Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Росписи дворца в ахетатоне: Дворцы Эхнатона — История архитектуры – ( 15 14 . ..) [1956 —

Дворцы Эхнатона — История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

Амарнское искусство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Амарнское искусство или амарнский стиль — стиль, принятый в амарнский период, во время и сразу после правления Эхнатона (1351—1334 до н. э.) в конце XVIII династии Нового царства.

Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие эстетического творчества Египта, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. Этот период в развитии египетского искусства получил название «амарнского».

Отличительной особенностью амарнской архитектуры был Gem-Pa-Aten (Найденный Атон) — отказ в храмах от крыши, поддерживаемой многочисленными колоннами (традиционно для храмов Нового царства), чтобы сделать общение с солнечным божеством более открытым и прямым. Традиционно статуя божества хранилась вдали от глаз простых обывателей, в атонизме такой статуи не было вовсе — её заменяло солнце само по себе[1].

Изображение храма Атона в амарнской гробнице (№ 6) Панехси (англ.) Каноническое изображение в традиционном искусстве

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый художественный стиль. Амарнскому искусству свойственна реалистичность, временами переходящая в натурализм и в то же время символизм. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что не совпадало с предыдущим монументальным каноном. Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не обязательно идеализированы

[2].

Много внимания привлекли к себе изображения Эхнатона, на которых он имеет женоподобную фигуру, деформированный череп, тяжёлую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако предположительно идентифицированные в 2010 году останки Эхнатона не содержат указанных деформаций. Правитель предстаёт не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьёй[3]. Придворный скульптор Бек оставил запись о том, что Эхнатон просил художников изображать всё как можно более реалистично

[4].

Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царственной четы, необычным для египетского искусства является появление царицы в военной короне. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считается бюст Нефертити, обычно приписываемый царскому скульптору по имени Тутмос-младший, остракон с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства, и «Гимн Атону», авторство которого иногда приписывается Эхнатону. Джеймс Брэстед усмотрел в нескольких метафорах параллели между «Гимном Атону» и 104 библейским псалмом. Однако возможная связь между текстами оставалась туманной. Современные исследователи склонны считать подобия результатом использования сходных аналогий, а не культурного влияния[5]. «Гимн Атону» сам по себе имеет больше общего с «Гимном Амону» или «Гимном Осирису», то есть не является столь уж уникальным, как об этом принято говорить.

Среди исследователей нет единства в интерпретация амарнского искусства. Одни полагают, что странные изображения людей и прежде всего фараона несут религиозную символику. По этой версии гермафродитизм портретов Эхнатона отражает его близость к Атону, который назывался «матерью и отцом всех людей»[6][7]. Другие египтологи склонны считать, что амарнское искусство было своего рода экспрессионизмом Древнего Египта.

Следует отметить, что не все изображения Эхнатона и его близких нереалистичны. В последние годы Эхнатона они утратили популярность. Поэтому нереалистичный стиль нельзя распространять на всё амарнское искусство.

Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона, но влияние амарнского искусства прослеживается в более поздних памятниках.

Ахетатон. Культ Атона — История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

Амарна — Википедия

Ама́рна (Тель-эль-Амарна, араб. تل العمارنة‎) — поселение на восточном берегу Нила, в 287 км к югу от Каира. В его районе расположены руины древнеегипетского города Ахетатона («Горизонт Атона»), который построил фараон XVIII династии Эхнатон и на время своего правления провозгласил столицей. Город просуществовал около 15 лет, считая от начала строительства (1346 год до н. э.) и до смерти Эхнатона, вскоре после которой город был покинут царской династией и жителями (1332 год до н. э.)[3].

Здесь Эхнатон построил центр культа бога Атона, перенёс сюда свою резиденцию и столицу древнеегипетского государства из Фив. После смерти Эхнатона культ Атона со временем был подавлен, культовая столица возвращена в Фивы.

В египтологии употребляются термины «амарнский период» и «амарнское искусство» для обозначения особенных направлений в социо-культурной жизни данного периода.

Название Тель-эль-Амарна зафиксировано европейскими путешественниками в XIX веке[4]. Оно состоит из названия современного поселения et-Till и названия Beni Amran (прежнее арабское племя) или al-Amaria — другой деревни в этом районе. При этом слово не имеет общего с арабским обозначением поселения на холме — телль, поскольку здесь нет таких холмов[5].

Посетивший в 1820-е годы местность английский археолог Джон Гарднер Уилкинсон назвал её Алебастрон[6], следуя примеру древнеримских авторов Плиния (На камнях) и Птолемея (География)[7][8].

При фараоне Эхнатоне здесь стоял город Ахетатон (егип. ȝḫ.t-Jtn «Горизонт Атона»), названный в честь главного храма Пер-Атон («Дом Атона»)[9].

В 1714 году французский путешественник Клод Сикар обнаружил северо-западную стелу, копию с которой сняли лишь в 1827 году, а в 1908 году её опубликовал Норман де Гаррис Девис (англ.)[10].

Руины древнего Ахетатона нашли солдаты Наполеона во время его Египетского похода, а научное исследование местности начал Джон Гарднер Уилкинсон. В 1824 году он обнаружил гробницы в восточной части города. Совершавший поездку в Нубию археолог Карл Рихард Лепсиус проездом через Амарну в 1843 году сделал некоторые гипсовые слепки и рисунки[11].

Обнаружение в 1887 году неким феллахом Амарнского архива с перепиской фараонов и ближнеазиатских правителей привело к первым систематическим раскопкам в 1891/1892 году Обществом исследования Египта под руководством египтолога Флиндерса Питри. Были обнаружены новые глиняные таблички и «городской архив» возле королевской резиденции. Норман де Гаррис Девис в 1901 −1907 годах копировал их надписи и тексты пограничных стел для Общества[9][12].

В 1907 году Германское восточное общество под руководством Людвига Борхардта, обнаружившего знаменитый бюст Нефертити, продолжили раскопки. Первая мировая война прервала исследования, однако после её окончания они продолжились. Позже в раскопках эль-Амарны принимали участие Генри Франкфорт, Чарльз Леонард Вулли и др.

1.Северное кладбище 2. Южное кладбище 3. Священная пустыня 4. Северный город 5. Северный дворец 6. Мару-Атон 7. Южный город 8. Большой храм Атона 9. Ком эль-Нана 10. Деревня рабочих 11. Кладбище рабочих 12. Царский вади 13. Гробница Эхнатона V Пограничная стела «V» U Пограничная стела «U»

Аменхотеп IV с вступлением на престол решил ослабить власть фиванского жречества Амона, составлявшего в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе. Фараон провозгласил верховным богом солнечный диск Атона — «единое всеозаряющее животворящее Солнце» и стал подыскивать место для новой столицы.

Ахетатон на карте Древнего Египта располагается между двумя прежними столицами — Мемфисом Древнего царства в Нижнем Египте и Фивами Среднего царства в Верхнем Египте[13]. Эхнатон заложил новую столицу на 5 год своего правления, что следует из двух пограничных стел на берегу[10]. Через два года город провозгласили столицей[3]. Главой города был назначен Неферхеперу-хер-сехепер (англ.)[14].

Выбор места продиктован формой скал с восточной стороны прорезанных вади Абу Хасах эль-Бахри. Зрительно этот разлом в скалах напоминает начертание солярного знака ахет (восточный горизонт) и символически для Эхнатона напоминал место солнечного перерождения. Поэтому название города Ахетатон (дословно Ахет принадлежит Атону) намекает именно на этот горизонт в восточных скалах. Эхнатон в пограничных стелах утверждал, будто сам Атон приказал ему основать здесь новую столицу, и дал обещание не покидать новую столицу ради иного места[10].

Эхнатон совершил ритуальный объезд на колеснице границ новой столицы, где установил пограничные стелы.

По периметру города по приказу Эхнатона установили 13 (известных сегодня) пограничных стел, вырезанных в скалах, часто дополненных скульптурными изображениями поклоняющихся Атону Эхнатона, Нефертити и их трёх старших дочерей — Меритатон, Макетатон и Анхесенпаатон[10].

Основание новой столицы не стало новшеством в истории Древнего Египта. Первая столица Мемфис была основана при I династии (ок. 3000 год до н. э.) как резиденция Ineb-Hedj (Белостенная), затем первый фараон XII династии Аменехмет I возле Файюма основал новую столицу Иттауи (Itjet-Tawy), служившую престольным городом в Среднем царстве (ок. 1950—1700 годы до н. э.). Спустя 40 лет после смерти Эхнатона фараон Рамсес II основал свою столицу в Дельте Нила под названием Пер-Рамсес (Дом Рамсеса)[10].

Эхнатон правил всеми египтянами, но его механизмы, которыми он руководствовался для привлечения людей в новую столицу, неизвестны[13]. Город Ахетатон просуществовал около 15 лет. Став фараоном, Тутанхамон перенёс столицу в Мемфис, а генерал Хоремхеб разрушил часть центральных зданий Ахетатона[13]. Блоки от этих строений (талататы) использовались при строительстве других зданий и пилонов XIX династии, отчего впоследствии египтологам удалось извлечь и частично собрать эти фрагменты[15]. Новые фараоны и восстановившее своё прежнее влияние фиванское жречество делали всё, чтобы вычеркнуть из истории память о приверженцах атонизма и новой столице.

Место, где прежде располагались набережные Ахетатона, до 1880 года было занято сельскохозяйственными угодьями, неподалёку находились три деревушки.

Планировка[править | править код]

1. Деревня рабочих, 2. Ком эль-Нана, 3. Центральный город, 4. Главный город, 5. Большой храм Атона, 6. Северный район, 7. Южный район, 8. Городской архив

Поскольку город возведён на прежде никем не заселённом месте, вопрос об ограниченности городской территории тогда не стоял. Поэтому для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка как бедных, так и богатых домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек — однотипность. Единственным существенным отличием бедных домов от богатых было то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные помещения и дома для рабов.

Дома знати не всегда были крупными, обычно многоэтажными, возведёнными из кирпича-сырца с белыми оштукатуренными стенами и обнесены стеной-забором по периметру. У одной стены в центральной квадратной зале стояла длинная лавка, потолок подпирали одна или несколько деревянных колонн на каменном постаменте. К зале примыкали квадратные личные комнаты, гостинные и кладовые. Редко встречались жилые пристройки и мастерские для художников[13].

В городе Эхнатон ради Атона заложил два главных городских храма — Пер-Атон (Дом Атона) для общественных религиозных молений и Хут-Атон (Дворец Атона) для личного пользования фараона. Археологи называют их Большой храм Атона (англ.) (275 х 762 м)[13] и Малый храм Атона[10]. Параллельно Нилу город пересекала широкая Царская дорога, по которой двигались торжественные церемонии в отведённые дни. Основное население проживало в Южном и Центральном городе. Северный город включал храмы Атону, Главный дворец и все административные здания, которые были ориентированы на Царский вади на востоке. Отличительной особенностью амарнской архитектуры был Гем-Па-Атон (егип. Gm-p3-itn «Найденный Атон»)[15] — отказ от крыши, поддерживаемой многочисленными колоннами, чтобы сделать общение с солнечным божеством более открытым и прямым. При этом, Большой храм Атона с святилищами так и не был окончательно достроен[13].

Главный дворец протянулся с севера на юг с западной стороны Царской дороги и служил местом проведения официальных государственных мероприятий. В южной его части был колонный зал, в северной — многочисленные открытые площадки с колоссами Эхнатона и Нефертити. Дворец соединялся мостом с Царским домом между двумя храмами Атону. Это была временная резиденция царской семьи в Центральном городе. Однако, основным местом проживания правящей семьи был Северный прибрежный дворец за высокими стенами и расписными воротами, выходящими с запада на Царскую дорогу. Южный и Северный дворцы символизировали Верхний и Нижний Египет. На юге Северного города, с восточной стороны Царской дороги стоял наилучшим образом из всех построек Амарны сохранившийся Северный дворец, принадлежавший к концу правления Эхнатона его старшей дочери Меритатон (её имя начертано поверх прежнего царского имени на дверном косяке). Здесь были бассейн 4,5 м глубины перед входом, жилое северное крыло, зверинец с овцами, козами, газелями, коровами и птицами. Южный конец Царской дороги упирается в Маруатон (егип. Pa-Maru-en-Pa-Aten «Зримое место Атона»). Археологи нашли здесь свидетельства озера, останки борзых собак у стены, сосуды вина[13].

В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. Севернее находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь. Рабочие некрополя жили в квартале с узкими улицами и тесными домами, окружёнными высокой стеной с одними воротами.

Находки материальной культуры свидетельствуют, что жители Ахетатона поддерживали домашний культ различных богов[13].

На холмах, окружавших Ахетатон, находится множество известковых карьеров, из которых более всего известен кальцитовый карьер Хат-Нуб, который египтяне называли «золотым». Здесь осталось множество надписей, нацарапанных или выбитых на стенах теми, кто добывал известняк начиная со времён Древнего царства.

Гробница Ахмеса (№ 3) Срисовка сцены одаривания из гробницы Пареннефера (№ 7)

В окрестностях Ахетатона, на западном берегу Нила, обнаружены 24 усыпальницы, большинство из которых оставались недостроенными. Некоторые гробницы были открыты уже в древности и использовались для повторных захоронений (при Птолемеях), как магазины и коптские церкви.

Эти скальные гробницы расположены с севера и востока от города и разделены на две группы вади. Неподалёку установлена пограничная стела V[16][14]:

Северные гробницы[править | править код]

  1. Хуйа — слуга царицы Тии.
  2. Мерира II — дворецкий, смотритель покоев царицы Нефертити.
  3. Ахмес — носитель печати Нижнего Египта, слуга Эхнатона.
  4. Мерира I — Верховный жрец Атона. Гробница могла стать самой крупной среди прочих гробниц знати, если бы была окончена.
  5. Пенту — первый слуга Атона в его храме, главный лекарь.
  6. Панехси — один из минимум 4-х первых жрецов Атона («слуга первый Атона в доме Атона в Ахетатоне»).

Южные гробницы[править | править код]

7. Пареннефер — виночерпий, «омывающий руки фараона», глава мастеров, наблюдатель за всеми постройками. У него также имелась гробница в Фивах — TT188.

8. Туту — камергер фараона.

9. Маху — начальник меджаев.

10. Ипи (Апи) — писец фараона, управляющий внутренним двором дворца фараона. В этой гробнице найден «Малый гимн Атону».

11. Рамос — генерал, писец рекрутских наборов.

12. Нахтпаатон — чати (визирь), хранитель печати.

13. Неферхеперу-хер-сехепер (англ.) — глава города Ахетатон.

14. Маи — носитель опахала, «распорядитель войска владыки обеих земель».

15. Сути — знаменосец фараона.

19. Сатау — казначей.

23. Ани — переписчик жертвоприношений в честь Атона, жрец в храме Аменхотепа II.

24. Паатонемхеб (Хоремхеб) — генерал, управляющий фараона.

25. Эйе — носитель опахала по правую руку фараона, главный конюх фараона. Гробница не окончена. Здесь найден «Большой гимн Атону». Эйе упокоился в гробнице WV23 в Долине Царей.

Царские погребения[править | править код]

26. гробница Эхнатона и, возможно, его второй дочери Макетатон. Эхнатона после возвращения столицы в Мемфис могли перезахоронить в KV55 Долины Царей. Предполагается, что обнаруженная здесь мужская мумия может принадлежать ему[17], хотя эта точка зрения оспаривается[18][19][20].

29. Нефернефрура[21]. Эта теория подкрепляется обнаружением ручки амфоры с надписью, в которой упоминается внутренняя (погребальная) камера Нефернефруры[22]. Гробница по структуре относится к царскому типу.

  1. ↑ Archaeology & Language — С. 49.
  2. ↑ http://www.geonames.org/347585
  3. 1 2 The Official Website of the Amarna Project (неопр.). Дата обращения 1 октября 2008. Архивировано 8 октября 2008 года.
  4. B. Kemp in: Wolfgang Helck, Eberhard Otto, Wolfhart Westendorf. Lexikon der Ägyptologie. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2000. — Т. VI. — С. 309. — ISBN 3-447-04468-3.
  5. Gabriele Höber-Kamel. Zur Geschichte der Amarna-Zeit // Nofretete. Kemet. — 2010. — № 3. — С. 4.
  6. Wolfram Grajetzki, Stephen Quirke. Amarna (неопр.). www.ucl.ac.uk. Дата обращения 2 ноября 2018.
  7. Sir John Gardner Wilkinson. Materia Hieroglyphica: Containing the Egyptian Pantheon and the Succession of the Pharaohs from the Earliest Times to the Conquest of Alexander, and Other Hieroglyphical Subjects. — publisher not identified, 1828. — С. 22. — 290 с.
  8. A. Lucas, John Richard Harris. Ancient Egyptian Materials and Industries. — Courier Corporation, 1999. — С. 60. — 546 с. — ISBN 9780486404462.
  9. 1 2 Eric P. Uphill. Tell el-Amarna, city / Kathryn A. Bard. — Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt. — London: Routledge, 1999. — С. 763. — ISBN 0-415-18589-0.
  10. 1 2 3 4 5 6 David P. Silverman, Josef W. Wegner, Jennifer Houser Wegner. Akhenaten and Tutankhamun: Revolution and Restoration. — UPenn Museum of Archaeology, 2006. — С. 43, 48-50. — 226 с. — ISBN 9781931707909.
  11. ↑ Amarna. Lebensräume – Lebensbilder – Weltbilder / Christian Tietze. — Weimar, 2010. — С. 36.
  12. Nicholas Reeves. Akhenaten: Egypt’s False Prophet. — London: Thames & Hudson, 2005. — 208 с. — ISBN 9780500285527.
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 Jessica Joyce Christie, Jelena Bogdanovic, Eulogio Guzmán. Political Landscapes of Capital Cities. — University Press of Colorado, 2016. — С. 39—40, 49-53. — 425 с. — ISBN 9781607324690.
  14. 1 2 The South Tombs (англ.) // Amarna Project.
  15. 1 2 Kathryn A. Bard. Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt. — Routledge, 2005. — С. 391. — 969 с. — ISBN 9781134665259.
  16. N. de G. Davies. III — IV // The rock tombs of El-Amarna. — The Egypt Exploration Society, 2004. — ISBN 0-85698-160-5.
  17. Hawass, Zahi et al. Ancestry and Pathology in King Tutankhamun’s Family // The Journal of the American Medical Association. — 2010. — С. 644.
  18. Jo Marchant. Ancient DNA: Curse of the Pharaoh’s DNA (англ.) // Nature. — 2011-04-28. — Vol. 472, iss. 7344. — P. 404–406. — ISSN 1476-4687 0028-0836, 1476-4687. — doi:10.1038/472404a.
  19. Strouhal, E. Biological age of skeletonized mummy from Tomb KV 55 at Thebes // Anthropologie: International Journal of the Science of Man. — 2010. — Т. 48, вып. 2. — С. 97—112.
  20. Eline D. Lorenzen. King Tutankhamun’s Family and Demise (англ.) // JAMA. — 2010-06-23. — Vol. 303, iss. 24. — P. 2471. — ISSN 0098-7484. — doi:10.1001/jama.2010.818.
  21. Reeves, Nicholas. Akhenaten: Egypt’s False Prophet. — Thames & Hudson, 2005. — ISBN 0-500-28552-7.
  22. Murnane, William J. Texts from the Amarna Period in Egypt. — Society of Biblical Literature, 1995. — ISBN 1-55540-966-0.

Египет. Новое царство. Фараон Эхнатон: likbez_a_m — LiveJournal

Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каирский египетский музей. Египет XVIII династия, Новое царство

Царствовавший в начале XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV решил именоваться Эхнатоном, что значит «Дух Атона», и перенес столицу из древних Фив в новопостроенный им город Ахетатон, что значит «Горизонт Атона» (ныне на месте этого города находится небольшое селение Тель-Амарна, отчего и весь период египетской истории, связанный с Эхнатоном, называется амарнским**).

Такие удивительные поступки этого фараона отнюдь не были случайны.

Египетское многобожие, при котором чуть ли не каждая область чтила своего бога, не способствовало духовному подчинению Египту покоренных племен. Жреческое сословие располагало огромными материальными средствами, а своей ролью в государстве ущемляло самодержавную власть фараона. Храмам принадлежали целые города. Опираясь на мелких рабовладельцев и на новую служилую знать, фараон решил нанести удар непомерно разбогатевшему жречеству и вместе с ним всей высшей потомственной знати, склонной к неповиновению. Реформы, им осуществленные, следует признать по тому времени прогрессивными.

Эхнатон установил единобожие, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Культ всех прочих богов был отменен, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано, власть жрецов, и в первую очередь самых могущественных — фиванских, сокрушена, во всяком случае на какое-то время.

Барельеф с изображением Эхнатона Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каирский египетский музей. Египет XVIII династия, Новое царство Скульптурное изображение Эхнатона. Каирский египетский музей

Подлинная революция, совершенная Эхнатоном, естественно, должна была отразиться на искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией знаменует в искусстве отход от застывшей идеализации царского образа, обновление не столько канонов и стиля как самого внутреннего содержания художественного произведения. То новое, что отличает искусство Амарны, можно определить как большую подвижность фигур, подчеркнутую правдивость изображения (даже с передачей физических изъянов), живость отдельных образов и всей композиции (вначале даже несколько беспокойную и утрированную), внесение в искусство вместе с неведомым дотоле динамизмом таких мотивов, как лирика, задушевность, даже интимность, при еще возросшем стремлении к изысканности, изяществу, переходящих в манерность.

Принцессы Нефернефруатон-ташерит и Нефернефрура, Фрагмент росписи дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). Высота фигур 22 см. XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. ( ок 1375-1358 годы до н.э.) Оксфорд. Музей. Дочери Эхнатона. Фрагмент росписи дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). Высота фигур 22 см. XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. Оксфорд. Музей.

Вот, например, роспись, изображающая обнаженных маленьких царевен, дочерей Эхнатона, играющих, сидя на мягких подушках у ног родителей. Уют и тихая радость, которыми согрета эта композиция, непринужденность поз, проглядывающая сквозь их стилистическую условность,— нечто дотоле неведомое величавому искусству Египта.

Известняковая статуэтка юных Нефертити и Эхнатона (ок. 1345 год до н. э.). Лувр

На гробнице фараона-реформатора выгравировано прелестное послание, по-видимому адресованное жене его — Нефертити:

Я люблю сладкое дыхание твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

Мое желание — слышать твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,

Дай мне твои руки, что держат твой дух, 

Чтобы я смог принять его и жить им. 

Называй меня моим именем вечно, а мне 

Без тебя всегда [чего-нибудь] не будет хватать.

И вот перед нами сама Нефертити.

О знаменитом ее портрете в царской тиаре (раскрашенный известняк. Берлин, музей) было сказано, что это самое восхитительное из всех женских изображений.

Мастерская Тутмоса Бюст Нефертити ок. 1351—1334 до н. э.. прибл. 1345 до н. э. Известняк. Высота 50 см Новый музей, Берлин

И действительно, тонкость и женственность черт точеного лица, глубина и ясность переживаний, сияющие в прекрасных глазах, чуть открытые нежные губы, естественно-величавая посадка головы, царственная изящность облика и его чудесная духовная раскрепощенность наполняют нашу душу восторгом. «Как гений чистой красоты», сама жизнь светится нам в этом дивном изваянии.

Скульптурный портрет царицы Нефертити работы Тутмеса. 18-я династия. Первая четверть 14 в. до н.э. Раскрашенный известняк. Государственные музеи, Берлин.

В Тель-Амарне были открыты мастерские скульпторов, создававших портреты по гипсовым маскам, снятым с живых и мертвых, и среди них мастерская «начальника скульпторов» Тутмеса*, в которой оказался чудесный незаконченный портретный этюд Нефертити. Очевидно, гениальный скульптор работал с натуры, этюд за этюдом совершенствуя творимый им образ. Портретное сходство в сочетании с законченным строгим стилем! Т. е. не просто копия с натуры и не просто отвлеченная стилизация, а подлинно высокое достижение изобразительного искусства.

Изображение, предполагается, Нефертити. Египетский музей Берлина Голова царицы Нефертити. 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.

…Реформы Эхнатона оказались недолговечными. Слишком сильны были старые навыки: преемникам смелого фараона пришлось согласиться на примирение со жречеством и родовой знатью. Культы старых богов были восстановлены. Но, несмотря на противодействие жрецов, живительная струя амарнского искусства не иссякла полностью, так что все искусство Нового царства можно разделить на два периода: до и после Амарны.

Голова царицы Нефертити.. Начало XIV в. до н. э. Берлин. Музей

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира- М.: ‘Просвещение’, 1971 г.- с.319

*Тутмос-младший (Тутмес-младший, собственно Джехутимесу) — древнеегипетский скульптор периода поздней XVIII династии (середина XIV в. до н. э.). Работал при дворе фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в городе Ахетатоне (вероятно, Тутмос находился под началом главного придворного скульптора Бека или Бака), являясь ярким представителем амарнского искусства. Один из немногих древнеегипетских художников, чьё имя известно потомкам.

**Амарнское искусство или амарнский стиль — стиль, принятый в амарнский период, во время и сразу после правления Эхнатона (1351—1334 до н. э.) в конце XVIII династии Нового царства.

Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие эстетического творчества Египта, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса-младшего в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. 

Тема 8 Архитектура и изобразительное искусство времени правления Эхнатона (так называемый «Амарнский период»). Искусство Древнего Востока: учебное пособие

Тема 8 Архитектура и изобразительное искусство времени правления Эхнатона (так называемый «Амарнский период»)

Характеристика внутриполитической ситуации в Египте к концу правления Аменхотепа III: сосредоточение фактической власти в стране в руках фиванских жрецов Амона-Ра. Приход к власти Аменхотепа IV и проведение им религиозной реформы: провозглашение культа Атона (единый бог, фараон – единственный истинно познавший его, запрет других культов, понятие «истины») и влияние религиозной реформы на изобразительное искусство и архитектуру Амарнского периода. «Солнечные гимны» и их содержание. Искусство первых лет правления Аменхотепа IV (в Фивах) и его особенности: скульпторы «перестраиваются» на новый канон. Принятие фараоном Аменхотепом IV имени «Эхнатон», перенос столицы из Фив в Ахетатон (тель-эль-Амарна), разрыв со жрецами Амона-Ра. Архитектура Ахетатона: общая планировка, особенности строительства (быстро, из непрочных материалов). Особенности храмового строительства в Ахетатоне в связи с характером нового божества (много открытых помещений). Особенности жилого (дворцы, дома вельмож) строительства в Амарнском искусстве. Особенности погребальной архитектуры амарнского периода (восточный берег Нила). Круглая скульптура первых лет правления и скульптура из Ахетатона – общее и особенное. Скульптурные портреты Эхнатона, Нефертити и их дочерей из мастерских скульпторов в Ахетатоне. Использование масок, снятых с лиц, в скульптуре амарнского периода. Рельефы и росписи Ахетатона, рельефы на стелах: новые сюжеты (сцены семейных отношений, любви), новые способы передачи фигур (плечи в профиль, складки на животе), новый образ фараона в официальном искусстве (без идеализации, особые пропорции и анатомия). «Амарнский стиль» в скульптурах и рельефах вельмож эпохи правления Эхнатона.

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 55–58

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 298–307

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 24–28

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». С. 122–143

• 410-521

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. 1 том – Первобытнообщинная архитектура. Архитектура рабовладельческого общества. М., 1970.

Иллюстрации к теме:

• Храм Атона в Ахетатоне – реконструкция. Поклонение Атону – солнечному диску привело к доминированию в храмовой архитектуре открытых дворов

• Дворец Эхнатона в Ахетатоне – реконструкция. Дворец расположен по сторонам от центральной городской дороги, которая делит его на две части: для частной жизни и для официальных приемов. Части дворца соединены между собой крытым коридором с «окном явлений» в центре (в нем торжественно появлялся фараон с женой), под галереей – три прохода для пешеходов и колесниц.

• «Осирическая» статуя Эхнатона – пример раннего амарнского стиля (до переезда в Ахетатон) с несколько гипертрофированными пропорциями, т. к. скульпторы были вынуждены перестраиваться на новый канон «сообразно истине» после многих лет работы в соответствии со старыми канонами.

• Скульптурное изображение Нефертити (Берлин, Египетский музей, инв. 21300) из мастерской скульптора Тутмоса в Ахетатоне. Левый глаз у скульптуры отсутствует, т. к. она не завершена. Пример зрелого амарнского стиля – удлиненные пропорции, четко очерченные контуры

• Рельефная стела – Эхнатон с семьей (Берлин, Египетский музей, инв. 14145), в центре на верху – Атон, Эхнатон целует дочь, две другие дочери – на коленях у Нефертити. Ранее фараона не изображали в официальном искусстве в кругу семьи и проявляющим нежные чувства.

• Скульптурное изображение принцессы Макетатон (Берлин, Египетский музей, инв. 2123). Пример зрелого амарнского стиля: характерен удлиненный череп, длинные линии глаз и брови, четко очерченные губы красивого рисунка, гармония форм, плавно перетекающих друг в друга с некоторой графической заостренностью контуров черт лица

• Фрагмент росписи из дворца Эхнатона в Ахетатоне – изображение принцесс в амарнском стиле, в рисунке тел присутствует светотеневая моделировка, в то время как фон – плоскостный.

• Фрагмент росписи из дворца Эхнатона в Ахетатоне – образы ликующей и радующейся солнцу природы характерны для амарнского искусства, почти нет контуров, краски смешиваются, движение кисти свободное.

Контрольные вопросы к теме:

• В чем суть кризиса отношений жрецов Амона-Ра и фараона к концу правления Аменхотепа III?

• Каковы политические мотивы реформы, проведенной Аменхотепом IV?

• Что собой представляет бог Атон?

• В чем отличие бога Атона от прочих богов Египта?

• В чем суть религиозной реформы Аменхотепа IV?

• О каких особенностях бога Атона рассказывают «солнечные гимны»?

• В чем разница между Амоном-Ра (главным богом при 18 династии) и Атоном?

• В чем суть понятия «истины» и как оно проявилось в амарнском искусстве?

• Почему возникла необходимость создания новой столицы в правление фараона Аменхотепа IV?

• Что характерно для искусства первых лет правления Аменхотепа IV?

• Какова планировка города Ахетатон?

• Из каких материалов велось стоительство в Ахетатоне?

• В чем храмы в амарнский период стали отличаться от храмов характерных для 18 династии?

• Почему при Эхнатоне погребения устраивались на восточном берегу Нила?

• Что характерно для дворцов и домов вельмож в амарнский период?

• Как выглядел главный дворец Эхнатона в Ахетатоне?

• Что такое «окно явлений»?

• Какие сюжеты исчезают из изобразительного искусства в правление Эхнатона?

• Какие новые сюжеты появляются и становятся популярными в амарнском искусстве?

• Как изображают Атона в рельефах и росписях?

• Как изображают фараона Эхнатона в рельефах и росписях?

• Что характерно «амарнского стиля»?

• Что произошло с Ахетатоном после смерти фараона Эхнатона?

Термины к теме:

• Пилон

• «окно явлений»

• «истина»

Карты к теме:

• Карта древнего Египта – уметь показать Фивы и Ахетатон

• План-схема Ахетатона – уметь рассказать про части города и основные постройки

Персоналии к теме:

• Аменхотеп IV (Эхнатон)

• Нефертити Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Читать онлайн Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 страница 10

Музыканты. Роспись из гробницы Нахта в Фивах. XIV в. до н. э.

Амарнский период

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 — около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни — анхом (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне: «Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак, посылаешь лучи света… Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы летают в своих болотах, крылья их величают дух твой… всё живёт, когда ты смотришь на нас…».

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве — как амарнский стиль.

Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцового (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находились Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных колоннад располагались большие, открытые солнцу дворы с жертвенниками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явлений», в котором по торжественным дням фараон представал перед своими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией и позолотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изображали бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах благоухали тенистые сады, сулили прохладу водоёмы. Устраивались в усадьбах и зверинцы.

После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, чтобы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. В них переданы лирические настроения, естественные человеческие чувства. Эти новые, неканонические особенности отличают скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити и их шести дочерей. На рельефах царица и царевны сопровождают Эхнатона повсюду: они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на приёме послов, при раздаче наград из «окна явлений», при парадных выездах на колесницах, за трапезой и отдыхают вместе с ним. Фараон предстаёт здесь как любящий муж и отец. Царская семья изображена и в момент горя: она оплакивает умершую старшую царевну Макетатон. Жест отчаяния и поддержки — царь касается руки жены — в традиции древнеегипетского искусства уникален.

Мария Аксёнова - Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Мария Аксёнова - Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1

Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) из Карнака. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Из росписи парадного зала дворца в Ахетатоне лучше всего сохранился фрагмент с двумя обнажёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи. Их нежные, написанные в тёплых розово-золотистых тонах лица с огромными миндалевидными глазами трогательны в своей наивной беззащитности.

Мария Аксёнова - Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1

Семья Эхнатона. Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Государственные музеи, Берлин.

Мария Аксёнова - Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1

Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити. Фрагмент росписи дворца в Амарне. XIV в. до н. э. Музей Ашмолеан, Оксфорд.

Среди мастерских Ахетатона наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмеса — повидимому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Ворвавшиеся в мастерскую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Нефертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точёных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего цвета.

Незавершённое изображение Нефертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Поразительно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают нежность юного лица, словно тронутого лёгким загаром. Прошли годы, и ещё одна небольшая статуэтка из известняка являет нам постаревшую Нефертити — на её по-прежнему прекрасном благородном лице печать затаённой грусти.

Мария Аксёнова - Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1

Голова царицы Нефертити из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Мария Аксёнова - Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1

Голова царицы Нефертити из Амарны. XIV в. до н. э. Государственные музеи, Берлин.

Правление Эхнатона, которое длилось всего около семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древнеегипетской истории подобно мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был восстановлен культ Амона-Ра. Один из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы столицей. Тем не менее искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египетской культуры. Прежде всего это сказалось в произведениях середины XIV в. до н. э. — сокровищах, которые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей.

Восстановление военной мощи Египта, новый приток в страну богатств и рабов в правление фараонов XIX династии — Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III — позволили возобновить грандиозное строительство, прежде всего в Фивах. Новые властелины Египта стремились превзойти своих предшественников, затмить их. Искусство того периода приобрело торжественность, памятники архитектуры отличались колоссальными масштабами, обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.

Гробница Тутанхамона

Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала находка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашли археолог Говард Картер (1873–1939) и лорд Корнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие. В Долину царей хлынули туристы, страницы газет заполнили многочисленные сообщения, возникло немало предположений, слухов и домыслов.

Давно исследованная, суровая, палимая солнцем Долина царей как будто не оставляла никаких надежд на новое открытие. Только небольшой участок земли у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса VI был нетронут. Именно здесь экспедиция Картера обнаружила те знаменитые двенадцать ступеней, которые вели вниз, к замурованной двери с печатью Тутанхамона. В гробнице побывали грабители, но по неизвестной причине унесли лишь немногое. Когда археологи подошли ко второй запечатанной двери, для них наступил самый волнующий момент — и ожидания не обманули учёных.

Они увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, двухколёсные позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них находилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из чёрного дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *