Река Караидель (Уфимка)
Река Караидель (Уфимка)Караидель. Август 2012 года.
Детский байдарочный поход.
Нашей реке повезло, у неё целых три названия. По-башкирски она называется Караидель, что значит «чёрная река». На карте она подписана, как р. Уфа. Местные жители обычно называют её Уфимкой. Мы прошли маршрут по участку реки, протекающему через уфимское плато по территории Свердловской области и Башкортостана от села Усть-Маш до райцентра Караидель (140 км, 8 ходовых дней).
7 августа.
Сегодня на рассвете нас разбудили кабаны, с плеском и хрюком переходившие реку неподалёку от лагеря. Их было несколько десятков пятачков – очень большое стадо.
А вчера у нас была заброска от станции Красноуфимск и стапель. Вообще поход начался с потерь и находок. В поезде проводница потеряла корешок одного из наших билетов.
Зато машины для заброски нашей команды на реку нашлись легко и быстро. У вокзала ждала пассажиров маршрутка. Позвонили её хозяйке и заказали вторую машину. Через полчаса уже с ветерком катили на двух Газелях в Усть-Маш.
Пляж в Усть-Маше удобен для стапеля, но не удобен для ночёвки. По нему всё время ходят то купальщики, то рыбаки. Поэтому мы отстапелились и спустились километр-полтора вниз по реке, где и встали на большом острове.
Вода в этом году очень низкая. На острове обнажились галечные пляжи. Воды в левой протоке совсем мало, ходим через неё вброд за дровами.
Всё бы хорошо, но и тут без потерь не обошлось. Дуги от надиной палатки куда-то запропастились.
Решили, что забыли их на стапеле. Делать нечего – надо возвращаться. Дошёл до верхней стрелки острова и перешёл вброд на правый берег. Взобрался на склон. Там хороший луг с невысокой травой, весь истоптанный кабанами. Иду напрямик через луг в сторону деревни, снова спускаюсь к реке немного ниже нужного места. Здесь глубже, сначала иду вброд, потом переплываю на левый берег. Выбрался на прибрежную тропу и дошёл по ней до пляжа. Рыбаки интересуются, откуда я взялся. Они наш пакет с дугами не видели, но я быстро нахожу его в траве.Обратно иду левым берегом. Тропа плохая, но зато доходит почти до острова. Перехожу протоку вброд прямо к стрелке. Небольшое приключение особенно приятно, когда заканчивается к ужину.
Утром начался наш первый настоящий ходовой день. Он обошёлся без приключений. Река шириной метров 50, изгибается змейкой между высоких берегов, заросших пихтовым лесом. На поворотах и особенно у островов, на реке приятные быстринки с глубинами, достаточными для прохода байдарки.
В начале дня часто попадались галечные пляжи, но потом берега стали неудобными для стоянки. Перекус был на крутом правом берегу. Карабкались на склон по крупным камням. Где-то был слышен шум быстротекущей воды. но мы не дотянули до устья ручья метров 100.
Встали в половине шестого на первом же попавшемся галечнике правого берега. Тем более что намеченное расстояние мы прошли. В день у нас выходило в среднем по 15 километров, что занимало часа 4 ходового времени. Днём мы обычно останавливались на перекус и пару раз на купание.
8 августа.
Сегодня я дежурю. Проснулся на рассвете. На реке лежит туман. Вышло солнце, мы позавтракали и тоже выходим.
Огибаем последний крутой поворот вчерашней змейки. Дальше река течёт прямо, галечников почти не видно. Место для перекуса нашли с большим трудом. Прошли деревню Сергая. В местном магазине купили свежий хлеб и мороженое, а также всякие забытые дома вещи: расчёски, зубные щётки и даже калоши для Кирилла. На одной их остановок Наташа нашла в реке колонии мшанок – простейших животных родственных кораллам.
Вода в реке очень прозрачная. Невозможно оторваться от созерцания пробегающего под килем дна, то каменистого, то заросшего водорослями.
Сегодня идём дольше, чем вчера и наконец находим отличную стоянку на левом берегу у урочища Лесное. В середине 20 века здесь был лесопункт, а теперь осталась только большая поляна на берегу. Встаём в самом начале поляны. Напротив на реке большой остров.
9 августа. Днёвка.
Мы стоим на замечательной сухой поляне, протянувшейся вдоль реки на целый километр. Она полого поднимается от реки к живописным лесным опушкам. До 1950-х годов здесь был посёлок лесопункта. От него теперь ничего не осталось кроме нескольких могил.
Наша стоянка в верхнем по течению реки конце поляны, но на поляне есть и другие хорошие стоянки. Напротив большой остров, а на нижнем конце поляны есть карстовый источник.
Как только я объявил о днёвке – дети начали мастерить себе костюмы для Дня Нептуна. Аня методично мажет Сашу углём – гримирует под чёрта. Его родители отвлеклись, а я с удовольствием фотографирую этот замечательный процесс. Я нарядился Нептуном и взял весло вместо трезубца. Веслом очень удобно брызгаться! Мы повеселились от души. Потом Надя и Иосиф устроили для детей игру в пещеру русалок. К обеду сварили компот, а после народ играл в карты. Слава запускал воздушного змея. Рыбаки и ботаники всласть побродили по окрестностям. Жара, весь день не вылезаем из воды.
Сегодня с ужина заступают на своё первое дежурство наши пионЭры: Надя и Иосиф.
10 августа.
Жарища на днёвке немного утомила. Поэтому утром радостно собираем вещи. Оказалось, что оба баллона моей «Щуки» сдулись. Подклеиваю крепление сосков, но получается не очень хорошо. Под нормальным давлением начинают снова травить. Приходится ловить тонкую грань допустимого. Баллоны отслужили 4 больших похода и их пора менять. Стартуем и идём мимо острова правой протокой, она значительно полноводнее левой. В ней приятные длинные и чистые быстротоки.
Останавливаемся на нижнем конце поляны. Там на левом берегу смотрим интересный карстовый источник. Из-под склона горы на дне небольшого пруда выбиваются мощные струи воды. Пруд держит плотина из камней и брёвен. Прямо в пруду живут бобры. Вчера в сумерках мы приходили сюда пешком на разведку, а в это время наглые звери сидели на берегу и что-то грызли, несмотря на присутствие людей. Сегодня бобров не видно, но при солнечном свете хорошо заметен родник на дне.
Некоторые, особенно отчаянные, ныряют в ледяную воду и мгновенно выскакивают обратно.Отчаливаем, но вскоре останавливаемся искупаться на узкой нижней стрелке следующего острова. Дальше на правом берегу заметная старица. От неё кончается Свердловская область и начинается Башкирия. Прямо на границе нас встречает стадо башкирских коров. По правому берегу начинается сплошное пастбище. Скота в Башкирии заметно больше, чем на Свердловщине. Погода за границей тоже резко меняется: небо затягивают тучи, а на следующее утро дело доходит до грозы. Только через несколько дней мы снова увидим солнце.
Устраиваем перекус на правом берегу. Место покатое, не очень удобное, но для перекуса сойдёт. Для костра есть ветвистая сухостоина. Видели маленького ужика. А вообще нам каждый день попадаются животные: кабаны, змеи, бобры, утки, орлы… Этот поход на звериков очень урожайный.
Сегодня мы планируем дойти только до устья реки Ай, где описания обещают хорошую рыбалку. Вскоре по правому берегу начинается крутой высокий склон с пихтами и соснами, а по левому большое пастбище. К нашей радости на Айской стрелке правый берег образует большой галечный пляж. Встаём прямо на нём. Течение у стоянки сильное. Глубина не большая, можно перейти вброд. Ай – большая река, примерно в треть Караидели. В устье Ая перекат по всей ширине и небольшой галечный островок. Но воды достаточно для прохода байдарки. Потом мы встретили туристов на надувных лодках, которые прошли р. Ай. Они говорили, что воды было достаточно, но было трудно найти стоянки.
Рыбаки сразу отправляются на промысел. Слава запускает змея на сильном ровном ветре, дующем с запада. Антон со спиннингом поймал трёх рыбок размером с ладонь, зато Надя наловила на удочку много мелочи, пригодной для жарки. Ещё несколько краснопёрок нам отдал проходивший мимо рыбак. Наташа всё это долго потрошила в специально устроенной протоке, но потом ей это надоело, и самую мелочь мы пожарили целиком и с удовольствием съели.
Мы прошли около трети маршрута.
11 августа.
Просыпаемся от дождя, стучащего по палатке, потом прошла гроза, но к завтраку дождь кончился. Весь день было пасмурно. Иногда накрапывал небольшой дождик.
Характер реки изменился: ширина увеличилась метров до 70, плёсы иногда сменяются перекатами с косыми галечными косами. Приходится внимательно следить за направлением главной струи, иначе оказываешься на мели.
Остановились в деревне Усть-Аяз. Купили в магазине фрукты-овощи, колбасу для жарки, мороженое и всякие вкусности. Сырки оказались несвежими. Обращайте внимание на сроки годности! За деревней новый подвесной автомобильный мост. На нём крупно написано, что он построен к 67-летию победы. Рядом высажена рощица хвойных деревьев, видимо для будущего парка победы. Каждый саженец огорожен забором от скота, но многие всё равно уже засохли.
После моста идём ближе к правому берегу, а надо было слева. Становится так мелко, что приходится вылезать из лодок и проводить их против течения. Благо, оно здесь совсем слабое.
Сегодня получился длинный ходовой день. Катя даже сказала, что мы решили пройти всю реку за один вечер. А это просто не попадалось стоянок.
Сегодня проходим 10-километровую излучину реки с перешейком всего в несколько сот метров. Старый отчёт обещает на излучине самые красивые пейзажи на Караидели. Но мы особой разницы не заметили. Хотя надо сказать, что вся река очень живописная.
Встаём у острова в средней части излучины. Здесь несколько стоянок, но туристов на них тоже очень много. Нам досталось место на галечнике правого берега в конце острова.
12 августа.
Пасмурно. Горы скрыты облаками, но тепло и без дождя. Постепенно погода улучшается. Иногда даже проглядывают лучи солнца. Течение снова становится быстрым. Обогнали дрейфующий по течению туристический плот, построенный на автомобильных камерах. На нём стоит палатка. Люди путешествуют с самоваром на борту, книжками и спиннингами в руках. Пока мы перекусывали на правом берегу, плот нас снова обогнал. Мы думали, что таких раритетов уже давно не бывает.
Берега Уфимки здесь (и во многих местах ниже по течению) захламлены брёвнами, потерянными во время молевого сплава. Этим летом они оказались на берегу. Видимо они подсохнут и в следующее половодье поплывут по течению в Павловское водохранилище, где снова затонут на радость отдыхающим.
У деревни Озерки встретили команду Уфимцев на пяти 4-местных «Щуках». У них антистапель. Будут выезжать на заказном автобусе. Я взял у их телефоны уфимских автобусных фирм, которые потом нам очень пригодились: 8-917-75-70-712 (Андрей), 8-927-31-45-407 (Виктор). В Озерках зашли в магазин. Сегодня по поводу воскресенья пекарня не работает и хлеба нет. После Озерков прошли ещё небольшую деревеньку Круш и встали на правом берегу.
Гусята в деревнях очень интересуются нашими байдарками, особенно зелёными шкурами и зелёными же верёвками, пытаются их обкусать.
13 августа.
Ночь была звёздная, а утром вышло солнце. Перетаскивая байдарки к воде, видели какого-то грызуна, похожего на хомяка. Сегодня на реке вместо коротких мелких перекатов начались длинные, относительно глубокие мели. Мы их все прошли без проблем. На плёсах течение тоже хорошее. Остановились искупаться и перекусить. Потом зашли в деревню Седяш за хлебом. В деревне есть несколько магазинов и пекарня, где мы забрали всю продукцию: 6 свежих буханок и 3 вчерашние. Кроме того, в магазине нашлись для нас домашние сливки. Магазин и пекарня недалеко от берега, но в месте не очень приглядном. Надо идти по краю деревни какими-то буераками и помойками.
В воде попадаются вот такие мячики. Видимо это колонии микроскопических водорослей.
Перед Андреевкой вдоль правого берега тянется луг. На нём мы и нашли себе стоянку. Наконец стоим не на гальке, а на травке. Наши намятые бока могут отдохнуть. Берег высокий, есть кострище, сзади покос. Уже в темноте проходили на моторке егеря – просили тушить костёр, потому что пожары. Мы обещали не оставлять мусор и тщательно залить костёр.
14 августа.
Утром был такой туман, что из лагеря не было видно реки. Выпала сильная роса.
Сегодня у нас короткий переход. План по километрам мы выполняем, а выходить раньше времени к финишу или устраивать днёвку не хотим. Вышли, как обычно около 12 часов по местному времени. Сразу же впереди показалась стрела плавучего крана. Он стоит у правого берега и по идее должен грузить песок со дна реки в баржи. Но вода такая низкая, что баржи к нему пройти не могут. В этом году по всей Башкирии проблемы с судоходством. Кран старенький, но просто красавец. С удовольствием его фотографируем. Немного ниже работают лесозаготовители. На буксире за катером перетаскивают плоты из брёвен с левого берега на правый. Потом лесовоз поднимает своей стрелой брёвна прямо из воды, сортирует на хвойные и лиственные, грузит на свой прицеп и увозит куда-то. Вся это деятельность происходит вокруг двух-трёх домов на берегу, называемых деревней Андреевка.
Река поворачивает влево, через несколько километров начинается большая группа островов. Здесь мы и встали, широко расположившись в нижней части самого первого острова. Пляж здесь частично песчаный, стоять на нём помягче, чем на крупной гальке. В этом году протоки между островами почти пересохли. Пляжи стали очень широкими. По ним разбросаны старые брёвна, потерянные при молевом сплаве леса.
У наших островов коренные берега высотой 2-3 метра. Они покрыты пойменным лесом и лугами. Правый берег реки высокий и лесистый, левый – низкий. В главной (правой) протоке вдоль всех островов глубина не больше, чем по колено и сильное течение. Вся местность весьма живописна.
В поисках дров и пейзажей я обходил сначала наш первый остров, потом самый большой, лежащий ниже. На галечном пляже обнаружил крупные когтистые следы, которые кроме медведя никто не мог оставить. Похоже, мы спугнули зверя с островов.
По поводу полуднёвки у нас сегодня компот. Дети наловили мелкой рыбёшки на жарку. А ещё Иосиф потерял свой тапок (может медведь его унёс?)
15 августа.
Часть лодок спустили в мелкую протоку слева от нашего острова. От неё до лагеря ближе, чем до основной. Воды в протоке совсем мало. В одном месте лодки надо проводить по малюсенькому мелкому ручейку. Но в такую погоду как сейчас – это замечательное развлечение.
Вышли, как обычно около 12 часов, но вскоре встали у левого берега, чтобы искупаться. На берегу оказалось устье пересохшей протоки. Мы не упустили случая, прошли несколько сотен метров пешком по осохшему дну, а потом соответственно обратно. На мягком иле отпечатались крупные следы цапель. Под ногами хрустят сухие раковины и водоросли, а в лужах кипит жизнь.
Прошли ещё чуть-чуть и снова остановились у левого берега, где из-под известковых глыб бьют мощные ключи. Продегустировали и налили в бутылки воду. Кто-то успел залезть на прилегающий склон. На все эти экскурсии ушло часа 2, поэтому перекус устраиваем по быстрому и форсированным маршем движемся дальше.
Неожиданно из-за поворота появилась деревня Муллакаево. Я думал, что она ещё далеко. На правом берегу стоит лесопилка, а вот устье речки Тюй совсем не заметно. Только вдали видны скалы, видимо примыкающие к притоку. Ниже деревни ширина реки уже больше 100 метров, течение слабое. Исчезли обнажившиеся галечники. Видимо сказывается подпор Павловского водохранилища. Нам повезло, что вода низкая. По высокой воде мы бы уже давно лопатили по плёсам без течения.
Место для стоянки у нас намечено на большом острове за Муллакаево. На острове оказалась оборудованная стоянка, на которой мы и встали. На этот раз над уровнем воды мы стоим на высоте метра в 3. Берег обрывистый, а под берегом сразу глубина. Вечером проходили на моторке двое мужиков. Сказали, что это их стоянка, но мы можем не беспокоиться. Мы обещали сохранить всё в порядке и чистоте.
Завтра последний ходовой день, поэтому на ужин готовим рагу из остатков овощей и кучи лука, которого завхоз Антон запланировал в лошадиных дозах.
Последние 2-3 ночи были холодными. Всё-таки уже вторая половина августа, а климат здесь континентальный. А сегодня ночь очень тёплая, потому что небо затянули тучи. К утру пошёл дождь.
16 августа. Последний ходовой день.
Я сегодня дежурю. Встаю и варю геркулес под дождём. Завтракаем, дождь кончается. Купаться почему-то совершенно не хочется. Но всё равно останавливаемся отдохнуть у левого берега, доедаем оставшуюся от завтрака кашу.
Часто попадаются деревни. Галечников по берегам не видно, но понижение воды ниже обычного уровня заметно по полосам топкого ила. Около деревень странно видеть мостки, не доходящие до воды. А лесистые берега и луговые склоны гор здесь особенно живописны. Павловское водохранилище не зря считают одним из самых красивых мест Башкирии.
Находим место для перекуса на правом берегу ниже деревни Балмазы у крутого известкового откоса. Здесь нет ила, хороший подход к воде. Народ замёрз и промок, разводим большой костёр из плавника. Вместо обычных консервов у нас на перекус картофельное пюре с тушёнкой, это запас, оставшийся от несостоявшейся днёвки. Усиленный паёк очень подходит к сегодняшней погоде. Как позже выяснилось, плотный перекус был очень кстати. В следующий раз поесть нам удалось не скоро.
Прямо посреди реки стоит ещё один плавкран. Ниже него виднеется островок, на котором раньше стояла опора ЛЭП. Идём справа, но садимся на мель из топкого ила. С трудом выползаем на глубину в левой части русла.
Приближаемся к райцентру Караидель – конечной точке нашего маршрута. Последняя возможность более-менее комфортно встать на ночь была на правом берегу в конце деревни Новосёлки, а на левом – у начала деревни Абазово. Но мы идём до понтонного моста в Караидели. Здесь кругом цивилизация – магазин, автобусная остановка, посёлок и порт. Встать совершенно не где. Впереди тоже не просматривается стоянок, возвращаться назад не хочется. То есть сегодня желательно уехать в Уфу.
Попытался найти на месте машину, но неудачно. Позвонил в уфимскую автобусную фирму и заказал автобус Форд на 18 мест (в него мы влезли без всякого зазора).
Антистапель устроили на правом берегу ниже моста. Берег галечный, сухой, до дороги не больше 50 метров. Ехать до Уфы около 3 часов. Где-то по дороге в свет фар выскочил лосёнок или косуля. Зверики нас не хотят отпускать. Мы оказываемся в городе около полуночи по местному времени. Ненужные в городе вещи, палатки, байдарки мы запаковали отдельно и теперь закладываем их в камеру хранения на вокзале.
Поход закончился.
Караидель оказалась неплохой речкой для неспешного семейного сплава. Особенно хороша она при низкой воде. Жаркая погода начала августа постепенно сменилась весьма прохладной. Комаров в Башкирии нет даже в Красной Книге. В деревнях работают магазины и в них продаётся хлеб и мороженое. Так что с удовольствием рекомендую наш маршрут для повторения.
Экипажи:
Света, Антон, Катя (5 лет), Саша (8 лет) | Налим-4. |
Катя, Аня (11 лет) | Щука-2. |
Слава, Кирилл (11 лет) | Хатанга-2. |
Надя, Иосиф | Таймень-2. |
Наташа, Алёша, Андрей (8 лет) | Щука-4. |
Наша группа поддержки: Оксана и Аня нашли нам съёмную квартиру в Уфе. Звоню хозяину и договариваюсь о вселении на двое суток. Квартира в самом центре на углу улиц Маркса и Свердлова. Отправляемся туда налегке, а вскоре нас подбирает поздний рейсовый автобус. Заселяемся около часа ночи, что-то жуем и расползаемся спать.
Река Уфа | ТерраБашкирия
Река Уфа течет на Среднем и Южном Урале, по территории Челябинской и Свердловской областей и Республики Башкортостан.
Площадь бассейна 53 100 км2. Средний объем годового стока на границе Свердловский области и Республики Башкортостан 4,19 км3. Скорость течения от 0,7 м/с в верховье до 0,3 м/с вблизи устья, в половодье до 1,6 м/с.
В пределах Уфимского плато течет в глубокой извилистой долине. Ширина русла в среднем течении – 100–150 м, в нижнем – до 300 м. В межень глубина на перекатах 0,5–0,6 м, на плесах – 2–3 м. Питание преимущественно снеговое. В нижней части река судоходна.
Наиболее значительные притоки:
• правые: Уфалейка, Нязя, Серга, Еманзелга, Бисерть, Сарана, Тюй, Байки, Уса, Изяк;
• левые: Суроям, Ураим, Артя, Ай, Большая Бердяшка, Юрюзань, Яманъелга, Салдыбаш.
На реке построено три водохранилища: Долгобродское, Нязепетровское и Павловское.
Нязепетровское водохранилище в засушливые года используется для переброски воды в бассейн реки Чусовой с целью водоснабжения Екатеринбурга.
Берега преимущественно покрыты лесом. Встречаются живописные скалы, имеются пещеры.
На Уфе неплохая рыбалка. Здесь водится рыба: плотва, уклейка, лещ, ерш, окунь, голавль, жерех, елец, подуст, щука, судак, налим, линь, карась, пескарь, подкаменщик, язь, гольян. В низовьях встречается сом и таймень. В верховьях водится хариус, а в небольших притоках встречается форель.
Река Уфа набирает популярность среди туристов-водников. На ней нет порогов и каких-то других препятствий, сплавы по Уфе легкодоступны даже для начинающих. Разве что в верховьях встречается много коряг, которые нужно внимательно оплывать.
По Уфе можно справляться от города Нязепетровск. В районе Нязепетровска представляет интерес утес Серный Ключ. Около села Белянка сохранилась недостроенная плотина Верхне-Араслановского водохранилища (а выше по течению – еще и сооружения несостоявшегося водозабора).
Водохранилище должно было растянуться на десятки километров, но стройка остановилась из-за проблем с финансированием.
Самый популярный участок для туристических сплавов по реке Уфе – от моста около деревни Перевоз до села Шемаха. Этот маршрут протяженностью 30 км легко и без спешки проходится за два дня.
Здесь расположены самые красивые скалы на верхнем участке реки: Тимофеев камень, Ребристая, Роговик (Араслановская), Яман-Таш, Лось и Копна, Зайкин камень.
Где протекает на территории РБ: берет Уфимка свое начало в озере Уфимское, в километрах десяти от Карабаша (Челябинская область) и протекает среди Уральских гор на 918 километрах, чтоб слиться с водами Белой на юго-восточной окраине города Уфы.
Как добраться: на автомобиле, общественном транспорте.
Крупные турбазы:
- База отдыха «АсылЪяр» http://asilyar.siteedit.ru/
- Загородный клуб «Башкирская Рица» http://bashritsa. ru/
Искусство и народное наследие Башкортостана
Сарвар СУРИНА
Вышивка в различных формах существует с тех пор, как человек научился производить ткань. Сегодня вышивка практикуется во всем мире, но считается, что она берет свое начало в Китае и на Ближнем Востоке. Слово вышивка происходит от французского слова broderie, означающего украшение.
Вышивание издавна стало любимым занятием башкирок. Башкирка «творит узоры из своего воображения», «она — неутомимый труженик, хранительница искусства и красоты своего народа», — писал русский этнограф М. А. Круковский в книге «Южный Урал. Очерки путешествий» в 1909.
Башкиры из родов бала-катай, оло-катай, дуван, айле, упей, кошсо, терсяк и гайна проживают в верховьях реки Уфимка-Караидель на северо-востоке Башкортостана. Это страна традиционной вышивки. Здесь широко распространен древнейший вид тамбурной строчки – кайю или эльма.
Вышитые платья и передники, тканые полотенца и скатерти, чепцы и нагрудники, отделанные тесьмой и монетами, были распространены у башкир с незапамятных времен. Башкирская тамбурная вышивка богата и разнообразна. Узоры с растительным орнаментом вышивались на женских платках и головных уборах, мужских рубашках, а также на занавесках и молитвенных ковриках (намазлык).
У каждой мастерицы есть свои секреты тамбурной вышивки кайю. Она бережет свой крючок, как зеницу ока. Говорят, что нет орудия труда нежнее и острее, чем этот крючок. Он начинает играть с ниткой и тканью, словно золотая рыбка плывет, ныряя в волны. Руки мастерицы продолжают вязать крючком, создавая причудливые картины, цветы, листья и стебли, мотивы и знаки… Ее мысли глубоки и безграничны, песни самые эмоциональные. Воспоминания и мечты – это те самые два чувства, которые связаны воедино ее вышивкой.
Ручная работа всегда высоко ценилась. Безупречность и целостность ручной работы не оценит только слепой. Мастерицы знают нежность цвета, изящество рисунка, оригинальность и благородство. В старину девочки начинали вышивать с семи-восьми лет не на продажу, а за приданое. Мотивы и приемы передавались из поколения в поколение. Более того, талант передавался по наследству. Появились ярчайшие индивидуальности, оставившие в памяти поколения не только след души мастера, но и отпечаток истории, образа страны, течения времени…
В мешках, привязанных к седлам лошадей солдат, с триумфом вернувшихся с войны с Наполеоном, наряду с красными французскими платками находились и круглые кольца трофейных боевых барабанов, так называемые тамбуры. Эти кольца тамбура рукодельницы превратили в удобные пяльцы. С тех пор в ходу термин «тамбурить вышивать», то есть вышивать на барабане. Крючок называется дамберна, то есть тамбурная игла.
Подбирать и укладывать нитки из цветного шелка, мулине и шерсти — настоящее искусство. Винтажные вышивки поражают высоким и аутентичным художественным вкусом. В цветных узорах проявлялся характер народа: благородное чувство меры, достоинство и скромность. Из всех видов национальной одежды наиболее устойчивым этнохудожественным явлением является праздничный женский костюм. В этой одежде хорошо выражены черты характера и душа народа.
На фотографиях 1920-х годов сохранились нагрудные знаки, украшенные серебряными монетами и медными пуговицами, отчеканенные местными мастерами или купленные у коробейников, серьги, браслеты и кольца. В 30-е годы, в период коллективизации, украшения башкир из монет и драгоценных камней были изъяты для нужд колхозов. В годы Великой Отечественной войны произошла вторая волна коллекционирования народных изделий, фамильных драгоценностей, передававшихся из поколения в поколение. Однако остался древний навык, были иглы и крючки, были найдены новые нитки и ткани. Возрождение тамбурной вышивки началось после Великой Отечественной войны, в XIX в.50-е годы. Башкиры снова брали крючки, цветные нитки, пяльцы и выделывали удивительно разнообразные, причудливые узоры на однотонных атласных тканях. Широкое использование тамбурной вышивки в башкирских деревнях на северо-востоке Башкортостана никого не могло оставить равнодушным. Исследователи, работающие над причинами и последствиями этого этнографического бума, назвали его ответом на аскетизм и серость, царившие в одежде начала ХХ века.
На страницах этнографических изданий, на старых выцветших фотографиях запечатлены женщины верховьев р. Уфимка-Караидель в платьях и фартуках, вышитых тамбурным швом. Эти женщины создали чудо башкирского женского костюма, всегда завораживающее и радующее нас… Память о мастерицах живет в их работах, в памяти тех, кто с благодарностью хранит эти вышитые платья, фартуки, занавески, полотенца, скатерти. Их рукоделие хранится в этнографических музеях Уфы, Москвы и Санкт-Петербурга. Имена и фотографии этих талантливых женщин включены в каталоги и книги по этнографии.
В этом районе было много вышивальщиц, но немногие из них прославились как мастера вышивки. Хотя в чем смысл? Возможно, руки у них были быстрее, узоры четче, а нитки ярче. Нет, они просто были самыми талантливыми, Аллах озарил их души, а ангелы дали силу их рукам. Каждый старался иметь хотя бы одно изделие, вышитое руками ангелов.
Имелась специальная одежда для повседневной работы во время сенокоса, уборки урожая, выпаса скота.
Есть свидетельства того, что невестка отправилась в поле в полном костюме с тяжелыми украшениями. Это был обряд, проявляющий культ плодородия. Свежая сила женщины другого рода была перенесена в землю и новое поле, а сама она получила благословение Матери-Земли. Этот обряд жив до сих пор; об этом вспоминают старожилы края, когда их сын или внук приводит домой девушку из других земель, из другого рода. Девушка одета в старинный национальный костюм, нагрудник и платок. Затем ее просят выполнить посильную, но кропотливую работу, где она непременно должна попотеть. В старину молодая невестка проливала пот на уборке урожая и сенокосе. Теперь, стоя перед горячей печью, она печет блины для членов своей новой семьи.
Высокое художественное мастерство требовало долгой и сложной подготовки. Девочек учили вышивать с девяти лет. До замужества ей приходилось ткать, шить и вышивать большое количество полотенец, занавесок, платьев и фартуков.
Женщины с берегов реки Караидель традиционно надевают национальные костюмы на Сабантуй1 и свадьбы. Сегодня каждый, кто приедет на свадьбу, праздник или Сабантуй в Белокатайский район, обязательно встретит тамошних гостей в вышитых платьях и передниках, национальных костюмах северо-восточных башкир, вышитых руками искусниц из национального клуба «Тамбур». История этого клуба берет свое начало с 2001 года. В то время вдохновителями возрождения народных промыслов, а именно тамбурной вышивка. Ведь село Кирикеево, где живет Анвар Жалалович, издавна славится своими мастерицами. Лидером группы была Венера Галиакберова.
Сначала в клубе были только женщины из деревень Кирикеево, Каюпово, Ашеево, причем не только пенсионерки, но и молодые. Вскоре к группе присоединились женщины из села Белянка. Сначала они собирались в домах друг у друга по очереди. Они пели песни, разговаривали; хозяйка дома приготовила угощения. Позже руководитель клуба стал привлекать их к участию в различных мероприятиях как фольклорный ансамбль, который они назвали «Сердаш»2. В то же время они занимались вышивкой и фольклором. Они вышивали традиционные костюмы, платья, фартуки и полотенца.
________________________________________________________________________________________________________________
1 Сабантуй — летний праздник башкир и татар, посвященный окончанию весенних полевых работ. Название праздника в переводе с тюркских языков означает «праздник плуга». Наличие Сабантуя было зафиксировано Ибн Фадланом еще в 921 году.
2 Сердаш в переводе с башкирского означает «лучший друг, хранитель тайны».
В 2004 году они впервые приняли участие в «Салаватском фестивале» – республиканском фольклорном фестивале в поселке Малояз, посвященном 250-летию Салавата Юлаева. Новенькие тамбурные вышивки платьев и фартуков белокатайских мастериц сразу же привлекли всеобщее внимание. В 2006 году группе присвоено почетное звание «народный». Критерием успеха национального клуба «Тамбур» стали выступления фольклорного ансамбля «Сердаш» в национальных костюмах, вышитых по старинным образцам, хранящимся в сундуках.
Мастерицы считают, что Национальный клуб «Тамбур» станет центром популяризации, сохранения и развития такого древнего вида народного ремесла, как тамбурное шитье. Этнологи Светлана Шитова, Елена Нечволода, руководитель галереи «Урал» Карима Кайдалова, мастер золотошвейного дела Роза Юлдашбаева являются постоянными консультантами по возрождению народного творчества и членами жюри республиканских конкурсов и фестивалей.
Вышивки башкирских женщин широко распространены в северо-восточных районах исторического Башкортостана. Драгоценны работы мастериц из разных деревень. В них представлены тамбурные вышивки (уранак) Кирикеево, Кайпово, Белянка, Маскара, Ашеево, а также деревень упейских башкир Арсланово, Уфа-Шигири, Шакурово на левом берегу реки Караидель в Челябинской и Свердловской областях.
«Праздник на Белянке» — фольклорный праздник представителей башкирских родов, проживающих на берегу реки Караидель. Праздник проводится раз в два года в селе Белянка Белокатайского района Республики Башкортостан. Организаторы фестиваля приглашают гостей из Белокатайского, Дуванского, Кигинского, Мечетлинского, Салаватского районов республики, Красноуфимского и Нижнесергинского районов Свердловской области, городов Уфалей и Нязепетровск Челябинска
р-н, земля проживания башкир из родов катай, бала-катай, кошсо, упей, айли, дуван и др. На празднике в Белянке работы мастериц, вышитых тамбуром образцов одежды северо-восточных башкир представлены. В программе фестиваля мастер-классы по тамбурной вышивке, научно-практические конференции с участием исследователей, архивистов и краеведов, а также лекции по истории и культуре края, презентации новых книг по истории края и родов. . Экспонируются изделия народных художественных промыслов. Организуются выступления фольклорных ансамблей, народные игры, обряды.
На протяжении последних лет мастера Национального клуба «Тамбур» являются постоянными участниками республиканских и всероссийских выставок народных промыслов и искусств. Платки, платья и передники белянок, вышитые тамбуром, не раз становились победителями и удостаивались дипломов лауреата. «Тамбур» успешно представлял образцы башкирского национального костюма на международных конкурсах в городах Уфа, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург, Йошкар-Ола и др.
Башкирский национальный костюм так же разнообразен и богат, как природа и история наша родная земля. Вышитая национальная одежда башкир – это визитная карточка республики, считают белорусы. Бесценное искусство было восстановлено из забвения. Таким образом, в искусстве ничего не забывается.
Перевод Фариды ЮНУСОВОЙ.
Традиционные пути сообщения башкир в раннем средневековье
Реферат
В статье впервые описаны традиционные пути передвижения башкир по Южному Уралу и сопредельным землям, показана их связь с трансконтинентальными путями на Кавказ, в Среднюю и Западную Азию, поставлена проблема взаимосвязи дорог и этногенеза Башкиры. Приводятся причины разделения башкирской земли на четыре дороги (Казанскую, Осинскую, Ногайскую и Сибирскую) во время их пребывания в составе Золотой Орды, а позднее в составе Русского государства. Это деление имеет очень древнее происхождение и связано с традиционным мировоззрением народа, а также с географическими особенностями ландшафта Южного Урала, где сформировались башкиры как этническая группа. Четыре дороги по башкирской земле можно интерпретировать через древнее представление башкир о четырехгранном строении Мира, ориентированном на четыре стороны света. Это представление о древних предках совпало с особенностями Уральских гор, протянувшихся меридионально с севера на юг и являющихся водоразделом. Башкиры очень рано поняли этот факт и использовали его при прокладке путей между южными и северными границами своей земли. Так образовались древние дороги «Куныр Буга» (Бурый Бык) и «Канифская дорога». По мере расширения связей башкир с соседями эти дороги соединились с трансконтинентальными путями, которые вели на Кавказ и в Среднюю Азию. После этого на башкирскую землю были доставлены как материальные, так и духовные ценности.
Ключевые слова: башкирскаятрадициядорогаУралтопонимысвязи
Введение
Известно, что до конца XVIII века территория Башкортостана делилась на четыре административно-территориальных района – дороги, о существовании которых упоминается в башкирском фольклоре и в исторических источниках, относящихся к средневековью. Эти дороги вели в Среднюю Азию, Кавказ, Иран, Ирак и Турцию, с которыми башкиры с незапамятных времен имели устойчивые общественно-политические и торговые связи.
Постановка проблемы
Предложенная авторами тема традиционных башкирских путей сообщения остается малоизученной на сегодняшний день, и изучение данной проблемы является актуальным. Авторы рассматривают, какие традиционные пути сообщения башкир средневековья известны из литературных и фольклорных источников, где они пролегали и какую функцию выполняли.
Исследовательские вопросы
Тема статьи – древние башкирские дороги, связывающие их с другими народами.
Цель исследования
На основе литературных данных авторами показано наличие древних башкирских дорог, связанных с трансконтинентальными путями, идущими как в сторону Кавказа, так и в Среднюю Азию, что позволяло расширять связи людей с соседями и проникать как в материальные, так и в культурные ценности.
Методы исследования
В основе изучения темы лежит комплексный метод, включающий историко-типологический и культурологический подходы. Историко-типологический метод используется для изучения исторических источников применительно к древним дорогам башкир. Культурологический метод используется для выявления примеров дороги из башкирской народной поэзии.
Находки
Дороги – одна из фундаментальных основ любой культуры. Общеизвестно, что пути сообщения как средство сообщения играют важную роль в формировании этноса. Разветвленная сеть дорог, система линий, сообщавшихся с центрами, где эти линии пересекались, использовались для перевозки различных материальных ценностей в виде товаров, формировали культурные связи, объединяли различные племена в единое целое — в народ, в государства и дала толчок развитию общества. В качестве примера можно привести известную дорогу «из варяг в греки», сыгравшую огромную роль в жизни общности восточнославянских племен и в становлении Древнерусского государства. Следует упомянуть и о Великом шелковом пути, так как он сыграл большую роль в подъеме экономики и культуры народов и государств, расположенных вдоль этого пути, сближающего Восток и Запад, а также в формировании представлений о единстве Старого Света.
Ученые уже доказали, что башкирский этнос формировался на Южном Урале и прилегающих землях, так как для этой территории зафиксированы самые первые сведения о башкирском народе. Как и сегодня, их называли «башкорт». арабские путешественники Ибн Даст, Ахмед Ибн Фадлан, Абу Заид ал-Балхи, посетившие Южный Урал в IX–X вв. н.э., знали башкир как южноуральский народ. Ибн Даст характеризует башкир как «самостоятельный народ, занимающий территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой и верхним течением реки Яик (Ибн-Фадлан, 1939). Ибн Фадлан и Абу Заид ал-Балхи, путешествовавшие по башкирским землям, зафиксировали башкир как народ, издавна живший на Южном Урале (цит. по: Ибн-Фадлан, 1939; Руденко, 1955).
Наличие закрепленной этнической территории и самоназвания указывало на то, что в то время башкиры имели единую идентичность как этническая общность. Гуревич (1990), признанный во всем мире российский историк-медиевист, писал: «Момент признания обществом своего происхождения всегда является важным этапом в его развитии и показателем зрелости существующих отношений» (с. 102).
Наукой давно установлено, что слово «Урал» первоначально использовалось для обозначения территории Южного Урала, так башкиры называли свои горы. В свое время Шишонко (1887), исследователь XIX века, был прав, говоря, что название «Урал» было заимствовано у башкир, которые использовали его для обозначения водораздела в нынешнем районе Златоустовских заводов и где-то на юг и где-то на север. Эту часть хребта русские поначалу тоже называли Уралом (например, в Книге к Большому Чертежу сказано, что река Белая вытекала из Уральских гор). До сих пор простонародье относит Урал только к этой части хребта (Шишонко, 1887). Появившиеся здесь русские люди до XVIII века называли Уральские горы «Каменными» и «Каменным поясом». Слово «Урал» по отношению к горной цепи, простирающейся от Северного Ледовитого океана до Мугоджарских гор, впервые употребил русский историк и государственный деятель Татищев (1907), и благодаря ему горы стали называть Уралом. Татищев (1907) заимствовал это название у башкир, коренных жителей южно-уральской части этой горной страны. С древних времен башкиры называли свои родные горы «Урал», а родную страну – «Уральский Иле» («земля Урала»).
Согласно русским историческим источникам, после присоединения Башкирии к России по обе стороны Южного Урала жили только башкиры. Постепенно регион осваивали пришедшие сюда русские, татары, марийцы, мордва, удмурты, чуваши и представители других народов, каждый из которых имеет разное время проживания в этой местности. Ныне «Южный Урал» — крупный многонациональный регион, включающий в себя Республику Башкортостан и часть земель, прилегающих к Челябинской, Оренбургской, Свердловской областям и Пермскому краю, но ни один из них, кроме башкир, не имеет мифологии с многообразием и глубокое отражение южноуральской действительности. Все народы, кроме башкир, появились на территории Южного Урала позже, пройдя стадию мифотворчества в других регионах. Вот почему у этих народов нет древних народных произведений, связанных с территорией Южного Урала и объясняющих возникновение Уральских гор и его природных богатств.
Древность проживания башкир на Южном Урале подтверждается топонимами, которые специалисты называют профилем земли. Исследователи установили, что наиболее древней частью топонимов Южного Урала является башкирский слой. У башкир сохранились многочисленные топонимические легенды мифологического содержания. Эту особенность башкирской земли отмечали многие дореволюционные путешественники, побывавшие в Башкирии. В 1857 г. М.Л. Михайлов, писатель-революционер, сообщил Шелгунову (1961) в своем письме: «Оренбургская губерния полна башкирских легенд. Нет реки, нет горы, о которой не было бы легенды и песни». Его слова подтверждает Юматов (1961): «У башкир есть своя особая традиция, связанная с любым примечательным местом». Специалистами установлено, что топонимы, как и названия мест обитания человека, тесно связаны с мифологическим мышлением, а именно с неймингом. Древние люди, придя на новое место и освоив его, дали ему имя и таким образом создали эту местность, окультурили ее и приспособили к своей жизни. Таким образом, вся территория Южного Урала окультурена башкирами, то есть отмечена их топонимами и легендами.
Можно отметить, что ни у одного из народов, проживающих на Южном Урале, кроме башкир, нет такой многогранной основы своего отношения к Уралу, подкрепленной всей их духовной и материальной культурой. Не будет преувеличением сказать, что идейно-тематическую основу всего башкирского фольклора составляют сказания, описывающие историю освоения земель Южного Урала и окрестностей башкирами как своей родины и воспевающие красоту своей родины. земля. Природа, описанная в башкирском фольклоре, легко узнаваема. Это природа родины, Южного Урала. При этом фундаментальное произведение башкирского фольклора, посвященное времени зарождения жизни на земле, то есть состоящее из космогонических мифов, называется «Урал-батыр». Известно, что временами создавались мифы, рассказать о том, как возник тот или иной предмет, означало создать этот предмет. Поэтому в эпосе «Урал-батыр», повествующем о сотворении мира, где изначально жили предки башкир, сказители как бы создают и Уральские горы, давшие ему имя, и горную землю, где поселились башкиры; а после смерти Урал-батыра его там и похоронили, и предки башкир думали, что части его тела превратились в природные богатства Уральских гор, а сами горы названы в честь исконного предка башкир. В начале ХХ века в традиционной культуре башкиры называли себя «детьми Урала», имея в виду, что они произошли от своего прапредка-уральца. Ту же мысль мы обнаруживаем в башкирском шежере. В частности, у шериан племени бурзян одним из древнейших предков является Урал.
Кузеев (1993), известный российский историк, специалист по этногенезу башкир, член-корреспондент РАН, писал о месте и роли Урала и сопредельных земель в жизни башкирского народа,
какими бы терминами ни обозначали коренное население республики и региона в целом, общественность осознает, что башкиры живут на своей исторической родине. Следует также отметить, что восприятие этого факта обыденным сознанием представителей башкирского этноса необычайно глубоко; оно отражено во всех пластах богатой традиционной духовной культуры башкир. Эта тенденция развития башкирской нации будет устойчивой. (стр. 132)
Можно добавить, что, говоря о прародине, Кузеев (1993) имел в виду Южный Урал и прилегающие к нему земли, где сформировались башкиры как этнос и где они проживают до сих пор.
Крупный специалист в области кочевых цивилизаций С. Плетнева также датировала глубокой древностью формирование башкирского народа и его высокоразвитой культуры на Южном Урале и сопредельных землях. По ее мнению, башкиры, сформировавшиеся на этих землях очень рано, никогда не покидали эти земли, несмотря ни на какие исторические катаклизмы и политическое подчинение их разным государствам, а продолжали здесь обитать, и это обеспечивало их устойчивое и поступательное развитие вплоть до в данный момент. По мнению С.А. Плетневой, только укорененностью башкир в одном месте (на Урале – авт.) можно объяснить удивительную живучесть и силу их многовековой культурной традиции (цит. по: Могильников, 19).81).
Из истории башкирского народа известно, что ко времени присоединения башкир к Российскому государству башкирская земля была разделена на четыре «дороги» (Казанскую, Осинскую, Ногайскую и Сибирскую). Это деление существовало и в период, когда башкиры входили в состав Золотой Орды, и поэтому некоторые исследователи считают, что оно было введено татаро-монгольской властью. Однако на основе башкирского фольклора и этнографических материалов можно констатировать, что разделение башкирской земли на четыре «дороги» было введено не татаро-монгольскими захватчиками, а было «изобретением» башкирского общества (Аминев, 2003). Названия этих четырех дорог (Казанской, Осинской, Ногайской, Сибирской), являющихся административными единицами, одновременно обозначали дороги как коммуникационные сети, пролегавшие по этим четырем направлениям. Незначительно изменившись, эти пути практически сохранились до настоящего времени. Так, маршруты Уфа — Оренбург, Уфа — Казань, Уфа — Пермь, Уфа — Челябинск, Уфа — Екатеринбург, Бирск — Караидель — Тастуба — Дуван — Месягутово — Челябинск, Стерлитамак — Белорецк проходят по местам прокладки дорог. далекими предками башкир.
О дорогах из Средней Азии в Россию, проходящих через башкирские земли на Южном Урале и в Приуралье, Панков (1927) писал, что они могли существовать в более ранние эпохи и применялись с VIII по XIV вв., т. е. в Хазарская, Аббасидская, монголо-тюркская эпохи. Возможно, дороги использовались еще раньше, так как по одним и тем же проторенным караванным путям двигались и бывшие хозяева евразийских степей – скифы, гунны, авары, огузы, печенеги, половцы и др. После присоединения башкир к России русские отправились на восток (Сибирь, Среднюю Азию) через башкирские земли по вычищенным в древности дорогам. В частности, башкиры сообщили русским властям о дороге, идущей из устья реки Сакмары в Бухару через Мугоджарские горы (Аполлова, 19).60). Башкирские дороги входили в состав трансконтинентальных дорог, протянувшихся по обширным территориям Евразии. Изучение их истории поможет нам в полной мере понять расселение многочисленных башкирских родов и процесс их этногенеза.
Мы предполагаем, что большую роль в формировании башкирского народа сыграли главные дороги, протянувшиеся через Южный Урал в направлении Восток-Запад и Юг-Север.
Уральские горы хоть и не такие высокие и не непреодолимые, но пройти их достаточно сложно. Поэтому дороги, проходящие через хребты Уральских гор и пролегающие в горах, прокладываются с учетом особенностей местного рельефа. На наш взгляд, этим объясняется расположение некоторых башкирских родов и племен и связь между ними. Например, башкиры рода Табын живут в Учалинском районе Башкортостана. Они также живут по ту сторону Уральских гор в Гафуринском районе Башкортостана. В Учалинском районе есть несколько топонимов «Капка» (Ворота), через которые проходит местная дорога на западную сторону Уральских гор. Поэтому можно предположить, что табынцы Гафуринского района переселились с восточной стороны Уральских гор на территорию своего проживания через «Капку».
Наличие дороги со стороны Челябинской области в сторону Казани также можно объяснить размещением башкирских племен на северо-западе Башкортостана (Аскинский, Татышлинский и прилегающие районы) и в соседней Республике Татарстан (бывший Мензелинский уезд Уфимской губернии).
Большое племя бурзян живет в Зауралье, Самарской и Саратовской областях России. Если соединить пунктиром места его расселения, то получится тонкая дорожная полоса, часть которой сейчас является трассой государственного значения, а часть — проселком для местных нужд. После Саратова эта дорога идет в сторону Волгограда и далее на Кавказ, и башкиры издревле использовали эту дорогу для связи с Кавказским краем. В 1707 году, во время одного из восстаний, по этой дороге к турецкому султану и крымскому хану отправились башкирские послы во главе с Мурадом. На обратном пути из Турции они заключили договор с чеченцами и другими горскими народами и осадили Терскую крепость (Соловьев, 1993). Как свидетельствуют различные источники, Южный Урал и Приуралье издавна были связаны с Кавказом и Причерноморьем, по крайней мере, с начала I тыс. до н.э. или даже раньше. По данным челябинского археолога Григорьева (1999), через Кавказ пролегал ближайший путь из Передней Азии на Южный Урал, по которому переселенцы прошли на Южный Урал и основали известные Синташту и Аркаим. Отсюда систематически отправлялись в Прикамье бронзовые и железные изделия, оружие, фаянсовая и бронзовая посуда, различные виды украшений: височные подвески, бусы, фибулы и пояса (Гольдина, Гольдина, 2010; Голдина, 2012).
По мнению Чичко (2015), различные предметы сасанидского периода, обнаруженные археологами на Южном Урале и сопредельных территориях, указывают на связь населения этих земель с населением Кавказа и Передней Азии.
Дорога, названная башкирами «Куныр буга йулы» (дорога бурого быка), проложена с учетом особенностей местного уральского рельефа. Другое его название – «Карауан йулы» («караванный путь»). Все наши информанты подчеркивали, что дорога «Куныр-Буга» проходит по водораздельному хребту Урала, и путники, движущиеся по этой дороге, не сталкиваются с крупными водными преградами. Видимо, об Урале как о водоразделе люди узнали давно и успешно пользовались этой дорогой. По данным наших информаторов, дорога «Куныр-Буга» проходит через Баймакский, Абзелиловский, Белорецкий и Учалинский районы Республики Башкортостан и далее через Челябинскую область, пересекаясь с дорогой у города Сатка, ведущей на запад и восток. Название Сатка переводится с башкирского на русский как перекресток.
На этой дороге русские власти построили Верхнеяицкую крепость (ныне город Верхнеуральск Челябинской области). Там был значимый для башкирских родов перекресток дорог, о котором российские власти не знали, пока им об этом не сообщил башкирский Баим Тархан. Дорога тянулась до нынешнего города Екатеринбурга и далее до города Нижнего Тагила.
Таким образом, дорога «Куныр-Буга», протянувшаяся с юга на север, соединяла южных башкир с северными и имела для башкир большое стратегическое значение, что описано в башкирском фольклоре. Например, в эпосе «Куныр буга» говорится, что северные башкиры пришли на помощь южным по этой дороге, когда на них напали враги. Поэтому эту дорогу иногда называли «Иау Иулы», что означает «военная дорога». У дороги «Куныр Буга» (Баймакский район Башкортостана) расположен крупный башкирский аул Темияс. Рядом с этим местом находится высокая гора, которую местные жители называют «Рапат», что в переводе с арабского означает «место, где караваны останавливаются на отдых». Если принять во внимание тот факт, что караванная дорога «Куньяр-Буга» проходит недалеко от села Темиас, то вполне возможно, что путешественники останавливались здесь на отдых. По-видимому, расположение Темиаса объясняет тот факт, что до Октябрьской революции сюда съезжались купцы со всей Республики Башкортостан и других отдаленных районов. Сейчас часть этой дороги занимает дорога от Баймака до Белорецка.
На наш взгляд, название города Челябинск также связано с особенностями дороги. Башкиры называют этот город «Силиабе», что в переводе с иранского означает «треугольный перекресток, треугольник». До основания города русскими властями здесь была одноименная башкирская слобода. Он располагался на перекрестке дорог, и дороги шли в разные стороны (на Дальний Восток, в Восточную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию). Поэтому российские власти сочли поселок удобным для торговли со странами Азии.
Дорога из Уфы в Оренбург проходит через Стерлитамак, расположенный на берегу реки Ашкадар. Название реки в переводе с иранских языков имеет несколько значений: 1) лошадь, на которой едет общественный вестник; 2) почтовая лошадь, 3) народный гонец, делегат, гонец; 4) наездник, меняющий лошадь на каждой остановке, чтобы быстрее доставить сообщение; 5) пеший посыльный, который пересылает сообщение следующему посыльному на станции для ускорения доставки; 6) переправа через реку (Миллер, 1950). Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях название реки Ашкадар ассоциируется с местом, где можно сменить лошадь и отдохнуть. По-видимому, в районе, где расположен город Стерлитамак, когда-то было место, где путешественники могли покормить лошадь, переодеть ее и продолжить путь.
У юго-восточных башкир сохранились предания о «Дороге Канифы» («Канифа иулы»). По преданиям, эта дорога не имеет водных преград, как дорога «Куныр Буга». Дорога начинается в Абзелиловском районе, проходит на юг через Баймакский и Хайбуллинский районы Оренбургской области, доходит до брода реки Урал (Яйык) у города Орск и соединяется с караванным путем, идущим через Казахстан в Среднюю Азию. Башкиры Оренбуржья называли свой участок дороги «Мысыр йулы», что означает «Дорога в Египет» или «Египетская дорога». Местные жители назвали брод через реку Губерлю «Мысыр кисекэ» (Брод в египетскую сторону).
Заключение
Исследование показало, что башкирская земля издавна делилась на четыре «дороги», называемые дорогами Казанской, Осинской, Ногайской и Сибирской. Кроме того, люди помнят названия некоторых местных старинных дорог, таких как «Куныр буга йулы», «Канифская дорога» или «Дорога в Египет» или более поздние названия – «Дорога Екатерины/Дорога царицы/Дорога каторжников». Жители башкирской земли поддерживали хозяйственные и культурные связи с людьми разных народов, о чем свидетельствуют многочисленные находки на Южном Урале, а именно различные изделия, произведенные на Кавказе, на Западном Востоке и на Ближнем Востоке.
Каталожные номера
- Аминев З.Г. (2003). О понятии «биш иль» (пять стран) в эпосе «Урал-батыр». В эпосе «Урал-батыр» и мифологии (с. 73–75). Уфа: Гилем.
- Аполлова Н.Г. (1960). Экономические и политические связи Казахстана и России в 18-начале 19 вв. Москва: Изд-во АН СССР.
- Чичко Г.В. (2015). Уральская альтернатива Волжскому торговому пути: зарождение и время функционирования. В «Этнических взаимодействиях на Южном Урале» (стр. 287–29).1). Челябинск: Чел.ГУ.
- Голдина, Е. В., и Голдина, Р. Д. (2010). «Дальний импорт» Прикамья – своеобразное проявление взаимодействия народов Евразии (8 век до н.э. – 9 век н.э.). В Э.В. Гольдина (ред.), Бусы могильников неволинской культуры (конец IV–IX вв. н.э.) (с. 156–247). Ижевск.
- Гольдина Р. Д. (2012). Зарождение «дальнего импорта» на Урале. Известия Коми научного центра УрО РАН, 2(10), 108–119.
- Григорьев С.А. (1999). Древние индоевропейцы. Опыт исторической реконструкции. Челябинск.
- Гуревич А.Ю. (1990). О генезисе феодального государства. Журнал древней истории, 1, 101–106.
- Ибн-Фадлан, А. (1939). Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР.
- Кузеев Р.Г. (1993). Национальные движения в прошлом и логика их современного развития. Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Часть 1. Москва.
- Миллер, Б.В. (1950). Персидско-русский словарь. Москва: Государственное издательство иностранных и отечественных словарей.
- Могильников В.А. (1981). Степи Евразии в средние века. Москва: Наука.
- Панков А. В. (1927). К истории торговли между Средней Азией и Россией в XVI–XVII вв. В.В. Бартольд. Туркестанские друзья, ученики и поклонники. Ташкент.
- Руденко С.И. (1955). Башкиры. Историко-этнографические очерки. Москва; Ленинград.
Ваш комментарий будет первым