традиции, религия и культура [2023]
Автор Мария Пичугина На чтение 5 мин Просмотров 27.7к. Обновлено
Марийцы — немногочисленный народ, относящийся к финно-угорской этноязыковой группе и считающийся потомком древнего населения Среднего Поволжья.За мари закрепилось прозвище «последние язычники Европы» – многие из них до сих пор соблюдают дохристианские обряды. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться поближе с нашими самобытными соседями.
Содержание:
- Происхождение марийского народа
- Традиционная марийская религия
- Марийская культура
- Традиционный марийский костюм
- Заключение
Происхождение марийского народа
Если верить историкам, предки современных марийцев пришли в края Среднего Поволжья 1500 лет назад
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
Марийские земли вошли в состав Российского государства только во второй половине XVI века
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.
Традиционная марийская религия
Верховным из 40 божеств языческого пантеона марийцы провозглашают Ош Поро Кугу Юмо — Белого Большого Бога. Народ мари считает его богом-творцом и обращается к нему с главными молитвами
Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.
Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.
Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.
К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.
Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.
Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.
Ни одно моление не происходит без даров богам: пресного хлеба, варёного гуся и коман-мелна — трехслойных блинов
После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.
Для марийцев лес — неприкосновенный храм, где нельзя мусорить, собирать грибы и ломать ветки
Марийская культура
Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.
Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.
Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.
Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.
Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.
На праздниках эта цепочка может достигать километра
Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.
Традиционный марийский костюм
Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.
Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.
Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.
Заключение
Рядом с нами живёт загадочный и самобытный народ мари, который смог пронести свои традиции и культурные особенности через много сотен лет. А многие из древних традиций стали частью современной национальной марийской культуры.
фотографии Николая Ямакова
Марийцы (мари, черемисы) — происхождение народа, где и как живут, фото
Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.
Название
Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.
В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.
Где живут
Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:
- Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
- Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
- Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
- Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.
Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.
Численность
Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.
Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
Наиболее крупные диаспоры:
- Кировская область — 29,5 тыс. чел.
- Татарстан — 18,8 тыс. чел.
- Удмуртия — 8 тыс. чел.
- Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
- Пермский край — 4,1 тыс. чел.
- Казахстан — 4 тыс. чел.
- Украина — 4 тыс. чел.
- Узбекистан — 3 тыс. чел.
Язык
Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.
История
Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.
Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.
Внешность
Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.
Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:
- средний рост;
- желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
- миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
- прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
- выступающие скулы.
Одежда
Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.
Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.
Мужчины
У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.
Женщины
Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.
Семейный уклад
После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.
Жилище
Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.
Жизнь
Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.
Культура
Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.
Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
- Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
- Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
- Мланде Ава — богиня земли
- Пурышо — бог судьбы
- Азырен — сама смерть
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
Видео
тенге АРХИВ МАРИ – Проповеди и библейские исследования
Г. Герберт Ливингстона
Как и Эбла, самое раннее поселение Мари относится ко второй половине четвертого тысячелетия (3500-3000) до н.э. Руины Мари расположены на южном берегу реки Евфрат, примерно в 15 милях к северу от современной сирийско-иракской границы. Арабское название сайта — Телль Харири. Города Эбла и Мари были торговыми и политическими соперниками в эпоху ранней бронзы (ок. 3100–2100 гг. до н.э.) и средней бронзы (ок.
Марийский сановник, начало третьего тысячелетия до н.э., Музей Аллепо .
Открытие
В августе 1933 года местный кочевник-бедуин случайно обнаружил обезглавленную статую, на которой была надпись. Местные чиновники французского мандата перевели надпись и, считая это место важным, уведомили власти Франции. Власти были впечатлены и отправили ареологическую группу во главе с Андре Парро. В декабре 1933 г. были начаты раскопки Мари, и в течение месяца была обнаружена еще одна статуя с письменами. Перевод надписи показал, что статуя была подарком богине Иштар, подаренным одним из царей Мари. Эта информация наводит на мысль, что руины могут принадлежать древнему городу Мари. В руинах было найдено больше надписей, некоторые из которых датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Они дали ключи к разгадке того, что древняя семитская цивилизация существовала в долине верхнего Евфрата, но к этим подсказкам не относились серьезно до тех пор, пока почти 40 лет спустя не были обнаружены таблички Эбла.
Золотой век марийцев датируется приблизительно 1860-1760 гг. до н.э. Раскопки
BSP 5:4 (осень 1992 г.) с. 106 Команда
за несколько десятилетий обнаружила ряд зданий и артефактов, которые показали, что Мари был богатым городом с развитым в культурном отношении обществом того времени.
Королевский дворец короля Зимри Лима был самым значительным зданием, раскопанным в Мари. Это было кирпичное здание площадью девять акров, в котором было около 300 комнат. Таким образом, дворец был одним из крупнейших, существовавших в эпоху средней бронзы. Одной из самых ярких особенностей этого дворца было использование некоторых комнат в качестве ванных комнат — в них были ванны из твердой глины, туалеты и функциональная водопроводная система. Писцы работали в других комнатах, где копировали древние таблички и записывали торговую и политическую информацию на других глиняных табличках. Рядом с местом работы писцов находились библиотеки, в которых хранились таблички.
Марийская богиня, 18 век до н.э., музей Алеппо .
Марийский сановник, начало 3-го тысячелетия до н.э., музей Алеппо
Архив
Марийские надписи показывают, что царь Зимри Лим правил около 18 лет, в течение которых он провел множество войн. Он смог господствовать на территории между реками Евфрат и Тигр и собрал в своем дворце большое богатство. Ему бросил вызов агрессивный царь Хаммурапи, контролировавший нижнюю часть Месопотамской долины. Эти территории по сути являются современным Ираком. В конце концов Хаммурапи завоевал Мари и разрушил ее.
Таблички марийцев хранят информацию по широкому кругу вопросов, включая: коммерческие операции с сельскохозяйственными и текстильными продуктами, торговые документы, переписку между королями и другими государственными чиновниками, международные договоры, дипломатические письма, методы орошения, законы, судебные иски, грузы караванов, изделия многих видов ремесел, религиозная литература.
Таблички, содержащие религиозную информацию, помогли исследователям Ветхого Завета лучше понять религиозные верования людей, живших в окрестностях Харрана, где около 200 лет назад жили Авраам и его семья. Образ жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова был образом жизни переселенцев и кочевников, и даже экономические и политические таблички дают важные сведения об этом образе жизни. По-видимому, значение слова «еврей» разъясняется аморрейским глаголом habuaru , что означает «иммигрировать» или «искать убежища».
BSP 5:4 (осень 1992 г.) с. 107
Глиняные таблички из Марийского архива .
Некоторые документы, сохранившиеся на глиняных табличках, подробно описывают такие практики, как усыновление и наследование, аналогичные тем, которые можно найти в повествованиях Книги Бытия.
Другие надписи описывают практику забоя животных, когда между королями или этническими группами заключались заветы. Некоторые из судей, упомянутых на табличках, не были должностными лицами суда, а были правителями региональных или племенных групп, как это было в Ветхом Завете.Дагон был главным богом Мари. Перечислены и другие боги, известные в Ветхом Завете как ханаанские божества: Ваал, Истар (Ашера), Эль и Адад (Хадад). Храмы были названы в честь этих божеств, и многие личные имена содержали в себе божественные элементы.
Уникальные пророческие послания
Среди тысяч табличек 30 представляют особый интерес для исследователей Ветхого Завета. Эти таблички повреждены, но осталось достаточно надписей, чтобы указать на то, что они содержат сообщения пророческого характера. Люди, утверждавшие, что они получали сообщения от божеств, без приглашения появлялись перед губернатором своего региона или города и устно передавали свое сообщение. Это были мужчины и женщины разного возраста и рода занятий.
Изучение табличек с такими сообщениями показывает, что они обычно содержали обвинение, предупреждение, увещевание или обещание победы, если будут выполнены определенные требования. Обвинения были связаны с пренебрежением королевской власти к обеспечению адекватных подношений для храмовых ритуалов или с пренебрежением к надлежащему содержанию храма и его персонала. В некоторых сообщениях утверждалось, что царь был несправедлив в своих отношениях со священниками. В других табличках говорится, что гонец отправлял кусок края одежды или локон волос для проверки каким-либо методом гадания, возможно, для установления подлинности сообщения.
Во всей другой нееврейской литературе, сохранившейся на разного рода материалах, на разных языках и во многих странах, нет собрания сообщений
BSP 5:4 (осень 1992 г. ) с. 108
дается идолами отдельным лицам для передачи важным людям. Никакие другие надписи также не предоставляют информацию об акте получения или доставки таких сообщений.
30 марийских табличек показывают, что такая практика существовала в древних семитских обществах. Утверждение о получении и доставке сообщения, отмеченного обвинением или обещанием от божества царственной особе, в чем-то похоже на утверждения ветхозаветных пророков, но есть заметные различия.
Противопоставление Ветхому Завету
Наиболее очевидная разница связана с источником таких сообщений. «Пророки» в Мари сказали, что получили послание от одного из многих божеств, которым поклоняются жители Мари. Божественный голос исходил от идола, который представлял собой почитаемый объект в природе, такой как солнце, луна, небо или звезды, или какую-то силу в природе, такую как буря, процессы размножения или судьба.
Ветхозаветные пророки, с другой стороны, свидетельствовали, что они получали свои послания от Творца всей природы, единого истинного Бога, у которого не было соперников. Истинный Бог не мог быть представлен идолами, но говорил лично с пророками понятными словами.
Единый истинный Бог спустился на уровень пророка и изложил послание откровения в структуре от человека к человеку, называемой заветом, отмеченным высшей божественной властью. Пророк был призван быть посланником Бога и должен был доставить божественное слово верно и мужественно. Никакие гадания или индуцированные трансы не были связаны с передачей и получением сообщений.
Содержание ветхозаветных пророческих посланий касалось царского признания и принятия верховной власти истинного Бога и соблюдения божественных законов. Обвинения в сообщениях были сосредоточены на неприятии королем божественной власти и закона. Предупреждения о божественном суде в форме исторических актов, таких как поражение, разрушение царства и земли, были основаны на мятежной и безнравственной деятельности. Царь был подотчетен Богу, и ему была обещана милость и успех в случае послушания или наказание в случае непослушания.
Голова статуи, третье-второе тысячелетие до нашей эры .
Бог использовал пророков для совершения чудес, но запретил гадания для раскрытия воли Бога и практики магии для исполнения воли Бога.
Имена в Мари
Таблички Мари содержат имена, похожие на имена в Ветхом Завете. Названия мест ограничиваются городами Хацор и Лаис (позже переименованные в Дан, Jgs 18). Лишь некоторые личные имена похожи на библейские имена: Ной, Аврам, Лаван и Иаков явно похожи, но не отождествляют одних и тех же людей. Имена Вениамин и Давид омрачены разногласиями по поводу правильного перевода некоторых слов в марийских табличках.
В целом, марийские таблички содержат справочную информацию, связанную с политикой, социальной структурой, религиозными верованиями, правовой системой и экономической практикой в патриархальные времена.
Проповедь о вере и дыхании Мари Ларсон, Иезекииль 37:1-14, Деяния 2:1-21
Дорогие друзья во Христе, благодать вам и мир от Бога, нашего Создателя, Иисуса, нашего Спасителя, и от Непредсказуемый и неугасимый Святой Дух, чье присутствие мы празднуем в этот день. Аминь
Представьте себя во времена Иезекииля. Это около 600 г. до н.э. Навуходоносор собирался разрушить то, что осталось от Иерусалима, твоего святого города. Ты и твой народ потерпели полное поражение. Последних из оставшихся в живых двинули на восток, в Вавилон.
Это сцена в начале нашего первого урока. Мы знаем, что Навуходоносор был реальным человеком с буйным нравом, который отдавал приказы о пытках и разрушениях. Что касается встречи между Иезекиилем и Богом, которая является нашим настоящим библейским текстом сегодня, мы знаем, что в ней есть истина для нас сегодня, но мы не знаем, является ли она историческим фактом.
Когда я был молод, я каждое лето ездил в библейский лагерь (на самом деле, 16 из моих первых 18 лет), и там я выучил одну из песен, которые сопровождают это чтение. Чего я тогда не знал, так это того, что существует несколько похожих версий этой песни. Авторы Википедии упорно трудились, чтобы отследить немного отличающиеся версии. Это припев того, что я выучил; может быть, вы узнали тот же самый.
Кости, кости, сухие кости.
Кости дем, кости дем, сухие кости дем.
Кости дем, кости дем, сухие кости дем.
Теперь послушайте слово Господа.
И я выучил все стихи с соответствующими движениями, узнав позже, что изображенная анатомия — от кости пальца ноги до кости стопы, до кости пятки, до кости лодыжки, кости голени и так далее — не приведет к проходному баллу ни на одном уроке анатомии. . Но это было весело. И где-то в этой странной истории и неточной лирике заключалось сообщение о том, что даже когда всякая надежда на кости (или на дом Израилев) ушла, всего лишь немного веры и дыхания, Бог все еще способен изменить ситуацию.
Держись, немного веры и вдох.
Теперь обратимся к более знакомому тексту из Деяний. Иисус вознесся десятью днями ранее, и, благодаря небольшому толчку двух ангелов, ученики перестали стоять и смотреть на небо, и они приступили к работе. Но они не продвинулись дальше замены Иуды в качестве двенадцатого ученика. И вот пришла Пятидесятница.
Начинается внутри дома. Звук ветра, не просто ветерок, ветер, который ведет к сиренам и подвалам. Затем вид разделенных языков, как бы огненных. И звуки языков, на которых они не говорили, исходили из их уст. Иерусалим был полон туристов, приехавших на иудейское празднование Пятидесятницы, и эти туристы, а также те, кто жил в Иерусалиме, собрались возле этого дома, потому что услышали что-то странное. И тогда каждый из них — из какой бы страны они ни были — мог прекрасно понять послание учеников о Боге, об Иисусе, о Святом Духе. И, поскольку это были набожные иудеи, они знали слова пророка Иоиля, которые цитировал Петр. Это был день, не похожий ни на какой другой — ни до, ни после.
Пятидесятница продолжается 8 главами позже в книге Деяний, когда Бог ясно дает понять, а Петр провозглашает всем, что Святой Дух предназначен не только для евреев, но и для язычников. Это важно, потому что это большинство из нас.
Сегодня, 2000 лет спустя, мы празднуем Пятидесятницу столько же. Это день рождения церкви. Это дыхание, ветер, языки, огонь, жизнь, язык и Святой Дух. Мы часто называем Духа «Утешителем», но Дух также является и Возмутителем, потому что все меняется, когда действует Дух. И здесь происходит какое-то Возбуждение Духа. Вернемся в долину сухих костей и посмотрим еще раз.
Немного веры и вдох.
И на этот раз я хочу взять с собой Джона Уэсли, потому что он заметил это, когда писал: «Из всех костей всех тех многочисленных убитых ни одна не пропала, ни одна не сбилась с пути, ни одна не сбилась с места, но каждый знал и нашел своего товарища. Так при воскресении мертвых разрозненные атомы встанут на свое место и порядок, и каждая кость придет к своей кости…» (1)
Кости все были там, и Бог вдохнул в них жизнь – не только те, кто заслужил это, не только те, кто заслужил больше, все они. Дело было не в подсчете очков. Речь шла о жизни, и не только о земной жизни, вечной жизни, вечной жизни.
И когда мы переходим к истории Деяний, которая является панорамным праздником для их и наших чувств, смысл всего этого состоит в том, чтобы привлечь внимание всех, кто в тот день в Иерусалиме, и поговорить с ними на языке, который они могут понять, чтобы все они знали, что происходит то, о чем говорил пророк Иоиль почти 400 лет назад.
Ваш комментарий будет первым