«Казаков в плен живых не брать»: донские бойцы, участвующие в СВО, стали грозой нацистов
Верховный атаман «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» Николай Дьяконов рассказал о том, как казаки сражаются в зоне СВОФото: Анна ШИЛЯЕВА
Донские казаки одними из первых записались в добровольцы, когда началась специальная военная операция. О виртуозных минометчиках, метких зенитчиках и казачьих подвигах «КП -Ростов-на-Дону» рассказал верховный атаман «Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья» Николай Дьяконов.
НА ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ
По словам атамана, отряд «Дон» был создан в марте, в его состав вошли донские казаки, а также кубанские и терские.
— Наши воины выполняли боевые задания и на северном направлении, и на южном. 48 казаков указом Президента получи ордена мужества и медали за отвагу, — рассказывает атаман.
Сейчас на базе отряда сформировано несколько батальонов.
— Казаки Всевеликого войска донского вошли в казачью бригаду «Дон» имени Архангела Михаила, — говорит Николай Дьяконов.
К слову, в этой бригаде, как и во всем отряде, сражаются только добровольцы.
— Если жители ДНР и ЛНР ждали воссоединения с Россией восемь лет, то казаки – сто. Ведь это исконно казачьи земли, мы считаем их своими территориями, — продолжает атаман. – Так что мотив находиться там очевиден.
ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА КАЗАКОВ – СТРАШНЫЙ СОН НАЦИОНАЛИСТОВ
К слову, еще ни разу за все месяцы специальной военной операции противнику не удавалось прорвать линию фронта, на которой стояли и стоят казаки.
А о минометчиках и зенитчиках уже слагают легенды.
— Ребята своей огневой поддержкой не оставляют противнику шансов. За один бой могут уничтожить несколько вражеских танков, — продолжает собеседник.
Кстати, били донские казаки и националистов из «Правого сектора» (экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории РФ – прим. ред.) . Да так били, что командование отдало нацистам приказ: «Казаков живыми в плен не брать. Расстреливать на месте».
ПОЛЯКИ И ПРИБАЛТЫ
Тактика же наших бойцов по отношению к сломленному противнику – другая.
— В плен брали врага, конечно. И сразу передавали контрразведке, — поясняет атаман.
Довелось сражаться казакам и под Харьковом, и под Изюмом.
БИТВА ПРОТИВ ПРАВИЛ
Доводилось брать штурмом и населенные пункты. Правда, признается атаман, во время одной из таких операция пришлось нарушить все правила воинской науки.
— Ребята шли на штурм. Вначале первая часть группы переправилась через реку, а потом сутки удерживала плацдарм до прибытия основных сил, — поясняет Николай.
При этом на штурм идут из расчета трое нападающих на одного противника, который держит оборону.
— А казаки сделали все наоборот. Их было в разы меньше. Наступали из расчета один на трех. Да так наступали, что враг не мог понять, сколько нас, — продолжает атаман.
Но без потерь не обошлось.
СМЕРТЬ СВЯЩЕННИКА
— К сожалению, когда в тебя стреляют, погибшие будут, — продолжает атаман.
Кстати, в казачьих подразделениях, которые сейчас находятся в зоне СВО, есть священники. Батюшки не берут в руки автомат и не идут на штурм укрепрайона. Но рискуют жизнью не меньше, чем бойцы.
— У нас недавно погиб духовник бригады, отец Евфимий, он – оренбургский казак, — продолжает атаман.— Рядом упала ракета, батюшка умер от осколочных ранений.
Несмотря на то, что мужчины, отправляясь на линию фронта, рискуют жизнью, ни один из членов отряда не оставил службу.
— А как иначе? Долг настоящего мужчины – защищать Родину, — добавил Николай Дьяконов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Встретил француза, и взяли в плен поляка»: ростовчанин отправился на Донбасс добровольцем из-за друзей и вернулся домой героем
Штурмовик разведывательного батальона рассказал о том, как освобождал села ЛНР и ДНР от украинских (подробнее)
История
Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Первоначально, для казаков характерна нестабильность их организации, частые смены мест обитания. В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне.
В целом, в 14—15 веках казаками называли свободных людей, воинов, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые жили на южных и восточных границах Руси, Литовского княжества, Польского государства. При этом казаки противопоставляются ордынцам, для них характерно христианское вероисповедание.
В 16 веке формировались общины донских, гребенских, терских, яицких и волжских казаков. Их численность быстро росла за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода.
В 17 веке у донских, терских и яицких казаков завершилось формирование казачьего войска как относительно самостоятельного военно-политического образования, связанного с центром договорными отношениями. Царское жалованье в 17—18 веках стало одним из главных источников существования казаков.
В 18 веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала. В 19 веке на казачество были возложены охранные функции, в том числе подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. Казаки участвовали почти во всех войнах 18 — начала 20 веков. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.
Быт, культура, идеология, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество, на протяжении веков, являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию.
Хозяйственными занятиями вольных казаков всегда были охота, рыболовство, животноводство, виноградарство, а также, торговля, промыслы, ремесла. Несмотря на вольность духа и буйность характера, для казаков присуще уважение и почет стариков, вера в Бога, семейный очаг. Казаки как умело воевали, так и лихо отдыхали. Они обожали «варену» — смесь водки, меда, сушеных фруктов, изюма, винограда, груш, яблок, сваренных с имбирем и другими пряностями. Кроме нее на «ура» шли горилка, пиво, мед, наливка, брага. После трапезы казаки пускались в пляс, играли в картишки, курили трубки-носогрейки, горланили песни, палили из пушек и, конечно, развлекались кулачным боем, где увечили и даже убивали «противника».
После очередного военного похода казаки рассказывали о своих подвигах. За ними несли ведра «пьяных напитков», коими они угощали встречных. Уклонявшихся от шарового выпивона нещадно дубасили. Однако, в походах казакам пить спиртные напитки было запрещено. Нарушивших этот закон карали смертной казнью.
На протяжении всех столетий своего становления и развития, казаки стояли не только на страже границ родной земли, но и православной веры и закона. Так и в наши дни, казачество, возрожденное на донской земле, не утратило все ценности и веру.
Как же замечательно, что, несмотря на все изменения в истории России, мы имеем возможность побывать в культурно-этническом комплексе «Казачий Дозор», где сохранены история, обычаи и традиции вольного народа.
Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов
Профиль
Казаки были социальной группой, которая начала формировать некоторую этническую идентичность до русской революции. Тесно связанные с боевыми искусствами и верховой ездой и яростно преданные Российскому государству, казаки исторически играли важную роль в колонизации приграничных регионов как местные стражи уязвимых границ. По данным переписи населения 2010 года, в Российской Федерации насчитывается 647 732 казака.
Исторический контекст
казачьих общины ( войск ) образовались в шестнадцатом-восемнадцатом веках беглыми крепостными крестьянами. Традиционно казаки охраняли границы Российской империи и взамен получали земельные привилегии. Казаки также использовались для подавления восстаний против Русского государства. К концу девятнадцатого века казачьи поселения простирались от юга России до Тихого океана. В девятнадцатом веке казаки образовали Донскую казачью республику в нижнем и среднем течении реки Дон.
При советской власти казаков депортировали и репрессировали. Коммунистический режим никогда не признавал казаков национальной или этнической группой, и они числились русскими или украинцами.
В конце 1980-х гг. начали возрождаться казачьи отряды, и в июле 1990 г. была образована Ассоциация казаков. Казаки представили себя охранниками границ России, особенно на Северном Кавказе. Казаки сражались с сепаратистскими силами в Приднестровском конфликте в Молдавии в 1992.
В июне 1991 г. президент Борис Ельцин издал указ о политической реабилитации казачества, а 11 марта 1993 г. Ельцин подписал еще один указ о предоставлении им государственной поддержки. В августе 1995 года Ельцин объявил о формировании казачьих частей в Пограничных войсках Российской Армии. В 2005 году конные казачьи части были включены в состав местных сил милиции в Ростовской области.
Казаки имеют сильное стремление к местному самоуправлению, а также стремятся к национальной автономии. Возглавил эти требования Великий совет донских казаков. Терские казаки, земли которых охватывали территории Северной Осетии, Дагестана, Чечни и Ингушетии, агрессивно преследовали земельные претензии, что привело их к конфликту с северокавказскими народами.
В мае 2005 г. Государственная Дума РФ приняла президентский закон, узаконивающий прием российских казаков на государственную службу в милицию, воинские части и пограничные формирования. Законопроект был призван легализовать нерегулируемую практику вербовки казаков путем создания правовой базы, регулирующей роль казаков на военной службе и в борьбе с терроризмом. Также определены как юридические лица казачьи войска и станицы.
Стремление федерального правительства приблизить казачество к рукам привело к созданию в 2009 году Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Совет, состоящий из общественных деятелей и ведущих и пограничная охрана.
Текущие вопросы
В то время как казачьи общины стремятся возродить историческую традицию своей роли элитной кавалерийской гвардии, деятельность некоторых частей общины вызывает критику со стороны российских правозащитников. Законодательно нерегулируемые казачьи военизированные формирования и группы самообороны активно участвовали в насилии в отношении иммигрантов и этнических меньшинств в регионах юга России, часто при молчаливой официальной поддержке.
Грузия также обвинила российских казаков в содействии сепаратизму в Южной Осетии.На фоне все более консервативной политики российского правительства казачьи группы пользуются сильной политической и финансовой поддержкой центрального правительства. В 2012 году казакам было официально разрешено входить в состав полицейских подразделений, патрулирующих улицы страны. Однако так называемое казачье возрождение, наряду с полномочиями и правами, которые оно дает членам группы, является серьезной причиной для беспокойства среди других этнических меньшинств. Существующая напряженность между казаками и мусульманами в различных регионах Российской Федерации, скорее всего, только усугубится. Например, некоторым казакам де-факто были даны полномочия охранять «темнокожих» мигрантов-мусульман. По всей стране зафиксированы многочисленные локальные столкновения.
Кроме того, чтобы продемонстрировать свою лояльность правительству и сильное чувство патриотизма, казаки вступают в прямую конфронтацию с российской оппозицией. Неоднократно нападая и нападая на лидера оппозиции Алексея Навального и его соратников-активистов, казачьи патрули были обвинены в углублении социальных разногласий в стране.
Казаки также сыграли заметную роль во вторжении России и оккупации восточной Украины в 2014 году, когда тысячи российских и украинских казаков сражались в Луганской и Донецкой областях.
Уведомление об авторских правах: © Международная группа по правам меньшинств. Все права защищены.
казаков с гордостью выступают на сцене Игр в Сочи
Марк Тревельян
Чтение за 5 минут
РОЗА ХУТОР, Россия (Рейтер) — На протяжении веков они были свободными людьми русской степи — покорителями Сибири, защитниками границ империи и хранители воинской культуры, которая и по сей день воспевается в легендах и песнях.
Казак в традиционной одежде гуляет по центру Розы Хутор во время зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, 13 февраля 2014 года. REUTERS/Michael Dalder
На зимних Олимпийских играх в Сочи казаки выполняют более прозаические обязанности: 500 человек были задействованы для работы с полицией, в основном патрулируя улицы и станции в поисках нарушителей спокойствия и пьяниц.
Для мускулистых фигур в серых мундирах и лохматых черных шерстяных шапках эпизодическая роль знаменует собой еще один этап энергичного возрождения казачества после распада Советского Союза.
«Это событие планетарного масштаба: Зимняя Олимпиада проходит в России впервые», — заявил Валерий Ефремов, заместитель атамана (предводителя) 44-тысячного казачества Кубанской области юга России, в которую входит Сочи .
«Тот факт, что кубанским казакам поручено вместе с полицией нести здесь службу и охранять безопасность гостей Олимпиады, является для нас самой высокой вершиной нашего служения российскому государству», — сказал он в интервью Reuters в Роза Хутор, ворота к снежным спортивным объектам.
БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ
Для 22 казаков, прикомандированных сюда, каждый день начинается с брифинга в 9 утра у многоэтажной автостоянки. Выстроившись в три ряда, они внимательно слушают, время от времени поворачиваясь, чтобы откашляться и сплюнуть, пока автобусы катят по горе.
Каждый носит серый топ с кожаными ремешками, черные брюки с красной полосой и характерную шерстяную шапку, называемую папахой, увенчанную крестом, обозначающим их православную веру.
«Казаком надо родиться… Нельзя просто проснуться и подумать: «Пойду в казаки». Это действительно духовное состояние». объясняет Юрий Сокальский, 49 лет, коренастая фигура с седыми усами.
«Человек должен глубоко верить в Бога, Бог должен быть в его душе. Во-вторых, он должен очень сильно любить свою родину, любить ее до такой степени, чтобы он без раздумий отдал за нее свою жизнь.
«Самое главное — это товарищеские отношения с вашими братьями по оружию, чтобы вы тоже были готовы отдать свою жизнь, не думая ни за кого из тех, кто стоит рядом с вами».
«ТЕМНЫЕ ГОДЫ»
Героические традиции казаков и их подчас трагическая история прочно укоренились в культуре каждого россиянина – факт, признанный в начале церемонии открытия Олимпийских игр, где прозвучала песня, посвященная Стеньке Разину, вождю обреченного XVII века. восстание было совершено.
Пополнив свои ряды преступниками и беглыми крепостными, они сформировали мощную военную силу в царские времена, получая привилегии и автономию в обмен на защиту государства.
В гражданской войне, последовавшей за революцией 1917 года, большинство боролось против коммунистов, перейдя на сторону белых. После поражения они подверглись жестоким репрессиям, которые Сокальский называет «темными годами».
«Против казаков был настоящий геноцид, их убивали без пощады, убивали только за то, что они носили казачью форму, только за то, что считали себя казаками», — сказал он.
Состояния начали расти во время реформ «гласности» советского лидера Михаила Горбачева в 1980-х годах, и казаки снова стали привычным зрелищем, воссоздавая свои традиционные костюмы с помощью исторических записей и фотографий.
Законы, принятые с 2005 года, придали им официальный статус, что позволяет им регистрироваться в качестве казаков при переписи населения и, после полицейской подготовки, служить на полную ставку и получать зарплату в размере около 25 000 рублей (710 долларов США) в месяц от государства. бюджет.
«Я предпочитаю жить в современной России. Я благодарен нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину. Он человек, который смог остановить развал страны. Он сохранил страну, и как человек и как офицер я ему благодарен», — сказал Ефремов.
ФОТО-ЗВОНОК
Те, кто находится в патруле на Розе Хутор, проводят день, прогуливаясь по улицам, позируя для фотографий и наблюдая за толпами людей, которые толпятся вокруг гигантского телеэкрана, показывающего олимпийские действия.
«Я патриот своей страны, и мне нравится, когда наши спортсмены стоят на пьедестале, в идеале на верхней ступеньке», — сказал Сокальский, бывший офицер Советской Армии, служивший в Афганистане.
Несмотря на то, что казаки дружелюбны, большинство из них мало общаются с нерусскоязычными в толпе. В случае Сокальского это происходит потому, что тот небольшой английский, который он знает, зарезервирован для очень специфических ситуаций.
«Я закончил военную академию, поэтому могу допрашивать кого-то только по-английски», — сказал он.
Ваш комментарий будет первым