ЛЕГЕНДЫ ХРАМА СПАСА-НА-КРОВИ | Журнал Русский Дом
Архив:
№10 октябрь 2013
30 октября — 150 лет назад состоялась торжественная закладка храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге
Храм в честь Воскресения Христова в Петербурге построен на средства, собранные по всей России. Высота храма — 81 м, число символизирует год гибели царя — 1881. Вместимость собора — 1600 человек. Этот храм притягивает взгляды прохожих своими яркими куполами, изящными мозаиками. Крест колокольни храма венчает вызолоченная царская корона.
Собор Спаса-на-Крови, так называют его в народе, построили на месте гибели императора Александра II. Он буквально висит над каналом, разорвав набережную.
Утром 1 марта 1881 года российский император Александр II, как обычно, посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в неё свёрток.
Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу. Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решёткам канала. Это оказалось концом.
В прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.
Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день от наследника престола Александра III поступил приказ начать строительство храма на месте гибели его отца.
Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено только в 1907 году. Более чем 7000 кв. м пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым.
Внутри собора на месте смертельного ранения Александра II установлена шатровая сень с четырьмя колоннами из яшмы, крестом и ажурной кованой решёткой. Над цоколем храма расположены 20 мемориальных гранитных досок, которые рассказывают о самых важных моментах правления Александра II.Сразу после освящения храма Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм может уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор: Спас, Спас-на-Крови! Спаси нас, спаси! От дождя, от ножа, от волка, от дурака, от ночной мороки, от кривой дороги…
Ещё ходило поверье, что этот собор невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.
В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже — как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.
В 60-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Пятисоткилограммовая бомба как бы лежала на руках Спасителя.
В эпоху Хрущёва Спас-на-Крови опять хотели уничтожить. На этот раз под предлогом начала строительства транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно сто церквей, «заговорённый» храм остался невредимым. Появились слухи, что этому помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто уверен, что собор защищён от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы это защитный знак, дошедший к нам из древности.
В 1970 году началась реставрация храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась, все привыкли к виду храма, окружённого лесами. А в середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.
В 1997 году Спас-на-Крови открылся для посещения, а в 2004 году в нём была отслужена литургия, восстановившая его православную сущность.
Есть предание, что в храме находится икона, на которой, если пристально смотреть, проступают роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953, а также ещё какие-то, пока нечёткие. Вполне возможно, что они относятся к будущим событиям, но пока никто не смог их расшифровать.
По материалам сайтов интернета
По инф. cyrillitsa. ru |
29 Января 2023 г. |
Изменить размер шрифта Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, любят расшифровывать: здесь и символы, и загадки, и легенды. Даже место, где построен этот храм, таит загадки — именно там, 18 октября 1883 года, был убит император Александр ІІ.
Легенда о развале СССРЛеса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи…» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России. Подводные крестыСпас На Крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови «крестились» водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их… на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола. Морг и хранилище декорацийСоветская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт. Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови». Освященная брусчаткаСобор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала. Не только евангельская символикаУдивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения — 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях. Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона. ШедеврыКоллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7 тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас. Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества — электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода. Таинственная иконаПравда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю. Сейчас храм Спаса на Крови является одним из самых посещаемых мест города города Санкт-Петербурга. Здесь можно, конечно, и мистикой проникнуться, но и просто полюбоваться красивейшим объектом. А многие легенды, кстати, создаются для большего подогрева интереса туристов. На нашем сайте читайте также:
Источник: cyrillitsa.ru
Новости СМИ2
Тэги:
|
Собор Спаса-на-Крови – уникальный шедевр, сочетающий в себе древнерусский стиль архитектуры, талант лучших русских художников и итальянских камнерезов, искусство римской мозаика. Мозаика покрывает почти всю поверхность стен и потолков, всего 7 500 квадратных метров мозаики. Это уникальный образец собора в русском стиле в центре Санкт-Петербурга. Его цветные луковичные купола настолько известны, что сегодня признаны одним из символов города. Стиль церкви был вдохновлен собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Луковичные купола, мозаики и причудливо украшенный фасад характерны для русской архитектуры 16-17 веков. Таким образом, он отличается от большинства зданий ул. Санкт-Петербурга, которые следуют западным традициям неоклассицизма и барокко. Церковь является одной из главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и популярным местом для фотографирования и приобретения русских сувениров. У вас есть возможность увидеть Собор Спаса на Крови во всей красе. Эта церковь построена на месте убийства царя Александра II. Официально освященная как церковь Воскресения Христова, жемчужина русского православия, более известная как церковь Спаса-на-Крови, была построена в честь российского царя Александра II, который был убит на месте, где сейчас находится церковь , отсюда и ссылка на «пролитую кровь». Участок улицы, на котором произошло убийство, заключен в стены церкви, а место убийства отмечено часовней в здании. По просьбе Александра III, сына Александра II, строительство храма началось в 1883 году. Финансирование этого удивительного сооружения почти полностью обеспечивалось Императорской семьей за счет пожертвований частных лиц. Проект был завершен в 1907. Главным архитектором проекта был выбран Альфред Александрович Парланд, кстати, человек не русского происхождения. Архитектура церкви сильно отличается от других зданий и культовых сооружений Санкт-Петербурга, построенных в основном в стилях барокко и неоклассицизма. Купола храма Спаса-на-Крови Купола Однако эпоха, в которую строилась Спасская церковь, была временем возрождения национализма, а значит, и классического русского стиля храма. Глядя как на интерьер, так и на экстерьер, легко понять, почему церковь стоила около 4,6 миллионов рублей, что намного превышает заложенные в бюджете 3,6 миллиона. Внешний вид был спроектирован так, чтобы отражать великолепный собор Василия Блаженного в Москве, легко узнаваемый центр города, а здание — как внутри, так и снаружи — украшено мозаиками, большинство из которых были созданы выдающимися художниками того времени, в том числе Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и Михаил Врубель. Большинство мозаик изображают библейские сцены и святых, хотя некоторые представляют собой просто узоры. Красочные луковичные купола, центральный из которых достигает высоты 81 метр (266 футов), покрыты яркой эмалью. Собор отличается роскошным и богатым декором, орнаментальными наличниками, рамами, кронштейнами, керамическими изразцами и цветными глазурованными изразцами. Колокольня украшена мозаичными гербами городов и областей Российской империи. Интересный факт: Эта церковь никогда не функционировала как общественное место отправления культа. Сегодня это музей мозаики. Во время русской революции 1917 года большая часть этой удивительной церкви была разграблена, а интерьер серьезно поврежден. В 1930-х годах Советы закрыли церковь, как и большинство церквей в Санкт-Петербурге. Во время Второй мировой войны он использовался как хранилище для продуктов. Во время войны он еще больше пострадал, а затем много лет использовался как склад для местной оперной труппы. В 1970 г. Исаакиевский собор взял на себя управление храмом, а средства, собранные от собора (который в то время был музеем), пошли на восстановление Спасской церкви. Реставрация была окончательно завершена в 1997 году и до сих пор остается одной из главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Собор не следует воспринимать просто как культовое сооружение; его идея шире и глубже. Образ Спасителя в этом соборе отражает не столько культовый аспект, сколько политическую, историческую, художественную, стилистическую значимость памятника, подчеркивает его значимость для города. Территория, прилегающая к собору, является одним из старейших районов Санкт-Петербурга, его историческим центром, сформировавшимся в первой трети XVIII века. Поскольку церковь находится в самом центре города, ее окрестности представляют наибольшую ценность. Историко-культурная среда здесь чрезвычайно богата, представлена такими сокровищами мировой духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большая филармония, храмы различных конфессий. Собор, пожалуй, единственное здание в городе, которое так выделяется в архитектурно-пространственном окружении своим силуэтом, композицией и богатым декором. Храм Спаса-на-Крови |
Доктор Чарльз Дрю совершил революцию в области хранения и переливания крови
Во время Второй мировой войны афроамериканский хирург помог разработать метод, позволяющий хранить кровь в течение длительного времени и использовать ее для переливания.
Если вы когда-либо сдавали или получали кровь, вы должны поблагодарить доктора Чарльза Ричарда Дрю за улучшенные методы хранения и более качественные переливания. Это потому, что в 1938 году в рамках исследовательской стипендии в том, что сейчас является Медицинским центром Нью-Йорка-Пресвитерианского/Колумбийского университета в Ирвинге, доктор Дрю помог разработать долгосрочный метод хранения плазмы, который помог в производстве и переливании крови.
«Принцип хранения крови, чтобы вы могли использовать ее позже, изменил все, и Чарльз Дрю был важной частью этой революции», — говорит доктор Стивен Спиталник, директор клинических лабораторий в Медицинском центре Ирвинга Нью-Йоркского пресвитерианского/Колумбийского университета. и исполнительный вице-председатель отделения патологии и клеточной биологии Медицинского центра Ирвинга Колумбийского университета. «Доктор. Дрю — удивительная фигура, признанная в нашей области одним из основоположников улучшения хранения крови».
Интерес доктора Дрю к медицине проистекает из личной трагедии. Родившийся в 1904 году, он был старшим из пяти детей в афроамериканской семье и вырос звездным учеником и спортсменом в многонациональном районе Вашингтона, округ Колумбия. Когда он учился в старшей школе, он решил заняться степень доктора медицины после того, как его сестра умерла от туберкулеза. Затем он получил частичную стипендию и в 1926 году окончил Амхерст-колледж в Массачусетсе, а затем два года проработал преподавателем биологии и химии в тогдашнем Морган-колледже в Балтиморе.
Медицинские амбиции доктора Дрю обрели форму, когда он был принят на медицинский факультет Университета Макгилла в Монреале. В 1933 году он окончил школу вторым в своем классе, прошел там интернатуру и в 1935 году стал преподавателем патологии в Медицинской школе Университета Говарда в Вашингтоне, округ Колумбия. учебная больница Университета Говарда, два года спустя.
Именно в Университете Говарда работа доктора Дрю по отделению плазмы от крови позволила хранить кровь в течение недели — до этого кровь можно было хранить всего несколько дней. Он также обнаружил, что переливание крови можно проводить только с помощью плазмы, что расширяет возможности и охват тех, кого можно лечить.
«Доктор. Исследования Дрю были на переднем крае того, что он и другие делали в то время и делают с тех пор, чтобы сохранить кровь и сделать продукты крови более высокого качества для переливания пациентам», — говорит д-р Спиталник.
В 1938 году доктор Дрю получил стипендию Рокфеллера для повышения квалификации хирургов в том, что тогда было Пресвитерианской больницей в городе Нью-Йорк (сегодня Пресвитерианский медицинский центр Нью-Йорка/Колумбийского университета в Ирвинге), для изучения хранения и распределения крови. Он также был назначен резидентом хирургии и принят в программу доктора медицинских наук Колумбийского университета, став одним из первых афроамериканских студентов, сделавших это.
Работая в отделении хирургии вместе с доктором Джоном Скаддером, одним из первых в стране специалистов по переливанию крови, доктор Дрю основал и реализовал ранний прототип программы хранения и консервации крови. К тому времени, когда он получил докторскую степень в 1940 году, он разработал метод долгосрочного хранения плазмы, за что получил прозвище «Отец банка крови».
Практическое применение его работы началось вскоре, когда Великобритания запросила 5000 флаконов высушенной плазмы для переливания — плюс еще три недели спустя — для использования в военных госпиталях во время Второй мировой войны. Чтобы удовлетворить потребность, доктор Дрю организовал переливание крови в больницах Нью-Йорка. Программа под названием «Кровь для Британии» длилась пять месяцев, в ней приняли участие 15 000 американских доноров крови.
«Он играл центральную роль в обеспечении того, чтобы продукты плазмы, отправляемые в Великобританию, были высокого качества и были полезны для людей», — добавляет д-р Спиталник.
Американский Красный Крест принял это к сведению и попросил доктора Дрю стать первым директором его банка крови, созданного, когда США готовились к вступлению в войну. Доктор Дрю согласился, и в феврале 1941 года Банк крови Красного Креста начал работу, и в конечном итоге по всей территории США было создано 35 центров для хранения запасов крови для раненых военнослужащих. Однако его работа с Красным Крестом была недолгой. Позже в том же году доктор Дрю занял моральную позицию, когда Красный Крест объявил, что будет разделять кровь белых и черных доноров. Он осудил это решение как по моральным, так и по научным соображениям и в знак протеста подал в отставку.
Доктор Дрю вернулся в Университет Говарда на кафедру хирургии с миссией по обучению следующего поколения афроамериканских студентов-медиков. Но на этом его достижения не остановились. В 1942 году он стал первым чернокожим хирургом, назначенным экзаменатором Американского совета по хирургии, а два года спустя он получил медаль Спингарна от Национальной ассоциации содействия развитию цветных людей в знак признания его вклада в благополучие человечества. В 1946 году доктор Дрю был избран в Международный колледж хирургов, а год спустя начал движение, чтобы убедить Американскую медицинскую ассоциацию принять чернокожих членов.
Жизнь доктора Дрю оборвалась незадолго до его 47-летия, когда он погиб в автокатастрофе по дороге на медицинскую конференцию в Таскиги, штат Алабама, со своими студентами.
Ваш комментарий будет первым