Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Север полюс: СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС • Большая российская энциклопедия

Стартовала высокоширотная воздушная экспедиция, организованная для переброски сотрудников станции «Северный полюс-1»

Проблемы хозяйственного освоения арктического берега нашей страны и Северного морского пути требовали надёжного прогнозирования метеорологической и ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. В середине 1930-х гг. стало ясно, что полярные станции, расположенные вблизи материка, не могут быть единственными источниками данных для такого прогноза. Начальник Главсевморпути академик О. Ю. Шмидт предложил создать в районе Северного полюса стационарную полярную станцию, которая провела бы в течение года широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований.

В феврале 1936 г. проект экспедиции к Северному полюсу был утверждён правительством СССР, и в течение года была проделана огромная подготовительная работа. Для переброски полярников была организована высокоширотная воздушная экспедиция «Север».

22 марта 1937 г. четыре самолёта АНТ-6 с членами экспедиции и грузом вылетели из Москвы по маршруту Москва — Нарьян-Мар — Новая Земля — остров Рудольфа — Северный полюс. Руководителем экспедиции был назначен О. Ю. Шмидт, начальником лётного отряда — М. В. Водопьянов, начальником дрейфующей станции «Северный полюс» — И. Д. Папанин, сотрудниками станции — опытные полярники-исследователи П. П. Ширшов, Е. К. Фёдоров, радист Э. Т. Кренкель.

Из-за сложных погодных условий до базы на острове Рудольфа экспедиция добралась почти через месяц. Старт на полюс предполагался при установлении благоприятной погоды.

Только 21 мая флагманский самолёт экспедиции смог подняться с острова Рудольфа и приземлиться в районе полюса. Однако следующие самолеты задержались, и вся экспедиция выгрузилась на лёд только 5 июня.

6 июня 1937 г. над Северным полюсом был поднят флаг СССР и официально учреждена самая первая в мире станция на полюсе — «СП-1». Полярникам предстояло в течение многих месяцев ледового дрейфа провести многочисленные эксперименты и исследования.

На станции «Северный полюс-1» был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории дал возможность получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на этой территории. Метеосводки со станции СП-1 не только давали краткосрочные прогнозы, но и позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. Впервые были получены надёжные экспериментальные данные о параметрах атмосферы и океана в центральных районах Арктики.

Станция «Северный полюс-1» открыла новую эпоху в исследовании Арктики, а данные её наблюдений вошли в золотой фонд науки.

 

Лит.: Маслов М. Первые на Северном полюсе. Мир Авиации. 1999. № 4; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.polarpost.ru/Library/N-166/main-n166pole.html.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Освоение Арктики: [цифровая коллекция];

Научная экспедиция под руководством И. Д. Папанина на Северный полюс, 1937 г.: [фрагменты кинохроники]. СПб., 2010.

В Арктике начала работу дрейфующая станция «Северный полюс — 41»

Российская дрейфующая станция «Северный полюс — 41» начала работу в Северном Ледовитом океане. 2 октября в точке с координатами 82°37’ с. ш. и 155°31’ в. д. был поднят флаг экспедиции, организованной специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Научные данные, которые будут передавать на Большую землю учёные, помогут следить за климатическими изменениями и обеспечивать безопасность Северного морского пути.

На ледовое поле площадью около 42 км2, к которому пришвартована платформа «Северный полюс», выгрузили научное оборудование и технику. Развёрнуты полевые лаборатории, на материк уже ушла первая метеорологическая сводка.

— Климат в Арктике продолжает активно трансформироваться. На текущий момент его отличительная черта — высокая изменчивость ледовых условий в морях Северного Ледовитого океана. Объём льда будет сокращаться за счёт уменьшения его толщины, но прогнозируемого ранее сезонного исчезновения ледяного покрова в Северном Ледовитом океане к 2050 году не произойдёт. На период с 2030 по 2050 год придётся фаза понижения температуры воздуха в ходе 70-летнего колебания, а ледовые условия в арктических морях будут схожи с современными.

Работа наших учёных на дрейфующей полярной станции позволит проверить эти прогнозы, получать и передавать информацию, анализ которой поможет отслеживать климатические изменения. Данные наблюдений непосредственно из Центральной Арктики в том числе будут использованы для обеспечения безопасной навигации по одной из самых перспективных мировых транспортных артерий — Северному морскому пути, — рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Общее предполагаемое направление дрейфа станции — через приполюсный район в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама платформа «Северный полюс» своим ходом вернётся в Мурманск.

«Северный полюс — 41» является продолжением отечественной программы полярных станций, которая стартовала в 1937 году легендарным дрейфом папанинцев. Тогда экспедиция «Северный полюс — 1» под руководством будущего почётного члена и председателя Московского филиала Географического общества СССР Ивана Папанина провела на ледяном поле девять месяцев.

В 2013 году программа была приостановлена из-за таяния арктических льдов. Специалисты ААНИИ проанализировали и обобщили уникальный опыт всех экспедиций и выбрали оптимальный вариант для долговременных работ в Арктике — ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс», которая станет для полярников и транспортом, и домом, и научно-исследовательским центром, и даже измерительным прибором — в её корпус вмонтированы датчики, помогающие отслеживать ледовую обстановку.

Судно, не имеющее аналогов в мире, построено на Адмиралтейских верфях. Основные тактико-технические характеристики ледостойкой платформы «Северный полюс»: длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10 390 т; мощность электроустановки — 4,2 тыс. кВт; скорость — не менее 10 узлов; прочность корпуса — Arc8; автономность по запасам топлива — около двух лет; срок службы — не менее 25 лет. Старт экспедиции «Северный полюс — 41» был дан 15 сентября 2022 года в Мурманске.

Тэги: 

арктика

Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт

Как добраться — Северный полюс

Здесь, на Северном полюсе, так много всего можно увидеть и сделать, что лучше спланировать заранее, чтобы максимально использовать свое волшебное время в нашем парке.

Проверьте наши часы работы

Наши летние и праздничные даты и часы различаются, поэтому обязательно ознакомьтесь с нашей страницей «Планируйте свой день», чтобы получить максимальную отдачу от вашего визита.

Многослойная одежда

Пожалуйста, одевайтесь многослойно и будьте готовы к любой погоде. У нас часто бывают ливни летом и снег осенью.

Выберите сезон

Летом 2022 года вход на Северный полюс будет бесплатным! Это включает в себя доступ в Деревню Санты, чтобы прогуляться и просмотреть наши магазины или перекусить. Летом и осенью приобретайте браслеты у наших ворот. Стоимость браслета Ride составляет 30 долларов США. Онлайн-бронирование будет доступно за неделю, чтобы избежать отмены из-за погодных условий. Бронирование пока недоступно.

К сожалению, нос Рудольфа мешает сигналу, поэтому Wi-Fi в парке недоступен  

Билеты недоступны онлайн осенью и летом.

Пожалуйста, приобретите билеты в день посещения у наших ворот. Бронирование требуется в праздничные месяцы (ноябрь и декабрь) и может быть приобретено за одну неделю. Более подробная информация будет доступна в октябре, когда мы начнем публиковать наши бронирования по еженедельному графику.

Санта и его эльфы делают все возможное, чтобы защитить парк. Маски настоятельно рекомендуются, и во всех зонах парка ожидается социальное дистанцирование. Дополнительная информация будет поступать по мере того, как мы оцениваем изменение правил на уровне округа ближе ко дню открытия.

Летом вход в парк бесплатный. Поездки требуют покупки браслета.

 2 и моложе проходят бесплатно, но для поездки требуется сопровождающий взрослый с браслетом.

Как только наступит сезон отпусков — 1 ноября — мы перейдем на общий вход на человека для всех в возрасте 3+. Потребуется онлайн-бронирование.

К сожалению, нос Рудольфа мешает сигналу, поэтому Wi-Fi в парке недоступен  

Билеты недоступны онлайн осенью и летом. Пожалуйста, приобретите билеты в день посещения у наших ворот. Бронирование требуется в пиковые дни в праздничные месяцы (ноябрь и декабрь) и может быть приобретено за одну неделю. Более подробная информация будет доступна в октябре, когда мы начнем публиковать наши бронирования по еженедельному графику.

Летом вход в парк бесплатный. Поездки требуют покупки браслета.

 2 и моложе проходят бесплатно, но для поездки требуется сопровождающий взрослый с браслетом.

Как только наступит сезон отпусков — 1 ноября — мы перейдем на общий вход на человека для всех в возрасте 3+. Потребуется онлайн-бронирование.

Пиковые дни: Выходные и праздничные недели

Непиковые дни: Понедельник, четверг и пятница (кроме праздничных дней)

Пять фактов о Северном полюсе, которых вы не знали

На этих двух изображениях, сделанных NOAA-20 и Suomi NPP, видно, как молодой лед движется горизонтально в Чукотском море, расположенном к северо-западу от Аляски. Этот снимок был сделан 18 декабря 2018 года с помощью спутникового прибора VIIRS, что особенно полезно, поскольку в настоящее время в регионе наблюдается полярная ночь. (Jorel Torres/CIRA)

На этом снимке показан лед в море Бофорта к северу от Аляски. (Источник: Элизабет Калверт, Экспедиция «Скрытый океан 2005 г.»: Управление океанических исследований NOAA)

В отличие от Антарктиды, на Северном полюсе нет земли. Вместо этого весь лед плавает поверх Северного Ледовитого океана. За последние четыре десятилетия ученые наблюдали резкое сокращение как количества, так и толщины арктического морского льда в летние и зимние месяцы.

Используя передовой технологический микроволновый эхолот (ATMS) на борту NOAA-20 и АЭС Суоми, исследователи могут отслеживать протяженность морского льда в течение всего года даже при облачном небе, объяснил Митч Голдберг, ученый программы JPSS. Кроме того, Голдберг сказал, что NOAA использует данные микроволнового устройства формирования изображений на борту спутника Японского космического агентства по наблюдению за глобальными изменениями — климат (GCOM-C).

Каждый год данные с этих спутников помогают ледовым аналитикам оценивать общую протяженность морского льда, а также различать однолетний и многолетний лед. Многолетний лед толще и пережил хотя бы один сезон таяния, тогда как однолетний лед намного тоньше. Арктический морской лед обычно достигает своего минимума примерно в середине сентября каждого года. В 2018 году Национальный центр данных по снегу и льду отметил, что количество многолетнего льда, оставшегося этим летом, было шестым по величине за всю историю наблюдений.

Когда спутники Suomi NPP и NOAA-20 пролетают над Арктикой, они собирают ценную информацию об океане и атмосфере.

Отслеживая облака с помощью 15-го канала комплекта радиометров видимого инфракрасного изображения (VIRS) на борту каждого спутника, исследователи могут видеть, как движутся облака, что помогает оценить скорость и направление ветра. «Эти данные вводятся в численные модели прогнозирования погоды, чтобы помочь лучше прогнозировать погоду, особенно на срок от 3 до 7 дней», — пояснил Голдберг.

Прогнозисты лучше понимают, с какой скоростью будет перемещаться погодная система.

«Таким образом, если из Канады приходит полярный вихрь или холодная волна, наши спутники помогают лучше их предсказывать», — добавил он.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *