ГУЛАГ у Кремля: названы главные стройки зеков в Москве
Москва 4645
ПоделитьсяИдея использовать заключенных на строительстве БАМа вызвала массу споров — в первую очередь возникла ассоциация со сталинскими временами, когда практически все крупные строительные проекты реализовывались с привлечением подневольных тружеников.
В сталинские годы была разработана и одобрена на самом «верху» стратегия максимально активного использования труда заключенных для «активного развития промышленного потенциала СССР». Советские идеологи продумали эффектную обертку для такой практики: мол, ударный труд на важнейших стройках социализма меняет сознание «заблуждавшихся», превращает их в идейно-правильных советских граждан. На одной из ранних «ударных сталинских» — прокладке канала Москва – Волга, тамошнее руководство даже изобрело новый термин для обозначения такого процесса трудового перевоспитания: перековка.
«Перековываться» в те годы пришлось миллионам жителей страны. Многие исследователи придерживаются мнения, что в 1930-е, во второй половине 1940-х – начале 1950-х массовые аресты советских граждан — сплошь и рядом под надуманными предлогами, — проводились именно для обеспечения многочисленных сталинских ударных строек дешевой рабочей силой.
Десятки и сотни тысяч подневольных тружеников, оказавшихся в исправительно-трудовых заведениях ГУЛАГа, одним росчерком пера отправлялись в суровую глухомань, в необжитые районы Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Средней Азии, чтобы строить там важнейшие объекты военного назначения, народного хозяйства, необходимые для будущей счастливой жизни советских людей.Демонтаж Дворца Советов
Впрочем, не всегда зеков-работяг посылали вкалывать в отдаленные районы. Некоторым выпала удача трудиться в в Москве и ее ближайших окрестностях.
Пожалуй «рекордсменами» можно назвать тех, кто в труднейший период Великой Отечественной оказался отправлен на спецзадание по демонтажу конструкций Дворца Советов. Их лагерь и место работы находились менее чем в километре от стен Кремля.
Эта лагерная эпопея до сих пор остается в тени, подробностей о ней известно не так много. Однако корреспонденту «МК» в свое время довелось познакомиться с людьми, имевшими непосредственное отношение к истории с уничтожением недостроенного исполина.
Борис Георгиевич Степанов – один из опытнейших советских инженеров-путейцев. Еще в довоенные годы он, будучи сотрудником инженерной службы ГУЛЖДС – Главного управления лагерей железнодорожного строительства, занимался проектированием и прокладкой железных дорог.
«Незадолго до войны приступили к строительству железной дороги Коноша – Котлас — Воркута, названной позднее Северо-Печерской магистралью, — рассказывал мне Степанов. — Все работы осуществлял наш главк — ГУЛЖДС.
Уже через несколько месяцев после нападения на СССР фашистов выяснилось, что необходимо открыть регулярное движение по этой трассе как можно скорее: страна и ее армия, отрезанные немцами от угля Донбасса и Бакинских нефтяных месторождений, остро нуждались в угольных запасах Воркутинского бассейна и нефти Ухты.
Тысячи заключенных трудились на сооружении дороги буквально днем и ночью. Однако задержка могла получиться из-за отсутствия ферм для постоянных мостовых переходов через многочисленные реки на северном участке — от Котласа до Воркуты. Металла для этой цели найти никак не удавалось.
Однажды, зимой 1942-го, меня — в ту пору старшего инженера Отделения мостов ГУЛЖДС, вызвал к себе начальник главка генерал Френкель: «Возьмите всю необходимую документацию по Северо-Печерской дороге. Поедете со мной в Госплан!»
Френкелю не оставалось ничего другого, как принять такой неожиданный подарок. Бюрократические вопросы уладили очень быстро, буквально за пару дней. Так что, я думаю, этот вариант был предварительно согласован Сабуровым на самом верху. Мне рассказывали потом, что Сталин, завизировав постановление о передаче недостроенного Дворца в ведение ГУЛЖДС, якобы написал на полях документа: «Выиграем войну — построим заново!»
В Котласе, где тогда базировалось главное управление строительства Печерской магистрали, был организован новый мостоучасток, состоявший из нескольких вольнонаемных инженеров и техников и приблизительно двухсот человек заключенных.
Всех их перевезли в столицу, на площадку строительства Дворца Советов. Среди инженерно-технического персонала была и моя жена Мария Сергеевна».От тех времен в семейном архиве сохранился уникальный документ.
«НКВД. Управление Северного железнодорожного исправительного трудового лагеря. СМО-4. 11 августа 1942 г. №1/974.
КОМАНДИРОВОЧНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. Выдано настоящее удостоверение инженеру Строительно-мостового отделения №4 Севжелдорлага НКВД СССР тов. Болохвитиновой Марии Сергеевне в том, что она командируется в гор. Москву на работы по демонтажу конструкций Дворца Советов для мостов Северо-Печерской магистрали. Начальник Строительно-мостового отделения №4 Янушевский».
Как рассказывала Мария Сергеевна, прибывших с севера зеков поселили в домиках, где раньше ютились рабочие, возводившие каркас Дворца Советов. Причем этих новоселов первым делом заставили обносить бараки колючей проволокой и сооружать сторожевые вышки.
Так в самом центре Москвы, под боком у кремлевской резиденции самого Сталина появилась лагерная зона. Супруга Бориса Георгиевича вспоминала такой любопытный бытовой штрих: все заключенные, трудившиеся на демонтаже Дворца Советов, получали красноармейский паек, а вот инженерам мостоучастка полагалась только лишь скудная продовольственная карточка служащего.
Заключенные приступили к разборке конструкций весьма активно, хотя выполнять эту работу оказалось не просто. Никакой специальной техники не было. Крушили бетон ломами, заклепки срезали автогеном. Вместо подъемных кранов использовали обычные тали и сколоченные из бревен укосины. Снятые металлические фрагменты грузовиками везли в Лужники и там перекладывали на железнодорожные платформы. К весне 1943-го на месте громадной металлической «клетки» каркаса Дворца Советов, которую успели перед войной смонтировать на высоту 10-этажного дома, практически ничего не осталось.
Самый центровой лагерь ГУЛАГа был после этого ликвидирован. Всех командированных – и вольнонаемных, и зеков, — отправили обратно в северные края республики Коми. Добытый ими металл очень пригодился. Более 12 тысяч тонн качественных стальных конструкций ведомство генерала Френкеля использовало для строительства мостов на Северо-Печерской магистрали через Северную Двину, Усу, Вилядь, Вычегду…
Зеки напоили столицу
Заключенные ГУЛАГа активно использовались в столичном регионе, как дешевая рабочая сила, еще до войны. На протяжении по крайней мере двух лет — с 5 июля 1937 по 29 июня 1939 года в селе Щитниково (оно расположено на северо-востоке от Москвы в нескольких сотнях метров от МКАД) находился так называемый 158-й исправительно-трудовой лагерь (судя по некоторым данным, этот «островок» «архипелага ГУЛАГ» продолжал свое существование даже в начале 1940 года). Содержавшиеся там заключенные работали на двух важнейших объектах: на строительстве Сталинской станции (теперь мы знаем ее, как Восточную водопроводную станцию), которая должна была обеспечить водой значительную часть московских районов, а также на сооружении павильонов и облагораживании территории вновь создаваемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (в будущем – ВДНХ).
Из сохранившихся в архиве документов НКВД можно узнать, какое количество подневольных рабочих трудилось на этих масштабных московских стройках. Вот лишь несколько красноречивых показателей:
Численность заключенных 158 ИТЛ: по состоянию на 1 октября 1937 года – 10706 человек; по состоянию на 1 января 1938 года – 7001 человек.
1 июля 1938-го в лагере насчитывался 9601 сиделец, а 1 октября того же года – 8310 лагерников, среди которых 7 «осужденных за контрреволюционные преступления», 1595 – СОЭ («социально опасные элементы») и СВЭ («социально вредные элементы»). К 1 января 1939 года в лагере находилось 2727 зеков.
Последние статистические данные по зоне в подмосковном селе Щитниково относятся к январю 1940 года: согласно сводке Учетно-распределительного отдела (УРО), в этом лагере тогда еще оставалось 1726 человек.
Основная часть «щитниковских» зеков работала неподалеку от места своего обитания – строила Сталинскую насосную станцию столичного водопровода и кварталы жилых домов для ее работников (сейчас это поселок Восточный). Других работяг приходилось конвоировать на гораздо более далекое расстояние. Эти бригады трудились на территории будущей ВСХВ. Из документов явствует, что строительство «Всесоюзной с/х выставки» было передано в ведение НКВД СССР в мае 1938 года. Прежние гражданские руководители из наркомата Земледелия СССР и их вольнонаемные работяги, судя по всему, слишком медленно продвигали этот важнейший с идеологической точки зрения государственный проект к его завершению. Поэтому в Кремле было принято решение поручить заботы о создании «волшебной страны» ВСХВ энергичным «специалистам» из ведомства, взлелеянного товарищем Берия. НКВД подключили к решению этой проблемы «для повседневного руководства строительством и оказания ему необходимой помощи в очень короткий остающийся до запланированного открытия срок».
Конечно, значительную часть работ на строительстве выставочных павильонов, особенно тех, которые требовали высококвалифицированного труда, – например, декоративную отделку фасадов и интерьеров, выполняли вольнонаемные работники. На долю зеков выпадала в основном работа не столь изысканная: возведение самих зданий, прокладка коммуникаций…
Впрочем известно, что не чужой для товарища Сталина павильон «Грузинская ССР» в значительной степени был построен именно силами заключенных.
Зеков привлекали для работы в этих местах и в послевоенные годы, когда решено было возродить, расширить прежнюю ВСХВ и создать вместо нее Выставку достижений народного хозяйства. В начале 1950-х для работ сюда привозили заключенных из лагеря, оборудованного в Заморинском проезде (нынешняя улица Бочкова), неподалеку от пересечения Проспекта Мира со Староалексеевской улицей. В числе зданий, построенных ими, павильоны Московской области. Украинской ССР…
Полет с высотки МГУ
Весьма активно использовали труд заключенных в послевоенной Москве. Первые лагерные зоны, куда привезли под конвоем «подневольных строителей», появились в городе еще в 1944 году.
Столичных объектов, которые возводились в том числе и руками ГУЛАГовских сидельцев, довольно много. Среди них наиболее примечательные – высотка на Котельнической набережной (рядом с этой стройкой в непосредственной близости от Кремля располагалась лагерная зона, рассчитанная более чем на 2000 человек, — огороженная высоким забором и «колючкой»), Курьяновские очистные станции, здания институтов Академии Наук и жилые дома для их сотрудников в районе Ленинского проспекта, завод им. Фрунзе (теперь известный, как «Салют»)…
Точные места размещения в Москве лагерей, где содержались эти зеки-строители, определить сейчас далеко не всегда возможно. Адрес одного из них обнаруживаем в книге Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»: он находился в доме №30 по Ленинскому проспекту! И это не опечатка.
В то время в Москве часто практиковался такой вариант: зеки сперва приезжали под конвоем на строительный объект откуда-то издалека, а когда здание поднималось на несколько этажей, в нижнем оборудовали для них жилую охраняемую зону.
Весьма вероятно, что подобные «зоны-дома» существовали в конце 1940-х – начале 1950-х на площади Маяковского, в Колпачном переулке, на Велозаводской улице…
Одной из самых известных московских достопримечательностей, которую строили в том числе и заключенные, является высотка МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах, к возведению которой приступили весной 1949 года.
В газетных репортажах с этой ударной стройки сообщалось, что высотное здание «возводят 3000 комсомольцев-стахановцев». Однако, в действительности работало гораздо больше народа. Причем основная часть строителей «очага мировой культуры и науки» была подневольными тружениками. Здесь существовало ГУЛАГовское «Строительство 560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого занимался сооружением университетской высотки.
Курировал объект на Ленинских горах лично генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14290 человек (практически все они сидели по бытовым статьям, пресловутую 58-ю статью чекисты везти в Москву побоялись). Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой, построили в нескольких километрах от университета, рядом с деревней Раменки (район нынешнего Мичуринского проспекта).
Когда возведение высотного здания подходило к концу, руководители «Стройлага» решили максимально приблизить место проживания заключенных к месту их работы. Новый лагпункт был оборудован прямо на верхотуре — на 24 и 25 этажах строящейся башни. Такое «ноу-хау» позволяло сэкономить еще и на охране: не надо ни сторожевых вышек, ни колючки, — все равно зекам деваться некуда!
Но, как оказалось, ГУЛАГовские охранники недооценили свой подшефный контингент. Сохранились воспоминания участников строительства об одном экстраординарном случае (впрочем документальных подтверждений этой информации пока обнаружить не удалось). Мол, нашелся среди узников умелец, который летом 1952-го соорудил из фанеры и проволоки некое подобие дельтаплана.
Дальнейшие события молва трактует по-разному. По одной версии этот «Икар» сумел-таки перелететь на другой берег Москвы-реки и благополучно скрылся. По другой — его еще в воздухе расстреляла охрана лагеря. Есть даже вариант совершенно мелодраматический: якобы «летуна» уже на земле схватили чекисты, но когда о его поступке стало известно Сталину, тот лично велел отпустить отважного изобретателя.
Подписаться
Авторы:- org/Person»>
Александр Добровольский
Армия МГУ Москва
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
ЧВК «Вагнер» наведались в евпаторийский клуб, где участник СВО не смог исполнить гимн РФ
82442
Крымфото: МК в Крыму
22 мая – день Николая Чудотворца, что строго запрещено в большой праздник
Фото 19992
ПсковК морю на псковскую зарплату: как в Сочи «тянут деньги» из туристов.
Почём отдых в 2023 годуФото 19414
ПсковСветлана Пикалёва
20 мая – старинный праздник Купальницы: что нельзя делать, чтобы не навлечь беду
Фото 9584
ПсковВ Симферополе построят оптовый сельхозрынок
4643
Крымфото: МК в Крыму
Парк Шереметьевых оказался порезанным на куски
3751
Московская областьЕвгения Григорьева
В регионах:Ещё материалы
По местам «Великих строек коммунизма».
ГУЛАГ в наши дни…- По местам «Великих строек коммунизма». ГУЛАГ в наши дни…
- msalexandr17 wrote in pora_valit
- July 11th, 2015
Практически вся карта СССР испещрена отметками о лагерях.
Источник: http://www.karty.by/wp-content/uploads/2013/10/Gulag_Location_Map.pngЗаключенные не просто отбывали свой срок – их труд применялся на благо СССР и рассматривался как экономический ресурс. Заключенными ГУЛага велось строительство ряда промышленных и транспортных объектов. Со смертью «вождя всех народов» товарища Сталина лагеря ГУЛага в достаточно быстром темпе начали упразднять. Выжившие стремились скорее покинуть места своего заключения, лагеря пустели и ветшали, а проекты, на которые было брошено столько человеческих жизней, быстро приходили в упадок. Но на карте бывшего СССР все еще можно лицом к лицу столкнуться со свидетельствами ужасов той эпохи.
Пермь-36
Бывший лагерь, расположенный неподалеку от города Пермь. В настоящее время эта исправительно-трудовая колония строгого режима для осужденных за «особо опасные государственные преступления» превращена в музей – Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36». Бараки, вышки, сигнально-предупредительные сооружения и инженерные коммуникации были здесь отреставрированы и воссозданы заново.
Соловки
Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) был первым и самым известным лагерем на территории Советского союза. Он был расположен в Белом море, на архипелаге Соловецкие острова и быстро стал символом репрессивной системы. СЛОН завершил свое существование в 1937 году – за 20 лет через Соловки прошло несколько десятков тысяч заключенных. Кроме «политических» на архипелаг массово ссылали обычных преступников и духовенство. Сейчас на острове находится только монастырь, который в последние годы тщательно отреставрировали.
Днепровский рудник
Днепровский рудник находится на Колыме, всего в трехстах километрах от Магадана. Когда в 20-х годах ХХ века на Колыме обнаружили богатые месторождения золота, сюда начали массово ссылать заключенных. В минусовую погоду (зимой столбик термометра опускался ниже отметки в -50 ˚С) «предатели родины» добывали на этом руднике олово при помощи кирок, ломов и лопат. Кроме советских граждан, в лагере сидели также финны, японцы, греки, венгры и сербы.
Мертвая дорога
Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга Салехард-Игарка было одним из самых грандиозных проектов ГУЛага. Идея строительства принадлежала самому Сталину: «Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная». Несмотря на жесткие погодные условия: сильные морозы и болота, кишащие гнусом, дорога возводилась быстрыми темпами – начав строительство в 1947 г., уже к 1953 г. было проложено 800 км из запроектированных 1482 км. В 1953 г. после смерти Сталина было решено стройку законсервировать. На всем ее протяжении остались брошенные локомотивы, пустые бараки и тысячи погибших строителей из числа заключенных.
Васильевка
Лагерь «Васильевка» в Алданском районе был одним из самых крупных. Пять тысяч человек, осужденных на 25 лет по уголовным и политическим статьям, были заняты здесь на добыче монацита (минерала, содержащий уран-235) и заготовке леса. Отличительной чертой лагеря была жесткая, даже для лагерей ЛУГага, дисциплина: за попытку к бегству заключенных приговаривали к высшей мере наказания – расстрелу. Заключенные жили в полной изоляции от внешнего мира, так как были лишены даже права на переписку. На бывшей территории лагеря, официально закрытого в 54-ом году, были установлены два креста в память о жертвах сталинских репрессий.
Створ
Лагерь «Створ» на берегу реки Чусовой в 20 км от города Чусового возник в конце 1942 года. Силами заключенных на реке должна была вырасти Понышская ГЭС. Тысячи людей, в основном осужденных по печально известной 58-ой статье, расчищали ложе будущего водохранилища, рубили лес и добывали уголь из шахт. Сотни умерли, не выдержав напряженного темпа работ – ГЭС планировалось построить всего за два года. Но в 1944 году все работы законсервировали – плотина так и не была построена. Ближе к концу Великой отечественной войны и после ее завершения лагерь стал «проверочно-фильтрационным». Сюда отправляли солдат, прошедших через фашистский плен.
Сурмог
Основной лагерь на месте одноименного поселка, расположенного на берегу реки Глухая Вильва, куда отправляли ссыльных из республик Прибалтики. Примечательно, что до 1941-го года они не считались политзаключенными, а имели статус лиц «временно перемещенных». В Сурмоге сидели многие известные представители социал-демократических и демократических партий, члены правительства Латвии. Среди них Г. Ландау – известный журналист, деятель кадетской партии Латвии и Б. Харитон – отец «отца атомной бомбы» Ю. Харитона, редактор рижской газеты «Сегодня». Нынче на месте лагеря находится исправительная колония.
Лагерь у горы Торатау
Салаватская система лагерей ГУЛаг в Башкирии включала в себя 10 лагерей, а лагерь у горы Торатау был худшим из них всех. Заключенные немели от ужаса только при одном его упоминании. Три тысячи заключенных, кандалы с которых никогда не снимали, здесь добывали и жгли известняк. Горные воды затапливали бараки арестантов, превращая их жизнь в ад, а люди умирали не только от голода, холода и болезней, но и убивая друг друга. Хоронили их там же, неподалеку от выработок известняка. В мае 1953 года лагерь упразднили, но судя по всему, доживших до этого дня заключенных к тому времени оставалось совсем немного.
КАРЛАГ
Карагандинский исправительно-трудовой лагерь – один из крупнейших лагерей – существовал с 1930 по 1959 гг. и подчинялся ГУЛагу НКВД СССР. На территории находилось семь отдельных поселков с европейским населением – свыше 20 тысяч человек. В настоящее время в бывшем здании Управления лагерей Карлага в поселке Долинка размещен музей памяти жертв политических репрессий.
Дорога костей
Печально известная заброшенная трасса, ведущая из Магадана в Якутск. Дорогу начали строить в 1932 году. Десятки тысяч людей, участвовавших в прокладке трассы и погибших там же, хоронили прямо под дорожным полотном. По этой причине тракт и прозвали «дорогой на костях». Лагеря вдоль трассы назывались по километровым отметкам. Всего через «дорогу костей» прошло около 800 тысяч человек. Со строительством федеральной магистрали «Колыма» старый колымский тракт пришел в упадок, и на сегодняшний день находится в заброшенном состоянии.
Вот такие отметины остались на просторах Родины после этого периода нашей истории.
В посте использованы фото и материалы:
http://dnpmag.com/2015/07/09/ischeznuvshij-arxipelag-gde-iskat-ostanki-gulaga/
http://www.karty.by/2013/10/11/integralnaya-karta-lagerej-sistemy-gulag-sushhestvovavshix-s-1923-po-1967-gody/
https://ru.wikipedia.org/wiki/ГУЛАГВ своих некоторых постах также рассказываю о политических репрессиях и проблемах сохранения исторической памяти:
Память, уставшая о себе напоминать… Мемориал без права на вечность…
Екатеринбург. Тайны 12 километра. Чиновники, полиция и ноу-хау… Стрельбы на костях
Двенадцать километров до памяти.
Исторический ревизионизм или политическая «заказуха»? К вопросу о политических репрессиях
Пермь-36. Бухгалтерский учет — причина уничтожения памяти о политических репрессиях?
Музеи тюремного быта в России…
Тайны 12-го километра… Кто хранит и захоранивает память о репрессиях…Копия поста размещена на Blogger http://alexandranikin.blogspot. ru/2015/07/blog-post_35.html
Tags: Россия, история, менталитет
Советские исправительно-трудовые лагеря и борьба за свободу
Работа в ГУЛАГе
ГУЛАГ — аббревиатура Главного управления исправительно-трудовых лагерей.
Заключенные ГУЛАГа могли работать до 14 часов в день. Типичным гулаговским трудом был изнурительный физический труд. Работая иногда в самых суровых климатических условиях, заключенные могли целыми днями рубить деревья ручными пилами и топорами или копать мерзлую землю примитивными кирками. Другие добывали уголь или медь вручную, часто страдая от болезненных и смертельных заболеваний легких из-за вдыхания рудной пыли. Заключенных едва кормили достаточно, чтобы выдержать такой тяжелый труд.
Баланы (Брёвна, хуже лошади)«После одиннадцати с половиной часов труда (не считая времени, необходимого для постановки задачи, получения инструментов и их возврата) профессор Козырев заметил: «Как далеко еще человек от совершенства. Только подумать, сколько людей и какие умы нужны для работы одной лошади».
«В данном случае четверо некомпетентных работников были: Епифанов, который до Великой чистки 1937 года был профессором марксизма-ленинизма в Горной академии в Москве; полковник Иванов, начальник крупной дивизии Красной Армии; профессор Козырев, директор по исследованиям Пулковской космической обсерватории в Ленинграде; и я, тайный агент Коминтерна».
Рисунок и отрывок из воспоминаний Жака Росси.
Предоставлено Региной Горжковски-Росси.В глазах начальства заключенные почти не представляли ценности. Тех, кто умирал от голода, холода и каторжных работ, заменяли новыми заключенными, потому что система всегда могла найти новых людей для пополнения трудовых лагерей.
Заключенные работают в Белбалтлаге, лагере ГУЛАГа на строительстве Беломорско-Балтийского канала.
Из документального фильма 1932 года, Балто-Беломорский водный путь . Предоставлено Центральным российским кинофотоархивом.Тачка
Предоставлено музеем ГУЛАГа в Перми-36.Беломоро-Балтийский канал, построенный в период с 1931 по 1933 год, стал первым масштабным строительным проектом ГУЛАГа. Всего за 20 месяцев более 100 000 заключенных вырыли канал протяженностью 141 милю с помощью нескольких инструментов, кроме простых кирок, лопат и импровизированных тачек. Первоначально рассматриваемый как большой успех и отмеченный в томе, опубликованном как в Советском Союзе, так и в Соединенных Штатах, канал оказался слишком узким и слишком мелким для прохода большинства морских судов. Многие заключенные погибли во время строительства.
Заключенные работают в Белбалтлаге, лагере ГУЛАГа на строительстве Беломорско-Балтийского канала.
Из документального фильма 1932 года Водный путь от Балтики до Белого моря . Предоставлено Центральным российским кинофотоархивом.Такими кирками миллионы заключенных ГУЛАГа вручную раскапывали камни и копали мерзлую землю во время масштабных проектов ГУЛАГа в 1930-х и 1940-х годах.
Предоставлено музеем ГУЛАГа в Перми-36.Колыма — название, которое вселяло страх в заключенных ГУЛАГа. По общему мнению, это самое холодное населенное место на планете, о Колыме заключенные отзывались как о месте, где 12 месяцев зима, а все остальное лето. Колыма была настолько удалена, что до нее нельзя было добраться по суше. Заключенные путешествовали на поезде по всей территории Советского Союза только для того, чтобы провести до нескольких месяцев на побережье Тихого океана в ожидании нескольких месяцев в году, когда водные пути свободны ото льда. Затем они сели на корабли и отправились мимо Японии вверх по реке Колыме к месту добычи золота. Выжить на Колыме было труднее, чем в любом другом месте ГУЛАГа.
Заключенные добывают золото на Колыме, самом печально известном лагере ГУЛАГа на крайнем северо-востоке Сибири.
Из документального фильма 1934 года Колыма . Предоставлено Центральным российским кинофотоархивом.Эта лопата была найдена в одном из лагерей ГУЛАГа на далекой Колыме. Это был один из многих инструментов, отправленных правительством Соединенных Штатов в Советский Союз во время Второй мировой войны. Эти предметы часто попадали в лагеря ГУЛАГа.
Предоставлено музеем ГУЛАГа в Перми-36.- Предыдущий
- Следующий
Жизнь в сталинских ГУЛАГах — Атлантика
Воркута — исправительно-трудовой город-лагерь — был построен из ничего на скованном льдом пустыре политическими заключенными с 1931 по 1957 год. Шахта в Воркуте, на севере России, в Коми. (Рейтер)
ВОРКУТА, Россия — Анна Крикун с трудом может прочитать пожелтевшие газеты, из которых следует, что в молодости она была приговорена к каторжным работам в одном из самых жестоких сталинских лагерей ГУЛАГа.
В 90 лет ее зрение ухудшается. Но она помнит все так, как будто это было вчера. Она вспоминает имя следователя, который пытал ее методом лишения сна, известным как «конвейер», пока она не призналась в предательстве Родины и агитации против Советского Союза.
Это был 1946 год, агония сталинского террора, и Крикуна отправили в Воркуту — исправительно-трудовой город-лагерь, построенный из ничего на скованном льдом пустыре политзаключенными с 1931 по 1919 год.57.
Сегодня город по-прежнему является олицетворением страданий плохо оснащенных рабочих бригад, которые были фактически отправлены на смерть, когда Сталин использовал своих врагов — как реальных, так и воображаемых — для использования огромных природных ресурсов в необитаемой Далеко на север.
И все же здесь, в этом негостеприимном аванпосте, Крикун оставался все эти годы.
Освобожденная в 1957 году, к которой присоединилась ее мать, Крикун не смогла вернуться домой в крымский город Севастополь. Семейный дом был разрушен во время Второй мировой войны, их документы на право собственности были утеряны, а друзей или родственников не осталось в живых.
Без денег и связей, чтобы уехать, она осталась в Воркуте и состарилась. Теперь слишком слабая, чтобы выйти из своей маленькой квартирки, где она живет жизнью размышлений с тикающими часами и сонным рыжим котом, Крикун излучает опытный стоицизм.
«Зачем мне уходить? По крайней мере, здесь я знаю, что делать, если что-то случится», — говорит она. «Что со мной будет, если я один приеду в новый город, старый и никому не нужный?»
Уйти некуда
Сегодня ГУЛАГа давно нет, и лишь горстка таких людей, как Крикун, была свидетелем разгара советских репрессий.
И все же более полувека спустя Воркута стала тюрьмой для нового поколения, не находящего выхода. Многие говорят, что у них нет денег, чтобы уехать, и они оказались в ловушке в этом отдаленном и приходящем в упадок угольном городке, страдающем от наследия сталинского эксперимента через 60 лет после его смерти.
Многие даже добровольно приезжали в Воркуту.
Владимир Жарук приехал в город из Украины в 1979 году 17-летним начинающим геологом. Он был готов выдержать суровый климат в обмен на «тяжелую» зарплату и короткий путь к выходу на пенсию на юге.
Но спустя 34 года после прибытия Жарук, похоже, как никогда далек от того, чтобы уйти. Он называет себя одним из тысяч «заложников Крайнего Севера».
Его геологическая работа прекратилась в 1990-х годах, когда были отложены планы разведки. Затем Жарук начал работать на угольных шахтах, чтобы зарабатывать на жизнь, но в 2005 году получил серьезную травму. Сейчас он живет вместе с женой и двумя сыновьями на пенсию в размере 15 000 рублей (490 долларов США) в месяц.
Жарук, который до сих пор говорит с легким украинским акцентом, в 19-м году записался в федеральную программу переселения, чтобы перевезти свою семью на юг.97. Но за последние 16 лет он обнаружил, что число участников программы сильно превышается, а темпы переселения крайне медленны.
По подсчетам 2011 г., 2 179 инвалидов, 12 802 пенсионера и 7 028 граждан трудоспособного возраста ожидали получения жилья за Полярным кругом от государства.
В прошлом году было переселено всего 117 пенсионеров. Такими темпами потребуется более века, чтобы переселить всех, кто ждет, считает Жарук, который приравнивает провал программы переселения к «геноциду» стариков.
Он утверждает, что власти намеренно пытаются остановить эмиграцию, чтобы город оставался на плаву.
«Мои дети взрослеют. Я не могу отсюда уехать, и они тоже», — говорит Жарук. «Они должны будут пойти в рабство. Где? Они могут быть рабами в шахтах или еще где-то. Властям это выгодно».
Решимость уехать
Уехать из Воркуты не всегда было так тяжело.
В 1990-х годах многие молодые люди уехали в поисках работы в другие места, поскольку восемь из 13 городских угольных шахт закрылись, в результате чего некоторые пригороды превратились в разрушенные ветром города-призраки. Правительство помогло переселить тех, кто потерял работу; пенсионеры переселялись к родственникам на юг, если они у них были. Другие переехали в рамках программы, спонсируемой Всемирным банком.
Население города резко сократилось с 217 000 человек в конце 1980-х, когда у Жарука родился 24-летний сын Вадим, до 96 000 сегодня.
Предместье Воргошора, где живут жаруки и крикуны, стремительно опустело, входные двери пустующих квартир отмечены несколькими гвоздями или деревянными досками.
У многих из тех, кто остался, особенно после того, как финансовый кризис 1998 года уничтожил сбережения многих россиян, просто не хватало средств, возможностей или средств, чтобы выбраться.
Тем не менее, молодые люди, такие как Вадим Жарук, которых не интересует жизнь в шахтах, полны решимости уйти, несмотря ни на что. Отучившись в Московской области, он увидел, какой может быть жизнь за пределами далекой и ледяной Воркуты.
Говорит, что подумывает переехать в Тверь, где у него есть друзья.
«Я знаю, что такое жить в другом городе. Я могу сравнить жизнь в Воркуте с жизнью в Зеленограде Московской области», — говорит он. «Это два совершенно разных мира».
Но Вадим смягчает свою критику похвалами красивому тундровому лету и потрясающим белым ночам.
Как и многие жители, он также гордится этим городом, где из жестокого прошлого возникло глубокое чувство солидарности и товарищества.
«Столица Мира»
Воркутлаг, городской трудовой лагерь сталинской эпохи, когда-то был переполнен политическими заключенными из столь многих стран, что получил забавное прозвище «столица мира».
Сегодня в нем все еще чувствуется советское ретро. Улица Ленина в центре Воркуты украшена плакатами, призывающими горожан добывать больше угля для Родины. Баннеры правящей партии «Единая Россия» призывают граждан «вместе строить будущее».
С 1931 по 1957 год через систему ГУЛАГа прошло 2 миллиона заключенных из СССР и 21 страны мира. Местные историки говорят, что в вечной мерзлоте в обозначенных и безымянных могилах захоронено 200 000 политзаключенных.
Несмотря на эту мрачную историю, здесь чувствуется сильное течение советской ностальгии. Коммунистическая партия располагает сильными сторонниками.
В 2011 году коммунист Леонид Горбачев был ненадолго объявлен победителем на выборах мэра. Но был проведен пересчет голосов, и кандидат от «Единой России» был объявлен победителем с перевесом в один голос, что вызвало небольшие уличные протесты.
«Город умирает»
Константин Рименов, беззастенчивый сталинист, у которого на кухонной двери висит плакат с изображением советского тирана, проработал на шахте 27 лет.
В 46 лет он уже получает пенсию, но продолжает работать в шахте. Он говорит, что его пенсии недостаточно, чтобы обеспечить семью.
Рименов мрачно смотрит на перспективы города.
«Что бы ни говорило правительство и как бы оно ни обманывало народ, город умирает», — говорит он. «Город действительно умирает, потому что не строят ни фабрик, ни заводов, ни шахт, ни шахт. Ничего нет, и люди сюда не едут».
Рименов, заместитель председателя горсовета Воркуты, говорит, что заработная плата шахтеров, относительно высокая в советское время, уже не так велика, особенно с учетом рисков для безопасности и здоровья.
Он говорил всего за несколько дней до взрыва метана, прогремевшего на Воркутинской угольной шахте, в результате которого погибли 18 шахтеров, один из них — 22-летний отец 3-месячного ребенка.
Тем не менее, Рименов говорит, что огромные оставшиеся запасы угля являются гарантией того, что здесь будут рабочие места.
Но с работой или без работы, многие здесь требуют уйти и все больше разочаровываются в препятствиях на своем пути.
Ваш комментарий будет первым