Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Путешественники древности и средневековья: 10 великих средневековых путешественников | Журнал Популярная Механика

10 великих средневековых путешественников | Журнал Популярная Механика

В Средневековье люди путешествовали значительно реже, чем сейчас. Но при этом история каждого средневекового путешественника — это настоящий авантюрно-приключенческий роман.

Юлиан Венгерский, «Колумб Востока» — монах-доминиканец, отправившийся на поиски Великой Венгрии, прародины венгров. К 895 году венгры поселились в Трансильвании, но все еще помнили далекие земли своих предков, степные области к востоку от Урала. В 1235 году венгерский князь Бела снарядил четырех монахов-доминиканцев в путешествие. Спустя время двое доминиканцев решили вернуться назад, а третий спутник Юлиана скончался. Монах решил продолжить путь в одиночестве. В итоге, миновав Константинополь, пройдя вдоль реки Кубани, Юлиан достиг Великой Булгарии, или Волжской Болгарии. Обратный путь доминиканца пролегал через мордовские земли, Нижний Новгород, Владимир, Рязань, Чернигов и Киев. В 1237 году Юлиан Венгерский отправился в повторное путешествие, но уже в пути, достигнув восточных земель Руси, узнал о нападении на Великую Болгарию монгольских войск. Описание путешествий монаха стали важным источником в изучении истории монгольского вторжения в Волжскую Болгарию.

Гуннбьорн Ульфсон. Наверняка вы слыхали про Эйрика Рыжего, скандинавского мореплавателя, первым поселившимся на берегах Гренландии. Благодаря этому факту многие ошибочно думают, что он же и был первооткрывателем гигантского ледяного острова. Но нет — до него там побывал Гуннбьорн Ульфсон, направлявшийся из родной Норвегии в Исландию, чье судно сильнейший шторм отбросил к новым берегам. Почти столетие спустя по его стопам отправился Эйрик Рыжий —путь его не был случайным, Эйрик точно знал, где находится открытый Ульфсоном остров.

Раббан Саума, которого называют китайским Марко Поло, стал единственным выходцем из Китая, описавшим свое путешествие по Европе. Будучи несторианским монахом, Раббан отправился в долгое и опасное паломничество в Иерусалим в районе 1278 года. Выдвинувшись из монгольской столицы Ханбалык, т. е. нынешнего Пекина, он пересек всю Азию, но уже приблизившись к Персии, узнал о войне на Святой земле и изменил маршрут. В Персии Раббан Саума был радушно принят, а несколько лет спустя по просьбе Аргун-хана был снаряжен с дипломатической миссией в Рим. Сперва он посетил Константинополь и короля Андроника II, затем побывал в Риме, где наладил международный контакт с кардиналами, и в итоге оказался во Франции, при дворе короля Филиппа Красивого, предлагая союз с Аргун-ханом. На обратном пути китайский монах удостоился аудиенции новоизбранного папы римского и встретился с английским королем Эдуардом I.

Гильом де Рубук, монах-францисканец, после окончания Седьмого крестового похода был направлен королем Людовиком Французским в южные степи — с целью установить дипломатическое сотрудничество с монголами. Из Иерусалима Гильом де Рубук добрался до Константинополя, оттуда до Судака и двинулся в сторону Азовского моря. В итоге Рубук пересек Волгу, затем реку Урал и в конце концов оказался в столице Монгольской империи, городе Каракорум. Аудиенции великого хана не дали особенных дипломатических результатов: хан предложил королю Франции присягнуть на верность монголам, но время, проведенное в заморских странах, не прошло даром. Гильом де Рубук подробно и с присущим ему юмором описал свои путешествия, поведав жителям средневековой Европы о далеких восточных народах и их жизни. Особенно его впечатлила несвойственная для Европы веротерпимость монголов: в городе Каракорум мирно соседствовали и языческие, и буддистские храмы, и мечеть, и христианская несторианская церковь.

В центре Бордо обнаружили кладбище конца первого тысячелетия

Афанасий Никитин, тверской купец, в 1466 году отправился в коммерческий вояж, который обернулся для него невероятными приключениями. Благодаря своему авантюризму Афанасий Никитин вошел в историю как один из величайших путешественников, оставив после себя проникновенные записки «Хождение за три моря». Едва лишь покинув родную Тверь, торговые суда Афанасия Никитина были разграблены астраханскими татарами, но это не остановило купца, и он продолжил свой путь — сперва добравшись до Дербента, Баку, потом до Персии и оттуда до Индии. В своих записках он красочно описал обычаи, нравы, политическое и религиозное устройство индийских земель. В 1472 году Афанасий Никитин отправился на родину, но до Твери так и не доехал, скончавшись под Смоленском. Афанасий Никитин стал первым европейцем, преодолевшим путь до Индии.

Чень Чен и Ли Да — китайские путешественники, которые совершили опаснейшую экспедицию по Средней Азии. Ли Да был опытным путешественником, но он не вел путевых заметок и поэтому не так прославился, как Чень Чен. Два евнуха отправились в дипломатическое путешествие по поручению императора Юн-лэ в 1414 году. Им пришлось пересекать пустыню в течение 50-и дней и карабкаться вдоль гор Тянь-Шаня. Проведя 269 дней в пути, они достигли города Герата (что расположен на территории современного Афганистана), вручили дары султану и вернулись домой.

Одорико Порденоне  — монах-францисканец, посетивший Индию, Суматру и Китай в начале XIV века. Францисканские монахи стремились увеличить свое присутствие в странах Восточной Азии, для чего направляли туда миссионеров. Одорико Порденоне, покинув свой родной монастырь в Удине, проследовал сперва в Венецию, затем в Константинополь, а оттуда в Персию и Индию. Монах-францисканец много путешествовал по Индии и Китаю, посетил территорию современной Индонезии, добравшись до острова Ява, несколько лет жил в Пекине, а затем возвратился домой, миновав Лхасу. Скончался он уже в монастыре в Удине, но перед смертью успел надиктовать богатые подробностями впечатления от путешествий. Его воспоминания легли в основу знаменитой книги «Приключения Сэра Джона Мандевиля», которой зачитывалась средневековая Европа.

Наддод и Гардар — викинги, открывшие Исландию. Наддод высадился у берегов Исландии в IX веке: он держали путь на Фарерские острова, но шторм привел его к новой земле. Изучив окрестности и не найдя там признаков жизни человека, он отправился домой. Следующим, ступившим на землю Исландии, был шведский викинг Гардар — он обошел на своем судне остров вдоль побережья. Наддод назвал остров «Снежная земля», а своим сегодняшним именем Исландия (т.е. «страна льдов») обязана третьему викингу, Флоки Вильгердарсону, добравшемуся до этой суровой и красивой земли.

Вениамин Тудельский — раввин из города Тудела (Королевство Наварра, ныне испанская провинция Наварра). Путь Вениамина Тудельского не был таким грандиозным, как у Афанасия Никитина, но его записи стали бесценным источником информации об истории и жизни евреев в Византии. Вениамин Тудельский отправился из родного города в Испанию в 1160 году, миновал Барселону, путешествовал по южной Франции. Далее он прибыл в Рим, откуда, спустя время, выдвинулся в Константинополь. Из Византии раввин проследовал ко Святой земле, а оттуда в Дамаск и Багдад, обошел Аравию и Египет.

Ибн Баттута славен не только своими странствиями. Если другие его «коллеги» пускались в путь с торговой, религиозной или дипломатической миссией, то берберского путешественника звала за собой муза дальних странствий — он преодолел 120 700 км исключительно из любви к туризму. Ибн Баттута родился в 1304 году в марокканском городе Танжер в семье шейха. Первым пунктом на персональной карте Ибн Баттуты стала Мекка, куда он попал, двигаясь по суше вдоль берегов Африки. Вместо того, чтобы вернуться домой, он продолжил путешествие по Ближнему Востоку и Восточной Африке. Добравшись до Танзании и оказавшись без средств, он отважился на путешествие в Индию: поговаривали, что султан в Дели невероятно щедр. Слухи не подвели — султан снабдил Ибн Баттуту щедрыми дарами и отправил с дипломатической целью в Китай. Однако по пути он был разграблен и, боясь султанского гнева и не смея вернуться в Дели, Ибн Баттута вынужден был скрываться на Мальдивах, попутно посещая Шри-Ланку, Бенгалию и Суматру. До Китая он добрался только в 1345 году, откуда направился в сторону дома. Но дома ему, конечно же, не сиделось — Ибн Баттута совершил небольшое путешествие в Испанию (тогда территория современной Андалузии принадлежала маврам и называлась Аль-Андалус), затем отправился в Мали, для чего ему потребовалось пересечь Сахару, а в 1354 году обосновался в городе Фес, где продиктовал все подробности своих невероятных приключений.

Пять самых древних путешественников, которые изменили мир

Этим храбрецам человечество обязано не только интересными сведениями, но и научными открытиями

И во времена, которые мы называем «доисторическими», были люди, которым не сиделось на месте, которые стремились туда, за горизонт. Они отправлялись в полную неизвестность, не имея в распоряжении достойных транспортных средств и способов защиты, думая не о себе, а о великой цели, которую поставили и в конце концов достигли.

Ганнон — 505 год до нашей эры

wikimedia

Карфагенянин (житель государства Карфаген, располагавшегося на территории современного Туниса – прим. ред.) Ганнон считается самым первым из всех известных путешественников. Карфагенский сенат снарядил 60 галер, на каждой из которых сидело по 50 гребцов. Этому флоту предстояло совершить рискованную экспедицию — дойти до западных берегов Африки и колонизировать землю. Во главе экспедиции стоял Ганнон. Всего в путешествие отправлялось тридцать тысяч человек — сегодня их назвали бы переселенцами: их миссией было освоить новые земли.

Плавание через Атлантический океан тогда было невероятно опасным. Тем не менее, Ганнон с соратниками, преодолев все препятствия на пути, достиг берегов Западной Африки. На одном из островов (по всей видимости, относившемся к группе Канарских островов) путешественники обнаружили множество горилл и приняли их за «диких людей». Надеясь наладить контакт, карфагеняне взяли в плен троих «дикарей», но вскоре из-за агрессивности горилл их пришлось убить.

На других островах карфагеняне заключали дружеские и торговые союзы с местными жителями. Добравшись до Южного Рога, путешественники поняли, что рискуют остаться без припасов — они заканчивались. Тогда Ганнон принял решение возвращаться домой. В Карфагене, в храме Молоха, в память об этом путешествии поставили большую мраморную плиту, на которой высекли описание великого путешествия.

Геродот (484 — 425 гг. до нашей эры)

pixabay.com

Древнегреческий ученый — историк и географ, Геродот прославился как «отец истории», а также как один из первых путешественников. Он составил первое более-менее точное описание реального мира для своих современников — основываясь на собственных наблюдениях и на рассказах других людей.

Чтобы получить сведения, необходимые для написания своего самого известного труда — «Истории» — Геродот объехал все страны, доступные в то время. Он побывал в Греции и Египте, в Персии и Вавилонии, в Малой Азии и Южной Италии, на островах Средиземного моря и в Крыму.

Путешествовать Геродот начал примерно в 20 лет, и его целью была именно наука — он стремился собрать как можно больше сведений о происходящих событиях, о народах, населявших разные земли. Первое его путешествие вылилось в крупное исследование о тех народах, которые в ту пору еще не были известны грекам. Геродот писал в своих трудах о греко-персидских войнах, о нравах и обычаях персов.

Он первым описал Скифию и населяющие эту страну народы, дал полное описание реки Истр (Дунай), которая течет через всю Европу, и Борисфена (Днепр). В трудах Геродота большое внимание уделяется скифским мифам — например, о Геркулесе. Пишет он и об амазонках — женщинах-воинах.

Позже Геродот побывал в Северо-Восточной Африке, в Кирене, первым в истории описал эти территории. Очень интересные сведения Геродот собрал о Египте, причем современные ученые по большей части подтверждают правильность его описаний.

Пифей (340 г. до нашей эры)

wikimedia

Трагедия Пифея заключается в том, что его рассказы о далеких странах вызывали у современников недоверие и насмешки. А ведь его храбрость заслуживает уважения — он отважился пуститься в опасное плавание через Атлантику на одном-единственном корабле. Экспедиция Пифея направлялась на Север — они надеялись найти в неизведанных землях олово и янтарь. Такое поручение дали Пифею его земляки-торговцы из города Массилии (Марсель). Пифей отлично справился с поручением, сделав при этом несколько важных географических открытий.

Например, продвигаясь к северу, он заметил, что, чем дальше к северным широтам, тем длиннее становится день. Так была установлена зависимость между длиной дня и ночи и географической широтой. Кроме того, он первым догадался о том, что приливы и отливы связаны с притяжением Луны. Пифей открыл, что Полярная звезда не может служить точным ориентиром на север. Все эти и другие открытия он смог совершить благодаря своим путешествиям.

Евдокс (II век до нашей эры)

Греческий ученый-географ Евдокс начал свои путешествия с посещения Египта и Индии.

Наняв крупный корабль и два баркаса, Евдокс поплыл по водам Атлантики. Неизвестно, как далеко он пробрался. Ученые остерегаются чрезмерно доверять его свидетельствам, потому что нет достоверных подтверждений. Однако точно известно, что по приказу фараона Птолемея Евдокс посетил Индию, поплыв туда в сопровождении индийского проводника. Затем последовало второе путешествие в Индию — Евдокса отправила туда царица Клеопатра, чтобы он привез индийские благовония.

Решив обогнуть Африку, отважный путешественник почти осуществил головокружительный план, однако погиб в самом конце пути.

Страбон (64/63 г. до нашей эры — 23/24 г. нашей эры)

wikimedia

Древнегреческий путешественник и географ Страбон был известен всесторонней образованностью. Он оставил после себя потрясающий труд — «Географию» в 17 томах, в которой содержались самые подробные и разнообразные сведения о многих странах и народах. Главы о закаспийских землях, об азиатской Скифии, о Кавказе актуальны и интересны и сегодня.

Страбон много путешествовал. Неоднократно бывал в Египте и составил подробное описание Александрии, описал египетские пирамиды, много рассказывал о чудесах света.

Страбон прожил долгую жизнь и умер в Риме. Его «География» — важнейший и интереснейший памятник древнегреческой науки.

как описывали русские путешественники Индию, Иерусалим, Константинополь.

Путь длиною в несколько месяцев, опасности и несовершенство транспорта — все это не смущало древних путешественников средневековой Руси. Паломничества, посольства и деловые поездки были важной частью их жизни.

Много столетий назад у странников была своя, особенная философия путешествий. Филолог Юрий Лотман говорил, что земля одновременно воспринималась ими и как географическое пространство, и как место земной жизни, противопоставленное жизни небесной, а значит, получала несвойственное современным географическим понятиям религиозно-моральное значение. Проще говоря, существовали земли «грешные», путь в которые не сулил ничего хорошего — в первую очередь душе путника, и земли «праведные», в которые мысленно или физически стремились попасть люди прошлого.

Ездить, конечно, приходилось и туда, и туда. И вот как воспринимали свои поездки грамотные путешественники.

«Хождение игумена Даниила»

В XII веке монах Данил совершил паломничество в Иерусалим. Он стал первым русским, описавшим путешествие в Святую землю, а текст «Жития и хождения игумена Даниила» послужил образцом для всех последующих «путевых заметок».

Даниил скрупулезно описывает то, что видит на своем пути, начиная от святынь, которые находятся в посещаемых им городах, и заканчивая достопримечательностями. Путешественника интересует буквально все: их вид и состояние, устройство, размеры. Он не забывает упомянуть и расстояния между городами, и природные богатства местности.

«И родится на том острове мастичная смола, и вино хорошее, и плоды всякие».

Скорее всего, путешествие Даниила состоялось в 1104–1106 годах, к тому времени Иерусалим уже стал королевством, и нашему соотечественнику удалось познакомиться с первым правителем Святого града — королем Балдуином I.

«Пошел князь иерусалимский Балдуин на войну к Дамаску путем тем, к Тивериадскому морю, ибо там проходит дорога к Дамаску, мимо Тивериадского моря. Я узнал, что хочет князь идти путем тем к Тивериаде, пошел к тому князю, поклонился ему и сказал: «И я бы хотел пойти с тобою к Тивериадскому морю, чтобы походить по тем всем святым местам около Тивериадского моря. Бога ради, возьми меня, князь!» Тогда этот князь с радостью повелел мне пойти с собою и пристроил меня к своим слугам. Тогда я с радостью великою нанял под себя на чем ехать. И таким образом прошли мы места те страшные с воинами царскими без страха и без ущерба. А без воинов той дорогой никто не может пройти; одна только святая Елена путем тем ходила, а другой никто».

«Хождение Игнатия Смольнянина»

В конце XIV века диакон Игнатий, уроженец Смоленского княжества, вместе с епископом Михаилом и митрополитом Пименом отправился в Константинополь. Предполагал ли он, свидетелем скольких исторических событий ему придется стать, и догадывался ли, что больше никогда не увидит своей малой родины, о которой неоднократно вспоминал в «Хождении», мы точно сказать не можем.

Игнатий описывает не только свое путешествие, но упоминает о «распре некой» между митрополитом Пименом и московским великим князем Дмитрием Ивановичем (Донским), рассказывает о борьбе за престол между Калояном и Мануилом Палеологами и в конце концов повествует о венчании на царство Мануила II Палеолога («в лето 6900 месяца февраля 11»).

В своем тексте Игнатий передает для потомков ценную информацию о том, как выглядел Константинопольский ипподром и барабан купола Софийского собора.

«В тридцать первый день ходили на верх церкви святой Софии, видели 40 окон шейных, мерили окно со столпом, две сажени без двух пядей».

В Константинополе Игнатий пробыл до 1393 года, затем отправился в Иерусалим (1393—1395), а дни свои закончил на Афоне, оставив описание всех путешествий.

Фра Беато Анджелико. «Благовещение»

«Исхождение Авраамия Суздальского»

В 1437 году Авраамий, епископ Cуздальский, стал членом Русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439). Русский посол был свидетелем католического богослужения и в подробностях описал мистерии «Благовещение» и «Вознесение», которые наблюдал в церквях Флоренции. Впечатления от увиденного легли в основу текста «Исхождения Авраамия Суздальского на осьмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945».

Читайте также:

«И еще создано весьма чудесно. И это устроено наверху за занавесами, от прежних дверей до средины церкви саженей двадцать пять великих. На этом месте создан мост каменный от одной стены до другой, на каменных же столбах, на высоте трех саженей, в ширину же две с половиной сажени. И этот мост постлан красивой поволокой. На постланном месте в левой стороне устроена кровать с господской постелью и одеялом. У кровати же этой в головах весьма чудные и дорогие подушки положены. На этом важном и чудном месте отрок благоразумный сидит, облаченный в дорогую и пречудную девическую одежду и венец. В руках книги держит и тихо читает и по всему подобию напоминает пречистую деву Марию».

Авраамия интересовала и игра актеров, и их одежда, и оформление сцены. Автор эмоционально, даже восторженно описывает происходящее, давая читателю ценные сведения об устройстве сценических машин, рисунках тканей, световых и шумовых эффектов:

«Во время подъема ангела сверху, от отца с великим шумом и непрерывным громом пошел огонь на ранее упомянутые веревки и на средину помоста, где пророки стояли. И назад вверх этот огонь возвращался и от верха прытко приходил книзу. И от этого обращения огня и от ударов вся церковь искрами наполнилась. Ангел же поднимался к самому верху, радуясь и помахивая руками туда и сюда и крыльями двигая.
Просто и ясно видно, как он летит. Огонь же обильно начинает исходить от верхнего места и по всей церкви сыплется с великим и страшным громом. И незажженные свечи в церкви от великого этого огня зажигаются. А зрителям и их портам нет никакого вреда. Дивное и страшное это зрелище.
Ангел же возвратился кверху в свое место, откуда спускался, огонь перестает и занавесы все по-прежнему закрываются. Это чудное зрелище и хитрое устройство видели в городе Флоренции, и сколько мог своим малоумием понять, то и описал это зрелище. Иначе и нельзя описать, так как это пречудно и несказанно. Аминь».

Купцы. Миниатюра из Лицевого свода. XVI век

Живость и красочность описания сделали текст «Исхождения» одним из самых популярных на Руси. Вплоть до середины XVII века «Исхождение» оставалось единственным памятником древнерусской литературы, повествующим о театральных представлениях.

«Хождение Афанасия Никитина»

Во второй половине XV века тверской купец Афанасий Никитин оказался в Индии. Похоже, что действительно «оказался», как свидетельствует он сам — «от многия беды». Текст Никитина — это набор путевых заметок, которые интересны не только тем, что отступают от жанра хождения, но и тем, что в корне меняют представление об Индии.

Долгое время на Руси Индию воспринимали как рай на земле: идеальную христианскую страну, где правит «царь и поп» в одном лице. Среди текстов, с которыми были знакомы средневековые читатели, можно найти «Сказание об Индийском царстве» — послание мифического индийского царя-христианина Иоанна византийскому императору Мануилу. В этом удивительном произведении, не противореча христианскому пафосу, описывается целый мир удивительных существ, населяющих далекие неизведанные земли.

«Я поборник православной веры Христовой. Царство же мое таково: в одну сторону нужно идти десять месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что там небо с землею встречается. И живут у меня в одной области немые люди, а в другой — люди рогатые, а в иной земле — трехногие люди, а другие люди — девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные — с шестью».

Столетие спустя (текст «Сказания» датирован XII веком, однако на Русь он попал в XIII или XIV столетии) Никитин воочию видит Индию, встречается с местными жителями, попадает в неприятные ситуации и, конечно, иначе описывает окружающих его людей и вещи.

«В Бидаре на торгу продают коней, камку, шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а из съестного только овощи, а для Русской земли товара нет. А здесь люди все черные, все злодеи, а женки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд, господ ядом морят».

Афанасий Никитин явно надеялся, что его «Хождение» прочтут на Руси, и активно маскировал некоторые щекотливые моменты, чтобы текст был доступен не всем. Здесь встречаются отрывки на тюркском и персидском языках, записанные кириллическими буквами. Таким образом «зашифрованы» не только наблюдения о стоимости рабов и женщин легкого поведения, но и тексты молитв, в которых есть заимствования из Корана, а также некоторые рассуждения о родине.

«Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже!»

«Сказание о Дракуле»

Следующий текст нельзя отнести к литературным памятникам, посвященным путешествиям. «Сказание о Дракуле» представляет собой древнейший образец оригинальной русской беллетристики, но не рассказать о нем здесь мы не можем.

Автором сказания мог быть дьяк Ивана III Федор Курицын, возглавлявший в 1482–1484 годах Русское посольство к венгерскому королю Матвею Корвину и молдавскому господарю Стефану Великому. Во время посольства дьяк записал ряд анекдотов, которые и составили основную часть повести. Именно благодаря этому тексту, по крайней мере в уме русского читателя, начал складываться образ румынского князя-изверга.

О Дракуле писали и многие другие путешественники. Но от зарубежных аналогов повесть Курицына отличает странная черта: рассказывая о зверствах своего героя, автор текста уточняет, что он беспощадно карает всякое преступление, кто бы его ни совершил, что в глазах русского посла было бесспорным благом.

«И так ненавидел Дракула зло в своей земле, что, если кто совершит какое-либо преступление, украдет, или ограбит, или обманет, или обидит, не избегнуть тому смерти. Будь он знатным вельможей, или священником, или монахом, или простым человеком, пусть бы он владел несметными богатствами, все равно не мог откупиться он от смерти, так грозен был Дракула».


По следам средневековых путешественников. Инфографика

Заграничные путешествия и паломнические поездки древнерусских писателей и летописцев

5 самых известных русских средневековых путешественников

Как и куда странствовали наши предки.

История путешествий насчитывает многие тысячи лет. Люди всегда стремились познать окружающий мир, открыть для себя новые границы и горизонты, хотя пару тысяч лет назад, конечно, процесс выглядел совершенно по-другому. Слабое развитие картографии, отсутствие нормальных дорог, транспорта – все это делало путешествия длительным и опасным процессом.

В период средневековья на Руси путешественниками были в основном паломники, главной целью которых было посещение Святых мест. Основным средством передвижения был корабль, более того, он был и самым надежным. Лодки тоже использовались, но лишь для преодоления сравнительно небольших расстояний. Безусловно, и паломники, и, позднее, купцы пользовались сухопутными транспортными средствами, например, лошадьми и колесными повозками.

Скорость передвижения по современным меркам была крайне медленной. Так, общее расстояние от Киева до Константинополя, приблизительно равное 1700 км, обычно преодолевалось за 75 дней. При этом скорость составляла 25 км/день. Но несмотря на все трудности, всегда находились те, кто был готов к длительным и изматывающим путешествиям.

Национальный туристический союз подготовил для вас список самых известных средневековых русских путешественников.

Игумен Даниил

5 самых известных русских средневековых путешественников

Одним из первых русских путешественников был игумен Даниил, совершивший в начале XII в. паломничество на Святую Землю и оставивший письменные свидетельства своей поездки. Его миссия пришлась на неспокойное время окончания Первого крестового похода, после которого на территории Леванта образовалось Иерусалимское королевство во главе с Балдуином.

Путешествие по освобожденной от сарацинов территории было полно трудностей и опасностей, и, если бы не помощь и защита личной охраны короля, игумен, возможно, и не смог бы добраться до дома. Проведя большую часть путешествия в Иерусалиме, Даниил также посетил Вифлеем, Иерихон, Галилею и Геннисаретское озеро, где, согласно Евангелию, на заре первого тысячелетия ловили рыбу апостолы Андрей и Петр.

Паломничество игумена в Палестину длилось два года, во время которых путешественнику пришлось пережить множество трудностей: постоянные угрозы нападения, жаркий и сухой климат, дурного качества дороги. Но Даниилу удалось вернуться в родную Черниговскую землю и записать для потомков бесценный опыт своих странствий.

Стефан Новгородец

5 самых известных русских средневековых путешественников

Скорее всего, Стефан был зажиточным купцом из Новгорода, которому посчастливилось избежать разорения татаро-монголами. Уцелело не только состояние горожан, но и крепкие связи с зарубежными странами, в том числе и Византией. Так, помимо паломников из Новгорода, ехали и торговцы, один из которых – Стефан, который оставит записи о своем путешествии.

Хотя целью своего путешествия он назвал поклонение Святым местам, Стефан очень много внимания уделял политической ситуации в Византии и ее отношениям с Россией (в этот период они переживали расцвет). Также он оставил подобные описания архитектуры Константинополя, и не только храмов и церквей, но и военных портов и городских укреплений.

Стефан приехал не один, его сопровождали другие новгородцы, тоже, судя по всему, обеспеченные. Они смогли нанять себе профессионального проводника, который показал все памятные и примечательные места столицы Византии, что сделало работу купца еще более фактически насыщенной.

Игнатий Смолянин

5 самых известных русских средневековых путешественников

Сочинения Игнатия, дошедшие до наших дней, повествуют о его поездке в Царьград в свите первого митрополита Пимена в конце XIV в. Привычному и относительно безопасному маршруту, пролегающему через территорию Великого Княжества Литовского, путешественники предпочли полный опасностей путь через Дон, Азов. Такое решение было обусловлено спешкой митрополита, стремившегося поскорее реализовать свои амбициозные планы по укреплению положения в церкви.

Будучи в составе посольства, диакон Игнатий скрупулезно фиксировал все происходящее вокруг него, описывал посещённые христианские святыни и связанные с ними легенды. Автора интересовала и политическая обстановка в Константинополе, быт и нравы его жителей, которым он также дал характеристики. После византийской столицы Игнатий поехал в Иерусалим, а затем в монашеское государство Афон, где путешественник и закончил свои дни.

Зосима

5 самых известных русских средневековых путешественников

Монах Троице-Сергиева монастыря Зосима совершил путешествие в Константинополь, находясь в свите царевны Анны, внучки князя Дмитрия Донского, которую прочили в жены сыну византийского императора Мануила II Палеолога.

Путь Зосимы, начинаясь из Киева, пролегал через реку Буг, Переславль-Залесский, Днестр и Белгород. Судя по оставленным монахом записям, единственной целью его поездки было паломничество. Именно этим можно объяснить неторопливое передвижение и подробное описание всех встреченных на пути христианских святынь. В каждом городе инок жил от нескольких дней до нескольких месяцев, осматривал священные для христиан места и молился святым покровителям Руси.

Афанасий Никитин

5 самых известных русских средневековых путешественников

Самый известный российский путешественник доромановской эпохи – тверской купец Афанасий Никитин. Он стал одним из первых европейцев, которые могли добраться до Индии, и сделал он это за четверть века до знаменитого плавания Васко да Гамы.

Путешествие пролегало как по суше, так и по морю. Выехав из родной Твери, купец запланировал свой путь сначала по Волге через Нижний Новгород, после чего дорога лежала через Казань и Астрахань. Дальнейший маршрут первопроходца пролегал через Дербент, Баку и Сари, потом он двинулся по суше через Персию. Достигнув города Ормуз, Никитин снова сел на корабль, прибыв на нём в индийский порт Чаул. Именно в Индии он провел большую часть своего путешествия, которое продолжалось с 1468 по 1475 год.

Его труд стал первым описанием не религиозного паломничества, а торгового предприятия. В тот период Россия активно налаживала связи с Востоком, поэтому купцы были прямо заинтересованы в подобных экспедициях. К сожалению, Никитин умер во время возвращения домой, но его путевые тетради были переданы кем-то из спутников дьяку Даниилу Мамыреву, который сохранил их для потомства.

Поделиться:


Добавить комментарий

Путешествия в Древности и в Средневековье

С давних пор люди познавали окружающую природу. Наблюдая за животными, они изображали их на стенах пещер и бивнях мамонта, делали первые схематические рисунки, зарисовки местности. Так появились простейшие карты. Рассматривая их, можно узнать, как развивались представления и знания людей о Земле.

Путешествия и научные открытия в Древности

В давние времена люди путешествовали не только по суше, рекам и морям, но и по океану. Путешественники ориентировались днем по Солнцу, а ночью — по звездам. Первооткрывателями новых земель были моряки и купцы. Считают, что одни из первых географических открытий сделали древние египтяне 3500 лет назад. Они жили в Африке в долине реки Нил, на берегах Средиземного и Красного морей.

Первое путешествие, сведения о котором дошли до наших дней, произошло 3500 лет назад. Организовала его женщина — царица Древнего Египта — Хашепсут. Она снарядила пять кораблей в страну Пунт — Землю Богов. Предполагают, что эта земля находилась на полуострове Сомали. Египтяне закупили там слоновую кость, золото, черное дерево, шкуры экзотических животных.

Отважными моряками были финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря. В VI в. до н. э. еще никто не знал, что Африка (тогда ее называли Ливией) со всех сторон омывается морями. За три года финикийцы обогнули Африку и убедились, что она действительно со всех сторон окружена водой. Плавание финикийцев вокруг Африки считают самым знаменитым путешествием Древности.

Много путешествовал древнегреческий ученый Геродот. Он с интересом изучал и описывал историю и условия жизни разных народов: египтян, скифов, сарматов. Во время путешествия по Египту Геродот описал климат, реку Нил, растительный и животный мир этих мест. Он побывал в низовьях рек Днепр и Днестр и впервые описал население этих территорий, в том числе и наших предков.

Путешествия в Средневековье

В VIII-XI вв. на севере Европы жили викинги, бесстрашные мореплаватели, «люди моря». Викинги заселяли все побережье Скандинавского полуострова. Их корабли ходили далеко в океан. Они достигли и освоили остров Исландия, а несколько позже и остров Гренландия. Викинги побывали и на берегах Америки за 500 лет до ее открытия Колумбом.

Из Китая и Индии в Европу купцы доставляли шелка и пряности. Первым европейцем, побывавшим в Китае и оставившим его описание, стал венецианский купец Марко Поло. Его путешествие по Азии длилось более 25 лет. В своей «Книге о разнообразии мира» Марко Поло красочно описал высокогорную Центральную Азию, Китай и Индию, Японию и многие прибрежные острова.

В Позднее средневековье книга Марко Поло была ценным источником знаний по географии, этнографии, истории многих стран Азии. Она оказала огромное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV-XVI вв. Благодаря этой книге и учитывая преувеличенное расстояние до Индии, Колумб отправился в поисках этой страны на запад. Ведь длина экватора уже была известна.

Шелк изобрели китайцы, однако процесс его создания долго держался в секрете. Из Китая в Европу шелк вывозили по Великому шелковому пути.

Пряности — высушенные части растений с устойчивым ароматом и острым вкусом, добавляемые в пищу. Наиболее известными пряностями являются черный и красный перец, гвоздика, мускатный орех, имбирь, корица, ваниль.

Русские купцы в XV в. вели оживленную торговлю со странами Азии. Тверской купец Афанасий Никитин побывал в Индии, где провел три года. В своих записях он рассказывал обо всем, что видел в путешествии. Его удивляли темный цвет кожи местных жителей, их необычная одежда. Возмущала бедность большинства индийцев, восхищала красота и пышность праздников. В каждом городе на местных базарах купец интересовался товарами и ценами, размышляя, чем можно торговать с Индией. Никитин первым из европейцев подробно описал эту страну в своих путевых записках «Хождение за три моря».

Подведем итог!

  • Одни из первых географических открытий сделали древние египтяне 3500 лет назад.
  • Самым знаменитым путешествием Древности считают плавание финикийцев вокруг Африки.
  • Геродот совершил путешествие в Египет.
  • В период Средневековья викинги открыли и заселили острова Исландия и Гренландия, достигли берегов Америки. В XIII в. Марко Поло побывал в Китае. В XV в. русский купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию.
Читать далее
Путешествия в древности. Какие путешествия совершались в древности, важнейшие географические открытия и путешествия совершенные в древности
Путешествия в древности

Процесс познания человеком окружающего мира связан с путешествиями. Древние народы, вступившие в эпоху рабовладельческого общества, пытались уже систематизировать имеющиеся географические знания. 

Потребность в установлении торговых связей и для открытия новых земель заставляла людей отправляться в далёкие путешествия. Так, египетские папирусы свидетельствуют, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Фараоны посылали экспедиции вверх по Нилу, до берегов Красного моря. За 2000 лет до нашей эры египтянин Синухит предпринял большое путешествие на восток.

Морские экспедиции снаряжала и царица Хатшепсут. Это путешествие по Красному морю составило 2000 км. Корабли всегда помещали в погребальные камеры фараона. Так, в пирамиде фараона Хеопса был обнаружен корабль длинной 43,4 м. Позднее из-за нехватки древесины стали делать лишь модели судов.

Фотографии современных путешествий и активного отдыха

Мореплавание налаживало контакты между странами. Из путешествий привозилось золото, слоновая кость, изделия из камня и фаянса и т.д.

Морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая. Китайцы неплохо знали географию своей страны и сопредельных земель. В Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Они хорошо знали свойства магнитной стрелки. Китайцам также приписывают также изобретение руля. Великий китайский философ Конфуций более 13 лет провёл как странствующий учитель. Географическая культура Китая находилась на высокой для того времени ступени развития.

Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и грозные военные корабли. Строительство Великой Китайской Стены доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила чётко по границе, отделявшей степные районы от земледельческих.

Развивая картографию с древних времен, китайцы выполняли карты на шёлке. В Древнем Китае были даже трёхмерные карты. Именно здесь появились игрушки, ставшие прообразом современных воздушных шаров. Это были полые яичные скорлупки, куда нагнетали теплый воздух. Думается, что путешествия на воздушных шарах своим рождением обязано Древнему Китаю.

Зарождение религиозного туризма происходило в Древней Индии. Именно здесь основатель буддизма Будда на протяжении 45 лет путешествовал по северной Индии. После смерти Будды тело было кремировано и прах разделен между последователями. Эти останки стали первыми реликвиями, к которым стекались многочисленные паломники.

Одними из лучших мореходов древности были финикийцы (государство Финикия было расположено в Восточном Средиземноморье и имело многочисленные торгово-экономические связи с другими государствами). Финикийцы строили большие прочные корабли, которые долгое время лидировали в акватории Средиземного моря по своим мореходным качествам. Сухопутные торговые пути внутри страны снабжались постройками для отдыха караванов, части этих караван-сараев была укреплена.

Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив. Они совершили плавание вокруг Африки. Финикийцы дали первые названия Азии и Европе (асу восток, эреб-закат).

Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времён, что нашло своё отражение в мифах. Одним из первых учёных путешественников был Геродот, который объехал Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Вавилонию, Египет, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, а также в Крыму. Свои многочисленные путешествия по разным землям Геродот описал в 9 книгах, каждая из которых называлась по имени одной из муз. В своём знаменитом труде «История», за который удостоился почётного титула «Отца истории», он описал не только историю многих народов Старого Света, но также сохранил для потомков бесценные этнографические примеры. Геродот описал обряд побратимства у скифов, при котором братающиеся подмешивали в чашу с вином свою кровь и выпивали. Таким образом, неутомимый путешественник Геродот не зря снискал себе славу первого греческого туриста.

В период расцвета городов-государств Греции возникают своего рода центры туризма. Так, греки съезжались в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников Олимпийских игр, то есть это был спортивный туризм. Для поездки за границу житель Афин и Спарты должны были иметь своеобразные загранпаспорта — соррагис.

К особому виду путешествий надо отнести Великую греческую колонизацию. В Древней Греции зародилась курортология, лечебный туризм. Греки очень ценили тёплые целебные воды. Было известно немало источников, где возводили прекрасно оборудованные для лечения и отдыха купальни у горных источников.

Паломничество было также очень распространенно в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах.

Говоря о путешествиях эпохи Эллинизма, следует упомянуть восточный поход Александра Македонского, длившийся почти 10 лет. Благодаря этому походу, греки познакомились с неизвестными до этого народами, их культурой, бытом, традициями. Этим было положено начало музееведению. За деньги, присланные Александром Македонским, его учитель Аристотель основал естественнонаучный музей.

Об индустрии туризма в широком смысле этого слова можно говорить начиная с эпохи Древнего Рима.

Путешествия осуществлялись благодаря наличию прекрасных дорог. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Для преодоления водных преград возводились мосты и виадуки. Существовали специальные карты дорог с обозначением станций, где можно было остановиться на ночлег. Характерной чертой каждой станции была таверна.

В Древнем Риме существовали и путеводители, в которых указывался не только маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути. Индустрия туризма Древнего Рима поставляла на рынок такие вещи, как специальные маски, чтобы защитить кожу лица от ветра и солнца; книги маленького формата для чтения в дороге и т.д.

Римляне ещё больше, чем греки ценили лечебные минеральные источники. Самым фешенебельным курортом стали Байские источники. В этой воде содержались сера, натрий, селитра и др. Большой популярностью у римлян пользовались естественные паровые серные бани, которые устраивали прямо в пещерах. Окрестности этих курортов были очень живописны. Здесь стали возводить свои резиденции римские богачи. Римляне строили гостиницы и постоялые дворы. Римская гостиница представляла собой целый комплекс и включала жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией.

Артёмова Е.Н., Козлова В.А.

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Легендарная Тридцатка, знаменитый 30 маршрут

Из Бахчисарая в Ялту

Такой плотности туристских объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории. Открытия и дух приключений… Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа радует чистыми родниками и озерами.

Поход из Бахчисарая в Ялту
Маршруты: горы — море

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Маршруты: горы - море
ПУТЕШЕСТВИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ. ПУТЕШЕСТВИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА Как древние люди представляли себе Землю? Какие ученые в древности занимались доказательствами шарообразности Земли?

С какой целью европейцы искали путь в Китай и Индию?

       Еще в глубокой древности люди исследовали территорию, на которой жили. На каменных стенах пещер, бивнях мамонтов, бересте они изображали окружающую местность, делали первые картографические рисунки. На одной из иллюстраций (рисунок 1), сделанной на серебряной вазе за тысячелетие до нашей эры, показаны реки, стекающие с горного хребта и впадающие в озеро. Здесь изображены также фигурки зверей и птиц. Такие рисунки можно считать прообразами первых карт. Рассматривая их, можно узнать, как развивались знания о Земле.

Рисунок 1 – План охотничьего угодья, 

нарисованный на серебряной вазе 

(X век до нашей эры)

      Освоение новых земель продолжалось не одно тысячелетие. В древности люди путешествовали не только по суше, но и по океану, ориентируясь днем по Солнцу, а ночью – по звездам. Первооткрывателями новых земель были моряки и купцы. А первым морским народом можно назвать финикийцев. Именно они на своих прочных судах перевозили по Средиземному морю товары купцов из разных стран. Более двух тысяч лет назад финикийцы первыми совершили плавание вокруг Африки (рисунок 2).

Рисунок 2 – Плавание 

финикийцев вокруг Африки Геродот – ученый, живший в V веке до нашей эры в Древней Греции (рисунок 3). Его считают родоначальником многих наук. Геродот побывал в разных местах и описал историю народов и их быт. Наиболее продолжительным и опасным было путешествие в Скифию – южную часть Русской равнины. В те времена здесь жили смелые и воинственные племена скифов и сарматов. Путешествуя по Египту, Геродот описал климат, разлив Нила, растительность и животный мир.

Более двух тысяч лет назад все, что лежало за пределами Средиземного моря, считалось неизвестным миром. Греческий ученый-путешественник Пифей первым нашел путь из Средиземного моря в Северное. Это путешествие было организовано греческими купцами, которые хотели найти торговый путь к северным островам, богатым янтарем.

Древнегреческого ученого Анаксимандра считают создателем первой географической карты. В VI веке до нашей эры он начертил первую карту известного тогда мира, изобразив Землю в форме плоского круга, окруженного водой (рисунок 4).

В ІІІ веке до нашей эры Эратосфен на основе последних географических открытий составил карту, на которой была изображена известная к тому времени обитаемая суша – ойкумена (рисунок 5). Анализируя ее, мы можем понять, какой представляли Землю древние греки.

 Рисунок 5 – Представления 

о мире по Эратосфену

Более совершенными стали карты, составленные в II веке нашей эры греческим ученым Птолемеем (рисунок 6). Клавдий Птолемей обобщил и систематизировал знания античных ученых о Земле в своем восьмитомном сочинении «Руководство по географии». Этот труд в течение нескольких столетий был очень популярным среди ученых, путешественников и купцов. Его переиздавали 42 раза.

Рисунок 6 – Представления о мире по Птолемею В Средние века географические открытия продолжились. В VIII−XI веках на территории современных Швеции, Дании и Норвегии жили викинги − «люди моря». Это были морские разбойники, которые держали в страхе все прибрежные народы Европы. Характер у них был очень неуживчивый, и они селились так, чтобы не видеть своих соседей. Сначала викинги заселили все побережье Скандинавского полуострова, затем – остров Исландия, а позднее стали осваивать остров, названный ими Гренландией. Викинги открыли и берега Америки, на 500 лет опередив Колумба. Несмотря на то что в Европу в Средние века из Китая и Индии арабские купцы доставляли шелка, пряности и другие товары, никто из европейцев не имел представления о китайской культуре и ее высоких достижениях. Первым европейцем, побывавшим в Китае, стал известный путешественник Средневековья венецианский купец Марко Поло (рисунок 7). 

Его путешествие по Азии длилось более 25 лет (рисунок 8). Это путешествие Марко Поло описал в «Книге о разнообразии мира». Он смог точно рассказать обо всем увиденном. Книга содержала красочное описание высокогорной Азии, Китая и Индии, Японии и многих прибрежных островов. Некоторые совершенно точные факты, включенные в рассказ, казались вымыслом.

 Рисунок 8 – Путешествие Марко Поло

       

     Так, трудно было поверить, что в Китае дома отапливаются «черным камнем», огонь которого сильнее, чем от дров. Сомнительными казались достоверные рассказы о миллионном населении городов, о богатствах и роскоши Востока. Правдивость этих рассказов была доказана позднейшими исследованиями. Книга Марко Поло служила ценным источником по географии, этнографии, истории многих стран Азии в Средние века. Она оказала огромное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV–XVI веков. Издание находилось на корабле Христофора Колумба в то время, когда он искал маршруты в Индию. По подсчетам исследователей, Колумб сделал в нем 70 пометок. Русские купцы в XV веке вели оживленную торговлю со странами Азии. Тверской купец Афанасий Никитин первым из европейцев побывал в Индии, где провел три года. Он вел дневник и оставил нам описание путешествия, которое называется «Хождение за три моря». В нем рассказывается о пышных выездах султана, его дворе, росписи стен, резьбе по золоту и о многом другом. Однако Никитин замечал и окружающую это богатство ужасающую нищету народа. В его записях даются характеристики климата страны, сведения о земледелии. «Даже звезды в Индии расположены по-другому», – замечает Никитин. Подробно и интересно рисует путешественник картины народных праздников, в которых участвуют до 100 тысяч человек. Афанасий Никитин побывал в Индии за 30 лет до открытия ее португальцами. Представления людей об окружающем мире постепенно расширялись. В VI веке до нашей эры Анаксимандр создал первую географическую карту. В ІІІ–ІІ веках до нашей эры Эратосфен впервые употребил слово «география» и составил одну из первых карт. В ІІ веке нашей эры Птолемей составил более совершенную карту мира. В XII–XIII веках Марко Поло совершил путешествие по Азии. В XV веке русский купец Афанасий Никитин, «пройдя» через три моря – Каспийское, Аравийское и Черное, – совершил путешествие в Индию. Ответьте на вопросы, выполните задания 1.            Какие путешествия и открытия были совершены в древние времена? 2.            Почему первооткрывателями новых земель были моряки и купцы? 3.   Используя рисунки в тексте, определите, чем более совершенная карта Птолемея отличалась от карты Эратосфена? 4.            Какие части суши и какие океаны были известны в II веке нашей эры? 5.    Кто такие викинги и какой вклад в развитие представлений о Земле они внесли? 6.  Какие географические открытия совершили Марко Поло и Афанасий Никитин?

средневековья | Определение и факты

Средневековье , период в европейской истории от распада римской цивилизации в 5-м веке до периода Ренессанса (по-разному интерпретируется как начало в 13-м, 14-м или 15-м веке, в зависимости от регион Европы и другие факторы).

Иллюстрация из календарного раздела Les Très Riches Heures du duc de Berry , «книга часов», содержащая молитвы, которые следует читать. Она была написана братьями Лимбургом, Бартелеми ван Эйком и Жаном Коломбом, около 1416 года, и в настоящее время находится в коллекции Музея Конде, Шантийи, Франция. Photos.com/Jupiterimages

Британика Викторина

Путешествие вокруг света

Где был основан первый в мире национальный парк?

Краткая обработка средневековья следует. Для полного лечения, см. Европа, история: Средние века.

Термин и его традиционное значение были введены итальянскими гуманистами с оскорбительными намерениями. Гуманисты были заняты возрождением классического обучения и культуры, и представление о тысячелетнем периоде тьмы и невежества, отделяющего их от древнегреческого и римского мира, служило для демонстрации собственной работы и идеалов гуманистов. Казалось бы, нет необходимости замечать, что мужчины и женщины, которые жили в течение тысячи лет или около того, предшествовавших эпохе Возрождения, не осознавали жизни в средние века.Некоторые — Петрарка был самым заметным среди них — чувствовали, что их судьба была брошена в темное время, которое началось с упадка Римской империи. В самом деле, Петрарка сделал бы гуманистам что-то вроде основополагающего заявления, когда писал: «Кто может сомневаться в том, что Рим восстанет мгновенно, если она начнет познавать себя?»

Петрарка Петрарка, гравировка. © Ancient Art & Architecture Collection

В каком-то смысле гуманисты изобрели средневековье, чтобы отличаться от него.Они делали жест своего чувства свободы, и в то же время они неявно принимали средневековую концепцию истории как серию четко определенных эпох в ограниченных временных рамках. Они не говорили о Шести веках Августина и не верили в хронологию пророчества Иоахима, но, тем не менее, они унаследовали философию истории, которая началась с Эдемского сада и закончилась со Вторым пришествием Христа. В такой схеме тысячу лет с 5-го по 15-й век вполне можно было бы считать отличным респектабельным периодом истории, который четко выделялся бы в провиденциальной схеме.Однако на протяжении всей европейской истории никогда не было полного разрыва со средневековыми институтами или способами мышления.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Разгром Рима Алариком Вестготом в 410 г. оказал огромное влияние на политическую структуру и социальный климат западного мира, поскольку Римская империя послужила основой социальной сплоченности для большей части Европы. Хотя германские племена, которые принудительно мигрировали в южную и западную Европу в 5-м веке, в конечном итоге были обращены в христианство, они сохранили многие из своих обычаев и образа жизни.Внесенные ими изменения в формы социальной организации сделали централизованное управление и культурное единство невозможными. Многие улучшения качества жизни, появившиеся во времена Римской империи, такие как относительно эффективное сельское хозяйство, обширные дорожные сети, системы водоснабжения и маршруты судоходства, значительно ослабли, как и творческие и научные усилия.

Средние века; Христианство Христианство распространилось по всей Европе и Средиземноморью в средние века.Нажмите на поля в ключе карты в правом верхнем углу, чтобы увидеть распространение христианства и ислама и разделение между западным и восточным христианством в 1054 году. Encyclopædia Britannica, Inc./Kenny Chmielewski

Это снижение сохранялось в течение всего периода миграции, Исторический период иногда называют темными веками, поздней античностью или ранним средневековьем. Миграционный период длился от падения Рима до 1000 года, с небольшим перерывом во время расцвета Каролингского двора, установленного Карлом Великим.Помимо этой интерлюдии, в Европе не возникло крупной политической структуры, обеспечивающей стабильность. Два великих королевства, Германия и Италия, начали терять свое политическое единство почти сразу, как только они его приобрели; им пришлось ждать до 19-го века, прежде чем они нашли его снова. Единственной силой, способной обеспечить основу для социального единства, была Римско-католическая церковь. Таким образом, средневековье представляет запутанную и часто противоречивую картину общества, пытающегося политически структурировать себя на духовной основе.Эта попытка окончательно завершилась ростом художественной, коммерческой и другой деятельности, прочно закрепленной в светском мире в период, предшествовавший эпохе Возрождения.

Спор об инвестициях Узнайте о борьбе за власть между Генрихом IV и Григорием VII. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Просмотреть все видеоролики к этой статье

После распада Римской империи возникла идея Европы как одного большого церковного государства, называемого христианским миром. Считалось, что христианский мир состоит из двух отдельных групп чиновников: sacerdotium , или церковная иерархия, и империя , или светские лидеры.Теоретически, эти две группы дополняли друг друга, удовлетворяя, соответственно, духовные и временные потребности людей. Высшая власть была в руках папы в первом из этих районов и императора во втором. На практике эти два учреждения постоянно спаррингировали, не соглашались или открыто воевали друг с другом. Императоры часто пытались регулировать церковную деятельность, требуя права назначать церковных чиновников и вмешиваться в доктринальные вопросы. Церковь, в свою очередь, не только владела городами и армиями, но и часто пыталась регулировать государственные дела.Эта напряженность достигла критической точки в конце 11-го и начале 12-го веков во время столкновения между императором Генрихом IV и папой Григорием VII по вопросу об инвестировании в непрофессионалы.

В 12 веке произошло культурное и экономическое возрождение; многие историки прослеживают истоки эпохи Возрождения до настоящего времени. Баланс экономической мощи начал медленно смещаться из региона восточного Средиземноморья в западную Европу. Готический стиль развит в искусстве и архитектуре.Города стали процветать, путешествия и общение стали быстрее, безопаснее и проще, и классы купцов начали развиваться. Сельскохозяйственные разработки были одной из причин этих разработок; в течение 12-го века выращивание бобов впервые в истории сделало сбалансированное питание доступным для всех социальных слоев. Таким образом, население быстро росло, что в конечном итоге привело к разрушению старых феодальных структур.

Иллюстрация к сентябрьскому месяцу из Les Très Riches Heures du duc de Berry , рукопись, освещенная братьями Лимбург, в. 1416; в Музее Конде, Шантийи, Франция. Giraudon / Art Resource, Нью-Йорк

XIII век стал вершиной средневековой цивилизации. Классические формулировки готической архитектуры и скульптуры были достигнуты. Много различных видов социальных единиц распространились, в том числе гильдий, ассоциаций, гражданских советов и монашеских глав, каждая из которых стремится получить определенную степень автономии. Была разработана важнейшая правовая концепция представительства, в результате которой политическое собрание, члены которого имели plena potestas — полную власть, — принимало решения, обязательные для сообществ, которые их выбрали.Интеллектуальная жизнь, в которой доминировала Римско-католическая церковь, достигла кульминации в философском методе схоластики, выдающийся представитель которого, св. Фома Аквинский, достиг в своих трудах об Аристотеле и Отцах Церкви одного из величайших синтезов в западной интеллектуальной истории.

Шартрский собор, Шартр, Франция, завершено в середине 13-го века. Manifest_Media / iStock / Getty Images Plus

Распад феодальных структур, укрепление городов-государств в Италии и возникновение национальных монархий в Испании, Франции и Англии, а также такие культурные события, как рост светского образование, кульминацией которого стало рождение самосознательно новой эпохи с новым духом, которая взяла свое начало от классического обучения и стала известна как Ренессанс.

Средние века были довольно интересными, на самом деле

Летом перед десятым классом мне поручили книгу для AP European History « A World Lit Only By Fire ». Он был написан пожилым ученым с историей 20 -х годов -го века, который, по его собственному признанию, никогда не изучал средневековье раньше или консультировался с первоисточниками того периода. Реклама на обороте книги довольно хорошо резюмирует ее общий тенор: « В красиво оформленной прозе и с грацией и авторитетом своего необыкновенного дара в повествовательной истории Уильям Манчестер выводит нас из цивилизации, находящейся на грани краха. к величию его возрождения — плотному взрыву энергии, который породил некоторых величайших поэтов, философов, художников, авантюристов и реформаторов, а также некоторых самых злодейских злодеев — Ренессанс.”

Средневековье, как уверенно сообщала нам книга, было тысячелетним периодом, в течение которого буквально ничего не происходило. Все просто сидели в луже собственного сжиженного дерьма, царапая свои чумные бубоны, беспокоясь о том, будут ли они жить рядом с водой, не упадут ли все большие большие корабли на край света. Я имею в виду, что у этих людей даже не было часов. Как вы вообще узнаете , который час , если у вас нет часов? Очевидно, средневековые люди были идиотами, которые, вероятно, даже не думали о себе как о людях.Слава Богу, пришел Ренессанс, и все вдруг вспомнили, что Греция и Рим существовали, и спонтанно изобрели Науку, или мы все, вероятно, будем погибшими.

Теперь, на этом этапе моей юности, я был чем-то вроде средневекового историка-любителя. Я смотрел множество эпизодов телевизионного шоу под названием Cadfael , в котором Дерек Якоби играл главную роль в роли бенедиктинского монаха 12 -го века, который разгадывает тайны убийств, и я знал, что лота вещей произошли в Средние века.Я ворвался в первый день в школе и немного подумал о своем учителе AP Euro. Как насчет Роджера Бэкона! Как насчет светящихся рукописей! Как насчет готических соборов! «И никто в средневековье не думал, что мир плоский!» Я в ярости. «Вашингтон Ирвинг только что придумал это в 19 веке, когда писал биографию Христофора Колумба в сжатые сроки!»

Мой учитель, который был тренером по СП, принимал мои жалобы мягко, но без какого-либо явного интереса.С тех пор, как я обнаружил, это почти такой же хороший прием, какой вы когда-либо получите, если в обычном социальном окружении вы решите начать беспрепятственный разговор о том, как средневековье было довольно интересным, на самом деле Учитывая это, популярная концепция средневековья все еще нуждается в исправлении. Большинство людей, если они вообще думают о Средневековье, думают о них как о «Темных веках», длинном отрезке неясного варварства между славой, которая была Римом, и другой славой, которая была Ренессансом.Но это неправда: на самом деле они были довольно интересными.

Средневековье сегодня в общественном воображении больше, чем было раньше — и не только потому, что у всех нас есть хотя бы один друг, который не заткнется в Game of Thrones. Альт-правые и «консерваторы в стиле Баннона», эти очаровательные новые шпоры на эволюционном дереве белого превосходства, особенно любят этот период, полагая, что нынешний конфликт между «исламскими экстремистами» и «Западом» является всего лишь продолжение стихийного «столкновения цивилизаций», которое началось с исламских халифатов в Европе и государств крестоносцев на Святой Земле.Боевой клич крестоносцев Deus vult (воля Бога) появляется во всех местах: от разделов комментариев на YouTube до стен разрушенных мечетей Среднего Запада. На неонацистском митинге в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, в августе 2017 года, несколько странствующих рыцарей в поло даже пришли с искусственно-средневековыми щитами.

Ничто из этого не является чем-то особенно новым: белые сторонники превосходства имеют хорошо документированную любовь к средневековью, или, точнее, к какой-либо Wonderbread-версии средневековья, которую разыгрывали на голливудских звуковых сценах в 1950-х годах.Но возросшая известность средневековых упоминаний, вспыхивающих в ненавистнических высказываниях правого толка, побудила ряд средневековых ученых задуматься над тем, стоит ли им публично осуждать превосходство белых в своих курсах по опросу колледжей. (Был также небольшой скандал в мире средневековой академии, когда штатный профессор Чикагского университета был признан горячим сторонником лагеря Мило Яннопулоса, которого она необъяснимо хвалила как «рыцарского» защитника слабых). И нельзя отрицать, что на самом деле правильное преподавание истории может иногда передумать: Дерек Блэк, бывший активный сторонник превосходства белых, крестным отцом которого был Дэвид Дьюк, разочаровался в идеологии своей семьи отчасти из-за того, что подвергся более тонкой презентации средневековой истории в колледже.(Теперь он, очевидно, аспирант раннесредневековой истории. Действительно, Deus vult!)

Стоит также отметить, что существует отдельная, менее заметная традиция левого энтузиазма в этот период, в основном в связи с ранним английским социализмом индустриалистически-скептической кооперативной школы. В 1888 году Уильям Моррис написал новеллу под названием « Сон о Джоне Болле », основанную на так называемом «Крестьянском восстании» 1381 года. Это почтение Джону Боллу, священнику-ренегату, было основано на замечательной речи, которую он сказал отдать толпе недовольных английских фермеров, как записано в чуть более поздней латинской хронике:

Чем Адам Дальф и Ева пролетели, Ву, чем был джентльмен? »И, продолжая свою проповедь, он пытался доказать словами пословицы, что он принял за свой текст, что с самого начала все люди были созданы равными природа, и это рабство было введено несправедливым и злым притеснением людей против воли Бога, который, если бы ему нравилось создавать крепостных, наверняка в начале мира назначил бы, кто должен быть крепостным, а кто господинПоэтому пусть они посчитают, что Он назначил время, когда, откладывая иго долгого рабства, они могли бы, если пожелают, наслаждаться своей свободой, которую так долго желали. Поэтому они должны быть осторожными, спеша действовать, сначала убивая великих правителей королевства, затем убивая адвокатов, судей и присяжных, и, наконец, искореняя всех, кого они знали, что они могут нанести вред сообществу в будущем. Таким образом, в конце концов они получили бы мир и безопасность, если, когда великие были удалены, они поддерживали между собой равенство свободы и благородства, а также достоинства и власти.

Все это за 400 лет до здравого смысла Томаса Пейна, или Декларации прав человека!

Интернет также пробудил новый вид энтузиазма к средневековым культурным продуктам: в наши дни я вижу много средневекового искусства, большая часть которого забавно странна (иногда намеренно, иногда непреднамеренно), обходя социальные сети. СМИ. В более серьезном ключе был также большой интерес к обмену средневековым искусством, которое изображает цветных людей, разрушая ошибочное представление, что средневековая Европа была своего рода монохромным загородным клубом.

Теперь мы не должны заходить слишком далеко в другом направлении: Средневековье не было какой-то утопией счастливых фермеров и веселых мастеров,

.
христианство | Описание, история, учение и традиции

Сущность и идентичность христианства

Христианство по своей сути является традицией веры, которая фокусируется на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство — это больше, чем система религиозных убеждений. Он также породил культуру, набор идей и способов жизни, практики и артефакты, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры.Таким образом, христианство — это и живая традиция веры, и культура, которую вера оставляет позади. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, которые составляют тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредотачивается» на Иисусе Христе, значит сказать, что каким-то образом оно объединяет свои верования, практики и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане были бы довольны, чтобы сохранить это упоминание просто историческим. Хотя их религиозная традиция историческая — я.то есть они верят, что сделки с божественным происходят не в сфере вечных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан фокусируют свою веру в Иисусе Христе как на того, кто также является настоящей реальностью. Они могут включать много других ссылок в свою традицию и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их не назовут христианскими, если они не привлекут к себе внимание в первую очередь. последний для Иисуса Христа.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

Хотя в этом сосредоточении внимания на Иисусе как на центральной фигуре есть кое-что простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность раскрывается тысячами отдельных церквей, сект и конфессий, составляющих современную христианскую традицию. Проектировать эти отдельные органы на фоне их развития в странах мира — значит предлагать изумительное разнообразие. Изобразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и церковном строительстве, в своем тихом поклонении или в своих напряженных усилиях по изменению мира, — это предложить еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории и те, кто придерживался традиции, и те, кто ее окружал, делали попытки упрощения. Два способа сделать это состояли в том, чтобы сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на идеях, которые являются ее неотъемлемой частью, или интересоваться «идентичностью» традиции и, таким образом, на границах ее исторического опыт.

Современные ученые поместили центр этой религиозной традиции в контекст монотеистических религий.Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и стремится оставаться верным ему. Он последовательно отвергал многобожие и атеизм.

Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. То есть верующие в церкви представляют себя как бедственное положение, от которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они были удалены от Бога и должны быть спасены.Христианство основано на особом опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на возвращение или «выкуп», что является частью того, что означает искупление, этих созданий Бога для их источника в Боге. Агентом этого искупления является Иисус Христос.

Возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность , чтобы описать центральную направленность своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой только одну часть традиции, один элемент в терминах, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то свою индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов это означало что-то присущее и присущее вещи или категории вещей, что придавало ей характер и тем самым отделяло ее от всего различного характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущности христианства и придает ему уникальную идентичность.

Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны прийти к согласию с тем, что подразумевает слово сущность .Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сосредоточился на религиозной традиции, также помогли придать ей индивидуальность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не ссылаясь на то, как ее идеальные качества обсуждались веками. Тем не менее, можно последовательно рассмотреть отдельные предметы сущности и идентичности, всегда осознавая, как они взаимосвязаны.

,

История Центральной Азии | Britannica

История Центральной Азии , история края с доисторических и древних времен до наших дней.

Британика Викторина

Изучение истории: кто, что, где и когда?

Кто открыл пенициллин?

В своем историческом применении термин «Центральная Азия» обозначает территорию, значительно превышающую центр азиатского континента.Если бы не неловкость этого термина, было бы лучше говорить о Центральной Евразии, включающей в себя все те части огромного евразийского континента, у которых не было собственной особой оседлой цивилизации. Но реальные границы Центральной Азии определяются в любой конкретный момент истории отношениями между «цивилизованным» и «варварским» — двумя противоположными, но взаимодополняющими. Однако уравнение, которое часто предлагается — цивилизованного с оседлым и варварского с кочевым, — вводит в заблуждение.Наиболее существенное различие между двумя группами в Евразии, вероятно, заключается в успешной попытке цивилизованного изменить и управлять физической средой, тогда как варвар просто использует ее, часто виртуозно, чтобы получить преимущество. По своей сути история Центральной Азии — это история варвара, и ее доминирующей чертой является иногда скрытый, иногда открытый конфликт, в котором варвар сталкивается с цивилизованным. В истории Центральной Азии очевидны две основные модели завоеваний: у варваров, достигнутых с помощью оружия и эфемерности в своих результатах, и у цивилизованных — медленных, довольно неприглядных, достигнутых благодаря технологическому превосходству и поглощению.

Основная трудность для историка Центральной Азии заключается в недостаточности и относительной запоздалости местных письменных источников. Первые аборигенные источники, написанные на тюркском языке, датируются 8-м веком до н.э., а исходный материал аналогичной ценности снова становится недоступным до 13-го века. Большинство письменных источников, касающихся Центральной Азии, происходят из окружающих оседлых цивилизаций и почти всегда сильно предвзяты по отношению к варвару; наиболее важные из них на китайском, греческом, латинском, арабском и персидском языках.

Без достаточного количества местных письменных источников трудно определить язык данного народа Центральной Азии. Однако разумно предположить, что многие из них говорили на уральском или алтайском языке, и можно с уверенностью сказать, что палеоазиатские языки раньше использовались более широко, чем сейчас. Хотя представляется вероятным, что основными языками многих великих кочевых империй были тюркские или монгольские, приписывание таких языков народам, о чьей речи недостаточно языковых доказательств — как в случае сюнну или аварцев, — неоправданно; разумнее признаться в невежестве.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Две природные зоны растительности Центральной Азии сыграли заметную роль в истории: лесной пояс шириной от 500 до 1000 миль (800-100 км), а к югу от него — степь, обширный луг, простирающийся к востоку от Венгрии. в Монголию, облегчая связь и предоставляя траву, единственное сырье, абсолютно необходимое для создания великих империй кочевников. Северные замерзшие болота и южные пустыни играли второстепенную роль в истории Центральной Азии.

В рамках широкой концепции Центральной Азии, как она определена выше, с точки зрения исторической географии существует более четко очерченное центрально-азиатское сердце, состоящее из трех смежных регионов, которые исследователи и географы 19-го века совместно называют русским и китайским Туркестаном.

Первый из этих регионов, известный древним грекам как Трансоксания, а арабам как Мавар-ан-Нахр («То, что лежит за рекой»), состоит из области между Амударьей (рекой Оксус греков). а также джайны арабов и Сырдарья (река греков Джаксартес и сайгуны арабов).Это засушливая, полупустынная страна, где до развития крупномасштабных ирригационных проектов в 20-м веке оседлое население поддерживало себя путем интенсивного возделывания плодородных участков, граничащих с Амударьей и Сырдарьей, или путем выращивания оазисов, в котором находились крупные городские центры, такие как Бухара и Самарканд.

Второй, преимущественно степной, регион простирается на север от верховьев Сырдарьи до долины реки Или и до предгорий хребтов, лежащих между горами Алтая и Тянь-Шанем.Эта область, ограниченная на юге линией Тянь-Шаня и на севере озером Балхаш, была известна туркам как Йети-Су, «Земля семи рек», отсюда и ее русское название Семиречье.

Третий регион, сосредоточенный в пустыне Такла Макан, на севере ограничен Тянь-Шанем, на западе — Памиром, на юге — горами Куньлунь, а на северо-востоке — бассейном Джунгар. Часто называемый Кашгарией, из его основного городского центра, Кашгара (Каши), регион характеризуется небольшими поселениями оазисов, лежащими между пустыней и окружающими хребтами, такими как Хотан, Ярканд, сам Кашгар и Аксу (Акосу), которые служил путевыми станциями на так называемом Шелковом пути между Китаем и Западом.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *