Село РАДОНЕЖ, Московская область.: vadimrazumov.ru — LiveJournal
- История
- Cancel
Сегодня я хочу показать вам свежую серию фото, сделанных в Радонеже. На этих кадрах вы увидите основные достопримечательности села: остатки крепостных валов, реку Пажа, памятник Сергию Радонежскому, красивую мельницу и Преображенскую церковь.
А вы когда-нибудь были в Радонеже? Какие ассоциации вызывает у вас это село и какие его достопримечательности понравились вам больше всего?
Кстати: увидеть старинный Радонеж своими глазами вы сможете уже 21 апреля во время путешествия «Экоэлектрички» по достопримечательностям Московской области и парку «Кочевник». Ознакомиться с программой поездки и забронировать билет в тур вы можете здесь.
История Радонежа берет свое начало с незапамятных времен. Первые упоминания об организованных поселениях на его месте датированы началом нашего времени. Постепенно село начало расти и развиваться, в нем активно строились курганы и укрепления.
2.
3. Вид на Преобоаженскую церковь.
Свое современное название село Радонеж получило в XI веке. Оно произошло, вероятно, от имени новгородца Радонега, который воздвиг в здешних местах крепость и назвал ее Радонеж. Радонеж пострадал по время монголо-татарского ига: в селе находился штат ханских баскаков, упоминания о котором можно найти в местном фольклоре.
4.
5. Памятник Сергию Радонежскому.
6.
7.
В разные годы Радонеж был как частью Ростово-Суздальского, так и Московского княжеств. С XIV село входит в состав Московского княжества и становится самостоятельной волостью. А впоследствии, в начале XV века, село становится центром удельного радонежского княжества и получает статус города.
8. Вид на село.
9.
10.
11.
При Иване III Радонеж некоторое время был центром отдельного уезда, однако, вскоре он превратился во владенческое село.
12. Преображенская церковь была построена в 1834 — 1840 гг. на средства прихожан и пожертвования.
13.
14. Спуск к реке и купели.
Крепостные валы XV частично сохранились в Радонеже по сей день. Но сейчас на территории бывшего укрепления находится кладбище. Остатки старинных валов хорошо просматриваются при съемке с дрона.
15.
16.
17.
Вскоре Радонеж во многом утратит свое самостоятельно-укрепительное значение, став важным центром духовной жизни России. Он станет принадлежать Лавре и быть чтимым среди тысяч верующих как место, связанное с духовным подвижничеством великого русского святого Сергия Радонежского.
18.
19. Река Пажа.
Отрок Варфоломей – а именно так звали Сергия Радонежского до пострига, переехал в Радонеж вместе со своей семьей в возрасте 12 лет. После смерти своих родителей, он раздал все свое наследство нуждающимся и ушел жить в лес, где, построив себе скромную хижину, стал непрестанно молиться Богу. В историю России этот святой вошел как основатель Троице-Сергиевой Лавры. Именно он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Сергий Радонежский обладал даром исцеления и прозорливости. Он не только творил множество чудес, но и оставил после себя множество учеников и последователей, которые также сыграли значительную роль в духовной жизни нашей страны. В наши дни Сергий Радонежский почитается как один из самых величайших русских святых православной церкви.
20. У святого источника.
Неудивительно, что и современный облик Радонежа отражает память о святом. Здесь находится святой источник, памятный монумент, воздвигнутый в память о Сергии Радонежском, а также – целый комплекс храмовых и паломнических построек.
21.
Одной из самых заметных достопримечательностей Радонежа является Преображенская церковь, возведенная в стиле ампир. Она построена в 1834 — 1840 гг. на средства прихожан и пожертвования. Кирпичное неоштукатуренное здание с применением белого камня в деталях обладает характерной для своего времени композицией. Бесстолпный одноапсидный четверик храма с боковыми портиками дорического ордера увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкают трапезная и трехъярусная со шпилем колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона. Храм окружает кирпичная церковная ограда с деревянной решеткой восстановлена, которая была восстановлена в 1969 году по образцу ограды 1855 года.
22.
В 1988 году рядом с Преображенской церковью был установлен памятник Сергию Радонежскому. Он представляет собой трехметровую фигуру старца, в центре которой высечено рельефное изображение мальчика с образом Троицы в руках. К созданию и установке памятника имели отношение многие деятели культуры и искусства. Прежде всего, это скульптор, президент Международного фонда Славянской письменности и культуры Вячеслав Михайлович Клыков; член Союза художников СССР, руководитель Патриотического союза «Россия» Игорь Сергеевич Сычев; ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага, гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов; православный монах Гермоген (в миру — Геннадий Михайлович Хмельницкий).
23. Река Пыжа с дрона.
Другими достопримечательностями села Радонеж являются святой источник с купелью, расположенные у реки Пажа. Святыни были облагорожены во наши дни и представляют собой живописный комплекс с деревянными постройками, мостиком и мельницей.
24. А здесь мы видим остатки крепостных валов XV века.
25. Сейчас на территории памятника истории расположено кладбище.
В наши дни храм и паломнические достопримечательности Радонежа являются подворьем Троице-Сергиевой лавры.
Tags: Москвовская область, Радонеж, Сергиево-Посадский район, Сергий Радонежский, городище, квадрокоптер, скульптура, фото 2018, церкви
Самые красивые храмы и усадьбы Радонежья — в субботней экскурсии «Усадебного Экспресса»
В канун самого радостного дня в году — Светлого Воскресения Христова, мы приглашаем вас отправиться в путешествие по храмам и усадьбам бывшей…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Радонежское подворье
Храм в честь Преображения Господня. Настоятель – иеромонах Роман (Шубёнкин). Построен двухэтажный дом для больных и приема паломников. Адрес: Россия, 141312 Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж. Моб. тел. храма: (916) 700-68-08.Село Радонеж на левом берегу речки Пажи – одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. Основано оно славянами примерно в XI веке. Это подтверждает и название Радонеж — личное славянское имя Радонегж притяжательной форме.
В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей – Ханская и Баскакова.
Храм в честь Преображения ГосподняБлиже к середине XIV века Радонеж стал частью Московского княжества. А в селе выросла большая усадьба с церковью Рождества Христова. В 1328 году в Радонеж вместе с семьей переселился ростовский боярин Кирилл – отец преподобного Сергия Радонежского. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре.
С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, — гениальный иконописец Андрей Рублев. Радонеж евдохновляло писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.
М. Нестеров. Явление отроку ВарфоломеюВ 1410 году Радонеж превратился в городок с крепостью, земляными валами и тремя храмами стал столицей удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Соборный храм крепости носил название Преображенского.
Царь Иван III перевел в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию.Во время польско-литовского нашествия Радонежский городок, или просто Городок был полностью уничтожен. В 1616 году царь Михаил Федорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Монахи переделали башню крепости в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня. Через полтора века эти земли вновь отошли государству.
Новая каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 1836-1842 годах. Он считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву. В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями.Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной.На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн.Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный – в главной части и двухъярусный – в приделе.
В советское время Преображенский храм закрыли. В 1941 году сюда въехал клуб. Позднее, в 1960-х годах советские власти приняли решение сохранить радонежские памятники. В 1974-м храм был поставлена государственную охрану и отреставрирован. На ближайшие два десятилетия Загорский государственный музей-заповедник разместил в его стенах экспозицию, посвященную истории Радонежа.
Одна из наиболее ярких местных достопримечательностей – памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он был создан по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиеваи установлен рядом с храмом 29 мая 1989 года.Спустя всего несколько месяцев указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в Радонеж.
В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращена Православной Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры. Возглавляет его игумен Севастиан.В храме сохранились фрагменты росписи 1870-х годов. Сейчас фрески и иконостас восстановлены.Напротив входа в храм установлен необычный крест. Когда-то он стоял на могиле святой блаженной Матроны Московской.Внизу, под горой, на источнике преподобного Сергия устроены две купели.
Проехать в село Радонеж удобнее всего на автомобиле. Но можно и на электричке по Ярославской ж/д. От станции«Радонеж» до Преображенского храма пешком – 4 километра.
Источник: Сайт Радонежского Подворья Троице-Сергиевой Лавры
Преставление преподобного Сергия Чудотворца, игумена Радонежского
Тропарь и кондак
Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, близ Ростова, 3 мая 1314 года. Его родителями были благочестивые и знатные вельможи Кирилл и Мария (память 28 сентября).
Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.
В возрасте семи лет Варфоломея отправили учиться вместе с двумя его братьями: старшим братом Стефаном и младшим братом Петром. Его братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учебе, хотя учитель уделял ему много особого внимания. Родители ругали ребенка, учитель отчитывал его, а одноклассники высмеивали его непонимание. Наконец, Варфоломей со слезами умолял Господа даровать ему способность читать.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По пути он встретил ангела, посланного Богом в образе монаха. Старец стоял в молитве под дубом в поле. Варфоломей подошел к нему и, поклонившись, подождал, пока старец окончит молитву. Монах благословил его, поцеловал и спросил, что ему нужно.
Варфоломей ответил: «Всей душой хочу научиться читать и писать. Святый отче, моли Бога за меня, чтобы Он помог мне стать грамотным». Преподобный исполнил просьбу Варфоломея, вознеся свою молитву к Богу. Благословляя ребенка, он сказал ему: «Отныне, дитя мое, Бог дает тебе понять чтение и письмо, и в этом ты превзойдешь своих братьев и сверстников» (См. известную картину М. Нестерова «Видение Варфоломея»).
Тогда старец взял сосуд и дал Варфоломею кусочек просфоры. «Возьми, дитя, и ешь», — сказал он. «Это дается вам в знак благодати Божией и для понимания Священного Писания». Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его зайти в дом родителей. Его родители с радостью приняли гостя и оказали ему свое гостеприимство.
Старец ответил, что подобает сначала вкушать духовную пищу, и велел сыну читать Псалтирь. Варфоломей начал читать, и его родители были поражены той переменой, которая произошла с их сыном. На прощание старец пророчески сказал о преподобном Сергии: «Твой сын будет велик пред Богом и людьми. Он станет избранным жилищем Святого Духа».
После этого святое дитя без труда читало и понимало содержание книг. Он с особым усердием погрузился в молитву, не пропуская ни одной церковной службы. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. По средам и пятницам он ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой.
Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья поженились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа.
Позже старший брат Стефан овдовел и стал монахом в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан удалились в лес (12 верст от Радонежа) жить в глуши. Сначала сделали кельи, а потом малый храм, и по благословению митрополита Феогноста он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав тягот жизни в пустыне, Стефан оставил брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился со святителем Алексием, впоследствии митрополитом Московским. (12 февраля).
7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий укреплялся. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.
Их опытный духовный наставник отличался необычайной любовью к работе. Своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, пек хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно брался за другие дела. Тяжелый труд преподобный Сергий сочетал с молитвой, бдением и постом.
Братия была поражена, что при таких тяжелых нагрузках здоровье их проводника не ухудшилось, а наоборот, стало еще крепче. Не без труда умоляли преподобного Сергия принять должность игумена обители.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто иноки имели только скудную пищу, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.
Сообщения о подвигах преподобного Сергия стали известны еще в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал преподобному крест, «параман» (монашеская одежда, четырехугольная ткань, привязанная шнурками к груди и надеваемая под другими одеждами, и украшенный символами Страстей Господних) и схиму в благословение на новые дела, и грамоту благословения, в которой Патриарх советовал избранникам Божиим устроить общежительный монастырь. Преподобный отправился с патриаршей грамотой к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгий образ общежития.
Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю и оставил вместо себя в Киржачском монастыре своего ученика святителя Романа.
Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворения. Он вырастил мальчика в тот момент, когда отчаявшийся отец разочаровался в своем единственном сыне как в потерянном. Слухи о чудесах, творимых преподобным Сергием, стали быстро распространяться, и к нему стали приходить больные, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не уходил от преподобного Сергия, не получив исцеления немощей и назидательного совета. Все прославляли преподобного Сергия и почитали его наравне с древними святыми отцами. Но человеческая слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом монашеского смирения.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший преподобного Сергия, находился в пути из своей епархии в Москву. Дорога проходила в восьми верстах от Сергиева монастыря. Намереваясь на обратном пути посетить обитель, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, брат духовный». В это время преподобный Сергий сидел на трапезе за трапезой с братией. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочел молитву и возвратил святому Стефану ответное благословение. Некоторые из учеников, изумленные необыкновенным поступком преподобного Сергия, поспешили к указанному месту и убедились в истинности видения.
Постепенно монахи стали свидетелями и других подобных действий. Однажды за Литургией со святителем служил Ангел Господень, но преподобный Сергий по смирению своему запретил кому-либо рассказывать об этом до самой смерти.
Преподобный Сергий был связан со святителем Алексием тесными узами духовной дружбы и братской любви. Святитель Алексий на склоне лет призвал к себе преподобного Сергия и умолял его принять сан русского митрополита, но преподобный Сергий смиренно отказался от предстоятельства.
Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в монастырь преподобного Сергия просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Сбылось пророчество преподобного Сергия: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и положили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время сражения преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.
За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя его, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.
Достигнув старости и предвидя за шесть месяцев свою кончину, преподобный Сергий созвал к себе братию и назначил игуменом своего ученика святителя Никона (память 17 ноября), опытного в духовной жизни и послушании. В спокойном уединении преподобный Сергий почил ко Господу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз созвал братию, чтобы дать им последнее наставление: «Братия, внимайте себе. Имейте прежде страх Божий, чистоту души и нелицемерную любовь…»
Сергий Радонежский, святой всея Руси
Источник: Православие.ру
Его Житие, написанное с необыкновенной нежностью и живостью Епифанием Премудрым, дает нам ключ к пониманию многих тайн русской культуры и русской интеллигенции.
Артемий Ермаков | 08 октября 2014
Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает нам о высотах, до которых способна подняться наша (русская) земля, просвещенная Словом Христовым. Человек, не написавший ни одной книги, стоит у истоков русской культуры московского периода и открывает дверь, ведущую из лесной глуши к северу от Москвы в глубину Божественной мудрости, ко всем тайнам человека и мир. Его работа видится еще более дивной, потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и плоды его собственных трудов. Преподобный Сергий всю жизнь старался оставить мир; он старался не брать на себя ответственность за судьбу окружающих, не вмешиваться по своей воле в происходящие вокруг него события. Тем не менее все бытовые и исторические подробности той эпохи так тесно переплелись в его жизни, что, казалось бы, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века, которую бы он не освятил или где не осталось и следа. остатки его заботливого, защитного благословения. Если вспомнить, каким он был в его время, то становится ясно, что преподобный Сергий стоит не только у истоков русского Просвещения, но и является символом русского Возрождения в самом возвышенном значении этого слова.
Беспристрастная оценка исторических событий часто обнаруживает неожиданные вещи. Если вы сравните средневековую Россию со средневековой Европой, то увидите, что ренессанс русской культуры начался несколько раньше, чем в Европе. Также довольно удивительно видеть, что это возрождение носило христианский характер. Русь, на протяжении двухсот лет находившаяся под властью татар, не могла сохранить свои традиции и культуру без веры и опоры на Церковь. Без веры совершенно невозможно что-либо создать. Леонардо, Микеланджело, Лютер, Макиавелли — все эти «титаны» европейского Возрождения были глубоко религиозными людьми. Они верили в Бога, но также и во всемогущество человеческого разума, в истинность его эстетической чувственности, в способность человека создавать прекрасное, в его право творить и изменять мир. Европейское Возрождение было еще очень далеко от того, чтобы отвергнуть Бога и быть покинутым Им. Он лишь готовился снять с Творца Свою ответственность за судьбы мира и передать ее людям. Но герои, готовые взять на себя эту ответственность, уже достигли совершеннолетия в Европе. К счастью, таких людей в России еще не было.
Реальность русской жизни с 1237 года не располагала там людей к полетам духа. Цена отдельного человека в условиях татарского ига была рекордно низкой. Любое обсуждение способности этого человека влиять на историю, менять ее ход, вероятно, вызывало горькие иронические улыбки. Ни малейший раб, ни великий князь не могли надеяться решить даже свою судьбу по своей воле. Благополучие и жизнь любого человека на Руси зависели от исхода соперничества за ханский престол, доброй воли или деспотизма ордынских вождей, колебания цен на мировом невольничьем рынке, смертности сельскохозяйственных животных или непредвиденная засуха в Великих степях. Только Церковь была вольна не признавать власть Орды. Не вмешиваясь напрямую в политический процесс, Церковь помогала людям сохранять свои силы. Перед лицом хана падали ниц и кланялись даже князья, но перед Богом каждый был свободен. Детский атеизм и человекопоклонничество не прижились тогда на Руси не потому, что Россия была отсталой, а потому, что отказ терпеливо нести свой крест означал поистине рабскую зависимость от кнута кочевого воина. Люди не могли сбросить это ярмо. Надежда на Бога давала им не только надежду на загробное спасение, но и на прочное основание земной государственности и домашнего строительства, ибо всякий, желающий спастись в будущей жизни, должен был «потрудиться для Бога» и «претерпеть до смерти». конец» всему угнетению настоящей жизни. Вся жизнь преподобного Сергия была плодом такого труда и терпения.
Его Житие, написанное с необыкновенной нежностью и живостью Епифанием Премудрым, дает нам ключ к пониманию многих тайн русской культуры и русской интеллигенции. С самого начала жизни, еще до своего земного рождения, Сергий (до монашества Варфоломей) был отмечен небесными знамениями. Он трижды вскрикивал за Литургией, будучи еще в утробе матери, отказывался брать грудь матери в постные дни и принимать молоко от кормилицы. Его родители ясно осознавали, что в их семье появился святой. Но им и в голову не приходило возвеличивать своего ребенка, или отделять его от других из-за проявившихся в нем талантов. Культ вундеркиндов и сейчас с трудом приживается в российской образовательной традиции. Знамения, таланты и сама святость дана человеку от Бога, и потому его родители, а за ними и его биограф прежде всего воздают славу Творцу, а уж потом восхищаются творением. Варфоломея оберегают в детстве, но не больше, чем любые родители лелеют каждого ребенка. Он не свободен ни от домашнего труда, ни от ежедневных обязанностей, ни от школьных занятий.
Наблюдая за этим образованием, мы видим еще одну примечательную деталь. Любой человек, даже святой, не является идеалом земного совершенства. Столь важное для подвижника дело, как чтение и письмо, он усвоил с большим трудом, чем его братья. Все вокруг мягко, но твердо требовали от него стараться в школе. Святой, похоже, не оправдывает их ожиданий. В его жизни прямо говорится, что Варфоломей «не учился прилежно» читать и «не слушал своего учителя». Такое отношение к учебе не одобряется, но оно искупается тайной молитвой мальчика к Богу. Чудесное исполнение этой молитвы не должно наводить нас на мысль, что он пренебрегал трудом (вся жизнь святителя наполнена трудом). Здесь мы скорее должны увидеть, как Бог проявляет одинаковую доброту ко всякому, кто просит. Школьные годы святого, как и любой другой период его жизни, опровергают любые представления о превосходстве святого над простыми людьми. Русскому просвещению, русской культуре совершенно чужда мысль о заранее избранной «духовной элите», предназначенной взять власть над «невежественным народом» и повести его за собой. Сам Сергий был подобен неученому народу, но, получив доступ к мудрости, никогда не забывал Того, Кому она принадлежит.
Не забыл он и о послушании, главной добродетели любого христианина, свободного от своеволия. Имея уже перед собою ясную цель жизни — монашество, — он тем не менее смиряется ради отца и матери, оставаясь дома, чтобы заботиться о них. Все те, кто склонны говорить, что монашество учит человека пренебрегать семьей, найдут в этой главе его Жития пример того, как первое вытекает из второго. Здесь пример святого увещевает нас не уклоняться от своих нынешних обязанностей, какими бы важными и великими ни были наши планы. Истинно религиозный человек никогда не будет «ходить по людям» для исполнения своих «высоких» желаний, а, напротив, охотно «закроет свои желания», когда увидит нужду ближнего. Преподобный Сергий, вся жизнь которого была великой жертвой Богу, начал свою подвиг с небольшой жертвой родителям; и что особенно важно, он делал это с радостью.
С радостью отправился он и к осуществлению дела своей жизни — постижению Пресвятой Троицы. Философская широта его творчества поражает. Догмат о Святой Троице очень трудно понять в христианстве. Это было не совсем понятно простому народу не только в Киевской Руси и Европе, но даже в Византии. Именно на тему учения о Святой Троице возникли самые серьезные расколы и ереси в христианстве. Высота тайны триединой Божественной Сущности должна была испугать человека, с таким трудом научившегося читать. Тем не менее, преподобный Сергий решил проникнуть в предмет так же решительно, как решил оставить мир. Затем он строит в лесу свою церковь и освящает ее вместе с братом, еще до принятия монашеского пострига. На него падает мысль построить храм и тяжелейший труд, но он отказывается от всякого наглого своеволия в поисках истины и ждет, пока старший брат решит, кому посвятить храм.
В этот момент решалась судьба Русской Церкви; решалась даже вся судьба русской культуры. Просто попробуйте представить Россию без Святой Троицы. Сергиева Лавра, без Андрея Рублева[1], без храмов, посвященных Святой Троице. И все же преподобный Сергий предоставил это решение другому, хотя уже знал ответ на свой вопрос. Здесь важно не только его смирение перед старшими, но и внутренняя честность, которой должен обладать каждый исследователь. Тот, кто собирается изучать и приобретать знания о Боге, человеке или мире, не осмеливается настаивать на своих догадках, не получив внешнего подтверждения их истинности. Пусть тот, кто жаждет открыть что-то миру, сначала выслушает то, что говорит ему мир . Кто из вас больше, да будет тебе слугой (Мф. 23:11) .
Это уже другая страница Жития святого. Пройдя тяжкий период уединенных подвигов, преподобный Сергий оказывается перед необходимостью устроить общежительный монастырь. Больше всего его тяготит необходимость владычествовать над братией, вести монастырские дела и руководить монахами в их духовной работе. Традиции, связанные со старчеством, были к тому времени в России почти полностью утеряны. Игуменство открыло преподобному Сергию искушение занять своих подчиненных делами, которые он никогда не делал сам. Вот почему он не мог выполнять роль аббата, не увеличивая свою ежедневную работу. Епифаний пишет, что святой «не ленив, служил братьям, как привезенный раб, — дрова рубил на всех, зерно молол, муку молол, хлебы пек, пищу приготовлял […]; он кроил и шил одежду и обувь; и взял воды из колодца в двух ведрах, понес на плечах на гору и поставил у каждой кельи».
Особенно примечателен рассказ о том, как преподобный Сергий построил паперть одному из старейших братьев, взяв себе на работу просеиватель заплесневелого хлеба. Кому-то это может показаться глупостью, но если вспомнить, что в монастыре в это время был голод, и монахи роптали на игумена, требуя, чтобы он разрешил им собирать милостыню, его действия имеют смысл. Учитель мог только своим примером научить своих учеников тому, что хлеб должен быть добыт трудом их собственных рук. Это правило остается верным и по сей день.
История голода напоминает нам еще об одной черте характера святого — его терпении. Более того, в нем гармонично сочетаются и труд, и молитва, что составляет неотъемлемую часть преподобного Сергия. Его никогда не тяготили беды и скорби, посещавшие монастырь. Он не спешит решать их быстро, хотя знает, что у него есть для этого возможность. Он уповает на Бога до самого конца, даже когда не видит ясного смысла происходящего. В результате ангелы приносят в монастырь хлеб, а с самой вершины холма бьет вода. Когда он возвращается в монастырь, его старший брат затевает в церкви разногласия по поводу чина. Святитель дистанцируется от этого аргумента. Он буквально уходит, не пытаясь ответить, не прося митрополита или князя заступиться за него и даже не прося Бога восстановить справедливость. Прожив год на реке Киржач и основав другой монастырь, он так же легко возвращается. Так трудно было нарушить его покой, что когда крестьянин, приехавший издалека в монастырь, чтобы взглянуть на прославленного игумена, но отказывающийся узнать Сергия в оборванном старце, копающем огород, святитель только ласково отвечает: Не грусти! Бог сразу же даст вам то, что вы ищете и желаете».
Монашество презирает мир, но не людей в нем. Святитель бежал от людской славы, но был дружелюбен к людям и скор на помощь им. Для него все были равны — безутешный отец, принесший ему своего мертвого сына[2], и великий князь Димитрий, готовившийся к битве с Мамаем. В отношении Куликовской битвы политическая роль преподобного Сергия проявляется очень отчетливо. Его благословение русским войскам на битву придает победе духовный характер. Солдаты становятся не только защитниками земли русской, но и мучениками за веру. Даже монахи берутся за оружие. Преподобный Сергий берет на себя полную ответственность за исход битвы, решительно связывая судьбу Русской Церкви с успехом похода князя. Он молится заступнической молитвой в течение многих часов. Тогда битва выиграна, и князь и митрополит Алексий умоляют святого принять сан епископа, а затем и митрополита. Но святой так же решительно отказывается, обещая, что если они повторят свою просьбу, то он уйдет в лес, где его никто не найдет. Одно дело стоять за правду, другое дело принимать почести.
Нельзя не сказать и о материальном наследстве преподобного Сергия, о творении его рук. В Свято-Троицкой Лавре было выковано кольцо монастырей, окружавших Москву и освещавших дикие, северные леса. История каждого из этих монастырей — это история его основателя, часто ученика святого или ученика одного из его учеников. Через сто лет после кончины святителя мы уже видим поразительное разнообразие видов подвижничества, от преподобного Иосифа Волоколамского и преподобного Пафнутия Боровского до преподобного Нила Сорского и преподобного Кирилла Белозерского. К этому саду приложил руку и преподобный Сергий. Возможность различных духовных путей к одной и той же цели доказывает, что он основал в Лавре не партию и не орден, а братство христиан, главной задачей которых было подчинение не людям и написанным людьми правилам, а Сам Бог. И как братья, они не все похожи друг на друга, но все каким-то неуловимым образом напоминают нам своего отца. Преподобный Сергий определил общий тип русской святости на 400 лет вперед, а когда времена совершенно изменились, его достойным преемником стал преподобный Серафим Саровский.
В заключение и в попытке определить место преподобного Сергия в истории русской культуры и просвещения хочется еще раз напомнить читателю, что мы имеем дело не с ученым, а с мудрецом. Значит, он больше пример, чем авторитет — пример не только для подражания, но и как мерил. Учив всю свою жизнь умеренности во всем духовном и земном, святой сам стал мерилом нашей культуры. Его жизнь позволяет нам проверить сегодняшнюю науку, искусство и школы на их небесных образцах. Результаты нашего измерения, возможно, не будут утешительными, но отчаиваться не стоит. Ведь — если бы каждому народу была дарована такая мера.
[1]ул. Андрей Рублев написал знаменитую икону Святой Троицы.
[2] Кого преподобный Сергий воскресил.
Перевод Православия
Раз уж вы здесь…
…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей. Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно. В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки.
Ваш комментарий будет первым