Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Северного кавказа: История Северного Кавказа

Содержание

История Северного Кавказа

Кавказ одно из мест, где обитал когда-то древнейший человек. Это подтверждают находки примитивного каменного орудия: отщепы и режущие кремневые пластины.

Приблизительно с IV века до н.э. появляются из меди и ее сплавов металлические изделия. В III – начале II века до н.э. уже использовали предметы из меди и бронзы. Развито земледелие.

Во II веке до н.э. значительное похолодание привело к исчезновению этнокультурного развития. Позже эти места заселили народы, больше занимающиеся скотоводством, а не земледелием.

В VIII веке до н.э. территория Северного Кавказа стала домом для скифов-кочевников. На протяжении многих веков на этой земле скифы, затем сменившие их сарматы, пасли свой скот, в степях хоронили своих соплеменников, свидетельством этому служат многочисленные курганы. В них часто находят замечательные произведения искусства, богатой духовной культуры древних народов. К V веку скифы  оставили северокавказские степи и переместились в Северное Причерноморье.

 

С эпохой средневековья связывают такие события истории как Великое переселение народов и гибель западной Римской империи в IV-V веках до н.э. На территории Северного Кавказа успешно развивается культура и хозяйство. Племена алан в этот период часто вовлекались в военный союз с готами и гуннами, вместе с ними движущихся по Европе, Северной Африки, сопутствуя вандалам и участвовавших в одном из разгромов Рима. Аланы просуществовали на Северном Кавказе до XIII века.

Во второй половине I века здесь появляются и тюрко-язычные народы: булгары, хазары, печенеги.

Мы приглашаем Вас лично окунуться в историю и традиции северного Кавказа совершив увлекательный тур на Кавказ с нашей компанией.

Аланское общество, как и общество кочевников-тюрков, расслаивалось по социальному признаку, складывалось сначала примитивное, затем более совершенные государственные образования. Более всего на культурное развитие местного населения Северного Кавказа повлиял аланский этнос.

Могущество алан в IV веке затмило появление новых орд кочевников, тюркского и монгольского происхождения во главе с гуннами. Гунны разгромили алан и готов, население было вытеснено в предгорные и горные районы Кавказа, часть вместе с завоевателями ушла в Западную Европу.

Во второй половине VII века происходят резкие изменения в жизни оседлых и кочевых местных народов, в связи с появлением Хазарского каганата, который просуществовал почти 300 лет. Ему подчинились гуннские кочевые союзы и даже номинально аланы.

Арабские завоевания Кавказа начинаются с середины VII века мусульманским арабским халифатом. Они проводят агрессивную политику мирового завоевания. Подчинив в VII веке Закавказья, устремляются на Северный Кавказ, где неожиданно сталкиваются с сильным соперником, молодым хазарским государством. Это не позволило им покорить Северный Кавказ. Конечно, победа такая могла лишь в союзе с другими народами, в частности с аланами. Эта угроза заставила хазар строить укрепления в горах, и обратились за помощью, видимо, к аланам, которые хорошо знали каменное дело.

После крушения арабской династии омейядов, арабские завоевания прекратились и вплоть до IX века хазары оставались господствующей силой на юге Восточной Европы и Кавказе.

Язычникам-хазарам навязывалась религия и со стороны Халифата и со стороны Византии, которые, не принимая ни мусульманства, ни христианства, предпочитали иудаизм.

К середине IX века к северо-западу от Хазарии складывается сильное русское государство. Дни ее были сочтены, ранее порабощенные славянские племена, объединены были в сильное государство.

Святослав, киевский князь, в 965 году совершив поход на Волгу, разгромил булгар и разрушил хазарскую столицу Итиль. Пройдя вдоль Каспия в кавказскую часть Хазарии, опустошил город Семендер, столкнувшись при этом с аланами и касогами (адыгами), поднялся по Дону к Саркелу, который также разрушил. Государство Хазария было разрушено навсегда, хотя как этнос, хазары сохранились. Одной из причин крушения Хазарии стало усиление Кавказской Алании. Где-то вблизи Кавказских гор жили и половцы, пришедшие из-за Каспия

История X-XIV веков для Кавказа были наполнены многими важными событиями, в которые вовлекались все обитавшие здесь племена и народы. Различные процессы этого периода тесно связаны с развитием средневековых цивилизаций, которые складывались в большей степени на основе христианской религии и культуры.

С историей Кавказа и с развитием средневековых цивилизаций интересно будет ознакомится и на школьном туре по Кавказу.

Кризисным периодом стал XIII век, ознаменовавшийся нашествием монголо-татар. Северный Кавказ стал частью Золотой Орды, получивший здесь название Улус Джучи. Это изменило многое в процессе развития Северного Кавказа. Со второй половины XIII века население включается в культурную и социально-экономическую жизнь народов, входивших в состав Золотой Орды.

Рядом с современным городом Буденновском, строится крупный центр ремесла и торговли, город Маджар, имевший связи со всеми европейскими и большинством азиатских городов Золотой Орды.

15 апреля 1395 г произошла битва, определившая дальнейшее развитие этого региона – битва между армиями Тимура и Тохтамыша, последний потерпел поражение. Алания получила последний сокрушительный удар, и ее имя постепенно исчезает с исторической арены.

Сложный вопрос и историческая проблема: когда начинается история славян на Кавказе? Славянская история на Кавказе уходит своими корнями в седую глубь времен. Из «Повести временных лет», древнейшей русской летописи, написанной в конце XI – начале XII веков мы узнаем об истории Тмутараканского княжества. Сильное, могущественное, но отдалённое от основных русских земель огромной степью. Ясно, что уже в IV-VII веках славяне-русы проникали в Крым, Северное Причерноморье и Приазовье. По мнению многих ученых военные походы руссов проводились именно из Тмутаракани.

Проживающие в горах народы, были соседями степняков. Предки адыгских народов занимали всю береговую полосу Черного моря и район Северо-Западного Кавказа, которые на рубеже XII-XIV веков массово передвигались на восток, территория современной Черкесии и Пятигорья. Разводили скот, и скотоводство у них было отгонным, занимались охотой, развивались различные ремесла. Также занимались земледелием, выращивая просо, ячмень и рожь. Широко пользовались в быту глиняной посудой.

Монголо-татары недолго владели этой территорией и вскоре покинули ее. На эти освободившиеся земли и пришли адыги.

Одним из народов горной части являются карачаевцы, носители кобанской культуры. В IV веке с потомками кобанцев смешались аланы, та их часть, которая покинула степи Предкавказья. В формировании их приняли участие и тюрко-язычные булгары, тогда-то и началась языковая тюркизация местного населения. Основным занятием было скотоводство. Земледелие было в почете, хотя земли для этих целей практически не было, в основном выращивали ячмень.

В XVI веке усиливаются нападения со стороны Османской империи и Крымского ханства на народы Северного Кавказа. Первым народом, принявшим на себя удар, были адыгские племена. Прекратить агрессию своими силами не удалось, и они были вынуждены искать поддержку за пределами Кавказа.

В ноябре 1552 г в Москву прибыло первое посольство от адыгских народов.

Иван Грозный посылает своего посла Щепотьева в Кабарду, и после его возвращения (с ним прибыло большое посольство из представителей различных адыгских обществ) в 1555 г русский царь Иван Грозный пожаловал постов « великим своим жалованием» и объявил им, что они приняты в вечное подданство России со своей пятигорской землей. Иван IV оказал им помощь в борьбе против крымцев и турок. Большая часть адыгских князей поддерживали этот союз, а князья и старшины западно-адыгских племен выступали за союз с Османской империей.

К XVI веку на окраинах Русского государства уже существовали общины «вольных казаков» — казаков.

Укрепление позиций России на Кавказе происходило и благодаря ослаблению соперников – Ирана, Турции и ее вассала Крымского ханства. России присягнула часть владетелей Дагестана, некоторых обществ осетин и ингушей. Расширилось строительство русских крепостей.

После войны с Турцией 1768-1774 гг., которую Турция проиграла, был заключен Кючук-Кайнарджирский договор, по которому Центральное Предкавказье официально вошло в состав российской империи.

Началось строительство крепостей и постов между крепостью Моздок и городом Азовом, получившей имя Азово-Моздокской или Кавказской. При устроенных крепостях были основаны казачьи станицы, куда переселены были казаки с Хопра и Волги.

Освоение степного Предкавказья представителями славянского населения привело к кардинальным переменам: за сравнительно не большой период крестьяне и казаки распахали бескрайние степи, основали много хуторов и сел, вывели местные особые сорта пшеницы и породы скота (местное население земледелием до этого занималось мало). Эта же причина ограничивала местных жителей в возможности кочевания (невозможность заниматься кочевым скотоводством) и вынуждала их переходить к оседлости и осваиванию земледелия.

С первых шагов освоения русскими степного Предкавказья казаки и крестьяне вступали в различные связи с местным населением: торговали, арендовали друг у друга землю, перенимали хозяйственные навыки.

К концу XIX века, в пореформенный период, на Северном Кавказе произошли важные перемены. Это было итогом реформ 60-70-х гг., и окончание Кавказской войны, что привело к развитию капитализма.

Медицинский вестник Северного Кавказа :: Научно-практический журнал

Медицинский вестник
Северного Кавказа

Научно-практический журнал

Зарегистрирован в Федеральной службе
по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия
ПИ №ФС77-26521 от 7 декабря 2006 года
ISSN 2073-8137

русский

english

Поиск по сайту




Адрес редакции
355017, Ставрополь, улица Мира, 310.

Телефоны
(8652) 35-25-11, 35-32-29.

E-mail
[email protected]

Журнал включён в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора наук (решение Президиума ВАК Минобрнауки РФ №6/6, февраль 2010).

Журнал включён в Реферативный журнал и Базы данных ВИНИТИ РАН и зарегистрирован в Научной электронной библиотеке в базе данных Российского индекса научного цитирования на основании сублицензионного договора № 07-04/09-14 от 25 марта 2009 года.

Журнал индексируется: БД SCOPUS, Ulrich’s International Periodicals Directory.

EBSCO

2022

  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2021

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1
  • Номер 1

2020

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2019

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1
  • Номер 1

2018

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2017

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2016

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2015

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2014

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2013

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2012

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2011

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2010

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2009

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2008

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2007

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1

2006

  • Номер 4
  • Номер 3
  • Номер 2
  • Номер 1


Учредители:
Ставропольская государственная медицинская академия
Государственный научно-исследовательский институт курортологии
Пятигорская государственная фармацевтическая академия

Северный Кавказ в украинской войне: только кладбища в тылу

ЗАРИНА САУТЬЕВА

За нелояльность народа к Москве Северному Кавказу пришлось расплачиваться тремя поколениями молодых мусульман. Теперь в степях и городах Украины гибнут сыновья, племянники и братья тех, кто погиб в горных лесах и сирийских пустынях. Они умирают за путинский режим, который десятилетиями убивает и сажает в тюрьмы членов их семей и единоверцев-мусульман.

На Кавказе общины всегда стараются хоронить умерших дома. Тела привозят со всего мира и хоронят на местном кладбище, недавно убитых хоронят рядом с дедами и прадедами. С разных войн, где они погибли, сражаясь за противоположные интересы, в одни и те же могилы привозят отцов, сыновей и братьев.

Чеченский лидер Рамзан Кадыров занимает видное место в ходе российского вторжения в Украину. Чиновники из Дагестана и Ингушетии публично поддерживают военную операцию Путина, тогда как солдаты из северокавказских республик непропорционально широко представлены среди живых и погибших комбатантов. Значит ли это, что эти общества поддерживают войну, развязанную Российской Федерацией?

Нет, это не так. За долгие годы репрессий кавказцы, особенно проживающие в Ингушетии, Дагестане и Чечне, научились разделять частную и общественную сферы. Вы можете быть открытыми и искренними наедине, но вы должны быть явно лояльны к властям на публике.

Взятка за билет в ад

На Северном Кавказе военная служба является средством продвижения по социальной лестнице. Молодой человек, отслуживший в армии, может устроиться на работу в полицию или Росгвардию. Даже вооруженное подполье Кавказского эмирата предпочитало вербовать мусульман, прошедших военную подготовку. Каждая призывная кампания обычно полностью заполняется, поскольку власти намеренно ограничивают количество доступных мест. Поэтому молодежь с Северного Кавказа подкупает местных военных комиссаров или уезжает в другие регионы для призыва. Должности в полиции, Росгвардии или региональных воинских частях российской армии обычно покупаются за 5–10 000 долларов.

В Чечне служба в подразделениях Росгвардии, подконтрольных Рамзану Кадырову, в последние годы стала одной из последних оставшихся возможностей обеспечить относительную безопасность и средства к существованию для своей семьи.

С начала 2000-х до первой половины 2010-х среди молодых людей популярным направлением было вступление в вооруженные подпольные группировки и обучение в международных исламских университетах Сирии, Саудовской Аравии, Египта или Иордании. Для десятков тысяч молодых людей с Северного Кавказа это означало смерть, тюремное заключение или эмиграцию. После разгрома ИГИЛ в регионе стали популярны единоборства. Всемирную известность региональной школе вольной борьбы принес чемпион ММА Хабиб Нурмагомедов. Следуя своим образцам для подражания, большинство молодых мусульман считали мейнстримом проявление лояльности к Духовному управлению мусульман Российской Федерации и властям. Не все из десятков тысяч кавказцев, участвовавших в борцовских поединках, добились больших успехов. Большинство из них продолжили службу призывниками или солдатами по контракту. В феврале, марте и апреле 2022 года эта вынужденная лояльность режиму, которая помогла создать возможности для социально-экономической карьерной мобильности, стала смертельной ловушкой, давшей билет в войну России против Украины.

Похороны: молчаливый протест

На Северном Кавказе принято, чтобы на похороны приезжало большое количество родственников, друзей и соседей. Наряду со свадьбой похороны служат традиционным общественным форумом, заменяя встречи, митинги и средства массовой информации. Кроме того, похоронный обряд вызывает солидарность и уважение к умершему и его семье. Однако сейчас, когда в Ингушетии хоронят погибших на Украине, можно услышать шепот, что только обычай заставляет приходить и молиться за солдата, погибшего на этой несправедливой войне. Люди высказываются в частных беседах в социальных сетях и в закрытых чатах. Там могут сказать «Запрещено молиться за погибших на запретной войне» или даже «Мы не чувствуем никакой жалости, пусть тот, кто пошел туда добровольно, не вернется домой живым».

В Чечне, где погибло больше солдат, родственники знают, что члены их семей лежат в моргах в Беларуси, Крыму или Ростове-на-Дону, и что власти организуют репатриацию тел небольшими группами, чтобы скрыть масштаб расправы. Кадыровцы запрещают передавать информацию о войне семьям этих солдат из Чеченской Республики. Все понимают, что происходит, но официальной информации нет.

В начале апреля в Чечню была возвращена очередная группа тел для захоронения, и во время одной из похоронных процессий некоторые женщины начали кричать и плакать: «Почему там умирают наши дети?» К ним быстро подошли кадыровцы и заставили замолчать.

Сейчас в Чечне «особые люди» ходят на похороны всех погибших на Украине, сидят в кругу с другими мужчинами и женщинами и слушают, что они говорят. Все знают, кто эти люди, и обмениваются взглядами и понимающими кивками. Люди остаются тихими.

Не наша война?

Что на самом деле думают кавказцы о войне, можно узнать из домашних разговоров, наблюдения за родственниками и соседями на похоронах, заходя в Telegram-каналы и просматривая видео, размещенные эмигрантами на YouTube.

Здесь диапазон мнений варьируется от мнения некоторых религиозных и общественных деятелей о том, что «это не наша война», до призывов взяться за оружие на войне. На украинской стороне.

Разочарование и недовольство растут. Три региона — Чечня, Ингушетия и Дагестан — больше всего пострадали во всех постсоветских конфликтах. В отличие от западных районов Северного Кавказа, в этих регионах практически отсутствует русское население. Подавляющее большинство жителей исповедуют ислам. Спонсируемый государством террор на протяжении многих лет раскачивал активистов и религиозных диссидентов посредством внесудебных казней, бесконечных контртеррористических операций, незаконных преследований «неправильных» мусульман и массовых задержаний тех, кто ходит в мечеть.

Вот почему люди никогда не забывали Кавказскую войну, войну имперской России, которая продолжалась большую часть девятнадцатого века и привела к аннексии частей Северного Кавказа. Портреты имама Шамиля (1797–1871), лидера кавказского сопротивления Российской империи, можно найти в каждом дагестанском доме.

Военные преступления российской армии на Украине напоминают события той далекой кровопролитной войны, когда солдаты империи сжигали целые села, и двух прошлых чеченских войн. Мариуполь напоминает Грозный, который бомбили с воздуха, в результате чего погибли десятки тысяч мирных жителей. Судьба Бучи сравнима с судьбой сел Самашки и Новые Алды, где русские солдаты убили сотни мирных жителей и никто за это так и не был наказан. В Дагестане отрывки из 9 произведений Льва Толстого.0047 Хаджи Мурат стали популярными. Основанная на теме сопротивления, эта историческая новелла, действие которой происходит в Кавказских горах в середине девятнадцатого века, изображает разрушение деревень русскими и разрушенные мечети и колодцы — так же, как в Буче.

Молчаливое сопротивление назревает. Кое-кто в регионе говорит, что украинцы будут помнить тех, кто не пошел с ними воевать.

Пока региональные лидеры вроде Кадырова соревнуются друг с другом в проявлениях лояльности московскому режиму, народы Северного Кавказа напряженно ждут возможного краха этого самого режима.

Представители этих этносов и религиозных общин обсуждают, что делать и как жить после краха империи, столь же ожидаемого, сколь и пугающего. Люди предвидят возможные конфликты, просчитывают собственные ресурсы и ресурсы своих противников. Местные милиционеры в Ингушетии и Чечне проводят учет зарегистрированного оружия и автомобилей, принадлежащих каждой семье. Все готовятся к грядущим событиям.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не отражают точку зрения Института Кеннана.

Новости Северного Кавказа

Ссылки специальных возможностей

  • Перейти к основному содержанию
  • Перейти к основной навигации
  • Перейти к поиску

Регионы

Предыдущий Следующий

Последние новости

    Последние новости с Северного Кавказа

    • Внештатный корреспондент РСЕ/РС приговорен к пяти суткам тюрьмы в Дагестане, заявил адвокат

    • Экс-член Совфеда РФ Рауф Арашуков признан виновным в организации двух убийств

    • S. Sanctions Target Russian Financial Officials, Chechen Leader’s Wives, Daughters»> Новые санкции США направлены против российских финансовых чиновников, жен и дочерей чеченского лидера

    • Российская Чечня готовится к «осенней мобилизации», поскольку Москва сталкивается с серьезной неудачей в войне на Украине

    • Украина продолжает контрнаступление, поскольку российскому вторжению исполняется 200 лет

    • Чеченский лидер Кадыров отказался от комментариев об уходе в отставку

    Другие новости

    В фокусе

    • Присоединяйся, беги или сопротивляйся: Россия оказалась на грани из-за хаотичного приказа Путина о мобилизации

    Дополнительные функции и блоги

    О Северокавказской службе РСЕ/РС

    Северокавказская служба РСЕ/РС – одно из немногих независимых средств массовой информации, освещающих этот преимущественно мусульманский регион, один из самых репрессивных и произвольных в Российской Федерации.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *