных сетях в мае. Нож для сбора урожая тщетно рубит воздух, а растения внизу пригибаются к земле. «Лежащий лук-порей не так просто собрать», — гласит подпись.
«Лживый плоскийизм» рассматривается некоторыми как единственно возможная форма сопротивления этому циклу эксплуатации. Одним из доминирующих лозунгов движения «лежачей квартиры» был: «Не покупайте недвижимость; не покупать машину; не женись; не иметь детей; и не потреблять». По этой причине призывы «лежать на месте» вдвойне обеспокоили руководство Китая, поскольку они угрожают как лишить страну амбиций к инновациям, так и сбить второй этап долгосрочной стратегии развития страны — стремление к потреблению.
Омоложение, большое и маленькое
Один урок, который можно извлечь из недавней волны внимания к «лежачему лежачему положению», заключается в том, что существуют социальные пределы способности партии-государства генерировать экономическую динамику и технологические инновации посредством кампаний. стилевые подходы. Эти ограничения могут быть пропущены или недооценены политическим сообществом на Западе, поскольку доминирование партии и слабость гражданского общества поощряют восприятие монолитного командного государства, способного выполнять свои собственные политические желания.
Но даже если они не могут быть выражены открыто как ограничения на политику, пожелания китайского народа остаются важным фактором — и движение «лежачих квартир» ясно показывает это. Больше китайского голода по основному достоинству. Однако в нынешнем политическом климате Китая достоинство является чем-то абстрактным, придуманным только для «китайской нации», поскольку она поднимается над унижениями 19-го и 20-го веков, чтобы вернуть себе законное место в 21-м. В апрельской речи, произнесенной незадолго до того, как пост «Ложь — это справедливость» стал вирусным, Си Цзиньпин призвал молодежь Китая «постоянно стремиться к осуществлению китайской мечты о великом возрождении китайской нации».
Для многих китайских молодых рабочих, с трудом выдерживающих двенадцатичасовой рабочий день и готовящихся к следующему платежу по кредиту, такие лозунги о омоложении могут показаться далекими от личной надежды на обновление — на более высокую оплату, лучшие условия труда и защиту, а также на больше безопасности. С такими антилозунгами, как «лежать плашмя», или без них, отношение китайских белых воротничков, похоже, меняется. Недавний опрос, проведенный Zhao pin, ведущей карьерной платформой в Китае, показал, что более 80% респондентов из числа «белых воротничков» назвали справедливое отношение и уважение со стороны компаний наиболее важным фактором корпоративной культуры. Рабочие обычно отвергали «996» и «волчья культура», надеясь вместо этого на большее равновесие и человечность.
Однако в Китае Си, где господствуют партия и государство, стало практически невозможно отстаивать свои права и интересы — отстаивать свои личные потребности и желания над грандиозными амбициями национального «я». «Лежать плашмя» — это ответ, пассивный и отчаянный, на бесчеловечный характер борьбы, как национальной, так и личной. Почему человек должен стоять за самоуверенность только для того, чтобы быть срубленным и собранным?
Дэвид Бандурски является содиректором China Media Project, исследовательской программы в партнерстве с Центром журналистики и медиа исследований Университета Гонконга.
Китайская масштабная инициатива «Один пояс, один путь»
Введение
Китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), которую иногда называют Новым Шелковым путем, является одним из самых амбициозных инфраструктурных проектов, когда-либо задуманных. Запущенная в 2013 году президентом Си Цзиньпином обширная коллекция инициатив в области развития и инвестиций изначально была разработана для того, чтобы связать Восточную Азию и Европу через физическую инфраструктуру. За прошедшее десятилетие проект распространился на Африку, Океанию и Латинскую Америку, значительно расширив экономическое и политическое влияние Китая.
Больше от наших экспертов
Манджари Чаттерджи Миллер
G20 для масс: Моди продает себя Индии и всему миру
Адам Сигал
Обзор кибернедели: 14 апреля 2023 г.
Ян Джонсон
Как прочитать мускулистое послание Си о глобальной роли Китая
Некоторые аналитики считают этот проект тревожным продолжением растущей мощи Китая, и поскольку стоимость многих проектов резко возросла, в некоторых странах усилилась оппозиция. Между тем Соединенные Штаты разделяют опасения некоторых азиатских стран по поводу того, что ОПОП может стать троянским конем для регионального развития и военной экспансии под руководством Китая. Президент Джо Байден сохранил скептическую позицию своих предшественников в отношении действий Пекина, но Вашингтон изо всех сил пытался предложить участвующим правительствам более привлекательное экономическое видение.
Каким был изначальный Шелковый путь?
Подробнее:
Китай
Инициатива «Пояс и путь»
Центральная Азия
Южная Азия
Европа и Евразия
Первоначальный Шелковый путь возник во время экспансии на запад китайской династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), которая создала торговые сети на территории современных стран Центральной Азии, таких как Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а также как современные Индия и Пакистан на юге. Эти маршруты протянулись более чем на четыре тысячи миль в Европу.
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.Просмотреть все бюллетени >
Центральная Азия, таким образом, была эпицентром одной из первых волн глобализации, соединяющей восточные и западные рынки, стимулирующей огромное богатство и смешивающей культурные и религиозные традиции. Ценный китайский шелк, специи, нефрит и другие товары двигались на запад, в то время как Китай получал золото и другие драгоценные металлы, слоновую кость и изделия из стекла. Пик использования этого маршрута пришелся на первое тысячелетие под руководством сначала Римской, а затем Византийской империй и династии Тан (618–619 гг.).07 г. н.э.) в Китае.
Но крестовые походы, а также продвижение монголов в Среднюю Азию ослабили торговлю, и сегодня страны Центральной Азии экономически изолированы друг от друга, а внутрирегиональная торговля составляет небольшой процент от всей трансграничной торговли. Они также сильно зависят от России, особенно в отношении денежных переводов, которые составляли почти одну треть валового внутреннего продукта (ВВП) Кыргызстана и Таджикистана до того, как российская война на Украине привела к рассеянию рабочих-мигрантов, отправляющих денежные переводы.
Больше от наших экспертов
Манджари Чаттерджи Миллер
G20 для масс: Моди продает себя Индии и всему миру
Адам Сигал
Обзор кибернедели: 14 апреля 2023 г.
Ян Джонсон
Как прочитать мускулистое послание Си о глобальной роли Китая
Каковы планы Китая в отношении Нового Шелкового пути?
Президент Си объявил об этой инициативе во время официальных визитов в Казахстан и Индонезию в 2013 году. План состоял из двух частей: Сухопутный Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь. Сначала эти двое вместе именовались инициативой «Один пояс, один путь», но в конечном итоге стали инициативой «Пояс и путь».
Видение Си включало создание обширной сети железных дорог, энергетических трубопроводов, автомагистралей и упрощенных пограничных переходов, как на запад — через горные территории бывших советских республик, так и на юг, в Пакистан, Индию и остальную часть Юго-Восточной Азии. По словам Си, такая сеть расширит международное использование китайской валюты, юаня, и «устранит узкое место в азиатской связи». (В 2018 году Азиатский банк развития подсчитал, что континент сталкивается с ежегодным дефицитом финансирования инфраструктуры в размере более 9 долларов США.00 млрд.) В дополнение к физической инфраструктуре Китай профинансировал сотни особых экономических зон или промышленных зон, предназначенных для создания рабочих мест, и призвал страны использовать его технологические предложения, такие как сеть 5G, поддерживаемая телекоммуникационным гигантом Huawei.
Подробнее:
Китай
Инициатива «Пояс и путь»
Центральная Азия
Южная Азия
Европа и Евразия
Си впоследствии объявил о планах Морского шелкового пути 21 века на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 2013 году в Индонезии. Чтобы приспособиться к расширяющимся морским торговым перевозкам, Китай будет инвестировать в развитие портов вдоль Индийского океана, от Юго-Восточной Азии до Восточной Африки и некоторых частей Европы.
Общие амбиции Китая в отношении ОПОП ошеломляют. На сегодняшний день 147 стран, на которые приходится две трети населения мира и 40 процентов мирового ВВП, подписались на проекты или выразили заинтересованность в этом.
По оценкам аналитиков, крупнейшим на сегодняшний день является проект Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC) стоимостью 62 миллиарда долларов, представляющий собой совокупность проектов, соединяющих Китай с пакистанским портом Гвадар на Аравийском море. В общей сложности Китай уже потратил на такие усилия около 1 триллиона долларов. Эксперты предсказывают, что расходы Китая за время существования ОПОП могут достичь 8 триллионов долларов, хотя оценки разнятся.
Чего надеется достичь Китай?
За инициативой Китая стоят как геополитические, так и экономические мотивы. Си продвигал видение более напористого Китая, даже несмотря на то, что непогашенные кредиты страны выросли до эквивалента более четверти ее ВВП.
На сегодняшний день 147 стран, на которые приходится две трети населения мира и 40 процентов мирового ВВП, подписались на проекты или выразили заинтересованность в этом.
Эксперты считают ОПОП одним из основных направлений более смелого государственного управления Китаем при Си, наряду со стратегией экономического развития «Сделано в Китае до 2025 года». Для Си ОПОП служит противодействием разрекламированному США «повороту к Азии», а также способом для Китая развивать новые торговые связи, развивать экспортные рынки, повышать доходы Китая и экспортировать избыточные производственные мощности Китая. «Китай добился значительных успехов в перекройке торговых карт по всему миру таким образом, что в центре внимания оказался Китай, а не США или Европа», — говорит Дэвид Сакс из CFR, эксперт по американо-китайским отношениям.
В то же время Китай заинтересован в укреплении глобальных экономических связей со своими западными регионами, которым исторически не уделялось должного внимания. Содействие экономическому развитию западной провинции Синьцзян, где наблюдается подъем сепаратистского насилия, является главным приоритетом, равно как и обеспечение долгосрочных поставок энергоносителей из Центральной Азии и Ближнего Востока, особенно по маршрутам, которые американские военные не могут прервать.
В более широком смысле китайские лидеры полны решимости реструктурировать экономику, чтобы избежать так называемой ловушки среднего дохода. В этом сценарии, который извел около 90 процентов стран со средним уровнем дохода с 1960 года, заработная плата растет, а качество жизни улучшается по мере роста низкоквалифицированного производства, но страны с трудом затем переходят к производству товаров и услуг с более высокой стоимостью.
Наконец, Пекин может искать геополитические рычаги влияния на страны ОПОП. Исследование 2021 года [PDF] проанализировало более ста договоров о долговом финансировании, которые Китай подписал с правительствами иностранных государств, и обнаружило, что контракты часто содержат пункты, ограничивающие реструктуризацию с группой из двадцати двух основных стран-кредиторов, известной как «Парижский клуб». Китай также часто сохраняет за собой право требовать погашения долга в любое время, что дает Пекину возможность использовать финансирование в качестве инструмента для решения острых проблем Китая, таких как Тайвань или обращение с уйгурами. В январе 2022 года Никарагуа официально присоединилась к BRI, через месяц после разрыва дипломатических отношений с Тайванем.
Каковы потенциальные препятствия?
Инициатива «Один пояс, один путь» также вызвала оппозицию. Для некоторых стран, которые берут большие суммы долга для финансирования модернизации инфраструктуры, деньги BRI рассматриваются как потенциальная отравленная чаша. Китай рассматривает проекты BRI как коммерческое предприятие [PDF], с кредитами, близкими к рыночной процентной ставке, которые, как он ожидает, будут полностью погашены. Некоторые инвестиции BRI включали непрозрачные процессы торгов и требовали привлечения китайских фирм. В результате подрядчики завышают расходы, что приводит к отмене проектов и политической негативной реакции.
Примеров такой критики предостаточно. В Малайзии бывший премьер-министр Махатхир бин Мохамад провел кампанию против завышенных цен на инициативы BRI и отменил проекты BRI на сумму 22 миллиарда долларов, хотя позже он заявил о своей «полной поддержке» этой инициативы. Отчет CFR «Один пояс, один путь» показывает, что общий долг Китаю резко вырос с 2013 года, превысив в некоторых странах 20 процентов ВВП.
Поскольку пандемия COVID-19 и российское вторжение в Украину потрясли мировые рынки, растущее число стран с низким доходом в рамках инициативы BRI изо всех сил пытаются погасить кредиты, связанные с инициативой, что спровоцировало волну долговых кризисов и новую критику в адрес BRI. В Пакистане, например, импорт, необходимый для строительства инфраструктуры CPEC, способствовал увеличению бюджетного дефицита, что в конечном итоге привело к финансовой помощи со стороны Международного валютного фонда (МВФ). А в Гане и Замбии высокая долговая нагрузка, которая частично состояла из кредитов BRI, привела к суверенному дефолту. Однако, по словам Сакс, у многих стран, присоединившихся к BRI, мало альтернатив.
«Если кредиты, которые, как вы знаете, требуют непомерной процентной ставки, являются единственным способом [получить финансирование инфраструктуры], вам все равно придется взвесить этот компромисс и, вероятно, продолжить», — говорит он.
Другие скептики связывают BRI с изменением климата. Хотя Китай взял на себя обязательство прекратить строительство угольных электростанций за границей в 2021 году, инвестиции в невозобновляемые источники энергии составили почти половину всех расходов в рамках Инициативы и пути; остается неясным, относится ли это обязательство к уже начатым проектам или только к новым проектам, и ограничивает ли оно финансирование угольных электростанций в дополнение к строительству.
Как США отреагировали на региональную интеграцию под руководством Китая?
Соединенные Штаты разделяют озабоченность других стран по поводу намерений Китая. С тех пор, как администрация Обамы сделала поворот в сторону Азии, Соединенные Штаты потратили миллиарды долларов и напрягли дипломатические мускулы для создания инфраструктуры и развития сотрудничества между странами с низким уровнем дохода. Президент Дональд Трамп принял закон BUILD, который объединил Корпорацию зарубежных частных инвестиций (OPIC), государственное агентство США по финансированию развития, с компонентами Агентства США по международному развитию (USAID) в отдельное агентство (Финансовая корпорация развития) с Инвестиционный портфель в размере 60 миллиардов долларов.
В 2021 году президент Джо Байден в сотрудничестве с Большой семеркой (G7) запустил инициативу «Восстановить лучший мир» («B3W»), программу инвестиций в инфраструктуру, призванную составить конкуренцию BRI. Хотя некоторые сторонники говорят, что B3W действует как дополнение к BRI, многие признают, что отсутствие финансирования не позволяет ему выступать в качестве серьезного соперника инициативе Китая. Через год после того, как было объявлено о B3W, обязательства по этой инициативе составили всего 6 миллионов долларов, и она была переименована в «Партнерство для глобальной инфраструктуры». Критики говорят, что вместо того, чтобы инвестировать в инфраструктуру, где Китай имеет экономическое преимущество (Китай выиграл более чем в восемь раз больше инфраструктурных контрактов, финансируемых Всемирным банком, чем Соединенные Штаты в 2020 году), Вашингтон должен увеличить свое кредитование на основе помощи через существующие многосторонние институты. таких как Всемирный банк и МВФ.
Другие утверждают, что Соединенные Штаты могут найти серебряную подкладку в BRI. Джонатан Э. Хиллман из Центра стратегических и международных исследований говорит, что Соединенные Штаты могли бы использовать проекты BRI как способ заставить Китай платить за инфраструктурные инициативы в Центральной Азии, которые также отвечают интересам США.
Какова роль третьих стран?
Некоторые страны пытались сбалансировать свои опасения по поводу амбиций Китая с потенциальными преимуществами ОПОП.
Индия . Индия пыталась убедить страны в том, что ОПОП — это план доминирования в Азии, предупреждая о том, что некоторые аналитики назвали геоэкономической стратегией «Жемчужная нить», согласно которой Китай создает непосильное долговое бремя для своих соседей по Индийскому океану, чтобы захватить контроль над региональным дросселем. точки. В частности, Нью-Дели уже давно обеспокоен многолетними объятиями Китая со своим традиционным соперником, Пакистаном. Между тем, Индия предоставила собственную помощь в развитии соседям, прежде всего Афганистану, где она потратила 3 миллиарда долларов на инфраструктурные проекты.
Хотя Индия была одним из основателей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций Китая (АБИИ), с тех пор официальные лица Индии и Китая расходятся во взглядах на торговую политику. Соответственно, Соединенные Штаты рассматривают Индию в качестве противовеса Азии, где доминирует Китай, и стремились связать воедино свои стратегические отношения в регионе, совсем недавно через Индо-Тихоокеанскую экономическую концепцию 2022 года.
Япония . Токио придерживается той же стратегии, что и Нью-Дели, уравновешивая свой интерес к развитию региональной инфраструктуры давними подозрениями в отношении намерений Китая. Япония выделила более 300 миллиардов долларов в виде государственного и частного финансирования инфраструктурных проектов по всей Азии. Вместе с Индией Япония также согласилась развивать Азиатско-африканский коридор роста (AAGC) — план развития и соединения портов из Мьянмы в Восточную Африку, хотя с момента объявления в 2017 году эта инициатива продвинулась незначительно9.0003
Европа . Более двух третей стран-членов Европейского союза (ЕС) официально подписались под ОПОП с крупными китайскими инвестициями в инфраструктуру, отвечающими за такие проекты, как отремонтированный порт Пирей в Греции и железная дорога Будапешт-Белград в Венгрии. Пекин также профинансировал ряд проектов на континенте в странах, не входящих в ЕС. Эти инвестиции «затруднили для ЕС выработку единого подхода к Китаю», а Греция и Венгрия препятствуют усилиям всего блока по критике Китая, пишут Дженнифер Хиллман и Алекс Типпет из CFR.
Некоторые европейские страны настроены более критично. Президент Франции Эммануэль Макрон призвал к осторожности, заявив во время поездки в Китай в 2018 году, что BRI может сделать страны-партнеры «вассальными государствами». В декабре 2021 года ЕС объявил Global Gateway, программу инвестиций в инфраструктуру на сумму 300 миллиардов долларов, явно предназначенную для конкуренции с BRI, которую критики называют «каплей в море» по сравнению с BRI. Другие опасаются, что Китай использует средства BRI для усиления влияния в балканских странах, надеющихся стать членами ЕС, таких как Сербия, тем самым предоставляя Китаю доступ к центру общего рынка ЕС.
Россия . Москва стала одним из самых восторженных партнеров BRI, хотя поначалу отреагировала на заявление Си сдержанно, опасаясь, что планы Пекина затмят представление Москвы о «Евразийском экономическом союзе» и посягнут на ее традиционную сферу влияния.
Однако, поскольку отношения России с Западом ухудшились, президент Владимир Путин пообещал связать свое евразийское видение с ОПОП.
Ваш комментарий будет первым