Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Развитие гимнастики в россии: История массовой гимнастики в России и СССР – Европейский Гимнастический Центр

Содержание

3. Развитие гимнастики в России

Самобытная система физического воспитания, издревле сложившаяся в России, содержала множество различных упражнений гимнастического характера. Идеи всестороннего, в том числе и физического, воспитания, оказавшие большое влияние на общественное мнение, содержались во взглядах полководца А.В. Суворова (1799-1880), педагога К.Д. Ушинского (1824-1876). Собственно гимнастика, как средство физического воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу Екатерины II была включена в программу обучения в сухомлинском кадетском корпусе.

В 30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг. и всей русской армии, в программы средних учебных заведений. В 1855 г. в Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где офицеры, а за плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. Военным ведомством организуется ряд курсов («кадров»), готовивших преподавателей гимнастики для армии, которым предоставлялось право преподавать ее и в учебных заведениях: гимназиях и реальных училищах.

Также в 1875 г. Военное ведомство посылает ученого-анатома, врача и педагога профессора П.Ф. Лесгафта, известного своими работами в области физического воспитания, в страны Западной Европы для изучения опыта преподавания гимнастики. Результатом командировки стала разработка и обоснование отечественной научной системы гимнастики, внедрение ее в практику физического воспитания. И в 1896 г. Лесгафт открыл в Санкт-Петербурге двухгодичные курсы руководительниц гимнастики, на базе которых в 1918 г. был создан институт физической культуры, носящий его имя.

Педагогическая гимнастика П.Ф. Лесгафта (1837-1909). В труде «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европе» он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему.

Ее особенности:

1. Целью физического образования является всестороннее гармоническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков и результатов.

2. Подбор средств должен соответствовать педагогическим задачам, анатомическому строению человека, его физиологическим функциям.

3. Строго учитывать возрастные, половые и другие индивидуальные особенности занимающихся.

4. При любых условиях необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности.

5. Упражнения должны быть естественные.

6. Физическое образование должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Основным методом обучения П.Ф. Лесгафт считал объяснение, а не показ.

7. В своей системе физического образования П.Ф. Лесгафт выделил следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений:

1 ступень – изучаются простые упражнения, ребенок учится сравнивать их;

2 ступень – выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением;

3 ступень – применяются упражнения, вызывающие необходимость соизмерять движения и действия во времени и пространстве;

4 ступень – применять изученные приемы и действия в процессе игр, экскурсий, трудовой деятельности.

В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской гимнастике. Первые кружки появились в 1887 году в Тифлисе, в 1903 в Петербурге и Баку. К концу XIX — началу XX вв. гимнастические общества создаются во многих городах России. Их участники — «соколы» — в 1907 и в 1912 гг. участвуют в сокольских слетах в Праге, на которых проводились соревнования по гимнастике.

В 1891 г. образуется международная федерация гимнастики, для организаций международных соревнований по всем видам спорта образован Международный Олимпийский комитет (МОК) в 1894 году. Первый международный турнир был проведен в 1903 в Антверпене. В 1912 г. гимнастика включена в программу Олимпийских игр.

В 1912 г. гимнастика включена в программу Олимпийских игр. Команда гимнастов России — Ф. Забелин, Ф. Яснов, С. Куликов, А. Ахун и П. Кушников — участвовала в этих, 5-х по счёту Олимпийских играх в Стокгольме (Швеция), но высоких результатов не показала.

Подытоживая сказанное, можно выделить три периода дореволюционного развития гимнастики в России.

Первый — до 1863 – военно-прикладная гимнастика

Второй — 1863-1907 – образование и развитие спортивных кружков

Третий — 1907-1914 – становление спортивной гимнастики.

Развитие гимнастики в России после 1917 года. После революции 1917 года была создана Красная Армия. В программу допризывной военно-физической подготовки входила гимнастика (из 576 часов 480).

В 1927 г. на 3-й Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике. В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная, акробатика.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике — системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке — лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье — опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения — и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид — шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

История развития художественной гимнастики в России — СШОР № 16 по художественной гимнастике

  • Главная /
  • История /

Современная программа Олимпийских игр насчитывает более 50 видов спорта. Но только один из них — художественная гимнастика — подарена миру Россией, Академией физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Это наш подарок олимпийскому движению. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы почти пятидесяти государств, мы можем гордиться — они дети российской идеи. Мы гордимся, что художественная гимнастика стала любимицей девушек многих десятков стран, превратилась в алмаз первой величины в олимпийской короне современности.

Художественная гимнастика это не только ловкость, сила и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она требует от спортсменок чувства ритма и музыкальности, вырабатывает тонкую координацию и выразительность движений.

Это гармоничное сочетание искусства и спорта. Она делает окружающий мир мягче, теплей, ласковей. Она необходима людям как символ красоты.

Упражнения с предметами составляют основное содержание соревновательных программ по художественной гимнастике. Применяемые в художественной гимнастике предметы отличаются по форме структуре и размерам:

Скакалка — это пеньковая веревка удобной для гимнастки длины с поперечным диаметром 0,5–1,0 см с узелками на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть видимым.

Обруч — это предмет в форме круга, внутренним диаметром 80–90 см, толщиной (поперечным диаметром) 0,8–1,5 см, весом минимум 300 грамм, сделанный из пластмассы. Цвет по выбору.
Мяч — это резиновый шар, диаметром 18–20 см, весом минимум 400 грамм. Цвет по выбору.
Лента — это конструкция из палочки-трости длиной 50–60 см, диаметром 1 см, подвижного крепления — карабинчика и полоски ткани длиной 6 м + подгиб 1 м и шириной 4–6 см, весом минимум 35 грамм (без палочки). Цвет по выбору.
Булавы — это два предмета, состоящие из бочкообразного тела, сужающейся шейки и шарообразной головки. Диаметр головки до 3 см, длина булавы 40–50 см, вес каждой булавы минимум 150 грамм. Цвет по выбору.

Родилась художественная гимнастика в 1934 году, когда при Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения и основной предмет подготовки студентов был назван художественной гимнастикой.

Первыми преподавателями художественной гимнастики были Р. А. Варшавская, Е. Н. Горлова, З. Д. Вербова, А. М. Семенова-Найпак.

Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике с высшим образованием состоялся в Ленинграде в 1938 году. Ю. Шишкарева, А. Ларионова, Т. Варакина, А., Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова, С. Нечаева стали через некоторое время гордостью отечественной школы. Кафедра гимнастики института им. Лесгафта стала всероссийской кузницей кадров по художественной гимнастике. Ее выпускники оказались создателями многих региональных школ, так в городе Горьком -Т. К. Тимошенко и Л. В. Гончаренко.

Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде. В них участвовали студентки института и представители спортивных обществ.

Первая разрядная классификация и нормативы по художественной гимнастике были разработаны в 1941 году преподавателями и выпускниками Института физической культуры Р. А. Варшавской, А. Ларионовой, Ю. Шишкаревой, Т. Варакиной, Л. Кудряшовой, Т. Марковой.

Первой победительницей официального турнира по художественной гимнастике по высшему в то время I разряду стал старший преподаватель Института физической культуры имени П.  Ф. Лесгафта Ю. Шишкарева.

В декабре 1945 года решением Всесоюзной конференции по гимнастике в Москве художественная гимнастика была признана единой для всей страны, что было подтверждено приказом № 595 Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта от 22 октября 1946 года.

В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования– I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллине.

Первый чемпионат Нижегородской области по художественной гимнастике прошел в 1949 году.

Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала выпускница Института имени П. Ф. Лесгафта Ариадна Башнина. Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии.

Первой официальной абсолютной чемпионкой СССР в декабре 1949 года в Киеве стала Любовь Денисова.

Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Но среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования I чемпионатом мира, а его победительницу — Людмилу Савенкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

С 1963 по 1991 год чемпионаты мира по художественной гимнастике проводились раз в два года по нечетным годам. А по четным годам, с 1978 по 1992 год, проводились чемпионаты Европы. Первой чемпионкой Европы стала омская гимнастка Галима Шугурова. С 1992 года чемпионаты мира и Европы стали проводиться ежегодно.

В 1967 году в мировой художественной гимнастике появились соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене.

В 1980 году на Конгрессе МОК, после завершения ХХII Олимпийских игр в Москве, было принято решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр .Соревнования проводятся только в двух видах — индивидуальное многоборье — Олимпиада 1984 года, групповое многоборье -начиная с Олимпиады 1996 года.

Индивидуальное многоборье*

ГодОлимпиада Золото Серебро Бронза
1984 XXIII летние Олимпийские игры Лори Фанг, Канада Дойна Стайкулеску, Румыния Регина Вебер, ФРГ
1988 XXIV летние Олимпийские игры Марина Лобач, СССР Адриана Дунавска, Болгария Александра Тимошенко, СССР
1992 XXV летние Олимпийские игры Александра Тимошенко, Объединённая команда Каролина Паскуаль Грация, Испания Оксана Скалдина, Объединённая команда
1996 XXVI летние Олимпийские игры Екатерина Серебрянская, Украина Яна Батыршина, Россия Елена Витриченко, Украина
2000 XXVII летние Олимпийские игры Юлия Барсукова, Россия Юлия Раскина, Белоруссия Алина Кабаева, Россия
2004 XXVIII летние Олимпийские игры Алина Кабаева, Россия Ирина Чащина, Россия Анна Бессонова, Украина
2008 XXIX летние Олимпийские игры Евгения Канаева, Россия Инна Жукова, Белоруссия Анна Бессонова, Украина
2012 XXX летние Олимпийские игры Евгения Канаева, Россия Дарья Дмитриева, Россия Любовь Черкашина, Белоруссия

Групповое многоборье*

Олимпиада Золото Серебро Бронза
1996 Атланта Испания

Марта Бальдо
Нурия Кабанильяс
Эстела Хименес
Лорена Гурендес
Таня Ламарка
Эстибалис Мартинес

Болгария

Ина Делчева
Валентина Кевлиян
Мария Колева
Мая Табакова
Ивелина Талева
Вяра Ваташка

Россия

Евгения Бочкарёва
Ольга Штыренко
Ирина Дзюба
Ангелина Юшкова
Юлия Иванова
Елена Кривошей

2000 Сидней Россия

Ирина Белова
Елена Шаламова
Мария Нетёсова
Наталья Лаврова
Вера Шиманская
Ирина Зильбер

Белоруссия

Татьяна Ананко
Татьяна Белан
Анна Глазкова
Ирина Ильенкова
Мария Лазук
Ольга Пузевич

Греция

Айрини Аиндили
Эвангелина Христодоулу
Мария Георгату
Захарула Карями
Чариклейя Пантази
Анна Поллату

2004 Афины Россия

Олеся Белугина
Ольга Глацких
Татьяна Курбакова
Наталья Лаврова
Елена Посевина
Елена Мурзина

Италия

Элиза Бланки
Фабриция Д»Оттавио
Маринелла Фалька
Даниела Массерони
Элиза Сантони
Лаура Верницци

Болгария

Жанет Илиева
Элеонора Кежова
Зорница Маринова
Кристина Рангелова
Галина Танчева
Владислава Танчева

2008 Пекин Россия

Елена Посевина
Татьяна Горбунова
Анна Гавриленко
Дарья Шкурихина
Наталья Зуева
Маргарита Алийчук

КНР

Суй Цзяньшуан
Цай Тунтун
Чоу Тао
Чжан Шо
Сунь Дань
Лу Юаньян

Белоруссия

Олеся Бабушкина
Анастасия Иванькова
Ксения Санкович
Зинаида Лунина
Глафира Мартинович
Алина Тумилович

2012 Лондон Россия

Ксения Дудкина
Анастасия Близнюк
Алина Макаренко
Анастасия Назаренко
Каролина Севастьянова
Ульяна Донскова

Белоруссия

Марина Гончарова
Анастасия Иванькова
Наталия Лещик
Александра Наркевич
Ксения Санкович
Алина Тумилович

Италия

Элиза Бланки
Ромина Лаурито
Марта Паньини
Элиза Сантони
Анжелика Савраюк
Андреа Стефанеску

* Материал взят со страницы в «Википедии»

Города Олимпии

Афины 1896
Париж 1900
Сент-Луис 1904
Лондон 1908
Стокгольм 1912
Антверпен 1920
Париж 1924
Амстердам 1928
Лос-Анджелес 1932
Берлин 1936
Лондон 1948
Хельсинки 1952
Мельбурн 1956
Рим 1960
Токио 1964
Мехико 1968
Мюнхен 1972
Монреаль 1976
Москва 1980
Лос-Анджелес 1984
Сеул 1988
Барселона 1992
Атланта 1996
Сидней 2000
Афины 2004
Пекин 2008
Лондон 2012

История гимнастики.

История, возникновения, развития спортивной гимнастики в России и мире кратко

Главная

Статьи

Разное

Спорт

История гимнастики

спорт, активный отдых

В глубокой древности, в двигательной деятельности людей находятся истоки гимнастики как средства физического воспитания, не выделенного отдельно от труда, охоты, военной деятельности. Дети подражали родителям, взрослые выполняли упражнения прикладного характера: бег, прыжки, лазанье, метания предметов и т.д.

Гимнастика как средство физического развития, укрепления здоровья, военно-прикладной подготовки и лечения была известна еще в глубокой древности. Термин гимнастика появился примерно в V в. до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей. Древние греки считали, что гимнастика придает телу гибкость, силу, ловкость, стройность, развивает чувство красоты, храбрости, благородства. Другое значение слова «гимнастика» связывается с греческим словом «гимназо» — упражняю, тренирую. Древние греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и в военной подготовке воинов, а также в системе подготовки атлетов-олимпийцев.



В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IХ до н.э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Главной направленностью физического воспитания мужчин и женщин – военная подготовка. В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени хорошо развито ремесленное производство, торговля, мореходство, наука, искусство, возникла и практически воплотилась идея воспитания гармонически развитой личности.

 

До 7 лет дети воспитывались родителями, затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» — покровительница науки, искусства), а с 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре («палес» — борьба). Из гимнастики широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазанье и равновесии, игры, преодоление препятствий. Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение и чуткость. Музыкальное сопровождение занятий позволяло уменьшить их огрубляющее влияние.

Древний Рим вел захватнические войны и жил за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, безжалостная к другим народам армия. В неё вступали юноши 16-17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. В качестве упражнений применяли бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазанье по канату, шесту, скалам, упражнения на деревянном коне, лестницах и специальных бревнах для обучения штурмовым приемам. В гладиаторских школах гимнастику использовали для развития ловкости, силы и выносливости гладиаторов.

В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием – Ушу. Каждое из них имела свое наименование.

Первая – солин, или «внешняя» носила ярко выраженную военную направленность. В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением основных групп мышц. Отдельные упражнения объединялись в комплексы.

Вторая форма – тай-дзи – сохранилась до наших дней. Она носит явно выраженный гигиенический характер. В ней хорошо разработана дозировка упражнений по числу повторений и тем более по темпу и времени, отводимому на выполнение каждого упражнения. Движения рекомендуется выполнять с некоторым расслаблением мышц, и воздействие осуществляется, преимущественно на внутренние органы. Занятия сочетаются с гигиеническими процедурами.

Гимнастика тай-дзи используется как религиозно-мистическая практика достижения бессмертия. Это учение направлено на развитие тела и духа, на подготовку человека к активным действиям в стрессовых ситуациях.

В древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учением – йога. Согласно этому учению, человек может познать сущность вещей и самого себя, если пройдет длинный путь – с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответственным образом подготовит свой организм к активной двигательной деятельности.

Йога – в переводе с санскрита (древнеиндийский язык) означает «единение, гармония». Это явление индийской культуры является одним из древнейших среди систем разностороннего формирования человека. Философами йога понимается по-разному – от мистического единения индивидуального сознания с космическим разумом до более близкого нашему пониманию единения человека и создавшей его природы.

В древнем Египте гимнастические упражнения служили главным образом для воспитания подрастающего поколения. Особенно популярны были акробатические упражнения. Известно о существовании школ физического воспитания в Персии. Гимнастические, акробатические упражнения, канато-хождение были популярны у народов Закавказья.

Многие достижения гимнастики тех времен достойны применения в современных системах физического воспитания.

Гимнастика в Средневековье

В ранний период Средневековья церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. Уступка была сделана феодалам. Они занимались физическими упражнениями с тем, чтобы воспитать себя как воинов. Основой подготовки была верховая езда, вольтижировка. Боевые приемы изучались на деревянном коне. Для развития силы, выносливости и быстроты применялись гимнастические и акробатические упражнения, поднятие и переноска тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, переползании. Подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.

Гимнастика в эпоху Возрождения.

Возрождение (Х1У-ХУ в.в.) – это период становления и раннего буржуазного общества. Представители передовой части его были гуманисты. Они считали, что гимнастика должна воздействовать умственному и нравственному развитию учащейся молодежи, служить отдыхом от умственных занятий и средством восстановления сил. Лютер Мартин (1483-1546), Иероним Меркулиалис (1530-1606) создал классификацию видов гимнастики. В этот период большой популярностью пользовались акробатические упражнения. Приемник Меркуриалиса Арканджело Туккаро (1538-1616) написал первое руководство по акробатике. Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он выдвинул важнейшие для физического воспитания принципы обучения: воспитывающий характер обучения, связь с жизнью, сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, принцип упражнений (многократное выполнение действий). Джон Локк (1632-1704) предложен спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями и навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма — направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений — начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание — гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) «Об искусстве гимнастики», взгляды на воспитание французского писателя, автора романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

Возникновение национальных систем гимнастики

Развивались идеи гимнастов. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827). Физическое воспитание по убеждению Руссо является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения этих задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Рекомендовал соревновательный метод. Песталоцци предлагал обучение детей сделать доступным и понятным. Упражнения должны выполняться сознательно. Предложил идею прикладной направленности действий. Таким образом, гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного способа производства.

В конце XVIII — начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах — филантропинах — важное место заняла система физического воспитания — гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную «турнен», и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) — Мирославом Тыршем (1832-1884).

Немецкая система гимнастики. Генрих Ульрих Антон Фит (1763-1836) изложил и систематизировал все, что до него было сделано в области физических упражнений. Иоган Христофор Гутс Мутс (1759-1839) написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика для юношества», «Игры для развития и отдыха тела и духа», «Гимнастическое руководство для сынов отечества», Идеи Гутс Мутса легли в основу немецкого Турнена и шведской системы гимнастики.

Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иогана Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778-1852). Система Яна ставила своей целью гармоничное сочетание духовной и телесной сущности человека. Она состояла из 24 групп упражнений. Упражнения выполнялись на коне, козле, брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой, обручем, акробатике, танцах. Зарождался стиль выполнения упражнений, соревновательный характер. Слово «гимнастика» он заменил словом «турнен», что значит изворотливость. Издал учебник «Немецкая гимнастика». Организовывал гимнастические праздники. Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816-1858). Издал четырехтомный труд «Учение о турненском искусстве».

Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пьер Генрих Линг (1776-1839). Добился открытия в Стокгольме института для подготовки преподавателей гимнастики. Линг выделил педагогическую (теперь основную), военную, врачебную и эстетическую гимнастики. Классифицировал упражнения по анатомическому признаку. Большое внимание уделялось точности движений. Урок гимнастики состоял из 16 частей. Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей их выполнения.

Французская система гимнастики. Дон Франциско Аморос (1770-1848) издал «Руководство к воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас с 53 таблицами упражнений. Опирался на идеи Локка и Руссо. Военно-прикладной характер гимнастики.

Сокольская система гимнастики (вторая половина ХIХ до 30-х годов ХХ вв.). Возникла в связи с национально-освободительным движением славянских народов, находившихся в это время под игом Австро-Венгрии. Создателем сокольской гимнастики считается Мирослав Тырш (1832-1884). Он предложил стиль выполнения, комбинационный характер упражнений. Большое разнообразие средств — упражнений с предметами: булавы, гантели, ленты, шарфы. Музыкальное сопровождение, единая спортивная форма, четкая организация занятий содействовали воспитанию у занимающихся дисциплины, организованности, эстетических, эмоционально-волевых и нравственных качеств, развитию координации движений, мышечной силы, быстроты, выносливости.

Непросто установить, когда гимнастика, как система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша — «соколы» — проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

История гимнастики в России

Самобытная система физического воспитания, издревле сложившаяся в России, содержала множество различных упражнений гимнастического характера. Идеи всестороннего, в том числе и физического, воспитания, оказавшие большое влияние на общественное мнение, содержались во взглядах полководца А.В. Суворова (1799-1880), педагога К.Д. Ушинского (1824-1876). Собственно гимнастика, как средство физического воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу Екатерины II была включена в программу обучения в сухомлинском кадетском корпусе.

В 30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг. и всей русской армии, в программы средних учебных заведений. В 1855 г. в Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где офицеры, а за плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. Военным ведомством организуется ряд курсов («кадров»), готовивших преподавателей гимнастики для армии, которым предоставлялось право преподавать ее и в учебных заведениях: гимназиях и реальных училищах.

Также в 1875 г. Военное ведомство посылает ученого-анатома, врача и педагога профессора П.Ф. Лесгафта, известного своими работами в области физического воспитания, в страны Западной Европы для изучения опыта преподавания гимнастики. Результатом командировки стала разработка и обоснование отечественной научной системы гимнастики, внедрение ее в практику физического воспитания. И в 1896 г. Лесгафт открыл в Санкт-Петербурге двухгодичные курсы руководительниц гимнастики, на базе которых в 1918 г. был создан институт физической культуры, носящий его имя.

Педагогическая гимнастика П.Ф. Лесгафта (1837-1909). В труде «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европе» он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему.

 

Ее особенности:

1. Целью физического образования является всестороннее гармоническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков и результатов.

2. Подбор средств должен соответствовать педагогическим задачам, анатомическому строению человека, его физиологическим функциям.

3. Строго учитывать возрастные, половые и другие индивидуальные особенности занимающихся.

4. При любых условиях необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности.

5. Упражнения должны быть естественные.

6. Физическое образование должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Основным методом обучения П.Ф. Лесгафт считал объяснение, а не показ.

7. В своей системе физического образования П.Ф. Лесгафт выделил следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений:

1 ступень – изучаются простые упражнения, ребенок учится сравнивать их;

2 ступень – выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением;

3 ступень – применяются упражнения, вызывающие необходимость соизмерять движения и действия во времени и пространстве;

4 ступень – применять изученные приемы и действия в процессе игр, экскурсий, трудовой деятельности.

В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской гимнастике. Первые кружки появились в 1887 году в Тифлисе, в 1903 в Петербурге и Баку. К концу XIX — началу XX вв. гимнастические общества создаются во многих городах России. Их участники — «соколы» — в 1907 и в 1912 гг. участвуют в сокольских слетах в Праге, на которых проводились соревнования по гимнастике.

В 1891 г. образуется международная федерация гимнастики, для организаций международных соревнований по всем видам спорта образован Международный Олимпийский комитет (МОК) в 1894 году. Первый международный турнир был проведен в 1903 в Антверпене. В 1912 г. гимнастика включена в программу Олимпийских игр.

В 1912 г. гимнастика включена в программу Олимпийских игр. Команда гимнастов России — Ф. Забелин, Ф. Яснов, С. Куликов, А. Ахун и П. Кушников — участвовала в этих, 5-х по счёту Олимпийских играх в Стокгольме (Швеция), но высоких результатов не показала.

Подытоживая сказанное, можно выделить три периода дореволюционного развития гимнастики в России.

Первый — до 1863 – военно-прикладная гимнастика

Второй — 1863-1907 – образование и развитие спортивных кружков

Третий — 1907-1914 – становление спортивной гимнастики.

Развитие гимнастики в России после 1917 года. После революции 1917 года была создана Красная Армия. В программу допризывной военно-физической подготовки входила гимнастика (из 576 часов 480).

В 1927 г. на 3-й Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике. В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная, акробатика.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике — системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке — лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье — опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения — и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид — шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

Назад в раздел

москва история полезные советы интересное здоровье туризм путешествия активный отдых походы кавказ московская область что посмотреть туры отдых достопримечательности крым природа интересные факты владимир и область горы

История развития Гимнастики в России

История развития гимнастики в России

Что такое гимнастика?

Существует два мнения о том, как переводится это слово с греческого языка. В первом варианте оно произошло от «gymnazo» – «тренирую», «упражняю». Вторая версия утверждает, что имя популярному сегодня виду спорта дало слово «gumnos» – «голый». Это объясняется тем, что в Древней Греции, откуда и берет начало история возникновения и развития гимнастики, принято было проводить телесные упражнения в обнаженном виде.

Принято выделять несколько направлений этого вида спорта:

  • Спортивная гимнастика. Она включает в себя акробатику, легкую и тяжелую атлетику, художественную гимнастику .
  • Оздоровительная гимнастика. Она разделяется на общую, развивающую двигательную активность; гигиеническую, направленную на укрепление иммунитета и тонуса организма; атлетическую, повышающую выносливость; ритмическую, содержащую хореографические элементы .
  • Прикладная гимнастика также имеет 4 разновидности. Лечебная – поддержание здоровья больного. Комплекс упражнений назначается лечащим врачом. Военно-прикладная – используется в вооруженных силах. Она помогает солдатам приобрести и закрепить навыки, применяемые во время военных действий. Спортивно-прикладная – применяется для тренировки профессиональных спортсменов. Профессионально-прикладная – включает комплекс упражнений, способных повысить профессиональные навыки сотрудников.

Физкультура в Российской империи

История возникновения гимнастики в России началась в эпоху Петра Великого. Однако следует заметить, что телесные упражнения были не чужды и для жителей Древней Руси. Подтверждением тому являются различные соревнования, устраиваемые во время народных празднеств. Это были кулачные бои, лазания на столб, бег и прыжки. Как и во многих европейских государствах, история возникновения гимнастики в нашей стране берет свое начало в военных структурах. Петр Первый установил для своих потешных полков преодоление полосы препятствий. Он также ввел физическую подготовку в других родах войск. Великий полководец Александр Суворов занимался разработкой методики для физической подготовки солдат. Он стал автором «Полкового учреждения», где и описал свои разработки. Методика эта основывалась на осознанном подходе каждого солдата к ведению боя.

Создание гимнастических обществ

В истории возникновения спортивной гимнастики в России значительную роль сыграло распространение спортивных организаций. Они образовывались по всей стране и охватывали все слои населения. Следует отметить, что данные общества применяли различные гимнастические системы, но наибольшее распространение получила сокольская методика. Первые общества появились в 70-х годах 19 столетия. Официальное их утверждение произошло не сразу. Правительство опасалось, что вместо спортивного направления, деятельность данных кружков будет носить политический характер и сеять смуту среди населения, как произошло во многих других государствах. Первым утвержденным кружком стало «Русское гимнастическое общество», образованное на базе немецкого клуба «Пальма». Эти организации проводили соревнования и готовили первых профессиональных спортсменов.

Массовый вид спорта

С началом введения ГТО гимнастика в СССР становится массовой. Популяризации в особой степени способствовали различные гимнастические выступления. Их проводили во время праздников и фестивалей, на открытиях спартакиад и Игр доброй воли. Кроме популяризации гимнастики эти выступления преследовали и другие цели. Они показывали всему мировому сообществу спортивность нации, патриотизм и сплоченность советских людей. В это же время начинается история возникновения художественной гимнастики в СССР. В 1934 году открылась «Высшая школа художественного движения» при Ленинградском государственном институте физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. Именно там художественная гимнастика впервые появилась обособлено от других направлений этого вида спорта. Обучение в школе проводили лучшие специалисты того времени. Именно они сформировали основные правила и техники этого исключительно женского вида спорта. В 1937 году в истории возникновения гимнастики в нашей стране произошло еще одно важное событие. Спортсмены Советского Союза впервые участвовали в международных соревнованиях. Это произошло в Антверпене на третьей рабочей Олимпиаде.

Спорт и Великая Отечественная война

Несмотря на сложные для страны времена, развитие гимнастики продолжалось. Соревнования по этому виду спорта устраивались в СССР в 1943, 1944 и в 1945 году. Кроме того, физическая подготовка советских солдат сыграла важную роль в победе над фашистскими захватчиками. После Великой Победы, на Красной площади был организован парад физкультурников. Для подготовки к нему были задействованы колоссальные кадровые ресурсы, что в очередной раз стимулировало популяризацию гимнастики в СССР. В послевоенные годы началось восстановление спортивных сооружений. Также возобновилось проведение соревнований. В 1948 году вышло Постановление ЦК о развитии физической культуры в стране. Оно также было направлено на повышение уровня подготовки спортсменов. Это был переломный момент для советской гимнастики. Если прежде этот вид спорта был направлен на оздоровление и поддержание физической культуры населения, то теперь он стал привилегией профессиональных спортсменов. Основной упор был сделан именно в направлении повышения квалификации будущих чемпионов. Таким образом, гимнастика перестала быть спортом, доступным для масс. —

Гимнастические системы

На рубеже 18 и 19 веков устойчиво сформировались 4 гимнастических системы: немецкая, французская, шведская и сокольская. Возникновение таких движений было обусловлено не только просветительской, но и государственной потребностью. Укрепление военных формирований в странах Европы требовало значительных пополнений рядового состава. Однако, чтобы не нанести ущерб экономическому развитию государств, подготовке солдат не уделялось достаточно времени. Поэтому тренировка выносливости, закалка организма, приобретение определенных физических навыков начинались еще в учебных заведениях. Автором первой гимнастической системы считается филантроп И.Г. Гутс-Мутс. Она была разработана в Германии, но успешно адаптировалась и для использования в других государствах. Немецкая методика физического воспитания была дополнена многими другими деятелями. Наибольший вклад в нее внесли И. Г. Фихте, Ф. Л. Ян, К. Ф. Фризен. Офицер испанской армии Ф. Аморос стал создателем французской гимнастики. Примечательно, что, согласно его методике, преподаватель физического воспитания должен был владеть и такими предметами, как психология, анатомия и даже музыка.

Гимнастика в России сегодня

В настоящее время в России возрождается гимнастика в качестве массового вида спорта. А российские спортсмены продолжают завоевывать пьедесталы на международных соревнованиях. Среди них абсолютные чемпионы Олимпийских игр, абсолютные чемпионы мира и рекордсмены. Также следует отметить колоссальную научно-исследовательскую деятельность, посвященную гимнастике. Это играет огромную роль в подготовке спортсменов. Федерация спортивной гимнастики России была образована в 1991 году. Эта организация уполномочена представлять интересы наших спортсменов на мировой арене. Также под контролем Федерации происходит образование региональных гимнастических школ, проведение юниорских соревнований. Так происходит подготовка будущих спортсменов и победителей.

Спортивная гимнастика — история, дисциплины, великие гимнасты России

Краткая история спортивной гимнастики: первые упоминания, первые соревнования

Краткая история спортивной гимнастики может выглядеть простым перечислением знаменитых имён, знакомых любому. Но не стоит забывать, что корни этого вида спорта идут к нам из глубины веков.

Гимнастические упражнения в той или иной форме присутствуют практически во всех древних культурах. К примеру, китайцы и жители Индии за тысячи лет до н.э. практиковали гимнастику в оздоровительных целях. Но когда разговор заходит именно об истории развития спортивной гимнастики, то страной, с которой у вас, скорее всего, сложится первая же ассоциация, будет Греция. И конечно же, это не случайно, ведь именно там:

появился термин «гимнастика», дословно означающий «голый, обнажённый» – именно в таком виде древнегреческие спортсмены тренировались и соревновались друг с другом.

широчайшее распространение получили соответствующие занятия, нацеленные на подготовку подрастающего поколения к спортивным состязаниям и последующей воинской службе;

появились Олимпийские игры, частью которых были дисциплины, входящие в состав современной спортивной гимнастики, краткая история которой просто не может игнорировать столь масштабные состязания.

Правда, в этой же стране гимнастику и запретили спустя почти 300 лет проведения Игр, поскольку, имея языческие корни, восходящие к Олимпийским богам, гимнастика противоречила своим существованием христианству.

Краткая история спортивной гимнастики в XIX веке

В начале 19 века практическая каждое государство, вставшее на путь промышленного роста и развития военного дела, пришло к выводу о необходимости воспитания здоровой в физическом плане молодёжи. И каждая страна нашла свой путь реализации таких планов, сформировав собственную систему обязательных упражнений и общего закаливания организма. Наиболее известными стали немецкая, шведская и французская. К примеру, именно в Германии были разработаны упражнения на брусьях, перекладине и прочих гимнастических снарядах.

Даже краткая история спортивной гимнастики не может обойти своим вниманием ситуацию со спортивной подготовкой в России. Гимнастику нельзя было назвать повсеместным занятием вплоть до конца 19 века – только Пётр I и А.В. Суворов вводили подобную практику в армии.

Первое российское соревнование по этому виду спорта было проведено в 1885 году – в нём участвовали 11 человек. Однако уже в 1889 году гимнастика введена обязательным к изучению предметом в мужских гимназиях, и к началу XX века этот вид спорта получил довольно широкое распространение в кругах интеллигенции, российского дворянства и военных.

Краткая история спортивной гимнастики в XX веке

Говоря даже о краткой истории спортивной гимнастики в 20-м веке, нельзя не упомянуть об Олимпийских играх, вновь возрождённых в 1896 году, и о Чемпионате мира по спортивной гимнастике, проводящемся ежегодно с 1903 года. Популяризация спорта и появление соревнований мирового уровня привели к активному распространению гимнастики как вида спорта. Были утверждены чёткие правила, разрабатывались программы подготовки спортсменов.

Заниматься гимнастикой стало не только полезно для здоровья и физической подготовки, но и престижно.

 

Спортивная гимнастика, краткая история участия спортсменов разного пола, перечень дисциплин

Краткая история спортивной гимнастики обязательно должна упомянуть о различном подходе к спортсменам разного пола. Гимнастика изначально была мужским видом спорта, и лишь спустя несколько десятилетий женщин допустили к участию в мировых и европейских чемпионатах и Олимпийских играх. Различен и список доступных разным полам дисциплин, и требования к исполнению, и т.д.

Программа мужского многоборья – это шесть упражнений:

  • Вольные.
  • Опорный прыжок.
  • Кольца.
  • Конь.
  • Перекладина.
  • Параллельные брусья.

 

 

Женское многоборье содержит меньший список – отсутствуют кольца и перекладина, вместо коня – бревно, а параллельные брусья заменены снарядами разной высоты.

Победители определяются как отдельно по каждому снаряду, так и в абсолютном первенстве. Кроме того, спортсмены своими достижениями формируют достижения своей команды, а следовательно, участвуют в командном зачёте. Свою программу участники соревнований составляют самостоятельно с учётом требований по типу и уровню сложности.

 

Великие гимнасты России и СССР как неотъемлемая часть краткой истории спортивной гимнастики

Никакая, даже самая краткая история спортивной гимнастики не может обойтись без упоминания известнейших имён российских спортсменов, внесших свой весомый вклад в развитие этого вида спорта.

Первое российское соревнование по этому виду спорта было проведено в 1885 году – в нём участвовали 11 человек. Однако уже в 1889 году гимнастика введена обязательным к изучению предметом в мужских гимназиях, и к началу XX века этот вид спорта получил довольно широкое

Александр Дитятин. Советский спортсмен, ставший семикратным чемпионом мира, а также единственным на планете гимнастом, завоевавшим в ходе одной Олимпиады награды сразу во всех категориях (в каждой дисциплине).

Владимир Артёмов. Советский спортсмен, взявший четыре «золота» на Олимпиадах. Многократный победитель соревнований разного уровня.

Виталий Щербо. Завоевал олимпийское «золото» 6 раз, при этом стал единственным мужчиной-спортсменом, получившим высшую награду во всех шести дисциплинах, плюс в личном первенстве и командном зачёте.

Алексей Немов. Российский спортсмен, абсолютный чемпион Олимпиады 2000 года, четыре раза ставший обладателем олимпийского золота, победитель и призёр множества соревнований международного уровня, прославившийся сложнейшими программами.

 

Краткая история спортивной гимнастики была бы неполной без упоминания женщин-гимнасток.

Мария Гороховская. Спортсменка из СССР, завоевавшая в рамках одной Олимпиады сразу 7 медалей (две из них – золотые).

Лариса Латынина. Успешно прошла три Олимпиады, заработав на них 18 медалей, половина из которых – золотые.

Светлана Хоркина. Заслуженный мастер спорта России, двукратная олимпийская чемпионка, неоднократная победительница чемпионатов Европы, мира и России.

Алия Мустафина.  Российская спортсменка, завоевавшая за две Олимпиады 7 медалей, две из которых – золотые.

Краткая история спортивной гимнастики России не остановилась, конечно, после того, как перечисленные имена ушли со спортивной арены. Загораются новые звёздочки, появляются новые имена – Никита Нагорный, трижды завоевавший «золото» на чемпионатах мира, шестикратный чемпион Европы, призёр Олимпиады-2016. Или Ангелина Мельникова, также серебряный призёр Олимпиады-2016, трёхкратная чемпионка Европы и призёр турниров международного уровня.

Надеемся, что изложенная нами краткая история спортивной гимнастики помогла вам лучше понять особенности развития и престиж данного вида спорта как в России, так и в мире.

Развитие гимнастики в России

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

 

Самобытная система физического воспитания, издревле сложившаяся в России, содержала множество различных упражнений гимнастического характера. Идеи всестороннего, в том числе и физического, воспитания, оказавшие большое влияние на общественное мнение, содержались во взглядах полководца А.В. Суворова (1799-1880), педагога К.Д. Ушинского (1824-1876). Собственно гимнастика, как средство физического воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу Екатерины II была включена в программу обучения в сухомлинском кадетском корпусе.

В 30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг. и всей русской армии, в программы средних учебных заведений. В 1855 г. в Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где офицеры, а за плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. Военным ведомством организуется ряд курсов («кадров»), готовивших преподавателей гимнастики для армии, которым предоставлялось право преподавать ее и в учебных заведениях: гимназиях и реальных училищах.

Также в 1875 г. Военное ведомство посылает ученого-анатома, врача и педагога профессора П.Ф. Лесгафта, известного своими работами в области физического воспитания, в страны Западной Европы для изучения опыта преподавания гимнастики. Результатом командировки стала разработка и обоснование отечественной научной системы гимнастики, внедрение ее в практику физического воспитания. И в 1896 г. Лесгафт открыл в Санкт-Петербурге двухгодичные курсы руководительниц гимнастики, на базе которых в 1918 г. был создан институт физической культуры, носящий его имя.

Педагогическая гимнастика П.Ф. Лесгафта (1837-1909). В труде «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европе» он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему.

Ее особенности:

1. Целью физического образования является всестороннее гармоническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков и результатов.

2. Подбор средств должен соответствовать педагогическим задачам, анатомическому строению человека, его физиологическим функциям.

3. Строго учитывать возрастные, половые и другие индивидуальные особенности занимающихся.

4. При любых условиях необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности.

5. Упражнения должны быть естественные.

6. Физическое образование должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Основным методом обучения П.Ф. Лесгафт считал объяснение, а не показ.

7. В своей системе физического образования П. Ф. Лесгафт выделил следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений:

1 ступень – изучаются простые упражнения, ребенок учится сравнивать их;

2 ступень – выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением;

3 ступень – применяются упражнения, вызывающие необходимость соизмерять движения и действия во времени и пространстве;

4 ступень – применять изученные приемы и действия в процессе игр, экскурсий, трудовой деятельности.

В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской гимнастике. Первые кружки появились в 1887 году в Тифлисе, в 1903 в Петербурге и Баку. К концу XIX — началу XX вв. гимнастические общества создаются во многих городах России. Их участники — «соколы» — в 1907 и в 1912 гг. участвуют в сокольских слетах в Праге, на которых проводились соревнования по гимнастике.

В 1891 г. образуется международная федерация гимнастики. Для организаций международных соревнований по всем видам спорта образован Международный Олимпийский комитет (МОК) в 1894 году. Первый международный турнир был проведен в 1903 в Антверпене.

В 1912 г. гимнастика включена в программу Олимпийских игр. Команда гимнастов России — Ф. Забелин, Ф. Яснов, С. Куликов, А. Ахун и П. Кушников — участвовала в этих, 5-х по счёту Олимпийских играх в Стокгольме (Швеция), но высоких результатов не показала.

Подытоживая сказанное, можно выделить три периода дореволюционного развития гимнастики в России.

Первый — до 1863 – военно-прикладная гимнастика

Второй — 1863-1907 – образование и развитие спортивных кружков

Третий — 1907-1914 – становление спортивной гимнастики.

Развитие гимнастики в России после 1917 года. После революции 1917 года была создана Красная Армия. В программу допризывной военно-физической подготовки входила гимнастика (из 576 часов 480). В 1927 г. на 3-й Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике.

В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная, акробатика.


С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике — системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке — лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье — опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения — и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид — шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

 

Виды гимнастики

Выделяют спортивные виды, образовательно-развивающие, оздоровительные.

 

Спортивные виды гимнастики.

К ним относятся спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная аэробика.

Спортивная гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo — упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя упражнения на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. У женщин это 4 вида – разновысокие брусья, бревно, вольные упражнения и опорный прыжок, у мужчин 6 видов – перекладина, брусья, опорный прыжок, вольные упражнения, конь-махи и кольца. Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит Федерация спортив­ной гимнастики России.

Художественная гимнастика — это сугубо женский вид спорта. Основными средствами её являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Они служат прекрасным средством физического воспитания девочек, девушек и женщин. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В старших классах проводятся самостоятельные занятия художественной гимнастикой. Развитием художественной гимнастики в стране руководит Федерация художественной гимнастики России. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии «Темас» Александры Семеновой-Найпак (1927 г.) и многих других. Они сотворили чудо, разработали основы нового вида спорта для женщин — «художественной гимнастики», ныне имеющей своих поклонниц уже почти в 60 странах мира.

В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Начиная с 1948 года, ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне.

Современные состязания «художниц» — это в первую очередь состязания «многоборок». Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Классическое многоборье (4 упражнения) — главная олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). А вот групповые упражнения, впервые появившиеся на чемпионате мира 1967 г. входят в олимпийскую программу с 1996 года.

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения. К акробатическим относят и упражнения на батуте. Широкий диапазон сложности акробатических упражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, полу, и физической подготовленности.

Для занятий акробатикой не требуется сложное оборудование, достаточно акробатической дорожки, гимнастических матов. Заниматься ею можно не только в спортивном зале, но и на спортивной площадке. Развитием акробатики в стране руководит Федерация акробатики России. Она организует и проводит соревнования, включая первенства России.

Спортивная аэробика — это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнёрами.

Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестёрки в любом составе. Основу хореографии в этих упражнениях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения. В 1995 году Международным олимпийским комитетом (МОК) аэробика была признана официальной дисциплиной и вошла в Международную федерацию гимнастики (FIG). У нас в стране руководят развитием и проводят соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России при поддержке Федерации спортивной гимнастики России в соответствии с правилами Международной федерации аэробики.

 

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Читайте также:




Как русские готовятся к гимнастике? Давайте взглянем на русский спортивный стиль

Российские гимнастки считаются одними из лучших в мире. Они участвуют в Олимпийских играх с 1996 года и всегда привозят домой медали. На чемпионате мира, Европейских играх и чемпионатах мира среди юниоров им удалось завоевать золотые медали. Если вы видели их выступления, вы должны знать, почему они выиграли. Для российских гимнасток совершенство – не вариант; это обязательно. Это вызвало много вопросов у любителей гимнастики, особенно о том, как тренировались эти гимнастки. Может быть, и правда, что без боли нет выигрыша, а пот означает, что из тела уходит слабость. Давайте теперь посмотрим, как эти молодые спортсмены тренировались, чтобы добиться успеха.

Художественный Федерация гимнастики России

Это руководящий орган спортивной гимнастики в России, который также член Европейского гимнастического союза и Международного Федерация гимнастики. До 1949 года разработка и совершенствование гимнастикой в ​​СССР руководил отдел гимнастики Комитета по Физкультура и спорт Совета Министров СССР. Большинство вероятный год создания ведущей организации гимнастов – Секция гимнастики — было 1930, когда Всесоюзный совет по физической культуре и спорта (ВСФК) была образована при Совете Народных Комиссаров СССР. После вступления Секции гимнастики СССР в Международную Федерация гимнастики (ФИГ) в 1949 году стала называться Всесоюзной гимнастикой. Федерация. В 1991 году, после распада СССР, название федерации было изменено на Федерацию гимнастики России.

Знаменитые российские гимнасты

Россия участвует во всех Олимпийских играх с 1996. Из 24 гимнасток, направленных представлять страну, завоевано 19 медалей. Сборная России по гимнастике считается одной из самых сложных команд на Олимпийских играх. Вот некоторые из российских гимнасток, о которых вы могли слышать:

1. Евгения Канаева ; Российская художественная гимнастка, единственная в истории, выигравшая две золотые олимпийские медали в многоборье на летних Олимпийских играх 2008 и 2012 годов. Она известна своими элегантными номерами и высоким уровнем технической сложности и была удостоена Международной премии Fair Play в номинации «Спорт и жизнь».

2. Виктория Комова ; чемпион юношеских Олимпийских игр 2010 года в многоборье, чемпион мира 2011 года в упражнениях на брусьях и серебряный призер многоборья, а также серебряный призер Олимпийских игр 2012 года в многоборье.

3. Ксения Дудкина ; чемпион Олимпийских игр 2012 года в групповом многоборье, золотой призер Европы 2012 года в групповом многоборье и чемпион юношеских Олимпийских игр 2010 года в групповом многоборье.

4. Александр Баландин ; хорошо известен своей работой на неподвижных кольцах, также участвовал в Олимпийских играх.

5. Алия Мустафина ; считается одной из величайших гимнасток всех времен. Она была самой титулованной гимнасткой на летних Олимпийских играх 2012 года с четырьмя медалями, включая одну золотую, одну серебряную и две бронзовые.

Сборы России по гимнастике

Итак, что же Настоящий рецепт, благодаря которому русские гимнастки так хороши в том, что они делают? Eсть лагерь под названием Озеро Круглое (Озеро Круглое), в 20 верстах от Москвы. Это занимает 96 000 квадратных метров земли, окруженной лесным парком, и обслуживает в качестве тренировочной базы сборных команд по плаванию, фехтованию и спортивной гимнастике. лагерь существует уже несколько десятилетий с 1953 и модернизированный в 1980 году как подготовка к Олимпийским играм. Озеро Круглое как академия, работает круглый год, а не только возле мероприятия. Спортсмены готовятся не только для международных мероприятий, но и для учебы (в классах и библиотека), отдых, восстановление, питание и комфортное проживание. Они есть также заботится команда профессионалов, включая тренеров, врачей и массажисты.

В лагере тренируются две гимнастические команды; национальные и предэлитные. Гимнастки, входящие в состав команд, тренируются для достижения успеха как физически, так и умственно. Бывший глава сборной сказал, что обычно требовалось десять лет, чтобы вырастить чемпиона по гимнастике при шестичасовых тренировках каждый день. Эти гимнастки начинают заниматься в очень юном возрасте, поэтому почти наверняка все они живут и дышат гимнастикой. Массаж – одна из обязательных частей программы тренировок на Озеро Круглое. Все гимнасты закончат свой день на массажном столе, чтобы убедиться, что их тела в форме и подходят для тренировок на следующий день. Для всех спортсменов их тело является самым ценным достоянием, о котором нужно заботиться любой ценой.

Для некоторых молодым девушкам в России попасть в сборную – это как мечта сбывается. А для тех, кто уже на тренировке, выиграть соревнование для них способ выразить благодарность лагерю и своим тренерам за все первоклассные условия и лучшее обучение, которое они получили в годы. Вот почему русские гимнасты очень решительны; победа уходит корнями глубоко в их духе.

Бесспорно, тренировки, которые приходится проходить российским гимнасткам, очень жесткие, дисциплинированные и не для слабонервных. Гимнастика — это не только традиция страны, но и гордость, которую необходимо поддерживать и передавать из поколения в поколение. Государство много вкладывает в воспитание этих выдающихся гимнасток, поэтому гимнастика всегда была тем видом спорта, к которому в России нужно относиться серьезно. Спортсмены начинают в очень молодом возрасте и формируют тело и разум в лагере, чтобы достичь чемпионского менталитета и телосложения. Теперь, когда вы знаете, как русские готовятся к гимнастике, на вашем горизонте должно появиться новое представление о спортивном стиле страны.

Как вербуют молодежь для будущего

Реклама

Продолжить чтение основной истории

Робин Херман Специально для The New York Times

0

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *