Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Спарта государство: Ошибка 403 — доступ запрещён

учебное пособие — Научно-исследовательский портал Уральского федерального университета

Книга посвящена анализу социальной структуры древней Спарты.
В первой главе книги рассмотрены природно-географические условия, в которых существовало это древнее общество, а также дана несколько нетрадиционная характеристика его экономического развития, в частности, автор, основываясь на данных источников, ставит под большое сомнение тезис о том, что Спарта относилась к «экономически отсталым» общинам Древней Греции, и приходит к выводу, что это государство, так же как и Афины, было лидером своего региона не только в политическом, но и в экономическом отношении.
Во второй главе изучаются те исторические условия, в которых проходило формирование спартанского города-государства, и которые придали Спарте яркое своеобразие, благодаря которому спутать ее невозможно ни с каким иным государством античности. В частности, здесь рассмотрены вопросы о дорийском переселении, о территориальной экспансии Спарты, венцом которых стали Мессенские войны, и некоторые другие проблемы истории архаического периода.


В следующих трех главах последовательно анализируются важнейшие сословия спартанского общества: сословие спартиатов (т.н. «община равных»), сословие периэков и сословие илотов. Все эти социальные категории рассмотрены с точки зрения их политических, военных и экономических функций и статуса. В результате такого анализа автор приходит к некоторым неординарным и во многом неожиданным выводам, например, о том, что знаменитая спартанская суровость и аскетизм – это ни что иное, как социальный маркер, знак принадлежности к высшему, «лучшему», сословию. Или о том, что периэки, «живущие вокруг», являлись отнюдь не промежуточным сословием между рабствующими илотами и господствующими спартиатами (таково современное расхожее мнение), а являлись – наряду со спартиатами – гражданами, хотя и гражданами «второго сорта», поскольку они были умалены в своих политических правах.
В качестве приложения к книге опубликован перевод сочинения «Государственное устройство спартанцев» (иначе «Лакедемонская полития»), написанного в IV веке до н.
э. знаменитым греческим писателем Ксенофонтом Афинским.

Переведенное названиеThe Society of Ancient Sparta: Main Categories of Social Structure
Язык оригиналаРусский
Место публикацииЕкатеринбург
ИздательИздательство Уральского университета
Число страниц196
ISBN (печатное издание)978-5-7996-0886-6
СостояниеОпубликовано — 2013

  • 03.09.00 Всеобщая история
  • Рекомендовано УМС УрФУ
  • APA
  • Author
  • BIBTEX
  • Harvard
  • Standard
  • RIS
  • Vancouver

@book{bf0c6aa6d5c14c8492c2d6474c1b6927,

title = «ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ: учебное пособие»,

abstract = «Книга посвящена анализу социальной структуры древней Спарты. В первой главе книги рассмотрены природно-географические условия, в которых существовало это древнее общество, а также дана несколько нетрадиционная характеристика его экономического развития, в частности, автор, основываясь на данных источников, ставит под большое сомнение тезис о том, что Спарта относилась к «экономически отсталым» общинам Древней Греции, и приходит к выводу, что это государство, так же как и Афины, было лидером своего региона не только в политическом, но и в экономическом отношении.Во второй главе изучаются те исторические условия, в которых проходило формирование спартанского города-государства, и которые придали Спарте яркое своеобразие, благодаря которому спутать ее невозможно ни с каким иным государством античности. В частности, здесь рассмотрены вопросы о дорийском переселении, о территориальной экспансии Спарты, венцом которых стали Мессенские войны, и некоторые другие проблемы истории архаического периода.В следующих трех главах последовательно анализируются важнейшие сословия спартанского общества: сословие спартиатов (т.

н. «община равных»), сословие периэков и сословие илотов. Все эти социальные категории рассмотрены с точки зрения их политических, военных и экономических функций и статуса. В результате такого анализа автор приходит к некоторым неординарным и во многом неожиданным выводам, например, о том, что знаменитая спартанская суровость и аскетизм – это ни что иное, как социальный маркер, знак принадлежности к высшему, «лучшему», сословию. Или о том, что периэки, «живущие вокруг», являлись отнюдь не промежуточным сословием между рабствующими илотами и господствующими спартиатами (таково современное расхожее мнение), а являлись – наряду со спартиатами – гражданами, хотя и гражданами «второго сорта», поскольку они были умалены в своих политических правах.В качестве приложения к книге опубликован перевод сочинения «Государственное устройство спартанцев» (иначе «Лакедемонская полития»), написанного в IV веке до н. э. знаменитым греческим писателем Ксенофонтом Афинским.»,

author = «Зайков, {Андрей Викторович}»,

year = «2013»,

language = «Русский»,

isbn = «978-5-7996-0886-6»,

publisher = «Издательство Уральского университета»,

address = «Российская Федерация»,

}

TY — BOOK

T1 — ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

T2 — учебное пособие

AU — Зайков, Андрей Викторович

PY — 2013

Y1 — 2013

N2 — Книга посвящена анализу социальной структуры древней Спарты.

В первой главе книги рассмотрены природно-географические условия, в которых существовало это древнее общество, а также дана несколько нетрадиционная характеристика его экономического развития, в частности, автор, основываясь на данных источников, ставит под большое сомнение тезис о том, что Спарта относилась к «экономически отсталым» общинам Древней Греции, и приходит к выводу, что это государство, так же как и Афины, было лидером своего региона не только в политическом, но и в экономическом отношении.Во второй главе изучаются те исторические условия, в которых проходило формирование спартанского города-государства, и которые придали Спарте яркое своеобразие, благодаря которому спутать ее невозможно ни с каким иным государством античности. В частности, здесь рассмотрены вопросы о дорийском переселении, о территориальной экспансии Спарты, венцом которых стали Мессенские войны, и некоторые другие проблемы истории архаического периода.В следующих трех главах последовательно анализируются важнейшие сословия спартанского общества: сословие спартиатов (т.
н. «община равных»), сословие периэков и сословие илотов. Все эти социальные категории рассмотрены с точки зрения их политических, военных и экономических функций и статуса. В результате такого анализа автор приходит к некоторым неординарным и во многом неожиданным выводам, например, о том, что знаменитая спартанская суровость и аскетизм – это ни что иное, как социальный маркер, знак принадлежности к высшему, «лучшему», сословию. Или о том, что периэки, «живущие вокруг», являлись отнюдь не промежуточным сословием между рабствующими илотами и господствующими спартиатами (таково современное расхожее мнение), а являлись – наряду со спартиатами – гражданами, хотя и гражданами «второго сорта», поскольку они были умалены в своих политических правах.В качестве приложения к книге опубликован перевод сочинения «Государственное устройство спартанцев» (иначе «Лакедемонская полития»), написанного в IV веке до н. э. знаменитым греческим писателем Ксенофонтом Афинским.

AB — Книга посвящена анализу социальной структуры древней Спарты. В первой главе книги рассмотрены природно-географические условия, в которых существовало это древнее общество, а также дана несколько нетрадиционная характеристика его экономического развития, в частности, автор, основываясь на данных источников, ставит под большое сомнение тезис о том, что Спарта относилась к «экономически отсталым» общинам Древней Греции, и приходит к выводу, что это государство, так же как и Афины, было лидером своего региона не только в политическом, но и в экономическом отношении.Во второй главе изучаются те исторические условия, в которых проходило формирование спартанского города-государства, и которые придали Спарте яркое своеобразие, благодаря которому спутать ее невозможно ни с каким иным государством античности. В частности, здесь рассмотрены вопросы о дорийском переселении, о территориальной экспансии Спарты, венцом которых стали Мессенские войны, и некоторые другие проблемы истории архаического периода.В следующих трех главах последовательно анализируются важнейшие сословия спартанского общества: сословие спартиатов (т.

н. «община равных»), сословие периэков и сословие илотов. Все эти социальные категории рассмотрены с точки зрения их политических, военных и экономических функций и статуса. В результате такого анализа автор приходит к некоторым неординарным и во многом неожиданным выводам, например, о том, что знаменитая спартанская суровость и аскетизм – это ни что иное, как социальный маркер, знак принадлежности к высшему, «лучшему», сословию. Или о том, что периэки, «живущие вокруг», являлись отнюдь не промежуточным сословием между рабствующими илотами и господствующими спартиатами (таково современное расхожее мнение), а являлись – наряду со спартиатами – гражданами, хотя и гражданами «второго сорта», поскольку они были умалены в своих политических правах.В качестве приложения к книге опубликован перевод сочинения «Государственное устройство спартанцев» (иначе «Лакедемонская полития»), написанного в IV веке до н. э. знаменитым греческим писателем Ксенофонтом Афинским.

UR — https://elibrary.ru/item. asp?id=21190617

M3 — Учебное издание

SN — 978-5-7996-0886-6

BT — ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

PB — Издательство Уральского университета

CY — Екатеринбург

ER —

§ 25. Спартанское государство. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

§ 25. Спартанское государство

Образование Спартанского государства

Древняя Спарта

В южной части Греции, называемой Пелопоннесом, располагается область Лаконика. С запада, севера и востока ее окружают высокие труднопроходимые горы. Среди вершин раскинулась долина, орошаемая водами реки Эврот. Земля в долине плодородна и приносит щедрые урожаи два раза в год. Еще более славились земли соседней с Лаконикой области – Мессении. Главным занятием населения обеих областей с древнейших времен было земледелие. Здесь выращивали просо, ячмень, пшеницу, овощи.

Дорийцы, вторгшиеся на территорию Греции, дошли и до Пелопоннеса. В конце II тысячелетия до н.  э. они подчинили себе Лаконику и основали на ее земле город-государство Спарту. Покоренное завоевателями ахейское население было обращено в рабов, которых называли илотами. Со временем спартанцы завоевали и Мессению. Ее население также было превращено в илотов. Каждый воин-спартанец получил на завоеванной территории большой надел земли с проживавшими на нем илотами. Они должны были ее обрабатывать. Но и сама эта земля, и илоты принадлежали не воину, а государству. Оно лишь предоставляло все это в пользование. Если же спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали.

Положение илотов отличалось от положения рабов в других полисах. Илоты отдавали хозяину половину своего урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но если за пределами Спарты жизнь раба ценилась, то здесь, где их было намного больше, чем самих спартанцев, илотов убивали за малейшую провинность. Жители гористых, труднодоступных областей Лаконики сумели отстоять свою свободу. Спартанцы называли их периэками – соседями. Периэками стали называть и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании.

Пользуясь картой и текстом, расскажите о создании Спартанского государства.

Государственное устройство Спарты

Гражданами Спарты считались лишь потомки завоевателей-дорийцев. Высшим органом государства было Народное собрание. На нем выбирали старейшин – геронтов, которые вершили суд, следили за исполнением законов, созывали народные собрания. Свои посты они занимали пожизненно. В Спарте сохранилась и царская власть. Только царей у спартанцев было сразу два, и власть их была ограничена. Они пользовались примерно теми же правами, что и геронты, и входили в совет старейшин. На этом совете принимались важнейшие решения, которые затем выносились на утверждение Народного собрания. Цари в Спарте выполняли также и роль военачальников, по очереди командуя войском. За тем, чтобы геронты и цари не превышали данной им власти и не нарушали законов, наблюдали пять эфоров. Эфоры обладали огромной властью и даже могли смещать царей.

Спартанец. Бронзовая скульптура

Фактически вся власть в Спарте находилась в руках знатных людей, которых в Греции называли аристократами. Народное собрание могло лишь утверждать или отвергать те решения, которые выносил совет старейшин. Старейшины же избирались из представителей аристократических семей. По легенде, своим государственным и общественным устройством спартанцы были обязаны древнему законодателю Ликургу. Именно он ввел законы, которые регулировали жизнь Спартанского государства.

Хозяйство Спарты

Полноправным гражданам Спарты было запрещено посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. Они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками, а торговцы – как правило, приезжими из других греческих городов. Правда, спартанцы покупали мало чужих товаров и предпочитали довольствоваться нехитрыми изделиями собственных ремесленников. Они изготавливали хоть и не слишком изысканную, зато прочную и удобную одежду, обувь, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением; изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Как вы думаете, почему спартанцам запрещалось заниматься ремеслом и торговлей? Какими причинами это было вызвано?

Торговля между Спартой и другими греческими полисами была затруднена еще и из-за спартанских денег. Ими служили тяжелые железные прутья, которых не было больше нигде. Остальные греки шутили, что спартанец, собирающийся на рынок, берет с собой не кошелек, а повозку.

Греческий царь руководит хозяйственными работами. Рисунок на вазе

Спартанское войско

Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков. Чтобы держать зависимое население в повиновении, требовалась сильная армия. Спартанское войско, состоявшее из закаленных и дисциплинированных воинов, считалось сильнейшим в Греции. Спарта была единственным древнегреческим городом, не имевшим стен. Жители считали, что лучшие ее стены – они сами. Основную силу войска составляли тяжеловооруженные воины – гоплиты. Тело каждого из них защищал прочный бронзовый панцирь, а голову – шлем с гребнем из конских волос. Главной защитой служил окованный бронзой большой круглый щит. Каждая женщина, провожая мужа на войну, подавала ему этот щит со словами: «С ним или на нем» (то есть вернись с победой или умри). Оружием гоплита было длинное тяжелое копье и короткий острый меч.

Гоплит. Современный рисунок

Перед сражением гоплиты выстраивались в 8—10 ровных шеренг, стоявших друг за другом. Затем, прикрываясь щитами и ощетинившись копьями, они шли на врага тесно сомкнутым строем. Такое построение называлось фалангой. Наступающая фаланга представляла грозное зрелище. Спартанцы в своих кроваво-красных плащах и сверкающих доспехах, тесно сдвинув щиты, устремлялись на врага подобно несокрушимой стене.

Как воспитывали юных спартанцев

Воспитание в Спарте было очень суровым. Каждого новорожденного первым делом относили к геронтам. Они определяли его судьбу: слабого и болезненного младенца бросали в пропасть, а сильного и здорового возвращали матери. Она растила ребенка до семи лет. Затем мальчиков отдавали в школу, где они воспитывались до совершеннолетия. Там они развивали силу и выносливость, чтобы стойко переносить трудности. Их приучали спать на твердой земле, подстелив лишь циновку из камыша и укрывшись легким одеялом. Зимой и летом мальчики ходили без обуви, а единственной одеждой им служил плащ. Юных спартанцев учили совершать многодневные переходы без пищи и воды. Они должны были говорить коротко и ясно и лишь тогда, когда это необходимо. Такая речь называется лаконичной. Греки шутили, что речь мальчиков в Спарте услышишь реже, чем голос каменных статуй.

Ваза с изображением борющихся юношей

Бо?льшую часть дня юные спартанцы проводили на спортивных площадках. Там они прыгали, бегали, метали копья, учились сражаться на мечах. Их обучали также писать и считать. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самыми необходимыми вещами. Раз в году юноши собирались по ночам в отряды, надевали маски и длинные плащи и отправлялись в селения илотов. Там они убивали самых сильных и уважаемых людей, способных поднять восстание против владычества Спарты.

Сражение между древнегреческими воинами. Роспись на вазе

Спарта – единственное из греческих государств, где большое внимание уделялось воспитанию девочек. Их приучали быть сильными, ловкими, заниматься физическими упражнениями. Как и мальчиков, девочек в Спарте учили читать и писать.

Подведем итоги

Одним из наиболее сильных государств Древней Греции была Спарта. Главной задачей спартанцев было удержать в повиновении превосходивших их по численности илотов и периэков.

Конец II тыс. до н. э. Завоевание дорийцами Лаконики и основание Спарты.

«В продолжение пяти веков, пока Спарта оставалась верна законам Ликурга, она по своему строю и славе была первым государством в Греции».

Древнегреческий автор Плутарх

Вопросы и задания

1. Расскажите о государственном устройстве Спарты.

2. Расскажите о спартанском войске. Что свидетельствует о том, что оно действительно было лучшим в Греции?

3. Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Спартанское воспитание

Спартанское воспитание Афинянин спросил спартанца: «Какое в Спарте наказание за супружескую измену?» — «Никакого», — ответил тот. Афинянин не отставал. Спартанец сказал: «Нужно принести в жертву такого быка, который, стоя на горе Тайгете, пьет воду из долины Еврота». —

Государство – это все

Государство – это все Александр Сергеевич Пушкин однажды назвал государство в России «единственным европейцем». Оно культурно, цивилизованно, способно взаимодействовать с Европой. А народ – темен, страшен и невежествен. Вспомним-ка по этому поводу еще одни пушкинские

Государство

Государство Сегодня нет никаких прямых сведений об устройстве и действии общественного механизма какого-либо общества этого периода (письменности еще не было). Поэтому обычно делают реконструкцию на основе таких материальных свидетельств, как жилища, орудия труда,

Государство Шан-Инь

Государство Шан-Инь Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических данных, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к

14.3. Средневековые наваррцы — это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев — это «античное» Афинское государство

14. 3. Средневековые наваррцы — это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев — это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда

Чье же это государство?

Чье же это государство? В последние годы в некоторых исторических работах и средствах массовой информации настойчиво проводится мысль, что Великое княжество Литовское было белорусским государством. В связи с этим попытаемся выяснить, что стояло за термином «Белая Русь»

§ 25. Спартанское государство

§ 25. Спартанское государство Образование Спартанского государстваДревняя Спарта В южной части Греции, называемой Пелопоннесом, располагается область Лаконика. С запада, севера и востока ее окружают высокие труднопроходимые горы. Среди вершин раскинулась долина,

Государство

Государство В отличие от Державы, которая функционирует благодаря духовному руководству жрецов, самоуправлению Родов, Общин и Племён, а также защите их кастой правителей и профессиональных воинов, государство функционирует благодаря наличию власти в руках

Государство — это кто?

Государство — это кто? Случаи Зимбабве, Сомали и Сьерра-Леоне, хоть и типичны для бедных стран Африки и, возможно, Азии, все же представляются исключительными. А как насчет Латинской Америки? Можно ли с уверенностью сказать, что в Латинской Америке нет несостоятельных

Спарта: определение, Греция и Пелопоннесская война

Автор: History.com Editors

Обновлено: | Оригинал:

iStock / Getty Images Plus

Спарта была воинским обществом в Древней Греции, которое достигло пика своего могущества после победы над городом-государством Афины в Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н. э.). Спартанская культура была сосредоточена на верности государству и военной службе. Спартанские мальчики проходили строгую государственную программу обучения, военной подготовки и социализации. В системе, известной как Агоге, упор делался на долг, дисциплину и выносливость. Хотя спартанские женщины не служили в армии, они были образованы и пользовались большим статусом и свободой, чем другие греческие женщины.

Жизнь Спарты

Спарта, также известная как Лакедемон, была древнегреческим городом-государством, расположенным в основном в регионе южной Греции под названием Лакония. Население Спарты состояло из трех основных групп: спартанцев, или спартиатов, которые были полноправными гражданами; илоты, или крепостные/рабы; и периэки, которые не были ни рабами, ни гражданами. Периеки, чье имя означает «окрестные жители», работали ремесленниками и торговцами и делали оружие для спартанцев.

Знаете ли вы? Слово «спартанец» означает сдержанный, простой, скромный и строгий. Слово «лаконичный», означающее «содержательный и лаконичный», происходит от спартанцев, которые ценили краткость речи.

Все здоровые граждане Спарты мужского пола участвовали в обязательной государственной системе образования Агоге, в которой особое внимание уделялось послушанию, выносливости, мужеству и самоконтролю. Спартанские мужчины посвятили свою жизнь военной службе и жили вместе во взрослой жизни. Спартанца учили, что верность государству превыше всего, включая семью.

Илоты, чье имя означает «пленники», были собратьями-греками, родом из Лаконии и Мессении, которые были завоеваны спартанцами и обращены в рабов. Образ жизни спартанцев был бы невозможен без илотов, которые выполняли все повседневные задачи и выполняли неквалифицированный труд, необходимый для поддержания функционирования общества: они были фермерами, домашней прислугой, медсестрами и военными.

Спартанцы, уступавшие по численности илотам, часто обращались с ними жестоко и деспотично, чтобы предотвратить восстания. Спартанцы унижали илотов, заставляя их напиться до изнурительного вина, а затем выставлять себя дураками на публике. (Эта практика также была предназначена для того, чтобы продемонстрировать молодым людям, что взрослый спартанец никогда не должен действовать, поскольку самообладание было ценной чертой.) Методы жестокого обращения могли быть гораздо более экстремальными: спартанцам разрешалось убивать илотов за то, что они слишком умны или слишком умны. подходит, среди других причин.

Спартанские военные

В отличие от таких греческих городов-государств, как Афины — центра искусства, образования и философии — Спарта была сосредоточена на воинской культуре. Спартанским гражданам мужского пола разрешалось только одно занятие: солдат. Приобщение к такому образу жизни началось рано.

Спартанские мальчики начали свое военное обучение в возрасте 7 лет, когда они ушли из дома и поступили в Агоге. Мальчики жили общиной в суровых условиях. Они подвергались постоянным физическим соревнованиям (которые могли включать насилие), получали скудные пайки и ожидали, что они научатся красть еду, помимо других навыков выживания.

Мальчики-подростки, продемонстрировавшие наибольший лидерский потенциал, были отобраны для участия в Криптее, которая действовала как тайная полиция, главной целью которой было терроризировать население илотов и убивать тех, кто нарушал порядок. В возрасте 20 лет спартанские мужчины становились полноценными солдатами и оставались на действительной службе до 60 лет.

Спартанские доспехи, щит и шлем

Ни один солдат не считался выше другого. Идя в бой, спартанский воин, или гоплит, носил большой бронзовый шлем, нагрудник и щитки на лодыжках, а также круглый щит из бронзы и дерева, длинное копье и меч. Спартанские воины также были известны своими длинными волосами и красными плащами.

Постоянная военная подготовка и дисциплина спартанцев сделали их искусными в древнегреческом стиле боя в фаланге. В фаланге армия действовала единым целым в сомкнутом, глубоком строю, совершала скоординированные массовые маневры.

Спартанские женщины 

Спартанские женщины имели репутацию независимых и обладали большей свободой и властью, чем их коллеги по всей Древней Греции. Хотя они не играли никакой роли в армии, спартанки часто получали формальное образование, хотя и отдельно от мальчиков и не в школах-интернатах.

Частично для привлечения партнеров женщины участвовали в спортивных соревнованиях, включая метание копья и борьбу, а также пели и танцевали. Став взрослыми, спартанским женщинам было разрешено владеть имуществом и управлять им. Кроме того, они, как правило, не были обременены домашними обязанностями, такими как приготовление пищи, уборка и изготовление одежды, задачи, которые выполнялись илотами.

Брак был важен для Спартанцев, так как государство оказывало давление на людей, чтобы они рожали детей мужского пола, которые вырастали, чтобы стать гражданами-воинами, и заменить тех, кто погиб в бою. Мужчин, откладывавших брак, публично пристыжали, а тех, у кого было несколько сыновей, можно было наградить.

При подготовке к замужеству спартанские женщины брили головы; после свадьбы они коротко стригли волосы. Супружеские пары обычно жили раздельно, поскольку мужчины до 30 лет должны были продолжать жить в коммунальных казармах. Чтобы увидеть своих жен в это время, мужьям приходилось ускользать ночью.

Упадок спартанцев

В 371 г. до н.э. Спарта потерпела катастрофическое поражение от фиванцев в битве при Левктре. Еще одним ударом в конце следующего года стал фиванский полководец Эпаминонд (ок. 418 г. до н. э. — 362 г. до н. э.), который возглавил вторжение на спартанскую территорию и руководил освобождением мессенских илотов, находившихся в рабстве у спартанцев в течение нескольких столетий.

Спартанцы продолжали бы существовать, хотя и как второстепенная сила в течение длительного периода упадка. В 1834 году Оттон (1815-67), король Греции, приказал основать современный город Спарта на месте древней Спарты.

Спарта: государство воинов? | Еженедельник Classical Wisdom

Автор Меган МакКенна, автор статей, Classical Wisdom

Спарта, родина самых жестоких воинов Древней Греции, которых с юных лет обучали тому, чтобы стать способными гоплитами. Это образ, который стал основным продуктом наших мыслей, когда мы думаем о том, каким могло быть спартанское общество. Но так ли это на самом деле или это навязанное заблуждение из-за многовекового искажения фактов? Было ли спартанское общество таким милитаризованным, как его изображают?

Спартанский мираж

Первым, кто обдумал и записал это, был Фрэнсис Олье в 1930-х годах. Он обсуждал, как некоторые философы могли создать прецедент милитаристской Спарты, которая продолжала влиять на общественное мнение на протяжении веков.

Ксенофонт

Ксенофонт предпочитал спартанский образ жизни и много лет жил в Спарте. Часто его восхваление спартанской жизни используется для поддержки идеи Спарты как сильно милитаристского общества, и его решение жить там придает этому правдоподобие.

Однако не все сочинения Ксенофонта учитываются при создании картины милитаризованной Спарты. В «Конституции лакедемонян» Ксенофонт проводит глубокий анализ спартанского общества, причем в первых тринадцати главах он восхваляет то, как спартанцы воспитывают своих детей, спартанский эгалитаризм и воинское мышление.

Леонид в Фермопилах , с картины Жака Луи Давида, 1814 г. Это сопоставление различных исторических и легендарных элементов из битвы при Фермопилах.

В своих последних главах Ксенофонт меняет свою точку зрения, объясняя, что все, что сделало Спарту великим городом-государством, исчезает, так как государство стало коррумпированным и больше не следует законам, установленным Ликургом. Далее он обсуждает, как произошло падение нравов и престижа, что заставило другие города-государства с подозрением и осторожностью относиться к тому, что Спарта набирала силу и брала под свой контроль Грецию.

Геродот

Геродот также внес свою лепту в создание миража, поскольку его сочинения могут быть довольно гиперболическими. Например, Геродот дает историкам представление о численности населения Спарты, а также продвигает идею военного превосходства. В какой-то момент он описывает Спарту как город с населением около восьми тысяч человек, «все они равны тем, кто сражался [при Фермопилах]».

Плутарх

Плутарх также увековечивает спартанский мираж, поскольку он пишет на основе устной истории Спарты через 500 лет после ее расцвета. Именно сочинения Плутарха создали знаменитую спартанскую фразу со щитом или на нем.

Спартанские воины на греческой вазе. Google Images

Дэвис предполагает, что сочинения Плутарха идеализированы, и заявляет, что, хотя Плутарх и посещал Спарту, она не была бы похожа на классическую Спарту, поскольку стала «туристической достопримечательностью, которая делала поверхностные претензии на преемственность со своим славным предок».

Способ, которым эти классические писатели внесли свой вклад в мираж, является наиболее важным объяснением того, как образ спартанского воинственного государства стал столь широко принятым не только в нашем обществе, благодаря таким фильмам, как 300 , но и в других обществах из-за эффекта снежного кома, начавшегося в самой Древней Греции.

Агоге

Агоге является уникальной частью спартанского общества и считается системой образования. Мальчиков начинали с семи лет, обучая их послушанию и выносливости. Ксенофонт объясняет, что посох, известный как Mastigophoroi, , будет носить кнуты, а мальчики будут носить одну и ту же обувь и одежду круглый год и будут вынуждены тренироваться с небольшим количеством еды, чтобы стимулировать круглогодичную выносливость элементов и способность продолжать, когда нет еды.

«Молодые спартанцы на тренировке», Эдгар Дега, около 1860 г., выставлен в Национальной галерее в Лондоне.

Многие люди восприняли бы это и тут же связали это с войной. Однако в сочинениях Ксенофонта очень мало того, что на самом деле указывает на то, что это военное учреждение. Жан Дукат предполагает, что историки могут придавать слишком большое значение агоге из-за его сенсационного характера и того факта, что в других поля.

Но ведь военная подготовка с юных лет была бы сенсационна и необычна, так почему же она отсутствует в других современных отчетах?

Позже Ксенофонт обсуждает спартанское построение в армии, утверждая, что за ним очень легко следовать. Поэтому мальчикам может даже не понадобиться военная подготовка, а полезнее научить их быть более грозными и стойкими, что пригодилось бы и в суровую зиму.

Ходкинсон утверждает, что мы можем понять спартанскую систему образования, рассматривая воспитание спартиатских мальчиков в перспективе. В качестве примера он приводит: «Его начало в возрасте 7 лет и его разделение на три основные стадии — 9-летнюю.0059 payes (возраст 7–13 лет), payiskoi (возраст 14–19 лет) и hebōntes (возраст 20–29 лет) — параллели с менее формализованными стадиями отрочества, юности и юности в других полис ».

Руины Спарты с правого берега Евроты. Спарта, Пелопоннес, Греция.

Жан Дюкат также утверждает, что вполне вероятно, что мальчики нормально воспитывались с частными репетиторами. Однако древние писатели не обращали на это внимания, поскольку агоге — «самая сенсационная часть, конечно… но не обязательно самая важная». Таким образом, кажется, что агоге была высокодисциплинированной системой образования, контролирующей этапы взросления мальчика, а не крайне военизированным учебным заведением.

Структура

Спарта управлялась олигархическим правительством, которое установило жесткую иерархическую социальную систему, которая зависела от бесперебойной работы различных государственных функций и инфраструктуры. В спартанском обществе, вероятно, было бы множество административных должностей, доверенных исключительно спартиатам, а это означало бы, что было бы много невоенных должностей и обязанностей, предполагая, что Спарта была чем-то большим, чем ее армия.

Хотя предполагалось, что все мужчины будут служить в вооруженных силах, в возрасте тридцати лет взрослые мужчины перестали быть активными военнослужащими. Более того, многие из них были бы ранены в войнах и уже не могли бы нести военную службу. Должны ли мы думать, что эти люди ничего не делали во время своего отсутствия в армии?

Воины. Сторона B аттической чернофигурной амфоры, ок. 570–565 до н.э.

Ну, мы бы ошиблись…

У всех семей в Спарте был клерос , поместье, которое финансово поддерживало их семью, а илоты обрабатывали землю. За управление kleros и счетами отвечал мужчина. Домохозяйство будет получать ячмень от правительства каждый год, и мужчина должен был заплатить сиссиций сборов.

Существовала система приема и подтверждения этих платежей, в которой использовались спартиатские мужчины, которые либо были слишком стары для кампании, либо были ранены. И снова мы видим, что в спартанском обществе были немилитаризованные роли.

Военные практики

Как упоминалось ранее, Ксенофонт говорил о кажущихся трудными маневрах, проводимых спартанской армией во время битвы, как о «настолько понятных, что никто… не может ошибиться». Он также упомянул, что мужчин возглавляют «младшие лейтенанты», которые устно отдают приказы — приказы, которые другие polis не отдают.

Хотя часто считается, что спартанские военные были хорошо обучены и военизированы, на самом деле они просто использовали тактику, которая не была сложной и работала под руководством лейтенантов, которые могли контролировать большие группы людей.

На памятнике Фермопилской битве, Леонид.

Если рассматривать Спарту по сравнению с другими городами-государствами или странами того времени, то ее армия не очень впечатляет. Что касается размера, то афинская армия состояла из 13 000 гоплитов, а ее флот состоял из 300 кораблей, в то время как у Спарты не было флота и примерно в два раза меньше гоплитов.

Более того, если мы посмотрим на персидскую армию под предводительством Ксеркса, Геродот описывает армию как состоящую из более чем двух миллионов воинов. Это, конечно, сильно завышенная цифра, и такие историки, как Бёрн, предполагают, что при наличии запасов воды земля вокруг Фермопил могла поддерживать армию численностью не менее 200 000 человек во главе с Ксерксом. Но из того, что говорит Геродот, мы можем сделать вывод, что независимо от фактической численности армии, она значительно превосходила численностью любую греческую армию, особенно спартанскую.

Воины, но не воинское государство

Если посмотреть на это с этой точки зрения, становится ясно, что армия Спарты не была самой впечатляющей. Это, безусловно, противоречит изображению Спарты как сильно милитаризованного общества, когда обнаруживается, что у них была такая маленькая армия и им не хватало возможностей для ведения войны на море.

Die Seeschlacht bei Salamis ( Морское сражение при Саламине ), Вильгельм фон Каульбах, 1868 г.

Степень милитаризации Спарты до сих пор вызывает горячие споры. Нет сомнений в том, что большая часть спартанского общества была посвящена военной службе и обучению, но есть свидетельства того, что это, безусловно, не было их единственным занятием.

Имея это в виду, возможно, нам пора переосмыслить то, как мы изображаем этот древний город-государство… но это не значит, что я больше не буду смотреть 300 .

Ресурсы:

  • Геродот, Истории
  • Фукидид, История Пелопоннесской войны
  • Ксенофонт, Конституция лакедемонян
  • Р. Берн, ПЕРСИЯ И ГРЕКИ: ЗАЩИТА ЗАПАДА 546–478 гг. до н. э., (Лондон: Дакворт, 1984 2-е изд. Первоначально опубликовано в 1962 г.)
  • Пол Картледж, Фермопилы: битва, изменившая мир (Лондон и Нью-Йорк, 2006; стр. 2007)
  • Филип Дэвис, «Карта Spartan Mirage» в блогах UoN: Argonauts and Emperors (2015), доступно в Интернете: https://blogs.nottingham.ac.uk/argonautsandemperors/2015/03/17/charting-the-spartan -мираж/
  • Жан Дукат, Спартанское образование: молодежь и общество в классический период, (Classical Press of Wales, 2006), стр. 333
  • Стивен Ходкинсон, «Преобразование Спарты: новые подходы к изучению спартанского общества», доктор Дж. Леа Бенесс (ред.), Древняя история: ресурсы для учителей , (Университет Маккуори: Ассоциация древней истории Маккуори, 2015 г.), доступно в Интернете: https://eprints.nottingham.ac.uk/32475/2/Hodkinson.%20Transforming%20Sparta%20Ancient%20History%20Resources%20for%20Teachers%2041-44%202011-2014.pdf
  • Стивен Ходкинсон, «Глава 10 — Спартиаты, илоты и направление аграрной экономики: к пониманию гелотажа в сравнительной перспективе» в Илоты и их хозяева в Лаконии и Мессении: истории, идеологии, структуры .

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *