Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Святыни новоиерусалимского монастыря в истре: Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Святыни Воскресенского собора. Часть 4.

практическая информация для туристов и паломников



поделиться:

Новоиерусалимский монастырь — это одна из самых известных и почитаемых обителей центральной части России, главной особенностью которой является то, что расположенный здесь Воскресенский собор построен по образу и подобию Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, хотя внешне обители совсем не похожи друг на друга.

Содержание

Адрес

Как добраться

Режим работы

Стоимость билетов

Описание

История

Телефон

Официальный сайт

Фотографии

Расписание электричек Тушино → Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская → Тушино

Расписание электричек Рижский вокзал → Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская → Рижский вокзал

Адрес

Московская область, Истра, ул.

Советская, дом №2


Как добраться

  • На электричке — от Рижского вокзала, Курского вокзала или от станции «Тушино» (рядом находится одноименная станция метро). Стоимость проезда от станции «Тушино» меньше, чем от вокзалов, однако в летний сезон поезда могут быть переполнены из-за дачников. Ехать до станции «Истра» или «Новоиерусалимская». Затем идти пешком около 20 минут (2 км), также до обители можно добраться на автобусе, ехать до остановки «Монастырь»
  • На автобусе — от метро «Тушино» до города Истра курсирует автобус № 372, следовать до остановки «Почта», время в пути составит примерно час.

Режим работы в 2023 году

Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов.


+164 фото

Воскресенский собор и Константино-Еленинская церковь

Стоимость билетов в 2023 году

  • Вход на территорию бесплатный
  • Имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефону +7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57 с 9:00 до 18:00.
  • Внимание! Не путайте Новоиерусалимский монастырь и музейный комплекс «Новый Иерусалим», который обладает богатым собранием художественных и исторических ценностей. Вход в музейный комплекс «Новый Иерусалим» платный.

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.


+164 фото

Купол в виде шатра с 60 окнами

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа — небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия — небольшая часовня с Гробом Господня, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на неё пролилась кровь Христа.


+164 фото

Кувуклия в Воскресенском соборе

С западной стороны к зданию пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.


+164 фото

Шатёр ротонды изнутри

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.


+164 фото

Камень помазания в Воскресенском соборе

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в постройку расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров.


+164 фото

Лестница из 33 ступеней соединяет собор с подземной церковью Константина и Елены

Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест.


+164 фото

Придел Обретения Честного Креста в Константино-Еленинской церкви

Церковь Константина и Елены на Святой Земле вырублен в скале.


+164 фото

Иконостас Константино-Еленинской церкви

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители.


+164 фото

Трапезные палаты и церковь Рождества Христова

Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.


+164 фото

Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра.


+164 фото

Братский корпус и северная часть крепостной стены

+164 фото

Боевой ход в крепостных стенах

Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров.


+164 фото

Крепостные стены и Сионская башня

В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.


+164 фото

Гефсиманская башня

+164 фото

Дамасская башня и пушки

Некрополь расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.


+164 фото

Константино-Еленинская церковь

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем.


+164 фото

Главки Воскресенского собора

В трёх приделах можно увидеть иконостасы, созданные ещё при патриархе Никоне.


История

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме.

В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.


+164 фото

Река Истра

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство Новоиерусалимского монастыря проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах здание было построено до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня.


+164 фото

Шатёр и семи ярусная колокольня Воскресенского собора

Для неё было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней.


+164 фото

Колокол

Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.


+164 фото

Царские врата в «Темничной» церкви в Воскресенском соборе

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство святого здания возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью здания, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.


+164 фото

Купол Большой главы

Несмотря на то, что в плане постройка является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.


+164 фото

Изразцы на центральной главе

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами.


+164 фото

Изразцы на центральной главе

Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.


+164 фото

Изразцы с узором «Павлиний глаз» в оформлении колокольни

Интерьер украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.


+164 фото

Пышная барочная отделка храма

При Советской власти, в 1919 году монастырь был закрыт, и на её территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.


+164 фото

Первый ярус колокольни, уцелел в 1941 году

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. В 2014 году, была воссоздана колокольня.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».


+164 фото

Телефон

+7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57


Официальный сайт

n-jerusalem.ru

Новый Иерусалим. Возрожденная святыня » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»


Архитектура — зеркало истории? В справедливости этой мысли утверждаешься,  когда проходишь под сводами храмов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в чьей судьбе отразились события, определившие дальнейшую судьбу России. Философ Розанов советовал искать причины трагедии семнадцатого года в трагедии семнадцатого века, разрушившей вековые устои веры и расколовшие народ в только что наступивший момент единения и расцвета.

 

 

На пути к церковной реформе

Не менее двух десятилетий приходила в себя Россия после Смуты. Поднимались из пепла деревни и города, бурно развивалась торговля и необходимые ей извоз и речное судоходство. За время царствования первого Романова удалось вернуть Новгород и часть северных русских земель, занятых шведами. На западе Смоленск оставался за Польшей, а граница проходила по Вязьме. В то же время Москва в глазах всего православного мира оставалась единственным независимым оплотом истинной веры, не принявшим ни Флорентийской унии, ни искушений ересями. Восточные патриархи регулярно посещали русскую столицу.

Еще в XV-XVI вв. были замечены расхождение в церковных обрядах, серьезные ошибки и разночтения в священных книгах, на что указывали московским митрополитам и патриархам. Сейчас, когда восприятие именно Москвой миссии Третьего Рима, защитника основ православия от натиска и с Запада, и с Востока, и с Юга признавалось далеко за пределами России, вопрос непогрешимости в следовании церковным догматам стоял особенно остро. Дальнейшее расхождение в церковных обрядах и несоответствие церковного устава общим правилам могло быть использовано врагами России для разрыва ее духовного единства с братьями по вере в покоренных странах. Афонские старцы уже жгли отпечатанные в России священные книги как еретические. Взять под эгиду Русской Православной Церкви весь православный мир, не войдя с ним в полное согласие, было невозможно.

Церковная реформа патриарха Никона проводилась при поддержке царя Алексея Михайловича и православных патриархов из Иерусалима, Антиохии, Сербии, Александрии, а также ученых монахов Киево-Печерской лавры. Неоднократно посещавший Святую землю келарь Троице-Сергиевой лавры Арсений Суханов привез более 500 древних рукописей, свидетельствующих в пользу сторонников реформы — троеперстия, ряда изменений в проведении богослужений, исправлений ошибок в русских текстах Священного писания, допущенных переписчиками и переводчиками. Тот же Суханов сделал достаточно подробные измерения храма Гроба Господня в Иерусалиме и описание памятных мест Святой Земли. Зачем?

Замысел патриарха-реформатора

Патриарха Никона не зря называли храмоздателем. Выходец из небогатой семьи, он стал монахом Соловецкой обители, бывал по делам монастырским в Москве, где был замечен молодым царем Алексеем Михайловичем. Они сдружились, и царь, остро нуждавшийся в сильном соратнике, содействовал его назначению Новгородским митрополитом, а затем — восхождению на патриарший престол. Установилось некое двоевластие — царь единолично решал дела светские при полной поддержке патриарха, тот — укреплял единство церкви и чистоту веры, готовил реформу и, при этом, основал два монастыря — Иверский, на Валдае, и Крестный, на Кий-острове в Белом море.

Дорога к монастырю

Остановившись однажды по пути на Валдай на высоком берегу подмосковной реки Истры, патриарх увидел, что живописные окрестности здешних мест в чем-то подобны далекой Палестине. Родился замысел создания здесь, близ Москвы, «живоподобной иконы» Святой Земли, Палестины Русской, в точном соответствии с обликом и расположением главных христианских святынь. Царь поддержал. Приехав в 1657 г. на освящение первой, еще деревянной Воскресенской церкви, он назвал эти места Новым Иерусалимом, воплощением града небесного на земле, и название прижилось.

Вид на Святые врата с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим,

Дамасской и Гефсиманской башнями

Иерусалимский патриарх Паисий подарил Никону деревянную модель храма Гроба Господня. Были использованы обмеры, сделанные Арсением Сухановым, и чертежи итальянского архитектора Бернардино Амико. На берегах Истры развернулось масштабное строительство. Трудились 500 монашествующих и столько же рабочих из русских городов и сел. Рядом выросла слобода, ставшая со временем городом Воскресенском, переименованным Советской властью в Истру. А в дни патриарха Никона здесь получили новые названия другие географические объекты: холм, на котором заложили Воскресенский монастырь, стал горой Сионом, две других возвышенности — Елеоном и Фавором, женский монастырь неподалеку — Вифанией, река Истра — Иорданом, а сад при обители — Гефсиманским. По задумке патриарха, многие русские люди, не имевшие возможности совершить паломничество в захваченную турками Палестину, вполне могли поклониться подвигу Христа здесь, в Новом Иерусалиме.

Строительные работы при деятельном руководстве патриарха вел близкий ему зодчий Аверкий Мокеев, строивший до этого по указу Никона обители на Кий-острове и Валдае. Были созваны лучшие русские мастера, а также привлеченные умельцы из Украины и Белоруссии, в том числе Петр Заборский и уже знакомый нашему читателю Степан Иванов по прозвищу Полубес, создатель неповторимых многоцветных изразцов. Его излюбленный рисунок — «павлинье око» — символизирует Неопалимую купину и украшает главный храм монастырского ансамбля.

Изразцы Воскресенского собора

Вообще, в Новом Иерусалиме сложился уникальный творческий коллектив — здесь были свои колокольных дел мастера, Степан Турчанинов, монахи Паисий и Сергий. Плотницкой артелью командовал Иван Белозёр, потрудившийся до этого в Иверском монастыре на Валдае, а позже строивший со своими работниками деревянный царский дворец в Коломенском. К 1660 г. вокруг монастыря выстроили бревенчатую крепостную стену с восемью башнями, за которой стоял деревянный терем с Трехсвятской церковью. Строительство величественного Воскресенского собора с шатровой ротондой над кувуклией — точной копией Гроба Господня — прервалось в 1666 г. Никона вызвали в Москву…

Низложение

Особое положение патриарха Никона при царе не могло не раздражать знать. Еще бы: во время отсутствия государя, ведущего войны за возвращение русских земель то с Польшей, то со Швецией, патриарх, выходец из низов, становился фактическим правителем России. Дело усугублял начавшийся раскол и множество челобитных, подаваемых царю на Никона сторонниками «древлего благочествия».

Алексей Михайлович, утвердивший свой авторитет в результате успешных военных действий и преодоления бед «бунташного века», уже тяготился могучей энергией Никона, его непримиримостью, авторитарностью. Тем более, что сам Никон не скрывал своей убежденности в превосходстве духовной власти над светской. Может быть, он хотел возродить те времена, когда при малолетнем князе Дмитрии страной управлял митрополит Алексий, и страна окрепла тогда настолько, что смогла одержать победу на Куликовом поле. Может быть, создать в Новом Иерусалиме духовную столицу страны по образу Ватикана…

Но союз, называемый недавно «премудрой двоицей», распадался. После нескольких знаков неуважения, явно продемонстрированных монархом, патриарх удалился в Новый Иерусалим. Он работал наравне с другими на строительстве, таскал кирпичи, а по вечерам принимал ищущих духовной поддержки верующих и традиционно омывал им ноги. Жил скромно, аскетично, питаясь тушеной капустой, да рыбой, которую сам ловил в реке. В дни постов патриарх удалялся в построенный для него Аверкием Мокеевым скит — двухэтажный кирпичный дом с кельей, помещением для приемов, домовой церковью и хозяйственными помещениями.

Скит патриарха Никона

 

На созванном царем соборе 1666-1667 гг. патриарх Никон был низложен и отправлен в ссылку в Ферапонтов, а затем — в Кирилло-Белозерский монастырь. Работы в Новом Иерусалиме прекратились, а мастеров перевели в Москву. Опалу с Никона снял унаследовавший престол Федор Алексеевич — но было слишком поздно. Не доехав до Нового Иерусалима, Никон скончался и был с почестями погребен в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского храма. Через год новый собор вселенских патриархов отменил решение, осуждавшее патриарха Никона и восстановил его доброе имя. А работы в Новом Иерусалиме возобновились. Воскресенский собор, достроенный к 1685 г., был освящен в присутствии царевны Софьи и царевичей Петра и Ивана.

Русская Палестина

В 1690-х под руководством известного мастера русского барокко Якова Бухвостова в Новом Иерусалиме завершились строительные работы. Были возведены трапезная палата, каменные стены с восемью башнями и Святые ворота с надвратной церковью, посвященной входу Господню в Иерусалим.

 

Переход от крепостных стен к храму Рождества

Крепостные стены сложены по всем правилам фортификационного искусства XVII в. Они имеют три ряда бойниц — подошвенного (для пушек), варницкого и пищального боя. Башни своими названиями вторят Иерусалиму древнему — Гефсиманская, Сионская, Ефремова, Давидов дом, Дамасская — но есть Елизаветинская (императрица оказала существенную помощь обители), а также Иноплеменничья и Варуха. Форма башен оригинальная — лестницы для подъема на них заключены в полукруглые выступы, примыкающие к основному объему. Высота стен доходит до 9 м, толщина — до трех.

Святые врата с надвратной церковью

Над тремя пролетами Святых врат устроена баллюстрада, из-за которой вырастают апсиды церкви. Над центральной поднимается четверик, на восточной стороне которого в треугольной нише восстановлено изображение иконы Воскресения Господня. Над четвериком три яруса уменьшающихся кверху восьмериков с высокими решетчатыми окнами и золоченая барочная глава. Созданный ансамбль позднее назовут пространственной иконой Святой Земли. Повторяя путь Иисуса, паломник проходит под Святыми вратами — и его глазам предстает многоярусное храмовое сооружение.

 

Вид от Святых врат на ансамбль Воскресенского собора

Перед основным объемом расположена на 6 метров погруженная в землю церковь Константина и Елены — при этих константинопольских государях были проведены раскопки на Голгофе и обретен Крест Господень. За Константино-Еленинской церковью поднимаются три главы приделов, освященных во имя Страстей Господних. Следующий ярус — северная и южная галереи храма, также увенчанные главками на световых барабанах. Здесь отличие от иерусалимского оригинала — подобных галерей в нем нет. Они должны были стать самостоятельными приделами — а вообще приделов было задумано построить 365, по числу дней в году. Однако в XVII в. было построено 14 приделов, и еще 15 возвели в два последующие столетия. Один из них, посвященный Марии Магдалине, оформлял М.Ф. Казаков.

 

Изразцы на барабане церкви Константина и Елены

Храм Воскресения Христова — крестообразный в плане и завершается шлемовидной золотой главой на барабане диаметром 13,2 м. Барабан щедро украшен поливными многоцветными изразцами, над которыми выполнена надпись об основании обители и государях, при которых начиналось, возобновлялось и завершалось строительство собора. Интерьеры четырехстолпного храма отделаны лепниной в стиле елизаветинского барокко. Когда-то здесь появились первые на Руси керамические иконостасы.

Ансамбль Воскресенского собора

Но и от того, что сохранилось или воссоздано, захватывает дух. Так и было задумано храмоздателями — в соответствии с пророчеством Иоанна Богослова о Небесном Иерусалиме, украшенном, как невеста для мужа своего и символизирующем дивную красоту рая. В резьбе иконостасов, на многих изразцах повторяются изображения виноградных гроздей, цветов, налитых спелым зерном колосьев и плодов граната, призванных радовать верующих обретенному благодаря Жертве Господа очищению от грехов, спасению души и праздновать его чудесное Воскресение.

 

Ротонда и колокольня

За центральной главой поднимается трехъярусный шатер ротонды с окошками-люкарнами. Диаметр его основания — 23 м. Возводился он уже после смерти патриарха — кстати, гонителя шатровых храмов. Своды шатра выполнялись из кирпича и укреплялись железными связями, что, видимо, сильно утяжелило конструкцию. Судьба шатра драматична — в 1723 г. он обрушился и был восстановлен по проекту главного елизаветинского архитектора Б. Растрелли только в 1759 г. На этом, увы, злоключения не закончились. Гитлеровцы, отступая от Москвы, взорвали все основные постройки монастыря. Уже на Нюрнбергском процессе было доказано — это варварство осуществлялось не из военной целесообразности.

Как утверждал один из фюреров Третьего рейха, А. Розенберг, нация, лишенная памятников культуры, через два поколения теряет свое самосознание. Может быть, поэтому к восстановлению Нового Иерусалима приступили еще до конца войны. Но размер и характер разрушений были таковы, что восстановить, а точнее, заново отстроить все по сохранившимся чертежам, удалось только в XXI веке. Шатер ротонды, некогда украшенный изнутри бесценной росписью, потерянной для нас навсегда, в 1980-х — 1990-х смонтировали на стальных фермах, а в 2015-м он был восстановлен по образу XVIII в. , и материалом для конструкции стала сибирская лиственница.

Кувуклия

Под шатром устроена кувуклия, в переводе — «царская опочивальня». Это и есть Гроб Господень, копия той пещеры, в которую отнесли тело Иисуса после снятия с Креста. При входе в нее лежит отворенный в день Воскресения камень. Ново-Иерусалимская кувуклия в точности повторяет исторические формы первоначального палестинского оригинала, который был перестроен в XIX в. Российский аналог богато украшен изразцами и изображениями святых. При подрыве храма в 1941 г. кувуклия уцелела.

В южной стене Воскресенского храма — лестница, ведущая на Святую Голгофу, где установлен кипарисовый крест с образом распятого Спасителя и устроена церковь, освященная Никоном. Здесь он молился перед отъездом на собор, где был низложен. Центральный столп Голгофской церкви облицован изразцами XVII в. А у нижних ступеней лестницы в стену вмурован камень, привезенный для Нового Иерусалима из Иорданской пустыни, где молилась раскаявшаяся в грехах Мария Египетская. В ее честь в соборе также устроена церковь. Еще одна святыня, камень миропомазания, находится в соборе напротив южного входа — он символизирует место, куда было положено тело Господне перед помещением во Гроб.

Колокольня ансамбля

Третьей вертикальной доминантой ансамбля Нового Иерусалима стала высокая, 62-метровая шестиярусная колокольня, также восстановленная по старым чертежам. В нижнем, уцелевшем после взрыва четверике расположена церковь Всех Святых, в двух последующих — звонницы, а вокруг четвертого, четырехгранного яруса устроена галерея-гульбище, до середины объема по высоте. Дальше поднимаются два восьмерика, в одном из которых установлены часы с боем. Колокольню венчает шлемовидная золотая глава, делающая ее схожей с кремлевским «Иваном Великим».

Святыня против раскола

Нет, не надо было Тишайшему царю замораживать строительство Нового Иерусалима. Если уж многие высокопоставленные священнослужители и даже такие монастыри, как Соловецкий не приняли реформы, то что говорить о простых людях. Иные под Святой Троицей понимали изображенных на иконе Иисуса со склонившимися к нему Богородицей и Иоанном Предтечей. После низложения Никона священники растерялись. И хотя собор Вселенских патриархов подтвердил незыблемость нового устава, порой в церквях пели и молились по-старому. Староверы бежали от царева гнева на Кавказ, на Север, за Урал, там создавали свои общины, скиты. Плодились секты.

Храм Рождества Христова

На территории монастыря есть и другие постройки: трапезная с барочным храмом Рождества Христова, палаты царевны Татьяны Михайловны, убедившей царственного племянника освободить опального патриарха, братский корпус, хозяйственные и служебные здания, но они отходят на задний план при осмотре ансамбля Воскресенского собора. При этом, конечно, не оставляет ощущение, что соприкасаешься не с историческим памятником, а с новоделом, хоть и восстановленным в точном соответствии с оригиналом.

Но не тратить же было на искусственное старение камня средства, размер которых, по словам одного из руководителей Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря, уже сопоставим с затратами на возведение Храма Христа Спасителя или реставрации Московского Кремля. Ведь речь идет прежде всего о православной святыне, построенной для того, чтобы объединить народ, расколотый в том числе церковной реформой. Собрать всех под единую православную сень. А для верующего человека пыль веков на ступенях храма не столь уж важна.

 

Внутренняя отделка ротонды

В столь часто приводимом историками для сравнений 1913 г. Новый Иерусалим посетило более 35 000 паломников. Сейчас Святые врата вновь открыты для всех. Можно подняться по широкой лестнице на крепостные стены, набрать воды из источника в подклете собора, можно даже фотографировать в храме — не во время службы, конечно. Немного удручает отсутствие информационных табличек на стенах — но у входа в монастырь в домике экскурсионного бюро можно приобрести подробную схему, а в церковной лавке — прекрасно изданный путеводитель. Почти от самой железнодорожной станции «Новоиерусалимская» к обители ведет Тропа паломника. А рядом с монастырем отстроено новое, современное помещение для выведенного из него музея.

 

12-тиярусный иконостас Воскресенского собора

Новый Иерусалим возрожден. Рядом с его стенами в Крещенскую ночь окунаются в Истру-Иордан множество людей, объединенных верой и чувством сопричастности к русским традициям. В городах строят православные храмы. Но сколько еще порушенных святынь нужно восстановить, чтобы вновь объединить народ?

Евгений Шапочкин

Новый Иерусалим, русская копия Святой Земли

Если пройти 40 км к северо-западу от Москвы , вы окажетесь в маленьком городке под названием Истра . Главной достопримечательностью здесь является Воскресенский монастырь , созданный в 17 веке как русская копия Святой Земли и названный Новый Иерусалим . Это не только святое место для христианских паломников, но и исторически интересное и эстетически красивое. Посещение Новый Иерусалим в Московской области, можно делать то же, что обычно делают паломники в Израиле: омыться в реке Иордан, прогуляться по Гефсиманскому саду, подняться на гору Фавор, войти в Воскресенский собор, который является копией храма Гроба Господня.

Фото © Credits to Landskneh

Сон Патриарха Никона

Воскресенский монастырь был основан Патриархом Никоном в 1656 году. В то время Святая Земля была оккупирована Османской империей и посещать ее было опасно. У Никон было мечта создать русскую Палестину. Ландшафт возле Истры напоминал палестинский, а холмы, парки и река были переименованы согласно Библии. Образцом при строительстве послужила кипарисовая модель храма Гроба Господня, привезенная Иерусалимским Патриархом Паисием.

Фото © предоставлено radiorus.ru

Репродукция Храма Гроба Господня

Войдя в ворота Входо-Господского храма в Иерусалим, вы сможете насладиться изумительным видом на Воскресенский собор , который является копией Храма Гроба Господня . Он включает в себя 30 проходов. Можно взять гида или проследить жизнь Христа самостоятельно – увидеть Темницу Христову, путь на Голгофу, Алтарь Распятия. Камень миропомазания, на котором, как говорят, было помазано тело Иисуса перед погребением, в Страстную пятницу украшают лепестками роз. Кувуклия в ротонде является как бы храмом внутри храма и символизирует усыпальницу над гробом Христа. Внизу находится колодец с освященной водой «Живоносный источник».

Фото © Вертешиной Юлии. Кувуклия

Традиционные русские украшения

Однако украшение собора уникально. Это традиционный русский , а не палестинский. Красочные изразцы XVII века, восьмиметровая стена с иконами, богатая лепнина в стиле барокко придают храму праздничный вид.

Фото © Вертешиной Юлии

18 октября 1657 года царь Алексей Михайлович присутствовал на церемонии освящения 9-го собора.0003 Воскресенский монастырь , построенный как русская копия Святой Земли . Увидев его с «Масличной горы», он назвал его Новый Иерусалим . Чтобы добраться туда, сядьте на электричку с Рижского вокзала (Москва), и вы найдете все места, связанные с земной жизнью Христа.

Фото © f.otzyv.ru/Николай
Воскресенский монастырь (Новоиерусалимский монастырь)
ул. Советская, 2, Истра, Московская область, Россия, 143500

Мы рекомендуем бронировать проживание в Центральном регионе заранее, так как в определенные периоды он может быть быстро занят. Если вы используете эту ссылку, вы платите ту же цену, а мы получаем небольшую комиссию — спасибо за вашу поддержку!

Я живу в Москве. Увлекаюсь путешествиями, историей, природой и архитектурой. Несколько лет работал гидом в Москве и других городах России. Я получаю вдохновение, посещая новые места, и мне нравится делиться им с другими.

Достопримечательности Истры — информация, фото, на карте

Современная Истра «выросла» из села Сафатово, первое упоминание о котором относится к 1636 году. Позже несколько соседних деревень были объединены и город в 1781 году получил название Воскресенск, так как в нем была построена главная церковь в память Воскресение Иисуса Христа. В 1930 году город был переименован в Истру.

Новоиерусалимский монастырь, основанный в 1656 году, действительно прославил город. Возникновение монастыря было продиктовано желанием патриарха Никона перенести образ храма Гроба Господня из Иерусалима на русскую землю. Эту идею поддержал царь Алексей Михайлович, отец будущего императора Петра Великого. В 1657 году он присутствовал на освящении первой Воскресенской церкви на территории монастыря и назвал монастырь Новым Иерусалимом. В XIX веке монастырь был настоящим центром русского паломничества. В 1919 он был закрыт. Монахи вернулись сюда только в 1994 году.

Сегодня люди едут в Истру, чтобы провести целый день на лоне природы. Помимо Новоиерусалимского монастыря в городе есть Музей деревянного зодчества и великолепный музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Рядом находится усадьба Бабкино, где в конце XIX века собирались творческие люди. В частности, в нем неоднократно бывали писатель Антон Чехов и художник Исаак Левитан.

Известно, что в 1867 году английский писатель Льюис Кэрролл приезжал посмотреть на монастырь и даже ночевал здесь. История не сохранила воспоминаний о том, где он останавливался и что ел.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *