Сколько в Крыму крымских татар?
19 марта на круглом столе в Симферополе (Акмесджиде) Росстатом были представлены предварительные итоги переписи населения Крымского федерального округа по национальному составу, родному языку и гражданству. Проведенная в октябре 2014 г. перепись стала первой на полуострове с 2001 года, и новые сведения о национальном составе населения Крыма представляли значительный интерес для крымской общественности. Основываясь на новых данных, мы теперь можем свежим взглядом осмотреть национальную палитру Крыма.
Подводя итоги
Согласно обнародованным результатам, постоянное население Крымского федерального округа, в состав которого входят Республика Крым и город Севастополь, составило 2284,8 тыс. человек. Из них 96,2% указали свою национальность. Порядка 87,2 тысяч крымчан либо отказались участвовать в переписи, либо не дали ответа на вопрос о своей национальной принадлежности. Для сравнения, во время Всеукраинской переписи населения 2001 г. не указали свою национальность 10,9 тысяч жителей полуострова.
Всего переписчики обнаружили на полуострове представителей 175 национальностей (по данным Всеукраинской переписи 2001 г., в Крыму проживали представители 125 народов). Наиболее многочисленной национальной группой являются русские, которых в Крыму насчитывается 1,49 млн. чел. (65,31% от всего населения федерального округа), в том числе в Республике Крым — 1,19 млн. чел. (62,86%) и г. Севастополе — 303,1 тыс. чел. (77%).
Второе место по численности заняли украинцы – 344,5 тыс. чел. (15,08% населения Крыма). Из них в Республике Крым проживает 291,6 тыс. чел (15,42%), а в Севастополе — 52,9 тысяч (13,45%).
Численность крымских татар по итогам переписи насчитывает 232340 человек, что составляет 10,17% от населения полуострова. 229526 крымских татар проживают в Республике Крым (12,13% от всего населения республики), а 2814 — в Севастополе (0,72%). В то же время почти 45 тысяч человек (2% населения) были записаны татарами (под татарами обычно понимаются казанские, астраханские и сибирские татары).
Трехкратный рост численности татар (в 2001 г. в Крыму было переписано 13,6 тысяч татар) смутил самих организаторов переписи. Как сообщает агентство «Крыминформ», в ходе круглого стола начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина заявила следующее: «В связи с резким увеличением численности татар и сокращением численности крымских татар на 5% нами была проведена выборочная проверка правильности сбора сведений в местах компактного проживания. Результаты проверок показали, что часть крымских татар при переписи назвали себя просто татарами. Люди считали, что они и так живут в Крыму, и указывали сокращенное название – татарин, татарка». В итоге, по словам Никитиной, принято решение учитывать крымскотатарское и татарское население суммарно, а при следующей переписи населения провести разъяснительную работу о важности точного указания национальности.
Таким образом, подавляющее большинство жителей Крыма принадлежит к трем основным национальным группам – русским, украинцам и крымским татарам. Среди остальных народов наиболее многочисленны белорусы – 21,7 тысяч (почти 1% населения) и армяне – 11 тысяч (0,5%). Численность болгар составила 1868, греков – 2877, немцев – 1844, караимов — 535, крымчаков – 228 человек.
Кто в плюсе, а кто в минусе
За тринадцать лет, прошедших между переписями 2001 г. и 2014 г., численность представителей основных национальностей изменялась разнонаправленно. Как видно из таблицы, население Крыма за межпереписной период сократилось на 116,4 тыс. человек вследствие превышения уровня смертности над рождаемостью. При этом численность русских выросла на 41,6 тысяч человек. Основная часть прироста (33 тыс.) пришлась на Севастополь, в то время как в Республике Крым увеличение числа русских было чисто символическим – 8,5 тыс.
Увеличение численности русского населения, по всей видимости, во многом произошло из-за сокращения украинцев. В целом украинцы потеряли 232 тыс. чел. Причем сокращение было значительным как в Республике Крым, так и в Севастополе. Столь значительные изменения, возможно, были связаны с тем, что часть украинцев сменила свою национальную идентичность на русскую.
Крымскотатарское население, согласно данным из данных Росстата, в свою очередь сократилось почти на 13 тысяч человек. Очевидно, что значительная часть крымских татар была по ошибке записана переписчиками татарами. Заметим, что в 1989 г., по данным последней советской переписи населении, в Крыму проживало 10,7 тыс. татар. К 2001 году их численность возросла до 13,6 тыс. Уже тогда этот факт вызывал вопросы, поскольку на территории Крыма татары проживают рассеянно, и заметных миграционных потоков из Татарстана на полуостров не наблюдалось. В других регионах, где татары представлены переселенцами советского времени, их численность в постсоветский период, как правило, сокращалась. Вполне возможно, что уже во время переписи 2001 г. несколько тысяч крымских татар были записаны татарами. По крайней мере, 6,4% татарского населения Крыма тогда назвали родным языком крымскотатарский. Очевидно, что за последние десятилетие никаких предпосылок для резкого роста численности татар на территории Крыма не наблюдалось. Конечно, в прошлом году в Крыму появилось некоторое число представителей татарского народа, приехавших сюда в качестве чиновников и сотрудников силовых ведомств. Однако вряд ли это могло увеличить численность представителей этого этноса в три раза.
Идею учитывать представителей двух народов вместе в нынешней ситуации можно воспринимать с пониманием. Иной подход ведет к неоправданному занижению численности крымских татар. В целом же это напоминает довоенную советскую практику, когда крымских татар и казанских татар учитывали вместе. Стоит заметить, что проживавшие тогда в Крыму казанские татары были тесно связаны с крымскотатарским народом, активно участвовали в его культурной жизни и во время сталинской депортации были выселены вместе с крымскими татарами.
Совокупная численность крымских татар и татар составляет 277 тысяч человек или 12,14% от всего населения Крыма. Доля обоих народов в населении Республики Крым составила 14,36%.
Родной язык
Что же касается родного языка, то русский язык назвали родным 84% жителей Крыма, ответивших во время переписи на вопрос о языке. Крымскотатарский считают родным 7,9% населения, татарский — 3,7%. Это еще раз говорит о качестве переписи, поскольку переписчики явно записали татарский язык родным и у части тех, кого записали как крымских татар.
Статистики отмечают, что родным языком русский назвали 79,7% украинцев, 24,8% татар и 5,6% крымских татар. Украинский язык родной для 3,3% населения полуострова. Для сравнения, в 2001 г. русский родным языком считали 79,11% жителей Крыма, крымскотатарский – 9,63%, украинский – 9,55%, татарский — 0,37%.
Планируется, что более подробные результаты переписи 2014 г. по национальности и родному языку будут обнародованы в мае этого года. Тогда мы и вернемся вновь к этой теме.
comments powered by HyperComments
goloskrimanew.ru
Население Крыма и Севастополя: численность, национальный состав 13.09.2019 Численность населения Крыма на 1 января 2017 года составляет 2 340 921 постоянных жителей (с Севастополем) согласно данным Росстата от 10.03.2017 об оценке численности постоянного населения на 1 января 2017 года и в среднем за 2016 год. Численность населения Республики Крым на 1 января 2017 года составляет 1 912 168 постоянных жителей. Численность населения Севастополя на 1 января 2017 года составляет 428 753 постоянных жителей. Население Республики Крым и города Севастополя на 1 января 2016 года составляло 2 323 369 чел (1 907 106 и 416 263). По итогам переписи населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 14 октября 2014 года, численность учтённого постоянного населения Республики Крым составила 1 891 465 человек, Севастополя — 393 304 человек (всего в Крыму — 2 284 769 человек). Республика Крым по населению занимала 27-е место среди субъектов Российской Федерации, город федерального значения Севастополь — 77-е. [Источник здесь и ниже: 1, 2 — Википедия].Динамика численности наличного населения Крыма по данным переписей 1926—2014 гг. (колонки 2 и 3: с учётом горсовета Севастополя и без учета). Данные в колонке 4 — Севастополь — источник 2. 1945 — оценка. 2017 — не по результатам переписи.
Население Крыма за последние 300 лет Карта расселения русских, украинцев и крымских татар в Крыму согласно данным переписи 2014. Увеличить. Данные по нац. составу исторически и по последним двум переписям — см. ниже.Согласно данным таблицы ниже со времени переписи 2001 года доля русских в Крыму увеличилась с 60,68% до 67,90% (на 7.22%) от лиц, указавших национальность. За это же время доля украинцев в Крыму снизилась с 24,12% до 15,68% (на 8.44%). Совокупная доля крымских татар и татар возросла с 10,26% + 0,57% = 10.83% до 10,57% + 2,05% = 12.62% (итого на 1.79%). Урбанизация. Городское и сельское население [1] По данным переписи населения 2001 года при общей численности населения 2033,7 тыс. человек (4,3 % населения Украины на тот момент), городское население республики составило 1 274,3 тыс. человек (62,7 %), а сельское — 759,4 тыс. человек (37,3 %). Плотность населения составляла 78 чел. на кв. км. С момента проведения всесоюзной переписи 1989 года сельское населения Крыма значительно увеличилось за счёт расселения в сельской местности возвращающихся на полуостров крымских татар. Русские являются преобладающей национальностью Республике Крым как в городах, так и на селе. Однако в сельской местности их доля ниже, поскольку среди селян была выше доля украинцев и особенно крымских татар.Распределение городского и сельского населения Республики Крым по национальностям (в % от указавших национальную принадлежность) согласно Переписи 2014 года:
Население Крыма по месту рождения [1] По данным переписи 2014 года 56,3 % (1247,2 тыс. человек) населения Крыма было уроженцами полуострова, 15,4 % (340,1 тыс. человек) были уроженцами субъектов Российской Федерации за пределами Крыма, 16,1 % (356,0 тыс. человек) были уроженцами Украины, 7,3 % (162,6 тыс. человек) уроженцы Узбекистана, 4,0 % (88,1 тыс. человек) уроженцы других стран СНГ, 0,9 % (13,7 тыс. человек) уроженцы стран дальнего зарубежья. Население городских округов и районов Крыма [1] Распределение численности постоянного населения по городским округам и районам Республики Крым и муниципальным округам Севастополя по предварительным итогам переписи населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 14 октября 2014 года и с их учётом передвижка оценки численности постоянного населения по состоянию на 1 июля 2014 года:
Население городов Крыма / Крупнейшие города Крыма [1] Севастополь — крупнейшие город Крыма. Далее Симферополь и Керчь и Евпатория — с населением более 100 000 тыс. человек.
Национальный состав Крыма [1]
Данные по национальному составу по двум последним переписям населения в Крыму (с Севастополем)
Фото |
www.statdata.ru
Сколько в Крыму проживает татар? Каков процент татарского населения в Крыму
Национальный флаг крымских татар
Крымский полуостров – земля, на протяжении столетий принадлежавшая татарам. Разные периоды случались в их истории, были и всеобщая депортация, и возвращение домой. Вернулись, правда, не все, но все же – сколько в Крыму татар?
Особенности подсчета количества татар
Во-первых, если мы говорим о татарах, живущих в Крыму, то важно понимать, что основная часть здешних татар – это крымские татары, которые являются отдельным народом – близким к татарам, живущим в Татарстане, но все же отдельном. Впрочем, и обыкновенные татары на территории Крымского полуострова живут.
Во-вторых, для полноценного понимания того, каков этнический состав того или иного региона, нужно проводить полноценную перепись населения. Последняя перепись населения в Украине проводилась в далеком 2001 году, что наводит на мысли о том, что она несколько устарела – и количество людей, и пропорции различных этнических групп уже поменялись.
Количество татар в Крыму
По результатам всеукраинской переписи населения, в Крыму проживает 245 291 крымский татарин, из них более 243 тысяч человек проживают в Автономной Республике Крым (где составляют 12% населения), и чуть менее двух тысяч человек – в Севастополе (0,5% населения). Что касается просто татар, то их на территории Крымского полуострова насчитали 13 602 человека (0,6% от всего населения), из них 11 тысяч – в Автономной Республике Крым, и еще 2,5 тысячи – в Севастополе..
Где именно в Крыму живут татары?
Нет ничего удивительного в том, что татарское население распределено по Крыму неравномерно. Безусловно, татары в Крыму есть везде, но вот их доля от общего количества населения может сильно колебаться.
Самые крупные общины крымских татар живут в Симферопольском районе (33 тысячи), городе Симферополе (25 тысяч), Бахчисарайском (20 тысяч), Белогорском (19 тысяч) и Джанкойском (17 тысяч) районах Автономной Республики Крым, самые маленькие общины – в городах Красноперекопск, Армянск (в обоих – менее тысячи человек в каждом), Керчь и Саки Автономной Республики Крым, а также в городе Севастополь (во всех трех – не более двух тысяч человек в каждом). В процентном отношении наиболее крымскотатарскими являются Белогорский (29,2% населения), Кировский (25,5%), Симферопольский, Советский (оба – по 22,2%) и Джанкойский (21,6%) районы Автономной Республики Крым. Наименее крымскотатарскими остаются такие города, как Севастополь (0,5%), Керчь (1,0%), Ялта (1,3%), Красноперекопск (3,0%) и Армянск (3,5%).
Самые крупные общины обычных татар живут в городах Севастополь (2,5 тысячи человек) и Симферополь (1,3 тысячи), самые малочисленные – в городах Армянск, Джанкой и Алушта (меньше сотни в каждом). Татарская община составляет 2% населения Советского района Автономной Республики Крым, в других частях Крыма процент татар еще ниже.
askpoint.org
история и современность. Депортация и реабилитация крымских татар :: SYL.ru
Крымские татары — весьма интересный народ, возникший и сформировавшийся на территории полуострова Крым и южной Украины. Это народ с драматической и неоднозначной историей. В статье пойдет речь о численности, а также о культурных особенностях народа. Кто же они — крымские татары? Фото этого удивительного народа вы также сможете найти в данной статье.
Общая характеристика народа
Крым — необычная многокультурная земля. Здесь оставили свой ощутимый след многие народы: скифы, генуэзцы, греки, татары, украинцы, русские… В этой статье мы остановимся лишь на одном из них. Крымские татары — кто они? И как появились в Крыму?
Народ относят к тюркской группе алтайской языковой семьи, его представители общаются между собой на крымско-татарском языке. Крымские татары сегодня (другие названия: крымцы, крымчаки, мурзаки) проживают на территории Республики Крым, а также в Турции, Болгарии, Румынии и других странах.
По вере большая часть крымских татар относится к мусульманам-сунитам. У народа есть свой гимн, герб и флаг. Последний представляет собой полотнище голубого цвета, в левом верхнем углу которого изображен особый знак кочевых степных племен — тамга.
История крымских татар
Этнос является прямым предком тех народов, которые в разные времена были связаны с Крымом. Они представляют собой некий этнический микс, в формировании которого взяли участие древние племена тавров, скифы и сарматы, греки и римляне, черкесы, турки и печенеги. Процесс формирования этноса длился не одно столетие. Цементным раствором, скрепившим этот народ в единое целое, можно назвать общую обособленную территорию, ислам и один язык.
Завершение процесса формирования народа совпало с возникновением мощной державы — Крымского Ханства, которое просуществовало с 1441 по 1783 год. Большую часть этого времени государство было вассалом Османской Империи, с которой Крымское Ханство поддерживало союзнические связи.В эпоху Крымского Ханства крымско-татарская культура пережила период своего расцвета. В это же время были созданы величественные памятники крымско-татарской архитектуры, например, ханский дворец в Бахчисарае или мечеть Кебир-Джами в историческом районе, Ак-Мечеть в Симферополе.
Стоит отметить, что история крымских татар весьма драматична. Самые трагические её страницы относятся к ХХ столетию.
Численность и распространение
Общую численность крымских татар назвать очень непросто. Приблизительная цифра составляет 2 миллиона человек. Дело в том, что крымские татары, которые в разные годы покинули полуостров, ассимилировались и перестали считать себя таковыми. Поэтому установить их точную численность в мире сложно.
По данным некоторых крымско-татарских организаций, за пределами своей исторической родины проживает около 5 миллионов крымских татар. Самая мощная их диаспора — в Турции (около 500 тысяч, однако цифра очень неточная) и в Узбекистане (150 тысяч). Также довольно много крымских татар осело в Румынии, Болгарии. В Крыму на данный момент проживает не менее 250 тысяч крымских татар.
Поражает численность крымско-татарского населения на территории Крыма в разные годы. Так, по данным переписи за 1939 год, их численность в Крыму составляла 219 тысяч человек. А ровно через 20 лет, в 1959 году, крымских татар на полуострове было не более 200 человек.
Основная часть крымских татар в Крыму проживает сегодня в сельской местности (около 67 %). Наибольшая их плотность наблюдается в Симферопольском, Бахчисарайском и Джанкойском районах.
Крымские татары, как правило, свободно владеют тремя языками: крымско-татарским, русским и украинским. Кроме этого, многие из них знают турецкий и азербайджанский языки, которые очень близки к крымско-татарскому. Свыше 92% крымских татар, проживающих на полуострове, считают своим родным языком крымско-татарский.
Особенности крымско-татарской культуры
Крымские татары создали уникальную и самобытную культуру. Литература этого народа начала активно развиваться во время Крымского Ханства. Еще один её расцвет приходится на XIX век. Среди выдающихся писателей крымско-татарского народа — Абдулла Дерменджи, Айдер Осман, Джафер Гафар, Эрвин Умеров, Лилия Буджурова и другие.
В основе традиционной музыки народа — давние фольклорные песни и легенды, а также традиции исламской музыкальной культуры. Лиричность и мягкость — вот основные черты крымско-татарской народной музыки.
Депортация крымских татар
18 мая 1944 года — черная дата для каждого крымского татарина. Именно в этот день началась депортация крымских татар — операция по принудительному выселению их с территории Крымской АССР. Руководило операцией НКВД по приказу И. Сталина. Официальным поводом для депортации стало сотрудничество отдельных представителей народа с нацистской Германией в годы Второй мировой войны.
Так, в официальном положении госкомитета по обороне СССР указывалось, что крымские татары дезертировали из Красной армии и вступали в гитлеровские отряды, воюющие против Советского Союза. Что интересно: тех представителей татарского народа, которые воевали в Красной армии, также депортировали, однако уже после окончания войны.
Операция по депортации длилась два дня, и в ней было задействовано около 30 тысяч военных. Людям, по воспоминаниям очевидцев, давали полчаса на сборы, после чего грузили в вагоны и отправляли в восточном направлении. Всего было вывезено свыше 180 тысяч человек, в основном на территорию Костромской области, Урала, Казахстана и Узбекистана.
Данная трагедия крымско-татарского народа хорошо показана в фильме «Хайтарма», который был снят в 2012 году. К слову, это первый и пока единственный полнометражный крымско-татарский фильм.
Возвращение народа на свою историческую родину
Крымским татарам было запрещено возвращаться на свою родину вплоть до 1989 года. Национальные движения за право вернуться в Крым начали зарождаться в 60-х годах ХХ века. Одним из лидеров этих движений стал Мустафа Джемилев.
Реабилитация крымских татар датируется 1989 годом, когда Верховный Совет СССР признал депортацию незаконной. После этого крымские татары начали активно возвращаться на свою родину. На сегодняшний день в Крыму насчитывается около 260 тысяч крымских татар (это составляет 13% всего населения полуострова). Однако, возвращаясь на полуостров, люди столкнулись с массой проблем. Самые острые среди них — это безработица и отсутствие земли.
В заключение…
Удивительный и интересный народ — крымские татары! Фото, представленные в статье, только подтверждают эти слова. Это народ с непростой историей и богатейшей культурой, которая, без сомнения, делает Крым еще более уникальным и интересным для туристов регионом.
www.syl.ru
Национальный состав населения Крыма. | Политика
В качестве источника я использовал дельную статью из Википедии «Население Крыма».
https://ru.wikipedia.org/wiki/…
В статье приведены результаты переписей населения за 1897-2014 годы, а обилие таблиц всегда делает текст интересным.
В позапрошлый век давайте не будем заглядывать, а сравнить результаты последней советской переписи населения 1989 года, украинской переписи 2001 года и переписи, проведённой в Крыму в 2014 году было бы интересно.
В первой таблице указан национальный состав населения всего Крыма (Республики и Севастополя). Исходную таблицу из Википедии я немного изменил, собрав вместе восточнославянские, татарские и еврейские народы. Народы, доля которых в населении Крыма возросла за период 2001-2014 годов, обозначены зелёным цветом.
Таблица 1. Национальный состав населения Крыма по данным переписей.
Как видите, в населении Крыма после вхождения в состав Российской Федерации заметно увеличилась доля русских при резком уменьшении абсолютного числа и удельного веса украинцев и белорусов. Полагаю, что причина этого скачка вполне понятна.
В целом, доля восточных славян в населении полуострова сократилась за 25 лет с 95 до 81 процента.
Доля татар за 1989-2014 годы увеличилась в шесть раз. По мнению Росстата часть крымских татар в ходе переписи назвала себя татарами. Примечательно появление турок.
Евреев по данным переписи осталось всего 0,17% от населения Крыма.
Помимо татар, имеется ещё пять народов, численность которых в Крыму растёт. Это армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики и цыгане.
Примечательно, что доля не указавших свою национальность в ходе переписи возросла в 2014 до 3,82 % в сравнении в 0,82% в ходе украинской переписи 2001 года.
Таблица 2. Национальный состав городского и сельского населения Крыма в процентах к итогу.
В таблице 2 указаны доли от числа указавших свою национальность, а не от общего числа крымчан. Поэтому данные по Крыму в целом несколько отличаются от данных таблицы 1.
Как видим, на селе доля русских существенно ниже, чем в городах. А доля татар и украинцев, напротив, существенно выше на селе.
Таблтца 3. Во сколько раз возросла (уменьшилась) доля той или иной национальной группы за 2001-2014 годы.
Как видим, доля русских в городском населении за период между переписями 2001 и 2014 годов возросла на 13%, а доля русских в сельском населении возросла на 22%. Это не удивительно, т.к. доля назвавших себя украинцами и белорусами в сельской местности изначально была выше, а с изменением политической ситуации всё встало на свои места.
Важно то обстоятельство, что татарское население ощутимым образом двинулось из села в город.
Таблица 4. Национальный состав городских округов и сельских районов Крыма.
Таблица 5. Национальный состав городских округов и сельских районов Крыма в процентах к итогу.
Полужирным шрифтом выделены наиболее высокие значения по столбцам.
Интересно то обстоятельство, что доля не пожелавших указать свою национальность в ходе переписи 2014 года в некоторых городах Крыма оказалась достаточно высокой. В Ялте таких было 9,2%, в Симферополе 5,8%, в Севастополе 4,9%. Высока доля не указавших свою национальность в Армянске и Алуште.
Я попробовал определить зависимость доля не указавших свою национальность от доли лиц той или иной национальности в населении городов и районов Крыма.
Оказалось, что наиболее тесно доля не указавших национальность коррелирует с долей татар (с общим количеством крымских татар и «просто» татар). Причём зависимость отрицательная. Чем меньше на данной территории доля татар, тем больше доля лиц, не указавших свою национальность.
Из этого, разумеется, не следует, что все не пожелавшие указать в ходе переписи 2014 года свою национальность — татары, но такую возможность следует учитывать.
Поэтому, мне думается, любопытно будет взглянуть на табличку, в которой сведены вместе данные о численности татар (крымских татар и «просто» татар) и лиц, не пожелавших назвать свою национальность.
Таблица 6. Изменение численности татар по городским округам и районам Крыма.
По данным переписи численность татар в Крыму за 13 лет увеличилась на неполных 19 тысяч человек или всего на 7%. Но, если предположить, что значительная часть не указавших свою национальность — татары, такая оценка темпов роста татарского населения может оказаться весьма заниженной. Особенно важно то обстоятельство, что основная масса не пожелавших указать свою национальность приходится на Симферополь, Севастополь и Ялту.
Итак, 2/3 население Крыма — русские, каждый седьмой — украинец, каждый восьмой — татарин. Но, с учётом не пожелавших указать свою национальность, татар может оказаться существенно больше. А сокращение общей численности русских жителей Крыма, которое до настоящего времени не преодолено, сопровождается ростом численности и концентрацией в больших городах татарского населения. Пожалуй, ничего драматичного в этом нет, но тенденция интересная и её, безусловно, следует учитывать.
maxpark.com
Крымские татары — происхождение народа, где и как живут, фото
Крымские татары сформировались как тюркский народ с исламской религией и в настоящий момент в основном проживают на полуострове Крым. Формирование народа длилось несколько веков. По разным оценкам, в общей сложности становление заняло от 10 до 12 веков. Крымских татар отличает уникальная и самобытная культура, приверженность традициям и особый семейный уклад.
Название
Феномен происхождения названия «крымские татары» связан с широкой распространенностью этнонима. Так как народ считается тюркским, то, по устоявшейся традиции, его относили к татарам, как и почти всех тюрков во времена Российской империи. Крымские татары определяют себя как «крымцы» («крымтатары»), хотя иногда пользуются устоявшимся этнонимом.
История
Специалисты предполагают, что история крымских татар началась с 1233 года, когда на территорию полуострова пришли золотоордынцы. Споры о том, насколько современные потомки близки к своим далеким предкам, продолжаются до сих пор. В 1944 году народ пережил депортацию. Примерно 240 тысяч человек были массово высланы из Крыма. Основной причиной было обвинение в измене СССР и сотрудничество с фашисткой Германией. Из-за депортации погибли тысячи людей. Ее пагубные последствия сказываются даже на жизни современных крымских татар.
Религия
Главной религией народа признан ислам. Одним из первых эту религию нес в массы Малик Аштер. Считается, что миссионер был близок самому пророку Мухаммеду. Исламская доктрина оказала большое влияние не только на жизнь, но и военное дело крымских татар. Даже во время походов воины следовали ритуалам, молились и соблюдали предписания Корана. Первой религиозной постройкой (1262 год) является мечеть в Солхате, который теперь называют Старым Крымом.
Традиции
Главной традицией у крымских татар является ритуал гостеприимства. Если гость является желанным, то ему обязательно преподнесут чай. О намерении вести долгую беседу свидетельствует малая порция. Чем больше чая гостю наливают, тем меньше с ним хотят разговаривать. Поэтому, если чай налили до краев, значит беседа должна быть короткой. После трапезы старший в доме читает молитву. Только после нее можно вставать из-за стола.
У крымских татар был обряд «хна геджеси» — ночь хны, когда невесте красили волосы, красили части тела. Это имело и гигиеническую основу, потому что хна обеззараживала руки, ноги, ногти, где могла бы быть какая-то зараза.
Хной рисовали важные знаки. Например, знак, который можно увидеть на килимах, — ромб с точкой внутри, рисовали невесте на правой руке. На левой руке рисовали круг — это тоже женский знак, означающий плод, точка внутри — это семя. Сейчас есть мода на мехенди, которая пришла из Индии, из Европы. Но многие крымские татары против нее, ведь у них есть богатая орнаментальная палитра, поэтому к чужим традициям зрелое поколение относится скептически.
Свадьба
Свадебный обряд имеет важное значение в жизни крымского татарина. Подготовка к такому мероприятию проводится особо тщательно. На нем должно присутствовать как можно больше родственников. Даже на роль официантов отбирают мужчин, близких к семье жениха и невесты. Привычного в понимании россиянина или украинца тамады на торжестве нет. Его заменяет руководитель — агьас.
Согласно обряду, жених и невеста должны приехать в дом вечером. Их обязательно сопровождают друзья и родственники. Сначала пара проходит в комнату, где их угощают сладостями, затем им надлежит отдохнуть. Руководитель согласовывает свадьбу с отцом девушки. На свадьбе гости выходят по очереди, каждый преподносит подарок. Если свадебный обряд должен проводиться на стороне жениха, то за невестой едут его родственники. На свадьбу опаздывать ни в коем случае нельзя, поэтому время подгадывают заранее. Приданое семье невесты привозят за несколько дней до начала церемонии и держат в отдельной комнате. Со стороны семьи невесты младший сын обязан доставить Коран жениху, пока девушка получает благословение от родителей. Невесте дарят пояс-кушак, а к автомобилю, на котором она поедет к будущему мужу, привязывают длинную белую нить.
Когда невеста прибывает к дому жениха, младший сын из ее семьи (или мальчик из семьи друзей) преподносит Коран матери жениха. Та в свою очередь должна дать поощрение. Невесту сопровождает маленькая процессия, посыпающая ее платье монетами, конфетами и зерном.
Праздники
Крымские татары отмечают несколько праздников, в том числе Новый год. Так называемый Йыл Геджеси отмечают 22 декабря. Считается, что именно этот день является началом зимы. На праздник готовят пирог с мясом и рисом. В центр помещают некрашеное яйцо. Вместе с пирогом подают халву.
Яйцо нужно немного смазать сажей, оставшейся в казане. Как только на улице стемнеет, мальчишки выворачивают шубы наизнанку, накидывают их и бегают по дому. Довольно забавно выглядят их просьбы угостить сладостями. Мальчишки кричат, что если их угостят, то у дарующего обязательно родится мальчик, а если он откажет, то «плешивая дочь». Девушки на Новый год устраивают колядование, а юноши дарят понравившимся девушкам маленькие угольки. Взяв уголек, девушка соглашается на сватовство.
Одним из древнейших праздников является Наврез. Праздник отмечают в честь начала хозяйственного года. К его наступлению нужно прибраться в доме, подготовиться к пахоте, сделать маски, сварить и покрасить яиц. Хозяйки выпекают печенье в виде рогов барашков, а дети прыгают через костер. Детвора наряжается в костюмы коз, стучится в окна и поздравляет с Наврезом. Хозяева домов должны одаривать детей сладостями
Внешность
Этнографы, посетившие поселения крымских татар в 19 веке, отмечали, что лица людей имеют «хороший» цвет, правильные нос и рот. Брови и ресницы черные, при этом отсутствует скуластость и «широкость». Жители степей имели невысокий рост, отличались сутулостью, узкими глазами, небольшим носом, редкой бородой и черными как смоль волосами. Обитатели гор, в противоположность степным, были высокими, крепкими и стройными. Лица их были продолговаты, а волосы густые.
Одежда
Орнаменты вышивки, ткачества у крымских татар удивительные, и их очень много. Восточный мотив в одежде народа всегда был главным. Люди из высших сословий носили наряды из бархата, украшенные драгоценными камнями и серебром. Золото татары считают плохим металлом, якобы в нем может жить шайтан, способный погубить человека. Однако солнечный блеск всегда в почете, поэтому элементы могли покрывать позолотой.
Крымские татары уделяют цветам большое внимание. Белый считается цветом счастья, а черный символизирует траур. Золотистый и желтый означают богатство, процветание, чистоту духа и тела. С ними традиционно связывают солнце. Красный цвет дает защиту, а розовый обычно использовался для пошива женской одежды, и носили ее незамужние девушки. Замужним же нужно носить одежду зеленого или синего цветов.
Тюбетейка — популярный мужской головной убор. Но сейчас на улице его редко увидишь. Шапочка давно уже перешла в разряд сувенирной продукции. Бархатную тюбетейку, богато расшитую бисером или канителью, найти совсем нетрудно. Своим брендом татары гордятся и продают на праздничных ярмарках.
В старину шерстяные нити окрашивали отварами корней, листьев или цветов растений, произрастающих в Крыму.
Праздничные наряды крымских татар вышивали и выкладывали орнамент золотыми и серебряными нитями (сырма, сом сырма).
В дни траура в доме умершего носили темную одежду (къаралар киелер). Однако в некоторых районах Крыма траурным считали белый цвет.
Еда
Кухня крымских татар уникальна, поскольку включает традиции украинской, греческой, турецкой, русской, итальянской и российской кухонь. Южане предпочитают овощные блюда, рыбу, фрукты. Степные жители употребляют молочные продукты, много мяса. Культура питания крымских татар начала формироваться еще в древние времена. Людям было необходимо есть сытную пищу, чтобы выживать в горах. Благодаря этому родилось множество рецептов для заготовки мяса: копчение, сушка, засаливание.
Особое место занимают и мучные изделия. Для их изготовления используют дрожжевое тесто. Хлеб воспринимается крымскими татарами как священный продукт. Сладкая выпечка обожаема детьми и взрослыми. Одна из примечательных особенностей сладостей у местного населения — мясная начинка (например, мясо используется для приготовления катламы). Популярными блюдами остаются чебуреки, различные пловы, пироги. Помимо баранины, крымские татары используют индейку, конину. Из напитков употребляют кофе, бузу, кобылье молоко и айран.
Жилище
Крымские татары живут в традиционных постройках, которые делятся на 4 типа:
- бахчисарайские дома;
- деревенские бахчисарайские дома;
- степные дома Симферополя;
- южнобережные дома.
Для бахчисарайского дома характерно корпусное деление. Несколько корпусов образуют единый дом, причем корпуса могут быть соединены калитками. Возле таких домов принято создавать сады для выращивания винограда и фруктовых деревьев. Домики строятся из натурального камня, имеют прямоугольную форму. В качестве цемента используется глина.
Деревенские дома строят из дубовых досок, реже из сруба. Фундамент возводят из камня, свод крыши представляет собой обтесанные брусья.
Дома, расположенные в степных районах Симферополя, характеризуются наличием пустых дворов, огороженных маленькими заборами. Крыши в таких домах двухскатная, а основным строительным материалом служит кирпич. Другая особенность — наличие хлева.
Южнобережные дома схожи с кавказскими, имеют такое же расположение комнат, строятся крестовидно, будто один на другом.
Характер
- Крымские татары очень спокойные люди и равнодушные к суете. Одновременно они могут часами неустанно вести беседы и проявлять любопытство к каждой мелочи. В работе проявляют усердие, сосредотачиваются на деле, не желая отвлекаться на мелочи.
- Всем татарам свойственно делать важный вид, особенно в общественных местах. При этом они остаются довольно скромны.
- В отношении жилья люди очень трепетны. Стараются сохранять чистоту и беречь каждую вещь.
- Большое влияние на характер и жизненный уклад оказывает Коран, требуя соблюдения важных правил.
- К великодушию крымский татарин отнесется соответственно. Здешний народ считает, что ко всякому, чей хлеб ты ел, нужно относиться с особым почтением.
- Людей, которые кажутся странными, крымские татары стремятся избегать.
Последние десятки лет негативно сказались на жизни населения, которое пережило массовую депортацию. Многие озабочены сохранением и восстановлением культуры народа, но тем не менее проявляют живой интерес к приезжим, стремясь узнать как можно больше о культуре гостя.
В видеоролике демонстрируется неповторимый по красоте национальный танец Хайтарма.
travelask.ru
Как менялся этнический состав населения Крыма за 250 лет
Крымский полуостров вошел в состав Российской империи в 1783 году. На тот момент новыми российскими подданными стали преимущественно крымские татары, которые составляли 93% населения Крыма.
За следующие три поколения мало что изменилось. К 1850 году в Крыму обосновалось по 7% русских и 7% украинцев. Соответственно крымских татар «осталось» 78%.
Этнический состав населения начал меняться после Крымской войны 1853–1856 годов. Уже в 1864 году количество русских составляло 21%, а количество крымских татар уменьшилось до 50%. Также полуостров начали заселять другие национальности РИ и колонисты из Европы. К 1864 году они составляли 21% населения полуострова.
Тенденция роста количества русских и украинцев и сокращения крымскотатарского населения сохранялась вплоть до Великой Отечественной войны. К 1939 году на полуострове проживало 50% русских, 14% украинцев и 19% крымских татар. Доля других национальностей составляла 17%.
Демографический состав населения радикально изменился после депортации крымских татар. Вместе с ними исчезло практически все неправославное население полуострова. Речь идет не об уменьшении численности населения после войны, а об изменении этнографического состава. В процентном соотношении национальное многообразие Крыма уменьшилось на треть.
По переписи 1959 года в Крыму проживало 71% русских, 22% украинцев и 6% всех остальных национальностей. Количество крымских татар уменьшилось до 0,0%. Доля русских и украинцев возросла, но не за счет новых переселенцев, а вследствие депортации других народов.
Передача Крыма Украине в 1954 году практически не повлияла на этнографию Крыма. Изменения были вызваны сельскохозяйственным освоением Крыма после строительства Крымского канала и возвращением крымских татар после 1989 года.
По всеукраинской переписи 2001 года в Крыму проживало 60% русских, 24% украинцев, 10% крымских татар и 5% других национальностей. Небольшое уменьшение доли русских было связано с возвращением крымских татар и незначительным увеличением доли украинцев в этнографии Крыма.
Интересные изменения национального состава Крыма продемонстрировала перепись населения, проведенная в Крыму в октябре 2014 года:
- русские – 65%;
- украинцы – 15%;
- крымские татары – 10%;
- другие национальности – 9%;
- не указали национальность – 4%.
Судя по этой переписи, двое из пяти украинцев указали другую национальность, либо отказались назвать свою национальную принадлежность. Подобное поведение никогда превышало долей процента в переписях СССР и Российской империи.
Этому феномену может быть три объяснения.
- Двое из пяти этнических украинцев эмигрировали на материк.
- Переписи населения 1959, 1970, 1979, 1989 и 2001 года содержали существенные ошибки, исправленные во время переписи 2014 года.
- Психологическое давление на украинцев в Крыму оказала тотальная военная пропаганда, которая вынудила людей скрыть свою национальную принадлежность.
Последнее объяснение кажется наиболее вероятным. Судя по переписям населения РФ, за первые 10 лет количество украинцев в России уменьшилось более чем на треть.
Не думаю, что более миллиона граждан РФ выехали на свою историческую родину. Скорее, сказалась пропаганда, отсутствие школ с обучением на родном языке и СМИ, вещающих на украинском. В результате этнические украинцы в РФ теряют свою национальную идентичность. И это касается не только украинцев.
Юрий ХРИСТЕНЗЕН
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях Facebook, Вконтакте, Одноклассники, а также на канал в Telegram и будьте в курсе самых актуальных и интересных новостей.
avdet.org
Ваш комментарий будет первым