Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Сказки о крыме для детей: Легенды, были и сказки Крыма для детей (сборник) — Евгений Белоусов

Что рассказать детям о Крыме?

Географическое положение

Крым находится на юге России. Это полуостров, соединенный с материком узким перешейком.

Полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. В северной и центральной части он равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы(предгорье),  которые, постепенно переходят в высокие горы.

За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли — Южный берег Крыма.

На географической карте эти природные зоны могут быть представлены в цвете: степная — желтая, предгорная — зеленая, горная — коричневая.

Степная зона

На востоке полуострова (р-н г. Керчи) и в Присивашье  почвы засолены, в остальной части степи земли плодородные. Они распаханы и используются под сельскохозяйственные угодья.

Недалеко от Керчи можно увидеть грязевые вулканы.

Предгорье

Предгорье вобрало в себя своеобразие севера и юга полуострова. Продольные долины и невысокие пологие холмы создают живописные виды: степь перемежается рощицами, холмами, лесопосадками.

Горная зона и южный берег Крыма

Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое-где они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж дикой природы.

В уютных плодородных долинах люди могут выращивать теплолюбивые растения, поскольку горы защищают эту территорию от холодных ветров и создают условия естественной оранжереи.

Климат

Климат определяется наличием теплого моря и гор: море смягчает холодный воздух зимой, отдавая свое тепло, и жаркий воздух летом, делая его более прохладным, горы защищают от холодных, северных ветров. Особенно ярко это проявляется на Южном берегу, где высокие горы задерживают тепло и не пропускают холодные ветры.

В Крыму выделяется три климатических района: равнинный, горный и южнобережный.

Горы

Горы, так же как и наш полуостров, называются Крымскими. Наиболее известные из них: Чатыр-Даг, Демерджи, Ай-Петри, Кара-Даг.

Самая высокая горная вершина — Роман-Кош. В тех местах, где горы пересекаются реками, образуются ущелья, наиболее известное — Большой Каньон Крыма.

Некоторые крымские горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла».

Горы состоят в основном из известняков и других легко растворимых пород. Дождевая и талая вода скапливается на плоских вершинах и по трещинам и углублениям проникает в известняки, размывает и растворяет их — так образуются пещеры. В Крыму много пещер.

Наиболее известные: Красная («Кизил-Коба»), Холодная («Суук-Коба» с подземным озером), Мраморная и Эмине-Баир-Хосар, поражающие своей красотой. Некоторые из них специально оборудованы для посещения.

В горах встречаются и ценные горные породы: диабаз, мрамор и другие, а также полудрагоценные поделочные камни: агат, сердолик, яшма и другие.

Водная среда
Моря

Крым омывается Черным и Азовским морями. Они соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, богатая полезными веществами. Азовское море гораздо меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и менее соленая.

Подземные воды

Подземные воды постепенно стекаются в маленькие ручейки, которые объединяются в подземные реки и озера, вытекающие на поверхность в виде родников. В Крыму много родников, в основном они расположены в горной природной зоне.

В Крыму есть источники минеральной воды, особенно в районах Евпатории, Сак, Феодосии. Самые известные источники — Савлык- Су («Здоровая вода», г.Алушта), Аджи-Су («Черные воды», в районе Бахчисарая ).

Реки

Самые полноводные реки: Салгир, Альма, Кача, Бельбек. Все они начинаются в горах. Салгир впадает в Сиваш, остальные реки — в Черное море.

Несмотря на большое количество рек, Крым беден пресной водой – ведь летом многие водотоки пересыхают, особенно в равнинной части. Поэтому сюда был проведен Северо-Крымский канал, который принес в степи днепровскую воду и позволил возделывать здесь сады, виноградники и рисовые поля.

Водохранилища

Из-за того, что большая часть талой и дождевой воды стекает в море, население Крыма испытывает недостаток пресной воды. Для ее сбора и сохранения создаются специальные водохранилища. Самое крупное из них – Симферопольское. Оно снабжает питьевой водой население административного центра Крыма.

Водопады

В Крыму есть водопады, из которых самыми известными является Учан-Су (самый высокий, в г.Ялте) и Джур-Джур (самый полноводный, у с.Генеральское в районе г. Алушта).

Озера

В приморской полосе равнинного Крыма находится много озер-лиманов и соленых озер, из которых с древних времен люди добывали соль. Их вода – «рапа» – содержит много полезных веществ, поэтому является лечебной.

Самые известные лечебные озера: Сакское и Мойнакское. Кроме воды они знамениты своими лечебными грязями, поэтому сюда приезжают лечиться люди из разных регионов России и других стран.

Сезонные изменения в природе

В связи с тем, что море остывает медленно и долго отдает тепло, осень в районах побережья теплая, продолжительная. Холод дает себя чувствовать ближе к ноябрю.

Зима мягкая, часто дождливая. Снег выпадает и задерживается, в основном,  во второй половине января. Часто (особенно в феврале), бывают теплые дни, когда набухают почки, а на Южном берегу цветут деревья и кустарники.

Весна затяжная, прохладная, с ветрами и неустойчивой погодой, что связано с медленным нагреванием морской воды.

Лето в основном жаркое, засушливое. В середине июля и в августе растительность в степи и предгорьях высыхает, почва трескается, сильно мелеют или пересыхают реки.

Читать бесплатно книгу «Легенды, были и сказки Крыма» Евгения Васильевича Белоусова полностью онлайн — MyBook

С чего начинается любовь к Родине? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но, наверняка, многие согласятся, что нельзя не любить землю, на которой родился и вырос. Здорово, когда знаешь биографию своих родителей, историю своей семьи. Хорошо, когда есть знания о прошлом своего города или поселка. Замечательно, когда ты и твоя семья уважают традиции своего народа.

Лучше узнать прошлое Крыма помогают ребятам десятки замечательных книг, сборники крымских легенд.

Помню, как однажды в далеком детстве, мама рассказала мне предание о девушке-русалке. Было это у источника Арзы в Мисхоре.

Наверное, в той первой истории родился у меня интерес к прошлому полуострова. Скоро моей настольной стала книга «Легенды Крыма». Ее подарили мне родители на день рождения. Полюбились и другие увлекательные издания о южном крае.

Позже были занятия на историческом факультете университета, работа вожатым в «Артеке» и учителем истории. И первые придуманные сказки о Крыме.

Книга, которую ты держишь в руках, собрала в себя произведения разных лет. И хотя отличаются они по жанру, наверняка тебе придутся по душе созданные воображением автора герои с добрым сердцем.

Очень хочется, чтобы эта книга стала полезной и нужной.

Верю, что все в нашей жизни будет хорошо.

Успехов тебе, мой юный читатель.

Твой друг Евгений Белоусов.

Об истории этой книги

В 1994 году симферопольское издательство «Таврия» начало выпуск многотомной авторской серии Евгения Белоусова «История Крыма для детей. Были. Легенды. Сказки». Общий тираж шестнадцати выпущенных книг составил более 100 тысяч экземпляров. Популярную серию в 2005 году отдельным сборником «Сказки и легенды Крыма» выпустило киевское издательство детской литературы «Радуга». Годом раньше полноцветный сборник объемом 288 страниц «Легенды, были и сказки Крыма для детей» опубликовали в Севастополе. Под этим названием десять раз с 2005 по 2015 годы книга выходила в издательстве «Библекс».

Двенадцать текстов сборника в 2006 году составили электронную книгу «Сказки и легенды Крыма», выпущенную издательством «Атлантик».

Многочисленные переиздания увлекательной книги связаны не только с удачными авторскими текстами, но и с качественными иллюстрациями, выполненными художниками Татьяной Лысюк, Евгением Поповым и Ладой Стукан.

В 1998 году Евгений Белоусов за создание серии «История Крыма для детей. Были. Легенды. Сказки» Постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым был удостоен звания Лауреата Государственной Премии АРК.

Книга становилась лауреатом нескольких выставок и конкурсов: «Книжный мир». Киев, 2004 год; «Народная книга Украины». Харьков, 2004 год; «Крымская весна». Ялта, 2005 год; «Искусство книги Украины». Киев, 2006 год; «Международный детский литературный фестиваль «Ветер перемен». «Артек», 2007 год.

Отдельные издания и сборники за период с 1994 года публиковались в общей сложности 29 раз. Предлагаемое вам тридцатое издание книги «Легенды, были и сказки Крыма для детей» проиллюстрировано работами молодой симферопольской художницы Оксаны Тыщенко. Растительные орнаменты выполнил Евгений Белоусов.

Продолжая работать над темой истории Крыма, писатель в 2017 году создает: «Православные предания Крыма в пересказе Евгения Белоусова», «Святые источники Крыма», «Детям – о Православных святых, в земле Крымской просиявших».

Серия крымских детских исторических книг востребована читателями, она продолжает жить и уверенно смотрит в будущее.

Вперед! На мамонтов!

В давние-предавние времена в земле крымской рядом с человеком первобытным жили кабаны и олени, козлы и бараны, сайгаки и муфлоны.

По берегам рек полноводных да в лесах густых бродили бизоны и лисы.

Но, пожалуй, самыми загадочными и величавыми были мамонты. Жили они очень давно. На Земле образовался тогда мощный ледник. Трудно пришлось теплолюбивым животным. Кто прочь от холода на юг ушел. Кто к жизни новой приспособился. А которые приноровиться не смогли – вымерли.

В краях наших появились животные с шерстью теплой. И не только мамонты. Еще носороги и овцебыки. Да и другие тоже.

Густая шерсть у мамонта. Чуть не в метр длиной. Нипочем ему ни снег, ни ветер студеный. Даже ливень самый сильный не промочит.

Почему? Как думаете?

А был у мамонта секрет. Шерсть его была смазана жиром. Толстым-толстым слоем.

Идет исполин. С ноги на ногу переваливается. Нелегко ведь пять тонн веса на себе нести. На спине горб огромный.

–Для чего? – спросите вы.

А там у него жира запасы. Килограммов эдак пятьсот. Как завьюжит, заметет снег травы съедобные, так идут в дело припасы эти.

Немалый зверь – мамонт. Ростом в три метра. А бивни и того больше – все четыре. Еще хобот длинный.

Вот такой зверь дивный.

Как ледник отступать стал на север, в землях приморских тепло стало. Только не по нраву мамонтам солнце жаркое. Ушли они за ледником вслед.

Задумался я:

– Интересно, как жил в те времена далекие человек первобытный? В чем ходил да где спал? Чем занимался?

Пошел я к знакомым археологам.

– Так, мол, и так, – говорю. – Вы в Крыму стоянки первобытных людей раскапываете. А что там находите?

– Находим мы ножи да топоры каменные, кости разные.

– А как узнаете, чьи это останки?

– В основном, конечно, животных. В одних пещерах черепа. В других зубы да кости. В третьих и то, и другое. И даже целые скелеты.

– Вот здорово, – говорю. – И даже кости древнего человека попадались?

– Конечно. И не раз. Еще в двадцатые годы ХХ века известный археолог Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский пещеры исследовал. Открытие ожидало его в гроте Киик-коба.

– Это же погребение первобытного человека! – воскликнул ученый. – Смотрите, кости прекрасно сохранились. А рядом следы костров и орудия каменные!

Как кости извлекли да яму зачистили, сказал один археолог:

– А яма – то, как раз под мой рост. Интересно, а удобно было нашему предку в ложе каменном?

И прыгнул в яму.

– Ого! – удивился он. – Да здесь не один день камнетесы трудились. Дно твердое. Изгибы линии тела повторяют.

И лег на камни. Прямо в одежде.

– Значит, предки наши хоронили умерших.

– И беспокоились, чтобы их сородич удобно чувствовал себя после смерти, – поняли ученые.

Много интересного рассказали мне археологи. Оказалось, в древние времена Крым был мало заселен. Правда, все стоянки, где жили древние люди, раскопать невозможно. Но археологи – люди упорные. Открытия у них впереди.

Еще в 1879 году К.С. Мережковский открыл пещерную стоянку Волчий грот.

А краевед С.И. Забнин в 1927 году стоянку Чокурча.

Еще стали известны стоянки Староселье и Шайтан-Коба, Кабази и Белая скала.

На Караби в 1930-е годы открыли несколько стоянок у озера Эгиз-Тинах. А всего на плато их известно больше двадцати. Стоянки сезонные. И относятся они ко всем периодам каменного века. Лежат у краев плато. Там, где есть или были источники.

А в Белогорском районе у села Пролом экспедиция Ю.Г. Колосова исследовала стоянку. В пещерах у речки Карасевка нашли кости носорогов да бивни мамонтов.

Однажды летом стали мои знакомые археологи в экспедицию собираться. Решили пещеры исследовать. Поехал и я с ними.

Как в предгорье добрались – палатки поставили.

Археологи за работу принялись. А я пошел места окрестные посмотреть да в речке искупаться. В карман бутерброд с колбасой сунул.

Холмы кругом кустами поросли. До гор рукой подать. Час иду. А солнце яркое в глаза бьет. Дальше иду. Притомился, выбрал место тенистое. Говорю себе:

– Прилягу здесь. Отдохну минутку.

Сколько времени прошло – не знаю. Вдруг слышу – голоса:

– Они прошли этой тропой.

– Да. Следы еще свежие.

– На водопое они долго не будут.

– Солнце не успеет уснуть – они пойдут обратно.

Речь людей была странная. Совсем не такая, как у нас. Мне стало интересно. Я поднялся и хотел было к ним подойти. Да вдруг так и обомлел…

На широкой поляне стояло человек пятнадцать заросших бородатых мужчин. В центре – седой, крепкий старик. В руках у одних – дубины. У других – копья.

Но больше всего поразила одежда. Это были шкуры.

От неожиданности я присел.

Старик сказал:

– Копать будем здесь. Тропа делает поворот. Они не сразу заметят ловушку.

То, что я видел и слышал, было невероятно. Передо мной стояли настоящие первобытные охотники. Но как они здесь оказались? На кого собираются охотиться?

Я прошептал:

– Вот сейчас возьму и подойду к ним. Не могу же я вечно прятаться в кустах.

Но внутренний голос предупредил:

– А если они примут тебя за врага?

Я стоял и не знал, что делать.


Вернуться к археологам и все им рассказать? Но дорога в лагерь займет не меньше часа.

Неизвестно еще, что случится за это время.

Ох! Как мне хотелось быстрее познакомиться с этими людьми!

Мои мысли прервал голос старика:

– Оружие кладите в сторону. Начинайте копать. Время идет.

Сырая земля поддалась легко. В ход пошли острые камни, заточенные палки.

– Землю не разбрасывать, – наставлял старик. – Ссыпайте на шкуры. Уносите в овраг.

Пока охотники трудились, я, не шелохнувшись, сидел в кустах. Ждал только удобного момента, чтобы выйти из укрытия.

Так прошло часа два. В глубину яма стала выше человеческого роста. И в длину шагов десять.

– Готово, – заулыбались довольные охотники.

– Отсюда не выбраться даже вожаку, – закивал головой старик. – Сейчас всем отдыхать. Потом устроим настил.

Через несколько минут затрещали деревья.

Непривычно было видеть, как ловко эти люди управляются каменными топорами. Скоро яма была сплошь покрыта ветками. Охотники искусно замаскировали ее землей и пучками травы.

Вдруг со стороны реки донеслись глухие звуки.

Мамонты появились неожиданно. Пять огромных и величественных гигантов медленно вышли на поляну. Впереди – вожак. Он чинно передвигал свои волосатые ноги. Купание в прохладной реке притупило его бдительность.

Вот до ямы всего пять шагов. Притаились охотники. Ничто не выдает их присутствия.

Вот до опасности всего три шага. Два… Один…

Раздался треск, и даже дрогнула земля. Тяжелое тело рухнуло в ловушку. Другие животные бросились наутек. Тут на поляну выскочили охотники:

– Вперед! На мамонтов!

– Мы сильные!

– Мы тебя не боимся!

– Ты дашь нам много мяса!

– Братьев много! Они убьют большого зверя!

Пронзительный рев не испугал их. Замелькали копья, дротики. Со скалы полетели каменные глыбы. Выбраться из ямы мамонт не мог. Он бешено бил хоботом по земле, стараясь достать хоть кого-нибудь из обидчиков.

Но охотники были начеку. Они оказались так же осторожны, как и храбры.

Немного времени прошло. Когда солнце опустилось за далекие вершины, все было кончено.

Потянуло прохладой. Тяжелые куски мяса нанизали на шесты.

– Домой, – проговорил устало старик.

Еще минута и охотники скроются, унося с собой добычу.

И тогда я решился и вышел из укрытия. Все, как по команде, обернулись. Сильные руки сжали копья. Мужчины насторожились.

– Не бойтесь, я – друг, – только и сказал я.

– Он один, – сказал кто-то.

Они успокоились и подошли ближе. Старик обошел вокруг меня. Пристально посмотрел.

– Ты кто? – спросил он.

– Я живу далеко отсюда. На берегу моря. Там, – и показал в сторону Феодосии.

– Где твое копье?

– Мне оно не нужно. Я не охотник.

Люди удивленно переглянулись.

– Что же ты ешь?

Я развернул пакет и показал бутерброд. Старик недоверчиво ткнул пальцем в хлеб:

– Это едят?

– Конечно, – и я отломил ему кусок.

Он непонимающе завертел его в руках.

Я разломил остатки на несколько частей. Протянул тем, кто стоял ближе:

– Пробуйте. Это вкусно.

И сам для примера съел первым.

Старик тоже стал жевать. За ним остальные. И тут он расплылся в улыбке:

– Вкусно, однако!

– Вкусно, – улыбнулись другие.

Потом они ощупали мои джинсы и футболку. И дружно уставились на голову:

– А где твои волосы?

– Где борода?

– Ты что, болеешь?

Они впервые, наверное, видели короткую стрижку и человека без бороды.

– Наши люди стригут волосы и бороду, – пояснил я.

– Ха – ха! – засмеялись они дружно. – Значит ты – Человек Без Волос.

– Ха – ха!

– Ты такой странный. Без копья и без волос.

И каждый весело несколько раз повторил:

– Человек Без Волос! Человек Без Волос!

Эти бесхитростные люди с открытыми лицами были мне по душе. Наверное, и я им понравился. Тогда я спросил:

– Можно я пойду с вами?

Старик великодушно кивнул головой:

– Пошли.

Скоро мы стояли у широкого ущелья. Навстречу бежали женщины и дети:

– Охотники вернулись!

– Они добыли много мяса мохнатого зверя! – радостно кричали они.

Их жилище оказалось у крутого склона. Одни развели костер. Другие резали свежее мясо и большими кусками жарили над огнем.

Я тоже принялся за работу. Наломал тонких палочек и нанизал на них кусочки мяса.

– Что делает Человек Без Волос? – раздался сзади голос.

Я обернулся. Рядом стоял мальчик лет десяти. Его длинные волосы спадали на плечи. Накидка из куска шкуры плотно облегала тело.

– Это шашлык.

– Шашлык? – переспросил мальчик.

Я стал объяснять, как буду готовить блюдо. И спросил:

– А как тебя зовут?

– Рысенок, – гордо ответил он.

Потом постучал себя в грудь:

– Рысенок быстро бегает. Рысенок умеет добывать огонь.

Потом остановился:

– У тебя нет копья. Ты и Рысенок пойдут в лес. Выберут древко. Сделают копье. Человек Без Волос будет охотником!

– Да какой из меня охотник. Я и копье держать не умею, – сказал я.

– В конце ущелья живет лев. Вчера одна девушка пошла за ягодами. Лев плохой. Лев загрыз девушку. Человек Без Волос с другими мужчинами пойдет и убьет льва.

– Ну, на льва, так на льва, – согласился я, – а пока давай подкрепимся.

Свежее мясо хорошо и быстро прожарилось. Я протянул шампур Рысенку. И тем, кто сидел рядом.

– Шашлык, – закивали они головами. – Вкусно.

– Большой кусок долго жарится. Маленький кусок быстро жарится, – сделал вывод Рысенок.

– Правильно,– похвалил я мальчика, – догадался.

– Рысенок теперь будет всегда шашлык делать, – сказал он.

– Ну и умный же ты у нас, Рысенок, – согласились взрослые.

Тем временем на землю опустилась ночь. Ветерок донес запах леса, нежный аромат цветов.

Подошел старый охотник.

– Спать, – сказал он.

Мы двинулись к почти отвесной скале. Один за другим полезли люди вверх. Вначале женщины и дети. За ними – мужчины.

Ползком на четвереньках двигался я за Рысенком. На ровной площадке все остановились. В скале темнело отверстие.

– Пещера, – воскликнул я.

– Мы живем здесь, – сказал Рысенок.

Наверняка в лесах бродили хищники. Но такое жилье было безопасно. Суровые условия приучили первобытного человека быть постоянно настороже. И правда, опасность подстерегала его на каждом шагу.

Площадка была на высоте двухэтажного дома. Слева и справа – отвесные скалы. У входа в пещеру навалены бревна, крупные камни и ветки.

«Завал, – понял я. – Это они на ночь закрывают вход. Вместо двери».

– Значит, вот какими раньше были двери, – пошутил я.

– Двери? – спросил Рысенок. – Что такое двери?

Я понял, что сказал это зря. Вряд ли можно объяснить этому малышу, для чего они.

Русские сказки обвиняются в том, что учат детей халяве

Дети в России могут быть напуганы ведьмами и другими темными персонажами в некоторых сказках страны, но высокопоставленный чиновник Центрального банка видит нечто еще более зловещее.

Русские сказки учат детей ждать «подачек» и тому, что лень окупается, считает первый заместитель управляющего банка Сергей Швецов.

Ссылаясь на русскую классику «Емеля и щука», Швецов объясняет, что сказка о волшебной рыбке, волей-неволей раздающей желания ленивому герою, подает плохой пример.

Заместитель председателя Центрального банка России Сергей Швецов

«Рассказываем детям про золотую рыбку, про щуку. Смотри, другой брат работает — дурак; средний брат работает — дурак; младший сидит на печке, потом щуку ловит — он дела идут хорошо», — сетует Швецов в комментарии , которое цитирует московское информационное агентство «Москва».

Такое якобы ядовитое сообщение будет преследовать детей во взрослом возрасте, сказал Швецов, мешая им бороться со своими финансами.

Его ответ? Перепишите что-нибудь из классики.

«Надо менять сказки. Нужно отказаться от этого фона, учить детей раздаточным материалам. Это очень серьезно», — сказал Швецов 15 января.

«По велению Рыбы!»

В «Емеле и щуке» главный герой большую часть времени проводит, дремля у теплой кухонной плиты. Он избегает работы и сдается только тогда, когда его подкупают. Однажды Емеля ловит волшебную щуку, которая исполняет его желания, большая часть которых связана с домашними делами.

Это одна из самых популярных и устойчивых сказок в России, которая была включена в сборник народных сказок, опубликованных в середине 1800-х годов, и несколько раз экранизировалась и анимировалась в советское время, в основном под названием «Желание по щуке». . Это настолько укоренилось в русской культуре, что часть одной строки из рассказа — «По велению рыбы, да будет так, как я хочу!» — стала крылатой фразой.

не очень подходил под образ образцового советского гражданина.Поэтому немного повозились со сказкой, отметил русскоязычный блог .

В анимационной советской версии 1957 года Емеля выпускает волшебную рыбу не из расчетливой жадности, а из чистой доброты.

Ленивые персонажи нередки в русских сказках и других произведениях.

Старинные традиции

В Василиса Прекрасная одноименной героине помогает волшебная кукла в выполнении работы, которую ведьма Баба Яга приказывает Василисе обрести свободу.

Но эта история заканчивается на высокой моральной ноте. Василиса учится ткать и вышивать. Ее работа привлекает внимание прекрасного принца, который женится на ней. В конечном счете, сообщение состоит в том, что тяжелая работа окупается.

В статье на сайте Russia Beyond that, посвященной «древним российским традициям лени и диванной зависимости», Александра Гузева пишет, что «конечным символом лени является Илья Обломов, персонаж знаменитого романа Ивана Гончарова.

Обломов — абсолютно беспомощный человек, полностью зависящий от своего слуги. Он не страдает от депрессии; лень — его образ действий».

Русские пословицы также говорят о том, что «безделье — это национальная черта», — рассуждает Гузева, выделяя: «Работа не волк — в лес не убежит».

Однако , Гузева также отмечает, что существует множество русских пословиц, прославляющих трудолюбие, в том числе: «Кушать любишь, не лежи на печи». Украинская популярная культура, часть I


Этот номер является первой частью серии из двух частей. Часть II последует в пятницу, 9/11.

Ярослава Ананка — научный сотрудник кафедры славистики Университета имени Гумбольдта (Берлин, Германия) .

В то время как сегодня в России действуют различные практики реконструктивного присвоения, доминирующей чертой современных дискурсов украинской идентичности является отчуждение. На политическом уровне проводится так называемая декоммунизация: переименовываются города и улицы, убираются и запрещаются советская геральдика и символика. Все эти санкционные меры часто оборачиваются стихийных иконоборческих акций, среди них снос памятников Ленину пятилетней давности.

При расчленении и обезглавливании памятников антропоморфизм самого разрушаемого объекта может быть столь же важен, как и сам акт разрушения. При этом акцент смещается с разрушения существующих символико-образных знаков на прежнее создание искусственных, человекоподобных фигур замещения и проекции. Антропоморфизм вводит в игру перформативную магию — миметическую медиальность. Иными словами, вандализм становится вуду.

Будь то вандализм или вуду, подобные представления оперируют материальными объектами. А как же русские идиомы и иконы, которые нельзя уничтожить здесь и сейчас? Как можно стереть всю фразеологическую мнемотопию и мемы, присутствующие в постсоветской идентичности благодаря литературе, не говоря уже о советских эстрадных песнях и фильмах, постоянно и целенаправленно оживляемых российскими СМИ?

Главный герой очерка, писатель, актер, режиссер-документалист и певец Антин Мухарский выступает именно за такое метамедиальное искусство. Один из самых противоречивых партизан в лесу советских символов и икон, Мухарский выполняет сразу несколько проектов. Наиболее известные из них «Мягкая украинизация» и «Жесткая украинизация» представлены Мухарским под гетеронимом Орест Лютый (Орест Мрачный). Он описывает себя как поющего профессора антропологии, занимающегося Homo sovieticus .

Далее я расскажу о его клипе Катя-Ватница . Это песня на три стихотворения украинского поэта и бессменного соавтора «Ореста» Артема Полежаки. Часть I кратко проанализирует визуальный и звуковой контекст клипа, пародирующего российские дискурсы об Украине. Часть II, которая последует в эту пятницу, более подробно расскажет о русских интертекстах этой двуязычной песни.

Помимо имени «Катя», в названии песни есть обозначение ватница . Это женская форма ватник , уничижительное сленговое имя для радикальных русских патриотов, которые тоскуют по СССР и приветствуют российскую «репатриацию» Крыма.

Кадровым хронотопом кукольного театра клип заявляет о своей мульти- и метамедиальности. Сцена открывается аплодисментами. Среди кукол и игрушек мы видим Ореста Лютого в фольклорной вышиванке ( вышиванка ). Эти вступительные кадры (0:10–0:53´) являются отсылкой к начальным титрам позднесоветской детской телепрограммы 9.0059 В гостях у Сказки ( В гостях у сказки ) и вообще на экспозиции советских фильмов-сказок.

Ролик визуализирует устойчивое словосочетание «рассказывать сказки» в значении «лгать». Короче говоря, это сказка о том, как преподносятся пропагандистские сказки. Но сначала Орест Лютый задает вопросы в форме дидактических загадок, на которые у него, как у опытного педагога и профессора антропологии, есть (или должны быть) ответы. Центральный вопрос: «Где ватники берутся?», что намеренно напоминает прототипичный «детский» вопрос «Откуда берутся дети?»

Ролик отвергает традиционные эвфемизмы, которые обычно отвечают на этот вопрос: «принесённые аистом или найденные в капусте». Косвенно, однако, на первый план выходит другой вопрос: кто родители, буквально, генераторы ватников , почему их так много, и что не так с ними, с этими обесчеловеченными марионетками, игрушечными солдатиками, демонизированными зомби и вампиры?

На риторический вопрос, откуда берутся ватников , наконец-то дан ответ, хотя и не на словах. Вместо этого ответ кроется в музыкальном треке, сопровождающем вступительные титры, который представляет собой мелодию песни Подмосковные вечера ( Подмосковные вечера) , стилизованную под саундтрек к сериалу В гостях у сказки . Таким образом, клип географически и политически локализует репродукцию ватников в Москве, а исторически и культурно в советском прошлом. Он также раскрывает механизм клонирования, поскольку мелодия «Подмосковных вечеров» была ключевым звуковым элементом для советской радиостанции 9.0059 Маяк . Мелодия звучала в начале каждого часа перед новостями.

Помимо телевидения и радио, видео также обращается к другим идиоматическим средствам массовой информации, таким как плакаты. Большинство этих русскоязычных плакатов содержат официальные рекламные лозунги, украшавшие улицы России и Крыма пять лет назад. Видео остраняет эти лозунги с помощью методов meme-hack и adbusting , способов графического вандализма, которые расшифровывают политические или рекламные плакаты, добавляя новые надписи или рисунки. В нашем случае этот вандализм принимает форму слов из четырех букв и нецензурных карикатур на гениталии.

Особую «кощунственность» этого партизанского общения можно увидеть в том, что плакаты будто бы нарисованы детьми. Но и здесь видео, так сказать, не «сказки»: в 2014 году прошли многочисленные городские и федеральные конкурсы и выставки патриотических детских рисунков по случаю аннексии Крыма.

Здесь нецензурная лексика становится важнейшим разоблачающим говорящим признаком русского языка. Остраненные лозунги на детских рисунках соответствуют речевым оборотам главной героини клипа Кати. Точно так же, как детские рисунки прославляют возвращение Крыма и в то же время ругают «злых украинских фашистов», речь Кати сочетает в себе различные лозунги советской ностальгии с обширными каскадами нецензурной брани.

Сцена истерической перепалки Кати с ее оппонентом-украинцем (4:02–5:00´) также является довольно точной аллюзией на российские политические ток-шоу, которые с 2014 года во многом посвящены украинской тематике. Сценические и риторические, эти программы также основаны на коммуникативном саботаже и троллинге : в студию обычно приглашают проукраинского эксперта, чтобы во время шоу каждый его ответ мог быть прерван и перекрикнут ведущими. , другие гости и зрители.

Ролики не только пародируют определенный контент из этих передач, но и прямо цитируют их. Основные моменты включают фейковые сообщения о мальчике, распятом украинскими солдатами (4:50–4:56), и угрозы российского телеведущего Дмитрия Киселева, который отметил, что Россия может, если захочет, превратить США в груду радиоактивного пепла. (4:19–4:21´).

Но самая главная цитата во всем дискурсе – магическая формула «Крым наш» («Крым наш») (0:50–0:54´; 1:32´), которая в сценарии клипа рифмуется с «пускать в тираж». Многократно воспроизведенный лозунг «Крым наш» — очень экономная и потому поэтически-идеологически очень эффектная фраза. Это минимальное предложение из двух слогов или лексем. Первое, «Крым», является визитной карточкой частной ностальгии и коллективной ревизионистской мести, тогда как другое, «наш», является коллективистским притяжательным местоимением, обладающим семантикой императивного присвоения. Таким образом, «Крым наш» — это перформативный пароль, девиз, мантра.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *