Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Сплав по волге на плоту: Сплав на плотах по реке Волге

Экстремалы сплавляются по Волге на самодельном плоту из бутылок

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Экономика

25.06.2014 23:20

Поделиться

Сплав по Волге: сами смастерили — сами поплыли

Юрий Гаврилов

Плот под названием «Фанат-1» сконструирован и до последнего винтика собран народным умельцем Михаилом Надточеем.

Родом он с Брянщины, а в Тверскую область перебрался в 90-м. Эхо чернобыльской трагедии заставило семью бросить крепкое хозяйство и искать счастье на новом месте. Но нет худа без добра. Осев в старинном волжском городке Старица, Миша буквально окунулся в давнюю страсть — рыбалку. А заодно воплотил в жизнь мечту детства — построить плот.

Поплавок из-под «Боржоми»

Обычная связка бревен Михаила не устраивала, и он решил изобрести нечто такое, чего до него никто не делал. Помогла природная смекалка, золотые руки и прежняя работа в одной «хитрой» лаборатории. Несколько месяцев Миша провел за чертежами и расчетами. В итоге каждая деталь получилась оригинальной, хоть авторское свидетельство выписывай.

В качестве главного плавсредства на плоту используются пластиковые бутылки из-под минералки. Таких «поплавков» ровно 3 тысячи. Они плотно стоят в трех деревянных коробах — по тысяче штук в каждом. Собрать бутылки труда не составило. Труднее было выбрать строительный материал, сварить раму, приделать к ней короба, а сверху настелить палубу. Тут все приходилось рассчитывать буквально до миллиметра. Любой перекос, малейшее нарушение центровки грозило плоту крушением. На верхней Волге хоть и не штормит, но ветра бывают такими — лодки переворачивает. Все это Миша учел и для пущей устойчивости на первые свои сплавы ходил с большими автомобильными камерами — их крепили ремнями между рядами бутылок. Правда, потом от таких «спасательных кругов» наш капитан отказался: заложенных в плот плавучести и остойчивости вполне хватало для преодоления волжских порогов.

Тем более что из пластиковых бутылок получились отменные поплавки. Они выдерживают груз в 3 тонны и проходят мелководье, где глубина едва превышает 20 см. В суровую погоду плот может крутить, как ветряную мельницу, выбрасывать со стремнины к берегу, наталкивать на подводные камни, а ему хоть бы хны — даже посуда с полок не летит. Правда, при сильном встречном ветре можно на одном месте сутки проторчать. Два рулевых весла по бортам палубы тут бесполезны. Один выход — лезть в воду и брать плот «на буксир», то есть толкать. Весла, между прочим, Миша сделал сборными: под напором волны гнутся, как лук, но не ломаются.

Доставляют «Фанат» к реке и возвращают домой очень просто. Свой плот Надточей оборудовал подъемными шасси и прицепным механизмом наподобие тракторной тележки. В походном состоянии два автомобильных колеса удерживают металлические стойки. А когда плот спускают на воду, они складываются, как на самолете. Для этого даже не приходится мочить ноги. Полуметровые угловые балки оставляют достаточно пространства между палубой и коробами с бутылками. Миша забирается туда, отвинчивает контровочные гайки и поднимает шасси под брюхо плота. Всего-то 10-15 минут работы и — можно отчаливать.

120 километров удовольствия

Обычно на сплав уходит команда из 5 человек, хотя бывает и 4, и 6. Поход, как правило, длится неделю и занимает маршрут в 120-140 км. Идем либо от Зубцова (городок под Ржевом) до Старицы, либо от Старицы до Твери — в сам областной центр, конечно, не заплываем. Последние несколько лет Миша практикует еще и семейный отдых на воде. «Парный» сплав покороче и только для своих — капитан с женой Леной, да еще супружеская чета из близких знакомых.

Богатеньких буратино Миша к «Фанату» на пушечный выстрел не подпускает. На плоту он бог, царь и воинский начальник. Один раз поддался на уговоры, вывез на Волгу коммерсанта с девицами, так все проклял. Шумная компания ударилась в пьянку, вместо отдыха и рыбалки Надточею день и ночь пришлось следить, чтобы буйные пассажиры не передрались и не утонули. С тех пор в свою команду Миша принимает только проверенных людей.

На плоту, конечно, и мы не монахи. Сухого закона там нет, и под свежую уху из волжской щуки, судака, окуня, плотвы или голавля с удовольствием опрокидываем стопку-другую. А потом и спеть можно. Миша под гармонь исполняет частушки собственного сочинения, я беру гитару. Случается, что на наши импровизированные концерты сбегается народ из стоящих вдоль берега деревень. А в выходные нет отбоя от отдыхающих — подплывают к плоту, чтобы сфотографироваться, зовут к своему шалашу, кидают на борт бутылки с пивом.

Несколько раз, когда над Волгой бушевала гроза, мы давали приют лодочникам. На байдарках, «резинках», плотах по верховьям великой русской реки ходят целыми семьями. Помню, как у нас гостили молодые ребята, вымокшие до нитки в своих надувных лодках. А мы в это время сидели под навесом и пили чай. Приютили, конечно, согрели домашним вином. Надо было видеть, с какими грустными лицами они потом спускались в мокрые челны.

А еще запомнился молодой парень, сплавлявшийся на сбитых в маленький плот досках чуть ли не от истоков Волги. Она начинается в Осташковском районе, за несколько сотен километров от Старицы. Вот этот путешественник оказался крепким орешком. При встрече шутил, что свои последние блесны и крючки потерял еще до Ржева. Но тем не менее категорически отказался от нашей помощи.

За лещами — к отшельнику

Признаться, на такой экстремальный сплав я бы уже не пошел. В нашей команде народ подобрался возрастной — всем за пятьдесят (неизменному спутнику Миши в рыбацких походах Юрию Беспалову вообще за 70), и какие-никакие удобства мы все же заслужили. Когда 11 лет назад Надточей устраивал пробный заплыв, на плоту еще не было уютного домика с 6 топчанами в два яруса, газовой плиты и морозильной камеры, которую подпитывает работающая на бензине электростанция. Постельное белье и иные приметы цивилизации, например, корабельная рында, часы — спасательный круг и походный стол под палубным тентом появились на «Фанате» гораздо позже. Обязательный ритуал поднятия российского флага перед отплытием — тоже. А в тот, самый первый, раз небольшая команда фанатов рыбалки и активного отдыха на природе довольствовалась скромной палаткой, консервированной тушенкой и жесткими матрасами, брошенными на палубу.

Консервы мы и сейчас с собой прихватываем — на всякий пожарный случай. И хотя без рыбы в походах по реке ни разу не оставались, запасы провианта всегда готовим солидные. Тем более что на любом сплаве в команде имеется штатный повар. Уха, шашлыки, жареная рыба в нашем меню практически каждый день. Когда на промежуточную стоянку к нам приезжают гости, случается, балуем их даже пловом.

А Волга балует нас не только великолепным отдыхом, чудесными видами, но и неожиданными встречами. Например, где-то между Старицей и Тверью однажды познакомились с настоящим отшельником. Летом берега реки буквально усыпаны так называемыми нахаловками. Это либо шалаши, либо сколоченные из досок (обтянутые полиэтиленом) маленькие жилища, в которых временно ютятся тверские бомжи. В теплое время года они уходят из города в лес и кормятся там дарами природы — грибами, ягодами, рыбой. Один такой мужичок избрал берег Волги местом постоянного жительства. Сколотил из бревен лачугу, сложил печку — в общем, осел и как-то незаметно превратился в местную достопримечательность. Дело в том, что у его жилища бьет из земли чистейший родник, а рядом в заводи водятся большие лещи. Вот и потянулся туда походный люд — кто за водой, кто на рыбалку. Негласным правилом стало оставлять отшельнику какой-нибудь провиант. И зажил мужичок: сыт и собой доволен. Говорят, что к нему теперь на отдых даже дочь приезжает.

На хвосте у автозака

К реке «Фанат», как правило, транспортируем уазиком на скорости не больше 40 км/ч. При относительно большом весе плот идет по дороге устойчиво, а жесткая сцепка предохраняет его от мотания из стороны в сторону.

А вот вытягивать наш плавучий дом из воды нередко приходится трактором — пересеченку и крутые берега обычной машине с таким грузом преодолеть сложно. Когда сплав заканчивается далеко от деревень, и тракториста днем с огнем не сыщешь, приходится включать смекалку. Было дело — выбирались из Волги на военном полигоне под Тверью. Помощь пришлось просить у местных служивых. Предварительно посетив «Фанат» и хорошо угостившись, два офицера на радостях пообещали выслать к реке реактивную систему залпового огня. Огневая поддержка нам не требовалась, поэтому сошлись на передвижной аварийной мастерской. Она, точнее говоря, ее лебедка с трудом, но вытащила плот на дорогу по крутой и извилистой лесной просеке.

Вообще за годы сплава во время возвращения домой насмотрелись всякого. Один раз пришлось воспользоваться автозаком, невесть каким образом попавшим в руки знакомого старицкого предпринимателя. Загонять машину в воду водитель категорически отказался. Поэтому плот к автомобилю прикрепили металлическим тросом. Подъем шел в гору, и автозак буквально надрывался под такой ношей. Кончилось тем, что трос лопнул, и «Фанат» встал на попа. Хорошо не перевернулся, потому что в этот момент на плоту был наш капитан. Он как гимнаст повис на рейке палубного тента и умудрился не слететь на землю. Трос потом перевязали, и вытянули «Фаната» на другом, более пологом участке.

Провести такой прицеп по автомобильной дороге тоже большое искусство. Размеры у «Фаната» приличные — 4 на 6 метров, высота в походном состоянии под 4 метра. Но Миша и здесь все предусмотрел. Правое колесо водитель пускает по самой кромке шоссе, так что машины свободно обгоняют плот. Спереди и сзади его габариты обозначены, как того требуют Правила дорожного движения. Но все равно спасибо местным гаишникам, что не допекают кэпа нудными разбирательствами. Говорят, если бы не служба, сами бы с удовольствием прокатились на таком чуде по Волге.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №141(6413)

Поделиться

ТуризмТверская областьЦентральная РоссияРазвитие туризма в России

Донплот

  • Нет ничего невозможного для путешественников, мы покорили Дон!
    Всё просто: недельная подготовка, запрыгиваешь в автомобиль, заезжаешь за друзьями, и вот вы мчитесь навстречу путешествиям по нашей матушке России. В багажнике спальники, удочки и провиант. Неделя шикарного и недорогого отдыха обеспечена!
    Мы — разношерстная компания, кто-то любит пляжный отдых, кто-то, не будем лицемерить, и горазд выпустить накопившийся пар и перебрать лишнего, а кому подавай рыбалку и кроме воблеров ничего не интересно. Привяжем ко всему наши хотелки в виде качественного сервиса, уединения и возможность управлять своим отдыхом на все сто!
    В финале получаем, что предложений на российском рынке мало, то ущемляется одна часть путешествующих, то другая. Где найти золотую середину? Мы нашли!
    Отдых на плоту — просто, не дорого и комфортно. Может кому-то покажется перебор с простотой, но такого эмоционального заряда на год вперед, не встретишь ни в каком Египте! Лично для себя выделяю тот момент, что я управляю маршрутом по собственному желанию, у меня есть четыре дня, и за это время, я не пропущу ни одного пляжа, ни одной косы для купания. Я капитан своих желаний, сливаюсь в одном порыве с течением реки и плыву за горизонт! А тем временем в казане, для меня и моих спутников, шкварчит плов, жарится мясо и на столе ожидает парное молоко и, только что приобретенный у местных жителей, мёд.
    Потом загорать, пристать к берегу и погулять в полях, достать свою любимую камеру и сделать серию снимков, а тем временем рыбаки продолжают вылавливать трофеи … их остановить невозможно )))
    Вот истинное покорение Дона сплавом на плоту!

  • СЕРГЕЙ И СЕМЬЯ

    Семьей, под давлением стереотипов.
    Весна, для нас, это точно не цветы, зеленые деревья и палящее солнце. Мы, жители столицы, привыкли к прохладе, курткам и зонтам. Порой на майские праздники лежит снег. Воспринимаем летний отдых только в календарное лето и не могли себе представить, что такое возможно не только в Египте или Тайланде.
    Майские праздники 2019 и отпуск пророчили два варианта, выезда в Константиновку, но там уже были на протяжении 15 лет, и Тайланд, но цены на перелет …
    Пару раз на глаза попадалась реклама аренды плотов, поиск приключения прошел не сложно, изучили сайт, оставили контакты, созвонились и принялись думать.
    Решились и не пожалели, мы впервые решили заняться таким видом отдыха, своего рода «дикий туризм», есть свои особенности но они сглаживаются сразу после размещения на плоту.
    Наш маршрут был Гремячье – Старая Хваростань.
    Шикарные виды, да же и не представляли, что всего лишь на расстоянии руки от нашей столици есть такие потаенные места, где нет шума и безумного ритма. Отличная погода, во что не верили совсем! Достаточно тёплая вода, да-да купались и да же дети!
    Про шашлыки и рыбалку вообще умолчу, этого было через край.
    Что запомнилось больше всего — так это спокойствие и полный уход от ритма работы.
    Отдохнули семейно, без каких либо больших и малых негативных моментов.
    Классно, постараемся вернуться в конце лета, надеюсь найдется «окошко» для нас!

  • ДВЕ МАРИНЫ

    Две Марины, Татьяна и еще три подружки.
    Девицы за штурвалом 🙂
    Эээээх, а еще говорят мы слабый пол, хотя среди нас и нет, нынче модных феминисток, но когда позволяешь себе чисто мужское направление, то появляется моменты гордости.
    Наше предприятие, все цело женский коллектив. Да, ни одного мужчины, один «змеиный клубок», как в шутку называют нас мужья.
    Все корпоративы, встречи и прочее проводим своим небольшим, но сплочённым коллективом от Нового Года до дня Матери.
    Вопрос стал о летнем отдыхе, решили оставить тягости городской жизни и выбраться на природу. Базы отдыха, рассматривали в первую очередь, комфортно вроде как и престижно, да!
    Назначили время и место, приехали, разместились, приступили к отдыху. В процессе заметили, что прямо, по нашей реке сплавляются плоты, раз в день — да группа шумной компании проходит мимо нас. Музыка, палатки, интересно очень. На плотах есть плакат с телефоном, мы позвонили, разведали обстановку и все птички решили прокатиться по Дону на плоту.
    Летний отдых без приключений не возможен, именно это и произошло, у нас да и в целом у компании Дон плот. Слух о том, что только девочки решили сплавляться одни, мгновенно долетел до Ростова на Дону, там у них офис, нам провели усиленный инструктаж. Выделили «горячую» телефонную линию, выдали тройные спасательные жилеты (здесь должен быть смайлик рукой по лбу) и отпустили в плаванье.
    Забегая вперед, все прошло успешно, да же получилось наловить рыбу. Совершенно спокойно справились с двигателем, мои девочки лучшие капитаны в мире! Загарали на вершней палубе, останавливались на отличных, да же лучше чем на базе отдыха, пляжах. Купались и дразнили наших мужей фотками отдыха. Летний отдых удался!
    Да, спасибо, что заготовили нам дров, в прок, что остались следующим сплавляющимся!
    Две Марины

  • НИКОЛАЙ

    Как мы катаемся на плоту.
    Волгоград — наше место жительства, и с детства мы привыкли купаться, загорать и рыбачить. Даже пробовали строить свои плоты из дерева и путешествовать на них по Волге. Но Волга судоходна и насыщена движением разномерных судов. Так что, повзрослев, эта идея отпала сама собой, всё-таки опасно, но романтика приключений на плоту осталась жить в наших сердцах. И как оказалось – не зря!
    Лет пять назад встретили в интернете положительный отзыв о компании «Дон Плот», даже не подозревали, что услуга проката плотов существует, связались с ними, долго думали, решились и не пожалели.
    Уже пять лет сплавляемся по Дону, ведь он не судоходен и полностью безопасен. Прошли практически все маршруты, один красивее другого. Сплавлялись большими, и маленькими компаниями, с детьми и домашними животными. Отдых на плотах стал для нас классикой времяпровождения и обязательно входит в летнюю программу, сродни посещения бабушки на каникулах.
    Все годы сплавов на плотах проходили без нареканий и огорчений, порой погода была «не лётной», но сам плот защищал нас от невзгод и придавал романтики путешествию. Крайние три года берем плот с баней, паримся в ней на протяжении всего маршрута, благо собрать дров по дороге не составляет труда и протопить парилку можно до любой температуры. Мммм напарился и тут же сигаешь с плота в водицу, что может быть прекрасней?
    Готовка это отдельная песнь, всё с пылу с жару, шашлык, запеченная, свеже пойманная рыба, барбекю на завтрак и ужин. Дети оценят картошку на углях и плавленый зефир. Не известно, что их прельщает на плоту больше, возможность собственноручно приготовить вкусняшки или ныряние днями на пролёт. Чего стоят одни раки – бесплатный деликатес!
    Вечером, под звуки струн гитары, можно «петь» песни у костра во всё горло. Ни кто вам не мешает и не попросит быть потише, а стрекотание сверчков составляет хороший аккомпанемент любому мастерству гитариста.
    О плюсах и прелестях сплава на плоту можно рассуждать долго, жаль, что есть и минус, путешествие на плоту не длиться вечно … и нужно возвращаться к суетным делам в суетном городе. Ждем наступления следующего года, спасибо ребята, будьте на связи!

  • АНДРЕЙ

    Мои приключения на плоту.
    Летом с ребятами сплавлялись на плотах по Дону. Все очень понравилось. Просто шикарные места. Тишина… Рыбалка на плоту… какая это рыбалка… Я будто вернулся в беззаботное детство, когда по утру я выполз из полатки, поставил на костер чайник закинул удочку, сел и стал следить за поплавком… А какая уха на природе…. Великолепный отдых. Спасибо вам!

  • ВЛАДИМИР

    Благодаря путешествию на плоту, увидели красоты верхнего Дона! это было незабываемое путешествие, которое помогло полностью «перезагрузиться», отвлечься от повседневной городской суеты. Отдельное спасибо персоналу компании!!!

Полная длина реки Волги, Россия

Обзор поездки

В 2019 году я решил отправиться исследовать реку Волгу, самую длинную европейскую водную артерию (2 300 миль) в России. Я был полон решимости начать с колыбели, у подножия холмов Валаи, до гибели реки в Каспийском море, после 82 дней гребли. Такое безумное и незабываемое путешествие. Замечательная сельская местность, с деревянными домами, монастырями и рыбаками была у меня в начале пути. Дремучий лес, озеро (Волга быстро сменяется сетью из четырех последовательных озер с именами Стерж, Вселуг, Волго и Пено) и уже благодати русского гостеприимства. https://www.adrien-clemenceau.com/ На протяжении всего пути вниз по реке меня много раз водили к местным жителям, всегда бесплатно, с кучей еды и блестками в глазах (не только из-за водки). В Твери или Нижнем Новгороде российские байдарочные клубы приветствовали меня на берегу, чтобы обеспечить меня ночлегом и едой. Я мог бы посетить их великолепные города, построенные на реке. В Твери я мог пробежать полмарафона только среди россиян, а в Нижнем Новгороде осмотреть старую цитадель, красный кремль. Каждый раз русские поражались тому, что какой-то иностранец в этой странной шапке-чапке осмеливается плыть на этой огромной Волге. Огромный, потому что через какое-то время мы можем легко описать Волгу как море.

Большая сеть гидроэлектростанций, построенных в советское время, повлияла на затопление территории. В какой-то момент вы попадаете в огромное водное пространство и не можете увидеть линию горизонта. Ни горизонта, ни предела, только Волга. ГЭС строятся от Твери до Волгограда. Они значительно изменили форму реки, а также ее окружение. Рыба больше не может идти из моря в верхнюю Волгу, и по реке переходят все больше лодок, грузов и несколько крейсеров. Я любил грести в большие города и пустынные места. Я побывал в дивных краях под названием Чувачи, Татарстан или Марий Эл и Калмуки, где люди имеют свою национальную гордость, язык и культуру. Они умеют говорить по-русски, но выглядеть им далеко, так как они потомки аборигенов, веками ушедших на эти земли. До конца Астрахани, бывшего города Шелкового пути, Волга — жемчужина. Очень немногие сплавлялись по этой реке на байдарках. Что мне там особенно понравилось, так это души людей. Удивительное гостеприимство, именно они сделали мою поездку незабываемой.

Указания по технике безопасности

Имейте в виду водохранилища (запасы воды) огромные пространства воды. Когда дует сильный ветер, Волга сходит с ума от огромных волн. Половину материала потерял днем ​​- 50. Утонул в Волге во время ночного шторма (да… я тоже ночью греб)

Gear Notes

Каяк Nautiraid Нарак 460 Весла Select Touring

Условия

https://www.youtube.com/watch?v=NKi3Q1EOr4I

Примечания к Portage

На Волге 9 гидроэлектростанций: -Селижарово (малая плотина XIX века) -Дубна -Углич -Рыбинск -Городец (Нижний Новгород) -Чебоксары -Жигулевск ( Тольятти ) -Балаково -Волгоград На плотине вас может ждать охрана. Меня арестовывали 3 раза, и мне приходилось либо объезжать дамбу, либо предъявлять паспорт и пригласительное письмо. Чем дальше вы уходите от шлюза, тем больше у вас шансов не быть арестованным.

Детали поездки

  • Даты поездки: 26. 08.2019-15.11.2019
  • Спорт/Активность: Каякинг
  • Уровень навыка: Промежуточный
  • Тип воды: Плоская/защищенная вода, открытая вода/океан
  • Количество переносов: 9

Экскурсии по Волге

Общая продолжительность круизов по Волге

Большинство круизов по Волге длятся примерно 13 дней со дня отправления в круиз до дня возвращения домой. Большинство круизов делают одни и те же остановки, поэтому плавание по реке займет около 5 дней с по несколько дней швартовками в Москве и Санкт-Петербурге.

Требования к физическому уровню для круизов по Волге

Преимущество круиза в том, что он доступен для всех. Нахождение на лодке требует небольшой физической активности, так как не так много движений. Большинство круизов по Волге оцениваются как «Легкие» по уровню физических требований. Во время круиза в разных городах вам придется немного прогуляться, но общие требования к физическому уровню в этих круизах минимальны.

Кому понравятся круизы по Волге

Круизы по Волге подойдут путешественникам всех возрастов. Хотя большинство людей, которые бронируют эти туры, старше 30 лет, они привлекательны для всех. На борту круизов по Волге предлагается множество мероприятий, в том числе лекции, российские фильмы и кулинарные мастер-классы. Россия настолько богата культурой и историей, что делает ее прекрасным местом для изучения всеми и каждым.

Лучшие направления круизов по Волге

Большинство круизов по Волге проходят по одному и тому же маршруту, начиная с Москвы, где вы можете исследовать историческую столицу России на пару дней в доках. Обычные остановки в Москве включают территорию Кремля и посещение Оружейной палаты.

Первая остановка после отплытия — Углич, второй по древности город России. Посещение храма Дмитрия Кровавого. Следующая остановка — Ярославль, где находится Губернаторский дворец. Продолжая плыть по Волге, вы остановитесь в прибрежном городке Горицы. Исследуйте деревню пешком и насладитесь местной русской культурой.

Многие круизы по Волге останавливаются на острове Кижи, где вы можете посетить музей под открытым небом, рассказывающий об архитектуре региона, с остановкой для осмотра Спасо-Преображенской церкви. Сделайте остановку в городке Мандроги, созданном по образцу 19-го века.Русская деревня века. В Мандроги находится Музей водки (возьмите бутылку, чтобы забрать домой отличный сувенир!), который вы можете посетить перед тем, как отправиться в Санкт-Петербург, где мы рекомендуем остановиться на несколько ночей до окончания вашего приключения.

Исследуйте город, наслаждаясь архитектурой и современной русской культурой. В Санкт-Петербурге находится Эрмитаж, в котором более 400 залов заполнены историческими произведениями искусства, в том числе оригиналами Ван Гога, Пикассо и Леонардо да Винчи.

Погода на Волге

Россия может быть очень холодной примерно с ноября по февраль, поэтому количество туристов зимой невелико.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *