Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Сплав по кумиру отчет: Кумир — Коргон — Чарыш 2015

Кумир - Коргон - Чарыш 2015

Отчет

о прохождении водного туристского спортивного маршрута 4 категории сложности в районе Западного Алтая (Алтайский Край, республика Алтай)
по рекам Кумир, Коргон и Чарыш, совершенном с 31 июля по 16 августа 2015 г.
Маршрутная книжка № 1/4 – 410
Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич

Помощь в составлении отчета: Виданов Иван Валерьевич

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён всем участникам и руководителю 4 категорией сложности.

Москва 2015


Видео по походу (12 мин):

Общий трек маршрута скачать в формате .gpx

Пороги реки Кумир скачать в формате .gpx

Пороги реки Коргон скачать в формате .gpx

 


Паспорт спортивного похода

Таблица 1

Проводящая организация Группа туристов ТК МГТУ им. Н.Э. Баумана
Район проведения Западный Алтай (Алтайский Край, республика Алтай)
Нитка маршрута г. Москва – г.Барнаул – п. Усть-Кумир – ниже устья р. Кетьма –

р. Кумир – р. Чарыш – п. Коргон –  ниже устья р. Горелый Коргон —

р. Коргон – р.Чарыш – п. Чарышское – г. Барнаул – г. Москва

Вид туризма водный
Категория сложности четвертая
Протяженность активной части маршрута Пешая часть 57.5 км
Водная часть 149.6 км
Всего 207.1 км
Продолжительность активной

части маршрута

Пешая часть 4 дня
Водная часть 7 дней
Дневки 1 день
Всего 12 дней
Состав группы 6 человек
Средства сплава Катамаран-2 (3 шт.)
Сроки проведения 31.07.2015 – 16.08.2015
Уровень воды Кумир — средний

Коргон – ниже среднего, затем средний

Состав группы

Таблица 2

Фамилия, имя, отчество Год

рождения

Исполняемая

обязанность

Имеющийся

опыт

Гладков
Максим
Сергеевич
1990 Руководитель 4(5)У Урсул – Чуя – Катунь – Аргут – Кадрин

Хальмер-Ю – Силова-Яха – Кара

3(4)У Зеленчук – Аксаут — Уллу-Кам – Учкулан – Кубань — Белая

Зеленчук –Аксаут – Уллу-Кам – Кубань

Плотников
Константин Александрович
1986 ЗавТранспорт,

ЗавГруз

4(5)У Урсул – Чуя – Катунь – Аргут – Кадрин

3(4)У Зеленчук –Аксаут – Уллу-Кам – Учкулан – Кубань — Белая

Умба

Виданов
Иван
Валерьевич
1991 Реммастер,

ЗавФото

Зеленчук –Аксаут – Уллу-Кам – Учкулан – Белая
Сержанова
Виктория
Андреевна
1989 Медик Зеленчук –Аксаут –Уллу-Кам – Кубань
Климочкина

Анастасия

Олеговна

1993 ЗавХоз Зеленчук –Аксаут – Уллу-Кам – Учкулан – Белая

С. Шуя – Писта — Кереть

Умба

Бала
Ольга
Олеговна
1991 Хронометрист,

Финансист

Писта

Зилим

Выбор маршрута и цели путешествия

Западный Алтай, или как его называют сами алтайцы, Малый Алтай уникальный туристический район, хоть и стоит он в стороне от популярных и, признаться, уже несколько избитых классических спортивных маршрутов Большого Алтая. Окрестности Коргонского хребта в последнее время не очень популярны среди туристов Центрального региона в силу дорогой дороги, сложной заброски, сравнительно небольшой протяженности сплава. Все чаще и чаще современный подход к организации и проведению водных спортивных походов 4 категории сложности в Алтайском регионе носит “покатушечный” характер, похожий на учебно-тренировочн

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом  «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие туристы из Санкт-Петербурга и Москвы, из Псковской области и из республики Карелия, а также слушатели Школы Водного туризма Базового уровня, для которых этот поход был зачётным.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив

Поход проходил на территории Республики Карелия в Российской Федерации в географическом районе Русского Севера.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность

 

 

Сроки проведения

 

 

сплав общая ходовых дней
водный вторая 101 км 9 дней 6 дней 16.06 – 25.08 2017

 

 

Группа из тринадцати человек на двух четырёхместных катамаранах, трех одноместных надувных байдарках и одной двухместной каркасно-надувной байдарке. Маршрутная книжка № 29/17.

4. Подробная нитка маршрута:

Санкт-Петербург – ст. Лоухи – мост после озера Кимасъярви – р. Писта – оз. Пистаярви – р. Писта – оз. Корпиярви – оз.Поалла – оз. Корпиярви (вверх по течению) – ст. Кемь –       – Санкт-Петербург.

5. Определяющие препятствия маршрута

Подробные рекомендации по прохождению, чалкам и осмотру даны в Главе 2, раздел 6.

Порог Сакал 2 к.с. Крупные камни-ворота на заходе, остров, слева маловодные водопадики, справа – извилистая каменистая шивера, на выходе плиты, ворота из камней, мели. Сильное течение.
Порог Падун 2-3 к.с. В основной протоке слив 1,5 м с прижимом вправо, затем сложная шивера с обливняками 150 м. В «канализации» скальный желоб, с косым валом на выходе, длинная маловодная шивера.
Порог Семи-поворотный 2-3 к.с. 5 ступеней, 1-2 ступени шиверы 2 к.с., 3 ступень мощная шивера с локальными бочками и валами до 1 метра, суводь слева, остров с «канализацией» справа, 4 ступень шивера с валами 0,5-0,7м, большая суводь справа, 5 ступень протяженный быстроток с мелями, приток впадает слева.
Порог Курки 2 к.с. Плита со сливом 1м на всю ширину русла, по центру стоячие валы, слева и справа мощные суводи-противотоки
Вайкульский каскад (Фурляляй) 2 к.с. Шиверы с невысокими валами на заходе, крутые повороты, перед ключевым местом слева 2 больших стоячих залива, затем слева скала, под ней слив 1,5м, а справа трек с небольшими валами и прижимом к камням на выходе.
Порог Имисев 2-3 к.с Каменные ворота на заходе, мощные языки со стоячими и косыми валами на выходе, 2 ступени одинакового типа, большие суводи
Порог Поалла 3 к.с. Первая ступень – слив 1,5м пологий, с косым отбойником на языке справа, затем трек, слева суводь-разлив, трек выносит на слив с мощной неравномерной бочкой через всю реку; в бочке есть проносной язык, слева мелко, в центре останавливает.

6. Сведения о руководителях и участниках (указан не весь перечень опыта)

№ п/п

 

 

Фамилия, Имя,

 

Отчество

Телефон,

 

E-mail

Туристическая

 

подготовка

Обязанности в группе,  средство сплава
1. Фёдоров Николай
Васильевич
+7 921 7504822,

 

[email protected]

Красненькая – Кутсайоки – Тумча (4Р), Улуг-О – Бий-Хем (5У), Лоймола – Уксун (3Р, инструктор), р. Жом-Болок – Ока Саянская (5Р). Руководитель группы, инструктор, капитан К-4 «SUOMI»
2. Никифоров Константин Владимирович +7 921 367-08-17 2У (р.Тумча) Байдарка «Одиссей-1»
3. Яцухно Ксения Сергеевна +7 981 872-74-20 2У (р. Тумча) Байдарка «Одиссей-2»
4. Матюшин Андрей Михайлович +7 926 286-65-04 2У (р. Умба) Байдарка «Хатанга-1»
5. Фёдорова Алина Валерьевна +7 931 264-32-43 2У (р. Лоймола-Уксун) матрос К-4 «SUOMI»
6. Киселева Ульяна Владимировна +7 931 264-32-43 ПВД матрос К-4 «SUOMI»
7. Кочкуров Денис Георгиевич +7 921 788-39-12 2У (р.Умба) матрос К-4 «Лиса»
8. Присеко Владимир Ильич +7 911 917-49-86 ПВД матрос К-4 «Лиса»
9. Рыльков Александр Николаевич +7 911 953-26-39 1Р Лофотенские острова капитан К-4 «Лиса»
10. Рылькова Полина Георгиевна +7 911 709-97-50 1У Лофотенские острова матрос К-4 «Лиса»
 

 

11.

Тупикова Екатерина Сергеевна +7 952 350-02-45 ПВД матрос К-4 «SUOMI»
12. Рогов Степан Анатольевич
+7 926 236-49-37
2У (р. Нижний Казыр) Байдарка «Свирь-2»

 

капитан

13. Рогова Елена Викторовна +7 916 304-43-06 2У (р. Нижний Казыр) Байдарка «Свирь-2»

 

матрос

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

При выборе маршрута для водного похода были предъявлены следующие требования:

  • маршрут должен быть 2 категории сложности для катамаранов и до 3 к.с. ля надувных байдарок, так, чтобы обеспечить катамаранную страховку байдаркам;
  • заброска и выброска должны осуществляться «колёсами в воду»;
  • интересны длинные шиверистые участки, пригодные для «игрового» сплава, легко просматриваемые и легко страхуемые с помощью катамаранов К-4;
  • на маршруте должны быть представлены как слаломные, так и полноводные препятствия;
  • отдельные локальные пороги и бочки должны предоставлять возможность для тренировок спасработ слушателям Школы туризма;
  • важна живописность маршрута, удобство стоянок и малолюдность.

В июне река Пистайоки мало посещаема туристами, начинается от истока с расходом около 10 м3/с и в падает в озеро Куйто с кубатурой около 30-40 м3/с. Межозерные участки имеют значительный уклон (до 2 м/км), а стоянки на озерах продуваемы от комаров, окружены живописными скалами и пляжами. Так что наш выбор пал на эту реку.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска и выброска:

В настоящее время фирма «WELT», расположенная в поселке Калевала, не располагает большими автобусами и микроавтобусами, хотя для групп до 6-8 человек может обеспечить транспорт. Поэтому мы обратились к водителю Юрию Павлову из Лоухов. Вместе со своей супругой на двух УАЗ «буханках», одна «санитарка», один «фермер», они довезли нас до Кимасозера за 17 000р за 2 машины.

Телефоны Юрия: +7 921 523 6608 и +7 921 016 1199.

В принципе, любые шоферы в поселке Лоухи могут довезти до Кимасозера (Кимасъярви). В месте стапеля дорога упирается в разрушенную деревянную плотину, смешанный лес, множество мест для постановки лагеря.

Обратно от Корпиярви (мост на деревню Войница через реку Пистайоки) мы договаривались с водителями из Кеми. Они все возят на вахтовых полноприводных автобусах типа ГАЗ-33 и ЗИЛ.

Родион +7 921 522 3665 15 000р.

Игорь +7 921 728 1010, +7 921 222 2130

В случае, если ваша выброска придется на один день с чьей-то заброской, можно смело торговаться и сбивать цену до 12-13 тысяч.

На антистапеле возможны следующие варианты: либо остановиться на поляне у моста справа, где есть лестница к воде, баня, места под палатки. За умеренную плату этот кемпинг держат местные жители. Либо остановиться на поляне по левому берегу, на берегу озера, не доходя 1,5 км до моста. Там также собираются строить кемпинг, но пока не начали, автотранспорт подъезжает туда без труда.

Кроме того, в случае сплава до Поаллы можно либо вернуться на вышеозначенные поляны, либо заночевать на Поалле, а потом вынести снаряжение на дорогу по лесной тропе около 1 км, на тропе есть один брод.

Погранзона:

С недавнего времени пропуска в погранзону нет необходимости оформлять заранее для граждан России, а вот даже белорусам придется высылать заявку за 2 месяца. На ст. Лоухи к нам подошел старший прапорщик, руководитель заполнил заявление в 3-х экземплярах и приложил заранее распечатанные в Санкт-Петербурге списки группы с подробными паспортными данными всех участников. Далее с этим заявлением мы явились в погранотряд в поселке Пяозерский (а это по пути на Кимасозеро) и передали один экземпляр со списком группы дежурному на КПП. Таким образом, группа была учтена в погранзоне на время путешествия. Труда такой механизм не вызывает. В Пяозерском есть универсам «Магнит» и живописная беседка с мостиками над водопадом в нескольких протоках, река Таваньга.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийно можно уехать от многих мест, дорога идет недалеко (менее 1 км) от реки от самого истока и до озера Шуванда (там небольшой поселочек). Деревянный мост пересекает реку за озером Хирвасъярви. На озере Пистаярви на хуторе постоянно живет финн и принимает рыбаков и туристов, у него есть моторный катер, и к нему можно обратиться за помощью.

На выходе из озера Вайкульское разрушенный мост и неплохая грунтовка. Там расположен стационарный пост рыбнадзора в вагончиках. К этому месту можно вызвать водителей и сняться с маршрута или обратиться к рыбинспекторам за помощью.

Запасных вариантов маршрут не предусматривает, так как протекающая рядом река Войница существенно превышает по сложности реку Пистайоки и имеет очень короткую сезонность в мае-июне или после сильнейших дождей. То же можно сказать и о реке Тавайоки (Таваньга).

4. Изменения маршрута и их причины

Изменения в маршруте были вызваны желанием побывать на Белом море, посмотреть на суровую природу и литорали, а также туристический комплекс в Кемь-Порту, попариться в бане и просушить снаряжение после тяжелого и холодного похода. В связи с этим мы увеличили темп движения по реке и выиграли себе целый день, чтобы переночевать в банном комплексе в Рабочеостровске и посетить побережье Белого моря.

В банном комплексе ночлег стоит всего 600р в своих спальниках на мансарде, время помывки в бане не ограничено, при бане есть небольшое кафе, работающее даже ночью.

5. График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения Погода
17.07 ст. Лоухи – оз. Кимасъярви ___ автомобиль

 

 

постоянно менялась погода
18.07 1  оз. Кимасъярви – пор. Падун – оз. Шуванда 17 Сплав Сильный дождь
19.07 2 оз. Шуванда – оз. Мандуярви – пор. Межозерный – оз. Хирвасъярви – оз. Пистаярви (острова на выходе) 29 Сплав

 

 

Переменная облачность, сухо, +10+12С
20.07 3 оз. Пистаярви – пор. Родео – пор. Семиповоротный – пор. Петух (Могильный) 22 Сплав Переменная облачность, +10С
21.06 4 Дневка, баня, семинар по узлам и такелажным работам, тренировка по спасработам в струе Пасмурно, холодно, сухо, +7С
22.06 5 пор. Петух – оз. Вайкульское – пор. Фурляляй – пор. Имисев 15 Сплав Пасмурно, холодно, небольшой дождь
23.06 6 пор. Имисев – пор. Талии – пор. Хирви – оз. Корпиярви 13 Сплав Переменная облачность, +10 +12С
24.06 7 оз. Корпиярви – пор. Поалла – оз. Корпиярви 10 (в зачет 5) Сплав Солнечно, тепло, +16 +18С
 

 

Итого: активным способом передвижения                             101 км

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100000.

6. Описание реки Пистайоки в воду выше среднего с рекомендациями

Из поселка Лоухи, где есть хорошие магазины, типа «Райпо» со свежим хлебом, по неплохой грунтовке можно доехать до финской границы через поселок Софпорог и Пяозерский. По пути сделали кадр в местах сражений Великой Отечественной войны.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 1.  Группа у памятника времен Великой Отечественной войны

Пока руководитель посещал погранотряд с документами группы, ребята осмотрели живописные водопады возле поселка Пяозерский.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 2.  Водопады Тавайоки

В 4 км от финской границы к разрушенной плотине на оз. Кимасъярви ведет отворотка, где стоит заготовить сушину за 500-700м от стоянки и закидать дрова в кузов. В месте, где дорога упирается в разрушенную плотину, слева и справа большие поляны. Места для рыбалки там хорошие, однако до 15 июля существует нерестовый запрет.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 3.  Поляны на месте стапеля на Кимасъярви

Фактически сразу на выходе из озера Кимасъярви начинается порог Захар с ощутимым уклоном и сильным течением. Суводь справа на выходе, удобная для страховки.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 4.  Одиссей-2 Ксюши в пороге Захар

Большие камни в русле – это ориентир порога Сакал, который доставил немало проблем нашей группе. После больших ворот в центре стоит остров, покрытый черникой и небольшими деревцами. Для того, чтобы пройти справа от острова (оптимально для катамаранов), нужно преодолеть маловодный в нашу воду слив, где пришлось сниматься с камней. Лодки причалили к острову, перенеслись через него, и стартовали ниже основного порога в выходную шиверу. Катамараны прошли, оставляя остров по левую руку, по крутопадающей шивере с обливняками.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 5.  Спасение «Свири»

Каркасная байдарка расклинилась между камней, пришлось снимать веревками, в результате чего матрос с лодкой перевернулся, а капитан остался на одиночном камне в русле. Нижняя страховка сработала, и две лодки подобрали «Свирь» с Леной. Степана сняли с камня морковкой.

Интересным препятствием оказался порог Змеиный. Везде удобные чалки, осуществляли страховку катамаранами.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 6. К-4 «Лиса» Рыльковых в пороге Змеиный

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 7.  Одиссей-1 Кости в пороге Змеиный

После Змеиного нас ждала большая шивера с видим уклоном, которая в лоции категорировалась как безымянный порог. По центру хороший проход, слева и справа обливные камни, бревна. К-4 «Лиса» сел на камни справа на выходе. После каменистой горки большой разлив с мощными «кусающими» байдарки суводями. Справа после порога на выходе на скалах великолепная стоянка.

После еще одной небольшой шиверы будет большой травянистый остров, сразу за ним следует уходить влево в основную протоку порога Падун, куда пошли «Лиса» и «Хатанга». «Суоми», оба «Одиссея» и «Свирь» пошли вправо в канализацию. К-4 «Суоми» осуществлял страховку байдарок в суводи ЛБ. На выходе рукава соединяются в очень красивом разливе со скалами слева высотой метро 15. Мы долго обсуждали прохождение главного слива Падуна, в итоге Андрей на «Хатанге» обнес главный слив, а катамаран «Лиса» успешно его прошел.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 8. К-4 «Суоми» страхует байдарки в канализации порога Падун

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 9.  К-4 «Лиса» в пороге Падун

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

 Фото 10. «Хатанга» в выходной шивере порога Падун

На следующий день до озера Мандуярви встретили не менее 4-х несложных, но интересных шивер, читаемых с воды. Шли в порядке «Суоми» – все байдарки – «Лиса». В конце озера Мандуярви есть явная хорошая стоянка на каменистом берегу. Слева от неё – заход в канализацию порога Межозерный, справа – в основную протоку, которая являет собой прямую шиверу без мелей и завалов. Приняли решение идти в канализацию, как технически более интересную и сложную, байдарки долго осматривали. На выходе устроили обед.

За озером Хирвасъярви встретили 2 шиверы небольшой сложности, затем высокий деревянный мост в обрывистых берегах. После моста весёлые быстротоки длились около 1 км, и мы впали в небольшое озеро Вихельтаярви, с длинными тростниковыми мелями. В разные годы здесь гнездятся огромные, 100-200 птиц, стаи лебедей. На выходе из него несложные шиверы и быстротоки продолжились. После них мы встретили рыбаков на катере, они сообщили, что рыбы нет из-за холодной погоды, и мы впали в озеро Пистаярви. Озеро фактически круглое, имеет множество островов. Не дойдя 1,5-2 км до истока реки, мы остановились на юго-западной оконечности острова на огромной стоянке.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 11. Слаломная канализация порога Межозерный

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 12. Стоянки на Пистаярви

После Пистаярви река меняет характер, становится полноводнее, появляются бочки и мощные валы. На выходе из Пистаярви есть великолепная стоянка человек на 40, и за ней сразу порог Родео (он же Лужма).

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 13.  Проходим Лужму походной колонной

 

Порог 2 к.с., валы 0,5м, но доставляет очень много удовольствия. На плесах за ним есть великолепные стоянки. После расширения реки менее 1 км до сложного порога Семиповоротный. Это препятствие с самым большим уклоном на реке. Первые две ступени – несложная шивера 2 к.с., затем омут справа и резкий поворот влево. У поворота влево можно зачалиться на ЛБ под горелым косогором и осмотреть ключевую 3-ю ступень. Это череда валов и локальных бочек, до 1 м высотой, слева более опасных, чем по центру. Справа остров, который можно обойти справа же, чтобы избежать прижима в ряжевую стенку слева. В конце 3-й ступени напротив острова слева есть небольшая суводь, куда встала «Лиса» и осуществляла страховку и промежуточную фотосъемку.

4-я ступень заканчивается поворотом влево, справа в конце ступени есть большая суводь, где лодки страховал «Суоми».

5-я ступень – это широкая и чистая шивера 2 к.с.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 14. 3-я ступень Семиповоротного, К-4 «Лиса» снимает К-4 «Суоми»

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 15.  4-я ступень Семиповоротного, байдарка «Свирь»

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 16. 5-я ступень Семиповоротного, К-4 «Лиса»

На озере после Семиповоротного устроили обед, хорошая стоянка на высоком ПБ. После нескольких несложных порогов 2 к.с. озеро Муасъярви, около 6 км, исключительно живописное, с высокими берегами и каменистыми выходами. Видели стоянки туристов. После правого поворота озеро сужается, и река вытекает из него порогом Курки. В высокую воду порог очень опасен пирамидальными пульсирующими валами для байдарок. У нас это было игровое препятствие, которое, тем не менее, было отстраховано на совесть.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

 Фото 17. К-4 «Суоми» проходит порог Курки

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 18. «Одиссей-1» Кирилла переворачивается в пороге Курки

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 19. К-4 «Лиса» в пороге Курки

Вскоре за порогом Курки, название с карельского переводится как «журавли», который у нас было маловодным и не опасным, встречаются две шиверы, одна из которых в народе называется «Одинокое дерево», и на участке сужения реки и повышения берегов слева будут большие стоянки на пороге Петух (он же Могильный). Порог представляет из себя чистый язык с валами в центре и гряды камней слева и справа.

На Петухе мы устроили дневку, пользуясь каменкой, сложенной Алексеем Лобановым в 2015 году, истопили баню, провели тренировки по метанию спасконца и спасению перевернутой байдарки К-4. Александр Рыльков провел занятие по истории морских узлов и их применению в туризме примерно на 2 часа. Не смотря на популярность стоянки, дров много.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 20. Купание туристов после походной бани

За быстротоками на выходе из порога Петух следуют шиверы, одна из которых, Архипелаг, весьма живописна и требует выбора рукава в зависимости от уровня воды и осадки судна. Далее начинается длинное озеро Вайкульское, в самом начале которого слева есть хорошая стоянка, и на выходе из него слева же на высоком берегу еще целых две стоянки.

У руин горелого моста (проход чистый фактически между всеми опорами) стоят вагончики, где живет рыбнадзор, но из-за холодов и плохого клева мы никого не встретили. Вскоре начались заходные шиверы Вайкульского каскада, он же порог Фурляляй. Первые две ступени (шиверы на S-образном повороте не выше 2 к.с.) заканчиваются большим уловищем слева у серой скалы, откуда можно сходить на разведку и фотосъемку ключевого места порога.

Вдоль левого берега явно выраженный слив около 1,5 метров высотой, но из-за маловодности без заметной бочки. Вдоль правого берега разгонный трек с валами и с прижимом в хаотичные камни. Струя в треке чистая, там все суда и прошли.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 21. «Одиссей-1» Ксюши на выходе из порога Фурляляй

Далее длинный заболоченный участок плеса 15 км, который мы долго преодолевали, пытаясь рыбачить в Имисозере. На пороге Имисев справа отличные две стоянки, правда, тенистые. Украшены туристскими идолами.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 22. Поляны с идолами над порогом Имисев

К этому моменту река становится широкой и полноводной, поэтому порог Имисев отличался от предыдущих препятствий. Это мощные языки струи, на выходе переходящие в косые валы. Слева и справа стоят камни-бойцы, образующие своеобразные ворота. Сверху и снизу порога можно выделить две похожих по гидродинамике ступени. Вдоль правого берега между ступенями заметная мель, на которую и сел К-4 «Лиса».

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 23. К-4 «Лиса» в пороге «Имисев»

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 24. «Одиссей-1» Кости во второй ступени порога Имисев

Тем не менее, все байдарки прошли благополучно, на «Хатанге» Андрея порог прошла Полина, Андрей же сел на К-4 и пригодился там при стаскивании судна с мели в прижиме перед второй ступенью.

После Имисева следует серия быстротоков, есть подводные плиты, берега низкие, поросшие смешанным елово-березовым лесом. Около 2 км до порога Талии. Пошел сильный дождь, фотографировать было, к сожалению, невозможно. На заходе и выходе широкий плёс, порог Талии – это высокая горка с двумя-тремя высокими пирамидальными валами после чистого языка.

Буквально 20 минут ходу до порога Хирви, что по-карельски значит «оленёнок». Над порогом хорошая стоянка, чалка с улово справа. Однако порог оттуда не осмотреть, он разделен островом с камнями и бревнами на две протоки, основная левая, поэтому и осмотр, страховка и фотосъемка с левого берега, чалиться прямо на правом повороте реки. Мы прошли порог без эксцессов, струя чистая и быстрая, воды немного, поэтому бочка на заходе не держала, но пыталась подкусить даже катамараны-четверки.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 25. К-4 «Суоми» в ключевом месте порога Хирви

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 26. Байдарка «Свирь» на заходе в порог Хирви

Стоячий плес после Хирви переходит в озеро Корпиярви (Ельцовое по-русски). На его левом берегу, у дороги, предприимчивые местные жители оборудуют платные стоянки и домики для туристов из больших городов. Но необорудованная стоянка слева пока бесплатна, хотя мужики грозятся сделать там кемпинг и поставить шлагбаум. Стоянка удобна для сушки и антистапеля.

Через узость на выходе из Корпиярви переброшен бетонный мост, наклонный и с дырами в покрытии по причине сильных дождей в этой местности. Справа та же местная семья держит баню, у руин старого моста. Оттуда менее 3 км до порога Поалла. По пути встречается порожек с островами, проход справа. На обратном пути обнос по ЛБ (для вас против течения это будет опять справа) по ровному покосу, метров 200 максимум. Метрах в 200 выше Поаллы будет несложная шивера, после которой можно зачалиться слева для осмотра обеих ступеней порога и тропы обноса.

Порог – двуступенчатый водоскат, с большой бочкой внизу, требует однозначной страховки с воды, так как кидать «морковку» в бочку небезопасно. Над главным сливом прекрасная, но не очень большая стоянка и суводь для страховки. Первая ступень порога с косым валом по сливу у скалы правого берега, затем трек, который выносит влево в промежуточную суводь между водоскатами. Для правильного захода в главную бочку приходится постараться и выдержать линию движения.

Надувные байдарки прошли без проблем, не притопившись в бочке, некоторые даже проехали верхнюю ступень по два раза, обнос удобен. А вот «Свирь» погрузилась в пену, её закусило за корму и опрокинуло в бочке. Сработала страховка на К-4, экипаж выловили, а вот судно подержало с пару минут, были выявлены небольшие поломки.

Для тренировки заходили в бочку снизу носами вверх по течению на катамаранах-четверках, держало хорошо, но стоило подставить носы под слив – выплёвывало. Сломали одно весло и надорвали шов на сидушке.

Обратно есть ярко выраженная тропа обноса с пропиленными деревьями, верхнюю ступень Поаллы обнесли без труда. Шиверу выше порога обносить тяжелее, там около 100-150 метров по узкой тропе, катамараны пришлось ставить на ребро. Одним словом, подъем до Корпиярви занял 1 час 45 минут.

К поляне на Копиярви легко приезжает любая автомашина, оттуда мы и уехали в банный комплекс в Рабочеостровск. На этом активная часть путешествия была закончена.

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 27. «Одиссей-1» Кости в первом сливе Поаллы

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 28. «Одиссей-1» Кости во втором сливе Поаллы

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 29. К-4 «Лиса»со сборным экипажем «заварилась» в главной бочке Поаллы

Отчет по сплаве по реке Пистайоки

Фото 30. Девушки из сборного экипажа «Лисы» завязывают весла в узелок

7. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации прохождения и страховки препятствий использовался комплект из 2-х раций «Motorola GTX 1000» мощностью 5 Вт и литий-ионными аккумуляторами. Рации позволяли использовать 4 батарейки типа АА.

Для фото и видеосъёмки использовался целый ряд фотоаппаратов, в том числе две зеркальные камеры.

Для уточнения координат и навигации по маршруту использовались 2 навигатора GPS Etrex заранее отмеченными точками основных препятствий.

8. Особенности погодных условий

В первый день нас ждала сырая и пасмурная погода, утро первого ходового дня нас встретило мощным ливнем стеной. Не смотря на периодические проблески солнца, в основном стояли холодные пасмурные дни с температурой 6-8 градусов. Приходилось тепло одеваться на стоянках.  Большую часть времени не было теплее, чем +10.

К концу путешествия резко потеплело, во время тренировок на Поалле нам удалось немного позагорать и полностью просушить снаряжение на антистапеле.

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

В итоге, выбранная стратегия сплава и компоновка группы оказалась удачной, так как на больших катамаранах можно удобно везти продукты и бивачное снаряжение а также страховать байдарки на всех типах препятствий, встреченных на реке Пистайоки. Периодически некоторые из матросов катамаранов пересаживались на байдарки для получения опыта и тренировки, а байдарочники на катамаран для отдыха.

Не смотря на июнь, воды оказалось не очень много, что делало препятствия соответствующими заявленной категории, без проблем в вопросе безопасности.

Удалось провести неоднократные тренировки спасработ, метания спасконцов, переворотов лодок в струе со сменой аварийных экипажей на пороге Петух (он же Могильный). Там же провели семинар по узлам и такелажным работам. На пороге Поалла удалось «заварить» К-4 в бочке на несколько минут.

Маршрут исключительно живописен и может быть пройден как за короткий срок в спортивном режиме, так и в качестве летнего путешествия длиной в 7-9 дней в более благоприятную погоду и когда будет разрешена рыбалка (после 15 июля).

Рекомендуется даже в высокую воду внимательно отнестись к первому участку реки (до Падуна) из-за обилия мелей, обливняков, зубьев. Возможны проводки, поломки, оверкили по причине навала на камни в струе. 

 

Источник : Сайт туристического клуба "Мумми Тролли" "https://moominclub.ru/blog/splav-v-respublike-kareliya-po-reke-pistayoki/" rel="nofollow"

Фотографический отчет о сплаве по реке Кожим

DSC_1300
Ну, что, разродился я, наконец-то, отчетом о нашем сплаве по реке Кожим. Потому как ленив от природы безмерно писать много не буду. Будет просто много фоток с комментариями.


Итак, по плану мы должны были стартовать 5 сентября из Перми. К началу мероприятия нас оказалось всего двое, поэтому срочно стали искать попутчиков. Я бросил клич здесь (в ЖЖ-шечке), в других местах, но безрезультатно. В результате нашли еще одного попутчика из категории потенциальных клиентов, который позвонил мне и просился в сборную группу на какой-нибудь сплав. Я ему предложил идти с нами с условием, что он не боится прожить неделю в диких условиях с двумя пропойцами, которые регулярно поют, иногда танцуют, пьют много водки и постоянно между собой ругаются. Влад (а его зовут Владом) не испугался и рискнул и вот мы 5 сентября сели в поезд. Наш маршрут: на поезде до Инты, оттуда вахтовкой до реки Кожим, сплав по Кожиму в течении 7 дней до железнодорожного моста, где нас должен был забрать один из местных жителей и довезти до станции "Кожим", откуда мы должны были доехать до Инты. А оттуда уже поездом, снова до Перми. Жизнь, как всегда внесла свои коррективы, но об этом позже и по порядку.

Итак, сели мы в поезд. Принципиально в плацкарт: только там реальная жизнь, без прикрас и розового флера. Ниже на фото все видно.

Колорит плацкартного вагона: боковушка, майка-алкоголичка, кейс пива, невыносимая жара и православный крест на хруди...
DSC_0700

У Алексея Николаевича взгляд еще напряжен и испуган, т.к. еще находимся в зоне действия сотовой связи и шеф может позвонить в любой момент. Не до расслабона.
DSC_0702

А это мы уже в вахтовке, едем на реку. Забрасывал нас тот же Владимир, который в прошлом году забрасывал на Лемву.
На фото Влад, юрист из Перми, который втемную поехал с нами. В вахтовке сразу накатили и я даже умудрился хорошенько так ебнуться упасть на кочке.
DSC_0705

А тут Алексея Николаевича начинает отпускать. Телефон уже не зазвонит, алкоголь опять же начинает действовать.
DSC_0706

Собираем катамаран на месте стаппеля. Точнее, кто-то собирает, а кто-то фотографирует окрестную красоту.
DSC06682

Красоты реально было много: мало того, что кругом была природная красоты, мы с собой в вахтовке еще и женскую красоту привезли. Дело в том, что по плану с нами параллельно должны были забрасывать два мужика, точнее нам сказали по телефону, что это будут два мужика. А на деле оказалось, что это один мужик и одна КРАСОТА по имени Вера. Познакомились с ребятами - Олегом и Верой - еще в поезде, когда они подсели в наш же вагон в Ухте. Олег оказался бродягой со стажем и на Кожиме уже бывал. В этот раз у них на маршрут было выделено не более 4-5 дней, против наших 6-7, поэтому, на Переправе они быстренько собрали свое плавсредство, загрузили вещички и стартанули. Потом, мы с ними еще первые два дня пару раз пересекались, а впоследствии уже и не увидились, т.к. они ушли сильно вперед.
DSC06685

Как только выгрузились из вахтовки, к нам тут же подошел местный егерь парка Югыд Ва (на фото ниже). Весь шерстью зарос, видимо, давно его смена длится, никак его сменить не могут. Проверил у нас лицензии на посещение парка, выпросил два кружочка колбасы и с лаем криками "Ужо я вам!!!" помчался искать браконьеров и нарушителей.
DSC06687

DSC_0715

DSC06690

DSC_0713

DSC_0714

Наш сплав по Кожиму совпал с одним мероприятием в парке Югыд Ва, а именно с установкой на официальных стоянках вот таких вот навесов (ниже на фото). По сути, мы оказались первыми туристами, которые оценили эту роскошь. Дальше в отчете эти навесы будут очень часто попадаться на фотографиях.
DSC_0719

DSC06694

DSC06696

DSC06699

DSC06700

DSC06703

DSC06705

DSC06708

Ну, вроде собрались, можно отправляться в путь. Сплавлялись на катамаране Акваспорт Артемон-4. В этом году я очень сильно разочаровался в катамаранах Басег и решил полностью перейти на катамараны Акваспорта. Это был мой тест-драйв.
DSC06710

DSC_0726

DSC06735

DSC06738

DSC06741

DSC06745

Сплавлялись, а перед нами разворачивалсь пейзажи фантастической красоты. Даже меня, довольно искушенного и избалованного северными реками туриста, Кожим поразил своими красотами. Все камни-останцы Кожима отличаются диким разнообразием. Они все разные и по высоте, и по форме, и по цвету и даже по структуре. Даже на нашей Вишере нет такого разнообразия.
DSC06746

DSC06748

DSC06751

DSC06752

DSC06753

Первые дни сплав омрачало лишь одно обстоятельство - частые перекаты и мели. Постоянно приходилось таскать катамаран.
DSC06756

DSC06760

DSC06761

DSC06762

DSC06763

DSC06764

DSC06766

DSC06768

DSC06769

А это те самые отвалы после золотодобычи. Некоторые умудряются здесь еще находить какие-то крупинки золота и даже специально за этим едут сюда.
DSC06771

DSC06781

DSC06782

DSC06783

DSC06784

DSC06786

На одном из поворотов реки наш катамаран занесло, перевернуло и выкинуло на обочину берег, разметав вещи и весла по окрестностям 🙂
DSC_0851

Это я спрятался от егерей парка за бочками с провиантом.
DSC_0877

Державы с собой не было, поэтому, ее, как символ власти, заменило весло. Короче, я был главным!
DSC_0913

DSC_1038

Попытка сфоткать радугу.
DSC_1085

DSC_1088

DSC_1093

DSC_1094

DSC_1095

DSC_1096

DSC06788

DSC06792

DSC06793

DSC_1108

DSC_1107

DSC06795

DSC06797

DSC06800

DSC06802

DSC06803

DSC06804

DSC06805

DSC06806

Влад в шоке от увиденной красоты!
DSC06807

DSC06811

DSC06821

DSC06822

DSC06823

DSC06825

DSC06828

DSC06831

Алексей Николаевич накатил сто грамм и сидит довольный. Даже мелкий дождик не портит ему настроения.
DSC06832

DSC06834

А Влад продолжает удивляться и пребывать в шоке от окружающей красоты. Даже закусывать забывал...
DSC06839

DSC06840

DSC06841

DSC06842

DSC06844

DSC06850

DSC06853

DSC06857

Водочка под горячий щец!!!
DSC06861

DSC06863

DSC06865

Композиция называется "Последняя надежда висельника"
DSC06866

DSC06867

DSC_1113

DSC_1295

DSC_1296

DSC_1297

DSC_1298

DSC_1303

DSC_1308

DSC_1309

DSC_1311

DSC_1315

DSC_1319

Отчёт по Умбе. Август 2015


Маршрут
р.Умба от моста на пос.Октябрьский — Белое море — пос. Старая Умба
Сроки
1 — 15 августа 2015 года
Уровень воды
Высокий
Суда
Семь четырёхместных катамаранов

Стапель
Это лето выдалось холодным, дождливым, а для дикого зверья голодным. Река встретила нас вот такими предупреждающими табличками:

Говорят, некоторые группы уехали, осмыслив предупреждение, на другие реки. Мы же решили изменить график нашего движения по маршруту таким образом, чтобы не ночевать на стоянках, где медведей видели. Выход на сплав перенесли с вечера на следующее утро, чтобы спокойно пройти самый большой порог и уйти ниже по течению. Совещание прошло под шашлычок и свежие овощи, которых мы были лишены в первой пешей части нашего похода.

Забегая вперёд, мы встречали в низовьях Умбы группы,
к которым медведь приходил и хулиганил. Похоже,
что один и тот же мишка — подросток, доставал
из запасов группы спирт, закусывал самыми вкусными
продуктами, а потом буянил немного.

Автобусы всей нашей группы приехали очень рано. Мы их проспали. Разбудил нас не будильник, а знакомые голоса и шум моторов. День прошёл в сборах наших судов. Пять из семи наших катамаранов были взяты в турклубе школы «Ковчег». Аргуты собирались как в конструкторском бюро — с обсуждениями и спорами:

Пока ставили утром лагерь, выяснилось, что один очень нужный рюкзак остался в поезде и уехал в Мурманск. Семья Мила осталась без львиной доли личных вещей. Сборы усложнились попытками связаться в Москвой, Мурманском и встречей нашего же поезда, следующего из Мурманска в Москву. Попытки остались бесплодны. Рюкзак бесследно исчез. Несмотря на эту грустную новость, следующим утром мы отчалили.

Порог Падун

Прохождение Падуна занимает много времени. Это первый и самый сложный на реке порог. Он длинный и тропа по берегу — не дорожка в парке:

Подростков, несмотря на их техничность и опыт, в порог не пустили, чем они были разочарованы. Суда провели усиленными экипажами, без пассажиров. Обещанного нам медведя на стоянке мы не видели. Но Дима нашёл следы его недавнего пребывания и впечатлил детей этими следами.

К вечеру мы прошли Верхнее Капустное озеро в встали на правом берегу.

Ищем стоянку под днёвку с баней
День обещал быть долгим. Мы хотели прийти на Жемчужный плёс. На всём его протяжении есть отличные стоянки. Нам же нужна была супер-хорошая: для бани, рыбалки и детского отрыва.
Озёра Капустные мелкие, с песчаным дном. Даже в пасмурный день дети не смогли усидеть на катамаранах:

Некоторое время мы шли на детской силе:

Дальше пошли на моторах. Связали катамараны в ряд: три катамарана на одном моторе, четыре — на другом. Один рулевой — Рома Пряник, другой рулевой — Олег Ёж. Отличные рулевые.
В этот день в порогах ловился хариус:

А здесь явно рыбак Андрюха свою добычу забраковал как недостаточно крупную для себя. Привык в щукам на 3 кг, разве ж хариус такой бывает?

Зачалились мы в начале Жемчужного плёса, поджидая друг друга. На песчаном косогоре — сказочная стоянка. Всегда это место смотрим — с верху красота несусветная открывается. Только с детьми там не пожить — высоко, круто, за водой не находишься и баню не построишь.
Дальнейшие поиски моей супер-стоянки на Жемчужном плёсе успехом не увенчались. А я ведь её очень хорошо помнила: песчаный пляж, ровный берег с редкими соснами, перекат рядом…

Я прошла знакомую неплохую стоянку с каменкой для бани. Меня догнал разочарованный крик Лёни. С догнавшего нас катамарана донеслось:
-Текай, Серова! Если не найдёшь свою супер-стоянку с баней, Лёня тебя съест!
Жемчужный плёс закончился и мы втекли в перекат. Потом еще в один. Все хотели есть и мысли о людоедстве уже не казались смешными. И тут мы увидели долгожданный песчаный берег.

Тот самый. Лучший на реке. С пляжем, каменками и соснами. А Лёня всё равно очень расстроился…

Днёвка

К нам пришло солнце. Лёня с мужиками творил баню. Полит ушёл на добычу. Дети резвились в песке… Все были очень заняты.
Саня пилил:

Мил и Дима носили:

Лёша рубил:

Лёня творил:

Полит добыл:

Рома купал детей:

Девчонки собрали черники и напекли блинов:

И всех удивила Юлька, забросив с пляжа спиннинг и выловив щуку. Потом огромную кумжу. Потом все мальчишки пытались повторить. Но рыба в этот вечер шла только Юльке:

Ну а на сладкое после бани у нас была копчёная рыба, большой костёр и гитара.

Порог Канозёрский

Ходовой день обещал быть коротким. Немного реки, порог Канозёрский и ночёвка с рыбалкой.

Так оно и получилось. Почти получилось, если бы я не посадила наш катамаран поперёк струи посредине порога. Но помочь нам всё равно с берега никто не мог, так что всё закончилось обучающим он-лайн роликом и снятии с мели.
На этой стоянке, наконец, появились грибы. Вот из этого белого мы сварили суп на всех:

У пацанов наших младших вошло в моду резка по дереву. Конечно, под это дело дети подвязали рукастого Саню. Саня сделал деревянное оружие, покалечив себе руку

А дети просто валяли дурака:

Канозеро
Переход озера длинной больше 20 км — событие эпохальное даже. Даже с моторами. Тут всегда сильный ветер. Обычно в лицо. В 4 км от устья Умбы стоит остров Каменный с петроглифами II-IV тысячелетия до н.э. До туда мы дотянули, немного околев на ветру. У Ромы отвалился по дороге румпель, оставив рулевого без руля. Пока мужики чинили мотор, детям директор музея петроглифов провел экскурсию.
Дальше нас ждало 16 км неспокойного озера. Брызги от носа катамаранов летели до кормы, холодно очень:

Зато всю дорогу клевал крупный окунь. Много окуней

К вечеру мы дошли до того берега. И разожгли костёр большой-большой. И было нам счастье и песчаный пляж. А на озеро лег туман, такой густой, что казалось, что за полоской песка мир заканчивается и мы на самом краю…

Днёвка на Канозере
Утром встало солнце и отогрело нас. Мужики опять затеяли баню — камни для каменки нашли, берёзу для веников тоже. Да и ольха для копчения окуней отыскалась.

А дети наши нарезали веников и пошли купаться. Превалирующие ветра здесь северные — волны нанесли много песка под этот берег, озеро здесь мелкое. Приходиться уходить очень далеко чтобы нырнуть. Как же это здорово, когда в компании дети разного возраста — можно маленьких отпустить купаться со старшими:

Нам очень повезло в нашими детьми. Это так приятно, что они, такие большие уже, сильные, не только что-то мужское делают, но и с малышами возятся. Явно с удовольствием (спасибо вам, Юра и Слава, за отличный пример):

Баня была шикарная. Фотографий из неё не будет. Но уж поверьте на слово! 😉

Низьма
Из Канозера вытекают три реки, три протоки, которые ниже сливаются опять в Умбу. Мы ушли по Низьме. До моря было за день не дойти. Потому, опираясь на лоцию, в какой-то момент пришлось встать. Дальше река обещала быть без стоянок.
Стоянка была «так себе». Мошки тучи, лес не вытоптан, места под палатки неровные… Народ внятно ворчал. Зато были грибы и рыба.
И у наших подростков всё было ОК:

А ночью пришёл дождь. Холодный, осенний. Изучив за чашкой кофе карту, мы решили, что по хорошей погоде за день до моря мы добежим. Чем только заняться в такую погоду в мокром лесу, заросшем кустами? Дети поделились на кучки. Взрослые тоже. Кто-то играл в преф, кто-то спал, кто-то делал что-то полезное для всех.Не могу сказать кто и что, потому как из картёжной палатки было плохо видно. Дежурными были подростки. К этому моменту они уже так сдружились, что и дежурили всей кучкой.
А пацаны помладше запалили под «своим» тентом «свой» костёр. Даже сварили всем каркаде. К обеду, когда выглянуло солнце, уже никто не бурчал, что место плохое и неуютное.

Белое море
Нам очень хотелось выйти в море к вечеру. Когда хочешь выйти по реке в море, никогда нельзя быть уверенным ни во времени, ни в возможностях. Никогда не знаешь, какое у моря настроение. Пустит ли? Даст ли уйти к финишу потом? Может за штормить неожиданно, усугубив отливом или приливом. У морей и вершин, какие бы имена они не имели, характер всегда женский.

У нас были в запасе дни. И мы хотели в море. Боги были к нам благосклонны. Утром сияло солнце. На небе — ни облачка. На воде -кувшинки. Под водой — водоросли:

Морские пороги воистину красивы. Даже залитые высокой водой. В устье реки — поморская Старая Умба:

Терский берег очень красив. Песчаные бухты замыкают мраморные бараньи лбы. Родники выделяются ярко-зеленой травой у береговой линии. Сосны на песке… В отлив дно нашей песчаной мелкой бухты обнажалось. Детям было счастье большое, а вот наживки на треску здесь не найти:

На этом берегу были россыпи уже созревших ягод. И море грибов, подосиновиков и белых. Северное изобилие. На грибы на второй день был введён запрет. И каждый смог найти «свой» шикарный гриб, или два:

У Соньки был день рождения. Ей украсили лес, надарили подарков, водили хоровод и смастерили очень красивый торт:

В старой Умбе можно купить рыбу. Очень вкусную. Но чаще свежей у них нет — есть то, что выловили на кануне, глубокой заморозки. Приготовьтесь к тому, что придётся пилить мороженую рыбу ножёвкой. Но какая же она вкусная!

Мы прожили здесь три счастливых дня. Было солнце, море и сосновый лес. Были музеи северной культуры в Умбе, вкусная еда, костёр на берегу моря, романтика и разные игры.
Трогательные и странные, смешные и глупые.

А в поезде по дороге домой был День Рождения Оли, мы слепили пять или шесть тортов сами:

И водили каравай в Медвежьей горе под удивлённые взгляды пассажиров.

P.S. Москва. Вокзал. Расставание:

P.P.S. Фотографии Лены Шебордаевой, Тимура Полетаева, Романа Тулякова…

Сплав по "Керженцу". Июль 2013. Подробный отчет

Маршрут расчитывался на 9 дней. Оптимально (как под неспешное матрасничество, так и под заброску-выброску) подходит участок реки Быдреевка-Рустай.

Вот скриншот трека. Если кто знает, как удобней разместить трек,то напишите пожалуйста,буду рад.

Заброска была от Быдреевки. В этой деревеньке есть мост трассы р159 через Керженец. Оттуда очень удобно стартовать. Можно вообще, как троллям из-под моста.

На фото мы так забрасывались на майские:

А можно выехать на берег чуть повыше по течению.

Все наши вещи: 2 рюкзака, байдарка и пара пакетиков.

Налим все-таки классная байдарка. Скорость надувания -10 минут.

И еще 10 на закрепление сиденья, укладки вещей и солнечной панели сверху.

На воду байда стаскивается вместе с вещами.

Пока суть, да дело, перекус на весле:

Главное событие первого дня - обнос плотины. Кстати в мае, ее не было видно вообще. Очень сильный был разлив.

Налим - байдарка очень легкая. Обносить гораздо проще, чем, скажем, таймень.

Встали на мысу за Мериново, чуть не доезжая Взвоза. Отличная стоянка. Определить ее можно по большой, мертвой сосне со следами ударов молнии.

Поставили палатку. Я уже рассказывал, что у меня палатка Вега 2 про. Она меня устраивает всем, кроме размера. Для следующего матрасного похода надо будет докупать палатку побольше.

изнутри

Проверил работу солнечной панели. Заряжает.

Забегая вперед скажу, что переходник прикуриватель-usb оказался полным говном. Надо купить качественный.

К походу покупался новый спальник. Хотел купить сплавовский супер лайт, но не успел. Пришлось купить nordway.

Неплохой кокон. Температуры заявлены вроде верно. Есть лента от защемления утеплителя собачкой молнии.

Бесполезный кармашек.

Утяжка капюшона.

Вообще мне в этом спальнике понравился материал на внутренний стороне. Приятный и шелковистый.

Компрессионника в комплекте нет. Использовал от сплавовской шерпы.

На второй день мы доплыли до живописнейшего места. Стоянки у озера. Вот так она выглядит с воды.

А так воды выглядит со стоянки. Красота:

Такой берег отличное место для медитации.

В таком прекрасном месте устроили дневку.

На дневке солнечную панель закрепил на крыше палатки:

В программе развлечений были:

Покатушки на налиме

Кулинария

Разведение костров огнивом

А также дождик

И наблюдение за живой природой

На следующий день просушили вещи после дождя и двинулись в путь

Следующая стоянка была сразу после Хахал, за поворотом от Черной речки.

Там мы устроили вторую дневку.

Жарили блины.

Подавать со сгущем и найденной в лесу малиной

Я вырезал из дуба лопатку для блинов

И при помощи нехитрого инструментария сделал ложку

На следующий после дневки день пришлось полосячить, было очень много групп. Все стоянки заняты.

В результате  рывком, буквально обогнав на повороте догоняющую группу, заняли стоянку "Бобры".

Тоже очень живописное место

т.к мы довольно сильно выбились из графика и до Рустая (конечной точки нашего маршрута) оставался один переход, пришлось дневалить аж 2 дня.

Зато на этой стоянке можно найти можжевельник.

Из найденного сухого стволика сделал заготовку для ложки.

Дневки пролетели очень быстро и вот наступил последний вечер похода.

К сожалению, заключительная ночь и последний переход прошли под сильным дождем. В результате промокли и вещи, и люди.

Путь до Рустая был безрадостным, а фото никто не делал. Исключение сделали лишь для красивейших яров.

У моста под Рустаем дождались нашу машину (заказанный микроавтобус опоздал на 3 часа) и крайне усталые, но довольные, поехали домой.

На этом сам отчет завершен.

Осталось немножко сказать об электронике.

Солнечная панель исправно заряжала повербанк.

От него в первую очередь заряжался фотоаппарат, а затем телефоны. Читалке и плееру зарядки не понадобилось.

Вывод: До 2-х недель панель не нужна. Ее может заменить повербанк с несколькими комплектами акков.

Фонари почти не использовали, ложились до темна. Юзался только криль. Начеркать пару строк в журнале перед сном или сходить в туалет.

Вопросам организации питания будет посвящена отдельная статья.

На этом все. Спасибо за внимание!

Отчет Жомболок - Ока Саянская 2018

Отчет

о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности в Восточном Саяне по рекам Жом-Болок и Ока,

совершенном с 28 июля по 11 августа 2018 г.

Маршрутная книжка № 1/4 –507

Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич

Над отчетом и материалами в него работали:

Гладков М.С. – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы;

Гладкова О.В. – дневник и тех. описание, видеоматериалы, печать отчета;

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён всем участникам и руководителю 5 категорией сложности.

 

Оглавление

1. Общие сведения

1.1. Общие сведения о маршруте

1.2. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

1.3. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета

1.4. Поход рассмотрен МКК

1.5. Сведения об участниках похода

1.6. Запланированный график похода

2. Технический Отчет

2.1. Общая идея маршрута

2.2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

2.4. Описание действий группы на маршруте

2.4.1. День 1 28.07.2018 — г. Иркутск — п.42 (заброска)

2.4.2. День 2 29.07.2018 П.42 — п. Бильярд

2.4.3. День 3 30.07.2018 п. Бильярд — п. Катапульта- п. Недотрога

2.4.4. День 4. 01.08.2018 п. Недотрога — слияние Жомболока и Оки

2.4.5. День 5. 02.08.2018 МН — перед п. Трех Геологов

2.4.6. День 6. 03.08.2018 Перед п. Трех Геологов (днёвка)

2.4.7. День 7. 04.08.2018 п. Трех Геологов — МН.

2.4.8. День 8. 05.08.2018

2.4.9. День 9. 06.08.2018

2.4.10. День 10. 07.08.2018

2.4.11. День 11. 08.08.2018

Список литературы и источников

Приложение 1 – Картографический материал

Общие сведения о маршруте

Таблица 1 – Общая информация о походе

Проводящая организация Группа туристов г. Москвы

Husky Whitewater Team

(huskytm.ru)

Район проведения Восточный Саян,

Иркутская область, Республика Бурятия

Нитка маршрута Гор. Москва – гор. Иркутск – пос. Орлик- сплав по реке Жом-Болок от летника Хадарус до

Шарзы – шив.Восторг водника – устье с Окой — сплав по реке Ока до посёлка Верхнеокинский – г. Иркутск – г. Москва

Вид туризма водный
Категория сложности 5
Протяженность активной

части маршрута

266 км сплав
Продолжительность активной части маршрута 10 дней
Состав группы 12 человек
Средства сплава Катамаран-2 “Стерх” V=1200 1 шт

Катамаран-2 “Red-900” V=1100 2 шт.

Катамаран-4 “Альтамир” V=2000 1 шт.

Катамаран-2 “Альтамир” V=1200 1 шт.

Сроки проведения 28.07.2018 – 11.08.2018
Уровень воды Жом-болок – Высокий

Ока — Высокий

Над отчетом и материалами в него работали:

Гладков М.С. – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы;

Гладкова О.В. – дневник и тех. описание, видеоматериалы, печать отчета;

Обзорная карта региона

Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

Препятствие Категория

трудности

Характеристика препятствия
п.42 Препятствие расположено на крутом ЛП, пологий слив через всё русло, за сливом – «бочка». По высокому уровню воды наиболее оптимальная линия движения — по центру, чуть правее.
п.43 Бильярд Включает три поворота: левый, правый, левый. На первом повороте слив около 1,5 м, валы, бочки до 1 м, на входе сильный боковой снос вправо. После слива, наоборот, струя сносит влево и выбрасывает на обливную плиту у левого берега на правом повороте. Вровень с этой плитой — второй слив высотой 1 м, тоже пологий, с мягкой бочкой 0,8 м. Перед сливом в центре еще одна узкая бочка глубиной 1 м. Второй левый поворот — пологий трек с валами до 0,8 м. После порога плес
п. 44 Винт На ПП русло сужалось, в этом месте был слив с языком, затем «бочка».  Место просмотра не выявлено, так как шли сходу. Препятствие не представляет трудности, все читается с воды. Все экипажи прошли препятствие без проблем. Первые встали на страховку следующих. После каждого препятствия на Жомболоке есть большие улова, которые позволяют выставить эффективную страховку после порога.
п.45 Катапульта 5B Порог начинался небольшой заходной шиверой, которая по нашему уровню воды заканчивалась косой бочкой практически через всё русло. Проход правее центра, т.к. бочка сносит сильно влево и есть шанс уехать на обливную плиту основного 2м. слива. Через несколько метров после бочки кульминационный слив, снизу котёл, который у нас никого не заварил. За сливом через несколько метров прижим к ПБ. Дальше на плавном ЛП расположены 2 мягких слива-бочки и выходная шивера. Заканчивается порог разбиением реки на несколько проток небольшим островом. Чалка у ЛБ.
п. 49 4A Слив 1.5 м с бочкой
п. 50 Недотрога 5B Начинается сливом 0,5 м перед правым поворотом. Порог представляет собой длинный многоступенчатый ломаный слив на резком левом повороте с общим &
Краткий отчет о сплаве по реке Бия или «как меня укусила Лошадь…» >


Солнце в июне встает рано, где-то часов в шесть. Выспавшись в рафте, умывшись в чистейшей холодной горной реке, готовлю утреннюю молочную кашу. День начался отлично, впереди сплав по Бии, несколько несложных порогов, красота летнего Алтая, рыбалка, посиделки у костра. Лагерь еще спит, каша почти готова. Мимо лагеря неторопливо проходят три лошади. Заметив их краем глаза, вспоминаю как их ночью прогнал от рафта. У них традиционный маршрут по берегу реки. На рассвете они идут вниз по берегу, а через несколько часов возвращаются обратно тем же маршрутом. А люди удивляются, почему по берегу Бии неподалеку от Артыбаша травка такая, как будто её газонокосилкой косят. 
Как вдруг меня посещает идея, не знаю откуда она у меня взялась, в общем захотелось покормить лошадок солью. Беру комочек соли и к лошадкам, они быстро откликаются на мой призыв, подходит одна кушает соль, затем вторая, ей тоже немного достается, а вот третьей не досталось. Я, потрепав последнюю за морду, разворачиваюсь к лагерю, делаю шаг и тут меня как будто молния в спину поразила. Искры из глаз, время замедлилось, быстро разворачиваюсь, а тут меня уже ждет копыто, летящее мне прямо в лоб. Повезло, я успел увернуться. Так я и не понял, то ли обиделся на меня конь из-за соли, толи к лошади приревновал, толи жеребенка защищал. Толи просто нрав у него такой. В общем укусил меня зараза прям в спину. Мораль той басни такова: не зная животного нехрен к нему лезти.

Прекрасное утро омрачилось болью в спине, минут через двадцать меня еще шмель каким-то образом в шею укусил. Короче утро задалось;).
Все самое плохое в этом походе уже закончилось, и впереди нас ждали три дня настоящего горного отдыха.


С погодой повезло, все три дня на небе ни облачка. Спасал лишь прохладный ветерок на воде.

Сплав по Бии считаю идеальным для тех, кто еще ни разу не сплавлялся по горным рекам и не знает, что такое порог горной реки, шивера, бочка, команда «табань». Сюда можно взять с собой ребенка, не грудного конечно. Верховье Бии отлично подходит для семейного отдыха.


Здесь каждый найдет себе занятие по душе. Изобилие горных цветов, пейзажей открывает поле для фотографии. Любителям рыбалки, можно потренироваться в ловле хариуса или даже тайменя. Также в изобилии по берегам растет много земляники и маслят.

Так и мы всей нашей командой отдыхали все эти четыре дня сплава, впитывали энергию гор, воды, природы. Общались на вечные темы у костра. Парились в походной бане, ловили рыбу, собирали грибы и ягоды. Каждый ужин был произведением искусства.


Для тех, кто любит природу, но не любит носить тяжелый рюкзак, считаю сплав по реке Бия идеальным отдыхом на Алтае.


Невероятная прозрачность воды вытекающей из Телецкого озера потрясает воображение. Первые минуты сплава от мельтешащих валунов на дне реки начинает кружиться голова. Кажется вот сейчас достану до камня веслом, а до него четыре метра толщи прозрачной искрящейся воды.

И для неискушенных сплавщиков нашей команды здесь было немного экстрима. Несколько порогов с большим течением и валами до 1.5 метров, навалы воды на скалы, камни в русле все это придавало остроты ощущениям на протяжении всего похода.



Так и пролетело наше небольшое июньское приключение в горах Алтая. Остались лишь приятные воспоминания, вдохновляющие великолепия и куча позитива. А также необратимая тяга в эти потрясающие места…
PS: Огромное спасибо моим друзьям Володе и Иринке за отличную компанию.  

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *