Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Строительство кремля из красного кирпича: Постройка кремля из красного кирпича. Правда ли, что Кремль раньше был белым? В советское время в московском кремле разместилось правительство

Кирпич с клеймом Двуглавый орел. Московский Кремль

описание

Кирпич найден на территории Московского Кремля во время реставрационных работ. Подарок московских реставраторов.

Московский Кремль — замечательный архитектурный ансамбль XV-XIX вв. По форме он представляет собой неправильный треугольник, южная сторона которого обращена к реке Москве. Он обнесен кирпичной стеной с 20 башнями разной архитектуры. Современные стены и башни  построены в 1485 — 1495 г.г. итальянскими архитекторами из красного кирпича, на месте белокаменных, достраивались в XVII в.

Башни и ворота Кремля

Главный вход в Кремль — Спасские ворота — находится с восточной стороны, обращенной к Красной площади, напротив храма Василия Блаженного. Спасская башня была построена в XV в. В 1625 было сооружено ее шатровое завершение, на котором установлены часы. Современные часы действуют с 1851 года. На юго-западной стороне Кремля, у реки, расположены Боровицкие ворота, через которые в 1812 году Наполеон вошел в Кремль. С запада, со стороны Александровского сада, в Кремль ведут Троицкие ворота, в одноименной башне раньше хранились ценные императорские архивы. В северной части Кремля расположены Никольские ворота, выходящие к северной оконечности Красной площади. Они используются для прохода в государственные учреждения. Старейшими из башен Кремлевской стены являются Беклемишевская, возведенная в 1487-1488, и Водовзводная, в которой были установлены механизмы для подачи речной воды в Кремль и посад.

Дворцы и палаты Кремля

В Кремле размещаются государственные учреждения, старинные дворцы и храмы. Одним из самых больших зданий является обращенный к реке Большой Кремлевский дворец (1838-1849 гг). К старейшим сооружениям Кремля относятся Грановитая палата, построенная в XV в., и Теремной дворец, возведенный в XVI-XVII вв. Внутренние помещения Большого Кремлевского дворца состоят из множества залов и комнат, часть которых используется для официальных приемов.

Грановитая палата, расположенная в восточном крыле Большого Кремлевского дворца, была сооружена итальянскими архитекторами в 1487-1491 и предназначалась для банкетов и царских приемов. Теремной дворец, в северном крыле Большого Кремлевского дворца, был построен в 1635-1636 царем Михаилом Федоровичем для своих сыновей, а впоследствии служил резиденцией царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Западное крыло дворца занимает Оружейная палата (1844-1851). Это один из самых больших московских музеев, в котором собраны золотые и серебряные изделия, одежда, доспехи, оружие, дары, царские регалии, кареты и другие ценности, представляющие исторический интерес.

Бывшее здание Судебных установлений, первоначально Сенат, возведенное в 1776-1790 и дважды реконструированное в 19 в., занимало правительство СССР. В настоящее время это резиденция президента России. До революции 1917 здание было увенчано короной, которую сменил красный советский флаг, в 1991 замененный российским триколором.

Кремлевские соборы

Среди многочисленных культовых сооружений Кремля выделяются Успенский собор, Архангельский собор и Благовещенский собор. Успенский собор с пятью золочеными куполами построен в 1475-1479, неоднократно подвергался разграблениям и горел, но неизменно восстанавливался в первозданном виде, с XVI в. стал местом коронации царей. Архангельский собор, также с пятью куполами, сооруженный на месте храма XIV в. в 1505-1508 и последний раз отреставрированный в 1921, был усыпальницей великих князей и царей династии Рюриковичей и первых Романовых. Напротив Архангельского собора расположен Благовещенский собор с девятью золочеными куполами, домовая церковь русских царей. Он был построен в 1481-1489, перестроен в XVI в. и впоследствии неоднократно реставрировался.

Колокольня Ивана Великого

К достопримечательностям Кремля относятся также колокольня «Иван Великий» (1505-1508), долгое время бывшая самой высокой колокольней на Руси, и установленный перед ней Царь-Колокол. Колокольня была надстроена в 1600 по велению царя Бориса Годунова в рамках общественных работ в помощь голодающим. Башня была реконструирована в 1813. Колокольня насчитывает пять ярусов и достигает в высоту 81 м. Сверху она увенчана золоченым куполом с крестом, в настоящее время на ней установлены 24 колокола. К колокольне примыкают две звонницы, в комплексе обустроены две церкви, в одной из которых раньше располагалась патриаршая ризница. https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1579

Для строительства Московского Кремля потребовалось двести миллионов кирпичей. Ярким примером использования кирпичного строительства на Руси времен Иоанна III стало возведение стены и храма Московского Кремля, которым заведовали итальянские мастера. 

Среди них были известные «своим мастерством и работишкой» зодчие-итальянцы: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Соляри, Иван Фрязин, — у которых начали учиться русские мастера. Итальянцы, и в первую очередь Аристотель Фиораванти, знакомят москвичей с европейскими строительными приемами. Тексты летописей содержат сведения о новых технологиях, внедренных Фиораванти: «Они известь… как тесто густое растворяша, а мазаша лопатками железными, а камень ровный внутри класти повеле».

Фиораванти ввел в практику новый, более качественный кирпич. При его участии за Спасо-Андрониковым монастырем, где в районе нынешнего Калитниковского кладбища находились залежи глины, построили кирпичный завод. Уже в 1474 году начали делать кирпич: «И кирпичную печь доспе за Ондроньевым монастырем в Калитникове, в чем ожигати, и как делати, нашего Рускаго уже да продолговатые и тверже…» «Аристотелев» кирпич действительно был более продолговатым: 28 х 12 х 6,5 см; тем самым подтверждается, что бытовавший до этого кирпич московский был шире.

В 1475 г. в селе Калитникове (неподалеку от нынешнего Калитниковского рынка в Москве) начал работать первый московский кирпичный завод. Здесь днем и ночью «пекли» мастера-кирпичники жженые кирпичи для новых кремлевских стен, башен, соборов, вместо отслуживших слоев белокаменных. Производительность завода была большой: только на один стеновой зубец требовалось 600 штук кирпича, а таких зубцов было больше тысячи. Да сами стены растянулись на два с четвертью километра. Да двадцать башен.  Основной элемент, из которого возводились стены и башни Московского Кремля, –  так называемый  крепкий полупудовый двуручный кирпич размерами до 31×15×9 см и весом до 8 кг.  Для соборов шел кирпич поменьше — размером 29×11×7 см. http://moscowstate.ru/proizvodstvo-kirpicha-i-stroitelstvo-v-moskovskom-gosudarstve-v-xvi-hvii-vekah/

 

 

 

Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

ПЕРЕСТРОЙКА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XV В.

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) — домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

Энциклопедия «Москва» 

 

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)».

Музеи Московского Кремля 

 

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III — превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его — архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля — башни, стены, здания на центральной кремлевской площади — не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа — русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены — ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра — Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора — главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор — домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор — Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец — Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля — Грановитой палатой — парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари — одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади — Никольская и Фроловская, — последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Басин Я.З. Зодчие Московского Кремля

Московский Кремль – Вопросы и ответы – Основы

Русский Кремль остается местом, вызывающим массу вопросов у путешественников. Мы понимаем, насколько это может быть запутанно. Действительно!

Ниже мы собрали ответы на самые популярные вопросы про Кремль Россия или Кремль Москва или как там его еще называют.

Что такое Кремль?

Сегодня Кремль — это крепость . В прежние времена это скорее означало укрепленный город , город окружен стеной .

Города со временем росли, их население расселялось за стенами, а значение слова Кремль трансформировалось. Наиболее точное русское объяснение этого сейчас — крепость внутри города .

 
Где находится Кремль?

Кремль находится в Москве, столице России.

 

Кремль на Красной площади?

Восточная стена Кремля граничит с Красной площадью.

 

Узнайте, что еще посмотреть на Красной площадиКрасная площадь

 

В России один Кремль или много?

Многие. До наших дней сохранилось более 20 кремлей в России. Сегодня, когда кто-то говорит «Кремль» или «Российский Кремль», они имеют в виду Кремль в Москве.

Некоторые Кремли России: Рязанский Кремль, Смоленский Кремль, Ростовский Кремль, Тульский Кремль, Псковский Кремль, Казанский Кремль и другие.

 
Есть ли Петербургский Кремль?

К сожалению, в Петербурге Кремля нет. Только в древнейших (средневековых) городах России есть крепости, именуемые кремлями .

Санкт-Петербург относительно ваш город (основан в 1703 году) и там две крепости: Петропавловская и Кронштадская.

 

Для чего сегодня Кремль?

Сегодня Кремль в Москве играет две основные роли:

  • Главный музей России
  • Официальная (рабочая) Резиденция Президента. Наш президент не живет в Кремле.

 

Для чего был построен Кремль?

Еще каких-то 5-10 веков назад, когда времена были нестабильны, каждый город нуждался в защите, т.е. в крепостных стенах, от внешних врагов. И Москва тоже.

Когда был построен Кремль?

Нынешняя стена Московского Кремля из красного кирпича построена на рубеже XV-XVI веков.

Это не первоначальная стена, так как первая (деревянная) стена была возведена при основании Москвы (в 1147 году). Между XII и началом XVI веков существовало множество версий кремлевской стены. Они были сожжены или уничтожены врагами (в основном татаро-монголами).

Что касается сооружений внутри Кремля Москва, то даты их постройки разнятся – с конца XV века до 1960-х годов.

 
Кто построил Кремль?

Итальянские архитекторы построили Кремлевскую стену. Они считались лучшими в Европе и поэтому были приглашены царем Иваном III для строительства главной крепости страны. Среди них были Антон и Марко Фрязины и Пьетро Антонио Солари.

Важнейшие храмы Русского Кремля — Успенский собор и Михайло-Архангельский собор — были построены итальянскими архитекторами Аристотелем Фиораванти и Алевизом Новым.

 

Хорошо, я понял основы. Итак, что посмотреть внутри Кремля? Какие-нибудь советы?

Конечно, у нас есть и эти ответы! Проверьте ниже:Московский Кремль – что посмотреть внутри

 

В противном случае доверьте посещение Кремля нам и забронируйте одну из наших экскурсий по Кремлю! Мы знаем об этом все и позаботимся о том, чтобы ваш визит в Кремль прошел максимально гладко и увлекательно!

§ 174.

Белый Кремль

Артемий Лебедев

27 апреля 2012 г.

01


Стены и башни Московского Кремля были построены в 1484 – 1495 годах итальянцами с использованием кирпича взамен старой белокаменной постройки. Знаменитые зубцы есть не только в Москве, достаточно съездить в Милан и посмотреть на замок Сфорца.


02



Милан, 2008 г.

03


Какое-то время вид Кремля оставался краснокирпичным, но в XVIII веке его побелили, как и любое подобное сооружение (см. кремли в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и др.). Белый Кремль выглядит красивее красного.


04



Г. Делабарт. Москва, вид с балкона Кремлевского дворца на Москворецкий мост. 1797

05


В 1826 году в своем дневнике Жак-Франсуа Ансело писал о Кремле после войны и пожара: «На этом мы оставим Кремль, мой дорогой Ксаверий; но, оглядываясь назад на эту древнюю цитадель, нам будет жаль, что строители, пытаясь исправить повреждения, причиненные взрывом, сняли со стен многовековую патину, которая придавала ей такой величественный вид. Маскируя трещины, белая краска придает Кремлю юношеский вид, что не соответствует форме и отрицает его прошлое».

Дж. Анселот. Six mois en Russie // М.: Новое литературное обозрение, 2001.

06



Неизвестный артист. 1820-е годы

07



Н. П. Леребур. Вид на Московский Кремль. 1842 г. Раскрашенный дагерротип. Из собрания Библиотеки Конгресса США

08



С. М. Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1855 (?)

09


Свежий и моложавый вид Кремля смутил французского путешественника, но нам он не покажется неправильным. Москва того дня — это грунтовые дороги, грязь по колено и ужасные речные берега. Сегодня все иначе.


10



П. Верещагин. Вид на Московский Кремль. 1879

11


Кремль, видимо, белился только в преддверии каких-то грандиозных событий и выглядел вполне нормально — с пятнами и облупившейся краской — в промежутках. Иногда обновлялись только башни. Вот красивая свидетельница примерно 19 лет.00-е: «После того, как ее нынешняя белоснежная краска поблекнет и осядет обычная городская патина, древняя Китайгородская стена станет отличным фоном для памятника, вокруг которого можно было бы разбить небольшой парк».

П. Эттингерт. К памятнику Ивану Федорову, первопечатнику. Русские Ведомости, М.: 1909, № 225, 2 октября, стр. 3-4

12



Москва. Кремль. ~1890-19:00. Хромолитография. Из собрания Библиотеки Конгресса, США

13


Позже произошла русская революция, и Москву захватили большевики, обосновавшиеся в Кремле. Очевидно, что Красный Кремль и звучит, и выглядит верным идеологии.


14



Панорама Московского Кремля. Википедия. Фото: Юлия Минеева

15


Таким образом, красить Кремль в белый цвет — одна из самых красивых наших традиций — было утеряно.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2019 Гранд Атлантис - перевозки груза по Дальнему Востоку.