Загадки Сикстинской капеллы. Ко дню рождения Микеланджело Буонарроти
6 марта 2020, 09:30
Статья
Эту церковь построили в Ватикане между 1477 и 1480 годами, с 1492 года именно там выбирают нового Папу Римского. Для ее оформления привлекли лучших мастеров эпохи Возрождения. Кроме Микеланджело над капеллой работали Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли и другие.
Сначала потолок был расписан под звездное небо — так было модно в те времена. Но в начале XVI века в своде появилась трещина, и капеллу закрыли на ремонт. А после реконструкции тогдашний папа решил оформить потолок по-новому.
У Микеланджело в тот момент вообще был скандал с папой после того, как понтифик заказал ему скульптуры для его будущей гробницы и отказался платить за мрамор, который уже приобрел художник. В итоге мастер был так сильно обозлен, что даже покинул Рим, но в конце концов отношения между ними наладились. И вот в возрасте Христа (это 33 года) Микеланджело приступает к росписи Сикстинской капеллы.
© RPBaiao/Shutterstock/FOTODOM
Кстати, художник к тому моменту, можно сказать, вообще не имел опыта работы с фреской. Он был с ней немного знаком, когда совсем юнцом проходил обучение в мастерской Доменико Гирландайо, одного из ведущих венецианских художников середины и конца XV века. Но большего у него не было — Микеланджело работал как скульптор, а не как живописец.
Начало работы
Достоверно неизвестно, почему Микеланджело все-таки согласился на эту работу, но некоторые библиографы считают, что сделал он это без какой-либо неохоты. Будучи натурой довольно гордой и самолюбивой, мастер вполне мог принять этот вызов, чтобы в очередной раз доказать всем свой талант.
Он разработал собственные леса, которые не мешали проведению служб и были не очень сложны в установке, — они крепились к стенам капеллы, а не к самому потолку и ничем не подпирались снизу. Был использован дополнительный слой картона, чтобы предотвратить падение краски или штукатурки. Кстати, сразу опровергнем одно из заблуждений — Микеланджело расписывал потолок не лежа, он стоял и сильно запрокидывал голову. После этой работы у него начался страшный артрит и сколиоз.
© S-F/Shutterstock/FOTODOM
Он начал работать с дальнего конца здания, постепенно двигаясь к алтарю. Получается, что первый написанный им сюжет был «Опьянение Ноя». Кстати, Микеланджело сам выбирал, какие библейские истории он напишет, кого где изобразит (есть сведения, что ему оказывали консультацию теологи, но решение он принимал сам). А еще Микеланджело, как и другой гений, Иоганн Себастьян Бах, сумел зашифровать множество смыслов в своих фресках, спрятать символы, которые столетиями разгадывали искусствоведы.
Анатомия в фигурах святых
Самая популярная история, связанная с этими фресками, конечно, об анатомическом изображении мозга в сюжете о сотворении Адама. Очертания тканей вокруг Бога напоминают контур человеческого мозга, а положения тел его спутников похожи на разные его отделы. Между тем это вообще одно из первых изображений Всевышнего в образе парящего в облаках бородатого мужчины. А теперь подумайте, сколько раз после этого в искусстве обращались к этому образу?
© Creative Lab/Shutterstock/FOTODOM
Одна из причин, почему скульптуры Микеланджело захватывают ваше внимание, — их достоверность, красота тела. Мастер изучал анатомию: он препарировал тела мертвецов, чтобы рассмотреть, как устроена внутренняя система человека. На фресках тоже можно увидеть всякие «внутренности»: например, в сюжете «Разделение суши и воды» Бог появляется из красного нечто, напоминающего человеческую почку.
Вызывает споры «Отделение света от тьмы». Если вы присмотритесь, то увидите, что Господь там изображен с запрокинутой головой, а на шее у него неестественно выступают вены. Почему так получилось — непонятно, но некоторые ученые связывают это решение с изображением спинного мозга, который угадывается в складках одеяний.
© Public domain via Wikimedia Commons
Сцена грехопадения и изгнания из рая Адама и Евы тоже заставила пораскинуть мозгами ученых и искусствоведов. Как известно, порочным фруктом было яблоко. Но Микеланджело почему-то изобразил фиговое дерево, что, с одной стороны, можно трактовать с точки зрения иудаизма (там оно является метафорой для Израиля), а с другой — вообще-то в Библии говорится не о яблоне, а о «древе познания» — так мастер мог упрекнуть церковь в заблуждении в трактовке Священного Писания.
Оптическая иллюзия
Рогатые бараньи головы символизируют женские органы: Микеланджело славил уникальный женский дар давать новую жизнь. Восемь черепов этих животных расположены на потолке. В этой работе Микеланджело много отсылок к женскому началу, например, перевернутый вершиной вниз треугольник. Его очертания видно в позе Евы на фреске, посвященной ее созданию. Кстати, католицизм довольно патриархальная религия, главная роль там всегда отдавалась мужчине, но, видимо, у художника на этот счет было свое мнение.
© S-F/Shutterstock/FOTODOM
Еще эту работу Микеланджело от работ художников в других храмах отличает иллюзия, которую создал мастер. С помощью изобразительных приемов он преобразил архитектуру капеллы. Он разбил изображение с помощью ненастоящих карнизов и пилястров, придав потолку визуальный объем. Ребра, которые отделяют один сюжет от другого, богато декорированы, и благодаря им кажется, что картины находятся в особых углублениях.
Говорят, что Микеланджело ненавидел работать в Сикстинской капелле. Обладавший острым языком, мастер не стеснялся в выражениях, рассказывая о своей доле. Кроме того, ему еще и не сразу заплатили, что тоже подливало масла в огонь. Он не мог оценить свою работу полностью, потому что какая-либо часть фрески всегда была закрыта страховочным картоном на протяжении всех пяти лет, что он там провел. Под конец папа Юлий II начал торопить художника поскорее закончить работу.
Кроме того, Микеланджело написал «Страшный суд» — огромный сюжет на алтарной стене. Кстати, там он изобразил столько оголенных частей тела, что священнослужители подняли ужасную панику. В итоге через 24 года наготу решили прикрыть драпировками, которые рисовал другой художник. Микеланджело, узнав об этом, посоветовал Папе Римскому лучше привести в пристойный вид остальной мир, чем придираться к его великой работе.
© Alessandra Benedetti/Corbis via Getty Images
Художник умер в 1564 году, совсем немного не дожив до 89 лет. В его завещании было всего лишь несколько слов: «Я отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным». Он был похоронен на родине, во Флоренции, рядом с могилой Макиавелли.
Микеланджело. Роспись Сикстинской капеллы и фреска «Страшный суд»
Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы: ему принадлежат такие шедевры, как «Сотворение Адама» и «Страшный суд». Обсудим идеи и сюжеты фресок.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
1. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия, 1473–1481
2-5. Росписи Сикстинской капеллы, конец 15 в.
6-9. Примеры реставрации Сикстинской капеллы
Обратимся к росписи потолка Сикстинской капеллы — живописному шедевру Микеланджело, который забрал у него много сил, нервов и четыре года жизни.
⛪️ Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Ее построили по заказу папы римского Сикста IV с крепкими стенами — чтобы защищать кардиналов во время собраний. Конклавы для выборов нового папы проводятся там до сих пор. Стены капеллы расписаны в конце 15 века флорентийскими и умбрийскими мастерами — Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли.
👨🎨 Для росписи потолка Микеланджело пригласил уже папа Юлий II в 1508 году. Сначала тот отказался, считая себя скульптором, а не живописцем — но в итоге взялся.
⏳ Роспись заняла четыре года. За это время Микеланджело покрыл фресками 600 квадратных метров, работая на высоте 18 метров в положении лежа. Фрески сложно переделывать, их сразу надо делать «начисто» — мастер в совершенстве освоил эту технику.
🎨 Микеланджело должен был заполнить росписями не только среднюю часть пологого свода, но и разные по размерам и площади плоскости: паруса по углам капеллы и между окон, распалубки, полукруглые арки над окнами и так далее. Все это художник сумел объединить сложной нарисованной архитектурной системой.
❓ Роспись капеллы неоднократно реставрировали. Последняя реставрация 1994 года вызвала вопросы у специалистов: изображения стали ярче, но вместе с грязью оказались смыты штрихи углем поверх фресок, сделанные самим Микеланджело: они придавали им рельеф и выразительность.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1-2. Микеланджело. Росписи свода Сикстинской капеллы, 1508–1512
Система росписи свода капеллы созревала в ходе подготовительной работы. У Микеланджело было свое видение, которое менялось в ходе работы над росписью: композиция стала более сложной.
👥 Первоначально Микеланджело хотел разместить в нишах между распалубками изображения двенадцати апостолов, а все остальные плоскости покрыть орнаментом — к этой схеме часто прибегали создатели монументальных росписей в эпоху Возрождения, в том числе и Рафаэль. Но начав работу, Микеланджело изменил этот план.
📖 В центре композиции — девять сцен из Книги Бытия: Создание Небес и Земли, Адам и Ева, История Ноя. Сцены разделены написанными карнизами и тягами, которые выглядят объемно, как настоящие.
📏 Под карнизом — пророки и сивиллы, каждая фигура около трех метров.
В арках над окнами — эпизоды из Библии и предки Христа, показанные простыми людьми, которые занимаются повседневными делами.Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы, 1508–1512
1. Отделение света от тьмы
2. Отделение суши от вод
3. Создание небесных светил
4. Сотворение Адама
5. Сотворение Евы
6. Грехопадение и Изгнание из Рая
7. Жертвоприношение Ноя
8. Всемирный потоп
9. Опьянение Ноя
10. Микеланджело. Страшный суд. 1537–1541
Перед нами центральная часть композиции в росписи потолка Сикстинской капеллы: сцены на темы создания Небес и Земли, Адама и Евы и Истории Ноя.
🎨 В каждой теме по три сцены, построенные по канонам средневекового триптиха: главное событие в центре, а сцены на боковых панелях дополняют рассказ. В некоторых сценах персонажи изображены дважды, совершая разные действия.
Присмотримся к ним повнимательнее 👇
🌏 Создание Небес и Земли. Микеланджело изобразил первые три дня сотворения мира, описанные в Библии: создание света и отделение света от тьмы, отделение суши от вод, создание Земли с растительностью и небесных светил.
👈 Адам и Ева. Сотворение Адама — одно из самых известных изображений в искусстве. Существует множество трактовок этой фрески: гимн человеку, силе, творению божьему, все пронизано верой в божественную силу. Здесь особенно сильно воплощается пластическое начало в живописи Микеланджело-скульптора. В центре композиции — сотворение Евы из ребра Адама, а третья фреска изображает Грехопадение и Изгнание из Рая.
🌊 История Ноя. В центре показана сама сцена Потопа. По краям от нее — жертвоприношение, которое сделала семья Ноя после спасения, а также сцена опьянения Ноя — в ней работающий Ной также показан на заднем плане.
🔥 Еще одна крупная живописная работа Микеланджело тоже связана с Сикстинской капеллой. Это сцена Страшного суда, написанная через 25 лет после создания потолочных фресок. Но об этом мы поговорим позже.
О росписи свода Сикстинской капеллы
1. Микеланджело. Пророк Захария, 1508–1512
2. Рафаэль. Портрет папы Юлия II, 1511
3. Герб семейства делла Ровере
4-5. Микеланджело. Сонет, перевод А. Эфроса
1, 2. Микеланджело. Страшный суд, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия, 1537–1541
3. Папский церемонемейстер Бьяджо да Чезена в образе Миноса с ослиными ушами
Теперь поговорим о фреске «Страшный суд».
👨🎨 В 1535 году папа Павел III назначил Микеланджело художником, скульптором и архитектором Ватиканского дворца. Ему поручили расписать алтарную стену Сикстинской капеллы в Ватикане. Темой стали Второе пришествие Христа и Страшный суд. Работа заняла четыре года — с 1537 по 1541.
🎨 Фреска занимает всю стену. Это сложная композиция, ритмически объединяющая множество групп и фигур. Пространство фрески неглубоко, но оно словно обладает способностью к бесконечному расширению во все стороны, создавая эффект масштабности, монументальности изображения.
👥 Многие персонажи сильно индивидуализированы. В образе Варфоломея узнается известный литератор и памфлетист того времени Пьетро Аретино, отношения с которым у Микеланджело были сложными. На коже, которую держит в руках Варфоломей, Микеланджело написал автопортрет в виде трагической маски. Среди грешников находили портретные сходства с папами Николаем III, Павлом III и Климентом VII.
🔥 В нижней части фрески, под фигурами трубящих ангелов, показан ад. Как ни странно, изображение адской тверди вносит ощущение относительной устойчивости в общее решение фрески. Мы видим адскую реку и Харона — перевозчика душ грешников. Это мотив, навеянный «Божественной комедией» Данте. Здесь также изображена масса персонажей с остро характерными, почти портретными чертами. В отталкивающем образе Миноса, судьи с ослиными ушами, современники Микеланджело замечали сходство с папским церемонемейстер Бьяджо да Чезена.
🤬 Вазари рассказывал, что Бьяджо да Чезен критиковал фреску за излишнюю откровенность: «Полное бесстыдство.
курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века
Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Какие шифры и секреты оставил Микеланджело в Сикстинской капелле
Сикстинская капелла (Cappella Sistina) выглядит снаружи абсолютно не впечатляюще. Это всего лишь ещё одно средневековое церковное здание, каких много. На самом деле за ничем не примечательным фасадом этой скучной постройки скрывается настоящее сокровище, истинная жемчужина современного Ватикана. Знаменита она, главным образом, шедевральными фресками гениального Микеланджело. Интересные и малоизвестные факты об этом выдающемся памятнике эпохи Ренессанса и секреты головоломки великого художника далее — в обзоре.
РЕКЛАМА
1. Микеланджело не хотел иметь ничего общего с потолком Сикстинской капеллы
Сикстинская капелла.
В 1508 году Микеланджело усердно трудился над мраморной гробницей Папы Юлия II. Это относительно малоизвестная историческая фигура, которая сейчас находится в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Мастеру было тогда тридцать три года. Знаковый возраст. Юлий попросил художника украсить потолок Сикстинской капеллы фресками. Микеланджело отказался наотрез. Во-первых, он считал себя скульптором, а не художником. Во-вторых, у него не было никакого опыта работы с фресками. Микеланджело также очень торопился закончить гробницу. Он был увлечён работой даже невзирая на то, что ему сильно урезали плату. Впоследствии мастер всё же согласился расписать капеллу и следующие четыре года своей жизни он провёл на строительных лесах с кистью в руке.
Потолок Сикстинской капеллы.
2. Вопреки распространённому мнению, Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу стоя
Портрет Микеланджело.
РЕКЛАМА
Когда люди представляют, как Микеланджело создавал свои легендарные фрески, большинство думает, что он это делал лёжа. На самом же деле художник и его помощники использовали специальные деревянные подмостки. Они позволяли им стоять прямо. Сам Микеланджело разработал совершенно уникальную систему платформ, которые крепились к стенам капеллы с помощью скоб. Образ гения, трудящегося над фресками, чудесно воплотили в фильмах «Агония и экстаз» 1965 года и «Микеланджело. Бесконечность» 2017 года.
Микеланджело. Бесконечность.
3.
Работа над Сикстинской капеллой была настолько неприятной, что Микеланджело даже написал стихотворение о своих ужасных страданиях«От этой жуткой пытки у меня уже вырос зоб», — иронично писал мастер в стихотворении, которое он сочинил по этому поводу. Ещё он жаловался, что его живот уже начинает жать ему в подбородок, а лицо — это пол для помёта. «Моя кожа свободно свисает подо мной, а позвоночник как будто завязан в узел. Закончил Микеланджело тем, что написал: «Я нахожусь совершенно не в том месте, я не художник».
Самое известное панно на потолке Сикстинской капеллы под названием «Сотворение Адама»
4. Шедевр Микеланджело оказался очень стойким
Потолок Сикстинской капеллы, расписанный фресками, замечательно сохранился. Хотя с момента его завершения прошло целых пять веков! Пострадал лишь один небольшой участок: часть неба на панно, изображающая спасение Ноя во время Великого потопа. Часть штукатурки отвалилась после взрыва на соседнем пороховом складе в 1797 году. Несмотря на кажущуюся прочность потолка, эксперты весьма обеспокоены. Они утверждают, что миллионы людей, которые ежегодно посещают Сикстинскую капеллу, создают чрезвычайно серьёзные проблемы для здания.
Изображение Сикстинской капеллы.
РЕКЛАМА
5. Шедевр Микеланджело был тщательно отреставрирован в 1980-1990-х годах
В период с 1980 по 1999 год специалисты усердно реставрировали избранные произведения искусства в Сикстинской капелле. В их числе и фрески Микеланджело на потолке, а также его знаменитую фреску, известную как «Страшный суд». Её он создал в последние годы своей жизни.
Специалисты аккуратно отмыли слои грязи и копоти. Они весьма существенно осветлили и освежили цвета вековых картин. Эта реставрация также свела на нет работу Папы Пия IV, который приказал поместить фиговые листья и набедренные повязки на обнажённые тела, изображённые на фресках.
Папа Пий IV приказал прикрыть обнажённые тела на фресках фиговыми листьями и набедренными повязками.
6. Самое известное панно на потолке Сикстинской капеллы может быть изображением человеческого мозга
Это фреска «Сотворение Адама», там где фигуры, изображающие Бога и Адама, тянутся друг к другу, протягивая руки. Их почти соприкасающиеся пальцы — одно из самых узнаваемых и широко копируемых образов в мире. Некоторые теоретики считают, что эта сцена также содержит безошибочные очертания человеческого мозга. Его образуют изображения ангелов и одеяний, вокруг фигуры Бога. По словам Фрэнка Линна Мешбергера, эксперта, который первым выдвинул эту гипотезу, Микеланджело имел в виду Божественное дарование разума первому человеку.
7. Новые папы избираются в Сикстинской капелле
В Сикстинской капелле собираются кардиналы для выбора нового Папы.
Сикстинская капелла была построена в 1470-х годах при папе Сиксте IV. Именно от него она и получила своё название. Это сооружение не просто самое популярное место туристического паломничества в Ватикане. Капелла исполняет невероятно важную религиозную функцию. Начиная с 1492 года в этом простом кирпичном здании проходили многочисленные папские конклавы. Кардиналы собирались, чтобы проголосовать за нового Папу. По специальной трубе на крыше часовни транслируются результаты конклава: белый дым указывает на избрание Папы, а чёрный дым указывает на то, что ни один кандидат ещё не получил большинства в две трети голосов.
Кто расписал Сикстинскую капеллу?
Смогли бы вы посвятить почти 10 лет своей жизни одному проекту, живя и спя в той же комнате, в которой работаете? С удушающей жарой летом и морозом зимой? 500 лет назад самый известный художник эпохи Возрождения задался целью создать шедевр, не имеющий себе равных даже в наше время: Сикстинскую капеллу. Так кто же расписал Сикстинскую капеллу?
Совет: Планируете посетить Ватикан в Риме? Добавьте этот пост в закладки в своем браузере, чтобы вы могли легко найти его, когда будете в городе. Ознакомьтесь с нашим подробным путеводителем по Ватикану , чтобы получить дополнительные ресурсы для планирования, наши лучшие туры по Ватикану для незабываемого путешествия и как посетить Сикстинскую капеллу.
Что такое Сикстинская капелла?
В качестве лицензированного гида по Риму и Ватикану я посетил Сикстинскую капеллу более 3000 раз. Я даже сейчас могу сказать, что это одно из самых удивительных произведений искусства, которые я когда-либо видел. Это то, на что вы никогда не устанете смотреть, никогда.
Сикстинская капелла находится в официальной резиденции Папы, Апостольском дворце. Первоначально известная как Cappella Magna, «новое» название часовни было получено от папы Сикста IV. Папа Сикст IV обязался восстановить часовню между 1477 и 1480 годами. Сегодня Сикстинская капелла служит частной часовней папы. Он также служит местом встречи кардиналов со всего мира, чтобы собраться вместе и избрать нового папу на так называемом Конклаве.
Сикстинская капелла часто считается одной из самых известных достопримечательностей в мире. Люди стекаются со всего мира, чтобы испытать необъятность произведений искусства этой святой часовни. Кроме того, люди больше всего ассоциируют красоту Сикстинской капеллы с ее фресками от пола до потолка. Многие из самых знаменитых художников эпохи Возрождения в Италии внесли свой вклад в прекрасные произведения искусства, которые мы видим сегодня в Сикстинской капелле.
Итак, ответ на извечный вопрос: Сколько художников помогало расписывать Сикстинскую капеллу. Поэтому на самом деле есть два ответа на этот вопрос. Чтобы упростить его, мы разобьем его на художников раннего Возрождения, а затем на Микеланджело. Когда вы войдете сегодня, вы увидите боковые панели и потолок. Художники раннего Возрождения расписали боковые панели, а Микеланджело расписал потолок. Есть смысл? Давайте углубимся.
Художники раннего Возрождения
Эти первые художники были приглашены для росписи боковых стен часовни. Есть две темы с правой стороной (стоящей спиной к последнему суду), рассказывающие истории о Моисее. На левой стороне изображены истории о жизни Иисуса.
Так кто же были эти художники раннего Возрождения? Они были в основном самыми известными художниками на планете (по крайней мере, в западной цивилизации). Эти ранние мастера жили на одно поколение раньше художников, таких как Микеланджело, Рафаэль и да Винчи.
They came from various cities, but I will name them here:
- Pietro Perugino
- Sandro Botticelli
- Biagio D’Antonio
- Cosimo Rosselli
- Luca Signorelli
- Domenico Ghirlandaio
If you don’t случается знать имена выше, не волнуйтесь. Я бы сказал, что большинство людей, которые не изучали историю искусства, не знают их, так что все в порядке. Самый важный вывод, сделанный вышеперечисленными художниками, заключается в том, что они создали прекрасные произведения искусства. Они также вдохновили более поздних художников на создание еще более красивых произведений искусства.
Чтобы попасть в точку, Пьетро Перуджино был учителем Рафаэля, а Гирландайо был учителем Микеланджело. Это позволяет вам узнать, насколько важны были эти художники, чтобы подтолкнуть следующее поколение к самому высокому уровню искусства, который когда-либо видел мир. Говоря о Микеланджело, давайте обсудим мастера
Ранние годы Микеланджело
Микеланджело родился в семье среднего класса недалеко от Ареццо в 1475 году. Трагедия постигла его в раннем возрасте, когда его мать умерла, когда ему было всего 6 лет.
В результате его отправили жить к каменотесам в сельскую местность Тосканы. Это подготовило почву для его будущего, воплощенного в известной цитате его биографа Вазари:
«Если во мне есть что-то хорошее, то это потому, что я родился в тонкой атмосфере вашей страны Ареццо. Вместе с молоком моей няни я получил умение обращаться с долотом и молотком, которыми я делаю свои фигурки».
Отец Микеланджело был настроен на то, чтобы его сын работал на административной работе, как и он, но был расстроен, когда понял, что будущий мастер предпочитает рисовать здания и произведения искусства, а не учиться. В результате он в конце концов сдался и устроил ему художественное ученичество. В 13 лет Микеланджело начал работать с выдающимся художником эпохи Возрождения Доменико Гирландайо. Можете ли вы представить потерю для мира, если его отец упорно заставлял его учиться?
К счастью, вскоре после этого Лоренцо Великий из Флоренции попросил у Гирландайо двух своих лучших учеников, одним из которых был Микеланджело. На протяжении всей истории не могло быть более захватывающего времени для художника, живущего во Флоренции. Флоренция была шумным городом, полным купцов, богатевших и, следовательно, идеальными покровителями, вместе с католической церковью, чтобы поддержать этот прекрасный период возрождения, известный как Ренессанс.
За два года жизни при дворе Лоренцо Великого Микеланджело смог не только освоить необходимые навыки, но и пообщаться с величайшими умами общества того времени.
Не готовы забронировать тур? Узнайте, стоит ли экскурсия в Сикстинскую капеллу!
Ранние проекты Микеланджело
Пьета
Двумя основными ранними работами Микеланджело были Пьета и Давид. Чтобы лучше понять художника, нам нужно немного обсудить эти два произведения. Микеланджело изваял Ла Пьету в самом конце 15 века и изобразил Иисуса после распятия лежащим на коленях у Марии. Французский кардинал по имени Жан де Бильер поручил Микеланджело создать скульптуру для боковой капеллы собора Святого Петра в 149 году.7.
С помощью большого блока каррарского мрамора и своего неоспоримого художественного мастерства Микеланджело в течение года создал это невероятно детальное произведение искусства. Когда он закончил статую, в свои 24 года он все еще был относительно неизвестен, поэтому люди начали приписывать статую кому-то другому. Это подтолкнуло его к тому, чтобы вырезать свое имя на статуе, написав, что Микеланджело из Флоренции сделал это.
Давид
Давид является главной достопримечательностью художественной галереи Академии и, несомненно, самой посещаемой скульптурой Флоренции. Микеланджело «освободил» Давида из его мраморной тюрьмы за три года. Эта огромная статуя высотой 17 футов создана по образцу ветхозаветной фигуры, победившей Голиафа в долине Эла, когда израильтяне (Давид) сражались с филистимлянами (Голиафом). Статуя считается шедевром Микеланджело, по крайней мере, с точки зрения скульптуры.
Статуя Давида прославилась по нескольким причинам. Его создатель Микеланджело был единственным скульптором в то время, готовым работать с этим конкретным типом мрамора. Из нежелательного мрамора получилось одно из самых желанных и ярких произведений искусства, известных в истории.
Помимо высоты статуи, знаете ли вы, что его ноги еще и огромные? На самом деле статуя была создана для украшения крыши купола Флорентийского собора. Учитывая это предварительное знание, Микеланджело сделал ноги Давида немного больше, чтобы сделать статую более прочной. Однако нога Давида никогда не ступала на крышу собора, и сегодня люди сомневаются в его несоразмерных ногах изнутри Галереи.
Почему Микеланджело был выбран для росписи Сикстинской капеллы?
В 1505 году Микеланджело вернулся в Рим, работая над монументальной гробницей для папы Юлия II. Как гласит история, Браманте, который был расстроен Микеланджело за предыдущее пренебрежение, предложил Папе, чтобы Микеланджело расписал потолок, хотя он был скульптором, а не художником. Юлий согласился и почти вопреки воле Микеланджело подписал контракт на роспись потолка.
По иронии судьбы, Микеланджело был не в восторге от поручения и якобы даже пытался бежать из Рима! .Первоначальный замысел должен был изображать двенадцать апостолов, но после возражений Микеланджело Юлий отдал замысел в руки Учителя, а остальное уже история.
У Микеланджело было много проблем/трудностей на этой работе. Давайте назовем несколько, чтобы вы поняли:
- Микеланджело был скульптором, а не художником
- Ему приходилось рисовать фреской, но он никогда не рисовал этой техникой, так что, по сути, его первая попытка фресковой живописи становится самой известная картина в мире
- Сначала ему пришлось построить свои собственные леса, чтобы достичь потолка высотой 60 футов
- Поскольку он был перфекционистом, он в основном рисовал все сам
- Нет централизованного отопления, поэтому он жаловался на удушающую жару летом и адский холод зимой
- Во время росписи у него развилась болезнь глаз, которая прошла только спустя годы, когда он закончил потолок
Почему Сикстинская капелла шедевр?
Когда Микеланджело приступил к росписи потолка капеллы, ему пришлось рисовать фреской. Фресковая живопись — это когда вы наносите слой штукатурки на стену и, прежде чем она полностью высохнет, рисуете поверх нее. Когда штукатурка высыхает, краски впитываются в нее, что делает ее долговечной.
Недостаток в том, что если вы сделаете ошибку, вам нужно сломать штукатурку и начать все сначала. Вот почему так сложно писать фреской! И в довершение всего, это будет первая настоящая попытка Микеланджело написать фреску!
Сначала он привел друзей на помощь, но потом отпустил их и сделал весь потолок сам! Ему потребовалось 4 года, чтобы закончить картину, и, по сути, он создал совершенно новый стиль живописи.
Его фигуры были сильными, с огромными мускулами, даже у женщин.
Его стиль копировали многие художники, в том числе Рафаэль в папских покоях. Однако никому не удалось запечатлеть его так, как это удалось Микеланджело. Цитируя Эдварда Мунка :
«Можно легко сказать, что создатель картин в Сикстинской капелле был прежде всего скульптором».
Последние годы Микеланджело
После завершения потолка Сикстинской капеллы Микеланджело решил свою судьбу как одного из самых известных художников эпохи Возрождения. Он был редким художником, который пользовался не только богатством при жизни, но и двумя биографиями, написанными современниками.
Он создал еще много шедевров, в том числе монументальную заднюю стену Сикстинской капеллы — Страшный суд.
Поразительно, но Микеланджело дожил до 88 лет, что было крайне редко в те времена. Хотя он умер в Риме, его тело было отправлено обратно во Флоренцию, где оно покоится по сей день в базилике Санта-Кроче.
Не готовы забронировать тур? Ознакомьтесь с нашим путеводителем по Ватикану для получения дополнительной информации.
Лучшие туры в Ватикан и почему
Посмотреть это видео на YouTube
Кто расписал Сикстинскую капеллу?
Главная > блог о путешествиях > Италия > Ватикан > Кто расписал Сикстинскую капеллу?
Шон Финелли
Представьте, что вы посвятили 10 лет своей жизни созданию одного из самых знаковых произведений искусства всех времен. Представьте, что вы живете и спите в той же комнате, в которой работаете. 500 лет назад великий художник эпохи Возрождения создал проект, который определил его карьеру. Теперь почти 20 000 человек видят эту славную часовню каждый божий день. Этому художнику можно приписать создание нескольких произведений искусства, в том числе «Давид» и «Пьета». Итак, кто это? Кто расписал Сикстинскую капеллу?
Что такое Сикстинская капелла?
Сикстинская капелла находится в официальной резиденции Папы, Апостольском дворце. Первоначально известная как Cappella Magna, «новое» название часовни было получено от папы Сикста IV. Папа Сикст IV обязался восстановить часовню между 1477 и 1480 годами. Сегодня Сикстинская капелла служит частной часовней папы. Он также служит местом встречи кардиналов со всего мира, чтобы собраться вместе и избрать нового папу на так называемом Конклаве.
Сикстинская капелла часто считается одной из самых известных достопримечательностей в мире. Люди стекаются со всего мира, чтобы испытать необъятность произведений искусства этой святой часовни. Кроме того, люди больше всего ассоциируют красоту Сикстинской капеллы с ее фресками от пола до потолка. Многие из самых знаменитых художников эпохи Возрождения в Италии внесли свой вклад в прекрасные произведения искусства, которые мы видим сегодня в Сикстинской капелле.
Итак, ответ на извечный вопрос: Сколько художников помогало расписывать Сикстинскую капеллу. Поэтому на самом деле есть два ответа на этот вопрос. Чтобы упростить его, мы разобьем его на художников раннего Возрождения, а затем на Микеланджело. Когда вы войдете сегодня, вы увидите боковые панели и потолок. Художники раннего Возрождения расписали боковые панели, а Микеланджело расписал потолок. Есть смысл? Давайте углубимся.
Экскурсии по нашей Сикстинской капелле и базилике Святого Петра
Благодаря тесным отношениям с Ватиканом мы можем организовать лучшие экскурсии по Ватикану в Риме. Находя только самых опытных и привлекательных гидов, мы предлагаем разнообразные экскурсии по Ватикану без очереди с особым доступом к Собору Святого Петра.
Художники раннего Возрождения
Так кто же были эти художники раннего Возрождения? По сути, это были самые известные художники на планете (по крайней мере, в западной цивилизации). Эти ранние мастера жили на одно поколение раньше художников, таких как Микеланджело, Рафаэль и да Винчи.
They came from various cities, but I will name them here:
- Pietro Perugino
- Sandro Botticelli
- Biagio D’Antonio
- Cosimo Rosselli
- Luca Signorelli
- Domenico Ghirlandaio
If you don’t случается знать имена выше, не волнуйтесь. Я бы сказал, что большинство людей, которые не изучали историю искусства, не знают их, так что все в порядке. Самый важный вывод, сделанный вышеперечисленными художниками, заключается в том, что они создали прекрасные произведения искусства. Они также вдохновили более поздних художников на создание еще более красивых произведений искусства.
Чтобы попасть в точку, Пьетро Перуджино был учителем Рафаэля, а Гирландайо был учителем Микеланджело. Это позволяет вам узнать, насколько важны были эти художники, чтобы подтолкнуть следующее поколение к самому высокому уровню искусства, который когда-либо видел мир. Говоря о Микеланджело, давайте обсудим мастера
Ранние годы Микеланджело
Микеланджело вырос недалеко от Ареццо. Отец Микеланджело был настроен на то, чтобы его сын работал на административной работе, как и он, но был расстроен, когда понял, что будущий мастер предпочитает рисовать здания и произведения искусства, а не учиться. В результате он в конце концов сдался и устроил ему художественное ученичество. В 13 лет Микеланджело начал работать с выдающимся художником эпохи Возрождения Доменико Гирландайо. Можете ли вы представить потерю для мира, если его отец упорно заставлял его учиться?
Всего через несколько лет Лоренцо Медичи попросил Гирландайо прислать к нему двух своих лучших учеников. К счастью, Микеланджело сделал разрез. Следовательно, у Микеланджело была возможность изучать искусство в академии, основанной семьей Медичи. Там он смог отточить свое мастерство в присутствии величайших умов Италии. Общение с дворянами также принесет ему пользу в будущем, поскольку у них будут средства, чтобы поручить ему проекты.
Ранние проекты Микеланджело
Пьета
Двумя основными ранними работами Микеланджело были Пьета и Давид. Чтобы лучше понять художника, нам нужно немного обсудить эти два произведения. Микеланджело изваял Ла Пьету в самом конце 15 века и изобразил Иисуса после распятия лежащим на коленях у Марии. Французский кардинал по имени Жан де Бильер поручил Микеланджело создать скульптуру для боковой капеллы собора Святого Петра в 1497 году. произведение искусства. Когда он закончил статую, в свои 24 года он все еще был относительно неизвестен, поэтому люди начали приписывать статую кому-то другому. Это подтолкнуло его к тому, чтобы вырезать свое имя на статуе, написав, что Микеланджело из Флоренции сделал это.
Давид
Давид является главной достопримечательностью художественной галереи Академии и, несомненно, самой посещаемой скульптурой Флоренции. Микеланджело «освободил» Давида из его мраморной тюрьмы за три года. Эта огромная статуя высотой 17 футов создана по образцу ветхозаветной фигуры, победившей Голиафа в долине Эла, когда израильтяне (Давид) сражались с филистимлянами (Голиафом). Статуя считается шедевром Микеланджело, по крайней мере, с точки зрения скульптуры.
Статуя Давида получила свою несомненную известность по нескольким причинам. Его создатель Микеланджело был единственным скульптором в то время, готовым работать с этим конкретным типом мрамора. Из нежелательного мрамора получилось одно из самых желанных и ярких произведений искусства, известных в истории.
Помимо высоты статуи, знаете ли вы, что его ноги еще и огромные? На самом деле статуя была создана для украшения крыши купола Флорентийского собора. Учитывая это предварительное знание, Микеланджело сделал ноги Давида немного больше, чтобы сделать статую более прочной. Однако нога Давида никогда не ступала на крышу собора, и сегодня люди сомневаются в его несоразмерных ногах изнутри Галереи.
Почему Микеланджело был выбран для росписи Сикстинской капеллы?
Как гласит история, Браманте, расстроенный Микеланджело за пренебрежительное отношение, предложил Папе, чтобы Микеланджело расписал потолок, хотя он был скульптором, а не художником. Юлий согласился и почти вопреки воле Микеланджело подписал контракт на роспись потолка. Первоначальный замысел должен был изображать двенадцать апостолов, но после возражений Микеланджело Юлий отдал замысел в руки Учителя, а остальное уже история.
У Микеланджело было много проблем/трудностей на этой работе. Давайте назовем несколько, чтобы вы поняли:
- Микеланджело был скульптором, а не художником
- Ему приходилось рисовать фреской, но он никогда не рисовал этой техникой, так что, по сути, его первая попытка фресковой живописи становится самой известная картина в мире
- Сначала ему пришлось построить свои собственные леса, чтобы достичь потолка высотой 60 футов
- Поскольку он был перфекционистом, он в основном рисовал все сам
- Нет централизованного отопления, поэтому он жаловался на удушающую жару летом и адский холод зимой
- Во время росписи у него развилась болезнь глаз, которая прошла только после того, как он закончил потолок несколько лет спустя
Факты о Сикстинской капелле
- Музеи Ватикана и Сикстинская капелла ежегодно приносят около 90 миллионов долларов от продажи билетов.
- Английское слово «непотизм» происходит от итальянского слова «nipote», означающего «племянник». Эта этимология восходит к 16 веку, когда племянник папы Сикста IV Юлий также стал папой на основе принципа благоприятствования семейным отношениям.
- Микеланджело нарисовал Сикстинскую капеллу на спине? Вопреки распространенному мнению, нет. Микеланджело фактически построил платформу, которая позволяла ему стоять прямо во время росписи потолка.
- Микеланджело изобразил множество обнаженных мужчин на потолке с желудями. Это намекает на фамилию Юлия II, Ровере, что означает «дуб».
- Микеланджело решил сохранить свое изображение Бога напоследок, чтобы он мог отточить свое мастерство, прежде чем ему придется рисовать сложнейшее изображение на весь потолок.
Экскурсия по Ватикану с привилегированным входом и Сикстинской капеллой
Наша экскурсия по Ватикану с привилегированным входом начинается в 7:30 утра, и мы попадаем в музеи Ватикана сразу после 8 утра (на час раньше, чем общедоступный доступ). Взгляните на потрясающую Сикстинскую капеллу перед тем, как в нее хлынет толпа.
Лучшие туры в Ватикан и почему
Посмотрите это видео на YouTube
Я хочу больше Италии!
- Посмотрите наше видео на YouTube о том, как сделать Рим за один день. Если вы предпочитаете, чтобы мы вас сопровождали, ознакомьтесь с нашими турами по Риму.
- Следите за нашими приключениями в Италии на Facebook, Instagram и YouTube. Затем прокомментируйте и скажите нам, что вы хотите, чтобы мы рассмотрели дальше.
О Шоне Финелли
Шон является соучредителем и владельцем The Tour Guy и его дочерней компании The Roman Guy. Он изучал финансы и статистику, но это его «доктор Джекилл» сторона! Его «мистер Хайд» любит путешествия, искусство, историю и культуру. Шон читал библиотеки исторических текстов и считает, что весь интернет-контент должен исходить из книг. Практика, которой он следует!
Взаимодействие с читателем
Роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело – ItalianRenaissance.
orgМикеланджело, Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512 гг., фреска
от захватывающей дух росписи его потолка примерно 1508-1512 гг. Часовня была построена в 1479 году под руководством Папы Сикста IV, который дал ей свое имя («Сикстинская» происходит от «Сикст»). Расположение здания очень близко к базилике Святого Петра и двору Бельведер в Ватикане. Одной из функций этого пространства было служить местом сбора кардиналов католической церкви для избрания нового папы. Даже сегодня он используется для этой цели, в том числе во время недавних выборов Папы Франциска в марте 2013 г.Сикстинская капелла перед потолочной фреской Микеланджело
Первоначально сводчатый потолок Сикстинской капеллы был окрашен в синий цвет и покрыт золотыми звездами. Стены были украшены фресками разных художников, таких как Пьетро Перуджино, который в 1482 году изобразил Христа, доставляющего ключи святому Петру.
часовню, вместо того, чтобы оставить ее такой, какой она была. До этого времени Микеланджело получил известность благодаря своей работе скульптора, работая над такими великими произведениями, как Пьета и Давид. Однако его не очень ценили за работу кистью. Согласно Вазари, причина, по которой Юлий поручил Микеланджело такую высокую задачу, заключалась в подстрекательстве двух его художественных соперников, художника Рафаэля и архитектора Браманте. Вазари говорит, что они оба надеялись, что Микеланджело потерпит неудачу, поскольку он был менее привычен к рисованию, чем к лепке, или, альтернативно, он настолько разозлится на Юлия, что захочет вообще уехать из Рима.
Микеланджело, Ной и Всемирный потоп, Потолок Сикстинской капеллы
Однако вместо того, чтобы пасть ниц, Микеланджело взялся за создание одного из шедевров западного искусства. Программа потолка, которая, вероятно, была сформулирована с помощью богослова из Ватикана, сосредоточена вокруг нескольких сцен из Ветхого Завета, начиная с Сотворения мира и заканчивая историей Ноя и потопа. Картины ориентированы таким образом, чтобы смотреть на них с правой стороны, зритель должен стоять лицом к алтарю на дальней стороне алтарной стены. Последовательность начинается с Творения над алтарем и продвигается к входу в часовню на другой стороне комнаты.
Микеланджело начал рисовать в 1508 году и продолжал до 1512 года. Он начал с фрески Ноя (вход в часовню), но закончив эту сцену, снял строительные леса и принялся за то, что закончил. Понимая, что фигуры слишком малы, чтобы служить своей цели на потолке, он решил использовать более крупные фигуры в своих последующих сценах с фресками. Таким образом, по мере того, как картины перемещались к алтарной стороне часовни, фигуры становились больше, а также более выразительными в движении. Две самые важные сцены на потолке — это его фрески «Сотворение Адама» и «Падение Адама и Евы/Изгнание из сада».
Чтобы обрамить центральные сцены Ветхого Завета, Микеланджело нарисовал фиктивную архитектурную лепнину и поддерживающие статуи по всей длине часовни. Они были окрашены в цвет grisaille (серовато-монохромный цвет), что придавало им вид бетонных светильников.
Под выдуманной архитектурой находятся еще несколько ключевых наборов фигур, нарисованных в рамках потолочной программы. Эти фигуры располагаются в треугольниках над арочными окнами, между треугольниками сидят более крупные фигуры. К первой группе относятся люди Ветхого Завета, такие как Давид, Иосия и Иесей, — все они считались частью человеческого предка Христа. Они дополняли портреты пап, которые были нарисованы ниже на стенах, поскольку папы служили наместниками Христа. Таким образом, связи со Христом — как до, так и после — воплощены в этих картинах, которые начинаются на потолке и продолжаются на стенах.
Фигуры между треугольниками включают два разных типа фигур – ветхозаветных пророков и языческих сивилл. Гуманистам эпохи Возрождения была бы знакома роль сивилл в древнем мире, которые предсказывали приход спасителя. Для христиан шестнадцатого века это языческое пророчество истолковывалось как исполнившееся в приходе Христа на землю. Поэтому и пророки Ветхого Завета, и классической культуры пророчествовали об одном и том же грядущем Мессии и изображены здесь. Одна из этих сивилл, Ливийская Сивилла, особенно примечательна своей скульптурной формой. Она садится на одежду, лежащую на сиденье, и изгибается, чтобы закрыть книгу. Ее вес приходится на пальцы ног, и она смотрит через плечо вниз, в сторону алтаря в часовне. Микеланджело заставил сивиллу реагировать на среду, в которой она находилась.
Говорят, когда Микеланджело рисовал, он, по сути, рисовал скульптуру на своих поверхностях. Это явно относится к потолку Сикстинской капеллы, где он нарисовал монументальные фигуры, олицетворяющие силу и красоту.
Закладка.О
Это сайт для информации и анализа мира итальянского Возрождения. Текст является оригинальным для этого сайта (ItalianRenaissance.org). Ссылки на продукты выше являются партнерскими ссылками.
Информация для цитирования
Если вы хотите процитировать эту страницу, используйте эту информацию:
ItalianRenaissance.org, «Роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело», в ItalianRenaissance.
Ваш комментарий будет первым