Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Создание руси: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Древнерусские рукописи в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Фонды

В конце Х в. Русь, одновременно с установлением христианства как государственной религии, приняла кириллическую письменность, имевшую уже к тому времени широкое распространение у южных славян.

Остромирово Евангелие (Апракос краткий). 1056 – 1057 г.

Л. 66 об. Инициал с зооморфным элементом.

ОР РНБ. F.п. I.5

Пергамен. Устав. 294 л.

Рукопись богато украшена выполненными красками и золотом заставками и инициалами старовизантийского стиля с зооморфными и антропоморфными элементами. Три миниатюры с изображениями евангелистов Иоанна, Луки и Марка.

Древнейшая сохранившаяся точно датированная русская рукопись. Дата создания содержится в записи писца, дьякона Григория. Заказчиком рукописи был именитый новгородский посадник и воевода Остромир. Евангелие стало его вкладом в Новгородский Софийский собор, где и хранилось в древнейшую пору. Документально судьба рукописи прослеживается лишь с начала XVIII в.: она зарегистрирована составленной в 1701 г. описью одной из церквей Московского Кремля. В 1720 г. Остромирово Евангелие было отослано в Санкт-Петербург. В 1805 г. рукопись обнаружили среди вещей Екатерины II. Император Александр I распорядился передать Евангелие в Императорскую Публичную библиотеку.

Остромирово Евангелие (Апракос краткий). 1056 – 1057 г.

Л. 87 об. Миниатюра с изображением евангелиста Луки.

Собрание древнерусской рукописной книги Российской национальной библиотеки в наиболее полном объеме отражает историю русской рукописной книжной традиции – от Остромирова евангелия XI в. до поздних старообрядческих рукописей начала ХХ в.

Тематика материала необычайно широка. Здесь находятся и богато украшенные богослужебные книги, и важнейшие исторические памятники – летописные и хронографические, книги для «душеполезного» чтения и для практического применения – травники, лечебники, трактаты по военному делу, различным областям средневековых знаний и даже учебники чтения текстов, написанных скорописью.

Особый интерес представляют четьи сборники, содержащие произведения самых разных жанров: богословские трактаты, памятники учительного красноречия, агиографические произведения, сюжетные повести, церковно-полемические сочинения, памятники русской публицистики, силлабические вирши.

Исключительная ценность древнерусских фондов РНБ подчеркивается тем, что именно здесь хранятся памятники, к которым по праву можно применить определение «первый» – в смысле «древнейший дошедший до наших дней»). Прежде всего, это знаменитое Остромирово Евангелие 1056–1057 г.– древнейшая сохранившаяся точно датированная русская рукописная книга. Манускрипт, созданный в эпоху культурного подъема и расцвета древнерусского государства для Софийского собора Великого Новгорода – главного храма северо-западной Руси – и ставший свидетелем тысячелетнего пути развития русской культуры, включен в Реестр ЮНЕСКО «Память мира».

Изборник. 1076 г.

ОР РНБ. Эрм. 20

Пергамен. Устав. 277 л.

Рукопись украшена заставками и инициалами старовизантийского стиля, выполненными киноварью изображениями грифона и леопарда (л. 108 об.). Один из древнейших русских точно датированных памятников. На л. 276 об. – 277 запись писца Иоанна с упоминанием князя Святослава Ярославича: «Кончашася книга сия рукою грешнаго Иоанна избрано из многих книг княжих. Идеже криво, братие, исправившее чтете, благословите, а не кляните. Кончах книжьны сия в лето в 584 при Святославе князи Русьскы земля, аминь».

Рукопись принадлежала историку князю М. М. Щербатову (1733–1790), была куплена для Эрмитажа вместе с другими его книгами в 1791 г. Поступила в ИПБ в составе Эрмитажного собрания в 1852 г.

 

«Минея Дубровского» (Минея служебная на июль).

XI в. Фрагмент. 15 л.

ОР РНБ. F.п. I. 36

Пергамен. Устав.

Фрагмент содержит службы Федору Стратилату, апостолам Варфоломею и Варнаве, апостолу Иуде, Иоанну Предтече.

Рукопись из коллекции П. П. Дубровского, поступила в ИПБ в 1805 г.

Одна из древнейших сохранившихся русских рукописей. В тексте манускрипта отразилась правка богослужебных книг по греческим рукописям, проводившаяся на Руси во второй половине XI в.

Памятник поступил в ИПБ в 1805 г. в составе коллекции П. П. Дубровского.

Если Остромирово Евангелие – богослужебная книга, то хранящийся в Российской национальной библиотеке Изборник 1076 г. – древнейшая дошедшая до наших дней русская точно датированная четья рукописная книга, то есть книга литературного содержания. В ней читается множество статей нравственно-христианского характера, адресованных светской части древнерусского общества, прежде всего, княжеской элите. Это Стословец Геннадия Константинопольского, Премудрость Исусова сына Сирахова, Афанасиевы ответы и др. Сборник был составлен на Руси по образцу Изборника 1073 г., являющегося списком с болгарского оригинала.

Ключевым источником всей русской историографии является хранящаяся с 1811 г. в Библиотеке Лаврентьевская летопись 1377 г. – древнейшая дошедшая до наших дней точно датированная русская летопись. Лаврентьевская летопись –датообразующий памятник Российской государственности – занесена в Реестр ЮНЕСКО «Память мира».

Киевская Псалтирь. 1397 г.

ОР РНБ. ОЛДП. F.6.

Пергамен. Устав. 230 л.

На полях рукописи находятся многочисленные миниатюры, выполненные золотом и красками. В миниатюрах заметны отзвуки эллинистических традиций, на некоторых миниатюрах имеются надписи на греческом языке. Запись писца, протодьякона Спиридона, сообщает о написании рукописи в Киеве повелением владыки Михаила. Вопрос о месте создания памятника стал темой научных дискуссий и нашел отражение в научной литературе.

Записи на листах свидетельствуют о том, что несколько столетий рукопись находилась в Вильно. Последним частным владельцем ее был князь П. П. Вяземский, у которого рукопись была куплена графом С. Д. Шереметевым и подарена им Обществу любителей древней письменности по случаю посещения музея Общества наследником престола великим князем Александром Александровичем 21 февраля 1881 г. Рукопись поступила в ГПБ в 1932 г. в составе коллекции Общества любителей древней письменности.

В древнерусских фондах хранится и самая старшая из дошедших до нас точно датированная иллюстрированная русская рукописная книга. Это знаменитая Киевская Псалтирь 1397 г. В рукописи содержится более 300 миниатюр, иллюстрирующих текст или символически его интерпретирующих. До Киевской Псалтири древнерусские рукописи имели только «лицевые» миниатюры, изображавшие автора текста (евангелисты, царь Давид и др.), членов княжеской семьи, святых-патронов заказчика рукописи.

Псалтирь. XIV в.

ОР РНБ. F. п. I. 2

Пергамен. 335 л. Устав.

В заголовках некоторых псалмов встречаются глаголические буквы. Согласно имеющейся в рукописи записи, в 1431 г. рукопись была дана вкладом супругой князя Глеба Смоленского Ульяной, в иночестве Еленой, в церковь Михаила Архангела в Смоленске.

Рукопись из коллекции П. К.

Фролова, поступившей в основном своем составе в ИПБ в 1817 г.

Стилистическая изысканность художественного оформления, миниатюры, инициалы превращают многие памятники древнерусской письменности в подлинные произведения искусства. Такова известная всем искусствоведам Фроловская Псалтирь XIV в., украшенная заставками и инициалами тератологического стиля и интересная орнаментикой инициалов, включающей многочисленные вкрапления человеческих фигур.

В отличие от стран Западной Европы, культура которых развивалась в городах и университетах, на Руси важнейшими центрами книжной культуры являлись монастыри, в которых работали книгописные мастерские, создавались литературные произведения, формировались богатые библиотеки. Особую ценность древнерусским фондам РНБ придает то обстоятельство, что здесь находятся собрания старейших русских книгохранилищ. Прежде всего, это библиотека Новгородского Софийского собора, в составе которой рукописи, созданные в различных книжных центрах северо-восточной Руси, содержащие уникальные списки памятников древнерусской литературы, например, авторский список Жития преподобного Сергия Радонежского руки знаменитого агиографа Пахомия Логофета.

Лицевой летописный свод. Вторая половина XVI в.

ОР РНБ. ОСРК. F.IV.233

Лаптевский том (Летописец Русский с 1117 по 1251 гг.). 1005 л. Полуустав

Рукопись поступила в ИПБ в 1827 г. – дар антиквара-библиофила Ивана Петровича Лаптева.

Лицевой летописный свод – самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси, повествующее о всемирной и русской истории, начиная с сотворения мира и кончая 1567 г., царствованием Ивана Грозного. Свод дошел до нас в 10-ти томах, четыре из них хранятся в РНБ (F.IV.151 – Хронографический том, F.IV.225 – Голицынский том, F.IV.233 – Лаптевский том, F.IV.232 – Шумиловский том). Почти каждый лист и оборот листа этих рукописей украшен миниатюрами (всего более 16000 миниатюр).

Памятник создан по заказу Ивана Грозного в период 1568 – 1576 гг. в Александровой слободе. 

 

Пантелеймоново Евангелие (Апракос полный)

ОР РНБ. Соф. 1

Кон. XII — нач. XIII в. (?). Новгород или Новгородские земли. Писец Максим Тошинич 224 л. Пергамен. Чернила, киноварь, краски.

Заставки старовизантийского стиля с элементами плетенки. Инициалы южнославянского и старовизантийского стилей, киноварью и красками.

Миниатюра с изображением св. Пантелеймона и великомуч. Екатерины (на л. 224).

На полях миниатюры запись писца Максима Тошинича, священника двух новгородских церквей – Иоанно-Предтеченской и Вознесенской.

Свое название рукопись получила по имени одного из персонажей миниатюры — св. Пантелеймона, который, по предположению ряда исследователей (Д. И. Абрамович, Е. Ф. Карский), мог быть патроном заказчика рукописи. Сюжет миниатюры — святой-целитель Пантелеймон и великомученица Екатерина — уникален для книжной миниатюры. По мнению А. А. Турилова, миниатюра могла быть выполнена по обету — в память исцеления больного, который молился им о здравии.

Здесь хранится древнее Пантелеймоново Евангелие с редкой по иконографии миниатюрой св. Пантелеймона и св. Екатерины, Софийский комплект Великих Миней Четьих митрополита Макария, четыре тома Лицевого летописного свода царя Ивана Грозного, списки Русской Правды – первого правового кодекса Древней Руси, многие другие раритеты. В Отделе рукописей РНБ сохраняются в целостности основного своего массива библиотеки крупнейших русских монастырей: Кирилло-Белозерского Успенского и Соловецкого Спасо-Преображенского. Эти собрания донесли до наших дней ценнейшие памятники русской средневековой монастырской книжной культуры, такие, как рукописи келейной библиотеки преподобного Кирилла или энциклопедические сборники монаха-книжника XV века Евфросина. Древнерусская книжность – это не только поучительное, но и увлекательное чтение.  Такова, например, Самарская рукопись, содержащая Повесть о Варлааме и Иоасафе с занимательными сюжетными эпизодами и удивительными древними притчами.

Благовещенский кондакарь. Кон. XII — нач. XIII в.

ОР РНБ. Q п. I. 32

Пергамен. 130 л. Устав. Заставка и инициалы тератологического стиля.

Вид нотации – кондакарная. Рукопись содержит кондаки – краткие песнопения, составленные в честь святых или праздников. Рукопись принадлежала Нижегородскому Благовещенскому монастырю, от которого и получила свое название. Переданная в библиотеку Синода, рукопись в 1860 г. поступила в Императорскую Публичную библиотеку. На многих листах рукописи имеется греческий текст, написанный русскими буквами. Исключительная ценность рукописи заключается прежде всего в том, что представленные в ней напевы принадлежат к совершенно особой музыкальной системе – кондакарной. После официального принятия из Византии христианского богослужения, вместе с его музыкой, было принято и культовое пение, имевшее две системы – кондакарную и стихирарную (знаменный роспев). Кондакарная система на Руси исчезает в XIV в., знаменная же существует вплоть до XIX в. 

В фондах Сектора широко представлено древнерусское церковное пение. Это более 1000 певческих нотированных кодексов XII–XX вв. (включая старообрядческие): ирмологии, октоихи, обиходы, стихирари, триоди, праздники; а также певческие азбуки, предназначенные для практического освоения знаменного пения. Здесь хранится одна из пяти известных в мире рукописей, отличающихся особой системой нотной записи, – Благовещенский кондакарь рубежа XII–XIII вв.

Традиции древнерусского певческого искусства сохранились в старообрядческой среде. Вследствие многочисленности и разрозненности старообрядческих общин, богослужебное пение едва ли не в каждой из них имело свои локальные особенности. В фондах Сектора собраны рукописи XVIII – XX веков, представляющие певческое искусство разных центров старообрядчества, различающиеся между собой не только по содержанию, но и по художественному оформлению.

Отдельную группу рукописей составляют нотолинейные кодексы, в которых записаны как богослужебные, так и светские произведения XVII–XIX вв. В них содержатся панегирические канты и жанры духовной лирики. В этих рукописях анонимные тексты соседствуют с авторской поэзией Симеона Полоцкого, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова. В эту группу входит также ценнейший памятник народной поэзии – Сборник Кирши Данилова – первое в русской фольклористике собрание русских былин и исторических песен, снабженное нотами.

Сборник Кирши Данилова. Посл. четверть XVIII в.

ОР РНБ, F. XIV. 62

101 л. Скорописное письмо.

Собрание русских народных песен. Рукопись является списком, изготовленным, вероятно, по заказу урало-сибирского заводчика Петра Акинфиевича Демидова на одном из его горных заводов. Тексты песен сопровождаются нотными записями в современной пятилинейной нотации, причем нотное изложение мелодий сделано не для голоса, а для инструмента, скорее всего, скрипки.

Журнал путешествия Н. П. Резанова из Камчатки в Японию.

1804–1805 гг.127 л.

ОР РНБ. ОСРК. F.IV.482

Рукопись в переплете Императорской Публичной библиотеки – картон, оклеенный мраморной бумагой, корешок и уголки красного сафьяна.

Николай Петрович Резанов (1764–1807) был назначен императором Александром I посланником для установления дипломатических и торговых отношений с Японией и прибыл туда на трехмачтовом шлюпе «Надежда». Этот парусник под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна совершал первую русскую кругосветную экспедицию. В июле 1803 г. два судна (вторым шлюпом «Нева» командовал Юрий Федорович Лисянский) вышли из Кронштадта, проследовали мимо северо-западной части Европы, пересекли экватор, оказались у бразильских берегов, обогнули мыс Горн, дошли до Гавайских островов, где разделились (в мае 1804 г.): «Нева» отправилась к Аляске, а «Надежда» – на Камчатку и оттуда в Японию.

В Секторе древнерусских фондов хранятся также рукописные книги и другие рукописные материалы XVIII–XIX вв., не относящиеся собственно к древнерусской традиции. Это рукописи научного, исторического, литературного содержания, сочинения по военному делу, юриспруденции, другим отраслям знаний, личные дневники, карты, планы, путевые альбомы и пр. В составе Эрмитажного собрания хранятся рукописи, специально созданные для поднесения российским императорам. Таков альбом А. А. Нартова «Описание монетного производства». В Эрмитажном собрании также находится ценный комплекс копийных материалов – сделанных в XVIII в. для императрицы Екатерины II писарских копий с древнерусских рукописных книг и документов.

См. также виртуальные выставки РНБ:
Древнерусские рукописные Евангелия XII – XVII вв. и их списки XIX в.

 

создание Киевской Руси — Forbes.ua

Forbes продолжает переводить лекции преподавателя Йельского университета Тимоти Снайдера, 53, о формировании современной Украины. На очереди – пятая лекция, посвященная зарождению Киевской Руси.

Forbes Украина выпустил новый номер печатного журнала. В нем почти два десятка эксклюзивных материалов. Приобрести журнал с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.

Предпосылки возникновения Киевской Руси

Европа и христианство

Перед созданием Киевской Руси в Европе все большее значение и распространение приобретает христианство.

Восточная Европа оказалась между двумя течениями христианства: франкским (католическим) и византийским (православным).

После коронации Карла I Великого как императора Императоры Священной Римской империи считались наследниками западной части Римской империи.

» data-title=»»>Священной Римской империи в 800 году Франкское государство становится государством-примером для других христианских государств западного обряда. Византия со столицей в Константинополе тоже считала себя наследницей Римской империи.

Славяне, которые находятся в пределах досягаемости для обоих великих государств того времени, стали целью для обращения в христианство. Кирилл и Мефодий уже были представителями византийской миссии среди славянских народов, в частности, в Киеве и Моравии. Франция через архиепископа в Магдебурге распространяет свою миссию в Восточной Европе.

Викинги

С точки зрения язычников, смотревших на распространение христианства, их религия проигрывала в сравнении. Если ты язычник, то любой может сделать тебя рабом. С распространением христианства язычников становилось все меньше, а христиан – все больше, а поскольку христиане не берут в рабство христиан, естественно, они обращают свои взгляды на язычников.

Викинги – рабовладельцы и морские кочевники. Они, заметив распространение влияния Карла Великого, решили расширить и свою деятельность. Викинги пытаются найти новые источники заработка, поэтому исследуют речные пути, ведущие в Византию. Пойдя по Днепру, они пришли в Киев, где вступили в контакт с византийцами.

Моравия и Болгария

На создание Киевской Руси повлияли два других славянских государства – Моравия и Болгария.

Моравия – это первое славянское государство, которое образовалось в начале IX века, первое упоминание о нем датируется 822 годом, это территория современной Чехии. Моравия была под мощным влиянием французов. Византия пыталась распространить свое влияние и на Моравию, отправив туда миссию Кирилла и Мефодия, но она провалилась.

Болгары – это тюрки, которые жили на территории современного юга и центра России и исповедовали ислам. Часть болгар мигрировала на Балканы и около 865 года они приняли христианство. Болгары основывают государство (предшественника современной Болгарии), которое является православным, но не подчиняется Византии, а конкурирует с ним. Использовав труды Кирилла и Мефодия, они создали собственную модель православного христианского государства, которая не являлась частью Византийской империи.

Русы и хазары

На момент формирования Киевского государства и территории современной Украины действовали две мощные группы народов: русы, потомки викингов, и хазары. До прихода русов там царили хазары.

Хазария (Хазарский каганат) была сложным многоэтническим образованием, которое не имело единой господствующей религии – в то время там уживались христиане, евреи и мусульмане, а также сторонники политеистических религий. О каганате совсем нет письменных источников, которые бы создало само государство.

Но конец ей наступил именно из-за борьбы между разными монотеистическими религиями за господство. Нам известно, что после распада часть хазар определенным образом пришли в Киев и прилегающие к нему территории.

На западе о русах впервые упоминают в 840-х как о рабовладельцах, путешествующих на юг в поисках серебра. Русы захватили контроль над Киевом около 900-го года и начали брать дань от бывших подданных хазаров.

Киевская Русь и первые князья Руси

Точно неизвестно, но слово «Русь», вероятно, происходит от названия торговой компании, организованной скандинавами. Оно также близко по звучанию к финскому слову, что означает «стерно».

В 911-м князь Олег подписывает соглашение с Византией благодаря установлению дипломатических отношений. Интересно то, что, несмотря на дипломатические отношения, русов боялись: в Константинополь им разрешалось заходить только через единственные ворота, а делегация должна была насчитывать не более 50 человек.

Первым среди правителей Руси христианство принимает княгиня Ольга, но ее сын князь Святослав остается язычником. Согласно одному из источников, от обращения в христианство его останавливало то, что его солдаты якобы поднимут его на смех за смену религии.

При их правлении христианство еще не распространяется на Руси. Русь крестил Владимир.

Владимир Великий

Когда в 972 году Святослав возвращался из похода на север, его убили печенеги. Это дает начало борьбе за княжеский престол, которую выиграет Владимир в 980-м.

Для Владимира христианство стало возможностью закрепить свою власть и распространить свое могущество.

В начале правления Владимира у византийского императора появился конкурент, захотевший занять его место. Владимир оказал военную поддержку императору, и тот победил оппонента.

За свою помощь Владимир потребовал руку сестры императора. Тот согласился, но при условии, что Владимир примет христианство. Князь Руси согласился и начал процесс ее крещения.

После женитьбы Владимира на сестре византийского императора между Русью и Византией образовалась прочная длительная связь: войска Руси находились в Константинополе, а император отправил в Киев грекоязычного священника. Началось возведение церквей, крупнейшей из которых стала София Киевская, свержение идолов и крещение людей.

Этот союз и крещение Руси сделало Киевское государство частью классического мира: сначала была Греция, затем – Римская империя, далее – Византия, которая стала союзницей Руси. Киевская Русь, со своей стороны, начала распространять классическую культуру на север.

Сергей Плохий, автор книги «Ворота Европы», выразил меткое мнение о том, что создание Украины – это не о востоке и западе, а о распространении юга, то есть классической культуры, на север. Кроме того, Киевское государство стало местом встречи севера, то есть культуры викингов, с культурой Византии.

Итоги

К моменту правления Владимира Киевская Русь сформировалась как государство, которое признавали другие государства. В ней доминировала монотеистическая религия – православное христианство. Киевское государство имело свой письменный язык.

Однако была в ней одна слабость – принцип престолонаследия, а точнее его отсутствие. Эту слабость важно осознавать, чтобы понять аргументы тех, кто сегодня приписывает себе наследие Руси.

Тогда не существовало четкого правила, которое бы говорило, что старший сын наследует престол после смерти отца, или какого-нибудь другого правила. По сути, части Руси отдавали разным сыновьям, а сыновей обычно было много.

Самому Владимиру удавалось контролировать семь частей Руси благодаря своей силе, но если князь слаб или когда он умирает, естественно, что между сыновьями возникает междоусобная борьба за главный престол. Больше об этом – в следующей лекции.

Оставляем видео полной лекции для тех, кто хочет послушать ее в полном объеме:

Пятая лекция Тимоти Снайдера о формировании Украинского Государства.

Материалы по теме

История Украины-Руси. Том 2 – CIUSPress.com

Одиннадцатое-тринадцатое века

Категория: История Теги: История Украины, История Украины-Руси, Киевская Русь, Михаил Грушевский

119,95 $

В наличии

История Украины-Руси. Количество Том 2

Поделиться этим товаром:

  • Описание
  • Дополнительная информация
  • Отзывы (0)

Описание

Тома с 1 по 3 десятитомного опуса великого произведения Михаила Грушевского, История Украины-Руси , составляют фундаментальную единицу истории украинских земель и народа, в которой выдающийся историк исследует историю украинских земель с древности до распада Русского государства на западноукраинских землях в XIV в. Том 2 действует как хронологический мост внутри этого блока.

Первая половина тома представляет то, что до сих пор остается лучшей политической историей средневековой южной восточнославянской территории на любом языке. Он опирается на чрезвычайно широкий спектр свидетельств, документирующих события со времени смерти Владимира Великого в 1015 году до периода монгольского опустошения в 1237–1241 годах. Грушевский описывает консолидацию Русского государства в Среднем Поднепровье, его быстрый политический и культурный рост и растущее процветание на восточнославянской территории под постоянно расширяющейся линией династии Владимира.

Во второй половине тома Грушевский использует все литературные и археологические свидетельства, доступные на рубеже ХХ века, чтобы как можно точнее описать физическое присутствие русского общества на территории Украины, в том числе в Киевской, Черниговской , и Переяславские земли, на Волыни и Галиции, и в степи (нынешняя южная и восточная Украина). Эти две части тома вместе составляют довод Грушевского о том, что украинский народ имел в своем прошлом период политической государственности, продолжавшийся почти четыре столетия, и что к 19 в.00, они и их предки жили непрерывно на одной территории почти 1500 лет. Так, Грушевский заявляет во вступительном слове: «История территории современной Украины — это история украинского народа».

Том 2 переведен Ианом Прессом. Том был подготовлен к публикации двумя штатными редакторами — главным редактором Фрэнком Сысином и старшим редактором Таней Плавущак-Стех, ответственным редактором второго тома, — и одним редактором-консультантом Кристианом Раффенспергером. Во введении Пола Холлингсворта оценивается неизменный вклад и преобразующая роль второго тома в современных исследованиях средневековой Руси. Недавно составленная библиография документирует все первоисточники и второстепенные работы, использованные Грушевским на протяжении всего тома. Включены три карты с собственными примечаниями Грушевского, а также семь генеалогических таблиц с примечаниями.

Подготовка второго тома финансировалась за счет щедрых пожертвований Михаила Ковальского и Дарьи Мукак-Ковальской из Торонто, Онтарио. Фонд Темерти предоставил грант на печать и распространение тома. Наследие покойного Эдуарда Бродацкого из Лондона, Англия, предоставило дополнительное финансирование для публикации 5 тома. ).

Вам также может понравиться…

Варяги в Киевской Руси

Норвежский версия этой страницы

1200 лет назад викинги заключили важные союзы и связи с Киевской Русью. Эти исторические события вдохновляют отношения между Украиной и Норвегией сегодня.

Принцесса Киевской Руси Елизавета вышла замуж за последнего норвежского короля викингов Харальда Хардрада.

Эпоха викингов в Скандинавии характеризуется путешествиями викингов по всему европейскому континенту. С 800-х годов Северная и Западная Европа присоединились к могущественным торговым партнерам в Византийской империи и в Исламском халифате дальше на восток.

В эпоху викингов один из важнейших в Европе торговых и коммуникационных путей между Скандинавией и Константинополем проходил через то, что сейчас является полем сражений в Украине. Норвежские викинги посещали Киев по пути в Константинополь, чтобы служить иностранными наемниками, а норвежские дворяне, такие как Олав Харальдссон и Харальд Хардрейд, нашли там политических союзников. Киевская Русь стала домом для многих скандинавских переселенцев, которые быстро включились в славянскую культуру.

Последний норвежский король викингов Харальд Хардрейд в юном возрасте отправился в Киев, чтобы служить князю Ярославу Киевскому. В конце концов он приобрел такой высокий статус, что ему разрешили жениться на дочери князя Елисавете, Эллисив по-скандинавски, создав таким образом важный союз.

Киевская Русь имела тесные связи со скандинавскими и другими европейскими государствами, о чем свидетельствует генеалогическое древо Елизаветы. После замужества Желазавета отправилась с Харальдом в Норвегию, где теперь известна как королева Эллисив. Ее мать была принцессой Швеции, а ее сестры Анна и Анастасия стали королевами Франции и Венгрии соответственно.

Фильм, созданный Red Ant в сотрудничестве с Музеем истории культуры .

Выставка в сотрудничестве с Украиной

Посольство Украины в Осло совместно с украинскими дизайнерами и исследователями из Украины завершили выставку, которая словами и картинками рассказывает о связи Скандинавии с Киевской Русью. Мы покажем это в лектории музея с 22 по 27 ноября.

Выставка состоит из 18 больших плакатов и дает представление о том, как формировались исторические связи между Скандинавией и современной Украиной более 1000 лет назад.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *