Египет
Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами и росписями, изображающими победоносные походы, охоты и пейзажи. Росписи, особенно не связанные с царскими погребениями, полны бытовых эпизодов, наблюдений над природой. Рельеф из Мемфиса «Плакальщики» (14 в. до н. э.) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.
Фивы долгое время оставались главным городом Древнего Египта, однако был кратковременный период, когда резиденция египетских фараонов была перенесена в другой, специально построенный для этой цели город Ахетатон (современная Тель-эль-Амарна). Это произошло при фараоне Аменхотепе IV (1419-1400 гг. до н.э.), который порвал отношения с фиванским жречеством, заменил общегосударственный культ бога Амона на культ бога Атона и переименовал себя из Аменхотепа в Эхнатона (т. е. «Угодного Атону»). Атон был также богом солнца, однако в отличие от более древних, пронизанных мистицизмом солнечных культов, он отождествлялся египтянами с животворным светилом, благодаря которому произрастают растения, существуют животные и люди, Такая трактовка солнечного культа была более понятна широким слоям населения Египта, на которые и опирался в своих политических и религиозных реформах Эхнатон.
Место для строительства города Ахетатона (т. е. «Горизонта Атона») было выбрано на половине пути между древней столицей Мемфисом и Фивами, на правом берегу Нила. Так же, как и эти столицы, Ахетатон располагался вдоль реки и имел большую протяженность Основные дворцовые и храмовые комплексы связывала главная дорога, проходившая параллельно реке и почти на всем своем протяжении засаженная пальмовыми деревьями. Смена прямолинейной аллеи, окаймленной ритмическими рядами сфинксов, озелененной дорогой уже сама по себе представляла большое новшество. Помимо этой дороги, которая получила название Царской или улицы Великого жреца, в центральной части Ахетатона имелись и другие улицы, часть из которых повторяла направление главной, а другие пересекали город и направлялись к реке.
Все эти сведения стали известны благодаря археологическим раскопкам, которые начали планомерно проводиться с конца XIX в. и продолжаются до настоящего времени. Большую роль в воссоздании облика Ахетатона сыграли английские ученые У. Флиндерс Петри и Л. Вулли.
В новой столице было построено три дворца: северный, центральный и южный. Северный дворец фараона носил характер загородной усадьбы, он занимал прямоугольный участок земли размером 112 х 142м. Все помещения этого дворца группировались вокруг внутреннего двора и водного бассейна. Многочисленные залы свидетельствовали о том, что этот дворец был предназначен для царских пиров и развлечений.
По мнению некоторых археологов, он принадлежал царице Нефертити.
Центральный дворец располагался рядом с главным святилищем Атона. Этот дворец занимал территорию 300 х 700 м, расположенную вдоль реки, которую пересекала главная дорога города. В приречной части дворца располагались приемные залы, в восточной — жилые покои царя. Обе части дворца соединялись мостом, проходившим над главной улицей. Археологи обнаружили остатки росписи, которой были покрыты стены, полы и потолки некоторых дворцовых помещений. Эти росписи в основном изображали растительный и животный мир Египта и отличались высоким художественным мастерством.
Южный дворец в Ахетатоне представлял собой два обнесенных стеной участка, в центре которых располагались водоемы. Главный водоем имел размер 60 х 120 м. Назначение этих водоемов пока неизвестно, хотя расположенные рядом храмовые здания заставляют предположить, что они имели культовое значение.
Главный храм Ахетатона находился в центре города. Он располагался перпендикулярно реке и занимал обширную прямоугольную территорию размером 800 х 300 м. Как и все египетские храмы, храм Атона представлял собою чередование пилонов, открытых дворов и колонных зальных пространств. В отличие, от фиванских храмов храм в Ахетатоне был построен из кирпича с каменной облицовкой. Что и послужило причиной его плохой сохранности.
Большой интерес представляла жилая застройка новой столицы. Насколько позволяют судить археологические находки, жилые кварталы составляли дома различных слоев населения. Наиболее зажиточные жители Ахетатона занимали обширные участки, на которых располагались службы, конюшни, помещения для рабов и слуг, склады зерна и продовольствия. Кроме того, как правило, имелись сад и небольшое святилище. Дом располагался в центре участка и его помещения группировались вокруг главной парадной комнаты.
Дома возводились из сырцового-кирпича, колонны и перекрытия из дерева, камень употреблялся в ограниченном количестве. Большая часть домов была побелена.
Вперемешку с домами богачей располагались жилые дома ремесленников, которых, учитывая огромный объем строительных и отделочных работ и многочисленное население города, было много в Ахетатоне. Среди этих домов археологи обнаружили мастерскую скульптора, в которой были найдены скульптурные изображения Эхнатона и его жены красавицы Нефертити. Многочисленные глинобитные хижины бедняков ютились рядом с жилыми домами ремесленников.
Особое место в жилой архитектуре Ахетатона занимал так называемый Восточный квартал рабов. Это был окруженный стеной, квадратный в плане поселок, в котором размещались дома строительных рабочих, возводивших новую столицу. Учитывая короткие сроки ее строительства, можно предположить, что таких поселков на периферии города должно было быть несколько, но дошли до нас следы только одного из них. Размеры Восточного квартала рабов были небольшими (69 х 69 м) и равнялись по площади участку жилого дома зажиточного египтянина. По своей планировке Восточный квартал рабов напоминал аналогичный квартал в Кахуне.
Последний расцвет градостроительной деятельности в Египте относился к периоду правления фараонов Рамзеса II и Рамзеса III, когда страна в результате многочисленных воeнныx походов еще удерживала свои владения в Сирии. В дальнейшем ухудшение жизни широких слоев египетского населения и прежде всего, крестьян, разорительные войны, пожертвования на строительство дворцов и храмов привели к политическому, экономическому и военному ослаблению Египта. В период ливийско-саисской династии и господства персов (XI-IV вв. до н.э.) градостроительная деятельность в Египте пошла на убыль.
Подводя итоги исчислявшемуся тысячелетиями существованию Древнего Египта, следует отметить постоянство и стойкость градостроительных традиций, объяснявшихся природными и историческими условиями развития этой страны. Совершенствование на протяжении многих веков одних и тех же архитектурных типов, будь то пирамиды, храмовые ансамбли или целые города, приводило к тому, что в определенные периоды египетские зодчие создавали подлинные шедевры, которые вплоть до настоящего времени могут служить непревзойденными образцами мировой архитектуры.
Пирамиды, обелиски, пилоны, сфинксы, контуры которых как бы вписывались в радиусы солнечных лучей, свидетельствовали о глубокой взаимосвязи архитектурных образов с философско-религиозными представлениями и научными наблюдениями древних египтян, тогда как выраставшие как бы из земли колонны с капителями в виде распустившихся цветов лотоса или соцветий папируса говорили о глубоком понимании и художественной интерпретации окружающей природной действительности. Что же касается типологии древнеегипетских городов, то здесь наблюдалось постепенное развитие городов различного типа. Если первоначально городские поселения имели преимущественно округлую форму в плане, то в дальнейшем появились города крепости не только круглые, но и прямоуготьные в плане. Появились тяк-же города для размеще-ния строительных рабочих и рабов, построенные по регулярным планам, а также города-вятилища, имевши свои закономерности архитектурно-пространственного развития.
Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы. Столичные города, состоявшие обычно из собственно города и обширного некрополя, представляли сложный конгломерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала социальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества.
Особенностью столичных городов были их огромные размеры, которые позволяют говорить о том, что для градостроительного мышления древних зодчих свойственны были географические масштабы. А если добавить к этому ориентацию храмовых комплексов на отдельные небесные светила и созвездия, то можно без преувеличения сказать, что в представлении древних египтян столичные и храмовые города были своеобразной земной проекцией известного им космического мироздания. Все это говорит о том, что из всех древних городских культур египетская культура была наиболее самобытной и богатой в художественном отношение, что подтверждается её сильным влииянием на дальнейшее развитие градостроительства как европейских, так и азиатских стран.
Древний Египет – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД
Древний Египет образовался в долине реки Нил, которая расположена на северо-востоке Африки. Нил имеет длину в 6671 км и впадает в Средиземное море. Еще Египет называли «черной землей», так как долина была покрыта черным илом. Одновременно на западе Египта жили Ливийские племена.
Жизнь в Египте полностью была связана с Нилом. Для крестьян разлив реки имел большое значение. Разлив продолжался с июля по ноябрь. Крестьяне занимались земледелием и хозяйством. Древний Египет делился на две части: 1. Северный Египет (нижнее течение Нила). 2. Южный Египет (верхнее течение Нила). В 4 тыс. до н. э. появились первые малые государства, их называли Номами. В начале их было около 40, но в результате войны осталось два – Южное и Северное государство. Царь Южного государства носил белую корону, а царь северного – красную.
Около 3000 г. до н. э. Южное государство захватило Северную, в результате чего образовалось единое централизованное государство. Правителей объединенного царства называли фараонами. Первой столицей был город Мемфис (белая стена), с XXVIII в. до XXIII вв. до н. э., после чего столицей Египта был город Фивы с XXII по XX вв. до н. э. В 2000 г. до н. э. в Египте существовал рабовладельческий строй. Социальная структура древнего Египта была следующая: самый высокий титул – фараон (правитель Египта), администраторы (принимали участие во всех государственных делах), вельможи (занимались государственными делами, делились на две группы высокого и низкого ранга), жрецы (служители богов), воины, земледельцы и ремесленники (ткачи, медики, плотники, кочевники, кораблестроители, гончары и др.), самая низкая группа – рабы.
Большую часть армии составляли пешие воины, а привилегированная часть воевала на двухколесных колесницах. Они были вооружены копьями, луком и дротиками. Воины были в бронзовых доспехах. Фараоны совершали завоевательные походы, в результате чего были завоеваны Малая Азия, земли Сирии и Палестины. Во время правления фараона Тутмоса ІІІ (1525–1473 гг. до н. э.) Египту платили дань Вавилон, Ассирия, Хеттское государство.
Первая письменность появилась в 4-3 тыс. до н. э. Рисуночную письменность называли иероглифами. Была алфавитная система, которая состояла из 24 знаков. Для письма использовали папирус. Французский ученый Жан Франсу Шампольон первым расшифровал иероглифы.
Символом Египта являются пирамиды. Самая высокая пирамида – Хеопс. Она была построена примерно в 2600 г. до н. э. Высота строения составляет 150 м. Геродот сделал записи о строительстве пирамид. В древнем Египте было очень много богов, которым они поклонялись. Самый главный и известный – бог солнца Амон Ра. Считали, что он является богом богов, а фараон – его сын. Жрецы, которые служили в храмах, преумножали свои богатства и начали бороться за власть в Египте с фараонами. Аменхотеп IV (1372–1354 гг. до н. э.) боролся против зависимости от жрецов. Один из самых знаменитых фараонов Египта – Тутанхамон. Его гробница в «Долине царей» была нетронута и полностью сохранилась. В 1922 году гробницу Тутанхамона открыл археолог Т. Картер. Египтяне использовали водяные и солнечные часы, их календарь составлял 12 месяцев и 365 дней. Они изучали арифметику, геометрию, астрономия и медицину. Врачи специализировались в разных областях и проводили операции с помощью инструментов, сделанных из бронзы.
Египет Двойная Корона и Троецарствие
Основные темы |
Краткая история Древнего Египта
Древние египтяне были талантливыми, умными людьми. Они выращивали ячмень, хранили его в силосах и пекли из зерна хлеб. Они плели корзины из папируса, тростника, который буйно рос вдоль берега реки. Они умели шить, готовить и печь. Они были опытными моряками и корабелами. Они строили лодки, чтобы ловить рыбу и добираться до отдаленных рынков для торговли. Они пасли крупный рогатый скот, коз, овец и свиней. Они держали гусей и уток ради яиц и мяса. Они делали гребни, бусы, браслеты, копья и стрелы, глиняные горшки и вазы. Они красили глаза пастой из зеленого малахита, который является полудрагоценным камнем. К 4000 г. до н. э. они научились использовать медь для изготовления великолепных украшений и острого оружия.
Они были также первыми людьми древности, поверившими в жизнь после смерти. Они были первыми, кто построил из камня и вылепил арку из камня и кирпича. Еще до объединения Египта египтяне разработали плуг и систему письма. Они научились составлять карту неба, чтобы предсказывать время разливов реки Нил каждый год. Их врачи прописывали лечебные средства и проводили хирургические операции. Они вырезали из камня и украшали стены своих гробниц натуралистическими фресками ярких цветов. Наследие Древнего Египта высечено в камне по всему лицу страны от пирамид Верхнего Египта до скальных гробниц в Долине Царей и храмов Древнего Царства в Луксоре и Карнаке до 9-го века.0009 Птолемеев
Когда Египет возник как страна?
ВЕРХНИЙ И НИЖНИЙ ЕГИПЕТ: Как и в других частях древнего мира, ранние египетские поселения росли постепенно. По мере того как они это делали, постепенно возникали все более и более сложные общества. Первые поселенцы Египта называли свою землю K emet. Названный в честь богатой черной почвы в пойме Нила, Кемет означает «черная земля». Они называли пустыню, господствовавшую над ландшафтом за пределами поймы, «красной землей».
