Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Самые старые храмы москвы: 10 самых древних храмов и зданий Москвы

Древние храмы Москвы и Московской области

  • Владимирская область

  • Костромская область

  • Москва

  • Московская область

  • Новгородская область

  • Псковская область

  • Тверская область

  • Ярославская область

Название церкви тип Округ Район Век Год Монастырь Адрес
Троицы Живоначальной в с. Хорошево на р. Москве церковь Северо-западный Хорошево-Мневники
XVI
1598   Карамышевская наб. , 15
Успения Божией Матери собор Центральный Китай-город XV 1479 Кремль Кремль, Соборная пл.
Положения Ризы Божией Матери во Влахерне церковь Центральный Китай-город XV 1486 Кремль Кремль, Соборная пл.
Благовещения Пресвятой Богородицы собор Центральный Китай-город XV 1489 Кремль Кремль, Соборная пл.
Зачатия Праведной Анны что в углу церковь Центральный Китай-город XV 1493   Москворецкая наб., 3
Архистратига Михаила
собор
Центральный Китай-город XVI 1508 Кремль Кремль, Соборная пл.
Иоанна Лествичника что под колоколами церковь Центральный Китай-город XVI 1508 Кремль Кремль, Соборная и Ивановская пл.
Покрова Божией Матери на Рву или церковь Василия Блаженного собор Центральный Китай-город XVI 1561   Красная пл.
Трифона Мученика в Напрудной слободе церковь Центральный Мещанский XV 1492   Трифоновская ул., 38
Рождества Пресвятой Богородицы посреди монастырского двора собор Центральный Мещанский XVI 1505 Рождествен-ский
ул. Рождественка, 20
Спаса Нерукотворного Образа посреди монастырского двора собор Центральный Таганский XV 1428 Спасо-Андроников Андроньевская пл., 10
Всех Святых на Кулишках церковь Центральный Таганский XVI     Славянская пл., 2
Воскресения Словущего церковь Центральный Таганский XVI 1516 Крутицкое подворье Крутицкая ул. , 11/13
Великомученика Никиты за Яузой на Швивой горке церковь Центральный Таганский XVI 1595   Гончарная ул., 6
Петра Митрополита посреди монастырского двора собор
Центральный
Тверской XVI 1517 Высоко-петровский ул.Петровка, 28/2
Антипы Пергамского на Колымажном дворе церковь Центральный Хамовники XVI     Колымажный пер. , 8
Смоленской иконы Богоматери в центре монастырского двора собор Центральный Хамовники
XVI
1525 Новодевичий Новодевичий пр., 1
Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове церковь Южный Даниловский XVI 1509   Восточная ул., 6
Донской Иконы Божией Матери старый соборный храм посреди южной части монастырской территории собор Южный Донской XVI 1593 Донской Донская пл.
, 1
Георгия Победоносца храм в с. Коломенском на р. Москве коло-кольня Южный Нагатинский затон XVI     просп. Андропова, 39, с юго-запада от храма Вознесения Господня
Вознесения Господня в с. Коломенском на р. Москве церковь Южный Нагатинский затон XVI 1532   просп. Андропова, 39, стр. 1
Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково на р. Москве близ с. Коломенского
церковь Южный Нагатинский затон XVI 1554   просп. Андропова, 39, стр. 7
Название церкви тип Район Нас.пункт Век Год Монастырь Адрес
1 Воскресенский собор Волоколамский г.Волоколамск XV   Кремль  
2 Рождества Богородицы церковь Волоколамский Возмище XVI 1537    
3 Богоявленская в трапезной церковь Волоколамский Теряево XVI 1530 Иосифо-Волоцкий  
4 Успенский собор Дмитровский г. Дмитров XVI 1533 Кремль Историческая пл.
5 Бориса и Глеба собор Дмитровский г.Дмитров XVI 1537 Борисоглебский Большевистская ул.
6 Никольский собор Дмитровский п.Луговой XVI I четв Николо-Пешношский  
7 Богоявленская в колокольне церковь Дмитровский п.Луговой XVI I пол Николо-Пешношский  
8 Рождества Богородицы церковь Дмитровский Пустынь XVI 1547 Медведева пустынь  
9 Троицкий собор Сергиево-Посадский Сергиев Посад XV 1422 Троице-Сергиева лавра  
10 Духовская церковь Сергиево-Посадский Сергиев Посад XV 1476 Троице-Сергиева лавра  
11 Успенский собор Сергиево-Посадский Сергиев Посад XVI 1585 Троице-Сергиева лавра  
12 Введенская церковь Сергиево-Посадский Сергиев Посад XVI 1547 бывш. Пятницкий просп.Красной Армии
13 Успенский «на Городке» собор Звенигород г.Звенигород XIV 1400 Кремль  
14 Рождества Богородицы собор Звенигород г.Звенигород XV 1405 Саввин-Сторожевский  
15 Рождества Христова церковь Истринский Юркино XVI нач    
16 Успенская церковь Клинский г.Клин XVI сер   ул. Папивина, 16а
17 Успенская церковь Коломенский г.Коломна XVI 1552 Кремль, Брусенский ул.Лажечникова, 12
18 Иоанна Предтечи на Городище церковь Коломенский г.Коломна XIV 60-70е   Городищенская ул.
19 Ильинская церковь Коломенский Прусы XVI 1578    
20 Рождества Христова церковь Ленинский Беседы XVI кон    
21 Преображенская церковь Ленинский Остров XVI II пол    
22 Михаила Архангела собор Лотошинский Микулино XVI 1550    
23 Старо-Никольский собор Можайский г. Можайск XIV-XV     ул.Бородинская, 8
24 Иоакима и Анны церковь Можайский г.Можайск XIV кон   ул.Крупской
25 Рождества Богородицы собор Можайский г.Можайск XVI 1542 Лужецкий ул.Герасимова, 1
26 Никольская церковь Наро-Фоминский Каменское XIV II пол    
27 Преображения (Троицкая) церковь Одинцовский Большие Вяземы XVI кон    
28 Введенский собор Серпуховский г. Серпухов XVI кон Владычный  
29 Трапезная с Георгиевской церковь Серпуховский г.Серпухов XVI 1599 Владычный  
30 Воскресенская церковь Ступинский Городня XVI 1578    
31 Покровская церковь Ступинский Чиркино XVI I пол    

Три самых древних действующих храма Москвы

К самым старым, ныне действующим в Москве храмам можно отнести Спасский, Успенский и Благовещенский соборы, два из которых находятся в стенах Кремля. Первые упоминания об этих православных религиозных объектах относятся к XIV веку, а выстроены они были значительно раньше.

Спасский собор Андронникова монастыря

Собор Спаса Нерукотворного Образа имеет довольно длинную историю. Поначалу на территории Спасо-Андронникового монастыря располагалось деревянное здание церкви, сгоревшее дотла в 1368 году. Материалом для строительства нового храма стала плинфа. Отдельные фрагменты белокаменных рельефов того времени были найдены во время раскопок в 1993 году.

К середине XV века на этом месте красовался однокупольный каменный храм с высоким иконостасом, фрагменты которого сохранились до наших дней. Роспись стен доверили Андрею Рублёву. Во второй половине XVIII века в соборе существовала паперть с ризничной палатой, и ставился вопрос о возобновлении стенописи и возведении пристройки к паперти с севера наподобие уже имеющихся с юга и запада.

После французского нашествия 1812 года храм был ограблен, иконостас подожжён, а своды обвалились. Поэтому уже на следующий год под руководством архитектора Жукова начались реставрационные работы. Здание церкви покрыли железом, иконостас сделали новый, стены расписали, паперти перестроили, добавили приделы.

В 30-ых годах ХХ века весь Андронников монастырь был обречён на снос. Но архитектор Максимов сделал обмеры и составил проект реставрации, сумев доказать архитектурную ценность собора.

В 1959 году начались работы по реконструкции храма. За образец брали древние Владимиро-Суздальские архитектурные памятники. Специалисты считают некоторые моменты довольно спорными. Так есть много вопросов по количеству кокошников, форме купола, пропорциям барабана и т.д.

Во время раскопок подопечные Олега Ульянова наткнулись на древние захоронения, располагающиеся под древним престолом.

Успенский собор (Московский Кремль)

Сейчас на территории Успенского собора в Кремле устроена музейная экспозиция, а богослужения совершаются очень редко. Но так было далеко не всегда.

Первый храм на этом месте появился во второй четверти XIV века. Именно сюда был перенесён престол из Владимира. Спустя полтора века начали возводить новое здание храма, так как деревянная постройка сгорела. Но через год возведённые до сводов стены были полностью разрушены землетрясением. Так что пришлось начинать всё сначала, и в эксплуатацию собор ввели только спустя 5 лет.

До революции храм использовался в качестве усыпальницы московских патриархов.

В XVII веке стены грозили разрушиться, поэтому их укрепили армированием и расписали заново. Но пожар уничтожил все эти старания, и пришлось приступить к капитальному ремонту заново.

Во время царствования Елизаветы вновь пришлось восстанавливать собор после пожара. Сюда перенесли иконы из Оружейной палаты, обрамив их золотом и серебром. Всё это богатство было захвачено французами в 1812 году и переплавлено. Часть ценного металла удалось вернуть. Из него была вылита люстра.

Перед венчанием Николая II реставраторы поработали на славу, вернув вид фресок двухсотлетней давности и восстановив часть икон. Арочные окна были уменьшены в размерах. Уже в ХХ веке было решено докопаться до всех древних живописных результатов. Кое-что мастера дописали, используя маковую олифу, и украсили позолотой.

Во время схваток большевицких отрядов с юнкерами в 1917 году купол был разрушен снарядом, повредилась и алтарная стена с фрагментами росписей. Последнее богослужение состоялось на Пасху 1918 года, после чего храм был закрыт, все ценности изъяты для помощи голодающим, а артефакты переданы Оружейной палате и Третьяковской галерее.

После войны фрески частично отреставрировали, а в самом соборе открыли музей. Когда в 90-ых годах началась массовая передача старых храмов в ведомство РПЦ, этот отстоять полностью не удалось. Так что богослужения в его стенах проводятся нерегулярно.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

Благовещенский собор долгое время обслуживал московских первых лиц. Существует предположение, что деревянное здание храма располагалось на Кучковом поле ещё в XIII веке. Но каменный собор появился ближе к концу XIV столетия. А инициатором строительства выступил сын князя Донского Василий Дмитриевич.

Церковь выполняла роль домовой для членов великокняжеской семьи. Храм называли на Царских сенях, так как попасть в него можно было из палат правителя через сени. Белокаменные блоки, установленные на подклети, сохранились до наших времён. Фрески были сделаны Феофаном Греком, Андреем Рублёвым и другими выдающимися мастерами.

1416 год стал временем перестройки для Успенского собора. Старые стены разобрали, размеры здания расширили, добавили три купола – один большой и два поменьше. Иван III не остался в стороне, разобрав стены до цоколя и возведя новые. Дело было доверено Кривцову и Мышкину. На переделки ушло 5 лет.

В середине XVI века южное крыльцо из открытого переделали в закрытое. Именно в этом месте Иван Грозный заметил комету, решив, что она знаменует его смерть. После того как царь женился в четвёртый раз, ему закрыли доступ на церковные службы, поэтому паперть переделали в царскую молельню.

Смутное время обошло собор стороной, поэтому следующие капитальные работы датируются только XVII веком. Реставрации с тех пор проводились неоднократно – добавлялись пристройки, менялись полы, пробивались дополнительные окна, реставрировались фасады, обновлялись иконостасы.

Крыльцо собора было разрушено снарядом во время Революции 1917 года. Спустя год здесь запретили проводить церковные службы. Но реставрацию старинных уникальных икон разрешили провести. А в 50-ых годах восстановили фрески образца XV века. Часть настенных рисунков XVI удалось вернуть в 80-ых годах. Многие из них, к сожалению, были безжалостно уничтожены ещё в XIX веке.

Начиная с 1993 года, здесь проводятся богослужения в праздник Благовещения, а также постоянно работает выставка древних икон. Можно также увидеть фрагменты интерьера, в которых жил Иван Грозный, раку с мощами святых и старинные ювелирные изделия.

Простота и сила древнейшей московской церкви

В Москве десятки церквей. Большинство из них созданы в 18-19 веках в стиле барокко или классицизма, богато украшены колоннами, резьбой и золотыми куполами. Старейшие московские храмы простые , но излучающие духовную силу . Спасский собор построен в начале 15 века на территории Спасо-Андроникова монастыря. В настоящее время в монастыре проживает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева .

Фото © кредиты Алекса Роша

Иконы Андрея Рублева выражали дух русского народа

Андрей Рублев , гениальный русский иконописец расписал Спасский собор, и теперь его имя присвоено Музею древнерусского искусства . Кто-то сказал, что дух русского народа лучше всего выражен в стихах Александра Пушкина и иконах Андрея Рублева . Его произведения отражали духовные идеалы русского народа, заставляли его чувствовать единство и гармонию, любовь и радость, вдохновляли любить Бога и не бояться Его. Его персонажи скромны, возвышенны и «человечны». Сохранилось очень мало произведений Андрея Рублева, и самое известное из них – «Троица».

Фото © Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Фрески Андрея Рублева Спасский собор

Русская икона, окно в мир неземной

В Музей Древнерусского искусства, нет Андрея Рублева работ, но вы увидите много замечательных икон разных здесь стареет. Русская икона – это не просто портрет или картина для поклонения. С духовной точки зрения это окно в мир неземной , через которые верующий может соединиться с Богом, или святым, или важным духовным событием и получить от них какие-то духовные силы для преодоления внешних обстоятельств или внутренних печалей.

Фото © Кредиты Музея древнерусского искусства Андрея Рублева

Анри Матисс восхищался русскими иконами как произведениями

Первым художником, который восхищался русскими иконами как произведениями , был Анри Матисс . Он был впечатлен их одухотворенностью и глубокой философией, чистыми красками и безупречной композицией. Посещение Москвы в 1911 лет он проводил свои дни в монастырях, церквях и частных коллекциях. Он сказал, что иконы являются основным источником всех художественных начинаний, и современный художник должен черпать вдохновение в этих примитивах.

Фото © Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева
Это действительно великое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту. В этих иконах мистическим цветком раскрывается душа художника, их написавшего. И у них мы должны научиться понимать искусство. Такого богатства чистого цвета, такой непосредственности выражения я не видел нигде. Это лучшее наследие Москвы. Анри Матисс
Фото © Кредиты Музею древнерусского искусства Андрея Рублева

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева расположен в Спасо-Андрониковом монастыре — уникальное духовное и культурное место. Здесь можно увидеть старейшую московскую церковь , Спасский собор построенный во времена Андрея Рублева. Можно также послушать об энтузиастах, которые с трудом спасли его от разрушения в советское время и создали музей в 1947. Кроме того, здесь можно увидеть собрание икон, произведений декоративно-прикладного искусства, рукописных и старопечатных книг, фрагменты фресок, которые заставляют ощутить простоту и силу древнерусской культуры. Музей предлагает посетителям разнообразные общие и специализированные экскурсии.

Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева
Андроньевская площадь, 10, Москва, Россия, 105120

Мы рекомендуем бронировать проживание в Москве заранее, так как в определенные периоды места могут быть быстро заполнены. Если вы используете эту ссылку, вы платите ту же цену, а мы получаем небольшую комиссию — спасибо за вашу поддержку!

Я живу в Москве. Увлекаюсь путешествиями, историей, природой и архитектурой. Несколько лет работал гидом в Москве и других городах России. Я получаю вдохновение, посещая новые места, и мне нравится делиться им с другими.

Московские храмы | КНЭВА

  • Купола и кресты Богоматери Знамения ловят свет на закате. (фото: Майкл Дж. Л. Ла Чивита)
  • Раздача милостыни на Пасху в неоклассическом Богоявленском соборе. (фото: Ричард Лорд)
  • Золотые купола Благовещенского собора Кремля. (фото: Майкл Дж. Л. Ла Чивита)
  • Шатровая крыша собора Василия Блаженного — это буйство цветной черепицы и эмалированного кирпича. (фото: Michael J.L. La Civita)

Историю Москвы можно проследить по многочисленным церквям, которые до сих пор усеивают российскую столицу. Огонь, война, империя, торговля, теология, реформа и революция: все это можно проследить, прогуливаясь по извилистым улочкам города.

Впервые Москва упоминается в древних летописях русов (восточнославянских предков белорусского, русского и украинского народов) в XII веке. Это было малоизвестное пограничное село, стоявшее на крутом берегу притока великой реки Волги. Однако судьба этого захолустья изменилась после того, как на русские владения обрушилась беда.

В середине 13 века столица Руси Киев был разграблен и сожжен монголами. Две трети населения были убиты. Торговля с Константинополем и Западом была прервана, а светские деятели Руси казнены. На протяжении более 200 лет монголы взимали суровую дань с тех князей, которых считали верными Золотой Орде, и произвольно казнили виновных в честолюбии.

Православие пережило монгольский натиск и было единственной силой, которая сохранила память о Киевской Руси. Спасаясь от Киева, святые мужчины и женщины скитались по отдаленным лесам севера в поисках убежища. По мере роста репутации этих аскетов вокруг них процветали монашеские и светские поселения.

Тем временем Москва процветала. Его ловкие князья присоединяли земли, взимали дань за монгольского хана (оставляя себе здоровую долю) и заручались поддержкой православной церкви.

Признавая первенство Москвы, православный митрополит Владимирский перенес столицу своей власти в Москву в XIV веке. До реформ Петра Великого в 18 веке подъем России и православия был единым целым. Великие соборы Московского Кремля иллюстрируют этот союз церковной и светской власти.

Благовещенский собор XIV века с инкрустированным драгоценностями полом и великолепным иконостасом был местом королевских крещений и бракосочетаний.

В Успенском соборе XV века, построенном по проекту итальянца, хранились важнейшие реликвии царства: византийская икона Владимирской Божией Матери, образ Спаса Огненное Око и икона св. Георгий, насильственно переселенный Иваном Грозным из города-соперника Москвы, Новгорода.

Собор также был местом коронации царей; возвышенные события, которые терзали элементы византийской службы коронации императора и рукоположения епископов.

Собор Святого Михаила с его прекрасной отделкой в ​​стиле итальянского Возрождения защищал умерших монархов. Цветы украшают могилы нескольких мужчин, их подвиги помнят массы.

Несмотря на то, что соборы были завершены в разное время, они удивительно похожи в плане: рациональная конструкция греческого креста внутри квадрата, увенчанного барабанами и луковичными куполами. За исключением купола-луковицы, план похож на конструкцию византийских церквей.

Если соборы Кремля — это средневековая ода Москвы Западу, то собор Василия Блаженного — это отвержение города Западу.

Собор Василия Блаженного — уникальное русское творение: группа часовен, окружающих главное святилище и увенчанных шатровой крышей — элемент, заимствованный русскими архитекторами у деревянных церквей крайнего севера России.

Собор был построен Иваном Грозным, который приказал построить его в честь победы над татарами (потомками монголов) в середине 16 века. По легенде, Иван велел зодчим вырвать глаза — это гарантировало, что другого подобного не построят.

Неохотные контакты Москвы с Западом усиливались по мере объединения восточных славян. Отфильтрованные поляками и украинцами западные идеи стали проникать в царский двор, в церковное искусство и во вкусы шляхты.

Сооружения, подобные церкви свв. Петра и Павла, построенные купцами, иллюстрируют ассимиляцию западных мотивов и традиционных русских форм.

В 1652 году царь Алексей «благочестивый» поставил на патриарший престол западника. Никон, ревнитель противоречий, очистил русскую церковь от накопленных годами практик. Никон основывал свои литургические реформы на текстах, используемых в церкви Украины и грекоязычного мира.

Его влияние распространилось и на иконографию и церковную архитектуру: он приказал уничтожить все иконы, выдающие западное влияние, но презирал традиционные шатровые церкви и возводил трезвые византийские церкви.

Архитектура Никоновского собора Святых Апостолов в Кремле напоминает Успенский собор, только без луковичных глав.

Реформы Никона раскололи русскую церковь. Созданная Православная Церковь уже никогда не восстановит своего прежнего положения в русской жизни. С восшествием на престол Петра Великого и упразднением им патриаршества церковь станет простым ведомством государства.

Старообрядцы, протестовавшие против реформы «истинной» веры, унесли свою практику далеко на север и презирали устоявшуюся церковь как орудие дьявола.

Когда Петр Великий привел правительство в Петербург его «Окно на Запад» Москва потеряла свой двор. Российские императоры продолжали проводить свои коронации в Успенском соборе, а городские святыни оставались объектами паломничества. Но Москва больше не была политическим центром Российской империи.

Когда Наполеон вторгся в Россию в 1812 году, его великая армия двинулась к Москве если Санкт-Петербург был головой России, Москва была ее сердцем и душой. После того, как его войска разграбили древние церкви и оставили город в огне, российское правительство вложило миллионы рублей в восстановление и восстановление любимого города. Вскоре Москва, воздвигнутая на пепелище старой, станет превосходить прекрасный город на Неве, Санкт-Петербург.

Храм Христа Спасителя, чудовищный храм, построенный на обрыве Москвы-реки, воздвигнут в память о поражении Наполеона и возрождении русской идеи.

Громадное здание без архитектурной целостности было завершено только в начале нынешнего века.

В разгар гонений на православную церковь в 1930-е годы Сталин приказал взорвать памятник, чтобы освободить место для своего Дворца Советов. Его разрушение было зафиксировано на камеру для потомков.

Однако сталинские инженеры не смогли должным образом закрепить фундамент его помпезного дворца. Вместо этого диктатор остановился на самом большом в мире открытом бассейне с подогревом.

Положительным аспектом нынешнего возрождения русского национализма является стремление восстановить духовные сокровища Москвы.

По всей Москве, как и по всей России, храмы, превращенные в зернохранилища или водочные заводы, возвращены церкви. Московская патриархия, потрясенная количеством возвращенных церквей и потраченными средствами, обратилась за помощью к Западу.

Тем временем рядом с самой большой и уродливой гостиницей мира «Россия», построенной на фундаменте монастыря XVI века, реставраторы с любовью реставрируют Знаменский собор XVII века. Знак надежды на будущее русской церкви.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *