Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Римская церковь: РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия

Содержание

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия

РИ́МСКО-КАТОЛИ́ЧЕСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (РКЦ; лат. Ecclesia Catholica Romana), круп­ней­шая по чис­лу ве­рую­щих хри­сти­ан­ская Цер­ковь, объ­е­ди­няю­щая по­сле­до­ва­те­лей ка­то­ли­циз­ма. Со­глас­но сво­ему на­зва­нию, Все­об­щая (ка­то­ли­че­ская, греч. ϰαθολιϰή) цер­ковь с цен­тром в Ри­ме. Её гла­вой (пред­стоя­те­лем) яв­ля­ет­ся па­па Рим­ский. С точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной экк­ле­зио­ло­гии до сер. 11 в. Рим. цер­ковь, в юрис­дик­ции ко­то­рой на­хо­ди­лись хри­стиа­не Зап. Ев­ро­пы, пред­став­ля­ла со­бой од­ну из по­ме­ст­ных церквей­ и яв­ля­лась ча­стью Все­лен­ской церк­ви; в ре­зуль­та­те Ве­ли­кой схиз­мы 1054 (см. Раз­де­ле­ние церк­вей) Рим. цер­ковь от­па­ла от Все­лен­ско­го пра­во­сла­вия, с это­го вре­ме­ни её при­ня­то име­но­вать Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью.

История

Гробница апостола Петра. Ватикан.

Рим. хри­сти­ан­ская об­щи­на бы­ла ос­но­ва­на ап. Пет­ром, ко­то­рый, по пре­да­нию, воз­глав­лял её до сво­ей му­че­нич. кон­чи­ны. В те­че­ние 2 в. хри­сти­ан­ст­во, не­смот­ря на пе­рио­дич. го­не­ния, рас­про­стра­ни­лось по тер­ри­то­рии всей Рим. им­пе­рии и, со­глас­но Ми­лан­ско­му эдик­ту (313), по­лу­чи­ло офиц. при­зна­ние вла­стей. Сво­бод­ное ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ст­ва при­ве­ло к рас­цве­ту бо­го­сло­вия, на­шед­ше­го вы­ра­же­ние в тру­дах от­цов и учи­те­лей Церк­ви, в ре­ше­ни­ях ве­ро­учит. во­про­сов на Все­лен­ских со­бо­рах. РКЦ при­зна­ёт в ка­че­ст­ве Все­лен­ских 8 со­бо­ров, со­сто­яв­ших­ся в 1-м тыс. (Все­лен­ское пра­во­сла­вие при­зна­ёт 7 пер­вых из них), и ещё 13 со­бо­ров, со­сто­яв­ших­ся во 2-м тыс. В сер. 1-го тыс. в Рим. церк­ви поя­ви­лось мо­на­ше­ст­во. По­сле ли­к­ви­да­ции в 476 Зап. Рим. им­пе­рии 2-я пол. 1-го тыс. про­шла для Рим. церк­ви в тру­дах по еван­ге­ли­за­ции на­ро­дов но­вых го­су­дарств, воз­ни­кав­ших в Зап., Центр. и Сев. Ев­ро­пе. В сер. 8 в. бла­го­да­ря под­держ­ке франк­ско­го ко­ро­ля Пи­пи­на Ко­рот­ко­го воз­ник­ло су­ве­рен­ное го­су­дар­ст­во – Пап­ская об­ласть, обес­пе­чи­вав­шее не­за­ви­си­мое от свет­ских вла­стей слу­же­ние па­пы.

По­сте­пен­но в хри­сти­ан­ст­ве на лат. за­па­де и греч. вос­то­ке Рим. им­пе­рии к раз­ли­чи­ям язы­ков и куль­тур при­бав­ля­лись на­ка­п­ли­вав­шие­ся осо­бен­но­сти в бо­го­сло­вии, бо­го­слу­же­нии, ка­но­ни­ке, цер­ков­ном строе, ко­то­рые при­ве­ли в 1054 к раз­ры­ву Рим. церк­ви с вост. хри­сти­ан­ст­вом. 11 в. оз­на­ме­но­вал­ся для Рим. церк­ви на­ча­лом Гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы, свя­зан­ной с дея­тель­но­стью па­пы Гри­го­рия VII и на­прав­лен­ной на ук­ре­п­ле­ние дис­ци­п­ли­ны в Церк­ви в ви­де борь­бы с си­мо­ни­ей, окон­чат. ус­та­нов­ле­ни­ем це­ли­ба­та лат. ду­хо­вен­ст­ва и борь­бой за ин­ве­сти­ту­ру. В 11–13 вв. РКЦ вдох­нов­ля­ла кре­сто­вые по­хо­ды для воз­враще­ния за­воё­ван­ных ара­ба­ми зе­мель Ближ­не­го Вос­то­ка с их мно­го­числ. хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ня­ми. 13 в. стал вре­ме­нем рас­цве­та схо­ла­сти­ки (св. Аль­берт Ве­ли­кий, св. Бо­на­вен­ту­ра, св. Фо­ма Ак­вин­ский и др.), го­тич. ар­хи­тек­ту­ры (см. Го­ти­ка), воз­ник­но­ве­ния но­вых ор­де­нов мо­на­ше­ских (фран­ци­скан­цы, до­ми­ни­кан­цы и др. ) и тер­циа­ри­ев, гар­мо­нии в от­но­ше­ни­ях свет­ских и ду­хов­ных вла­стей (франц. ко­роль Лю­до­вик IX Свя­той и др.). Од­на­ко с нач. 14 в. на­ча­лось оче­ред­ное про­ти­во­стоя­ние пап­ст­ва и свет­ской вла­сти, за­вер­шив­шее­ся сна­ча­ла Авинь­он­ским пле­не­ни­ем пап (1309–1377), а за­тем Ве­ли­кой схиз­мой (1378–1417), ко­гда су­ще­ст­во­ва­ли од­но­вре­мен­но неск. пап. Пре­одо­лён­ная на Кон­станц­ском со­бо­ре (1414–18) схиз­ма ещё не­ко­то­рое вре­мя да­ва­ла о се­бе знать в ви­де Со­бор­но­го дви­же­ния – уче­ния о пре­вос­ход­ст­ве Все­лен­ско­го со­бо­ра над па­пой.

Рас­цвет куль­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния в кон. 15 – нач. 16 вв. дал РКЦ не толь­ко ве­ли­ких мас­те­ров, соз­дав­ших ше­дев­ры ка­то­лич. иск-ва (Ра­фа­эль, Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ми­ке­ланд­же­ло), но и спо­соб­ст­во­вал воз­ник­но­ве­нию тен­ден­ций об­мир­ще­ния цер­ков­ной жиз­ни, при­вед­ших к про­те­ст­ной ре­ак­ции в ви­де Ре­фор­ма­ции и по­яв­ле­нию про­тес­тан­тиз­ма. Ре­ак­ци­ей на этот рас­кол ста­ла ка­то­лич. Контр­ре­фор­ма­ция, оп­ре­де­лён­ная Три­дент­ским со­бо­ром (1545–63), уточ­нив­шим зна­чит. чис­ло по­ло­же­ний ка­то­лич. ве­ро­уче­ния и на­ме­тив­шим жё­ст­кие ме­ры дис­ци­п­ли­нар­но­го ха­рак­те­ра. Пло­да­ми Контр­ре­фор­ма­ции для РКЦ в кон. 16 – 17 вв. ста­ли как внутр. ук­ре­п­ле­ние ка­то­ли­циз­ма, так и зна­чит. ус­пе­хи в мис­сио­нер­ских уст­рем­ле­ни­ях, на­прав­лен­ных на об­ра­ще­ние на­ро­дов Амер. кон­ти­нен­та и при­сое­ди­не­ние че­рез по­ли­ти­ку унии (см. Уни­ат­ст­во) вост. хри­сти­ан (напр., Бре­ст­ская уния 1596).

Соз­да­ние аб­со­лют­ных мо­нар­хий в Зап. Ев­ро­пе при­ве­ло в кон. 17 – 18 вв. к но­во­му рос­ту на­пря­жён­но­сти ме­ж­ду Пап­ским пре­сто­лом и свет­ски­ми вла­стя­ми (гал­ли­кан­ст­во, ио­си­физм), а на­чав­шая­ся эпо­ха Про­све­ще­ния ещё бо­лее усу­гу­би­ла по­ло­же­ние РКЦ. Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция 18 в. при­ве­ла к мас­со­вым ре­прес­си­ям про­тив РКЦ, со­пос­та­ви­мым с го­не­ния­ми в Рим. им­пе­рии. В ре­зуль­та­те на­по­ле­о­нов­ских войн Пап­ское гос-во бы­ло уп­разд­не­но. Его воз­ро­ж­де­ние по­сле по­бе­ды над На­по­ле­о­ном I ока­за­лось не­про­дол­жи­тель­ным, и в 1870 оно бы­ло окон­ча­тель­но ли­к­ви­ди­ро­ва­но в хо­де Ри­сорд­жи­мен­то (в ре­зуль­та­те Ла­те­ран­ских со­гла­ше­ний 1929 соз­да­но гос-во Ва­ти­кан; см. так­же «Рим­ский во­прос»).

В кон. 19 – нач. 20 вв. РКЦ вы­ну­ж­де­на бы­ла про­ти­во­сто­ять не толь­ко внеш­ним про­бле­мам со свет­ски­ми вла­стя­ми (напр., от­де­ле­ние Церк­ви от го­су­дар­ст­ва во Фран­ции), но и дать от­вет на по­пыт­ки по­ста­вить под со­мне­ние прин­цип пап­ской вла­сти, тра­диц. ос­но­вы ве­ро­уче­ния и пра­во Церк­ви пре­тен­до­вать на роль на­став­ни­цы ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. Эти от­ве­ты за­клю­ча­лись в при­ня­тии дог­ма­та о пап­ской без­оши­боч­но­сти на Ва­ти­кан­ском I со­бо­ре в 1870, в раз­ра­бот­ке па­пой Львом XIII хри­сти­ан­ско­го со­ци­аль­но­го уче­ния (эн­цик­ли­ка «Rerum novarum», 1891) и в ан­ти­модер­ни­ст­ских до­ку­мен­тах пап Пия IX («Syllabus», 1864) и Пия Х (дек­рет «La­men­tabili», 1907; эн­цик­ли­ка «Pascendi Dominici gregis», 1907).

В ре­зуль­та­те Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра (1962–65) в РКЦ бы­ло про­ве­де­но ра­ди­каль­ное об­нов­ле­ние всех сто­рон цер­ков­ной жиз­ни, за­тро­нув­шее са­кра­мен­таль­ную и док­три­наль­ную со­став­ляю­щие, что вы­зва­ло со­про­тив­ле­ние кон­сер­ва­тив­ных кру­гов РКЦ (ле­фев­ри­сты, се­де­ва­кан­ти­сты).

РКЦ в России

Кафедральный собор в честь Успения Божией Матери и Св. Станислава в Могилёве (1738–67).

Кон­так­ты Рус. гос-ва с Рим. цер­ко­вью про­сле­жи­ва­ют­ся с 10 в. В 961 по прось­бе кн. Оль­ги в Кие­ве с хри­сти­ан­ской мис­си­ей пре­бы­вал нем. еп. Адаль­берт Ма­где­бург­ский (мис­сия за­вер­ши­лась без­ре­зуль­тат­но). К цер­ков­но­му рас­ко­лу 1054 Рус. цер­ковь, быв­шая то­гда со­став­ной ча­стью Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, не­по­сред­ст­вен­но­го от­но­ше­ния не име­ла. В 1439 митр. Ки­ев­ский и всея Ру­си Исидор­ (в этом же ­году воз­ве­дён­ный в кар­ди­наль­ское до­сто­ин­ст­во) под­пи­сал Фло­рен­тий­скую унию с РКЦ, ко­то­рая, од­на­ко, не по­лу­чи­ла в Рос­сии прак­тич. во­пло­ще­ния. В пе­ри­од фео­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти Ки­ев­ской Ру­си и в Моск. цар­ст­ве РКЦ бы­ла пред­став­ле­на очень не­мно­го­чис­лен­ны­ми хра­ма­ми, по­стро­ен­ны­ми для нужд тор­го­вых пред­ста­ви­те­лей [храм Св. Ола­фа в Нов­го­ро­де (11–14 вв.), храм Свя­тых Пе­тра и Пав­ла в Не­мец­кой сло­бо­де в Мо­ск­ве (17–18 вв.)]. С це­лью под­чи­не­ния Рус. церк­ви РКЦ ка­то­лич. мис­сии разл. уров­ня не­од­но­крат­но от­прав­ля­лись на Русь в пе­ри­од Моск. цар­ст­ва (А. Пос­се­ви­но, Ю. Кри­жа­нич и др.). В укр. и бе­ло­рус. зем­лях, вхо­див­ших в со­став Ре­чи По­спо­ли­той, с кон. 16 в. на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся уни­ат­ст­во. В ре­зуль­та­те раз­де­лов Ре­чи По­спо­ли­той во 2-й пол. 18 в. в со­став Рос. им­пе­рии во­шли тер­ри­то­рии со зна­чит. чис­лом ка­то­лич. на­се­ле­ния, струк­ту­ра­ми РКЦ. В 1773 в Рос­сии для ка­то­ли­ков лат. об­ря­да бы­ла соз­да­на Мо­ги­лёв­ская епар­хия (с 1782 ар­хи­епар­хия, позд­нее – ми­тро­по­лия, объ­е­ди­нив­шая неск. ка­то­лич. епар­хий на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии, с ре­зи­ден­ци­ей ми­тро­по­ли­та в С.-Пе­тер­бур­ге).

В го­ды сов. вла­сти струк­ту­ра РКЦ в Рос­сии зна­чи­тель­но по­стра­да­ла, мн. ка­то­ли­ки под­верг­лись ре­прес­си­ям. В 1991 и в 1998 уч­ре­ж­де­ны по 2 апо­столь­ские ад­ми­ни­ст­ра­ту­ры, в 2002 они пре­об­ра­зо­ва­ны в 4 дио­це­за, вме­сте со­ста­вив­ших ми­тро­по­лию. См. так­же ст. Ка­то­ли­цизм в раз­де­ле Ре­ли­гии в то­ме «Рос­сия».

Ве­ро­уче­ние, бо­го­слу­же­ние, ар­хи­тек­ту­ру и изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во, му­зы­каль­ную куль­ту­ру см. в ст. Ка­то­лицизм.

Современное положение

На 2014, по офиц. дан­ным, РКЦ на­счи­ты­ва­ла св. 1,2 млрд. ве­рую­щих прак­ти­че­ски во всех стра­нах ми­ра.

Со­глас­но ка­то­лич. ве­ро­уче­нию, за­кре­п­лён­но­му ка­но­ни­че­ским пра­вом, Рим. епи­скоп – па­па – яв­ля­ет­ся пре­ем­ни­ком ап. Пет­ра, на­ме­ст­ни­ком Хри­ста и пас­ты­рем всей РКЦ, об­ла­даю­щим вер­хов­ной, пол­ной, не­по­сред­ст­вен­ной и уни­вер­саль­ной ор­ди­нар­ной вла­стью. Па­па из­би­ра­ет­ся по­жиз­нен­но на конк­ла­ве кол­ле­ги­ей кар­ди­на­лов, ко­то­рые кро­ме вы­бо­ров па­пы осу­ще­ст­в­ля­ют своё ор­ди­нар­ное слу­же­ние как кол­ле­ги­аль­но, бу­ду­чи со­би­рае­мы па­пой для об­су­ж­де­ния наи­бо­лее важ­ных цер­ков­ных во­про­сов, так и пер­со­наль­но, по­лу­чая пап­ские на­зна­че­ния на выс­шие долж­но­сти в Рим­ской ку­рии или на ка­фед­ры наи­бо­лее зна­чи­мых дио­це­зов. При по­мо­щи Рим­ской ку­рии па­па осу­ще­ст­в­ля­ет выс­шее управ­ле­ние Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью.

РКЦ де­лит­ся по тер­ри­то­ри­аль­но­му и об­ря­до­во­му прин­ци­пам. Тер­ри­то­рии всех стран с до­ми­ни­рую­щим ка­то­лич. на­се­ле­ни­ем и боль­шин­ст­ва др. стран раз­де­ле­ны на дио­це­зы (ок. 3 тыс. на 2014), во гла­ве ка­ж­до­го из них сто­ит епи­скоп. Наи­бо­лее зна­чи­мые дио­це­зы име­ют во гла­ве ар­хи­епи­ско­па. Боль­шин­ст­во дио­це­зов объ­е­ди­не­ны в ми­тро­по­лии и воз­глав­ля­ют­ся ар­хи­епи­ско­па­ми-ми­тро­по­ли­та­ми, имею­щи­ми в от­но­ше­нии др. епи­ско­пов ста­тус «пер­во­го сре­ди рав­ных», т. к. все епи­ско­пы яв­ля­ют­ся пре­ем­ни­ка­ми апо­сто­лов и об­ра­зу­ют кол­ле­гию епи­ско­пов во гла­ве с па­пой. Дио­це­зы де­лят­ся на при­хо­ды, во гла­ве ко­то­рых сто­ят на­зна­чае­мые епи­ско­па­ми свя­щен­ни­ки. Кро­ме дио­це­зи­аль­ных епи­ско­пов име­ют­ся ти­ту­ляр­ные епи­ско­пы, не воз­глав­ляю­щие дио­це­зы, но ис­пол­няю­щие осо­бые пап­ские по­ру­че­ния в пас­тыр­ской, на­уч. или ди­пло­ма­тич. сфе­ре. По­ми­мо дио­це­зов к тер­ри­то­ри­аль­ной струк­ту­ре РКЦ от­но­сит­ся не­зна­чит. чис­ло об­ра­зо­ва­ний, имею­щих тер­ри­то­ри­аль­ную или пер­со­наль­ную юрис­дик­цию, рас­про­стра­няю­щую­ся на оп­ре­де­лён­ную груп­пу лиц на кон­крет­ной тер­ри­то­рии или во всём ми­ре: тер­ри­то­ри­аль­ные пре­ла­ту­ры и аб­бат­ст­ва; апо­столь­ские ви­ка­риа­ты, пре­фек­ту­ры, ад­ми­ни­ст­ра­ту­ры, эк­зар­ха­ты и ор­ди­на­риа­ты; во­ен. ор­ди­на­риа­ты, мис­сии sui iuris, пат­ри­ар­шии и ар­хи­епи­скоп­ские эк­зар­ха­ты; од­на пер­со­наль­ная пре­ла­ту­ра.

Аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во ка­то­ли­ков при­над­ле­жит к лат. об­ря­ду. Су­ще­ст­ву­ют так­же струк­ту­ры вост. ка­то­лич. церк­вей, упот­реб­ляю­щих за бо­го­слу­же­ни­ем об­ря­ды пя­ти вост. тра­ди­ций: алек­сан­д­рий­ской, ан­ти­охий­ской, ар­мян­ской, хал­дей­ской и ви­зан­тий­ской. Струк­ту­ры этих церк­вей су­ще­ст­ву­ют как на сво­их собств. тер­ри­то­ри­ях, так и на тер­ри­то­ри­ях па­рал­лель­но со струк­ту­ра­ми Церк­ви лат. об­ря­да и друг с дру­гом. Вост. ка­то­лич. церк­ви воз­глав­ля­ют­ся пред­стоя­те­ля­ми (не­ко­то­рые в дос­то­ин­ст­ве пат­ри­ар­ха), под­чи­нён­ны­ми па­пе и имею­щи­ми в от­но­ше­нии епи­ско­па­та сво­их церк­вей ста­тус, схо­жий со ста­ту­сом ми­тро­по­ли­тов.

Папа Римский Франциск. Фото. 2013.

На 2014 РКЦ на­счи­ты­ва­ла св. 5 тыс. епи­ско­пов. Епи­ско­пы объ­е­ди­не­ны в 114 по­сто­ян­но дей­ст­вую­щих епи­скоп­ских кон­фе­рен­ций по ре­гио­наль­но­му прин­ци­пу. Для ре­ше­ния осо­бых во­про­сов пред­ста­ви­те­ли епи­ско­па­та со­би­ра­ют­ся па­пой на си­нод, а в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях весь епи­ско­пат мо­жет быть со­б­ран па­пой на Все­лен­ский со­бор. Все лат. епи­ско­пы на­зна­ча­ют­ся па­пой, епи­ско­пы вост. церк­вей пред­став­ля­ют­ся к на­зна­че­нию со­от­вет­ст­вую­щей Цер­ко­вью и ут­вер­ж­да­ют­ся па­пой.

Из епи­скоп­ской юрис­дик­ции вы­ве­де­ны мо­на­ше­ские объ­е­ди­не­ния, под­чи­няю­щие­ся не­по­сред­ст­вен­но па­пе и дей­ст­вую­щие на тер­ри­то­ри­ях дио­це­зов по со­гла­ше­нию с пра­вя­щи­ми епи­ско­па­ми или по не­по­сред­ст­вен­но­му пап­ско­му ман­да­ту.

Римско-католический кафедральный собор НЗПДМ (Москва)

 

НА СТРАНИЦЕ  

 

IMG_7878

IMG_7752

IMG_4610

IMG_7878

ПРИХОДСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЯДОВОЕ ВРЕМЯ

16 октября – 29-е рядовое воскресенье.

8:30 Святая Месса на польском языке

10:00 Святая Месса (Сумма) на русском языке

11:45 Святая Месса с участием детей

13:00 Святая Месса на польском языке

14:30 Святая Месса на испанском и португальском языках

15:00 Святая Месса на английском языке (в часовне крипты)

15:30 Божественная Литургия армянского обряда

17:30 Святая Месса на русском языке

20:00 Святая Месса на русском языке

 

17 октября (Пн) – св. Игнатий Антиохийский, епископ и мученик. Память.

18 октября (Вт) – св. Лука, Евангелист. Праздник.

21 октября (Пт) – в 18:00 поклонение Св. Дарам и Розарий.

22 октября (Сб) – св. Иоанн Павел II, Папа. Память.

23 октября (Вс) – 30-е рядовое воскресенье. Обычное расписание богослужений.   

*   *   * 

В течение октября приглашаем на совместную молитву Розария в храме по будням в 8:20 и вечером, кроме среды и четверга, за полчаса до св. Мессы. По воскресеньям в 9:30.

15-16 октября в притворе храма будет проводиться сбор пожертвований на деятельность благотворительного детско-юношеского воспитательного центра имени Иоанна Боско.

В ноябре Церковь особым образом молится об усопших. Записки с именами можно приносить в ризницу. 

 

Община Неокатехуменального пути начинает катехизацию для взрослых и молодёжи. Приглашаются все желающие. Подробности на доске объявлений.

 

Встреча салезианцев-сотрудников состоится 23 октября после 10-часовой Мессы в Овальном зале Курии.

 

Фестиваль христианской музыки Цецилиада состоится 19 ноября в Курии. Запись на участие у с. Виолетты. Подробности на доске объявлений.

Группа Анонимных Алкоголиков (АА) встречается в нашем храме по понедельникам, средам и пятницам в 19:00 в зале свв. Ангелов.

Взрослых, желающих принять крещение в Католической Церкви, а также уже крещёных, желающих присоединиться к Католической Церкви, приглашаем на занятия по катехизации. Подробную информацию можно получить в ризнице храма.

Приглашаем на встречи молодёжи. Они проходят в Оратории в крипте храма по воскресеньям в 19:00.

*   *   * 

 

Приглашаем на поклонение Св. Дарам каждый день (кроме воскресенья) с 8:20 до 10:00 и по четвергам с 8:20 до 18:40 в боковой часовне Милосердия Божия.

В нашем приходе начала работу группа Анонимных Алкоголиков (АА) по понедельникам, средам и пятницам в 19:00 в зале свв. Ангелов.

*   *   *

Пожертвования на содержание храма можно сделать по этой ссылке, а также в самом храме в соответствующий ящик для пожертвований или во время св. Мессы, когда собираются пожертвования.

*   *   *

ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ ДЛЯ БЕЖЕНЦЕВ И НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОМОЩИ В СВЯЗИ С СИТУАЦИЕЙ В УКРАИНЕ

СЛЕДУЮЩИМИ СПОСОБАМИ:

 

1. Католическая Церковь проводит сбор пожертвований для оказания помощи беженцам и нуждающимся через Святой Престол. Можно отправить на счет Архиепархии свое пожертвование, которое будет передано Святому Престолу:

Получатель: Централизованная религиозная организация Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве

ИНН: 7708015053

КПП: 770301001

р/с: 40703810420010000013

Банк: АО “ЮниКредит Банк”

БИК: 044525545

ОГРН: 1027739082106

к/с: 30101810300000000545 (в ОПЕРУ МОСКОВСКОГО ГТУ Банка России г. Москва)

2. «Каритас» Епархии святого Климента в Саратове организует помощь беженцам в Ростовской области:

Получатель: РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАТОЛИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «КАРИТАС ЕПАРХИИ СВЯТОГО КЛИМЕНТА В САРАТОВЕ»

ИНН: 6450101419

КПП: 645001001

р/с: 40703810756000003148

Банк: Поволжский банк ПАО Сбербанк, г. Самара

БИК: 043601607

к/с: 30101810200000000607

3. Можно перечислить пожертвование на счет организации Межрелигиозный фонд гуманитарных проектов:

Получатель: МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ФОНД ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ

ИНН: 7726416594

КПП: 772601001

ОГРН/ОГРНИП: 1177700019771

р/с: 40703.810.6.38000008014

БИК: 044525225

Банк: ПАО СБЕРБАНК

к/с: 30101.810.4.00000000225

 

ВО ВСЕХ ПЛАТЕЖАХ УКАЗЫВАТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖА:

“Благотворительное пожертвование для беженцев. НДС не облагается”

 

 

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ (обычное)

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ

8:30 Святая Месса на польском языке

10:00 Святая Месса (Сумма) на русском языке.

По первым воскресеньям месяца после Св. Мессы — поклонение Пресвятым Дарам и Евхаристическая процессия.

11:45 Святая Месса для детей

12:15 Святая Месса на французском и английском языках (курия)

13:00 Святая Месса на польском языке

14:30 Святая Месса на испанском и португальском языках

15:00 Святая Месса на английском языке (часовня в крипте)

15:30 Божественная Литургия армянского обряда

17:30 Святая Месса на русском языке

20:00 Святая Месса на русском языке

 

ПОНЕДЕЛЬНИК

7:45 Святая Месса на русском языке (без проповеди)

8:15 — 10:00 Поклонение Пресвятым Дарам

19:00 Святая Месса на русском языке

ВТОРНИК

7:45 Святая Месса на русском языке (без проповеди)

8:15 — 10:00 Поклонение Пресвятым Дарам

19:00 Святая Месса на русском языке.

СРЕДА

7:45 Святая Месса на русском языке (без проповеди)

8:15 — 10:00 Поклонение Пресвятым Дарам

18:00 Святая Месса на русском языке

После Св. Мессы в 18:00 – Новенна к Матери Божией – Помощнице Христиан.

ЧЕТВЕРГ

7:45 Святая Месса на русском языке (без проповеди)

8:15 — 18:45 Поклонение Пресвятым Дарам

19:00 Святая Месса на русском языке

ПЯТНИЦА

7:45 Святая Месса на русском языке (без проповеди)

8:15 — 10:00 Поклонение Пресвятым Дарам

13:00 Божественная Литургия армянского обряда

18:00 Вечерня и поклонение Пресвятым Дарам

19:00 Святая Месса на русском языке

СУББОТА

7:45 Святая Месса на русском языке (без проповеди)

8:15 — 10:00 Поклонение Пресвятым Дарам

18:00 Святая Месса по воскресному чину на русском языке

 

 

БОГОСЛУЖЕНИЯ ДЛЯ КАТОЛИКОВ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА

 

Богослужения совершаются каждую третью субботу месяца и ближние к этому дню пятницу и воскресенье.

 

ПЯТНИЦА

18:00 Чтение Розария

19:00 Литургия

 

СУББОТА

07:30 Утреня

09:00 Литургия

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ 

09:00 Литургия

 

АРМЯНО — КАТОЛИЧЕСКИЙ ПРИХОД

Св.  Григора Просветителя

Справки по тел.: +7 961 124-04-77 о. Петрос Есаян.

Божественная Литургия армянского обряда проходит каждое воскресенье в 15:30

и по пятницам в 13:00.

Трансляции богослужений можно найти по этой ссылке:

https://instagram.com/fr.petros?igshid=15evol6m05hbj

 

 

  БОГОСЛУЖЕНИЕ НА ИСПАНСКОМ И ПОРТУГАЛЬСКОМ ЯЗЫКАХ

Справки по тел.: +7 499 252-66-88,

Воскресенье 14:30 Месса на испанском языке. Каждое последнее воскресенье месяца — на португальском языке

  ОНЛАЙН ТРАНСЛЯЦИЯ

 

ТРАНСЛЯЦИИ БОГОСЛУЖЕНИЙ ПО РАСПИСАНИЮ

НА НАШЕМ YOUTUBE КАНАЛЕ!

Канал на YouTube.com

 

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Официальный перевод энциклики Папы Франциска: о вере  «LUMEN FIDEI» (скачать PDF).
 

БУЛЛА «MISERICORDIAE VULTUS» 
ПО СЛУЧАЮ ВНЕОЧЕРЕДНОГО ЮБИЛЕЯ ГОДА 

МИЛОСЕРДИЯ (скачать PDF).

 

ГAРМОНИЗАЦИИ ЛИТУРГИЧЕСКИХ ПЕСНОПЕНИЙ ПО ПЕРИОДАМ ГОДА (скачать)

 

 

Мы в социальных сетях:

Вконтакте

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

КОНЦЕРТЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

По вопросам концертов в соборе обращайтесь, пожалуйста,


+7(499)252-40-51 или на сайт
artbene.ru.

Еще в  1999 году, во время освящения нашего собора,  архиепископ  Тадеуш  Кондрусевич сказал: «Этот храм станет  домом  молитвы,  и местом, где будет звучать прекрасная музыка для всех людей, ищущих Бога». И с тех пор здесь  проходят концерты духовной музыки, которые дали возможность очень многим людям узнать из официальных источников  о существовании нашего храма  в нашем  огромном городе. Даже  для многих из вас, концерты духовной музыки были тем  импульсом, который пробудил в сердце тоску по Богу, по  настоящей жизни во Христе. Кроме того, концерты приносят существенную и основную финансовую поддержку, направленную на поддержание жизнедеятельности нашего храма.  Читать далее…

  СХЕМА ПРОЕЗДА  

 

Москва, ул. Малая Грузинская, д.27\13

Ближайшие станции метро: «Улица 1905 года», «Краснопресненская», «Баррикадная»

 

 

 

 

Официальный сайт религиозной организации

«Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Римско-католической церкви в г.Москве»

 

Реквизиты 

РО – Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-Католической Церкви в г. Москве

 

ИНН 7703126634 / КПП 770301001

р/с 40703810400060000001 кор/сч. 30101810145250000411

В Филиал «Центральный» Банка ВТБ (публичное акционерное общество),  г. Москва / БИК 044525411

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве

Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе

Воспитательный центр им. Дона Боско

Сколько денег у Римско-католической церкви — Bird In Flight

Наведение порядка в запутанной, бестолковой и во многом подозрительной церковной бухгалтерии Франциск назвал одной из целей своего понтификата.

Патриарх с затёртыми в Фотошопе часами, патриарх на яхте, патриарх в «мерседесе» — это уже не фотографии, но мемы. Снова ставший болезненным вопрос о богатстве церкви будто подтверждает теорию о Новом Средневековье. Признаки упадка цивилизации видят в возрождении фанатизма, раздробленности, популярности шарлатанства, в приоритете картинки над словом и разрушении природной среды. Заповедь о «блаженных нищих», одна из причин средневековых религиозных войн в Европе, тоже сделала петлю в 500 лет и теперь бьёт по иерархам православной церкви.

За эти 500 лет церковь католическая хорошо овладела методами управления репутацией, а после восхождения на престол общительного и демократичного Франциска находится в своей лучшей за долгие годы форме. Но как у неё с финансами?

Роскошь Собора Святого Петра или аскетизм папской спальни — Bird In Flight разбирается, что точнее отражает экономику Святого престола.

Пара на площади святого Петра в Ватикане, октябрь 2015. Фото: Filippo Monteforte / AFP / East News

По прирождённому праву Католическая Церковь может независимо от гражданской власти приобретать имущество, удерживать его, управлять и распоряжаться им для достижения свойственных ей целей.
— Кодекс канонического права, Кан. 1254, §1.

Корпоративная структура

Римско-католическая церковь — старейшая из действующих в мире организаций.

История борьбы со светскими властями заставила её выстроить распределённую структуру, сложную в управлении, но устойчивую к политическому и экономическому давлению.

Папа римский управляет городом-государством Ватикан и одновременно разбросанными по 157 странам 3 127 территориальными подразделениями — диоцезами: епархиями, архиепархиями, аббатствами, экзархатами и т. п.

Процессия участников XXI Вселенского Собора Католической церкви, в Соборе Святого Петра, декабрь 1962 года. Фото: AFP / East News

Каждый из диоцезов во главе с епископом оформлен как отдельное юридическое лицо с собственным бюджетом, связанное с римским папой церковным правом, но не светским. Это даёт возможность перемещать деньги между центром и периферией, но ограничивает финансовую ответственность диоцезов только имуществом епархий. Когда в США присудили огромные возмещения пострадавшим от сексуального насилия со стороны католических священников, 11 обвинённых диоцезов выплатили часть денег и объявили о банкротстве.

Ватикан своей казной за грехи отдельных пасторов не отвечает.

Вот почему так сложно оценить богатство Римско-католической церкви: оно распределено по тысячам подразделений, не обязанных в большинстве стран раскрывать финансовую отчётность.

Церковь может приобретать имущество всеми способами, справедливыми по естественному или позитивному праву, которые позволены и другим.
— Кодекс канонического права, Кан. 1259.

Сейчас в мире около 1 миллиарда 250 миллионов человек называют себя католиками — примерно столько же на планете и мусульман всех течений. Катастрофическое, на 41% за сто лет, падение доли в Европе компенсировано приростом в Латинской Америке и Африке. В 1910 году страной с наибольшим числом проживающих католиков была Франция, теперь это Бразилия. За ней идут Мексика и Филиппины.

Церковь обладает прирождённым правом требовать у верных Христу то, что ей необходимо для достижения свойственных ей целей.
— Кодекс канонического права, Кан. 1260.

Только что назначенный кардиналом Хулио Дуарте Ланга из Мозамбика ждет встречи с Франциском. Поскольку Ланге исполнилось 88 лет, он, как и другие кардиналы старше 80-ти, не сможет принимать участие в выборах нового папы, если такая необходимость возникнет. Февраль 2015. Фото: Andreas Solaro / AFP / East News.

Католическая супердержава

США занимают четвёртое место среди стран мира по числу католиков, их в стране 88 миллионов, но американские епархии распоряжаются 60% финансов Римско-католической церкви.

Католическое меньшинство сумело выстроить в преимущественно протестантских Соединённых Штатах «государство в государстве» из 6 800 школ, 197 высших учебных заведений и 630 госпиталей. По подсчётам журнала Economist, в 2010 году на поддержание этой системы было потрачено $170 миллиардов.

Для сравнения, в том же году государственные расходы России на образование равнялись $63 миллиардам, на медицину – $46,5 млрд (по курсу 30 руб/$), а сумма всех расходов государственного и местных бюджетов Украины в том году составила $47,2 миллиарда (по курсу 8 грн/$).

Источники поступления этих денег скрыты от посторонних наблюдателей, а их точный объём не знает даже Ватикан. До 90% средств в американской церкви собираются и тратятся на уровне приходов. Это также означает, что они распределяются крайне неравномерно.

Резиденция архиепископа Атланты Уилтона Грегори. Когда стала известной ее стоимость в $2,2 миллиона, архиепископ извинился за чрезмерные траты и предложил выставить дом на продажу. Март 2014. Фото: Дэвид Голдман / AP Photo / East News.

Каждый из посещающих церковь американских католиков в среднем жертвует ей $10 в неделю. В год по стране сумма этих пожертвований переваливает за $13 миллиардов. Неудивительно, что богатейшие епархии расположены в больших городах, где живёт много выходцев из Польши, Ирландии, Италии, Латинской Америки. Их приблизительный рейтинг даёт расследование CNN, показавшее, что особняки 10 из 34 американских архиепископов стоят более $1 миллиона:

— кардинал Нью-Йорка Тимоти Долан: $30 млн
— кардинал Чикаго Фрэнсис Джордж: $14,3 млн
— архиепископ Сиэтла Джеймс Сертейн: $3,8 млн
— архиепископ Атланты Уилтон Грегори: $2,2 млн
— архиепископ Хартфорда Леонард Блейр: $1,85 млн

Эти же епархии совершают крупнейшие инвестиции.

Архидиоцез Чикаго за последние годы вложил более $100 миллионов в акции нефтегазовых компаний, а кардинал Нью-Йорка считается крупнейшим владельцем недвижимости на Манхэттене.

Клирики заслуживают такого вознаграждения, которое приличествовало бы их положению, если принять во внимание как саму природу данной должности, так и условия места и времени, и позволяло бы им удовлетворять свои жизненные потребности, а также справедливо оплачивать труд тех людей, в чьих услугах они нуждаются.
— Кодекс канонического права, Кан. 281, §1.

Кардиналы на собрании, посвященном канонизации четырех новых святых. Октябрь 2015, Ватикан. Фото: Andrea Franceschini / Demotix / Corbis / East News.

Впрочем, богатство американских католиков не равно богатству американской католической церкви. Cамые прибыльные религиозные учреждения США не входят в ее структуру: большинство университетов и медицинских центров принадлежат религиозным орденам и объединениям, имеющим независимые бюджеты.

Так, католическим Университетом Нотр-Дама с целевым капиталом в $7,5 млрд владеет Конгрегация Святого креста. А 24 католическими больницами, многие из которых входят в число лучших медицинских центров США, управляет некоммерческая организация Dignity Health с годовым оборотом более $10 миллиардов.

Эти ресурсы и деньги не контролируются ни Ватиканом, ни местными епископами.

Монахини на церемонии канонизации новых святых. Ватикан, октябрь 2015. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / East News.

Духовенство на церемонии канонизации новых святых. Ватикан, октябрь 2015. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / East News.

Немецкий крест

Немногим прозрачнее доходы второй по богатству католической церкви — немецкой. Законами страны предусмотрен сбор с верующих в размере 8–9% выплачиваемого государству подоходного налога. Церковь получает таким образом до €10 миллиардов в год.

В 2013-м свой бюджет раскрыл архиодиоцез Кёльна, заявивший активы в €3,4 млрд без учета неподдающегося оценке собора и земли под ним.

Эта епархия считалась богатейшей в Германии всего лишь год, пока свою отчётность не опубликовал диоцез Падеборна. Большая часть капитала в €4 миллиарда он вложил в ценные бумаги с фиксированным процентом: облигации и привилегированные акции.

Напротив кафедрального собора, в левом нижнем углу фото – новая резиденция епископа Франца-Петера Тебарц-ван Эрста. Лимбург, Германия, октябрь 2013 года. Фото: Thomas Frey / AFP / East News.

Публикация первых в истории католической церкви Германии финансовых отчётов стала попыткой сгладить скандал вокруг епископа Лимбурга Франца-Петера Тебарц-ван Эрста, отстранённого папой за потраченный на обновление резиденции €31 миллион (стол в конференц-зале — €25 000, ванная — €15 000).

В силу своего первенства в управлении Римский Понтифик является верховным администратором и распорядителем всего церковного имущества.
— Кодекс канонического права, Кан. 1273.

Папа Франциск на конференции итальянских епископов.
Ватикан, октябрь 2015 года. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / Corbis / East News.

Капиталы Ватикана

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих — таков полный титул папы римского, последнего абсолютного монарха Европы. До ожидаемого пришествия Христа он управляет церковью со всем её имуществом по собственной воле. Имея каноническую возможность распоряжаться каждой монетой на счету любого католического прихода на планете, в современной реальности папы могут рассчитывать только на бюджеты Ватикана как города-государства и Святого престола как управляющего органа Римско-католической церкви.

Основные статьи расходов Святого престола — это содержание трех тысяч сотрудников, посольств-нунциатур и собственных медиа. В прошлом году он показал $1,2 млрд в ценных бумагах и недвижимости, долговые обязательства на $242 млн и годовой дефицит бюджета в $28 млн.

Официально престол беднее многих епархий.

Их вклад в центральный бюджет важен, но не выглядит решающим. Раз в год, в ближайшее к Дню Петра и Павла воскресенье, церкви по всему миру собирают «Лепту святого Петра», направляемую непосредственно папе римскому. По последним доступным данным, в 2011 году она составила $70 миллионов.

В силу уз единства и любви, соответственно возможностям своего диоцеза, епископам подобает вносить свой вклад в предоставление тех средств, в которых Апостольский Престол нуждается согласно условиям времени, чтобы суметь надлежащим образом нести своё служение Вселенской Церкви.
— Кодекс канонического права, Кан. 1271.

Интерьер Собора Святого Петра в Ватикане. Фото: Christian Kober / Robert Harding Heritage / ROBERTHARDING / East News.

Главными среди известных источников дохода Святого престола остаются операции Банка Ватикана и прибыль от владения недвижимостью. В прошлом году банк распоряжался активами на $3,8 млрд (около 1% от суммы активов всех банков Италии) и депозитами на сумму $2,4 млрд.

Кроме ватиканского квартала, церковь признаёт владение двумя тысячами квартир и домов по всей Италии. Однако журналисты Guardian обнаружили, что через приближённых банкиров ей принадлежит недвижимость в Париже и швейцарском Берне, а также несколько кварталов в самом дорогом районе Лондона вблизи улицы Пэлл-Мэлл.

Наведение порядка в запутанной, подозрительной и во многом бестолковой церковной бухгалтерии Франциск назвал одной из целей своего понтификата — и не стесняется привлекать для этого крупнейших специалистов из мира коммерции. Аудиторская компания KPMG привела ватиканскую отчётность к мировым стандартам, EY (бывшая Ernst & Young) оптимизирует управление магазинами и муниципальными службами города-государства, Deloitte & Touche присматривает за банковскими счетами.

Папский трон и алтарь в Соборе Святого Петра. Фото: GODONG / ROBERT HARDING PREMIUM / Robert Harding / East News.

Отделка Собора Святого Петра. Фото: Fredrik Von Erichsen / DPA / DPA PICTURE-ALLIANCE / AFP / East News.

Отделка Собора Святого Петра в Ватикане. Фото: GODONG / ROBERT HARDING PREMIUM / Robert Harding / East News.

Интерьер Собора Святого Петра. Фото: Gianalberto Cigolini / AGF / PHOTONONSTOP / East News.

Распятие в Соборе Святого Петра. Фото: GODONG / ROBERT HARDING PREMIUM / Robert Harding / East News.

«Финансовым царём Ватикана», по выражению прессы, Франциск назначил австралийского кардинала Джорджа Пелла. Должность главы недавно созданного Секретариата экономики дает полномочия контролировать все денежные операции Святого престола. С ним связана не только стабилизация бюджета церкви, но и обвинения в непомерных тратах. Согласно полученным редакцией L’Espresso документам, за полгода представительские расходы кардинала на перелёты бизнес-классом, парадную одежду, обои, гобелены и мебель превысили полмиллиона евро.

«Она что, из золота сделана?» — так, по сообщению газеты, папа Франциск отреагировал, когда узнал о покупке Пеллом кухонной мебели за €4 600.

«Когда дух богатства входит в сердце монаха, монахини, священника, епископа или папы, когда они начинают копить средства, чтобы обеспечить будущее, тогда их будущее не в Иисусе. Когда монашеская община начинает копить деньги, то бог настолько добр, что посылает ей неумелого эконома, который приводит затею к провалу. Такие неумелые экономы являются лучшим благословением бога для нашей церкви, потому что делают её свободной, делают её бедной»,
— Франциск, проповедь в кафедральном соборе Гаваны, сентябрь 2015.

Фото на обложке: Massimo Valicchia / NurPhoto / East News

Католическая церковь — История, верования и традиции католицизма

Римско-католическая церковь — древний религиозный институт, насчитывающий более миллиарда членов по всему миру. Таким образом, это крупнейшая христианская церковная организация в мире. Только из-за этого важно иметь точное представление об истории и верованиях Римско-католической церкви.

Откуда взялась Римско-католическая церковь?

Церковь в Риме, которая позже разовьется в то, что мы знаем как римский католицизм, была основана в апостольские времена (около 30-9 гг.5). Хотя у нас нет записей о первых христианских миссионерах в Риме, очевидно, что церковь существовала там, когда писались Писания Нового Завета. Сам св. Павел написал послание церкви в Риме, и в Книге Деяний записаны некоторые из его действий там. Св. Климент Римский (ок. 35–99), св. Игнатий Антиохийский (35–108) и св. Ириней Лионский (130–202) говорят так, как будто св. Симон Петр служил в Риме, служа его первый епископ (термин «епископ» — это английское сокращение библейского греческого слова episkopos, часто переводимого как «надзиратель» в современных протестантских переводах Нового Завета). Тертуллиан (ок. 155-240) сообщает, что Петр умер в том же месте, что и Павел, и принято считать, что Павел принял мученическую смерть в Риме. Поскольку и Петр, и Павел были такими важными и выдающимися апостолами, Рим стал важным местом паломничества для христиан, которые хотели посетить их могилы и поклониться рядом с тем местом, где они были похоронены.

Из-за связи с Петром и Павлом (а также того факта, что Рим был столицей западной части Римской империи) епископ Рима стал самым видным из западных христианских церковных лидеров и пользовался уважением со стороны церковные лидеры из других частей Империи. После того, как христианство было легализовано, а Церковь продолжала бороться с ересями на различных соборах и синодах, Папа и его посланники высказались по очень важным доктринальным вопросам. Церковь в Риме вела тщательные записи и часто была еще дальше от богословских новшеств и конфликтов, которые вспыхивали на Востоке в таких важных городах, как Александрия, Антиохия и Константинополь. Поэтому ее свидетельство по богословским вопросам имело большой вес, и Римской церкви была предоставлена ​​величайшая прерогатива чести, как провозглашено в третьем правиле Первого Константинопольского собора.

Папа получил больше влияния и авторитета в своей юрисдикции, поскольку западная Римская империя продолжала приходить в упадок и рушиться. По мере распада и преобразования имперских структур и систем западная церковь заполнила институциональный вакуум власти. Последующие папы продолжали предъявлять более амбициозные претензии на власть. Это испортило отношения между западными и восточными христианами.

Великий раскол 1054

Церковь была разделена на две части Великим расколом 1054 года, разделившим христиан на западную, латиноязычную Римско-католическую церковь и восточную, грекоязычную Восточную православную церковь. Этот раскол был вызван двумя основными доктринальными разногласиями. Одной из них, очевидно, была роль и авторитет Папы. Другой пункт о филиокве Никейского символа веры. Западные католики верят, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, тогда как восточные православные верят, что Святой Дух исходит только от Отца.

Римско-католическая церковь пережила еще один разрыв около пятисот лет спустя во время Реформации. Протестантские реформаторы (лютеране, англикане и реформаты) и радикальные реформаторы (анабаптисты) не соглашались с Папой и его союзниками по вопросам авторитета, Писания, сотериологии (доктрины спасения) и сакраментальной теологии (доктрины, связанные с Святым Крещением). и Святое Причастие). В то время протестанты также боролись за перевод литургии и Библии на народный язык, в то время как римско-католическое руководство настаивало на том, чтобы и то и другое оставалось на латыни.

Католический и протестантский библейский канон.

Римско-католические Библии содержат все книги, которые можно найти в протестантских изданиях. Однако католицизм также признает собрание книг, называемое апокрифами, входящим в канон Священного Писания. Протестанты же читали эти книги только для примера жизни и наставления нравов. Подробнее о том, как дорабатывалась Библия, вы можете прочитать в этих статьях:

  • Откуда мы знаем, что правильные книги попали в Новый Завет?
  • Кто решил, что вошло в Библию?
  • Что такое Библия и откуда она взялась?

Основные католические верования, которые важно знать.

Католики, православные и протестанты разделяют многие основные христианские верования, особенно в отношении Троицы и Воплощения, особенно в том, что касается древних вселенских соборов. При этом верные католики придерживаются нескольких ключевых отличий.

Одна из них — вера в то, что Римско-католическая церковь — единственная истинная церковь. Это связано с мнением, что Папа занимает епископское место Петра и является единственным наместником Христа на земле. Этот заместительный статус имеет несколько разветвлений для римско-католических взглядов на пастырскую власть, политику, сакраментальное служение и Писание.

Римско-католические богословы защищали универсальность доктрины своей церкви несколькими способами. Один из подходов состоит в том, чтобы придерживаться древней устной традиции, существовавшей наряду с письменной традицией Священного Писания. И устная, и письменная традиции сосуществовали вместе, причем устная традиция давала окончательную интерпретацию и применение библейских текстов (таких как Матфея 16:18). Они верят, что сами по себе Священные Писания не являются достаточным руководством и авторитетом в отношении спасения. В 1800-х годах кардинал Джон Генри Ньюман (известный обращенный из англиканства) выступал за «развитие доктрины», в которой Святой Дух безошибочно направлял и направляет Римско-католическую церковь к догматической истине.

Римские католики верят в чистилище, состояние в загробной жизни, в котором грехи христианина очищаются, как правило, через страдания. Сюда входит и наказание за грехи, совершенные в земной жизни. Протестантам может быть полезно понимать чистилище как освящение, продолжающееся даже после смерти, пока человек не преобразится и не прославится в совершенной святости. Все те, кто в Чистилище, рано или поздно попадут в рай. Они не остаются там навсегда и никогда не отправляются в Озеро Огненное.

Римские католики также придерживаются идеи «сокровищницы заслуг». Грубо говоря, это своего рода «банк» благодати, в котором хранятся заслуги Иисуса Христа и Его святых угодников, и к ним можно получить доступ на благо других христиан. Оно неисчерпаемо благодаря бесконечной заслуге Христа. Католики будут молиться Христу или любому другому святому, умоляя их о таких благах. Важно помнить, что католики не считают себя поклоняющимися святым; они стремятся почтить их (dulia), признавая при этом одного Бога достойным божественного поклонения (latria). Протестанты обычно скептически относятся к этому различию. Одно из главных противоречий во время протестантской Реформации касалось притязаний Папы на особый доступ к сокровищнице заслуг. В частности, папы утверждали, что от церкви можно получить индульгенции, которые могут уменьшить временное наказание за грехи, совершенные на земле. Это означало сокращение времени пребывания в чистилище. Эти индульгенции можно было приобрести для себя или близкого человека. Более того, папы разрешали продажу и покупку индульгенций, как правило, для сбора средств на их великолепные здания и другие проекты. Это привело в ярость многих богословов и пасторов, включая Мартина Лютера. Индульгенции выпускаются и сегодня, хотя они и не коммерциализировались, как это было в эпоху позднего средневековья, благодаря реформам, проведенным в период Контрреформации.

За некоторыми исключениями, Римско-католическая церковь требует, чтобы ее духовенство соблюдало целибат. Это была обязательная политика со времен Четвертого Латеранского собора (1215 г.). Четвертый Латеранский собор также обязал священника не реже одного раза в год исповедоваться в грехе наедине (а также ежегодно участвовать в Святом Причастии).

Тот же Собор предписал пресуществление как авторитетное понимание Евхаристии. Пресуществление — это вера в то, что, когда священник произносит слова установления, хлеб и вино в Святом Причастии изменяются по существу, чтобы стать телом и кровью Христа. Элементы больше не хлеб и вино; эти черты — просто случайность. Сущность этих элементов преобразилась.

Эта вера служит основанием и оправданием для практики Поклонения. Здесь католики проявляют особое почтение к освященному хлебу и вину, будь то коленопреклонение или другие средства. Также в католической практике освященная облатка для причастия кладется в специальную витрину, называемую дароносицей, где ее можно благоговейно поклоняться в часовне или использовать в религиозных процессиях, особенно во время праздника Тела Христова.

Другие основные римско-католические догмы включают веру в непорочное зачатие Девы Марии и ее телесное Успение. В то время как все христиане верят, что у Иисуса было непорочное зачатие — что он был рожден свободным от первородного греха, унаследованного от Адама — римо-католики настаивают на том, что Мария также имела такое же чудесное зачатие как точку ортодоксальности. Более того, они также верят, что ее тело было взято на небо в конце ее земной жизни. Ее труп не может быть найден на земле. Наряду с восточно-православными христианами и некоторыми протестантами католики верят, что Мария оставалась вечной девственницей даже после рождения Иисуса Христа.

Что такое Катехизис Католической Церкви (КЦЦ)?

Катехизис — это документ, который обобщает или излагает христианское учение, как правило, в целях обучения. CCC — это довольно недавний катехизис, выпущенный в 1992 году при Папе Иоанне Павле II. Это полезный обзор римско-католических верований и полезный ресурс для понимания современной официальной римско-католической доктрины. Он претерпел несколько обновлений и изменений. Например, в 2018 году Папа Франциск пересмотрел параграф о смертной казни, что вызвало немало споров. Катехизис можно прочитать здесь.

Как работает лидерство в католической церкви

Как и в других христианских церквях, в Римско-католической церкви существует епископальная модель церковного руководства, которая признает три чина пастырского служения и лидерства: епископы, священники (английское сокращение слова пресвитер или «старейшина») и дьяконы. Епископы, в частности, наделены властью и надзором, особенно над другими священнослужителями. Римско-католическая иерархия особенно централизована. Конечно, Папа Римский является епископом самого высокого ранга.

Католики придерживаются папской непогрешимости, и эта позиция стала официальной в 1870 году. С этой точки зрения папа непогрешим в вопросах доктрины и морали всякий раз, когда он говорит ex cathedra. Это на самом деле случается довольно редко и не означает, что католики считают все, что говорит папа, безошибочным. Католики считают его непогрешимым только тогда, когда он говорит и учит как вселенский пастырь Божьей церкви.

В чем разница между католиком и католиком?

«Католик» буквально означает «уважение ко всему» и в теологическом контексте просто относится к вселенской Церкви — всем христианам, которые действительно являются частью Тела Христова. Как правило, этот термин использовался для описания общепринятых христианских верований. «Римско-католический» относится к более конкретной христианской традиции и церковной организации. Что еще нужно знать о Римско-католической церкви:

  • Римско-католическая церковь известна своей социальной позицией, особенно в отношении семьи. Аборт запрещен, как и использование искусственных контрацептивов. Супружеским парам, заинтересованным в планировании семьи, рекомендуется заниматься естественным планированием семьи (NFP).
  • Римский католицизм признает семь таинств, которые являются важными средствами благодати для христианской жизни. Как и протестанты, католики считают Крещение и Евхаристию таинствами. Католики также считают таинствами конфирмацию, примирение (покаяние), помазание больных, брак и рукоположение.
  • Традиционное римско-католическое богословие проводит различие между смертными и простительными грехами. Простые грехи — это незначительные грехи, которые не проклинают душу. Смертные грехи — это тяжкие грехи, которые отделяют человека от Бога и приведут к тому, что человек попадет в ад, если не будет отпущен перед смертью.
  • Как и большинство других христианских традиций в истории, католицизм позволяет мужчинам и женщинам исповедовать монашество. Римско-католическая церковь является домом для нескольких орденов монахов, монахов, монахинь и сестер. Они служат в Церкви многими важными способами.
  • Римско-католическая церковь на протяжении всей истории придерживалась самых разных политических позиций и подходов. Тон и содержание официальных римско-католических документов могут сильно различаться в зависимости от времени их написания. Иногда Папа может делать огульные заявления о своей политической власти. В другое время — в том числе и сегодня — Римско-католическая церковь более скромна в своих действиях и требованиях к гражданской власти.

Что должны думать протестанты, анабаптисты и православные христиане о католицизме? Что касается Троицы, Воплощения и христианской морали, римский католицизм правильно понимает многие важные вещи. Что касается учений о благодати, спасении и власти, то в ней делается много неверных выводов, и это может дать нам понимание того, почему ранние протестантские документы содержали «антихристовые» формулировки в отношении Папы. Тем не менее, любому христианину надлежит знать римско-католические верования и историю хотя бы по одной причине, кроме размера и влияния церкви.

Преподобный Бартон Джинджерич — священник англиканской церкви Св. Иуды в Ричмонде, штат Вирджиния. Он имеет степень бакалавра гуманитарных наук. по истории из Колледжа Патрика Генри и степень магистра. со специализацией по историческому богословию реформатской епископальной семинарии. Он ведет подкаст «Вера и честь». Вы можете следить за ним по адресу @bjgingerich


. Эта статья является частью нашей серии статей о деноминациях, в которой перечислены исторические факты и богословская информация о различных фракциях внутри и вне христианской религии. Мы предоставляем эти статьи, чтобы помочь вам понять различия между конфессиями, включая происхождение, лидерство, доктрину и убеждения. Изучите различные характеристики различных номиналов из нашего списка ниже!

Католическая церковь: история, традиции и верования
Свидетели Иеговы и их верования
Мормоны: Церковь Святых последних дней и их верования
Баптистская церковь: история и верования
Пресвитериане: история и верования
Меннониты и их верования
Объединенная методистская церковь: история и верования
Адвентисты седьмого дня и их верования
Пятидесятническая церковь: история и верования
Лютеранская история и верования

Фото предоставлено: ©Thinkstock/Wideonet

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святой Престол

Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает в себя Католическую энциклопедию, книги Отцов Церкви, Summa, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…

(от латинского Sancta Sedes , Святая Престол).

Термин, происходящий от церемонии интронизации епископов Рима. Рассматриваемое сиденье или стул не следует путать с древними sedes gestatoria в центре апсиды собора Святого Петра и извечно почитаемая как кафедра Петри , или Кафедра Петра; этот термин означает в общем смысле фактическое местопребывание (т.е. резиденцию) верховного пастыря Церкви вместе с различными церковными властями, составляющими центральную администрацию.

В этом каноническом и дипломатическом смысле этот термин является синонимом «Апостольского Престола», «Святого Апостольского Престола», «Римской Церкви», «Римской Курии». Происхождение этих терминов можно установить лишь приблизительно. Слово sedes , «стул», — это старый технический термин, применимый ко всем епископским престолам. Сначала оно использовалось для обозначения церквей, основанных апостолами; позже это слово стало применяться к основным христианским церквам. Под этими 90 104 ecclesiae dictae majores 90 107 понимались пять великих патриархальных престолов христианской древности: Рим, Александрия, Антиохия, Иерусалим и Константинополь. К ним применялось слово sedes : «quod in iis episcopi sederent in thronis», а о Риме прямо говорилось: «Romana quidemerat prima sedes propria dicta». Так, Геласий I (492-496) на римском соборе: «Est ergo prima Petri apostoli sedes». В самых ранних христианских писаниях мы также часто находим упоминания о престоле или престоле Петра: «Седет на кафедре Петри». На протяжении всего раннего Средневековья этот термин постоянно использовался в официальном употреблении. Так, в «Liber Pontificalis» (изд. Duchesne, II, Paris, 1892, 7) при Льве III (795–816): «Nos sedem apostolicam, quae est caput omnium Dei ecclesiarum, judicare non audemus». (Мы не осмеливаемся судить Апостольский Престол, который является главой всех церквей Божиих. ) Таким образом, мы можем легко понять, как Святой Престол стал техническим термином для папы, центрального церковного правительства и его фактической резиденции.

Папские оговорки о бенефициях, принятые в Средние века, сделали необходимым более точное знание местонахождения «Святого Престола», т.е. когда действующий бенефициар умер «апуд санкам седем». Где был «Святой Престол», когда папа жил отдельно от обычной центральной администрации? От тринадцатого до пятнадцатого века мы не находим удовлетворительного решения этого вопроса и можем лишь наблюдать решения курии в отдельных случаях. Таким образом, не считалось необходимым, чтобы папа проживал в Риме: «Ubi Papa, ibi Curia», то есть считалось само собой разумеющимся, что курия или административный аппарат всегда следовали за папой. Об этом ясно свидетельствует интересный случай при Николае III, который жил в Сориано с 8 июня 1280 г. до своей смерти 22 августа того же года. С ним были только его личные слуги и чиновники, ведавшие папской печатью ( буллатор ). Курия, собственно говоря, находилась в Витербо, куда папа часто ездил по делам и где он также давал аудиенции: «Audientiam suam fecit». Тем не менее он приказал датировать Быков по Сориано, что и было сделано (Baumgarten, «Aus K. und Kammer», Freiburg, 1907, 279). Более века спустя, как видно из официальных правил, составленных при Бенедикте XIII (Педро де Луна; правила 148, 151, 158) и Иоанне XXIII (правило 68), этот важный вопрос все еще оставался нерешенным. Вышеупомянутые правила Бенедикта XIII и Иоанна XXIII появились 28 ноября 1404 г. и 5 июня 1413 г. соответственно (фон Оттенталь, «Die papstlichen Kanzleiregeln von Johann XXII bis Nikolaus V», Innsbruck, 1888, стр. 148, 151, 152). и 185). Во время путешествия Мартина V (1417-1431) из Констанции в Рим часто случалось, что папа и церковные власти были отделены друг от друга; даже в этот поздний срок официальное местонахождение «Святого Престола», поскольку это имело юридическое значение, еще не было официально установлено. Эта неопределенность, по словам Бангена, побудила Климента VIII составить конституцию: «Cum ob nonnullas», в которой установлено, что, если папа и папская администрация не должны проживать в одном и том же месте, высказывания обоих являются авторитетными. , при условии, что они согласованы друг с другом. Коваррувиас и Гонсалес соглашаются в том, что: «Curia Romana ibi censetur esse, ubi est papa cum cancellaria et tribunalibus et Officialibus suis, quos ad Режим ecclesiae adhibet» (римская курия считается там, где находится Папа, с канцелярией, трибуналами и должностных лиц, которых он нанимает в правительстве Церкви). (Банген, «Римская курия», Мюнстер, 1854 г., I, I, 5). Хиншиус («System des katholischen Kirchenrechts», III, Berlin, 1883, 135, примечание 6) следует средневековому мнению: «Ubi Papa, ibi Curia»; но это кажется уже несостоятельным.

Цитата APA. Баумгартен, П.М. (1910). Святой Престол. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/07424b.htm

Ссылка на MLA. Баумгартен, Пауль Мария. «Святой Престол.» Католическая энциклопедия. Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910 г. .

Транскрипция. Эта статья была переписана Робертом Б. Олсоном для New Advent. Приносится Всемогущему Богу за Святого Отца и епископов Святой Католической Церкви Благословенного Господа.

Церковное одобрение. Нихил Обстат. 1 июня 1910 г. Реми Лафорт, STD, цензор. Разрешение. +Джон кардинал Фарли, архиепископ Нью-Йорка.

Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: веб-мастер по адресу newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления об опечатках и неуместной рекламе.

Римско-католическая церковь и католическая община

Римская церковь восходит к апостолам Петру и Павлу, чья родословная продолжается через папство. Несмотря на отделение Римской церкви от православных в 1054 году, а затем с протестантскими реформаторами в 1521 году, сегодня католики составляют половину христиан мира.

Скачать (PDF)

Посмотреть полный альбом

Ранняя церковь называла свое сообщество верующих «католическим», что означает «вселенское». Сегодня вся христианская церковь по-прежнему утверждает «единую святую, католическую и апостольскую церковь» в Никейском символе веры. Однако термин «католик» с большой буквы также применяется в просторечии к церквям католической общины с центром в Риме. Римская церковь – одна из старейших христианских общин, ведущая свою историю от апостолов Петра и Павла в I веке. По мере своего развития он подчеркивал центральную власть и первенство епископа Рима, который стал известен как Папа. К 11 веку католическая церковь порвала с Византийской церковью Востока по вопросам власти и доктрины. На протяжении веков было предпринято несколько попыток восстановить союз и залечить раны разделения между Церквами.

В начале 15 века многие в Римской церкви рассматривали надвигающееся турецкое вторжение в Византийскую империю как «дело Провидения», призванное связать воедино разделенное христианство. В ответ Флорентийский собор предусматривал грандиозный союз не только с греко-византийскими церквами, но и с коптами, эфиопами, армянами и несторианами, а также подтверждение союза XII века с Маронитской церковью. Несмотря на присутствие почти 700 восточных представителей и 360 латинских представителей, а также экуменический пыл, лежащий в основе исчерпывающих дебатов, часто называют три причины провала этой попытки воссоединения. Во-первых, западная военная помощь, направленная для защиты Византии, была уничтожена османскими войсками. Во-вторых, утверждалось, что неприязнь к Западу настолько глубоко укоренилась в веках после раскола, что жители Константинополя не могли поддержать решения Собора. Наконец, Марк Евгений Эфесский, единственный епископ, отказавший своей подписи под соборными постановлениями, оказался грозным противником унии. По возвращении он успешно убедил многих влиятельных людей в пределах его юрисдикции сопротивляться решениям Совета.

Несмотря на разочарование Флорентийского собора, Римская церковь начала искать привлекательную альтернативу, вдохновленную неожиданным союзом с маронитами в XII веке. Эта альтернатива заключалась в «создании униатских церквей — восточных по обряду и канону, но римских по церковному подчинению». Фактически, многие декреты, согласованные на Флорентийском соборе, стали основой для этих союзов. Поиск убежища от усиления мусульманского контроля в Сирии марониты мигрировали в Горный Ливан в 9 в.век. Существовавшие изолированно на протяжении столетий, они были обнаружены римскими крестоносцами в XII веке и оба сразу же «пришли к общему делу» друг с другом. На Четвертом Латеранском соборе в 1215 году патриарх Иеремия II и вся его церковь были приняты в унию с Римом. Это единственная восточно-католическая церковь, которая была принята целиком, не оставив после себя православного аналога. Несмотря на напряженность в отношениях с их православными эквивалентами и периферийное существование по отношению к католической церкви, в которой преобладали римляне, эти восточно-католические церкви продолжали развиваться в течение следующих пятисот лет. Только после Второго Ватиканского Собора (1962-1965), что голоса этих католических общин получили должное признание.

Между тем, преимущественно римская церковь также приобрела особенно характерные черты после раскола 1054 года. Возникли сильные традиции монашества, начиная с Бенедикта (480–550), который описал принципы молитвы, труда и учебы, необходимые для монашеской жизни. Даже в конце 20 века это «Правило святого Бенедикта» продолжает оставаться основополагающим для жизни бенедиктинских общин во всем мире. Многие из миссионеров церкви были монахами, например, преподобный Беда (673–735), который привнес духовное руководство в раннюю церковь в Англии, и Бонифаций (680–754), который был «апостолом Германии». В раннем средневековье бенедиктинские монастыри стали крупными землевладельцами и мощной силой в местной экономике. В хаосе Средневековья, после падения Римской империи, они сыграли важную роль в сохранении духовной, художественной и интеллектуальной жизни церкви.

В XII веке возникли другие ордена, которые отвергли замкнутую, а иногда и богатую монастырскую жизнь, отделенную от общества, в пользу более активных моделей христианского сообщества. Франциск Ассизский (1182–1226) и францисканский орден подчеркивали как индивидуальную, так и общественную бедность, простоту и служение — не отдельно от людей, а среди них. Доминик (1170-1221) и доминиканцы уделяли особое внимание образованию, проповеди и обучению. Члены этих орденов часто также были реформаторами, призывая как монашество, так и церковь в целом к ​​обновлению.

В 16 веке один из этих реформаторов, монах-августинец Мартин Лютер, полностью порвал с церковью и начал протестантскую Реформацию. За ним последовал Трентский собор (1545–1563 гг.), Который провел собственную реформу коррупции внутри католической церкви. Являясь частью движения, известного как «католическая реформация» или «контрреформация», Тридентский собор подтвердил видимую, иерархическую и структурированную власть Римско-католической церкви. Этот период католического возрождения оживил образовательное и миссионерское рвение церкви с учреждением Общества Иисуса, также называемого иезуитами, основанного Игнатием Лойолой (149 г. ).1-1556). Особенно с колонизацией и обращением Латинской Америки и с ее миссиями в Азию и Африку Римско-католическая церковь стала всемирной церковью. К сожалению, сильная реакция на протестантское движение негативно отразилась на восточно-католических церквях, поскольку соответствие римским стандартам стало нормой. Только Второй Ватиканский Собор начал процесс исправления этого менталитета.

Сегодня католическая община сосредоточена в Ватикане в Риме, но ее синоды, советы епископов и местные приходы продолжают жизнь и работу церкви на всех континентах. Более половины христиан мира являются католиками. Второй Ватиканский собор (также называемый II Ватиканским собором) серьезно рассмотрел новую роль церкви в современном мире. Среди многих решений Собора был отказ от преимущественно латинской мессы в пользу богослужения на языке и в культурных формах местного сообщества. Собор ясно заявил, что католическая церковь — это не просто видимая иерархия с центром в Риме, но «весь народ Божий».

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *