Правда о рейтингах университетов — Достоинства и недостатки рейтингов
Блог
Хэллоуинский special — 13 жутких легенд об университетахХэллоуин — время рассказывать страшные истории. Поэтому чтобы отпраздновать Ночь Всех Святых, мы подготовили подборку самых жутких университетских легенд со всего мира.
С началом 21 века мировая университетская система вступила в новую фазу своего развития, когда учебные заведения начали получать свою публичную оценку на страницах глобальных рейтингов университетов, призванных информировать общественность о самых лучших вузах мира.
В настоящее время можно говорить о развивающейся «рейтинговой лихорадке» и во многих странах разворачивается большая работа, связанная с составлением национальных рейтингов, но наибольший интерес проявляют читатели к международным рейтингам университетов, определяющих репутацию вуза в мире.
Между тем, определить, какой университет лучше, а какой — хуже, по ряду причин представляется проблематичным. Если речь идет об университетах разных стран, обладающих разным уровнем экономического развития и культурой, то оценка их качества дополнительно осложняется.
О пользе рейтингов
В условиях постоянно ускоряющегося роста объема доступной информации, инструмент, позволяющий сжать чрезмерные объемы информации до объемов, приемлемых для потребления, может быть очень полезен. Это также касается и рейтингов университетов, которые могут оказывать положительное влияние на университеты:
- Рейтинги предоставляют пользователям полезную и легко сопоставимую информацию, собранную и представленную в одном источнике. В то время как информация, предоставляемая самими вузами может оказаться недостаточной, особенно когда вузы естественным образом умалчивают о слабых сторонах своей деятельности и потому предоставляют потенциальным студентам выборочные сведения.
- Рейтинги могут использоваться научными сотрудниками вузов при определении желаемого места работы, таким образом высокие позиции в рейтинге позволяют привлечь к работе в университете наиболее высококвалифицированных ученых и интеллектуальную элиту.
- Работодатели используют рейтинги при отборе на работу выпускников разных вузов, имеющих аналогичный уровень квалификации.
- В некоторых странах реализация стратегии продвижения в рейтингах обусловлена существенной зависимостью бюджета высшего образования от количества иностранных студентов, а значит, и от высокой репутации образовательной системы страны на международном рынке.
- Сами университеты, несмотря на существующее критическое отношение их администрации к рейтингам, стремятся повысить в них свое местонахождение, что позволяет привлечь к учебному заведению больше талантливых студентов.
- Составление рейтингов порождает развитие конкуренции и дифференциацию между вузами, что может способствовать улучшения качества образования в них.
- Привлечение к учебным заведениям, попавшим в ТОП-группы, новых партнёров и источников финансирования, в том числе увеличение государственного финансирования для укрепления позиции в рейтингах.
Недостатки и критика рейтинговых систем
Академические сообщества разных стран считают, что международные рейтинги ориентируются в первую очередь на оценку исследовательской составляющей деятельности вузов и не в полной мере учитывают, а некоторые совсем не учитывают исторические особенности развития национальных образовательных систем, культурный контекст и языковые особенности.
Соответственно, основной проблемой в при составлении глобальных рейтингов является оценка высших учебных заведений разных стран, обладающих разным уровнем экономического развития, разными культурами и образовательными системами.
В связи с этим слабые стороны рейтингов зачастую умалчиваются рейтинговыми компаниями и источниками, публикующими рейтинговые результаты. Следовательно, недостатки систем рейтингов остаются скрытыми для читателей и для администраций вузов, которые, планируют развитие своих учебных заведений, опираясь на несовершенные рейтинговые методологии.
В большинстве методологий университеты ранжируются путём проецирования на шкалу научно-исследовательской деятельности другие критерии, такие как международная деятельность университета.
В связи с этим идеальный рейтинг должен быть управляемым пользователем, представляя возможность упорядочивать список вузов, указав основные критерии, которые важны пользователю. Соответственно абитуриент, планирующий заняться научной деятельностью, укажет именно этот аспект при фильтрации.
Отрицательное влияние рейтингов университетов
- Переизбыток бумажной работы (перевод научных трудов на английский язык, стремление публиковать научные труды только в определенных изданиях), написанной для участия в рейтингах. Это отвлекает непосредственно от занятий наукой и управления университетом и требует дополнительного расхода средств.
- Меры, предпринимаемые вузами по улучшению своего позиционирования в погоне за более высокими рейтинговыми позициями, являются чисто формальными по отношению к основным задачам деятельности учебного заведения и не оказывают прямого положительного влияния на качество образования и научно-исследовательскую деятельность.
- Нецелесообразное объединение ВУЗов с целью совместного достижения более высокой позиции в рейтинге на основе применяемых в них критериев (например, количество научных публикаций), так как в международных рейтингах при оценке многих параметров не учитывается масштаб организаций, однако, объединившись, они теряют свою уникальность.
- Многие вузы взяли курс на повышение «значимости» и повышение уровня цитируемости своей научно-исследовательской работы путем увеличения количества соавторов своих публикаций. Иногда такой список соавторов достигает 2-3 страниц текста.
- Многие университеты развивающихся и развитых стран стремятся «подражать элитным университетам», а не развивать свои собственные уникальные преимущества.
Таким образом, погоня за повышением позиций в рейтингах не обязательно приводит к реальному повышению качества работы вузов и порой потраченные усилия не приносят ожидаемого результата. Однако подобная деятельность оптимизирует выполнение учебным заведением его одной и важной миссии — передаче знаний в общество.
Заключение
Необходимо признать, что феномен рейтингов университетов есть, и не учитывать его нельзя, надо приспосабливаться к его существованию. Следствием этого мы наблюдаем возрастающую активность администраций университетов, которые, с одной стороны, проводят все более явную политику открытости рейтинговым компаниям, а с другой стороны, определенным образом воздействуют на их политику, давая рекомендации по изменению методологий.
Но на современном этапе, рейтинг вузов не может рассматриваться в качестве объективного и, тем более, всестороннего механизма оценки качества образования. Так, как устоявшегося понятия качества образования ещё не сложился и каждый понимает этот термин по-своему.
Все это ставит перед создателями рейтингов две основные задачи
- необходимость совершенствования рейтинговых методологий путём ведения диалогов с представителями вузов и понимания потребности будущих абитуриентов.
- Повышение осведомленности клиентов использующих рейтингов о целях, преимуществах и недостатках, о специфики критериев оценки, методов сбора и обработки данных.
Таким образом, университетские рейтинги, при своей популярности, в большей степени способны помочь вузам в конкурентной борьбе, привлекая к учебным заведениям, новые источники финансирования, талантливых ученых и способных студентов, нежели дать адекватную оценку деятельности вузов и являтся инструментом принятия управленческих решений. Однако стратегии развития университетов должны разрабатываться и с учетом независимых оценок вузов.
Поделиться в
Обновлено:
Ваша оценка сохранена.
Расскажите нам, что мы можем улучшить.
Ваша оценка сохранена.
Расскажите нам, что мы можем улучшить.
Спасибо за ваш отзыв.
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.
Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.
Бесплатная консультация Подробнее об услугах
QS World University Rankings 2022
Блог
Хэллоуинский special — 13 жутких легенд об университетахХэллоуин — время рассказывать страшные истории. Поэтому чтобы отпраздновать Ночь Всех Святых, мы подготовили подборку самых жутких университетских легенд со всего мира.
QS Ranking выпускает британская компания Quacquarelli Symonds. Рейтинг учитывает пять критериев[1].
- Репутация учебного заведения в академической среде — 40%. Оценка качества преподавания и исследований в университетах мира. Определяется экспертным опросом 130000 человек из сферы высшего образования.
- Репутация среди работодателей — 10%. Опрос 75000 представителей крупного и малого бизнеса: выпускники каких университетов наиболее компетентны.
- Соотношение числа студентов и преподавателей — 20%. Косвенный показатель качества преподавания. Чем больше преподавателей на студента, тем меньше у них нагрузка, а значит больше времени на обучение.
- Индекс цитирования научных публикаций — 20%. Принятый в академической среде показатель значимости исследовательских работ. В расчет берутся данные из Elsevier Scopus.
- Количество международных студентов и преподавателей — 10%.
Как видите, ровно половину от индикаторов составляет репутация университетов, основанная исключительно на мнении фокусной группы — академиков и работодателей. По этой причине рейтинг часто обвиняют в необъективности. Туда практически невозможно попасть вузам из развивающихся стран или молодым вузам, которые пока еще не успели заработать себе имя.
QS Rankings оценивает и ранжирует меньше 10% от всех вузов в мире, что не сильно отличает его других международных рейтингов. Первую десятку рейтинга вы наверняка назовете не глядя, если начнете перечислять самые популярные вузы в мире: Гарвард, Кембридж, Оксфорд и так далее.
QS удобен тем, что кроме мирового там есть еще рейтинги по регионам и направлениям обучения:
- искусство и гуманитарные науки,
- инженерия и технологии,
- медицина,
- естественные науки,
- социальные науки и менеджмент.
Можно также посмотреть результаты по конкретным специальностям (стоматология, археология, география и так далее). Правда, на уровне мира они будут примерно одни и те же: MIT, Стэнфорд, Кембридж. Исключение составляют только «необычные» курсы, например библиотечное дело или сельское хозяйство, где на первых местах совсем другие вузы. В этой же системе QS вы можете найти рейтинг по трудоустройству выпускников. Он отражает, насколько хорошо университеты готовят студентов к работе и обучают их востребованным профессиональным навыкам.
Если используете рейтинг QS, помните, что главный показатель для него — репутация университета. И она далеко не всегда гарантирует качество обучения. Хотя сложно отрицать, что престиж вуза обеспечивает ему финансирование и привлекает исследователей, и это идет только на пользу студентам.
Поделиться в
Обновлено:
Ваша оценка сохранена.
Расскажите нам, что мы можем улучшить.
Ваша оценка сохранена.
Расскажите нам, что мы можем улучшить.
Спасибо за ваш отзыв.
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.
Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.
Бесплатная консультация Подробнее об услугах
Какие университеты самые лучшие в мире? Страны с лучшими высшими учебными заведениями
Получение университетского диплома может принести большие награды, открывая двери, которые открывают возможности для более высокого заработка. Но при прочих равных условиях получение степени в более престижном учебном заведении может усилить преимущества, которые может дать вам ваша степень.
Соединенные Штаты давно известны тем, что поощряют высшее образование, и большинство лучших академических институтов расположены там. Но есть возможность поступить в лучшие университеты других стран Европы и Азии. Вот список университетов с лучшей репутацией в мире.
От младшего специалиста до докторской степени существует множество вариантов для будущих студентов высших учебных заведений. Узнайте больше здесь. https://t.co/aMpV11MqBT pic.twitter.com/sVDkZ8OydQ
— U.S. News Education (@USNewsEducation) 15 марта 2023 г.
Лучшие университеты мира
US News and World Report оценил 2000 учебных заведений по всему миру распространился по 95 странам на основе их академических исследований и репутации. Их рейтинг лучших мировых университетов отличается от рейтинга издания, в частности только университетов США. Соединенные Штаты являются домом для университетов с самым высоким рейтингом, где расположены 15 из двадцати лучших.
Китай занимает второе место по общему количеству, но только восемь университетов входят в первую сотню, поровну разделенные между материком и Гонконгом. В Австралии также есть восемь университетов, которые входят в сотню лучших в своем классе. По всей Европе насчитывается 35 высших учебных заведений, которые входят в число 100 лучших университетов мира, причем в Соединенном Королевстве их больше всего – одиннадцать.
The top 25 global universities
Ranking | University | Country |
---|---|---|
1 | Harvard University | USA |
2 | Massachusetts Institute of Technology (MIT ) | USA |
3 | Stanford University | USA |
4 | University of California Berkeley | USA |
5 | University of Oxford | UK |
6 | University Вашингтон Сиэтл | США |
7 | Колумбийский университет | США |
8 | Кембриджский университет | UK |
9 | California Institute of Technology | USA |
10 | Johns Hopkins University | USA |
11 | Yale University | USA |
12 | University College London | UK |
13 | Imperial College London | UK |
14 | University of California Los Angeles | USA |
15 | University of Pennsylvania | USA |
16 | Princeton University | USA |
17 | University of California San Francisco | USA |
18 | Университет Торонто | Канада |
19 | Мичиганский университет | США |
20 | Калифорнийский университет Сан-Диего | USA |
21 | Cornell University | USA |
22 | University of Chicago | USA |
23 | Tsinghua University | China |
24 | Northwestern University | США |
25 | Университет Дьюка | США |
Какие колледжи вошли в десятку лучших университетов мира?
Нет ничего лучше гордости, связанной с поступлением в университет вашего штата, независимо от того, известен ли он на национальном уровне своим престижем. Но получение высшего образования — это выбор, и студенты заслуживают огромного и разнообразного выбора учебных заведений.
US News and World Report только что опубликовал список лучших университетов мира на 2022–2023 годы, причем Китай может похвастаться наибольшим количеством школ в общем рейтинге. Однако 280 школ США также попали в список, восемь из которых входят в десятку лучших9.0005
Гарвардский университет признан лучшим учебным заведением в мире среди 2165 колледжей и университетов из 90 стран. На протяжении нескольких лет университет стабильно удерживает первое место.
В отчете Гарвард также занял первое место в списке по нескольким дисциплинам, таким как биотехнология, микробиология, клеточная биология и иммунология. Кроме того, университет занял первое место по общему престижу своих исследовательских публикаций, репутации региональных исследований, количеству публикаций, которые входят в 10% наиболее цитируемых, и количеству высокоцитируемых статей, которые входят в 1% наиболее цитируемых.
Тринадцать показателей использовались для правильной оценки и ранжирования каждого учреждения по академическим исследованиям и репутации. Глобальная исследовательская репутация, региональная исследовательская репутация и общее количество публикаций, которые входят в 10% наиболее цитируемых, являются тремя наиболее взвешенными показателями.
Всего 10 лучших
- Гарвардский университет (США)
- Массачусетский технологический институт (США)
- Стэнфордский университет (США)
- Калифорнийский университет в Беркли (США)
- Оксфордский университет (Великобритания)
- Вашингтонский университет в Сиэтле (США)
- Колумбийский университет (США)
- Кембриджский университет (Великобритания)
- Калифорнийский технологический институт (США)
- Университет Джона Хопкинса (США)
«Рейтинги лучших мировых университетов предлагают будущим студентам ценный ресурс для изучения вариантов получения высшего образования за пределами их родной страны», — сказал Роберт Морс, главный специалист по стратегии данных в U.
Ваш комментарий будет первым