Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Солхат – Кырым. Солхат. Старый Крым. Резиденция крымского эмира

Кырым. Солхат. Старый Крым. Резиденция крымского эмира

Владимир Дергачев

http://vkrym.su/Images/Get/251

Мечеть Хана Узбека. Одна из древнейших мечетей Крыма (1314) возведена при легендарном золотоордынском Хане Узбеке, проводившем жесткую политику по превращению ислама в государственную религию Орды. Мечеть является действующей святыней для крымских татар. К храму примыкают руины медресе (высшего мусульманского духовного училища), построенного в 1332/33 годах. Здесь изучали Коран, арабский язык, а также законоведение, риторику, философию, арифметику и астрономию.

Старый Крым (9,3 тыс. человек) расположен в восточной части Крыма в бассейне реки Чурюк-Су.
За свою многовековую историю многократно менял название (Кырым, Солхат, Эски-Кырым, Левкополь и др.).  На территории города археологи открыли неолитические стоянки, выявлена так же античная керамика. Основание города Кырым (с тюркского, «окоп, ров») традиционно относят к 13 веку, когда после монгольского завоевания степной Крым вошёл в состав Золотой Орды. Кырым становится административным центром Крымского Юрта и резиденцией местного эмира. Кроме монголов и татар в городе жили кыпчаки, русы и аланы. Генуэзцы, владевшие южным побережьем Крыма, именовали  ордынский город, в котором была  колония христианских купцов, Солхат. Название Кырым вскоре распространилось на весь полуостров, который обычно именовали Хазарией или Таврикой.
В период правления золотоордынского Узбек Хана (1312 – 1342) Солхат достигает наивысшего расцвета, в арабских источниках его даже именовали вторым Багдадом. Город становится крупным торговым центром на Шёлковом пути из Азии в Европу, строится несколько мечетей и медресе.

Сохранились развалины караван-сарая и мечетей, медресе и фонтанов. По одной из легенд, уроженцем города был великий султан мамлюкского Египта Бейбарс. Став правителем, он отправил в родной город щедрые подарки, в частности на его средства была сооружена одна из мечетей. Армянские беженцы в 1315 году  основали свой монастырь Сурб-Хач (Святой крест) в 5 км к западу от города.

После распада Золотой Орды и образования Крымского ханства, столица была перенесена в Кырк-Ер (Чуфут-Кале), а затем в Бахчисарай.

После завоевания в 1475 году османами генуэзских колоний Солхат стали называть Эски-Кырым («старый Кырым»). С вхождением Крыма в состав Российской империи почти всё население города эмигрировало, и перепись 1805 года зафиксировала всего 114 жителей (89 крымских татар и 25 цыган). Тогда же город был переименован в Левкополь, но название не прижилось.

***
На северо-западе от города находится горный массив Агармыш (723 м над уровнем моря), на юге — хребет Туар-Алан (высшая точка 748 м), на востоке — курган Кара-Оба (334 м). Старый Крым расположен у подножья горы Агармыш на высоте 400 метров над уровнем моря всего в 12 км от   побережья Черного моря. В результате образовался комфортный микроклимат для проживания и лечения легочных больных. Днем покрытый лесом  Агармыш нагревается. Это создает к вечеру восходящий воздушный поток  с моря и крымских степей.  Смешиваясь, горный, лесной, степной и морской воздух, создаёт неповторимый комфортный микроклимат. Местные широколиственные леса на склонах гор и степи с лекарственными травами насыщают воздух целительными ароматами.

Вид с Агармыша на Старый Крым. На горе существуют карстовые пещеры «Бездонный колодец»,  «Лисий хвост» и др., а в Монастырской балке — водопады. В средние века от водосборных галерей Агармыша, кондиционирующих росу,  в долину к Солхату  были проведены глиняные водопроводы.

http://krymology.info/images/jpg

В 1926 году в городе проживало 4738 человек, в том числе 1897 русских, 1183 болгарина, 900 греков, 266 крымских татар, 175 украинцев, 84 еврея и 63 немца. Численность населения за последние десятилетия относительно стабильна. По итогам переписи населения в Крымском федеральном округе по состоянию на 14 октября 2014 года численность населения  Старого Крыма составила 9277 человек, в том числе  4596 русских,  2210 крымских татар и 650 украинцев.

В исторической части города был построен небольшой дворец и фонтан для крымского путешествия императрицы Екатерины II в 1787 году. Позже рядом возвели православный собор, впоследствии уничтоженный, вероятно, большевиками.

В начале двадцатого столетия в городе выделялись территории компактной застройки татарской, русской, болгарской, греческой и армянской общин,  а также дачной застройки. У подножия Агармыша в 1915 году был построен небольшой санаторий, разрушенный оккупантами во время Великой Отечественной войны и восстановленный в 1946 году. В послевоенные годы в санатории  «Старый Крым», окруженном сосновым бором,  лечился от туберкулеза легких, а затем работал выдающийся хирург и учёный Николай Амосов. Благодаря микроклимату Старый Крым приобрел славу города долгожителей.

Главный корпус санатория «Старый Крым»

http://s2.fotokto.ru/photo/full/277/2771941.jpg

Достопримечательностями города являются постройки 13 – 14 века, когда  Кырым был столицей Крымского Юрта. Хорошо сохранилась до наших дней ныне действующая мечеть хана Узбека. Неподалёку находятся развалины мечети Бейбарса, которая считается самой древней мечетью Крыма. В восточной части города расположены развалины монетного двора, караван-сарая и мечети Куршум-Джами. В окрестностях находится средневековый армянский монастырь Сурб Хач (Святой Крест), ныне принадлежащий Армянской апостольской церкви.

На территории местного литературного музея находится екатерининская миля, одна из пяти сохранившихся в Крыму. Среди туристов популярна «Тропа Грина» (15 км), по которой писатель в 1931 году ходил в Коктебель в гости к поэту Волошину. По этой дороге еще раньше путешествовали  Александр Грибоедов (в экипаже), сёстры Цветаевы, Эфрон, Заболоцкая и другие известные литераторы.
К югу от города находится минеральный источник святого великомученика Пантелеймона Целителя с одноимённой часовней, отстроенной заново в 2001 году.

В Старом Крыме имеются литературно-мемориальные дома-музеи Александра Грина и Константина Паустовского,  этнографический крымско-татарский музей, литературно-художественный музей, музейная экспозиция в армянском монастыре Сурб-Хач, музей санатория «Старый Крым».

Город стал последним прибежищем писателя-романтика Александра Грина. Здесь он прожил последние полгода и похоронен на старокрымском кладбище.

В 1934 году Старый Крым впервые посетил Константин Паустовский, чтобы поклониться могиле Александра Грина и познакомиться с его вдовой. Здесь в 1935 году писатель работал над вёрсткой повести «Черное море». Более продолжительным было пребывание Паустовского в Старом Крыму в 1938 году, когда он трудился над книгой «Повести и рассказы», изданной в 1939 году. Паустовский много сделал для популяризации произведений Александра  Грина.

***
Если Вы будет в Старом Крыме, то на местном старокрымском кладбище  найдете две могилы —  писателя Александра Грина и его жены, а так же Алексея Каплера и поэтессы Юлии Друниной.

Советский кинодраматург  и популярный ведущий телевизионной программы «Кинопанорама» Алексей Каплер (1903, Киев —1979, Москва)  участвовал в написании сценариев к фильмам «Три товарища», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Она защищает Родину», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия» и др. Кавалер ордена Ленина (1938) и Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Каплер скончался после тяжёлой и продолжительной болезни (от рака) и согласно завещанию  был  похоронен на Старокрымском кладбище. Рядом в 1991 году перед распадом Советского  Союза похоронена и поэтесса Юлия Друнина, покончившая жизнь самоубийством.

Каплер любил женщин, а они — взаимно его, включая Светлану Аллилуеву (дочь Сталина). Он умел так красиво ухаживать за женщинами, что вынужден был пять раз жениться. Самой большой любовью оказалась не третья жена (как принято считать, что она от Бога), а последняя, красавица Юлия Друнина (1924 — 1991). Они прожили счастливо вместе четверть века. После смерти мужа на фоне событий в стране поэтесса покончила жизнь самоубийством, готовясь не спеша и тщательно к этому роковому шагу. Подготовленный ею сборник стихов, оказавшийся посмертным, заканчивался стихотворением:

Судный час
Покрывается сердце инеем —
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза, как у инока —
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нету сил,
Лишь издали
(Все ж крещеная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы,
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны,
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!

***
Старый Крым — последняя
обитель.
Чёрный камень — всё как
в страшном сне…
Не судите, люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне.

Поэт-фронтовик Юлия Друнина, секретарь Союза писателей, депутат Верховного Совета оставила пронзительные строки о войне и Киммерии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву и тысячу — во сне.
Кто говорит,
что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

«Предгорье»
«Я люблю все больней и больнее
Каждый метр этой странной земли,
Раскаленное солнце над нею,
Раскаленные горы вдали.
Истомленные зноем деревни,
Истомленные зноем стада.
В полусне виноградников древних
Забываешь, что мчатся года,
Что сменяют друг друга эпохи,
Что века за веками летят…
Суховея горячие вздохи,
Исступленные песни цикад.
И в тяжелом бреду суховея,
В беспощадной колючей пыли
Продолжаю любить, не трезвея,
Каждый метр этой трудной земли —
Пусть угрюмой, пускай невоспетой,
Пусть такой необычной в Крыму.
А люблю я, как любят поэты:
Непонятно самой почему…».


dergachev-va.livejournal.com

История города Старый Крым


***

Куры, яблони, белые хаты —

Старый Крым на деревню похож.

Неужели он звался Солхатом

И ввергал неприятеля в дрожь?

 

***

Современнику кажется странным,

Что когда-то, в былые года,

Здесь бессчетные шли караваны,

Золотая гуляла Орда.

 

Воспевали тот город поэты,

И с Багдадом соперничал он.

Где же храмы, дворцы, минареты?

— Погрузились в истории сон…

 

***

Куры, вишни, славянские лица,

Скромность белых украинских хат.

Где ж ты, ханов надменных столица —

Неприступный и пышный Солхат?

 

***

Где ты, где ты?— ответа не слышу.

За веками проходят века.

Так над степью и над Агармышем

Равнодушно плывут облака…

Автор: Юлия Друнина

Древнегреческий Кареон, и половецкий Солхат

   Старый Крым — небольшой старинный крымский городок, давший название всему полуострову, был заселен еще в III тысячелетии до Рождества Христова, в эпоху неолита, то есть нового каменного века. Археологические находки свидетельствуют об оживленных торговых связях старокрымских жителей с Боспорским царством и Малой Азией. Предположительно, что в VI-III века до Рождества Христова и в первые века нашей эры это поселение называлось Кареа или Кареон.

   Сложив вышеизложенное, получается что история города насчитывает не одно тысячелетие: немногие европейские и крымские города могут похвастать столь почтенным возрастом. Однако все попытки локализовать на месте Старого Крыма древний город с пятитысячелетней историей, сведения о котором туманны, а местоположение неясно, — довольно проблематичны. Зато более-менее определенно можно сказать, что города, в современном понимании этого слова, здесь не было до XII века, а существовало только небольшое поселение, которое по-половецки называлось «Суркат» или «Солхат». Арабский историк, описывавший события 1263 г., сообщает о небольшом населенном пункте Кырым, в котором обитают кипчаки, то есть, половцы, русичи, аланы, готы и греки. Это первое упоминание, бесспорно относящееся именно к Солхату – Старому Крыму. 

   Из археологических и письменных источников известно, что к 1100 году на месте Старого Крыма возник большой торговый центр с мощными крепостными стенами, оборонительным рвом и многочисленными церквями. Это время торговых караванов, идущих по Великому Шелковому пути из Азии в Европу. И на их пути, у подножья Крымских гор, удобно расположился Старый Крым, где можно передохнуть, не опасаясь нападения кочевников. По сей день мы можем видеть немых свидетелей тех времен, сохранившихся на северо-восточной окраине города: остатки крепостных стен, оборонительного рва и ушедшие глубоко в землю стены церкви Х века неясной пока конфессионной принадлежности. 
   

   В январе 1223 г. в Крым вторглись монголо-татары. Разгромив Судак и перебив практически всех половцев, татары удалились. И только во время второго похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали оседать на полуострове. Тогда же Крым занял положение улуса, то есть провинции нового могущественного государства Золотая Орда. Солхат – Старый Крым стал административным центром Крымского улуса Золотой Орды и резиденцией золотоордынского наместника – нойона.

   Ордынцы, восприимчивые к чужой, более высокой культуре, потянулись к оседлости и развернули широкую строительную деятельность. Не имея собственного строительного опыта, вчерашние кочевники привлекли к строительству солхатских мастеров.

  Строились городские дома для знати и ремесленников, склады и лавки для купцов, постоялые дворы, фонтаны, обновлялись крепостные стены и башни. В 1253 году по приказу хана Батыя в Солхате для него был построен дворец. Примерно в это же время здесь начинает работать монетный двор. А чуть позже — в 1287-1288 годах в Старом Крыму возвели величественную мечеть султана Бейбарса. Это была древнейшая мечеть Европы и Крыма, построенная на деньги уроженца этих мест Захира Сейф-ад-дин ас-Салих Бейбарса. Он правил в 1260-1277 годах и был вторым по счету и одним из четырех самых выдающихся султанов знаменитой мамлюкской династии Бахри, властвовавшей в Египте 300 лет. Он вошел в историю тем, что нанес серьезное поражение войскам Чингисхана и тем самым остановил их продвижение на Ближний Восток.

   Сын причерноморских степей половец Бейбарс в детстве был куплен на невольничьем рынке Керчи как белый раб — мамлюк. В 1277 году, желая увековечить свое имя и прославить место своего рождения, он выделил 2000 динаров на строительство мечети в Солхате, ну и, конечно же преследуя политические и религиозные цели. Так неожиданно связывается история средневекового Египта и Старого Крыма.

   Известный исследователь Крыма XVIII века П. И. Кеппен в своем дневнике записал, что стены мечети Бейбарса «покрыты мрамором, а верх — порфиром». Историк А.И. Маркевич отметил высокую прочность здания мечети Бейбарса: «Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, еще долго могут держаться»

   Были в городе и другие культовые здания, от которых, увы, как и от мечети Бейбарса, остались только фундаменты. Например, мечети Мюск-Джами (Мускусная) и Куршун-Джами, более известная как «Свинцовая», потому что кладку стен делали не на растворе, а на расплавленном свинце.


Кырым

   Время расцвета города — XIV век. Шумят рынки, вовсю идет торговля: лен, железо, медь, соль, смола, драгоценные камни, меха, бархат, пряности, ковры, оружие, опиум, шерсть, дары окрестных полей, садов и виноградников заполняют торговые ряды. И, конечно же, особо – рабы. Повсюду слышна была итальянская, армянская, греческая, арабская, тюркская речь купцов. Именно для них в городе построены несколько караван-сараев. А над окрестностями, базарами и пыльными улочками с минаретов мечетей разносится призыв муэдзина к молитве. Это время распространения ислама среди крымских татар и готов… 

   Ислам прочно утвердился в Солхате еще до того, как стал государственной религией Золотой Орды, но в среду кочевников-татар внедрялся с большим трудом. Многие из них и в XV – XVII веках продолжали оставаться язычниками, исповедующими шаманский культ Великой степи Терэ. Крепостные стены Солхата, таким образом, пролегали между культурой мусульманского мира и своеобразной, но почти не дошедшей до нас культурой мира Великой Степи, лишь поверхностно затронутой пропагандой ислама.

   Хан Золотой Орды Узбек принял мусульманство как государственную религию в 1313 году, и уже в следующем году были построены мечеть и медресе в Кырыме — так называли город татары. А Солхатом его именовали генуэзцы, и то не весь город, а только ту его часть, где проживали не мусульмане, а христиане, то есть греки, армяне и сами генуэзцы.

   Кстати, Солхат означает на тюркских наречиях «левая сторона», от «сол» — левый, и «хат» — сторона. А «Кырым» в переводе с тюркского означает «ров, крепость». Армяне же называли город Гин-Гримиц – то же что и «Старый Крым», но по-армянски. Этот народ имел здесь не просто вторую родину — армяне на полуострове появились в XII в. — но и духовный центр: в лесистых окрестных горах находилось несколько армянских монастырей, самые известные из которых Сурб-Хач и Сурб-Стефанос. Много было в округе и соборов древневосточной армяно-григорианской церкви — ветвь христианства, в которой Иисус Христос почитается как Бог, а не Бог-Сын.

   Кстати, мужской монастырь Сурб-Хач и поныне девствует, и совсем с тех пор внешне не изменился…

   Следует заметить, что именно синтез различных культурных традиций и породил неповторимый облик этого средневекового города, производившего неизгладимое впечатление на современников. Собственное же влияние Солхата-Кырыма распространилось далеко за пределы полуострова: в начале XIV в. он стал ремесленным центром изготовления золотоордынской филиграни, а разветвленные торговые связи позволили ему оказать заметное воздействие на хозяйственное и культурное развитие регионов Северного Причерноморья, Кавказа и Поволжья. Естественно, что рынок Солхата-Кырыма вызвал к себе интерес и у ближайших соседей — обосновавшихся в Кафе генуэзцев. Для Солхата Кафа являлась морским портом, позволявшим товарам, прибывшим сюда с караванами из Азии, продолжать движение морем в западном направлении. Генуэзцы же, со своей стороны, вполне могли рассматривать Солхат как своеобразное продолжение кафинской пристани. Свидетельством чего могут служить нотариальные акты Кафы 1289 — 1290 гг.: в «Уставе Кафы», изданном в 1316 г., ставка татарского наместника упоминается неоднократно и именно в связи с коммерческой деятельностью подданных Генуи, регулярно посещавших этот город и обосновывавшихся здесь на постоянное место жительства. 

   В 1395 году Солхат был разрушен войсками Тамерлана, а в 40-е годы XV столетия сыном золотоордынского хана Тохтамыша — Саиид Ахмедом. С этим же временем связано еще одно прелюбопытное событие: убийство в городе в 1380 году темника Мамая. Этот военачальник, будучи зятем золотоордынского хана, стал фактическим владельцем западных улусов Золотой Орды, в том числе и Крымского улуса. Для утверждения здесь своей власти он организовал карательный поход на полуостров. В 1380 году его войска были разбиты в Куликовской битве, а чуть позже – Тохтамышем. После разгрома Мамай бежал в Кафу, затем в Солхат, где и был убит генуэзцами за то, что он не оправдал их надежд на подчинение Золотой Орды «Великой Генуе» . 

   В 1443 году Хаджи-Девлет-Гирай объявил себя крымским ханом и о создании независимого от Золотой Орды Крымского Ханства. В этом же году ханская резиденция была перенесена в Бахчисарай. И слава Солхата стала угасать. Удар по международной торговле нанесли и падение Византийской империи под натиском турок-сельджуков в 1453 году, и захват турками Кафы. 

   Польский путешественник Мартин Броневский так описывает город, в котором он побывал в 1578 году: «Крем, или по-татарски Кырым, город с крепостью, окруженный высокой и толстой стеной, совершенно отличается от других городов Средиземного Херсонеса (так называл Крым Птолемей) своей величиной и знаменитостью… видны еще храмы и святилища… не только в самом городе, но и вне города, украшенные халдейскими надписями, высеченными на больших камнях… Видно из развалин и обширности мест, что это был один из знаменитейших и величайших городов своего времени…»


Левкополь Российской Империи

   Ко времени присоединения полуострова к России в 1783 году Эски-Крым, как стали именовать Солхат после отъезда хана со всем двором в новую столицу, превратился в небольшое местечко. Имперское правительство по моде тех времен на греческие названия переименовало его в Левкополь и намеревалось сделать центром Крымской губернии. Но этой идее не суждено было воплотиться в жизнь, так как религиозная нетерпимость и жестокость, с которой новые властители Крыма расправлялись с местными жителями, заставила большую часть старокрымских жителей покинуть обжитые места. К приезду в мае 1787 года в Тихий город, так переводится с греческого Левкополь, российской императрицы Екатерины II, в Старом Крыму едва насчитывалось 6 тыс. жителей. В конце того же года городок вошел в состав образованного Феодосийского уезда и стал называться по-русски — Старый Крым. 

   В те годы большинство мусульман эмигрировало отсюда в Турцию, а католиков – в Италию и Испанию. На долгие годы город превратился, по словам автора одного из дореволюционных путеводителей Г. Москвича, в «ничтожный заштатный городок». Вся городская жизнь Старого Крыма была сосредоточена на главной улице — Екатерининской (ныне ул. Ленина), а остальная часть города напоминала собой подобие деревни… 

   Странное чувство охватывает приезжего, увидевшего усадебное царство частных домиков, где древние постройки спрятались в лабиринте улочек и в тени деревьев. Нет, они не поражают размахом и величием, не бросаются в глаза. Но у них есть особенность, о которой следует знать: камень какой-нибудь ограды может быть древней надмогильной плитой, а на древней кладке стоят дома построенные уже в имперскую эпоху города. Таков, к примеру, и домик, где с 1930 по 1932 год жил Александр Грин. А неподалеку от него — обиталище известного литератора, талантливого поэта и знаменитого переводчика Григория Николаевича Петникова, умершего и похороненного в Старом Крыму в 1971 г. Он еще в молодые годы стоял у истоков футуризма, среди его друзей были Бурлюк, Маяковский, Есенин, Мейерхольд, Хлебников, Асеев. 

   Но А. С. Грин и Г. Н. Петиков не исчерпывают темы. В Старый Крым приезжали и другие писатели и поэты. Максим Богданович, Марина и Анастасия Цветаевы, Всеволод Рождественский, Константин Паустовский, Юлия Друнина, Алексей Каплер, Вадим Охотников, Николай Тарасенко, Борис Чичибабин, певец Киммерии Максимилиан Волошин – вот далеко не полный список гостей города, воздух которого вдохновлял их на новые произведения.  

   А художники, запечатлевшие городские улочки и окрестности! Лирик пейзажа Константин Богаевский, пейзажист Михаил Иванов, великий маринист Иван Айвазовский. Кстати, в Старом Крыму он расписал иконостас армянской церкви, но это единственное произведение Айвазовского-иконописца было уничтожено в период «развитого социализма»…

   И последнее. Красная площадь есть не только в Москве, но и в Старом Крыму. Правда мавзолея и храма Василя Блаженного там нет, но зато на ней делают лучшие в Крыму макароны. А каждый год в предпоследнюю неделю августа Старый Крым становится международной столицей народных традиций и искусств Востока и на фестиваль «Минареты Солхата» собираются из разных стран славные потомки воинов Чингисхана…

 

 

www.staryi-krym.ru

Солхат Википедия

Город
Старый Крым
укр. Старий Крим
крымско-тат. Eski Qırım
ФлагГерб
45°01′45″ с. ш. 35°05′19″ в. д.HGЯOL
Страна Россия/Украина[1]
Регион Республика Крым[2]/Автономная Республика Крым[3]
Район Кировский район
Городское поселение Старый Крым
Глава администрации города Балабанов Григорий Шотович
История и география
Прежние названия Кырым, Солхат, Левкополь
Площадь 9,97 км²
Высота НУМ ~300 м
Часовой пояс UTC+3
Население
Население ↗9 432[4] человека (2019)
Плотность 946.04 чел./км²
Официальный язык крымско-татарский, украинский, русский
Цифровые идентификаторы
Телефонный +7 36555[5][6]
Почтовый индекс 297345

ru-wiki.ru

Древний Солхат | Ана юрт

Город Старый Крым, овеянный легендами и имеющий большое количество памятников архитектуры, находящийся в восточной части Крыма. Через Старый Крым проходит дорога, соединяющая Симферополь с восточным Крымом (Феодосия, Керчь). Находится в 24 км от Феодосии и в 88 км от Симферополя. Отмечен он на картах туристических маршрутов как место, которое необходимо посетить для ознакомления с местными достопримечательностями. В Старом Крыму провел последние два года жизни Александр Грин. Могила писателя – на городском кладбище. Имеется литературно-мемориальный музей писателя. Среди гор сохранился древний армянский монастырь Сурб-Хач. А так, городок с виду обычный, провинциальный. С первого взгляда ничего необычного в глаза не бросается. Нужно было пройти до центра, где у меня была назначена встреча с одним местным предпринимателем Абдуллахом, который любезно согласился меня сопроводить в качестве гида, по всем местам, где сохранились следы мусульманских культовых сооружений. Именно с этой местности в Крым стал проникать Ислам. Для мусульман Крыма – крымских татар это имеет особое значение.
Вскоре мы на машине оказались в первом пункте назначения – руины Караван сарая. И здесь в сознании стали проявляться смутные образы… В мыслях я перенесся из XXI столетия в средние века… 

Къырым – Солхат – Старый Крым

Из археологических и письменных источников известно, что к XII веку на месте Старого Крыма возникает большой торговый центр с крепостными стенами и рвом. Это время торговых караванов Великого шёлкового пути, связующего Азию с Европой. В XIII веке в бассейне Черного моря вели торговлю итальянские купцы венецианцы и генуэзцы. Город развивался, имея важное положение, находясь на торговых путях и естественно в средние века юго-восточный Крым превратился в один из центров международной торговли.

До настоящего времени вызывает споры происхождение топонима «Солхат». По мнению А. Григорьева, в его основе лежит тюркское название. «Солхат» по-тюркски означает «левая сторона». Поскольку слово «сол» у тюрков обозначает положение на местности, «Солхат» можно перевести как «Левое поселение». Однако М. Крамаровский указывает, что ключ к расшифровке топонима в реальном положении селения на местности, топоним «Солхат» можно прочесть как «селение» (город) на левом склоне (крае) горы. Но есть версия, что это может быть перевод генуэзцами кыпчакского «Къырым» – «ров». Есть итальянское слово «Solcati» – «бороздчатый». Это современный итальянский язык.

Но у меня чувство, что надо искать в древнем латино-персидско-куманском словаре конца XIII века «Codex Cumanicus». Собственно спорить с научными авторитетами я не берусь, но все-таки склонен искать происхождение от слова «ров». Археолог А. Гаврилов рассказал мне, что знает местонахождение рвов, от которых происходит кыпчакское название Къырым, которое в арабских средневековых источниках которое встречается как Аль-Къирим.

Расцвет

Время расцвета города пришлось на XIV в. Здесь шумели рынки, на которых велась активная торговля. Повсюду слышна была итальянская, армянская, греческая, арабская и тюркская речь купцов. Для них и паломников в городе построены несколько караван-сараев. А над окрестностями, базарами и пыльными улочками с минаретов мечетей разносился призывы муэдзинов к молитве. Это время распространения на полуострове Ислама. Ислам утвердился в Солхате еще до того, как стал государственной идеологией Золотой Орды. Знаменитый мусульманский путешественник Ибн Баттута в своих записях описал Кырым и многих людей из местной знати, имена которых сохранились на надгробиях.

Хан Золотой Орды Узбек утвердил Ислам в качестве официальной религии государства в 1313 г., и уже в следующем году в Кырыме были построены мечеть и медресе. В 1443 г. Хаджи-Девлет-Герай объявил себя крымским ханом и провозгласил создание независимого от Золотой Орды государства – Крымского ханства. В этом же году ханская резиденция была перенесена в новую столицу – город Бахчисарай.

Караван-сарай (XIII-XIV вв.)

То, что осталось от массивных стен ограничило достаточно большую площадь. Размер конечно можно было представить. Исходя из того значения которое имели караван-сараи в древности, будучи местом остановки и отдыха торговцев и паломников, къырымский Караван сарай играл не маловажную роль в развитии города. Находившийся сразу же при въезде в город, он представлял собой огражденный пятиугольник площадью около 2500 м2 с резным порталом. Изнутри к стене были пристроены деревянные галереи, разделенные на комнаты для приезжих купцов. В центре, во дворе, снабженном водопроводом, располагались повозки, а также упряжные и вьючные животные.

«Безымянная» мечеть

Осмотрев руины Караван сарая, Абдуллах повез меня на улицу Спартака, где среди жилых домов просматривались части стен мечети. Названия ее Абдуллах не знал, но было не скрываемым его желание попробовать найти средства, что бы мечеть снова стала действующей. Уверенно он провел меня среди зарослей к месту, где четко прослеживались формы михраба. Хоть хозяин соседнего дома и уверял нас, что это кенаса, однако фрагменты михраба указывали на мусульманское культовое сооружение. Останки мечети находились на территории частного двора и использовались хозяином как хозпостройки. Неприятное чувство вызвал покосившийся деревянный туалет классической сборки среди древних стен. Эта картина очень обеспокоила моего гида. «Надо найти хозяина и обговорить с ним куплю продажу, восстановить дом Аллаха и очистить от скверны. Свят Аллах», сокрушался он.

Куршун-Джами (XIV в.)

Неподалеку от мечети Узбека расположены остатки монетного двора XVIII в. и развалины мечети Куршун-Джами (Свинцовая мечеть). Она построена в XIV в. и названа так потому, что при ее возведении мастера заливали остававшиеся между камнями зазоры расплавленным свинцом. Одни считают это вымыслом, другие утверждают, будто бы такой строительный прием действительно использовался в прошлом для придания прочности зданиям или оборонительным сооружениям. А.В. Гаврилов говорит, что возможно название происходит от того, что свинец был использован на крыше мечети и оплавился при пожаре.

Мечеть Бейбарса

Развалины мечети Бейбарса находятся неподалеку от мечети Узбека. Это самая древняя мечеть не только Крыма, но и Европы, которая была сооружена в Солхате в 1287-1288 гг., как считается, на деньги присланные уроженцем этих мест Захиром Сейф-ад-дин ас-Салих Бейбарсом, который стал одним из правителей Египта. Он правил в 1260-1277 гг. и был вторым по счету, причем одним из четырех самых выдающихся султанов знаменитой мамлюкской династии Бахри, которая властвовала в Египте около 300 лет. Султан Бейбарс вошел в историю тем, что нанес крупное поражение монголам, и остановил их продвижение на Ближнем Востоке. Выходец из причерноморских степей кипчак по происхождению, Бейбарс в детстве был куплен на одном из невольничьих рынков полуострова, как белый раб (мамлюк).

До настоящего времени здание сохранилось не полностью. Утрачен минарет (он запечатлен на акварели М. Иванова конца XVIII в.). По описанию П.И. Кеппена, первоначально стены ее были покрыты мрамором, а верх – порфиром. Историк А.И. Маркович отметил высокую прочность здания мечети Бейбарса: «Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, еще долго могут держаться».

Мечеть Узбека

Хан Узбек, вступивший на золотоордынский престол в 1312 г., приняв Ислам, велел построить в Солхате красивую мечеть и медресе. Их строительство было начато в 1314 г. По сообщению мусульманского путешественника Эвлии Челеби, в 1512-1513 гг. при Менгли-Гирее I мечеть была соборной. Мечеть хорошо сохранилась до наших дней и является действующей. Главный вход мечети выделен порталом, украшенным отличной резьбой по камню. Интересна и ярко расписанная резьба внутри здания. По своим формам мечеть – здание, прямоугольное в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Вход украшен резным порталом с надписью и следами ремонта в верхней части. Пол вымощен каменными плитами. Двор с фонтаном посредине и колодцем для сбора воды был вымощен каменными плитами. К южному торцу мечети Узбека примыкало большое здание медресе – духовного училища, построенного в 1332-1333 гг. Это было значительное по размерам сооружение с обширным внутренним двором. Фасад здания был украшен монументальным арочным порталом, испещренным резным орнаментом. Сейчас от духовного училища остались лишь руины.

Беседа с археологом

Пытаясь разглядеть за забором то, что осталось от Куршун-Джами, мы повстречались с Александром Викторовичем Гавриловым. Как он нам потом представился, когда мы втроем сели под тенью дерева, Александр Викторович старший научный сотрудник Крымского филиала Института археологии НАН Украины. Принеся холодной родниковой воды, свой рассказ он начал с Куршун-Джами, останки стен которой виднелись с его двора. Указав, что все постройки были возведены в XIV веке, он рассказал про мечети султана Бейбарса и хана Узбека. Упомянул про стены мечети на улице Спартака, и что названия его, к сожалению, не сохранилось. Она условно значится как Безымянная. Фрагменты михраба свидетельствуют, что это была действительно мечеть. «Мечетей было много. В каждом квартале была мечеть», говорил археолог с загоревшим под майским солнцем лицом.

Но когда разговор зашел про легендарную Мускусную мечеть, ученый уже не стал скрывать своего негодования по поводу того, что историческое наследие утрачивается безвозвратно. Место, где находилась Мускусная мечеть, было частным владением, и хозяин не придав ни какого значения, просто снес остатки строения для своих нужд. И это не первый случай. Александр Викторович поведал, как ценные камни с надписями используются как бут для фундамента. К сожалению, жители безразлично относятся к находкам. И так пропадает наследие! Контроль со стороны государства, по словам ученого, так и не восстановился с момента распада СССР до должного уровня. Археологического изыскания на месте строительных работ не проводится, и подписи ставятся без исследований. Ему на общественных началах приходится убеждать людей, просить, что при обнаружении чего-либо звонили, звали, показывали… Ученый категорически высказался против передачи находок в частные коллекции и музеи. «Только государственные! Иначе все пропадет!».

Потом ученый с гордостью продемонстрировал свой лапидарий*, состоящий из экспонатов, которые ему удалось спасти. «Земля насыщена историческими артефактами! Очень много исторических находок! И задача сохранить хотя бы то, что имеем. Пусть сейчас денег нет, но когда-нибудь они все-таки будут. Будет же все-таки хороший стабильный период… Поэтому задача максимально сохранить археологический культурный слой для потомков, чтобы они когда-нибудь это изучили!».

Заключение

Автобус несся по трассе оставляя за спиной древний город Солхат. Руины мечетей, медресе оставляли тяжелое чувство на сердце и в тоже время чувство надежды. По воле Аллаха, сегодня Ислам в Крыму, и в скором времени руины мечетей будут восстановлены и с минаретов Солхата будет раздаваться призыв муэдзина.

Энвер Кадыров
газета «Возрождение»
Симферополь – Старый Крым – Симферополь

*Лапида́рий (от лат. lapis – камень) – экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах (в том числе надгробиях). Под данное понятие также попадают остатки скульптур и строений, то есть части некогда единого целого (иногда неизвестного происхождения), зачастую выставленные в местах археологических раскопок.

ana-yurt.com

Старый Крым (Солхат) | Путеводитель по Крыму

.

Старый Крым— город в восточной части Крыма. Город районного подчинения Кировского района республики. Через Старый Крым проходит дорога Симферополь—Феодосия.

История. На территории города в разных местах открыты неолитические поселения. В центре города при земляных работах выявлена античная керамика IV в. до н. э. — III в.н. э. Эти слои перекрыты наслоениями средневекового города и отчасти разрушены. Почётная надпись 222 г. н. э.на древнегреческом языке, найденная в 1895 году в Старом Крыму, является свидетельством гораздо большего возраста города, чем это принято считать.

Ордынцы и составлявшие основную часть населения степного Крыма кыпчаки называли город Кырым, а итальянцы (в основном генуэзцы), владевшие южным побережьем Крыма и ведшие в регионе активную торговлю, именовали его Солхат — Solcati. По поводу происхождения обоих названий ведётся много споров, однако наиболее обоснованными представляются следующие версии. Кырым — западно-кипчакское qırım — «мой холм» (qır — холм, возвышенность, -ım — аффикс принадлежности I лица единственного числа). Солхат — от итальянского solcata — «борозда, ров». Некоторые историки высказывают предположение, что город был разделён на две части: мусульманскую, в которой была расположена резиденция эмира, и христианскую, в которой жили итальянские купцы, и эти две части назывались Кырым и Солхат соответственно.

Расцвет города пришёлся на XIV век. В этот период Солхат был крупным торговым центром на Шёлковом пути из Азии в Европу, активно рос и строился. Тогда были построены сохранившиеся до наших дней несколько мечетей и медресе. По одной из версий, уроженцем Солхата был великий султан мамлюкского Египта Бейбарс. Став правителем Египта, он отправил в родной город щедрые подарки, в частности на его средства была сооружена одна из городских мечетей.

После того, как Крым обрёл независимость от Орды, и было образовано Крымское ханство, столица была перенесена сначала в Кырк-Ор, а затем во вновь построенный Бахчисарай, и город стал утрачивать своё прежнее значение. После завоевания в 1475 году Османами генуэзских колоний вышло из употребления имя Солхат. Во времена Крымского ханства город стали называть Эски-Кырым (крым. Eski Qırım — «старый Кырым»). Нынешнее русское название является калькой с этого имени.

Климат.Климат Старого Крыма по сути является слабовыраженным горным климатом. Находясь у подножья горы Агармыш на высоте около 400 м над уровнем моря, город получил заслуженную репутацию очень хорошего лечебного места для легочных больных. Нагреваясь днем, Агармыш создает к вечеру восходящий воздушный поток, что в свою очередь приводит к тому, что в Старый Крым приходит воздух со стороны Чёрного и Азовского морей, а также воздух со степей Керченского полуострова. Смешиваясь с воздухом мощного лесного массива Агармыш и прилегающих окрестностей морской воздух создаёт неповторимый климат восточной оконечности крымских гор.

Достопримечательности. Главными достопримечательностями города являются постройки XIII—XIV веков, когда Кырым был центром Крымского Юрта. Хорошо сохранились до наших дней, ныне действующая, мечеть хана Узбека. Неподалеку находятся развалины мечети Бейбарса, которая считается самой древней мечетью Крыма. В восточной части города расположены развалины монетного двора, караван-сарая и мечети Куршум-Джами. В 5 километрах к юго-западу от Старого Крыма находится армянский монастырь Сурб Хач (Святой Крест) XIV века. Сегодня это действующий монастырь Армянской апостольской церкви. Там же, чуть выше по урочищу находятся развалины другого армянского монастыря — Сурб Стефаноса.

На территории литературного музея находится екатерининская миля, одна из пяти сохранившихся в Крыму.

К югу от города находится источник святого великомученика Пантелеймона Целителя с одноимённой часовней. Часовня отстроена заново в 2001 году на месте сгоревшей в 1949 году.

В конце улицы Партизанской начинается «Дорога Грина», очень популярная среди туристов. В 1931 году Александр Грин ходил по ней в Коктебель в гости к Волошину. По этой дороге путешествовали многие известные люди: Волошин, сёстры Цветаевы, Эфрон, Заболоцкая…

На горе Агармыш существуют карстовые пещеры, в Монастырской балке — водопады. В городе находятся дом-музей Александра Грина — литературно-мемориальный музей писателя; дом-музей Константина Паустовского; этнографический музей, посвящённый культуре крымско-татарского народа; литературно-художественный музей; музейная экспозиция в монастыре Сурб-Хач — посвящена истории монастыря; музей старокрымского санатория; музей школы-гимназии № 1.

vkrumy.com

Hotel Solhat (Крым Рыбачье) — Booking.com

Выберите язык. Мы говорим на русском и на 42 других языках.

Популярные языки среди пользователей в России
  • Русский
  • English (UK)
  • English (US)
  • 简体中文
  • Français
  • Deutsch
Все языки
  • English (UK)
  • English (US)
  • Deutsch
  • Nederlands
  • Français
  • Español
  • Español (AR)
  • Català
  • Italiano
  • Português (PT)
  • Português (BR)
  • Norsk
  • Suomi
  • Svenska
  • Dansk
  • Čeština
  • Magyar
  • Română
  • 日本語
  • 简体中文
  • 繁體中文
  • Polski
  • Ελληνικά
  • Русский
  • Türkçe
  • Български
  • العربية
  • 한국어
  • עברית
  • Latviski
  • Українська
  • Bahasa Indonesia
  • Bahasa Malaysia
  • ภาษาไทย
  • Eesti
  • Hrvatski
  • Lietuvių
  • Slovenčina
  • Srpski
  • Slovenščina
  • Tiếng Việt
  • Filipino
  • Íslenska

www.booking.com

СТАРЫЙ КРЫМ, город. Солхат, Сагила, Солгат, Ал-Кирим, Левкополь — Крым сквозь время

СТАРЫЙ КРЫМ, город. Солхат, Сагила, Солгат, Ал-Кирим, Левкополь — Крым сквозь время Skip to content Старый Крым — город восточной части Крыма. Точное время когда возник этот город остается неизвестным. Как считает Ю. Могаричев, селение Солхат появляется в 40-х гг. XIII в. и быстро становится центром золотоордынской Таврики. Название Солхат в различных созвучиях встречается в армянских (XIV в.), еврейских (X-XVI вв.), итальянских (XIII-XIV вв.) и испанских (XV в.) письменных источниках. В исторической хронике «Сельджук-наме» насчитывается 5 форм топонима «солхат». Хроника созданна в XIII в. На карте китайцев 1331 г. этот город обозначили под названием Сагила (Солгат). В арабских средневековых источниках его называют городом Ал-Кирим. В армянских средневековых рукописях можно встретить название Сурхат. Но, до настоящего времени происхождение топонима «Солхат» вызывает споры. Некоторые считают, что в основе имени города лежат тюркские названия. «Солхат» с тюрского означает «левая сторона, левое поселение». При этом под левой стороной понималась «северная сторона Черного моря». М.Г. Крамаровский полагал, что использование столь пышного названия маловероятно для скромного сельского поселения, каким был Солхат до XIV в. По его мнению, ключ к расшифровке заключается в реальном положении селения на окружающей местности. В этом случае топоним «Солхат» можно перевести как «селение (город) на левом склоне (крае) горы». Название «Солхат» выходит из употребления к концу XIV в. и заменяется на «Крым». В генуэзских источниках город продолжает называется Солхат, в татарских —Крым. Значение названия «Крым» также дискуссионно. Название «Крым» значительная часть исследователей связывает с татарским словом «кърым» — «ров». По мнению Э. Мурзаева, оно монгольского происхождения и означает «крепостная стена, крепость». Но в любом случае оно отражает тот факт, что с основанием Крымского улуса рядом с торговым поселением Солхат появляется резиденция золотоордынского наместника. Татары укрепили и окружили ее рвами. Так, очевидно, и появился Солхат — Крым. После османского завоевания название бывшей столицы распространилось на весь полуостров, с тех пор называвшийся Крымом. После того, как Золотая Орда распалась и образовалось независимое Крымского ханство, резиденция ханов перенесли в Бахчисарай. Слава Солхата быстро угасает. После присоединения в 1783 г. Крыма к России он сначала получает псевдогреческое название Левкополь («Белый город»), но с 1787 г. принимает русское название Старый Крым.

Навигация по записям

krimea.info

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *