Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Росписи дворца в ахетатоне: Дворцы Эхнатона — История архитектуры

Содержание

Дворцы Эхнатона — История архитектуры

Рабовладельческое общество > Древний Египет > Новое царство

    Особенно большое значение имеет Ахетатон (Тель-эль-Амарна) для изучения дворцовой архитектуры. Здесь сохранились три дворца, принадлежавшие самому фараону и членам его семьи. Дворец Эхнатона находился в центре столицы, два других — на северной и южной окраинах города.

Дворцы Эхнатона. Тель-эль-Амарна. Северный дворец

    Главный дворец был построен вдоль берега Нила. Длина его фасада равняется 700 м. Широкая дорога разделяет дворец на две части, восточную и западную. Западная половина была парадной частью, восточная — жилой; рядом с ней находилось святилище Атона. Официальная и жилая части были обнесены кирпичными стенами. Между собой они соединялись перекинутым через дорогу трехпролетным мостом. В центре моста находился декоративно оформленный проем, так называемое «окно явлений». В гробнице вельможи амарнского периода Мерира сохранилось изображение фараона, стоящего в проеме во время торжественных церемоний.

    Парадная часть дворца раскопана не полностью, и об ее планировке можно судить только предположительно. Вероятно, вход был оформлен в виде пилона, за ним находились постройки, примыкавшие к огромному двору, где стояли статуи фараона из кварцита; двор имел выход на дорогу. В южной части двора находился павильон с пальмовидными колоннами, украшенными инкрустациями из фаянса и золота. В парадный комплекс дворца входили несколько залов различного назначения, украшенных красиво декорированными колоннами, открытый вымощенный алебастром двор и другие помещения.

    В восточной, жилой, части дворца находились подсобные помещения, кладовые, сады, многочисленные залы. Особый интерес представляет колонный зал, пол которого был покрыт росписью, изображавшей бассейн с лотосами и нильские заросли, плавающих рыб, порхающих птиц, резвящихся бычков. Росписи эти чрезвычайно интересны и по своему содержанию, и по манере исполнения. Композиции построены свободно, тела животных изображены естественно.

Дворцы Эхнатона. Тель-эль-Амарна. Росписи дворца

    Мастер прекрасно передает свежесть раннего утра, остатки воды, еще поблескивающей на трепетных крыльях птиц, чистоту воздуха, теплоту света. Эти росписи представляют собой иллюстрацию к гимну в честь бога Атона,созданному безымянным гениальным поэтом 3500 лет назад. Присущая росписям этого времени плавность теневых переходов, нюансы цвета, использование полутонов позволяют художнику передать радость природы, пробуждающейся в лучах восходящего солнца.

    За глухой стеной колонного зала находился большой сад, на месте которого в конце правления Ахетатона был построен другой колонный зал с многочисленными четырехгранными кирпичными столбами, покрытыми белой обмазкой. Потолок зала был украшен росписью, изображавшей виноградные лозы, а декорацией стен служили поливные изразцы с изображением цветов. На зеленом фоне выделялись красновато-сиреневые репейники, фиолетовые плоды инжира, голубые васильки, белые с желтой сердцевиной ромашки.

Цветы исполнены с большим мастерством и тщательностью. Судя по наличию алтаря в северо-западном углу, зал предназначался для церемоний, связанных с культом Атона.

Дворцы Эхнатона. Тель-эль-Амарна. Южный дворец. Аксонометрия

    Жилая половина дворца, где находились комнаты фараона и его семьи, также отличались большой пышностью. Центром жилого комплекса служил зал с сорока двумя деревянными колоннами, соединенный проходом с личными покоями фараона и царицы, за которыми следовали шесть спален царевен. На одной из стен сохранилось изображение двух дочерей Эхнатона, играющих друг с другом. Этот фрагмент был частью композиции с фигурами Эхнатона, его жены — царицы Нефертити и принцесс. Египетское искусство знало много лирических образов, но может быть самые поэтичные среди них — эти две крошечные девочки, утопающие в огромных красных подушках.

    В Главном дворце наряду с парадными и жилыми помещениями имелись сады с беседками и прудами, предназначенными для отдыха фараона, зверинец с диковинными животными, птичник, многочисленные кладовые и кухни. Это был огромный комплекс, очень интересный по своей архитектуре и разнообразный по декоративному оформлению.

    Кроме Главного дворца в южной и северной части Ахетатона было еще два пригородных дворца.

    Южный дворец, называемый Мару-Атон, состоял из двух самостоятельных, обнесенных кирпичными стенами комплексов. Против входа в южную часть дворца находился зал с 36 колоннами. Широкий средний неф входного зала вел в большой сад с овальным бассейном. К основному залу примыкали колонные залы меньших размеров. Центральную часть северного комплекса занимал огромный (60X120 м) бассейн, окруженный садом. С запада сад ограничивала стена, за которой жил обслуживающий персонал.

    С северной стороны бассейна находится прямоугольное в плане кирпичное здание, состоящее из трех колонных залов и небольших комнат. Наличие специального возвышения позволяет считать первый колонный зал тронным. К нему примыкала комната с альковом, служившая спальней.

Дворцы Эхнатона. Тель-эль-Амарна. Южный дворец. План

    Посреди второго зала был разбит открытый сад, к третьему залу примыкали кладовые для вина. К северу от бассейна размещалось несколько культовых зданий, для сооружения которых были применены различные ценные породы камня.

Дворцы Эхнатона. Изображение сада на гробнице верховного жреца Мерире

    В декорировке Мару-Атон был широко использован рельеф. Сохранились композиции со сценами поклонения Атону, фигуры бегущих воинов и пленных. Стены залов украшали росписи с изображениями виноградных лоз и веток граната.

    Третий, северный дворец Ахетатона занимал прямоугольный участок размерами 112X142 м. Он также был окружен кирпичной стеной. В нем было два двора, в центре одного из них находился бассейн, окруженный деревьями. Дворец имел парадные колонные залы, залы для пиров, спальни, умывальные. При дворце находился зверинец и птичник.

<<     Ахетатон. Культ Атона

Амарна. Частные дома     >>

<<   На главную

Карта раздела «Рабовладельческое общество»   >>

Тема 8 Архитектура и изобразительное искусство времени правления Эхнатона (так называемый «Амарнский период»).

Искусство Древнего Востока: учебное пособие

Тема 8 Архитектура и изобразительное искусство времени правления Эхнатона (так называемый «Амарнский период»)

Характеристика внутриполитической ситуации в Египте к концу правления Аменхотепа III: сосредоточение фактической власти в стране в руках фиванских жрецов Амона-Ра. Приход к власти Аменхотепа IV и проведение им религиозной реформы: провозглашение культа Атона (единый бог, фараон – единственный истинно познавший его, запрет других культов, понятие «истины») и влияние религиозной реформы на изобразительное искусство и архитектуру Амарнского периода. «Солнечные гимны» и их содержание. Искусство первых лет правления Аменхотепа IV (в Фивах) и его особенности: скульпторы «перестраиваются» на новый канон. Принятие фараоном Аменхотепом IV имени «Эхнатон», перенос столицы из Фив в Ахетатон (тель-эль-Амарна), разрыв со жрецами Амона-Ра. Архитектура Ахетатона: общая планировка, особенности строительства (быстро, из непрочных материалов).

Особенности храмового строительства в Ахетатоне в связи с характером нового божества (много открытых помещений). Особенности жилого (дворцы, дома вельмож) строительства в Амарнском искусстве. Особенности погребальной архитектуры амарнского периода (восточный берег Нила). Круглая скульптура первых лет правления и скульптура из Ахетатона – общее и особенное. Скульптурные портреты Эхнатона, Нефертити и их дочерей из мастерских скульпторов в Ахетатоне. Использование масок, снятых с лиц, в скульптуре амарнского периода. Рельефы и росписи Ахетатона, рельефы на стелах: новые сюжеты (сцены семейных отношений, любви), новые способы передачи фигур (плечи в профиль, складки на животе), новый образ фараона в официальном искусстве (без идеализации, особые пропорции и анатомия). «Амарнский стиль» в скульптурах и рельефах вельмож эпохи правления Эхнатона.

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 55–58

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 298–307

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: «Памятники мирового искусства». С. 24–28

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: «Очерки истории и теории изобразительных искусств». С. 122–143

• 410-521

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. 1 том – Первобытнообщинная архитектура. Архитектура рабовладельческого общества. М., 1970.

Иллюстрации к теме:

• Храм Атона в Ахетатоне – реконструкция. Поклонение Атону – солнечному диску привело к доминированию в храмовой архитектуре открытых дворов

• Дворец Эхнатона в Ахетатоне – реконструкция. Дворец расположен по сторонам от центральной городской дороги, которая делит его на две части: для частной жизни и для официальных приемов.

Части дворца соединены между собой крытым коридором с «окном явлений» в центре (в нем торжественно появлялся фараон с женой), под галереей – три прохода для пешеходов и колесниц.

• «Осирическая» статуя Эхнатона – пример раннего амарнского стиля (до переезда в Ахетатон) с несколько гипертрофированными пропорциями, т. к. скульпторы были вынуждены перестраиваться на новый канон «сообразно истине» после многих лет работы в соответствии со старыми канонами.

• Скульптурное изображение Нефертити (Берлин, Египетский музей, инв. 21300) из мастерской скульптора Тутмоса в Ахетатоне. Левый глаз у скульптуры отсутствует, т. к. она не завершена. Пример зрелого амарнского стиля – удлиненные пропорции, четко очерченные контуры

• Рельефная стела – Эхнатон с семьей (Берлин, Египетский музей, инв. 14145), в центре на верху – Атон, Эхнатон целует дочь, две другие дочери – на коленях у Нефертити. Ранее фараона не изображали в официальном искусстве в кругу семьи и проявляющим нежные чувства.

• Скульптурное изображение принцессы Макетатон (Берлин, Египетский музей, инв. 2123). Пример зрелого амарнского стиля: характерен удлиненный череп, длинные линии глаз и брови, четко очерченные губы красивого рисунка, гармония форм, плавно перетекающих друг в друга с некоторой графической заостренностью контуров черт лица

• Фрагмент росписи из дворца Эхнатона в Ахетатоне – изображение принцесс в амарнском стиле, в рисунке тел присутствует светотеневая моделировка, в то время как фон – плоскостный.

• Фрагмент росписи из дворца Эхнатона в Ахетатоне – образы ликующей и радующейся солнцу природы характерны для амарнского искусства, почти нет контуров, краски смешиваются, движение кисти свободное.

Контрольные вопросы к теме:

• В чем суть кризиса отношений жрецов Амона-Ра и фараона к концу правления Аменхотепа III?

• Каковы политические мотивы реформы, проведенной Аменхотепом IV?

• Что собой представляет бог Атон?

• В чем отличие бога Атона от прочих богов Египта?

• В чем суть религиозной реформы Аменхотепа IV?

• О каких особенностях бога Атона рассказывают «солнечные гимны»?

• В чем разница между Амоном-Ра (главным богом при 18 династии) и Атоном?

• В чем суть понятия «истины» и как оно проявилось в амарнском искусстве?

• Почему возникла необходимость создания новой столицы в правление фараона Аменхотепа IV?

• Что характерно для искусства первых лет правления Аменхотепа IV?

• Какова планировка города Ахетатон?

• Из каких материалов велось стоительство в Ахетатоне?

• В чем храмы в амарнский период стали отличаться от храмов характерных для 18 династии?

• Почему при Эхнатоне погребения устраивались на восточном берегу Нила?

• Что характерно для дворцов и домов вельмож в амарнский период?

• Как выглядел главный дворец Эхнатона в Ахетатоне?

• Что такое «окно явлений»?

• Какие сюжеты исчезают из изобразительного искусства в правление Эхнатона?

• Какие новые сюжеты появляются и становятся популярными в амарнском искусстве?

• Как изображают Атона в рельефах и росписях?

• Как изображают фараона Эхнатона в рельефах и росписях?

• Что характерно «амарнского стиля»?

• Что произошло с Ахетатоном после смерти фараона Эхнатона?

Термины к теме:

• Пилон

• «окно явлений»

• «истина»

Карты к теме:

• Карта древнего Египта – уметь показать Фивы и Ахетатон

• План-схема Ахетатона – уметь рассказать про части города и основные постройки

Персоналии к теме:

• Аменхотеп IV (Эхнатон)

• Нефертити

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Крита и Санторина во II тысячелетии до н. э

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Крита и Санторина во II тысячелетии до н. э Особенности архитектуры и изобразительного искусства Эгейского мира эпохи зрелой бронзы. Крит и города Пелопоннеса – два главных центра в Эгейском мире II тысячелетия до н. э.

Тема 4 Архитектура и изобразительное искусство ахейской Греции во II тысячелетии до н. э

Тема 4 Архитектура и изобразительное искусство ахейской Греции во II тысячелетии до н. э Особенности архитектуры и изобразительного искусства Эгейского мира эпохи зрелой бронзы. Крит и города Пелопоннеса (Микены, Тиринф, Пилос) – два главных центра в Эгейском мире II

Тема 5 Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода

Тема 5 Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции. Гомеровский период

Тема 23 Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Октавиана Августа

Тема 23 Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Октавиана Августа Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху. Приход к власти Октавиана Августа (31 г. до н. э. – 14 г. н. э.) и первый период

Тема 25 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление династии Флавиев

Тема 25 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление династии Флавиев Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (изменение в зависимости от идей династии или определенного правителя,

Тема 26 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление императора Траяна

Тема 26 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление императора Траяна Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (изменение в зависимости от идей династии или определенного правителя,

Тема 31 Архитектура и изобразительное искусство римских провинций: Восточное Средиземноморье и Африка

Тема 31 Архитектура и изобразительное искусство римских провинций: Восточное Средиземноморье и Африка Искусство римского Египта – специфика существования римского искусства на территории Египта, богатого древними культурным традициями (смешение египетских и античных

Тема 6 Архитектура и изобразительное искусство Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.), 11–12 династии

Тема 6 Архитектура и изобразительное искусство Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.), 11–12 династии Распад Египта, первый переходный период, расцвет провинциальных художественных центров. Новое объединение Египта под властью фараонов с юга и новой столицей в Фивах,

Тема 11 Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени

Тема 11 Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени Особенности существования египетского государства в I тысячелетии до н. э. – взаимодействие со многими народами, взаимовлияние культур. Север и Юг – как два равноправных центра Египта; роль

Тема 13 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья VI-начала IV тысячелетий до н. э

Тема 13 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья VI-начала IV тысячелетий до н. э Общая характеристика неолита в южном и северном Двуречье, климатические особенности, природные материалы для строительства и изготовления предметов обихода. Особенности развития

Тема 14 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья конца IV–III тысячелетия до н.

 э

Тема 14 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья конца IV–III тысячелетия до н. э Общая характеристика политической и экономической обстановки в Двуречье в III тысячелетии до н. э.: проблема объединения, сосуществование многих народов. Раннединастической период

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н.

 э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Тема 17 Архитектура и изобразительное искусство Ассирии в I тысячелетии до н. э

Тема 17 Архитектура и изобразительное искусство Ассирии в I тысячелетии до н. э Общая характеристика политической и экономической обстановки в Ассирии XIII–VII вв. до н. э. и влияние этих особенностей на архитектуру и изобразительное искусство Ассирии. Особенности

Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Вавилона в I тысячелетии до н. э

Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Вавилона в I тысячелетии до н.  э Общая характеристика политической и экономической ситуации в Вавилоне с конца II тысячелетия до н. э. по середину I тысячелетия до н. э. Характеристика географического положения Вавилона,

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Северный дворец в Амарне (Древний Ахетатон)

Гипотеза окружает раскопанное строение в северной части Амарны (древний Ахетатон), известное как Северный дворец, и не путать с соседним зданием, известным как Дворец на берегу реки. В лучшем случае мы полагаем, что со временем это сооружение было превращено во дворец для старшей дочери Эхнатона, принцессы Меритатон, и, возможно, ранее было домом одной из его королев (возможно, Нефертити, но теперь считается Кийей). Вполне возможно, что в этом дворце вырос будущий король Тутанхамон. Тем не менее, происхождение здания более неясно, и некоторые ученые полагают, что когда-то оно могло служить убежищем для короля, своего рода зоологическим садом, где он мог удовлетворить свою любовь к природе. Было даже высказано предположение, что это могла быть главная резиденция Эхнатона, хотя сейчас эта точка зрения кажется непопулярной.

Строение, до которого можно добраться прямо из северных гробниц по дороге, ведущей через поля, или по короткому крюку на север от Эль-Тилля, местные жители называют Каср Нефертити, что означает «Дворец Нефертити», но это неправильное название. Посетители обычно подходят к нему из пустыни, то есть с задней части здания. Поскольку кирпичная кладка хрупкая, теперь она защищена забором из колючей проволоки, через который обычно не допускаются посетители.

Это изолированное, автономное сооружение рядом с культивацией, которое было раскопано в течение 1923 и 1924 г. С тех пор было предпринято много реконструкций и укреплений, и можно ясно увидеть план различных элементов конструкции. Некоторые из отсутствующих оснований колонн также были заменены современными копиями.

Северный дворец представляет собой прямоугольное сооружение размером 112 на 142 метра с толстыми внешними стенами, построенными по трем сторонам длинного открытого пространства. Расположение ряда дворов и залов с колоннами с яслями для антилоп, горных козлов и газелей и небольших смежных клеток вокруг центрального сада для птиц, по-видимому, послужило основным стимулом для создания этого уникального комплекса.

Здание разделено как в поперечном, так и в продольном направлении на три секции. В центре самой западной стены есть ворота, ведущие к реке Нил. Внутри этого входа находится большой двор, за которым следует стена или пилон, и второй двор, который, вероятно, был большим бассейном, но возможно, что это также мог быть колодец. К северу от первого двора находилась солнечная часовня с тремя солнечными алтарями, следы цементного фундамента которых все еще можно увидеть. По обе стороны от алтарей есть также ряд смежных ячеек, которые, вероятно, служили складскими помещениями. К югу от первого двора находится комплекс из двух симметричных перистильных камер.

Второй двор, названный водным, был окружен террасой с деревьями и граничил с севера тремя смежными одинаковыми элементами зоологических садов. Каждый из этих элементов выходит на общий портик на колоннах, центральный двор, окаймленный сбоку портиком, а сзади — колонный зал с расписными стойлами для животных. К югу находился комплекс комнат, которые, возможно, служили помещением для охраны и чиновников.

В самом дальнем конце комплекса за вторым двором находились царские апартаменты с террасой как проходом со двора в гипостильный зал. Внутри квартиры находится неглубокий поперечный зал, соединенный с двумя боковыми коридорами, заканчивающимися смотровым окном, и тронный зал с боковыми группами комнат, среди которых можно выделить ванную комнату и спальню, с альковом в южной части.

К северу от королевских покоев находится затонувший сад, окруженный с трех сторон портиком и смежными кельями, предположительно предназначенными для птиц. Это самая известная часть дворца. При раскопках на стенах окружающих камер сохранились участки окрашенной штукатурки. Центральное помещение с северной стороны, «Зеленая комната», расписано сплошным фризом, изображающим естественную жизнь болот. Здесь стены были украшены живописными изображениями птиц, некоторые из которых ныряли в болота в поисках добычи. Внутри этой комнаты также располагались в шахматном порядке ряды ниш, которые, скорее всего, служили скворечниками. В другой камере мы находим бойкого гуся, который ярко свидетельствует о мастерстве и вкусе художника. В каждой комнате было окно, через которое можно было видеть центральный сад, уходящий под уровень тротуара.

К югу от королевских покоев простирается комплекс, состоящий из двора, окаймленного боковым портиком, выходящим на пять глубоких комнат, и в задней части огромного зала с колоннами.

Оформление всей конструкции представляет собой единый план. Над черным или синим дадо чередуются полосы синего и красного цветов, разделенные узкой полосой белого цвета и увенчанные фризом хекер. Полосы, которые становятся вертикальными в углах комнат и снова горизонтальными вверху, образуют рамку на желтом фоне, нарисованном фигурами людей и животных, в основном состоящих из птиц и рыб. Потолки, по-видимому, представляли собой решетку из виноградной лозы. Полы также были расписаны сценами природы.

Остатки затонувшего сада в Северном дворце.

Элементы этого дворца напоминают различные части других дворцов в Центральном городе и других местах Амарны. Планировка представляет собой прекрасный пример продуманной и симметричной планировки, отвечающей уникальной программе зоологического сада в сочетании с королевским убежищем. На фоне религиозного фона того периода и при осмотре храма, такого как храм в Мару-Атоне на юге, этот комплекс, возможно, принимает аспект заповедника, где различные образцы животного мира хранились как символ потенциальной силы. бог-творец Атон.

Каталожные номера:

Титул

Автор

Дата

Издатель

Справочный номер

Эхнатон: царь Египта

Олдред, Сирил

1988

Темза и Гудзон Лтд

ISBN 0-500-27621-8

Искусство и история Египта

Карпичечи, Альберто Карло

2001

Бонечи

ISBN 88-8029-086-х

Хроника фараонов (Период правления правителей и династий Древнего Египта)

Клейтон, Питер А.

1994

Темза и Гудзон Лтд

ISBN 0-500-05074-0

Словарь Древнего Египта, The

Шоу, Ян; Николсон, Пол

1995

Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство

ISBN 0-8109-3225-3

Египетские сокровища из Египетского музея в Каире

Тирадритти, Франческо, редактор

1999

Гарри Н. Абрамс, Inc.

ISBN 0-8109-3276-8

Энциклопедия древнеегипетской архитектуры,

Арнольд, Эйтер

1994

Издательство Принстонского университета

ISBN 0-691-11488-9

История Древнего Египта, A

Грималь, Николя

1988

Блэквелл

Не указано

История египетской архитектуры, A (Империя (Новое царство) от восемнадцатой династии до конца двадцатой династии, 1580-1085 гг. до н.э.

Бадави, Александр

1968

Калифорнийский университет Press

ЛЦСС А5-4746

Оксфорд История Древнего Египта,

Шоу, Ян

2000

Издательство Оксфордского университета

ISBN 0-19-815034-2

Архив

Королевское поместье в Центральном городе в Амарне (Древний Ахетатон)

Несмотря на сложность царского комплекса, расположенного в Центральном городе в Амарне, египтологи, по большей части, не считают, что это главная резиденция царь-еретик, Эхнатон в своей столице. Скорее они считают, что это отличие принадлежит Северному дворцу. Однако он, вероятно, провел значительное время в этом месте. Сегодня мало что осталось от королевского поместья, которое простиралось по обеим сторонам Королевской дороги, хотя после обширного исследования у нас есть очень хорошее представление о планировке в отношении его различных компонентов.

К востоку от Королевской дороги в Центральном городе в Амарне находится королевское поместье, расположенное напротив официального дворца через дорогу. Он состоял из того, что мы называем царским домом, ограждения, окружающего сад, Королевского или Малого храма Атона, жилищ священников и различных складских помещений.

Королевский или Малый храм Атона

Расположенный рядом с «Королевским домом» в центральном городе Амарны и окруженный стеной теменос размером 100 на 200 метров, это то, что некоторые египтологи называют Малым храмом Атона, а другие называют Королевский храм. Древние египтяне, по-видимому, называли его Хвт-Атен, или «Замок Атона». В отличие от Великого храма Атона, он, возможно, был напрямую связан с королевским дворцовым комплексом, существовавшим по обе стороны Королевской дороги, и было высказано предположение, что этот храм мог служить погребальным храмом для Эхнатона. Об этом свидетельствует совмещение храмов с королевским вади, где была раскопана гробница царя.

До строительства этого храма на территории первого двора стоял большой главный престол размером 9,35 на 14,4 метра.

Стена теменоса вокруг храма была укреплена контрфорсами, за исключением входного фасада вдоль Царской дороги. Входной фасад имел форму кирпичного пилона, у которого могли быть вертикальные грани и дверные косяки, облицованные камнем, как это изображено в гробнице Туту. Два флагштока были закреплены в прорезях в каждой башне пилона, а второй дверной проем в ограждении располагался по бокам обеих башен.

В первом дворе храма центральный пандус шириной около 8,8 метров, окаймленный рядами кирпичных столов для жертвоприношений, поднимался к кирпичному алтарю. Главный алтарь был окружен 108 жертвенниками (иногда называемыми малыми алтарями). За этим двором следовал еще один пилон, который образовывал фасад второго двора, и снова этот пилон был окружен второстепенными воротами с гранитными стелами. Подобные дверные проемы без стел открывались в северной и южной сторонах этого двора.

Как и во дворе «Святилища» в Великом храме Атона, перед южной башней пилона, в задней части второго двора, находился дом жреца. В этом доме был свой двор с алтарем и коридор с тремя комнатами, одна из которых была нишей для кровати.

Третий пилон и ворота ведут прямо в святилище самого храма. Во двор, окружавший его, можно было войти через два вспомогательных дверных проема, и в его южной части было три жилых дома. Святилище в этом меньшем храме было прямоугольным, со стенами крыльев, также похожими на стены святилища Великого Храма Атона. Это святилище состояло из двух дворов, в каждом из которых был алтарь и ряд жертвенных столов. Похоже, что по обеим сторонам дверного проема во внутренний двор была колоннада. В последний вел извилистый вход со стенами-экранами, который окаймлен рядом смежных неглубоких часовен.

Судя по изображениям в гробнице Туту, деревья росли на востоке, за святилищем.

План Малого Храма Атона

Храм в своих основных чертах подобен святилищу Великого Храма, хотя и менее проработан.

Королевский дом

План Королевского дома

Так называемый «Королевский дом» имел ограждение размером 123 на 140 метров, внутри которого здание имело форму буквы U вокруг сада , с фактической резиденцией короля в тылу.

Перед Королевским домом была большая территория, которая была разбита в виде сада с центральной дорожкой, окаймленной деревьями в ступенчатом порядке, и перед ней стоял пилон с северной стороны. Два дополнительных входа в дом сообщались с Царской дорогой и с мостом через Царскую дорогу. Две нижние террасы граничат с западной стороной дома короля. На внешней террасе располагалась беседка с крышей на кирпичных опорах. Два дверных проема на обоих концах южной стены соединяют сад с резиденцией.

План самого Королевского дома имеет прямоугольную форму и ориентирован с востока на запад. Он четко разделен на две части, состоящие из частных квартир, доступных из сада, и помещений для прислуги, доступных из переднего двора у входных ворот. Помещения для прислуги имеют форму буквы L, расположенной в юго-западном углу. Он состоял из двух наборов комнат по обеим сторонам длинного северно-южного двора и большого дома с отдельным входным коридором из сада. Этот дом выполнен в типичном амарнском стиле с широким залом и глубоким залом, из которых открываются различные комнаты. Секция к востоку от этого дома была идентифицирована как детская. Его здания, состоящие из двух комплексов по три спальни в каждом, ограничены с севера двором, а с юга — коридором.

Частные покои королевского дома расположены в северной части комплекса и в основном представляют собой обычную амарнскую виллу. Здесь характерным элементом является большой зал с деревянными колоннами в семь рядов по шесть в каждом. В задней части зал с поперечными колоннами. Главный зал окружен с запада двором с кладовыми и ванной комнатой, а с востока — большой комнатой с алтарем и анфиладом фараона, состоящим из спальни, ванной комнаты и уборной. Экранные стены Г-образной формы с занавеской на дверном проеме обеспечивали приватность. Расписные дадо с изображением символических растений Верхнего и Нижнего Египта, чередующиеся с углубленными панелями, украшали все стены этих комнат. В свите фараона чудесные фрески изображают маленьких принцесс, королеву и другие сцены.

Мост

Королевское поместье с обеими сторонами Королевской дороги было соединено мостом. Мост представлял собой очень прочную конструкцию из кирпича, укрепленную большими кедровыми бревнами. Он был построен в виде трех неравных пролетов, которые, вероятно, были покрыты плоскими крышами. Вдоль самого моста шли комнаты, украшенные различными росписями. Конструкция моста, вероятно, была бы похожа на ворота Северного предместья.

Обозначение: Окно появления, где Эхнатон награждает своих верных последователей, было изображено в местных гробницах. Египтологи считают, что это окно находилось либо в самом мосту, либо в царском доме, хотя точное его местонахождение неизвестно.

Главный дворцовый комплекс (Большой дворец)

Один из главных дворцов Эхнатона в Амарне находится между Королевской дорогой и посевами вдоль реки. Вероятно, он был известен как «Дом Радости Атона». Это сооружение ориентировано в плане с севера на юг и состоит из парадных апартаментов, построенных из камня и граничащих с восточной стороны с помещениями для прислуги (север), гаремом (середина) и складами (юг), которые были построен из кирпича. Был мост с тремя пролетами, который пересекал Королевскую дорогу от царского дома на востоке к парадным покоям, проходя между гаремом и погребами.

Зал коронации

Зал коронации был более поздним дополнением к дворцовому комплексу, который не располагался по оси остальной части комплекса. Его вход сообщался с мостом, соединяющим Королевский дом с комплексом Королевского дворца. Он имеет относительно квадратный план с множеством опор (544), покрывающих всю внутреннюю часть, что поразительно похоже на расположение более поздней персидской ападаны. Квадратная конструкция разделена на три поперечных элемента.

Одним из элементов является двор, окруженный с трех сторон портиком на колоннах. С восточной и западной сторон он окружен двумя глубокими залами с колоннами. Углубленная дорожка, окаймленная бордюром из желтого кирпича, проходит по центральному проходу обоих восточных залов.

Второй элемент Коронационного зала представляет собой огромное помещение, доступ к которому осуществляется через центральный дверной проем. Он состоит из 32 рядов 17 квадратных колонн, которые поддерживают потолок с расписными украшениями, изображающими виноградные лозы на желтом фоне. Стены, кажется, были выложены фаянсовыми плитками, украшенными растительными узорами.

Последнее деление этой структуры очень мелкое. Он состоит из двора с углублением и окружен двумя глубокими залами с колоннами. Здесь мы находим имя Сменхкара, и некоторые ученые полагают, что это здание было возведено в спешке примерно на пятнадцатом году правления Эхнатона для церемоний, связанных с возведением Сменхкара в соправители.

Комната для прислуги

Во дворце три пилона с центральными дверными проемами ведут к трем группам, образующим «комнаты для прислуги». Первые две группы построек внутри пилонов на самом деле были складскими помещениями, а самая северная группа построек фактически была жильем. Эти дома были, хотя и несколько красивее, похожи на дома Восточного рабочего поселка. Эти блоки соприкасались и имели в плане однородную прямоугольную форму, разделенную на три элемента. Первым элементом был вестибюль с двумя колоннами, каменной люстрационной плитой и кирпичным помостом. Был также центральный зал с одной или двумя колоннами на каменном основании и две комнаты с полками сзади. В каждом из этих домов была лестница на лоджию с колонной на террасе и кирпичные полы, иногда покрытые белой штукатуркой.

Гарем

Термин гарем, конечно же, арабское слово, не имеющее в древнем Египте того значения, которое оно приобрело позже в истории. Однако женские покои были и в этом дворце они тянулись между восточной стороной парадных апартаментов и Царской дорогой. Вход с дороги, ведущий к двум дворам, делил здание на две группы, из которых самая северная группа, по-видимому, была более важной. Амбулатория окружает северный блок, и это мог быть проход для охраны. Прямого входа во внутренние помещения этих кварталов нет ни с дороги, ни даже с парадного входа.

Эти здания не совсем симметричны. Вдоль оси север-юг северной группы расположен ряд элементов. К ним относятся затонувший сад с резервуаром на его северной оконечности, окаймленный с обеих сторон узким залом с центральной колоннадой и рядом небольших смежных комнат (возможно, для хранения журналов).

В конце сада на юг портик с колоннами тянется вдоль фасада широкого зала с двумя рядами колонн. На главной оси вниз по трапу раскрашенный тротуар изображает ряд азиатских и африканских заключенных, окруженных двумя бассейнами с рыбой и цветами.

Главный зал имеет квадратную форму и сообщается на юго-востоке с большой комнатой с двенадцатью колоннами, инкрустированными фаянсом. Здесь мостовая была расписана мотивами пленников и птиц на болотах как в главном зале, так и в зале с колоннами. На едином плане были смежные комнаты, включающие три комнаты на западе и две на востоке, примыкающие к главному залу. Каждая из этих комнат была также квадратной с центральной колонной, и каждая имела также две небольшие комнаты, примыкающие к югу. Эти комнаты, вероятно, представляли собой апартаменты для придворных дам. Это был общий план женских покоев во дворце Аменхотепа III в Малкате и дворца Рамсеса III в Мединет-Абу.

Крашеный тротуар в садовой зоне

Южная группа зданий, вход с севера, состояла из длинного сада, с одной стороны окруженного двором с двумя симметричными анфилады с залом и четырьмя задними комнатами каждая. С другой стороны сада располагался ансамбль, подобный тому, что образует северную часть квартала. Широкий зал в осевом направлении ведет в квадратный зал, сообщающийся с колонным залом. Здесь также все тротуары были окрашены.

Парадные апартаменты

Парадные апартаменты представляли собой огромный комплекс и единственную часть дворца, построенную из камня. Его планировка строго симметрична относительно оси север-юг, идущей параллельно Королевской дороге. Очень большой двор, известный как «широкий зал», выходит к зданиям на север. Его окаймляли статуи Эхнатона, выполненные из кварцита и гранита, и Королевы, выполненные из кварцита. Эти фигуры стояли с южной стороны, а вдоль двух крыльев сидели. Первоначально, кажется, планировался гигантский портик с колоннами длиной около 150 метров, который так и не был реализован.

На западе находятся остатки загадочного каменного здания, а в центре южной стороны внушительное крыльцо из песчаника в три ряда по четыре пальмообразных колонны затеняет вход в зал с поперечными колоннами в два ряда по четырнадцать столбцы каждый. Он открывается в центральный двор такой же ширины с двумя боковыми дворами. На колоннах поперечного зала изображены висящие на древках обжимки уток и свободная листва на капителях. Мощение здесь было из алебастра.

Эта группа из трех дворов расположена по оси моста, который ведет к Королевскому дому через Королевскую дорогу. Каждый вход во двор имеет систему подъемов и спусков, окаймленных гранитными балюстрадами, предназначенными для движения конных колесниц. Это любопытная особенность, которая, возможно, указывает на месопотамское влияние. Существовал портик, построенный в два крыла, прикрывавший каждый из входов с боковых дворов в широкий зал или на мост (с восточного двора). По бокам от центральной оси в центральном дворе, по-видимому, располагались две серии из трех рядов по четыре алебастровых стел в каждом, с вырезанными по обеим сторонам изображениями царской семьи, поклоняющейся Атону.

Следующая поперечная группа структурных элементов состоит из центрального зала той же ширины и глубины, что и центральный двор, и окруженного двумя ансамблями, каждый из которых состоит из квадратного двора, окруженного портиком с колоннадой. С юга к ним примыкали две смежные комнаты с квадратными колоннами, а с севера — две дополнительные комнаты с колоннами, одна из которых, вероятно, имела вспомогательные помещения. Центр каждого квадратного двора был заглублен, а центральная бетонная платформа могла быть увенчана статуей. Известняковые колонны центрального зала, расположенные в четыре ряда по двенадцать в каждом, имели валы в форме пучков тростника и перевернутых капителей колоколов, мало чем отличаясь от колонн с шестами в Праздничном зале Тутмоса III в Карнаке. Фланговые колоннады были меньшего размера, что позволило обеспечить фонарное освещение в центральном зале. В боковых дворах была пара павильонов, хотя на самом деле был построен только один.

Чертеж Королевского дома и Малого храма (вверху слева),
Моста и Большого дворца (внизу справа)

Пандусы вели к южной стороне центрального зала, вероятно, к какой-то части плана который так и не был завершен.

Каталожные номера:

Название Автор Дата Издатель Справочный номер
Эхнатон: царь Египта Олдред, Сирил 1988 Темза и Гудзон Лтд ISBN 0-500-27621-8
Искусство и история Египта Карпичечи, Альберто Карло 2001 Бонечи ISBN 88-8029-086-х
Хроника фараонов (Период правления правителей и династий Древнего Египта) Клейтон, Питер А.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2019 Гранд Атлантис - перевозки груза по Дальнему Востоку.