На протяжении веков различные регионы вверх и вниз по Нилу управлялись вождями племен или местными королями. Со временем меньшие королевства объединились, чтобы стать все большими и большими королевствами. Примерно 6000 лет назад люди, жившие вдоль реки Нил, объединились всего в две основные группы. Одна группа жила в Нижнем Египте, в районе дельты Нила, где Нил впадает в Средиземное море. Эти люди были мягкими и покладистыми. Их знаком была красная корона. Жители Верхнего Египта, расположенные южнее вдоль Нила, на возвышенностях, были более суровыми и суровыми. Их знаком была белая корона.ДВОЙНАЯ КОРОНА: Около 3100 г. до н. э. (более 5000 лет назад) могущественный царь Верхнего Египта двинул свои войска на север, чтобы завоевать Нижний Египет.
Каковы три основных подразделения на египетской временной шкале?
ДОСТИЖЕНИЯ: Люди двойной короны, древние египтяне, были такими же умными, как и их предки. Они изобрели бумагу из папируса, тростника, который рос вдоль берегов реки, из того же тростника, из которого плели корзины. Они создали систему письма под названием иероглифов . Они сформировали правительство, которым правили могущественные короли, называемые фараонами. Они построили огромные храмы и прекрасные города и дома. Они установили торговые пути с соседними странами. Они поклонялись более чем 2000 богов и богинь. Они были спокойными и мудрыми, веселыми и занятыми, с большим чувством юмора. Они любили детей. Они любили играть. И им нравилась их хорошая жизнь на берегах Нила.
Старое Царство: Древнее Царство началось около 2700 г. до н.э. и просуществовало примерно до 2200 г. до н.э. Хотя в то время Верхним и Нижним Египтом правил один и тот же лидер, Старое царство примечательно тем, что Верхнее и Нижнее царства сохраняли свою идентичность.
Во времена Древнего Царства власть и влияние фараонов росли. Их народ стал считать их не просто царями, но и богами. Таким образом, эти правители обладали абсолютной властью и властью над всеми аспектами жизни людей, которыми они правили. Правительство, в котором политическая и религиозная власть принадлежит одному и тому же человеку, известно как теократия .
Не случайно в это время были воздвигнуты великие монументы как комплимент возросшей власти фараона. Именно во времена Древнего Царства первые пирамиды были построены в 9 лет.0009 Саккара
. Строительство Великой пирамиды в Гизе последовало вскоре после этого. В результате этот период иногда называют эпохой пирамид года года.По мере того, как египетское общество росло в размерах и усложнялось, царь становился неспособен единолично управлять нацией. Ему нужно было заручиться поддержкой других подчиненных лидеров. Эти правительственные чиновники помогали королю во всем: от наказания преступников до строительства каналов и, о да, управления строительством пирамид.
В эпоху пирамид форма пирамид менялась с течением времени.
Придя к власти, Ментухотеп II перенес столицу Египта в Фивы.
Среднее царство: Египет жил более 400 лет в относительном мире и процветании во время правления Старого царства. Однако около 2200 г. до н. э. Египет был ослаблен серией гражданских войн, в ходе которых местные лидеры подняли восстание против фараонов. Восстания привели к политическому хаосу. В течение следующих 150 лет Египет был расколот и управлялся местными царями.
Некоторые историки называют Среднее царство « Золотой век
«для Египта. Золотой век — это период времени, отмеченный экономическим и художественным прогрессом, время, когда культура достигает своего пика и процветает. К этому времени торговля познакомила египтян с людьми в приграничных странах. Некоторые из этих стран хотели править Египтом. Чтобы защитить себя, древние египтяне построили сильные армии и крепости. Из-за их двойной роли как правителей и защитников Среднее царство стало известно как век мудрых и одаренных правителей, время «хороших королей».Выше пример блочной статуи.
В это время искусство Древнего Египта продолжало развиваться. Стал популярным тип скульптуры, называемый «блочной статуей». Он продолжал оставаться опорой египетского искусства в течение 2000 лет. Блок-статуя была вылеплена из цельного куска скалы. На нем был изображен мужчина, сидящий на корточках со сложенными на коленях руками.
г. К 1640 г. до н. э. контроль над Египтом снова ослаб. После столетий борьбы с угрозой иностранных захватчиков группе поселенцев иностранного происхождения по имени гиксосы наконец удалось свергнуть Срединное царство. Во время краха Срединного царства Египет снова впал в смятение и отступил во времена политической нестабильности. Этот период, называемый учеными Вторым промежуточным периодом, длился более ста лет, прежде чем породить Новое царство. Новое царство — это время, отмеченное правлением сильных фараонов и строительством империи.
Наследием правления гиксосов стал способ ведения войны египетскими лидерами.
Новое царство: пришедшие из пустыни к востоку от реки Нил, гиксосы использовали превосходное оружие и новые технологии, чтобы победить последних правителей Среднего царства. Изменения, внесенные гиксосами, включали новые методы обработки бронзы и керамики, новые породы животных и новые культуры. В войне они представили лошадь и колесницу, составной лук, улучшенные боевые топоры и методы укрепления. Хотя можно утверждать, что культурные и технические достижения, принесенные гиксосами, в конечном итоге принесли пользу более поздним египетским фараонам, гордые египтяне презирали своих новых правителей. Когда египтяне окончательно свергли гиксосов в 1550 г. до н. э., начался период времени, известный как Новое царство.
Новое Царство известно своими могущественными фараонами, в том числе первой женщиной-фараоном Египта Хатшепсут. В этот период египетские правители использовали военные уроки, полученные от гиксосов, для ведения сражений против чужеземных народов, завоевывая их и расширяя границы Египта. Именно во время Нового Царства фараоны начали широкомасштабные экспедиции, захватив земли Куша и Нубии на юге и Израиль, Ливан и Сирию на востоке.
Хотя этот период истории Египта является периодом завоеваний, мне также нравится вспоминать его как время, когда был подписан первый в мире мирный договор. После ничьей в битве при Кадеше Рамсес II подписал официальное соглашение о прекращении войны Египта против хеттов. Благодаря умелым связям с общественностью и своему лидерству, Рамсес предал гласности это достижение, выгравировав договор на стенах своего дома.0009 морг храм.
Рамсес II построил Абу-Симбел в знак своего могущества и в качестве предупреждения всем, кто въезжает в Египет с юга.
Храмы Нового Царства: В то время как правители Нового Царства расширяли территорию Египта, они также расширили торговлю со многими внешними народами и правителями. Они использовали золотые рудники в Нубии, чтобы разбогатеть и импортировать предметы роскоши со всего мира. В это время расширения границ, торговли и увеличения богатства фараоны считались всемогущими. Фараоны Нового Царства использовали свое новое богатство для строительства массивных храмов богам.
Город Фивы продолжал оставаться культурным центром империи. Храм Луксора был построен в Фивах, а в Карнакский храм были внесены грандиозные дополнения. Фараоны также построили монументальные заупокойные храмы, чтобы чтить себя как богов. К ним относятся Абу-Симбел, построенный могущественным Рамсесом II, и храм Хатшепсут.
Долина Царей: Одним из самых известных археологических памятников Нового Царства является Долина Царей. Начиная с фараона Тутмоса I, фараоны Нового царства хоронили в Долине царей в течение 500 лет. Самая известная гробница в Долине Царей — гробница фараона Тутанхамона, которая была обнаружена практически нетронутой. Он был наполнен сокровищами, произведениями искусства и мумией Тутанхамона.
Кто был последним правителем египетской империи?
Падение Нового Царства: Новое Царство длилось около 500 лет. Он длился примерно с 1500 г. до н.э. по 1000 г. до н.э. Именно во время правления Рамсеса III мощная египетская империя начала ослабевать. Рамсесу III пришлось сражаться во многих битвах, включая вторжение народов моря и соплеменников из Ливии. Эти войны в сочетании с сильной засухой и голодом вызвали волнения по всему Египту. Спустя годы после смерти Рамсеса III внутренняя коррупция и распри в центральном правительстве усилились. Последним фараоном Нового Царства был Рамсес XI. После его правления Египет перестал быть единым, и начался Третий промежуточный период.
В течение нескольких столетий Египет продолжал приходить в упадок. Около 500 г. до н.э. сюда вторглись персы. Около 300 г. до н.э. пришли греки и римляне. Древнеегипетская цивилизация закончилась со смертью последней царицы фараонов, царицы Клеопатры, в 27 г. до н.э. В это время Египет стал частью Римской империи. BRAINBOX: Как фараоны правили по-разному в каждый из трех периодов времени? |
Активность | Знаешь? | Урок для печати |
Индивидуальная стипендия | Восточный институт Чикагского университета
Затерянная земля Нубии: южный сосед Египта в Африке
Роберт К.
РитнерЗемля и ее история
Термин «Нубия» обозначает землю, которая в настоящее время разделена между современными государствами Египет и Судан. Протянувшаяся примерно на 1600 миль вдоль реки Нил к югу от египетского пограничного города Асуан, Нубия представляет собой страну контрастов как в географии, так и в отношении народов. Наступающие пески вдоль берега и скалистые выходы, или «катаракты», в реке делают северную часть часто негостеприимной для крупных поселений и удобной транспортировки, в то время как южнее, около современного города Хартум, Нил разделяется, образуя обширные пастбища и плодородные поля. Получив свое название от направления течения Нила с юга на север, «Нижняя» (или северная) Нубия постоянно находилась в контакте с египетской цивилизацией, будь то торговый партнер, соперник, колония или завоеватель. Несмотря на скудные сельскохозяйственные ресурсы, эта часть Нубии содержала крупные залежи золота, и по этой причине Египет неоднократно оккупировал и укреплял север. Современное название «Нубия», вероятно, происходит от древнеегипетского слова «золото» (nub). Другие египетские названия территории также сохранились до наших дней, в том числе «Куш» (встречается в Библии) и «Нехси» в личных именах Финеас и Пинкус (оба означают «нубиец»).
Народы, с которыми египтяне столкнулись на севере, имеют такую же долгую историю, как и история Египта, но со значительными отличиями. Несмотря на культурное сходство в самые ранние периоды, северные нубийцы медленно развивали что-либо, напоминающее единое государство, а самые ранние свидетельства политического единства появляются только через 2500 лет после Первой династии Египта. В отличие от Египта, где письменность появилась до 3200 г. до н.э., нубийские общества не могли писать на своих языках до римских времен, хотя правители приняли доминирующую египетскую письменность и язык для официальных памятников примерно с 700 г. до н.э. В результате этих факторов нубийские группы часто были небольшими племенными группами у реки или мобильными бедуинами в пустынях, которые не оставили внушительных памятников или текстов, описывающих их жизнь.
Представители первой коренной нубийской культуры, «группы А» (ок. 3500–3000 гг. до н. э.), жили в небольших деревнях между первым и вторым порогами Нила. Известные только примерно из 75 региональных кладбищ, эти общины процветали в основном как посредники в торговле с Египтом и внезапно исчезли с возвышением Первой египетской династии. После перерыва примерно в 750 лет (возможный период спорной «группы B») новое общество кочевников-скотоводов, «группа C» (ок. 2250–1550 гг. До н.э.), обосновалось в бывшей группе А. территория. Круглые дома и могилы характеризуют эти рассредоточенные общины, которые подчинялись египетскому политическому контролю, усиленные серией выдающихся речных крепостей, построенных фараонами Среднего царства. У другой современной нубийской группы дела обстояли лучше со своим северным соседом. Представители культуры «пан-могилы» (ок. 2500-1500 гг. до н.э.), названной так из-за неглубоких круглых могил, служили лучниками и наемниками в египетской армии и засвидетельствованы в захоронениях не только в Нубии, но и в самом Египте.
Два основных исключения из этой модели господства произошли, когда Египет был внутренне разделен и не мог установить свой контроль за пределами Асуана: цивилизация Керма ок. 1800-1500 гг. до н.э. и династия Напатанов ок. 700-310 гг. до н.э. До раскопок в Нубии, вызванных строительством первой Асуанской плотины в 1907-1911 годах и второй в 1959-1969 годах, даже эти общества были наиболее известны из египетских записей, которые часто содержат враждебное представление об их культурах.
Керма, расположенная к югу от третьего порога, была союзником ханаанских гиксосов, правивших северным Египтом. Вероятно, связанное с группой C, это общество использовало слабость Египта, чтобы стать центром большой торговой сети между Африкой к югу от Сахары, Красным морем и Средиземным морем. Войска Кермана заняли заброшенные египетские крепости и вторглись в сам Египет; столица Кермы стала городом храмов, мастерских и монументальных зданий из кирпича и плетня, с кладбищами, содержащими массивные круглые курганы. Самый большой из них имеет диаметр более 300 футов и, возможно, принес в жертву до 400 человек.
Керма пала от последующих вторжений триумфальной Восемнадцатой династии Египта, которая установила прямое колониальное правление, господствовавшее в Нижней Нубии более четырех столетий. Оккупация Нубии Новым Царством привела к появлению многих из самых известных памятников в регионе, включая крепости, отдельно стоящие храмы и святыни, а также необычные высеченные в скале храмы Абу-Симбела. На протяжении всего этого периода нубийцы фигурируют в египетских записях как стереотипные «жалкие» враги и как ценные египтизированные граждане, которые часто служили в вооруженных силах и полиции. В конце Нового царства Египта внутренние разногласия и ливийские вторжения привели к выводу египетских войск и возникновению независимого нубийского королевства, основанного на бывшем колониальном месте Напата, недалеко от «Святой горы» (Гебель-Баркал). Смешивая элементы местных культурных традиций с формальной египетской религией и языком, династия Напатанов представлялась египтянам истинными наследниками египетской культуры Нового Царства. В противоположность ситуации, которая преобладала на протяжении тысячелетий, нубийские силы затем вторглись в Египет в качестве культурных спасителей против разделенных ливийских городов-государств. В 25-й династии нубийские правители стали формальными фараонами Египта на столетие. Окончательно изгнанное из Египта ассирийскими захватчиками в 663 г. до н.э., Нубийское царство никогда не отказывалось от своих претензий на египетское правление. В результате принятия династией египетских традиций в Нубии больше царских пирамид, чем в самом Египте.
В дополнение к золоту, с древнейших времен торговля считалась важнейшим фактором в развитии Нижней Нубии, поскольку она служила воротами для продукции, изобилующей в южной, или «Верхней», Нубии, которая считалась экзотической и ценной. в Египте. В знак признания этой торговли название города Асуан, расположенного на естественной границе Египта у первого порога, означает «рынок» или «место обмена». Разделение между Нижней и Верхней Нубией основано на пределе расширенной египетской колонизации на опасном втором пороге, примерно соответствующем современным границам Египта и Судана. Однако это традиционное деление маскирует сложность Верхней Нубии, которая включает в себя целых пять различных сред, от засушливых пустынь до лугов.
Для Египта и Средиземноморья Верхняя Нубия поставляла животных, таких как жирафы и бабуины, шкуры, перья, благовония и, в частности, слоновую кость и эбеновое дерево, современные английские названия которых происходят непосредственно от египетских (и, возможно, нубийских) терминов. Верхняя Нубия никогда не подвергалась египетской колонизации, навязанной северу, и, если не считать коротких набегов вдоль Нила за четвертым порогом, Египет был вынужден из-за большого расстояния совершать мирные экспедиции с переговорами и оплатой предметов, полученных от местных вождей. Опять же, египетские записи и изображения часто служили лучшим свидетельством народов и обычаев южной Нубии, но этот регион стал сердцем самой значительной нубийской империи, Королевства Мероэ.
Происходя непосредственно из более раннего Напатанского царства, которое недолго управляло Египтом во времена 25-й династии, меройская империя процветала с четвертого века до нашей эры до четвертого века нашей эры и поддерживала контакты не только с Египтом, но и с более широким греческим и римским миром и, возможно, даже Индия. В архитектуре, скульптуре, ювелирных изделиях и особенно в знаменитой керамике мероитское искусство представляет собой космополитическую смесь местного, фараонского и эллинистического стилей. Изменив существующие египетские сценарии, мероитские писцы разработали первую африканскую систему письма за пределами Египта для записи своего собственного языка. К сожалению, теперь можно перевести только отдельные термины и фразы этого письменного языка. Разграбленное вторгшимися войсками из Аксума (Эфиопия) около 350 г. н.э. меройское государство распалось на территории, управляемые разными «группами X»: блемми в восточных пустынях, нубадийцы в Нижней Нубии и ноба в южном Судане.
Даже в поздней античности нубийские дворы могли обоснованно претендовать на роль защитников египетских традиций. Спустя долгое время после формального обращения Египта в христианство нубийское общество сохранило основные элементы египетской религии в компании с региональными божествами, такими как бог-лев Апедемак. Кочевники блеммье, сменившие империю мероитов в четвертом веке, даже вынудили византийских императоров оставить открытым храм Филе, священного острова богини Исиды. Этот последний «языческий» храм, закрытый только во время правления Юстиниана (около 540 г. н.э.), обязан своим долголетием прямому нубийскому вмешательству. Когда Нубия обратилась в христианство, она снова обратилась к Египту за образцом и переняла отличительные обычаи коптской или египетской церкви. Раскопки Восточного института в маленьком монастыре Каср-эль-Визз обнаружили два замечательных гимна кресту: один на коптском, а другой на древненубийском языке, литературном предшественнике двух современных диалектов нубийского языка, которые больше не пишутся, а только произносятся. . Широкое обращение в ислам началось только после 1323 года нашей эры с приходом на престол мусульманского князя в бывшем христианском королевстве Донгола.
Затерянная Нубия и Институт Востока
За некоторыми исключениями, места и историю Нубии больше нельзя исследовать на земле. Строительство двух плотин в Асуане, которое привело к интенсивному изучению останков нубийцев, также привело к затоплению земли и изгнанию современных нубийцев из домов их предков в новые места в Египте и Судане. Нижняя Нубия, в частности, практически исчезла под водами современного озера Насер. Новые раскопки в этих районах больше невозможны, а сохранившаяся документация предыдущих экспедиций не просто ценна, но бесценна для понимания этой земли и ее народов. К счастью, Восточный институт Чикагского университета взял на себя ведущую роль в документировании и раскопках Нубии до ее исчезновения. Еще до официального создания Института его основатель Джеймс Генри Брестед совершил продолжительные фотографические (и комбинированные медовые месяцы) экспедиции в Нубию с 1905 до 1907 года. Во время строительства Асуанской высокой плотины Институту были предоставлены концессии на все раскопки между Асуаном и суданской границей, а также на несколько речных крепостей, храм Рамзеса II и коптский монастырь. С 1960 по 1968 год Институт восстановил около 10 000 нубийских предметов, из которых более 95% стали частью постоянных коллекций Музея Института Востока.
В результате своих усилий по регистрации этих ключевых африканских культур Институт располагает уникальными фотографиями древних памятников и современных жителей в более чем 65 местах, а также обширными полевыми записями и артефактами, извлеченными из девяти раскопок, датируемых периодом с 3000 г. до н.э. Средний возраст. Не менее важна беспрецедентная серия публикаций отчетов Нубийской экспедиции Восточного института, которые делают результаты этих раскопок доступными для более широкой аудитории. В 1965, Институт снял фильм «Египтологи», рассказанный Чарлтоном Хестоном, чтобы привлечь общественную поддержку «Кампании ЮНЕСКО по спасению памятников Нубии». Используя более современные технологии, Институт разместил в Интернете 1100 фотографий в сочетании с описаниями нубийских культур, сделанными для трех предыдущих временных нубийских галерей с 1987 по 1992 год. возможность представить более крупную и постоянную экспозицию своей необычайной коллекции нубийских материалов, которые документируют полный исторический диапазон разнообразных жителей и многочисленных культур нубийской Африки с самых ранних записей до средневековья.
Экспонат
Поскольку основная часть нубийской коллекции Института поступает не от «рынка произведений искусства», а от контролируемых раскопок, презентация галереи должна должным образом подчеркивать наш уникальный ресурс оригинальных археологических месторождений, которые использовались для выявления и уточнения исторических памятников. периоды и культуры Нубии. Произведения искусства и повседневной жизни, архитектурные особенности городов, храмов, гробниц и более поздних церквей, в дополнение к фотографиям исчезнувших мест, позволят посетителю оценить важность и отличительные характеристики различных групп, которые влияли и населяли Нубия. Хотя нубийские культуры включают в себя одни из самых разнообразных, сложных и исторически значимых обществ в Африке, они являются одними из наименее известных среди древних народов, изучаемых Институтом Востока.
Из-за отсутствия местных названий для многих неписьменных культур Нубии археологи присвоили обозначения, которые могут показаться посетителям одновременно незнакомыми и странными, но которые теперь стали традиционными (A-Group, C-Group, X-Group). ). Значение таких групп не в названии, а в характерных типах и ассортименте материалов, определяющих их культуру. Чтобы способствовать более широкому пониманию нубийских обществ, галерея не должна следовать общепринятой практике группировки объектов просто по типу (например, глиняной посуды или музыкальных инструментов) таким образом, чтобы не учитывать различия между отдельными нубийскими культурами. Вместо этого галерея должна подчеркивать нубийское разнообразие. Таким образом, кладбища «группы А», современные додинастическому периоду Египта и раннему Старому царству, включают в себя характерные региональные африканские черты, такие как скелеты крупного рогатого скота, а также некоторые материалы, импортированные из соседнего Египта (или находящиеся под его влиянием). Похожий на южноафриканского кралла, большой зал для аудиенций более позднего вождества Керма имеет круглую форму, которая обычна для произведений многих нубийских обществ, но редко встречается в Египте. В отличие от своего керманского предшественника, Напатанское королевство содержит более широкий спектр египетских влияний, но при этом сохраняет четкую нубийскую идентичность даже в пропаганде, предназначенной для египетской аудитории. В отличие от египетской королевской семьи, напатанская элита была матриархальной, а могущественные королевы упоминались в римских договорах под титулом «Кандаке», от которого произошло современное личное имя «Кандакия».
Каждая нубийская культура должна быть представлена в ее собственных терминах: 1) подчеркивая собственную предысторию Нубии, а также связи и различия с архаическим Египтом, 2) подробно описывая длительное египетское господство в регионе и свидетельства местных культур, 3) рассказывая о нубийской в свою очередь, господство над Египтом и обширной империей Мероэ, и 4) завершаясь «Средневековой Нубией», в которой представлены артефакты из последних дохристианских обществ («Группы X» блемми, нобадианцев и ноба), в дополнение к коптским артефакты.
Ваш комментарий будет первым