Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Пятигорск провал: Озеро Провал Пятигорск

Содержание

Провал — подземное озеро, Пятигорск — описание и фото

Приехав в Пятигорск, непременно отправляйтесь к Провалу. Это обязательное место для посещения каждого туриста. Точно вам говорю! Вот провалиться мне на этом месте…

Провал — удивительный памятник природы. Конусообразный колодец с минеральным озером бирюзового цвета образовался на южном склоне горы Машук. Глубина воронки 41 метр, а самого озера — 11 метров. Необычный цвет воде придает высокое содержание серы. А сероводород, присутствующий в воде, является причиной узнаваемого запаха в самом гроте. Вода тут всегда теплая: от 25°C зимой до 42°C летом.

  • Происхождение озера Провал
  • Упоминание Провала в литературе
  • Стоимость билета
  • Часы работы Провала
  • Как добраться до Провала в Пятигорске
  • Видео пятигорский Провал
  • Карта достопримечательностей
Воронка Провала в Пятигорске

Происхождение озера Провал

Минеральные воды, насыщенные сероводородом, вымывали известковые породы южного склона горы Машук. Так постепенно внутри горы появился большой грот с подземным озером. В какой-то момент горный свод истончился, не выдержал и обрушился, образовав воронку диаметром 15 метров.

Впервые воронку обследовал и изучил немецкий ученый Пётр Паллас в 1793 году. Но место сразу обросло легендами и мифами. Местные жители считали, что в пещере живет огнедышащий дракон, который по ночам выбирается из своего укрытия и кружит над городом в поисках жертв. Впрочем, это не останавливало романтиков «водяного общества» Пятигорска. По указанию князя В.С. Голицына в 1837 году над воронкой Провала был сооружён помост. Здесь частенько устраивали танцы под оркестр, которые получили название «Танцы над бездной», а самые смелые могли спуститься в корзине на веревке внутрь, к самой поверхности воды.

Грот с озером Провал в Пятигорске

Развлечение, придуманное Голицыным, просуществовало недолго. Помост пришел в ветхость, был разобран и вновь не восстановлен. Зато в 1857 году в грот был пробит тоннель длиной 58 метров. Теперь к озеру стало попасть гораздо проще, и поток посетителей увеличился.

Тоннель к подземному озеру Провал

Для курортников здесь стали устраиваться целебные ванны. Отдыхающие окунались прямо в чашу подземного озера. Многие, после посещения озёрных ванн, указывали на избавление от различных болезней и недугов. Но после 1880 года купание в озере прекратили. Отдыхающие могли принимать водные процедуры в «Бесстыжих ваннах», природных каменных углублениях на склоне, заполняемых водой из трещин Провала.

В 1885 году озеро Провал освятили и в гроте повесили икону Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Позднее ее заменили на икону Целителя Пантелеймона.

Икона в пятигорском Провале

Упоминание Провала в литературе

Упоминание Провала есть у Лермонтова в романе «Герой нашего времени», где он его описывает как потухший кратер вулкана:

«Вечером многочисленное общество отправлялось пешком к Провалу. По мнению здешних учёных, этот провал не что иное, как угасший кратер».

Сюжет с  Провалом есть и в романе Ильфа и Петрова «12 стульев», где Остап Бендер продавал билеты к подземному озеру, якобы на восстановление Провала, чтобы «больше не проваливался».

«Удивительное дело, — размышлял Остап, — как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется, единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение»,

И Остап поступил так, как подсказывал ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация. Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:

—    Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам — пять копеек! Не членам профсоюза — тридцать копеек!

Все доверчиво отдавали свои гривенники, и один румяный турист, завидя Остапа, сказал жене торжествующе:

—    Видишь, Танюша, что я тебе вчера говорил? А ты говорила, что за вход в Провал платить не нужно. Не может быть. Правда, товарищ?

—    Совершеннейшая правда, — подтвердил Остап, — этого быть не может, чтобы не брать за вход…

Скульптура Остапа Бендера у входа в Провал

Окажись сегодня тот «румяный турист» в Пятигорске, он бы сильно удивился. Вход в Провал по-прежнему абсолютно бесплатный и зайти сюда может любой желающий. Хотя, Остап Бендер до сих пор продает билеты у входа, но их никто уже не покупает. Зато все охотно фотографируются с бронзовой скульптурой предприимчивого сына турецкоподданного.

Стоимость билета

Бесплатно. Вход к озеру свободный.

Подземное озеро Провал отгорожено от туристов решеткой

Часы работы Провала

Посетить озеро Провал можно ежедневно с 09:00 до 18:00, понедельник — выходной.

Как добраться до Провала в Пятигорске

Провал находится в 5 километрах от железнодорожного вокзала Пятигорска, откуда ходит автобус №1. Выйти нужно на остановке «Родник» (санаторий «Родник») и пройти вперед до входа в Провал.

Можно доехать на такси, но самый интересный маршрут — пешком.

Часть пути можно сократить на трамвае, доехав до остановки «Цветник» и далее, по указателям пройти пешком около 2,5 километров, любуясь красотами Пятигорска. По пути можно увидеть Лермонтовскую галерею и Грот Дианы, котором прошел последний бал Лермонтова. Если чуть отклониться от маршрута, то можно заглянуть в Грот Лермонтова и символ Пятигорска — ротонду Эолова арфа.

Площадь у входа в Провал

Вход в Провал пропустить невозможно из-за скульптуры Остапа Бендера, около которой всегда толпа желающих сфотографироваться с Великим Комбинатором.

Непосредственно к озеру можно пройти по подземному тоннелю. В гроте проведено электрическое освещение, хотя в проходе все равно царит полумрак. Само озеро ограждено от посетителей решеткой.

Можно сходить к воронке Провала на вершине. Для этого придется подняться по полуразрушенным ступеням слева от входа, а когда они кончатся, далее — по натоптанной тропинке. Путь весьма непростой, особенно если на ногах неподходящая обувь. Само отверстие закрыто решеткой и ограждено, так что заглянуть внутрь особо не получится. Зато с вершины сможете полюбоваться панорамой города.

Вниз по склону от площади перед Провалом находятся знаменитые Бесстыжие ванны, где можно бесплатно окунуться в горячую минеральную воду.

Видео пятигорский Провал


загрузка карты…


Эолова арфа >>



Вернуться в Пятигорск


Провал в Пятигорске | Санатории Кавминвод — цены, отзывы, рейтинг, бронирование путевок.

Минеральными источниками и развитой сферой досуга славится Пятигорск. Есть в нём и своя изюминка, выделяющая его среди других городов КМВ — уникальный памятник природы «Провал».

Когда-то под воздействием подземных вод свод пещеры на южном склоне горы Машук рухнул, и образовалась воронка, напоминающая колодец, с озером на дне. Обнаружил Провал, измерил его глубину и дал описание учёный Паллас в 1793 году.

Изначально на дне пещеры образовалось два озера, соединённых узким перешейком. Увидеть их можно было только через отверстие воронки, взобравшись на гору, где архитекторы братья Бернардацци установили специальный помост. Это было любимым развлечением публики, приезжавшей отдыхать на воды. В повести «Княжна Мери» М. Ю. Лермонтов описал посещение Провала «водяным обществом». Тогда углубление в горе считали потухшим кратером вулкана. Согласно легендам, из неё по ночам вылетал дракон и похищал людей.

В 1857 году учёные совершили несколько спусков на дно Провала. Выяснилось, что пещера возникла из-за разрушения известняковых пород минеральными водами, образовавшими потом небольшое озеро. Вода в нём всегда была тёплой и имела бирюзовый оттенок из-за присутствия сероводорода и особых бактерий. Высота конусообразной воронки составляла 41 м, а ширина – 15 м. Через провалившийся свод внутрь горы проникал солнечный свет, а из глубины слышалось воркование голубей, свивших там гнёзда. Желающих осмотреть пещеру опускали в корзинах на канате до самой воды.

Год спустя, на средства московского купца П. А. Лазарика, в горе был прорыт тоннель к озеру длиной около 50 метров. Грот освятил Епископ Кавказский Игнатий, а на стене напротив входа поместили образ Скорбящей Божией Матери. Чуть ниже, где из горы вытекала минеральная вода, соорудили каменную купальню, получившую название «Бесстыжие ванны». Ходили слухи, что купание в озере способствует исцелению. Позже медики подтвердили факт успешного лечения водой болей ревматического характера.

Незадолго до открытия Провала была проложена дорога к нему от Елизаветинской галереи. Позже её благоустроили и превратили в бульвар. Зажиточными жителями города по обеим сторонам бульвара строились дачи, впоследствии ставшие первыми санаториями. Зона была объявлена курортной. Провал стал знаменитым. Память о нём увековечили Ильф и Петров в сцене из романа «Двенадцать стульев». Главный герой произведения — великий комбинатор Остап Бендер — для ликвидации прорехи в своём бюджете придумал способ «сравнительного честного отъёма денег у доверчивых граждан» путём взимания платы за вход в Провал.

Каким же Провал увидит гость современного Пятигорска? 

Курортный бульвар выходит прямо на широкую площадь. Здесь и находится грот, который украшают скульптуры лежащих львов. Посетителей встречает бронзовый Остап с натёртыми до блеска входными билетами. Говорят, тому, кто потрёт билет, обязательно повезёт. 

Пол тоннеля выложен плиткой. Тоннель, ведущий вглубь пещеры, подсвечен как взлётная полоса. Эта подсветка и бирюзовый цвет воды наполняют грот нежным сиянием. 

Если поднять голову, можно увидеть небо через отверстие в каменном своде. Напротив, на стене грота установлена икона целителя Пантелеймона. Ежедневно сюда приходят отдыхающие и местные жители полюбоваться на красоту подземного озера. Рядом с провалом есть смотровая площадка, откуда открывается живописный вид на город. Провал по праву считается одной из самых ярких достопримечательностей Пятигорска.

Добраться до Провала можно по живописной тропинке, начинающейся от Академической галереи, далее переходящей в курортный бульвар. Или же доехать на автобусе №1, курсирующем по маршруту «Ж/д вокзал — Провал». Для любителей пеших прогулок есть терренкуры вокруг Машука, которые тоже выходят к Провалу.

Фотографии Пятигорского Провала

Как добраться до Провала

В Ставропольском крае нарастает напряженность между властями и мусульманами

Вскоре после объявления вне закона русской версии Корана в переводе известного ученого Эльмира Кулиева (http://kavpolit.com/zapret-kulieva-ne-zapret-perevoda-a-zapret-korana/) стало очевидным, что российские власти избрали самый бескомпромиссный план по отражению натиска исламизации в стране. Процесс исламизации, вышедший из-под контроля правительства после распада Советского Союза в начале XIX в.90-х, приняла угрожающие Москве формы. Российские специалисты были совершенно не готовы бороться с распространением исламских организаций. Регионы, которые еще 20 лет назад мало кто ассоциировал с исламом, превратились в бурные мусульманские территории.

Советы муфтиев созданы по всей стране, хотя и неравномерно: действительно, даже в самых отдаленных уголках России сейчас есть Духовные управления мусульман, такие как Пенза (http://muslime-penza.ru/), Ханты -Мансийский АО, Югра (http://imanugra.ru/okrug/) и тд.

Центральное духовное управление мусульман России, базирующееся в Уфе (http://cdum.ru/), и его основной конкурент, Совет муфтиев России, базирующийся в Москве (http://www.muslim .ru/), не узнают друг друга и ведут жесткую конкуренцию за мечети. Более того, Северо-Кавказское управление мусульман (он же Координационный совет муфтиев Северного Кавказа) поддерживается чеченским лидером Рамзаном Кадыровым и действует независимо от двух национальных мусульманских организаций (http://www.newsru.com/religy/18apr2012). /эксперт.html). Есть еще Российская ассоциация исламского согласия (он же Всероссийский совет муфтиев), но это самая молодая и наименее эффективная группа, в которую входят все недовольные другими мусульманскими организациями (http://www.

rg.ru/2013). /07/07/reg-skfo/rahimov-anons.html).

Учитывая разнообразие этих мусульманских организаций, каждая из них определяет свою общественную позицию по-своему. Так, в сентябре российские мусульманские организации не смогли выступить с единым заявлением о запрете переводов Корана (см. ЭДМ, 3 октября). Не смогли они и защитить российских имамов от нападок властей (http://ria.ru/society/20131022/971794269.html).

Кисловодск — один из самых быстро меняющихся городов Ставропольского края с точки зрения увеличения мусульманского населения, что в прошлом способствовало межконфессиональной напряженности. В 2006 году был убит имам городской мечети (http://www.finmarket.ru/news/529018/). Тем не менее, сегодня в городе проживает большое количество этнических карачаевцев, которым удалось создать свою общину, несмотря на официальные ограничения на поселение в этом районе, действовавшие с советских времен. 5 июня 1964 года Совет Министров РСФСР, крупнейшей республики в составе бывшего Советского Союза и предшественника современной России, ввел ограничения на поселение на юге Ставропольского края, в районе, известном как Кавказские Минеральные Воды (Кавказские Минеральные Воды).

Постановление называлось «Об ограничении регистрации граждан в городах-курортах Пятигорске, Кисловодске, Железноводске, Ессентуках, Минеральных Водах и прилегающих к ним населенных пунктах Ставропольского края» (http://www.ussrdoc.com/ussrdoc_communizm/usr_609).3.хтм). Одной из причин введения таких ограничений было сдерживание притока людей с Северного Кавказа.

Опасения местных ставропольских властей по поводу роста числа мигрантов-мусульман с остального Северного Кавказа, по-видимому, не утихают. 18 октября 2013 года был задержан имам кисловодской мечети Курман Байчаров. В полиции заявили, что нашли пакет с белым веществом, которое было предварительно идентифицировано как запрещенный наркотик (http://skfo.pro/news/3428). Теперь Байчарову грозит до 10 лет лишения свободы. Тем не менее, история кажется более мрачной, чем официальные лица готовы признать. Милиция конфликтовала с Байчаровым уже год из-за того, что сама мечеть была построена без официального разрешения. Несмотря на то, что мечеть строилась прямо в центре города четыре года, власти начали критиковать проект только после его завершения, а городская администрация обязалась снести здание (http://kavpolit.

com/o- сносе-мечетей-в-кисловодске/). Такой шаг может спровоцировать массовые беспорядки в этом районе. Власти объясняют арест и тюремное заключение одного из самых непреклонных имамов тем, что это станет сильным предупреждением другим местным исламским священнослужителям, которые пытаются основать небольшие мечети в населенных мусульманами районах города. Ставропольский край, в состав которого входит Кисловодск, испытывает колоссальный демографический приток северокавказцев, переселяющихся в этот край из соседних северокавказских республик (http://www.gepolitica.ru/article/migracionnye-processy-na-severnom). -кавказе-межнациональный-аспект). Переселенцы-мусульмане, стекавшиеся в Кисловодск, сначала устраивали мечети в частных домах, чтобы не вызывать опасений у местного населения. Однако растущее число мусульман, проживающих в этих районах Ставрополя, рассчитывало, что в конечном итоге им удастся убедить власти официально признать их в качестве охраняемых законом религиозных общин.

Всего в настоящее время под угрозой сноса находятся две мечети в Кисловодске и одна в соседнем Пятигорске (http://zlobnoe. info/kak-teper-dogovarivayutsya-o-mechetyax/). В Ставрополе, где местные бизнесмены также без разрешения властей построили мечеть, Духовное управление мусульман Ставропольского края обратилось к властям с просьбой воздержаться от сноса культового сооружения (http://www.kavkaz-uzel). .ru/articles/228042/).

В Ставрополе возможны новые случаи агитации против северокавказцев со стороны русских националистов, считающих этот район исконно казачьей землей. Движущей силой таких акций, вероятно, будут не столько этнические русские жители Ставрополя, сколько внешние русские активисты из Краснодарского края или центральной России. Но противопоставлять радикальных казаков радикальной мусульманской общине Ставрополья будет контрпродуктивно по всем статьям. Северокавказцы рассматривают эти территории как свои исконные земли, отнятые у них в ходе русско-кавказской войны в XIX в.век. Казаки, в свою очередь, тоже считают эту землю своей и не желают делить ее с северокавказцами.

Еще больше усугубляя растущую напряженность в регионе, российские власти недавно выбрали город Пятигорск в качестве новой административной резиденции Александра Хлопонина, полпреда президента России в Северо-Кавказском федеральном округе. Выбор города обусловлен его стратегическим расположением в центральной части области. Однако этот выбор непреднамеренно приведет к еще большим межэтническим конфликтам из-за увеличения притока людей с остального Северного Кавказа, поскольку региональные политические элиты изо всех сил пытаются собраться возле администрации Хлопонина.

Таким образом, Москва своей политикой запретов провоцирует радикализацию мусульманской общины России, в частности Ставропольского края. Этот рост напряженности может вылиться в открытую конфронтацию в ближайшем будущем.

Уведомление об авторских правах: © 2010 The Jamestown Foundation

Пятигорск, Ставропольский край, RU | Текущие прогнозы погоды, радарные карты и новости

Пятигорск, Ставропольский край, RU | Текущие прогнозы погоды, радиолокационные карты и новости | WeatherBug
  • Наземная правда
  • Войти
  • Нажимать
  • Образование
  • Обратная связь
  • Карьера
  • Настройки
  • Языковой стандарт ({{ $root.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *