Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Строительство версаля: Страница не найдена — Достопримечательности мира

история, интересные факты, архитектура (фото)

61 348 4 0

Право умереть в покоях Версальского дворца всегда имели лишь представители королевской семьи. Но ради маркизы де Помпадур, которая была официальной фавориткой, другом и советником Людовика XV, посвящённой практически во все тайны Версаля, король сделал исключение.

Она была умна, расчётлива, не давала правителю скучать и делала ставку на его увлечение искусством, приглашая ко дворцу самых известных и интересных людей того времени – Монтескье, Вольтера, Бюффона и др. А потому сумела сохранить благорасположение короля даже тогда, когда болезнь лёгких сделала своё чёрное дело, подорвав здоровье, и уничтожив красоту.

Умерла она в возрасте сорока трёх лет в дворцовых покоях и была похоронена в Париже возле дочери. Говорят, когда похоронная процессия направилась к столице, король, стоя на одном из балконов Версаля под проливным дождём, сказал: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам».

За этой шуткой таилась глубокая печаль.

Содержание:

  • 1 Дворец короля
  • 2 Строительство дворца
  • 3 Описание Версаля
  • 4 Дальнейшая судьба Версаля
  • 5 Как попасть в Версаль

Дворец короля

Находится Версальский дворец в одном из самых респектабельных городов Франции, Версале, в двадцати километрах от Парижа в юго-западном направлении, по адресу: Place d’Armes, 78000 Versailles. На географической карте мира этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 48° 48′ 15.85″ с. ш, 2° 7′ 23.38″ в. д.

История Версаля началась, когда Людовик XIV увидел замок министра финансов Во-ле-Виконт, по красоте, масштабности и величию значительно превосходящего такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр. Такого «король-солнце» стерпеть не мог, а потому решил построить замок, который являлся бы символом его абсолютной власти. Город Версаль для строительства новой королевской резиденции он выбрал не случайно: как раз недавно во Франции произошло Фрондское восстание, а потому проживание в столице показалось ему довольно опасным.

Строительство дворца

Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро). И это, притом, что строительные материалы королю продавали по самым низким расценкам, а расходы исполнителей, если те превышали смету, не оплачивались.

Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года. Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар.

За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.

Работы были сложными: сперва необходимо было осушить болота, засыпать их землёй, песком и камнями, после чего выровнять почву и создать террасы. Вместо находившейся там деревушки нужно было обустроить город, где должны были поселиться придворные, прислуга и охрана.

Параллельно с этим шли работы в садах. Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнце», Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод, который изначально предназначался для подведения воды к фонтанам и искусственным водопадам.

Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, после многочисленных проб и попыток была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.

Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году, а после его смерти Людовик XV, которому исполнилось тогда лишь пять лет, а с ним и весь двор на какое-то время уехал в город Париж. Правда, пробыл он там недолго, через семь лет возвратился в Версаль и через некоторое время приказал продолжить строительные работы.

Одним из существенных изменений, которые он внес в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои – это он сделал для того, чтобы соорудить комнаты для своих дочерей. Он завершил работы над оперным залом и по настоянию своей фаворитки мадам Помпадур построил Малый Трианон.

В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города. Надо заметить, что этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.

Описание Версаля

Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.

В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.

Версальский дворец

Это основное здание, в котором обитало несколько поколений французских правителей. Официально попасть в замок можно было через парадный вход – чугунные решётчатые, украшенные золотом ворота с королевским гербом и короной. Перед основным фасадом замка, со стороны Зеркальной галереи, были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами.

С правой стороны от входа была обустроена двухэтажная королевская капелла (второй ярус был предназначен для монарха и членов его семьи, внизу находились придворные). В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.

Всего Версаль насчитывает около семисот комнат различного предназначения. Тронный зал дворца назывался Салоном Аполона – здесь монарх принимал иноземных послов, а вечером здесь часто устраивали театральные представления и музыкальные спектакли.

Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, которая всегда играла в жизни дворца важную роль: здесь проводили значимые приёмы, для чего устанавливали серебряный трон, а также происходили балы и пышные празднества (например, королевское бракосочетание). Здесь же толпились придворные в ожидании короля, когда он направлялся в часовню – это был великолепный случай подать ему прошение.

Зеркальная галерея всегда выглядела примечательно: её семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство (всего галерея насчитывает 357 зеркал). Потолок чрезвычайно высок, около 10,5 метра, а само помещение имеет 73 метр в длину и 11 в ширину. Поскольку многие зеркала установлены напротив окон, то создаётся впечатление, будто галерея по обе стороны имеет окна. Интересно, что до 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрыли военные расходы.

Большой Трианон

Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.

Малый Трианон

Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри.

Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).

Через некоторое время рядом с этим дворцом королева построила небольшую деревню с домиками из соломенной крыши, ветряной мельницей – словом, так как она себе представляла жизнь крестьян.

Парк и сады

Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».

Дальнейшая судьба Версаля

Около ста лет Версальский дворец являлся резиденцией французских королей. Так, было до тех пор, пока в результате восстания 1789 года Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы и перенаправлены в город Париж, где через некоторое время сложили головы на гильотине. После этого Версальский дворец практически сразу перестал являться административным и политическим центром Франции, а сам он был разграблен, вследствие чего многие шедевры оказались безнадёжно потеряны.

Когда к власти пришёл Бонапарт, он взял замок под свою защиту и велел начать разрабатывать план по восстановлению дворцового комплекса (для этого была привезена мебель из Фонтенебло и Лувра). Правда, все планы не удались, и его империя рухнула. Версалю это пошло только на пользу, потому как к власти вернулись Бурбоны, которые начали активно восстанавливать замок, а затем передали музею.

Роль замка в жизни общества на этом не ограничилась и тайны Версаля продолжили твориться в его кулуарах: когда немцы захватили Версаль во время франко-прусской войны, они разместили здесь главный штаб, а в Зеркальной галерее провозгласили Германскую империю. Здесь же через месяц они подписали с Францией мирный договор, после чего какое-то время во дворце заседало французское правительство.

После окончания Первой мировой войны французы, чтобы отомстить немцам, в Зеркальной галерее заставили их подписать Версальский договор. А вот через сорок лет после Второй мировой войны во дворце Версаля произошло французско-немецкое примирение. После войны французы начали повсеместно собирать деньги на восстановление замка, а в Версаль со временем вернулись многие утраченные ценности, ЮНЕСКО внесло в свой список, а в начале двадцать первого века он присоединился к Ассоциации европейских королевских резиденций.

Как попасть в Версаль

Желающим добраться в Версаль самостоятельно, нужно учитывать, что по понедельникам Версальский дворец для посещения закрыт. Кроме того, знающие люди не рекомендуют сюда ехать в воскресенье, когда у французов выходной, и вторник – в этот день большинство музеев Парижа закрыто, а потому многие люди едут сюда. Дабы избежать очередей, лучше приезжать рано утром или между 15.30 до 16.00.

Тот, кто желает добраться до этого памятника архитектуры самостоятельно, вначале должен доехать до Парижа, который является ближайшим к Версалю крупным городом. Дальше существует несколько вариантов: до Версальского дворца можно добраться на поезде или доехать на автобусе.

Дальше нужно самостоятельно доехать до железнодорожной станции и сесть на один из трёх железнодорожных маршрутов «Версаль Париж» (дорога займёт около сорока минут). Если воспользоваться линией С, то следует учитывать, что поезд отправляется отсюда каждые пятнадцать минут, а за билет нужно будет заплатить около 2,5 евро. А вот поездка с вокзала Paris Saint Lazare обойдётся дороже на одно евро. Кроме того, раз в час до города, где расположена резиденция королей, идёт поезд с вокзала Paris Montparnasse.

Желающим ехать самостоятельно на автобусе в Версаль, можно посоветовать воспользоваться маршрутом №171, остановка которого находится на станции Pont de Servres на конечной станции девятой линии метро. В данном случае дорога займёт около тридцати пяти минут, а билет обойдётся дешевле – около полутора евро.

История дворцовой архитектуры. Версаль во Франции: символ монархии

С Людовика XIII во Франции начинается эпоха абсолютизма. Посмотрим, как жизнь короля становится театральным представлением, а Версаль — идеальными декорациями.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Александр Острогорский

Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Людовик XIII (1610–1643)
2. Людовик XIV (1643–1715)
3. Людовик XV (1715–1774)
4. Карта «Новой Франции» (1612) — колоний в Северной Америке
5. Пристань Французской Ост-Индийской компании
6. Картина «Кольбер представляет членов Королевской Академии наук Людовику XIV».
7. Укрепления нового типа, построенные инженером Себастьяном Вобаном по всей Франции
8. Место расположения первого французского центрального банка, основанного в 1718 году

В этой части мы рассмотрим Версаль — грандиозный дворцово-парковый ансамбль, символ французской монархии. Для начала выясним, как он появился.

👑 Начиная с Людовика XIII во Франции все заметнее процесс оформления современного государства. В школьных учебниках истории эту эпоху называют «абсолютизм». Но именно благодаря Людовикам, а также их премьер-министрам — Ришелье, Мазарини, Жан-Батист Кольберу и Андре-Эркюлю де Флери во Франции меняется система управления, налогов, расширяются торговые связи, колонии, основываются Академии, развиваются науки.

▪️ Уходит в прошлое средневековая система корпораций, сословий и городских коммун, которые вместе с королем составляли политическую систему — теперь есть король и все остальные.

▪️ Аристократам, которые раньше могли заниматься политикой, интригами, воевать, фактически не осталось другого интересного занятия, кроме как превратиться в двор — приложение к королю.

🦌 В истории Версаля легко увидеть несколько периодов. Людовик XIII «Справедливый» (о котором как раз пишет Дюма в «Трех мушкетерах») полюбил это место, еще будучи наследником престола. Он приехал в Версаль для первой охоты в 1607 году и обнаружил лес и луга с большим количеством дичи. В 1623 году уже как король Людовик XIII он построил в лесах Версаля небольшой охотничий домик. В 1631 году он захотел его перестроить в духе раннего французского классицизма. Работы велись до 1634 года и легли в основу современного дворца. Архитектором был Филибер Леруа.

🏗 Людовик XIV «Король-солнце» — именно с ним связаны самые серьезные изменения дворца. Став королем в 1654 году, он решил еще больше расширить пределы замка. Работы велись до конца его жизни в 1715 году. За это время появились северное и южное крыло, павильоны государственных секретарей, Дворцовая часовня. Людовик окончательно превращает Версаль в главную королевскую резиденцию, а не «дачу» — он проводит в Версале больше времени, чем в Лувре. А помогают ему архитекторы Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и ландшафтный архитектор Андре Ленотр.

🎵 После смерти Людовика XIV двор переехал в Париж — Людовику XV было всего пять лет, а без короля двор не может нормально функционировать. О Версале на время забыли, пока король не вернулся сюда с намерением завершить строительство. В отличие от отца, любившего пышные праздники и строившего большие открытые пространства, замкнутый Людовик XV предпочитал уединение (с фаворитками), и поэтому при нем в Версале появилось много небольших комнат. Также он построил Королевский оперный театр. Людовик XVI тоже жил во дворце.

🎵 Для атмосферы предлагаем послушать отрывок из барочной оперы «Бореады» французского композитора Жан-Филиппа Рамо.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

📃 Распорядок дня Короля-Солнце

🕣 8. 30 Первый камердинер будит короля. Визит королевского врача и хирурга. Король умывается, расчесывается, бреется, одевается — с помощью слуг и в присутствии придворных, для которых право присутствовать при этих процедурах — большая честь. Специальные слуги выносят одежды на торжественную церемонию облачения, при которой тоже присутствуют отдельные придворные. Завтрак. Всего участников утренних церемоний было около 100 человек.

🕙 10:00 Процессия проходит из королевских апартаментов через Зеркальный зал. Короля видит собравшаяся публика придворных. У некоторых есть возможность обратиться к королю, передать записку, просьбу. Король доходит до часовни, садится на свое место для мессы, которая длится полчаса.

🕚 11:00 Король возвращается в свои апартаменты, приступает к государственным делам. По разным дням недели с участием короля проходили советы с разными повестками и разным количеством участников — финансы, международные отношения, дела религии, управление государством и пр.

🕐 13:00 Король обедает в апартаментах. По желанию короля к трапезе могут быть приглашены и придворные, но часто он оставался и один (не считая слуг).

🕑 14:00–18:00 Прогулки в парке Версаля: пешком, охота, верховая езда — с участием слуг и придворных. Планы на эту часть дня король объявлял утром, что давало возможность и придворным, и слугам как следует подготовиться.

🕕 18:00 Работа с документами в кабинете королевских апартаментов — в основном, письма многочисленным корреспондентам, деловые и не очень.

🕙 22:00 Ужин с членами королевской семьи и придворными.

🕚 23:00 Церемония отправления ко сну, такая же сложная и многолюдная, как и утренняя.

1. Скромный охотничий домик Людовика XIII (садовый фасад)
2. Начало освоения Версаля (картина 1668 года): на первом плане — городок Версаль, в центре — небольшой пока дворец буквой П, с хозяйственными постройками (так строили и наши усадьбы). За дворцом небольшой парк, но панорама уже уходит до горизонта
3. Представление балета Альцеста во дворе Версаля, 1674
4. Дворец Версаля ок. 1680 года (вид со стороны сада)
5. Зеркальная галерея, 1678–1684
6. Бал в Зеркальной галерее, 1745
7. Росписи потолка
8. Апартаменты короля Людовика XIV, несколько комнат, включая спальню, кабинеты, комнаты приемов и т.д.
9. Королевская опочивальня в государственных покоях (предназначенных для церемоний)
10. Кабинет Марии-Антуанетты — пример почти частного интерьера

Рассмотрим устройство Версальского дворца. Так как его строили два столетия, он стал своего рода энциклопедией стилей французской архитектуры — и подходов к государственному управлению.

🔲 Главный фасад Версальского дворца выходит на восток. Дворец П-образный в плане с двумя симметричными второстепенными крыльями. Пространство между основными крыльями образует Королевский двор. Площадь дворца — 67 000 квадратный метров. В нем 2143 окна, 1252 дымохода и 67 лестниц.

🏛 Архитектура дворца постоянно менялась. Начавшись с домика из кирпича и камня с покатой крышей, он разрастался, к нему добавились классицистические колоннады и плоские крыши, а завершилось все неоклассикой.

👑 Королевские апартаменты. Самая первая пристройка к охотничьему домику Людовика XIII (в момент строительства она так и называлась «новый замок»). При этом личные покои короля и королевы остались в старом замке. Архитектура новых помещений соответствовала итальянским образцам. Королевские апартаменты состояли из семи комнат, посвященных семи известным тогда планетам и соответствующим римским богам.

🌳 Зеркальная галерея. Грандиозное сооружение длиной 70 метров нарушило идею о семи комнатах-планетах: три пришлось убрать. В галерее 17 широких аркадных зеркал находятся напротив окон, выходящих в сад, и отражают их. Создается ощущение, что окна с садом находятся с обеих сторон.

⛪️ Королевская часовня. Последнее здание, построенное при Людовике XIV. Здесь проводили ежедневные службы, свадебные церемонии и крещения. Как и в других королевских часовнях, здесь было два уровня: король с семьей молился в Королевский галерее сверху, а придворные стояли внизу.

🎶 Королевская опера. Ее задумал еще Людовик XIV, но из-за войн денег на строительство не было. Идею подхватил Людовик XV, который построил оперу к свадьбе дофина Людовика XVI. Сроки были сжатые, так что оперу построили из дерева, окрашенного под мрамор — благодаря этому внутри очень хорошая акустика.

🖼 Музей истории Франции. Открыт внутри Версаля при Луи-Филиппе в 19 веке. Для этого перестроили часть апартаментов, сделав вместо небольших комнат несколько просторных залов и галерей: Зал Коронации, Галерея Битв, Зал 1830 года. После свержения Луи-Филиппа сохранили только Галерею Битв. Остальное пространство на первом этаже превратили в галереи Людовика XIV и его двора: там выставлены мебель, картины и скульптуры.

1. Водный Партер
2. Бассейн Латоны
3. Фонтан Дракона
4. Фонтан Нептуна
5. Северный партер
6. Южный партер
7–9. Большой Трианон
10. Малый Трианон

Теперь поговорим о знаменитом версальском парке, без которого образ Версаля был бы неполным.

🌳 Проектировка сада имеет символическое значение. Он построен так, чтобы его было видно с западной террасы, и чтобы создать грандиозную перспективу, доходящую до самого горизонта — символ полного господства короля над природой.

📐 Водный Партер. Терраса дворца, связывающая дворец с садами. Отсюда открывается вид на симметричный парк.

💦 Бассейн Латоны. Украшен скульптурной группой, отсылающей к легенде о Латоне и ее детях — Аполлоне и Диане. По легенде они не могли напиться из колодца, потому что в него метали грязь крестьяне. Зевс превратил их в лягушек и ящериц. Тут был и символический намек на оппозицию, которая устраивала смуты во времена Людовика XIV.

☀️ Бассейн Аполлона. Скульптурный ансамбль фонтана изображает Аполлона на колеснице. Аполлон — воплощение солнца, что было очень близко Людовику XIV. За фонтаном начинается Гранд-канал, который тянется на 1800 метров до южной части парка.

⛲️ Северный партер. Группа садов, включающая две рощи: рощу Трех Фонтанов и Боскет Триумфальной Арки. Севернее — три фонтана: Фонтан Пирамиды, Фонтан Дракона и Фонтан Нептуна. Дракон здесь — на самом деле змея, которую убил Аполлон.

🌺 Южный партер. Находится под окнами покоев королевы и на крыше Оранжереи. Оранжерея расположена под главной террасой дворца, на которой покоятся Северный и Южный партеры.

🔷 Большой Трианон. Небольшой дворец, где Людовик XIV любил уединяться от придворных. Сначала это был павильон, покрытый бело-голубым фарфором в модном китайском стиле. Позже его заменили Большим Трианоном в классическом стиле, с террасой и разноцветными мраморными плитами на стенах.

🏛 Малый Трианон. Построен уже для Людовика XV. Здание квадратной формы с разными фасадами стало прообразом неоклассицизма во Франции. Богато украшенный фасад с коринфскими колоннами обращен во французский ландшафтный сад.

курс Level One

Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽

подробнее о курсе

Людовик XIV | Версальский дворец

Правление Людовика XIV часто называют «Le Grand Siècle» (Великий век), навсегда ассоциирующимся с образом абсолютного монарха и сильного централизованного государства. Вступив на престол в нежном возрасте под руководством кардинала Мазарини, Король-Солнце воплотил в себе принципы абсолютизма. В 1682 году он перенес королевский двор в Версальский дворец, определяющий символ его власти и влияния в Европе.

Королевская семья

Провозглашенный «Людовиком Богом данным», прибывший после 23-летнего ожидания наследника, Людовик XIV родился в Сен-Жермен-ан-Ле в 1638 году. После смерти своего отца, короля Людовика XIII, молодой монарх получил основательное образование у своей матери Анны Австрийской и своего крестного отца кардинала Мазарини. Пока его мать правила регентом, а Мазарини занимался политическим воспитанием молодого короля, разразился гражданский конфликт, известный как Фронда (1648-1653). Возникнув как спор между монархией и парижским парламентом, восстание впоследствии распространилось на аристократию. Король-ребенок чувствовал себя униженным высокомерием великих лордов и подвергался физической угрозе в столице. Он никогда не забудет этот опыт.

Людовик XIV женился на своей двоюродной сестре (с обеих сторон) Марии Терезии Испанской, испанской инфанте, в Сен-Жан-де-Люз в 1660 году. Их брак скрепил примирение между Францией и соседней Испанией. У королевской четы было шестеро детей. Только старший, Луи де Франс, известный как Ле Гранд Дофин, дожил до совершеннолетия. После смерти королевы в 1683 году король тайно женился на мадам де Ментенон. Она была последней в череде официальных любовниц, в которую входили мадемуазель де ла Вальер и мадам де Монтеспан, от которых у него было несколько законных детей.

Из королевских резиденций в Версальский дворец

До официального открытия Версальского дворца 6 мая 1682 года королевский двор часто менял местонахождение. Людовик XIV и его придворные жили во дворце Лувр, затем в Тюильри, чередуясь с остановками в замках Сен-Жермен-ан-Ле, Венсен, Фонтенбло и быстрорастущем Версале. Задача строительства и украшения королевской резиденции была возложена на таких художников, как Андре Ленотр, Луи Ле Вау, Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар. В 1678 году началась работа над Зеркальным залом, самым мощным символом абсолютной власти короля. Имея достаточно места для размещения всего двора, дворец и окружающие его здания быстро стали символами эпохи, когда знать была готова пойти на все, чтобы быть ближе к королю, который уважал королевскую традицию, согласно которой монарх должен был быть доступен. своим придворным. Под бдительным оком государя дворянство уже не могло замышлять против престола; знатные вельможи оставались на своем месте в армии или при дворе, стремясь служить и угождать королю. Устрашающий, величественный, информируемый армией шпионов, король контролировал все.

Королевский любитель искусства

Король проявлял широкий круг интересов и преуспел во многих областях, таких как музыка (он играл на гитаре), танцы (выступление в балетах) и верховая езда (Людовик XIV был превосходным всадник). Он также любил охоту, прогулки, фехтование, шоу и домашние игры и был большим любителем бильярда. Он окружил себя ведущими художниками и писателями своего времени, в том числе Мольером, Люлли и Расином. В Версальском дворце он ставил лучшие комедии, оперы и трагедии, устраивал эффектные приемы.

Король по божественному праву

В начале своего правления, прежде чем обратиться к политическим аллегориям, Людовик XIV выбрал солнце в качестве своей личной эмблемы. Солнце — символ Аполлона, бога мира и искусства; это также звезда, которая дает жизнь всему сущему, восходя и заходя с неизменной регулярностью. Подобно богу, Людовик XIV был воином, сражавшимся за восстановление мира; он также был покровителем искусств и источником всех привилегий. Несмотря на безудержную размеренность своей жизни и публичные церемонии пробуждения и отхода ко сну, он проводил символические параллели. Версальский дворец изобилует изображениями и аллегорическими аллюзиями на бога солнца (лавровые венки, лиры, треножники) в сочетании с королевскими портретами и гербами.

Абсолютная монархия

Будучи сувереном по божественному праву, Король был представителем Бога на земле. Именно в этом отношении его власть была «абсолютной», что на латыни буквально означает «свободная от всех ограничений»: король не отвечал ни перед кем, кроме Бога. Во время своей коронации Людовик XIV поклялся защищать католическую веру. Чтобы выполнить это обещание и сохранить религиозное единство своего королевства, он расправился с янсенистами Порт-Рояля и приказал преследовать протестантов. Прежняя политика религиозной терпимости была отменена с отменой Нантского эдикта в 1685 году. Протестанты были вынуждены обратиться в другую веру, и более двухсот тысяч человек бежали из страны. Со своей базы в Версале Людовик XIV правил централизованным абсолютистским государством, которое полностью вращалось вокруг него. Король жил в главном крыле дворца, на первом этаже, в анфиладе из трех комнат, предназначенных для его использования. Он соблюдал строгий этикет при дворе, свод правил и протоколов, которым были обязаны подчиняться его знатные придворные. С помощью Кольбера он руководил административной и финансовой реорганизацией своего королевства, а также открывал производства и работал над развитием торговли. Вместе с Лувуа он реформировал армию и одержал ряд военных побед.

Проведя на престоле 72 года, Людовик XIV умер 1 сентября 1715 года. Он был похоронен в базилике Сен-Дени, а престол перешел к его правнуку Людовику XV в возрасте пяти лет.

Людовик XIV продолжает олицетворять Великий век, синоним великолепия Версаля и славы Франции.

Люлли

Музыкант короля

 

Людовик XVI | Версальский дворец

Решерер

Король Франции и Наварры

1754 — 1793

Правление Людовика XVI навсегда останется связано с началом Французской революции и концом королевской эры Версаля. Вступив на престол в 1774 году, Людовик XVI унаследовал королевство, окруженное серьезными проблемами. В 1789 г.Столкнувшись с серьезным финансовым кризисом, король созвал во дворце собрание Генеральных штатов. Позже в том же году, поддавшись народному давлению, Людовик XVI и Мария-Антуанетта уехали из Версаля в Париж. Оба умерли на гильотине в 1793 году. был внуком Людовика XV. Он стал дофином в 1765 и унаследовал трон в 1774 году в возрасте 20 лет. Его губернатор, герцог Ла-Вогийон, дал ему всестороннее образование, но совершенно не смог подготовить молодого принца к конкретным задачам управления. Это отсутствие подготовки усугублялось тем фактом, что он был всего лишь третьим королевским сыном и не стал прямым наследником до смерти двух своих старших братьев. Будущий Людовик XVI изучал историю, географию, естествознание, право, латинский и греческий языки, а также различные современные языки. На его политическую философию повлиял Фенелон и мыслители эпохи Просвещения, которые считали, что нация существует независимо от короля — идея, которая бросала вызов традиционной концепции французской монархии. Вступив на престол, Людовик XVI решил отказаться от политической команды, собранной его дедом, Людовиком XV, и заменил их министрами, такими как Тюрго , Неккер и Калонн. Хотя страну охватили серьезные финансовые проблемы, король оказал лишь двойственную поддержку их усилиям по отмене некоторых из многочисленных налоговых льгот страны. Эти реформы были обречены на провал, и Людовику XVI в конце концов пришлось созвать собрание Генеральных штатов в Версале в мае 1789 года. Это чрезвычайное собрание собрало 1200 представителей трех «орденов», составлявших нацию: духовенства, дворянство и третье сословие. Шла Французская революция.

Королевская семья

В 1770 году дофин Людовик, будущий Людовик XVI, женился на Марии-Антуанетте де Габсбург-Лотарингии, эрцгерцогине Австрии. Вместе у них было четверо детей. Только старшая, мадам Рояль, родившаяся в 1778 году, и второй дофин, родившаяся в 1785 году, дожили до начала Французской революции. При дворе короля окружали его братья, граф Прованс и граф Артуа с их женами, а также его сестра мадам Элизабет.

Ученый король

Людовик XVI проявлял интерес к прикладным наукам и новейшим техническим и механическим новшествам в специальных кабинетах и ​​лабораториях, которые он устроил возле своих личных покоев. Они включали в себя мастерские, посвященные физике, механике, химии, деревообработке, изготовлению часов и замков, а также рабочую кузницу и комнату для экспериментов с электричеством. Король также проявлял большой интерес к морским исследованиям и открытию новых земель. В 1780-х годах он спонсировал исследователя Жана-Франсуа де Лаперуза в его кругосветном путешествии. В 1783 году король провел в Версале первые воздухоплавательные эксперименты: 14 сентября Этьен де Монгольфье пропустил над дворцом воздушный шар, наполненный горячим дымным воздухом и несущий корзину с овцой, петухом и уткой. 21 ноября Пилатр де Розье вылетел из Версаля и сумел продержаться в воздухе 25 минут.

Жизнь при дворе

На протяжении восемнадцатого века короли Франции посвящали все больше и больше времени своей личной жизни в ущерб своей церемониальной жизни, то есть ритуалам, посредством которых они воплощали власть. Подход Людовика XVI к осуществлению власти оставлял мало места для контактов со своими подданными. В некоторые вечера король устраивал полуофициальные ужины в своих личных апартаментах, на которых присутствовало около 60 гостей, включая королеву, других членов королевской семьи, министров и придворных. Но королевская свита была уже не столь многочисленна и блестяща, как во времена Людовика XIV, и Париж в качестве центра культурной жизни обогнал Версаль.

Французская революция, последние годы правления Людовика XVI

В начале революции Людовик XVI занял позицию сторонников реформ. Но король был нерешителен и не хотел ратифицировать тексты, провозглашающие отмену привилегий и Декларацию прав человека, обнародованные вскоре после штурма Бастилии 14 июля 1789 года. королевская семья уезжает в Париж. Короля перевели во дворец Тюильри, прежде чем он попытался бежать в июне 179 г.1. Арестованный в Варенне, он был доставлен обратно в Париж. В 1792 году его судили революционеры. Монархия была официально упразднена, и был объявлен «первый год» Французской республики. Людовик XVI умер на гильотине 21 января 1793 года. Он был последним королем, жившим в Версальском дворце, и революционеры должным образом дали ему прозвище «Людовик Последний».

Король-философ

Его политическая философия находилась под влиянием Фенелона и мыслителей эпохи Просвещения, которые считали, что нация существует независимо от короля — идея, которая бросала вызов традиционной концепции французской монархии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *