Семичеловечья — священная гора манси — Наш Урал и весь мир
- Афиша
- Уральское
Войти в систему
Добро пожаловать!Войдите в свой аккаунт
Ваше имя пользователя
Ваш пароль
Вы забыли свой пароль?
Политика Конфиденциальности
Восстановление пароля
Восстановите свой пароль
Ваш адрес электронной почты
Гора Семичеловечья (1035м) — относительно редко посещаемая туристами вершинка Северного Урала. За 2 часа, которые там находились, а также по пути на гору и обратно не было встречено ни одного туриста (в начале автомобильной части маршрута встретили охотника на подготовленном TLC80).
Подъем на гору СемичеловечьяВид на гору Третий Бугор по пути на Семичеловечью«Человеки» на вершине горы Семичеловечья«Человеки» на горе Семичеловечья. На заднем плане Сухогорский каменьМалая вершинка горы Семичеловечья. На заднем плане Серебрянский камень, Конжаковский камень, Тылайский камень, Косьвинский каменьПлато на вершине горы СемичеловечьяПлато на вершине горы СемичеловечьяМежду большой и малой вершинами горы СемичеловечьяКаменный человек на склоне горы СемичеловечьяПлато на вершине горы СемичеловечьяКаменные «человеки» на склоне горы СемичеловечьяНа плато на вершине горы СемичеловечьяНа склонах горы СемичеловечьяКаменный «человек» на склоне горы СемичеловечьяВид на Сухогорский камень с горы СемичеловечьяВид на Серебрянский камень, Конжаковский камень, Тылайский камень с горы Чёрный камень (панорама на север)Пару часов провели наверху, обошли все останцы, посетили в том числе и малую вершину, насладившись видами. Наелись очень вкусной голубики, которой там несчётное количество.
От Кытлыма ехали по старым заросшим дорожкам, потом наверх шли по тропе, обратно значительную часть двигались по азимуту, сильно сократив путь и насладившись настоящими нехоженными дебрями. Местами был папоротник по грудь, а под ним камни, проваливающиеся под ногами сгнившие деревья, болотные кочки, ручьи и т. д. — все, как я люблю.
Для манси это была священная гора, они в останцах видели 7 окаменевших людей.
Про мансийскую легенду есть разные версии. Есть версия, что боги превращали людей в камни за грехи. Другая версия динамичнее. Она повествует об огромном медведе-людоеде, который жил на этой горе и досаждал людям. Семеро смелых охотников вызвались убить его (речь идёт о времени, когда было только холодное оружие) и им это удалось. Но все они получили смертельные раны и умерли на этой горе…
Во второй день сходили на гору Чёрный камень (705 м). Вверху кедровник, набрали шишек.
Автор: Виктор Сергеевич Иваницкий, партнёр ООО «Аудиторская группа «Капитал»
Исходный текст: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4223221394471094&id=100003498260855
Другие статьи этого автора:
Бабиновская дорога — уральский аналог «из варяг в греки»
Гора Помяненный (Колчимский) камень — красивая вершина на севере Пермского края
Интересно? Расскажи друзьям!
КУПИТЬ НАШИ КНИГИ ОБ УРАЛЕ
Рассылка нашего уралаВаш адрес электронной почты
На этот адрес будет приходить рассылка
Еженедельная рассылкаНовые статьи и достопримечательности Урала по пятницам Рассылку событий и маршрутов по Уралу Интересные события и маршруты по Уралу на выходные и не толькоНажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
+Спасибо за подписку
Семь древних и таинственных мест Урала
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Экономика
12. 06.2014 19:33
Поделиться
Екатерина Призова
Уральские горы — самые старые на планете. Здешние вершины и пещеры хранят тайны тысячелетней давности. И если о городище Аркаим известно многим, то о Мавзолее Кесене, расположенном там же, на Южном Урале, знают разве что местные жители. «РГ» подобрала несколько уникальных и интересных мест, расположенных вдоль Уральского хребта. Чем не повод провести летний отпуск, активно изучая российскую глубинку и знакомясь с памятниками древности?
Большой Иремель (Башкортостан)
Вторая по величине гора Южного Урала (1582 метра), расположенная на границе с Челябинской областью, с древних пор притягивала к себе людей. Здесь необыкновенно все: от растительности до формы вершины. Высокогорное плато окружают пихтовые леса и заросшие кипреем поляны, вековые ели и лиственницы, уральское разнотравье высокогорья. Своим названием гора обязана внешнему сходству с седлом: согласно самой популярной версии, Большой Иремель происходит от башкирских и монгольских слов «ир» — «богатырь» и «эмел» — «седло».
Склоны Седла Богатыря покрыты огромными валунами — курумами, преодолеть их неопытному путешественнику будет непросто. На склонах даже в жаркую летнюю пору можно встретить нетающие ледники. Именно здесь берут свое начало истоки реки Белой.
Издревле вершина считалась обиталищем богов и до конца XIX века была почти недосягаема для простых смертных. Таков был неписаный закон здешних мест. Легенд об Иремеле ходило немало: рассказывали, что в недрах горы хранятся несметные сокровища, часто встречались предания о живущем здесь снежном человеке. И в наши дни гора вызывает большой интерес не только среди туристов, но и среди эзотериков. Иремель сравнивают с вершинами Тибета и Алтая. На Иремеле многие стремятся загадать заветные желания. Говорят, они сбываются.
Между тем даже без этих сказок Большой Иремель — уникальное место, таящее множество загадок. Так, интерес ученых вызывают ельники на высоте 700-1000 метров. Считается, что эти деревья — реликты первичных темнохвойных лесов, сумевших пережить всемирное оледенение. 57 встречающихся в этой местности видов растений занесены в Красную книгу, а 13 видов — эндемичны, то есть растут только здесь и нигде больше на планете.
Маршруты к Большому Иремелю промаркированы, поэтому заблудиться здесь сложно. Чтобы вволю полазить по горам, насладиться прекрасными видами, рекомендуется ехать сюда на несколько дней: в поселке Тюлюк, с которого начинается путь на Иремель, есть несколько турбаз и баз отдыха, специальные платные места для палаток, так что проблем с размещением быть не должно. От Тюлюка до самого Иремеля — примерно 13-15 километров. Пешеходные походы на Седло Богатыря возможны с мая по октябрь.
Капова Пещера (Башкортостан)
Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» расположен в западных предгорьях горнолесной области Южного Урала. Слово «таш» на башкирском означает «камень», а «Шульган» имеет непосредственное отношение к башкирским верованиям: в народном эпосе «Урал-батыр» Шульген — брат главного героя, один из сыновей древних богов.
Капова пещера, находящаяся на территории заповедника, самая известная на Урале и одна из самых крупных карстовых пещер. Она содержит 3 километра ходов с залами, галереями и внутренними озерами. Но не это главное в ней — достопримечательностью ее являются наскальные рисунки первобытного человека эпохи палеолита. Капова пещера считается центром зарождения искусства в Восточной Европе. Первооткрывателем палеолитической живописи Шульган-Таша был зоолог Александр Рюмин. До него такие древние рисунки находили лишь в пещерах Испании и Франции, однако Рюмин предположил, и небезосновательно, что древняя палеолитическая культура должна была развиваться в нескольких регионах, а не только в Западной Европе. Наиболее перспективным он считал Южный Урал, где в 1959 году и обнаружил подтверждение своей теории. Находка стала истинной сенсацией в научном мире! Радиоуглеродный анализ показал, что возраст изображений — 14-17 тысяч лет. В настоящее время учеными описано около 200 рисунков Каповой пещеры. Они выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, но встречаются и изображения, сделанные углем. Наряду с животными здесь встречается множество изображений антропоморфных и геометрических фигур, смысл и значение которых до сих пор ставят ученых в тупик.
По поводу происхождения названия пещеры есть несколько версий. По одной — оно произошло от характерной для пещеры капели с потолка, по другой — от слова «капище» (пространство языческого храма, расположенное за алтарем). В пользу второй версии говорит тот факт, что в пещере были найдены несколько черепов: видимо, древние обитатели здешних мест таким образом почтили память выдающихся членов племени, шаманов. Для большей сохранности рисунков туристов к ним не пускают. Желающим посмотреть наскальную живопись придется довольствоваться копиями рисунков во входном гроте.
Вход в пещеру впечатляющий — огромная арка высотой в 20 и шириной в 40 метров. Слева от нее — Голубое озеро. Вода поступает сюда по карстовым каналам подземного Шульгана. Миллионы лет назад этот поток, размывая известняковый массив, создал саму пещеру. Озеро невелико — около трех метров в диаметре, но глубокое — более 80 метров. С разрешения администрации заповедника здесь можно заняться дайвингом.
Если ехать в заповедник от Уфы, то дорога ведет на Стерлитамак, а потом на Белорецк. Приблизительно 380 километров и — вот он, Шульган-Таш. Переночевать можно на территории заповедника в гостевых домиках.
Оленьи Ручьи (Свердловская область)
Это самый популярный в Свердловской области природный парк. В год его посещают более 50 тысяч человек. Несмотря на то что парк — место вдоль и поперек исхоженное туристами, любители паранормального продолжают фиксировать здесь необъяснимые явления. Одни во время ночных стоянок в парке сталкиваются с загадочными невидимыми существами, другие находят на снимках, сделанных в местных пещерах, очертания животных и предметов, которых там быть не должно.
На самом деле главное в парке — необычайное богатство ландшафта: здесь есть и удивительной красоты уральские леса, и скалы, и пещеры, и реки с озерами. Например, Дыроватый Камень (он же — Пьющая Лошадь) — одна из самых известных скал в Оленьих Ручьях. В скале есть пещера протяженностью около 10 метров. Археологи неоднократно проводили здесь раскопки: в гроте было найдено несколько культурных слоев, самому старому из которых 14 тысяч лет. Местная пещера Дружба была описана еще в 1886 году, ее назвали по надписи у входа. Дружба — одна из самых крупных пещер на территории Свердловской области. Общая длина всех ее ходов — около 500 метров. Недалеко от пещеры находится Большой Провал, который образовался в результате обвала свода огромной пещеры. Внизу, на глубине более 30 метров, все лето лежит лед.
Есть в парке и рукотворная достопримечательность: на берегу реки Серги, у скалы под названием Утопленник, установлена скульптура Ангела, сделанная шведской художницей Леной Эдвалл. За свою короткую жизнь (скульптура была установлена в 2005 году) Ангел успел снискать у туристов славу исполнителя желаний.
Вообще, на Ручьи принято ездить одним днем, но здесь можно и переночевать: например, на станции Бажуково, где находится администрация парка. В парке можно заказать экскурсию по одному из маршрутов, которые отличаются протяженностью. На самый короткий, кстати, можно смело брать с собой маленьких детей.
Уральские дольмены (Южный и Средний Урал)
Эти характерные для Европы конструкции — сооружения, напоминающие стол, сложенный из больших камней — как ни странно, не редкость и для Уральского региона. Здесь, по разным данным, найдены и изучены от 150 до 200 дольменов. Дольмены — родственники Стоунхенджа, египетских пирамид, каменных сооружений Мальты и острова Пасхи. Название дольмен так и переводится с бретонского — «каменный стол».
Считается, что дольмены — это древние погребальные и культовые сооружения. Впервые уральские дольмены были замечены в 1958 году в районе Верхней Пышмы, под Екатеринбургом: их описал местный охотник и краевед Анатолий Бодрых. В 2004 году он писал в журнале «Уральский следопыт» о своих открытиях: «Первую охотничью тропу в этих угодьях (в 25 километрах от Верхней Пышмы. — Прим. ред.) я проложил осенью 1958 года, и она свела меня с первым археологическим памятником — каменным сооружением П-образного сечения. Кладка была явно рукотворной. Мысль о причастности находок к культовым сооружениям впервые зародилась у меня, когда обнаружил третью и четвертую каменные кладки. В 1973 году я обратился в институт истории и археологии в надежде вызвать к находкам интерес археологов, но мое обращение было проигнорировано. А в 2000 году я доверился уральскому краеведу Владиславу Григорьевичу Непомнящему. И начались наши совместные поиски….».
Активное обсуждение дольменов Урала и их предназначения началось в начале 2000-х годов. Тот факт, что эти сооружения являются именно дольменами, был подтвержден учеными на конгрессе археологов, прошедшем в 2006 году в Португалии.
Уральским дольменам от 2,5 до 5 тысяч лет. Сооружения имеют прямоугольную или трапециевидную форму. Все они ориентированы по сторонам света, открытой стороной смотрят, как правило, на запад. Вертикальные стенки расположены либо вертикально, либо V-образно. Верхняя плита может быть цельной либо состоять из нескольких частей.
Увидеть дольмены своими глазами можно в окрестностях Верхней Пышмы, у истоков реки Исеть в Свердловской области, на острове Веры на озере Тургояк в Челябинской области, на озере Лебяжье в том же регионе.
Кстати, помимо Урала дольмены на территории России встречаются также в большом количестве на Северном Кавказе — здесь их на сегодняшний день найдено уже более 2 тысяч.
Мавзолей Кесене (Челябинская область)
Так называемая «Башня Тамерлана», как установили ученые, построена в XIV веке. Этот исторический памятник раннемусульманской мемориальной архитектуры — единственная достопримечательность такого рода в Челябинской области.
Мавзолей находится на мысу высохшего озера Большое Кесене. По легенде, на дне этого водоема окончили свои дни дочь полководца Тамерлана и ее возлюбленный, на брак с которым отец не дал своего согласия. Убитый горем Тамерлан приказал соорудить на месте гибели дочери башню, которая позже была названа его именем. Позднее ученые доказали, что отрядов Тимура в этих местах не было — они проходили южнее. А ученый Петр Рычков («уральский Ломоносов», как называли его коллеги), первый из описавших мавзолей, выдвинул версию о некоей неизвестной науке цивилизации, бытовавшей на Южном Урале и оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных сооружений. Он допустил, что мавзолей в окрестностях Варны возведен над могилой «святого царя» этого народа.
Научное исследование Башни Тамерлана началось в 1889 году. Профессор географии Эдуард Петри раскопал склеп и обнаружил погребенное в нем женское тело. Оно было покрыто шелковой тканью. В захоронении нашли золотые перстни с арабесками и серьги в виде знака вопроса. Эти украшения были распространены среди богатых кочевников, обитавших в этих местах с XIV века. Подобные мавзолею Кесене погребальные сооружения известны в Башкирии, Туркмении, на Северном Кавказе.
В районе мавзолея, кстати, было найдено несколько захоронений эпохи бронзы и позднего средневековья, около 700 обычных могил. Не исключено, что эту местность использовали в качестве кладбища издревле.
По своим архитектурным формам Мавзолей Кесене считается одним из уникальных произведений казахского творчества прошлых веков. В конце 1960-х годов, разрушенный до неузнаваемости памятник был взят под охрану государства. В начале 1980-х мавзолей Кесене отреставрировали, старые кирпичи обложили новыми. При этом облик мемориального сооружения воспроизводили по старым фотографиям и воспоминаниям коренных жителей.
Башня Тамерлана находится в трех километрах к юго-востоку от села Варна (217 километров от Челябинска). После осмотра Башни Тамерлана остановиться на ночь можно в самом селе, там есть гостиница.
Сикияз-Тамакский пещерный комплекс (Челябинская область)
На западе Челябинской области в 25 километрах от Сатки излучина реки Ай образует огромную поляну, обрамленную лесом и отрогами хребта Туй-Тюбе. Сотни тысяч лет назад здесь была равнина, под которой скрывались твердые породы. По сантиметру в год слой за слоем вода уносила податливую почву. Спустя столетия земля отступила, обнажив утесы. В твердых скалах образовались лабиринты ходов и пещер. Здесь было единственное на территории России древнее поселение в компактной группе пещер природного происхождения.
На высоте семидесяти метров на одной террасе компактно расположились более 40 пещер, гротов, навесов и арок. Спелеологи в шутку называют его многоквартирным микрорайоном времен палеолита и утверждают, что пещеры и сегодня пригодны для жизни.
Ежегодно работающие в Сикияз-Тамаке археологические экспедиции делают все новые находки. Уже собрано более 6 тысяч фрагментов керамики (это самая крупная коллекция на Урале), найдены следы металлообработки, фрагменты средневековых деревянных изделий. Сикияз-Тамак — это еще и кладбище древних животных. Пещерная гиена, шерстистый носорог, мамонт, первобытные лошадь и бизон водились здесь 10 тысяч лет назад. Их кости найдены в глубинах скальных переходов. Так, в дальнем зале пещеры Сысоева (другое название — Сквозная Сикияз-Тамакская) археологи обнаружили подземное святилище с черепами пещерных медведей.
Добраться до комплекса можно со стороны Лаклов: до поселка Сикияз-Тамак ведет неплохая грунтовая дорога. Но придется переходить вброд реку Ай, глубина бродов около деревни — 50-80 сантиметров, или переправиться на лодке. Также можно заехать со стороны Межевого: здесь лесная дорога спускается на поляну напротив поселка Сикияз-Тамак. Или можно сплавиться по реке Ай и насладиться поистине сказочными видами окрестностей.
Гляденовская гора (Пермский край)
Гляденовская гора, что находится на левом берегу реки Нижняя Мулянка, полностью оправдывает свое название: отсюда, с вершины, открывается живописный вид на долину Камы. Со стороны аэропорта Большое Савино гора пологая, зато с противоположной — почти отвесная, с многочисленными выходами скальной породы, родниками и гротами.
Деревня Гляденово, расположившаяся на горе, дала название археологической культуре эпохи раннего железа III-II веков до н. э. Здешние места — крупнейший в Евразии археологический памятник этой эпохи как по площади, так и по количеству находок.
Известный пермский горный инженер и археолог Николай Новокрещенных был первым исследователем горы. В 1896 году он обнаружил здесь древнее святилище возрастом более 2 тысяч лет — жертвенное место, окруженное тремя валами. Полтора метра культурного слоя оказались невероятно богаты на кости жертвенных животных — медведей, лосей и других. Археологический памятник назвали Гляденовским костищем. Позже исследователи обнаружили здесь деревянных идолов, тысячи стеклянных и каменных бус, наконечников стрел и копий и даже древние монеты (китайские и кушанские), относящиеся к началу нашей эры. По сей день гора периодически радует ученых новыми находками.
Кстати, всего в Пермском крае насчитывается с десяток костищ. Говорят, они располагаются в местах, где когда-то проявлялась сейсмоактивность или есть разломы. Костища, по мнению любителей мистики, на карте выстраиваются в замысловатую фигуру. Археологи отвечают на такие заявления скептически: сейсмоактивностью, мол, там и не пахнет — просто древние люди выбирали место на возвышенности для справления своих обрядов. Как говорится, «скотину поколоть, бражки попить, погулять вволю, религиозные обряды оправить».
«Потом уже, когда христианизация Прикамья началась, эти места в первую очередь миссионеры на вооружение и взяли», — считают местные исследователи. Так, по легенде, на горе росла в незапамятные времена огромная ель — священное дерево, которому поклонялись уральские манси. В XVI веке здесь, в выкопанной им же в склоне горы пещере, поселился Преподобный Трифон — Вятский Чудотворец. Он якобы спилил и сжег языческую ель. В память о нем православные назвали бьющий на склоне горы родник святым источником Трифона Вятского.
Сегодня от пещеры почти ничего не осталось, она обвалилась, и на ее месте заметно лишь углубление. Но территория расчищена, и к месту жития святого, и к источнику может попасть любой паломник. Знающие люди советуют: чтобы побольше узнать о Гляденовской горе, стоит объединиться в группу и договориться об экскурсии с местным краевым музеем.
Добраться до горы несложно и самостоятельно: на автомобиле из Перми нужно ехать на Большое Савино. Немного недоезжая до аэропорта, повернуть направо — на Мураши и Петровку. Гора будет видна справа от дороги. Переночевать на Гляденовской горе можно только в палатке, либо, вернувшись в Пермь, в гостинице.
Поделиться
ТуризмОбраз жизниПриродаСвердловская областьЧелябинская областьБашкортостанПермский крайУрал и Западная СибирьБашкортостанПермский крайРГ-ДайджестРГ-Фото
народов Арктики Архив
Подробная аннотация (отзыв редактора)Ненцы, культурное наследие, сохранение культуры, народы Арктики, религия, святые местаРоза Лаптандер
Культ камней и гор у ненцев очень развит и играет значительную роль в их культуре. В Полярном Урале есть несколько священных гор, особо почитаемых ненцами. Советский этнограф Людмила Хомич[1] писала, что он имеет много общего с такими же культами гор у саамов.
В целом почитание камней и гор у ненцев можно связать с культом предков. В одной из ненецких легенд камень мог появиться из угля семейного очага[2]. Поэтому часть культовых предметов ненцев представлена камнями. Также этот культ камней и гор связан с поклонением духам земли и ее хранителям, которые могут помочь и защитить человека от злых духов.
В ненецкой культуре люди поклонялись горам не только как представителям мужских и женских божеств, но обычно они представлялись местными земными духами.
На Полярном Урале есть несколько священных гор. Самая важная гора называется Пе Мал Хада (бабушка края гор). Есть и другие священные горы: Минесей, Йенгания Пе и другие.
Ненецкая легенда о священной горе Минесей рассказывает: «Давным-давно дочь Числа (имя главного бога неба и означает также «небо»), перекочевала с ней караван в тундре. Внезапно на нее напал злой дух Нга . Он похитил молодую женщину и загнал ее оленей и нарты в горы. Так образовалась северная часть Полярного Урала, где гора Минсей — один из северных оленей дочери Нума».
В 1970-е годы геологи уничтожили поющую гору Янганя Пе (на ненецком языке янганя означает «особый, необычный, необыкновенный», пе «камень, гора»). Они обнаружили, что в нем есть богатые залежи мрамора, которые необходимо было добывать для нужд государства. Официальные представители коренных народов Ямала обратились к административным работникам и представителям горнодобывающей компании с требованиями сохранить и защитить это священное место. Однако в защиту святыни они ничего не могли сделать, а в Москве уже были подписаны документы о краевом освоении разработки этого мраморного месторождения.
Позже, в 1990-е годы, при строительстве железной дороги Обь-Бованенково, камни с той же священной горы ненцев Янганя Пе использовались для строительства насыпей железной дороги Газпрома.
Даже спустя несколько лет после разрушения этого сакрального места ненецкие старейшины помнят гору Янганя Пе как одно из важных ненецких сакральных мест на полуострове Ямал.
Посещение священного места на Полярном Урале. Фото Розы Лаптандер. Август 2021.Это фото я сделал во время полевой поездки в Западную Сибирь летом 2021 года. На фото «ветка» ненецкой святыни у Полярного Урала. Его могут посетить как женщины, так и мужчины. Главное место находится далеко в горах и по религиозным правилам туда допускаются только мужчины.
В старину к нему приезжали ненцы из разных уголков Ямальской тундры, когда это было необходимо в трудных жизненных ситуациях. Там они молились и приносили жертвы этому горному оленю. Они считают, что 9Гора 0013 Янганя Пе могла петь, потому что издавала необычные свистящие звуки, которые можно было услышать далеко за рекой Байдарата на многие километры в тундре до следующей священной горы Тёреналова (место крика). Вероятно, эти звуки издавал ветер в ямных пещерах внутри горы Янганья Пе .
С конца 1990-х годов охраняемыми территориями признаны святыни ненцев, в том числе и святые горы ненцев. Они признаны национальным достоянием ямало-ненецкого этнокультурного наследия, памятниками истории и археологии Полярного Урала[3]. Они также находятся в списке государственного культурного наследия.
Примечания
[1] Хомич Людмила. 1977. Религиозные культы у ненцев. Памятники культуры народов Сибири и Севера. Санкт-Петербург. (Людмила Хомич описывает в «Памятниках культуры народов Сибири и Севера» некоторые черты ненецкого культа камней и гор).
[2] Лаптандер, Роза и Пирс Витебские. 2021. Приложение Covid-19 и дух огня. Прием сообщений в Британии и Сибири. Антропология сегодня. Том 37, выпуск 6, декабрь 2021 г. Стр. 17-20. https://doi.org/10.1111/1467-8322.12688
[3] Лар, Леонид. 2003. Памятники культуры Ямала. Хебидья я. Тюмень. См. также Харучи, Галина. 2013. Священные места в традиционной и современной культуре ненцев. Историческая иллюстрация. (11 святых мест Ямала стали объектами культурного наследия России: https://yamal.aif.ru/culture/events/obektami_kulturnogo_naslediya_rossii_stali_11_svyashchennyh_mest_yamala)
Верхотурье: Святая земля Урала
►Маршруты ►Населенные пункты ► Верхотурье: Святая земля Урала
У Урала много претензий на славу: горы, выступающие границей Европы и Азии, прекрасные национальные парки, такие как Таганай, добываемые здесь полудрагоценные камни и металлы, Челябинский метеор, озера Челябинской Область, Екатеринбург — четвертый город России по численности населения, промышленный центр Нижнего Тагила, падающая башня Невьянска, даже стереотип о жестких и серьезных людях.
Однако другой достопримечательностью, о которой несколько меньше известно, является духовный центр Урала – Свято-Никольский монастырь в небольшом провинциальном городе Верхотурье. Это место редко включают в туристические маршруты для иностранцев, но оно является популярным местом паломничества православных верующих наряду с Сергиевым Посадом, Дивеево, Валаамом и Соловками. Помимо своей известной религиозной достопримечательности, город имеет единственный на Урале кремль и включен в список Исторических городов России из-за количества исторически значимых зданий, которые все еще можно найти в городе. В недавней поездке на Урал мы посетили индустриальный, но интересный город Нижний Тагил и, конечно же, не могли упустить возможность самим заглянуть в Верхотурье.
Считается, что город был основан в 1597 году как укрепление на реке Туре для защиты важного сибирского торгового пути, который шел от Соликамска по реке Каме, с сухопутным переходом в Туру и далее вниз к Оби. Поэтому когда-то это был важный и стратегический город, но с завершением Сибирского тракта в 1735 году через недавно основанный Екатеринбург Верхотурье стало провинциальной глубинкой, а Екатеринбург впоследствии стал главным городом региона.
Расположенное на Среднем Урале, недалеко от Транссиба, с относительно плохим транспортным сообщением и вдали от крупных городов, Верхотурье удалось остаться нетронутым с точки зрения современного строительства и массовой индустриализации. Из Нижнего Тагила ходит один автобус в день, но этот автобус ходит только днем и идет четыре часа, так что нам придется там ночевать. Вместо этого мы решили взять такси, которое проехало 160 км всего за 2,5 часа. Похоже, транспортная ситуация также объясняет, почему этот город не так известен, как мы позже обнаружили, что он того заслуживает.
Нас высадили у Свято-Никольского монастыря, и назвать его великолепным не будет преувеличением. Комплекс окружен толстыми стенами, над которыми видны купола массивного Крестовоздвиженского собора, одного из крупнейших соборов России, вмещающего около 4000 человек.
Он был построен между 1905 и 1913 годами к празднованию 300-летия Дома Романовых. Планировалось даже, что на открытие собора приедет сам Николай II, но визит отменили. В соборе хранятся мощи местного преподобного Симеона Верхотурского XVII века, что стало одной из главных причин, по которой монастырь стал таким важным центром паломничества.
Кафедральный собор, безусловно, является архитектурной изюминкой монастыря, но мы ушли под не менее впечатленным монастырским музеем. Музей бесплатный, но требуются пожертвования, и, честно говоря, мы не ожидали многого.
Однако он был наполнен интересными фотографиями и экспозициями, отражающими историю монастыря и знаменитых людей, которые приезжали сюда с паломничеством, в первую очередь Григория Распутина и великой княгини Елизаветы Федоровны, которые позже будут убиты большевиками в соседнем монастыре. Алапаевск.
Изюминкой музея является его обстановка, дополненная старинными обоями, которые создают впечатление, будто вы перенеслись в прошлое и вас пригласили полистать семейный альбом.
После осмотра монастыря пришло время поесть. Мы соблазнились знакомыми чертами Фреда Флинтстоуна, украшавшего пельменную «Флинтстоуны» (связь между пещерным человеком и кафе для нас все еще ускользает), но вместо этого остановили свой выбор на простом кафе, в котором есть фиксированные варианты блюд, поскольку оно привыкло обслуживать возить множество паломников. Мы не ожидали многого и поэтому были очень довольны нашей вкусной едой из борща, жареной картошки и курицы по-киевски. Совет для всех тех, кто путешествует в глубь российской провинции: по нашему опыту, вы редко ошибетесь с борщом, жареной картошкой и котлетой по-киевски!
После удачного обеда мы отправились к другой главной достопримечательности города – Кремлю. Верхотурский кремль уникален как единственный кремль на Урале и самый маленький кремль в России. Он был построен на рубеже 18-го века одновременно с Тобольским кремлем, единственным кремлем в Сибири.
Он стоит на высоком скалистом холме на левом берегу реки Туры и состоит из относительно небольших стен, окружающих величественный Троицкий собор в стиле сибирского барокко, построенный между 1703 и 1709 годами. мастерами из Сибири/Соликамска с помощью местных жителей со всего Урала.
С колокольни Троицкого собора открывается фантастический вид на город и правый берег реки Туры с его небольшими деревянными домиками.
Это место практически не изменилось с тех пор, как столетие назад его посетил Сергей Прокудин-Горский, знаменитый русский пионер цветной фотографии.
Что действительно делает картину идеальной, так это замечательный деревянный пешеходный мост через реку, а также коровы, пьющие воду из реки.
Находясь на реке, мы не могли удержаться от быстрого купания, так как, когда мы посетили весь Уральский регион, каждый день наблюдалась необычная волна тепла с температурой в середине 30-х годов. Такого же мнения придерживались и многие местные жители.
Название Верхотурье происходит от русского «верхняя Тура», и река здесь быстрая, но мелкая; мы действительно видели, как люди просто снимали штаны и шли через реку, а не шли к ближайшему мосту.
Купание в реке в окружении лесов, причудливых домов и возвышающегося над нами кремля стало прекрасным завершением прекрасного дня.
Совет вам: если вы когда-нибудь будете на Урале и вам нравятся маленькие, уютные, провинциальные города, то езжайте в Верхотурье. Транспортное сообщение оставляет желать лучшего, но уверяем вас, оно того стоит, и вы даже сможете провести здесь пару дней, чтобы отвлечься от всего этого и изучить окрестности и близлежащие места, расположенные на паломническом маршруте, связанном с преподобным Симеоном Верхотурским. . Если бы этот город находился на окраине Москвы, он, безусловно, дал бы Суздалю или любому другому городу Золотого кольца конкуренцию за свои деньги в качестве Мекки для туристов. К тому же, на данный момент город и все его прелести, скорее всего, будут в вашем распоряжении!
►Маршруты ►Места ► Верхотурье: святая земля Урала
• ДРУГИЕ МЕСТА•
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 9 00025
0002 В Санкт-Петербурге есть сотни музеев и множество небольших туристы часто несправедливо игнорируют их.
Ваш комментарий будет первым