1.2. Функции рекреационной деятельности
10
Организаторы отдыха могут активно воздействовать на спрос, меняя соотношение между удовлетворенным и неудовлетворенным спросом путем изменения цены за услуги. Возможно использование и внеэкономических рычагов управления спросом. Общество заинтересовано в том, чтобы все предложения были приняты большинством его членов. Поэтому при разработке структуры предложений оно включает личные и групповые потребности как слагаемые и составные части общественных потребностей. В этой связи предложения часто выступают как информация о характере и уровне обслуживания, об эстетических и познавательных ценностях, об эффективности лечения в тех или иных местах отдыха.
Спрос может регулироваться модой и рекламой. Примером реакции на моду может служить повышенный спрос на отдых в наиболее популярных курортах. Стихийная и организованная реклама может существенно повлиять на спрос и выбор мест отдыха. Однако реклама не может в корне изменить соотношение потребностей, формирующихся под влиянием действия ряда объективных закономерностей.
Выделятся три крупных группы общественных функций рекреационной деятельности: медико-биологическую, социально-воспитательную и экономическую. Каждая из этих групп связана с определенной сферой деятельности людей, но непреодолимых границ между ними нет, поскольку многие из потребностей общества взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ясно, что сохранение и восстановление здоровья человека может быть рассмотрено в рамках медико-биологических функций рекреационной деятельности; культурно-воспитательные функции включают воспитание гармонически развитой личности, а к экономической функции относятся воспроизводство трудовых ресурсов, увеличение занятости населения.
Рекреационная деятельность определяется как деятельность в свободное время. Но она может быть определена и как деятельность в определенном пространстве. Между функцией деятельности и типом пространства имеется связь. Так повышение роли культурно-социальной функции приводит к повышению роли познавательного туризма, созданию специфических рекреационных территорий, турбаз, культурно-исторических заповедников и национальных парков и др.
1.2.1. Медико-биологические функции
Различают две стороны медико-биологических функций рекреационной деятельности: лечение и оздоровление.
11
Санаторно-курортное лечение необходимо для восстановления здоровья людей, перенесших заболевание и нуждающихся в продолжении лечебного процесса. Необходимость оздоровления определяется тем, что во время трудовой и бытовой деятельности даже у практически здорового человека возникает состояние утомления — временное снижение работоспособности. Для предупреждения утомления труд должен сменяться отдыхом. Одним из важнейших свойств рекреационной деятельности, способствующих быстрому снятию усталости, является ее активность. При активной деятельности восстановительные процессы протекают быстрее, чем при пассивном отдыхе. Формой активной рекреационной деятельности может быть переключение с одного вида деятельности на другой. Таким образом, отличительный признак активной деятельности — ее разнообразие. Даже переключение с одного вида умственной работы на другой — посещение театра, чтение книг, слушание музыки — также активная рекреационная деятельность. Но при всей важности интеллектуальных занятий особое значение в качестве формы активной рекреационной деятельности имеет физическая деятельность. В среднем и пожилом возрасте физические упражнения, активизируя организм и противодействуя процессу старения, даже более важны, чем в молодости.
В зависимости от возраста организм нуждается в различных (по длительности, величине и характеру физических нагрузок, характеру и количеству эмоциональных переживаний) условиях рекреационной деятельности. Так условия рекреационной деятельности детей должны отличаться разнообразием впечатлений и нагрузок, в среднем и преклонном возрасте нагрузки должны носить равномерный характер и протекать в спокойной эмоциональной обстановке. Таким образом, каждому возрастному периоду должны соответствовать специфические циклы занятий.
Учет медико-биологических функций позволяет сформулировать некоторые предпосылки организации рекреационной деятельности:
∙широкое развитие активных видов рекреационной деятельности, связанных с физической активностью;
∙разнообразие деятельности, как необходимое условие эффективности мероприятий по восстановлению здоровья;
∙учет особенностей всех возрастных контингентов и социально-профес- сиональных групп, что обеспечивает отдыхающим высокую свободу выбора в соответствии с их психофизиологическими возможностями, склонностями и интересами.
12
1.2.2. Социально-культурные функции
Социально-культурные функции определяются потребностью общества в формировании всесторонне и гармонически развитой личности. Однако далеко не всякая деятельность, осуществляемая в свободное время, ведет к развитию человека как личности. Нередко это время тратится впустую, а иногда оборачивается прямым ущербом и для самого человека и для окружающих и, в конечном счете, для общественных интересов.
В качестве одной из функций рекреационной деятельности выделяют развлечение, но не в чистом виде, а в сочетании с занятиями, выполняющими общественно-полезные функции. Это четко выражено в структуре занятий на туристических маршрутах, в организации отдыха в санаториях и домах отдыха. Таким образом, личные потребности в развлечении выступают как одно из средств удовлетворения общественных потребностей в восстановлении трудоспособности и развитии личности. Если восстановление трудоспособности и всестороннее развитие личности являются целью организации рекреационной деятельности, то развлечение — средством достижения этих целей. Развлечение само по себе не имеет социальной ценности, но обретает ее, являясь одним из способов достижения поставленных социальных целей.
Во многих капиталистических странах обслуживание рекреации идет по пути развития индустрии развлечений (Лас-Вегас. Монте-Карло). Однако возрастание роли развлекательных моментов нередко обусловливает потерю функции познания и развития, а контакт с природой превращается в развлечение и сплошное поглощение информации.
1.2.3. Экономические функции
Они связаны с ролью человека как основной производительной силы общества, со спецификой экономических форм удовлетворения рекреационных потребностей и с решением путем организации рекреационной деятельности некоторых хозяйственных проблем. К таким проблемам относятся повышение уровня занятости населения, развитие сферы обслуживания и благоустройства быта местного населения, сбалансирование денежных доходов и расходов населения на более высоком уровне и т.д. Эти экономические функции связаны с медико-биологическими и социально-культурными функциями, но они имеют в то же время самостоятельное значение. Экономические требования (развитие производительных сил, рост производительности труда, рост совокупного общественного продукта) во многом диктуют необходимость организации рекреационной деятельности и определяют структуру и приоритет медико-биологических и социально-культурных функций.
13
Самыми существенными экономическими функциями являются:
расширенное воспроизводство рабочей силы, формирование хозяйственных систем, обеспечивающих удовлетворение рекреационных потребностей, обеспечение соответствия товарных фондов и их структуры потребительскому спросу и, наконец, рекреационная деятельность — источник валютных поступлений.
Рекреационная деятельность в отличие от трудовой деятельности человека протекает в сфере потребления. Есть три пути удовлетворения рекре-
ационных потребностей:
∙за счет рынка товаров и услуг;
∙в форме непосредственного внерабочего приобретения продуктов и услуг, главным образом, в рамках общественных фондов потребления;
∙в форме самообслуживания.
Удовлетворение рекреационных потребностей обеспечивается совокупностью услуг и товаров, связанных между собой. Здесь действуют принципы: взаимозаменяемости (субституции) и взаимодополняемости
(комплементарности).
В организационном и экономическом плане существенны два аспекта взаимозаменяемости. Во-первых, взаимозаменяемость одинаковых по функции услуг, различаемых лишь по качеству (например, перемещение обеспечивается разными видами транспорта, с разной степенью комфортности и при разных скоростях движения). Во-вторых, взаимозаменяемость услуг, удовлетворяющих одну потребность (например, лыжная прогулка может быть заменена катанием на коньках, купание в море — купанием в реке или бассейне). Таким образом, при рассмотрении проблемы взаимозаменяемости необходимо учитывать особенности каждого канала удовлетворения потребностей.
Под взаимодополняемостью понимается такая экономическая связь, когда пользование одной услугой предполагает приобретение еще ряда единичных или комплексных услуг. Например, приобретение транспортных услуг для перемещения в район отдыха автоматически вызывает потребности в средствах размещения предприятий питания в месте отдыха. При этом удовлетворение потребностей, ради которых предпринимаются путешествия — главных в рекреационной деятельности — не принимают товарной формы. Пребывание в местах с благоприятным климатом, купание в море, прогулки по лесу, осмотр культурно-исторических достопримечательностей чаще всего не требуют от туриста прямых затрат денег. Услуги, обеспечивающие рекреационную деятельность, создаются при различных общественно-необходимых затратах труда. В связи с этим возникают предпосылки для образования
содержание, структура и гуманистический потенциал
В статье рассмотрены суть, содержание и структура рекреативных функций средств массовой информации, проанализированы различные исследовательские подходы при разработке проблем рекреативных функций СМИ. Внимание автора занимают типичные формы реализации рекреативных функций, выбор которых обусловлен нынешними социально-экономическими условиями, а также проблема гуманизации рекреативного медиаконтента.
Ключевые слова: рекреация, рекреативные функции СМИ, рекреативный потенциал СМИ, эскапизм, развлечение, гуманизация
Рекреация имела большое значение в жизни общества на всех этапах его развития. Естественная для каждого человека необходимость в отдыхе, отвлечении, передышке, релаксации, развлечении, получении удовольствия обусловливает важность рекреации как необходимого условия поддержания нормальной жизнедеятельности, поскольку, как известно, в человеческом организме взаимосвязаны и непрерывно сменяют друг друга процессы затраты сил, энергии и их восстановления.
Происхождение термина “рекреация” (англ. re-creation — создание заново, воссоздание; recreation — отдых, восстановление сил, развлечение), многочисленные исследовательские концепции и подходы в толковании его значения определенно указывают на то, что мы имеет дело со сложным, тысячелетия существующим явлением, характерным для жизни общества на всех этапах его развития. На наш взгляд, когда речь идет о рекреации, следует понимать, что под этим подразумевается феномен, который имеет разные предметные срезы — досуг, игру, отдых, развлечение — но в сущности составляет цельную рекреалогическую систему, которая обладает общими аксиологическими качествами и сущностными характеристиками. Во-первых, рекреация — это активная деятельность, которая мотивируется удовлетворением рекреационных потребностей. Во-вторых, ее формы многообразны и включают отдых, развлечение, игру, досуг. Причем каждая из перечисленных форм рекреации может осуществляться и конструктивно, и носить деструктивный характер (например, спортивные и азартные игры). В-третьих, участие в рекреационной деятельности, как правило, происходит на добровольной основе. В-четвертых, ее действенность определяется достижением рекреационного (восстановительно-развивающего) эффекта, суть которого в том, что от правильно организованного отдыха человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения, достигает душевного равновесия и готов к новым нагрузкам.
В-пятых, рекреационные виды деятельности в большинстве своем должны являться социально приемлемыми, полезными и способствовать развитию и возвышению человека путем вовлечения в различные виды рекреационных занятий, которые обладают эффектом социализации и инкультурации, способствуют развитию вкуса, воображения и творческих способностей, позитивно регулируют интеллектуальную и психоэмоциональную сферу.Исходя из этого под рекреацией мы понимаем социальную активность, которая регулирует физическую, интеллектуальную и эмоциональную жизнь человека, предполагает участие в восстановительно-развивающей деятельности и сопровождается переживанием рекреационного эффекта.
На каждом этапе общественной жизни образуется сложная система условий и факторов, определяющих содержание и формы рекреационных структур, поскольку характер рекреации всегда обусловлен социально-культурным контекстом и изменяется в процессе исторического развития. Современные условия внесли существенные изменения в роль, объем, структуру рекреации.
С тех пор как в индустриально развитых странах свободное время стало превышать рабочее, рекреация проявляет себя столь же значимой сферой формирования личности, как и традиционные — учеба и труд. Предполагаем, что в дальнейшем ее роль для людей и общества в целом будет только возрастать, поскольку она обладает богатыми возможностями для самореализации личности, удовлетворения разноплановых потребностей и интересов. Не случайно одна из современных моделей человека, предложенная Ж. Дюмазедье, рассматривает человека как существо рекреирующее, которому в XXI в. предстоит более всего проявить свою рекреационную сущность (Модели человека, 1999).Динамичное развитие системы средств массовой коммуникации, рост мультимедийных возможностей, огромные потоки информации, насыщенный ритм жизни тоже придают рекреации принципиально новые качества. Не будет преувеличением сказать, что в последние десятилетия именно медиаконтент в значительной степени определяет содержание рекреационной деятельности миллионов людей.
Исследователи говорят о смене парадигм деятельности средств массовой информации и игнорировании ими ряда социально значимых функций (Ильченко, 2009: 158). Результаты социологических опросов показывают, что по своей важности для массовой аудитории рекреативная функция, реализуемая СМИ, не уступает другим функциям, если не опережает их (Черняков, 2001). По данным ВЦИОМ1, в 2002—2005 гг. аудитория развлекательной прессы остается на уровне 24—25%. В тематическом списке публикаций, к которым читатели проявляют наибольший интерес, доминируют статьи на бытовые темы, полезные советы — 45%; криминальная хроника — 35%; светская жизнь, развлечения — 15%; спортивная информация — 11%.
Есть мнение, что в последние годы система СМИ содействует пропаганде эскапистских настроений. Специалисты отмечают: масс-медиа последовательно взращивают нарциссическую и развлекающуюся аудиторию (Лозовский, 2008: 121), появился новый тип газетного читателя — “легкий читатель” (light-reader), который поверхностно, избирательно потребляет информацию из печатных СМИ. Под влиянием этих тенденций во многих газетах преобладает такая модель подачи информации: сжатый текст, информация, спрессованная до размеров заметки, и броские анонсы, скандальные фотографии, кричащие заголовки. Очевидно, что газетные тексты модифицируются по принципу “легкость, быстрота, удобство чтения”. Не случайно в современной типологии печатных СМИ предложено выделить особый тип, который составляют информационно-развлекательные издания (Грабельников, 2001: 63—64), а в научном обороте прочно закрепились понятия “infotainment” и “edutainment”, возникшие в результате соединения слов “информация” (information), “образование” (education) и “развлечение” (entertainment).
Упрощенные формы медиаразвлечений, поставляемые в гигантских объемах, словно призваны максимально отвлечь, отключить человека от реальной жизни, воспитать аполитичность и безразличие к актуальным общественным проблемам, культивировать физиологические потребности, оживить инстинкты, выработать легкомысленное, неконструктивное отношение к рекреации. Лавина информации, рассчитанная на “массового” усредненного потребителя с нивелированными интеллектуальными запросами, не случайно вытесняет и заменяет серьезные публикации (при очевидной неравноценности подобной “замены”), которые способны заставить человека задуматься над важными жизненными вопросами. Есть основания полагать, что сегодня под влиянием тенденциозного рекреативного медиаконтента древний принцип политического управления трансформируется в новую формулу: “развлекай и властвуй”.
История журналистики знает немало примеров, когда различные социальные группы и институты умело использовали ее для достижения своих целей — политических, идеологических, религиозных, экономических, культурных. Важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формирования. Возникновение пражурналистских явлений и самой журналистики в значительной мере было определено общественной потребностью в создании “поля” для идеологической деятельности: “. ..те, кто владеют и управляют прессой, решают, какие люди, факты или версии таких фактов будут предъявлены публике” (Сиберт и др., 1998: 20). Да и вряд ли может быть иначе, когда известно, что самые сложные политические, философские, эстетические идеи и концепции эффективнее действуют на человека, внедряются в его сознание и лучше усваиваются, получив многократное выражение в средствах массовой информации, использующих мощные возможности технического и суггестивного внедрения в сознание масс необходимых норм, ценностей и приоритетов.
Однако следует обратить внимание, что информация, реализующая идеологические, коммуникативные, культуроформирующие и другие функции только тогда в полной мере выполняет свои задачи, когда представляющие ее произведения интересны, способны привлекать и удерживать внимание аудитории. Развивая эту мысль, предположим, что есть основания отнести рекреативные функции журналистики к системообразующим ее обязанностям, конструктивное, продуманное выполнение которых способствует активной реализации всех остальных функций.
Во-первых, если человек обессилен и изможден, то пока он не восстановит свои силы, вряд ли будет способен усвоить даже самую актуальную, с блеском поданную информацию. Во-вторых, если сообщение касается интересной и важной темы, но оформлено или подано скучно, без интеллектуального и эмоционального заряда, его воспримут либо вяло, либо не воспримут вовсе, т.е. игнорируя рекреативный компонент, какими бы значительными ни были первоначальные намерения журналистов, будь то информирование, просвещение или формирование мировоззрения, эти цели вряд ли будут достигнуты. Или же будут реализованы не в полной мере.
Как отмечают специалисты, помимо упомянутых факторов нынешнюю востребованность рекреативных функций СМИ определяют следующие причины. Во-первых, смена парадигм функционирования средств массовой информации обусловлена их интегрированием в систему рыночных отношений. Аналитики констатируют: “Современные СМИ все меньше ориентируются на общественный и все больше на частный интерес, что в значительной степени детерминируется рыночным характером экономики” (Вартанова, Степанов, 2009: 7).
Следовательно, давление рынка особенно сильно сказывается на решении, какого вида информацию нужно производить, для кого и на каких условиях. Значит, корпорации, доминирующие в информационной индустрии, выбирают продукт, производство которого окупается в наибольшей степени (Уэбстер, 2004: 183—184). До настоящего момента таким “выгодным” продуктом является развлекательный медиаконтент, доказавший свою жизнеспособность и коммерческую целесообразность еще во время становления “желтой” журналистики. Последним известиям и комментариям пришлось “потесниться”, хотя и они во многом насыщаются рекреативными элементами, появляется налет скандальности и сенсационности, выделяется забавное и удобоваримое, политикам придумывают речи с остроумными изюминками, которые удобно потом использовать в качестве газетных заголовков. В результате вторжения так называемой “глянцевой” информации мы не можем быть уверенными в достоверности того, что читаем или слышим.
Во-вторых, в ситуации обшей неопределенности ценностей велико искушение занять позицию “хорошо и правильно то, что выгодно”. Свой выбор “коммерческой” информационной стратегии журналисты, как правило, аргументируют заботой об интересах и вкусах читателя, напоминая, что содержание СМИ — это прежде всего реализация социального заказа. Правда, они умалчивают, что для выполнения этого заказа они пытаются найти простейшее, многократно апробированное решение.
Поскольку “источники информации небеспристрастны, их задача не в том, чтобы информировать общество, а в том, чтобы продать ему развлечения” (там же: 266), модифицируется и содержание, и тематика публикаций. С одной стороны, популярностью пользуются журналистские материалы, не требующие усилий для их осмысления, поддерживающие общественные страхи и невежество, социальные стереотипы и иллюзии. Подобные тексты формирует примитивный рекреативный медиаконтент, редуцирующий разум и человеческий дух до бессознательного либидо. С другой стороны — востребованы сюжеты, поддерживающие образцы общественных символов успеха, получения денег и славы “за так”. Прославляется элемент слепой удачи, в основе которого лежит потребность обрести “успокаивающий идеал”, создать иллюзию приобщения к “хорошей жизни”, отвлечься от обыденных проблем. В результате многие журналистские тексты и передачи не отражают действительность, а скорее предлагают способ бегства от нее.
Ошибочно полагать, что использование рекреативного потенциала СМИ детерминировано исключительно условиями информационной эпохи и является порождением современности. Надо сказать, что в теории журналистики и массовой коммуникации функцию, реализация которой направлена на рекреацию, отдых, развлечение, восстановление психофизического баланса, в своих концепциях выделяют и зарубежные, и российские ученые. Однако обозначают ее по-разному.
Зарубежные исследователи предложили учитывать рекреативный потенциал журналистики еще во время становления либертарианской теории, в соответствии с которой функции прессы заключались в том, чтобы информировать, просвещать и развлекать. Концепция социальной ответственности внесла поправку, согласно которой пресса играет значительную роль в предоставлении развлечения, но с условием, что это “хорошее развлечение” (Сиберт и др., 1998: 114). Тем самым была отмечена амбивалентность рекреативных ресурсов и существенное расхождение между подлинными общественными потребностями и интересами и тем, как их понимают кино, пресса и телевидение.
В 1950—1960-е гг., согласно идее У. Стивенсона, развлекательная, а не просветительская функция была названа главной, привлекающей внимание большей части аудитории. К. Райт одной из функций, выполняемых массмедиа также назвал развлечение как свидетельство того, что многие используют СМИ для удовольствия. Уход от реальности — еще один вариант названия функции, которая предполагает, что СМИ позволяют людям забыть о повседневных проблемах. Исследователи называют также функцию редукции тревоги и функции игры, реализация которых позволяет людям забыть о неприятностях и напряжении реальной жизни и получить удовольствие в вымышленном мире, созданном СМИ (Брайант, Томпсон, 2004: 148—149).
Известно, что в силу специфики целей и задач советской печати на протяжении нескольких десятилетий доминировала тройственная система основных функций журналистики, которая была сведена к известной ленинской формуле — пропагандист, агитатор и организатор. Средства массовой информации понимались как инструмент для осуществления социальных изменений и социального контроля в жесткой и четкой системе координат. Их использование для развлечения считалось непристойным, примерно так же как расслабленность считалась подозрительной в большевике. Другими словами, то, что за рубежом казалось “по-человечески интересным”, с советской точки зрения выглядело непозитивным и неконструктивным (Сиберт и др., 1998: 171, 200-201).
Развитие советской теории журналистики привело к выработке новых концепций и моделей функций журналистики. Уже в 1960-е гг. Г.И. Хмара предлагает выделить пять основных функций системы массовой коммуникации, где среди прочих указана гедонистическая функция, т.е. функция эмоционального удовлетворения или наслаждения, которое вызывается воздействием той или иной информации (Хмара, 1969: 188).
Е.П. Прохоров в полифункциональной модели журналистики среди прочих обязанностей выделяет культурно-рекреативную функцию журналистики, полагая, что она способствуют не только развитию культуры в самых различных ее областях (духовной, правовой, культуры отдыха, досуга и быта и т.д.), но и восстановлению духовных и физических сил, отдыху после трудового дня (Прохоров, 1979: 75). В своей более поздней работе он, не меняя в основе содержания понятия, говорит о рекреативной функции журналистики, цель которой — создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия (Прохоров, 2002: 65).
Б.А. Грушин среди прочих указывает функцию создания определенного эмоционально-психологического тонуса у аудитории, которой адресуется сообщение. При этом автор отмечает неточность отождествления выделенной им функции с так называемым развлечением. «Изменение комплекса психологических, физиологических и тому подобных характеристик (типа усталости, раздражения, озабоченности, плохого настроения) достигается, как известно, и иными путями — с помощью эффектов отвлечения, рассеяния или переключения внимания, создания ситуации для выхода чувств и переживаний. В этом смысле спортивные передачи выполняют названную функцию в той же мере, что и “Кабачок 13 стульев”» (Массовая информация …, 1980: 87), — считает социолог.
И.Д. Фомичева в концепцию функций СМИ включает функцию психического регулирования (Фомичева, 1987: 69–74; Фомичева, 2007: 111–113). Автор обращает внимание на то, что СМИ, действующие в разных общественных условиях, решают задачи психического регулирования в соответствии со своими стратегическими целями. Вопрос состоит в том, какого тонуса и направленности, настроения личности хочет добиться коммуникатор. Стимулирует ли он положительную социальную активность или активность негативную, состояние страха, стремление к изоляции, чувство безнадежности, апатию (Фомичева, 1987: 71—72). Например, постоянное включение множества новостей криминального характера может привести к негативным результатам. Превышение порога восприятия тревожных новостей может способствовать эффекту наркотизации, когда психика становится менее чувствительной к такого рода информации, вызывать апатию, содействовать эффекту эскапизма — уходу от реальной жизни в развлечения, отвлечения.
Н.Н. Богомолова одной из социально-психологических функций массовой коммуникации называет функцию эмоциональной разрядки, или релаксации, поясняя при этом, что осуществляется эта функция через публикации и передачи развлекательного порядка (Богомолова, 2008: 28).
Л.Н. Федотова в классификации функций предлагает выделить функцию снятия напряжения, которая может быть названа по-другому: рекреативной, развлекательной, устанавливающей эмоционально-рациональный баланс. По мнению исследователя, эта функция важна настолько, насколько важным является досуг в условиях многочисленных стрессов, вызванных урбанизацией. Пренебрежение ею дорого обходится конкретному каналу — в результате люди, как правило, просто находят другие источники информации (Федотова, 2004: 48–49).
В концепции С.Г. Корконосенко отдельная группа функций объединена понятием психологической разрядки. Сюда автор относит развлечение и релаксацию, функцию психогигиены и гедонистическую функцию: “Трудно переоценить значение гедонистической функции в современной журналистике. И социальная система, и отдельный человек испытывают все большую потребность в том, чтобы жизнь доставляла удовольствие” (Корконосенко, 2004: 174–178). Называя исследуемую функцию гедонистической, Корконосенко полагает при этом, что ее содержание намного богаче, чем бездумное развлечение, к которому ее зачастую сводят. Он считает, что на самом деле удовольствие могут доставлять весьма трудоемкие, обогащающие и для журналиста и для читателя операции.
Помимо рассмотренных концептуальных подходов рекреативную функцию учитывают и другие российские исследователи (Кузнецов, 2002; Лазутина, 2004; Мельник, Тепляшина, 2004; Третьяков, 2004; Цвик, 2002; Шерель, 2002).
Из вышесказанного заключаем, что при рассмотрении функций журналистики ученые традиционно выделяют из их системы те, которые предназначены для развлечения, отдыха, снятия напряжения, получения удовольствия, эстетического наслаждения, и называют их гедонистической, развлекательной, рекреативной, релаксационной, функцией создания определенного эмоционально-психологического тонуса, снятия напряжения, психического регулирования, психологической разрядки. При этом характеристики перечисленных функций, имеющих разнообразные наименования, дают основания предполагать, что речь в каждом отдельном случае ведется об одном и том же.
Предположительно, разногласия во мнениях исследователей обусловлены сложностью, многогранностью понятия “рекреация” и при этом его недостаточной теоретической проработкой. Размытость смысловых границ термина “рекреация” могла вызвать произвольную трактовку и расхождения в названиях данного биопсихосоциокультурного феномена и вследствие этого — умножение вариантов названия изучаемой функции журналистики. По нашему мнению, весь комплекс упомянутых функций можно свести к единому универсальному обобщающему наименованию и обозначить как рекреативные функции журналистики.
Называя рассматриваемые функции рекреативными, следует помнить о созидательно-организующем, просветительском и гуманистическом характере рекреации и не упускать из виду, что ее непродуманная реализация вызывает нежелательные последствия, например эффект эскапизма или эскалацию девиантного поведения.
Неудивительно, что, анализируя рекреативную составляющую современных СМИ, специалисты отмечают тревожные тенденции, касающиеся ее содержания и форм реализации. Одни считают, что от изобилия впечатлений мы вместо духовного обогащения, напротив, впадаем в духовную нищету (Нейсбит, 2005). Другие возмущаются засильем “мыльных опер”, поскольку они носят чисто эскапистский характер, опошляют и фальсифицируют повседневную жизнь людей. Третьи предупреждают, что ориентирование аудитории на массовые потребительские запросы приведет к серьезному “кризису идей”, поскольку развлекательное содержание в различных “упаковках” не может бесконечно удерживать внимание аудитории и массового потребителя.
Современный человек может узнать, увидеть, пережить гораздо больше, чем его предшественник несколько десятилетий тому назад. Правда, при одном существенном условии: он должен свободно ориентироваться в современной культуре, избирательно потреблять медиаинформацию, находить и воспринимать те ценности, которые соответствуют разнообразию его потребностей и интересов. В противном случае поток информации и впечатлений, который ежедневно обрушивается на человека, может стать бесполезным, опасным, вредоносным.
История подтверждает: чем ниже в обществе потенциал нравственных ценностей, тем ярче проявляется социальная агрессивность, девиантность, возникают различные формы деструктивного поведения, представляя серьезную опасность для социального развития. На наш взгляд, для преодоления тревожных тенденций следует вводить человека в систему культурных норм и ценностей, стимулировать в нем мотивацию к соблюдению этих норм, демонстрировать и доказывать, что, следуя установленным правилам, он имеет больше шансов достичь желаемого, нежели их нарушая.
Не будет преувеличением сказать, что сегодня проблема рекреации приобретает глобальный характер, поскольку касается образа жизни и затрагивает интересы миллионов людей. Рекреация, основанная на стремлении уйти в царство грез, тяготении к непритязательному развлекательству, освобождению инстинктов и безответственности, весьма сомнительна. Подобная рекреационная модель выходит за рамки социально ориентирующего и культурного пространства. Во всяком случае, подобные устремления никогда еще не способствовали гармоничному развитию отдельного человека и общества в целом. Деструктивные формы рекреации, которые сегодня усилиями СМИ принимают массовый характер, способны вытеснить ее сущностный смысл — развитие и совершенствование личности.
Именно поэтому ставится задача гуманизации рекреативной деятельности СМИ, решение которой, на наш взгляд, поспособствует гуманизации журналистики и общественной жизни в целом. Гуманистический способ реализации рекреативных функций СМИ сам по себе предстает как фундаментальная научная проблема, связанная с социальным и нравственным здоровьем человека, с его гармоничным развитием. Следует учитывать, что данная функция обладает созидательным гуманистическим потенциалом, и конструктивное использование ее возможностей является важным условием формирования полноценной, духовно развитой личности, способной адаптироваться к вызовам современной социокультурной ситуации. Ее решение во многом зависит от доминирующих в обществе ценностей, мировоззренческих устремлений, заинтересованности в поддержании многообразия духовных потребностей человека.
С практической стороны это означает, что задачи журналистики заключается в том, чтобы, во-первых, поддерживать и развивать позитивные стороны массового сознания, конструктивно критиковать негативные, возвышать и массы, и их сознание в соответствии с требованиями общественного прогресса. Во-вторых, воспитывать заинтересованность и формировать спрос на “высокие” формы рекреации, спорта, кино, медиапродукции, которые обладают благотворным влиянием и вызывают позитивную социальную активность, тогда как “низкие” влекут перестройку ориентаций вплоть до формирования девиантного сознания и поведения (Прохоров, 2007: 33). В-третьих, как рекомендует теория социальной ответственности, прессе следует “принять на себя обязанность средств общественного пользования в области распространения информации и обсуждения мнений, экспериментировать с содержательными материалами высокого качества,
которые не сулят немедленной финансовой отдачи” (Сиберт и др., 1998: 139–140). Значит, при выборе информационной стратегии необходимо учитывать, что непродуманная реализация рекреативных функций СМИ, уход от глубины и серьезности, эксплуатация инстинктов — все это может иметь необратимые последствия и для отдельного человека, и для общественного развития.
Примечания
1 Пресс-выпуск. 2008. № 243.
Библиография
Богомолова Н.Н.Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2008.
Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004.
Вартанова Е, Степанов С. Российские СМИ после социализма: политика vs потребление // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 1.
Грабельников А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: РИП-холдинг, 2001.
Ильченко С. Артефакты “массовой культуры” как базисная единица современного телевещания // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 2009. Сер. 9. Вып 2. Ч. 1. б.
Корконосенко С. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004.
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2004.
Лозовский Б. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.
Массовая информация в советском промышленном городе. Раздел 2.1.1. М., 1980.
Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2004.
Модели человека: Туристический терминологический словарь, 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovarnik.ru/html-turist/m/modeU-4elovekahtml
Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла. М.: ACT Траюиткнига, 2005.
Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1979.
Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2002.
Прохоров Е. Журналист и массовое сознание. М.: РИП-холдинг, 2007.
Радиожурналистика: Учебник / под ред. А.А. Шереля. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, Высшая школа, 2002.
Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Национальный институт прессы, Вагриус, 1998.
Телевизионная журналистика. / ред. колл.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, Высшая школа, 2002.
Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
Федотова Л. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2004.
Фомичева И. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
Фомичева И. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007.
Хмара Г. Печать в системе массовых коммуникаций // Проблемы социологии печати. Вып. 1. Новосибирск, 1969.
Цвик Л. Введение в теорию журналистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.librarycjes.m/onlme/?a=con&b_id=334&c_id=2995
Черняков А. СМИ: ожидания и реальность. База данным ФОМ. 16.04.2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/pa0015
Поступила в редакцию 13.11.2009
1.2. Сущность, понятия и основные функции рекреации . Оценка рекреационных систем
Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.
Основная ее задача – восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.
Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.
Рекреационная деятельность отдыхающих – деятельность, направленная на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуемая самоценностью не только результатов, но и самого процесса.
Туристская деятельность организаторов отдыха – деятельность, направленная на формирование оптимальных условий отдыха населения, системы предоставления услуг, путей создания, обеспечения, функционирования и развития рекреационных систем.
Рекреационное занятие – простейший элемент рекреационной деятельности отдыхающих.
Рекреационное время – часть социального времени, используемого для рекреационной деятельности.
Рекреационное пространство – часть социального пространства, используемого для рекреационной деятельности; формируется в результате деятельности отдыхающих и организаторов отдыха.
Рекреационная система (PC) – социальная демоэкологическая система (т. е. система, в центре которой помещен человек, население), состоящая из взаимосвязанных подсистем: групп отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала, органа управления и обладающая функциональной целостностью; целевой функцией системы является удовлетворение рекреационных потребностей.
Рекреация как процесс расширенного воспроизводства физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших основ туризма.
Рекреационная система представляет собой совокупность социальных, демографических, медико-биологических, экономических и других характеристик региона, территории. Хотя в науке до сих пор не существует общепринятой классификации общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на три основные группы:
Медико-биологическая функция состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм – один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.
Социально-культурная функция – это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности – это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека с природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.
Экономическая функция – простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.
Рекреация выполняет также и другие экономические функции: ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны; расширение сферы приложения труда, то есть увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.
На основе этих характеристик при решении проблем природопользования в целях курортно-рекреационного освоения первоочередной задачей является оценка рекреационного потенциала местности, определяемого как взаимодействие биоклиматических, территориальных, природных и гидроминеральных ресурсов изучаемой территории. Оценка рекреационного потенциала территории основана на последовательном анализе характеристик всех ее элементов. Эти характеристики сгруппированы в три основных блока:
– медико-биологический;
– психо-эстетический;
– функционально-хозяйственный.
Каждый блок включает такие показатели, как деятельность, загрязнение тяжелыми металлами, количество дней с осадками, энергообеспеченность и т. д. Рекреационный потенциал может быть различным, выделяют три его уровня:
1. Достаточный потенциал (благоприятные климатические и природные условия, наличие памятников истории и культуры).
2. Умеренный потенциал (менее благоприятные климатические условия).
3. Низкий потенциал (районы с достаточно высокими уровнями загрязнения).
Рекреация как сфера деятельности обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности и автономности и является одной из ведущих в жизни человека. Значимость отдыха определяется не только выбором форм рекреации, но и набором предлагаемых рекреационных услуг. Рекреационная индустрия предлагает широкие возможности для предоставления услуг:
– туризм познавательный, спортивный, оздоровительный, в т. ч. санаторно-курортное лечение;
– гостиничное обслуживание и пребывание;
– организация питания;
– информационно-рекламное обеспечение;
– досуговая культура.
В развитых странах рекреация как отрасль экономики стала одной из важнейших прибыльных отраслей. В отдельных государствах эта прибыль составляет до 70 % национального бюджета. В связи с этим разрабатываются весьма емкие рекреационные программы, создаются условия для повышения качества отдыха граждан. Что же касается России, где имеется достаточно высокий ресурсный потенциал, его использование пока малоэффективно, хотя попытки развития данной отрасли предпринимались постоянно.
Значительное внимание, уделяемое рекреалогией рекреационной деятельности, обусловлено тем, что объектом рекреалогии является человек, а предметом исследования – деятельность в свободное время, представляющая собой неотъемлемую часть физической, социальной и духовной жизни личности.
Рекреационные потребности определяются как осознанная человеком, группой людей, обществом необходимость в восстановлении и развитии физических и духовных сил. Потребности могут быть реализованы только через деятельность: физическую, психическую, интеллектуальную; в силу этого они выступают как побуждение к деятельности.
Понятие «рекреационная деятельность» означает деятельность человека и групп населения, с ним связаны понятия «рекреационные занятия» и «циклы занятий». Рекреационная деятельность обладает как общими для любых видов человеческой деятельности, так и своими специфическими чертами. Как и многие другие виды, рекреационная деятельность – это и одна из обязательных сфер освоения и познания человеком окружающего мира и самого себя. Рекреационная деятельность выступает как сфера соприкосновения, взаимообмена общечеловеческой и национальной, городской и сельской культур (Ю. Веденин).
Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Они обусловлены как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными, космическими), так и цикличностью (чередованием труда и быта) социально – бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности, организаторов отдыха). Циклы – одна из характернейших форм организованности рекреационной деятельности отдыхающих (циклы рекреационной деятельности) и организаторов отдыха (циклы рекреационного обслуживания). Циклы рекреационной деятельности формируются на основе типизации рекреационных занятий (И. Зорин, А. Зорин, 1999).
Элементарное рекреационное занятие (ЭРЗ) – внутренне целостный, однородный, неразделимый на технологические компоненты элемент рекреационной деятельности. ЭРЗ – основа формирования программ отдыха. Социологи насчитывают около 100 тысяч ЭРЗ, и число их каждые 10 лет удваивается. Очевидно, что оперирование такой базой требует применения типизации ЭРЗ и сведения их в более крупные группы – типы рекреационных действий (ТРД). Для этого используются такие свойства ЭРЗ, как альтернативность и взаимозаменяемость. Условием объединения нескольких ЭРЗ в один ТРД является возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ другим. Например, в негрибной период можно предложить туристам компенсировать этот недостаток сбором ягод, трав, орехов и т. п.
В сущности, ТРД и представляют собой своеобразные «буквы», из которых туроператор может составить «слова» – циклы рекреационной деятельности, а далее из циклов и предложения – программу отдыха. При конструировании циклов рекреационной деятельности важными свойствами ТРД выступают взаимообусловленность и взаимопротивопоказанность. Именно они позволяют сводить ТРД в новые комбинации – циклы рекреационной деятельности.
Цикл рекреационной деятельности (ЦРД) – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание ТРД, возникающее на базе ведущего ТРД. ЦРД представляет собой как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности.
В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов. Чаще всего, таким образом, самостоятельно организованная деятельность не может удовлетворить двум фундаментальным требованиям эффективности: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах. Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью можно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
функция rec — RDocumentation
Описание
rec()
перекодирует значения переменных, где переменная
выбор основан на именах переменных или позиции столбца, или на
выбрать хелперы (см. документацию по ...
). rec_if()
— это
ограниченный вариант rec()
, где будет применяться только перекодирование
к тем переменным, которые соответствуют логическому условию предиката
.
Использование
запись( Икс, . .., запись, as.num = ИСТИНА, переменная.метка = NULL, val.labels = NULL, добавить = ИСТИНА, суффикс = "_r", to.factor = !as.num )rec_if( Икс, предикат, запись, as.num = ИСТИНА, переменная.метка = NULL, val.labels = NULL, добавить = ИСТИНА, суффикс = "_r", to.factor = !as.num )
Аргументы
x
Вектор или фрейм данных.
…
Необязательные имена переменных без кавычек, которые следует выбирать для
дальнейшая обработка. Обязательно, если x
— это фрейм данных (и нет
вектор) и должны обрабатываться только выбранные переменные из x
.
Вы также можете использовать такие функции, как :
или tidyselect
выберите-помощники.
См. «Примеры» или пакет-виньетку.
rec
Строка с перекодированными парами старых и новых значений. Смотрите подробности’
Например. rec_pattern
— удобная функция для
создать строки перекодирования для группировки переменных.
as.num
Логично, если TRUE
, возвращаемое значение будет числовым, а не коэффициентом.
var.label
Необязательная строка для установки атрибута метки переменной для
возвращаемая переменная (см. данные с меткой виньетки и пакет sjlabeled).
Если NULL
(по умолчанию), атрибут метки переменной x
будет
использоваться (если есть). Если пусто, атрибуты меток переменных будут удалены.
val.labels
Необязательный вектор символов для установки атрибутов метки значения
перекодированной переменной (см. данные с метками виньетки и пакет sjlabelled).
Если NULL
(по умолчанию), метки значений не устанавливаются. Метки значений
также может быть непосредственно определен в синтаксисе rec
, см.
‘Подробности’.
добавить
Логический, если TRUE
(по умолчанию) и x
является фреймом данных, x
, включая новые переменные в качестве возвращаемых дополнительных столбцов;
если FALSE
, возвращаются только новые переменные.
суффикс
Строковое значение, будет добавлено к именам переменных (столбцов) x
, если x
— это фрейм данных. Если x
не является данными
кадр, этот аргумент будет проигнорирован. Значение по умолчанию для суффикса
имена столбцов во фрейме данных зависят от вызова функции:
перекодированные переменные (
rec()
) будут иметь суффикс"_r"
перекодированные переменные (
recode_to()
) будут иметь суффикс"_r0"
дихотомические переменные (
dicho()
) будут иметь суффикс"_d"
сгруппированные переменные (
split_var()
) будут иметь суффикс"_g"
сгруппированные переменные (
group_var()
) будет иметь суффикс"_gr"
стандартизированные переменные (
std()
) будут иметь суффикс"_z"
центрированные переменные (
center()
) будут иметь суффикс"_c"
Если суффикс = ""
и добавление = TRUE
, существующие переменные, которые
были перекодированы/преобразованы, будут перезаписаны.
to.factor
Логический, псевдоним для as.num
. Если TRUE
, возвращаемое значение
будет коэффициентом, а не числом.
предикат
Функция предиката, применяемая к столбцам.
выбираются переменные, для которых предикат
возвращает TRUE
.
Значение
x
с перекодированными категориями. Если x
— это кадр данных,
для append = TRUE
, x
, включая перекодированные переменные
по мере возврата новых столбцов; если добавить = ЛОЖЬ
, только
будут возвращены перекодированные переменные. Если добавить = TRUE
и suffix = ""
, перекодированные переменные заменят (перезапишут) существующие
переменные.
Детали
Строка rec
имеет следующий синтаксис:
- пары перекодирования
каждая пара перекодирования должна быть разделена символом
;
, например.rec = "1=1; 2=4; 3=2; 4=3"
- несколько значений
несколько старых значений, которые должны быть перекодированы в новое одиночное значение, могут быть разделены запятой, например
"1,2=1; 3,4=2"
- диапазон значений
диапазон значений обозначается двоеточием, например
"1:4=1; 5:8=2"
(перекодирует все значения от 1 до 4 в 1 и от 5 до 8 в 2)- диапазон значений для двойных векторов
для двойных векторов (с дробной частью), перекодируются все значения в указанном диапазоне; например
1:2.5=1;2.6:3=2
перекодирует от 1 до 2.5 в 1 и от 2.6 до 3 в 2, но 2.55 не будет перекодирован (поскольку он не входит ни в один из указанных диапазонов)-
"min"
и"max"
минимальное и максимальное значения указываются с помощью min (или lo ) и max (или hi ), например.
"min:4=1; 5:max=2"
(перекодирует все значения от минимальных значенийx
до 4 в 1 и от 5 до максимальных значенийx
в 2)-
"else"
все остальные значения, которые еще не указаны, обозначаются цифрой иначе , например.
"3=1; 1=2; иначе=3"
(перекодирует 3 в 1, 1 в 2 и все остальные значения в 3)-
"copy"
"else"
-токен можно комбинировать с copy , указывая, что все оставшиеся, еще не перекодированные значения должны остаться прежними (скопированы из исходного значения), например"3=1; 1=2; else=copy"
(перекодирует 3 в 1, 1 в 2, а все остальные значения, такие как 2, 4 или 5 и т. д., не будут перекодироваться, а скопированы, см. «Примеры»)-
NA
s NA
значения допускаются как старые, так и новые значения, например."NA=1; 3:5=NA"
(перекодирует все NA в 1, а все значения от 3 до 5 в NA в новой переменной)-
"rev"
"rev"
— это специальный токен, который меняет порядок значений (см. «Примеры»)- прямая маркировка значений
метки значений для новых значений могут быть назначены внутри шаблона перекодирования путем записи метки значения в квадратных скобках после определения нового значения в паре перекодирования, например
"15:30=1 [молодой возраст]; 31:55=2 [средний возраст]; 56:max=3 [пожилой возраст]"
. См. «Примеры».
См. также
set_na
для настройки NA
значений, replace_na
заменить NA
конкретным значением, recode_to
для повторного смещения диапазонов значений и ref_lvl
для изменения
референтный уровень (числовых) факторов.
Примеры
Выполнить этот код
# НЕ ЗАПУСК { данные (EFC) таблица(efc$e42dep, useNA = "всегда") # заменить NA на 5 table(rec(efc$e42dep, rec = "1=1;2=2;3=3;4=4;NA=5"), useNA = "всегда") # перекодировать 1 в 2 в 1 и 3 в 4 в 2 table(rec(efc$e42dep, rec = "1,2=1; 3,4=2"), useNA = "всегда") # сохранить метки значений. метка переменной автоматически сохраняется библиотека (dplyr) эффект %>% выберите (e42dep) %>% rec(rec = "1,2=1; 3,4=2", val.labels = c("низкая зависимость", "высокая зависимость")) %>% частота() # работает с мутацией эффект %>% выберите (e42dep, e17age) %>% мутировать (dependency_rev = rec (e42dep, rec = "rev")) %>% глава() # перекодировать 1 в 3 в 1 и 4 в 2 table(rec(efc$e42dep, rec = "min:3=1; 4=2"), useNA = "всегда") # перекодировать 2 в 1, а все остальные в 2 table(rec(efc$e42dep, rec = "2=1; else=2"), useNA = "всегда") # обратный порядок значений table(rec(efc$e42dep, rec = "rev"), useNA = "всегда") # перекодировать только выбранные значения, скопировать остальные таблица (efc$e15отношение) таблица(запись(efc$e15relat, rec = "1,2,4=1; else=copy")) # перекодировать переменные той же категории во фрейме данных голова (efc [ 6: 9]) голова(запись(efc[ 6:9], запись = "1=10;2=20;3=30;4=40")) # перекодировать несколько переменных и установить метки значений через recode-syntax фиктивный <- запись( ефк, c160age, e17age, rec = "15:30=1 [молодой]; 31:55=2 [средний]; 56:max=3 [старый]", добавить = ЛОЖЬ ) частота (фиктивная) # перекодировать переменные с тем же диапазоном значений вялый( запись( эфк, c82cop1, c83cop2, c84cop3, rec = "1,2=1; NA=9; else=copy", добавить = ЛОЖЬ ), стол, использоватьNA = "всегда" ) # перекодировать вектор символов пустышка <- c("M", "F", "F", "X") rec(dummy, rec = "M=мужчина; F=женщина; X=отказ") # перекодировать цифру в символ rec(efc$e42dep, rec = "1=первый;2=2-й;3=третий;else=привет") %>% head() # перекодировать нечисловые факторы данные (ирис) table(rec(iris, Species, rec = "setosa=huhu; else=copy", append = FALSE)) # перекодировать с плавающей запятой таблица(запись( радужная оболочка, Sepal. Length, rec = "lo:5=1;5.01:6.5=2;6.501:max=3", append = FALSE )) # сохранить помеченные NA если (требовать ("убежище")) { x <- помечено(c(1:3, tagged_na("a", "c", "z"), 4:1), c("Согласие" = 1, "Несогласие" = 4, "Первый" = tagged_na("c"), "Отказано" = tagged_na("а"), "Нет дома" = tagged_na("z"))) # получить метки текущих значений Икс # перекодировать 2 в 5; Значения помеченных NA сохраняются rec(x, rec = "2=5;else=copy") } # использовать select-helpers из пакета dplyr выход <- запись( efc, содержит("полицейский"), c161sex:c175empl, запись = "0,1=0; иначе=1", добавить = ЛОЖЬ ) голова (вне) # перекодировать только те переменные, которые имеют диапазон значений от 1 до 4 p <- function(x) min(x, na.rm = TRUE) > 0 && max(x, na.rm = TRUE) < 5 out <- rec_if(efc, predicate = p, rec = "1:3=1;4=2;else=copy") голова (вне) # }
Запустите указанный выше код в браузере с помощью DataCamp Workspace
Бюро трудовой статистики США
ПОДХОДИТ ДЛЯ ПЕЧАТИ
- Резюме
- Что они делают
- Рабочая среда
- Как стать единым целым
- Оплата
- Перспективы работы
- Данные штата и района
- Похожие занятия
- Подробнее
Резюме
Рекреационные терапевты используют различные методы, включая искусство и ремесла, чтобы помочь сохранить или улучшить физическое, социальное и эмоциональное благополучие пациента.
Краткая информация: Рекреационные терапевты | |
---|---|
Медианная заработная плата 2021 г. | 47 940 долларов в год 23,05 $ в час |
Стандартное начальное образование | Степень бакалавра |
Опыт работы по родственной профессии | Нет |
Обучение на рабочем месте | Нет |
Количество рабочих мест, 2021 г. | 17 600 |
Перспективы работы, 2021-31 | 4% (Средняя скорость) |
Изменение занятости, 2021-31 | 600 |
Чем занимаются рекреационные терапевты
Рекреационные терапевты планируют, направляют и координируют программы рекреационного лечения для людей с ограниченными возможностями, травмами или заболеваниями.
Рабочая среда
Реабилитационные терапевты работают в различных условиях, включая больницы, дома престарелых, государственные парки и отделы отдыха. Большинство терапевтов работают полный рабочий день.
Как стать рекреационным терапевтом
Рекреационным терапевтам обычно требуется степень бакалавра. Многие работодатели требуют, чтобы терапевты были сертифицированы.
Оплата
Средняя годовая заработная плата реабилитационных терапевтов в мае 2021 года составляла 47 940 долларов.
Прогнозируется, что ежегодно в среднем в течение десятилетия будет открываться около 1500 вакансий рекреационных терапевтов. Ожидается, что многие из этих вакансий возникнут в связи с необходимостью замены работников, которые переходят на другую профессию или выходят из состава рабочей силы, например, в связи с выходом на пенсию.
Данные по штатам и районам
Изучите ресурсы для трудоустройства и заработной платы по штатам и районам для реабилитационных терапевтов.
Аналогичные занятия
Сравните должностные обязанности, образование, карьерный рост и заработную плату реабилитационных терапевтов с аналогичными занятиями.
Дополнительная информация, включая ссылки на O*NET
Узнайте больше о реабилитационных терапевтах, посетив дополнительные ресурсы, включая O*NET, источник основных характеристик работников и профессий.
Реабилитационные терапевты вовлекают пациентов в терапевтические мероприятия, такие как плавание.
Рекреационные терапевты планируют, направляют и координируют программы рекреационного лечения для людей с ограниченными возможностями, травмами или заболеваниями. Эти терапевты используют различные методы, включая искусство и ремесла; драма, музыка и танец; спорт и игры; водные виды спорта; общественные мероприятия для поддержания или улучшения физического, социального и эмоционального благополучия пациента.
Обязанности
Рекреационные терапевты обычно делают следующее:
- Оценка потребностей пациентов с помощью наблюдения, медицинских карт, тестов и обсуждений с другими медицинскими работниками, семьями пациентов и самими пациентами
- Разработка планов и программ лечения, отвечающих потребностям и интересам пациентов
- Планирование и осуществление мероприятий для поддержки клиента в достижении его или ее целей
- Вовлекайте пациентов в терапевтические мероприятия, такие как физические упражнения, игры и общественные мероприятия
- Помогите пациентам освоить социальные навыки, необходимые для того, чтобы стать или оставаться независимыми
- Научите пациентов способам справиться со стрессом, тревогой или депрессией
- Документируйте и анализируйте прогресс пациента
- Оценка эффективности вмешательств
Реабилитационные терапевты помогают людям уменьшить депрессию, стресс и тревогу; восстановить основные физические и умственные способности; укреплять доверие; и эффективно общаться.
Они используют вмешательства, такие как декоративно-прикладное искусство, танцы или спорт, чтобы помочь своим пациентам. Например, рекреационный терапевт может помочь пациенту, у которого парализована одна сторона тела, обучая пациентов адаптировать действия, такие как заброс удочки или размахивание клюшкой для гольфа, используя его или ее функциональную сторону.
Терапевты часто лечат определенные группы пациентов, например детей, больных раком. Терапевты могут использовать такие занятия, как каякинг или веревочный курс, чтобы научить пациентов оставаться активными и формировать социальные отношения.
Реабилитационные терапевты помогают людям с ограниченными возможностями интегрироваться в общество, обучая их тому, как использовать общественные ресурсы и развлекательные мероприятия. Например, терапевты могут научить пациента, передвигающегося в инвалидной коляске, пользоваться общественным транспортом.
Терапевты также могут проводить вмешательства для пациентов, которым нужна помощь в развитии социальных навыков и навыков преодоления трудностей. Например, терапевт может использовать терапевтическую собаку, чтобы помочь пациентам справиться с депрессией или тревогой.
Терапевты могут работать с врачами или хирургами , дипломированными медсестрами , психологами , социальными работниками , физиотерапевтами , учителями или эрготерапевтами . Рекреационные терапевты отличаются от рекреационных работников , которые организуют рекреационные мероприятия в первую очередь для удовольствия.
Терапия может проводиться в клинических условиях или по месту жительства.
В 2021 годуреабилитационных терапевтов занимали около 17 600 рабочих мест. Крупнейшими работодателями рекреационных терапевтов были следующие:
Больницы; государственный, местный и частный | 40% |
Правительство | 18 |
Учреждения сестринского ухода (учреждения квалифицированного сестринского ухода) | 14 |
Амбулаторные медицинские услуги | 8 |
Социальная помощь | 7 |
Они используют офисы для планирования или другой административной деятельности, такой как обследование пациентов, но могут путешествовать во время работы с пациентами. Терапия может проводиться в клинических условиях или вне дома. Например, терапевты могут водить своих пациентов в общественные центры отдыха или парки для занятий спортом и других мероприятий на свежем воздухе.
Некоторые терапевты могут проводить много времени на ногах, активно работая с пациентами. Им также может понадобиться физически помогать пациентам или поднимать тяжелые предметы, например инвалидные кресла.
График работы
Большинство реабилитационных терапевтов работают полный рабочий день. Некоторые рекреационные терапевты работают по вечерам и в выходные дни, чтобы удовлетворить потребности своих пациентов.
Как стать рекреационным терапевтом Об этом разделе
Большинству рекреационных терапевтов требуется степень бакалавра рекреационной терапии или смежной области.
Рекреационным терапевтам обычно требуется степень бакалавра. Многие работодатели требуют, чтобы терапевты были сертифицированы Национальным советом по сертификации терапевтического отдыха (NCTRC).
Образование
Рекреационным терапевтам обычно требуется степень бакалавра в области здравоохранения, например рекреационная терапия или отдых и фитнес.
Программы рекреационной терапии включают курсы по оценке, анатомии человека, медицинской и психиатрической терминологии, характеристикам болезней и инвалидности, а также использованию вспомогательных устройств и технологий. Программы бакалавриата обычно включают стажировку.
Лицензии, сертификаты и регистрации
Большинство работодателей предпочитают нанимать сертифицированных реабилитационных терапевтов. NCTRC предлагает сертификат сертифицированного специалиста по терапевтическому отдыху (CTRS). Кандидаты могут пройти сертификацию одним из трех способов. Первый вариант требует степени бакалавра рекреационной терапии, прохождения стажировки под наблюдением не менее 560 часов и сдачи экзамена. Другие варианты также требуют сдачи экзамена, но позволяют кандидатам со степенью бакалавра по несвязанному предмету получить квалификацию с различными комбинациями образования и опыта работы. Чтобы сохранить сертификацию, терапевты должны либо сдать экзамен, либо выполнить требования по опыту работы и непрерывному образованию каждые 5 лет.
NCTRC также предлагает специализированную сертификацию в пяти областях практики: психическое здоровье, услуги по вовлечению сообщества, нарушения развития, гериатрия и физическая медицина/реабилитация. Терапевты также могут получить сертификаты от других организаций, чтобы продемонстрировать мастерство в определенных методах терапии, таких как водная терапия или ароматерапия.
По состоянию на 2017 год лишь небольшое количество штатов требует лицензирования или иного регулирования работы реабилитационных терапевтов. Чтобы узнать о конкретных требованиях, обратитесь в медицинскую комиссию штата.
Важные качества
Сострадание. Реабилитационные терапевты должны быть добрыми и чуткими, оказывая поддержку пациентам и их семьям. Они могут иметь дело с пациентами, которые испытывают боль или находятся в состоянии эмоционального стресса.
Лидерские качества. Рекреационные терапевты должны эффективно планировать, разрабатывать и реализовывать программы вмешательства. Они должны быть привлекательными и способными мотивировать пациентов к участию в различных терапевтических мероприятиях.
Умение слушать. Реабилитационные терапевты должны внимательно выслушивать проблемы и опасения пациента. Затем они могут определить соответствующий курс лечения для этого пациента.
Терпение. Рекреационные терапевты могут работать с некоторыми пациентами, которым требуется больше времени и особого внимания, чем другим.
Находчивость. Рекреационные терапевты разрабатывают планы лечения для пациентов. Они должны быть творческими и гибкими при адаптации мероприятий или программ к потребностям каждого пациента.
Разговорные навыки. Реабилитационные терапевты должны хорошо общаться со своими пациентами. Они должны давать четкие указания во время занятий или инструкции по здоровым методам преодоления трудностей.
Рекреационные терапевты
Median annual wages, May 2021
- Healthcare diagnosing or treating practitioners
$81,270
- Recreational therapists
$47,940
- Total, all occupations
$45,760
Средняя годовая заработная плата рекреационных терапевтов в мае 2021 года составляла 47 940 долларов. Медианная заработная плата — это заработная плата, при которой половина работающих по профессии зарабатывает больше этой суммы, а половина — меньше. Самые низкие 10 процентов заработали менее 31 710 долларов, а самые высокие 10 процентов заработали более 80 610 долларов.
В мае 2021 года средняя годовая заработная плата реабилитационных терапевтов в ведущих отраслях, в которых они работали, была следующей:
Правительство | 64 780 долларов США |
Амбулаторные медицинские услуги | 54 370 |
Больницы; государственный, местный и частный | 50 970 |
Учреждения сестринского ухода (учреждения квалифицированного сестринского ухода) | 43 570 |
Социальная помощь | 37 660 |
Большинство реабилитационных терапевтов работают полный рабочий день. Некоторые рекреационные терапевты работают по вечерам и в выходные дни, чтобы удовлетворить потребности своих пациентов.
Рекреационные терапевты
Процентное изменение занятости, прогноз на 2021–2031 годы
- Врачи, занимающиеся диагностикой или лечением заболеваний
- Всего, все профессии
- Реабилитационные терапевты
По прогнозам, занятость реабилитационных терапевтов вырастет на 4 процента с 2021 по 2031 год, что примерно соответствует среднему показателю для всех профессий.
Прогнозируется, что ежегодно в среднем в течение десятилетия будет открываться около 1500 вакансий рекреационных терапевтов. Ожидается, что многие из этих вакансий возникнут в связи с необходимостью замены работников, которые переходят на другую профессию или выходят из состава рабочей силы, например, в связи с выходом на пенсию.
Занятость
По мере того, как большое количество населения США переходит в более старшие возрастные группы, все больше людей будут нуждаться в реабилитационных терапевтах для лечения возрастных травм и болезней. Пожилые люди чаще, чем молодые, страдают от болезни Альцгеймера, инсульта или травм, связанных с подвижностью, и получают пользу от лечения этих состояний рекреационной терапией. Терапевты также потребуются, чтобы помочь здоровым пожилым людям оставаться социальными, активными и независимыми в своих сообществах по мере их старения.
Кроме того, растет число людей с хроническими заболеваниями, такими как диабет и ожирение. Рекреационные терапевты потребуются, чтобы помочь пациентам поддерживать свою подвижность, научиться управлять своим состоянием и адаптировать развлекательные мероприятия с учетом физических ограничений. Терапевты также потребуются для планирования и проведения программ, направленных на поддержание общего состояния здоровья посредством участия в таких мероприятиях, как лагеря, однодневные поездки и занятия спортом.
Должность | SOC-код | Занятость, 2021 | Прогнозируемая занятость, 2031 | Изменение, 2021-31 | Занятость по отраслям | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Процент | Цифровой | ||||||
ИСТОЧНИК: Бюро статистики труда США, Программа прогнозов занятости | |||||||
Реабилитационные терапевты | 29-1125 | 17 600 | 18 200 | 4 | 600 | Получить данные |
Программа статистики занятости и заработной платы (OEWS) ежегодно производит оценки занятости и заработной платы для более чем 800 профессий. Эти оценки доступны для страны в целом, для отдельных штатов, а также для столичных и неметропольных территорий. Ссылки ниже ведут на карты данных OEWS по занятости и заработной плате по штатам и районам.
- Реабилитационные терапевты
Прогнозы профессиональной занятости разрабатываются для всех штатов отделом информации о рынке труда (LMI) или отделами прогнозов занятости отдельных штатов. Все данные прогнозов штата доступны на сайте www.projectionscentral.com. Информация на этом сайте позволяет сравнивать прогнозируемый рост занятости по профессии между штатами или в пределах одного штата. Кроме того, штаты могут составлять прогнозы по районам; есть ссылки на веб-сайты каждого штата, где эти данные могут быть получены.
CareerOneStopCareerOneStop включает в себя сотни профессиональных профилей с данными, доступными по штатам и городам. В левом боковом меню есть ссылки для сравнения профессиональной занятости по штатам и профессиональной заработной платы по местности или городскому району. Существует также инструмент информации о зарплате для поиска заработной платы по почтовому индексу.
В этой таблице приведен список профессий с должностными обязанностями, аналогичными обязанностям реабилитационных терапевтов.
Род занятий | Должностные обязанности | НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА 2021 | |
---|---|---|---|---|
Трудотерапевты | Эрготерапевты лечат пациентов с травмами, заболеваниями или инвалидностью посредством терапевтического использования повседневной деятельности. | Степень магистра | 85 570 долларов США | |
Физиотерапевты | Физиотерапевты помогают травмированным или больным людям улучшить движения и справиться с болью. | Докторская или профессиональная степень | 95 620 долларов США | |
Консультанты по реабилитации | Консультанты по реабилитации помогают людям с физическими, умственными отклонениями, нарушениями развития или эмоциональными отклонениями жить независимо. | Степень магистра | 38 560 долларов США | |
Школьные и профессиональные консультанты и консультанты | Школьные консультанты помогают учащимся развивать академические и социальные навыки. Консультанты по вопросам карьеры и консультанты помогают людям выбрать путь к трудоустройству. | Степень магистра | 60 510 долларов США | |
Логопеды | Логопеды оценивают и лечат людей с коммуникативными расстройствами. | Степень магистра | 79 060 долларов США | |
Учителя специального образования | Преподаватели специального образования работают с учащимися с широким спектром учебных, умственных, эмоциональных и физических недостатков. | Степень бакалавра | 61 820 долларов США | |
Спортивные кроссовки | Спортивные тренеры специализируются на профилактике, диагностике и лечении травм и заболеваний мышц и костей. | Степень магистра | 48 420 долларов США | |
Физиологи-физиологи | Специалисты по лечебной физкультуре разрабатывают программы фитнеса и упражнений, которые помогают восстановиться больным и травмированным пациентам. | Степень бакалавра | 47 940 долларов США | |
Социальные работники | Социальные работники помогают людям предотвращать и справляться с проблемами в их повседневной жизни. | Посмотрите, как стать одним из них | 50 390 долларов США |
Для получения дополнительной информации и материалов о карьере и академических программах рекреационной терапии посетите
Американская ассоциация терапевтического отдыха
Для получения дополнительной информации о сертификации посетите страницу 9. 0015
Сертификация Национального совета по терапевтическому отдыху
O*NET
Рекреационные терапевты
Рекомендуемая ссылка:
Бюро статистики труда, Министерство труда США, Справочник по профессиональным перспективам , Рекреационные терапевты,
на https://www.bls.gov/ooh/healthcare/recreational-therapists.htm (посещено 5 октября 2022 г. ).
Дата последнего изменения: Четверг, 8 сентября 2022 г.
Рекреационная терапия | Кадровый совет штата Миссисипи
Описание семьи
Работа в этой семье связана с отдыхом и другими мероприятиями, основанными на деятельности, для удовлетворения потребностей людей с заболеваниями, травмами или инвалидностью.
Типичные функции:
Функции в рамках этой группы должностей зависят от уровня, но могут включать следующее:
- Наблюдение за поведением клиента и отчет о нем.
- Проведение запланированных мероприятий для клиентов в сфере отдыха, музыки и связанных с ними терапевтических мероприятий.
- Возьмите на себя ответственность за личные потребности и безопасность клиентов, находясь в зоне деятельности или во время программ деятельности.
Работа, назначаемая на должности в этой серии, варьируется от оказания помощи в терапевтических услугах до профессиональной административной/управленческой работы.
Должности и описания
Терапевт I
Профессиональная должность первого уровня, отвечающая за планирование, руководство и координацию комплексных рекреационных или музыкальных лечебных программ для людей с ограниченными возможностями, травмами или заболеваниями. Отвечает за оценку пациентов, выполнение планирования лечения, содействие деятельности, использование и обслуживание терапевтического оборудования и ведение документации. Работа на этом уровне допускает широкую свободу индивидуальной инициативы и планирования программ; однако его необходимо координировать с другими программами и службами. Руководит работой нижестоящих профессиональных должностей.
Обычно требуется степень бакалавра и опыт работы от 0 до 2 лет.
OCCU: 9271
Уровень оплаты: MS05
Терапевт II
Профессиональная должность второго уровня, ответственная за планирование, руководство и координацию комплексных рекреационных или музыкальных лечебных программ для людей с ограниченными возможностями, травмами или заболеваниями . Отвечает за оценку пациентов, выполнение планирования лечения, содействие деятельности, использование и обслуживание терапевтического оборудования и ведение документации. Направляет работу или обеспечивает обучение для более низких профессиональных должностей. Работа на этом уровне допускает широкую свободу индивидуальной инициативы и планирования программ; однако его необходимо координировать с другими программами и службами. Должностные лица могут участвовать в кадровом и административном планировании.
Обычно требуется степень бакалавра и 3-4 года опыта работы.
OCCU: 9272
Уровень оплаты: MS07
Терапевт III
Профессиональная должность третьего уровня, ответственная за планирование, руководство и координацию комплексных рекреационных или музыкальных лечебных программ для людей с ограниченными возможностями, травмами или заболеваниями . Отвечает за оценку пациентов, выполнение планирования лечения, содействие деятельности, использование и обслуживание терапевтического оборудования и ведение документации. Руководит работой нижестоящих профессиональных должностей и выполняет функции ведущего профессионального работника. Должностные лица руководят и участвуют в развлекательных мероприятиях для жителей государственных учреждений, а также в программах реабилитации или восстановления психически и физически больных пациентов и жителей.
Обычно требуется степень бакалавра, 1 год опыта работы и лицензия сертифицированного специалиста по терапевтическому отдыху.
OCCU: 9273
Уровень оплаты: MS08
Руководитель группы терапевтов
Рекреационная терапия Руководящая должность, отвечающая за планирование, разработку, руководство и координацию рекреационной или музыкальной терапии, предназначенной для удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей. Консультируется с персоналом других специальностей, чтобы интегрировать рекреационную и / или музыкальную терапию в общую программу лечения; осуществляет мониторинг деятельности для обеспечения соответствия целям клиента и программы. Курирует должности профессионального и профессионального уровня. Надзор за работниками включает в себя рекомендации по найму; подготовка; планирование работы, задания и обзор; и оценка производительности, коучинг и прогрессивная дисциплина. Надзор на этом уровне также требует, чтобы эти сотрудники обладали знаниями и навыками для выполнения и проверки контролируемой работы.
Обычно требуется степень бакалавра, 2-3 года опыта работы и лицензия сертифицированного специалиста по терапевтическому отдыху.
OCCU: 9274
Уровень оплаты: MS10
Терапевтический супервайзер
Менеджер рекреационной терапии, ответственный за управление и координацию программы терапевтических мероприятий, включая отделения трудовой, музыкальной и рекреационной терапии, и может включать волонтерские услуги программа. В сотрудничестве с медицинским и профессиональным персоналом этот сотрудник разрабатывает и руководит организацией комплексной программы, объединяющей все лечебные мероприятия с общей программой реабилитации. Руководит профессиональными должностями. Надзор за работниками включает в себя рекомендации по найму; подготовка; планирование работы, задания и обзор; и оценка производительности, коучинг и прогрессивная дисциплина. Надзор на этом уровне также требует, чтобы эти сотрудники обладали знаниями и навыками для выполнения и проверки контролируемой работы.
Обычно требуется степень магистра, 5-6 лет соответствующего опыта, 1-2 года предпочтительного опыта руководящей работы и лицензия сертифицированного специалиста по терапевтическому отдыху.
OCCU: 9275
Уровень оплаты: MS13
Изображение
Общий план оплаты | |||
Марка | мин. | Рынок | Максимум |
20 | 101 626,42 $ | 133 384,67 долл. США | 166 730,84 $ |
19 | $91 555,33 | 120 166,37 $ | 150 207,97 $ |
18 | $82 482,28 | 108 257,99 $ | 135 322,49 $ |
17 | $74 308,36 | $97 529,72 | 121 912,16 $ |
16 | 66 944,47 $ | $87 864,62 | 109 830,77 $ |
15 | 61 416,94 $ | 80 609,74 $ | 100 762,17 $ |
14 | $56 345,82 | $73 953,89 | $92 442,36 |
13 | $51 693,41 | 67 847,61 $ | $84 809,51 |
12 | 47 425,15 $ | 62 245,51 $ | 77 806,89 долл. |
Ваш комментарий будет первым