Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Радонеж церковь сергия радонежского – Храм Преображения Господня в Радонеже

Содержание

Радонежское подворье

Храм в честь Преображения Господня. Настоятель – иеромонах Роман (Шубёнкин). Построен двухэтажный дом для больных и приема паломников. Адрес: Россия, 141312 Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж. Моб. тел. храма: (916) 700-68-08.

Село Радонеж на левом берегу речки Пажи – одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. Основано оно славянами примерно в XI веке. Это подтверждает и название Радонеж — личное славянское имя Радонегж притяжательной форме.

В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей – Ханская и Баскакова. 


Храм в честь Преображения Господня

Ближе к середине XIV века Радонеж стал частью Московского княжества. А в селе выросла большая усадьба с церковью Рождества Христова. В 1328 году в Радонеж вместе с семьей переселился ростовский боярин Кирилл – отец преподобного Сергия Радонежского. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре.

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, — гениальный иконописец Андрей Рублев. Радонеж евдохновляло писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.


 М. Нестеров. Явление отроку Варфоломею

В 1410 году Радонеж превратился в городок с крепостью, земляными валами и тремя храмами стал столицей удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Соборный храм крепости носил название Преображенского. 

Царь Иван III перевел в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию.Во время польско-литовского нашествия Радонежский городок, или просто Городок был полностью уничтожен. В 1616 году царь Михаил Федорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Монахи переделали башню крепости в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня. Через полтора века эти земли вновь отошли государству.

Новая каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 1836-1842 годах. Он считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву. В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями.Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной.На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн.Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный – в главной части и двухъярусный – в приделе.

В советское время Преображенский храм закрыли. В 1941 году сюда въехал клуб. Позднее, в 1960-х годах советские власти приняли решение сохранить радонежские памятники. В 1974-м храм был поставлена государственную охрану и отреставрирован. На ближайшие два десятилетия Загорский государственный музей-заповедник разместил в его стенах экспозицию, посвященную истории Радонежа.

Одна из наиболее ярких местных достопримечательностей – памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он был создан по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиеваи установлен рядом с храмом 29 мая 1989 года.Спустя всего несколько месяцев указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в Радонеж. В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращена Православной Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры. Возглавляет его игумен Севастиан.

В храме сохранились фрагменты росписи 1870-х годов. Сейчас фрески и иконостас восстановлены.Напротив входа в храм установлен необычный крест. Когда-то он стоял на могиле святой блаженной Матроны Московской.Внизу, под горой, на источнике преподобного Сергия устроены две купели.

Проехать в село Радонеж удобнее всего на автомобиле. Но можно и на электричке по Ярославской ж/д. От станции«Радонеж» до Преображенского храма пешком – 4 километра.

stsl.ru

где находится, фото, история, отзывы

Экспертное мнение

Татьяна Данилова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника:

«Ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен»

В 14 веке Радонеж входил в состав Московского княжества и упоминался в духовном завещании князя Ивана Калиты. В его правление сюда переселились ростовские бояре Кирилл и Мария с тремя сыновьями — так Радонеж стал второй родиной Сергия Радонежского.

В житие подвижника, составленное в 1418-1419 годах, говорится, что радонежский дом родителей святого стоял «около церкви Рождества Христова» (предположительно на месте современного каменного храма или возле него). Согласно письменным источникам, это первый известный нам храм Сергиево-Посадского района. Точное время его появления неизвестно, вероятно – вторая четверть 14 столетия.

После 1764 года Радонеж вошел в состав казенных земель. В 1800-м на средства прихожан возвели еще одну деревянную церковь, но вскоре ее сменил каменный храм, относящийся к лучшим образцам ампира. Со временем он был расписан и окружен оградой.

Художники нередко искали в этом уголке Подмосковья вдохновение. Так, радонежский пейзаж запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. На лучшем (по убеждению самого автора) из произведений художника узнаются и холмы, и дорога, и извилистое русло реки Пажи. Стоит отметить: ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен. И другие достопримечательности привлекают внимание приезжих: крепостные валы, источник с оборудованной купелью и отдельной обливной купелью для инвалидов, пожилых людей и детей, памятник Сергию Радонежскому; часовня Матроны Московской, в которой хранится крест, некогда стоявший на могиле старицы и, конечно, Преображенский храм с приделом в честь преподобного Сергия. В 1974 году этот собор был включен в перечень памятников республиканского значения.

www.kp.ru

Радонеж 2019 ✮ Святые места в России ✮ Храм в Радонеже

  • Село в 55 км от Москвы (в сторону Сергиева Посада), где когда-то жил Варфоломей, будущий св. Сергий Радонежский; место православного паломничества.
  • Радонеж находится на пути к Троице-Сергиевой Лавре, главному православному монастырю России, где покоятся мощи святого старца.
  • Храм Преображения (1842 г.) с расположенными неподалеку Святым источником Сергия Радонежского и купелью, памятник св. Сергию на окраине села.
  • Древний исторический памятник Городище (остатки стен и крепостной вал), имеющий статус республиканского значения.

Село Радонеж – одно из знаковых мест на карте Московской области. Это небольшое село, находящееся в 55 км от столицы в направлении Сергиева Посада — один из важных центров православного паломничества. Странники, отправлявшиеся в течение последних веков к Троице-Сергиевой Лавре, обычно по пути останавливались в Радонеже, чтобы увидеть место, где еще юношей св. Сергий Радонежский избрал путь подвижника.

История Радонежа

Берега Пажи и других окрестных рек с давних пор были средой обитания финно-угорских племён, благодаря плодородности земель, укрытых лесом и холмами от глаз захватчиков, наличию близкой воды и относительной мягкости климата. К ХI веку их вытеснили славяне-кривичи, которые основали на мысу Пажи поселение Радонеж. Однако его в 1238-1240 гг. разорили орды татаро-монголов. В первые десятилетия монгольского ига в Радонеже, по преданиям, основали резиденцию татарские баскаки.

К середине XIV века Радонеж стал частью Московского княжества. К этому времени относится и переезд в село ростовского боярина Кирилла, отца будущего св. Сергия Радонежского. Варфоломею в то время было пятнадцать лет. Вскоре он ушел в лесную чащу, где основал деревянный храм в честь Святой Троицы, а после смерти родителей принял монашеский постриг. Вокруг него начали собираться другие монахи — так и была основана обитель, получившая название Троице-Сергиевой Лавры.

Монастырь, в котором происходило таинство пострига Варфоломея, сохранился до сих пор. Это Покровский монастырь в городе Хотьково (Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, Хотьково г., ул. Кооперативная, вл. 2), неподалёку от  Радонежа. В нем же похоронены родители преподобного Сергия, Кирилл и Мария. Традиция посещения этого монастыря по пути к мощам св. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре существовала у православных паломников многие годы и сохранилась до наших дней.

XV век стал для Радонежа эпохой расцвета. Князь Андрей Радонежский превратил его из села в небольшой городок с кремлем в излучине реки, построив защитные земляные валы, остатки которых сохранились до наших дней. Князь не жалел средств на постройку и убранство соборов. При Андрее Радонежском произошла и местная канонизация св. Сергия. Кроме того, он спонсировал строительство Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, до сих пор являющегося украшением главной площади этого главного православного монастыря России. Для иконостаса этого храма написал свою знаменитую «Троицу» уроженец Радонежа, художник Андрей Рублёв.

В 1617 г. Радонеж был передан как село во владение Троице-Сергиевой Лавры, а в середине ХVIII в. перешел в разряд казённых. Ввиду нехватки частных земель для возделывания, жители покидали Радонеж, и к концу ХIХ века в нём было всего 55 дворов. Зато эти места стали привлекать внимание историков и археологов. В 1960 – 1980 гг. государством были приняты законы о сохранении памятников Радонежа и исторического ландшафта.

Достопримечательности

Храм Преображения в Радонеже (с. Радонеж, Радонежское Подворье СТСЛ), построенный в 1842 г.- один из превосходных образцов архитектуры стиля ампир. Он украшен ротондой с восемью окнами, апсидой и портиками дорических колонн с северной и южной сторон. В 1860 г. трапезная храма была соединена переходом с трехярусной колокольней. Внутреннее убранство храма составляют настенные росписи с сохранившимися фрагментами 1870 гг., пятиярусный иконостас перед алтарём и двухярусный в приделе св. Сергия Радонежского. При входе в церковную ограду установлен крест с могилы блаженной старицы Матроны Московской. Недалеко от церкви есть Святой источник Сергия Радонежского и купель.

Самым древним историческим памятником Радонежа, имеющим статус республиканского значения, является Городище с остатками рассыпавшихся стен и крепостного вала. В 1988 году на окраине села воздвигнут запоминающийся памятник преподобному старцу св. Сергию, в виде трехметровой фигуры монаха. Из монументальной фигуры выступает барельеф мальчика Варфоломея с иконой Троицы в руках.

© 2016-2019 moscovery.com

Автор статьи:
Наталия Кузнецова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

ru.moscovery.com

Культурный центр «Елизавета Мамонтова» | Храм Преображения Господня с. Радонеж, Радонежское Подворье СТСЛ

Адрес:

141312, Московская область, Сергиево-Посадский район, село Радонеж.
 

Телефоны: +7-916-700-68-08, +7-929-512-41-71.

 

Сайт: www.radonezh-stsl.ru

 

E-mail: [email protected]

Преображенская церковь

В 1836-1842 гг. в селе на средства прихожан была выстроена каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной. Здание имеет традиционную для приходских церквей ХVII-ХХ вв. трехчастную продольно-осевую композицию. Ее основу составляет бесстолпный односветный четверик храма, завершенный восьмиоконной ротондой. Над ротондой возвышается небольшой барабан с восьмигранной чашей и крестом. С востока к храму примыкает полуциркульная в плане абсида, а с северной и южной сторон — четырехколонные портики дорического ордера. С запада к храму пристроена прямоугольная трапезная с двускатной крышей. За трапезной возвышается трехъярусная колокольня, завершенная шпилем с небольшим крестом. Абсида храма и трапезная украшены квадровым рустом. Первый и второй четверики колокольни декорированы плоскими спаренными пилястрами, завершенными в первом четверике триглифо-метопным фризом, а во втором — треугольным фронтоном. Цилиндрический ярус звона, как и в четвериках, прорезают четыре арочных проема. Во всех ярусах простенки между ними обработаны спаренными пилястрами. Алтарную часть храма закрывает пятиярусный иконостас, а юго-восточный угол трапезной, где располагается придел преподобного Сергия Радонежского, двухъярусный иконостас. Иконы в них написаны местными мастерами во второй половине XIX в. Фрагментарно сохранившаяся стенная роспись относится к 1870-м годам.

В 1855 г. вокруг церкви была воздвигнута кирпичная ограда с металлической решеткой и круглыми башенками по углам. В 1860-е годы стоявшая отдельно колокольня была соединена с трапезной узким переходом.

 

Памятник преподобному Сергию Радонежскому

Одна из наиболее ярких местных достопримечательностей – памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он был создан по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р. И. Семержиева и установлен рядом с храмом 29 мая 1989 года — в честь 1000-летия Крещения Руси и в честь 600-летия со дня упокоения Преподобного Сергия здесь, напротив храма Преображения. Это первый памятник Русскому святому с 1917 года.

«На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».

Часовня блаженной Матроны Московской

Рядом с храмом построена часовня блаженной Матроны Московской, в которой находится необычный крест, стоявший некогда на могиле святой блаженной старицы.

Крепостные валы XV века

Сейчас на территории бывшего детинца располагается кладбище.

Источник Сергия Радонежского

В с. Радонеж отрок Варфоломей (Сергий Радонежский) прожил семь лет. Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения, но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле. Находящийся здесь источник назван его именем.

Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери

Слабый родник освященный во имя Пресвятой Богородицы иконы Казанской находится в километре от дороги ведущей на село Радонеж. Святой источник обустроен, выход воды у стены купальни со стороны лестницы. Слив родниковой воды по металлической трубе из кирпичной подпорной стенки у небольшого углубления. Съезд на дорогу в поле, в сухую погоду и только. Купель обустроена для купания в холодное время года
Дорога к часовне проходит через поле. В дождливое время автомобиль лучше оставить на съезде с дороги, чтобы не завязнуть и иметь возможность прогуляться и насладиться красотой и простором пейзажа. На съезде с дороги установлен знак, указывающий дорогу к часовне и купальне.

centrmamontovoi.ru

Радонежское городище, село Радонеж или Где рождалась духовная сила Сергия Радонежского


Всего 44 фото

Хочу поделиться светлым впечатлением от посещения села Радонеж, что находится в Сергиево-Посадском районе Московской области в 55 километрах от Москвы. Приехали мы туда c целью фото и видео съемки городища Радонежское, фиксации археологических памятников с использованием аэрофотосъемки. Место оказалось чрезвычайно живописным, наполненным в ощущениях каким-то светлым радостным чувством. Его история примечательна многими значимыми событиями. Кроме всего прочего здесь прошла юность Сергия Радонежского, произошли многие известные чудесные эпизоды из его жизни. Стоит упомянуть и о значении этой не только исторической личности, святого, но его роли в объединении русских земель и духовном становлении единого могучего русского государства.


Будет много фото села Радонеж с высоты птичьего полета и не только, а также рассказ об интереснейшей истории этих мест. Вот так я и увидел воочию все то что связано с жизнью Сергия Радонежского. «На местах» многие удивительные события его жизни о которых я только читал или помнил обрели таким образом реальные образные представления. Поэтому, наверное, будет правильным попытаться рассказать об истории села Радонеж с подробным визуальным рядом чтобы у читателя как я и говорил появилась реальная привязка «к земле», к этой благословенной местности, где ступала нога этого великого святого Земли Русской. Ну, пожалуй, начнем.


Радонеж занимает особое место в истории русской культуры. Основанный первыми славянскими поселенцами, он стал впоследствии пограничным форпостом на северных рубежах Московского княжества, затем — центром целой исторической области. Здесь прошли годы юности Сергия Радонежского, основавшего рядом с Радонежем Троицкий монастырь.
02.

Радонеж расположен на мысу, на берегу реки Пажи. На его месте обнаружено городище дьяковского типа (начало н. э.). Издревле на берегах Вори, Пажи и Торгоши, селились финно-угорские племена — меря и балты, а позднее сюда пришли славяне. Заселение будущего Радонежского края шло по реке Воря (притока Клязьмы). В 1-м тысячелетии на Воре существовал укрепленный родовой поселок финно-язычного населения. В конце XII в. на средней Воре сложилась группа селений славян-кривичей, известная благодаря памятникам курганного быта. Большая часть этих поселении погибла в период монгольского нашествия в середине XIII в. и никогда не возобновлялась впоследствии.


Селение Радонеж было основано славянами примерно в XI веке на пересечении дороги и реки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал её «Радонеж», как принадлежащую ему, Радонегу. Более северные земли Радонежа не подверглись разорению в 1238-1240 гг. под натиском орды хана Батыя. Заселение Радонежа во время татаро-монгольского ига во второй половине XIII в. — первой половине XIV в. Проходящая через Радонеж Переяславская дорога стала основным направлением расселения славян на восток от Москвы к Переславлю-Залесскому.
03.
Вид на городище с запада

Радонеж входил в Ростово-Суздальское, затем Московское княжество. В первые десятилетия татарского ига там сидели татарские баскаки, о чём свидетельствует как местный фольклор, так и названия урочищ «Ханская пустошь» и «Баскаково». Впоследствии там появился двор княжеского тиуна (управителя), с церковью Рождества.
04.

05.

Вид на городище с востока

Археологические исследования достоверно подтвердили, что Радонеж возник раньше, чем в 1336 году, когда впервые попал на страницы документов. Самая древняя среди находок в Радонеже — это бронзовая поясная подвеска в виде медведя, найденная на Радонежском городище.
06.

Подвеска-медведь VII-VIII вв. связана с населявшим Радонеж финно-угорским племенем меря — предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как известно, существовал медвежий культ, и по-видимому, не случайно Сергий Радонежский предстает в житии как укротитель медведя. Этот эпизод жития мог быть отголоском распространенного в этих краях медвежьего культа.

Существование в Радонеже мерянского населения подтверждает также находка бронзовой шумящей подвески IX века, характерной для мерянской одежды. В заполнениях подпечных ям построек Радонежского посада XIV-XV вв. найдены фрагменты образцы московской керамики того времени: горшки с характерным орнаментом «косая волна» на горловине и столовые миски, а также глиняные пряслица, кузнечные изделия — сложные, т. н. цилиндрические замки и ключи к ним, инструменты радонежских ремесленников: сверла, молоточек-зубильце, ножи серпы. Один из ножей, привезенный, как видно, из Западной Европы, имеет на лезвии фигурное клеймо в виде бегущего волка. Железный сошник был наконечником деревянной двузубой сохи. О высоком уровне специализации гончаров Радонежа свидетельствуют частые находки керамических игрушек. Это традиционные для московских гончаров 14-15 вв. птички-свистульки, коньки-погремушки, покрытые белым ангобом (специальное покрытие из жидкой глины наностимое перед обжигом).
07.

Село РадонежРаскопками исследовалось Радонежское городище — остатки городского детинца, построенного в период наибольшего расцвета города, в XIV веке, при владельце — князе Владимире Андреевиче Серпуховском (Храбром), одном из героев Куликовской битвы, в Радонеже находился торг и таможенная застава, при его сыне Андрее Радонежском город становится центром небольшого удельного княжества. Городище — треугольная площадка на высоком мысу, в крутой петле реки Пажи, в древности была окружена по краю валом, достигающим шестиметровой высоты.
08.
09.

Радонежская крепость (реконструкция)10.

Вид на городище с запада

Было выяснено, что конструкция Радонежской крепости, контролировавшей оживленную Переславльскую дорогу, была следующей: проход на городище был искусственно сужен прокопанным с юга рвом. На треугольном периметре стен располагались две башни — воротная, у входа на городище, и на остром углу, с юга, откуда вероятно, велся фланкирующий обстрел вдоль юго-восточной стены, где были дополнительные укрепления: в 10 метрах перед стеной, по краю горизонтальной площадки-бермы: проходил, очевидно, частокол — бревенчатая стена, а у подножия склона был прорыт ров, на дне которого были укреплены заостренные колья — «частик».
11.

vladimirdar.livejournal.com

село Радонеж, источник преподобного Сергия Радонежского

Радонеж — место, которое обычно посещают туристы по пути в Троице-Сергиеву лавру. Оно неразрывно связано с преподобным Сергием, а еще там царит необыкновенная красота. Деревянные лестницы, дорожки, памятник, храм, источники — все это очень гармонично сочетается.

Село Радонеж находится на левом берегу реки Пажи. Известно оно тем, что здесь поселилась семья преподобного (родители Кирилл и Мария,братья), переехавшая из Ростова Великого. И здесь начались подвиги этого святого. После смерти родителей,  тогда еще Варфоломей начал иноческую жизнь.Дорога к храму Преображения Господня в Радонеже.

Храм Преображения Господня

 

Подъезжаем к храму Преображения Господня. Он построен на средства прихожан и благотворителей в 1836-1842 гг. Вообще Радонеж, если так можно сказать, посвящен преподобному Сергию: в храме росписи, изображающие эпизоды из жития святого; памятник, источники в честь него.

 

Храм Преображения Господня в Радонеже.

Интерьер храма:

 

Роспись по мотивам картины В.М.Нестерова «Видение Отроку Варфоломею». Сюжет был взят из жития преподобного Сергия:

«Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания»».Роспись в храме по мотивам картины В.М.Нестерова «Видение Отроку Варфоломею»

 

Детская площадка у храма:

Детская площадка у храма

Пройдем к часовне блаженной Матроны Московской по указателю. В часовне находится крест, стоявший на могиле святой.

Часовня блаженной Матроны Московской

 

В противоположной стороне от часовни находится источник преподобного Сергия Радонежского. Чтобы попасть к нему, придется спуститься по деревянным ступенькам.

Памятник преподобному Сергию Радонежскому

 

А по пути обратим внимание на памятник преподобному Сергию, выполненный по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева (1988 год). Памятник представляет собой фигуру старца в монашеском одеянии, руки его молитвенно сложены у груди. В середине фигура мальчика Варфоломея с иконой Троицы в руках. Надпись: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».

 

Памятник преподобному Сергию Радонежскому

 

Радонеж — очень живописное место. На деревянной площадке мы встретили итальянцев, они накрыли стол и отдыхали, наслаждаясь природой.Лестница к источнику

По пути вниз можно перекусить в кафе. В наш приезд оно было закрыто. Когда вы преодолеете лестницу, перед глазами предстанет такая красота:

Тут можно окунуться в ледяные воды источника.

Источник преподобного Сергия Радонежского

 

 

Источник преподобного Сергия Радонежского.

Озеро Всех Святых, обустроенное в 2016 году по благословению владыки Феогноста.

Источник преподобного Сергия Радонежского.

 

Люди приходят с пластиковыми бутылками за водой.

 

Мы тоже набрали немного. Наверх подниматься было не тяжело, что не могу сказать о людях, набравших по пять-шесть пятилитровых бутылок воды.

Дорога на Хотьково, куда мы отправились после Радонежа:

Дорога из Радонежа в Хотьково

 

 

 

© «Прогулки по России с Татьяной и Денисом». Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта прогулки-по.рф в электронных публикациях и печатных изданиях разрешены только с обязательной ссылкой на сайт прогулки-по.рф.

xn—-etbpheqfbgd9a.xn--p1ai

Паломничество «Радонежье» — Спасо-Преображенский храм в селе Радонеж: katya_husky — LiveJournal

В двенадцати верстах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры расположился чудный, живописный уголок. В отдалении от шумных трасс и в окружении лесов возвышается Спасо-Преображенский храм с величественной колокольней. У подножия холма, на котором высится церковь, змейкой вьется речка Пажа. Она ведет путников к источнику преподобного Сергия. А там солнечные лучи, бесконечно отражаясь в золотых куполах над образами преподобных Сергия, Кирилла и Марии, игриво наполняют своим светом всю долину.

Древнее село Радонеж получило свою известность благодаря благочестивым родителям преподобного Сергия, которые в начале XIV века переселились в здешние места из Ростова. В чудесный городок Радонеж, на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и отправились паломники из Покровского Хотькова монастыря.


В дар Радонежскому храму Преображения Господня мотоциклисты привезли икону Собора Радонежских Святых, которую передали настоятелю подворья, иеромонаху Роману.
2.

3.

Чаще всего Радонеж упоминают, повествуя о детстве Варфоломея, будущего преподобного Сергия, но история этого села началась многими веками ранее. Издревле на берегах рек Вори, Пажи и Торгоши селились финно-угорские племена – меря и балты. Около XI века сюда пришли славяне, которые основали на пересечении Переславской дороги и реки Пажи поселение, именуемое в летописях Радонежем.
4.

Согласно преданию, это название происходит от имени собственного — Радонег. Вероятно, так звали человека, который некогда основал здесь село. Хотя само слово Радонеж в первую очередь ассоциируется с радостью. И действительно, исполненный Духа Святого преподобный Сергий стал радостью и утешением не только для своих благочестивых родителей, но и для всей Руси, коим и остается по сей день. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
5.

В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей – Ханская и Баскакова.
6.

Во второй половине XIV века Радонеж был присоединен к образовавшемуся в 1263 году Московскому княжеству. Ханских баскаков сменили княжеские наместники. С их приходом в селе появилась большая усадьба и церковь в честь Рождества Христова. Московский князь желал усилить положение своего княжества, которое в то время было малочисленным. Одним из способов этого было привлечение на службу знатных людей из соседних уделов, которым на новых землях предоставлялись различные льготы.
7.

Как пишет Епифаний Премудрый в житии преподобного Сергия Радонежского, великий князь Иван I Калита (внук Александра Невского) по малолетству своего сына Андрея поставил в деревне, именуемой Радонеж, наместником некоего Терентия Ртища. А тот, прослышав про бедственное положение ростовских бояр и желая привлечь большее число поселенцев, пригласил их в тогда почти незаселенный Радонежский край.

Среди переселенцев были бывший княжеский воевода Кирилл, его жена Мария и трое сыновей – Стефан, Варфоломей и Петр. Впоследствии их среднему сыну, Варфоломею, Божиим Промыслом было уготовано стать не просто благочестивым молитвенником и смиренным иноком, но великим Игуменом земли Русской и строителем Святой Руси.

8. Источник преподобного Сергия Радонежского

Святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, а спустя три столетия преподобный Сергий ее возродил духовно, возвысил, вывел Русь из нравственного оцепенения и разрухи. Преисполненный Любовью инок вновь обратил людей ко Господу и по всей земле русской рассеял семена веры Христовой. Во все концы разлетелись «птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского», которые, беспрестанно славя Господа, приумножали стадо Христово по всей Отчизне. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано около сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели еще порядка пятидесяти обителей. Духовные дети великого Радонежского подвижника разбрелись по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского. Богоносный авва Сергий стал духовным отцом не только для своих учеников, но и для всех православных христиан на Руси.

9.

В Радонеже преподобные Кирилл и Мария прожили около семи лет, ни на мгновение не оставляя дел добродетели. Как и в Ростове, они, исполняя заповедь апостола Павла, всегда гостеприимно встречали под своей крышей странников, помогали нуждающимся, покровительствовали расположенному по соседству Покровскому Хотькову монастырю. Предчувствуя скорую кончину, благочестивые родители преподобного, оставили все мирские заботы и удалились в Покровскую обитель, где приняли постриг в схиму и в молитве и покаянии стали приуготовляться ко встрече с Господом.

10.

После смерти московского князя Ивана Калиты Радонежские земли, вместе с основанным на них к тому времени Троицким монастырем, перешли к его жене Ульяне с сыновьями. После ее кончины в 1374 году часть имений княгини наследовал князь Дмитрий Иванович Донской, а волости Бели и Радонежская достались его двоюродному брату – князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Князь Владимир Андреевич глубоко почитал мудрого Троицкого игумена и, желая сделать дело на благо его обители, назначил монастырю ругу – ежегодное продовольственное содержание. После великой победы войска Дмитрий Донского на Куликовом поле, князь Владимир Андреевич, который в том сражении руководил засадным полком, по благословению преподобного Сергия Радонежского устроил в Серпухове Высоцкий монастырь с церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.

После смерти Серпуховского князя в 1410 году его владения были разделены между его женой и пятью сыновьями. Радонежская волость вместе с некоторыми другими землями достались четвертому сыну Владимира Храброго – князю Андрею Владимировичу. Им был выстроен кремль, окруженный земляными валами, после чего Радонеж стал столицей удельного княжества. Главный соборный храм был освящен в честь Преображения Господня. С этого времени Радонеж стал именоваться в летописных документах Городком Радонежским или просто Городком.

11.

После смерти князя Андрея Владимировича в 1426 году Городок наследовал его племянник князь Василий Ярославич Боровской. В 1456 году, когда Великий князь Василий II отнял удел Василия Ярославича, Радонеж вновь вошел в состав московского княжества. Его наследник, Иван III, собирая и объединяя земли вокруг Московского княжества, желал сделать из Радонежской и нескольких прилегающих волостей Радонежский уезд. В 1492 году он перевел в Радонеж ярмарку, которая до этого проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию.

12.

В Смутное время многие святые обители Руси были разграблены и разрушены польско-литовскими интервентами. В течение долгих 16 месяцев Троице-Сергиев монастырь осаждали войска Лжедмитрия. Близлежащие к обители Покровской Хотьков монастырь и Радонежский Городок были практически уничтожены западными захватчиками. В 1616 году царь Михаил Федорович передал так и не восстановившийся Городок Троице-Сергиевому монастырю. У монастырской братии не хватало средств для устроения храма, и тогда они попросили у государя выдать им «повалушу», т.е. большую неотапливаемую башню, из соседнего села Воздвиженское. Монахи переделали башню в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня.

13. Спасо-Преображенский храм

По указу Екатерины II о секуляризации церковных земель село Городок перешло в разряд казенных. Новая каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 40-е годы XIX века. Она считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву.

14. Спасо-Преображенский храм

В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями. Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной. На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн. Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный – в главной части и двухъярусный – в приделе.

15. Спасо-Преображенский храм

В 70-е годы XIX века в селе появилась земская начальная школа. Примерно с середины XIX века древнее село Городок стало привлекать историков и археологов.

16.

С приходом советской власти Спасо-Преображенский храм закрыли. Дом священника снесли и на его месте устроили свиноферму. В стенах Преображенской церкви разместилось зернохранилище, а в 1941 году здесь поселился клуб…

17.

В послевоенные годы произошло некоторое потепление в отношении власти к Радонежскому краю и его святыням. В 1960 году городище стало охраняться как памятник археологии республиканского значения, а спустя 14 лет, в 1974 году, под опеку государства была отнесена и Преображенская церковь. С этого момента началось ее постепенное восстановление. Еще около двух десятилетий в храме располагалась экспозиция Загорского государственного музея-заповедника, посвященная истории Радонежа.

В памятный для всего русского православного мира 1988 год, в который отмечалось 1000-летие со дня Крещения Руси, напротив Спасо-Преображенского храма появился памятник преподобному Сергию Радонежскому. Его возведение планировалось осуществить годом ранее, но авторы проекта столкнулись с рядом трудностей, чинимых богоненавистнической властью.

18.

Несмотря на то, что об открытии памятника было известно заранее, в телевизионном выпуске новостей накануне мероприятия оно было представлено как носящее антисоветский характер. Такое заявление тут же вызвало огромный резонанс, как со стороны настроенного против церкви народа, так и со стороны властей. Грузовик, в котором скульптор Вячеслав Клыков вез монумент на торжественное открытие, был остановлен на Ярославском шоссе на полпути и развернут. Тем временем в Городке был срыт пьедестал для памятника, а вдоль дороги выставлены кордоны милиции.

19. Памятник преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже

Так звучат воспоминания тех, кто 20 сентября 1987 года ехал в сторону тогда еще Загорска на открытие памятника:

«Множество людей, направляющихся к шоссе, ведущему в Городок (Радонеж), встречают усиленные наряды милиции. Из мегафона доносится металлический голос: «Немедленно освободить проезжую часть дороги!» Прибывших людей, не обращая внимания на их пол и возраст, сталкивают с шоссе в непролазную грязь. Около пяти тысяч человек во главе с Левшовым (держащим в руках красное развернутое знамя, привезенное из Берлина), Сычевым и монахом Гермогеном, построившись в колонну, буквально с боем проходят сначала сквозь один, потом сквозь другой кордон милиции.

Бетонный мост через небольшую речку Пажа перегорожен машинами и последним, наиболее многочисленным нарядом милиции. Над колонной взметаются хоругвь со Спасом Нерукотворным и знамя с изображением Георгия Победоносца. Люди с криками «ура» идут на последний прорыв: милиция оттеснена, машины сдвинуты. Колонна прошла сквозь все преграды». (источник)

20.

И все же благодаря настойчивости граждан и не без Божией Помощи, 29 мая 1988 памятник был установлен. Величественный монумент преподобному Сергию Радонежскому создал скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Огромный вклад в появление памятника внесли член Союза художников СССР, руководитель Патриотического союза «Россия» Игорь Сергеевич Сычев, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага, гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов и монах Гермоген (в миру — Геннадий Михайлович Хмельницкий).

С холма-пьедестала на Русь-матушку взирает старец. Глаза его прикрыты, но духовным зрением он видит то, что другим не открыт

katya-husky.livejournal.com

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.