Реки Саратовской области — Волга Фото
Поговорим о наших реках. Начнём с того, что, в общем-то, хорошо известно. Волга — самая большая река. И не только в наших краях, но и в Европе. От истоков по устья её длина — 3680 километров. Но большая — это не только протяжённая.Волга у нас самая-самая глубокая. Около Саратова, вблизи от опор автодорожного моста, глубина доходит до 33 метров. А чуть выше плотины Саратовской ГЭС, у Балакова — до 41 метра. Волга — самая широкая, местами до 20-25 километров.
Волга — самая многоводная. В секунду через её поперечное сечение в среднем протекает 8 ООО кубических метров воды. Это столько, сколько вмещают два самых больших волжских танкера-нефтевоза.
На Волге можно увидеть самые высокие волны: до 3 метров. Это там, где река, образуя водохранилища, превращается если не в моря, то в обширные озёра. Но есть у Волги и ещё «рекорды».
Она, оказывается, самая древняя река в Европейской части России. Отдель¬ные её участки обозначались на земной поверхности около 400 млн. лет тому назад. Задолго до появления на планете, скажем, динозавров, не говоря уже о человеке. С тех пор в наши края приходили и уходили десятки древних морей. Но стоило очередному отступить, как река снова появлялась почти там, где текла до нашествия солёной стихии.
На берегу Волги был построен самый первый из тех, что известны историкам, город в пределах нашей области — золотоордынский Укек (или, как теперь говорят, Увек). Было это более семи веков тому назад. Позже именно на Волге, на её берегу или сначала на островах, возникли и первые русские крепости — Сосновый остров, Саратов.
И сейчас именно на этой реке стоят самые большие города саратовской земли — Саратов, Энгельс, Балаково. Естественно, что именно на Волге в 1838 году появился и первый в наших краях пароход. И что именно Волга первой стала обустроенной речной дорогой, на которой во второй половине прошло¬го века стали расчищать мели, устанавливать бакены, береговые судоходные знаки. Став «главной улицей России», Волга со временем связала между собой 5 настоящих больших морей.
Наша главная река собрала и самую большую коллекцию имён. Античные путешественники называли её Ра, арабы в IX веке — Славянской, тюрко-язычные народы — Идель, Итель, Этел, Атал, что значит «большая река». Мордва — Pay, марийцы — Йул, чуваши — Адель, финно-угры — Волге, славяне-кривичи — Вълга. Можно добавить и ещё…
Волга с её мощными водами замерзает самой последней из наших рек, только в декабре. И ломает свой ледяной панцирь последней — в апреле, у неё- самое богатое по составу рыбье население — 75 видов (40 промысловых)! Она чаще других упоминается в сказаниях, песнях, стихотворениях. Она и ещё чем-то, наверное, самая-самая. Тут перечислено, наверняка, не всё. Я же закончу разговор тем, что приведу несколько фактов, подтверждающих, что Волга при всей своей «самости» в чём-то проигрывает другим нашим менее заметным рекам и речкам.
Большой Иргиз, что течёт по северо-западной части саратовской земли. Так вот, если считать по протяжённости русла, он у нас — самая длинная река. 450 километров. А не Волга, которая в пределах области протянулась только на 420… Он же и самая извилистая река. Посмотрите на карту и посчитайте, сколько он выписывает петель. У него зимой бывает самый толстый лёд, до 96 см. А кое- где он промерзает и до дна. И вот ещё: равнинная вроде бы речка, смирная, не так уж и многоводна, но во время большого паводка характер Большого Иргиза резко меняется. Всего за сутки его уровень может подняться на 7 метров, что приводит к серьёзным бедствиям. А за несколько дней половодья воды его, бывали случаи, поднимались на 13 метров! Это «рекорды», оставляющие позади и саму Волгу.
На долю других наших рек и речек «самого-самого» приходится меньше, но всё же есть. Самая быстрая, как будто, Терешка, самая чистая вроде бы Хопёр! По крайней мере, так было до недавних времён. Самая тёплая летом — Большой Узень (абсолютный рекорд всё же за Чардымом, где 3 июля 1954 года термометр показал 30,6 градуса!). Самая холодная — речка Казанла, которую, надо полагать, питают многочисленные выходы подземных вод.
Худяков Дмитрий Сергеевич
volgafoto.ru
Волгоградское водохранилище. От Саратова до Волгограда
От Саратова до Волгограда – около 400 километров пути по окружённому степями Волгоградскому водохранилищу. На этом участке Волга сохраняет своё юго-западное направление, сопровождаемое правобережными холмами Приволжской возвышенности и левобережными просторами заволжских степей.
1. На южной окраине Саратова расположен крупный нефтеперерабатывающий завод, у причала которого виден стоящий под погрузкой танкер смешанного плавания проекта 19614.
2. Ниже НПЗ, на самой границе Саратова возле бывшего посёлка Увек берега Волги связывает знаменитый железнодорожный мост Саратов – Урбах.
Сооружение крупнейшего на тот момент в Европе моста через реку Волгу, соединяющего одной непрерывной железнодорожной линией Саратов и Покровск (Энгельс) являлось важнейшим стратегическим шагом в народном хозяйстве страны. Возникновение сплошного железнодорожного сообщения Москва-Астрахань, Москва-Уральск позволяло соединить центральные районы СССР с Юго-Востоком, Средней Азией, Уралом и Сибирью. Благодаря строительству моста и участка железной дороги Саратов-Анисовка, протяженностью 21 километр, решалась проблема транспортировки большого количества грузов, в виду того, что ранее правобережные и левобережные железнодорожные линии не пересекались и вся переброска грузов с одного берега на другой, как летом так и зимой, осуществлялась паромом. Со строительством этого моста открывалась возможность переброски хлебных грузопотоков по кратчайшему пути из Южной Сибири, Казахстана и Заволжья к Черноморским портам, а также получения промышленного угля из Донбасса.
История железнодорожного моста через Волгу у Саратова берет свое начало в далеком 1892 году, когда были начаты работы по выбору створа нового мостового перехода через Волгу – в черте Саратова, либо же вне города. Ожесточённая полемика вокруг створа будущего моста была вызвана столкновениями интересов Рязано-Уральской железной дороги с городскими структурами Саратова. Для городских структур, по преимуществу купеческих и помещичьих, сооружение моста сулило большой торговый оборот и значительное повышение стоимости городских земель, как в Саратове, так и в Покровской Слободе (ныне город Энгельс). Поэтому они настаивали на его сооружении в самом городе, в районе Глебучева оврага. Причем, в интересах городских властей было организовать не только железнодорожное, но и городское движение, поэтому одним из вариантов моста в черте города был совмещенный мост. Железнодорожники были заинтересованы в наиболее выгодной эксплуатации железнодорожной переправы, поэтому лучшим вариантом для общества РУЖД был переход Волги у поселка Увек. В этом месте ширина Волги значительно меньше, чем в городе и условия для сооружения моста были более благоприятными.
С 1900 по 1917 годы был проведен ряд широкомасштабных изысканий места будущего перехода, составлено несколько вариантов как по городскому, так и по увекскому вариантам. Созывались разнообразные комиссии и принимались различные решения. В июне 1914 года Инженерный совет МПС вынес постановление в пользу увекского варианта и это решение было утверждено Советом Министров. Но вопрос о местоположении будущего моста на этом не закончился – дело дошло до того, что в 1916 году была передана докладная записка императору Николаю II, который наложил весьма странную в сложившейся ситуации резолюцию: «Скорейшее осуществление моста у Саратова весьма желательно». Борьба за местоположение моста продолжилась.
В марте 1917 года Временное правительство приняло решение о строительстве двухъярусного моста в черте города Саратова, а уже в июле сделало вывод, что строительство двух раздельных мостов – одного железнодорожного вне города у посёлка Увек и второго для автомобильного и гужевого транспорта в черте города – более экономично. Следующий период решения вопроса о сооружении моста длился с 1918 по 1928 годы. В это время помимо традиционно споривших друг с другом различных вариантов мостов, рассматривались варианты тоннеля под Волгой для железнодорожного движения и устройство трансбордера, электрической подвесной дороги, для городского сообщения. Наконец, в 1928 году после рассмотрения всех материалов НКПС было принято решение о первоочередном строительстве железнодорожного моста через Волгу у посёлка Увек.
Мост выполнен по схеме 4х66+152+132,3+198+132,3+198+152+6х66 метров. Принятая схема моста предусматривает перекрытие пойменных пролетов 66-метровыми фермами с ездой поверху, а главное русло – двухконсольными фермами с опирающимися на них фермами-подвесками, т.е. главные почти 200 метровые пролеты моста состоят из двух 37-метровых консолей смежных с ними ферм и опирающейся на них подвесной фермы длиной 119 метров и весом 717 тонн. Основным преимуществом такой системы считалась её разрезность, так как применение неразрезной схемы на нескальных грунтах на тот момент считалось опасным. Опорные узлы русловых ферм моста выполнены в пониженном варианте, что позволило уменьшить высоту опор. Фермы моста выполнены из импортной крупповской стали на днепропетровском и донецком заводах металлоконструкций, а также московском заводе «Стальмост». В качестве фундаментов опор были приняты кессоны, которые погружались на глубину до 30 метров. Саратовский железнодорожный мост – один из первых в России, опоры которого выполнены из монолитного бетона. До 1930 года большинство опор мостов выполнялись из бутовой кладки.
Мост строился долго и трудно – с 1929 по 1935 год. В апреле 1934 года на строительстве произошла крупная авария – обрушение монтируемого пролета, которое вызвало и значительное повреждение одной из опор. В результате той катастрофы погибло 150 человек. Строительство моста протяженностью 1850 метров и сооружение огромных насыпей-подъездов к нему высотой до 28 метров являлись одними из сложнейших технических работ в Советском Союзе. При сооружении Саратовского железнодорожного моста строителям пришлось встретиться с исключительными трудностями и для их преодоления решить ряд сложных технических задач. На этом мосту был применен целый ряд новых технических методов – в частности новшества при производстве кессонных работ. Испытание моста проводилось 10-14 апреля 1935 года лучшим машинистом Рязано-Уральской железной дороги А.Ивановым, который провел первый поезд, состоящий из двух паровозов «Эхо» с полногрузными вагонами и цистернами по новой железной дороге Саратов-Анисовка. После этого мост переходил в постоянную эксплуатацию Рязано-Уральской железной дороги. Учитывая степень важности сооружения, были установлены меры по специальной эксплуатации моста с созданием железнодорожной дистанции пути, обслуживаемой квалифицированными мостовиками.
Саратовский железнодорожный мост — яркий пример героического труда тысяч людей, которые, имея минимальное техническое вооружение, приложили колоссальные усилия для создания такого гигантского сооружения. В настоящее время мост Саратов – Урбах уже почти 80 лет служит без капитальных ремонтов и реконструкций. Но в обозримом будущем этот мост будет полностью перестроен – выполнены предварительные стадии «ТЭО», затем «Проект». На данных этапах рассматривались и сравнивались несколько створов нового моста, а также несколько вариантов конструкции – даже вот такой экзотический, в шутку прозванный «крокодил». :))
В результате сравнения вариантов и прохождения Главгосэкспертизы был принят более классический вариант будущего нового перехода по схеме 18,2+3х66+88+(2х192)+128+(2х192)+88+6х66+1
3. Рабочее проектирование и строительство нового железнодорожного моста Саратов – Урбах уже не за горами. А пока теплоход на полном ходу проносится над старыми пролётами огромного моста, ставшего эпохальным для своего времени.
4.
5.
6. Нижняя Волга – широкая и оживлённая водная магистраль. Чем дальше на юг, тем больше и больше флота. Буксиры с баржами, сухогрузы и особенно огромные танкера, приходящие на Волгу с южных морей – кого-то мы обгоняем, кто-то идёт навстречу.
7.
8. Волгоградское водохранилище – последнее на нашем пути, самое южное и самое длинное на Волге. Оно протянулось на 540 километров по Саратовской и Волгоградской областям, в главной своей части, на 400-километровом плёсе от Саратова до Волгограда широкой 15-километровой лентой разделив холмы Приволжской возвышенности и уходящие в сторону Казахстана степи Заволжья.
9. Расходимся с танкером проекта RST27, одним из самых крупных и современных типов судов, работающих на наших водных путях. Эти танкеры строятся с 2012 года. Если танкеры компании «Палмали» издалека узнаваемы по своей ярко-красной раскраске, то все наливные суда компании «В.Ф.Танкер» зелёного цвета.
10. Громадное для реки судно – в носовой его части хорошо видны элементы бульба, выступающей ниже ватерлинии выпуклой передней части судна. Это черты уже чисто морских судов.
11.
12. Ширина Волгоградского водохранилища от Саратова до Волгограда практически постоянная – 6-10 километров, иногда чуть шире. Прямой широкой лентой идёт здесь Волга вдоль границы Приволжской возвышенности на юго-запад к Волгограду. Фарватер практически всё время идёт вплотную к гористому правому берегу. Берег обрывается розовато-жёлтой известняковой стеной. Понизу её украшают темные лиловатые осыпи, а сверху прикрывает такой тонкий слой почвы, что кажется, его можно скатать как ковер вместе с домами и деревьями. Розовато-жёлтая стена сменяется зеленоватой, зеленоватая – серой с отделкой из жёлтой и лиловой полос. А теплоход прямым курсом следует на юго-запад к Волгограду вдоль меняющихся как калейдоскоп степных берегов.
13.
14.
15. В этих краях много памятных мест. Неподалёку отсюда в 1961 году совершил посадку космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту, а на самом берегу один за другим расположены три знаменательных места: реактивный истребитель (установлен на волжском берегу в память о проходившей здесь во время войны воздушной трассе), утёс Степана Разина, а вслед за ним – знаменитые Столбичи, одно из самых живописных мест на Нижней Волге – берег здесь напоминает древнеримские колонны, созданные за тысячелетия самой природой. При том расписании, которым идёт наш теплоход, утёс Степана Разина, самолёт и Столбичи мы пройдём уже после заката. Иногда, при более раннем отходе от Саратова, теплоходы проходят их вечером. Зато наше расписание позволило нам с утра во всей красе увидеть Змеевы горы, о которых я писал в одной из прошлых частей. Да и те берега Волгоградского водохранилища, которые мы видим сейчас на закате – не менее красивы!
16.
17.
18.
19.
20.
21. Южные закаты ярки, но коротки – быстро опускается на реку теплая лунная ночь.
22. Скоро совсем стемнеет, и в чёрном южном небе рассыпятся мириады ярких звёзд, разделённых белым шлейфом Млечного пути. До чего классно смотреть их лёжа ночью на солярии и, замечтавшись, на минуту ощутить себя в бесконечном космическом пространстве…
Ночью теплоход проходит Камышин – ниже которого до создания Волгоградского водохранилища Волга пересекала нулевую горизонталь, соответствующую уровню мирового океана. Волга впадает в бессточное Каспийское море-озеро, находящееся на отметке минус 28 метров. Сейчас нулевую горизонталь Волга проходит ровно в створе Волжской ГЭС, верхний бьеф которой находится выше, а нижний – на 11 метров ниже мирового океана. И далее на заключительном участке на юг к Каспию река течёт в отрицательных отметках ниже уровня мирового океана.
23. Утром теплоход продолжает путь по Волгоградскому водохранилищу, постепенно приближаясь к Волгоградскому гидроузлу.
24. Всё также обрывист правый берег Волги, сохраняющей юго-западное направление. Такой характер течения река сохранит до самого Волгограда, ниже которого, упершись в Приволжскую и Ергенинскую возвышенности, разделившие Волгу и Дон, резко повернёт на юго-восток и широкой переплетённой протоками Волго-Ахтубинской поймой направится через полупустыни к Каспию.
25. А навстречу один за другим идут караваны судов.
26.
27.
28.
29.
30. Часть крупных танкеров турецко-азербайджанской судоходной компании «Палмали» носят азербайджанские имена: «Генерал Ази Асланов», «Дахи Бюль-Бюль», «Капитан Нагдалиев», «Кура Ривер», «Фариз Исмаилханов», «Чингиз Мустафаев», «Азери Карабах» (подтекст этого названия, думаю, понятен), и другие. Наш теплоход приближается к Волгоградскому гидроузлу, а навстречу прошёл очередной ярко-красный танкер «Лянкяран», названный в честь азербайджанского города.
31.
32.
33. Приближаемся к шлюзам Волгоградского гидроузла.
Волжская ГЭС была построена в 1951-1962 годах. Это последняя ступень Волжского каскада гидроэлектростанций, образовавшего на реке систему из восьми водохранилищ, протянувшихся одно за другим с севера на юг на 2500 километров от Твери до Волгограда с разрывом на коротком Городецком участке. Раньше на реке было две Волжских ГЭС. Волгоградская станция называлась Волжской ГЭС имени XXII съезда КПСС, а Куйбышевская – Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Сейчас самарская плотина называется Жигулёвской ГЭС, а Волгоградская – просто Волжской ГЭС, без прежней приставки партийного съезда, знаменитого тем, что на нём Н.С. Хрущёв объявил о построении коммунизма в СССР к 1980 году (к Московской Олимпиаде, видимо :)). Волжская ГЭС – самая мощная на Волге и шестая по мощности в России, уступающая лишь пяти ГЭС Енисейско-Ангарского каскада.
34. Здание Волжской ГЭС хорошо видно с теплохода.
35.
36. Волгоградский гидроузел мне всегда нравился своей южной зеленью – прямо на территории шлюза находится большой сад, разделённый шумным журчащим каналом.
37. По сооружениям Волгоградского гидроузла проходят автомобильный и железнодорожный переходы.
38. Волгоградский шлюз – двухниточный двухступенчатый без промежуточного бьефа. Покинув первую камеру шлюза, теплоход сразу попадает во вторую.
39.
40.
41. Волжская ГЭС интересна также тем, что помимо основной станции на ней расположена небольшая межшлюзовая ГЭС на канале, разделяющем две параллельные нитки шлюзов.
42. В нижнем подходном канале расходимся с толкаемым составом, перевозящим серу, и идущим за ним крупным современным танкером проекта 19614.
43.
44. Волжская ГЭС остаётся позади. Мы завершили наш долгий путь по системе волжских водохранилищ – заключительный участок пути до Каспийского моря Волга протекает в естественных берегах.
45. Ниже плотины Волжской ГЭС от Волги отходит её левый рукав Ахтуба, который дальше течёт параллельно основной реке до самой дельты. Отсюда до устья Волги ещё более 600 километров, но природа здесь уже другая. У Волгограда кончается Приволжская возвышенность; дальше к югу начинается зона полупустынь, через которую широкой лентой пролегла к Каспийскому морю Волго-Ахтубинская пойма. В своём истоке у Волгограда Ахтуба выглядит самой обыкновенной, не внушающей особого уважения воложкой, а ведь она сопровождает Волгу, поддерживая с ней время от времени через протоки связь на протяжении 450 километров!
46.
47. Оставляем позади ГЭС и исток Ахтубы. Дальнейший путь на протяжении 80 километров проходит вдоль одного из самых длинных городов России, вытянувшегося с севера на юг вдоль Волги. На нашем пути город-герой Волгоград.
Здесь на берегах Волги состоялось самое крупное, страшное и кровопролитное сражение Второй Мировой, наряду с последующей Курской битвой решившее исход самой страшной войны в истории человечества. Потерпев неудачу под Москвой, враг решил во вторую летне-осеннюю кампанию 1942 года нанести удар южнее и перерезать путь, связывающий центральную часть Советского Союза с богатыми нефтеносными районами Кавказа и югом нашей страны. Но на пути фашистов неприступным рубежом стала великая русская река Волга…
48. Под песни военных лет теплоход движется вдоль города, минуя Мамаев Курган и расположенный на реке памятник героям-речникам, у которого на обратном пути из Астрахани всегда происходит ритуал памяти – с борта теплохода бросают цветы, венки, теплоход долго и протяжно гудит, отдавая дань памяти речникам, погибшим в Сталинградской битве.
49. Проходим под пролётами нового Волгоградского моста.
50. С правого борта хорошо виден музей-панорама «Сталинградская битва» и расположенное правее от него здание разрушенной мельницы. Его сохранили как память – таким тогда был весь Сталинград… После окончания битвы от города остались одни руины…
51. С носа теплохода уже видно здание речного вокзала и расположенные за ним новые жилые кварталы, носящие имя «Парус».
В Волгограде теплоходы всегда делают продолжительную остановку.
К оглавлению >>>
uritsk.livejournal.com
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 14: humus — LiveJournal
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 1Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 2
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 3
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 4
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 5
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 6
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 7
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 8
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 9
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 10
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 11
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 12
Дореволюционная Россия на фотографиях. Путешествие по Волге. Часть 13
Общий вид водокачки. 1894 г. г. Царицын.
Общий вид города с реки Волги. 1894 г. г. Царицын.
Общий вид Нобелевского городка с реки Волги. 1894 г. г. Царицын.
Донская пристань. Общий вид. 1894 г. г. Царицын.
Общий вид собора. 1894 г. г. Царицын.
Троицкая церковь. Общий вид. 1894 г. г. Царицын.
Общий вид с реки Волги. 1894 г. г. Хвалынск.
Внешний вид женского скита. 1894 г. г. Хвалынск.
Женские скиты. Общий вид. 1894 г. г. Хвалынск.
Окрестности села Золотого. 1894 г. г. Хвалынск, село Золотое.
Общий вид базарной площади. 1894 г. г. Баронск.
Общий вид памятника императрицы Екатерины II 1894 г. г. Баронск (Екатеринштадт).
У хлебной пристани в селе Балакове. 1894 г. с. Балаково.
Вид города Саратова. 1894 г. г. Саратов.
Внешний вид здания биржи. 1894 г. г. Саратов
Внешний вид собора. 1894 г. г. Саратов.
Немецкая кирха. Общий вид. 1894 г. г. Саратов.
Общий вид Саратова. 1894 г. г. Саратов.
При переносе на комп 2800 на 1800
Общий вид собора. 1894 г. г. Саратов.
Общий вид хлебной пристани. 1894 г. г. Саратов.
Пожар на пристанях Саратова. 1894 г. г. Саратов.
Общий вид городской площади. 1894 г. г. Саратов.
humus.livejournal.com
Волга в 1924 году — Блог Дениса Жабкина — LiveJournal
1978. Очистные сооружения в Залетаевском овраге
О том как строились очистные сооружения в Заводском районе в статье 1978 года. Спасибо Алексею Иванову
Хлебная пристань-2017: Маркс
Ну и поскольку проходил фестиваль «Хлебная пристань» в бывшей столице немцев Поволжья, вот вам ещё немного Маркса. В связи с фестивалем в…
Панорамы с ЖК «Ильинский»
Все панорамы кликабельны. Пришлось правда для интернета размеры в 2 раза уменьшить и файлы в 2 раза ужать.
Саратов с ЖК «Ильинский»: детали
Продолжаю публиковать фотографии с крыши 25-этажки. Учитывая технический, можно сказать, что мы любуемся Саратовом с 27 этажа. И сначала…
Панорама Саратова с Лопатиной горы
Финальной точкой экскурсии по Агафоновке стала Лопатина гора, с которой открывается красивый вид на Волгу, Октябрьский и Заводской район. Давайте…
Мегафон пикник
Вчера вечером «Мегафон» вывез некоторых журналистов и блогеров на Мегафон-пикник. Что нам показали и куда возили, об этом мой пост. Ну а начну я его…
Панорамы с Саратовской ГЭС
Виды Балаково, Волги и Саратовской ГЭС. Погода конечно выдалась слегка туманной, однако колоритный водосброс и отсутствие листьев на деревеьях…
Саратовская ГЭС внутри
Во время последнего визита я побывал и внутри машинного зала Саратовской ГЭС. Кстати, работают тут по московскому времени. Правила…
Паводок и холостой водосброс на Саратовской ГЭС
Вчера побывал на Саратовской ГЭС, что в Балаково, для того чтобы посмотреть на холостой водосброс и узнать о работе станции во время паводка. Во…
djhooligantk.livejournal.com
краткое описание великой русской реки
Река Волга — крупнейшая река в Европе, самая многоводная в России. Это самая длинная в мире река, впадающая во внутренний водоем — Каспийское море.
Интересные факты о Волге
Бассейн реки занимает территорию, площадь которой равна площади половины Европы.
Река Волга (краткое описание дано ниже) имеет более полутораста притоков — это один из рекордных показателей на планете. В среднем 37 дней необходимо воде, чтобы пройти от истока до устья, так как скорость течения примерно 4 км в час. Волга — одна из немногих рек, имеющих свой праздник — в России 20 мая принято считать Днем Волги.Река Волга: краткое описание географического положения
Протекает Волга по территории России, лишь небольшой рукав Кигач уходит на восток в Атыраускую область Республики Казахстан. Река Волга (краткое описание для детей пойдет ниже) начинается в Тверской области у села, которое так и называется Волговерховье.
Здесь ее исток представляет собой небольшой ручеек, который уже через несколько километров пересекает озера — сначала Малые, а затем Большие Верхиты, дающие силы великой реке. Около трети Европейской части России омывается водами бассейна Волги. Волга и ее притоки протекают по территории тридцати административных районов России и одной области Казахстана. Устье реки расположено в Астраханской области и представляет собой самую большую в Европе дельту из многочисленных рукавов, которые впадают в Каспийское море.Исторические сведения
Волга, как важная торговая артерия Евразии, известна человечеству давно. Имея большую протяженность и выгодное географическое положение, она пользовалась особой популярностью у торговцев. Еще в 5 веке до нашей эры Геродот, древнегреческий философ, упомянул ее в своем трактате о походе царя Дария на скифские племена. Назвал он Волгу Оаром. В древнеарабских летописях она значится как Итиль.
К 10 веку нашей эры сформировался известный Волжский торговый путь, соединяющий Скандинавию с арабскими странами. На берегах великой реки образовывались крупные торговые центры: хазарские Итиль и Булгар, русские Муром, Новгород, Суздаль. В 16-18 веках на карте Поволжья появились такие крупные города, как Саратов, Самара, Волгоград. Здесь, в заволжских степях, скрывались восставшие казаки и крестьяне. Давая краткое описание Волги, надо отметить, что она во все времена выполняла важную экономическую функцию — соединяла порты внутри страны и была магистралью для связи разных государств. В середине 20 века, после образования Волго-Донского канала, увеличилась и политическая функция реки — выход к Азовскому и Черному морям, следовательно, к Мировому океану.
Природа бассейна Волги
Богата природными ресурсами река Волга. Краткое описание основных видов растений и животных приводится ниже. В воде присутствует четыре вида растений: водоросли, водные погруженные, водные с плавающими листьями, земноводные. В прибрежных районах произрастает большое разнообразие трав (полынь, осока, мята, алтея, молочай), так как дельта Волги покрыта обширными лугами. В обилии ежевики и тростника. На протяжении сотен километров вдоль Волги расположены лесополосы с березами, ясенями, ивами, тополями. Таково краткое описание реки Волга, ее флоры.
Фауна реки также разнообразна. В воде обитают около пятидесяти видов рыб, в том числе осетр, белуга, севрюга. Прибрежные просторы густо заселены птицами и животными. Особенная природа в дельте Волги, где находится уникальный Астраханский заповедник. В нем обитает множество насекомых, птиц, млекопитающих и произрастает большое разнообразие растений. Некоторые представители фауны, существующие в заповеднике, занесены в Красную книгу: лебедь-шипун, пеликан, орлан-белохвост, нерпа.
Крупные города Поволжья
Поволжье имеет выгодное положение и с географической, и с экономической точек зрения. Вблизи находятся развитые районы Урала, Центральной России и Казахстана. Снабжает населенные пункты водой, энергией, является магистралью река Волга. Краткое описание наиболее ярких городов приводится ниже. На берегах Волги расположены многие крупные и небольшие города, со своими уникальными достопримечательностями и удивительной историей. Наиболее крупными являются Казань, Самара, Волгоград.
Казань — красивейший и древний город, входящий в список городов всемирного наследия ЮНЕСКО. Со стороны реки Казанка — левого притока Волги — виден комплекс Казанского Кремля: Благовещенский собор 16 века, мечеть Кул Шариф, падающая башня Сююмбике. Кремль — главная достопримечательность города.
Самара также является городом, расположенным в месте встречи трех рек — Самары, Сока и Волги. Главные достопримечательности — колокольня Иверского женского монастыря, Самарская Набережная, исторический центр города.
Город-герой Волгоград — один из красивейших населенных пунктов России. Из многочисленных культурных и исторических достопримечательностей города необходимо отметить Мамаев курган, расположенный на берегу Волги, Казанский собор, центральная Набережная.
На берегах Волги расположены и более мелкие самобытные города и поселки со своим историческим наследием и культурными памятниками.
fb.ru
Ваш комментарий будет первым