Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Сколько храмов в ярославле: Ярославская область стала четвертой по количеству храмов в России

Содержание

Храмы и монастыри Ярославля: фото, описание, история

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Благовещенской церкви составляет 4,5 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.

Эта старинная кирпичная церковь, построенная в 1672 году на средства купца Кислова. Она представляет собой крупный пятиглавый четверик с шатровым приделом у северо-восточного угла, шатровой колокольней у северо-западного угла и боковыми папертями.

Известно, что на этом самом месте, на главной торговой площади, так называемом «городском торгу», во времена удельных ярославских князей существовала древняя деревянная приходская церковь Спаса Преображения. Отсюда и её наименование – «Спас на Городу». И хотя деревянная церковь сгорела при пожаре 1658 года, новая каменная церковь сохранила её название. Её главная достопримечательность – это старинные фрески.

«Золотой век» храмостроения (17 век)

Итак, в 17 столетии

на волне экономического и культурного подъема средневекового Ярославля широко развернулось каменное храмовое строительство.
Каменные храмы
, в основном создаваемые взамен деревянных, возносились вверх десятками. И каждый новый был краше и наряднее предыдущего, словно спонсирующие их строительство купцы соревновались друг с другом. Поскольку купцам очень хотелось заручиться поддержкой
Николая Угодника
, то только в его честь в Ярославле сооружается довольно большое количество храмов, из которых до нашего времени сохранилось лишь
семь
.

«Золотой век» ярославского храмостроения

В процессе такого интенсивного строительства постепенно выработалось определенное архитектурное направление названное «ярославской школой зодчества»

. В начале «золотого века» храмостроения все церкви создавались
четырехстолпными
и
пятиглавыми
(со временем некоторые из них стали одноглавыми), имели
трехапсидные
выступы с закомарами, высокие световые барабаны,
позакомарное покрытие
и большие луковичные
главки
. Колокольня чаще всего являлась частью единого целого, примыкая к северо-западному углу основного храма и имеющая выходы в галереи.

Храм Николы Надеина

Народный переулок, 2 А

Первым посадским храмом Ярославля (20-е гг. 17 в

.) считается Храм Николы Надеина, освященный в часть Николая Чудотворца, но сохранивший в названии мирское имя купца, сооружавшего эту церковь. В создании этого храма еще сильно влияние основных архитектурных черт 16 века – строгость и лаконичность во внешнем оформлении.

Храм Николы Надеина. 20-е годы 17 века

Но ее внутреннее убранство уже подверглось влиянию нового времени – эта церковь была расписана самой первой из посадских церквей – в 40-х гг. 17 века

. Все 450 фресковых сюжетов и сегодня поражают своим исполнением. Самой главной достопримечательностью внутреннего интерьера является позолоченный
иконостас
, выполненный по эскизу известнейшего основателя театра
Ф.Волкова
, созданный позднее — в середине 18 века.

Храм Рождества Христова

Улица Кедрова,1

Второй посадской церковью (30-40 гг.17 в.

) является Храм Рождества Христова, созданный взамен деревянной предшественницы. В отличие от Храма Николы Надеина, Рождественская церковь имела большее количество
приделов
, отдельно стоящую
Колокольню
и в декоре ее фасадов впервые появились поливные «муравленые»
изразцы
. Считается, что идея использования поливных изразцов, которые со временем все более активно будут применяться в наружном декоре храмов, была позаимствована купцами в Средней Азии.

Храм Рождества Христова. 30-40 гг.17 век.

Эта пятиглавая церковь со временем стала одноглавой. Еще одна главка с прекрасным «корсунским»

крестом украшает Казанский квадратный придел, пристроенный позднее. А главной внешней отличительной особенностью храма является наличие
изразцовой надписи
по верхнему периметру всего фасада, донесшей до нас через 400 лет имена спонсоров и хронологическое время постройки храма.

Храм Никиты Мученика

Улица Салтыкова-Щедрина, 32/49

Одним из самых скромных храмовых сооружений считается неприметная одноглавая Церковь Никиты Мученика (постройка 40-х гг

). Хотя освящена она в честь
Архангела Михаила
, тем не менее, носит столь редкое наименование.

Главной достопримечательностью этого храма стала его стройная шестигранная Колокольня

, возведенная в
конце 17 века
. Этот изысканный шедевр весьма примечателен своей архитектурой. Традиционный низ – это восьмерик на четверике, далее расположен ярус звонницы, завершающийся тремя ярусами открытых аркад и крохотной главкой.

Храм Николы Мученика с Колокольней 17 века

Колокольня – это единственное, что сохранила для нас история. Сам храм был полностью перестроен с целью увеличения площади в первое десятилетие 20 столетия.

Храм Ильи Пророка

Советская пл., 7

К середине 17 века (40-50 гг. 17 в

. ) появляется еще одно чудо ярославского храмостроения – Ильинская церковь, в память о первом городском храме. Общий архитектурный вид этого прекрасного сооружения напоминает Рождественскую церковь. Здесь присутствует ярко выраженная
ассиметричность
,
пятиглавие
, традиционные
галереи
, фасадные
изразцы
и т.д. Красота этого храма и его гармония обладают необъяснимой притягательностью.

Ильинский храм — одно из чудес Ярославля

С разных ракурсов этот храм выглядит по-разному. Несложные детали декора в виде висячих гирек или узорных деталей крыльца весьма оживляют общее архитектурное восприятие. А многофигурная фресковая роспись

внутреннего интерьера, выполненная в
80-х годах
17 века, позолота резного иконостаса, древние храмовые иконы — просто завораживают.

Фресковые росписи Ильинского храма. Пер.пол.17 века

В период повсеместного введения планового градостроения в реформаторскую эпоху Екатерины Второй, Ильинская церковь стала главной доминантой в организации радиально-ключевой застройки Ярославля и дала название расположенной перед ней главной городской площади (ныне Площадь Советская).

Ильинская церковь — украшение Советской площади

Вторая половина 17 века

характеризуется уже не единичной, а массовой храмовой застройкой посадской и слободских территорий.
Массовое храмовое строительство
в этот период объяснялось еще и тем, что в «Великом пожаре»
1658
года было уничтожено много деревянных церквей, что требовало их воссоздания в каменном, более практичном и современном виде.

Храмовый комплекс в Коровницкой слободе

Портовая набережная, 2

В самой середине 17 столетия в Коровницкой слободе, на противоположной стороне Которосли начинает создаваться изумительный архитектурный комплекс, который сегодня считается одной из «визитных карточек» города.

Великолепие Храмового комплекса в Коровниках. 17 век

Самый первый храм этого комплекса Церковь Иоанна Златоуста

, сооруженная на средства состоятельных посадских жителей – братьев
Неждановских
, вобрала в себя все самое лучшее, что уже использовалось в то период в ярославском храмостроении. Поэтому этот храм стал эталоном для дальнейших церковных сооружений.

Храм Иоанна Златоуста — «жемчужина» храмового комплекса в Коровниках

Зимняя Владимирская церковь

этого же комплекса была возведена чуть позже. А в 80 году ансамбль дополнился шатровой 37-метровой
Колокольней
, оснащенной знаменитыми демидовскими колоколами. Сегодня этот архитектурный ансамбль находится в ведении старообрядческой общины.

Храм Архангела Михаила

Улица Первомайская, 67

С 50 по 80 гг

. 17 века на месте предыдущей деревянной был построен и гарнизонный
Храм Архангела Михаила.
Храм Архангела Михаила. Втор.пол. 17 века

Начал он возводился аналогично Ильинскому храму – четырехстолпным и трехапсидным, с высоким подклетом, с Колокольней в северо-западном углу, галереями и мощным пятиглавием. Но за годы накопленного строительного опыта покрытие было сделано уже не позакомарным, а четырехскатным, что являлось наиболее практичным.

Храм Николы Мокрого

Улица Чайковского, 1Б

Храм Николы Мокрого, сооруженный в период царствования Алексея Михайловича в 60-70 гг. 17 в

., в отдельных своих архитектурных деталях повторяет Ильинскую, Рождественскую и Златоустинскую церкви. Правда, этот храм построен без подклета, но зато декор его фасадов выполнен с удивительным мастерством.

Храм Николы Мокрого.60-70 гг. 17 века

Соседняя Тихвинская церковь

с трапезной (постройка
80-х гг.17 в
.), более скромна в оформлении. Ее основной достопримечательностью является высокохудожественно оформленный изразцами
южный притвор
.

Многоцветье южного притвора Тихвинского храма. 17 век

Пожалуй, это самые нарядно оформленные ярославские храмы.

Николо-Меленская церковь

Улица Стачек, 58 А

Это каменное сооружение было построено на рубеже 60-70 гг.

17 века на территории бывшего Николосковородского мужского монастыря на средства купца
М. Дурандина
. Роспись храма была осуществлена в первом десятилетии 18 века и является одной из самобытнейших ярославских росписей, осуществленной бригадой художников с
Ф.Федоровым
во главе.

Николо-Меленский храм. 60-70 гг. 17 века

В 80-е годы купцом М.Кузнецовым рядом с летней Никольской возводится зимний Успенский храм

.

А в начале 20 столетия рядом сооружается большая и вместительная церковь посвященная Иоанну Постнику

, Архангелу Гавриилу и
Андрею Критскому
, поэтому в разных источниках ее называют по-разному.

Успенский собор

Которосльная набережная, 2/1

В 70-е годы

17 столетия был построен и очередной Успенский собор Рубленого города. Высокий и стройный, он уже не имел таких разветвленных галерей, как прочие ярославские храмы, не было на нем и изразцового декора. Зато были роскошные внешние
росписи закомар
и изящный
архитектурный декор
.

Успенский собор. 70-е гг.17 века. Не сохранился

К сожалению, этот храм был уничтожен в советский период. Но фотографии сохранили его прекрасный и величественный облик.

Владимирская церковь на Божедомке

Улица Рыбинская, 44 Г

Одним из необычных храмов, сооруженных в 70-е гг. является Владимирская церковь на Божедомке

. Она интересна, во-первых, местом своего строительства.
Божедомкой
называли места складирования умерших бродяг и утопленников, где они хранились до весны и отпевания. Это было довольно страшное место.

Владимирский храм на Божедомке. 70-е гг. 17 века

Второй уникальностью церкви является ее архитектура. Это единственный шатровый городской храм и, практически, последний трехшатровый древнерусский храм

допетровского времени.

Церковь «Спаса на Городу»

Улица Почтовая,3

Так же в 70-х годах, вместо сгоревшей в пожаре 1658 года Спасской городской торговой церкви, по образцу Златоустинского храма строится Церковь «Спаса на Городу»

.

Храм «Спаса на Городу». 70-е гг. 17 века

Впоследствии этот храм не раз перестраивался, сильно пострадал в 1918 году и в период советского режима. Сегодня эта действующая церковь числится памятником архитектуры и охраняется государством.

Церковь Дмитрия Солунского

Улица Б.Октябрьская, 41

Подобием храма Николы Надеина в 70-е гг. создается и Церковь Дмитрия Солунского

, около которой впоследствии сооружается в каменном варианте и
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы
.

Храмы Д.Солунского и Похвалы Пресвятой Богородицы. 70-е гг. 17 века

Оба храма затем неоднократно перестраивались. Сегодня они являются действующими.

Церковь Иоанна Предтечи

2-я Закоторосльная набережная, 69

На рубеже 70-80 гг.

17 века была создана и вершина ярославского храмового зодчества –
Церковь Иоанна Предтечи
, возведенная прихожанами Толчковской слободы. Это самый красивый, самый живописный и самый высокохудожественный ярославский храм, который находится сегодня под защитой ЮНЕСКО.

Этот храм, отличающийся своей высотой

(более 40 метров) и грандиозными размерами, создавался по образцу Златоустинской церкви в Коровницкой слободе. Своеобразие данному храму придают высокие, наравне с основным храмом,
приделы
, которые имеют не традиционные шатровые завершения, а
пятиглавые
. Это создает удивительную композицию пятнадцатиглавого сооружения.

Пятнадцатиглавый Храм Иоанна Предтечи. 70-80 гг.17 века

Интересен и материал, из которого возведен Храм Иоанна Предтечи. Это впервые использованные в строительстве лекальные фигурные кирпичи

. Кажется, что мастера вложили в это творение всю красочность, многоцветность, узорочье, которое можно было себе позволить в тот период. Прекрасными архитектурными творениями являются и отдельно стоящая
Колокольня
и
Святые ворота
.

Храм Вознесения Господня

Улица Свободы, 44 А

Также творением 70-80-х гг

. 17 века является типичный приходский ярославский
храм Вознесения Господня.
Эта четырехстолпная, пятиглавая церковь сооружена уже не на купеческие средства, а на деньги самих прихожан, по чьей инициативе она и построена.

Храм Вознесения Господня. 70-80 гг.17 века

К концу 17 века около нее появилось сооружение Сретенской теплой церкви

, которая была позднее переделана и сегодня является примером архитектурного стиля
«елизаветинское барокко»
.

Федоровский собор

Улица Б.Федоровская, 72
В 80-е гг.

на правобережье Которосли, на территории бывшей Толчковской слободы, появляется
Храм Федоровской иконы Богоматери
, возведенный по образу и подобию Храма Вознесения Господня. Архитектура данного храма — это самый
зрелый этап
ярославского храмостроения. Но создавался храм не купцами, а прихожанами, потому декор фасадов довольно скромен.

Федоровский храм. 80-е гг 17 века

Очень интересен Федоровский собор своей символической стеновой росписью

, которая как бы связана с космосом.
Образ Отечества
, созданный для этого храма, можно увидеть в экспозиции Ярославского музея-заповедника.

Этот храм, который долгое время выполнял функцию Кафедрального собора

, считается одним из наиболее гармоничных храмовых сооружений. Отличительной его особенностью является сочное, богато декорированное и необыкновенно-
высокое
(выше высоты основного храма)
пятиглавие
.

В конце 80-х годов

при Федоровском приходе сооружается зимняя одноглавая, бесстолпная
Церковь Святого Николая на Пенье
(Николо-Пенская).

Николо-Пенский храм. Конец 80-х гг. 17 века

Эта небольшая церковь в советские годы не была закрыта

и проводила службы для всей старой части города. Сегодня церковь является домовым храмом архиепископов города.

Богоявленская церковь

Богоявленская площадь, 12

Завершающим объектом «золотого» 17 века (80-90- е гг.

) храмового строения в Ярославле считается Богоявленский храм. Архитектурной особенностью данного храма является отсутствие не только подклета, но и столпов. Бесстолпное сооружение храма предполагало совершенно иное завершение кровельного перекрытия при помощи параллельных кокошниковых рядов.

Богоявленский храм. 80-90-е гг. 17 века

Основной храм намного выше галерей, и потому кажется особенно стройным и воздушным. Особое очарование придают фасадам изразцовые многоцветные ленты

, расположенные по вертикалям и горизонталям.

Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе

Улица Базарная, 56

Пятницко-Туговский храм

сооружен в начале
90-х гг.
17 века в легендарном для жителей города месте –
на Туговой горе
. Именно на этой горе происходила
в 1257
году древняя битва горожан с монголо-татарами, во время которой погиб третий ярославский князь –
Константин Всеволодович
.

Храм Параскевы Пятницы на Туговой горе. 90-е гг. 17 века

Здесь во время Гражданской войны в 1918 году

красноармейцами был убит отец Николай, воспротивившийся установке на храмовую колокольню пулемета. В 1938 году была разобрана и сама колокольня. Сегодня храму возвращен прежний вид.

Храм Николы Рубленного

Которосльная набережная, 8

В самом конце 90-х гг.

17 столетия на территории Ярославского кремля состоятельными посадскими людьми создается еще одна небольшая приходская церковь, посвященная Николаю Чудотворцу. По ее месторасположению она была названа
Храмом Николы Рубленного
.

Храм Николы Рубленого. 90-е гг. 17 века

Сегодня эта церковь является единственным храмовым сооружением 17 века на территории бывшего Ярославского кремля. В нем располагаются служебные помещения Ярославского музея-заповедника.

Успенский собор в Ярославле

Несколько веков главным храмом Ярославля был Успенский собор, основанный ещё в начале XIII столетия. Эта была одна из первых каменных ярославских церквей. Её освящение состоялось в 1219 году. К сожалению, после пожара в 1501 году у неё обрушились своды. Через 15 лет собор отстроили и освятили заново.

Вообще, за время своей истории Успенский собор перестраивался не раз: и в 1646 году, согласно царскому указу, и в 1659, после очередного пожара.

Начиная с 1786 года, Успенский собор стал кафедральным собором Ярославско-Ростовской епархии, но в 1918 году сильно пострадал во время восстания, а в 1937 году был взорван.

В 2004 году было принято решение о необходимости строительства на этом месте нового собора. И хотя внешне он не похож на взорванный, современный Успенский собор является культурным и духовным центром Ярославля.

Годы запустения

В советский период ареной широкой антирелигиозной кампании, развёрнутой в стране, стал и Ярославль. Церковь Михаила Архангела – гарнизонная, в которой молились, отправляясь в бой, многие поколения российских воинов, была закрыта и превращена в склад. В 1925 году изъяли и отправили в переплавку её колокола, а всю утварь и прочие ценности попросту разграбили. Очень небольшое их число удалось уже в наши дни обнаружить в музеях страны.

Ситуация несколько изменилась к лучшему в шестидесятые годы, когда храм Михаила Архангела (Ярославль) передали под опеку городского музея-заповедника. Была произведена его частичная реставрация, но средств у государства не хватало, а прежние купцы-благодетели давно канули в Лету.

Чем дорога нам церковь Архангела Михаила?

Святые места – Ярославль и прочие города, входящие в Золотое кольцо России, — сегодня являются наиболее посещаемыми как паломниками, так и просто туристами. Исторический центр Ярославля внесён в список ЮНЕСКО, поскольку представляет собой значительную историческую и художественную ценность. Сюда со всей страны и из-за рубежа съезжаются тысячи людей, чтобы вдохнуть ни с чем не сравнимый воздух старины. Но не только культурным наследием прошедших веков славен этот волжский город.

Известен он и своими храмами, заметное место среди которых занимает церковь Михаила Архангела, описание которой сегодня можно найти как в печатных путеводителях, так и на принадлежащих ей интернет-сайтах. Здесь, в стенах, ставших свидетелями стольких богослужений, молитва становится особенно благодатной.

Важно отметить, что делу возвращения народа к его исконным духовным корням служат не только совершаемые в ней богослужения, но и концерты хоровой и колокольной музыки, проводимые здесь каждый август в рамках всероссийского фестиваля «Преображение». Участие в них принимают и профессиональные коллективы, и церковные хоры, созданные силами отдельных приходов. Их пение, сопровождаемое звоном колоколов, становится символом святости, возрождающейся после десятилетий духовного мрака и запустения.

Источник: fb.ru
религия

На пути к возрождению

Так и оставался храм музейным экспонатом, используемым для хозяйственных нужд, вплоть до 1992 года, пока не был наконец возвращён православной церкви. В этот период, ввиду изменившейся государственной политики по отношению к вопросам религии, многие храмы и монастыри, прежде отнятые у верующих, вернулись к своим прежним владельцам. В их число вошла и церковь Михаила Архангела (Ярославль).

Расписание богослужений и в те годы, и сегодня можно увидеть лишь на дверях её южного предела – тёплой части церкви, реставрация которой завершена. Остальное здание ещё закрыто на замок и ждёт своего часа. В нём лишь произведены штукатурные работы и восстановлены оконные витражи.

Успенский собор — Ярославль, Россия

Успе́нский собо́р в Яросла́вле — в XVIII—XX веках кафедральный православный храм древней Ростово-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на Стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Дважды перестраивался — в начале XVI и, видимо, в середине XVII века.

Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

Ансамбль шестистолпного Успенского собора с высокой шатровой колокольней был буквально повторён в первые годы XVIII века в зажиточном селе Великом под Ярославлем

В 1501 году случился пожар и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля.

Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.

Интерьер Успенского собора на фото И. Ф. Барщевского, 1881

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А.

 И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.

В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

26 октября 2004 года был заложен новый Успенский собор на том же месте. Конкурс выиграл проект московского архитектора Алексея Денисова. Главный меценат проекта — московский бизнесмен Виктор Тырышкин. Новый собор не будет похож на взорванный. Площадь храма составит около 2 тыс. м², вместимость — более 4 тыс. человек, высота до основания креста — 50 м, высота отдельно стоящей колокольни — 70 м. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Строительство продолжается и сейчас: завершена кладка кирпичных стен, готовится установка куполов. Храм планируется окончательно достроить к 1000-летию Ярославля в 2010 году. Однако новый строящийся собор подвергся критике, прежде всего за свои размеры, в частности его строительство вызвало опасения на 33-ей сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО как изменяющее общий вид города:

«Такую махину ставить на Стрелке опасно. Грунт там „плавает“, и даже если храм не съедет вниз, то под воздействием такой громадины может разрушиться набережная. Могут „поплыть“ и Митрополичьи палаты», — пишет одно из местных изданий.

Вечером 27 августа 2010 г. архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл провёл первое богослужение в новом храме — несмотря на то, что ещё не все строительные работы были завершены. Собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года.

Храмы Ярославля | russiantrips.ru

Город Ярославль имеет яркую многовековую историю, ведь он был основан ещё при самом Ярославе Мудром (11 век). Именно здесь туристы могут увидеть и посетить огромное количество прекрасных архитектурных памятников.

Сама история предопределила наличие огромного количества храмов в Ярославле, потому что город столетиями развивался и как торгово-ремесленный центр и как культурный. Многие архитектурные сооружения созданы во время расцвета ярославского церковного зодчества. На экскурсиях ИзмосквыТур вы сможете увидеть красоту православной архитектуры старинного города и ближе познакомиться с его многовековой историей.

А мы в этой статье расскажем о наиболее запоминающихся храмах Ярославля, это:

  1. Церковь Ильи Пророка
  2. Церковь Михаила Архангела
  3. Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла
  4. Собор Казанской иконы Божией Матери
  5. Церковь Спаса на Городу

1. Церковь Ильи Пророка

Данный храм был построен в 17 веке, сейчас же он украшает главную Советскую площадь города. Ильинская церковь является наиболее узнаваемым архитектурным сооружением Ярославля.

Шедевр древнерусского зодчества и живописи возводился в период с 1647 по 1650 гг. Интересно, что до начала строительства на территории Земляного посада находилось два приходских полуразрушенных деревянных храма: Ильинский и Покровский. Братья купцы Скрипины приняли решение объединить их вместе и создать новый, который должен был увековечивать память об Ильинском – первом храме, построенном ещё при самом князе Ярославе Мудром на территории городского кремля.

Ценность церкви Ильи Пророка заключается не только в ее древности, но ещё и в том, что здесь полноценно сохранено художественное убранство, которое передаёт традиции древнерусской церковной живописи. Удивляет, что за сотни лет не потускнели яркость и свежесть красок в росписях 17 века! Основными мотивами росписей являются евангельские события, житие Ильи пророка и Елисея – его ученика, а также деяния апостолов.

На данный момент храм Ильи Пророка совместно используется Ярославской епархией и Ярославским музеем-заповедником.

В храме есть несколько святынь, это: икона Пресвятой Богородицы «Ярославльская» и частица ризы Христа.

2.Церковь Михаила Архангела

Храм, посвящённый Архистратигу Михаилу, самый древний в Ярославле. Он располагается на пересечении улицы Первомайской и Которосльной набережной. Строительство храма продолжалось около 25 лет. Поэтому в его облике можно увидеть наличие черт двух традиций разного периода зодчества.

В настоящее время церковь представляет собой нарядный гарнизонный храм с белыми наличниками, привлекающий взгляды туристов и обычных прохожих своей величественностью и красотой.

Согласно преданию, в 1215 году был построен первый храм по велению князя Константина Всеволодовича, на месте которого сейчас находится описываемая церковь. Он был сделан из бруса и так же, как и храм Михаила Архангела, посвящён Архистратигу Михаилу. Просуществовало строение 80 лет, затем из-за ветхости его пришлось заменить другим деревянным архитектурным сооружением. Анна – супруга князя ярославского Фёдора Чёрного – в подарок новой церкви вручила икону Архистратига Михаила, которая была украшена жемчугом, золотом и серебром, драгоценными камнями. Во время пожара деревянная церковь сгорела, и были утеряны многие росписи, иконы, часть изразцового пола. Однако, некоторые иконы всё же сохранились, среди них икона архангела Михаила, которая сейчас находится в Третьяковской галерее.

Святыни храма Михаила Архангела: икона Ильи Муромца, частица святых мощей апостола Андрея Первозданного.

3.Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Храм является уникальным для города Ярославля, так как он выполнен в стиле «петровского барокко». Архитектурный памятник имеет большие размеры – два этажа, три яруса окон, украшенных роскошным декором, присущим для этого стиля. А также есть высокая колокольня в несколько ярусов со шпилем, что делает храм центром общей композиции, выделяя его среди других построек, прудов, мельниц и парков. Этот шпиль несколько веков являлся высочайшей точкой города Ярославля.

Найти храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла можно по адресу: Петропавловский парк, 25 А.

Возведение церкви продолжалось с 1736 по 1744 гг. Архитектурный памятник выполнен по задумке архитектора максимально схоже с Петропавловским собором в Санкт-Петербурге, по его образцу. Строительство осуществляли состоятельные купцы Затрапезновы, которые владели большой по тем временам ярославской мануфактурой.

Главной достопримечательностью храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла является икона «Воскресение Христово». Она считается таковой, потому что сделана из слоновой кости и является подарком самого Петра Первого купцу Затрапезнову. Другой святыней храма считается серебряный крест с частицей мощей святого Антония Римлянина.

4.Собор Казанской иконы Божией Матери

Собор Казанской иконы Божией Матери представляет собой большой собор с пятью куполами и четырьмя столпами, выполненный в стиле позднегоклассицизма. Строительство его началось в 1835 году, а закончилось ровно через 10 лет. Он был возведен на месте старой кирпичной церкви 17 века, которая хранила чудотворную Казанско-Ярославскую икону Божией Матери. Одно время храм закрывался, использовался как областной архив, лишь около 20 лет назад были возобновлены богослужения.

Найти собор можно в самом центре Ярославля.

Обретение Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы положило начало истории самого храма. Согласно преданию, это архитектурное сооружение и соседний с ним женский монастырь были построены в память о помощи, которую оказала икона Божией Матери городу во время нападения польских войск. После молитв обычных горожан она благословила всех и отгородила город от неприятеля, заставив врага отступить. За два года, начиная с 1610, был выстроен каменный храм, а затем и женский монастырь рядом. На данный момент в соборе Казанской иконы Божией Матери находится копия чудотворного образа, сделанная в 19 веке, к сожалению, оригинал утерян.

Помимо вышеупомянутой иконы, в Казанском храме есть и другие святыни, например, чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославскоо и Ростовского, Житие святителя и исповедника Агафангела.

5.Церковь Спаса на Городу

Данное архитектурное сооружение получило такое название, потому что оно построено на своеобразной границе центра старинного Ярославля – на краю Земляного города, около Медведицкого оврага, то есть – «на городу». Отсюда ясно, что находится храм в центре города – на Которосльной набережной.

Храм Спасский каменный построен в 17 веке. Отличительной его особенностью является большое количество приделов, выразительность декоративных элементов, а также шатры. Внутри всё также грандиозно, как и снаружи, ведь имеются святыни, сохранены фресковые росписи.

На месте этого собора первая церковь была воздвигнута совсем давно – во времена раздробленности на Руси, в период правления удельных князей и в самом Ярославле. Это означает, что Спасская церковь наиболее древняя среди других церквей этого города. До 1658 г. существовала на том же месте деревянная церковь, которая сгорела в пожаре. Ещё одна предпосылка такого названия церкви в том, что она стоит на месте древнего большого торга или ярмарки. После пожара в 1672 году был построен современный вид каменного храма на средства прихожан.

В традициях живописи храма Спаса на Городу выделяется единство приёмов ярославской и костромской иконописи. Интересно то, что темы выполнены оригинально, немного противореча классическим образцам.

В храме множество святынь, но наиболее привлекает внимание фреска образа Спаса Всемилостивого. Согласно поверьям, ранее образ был в Подзеленской башне, которая находится в городском кремле. Но после того как стены были разрушены, Екатерина Великая непосредственно перенесла образ вместе с кирпичной стеной в южный передел.

Ярославль славится своими прекрасными старинными архитектурными сооружениями, большое количество которых не сравнится, пожалуй, ни с одним другим городом России. Поэтому город – любимое место туристов и центр знаменитого маршрута «Золотое кольцо России».

Церкви и храмы Ярославля

Город Ярославль имеет различные церкви и храмы по внешнему виду и величине, но все они святые места, намоленные. После посещения Верхней Волги великий князь Владимир Александрович (третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны) отмечал: в Ярославле таких людей больше, чем в Москве. Большинство современных гостей древнего города подтверждают: куда ни повернись, везде золотые купола. Бывший посад подобен крестному знамению.

Храм и церковь

Посетив храмы Ярославля, вы сможете утолить свою печаль, а также прикоснуться к истории города, которому более тысячи лет (1006!). Прежде чем продолжить разговор, стоит обсудить, чем отличаются понятия «храм» и «церковь». Хотя это синонимы, они не всегда взаимозаменяемы.

Первое слово произошло от древнерусского «хомяка» «Храм». Второй — от греческого кириакон («дом Господень»). Система мироздания и храмы взаимосвязаны. У христиан (и не только) они ориентированы по сторонам мироустройства мироздания. Часто конструкция имеет форму креста.

Комната с алтарем установлена ​​в его восточной части, а трапеза уже самая простая церковь. Вначале верующие собирались в помещении, беседовали на религиозные темы, молились. Христиане идут спасать душу в собор, церковь, церковь, церковь; евреи — в синагоге; сторонники ислама — в мечети.

От дерева к камню

Подводя итог: храм – это здание для поклонения. Но отличается тем, что он крупнее церкви, украшен тремя (или более) куполами, имеет несколько алтарей, если два (или три) священника ежедневно служат несколько литургий.

Церковь – это сообщество людей одной веры. Здание имеет один купол. Даже если священников двое, цикл духовных песнопений звучит в течение дня один раз. До семнадцатого века церкви Ярославля возводили из дерева. После очередного страшного пожара, случившегося в 1658 году, когда был уничтожен почти весь город, стали появляться каменные постройки. Спасо-Преображенский собор (начало XVI в.) — самый древний. Построен на месте собора XIII века.

Крестовоздвиженская церковь

Современный адрес: Московский проспект, 161. Из истории района известно, что церковь была основана в XVII веке. Крестобородский храм (Ярославль), тогда еще деревянный, был освящен в 1677 году. Его появлению предшествовала эпидемия чумы (моровой язвы). Она пришла с юга, из Москвы и неумолимо собирала свой страшный урожай.

Надо было поставить скрининг болезни. Иона Сысоевич – митрополит Ярославский и Ростовский решил, что это будет деревянный крест высотой три метра. Изготовлена ​​и расписана мастером Спасо-Преображенского монастыря. Горожане несли святыню на руках, везли на лошадях навстречу чумной волне.

В одном месте лошади остановились, закопались, и никто не мог заставить их идти своим путем. Вот и установил Крест. Считается, что благодаря этому море не зашло в Ярославль. Каменный храм был построен в 1760 году. Главной святыней являются деревянный трехметровый защитник города и мощи Увещевания Божия. Совершались ежедневные богослужения. В воскресенье и в праздничные дни — две литургии (в 07:00 и 09:00).

Илья Пророк

Архитектурно-художественная школа в начале XVI века не только получила развитие, но и достигла небывалого расцвета. Древние храмы Ярославля демонстрируют особую ценность росписей. Это лучшие образцы средневекового монументализма. Середина XVII века ознаменовалась появлением такой святыни, как храм Ильи Пророка (Ярославль, Советская пл., 1).

Строилась с 1647 по 1650 гг. по заказу купцов Скрипниных, на месте ранее стоявших деревянных Ильинской и Покровской церквей. Был задуман сложный ансамбль. Компоненты в гармонии друг с другом.

Основание — пятигранный четырехугольник. Необычные луковичные купола темно-зеленого цвета (5). Расписал храм Гурий Никитин — выдающийся мастер фресковой живописи, иконописи и миниатюры. Приделы: Ризоположенский, Покровский, Гурия, Самона и Авива. Строение называют жемчужиной ярославского зодчества. Есть и другие храмы Ярославля, способные восхитить и потрясти своей красотой и величием.

Строгий и щедрый

Почему Илья-пророк? Предания гласят, что Ярославль был основан в день памяти этого святого (по старому стилю 20 июля, по новому — 2 августа). Строгий, великодушный, всемогущий – так его характеризуют в православии. К Илье обращались за помощью в охоте, когда предстояло лечение (исцеление), в любви.

Роспись Ильинской церкви представляет собой соединение двух традиций: исконно русской (столетия подряд складывалась под византийским влиянием) и новой (сформировалась к XVII веку). Секуляризация культуры, характерная для того времени, привела к тому, что в картине много бытовых сцен. Храм хорошо сохранился. Службы совершаются от Троицы до Покрова каждое воскресенье и в большие праздники.

Радостная новость

Благовещенская церковь (Ярославль) — Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на 3-й Яковлевской улице. Сведения из архивов XIX века гласят, что он был построен в 1769 году на пожертвования прихожан. Утверждают, что первоначально лесисто-болотистая глушь стала пристанищем для небольшого деревянного монастыря, который был разрушен польскими завоевателями.

Документальных подтверждений нет, но есть старые Святые Врата. Позже в районе Яковлевской слободы появилась деревянная церковь. В 1778 году на его месте был заложен камень. Первое лето (холодная церковь). К 1783 году завершили строительство колокольни и зимнего храма (теплой церкви). Они объединены аркой и колокольней.

Есть и другие даты основания. Вероятно, освящение производилось поэтапно, в конце каждого цикла работ. От Чудотворного Образа Честного и Животворящего Креста (деревянного, с резным распятием Христа, в раме) и сегодня исходит неизреченный свет, чтится он. Это главная святыня Благовещенского храма.

Приснился и нашелся

Обычай Креста на праздник Воздвижения Креста возобновился с 2008 года. Интересная традиция, уходящая корнями в середину четырнадцатого века. Помещик из Костромы, страдая тяжелой болезнью, остановился на ночлег в Яковлевском монастыре (тот самый среди болот и лесов). Ночью ему приснился Исцеляющий Крест, исходящий из земли.

Он приказал слугам копать в хорошо запоминающемся месте. И случилось чудо: ценную находку вынесли на свет божий. Больной приложился к святыне и исцелился. В советское время Благовещенско-Яковлевский храм не замыкался на замок, хотя многие другие храмы Ярославля ушли в небытие.

Чтятся три иконы: Апостола Иакова с Житием, Благовещения Божией Матери и Божией Матери «Неопалимая Купина». Возможно, они были храмовыми в деревянных церквях. По благословению Владыки Иосифа отец Михаил Старк заказал Неупиваемую Чашу, икону Пресвятой Богородицы. Интерьер храма гармоничен и продуман. В основе убранства – иконы семнадцатого и девятнадцатого веков. Храм открыт ежедневно. В воскресенье и в праздничные дни служатся две литургии — в 07:00 и 09:00. :00.

Святитель Тихон

Обязательно укажите Тихоновский храм (Ярославль, ул. Панина, Дзержинский район). Его полное имя Свято-Тихоновский. Работы по возведению необычного архитектурного сооружения в стиле двенадцатого-четырнадцатого веков ведутся почти десять лет. Завершение намечено на 2017 год. Свое название он получил в честь одиннадцатого Патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона (в миру Василий Иванович Белавин, 1865-1925).

Говорят, паства относилась к предводителю Ярославской епархии (1907-1914) с большой любовью, чтила его за терпение и человеколюбие. Он был разумным, доступным архипастырем. Решение о строительстве нового храма было принято в 1989 году. За дело взялся протоиерей Михаил Перегудов, благословленный архиепископом Ярославским Михеем.

Перегудов и его семья приложили большие усилия для создания на пустыре часовни-часовни и часовни «Нечаянная радость».

Скоро открытие

Здания положили начало строительству храма. В июне 2002 года начал действовать приход под руководством протоиерея Михаила Смирнова (1970 г.р.). Окончил Ярославское художественное училище и архитектурно-строительный факультет Политехнического института (ныне Технический университет). Участвует в проекте, разработанном В. Н. Ижиковым (автор многих православных храмов, архитектор и реставратор).

Это будет трехпрестольная церковь, высотой от земли до креста пятьдесят метров. Строительство ведется всем миром. Подразумевается разная помощь: в виде физического труда, финансовых вложений, молитв. Воскресная школа для детей и взрослых работает с 2004 года. Библиотека — с 2005 года. Книжный фонд уже насчитывает более семи тысяч экземпляров. 2017 год, когда храм наконец-то вступит в строй, не за горами.

Приезжайте в город Ярославль! Церкви и храмы покорят ваше сердце, согреют вашу душу, возвысят ваши мысли!

Древнерусские храмы — описание, много фото, маршруты

Древнерусские храмы расположены на европейской территории России. В русской архитектуре этот период называют «домонгольским». Русская православная церковь переняла византийские обряды богослужения, поэтому храмы строились по византийским канонам. Они имели крестово-купольное строение.

На территории России и Украины (бывшая Киевская Русь) сохранилось более 50 древнерусских храмов домонгольской эпохи, но значительная их часть восстановлена ​​в более поздние времена. Они утратили свою аутентичность домонгольского периода. Вторжение монгольского войска Бату-хана на русские земли произошло в 1237 году.

В этом обзоре на онлайн-путеводителе Геомерид вы можете прочитать о древних русских храмах на Руси, сохранивших свою аутентичность и культурную ценность.

1.    Церковь Иоанна Предтечи, г. Керчь – 10 век
2.    Софийский собор, г. Новгород – 1045
3.   Николаевский собор, г. Новгород – 1113
4.    Собор Рождества Богородицы, г. Новгород – 1117
5.    Свято-Георгиевский собор, г. Новгород – 1119
6.    Иоанно-Предтеченский собор, г. Псков – 1137
7.   Церковь Петра и Павла, г. Смоленск – 1146

8.   Преображенский собор, г. Переславль-Залесский, 15
9. Спасо-Преображенский собор, Псков – 1156
10.    Церковь Покрова на Нерли, Владимир – 1158
11.    Успенский собор, Владимир – 1186
12.    Дмитриевский собор, Владимир – 1194
13.   Церковь Спаса на Нередице, Новгород – 1198

2 подробно прочитать о каждом храме и посмотреть большое количество фото

Церковь Иоанна Предтечи, Керчь — 10 век

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи построена в 10 веке византийскими строителями, с фундаментом и часть стен сохранилась от христианской церкви 6 века. В Киеве и Новгороде, а также других городах Киевской Руси до наших дней сохранились церкви XI века. Таким образом, церковь Иоанна Предтечи в Керчи можно назвать древнейшей христианской церковью России.

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи — древнейшая церковь России, построенная в 10 веке

Колонны и своды 10 века в церкви Иоанна Предтечи в Керчи — древнейшая церковь России

От этой древней церкви сохранились фундамент, фрагменты внешних алтарных стен и колонн. Сейчас их можно увидеть в церкви Иоанна Крестителя. В 10 веке церковь была частично разрушена при штурме города дружиной князя Мстислава Владимировича, но ее тут же начали восстанавливать. В ходе реконструкции 10 века византийские строители в точности воссоздали архитектуру и интерьер древней церкви 6 века. Сохранилась и особая кирпичная кладка из цоколя, которой пользовались мастера VI века.

Софийский собор, Новгород – 1045

Софийский собор, или просто Софийский собор в Великом Новгороде, древнейший каменный храм на Руси, заложен в 1045 году Ярославом Мудрым после мода Софийского собора в Киеве. Церкви северной Руси отличаются от тех, что строились в южных землях.

Софийский собор (1045 г.) в Великом Новгороде – древнейший храм России

Фасад Софийского собора в Новгородском Кремле

Северные церкви представляют собой невысокие здания с толстыми стенами и узкими окнами. Это объясняется суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древние зодчие спроектировали монументальную церковь, достигающую высоты 38 метров.

Свято-Николаевский собор, Новгород – 1113

Свято-Николаевский собор находится в центре Ярославского Дворища. Однако собор имеет очень большую культурную ценность, поэтому его нужно рассматривать не как часть Дворища, а как отдельную достопримечательность Великого Новгорода.

Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году

Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году

Никольский собор построен в 1113 году. Собор был заложен князем Мстиславом Владимировичем, сыном великого князя Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Никольский собор был главным храмом княжеской стороны Новгорода, а также центром вечей. Именно здесь располагалась резиденция новгородских князей. Резиденцию заложил Ярослав Мудрый.

Собор Рождества Богородицы, Новгород – 1117

Антониев монастырь (Свято-Антониев монастырь) стоит на правом берегу Волхова. Монастырь был основан в 1106 году преподобным Антонием Римляниным (Антоний Римлянин). Сохранилась старинная Рождественская церковь, построенная основателем монастыря. Об Антонии Римлянине сложено много легенд.

Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 году — это третья по древности постройка Великого Новгорода

Рождественский собор Антониевского монастыря построен в 1119 году — это третья древнейшая постройка Великого Новгорода

Главный храм монастыря, собор Рождества Богородицы, заложен в 1117 году и освящен в 1119 году. Рождественский собор — третье по возрасту каменное сооружение Новгорода. Рождественский собор часто сжигали и перестраивали, но кое-где еще сохранились фрески 12 века.

Георгиевский собор, г. Новгород – 1119

Георгиевский собор Георгиевского монастыря заложен в 1119 году. Это один из древнейших православных храмов России. В те годы большинство храмов в Новгороде и Пскове были невысокими, но Георгиевский собор поражает своими масштабами и величием.

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре основан в 1119 году, является одним из древнейших храмов России

Высота Георгиевского собора в Юрьевом монастыре Новгорода достигает 32 метров

Георгиевский собор был заложен по приказу великого князя Мстислава I. Он был сыном князя Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Строительство храма длилось 11 лет. В 1130 году собор был освящен в честь святого Георгия. После завершения строительства все стены собора были расписаны фресками в 12 веке.

Иоанно-Предтеченский собор, г. Псков – 1137

Иоанно-Предтеченский собор, один из древнейших псковских храмов, находится как раз напротив Варлаамовой башни на противоположном берегу реки Великой. . Раньше это был главный храм Иоанно-Предтеченского монастыря.

Собор Рождества Иоанна Предтечи построен в 1243 году. Это один из древнейших храмов Пскова

Собор Рождества Иоанна Предтечи построен новгородскими мастерами и внешне похож на Софийский собор Новгорода

Ученые спорили о дате строительства Иоанно-Предтеченского собора. В летописях он впервые упоминается в 1243 году, когда вокруг храма образовался монастырь. Однако исследования показали, что собор Рождества Иоанна Предтечи был построен в период с 1137-1150 гг. При строительстве собора использовался цоколь, применявшийся и при строительстве новгородских храмов в первой половине XII века.

Церковь Петра и Павла, Смоленск – 1146

Церковь Петра и Павла на Городянке – древнейший из сохранившихся христианских храмов Смоленска. Он был построен в 1146 году и восходит к архитектуре домонгольского периода. Церковь построил князь Ростислав Мстиславович, внук Владимира Мономаха.

Церковь Петра и Павла построена в 1146 году — это старейшая церковь Смоленска

Алтарная сторона церкви Петра и Павла в Смоленске

Одноглавая четырехстолпная церковь Петра и Павла имеет характерные черты византийского зодчества. Он был построен из тонкого светло-желтого кирпича (цокольного кирпича), но выглядит крепким благодаря своим пропорциям и высокому куполу. На стенах церкви обнаружены надписи 12 века.

Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский – 1152

Небольшой одноглавый Спасо-Преображенский собор – старейший храм не только Переславля-Залесского, но и всей Ярославской области. Он находится в центре Красной площади, где в XII веке располагалась княжеская резиденция.

Памятник Александру Невскому перед Спасо-Преображенским собором, построенным на месте княжеских палат, где он родился

Спасо-Преображенский собор и купола храмов на Красной площади

Собор заложен в 1152 г. правление князя Юрия Длиннорукого, основателя Москвы. Спустя семьдесят лет, 30 мая 1220 года, в княжеской резиденции родился князь Александр. Его прозвали «Невским» после Невской битвы и Ледового побоища. Сегодня памятник Александру Невскому стоит в соборе рядом с местом его рождения.

Спасо-Преображенский собор, г. Псков – 1156

Мирожский монастырь, один из древнейших в России, находится на левом берегу Великой, в месте впадения реки Мирожа в реку Великую. Точной даты основания монастыря нет, но считается, что он был основан в середине XII века Нифонтом, епископом Новгородским.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска XII века: Иисус Христос на троне с Богородицей

Спасо-Преображенский собор находится в центре монастыря. Собор, построенный в 1156 году, является одним из наиболее значительных образцов домонгольской русской архитектуры. Он имеет форму греческого (византийского) креста. Главной исторической ценностью церкви являются ее настенные росписи или фрески, датируемые 12 веком.

Церковь Покрова на Нерли, г. Владимир – 1158

По мнению одного из известных отечественных искусствоведов, церковь Покрова на Нерли, близ Владимира, является не только совершеннейшим храмом, когда-либо построенным в древнем Русь, но и один из памятников мирового искусства.

Церковь Покрова на Нерли в Боголюбове построена в 1165 году

Тропа к церкви Покрова на Нерли на Боголюбовской поляне

Наверное, вид на церковь знает каждый, кто учился в русской школе, как его изображения есть во всех учебниках истории. Однокупольная церковь Покрова на Нерли имеет небольшие размеры. Он был построен в 1158 году Андреем Боголюбцем в память о его убитом сыне Изяславе. На стенах церкви Покрова на Нерли, как и в Дмитриевском соборе, есть барельефы мифических животных и растений.

Успенский собор, Владимир – 1186

Русское государство образовалось в IX веке в Великом Новгороде, а затем столица была перенесена в Киев. Однако в период феодальной раздробленности, в XII веке, наиболее сильным стало Владимиро-Суздальское княжество с центром во Владимире. Князь Андрей Владимирский, он же Андрей Боголюбский, решил построить храм, который подчеркивал бы статус Владимира как политического центра России.

Успенский собор во Владимире построен в 1158 году

Самая монументальная фреска «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г.) в Успенском соборе

Успенский собор был построен во Владимире в 1158-1160 годах, а спустя 30 лет, после пожара, собор значительно расширен в 1186-1189 гг. С тех пор он остается неизменным до наших дней. В XV веке многие иконы и фрески Успенского собора были написаны великим русским иконописцем Андреем Рублевым.

Дмитриевский собор, Владимир – 1194

Дмитриевский собор (Дмитриевский собор) построен в 1194 году, через 5 лет после полной реконструкции и расширения Успенского собора — главного храма Владимира. В XII веке «в сотне метров» от Успенского собора располагался дворцовый комплекс князя Всеволода Большое Гнездо, не сохранившийся до наших дней. Он решил построить Дмитриевский собор как придворный храм своей резиденции.

Димитриевский собор (1194 г.) – один из древнейших храмов России

Барельеф библейского царя Давида на фасаде Дмитриевского собора во Владимире

Одноглавый храм построен в традициях Владимиро-Суздальской архитектурной школы (близкой к византийской). Раньше у него было несколько галерей, которые связывали его с княжеским дворцом. При реставрации в 1837 году все эти галереи были разобраны, так как другие постройки дворца не сохранились до наших дней.

Церковь Спаса на Нередице, г. Новгород — 1198

Церковь Спаса на Нередице построена в 1198 году князем Ярославом Мудрым. Предполагалось, что название «Нередица» произошло от слов «вне очереди», «за городом». Церковь Спаса на Нередице часто сравнивают с церковью Покрова на Нерли в Боголюбово. Ведь обе церкви стоят далеко за городом на заливных лугах, и обе они одноглавые. Их очертания так компактны и просты, но эта простота вызывает ощущение абсолютной красоты.

Церковь Спаса на Нередице последняя постройка новгородских князей 1198 года

Фрески XII века в церкви Спаса на Нередице, фото 1930-х годов, до разрушения храма во время войны в 1941 г.

В 1199 г. церковь Спаса на Нередице была расписана фресками, сохранившимися до 20 века в отличном состоянии. К сожалению, во время Великой Отечественной войны церковь была почти полностью разрушена. Его реконструировали в 50-х годах прошлого века, но древние фрески были почти полностью утеряны.

Флоренция Русского Севера – Новасия

Искусствоведы называют Ярославль «Флоренцией Русского Севера» за богатое культурно-историческое наследие и представленные здесь великолепные архитектурные ансамбли шестнадцатого-двадцатого веков.

Ярославль, расположенный у слияния рек Волги и Которосля в 250 км к северо-востоку от Москвы, является одним из старейших городов России с населением более 600 000 человек. Ярославль — один из городов «Золотого кольца», группы древних городов к северо-востоку от Москвы, сохранивших уникальные русские памятники истории и культуры. Назван в честь князя Киевской Руси Ярослава Мудрого, основавшего город в 1010 г.

Исторический центр города Ярославль, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, полностью сохраняет облик XIX века, когда не разрешалось строительство зданий выше трех этажей. Это соблюдается и по сей день, поэтому посетители всегда чувствуют себя спокойно и умиротворенно. Объятый ​​двумя реками, большой Волгой и малым Которослем, и до сих пор усеянный луковичными куполами, в Ярославле все осталось без изменений.

Фото Ильи Бесхлебного

Прогуливаясь по центру города, первое, что бросается в глаза среди бесконечного множества уникальных памятников архитектуры, – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник – один из старейших музеев России , и самый крупный в Ярославской области.

С 1959 Ярославский музей-заповедник расположен в архитектурном ансамбле бывшего Спасо-Преображенского монастыря, древнейшего сооружения города; он был построен в двенадцатом веке. Внутри монастыря хранится коллекция старинных русских икон и самое первое печатное издание «Слова о полку Игореве», самого известного литературного произведения средневековья в России. 28-летняя медведица Маша также живет на территории в специальном вольере со своей купальней и забавами, и с мая по октябрь ее могут навещать и видеть. Городской талисман Маша олицетворяет собой бурого медведя, изображенного на гербе Ярославля, бурого русского медведя, который также используется в качестве национального символа силы и мужества.

Как только вы приедете в музей-заповедник, вы не сможете не подняться на вершину его звонницы, одной из самых высоких точек в остальном низменном городе, и увидеть чудесный вид на весь Ярославль – изумруд -купольная церковь Ильи Пророка, позолоченные башни Успенского собора, Богоявленской церкви и жемчужина древней архитектуры – Иоанно-Предтеченская церковь. Эта 15-купольная церковь, внесенная в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, была построена в 1671-1687 годах на берегу реки Которосль в Толчковской слободе, которая в то время была самой крупной и богатой частью города. Его стены и барабаны купола покрыты богатой глазурованной плиткой, а пятнадцать куполов-луковиц храма собраны в три группы. В церкви также есть семиэтажная колокольня высотой 45 метров, которая была построена позже, в 169 г.0 с. Весь интерьер покрыт фресками с изображением христианских святых, агиографии святого Иоанна Крестителя и других библейских сюжетов. Захватывающая дух аура заставляет терять чувство времени и оставляет неизгладимые впечатления на долгие годы.

Фото Ильи Бесхлебного

15-минутная прогулка от музея-заповедника по набережной реки Которосль приведет вас к так называемой «Стрелке» – месту, где реки Волга и Которосль встречаются, образуя форму, похожую на стрелу – то самое место, где более 1000 лет назад был основан Ярославль. Благодаря новому парку «Миллениум» он сегодня считается любимым местом ярославцев, где они могут отвлечься от повседневной рутины. Окончание парка указывает на лучший маршрут для прогулок по главной городской набережной – набережной Волги. По маршруту разыгрывается история, скульптура Святой Троицы, Благовещенская и Вознесенская церкви, а в более современную эпоху Даманский мост, ротонда «Храм Любви» и парк аттракционов на мини-острове Даманского.

Фото Ильи Бесхлебного

Прогуливаясь по центру города, невозможно не обратить внимание на ярко-желтое здание в стиле неоклассицизма, занимающее особое место в российской истории, – Театр Волкова. Основанный в 1750 году местным актером Федором Волковым, это первый русский национальный театр. Он был построен в начале ХХ века и имеет большую арочную нишу с невысокой колоннадой и аллегорическую скульптурную композицию. Полукруглая ротонда, балконы по углам здания, изящная лепнина в стиле ампир и скульптурные рельефы придают театру пышность и изысканность. В свое время Волковский театр готовил и выпускал выдающихся актеров и актрис, которые блистали на петербургских и московских сценах.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *