Диоритовая статуя фараона. Хафра (Хефрен)
Древнейшая египетская цивилизация много лет привлекает внимание исследователей, вызывая многочисленные споры. Хранящая множество неразгаданных тайн культура преподносит множество сюрпризов.
Уникальные пирамиды, построенные в III тысячелетии до нашей эры, удивляют даже современных профессионалов непревзойденным мастерством и удивительной обработкой цельного камня. Не меньшей загадкой являются высеченные из прочных материалов египетские изваяния, дошедшие до наших дней.
Выполненная из диорита статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе всегда интересовала ученых. Загадка ее состоит в том, что у местных мастеров не было никаких инструментов, которые позволили бы им обработать прочнейшую горную породу. Как говорят археологи, потрясающие исторические памятники Древнего Египта выполнены при помощи технологий, превосходящих в несколько раз современные.
Узнаем что символизировала двойная корона египетских…
Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Как она выглядела? Одним из главных. ..
Погребальный комплекс
Туристы со всего мира приезжают на плато Гиза, представляющее собой огромный город, хранящий погребальные сооружения египетских фараонов и цариц. Это достаточно интересный для всех путешественников комплекс, позволяющий приблизиться к тайнам пирамид и прикоснуться к ушедшей цивилизации. Работающие на его территории исследователи объясняют, что плато Гиза – это не только археологический памятник, но и религиозный.
Кроме всем известной пирамиды Хеопса, здесь расположена гробница фараона Хефрена, или Хафры, немного уступающая по размерам самому известному сооружению. Это целый ритуальный комплекс, возведенный по заказу правителя Египта, и многие туристы считают его одним из самых красивых.
Самая большая статуя в Египте — Сфинкс. Легенды Египта….
Сфинкс Древнего Египта – бессмертное доказательство могущества, силы и величия страны, немое…
Немного исторических фактов о загробной жизни
В Древнем Египте фараона невероятно почитали, сравнивая его с Богом. Облеченные огромным могуществом правители были образованными людьми, участвовавшими во всех важнейших делах страны. Представления местных жителей о загробной жизни оказали большое влияние на развитие и строительство пирамид, фактически являющихся гробницами.
Придававшие большое значение культу смерти фараоны заранее возводили свои усыпальницы. Египтяне верили, что загробная жизнь – это продолжение существования на земле, и главным условием перехода в потусторонний мир стало обязательное сохранение телесной оболочки человека.
Право на бессмертие
Не случайно египтяне так тщательно бальзамировали тела умерших и снабжали покойника всем необходимым, заполняя гробницу различными предметами, которые могли понадобиться. По первоначальным верованиям, только фараоны вели загробную жизнь, но впоследствии египетские правители наделялись возможностями одарить бессмертием своих близких и знать.
Конец Древнего Царства ознаменовался признанием права каждого человека на загробную жизнь.
Правитель Египта Хефрен
Фараон Хафра, статуя которого вызывает невероятный интерес, был правителем IV династии Древнего Царства. Слишком мало памятников того времени дошло до нас, поэтому многие факты его биографии не являются достоверными, и даже годы жизни вызывают разночтения. Египтологи считают, что Хафра правил государством около 25 лет.
Древний Египет: скульптура и искусство как источник…
Одна из древнейших цивилизаций человечества возникла у истоков великой африканской реки Нил и…
В наши дни Хефрен известен прежде всего возведением второй по величине пирамиды на плато Гиза. Облик фараона, являющегося сыном известного Хеопса (Хуфу) и взявшего в свои руки власть после отца и брата Джедефра, восстановлен по хорошо сохранившимся статуям усыпальницы.
Священное плато
Плато изначально считалось священным, и поэтому на нем строились погребальные комплексы. Фараон Хафра, заранее задумываясь о переходе в загробный мир, повелел возвести пирамиду рядом с усыпальницей Хеопса.
Изначально высота пирамиды составляла 144 метра, но со временем она немного уменьшилась, что не сказалось на ее хорошем состоянии. Известняк стал основным строительным материалом для нее, а основание выложено розовым гранитом.
Пирамида, ставшая канонической
Фараон Хафра пожелал, чтобы его усыпальница превосходила размерами пирамиду отца, однако во время строительства выяснилось, что возведение огромного комплекса невозможно в силу разных причин.
Считается, что конструкция пирамиды и ее планировка с внутренним двориком, галереей и специальной нишей для ритуальных сосудов в усыпальнице стала канонической. По своеобразному эталону стали возводиться все остальные погребальные комплексы.
Что включал заупокойный комплекс?
Изначально рядом с пирамидой Хефрена находилось погребальное сооружение меньших размеров, от которого в наши дни ничего не осталось. Скорее всего, там была погребена жена фараона.
Заупокойный храм, возведенный из огромных гранитных глыб, удивлял своей мощью: длина блоков составляла 5 метров, а вес каждого из них доходил до сорока тонн. До XVIII века он находился в удовлетворительном состоянии, пока местные жители не разрушили стены постройки. Внутри него располагались многочисленные скульптуры фараона.
В комплекс входила оградительная стена между сооружениями, дорога и нижний храм, в котором была обнаружена диоритовая статуя фараона. Хафра, мечтавший о величественной конструкции, задумывался о компактности культового строения. Работавшие в погребальном комплексе археологи установили, что при его огромной площади свободного пространства не так уж и много – менее 0,01 процента.
Что находится внутри пирамиды
Внутренняя конструкция пирамиды состояла из двух камер и входов. Имеется небольшой отвод в помещение, которое осталось незавершенным, и его предназначение неизвестно. В погребальной камере, вытесанной внутри скалы, покоится пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой.
По вырытому тоннелю грабители пробрались внутрь, и все, что осталось археологам, – несколько оброненных жемчужин и пробка ритуального сосуда, на котором высечено имя наместника Бога. Больше никаких помещений внутри пирамиды нет.
Постепенно вокруг нее вырос настоящий некрополь, в котором покоились тела всех членов семьи Хефрена.
Гробница жреца и его родственников
Шесть лет назад археологи обнаружили недалеко от всех захоронений гробницу жреца фараона, который во времена его правления возглавлял заупокойный культ. Он смог подарить бессмертие всем своим родственникам, и это сооружение стало свидетельством того, что обычные египтяне получили право вести загробную жизнь.
Многочисленные статуи фараона
На священном плато были захоронены многие правители Египта и их родственники, но от некоторых не осталось ни одного артефакта. Зато на многочисленных изваяниях, найденных археологами, представал наместник Бога Хафра. Фараон Древнего Египта изображался с накладной бородкой и платком на голове, и ни одна его статуя не была похожа на другую. Исследователи полагают, что в те времена было запрещено изготавливать одинаковые фигуры.
Скульптуры, изначально покоившиеся в ямах в одном из залов пирамиды, позднее были из них выброшены, и их обломки нашла исследовательская группа в 1860 году. К сожалению, некоторые изваяния лишились головы и туловища.
Известна неплохо сохранившаяся алебастровая статуя фараона Хефрена, хранящаяся в Каирском музее. Среди экспонатов частного коллекционера находится голова фараона с надетой короной белого цвета. Лейпцигский университет гордится изображениями правителя в праздничных одеждах, веки которого украшены медными пластинами.
Самое известное изваяние из диорита
Но знаменитой на весь мир стала выполненная в полный рост темная, со светлыми прожилками, диоритовая статуя фараона. Хафра, правивший Древним Египтом, гордо восседает на своем троне, внизу которого виднеются эмблемы цветка лотоса и папируса. Лицо царя безмятежно и не выражает никакой тревоги.
Физически развитый наместник Бога на Земле, одетый в короткую набедренную повязку, воплощает совершенное умиротворение, а его взгляд как будто устремлен в вечность.
Статуя фараона Хефрена из храма в Гизе
За покрытой ритуальным платком головой находится сокол, обнимающий и защищающий великого фараона распростертыми крыльями. Так изображали символ бога Гора – главную небесную силу, хранившую всех царей Египта и их землю. Одна рука Хафры расслабленно лежит на колене, а другая твердо сжата. Внизу трона, рядом с босыми ногами правителя, выбиты его имена.
Отполированная статуя фараона Хефрена, описание которой вызывает многочисленные споры среди ученых, хранит неразгаданные тайны по сей день. Считается, что такое реалистичное изображение подчинено традициям древних канонов: чтобы душа умершего могла войти в статую, ей необходимо было опознать изваяние. И только тогда дух правителя исполнял просьбы и принимал все жертвоприношения.
Мировой шедевр
Можно сказать, что стала настоящим мировым шедевром и выдающимся историческим памятником диоритовая статуя фараона. Хафра (фото изваяния представлено в статье) изображен безучастным правителем, находящимся вне человеческих страстей. Кажется, что душа вершителя судеб парит где-то высоко, не обращая внимания на житейское море.
Кто тот неизвестный скульптор, мастерски обработавший прочнейшую горную породу и великолепно передавший мельчайшие черты лица, неизвестно до сих пор. И человек ли это был?
Статуя фараона Хефрена, найденная в 1860 году в Гизе, является одним из самых ценных экспонатов Каирского музея. Это яркий пример высочайшего уровня развития древнеегипетской культуры и искусства.
Тайны скульптуры Хефрена и Сфинкса
Огромный интерес не только обычных любителей древней истории, но и исследователей всего мира вызывает статуя фараона. Хафра, считавшийся среди египтян почитаемым божеством, повелел высечь свое лицо еще на одной грандиозной статуе, окончательно раскопанной под тысячелетним слоем песка в XX веке.
Речь идет о самой загадочной и монументальной скульптуре, волнующей умы ученых, творческих людей и всех путешественников. Выдающееся изваяние, вырубленное из известняковой породы, вызывает множество споров. Величайшее чудо Египта рассматривается как единая композиция с погребальным комплексом Хефрена, а лицо Сфинкса напоминает облик фараона
Стражник пирамид
Высеченный из скалы стражник пирамиды, расположенный у ее подножия, по версиям ученых, построен в период правления Хафры. Египтяне изображали его в виде льва, глядящего на Восток, а третьим глазом он следил за восходом и закатом светил.
Царский символ, по преданиям, всегда бодрствует, чтобы не нарушался установленный ход Солнца. Древние египтяне верили, что изображенные дикие кошки прекрасно видят и ночью, не смыкая ни на секунду глаз. Сфинксов возводили перед пирамидами, стремясь защитить останки своего божественного правителя от нападений разбойников.
У статуи, дублирующей лицо фараона, нет носа, что вызвало множество теорий, как такое могло случиться. Некоторые ученые склоняются к мнению, якобы его отбило пушечное ядро во времена войны Наполеона с турками, однако многие уверены, что этой части лица уже не было несколько столетий до произошедшего события.
Загадки, волнующие ученых
Нет ни одного сохранившегося древнего документа тех времен, в котором бы упоминалась огромная статуя высотой двадцать метров и длиной более пятидесяти пяти. Часть исследователей уверена, что Сфинкс с лицом льва был построен некой цивилизацией еще задолго до древних египтян, а правивший Хафра пожелал оставить о себе память и повелел переделать изображение, вырубив в нем свой образ.
К версии, что возведение пирамиды тесно связано с инопланетным вмешательством, склоняются многие исследователи, считая двадцать лет строительства уникального памятника слишком малым сроком для возведения столь монументальной постройки.
А ученый Р. Хоглэнд, долгое время занимавшийся изучением снимков поверхности Марса, обнаружил там пирамиды и статуи с симметричными человеческими лицами, напоминающими египетские.
Исходящая от изваяния энергия
Запечатленная в камне статуя фараона Хефрена с соколом Гором поражает современников особым величием и ювелирной точностью передачи выражения лица могущественного царя. Отмечается «живая» энергия, исходящая от диоритового изваяния.
На каждого человека оказывает глубокое впечатление высеченная статуя фараона. Хафра, изображенный максимально реалистично, не обращает никакого внимания на земной мир, устремив свой гордый взор в будущее.
Древняя египетская цивилизация не спешит раскрывать все свои тайны. Ученые, занимающиеся исследованиями пирамид, предупреждают, что новые открытия наверняка станут настоящим потрясением для человечества. А нам остается только ждать…
Каирский музей, Египет — описание и экспонаты, фото и видео, режим работы
Одной из главных достопримечательностей Египта является Каирский египетский музей, который расположен прямо на главной площади Каира. Комплекс, основанный в 1885-м году, обладает высочайшей концентрацией археологических экспонатов в мире. В этом музее находится более 100 тысяч артефактов, относящихся ко всем периодам египетской истории. Куда бы Вы не посмотрели — Вы увидите что-то интересное. Для того, чтобы осмотреть все сокровища этого фантастического места понадобиться несколько лет! Поскольку большинство людей приезжают в Каир всего на несколько дней — лучше сосредоточить своё внимание на самые популярные и важные для египетской истории экспонаты.
Египетский музей в Каире — видео
youtube.com/embed/6SOVclUetsw?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»» title=»Каирский египетский музей ⁄ Egyptian Museum Cairo»>
Каирский музей — фото
Для тех, кого впечатлили пирамиды Саккары, Дахшура или Гизы здесь находится оригинал статуи фараона Джосера. Так же здесь есть небольшая статуэтка из слоновой кости, изображающая фараона Хеопса (единственное изображение фараона, сохранившиеся до наших дней) — создателя Великой пирамиды в Гизе. А прекрасная статуя его сына Хефрена — один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Его защищает бог Гор в образе ястреба. В углу первого этажа скрываются несколько каменных фрагментов, которые были найдены прямо под головой Великого сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, некогда украшавших статую.
Те, кто побывал в древнем городе Ахетатоне наверняка хотят увидеть зал, в котором находятся изображения фараона Эхнатона и Нефертити. Египтологи полагают, что создавая новую религию, Эхнатон хотел быть изображенным в мужском и женском обличии одновременно, как верховный создатель.
Помните фараона, преследовавшего Моисея и его народ в Синайской пустыне? Это Рамзес Великий. В Каирском египетском музее не мало его статуй (он правил 66 лет). Возможно, Вам захочется посмотреть ему в глаза в зале царских мумий — это непередаваемые ощущения.
Почти каждый, кто приезжает в Египет посещает Долину Царей, и в Каирском музее для них есть особенный отдел. Все хотят посмотреть сокровища гробницы Тутанхамона. Почти половина второго этажа египетского музея отдана под выставку этих бесценных артефактов. Здесь находится более 1 700 экспонатов, занимающих 12 залов! Здесь можно увидеть прекрасную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры; великолепный трон из дерева, инкрустированный золотом и драгоценными камнями, на обратной стороне которого изображен фараон со своей молодой женой, которая приходилась ему сводной сестрой; так же можно увидеть золотые амулеты и саркофаги из чистого золота, а так же маленькие (38-сантимсетровые) золотые саркофаги, в которых хранились внутренности фараона.
Каирский музей — режим работы, стоимость билетов
Посещать Каирский музей можно ежедневно с 9:00 до 17:00.
Стоимость билетов для посещения — 60 египетских фунтов. За посещение зала с мумиями дополнительно необходимо доплачивать примерно 10 долларов.
Каирский музей — как добраться, адрес
Адрес: Al Ismaileyah, Qasr an Nile, Cairo Governorate.
Египетский музей расположен в центре Каира. Добраться до него можно на метро — первая (красная) линия, станция Urabi.
Каирский египетский музей на карте
Хефрен на троне — ARCE
Джеффри Ньюман, факультет ближневосточных языков и культур, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
Дата: Древнее царство, Четвертая династия, правление Хефрена (ок. 2575–2465 гг. до н. э.) Материал: анортозитовый гнейс Текущее местонахождение: Египетский музей, Каир, Египет. INV.No.JE 10062= CG14 |
---|
Эта статуя, которую часто называют «Хафре на троне», является одной из самых важных и знаковых сохранившихся скульптур Древнего Египта. На нем изображен фараон Четвертой династии (около 2500 г. до н.э.) Хефрен, немного больше, чем в натуральную величину, сидящий на троне с львиными лапами. Стороны трона украшены иероглифом сема-тави, который символизирует обязанность царя буквально «связать» составные части Египта под одной властью. Фараон сидит на нем, выражая одновременно чувство решимости и безмятежности; глядя выше и дальше зрителя, жестикулируя аналогичное сообщение со сжатым кулаком и раскрытой рукой. На голове фараона изображено два вида божественной защиты. Он носит головной убор немес с изображением урея или кобры, символизирующей Уаджет, богиню-покровительницу Нижнего Египта. Сокол расправляет крылья, чтобы обнять заднюю часть царского головного убора, символизирующего бога Гора, другого божества-защитника, часто напрямую связанного с живым царем, чей культ сосредоточен в Верхнем Египте.
Статуя сделана из анортозитового гнейса, особенно твердого зеленого камня с характерной рябью белых включений, из-за чего его технически сложно вырезать. Этот камень можно найти только в отдаленных районах пустыни Сахара в Нубии, к западу от Второго порога Нила. К концу Древнего Царства мы знаем, что египтяне называли этот регион терминами Вават, Иртжет и Седжу, даже упоминая правителя, который объединил эти земли. Его перевезли примерно на 1200 км к месту его окончательного размещения в долине храма комплекса пирамид Хефрена в Гизе. Таким образом, Хефрен искал сам материал, чтобы создать ауру экономической досягаемости, доступа к роскошным материалам и, в конечном итоге, власти над соседями Египта.
Тем не менее, насколько мы можем судить, эта статуя была уникальной даже среди своих собратьев, особенно в том, что касается изображения связи между фараоном и божественным. Чтобы лучше понять этот вопрос, важно рассмотреть статую в ее первоначальном контексте. Он был помещен у стены храма Долины, отделенной от основного пути доступа большими колоннами из красного гранита. Зритель, вероятно, сначала увидит статую под углом, предлагая вид в профиль и обнажая бога Гора посреди его объятий с головой фараона. Однако, когда зритель приближается к статуе в лоб, Гор полностью скрывается за немесным головным убором фараона из-за слегка запрокинутого угла его головы. Эта оптическая иллюзия является преднамеренным выражением природы фараона: окруженного и защищенного богами, но в определенной степени и самого бога. Размытые границы между этими двумя категориями должны слиться воедино в лице фараона, когда зритель перемещается вокруг статуи.
Еще одно похожее выражение можно встретить при просмотре не только головы статуи, но и статуи в целом. Фараон восседает над союзом Верхнего и Нижнего Египта, на троне, поддерживаемом львиными лапами, и все это служит сильными метафорами природного мира, над которым он сохраняет власть. Над ним лежит урей на лбу и гор-сокол, довольно четкие символы божественной ассоциации. Между всем этим сидит фараон, что является еще одним выражением его уникального доступа к этим двум сферам социальной власти. В случае с Хефреном ему и его скульпторам удалось выразить свое видение царской власти визуально и во многом более лаконично, чем это можно было сделать одними словами.
Кто был предполагаемым получателем этого сообщения? Возможно, он не предназначался ни для кого, просто предназначался для того, чтобы воспроизвести видение Хефрена царской власти в рамках его культа навеки. Другой вариант заключается в том, что это должно было запечатлеть это видение царской власти среди жрецов и представителей элиты, которые участвовали в погребальном культе фараона. Последним соображением является природа самого храма в долине. «Долина» относится к ее расположению на краю поймы, а не к уединению на вершине плато Гиза, как остальная часть комплекса пирамид. Это расположение, по крайней мере, предполагает более высокую степень доступа к поклонникам культа фараона.
Модель предоставлена Дэвидом Андерсоном, факультет археологии и антропологии, Университет Висконсин-Ла-Кросс (www.sketchfab.com/danderson4 и www.uwlax.edu/archaeology).
В Египетском музее на Тахрире находится уникальная статуя царя Хафра
Статуя царя Хефрена в Египетском музее на Тахрире
КАИР, 12 июня 2022 г.: В египетских музеях хранятся миллионы редких артефактов, относящихся к разным древнеегипетским эпохам. Каждая часть рассказывает историю, которой тысячи лет.
Инопланетянин проливает свет на статую царя Хафры, строителя второй по величине пирамиды в Гизе. Статуя восходит к Старому царству, Четвертой династии, правлению Хефрена (около 2555 — 2532 гг. до н.э.). Он был найден в Долинном Храме иерархической группы.
Статуя изображает царя, уверенно сидящего на троне, а стороны его трона украшены рисунком Сема-Тави; Символ единства Верхнего и Нижнего Египта, что указывает на его власть над всей страной. Божество Гор стоит в образе сокола на спинке трона, за головой царя, и расправляет крылья вокруг царя как символ защиты.
В Египетском музее на Тахрире, расположенном в самом сердце Каира, находится самая большая коллекция древнеегипетских древностей, насчитывающая более 136 000 предметов древности фараонов. И это в дополнение к сотням тысяч предметов старины в его магазинах.
29 июня 1835 года Мохаммад Али-паша приказал создать Департамент древностей и Египетский музей и поручил их управление Юсефу Диа Эффенди под руководством Рефаа ат-Тахтави.
История создания музея началась с большого мирового интереса к египетским древностям после расшифровки Розеттского камня руками французского ученого Шампольона. Первой очередью музея был небольшой домик у древнего озера Азбакея. В 1835 г. Мохаммад Али-паша приказал зарегистрировать фиксированные египетские древности и передать ценные древности в музей Азбакея9.0005
После смерти Мохаммеда Али кража древностей снова вернулась, и его преемники пошли по пути дарения, поэтому фонды музея сократились, и в 1858 году Мариэтта была назначена первым уполномоченным по оккупации древностей, что в настоящее время соответствует главе Отдел древностей.
Мариэтт обнаружил, что необходимо создать управление древностей и музей, поэтому он выбрал район Булак, чтобы создать музей египетских древностей и передать ему древности, найденные во время его раскопок.
В 1863 году хедив Исмаил одобрил проект создания музея египетских древностей, но проект не был реализован, вместо этого он предоставил Мариетте место перед Домом Анти-Ханы в Булаке для расширения своего музея.
В 1878 году произошло сильное наводнение Нила, которое привело к затоплению музея Булак и потере некоторых его фондов. Музей вновь открылся в 1881 году, и в том же году Мариетта умерла, и Масперо сменил его на посту директора отдела древностей и музея.
В 189 году0, когда коллекции Музея Булак увеличились, они были переданы в Гиза Сарай. Когда ученый Де Морган возглавил управление древностей и музей, он переупорядочил эти коллекции в новом музее, известном как Музей Гизы. В период с 1897 по 1899 год Лорет сменил Моргана, но Масперо снова вернулся, чтобы управлять отделом и музеем с 1899 по 1914 год.
В 1902 году Масперо перенес древности в нынешнее здание Египетского музея на площади Тахрир. Одним из самых активных его помощников в этот период был египетский ученый Ахмед-паша Камаль, который первым специализировался на древнеегипетских древностях и много лет работал в музее.
Ваш комментарий будет первым