Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Торатау – Гора Торатау

Содержание

Гора Тратау

Останцовая изолированная возвышенность с правильными склонами и вершиной, расположенная в Ишимбайском районе Республики Башкортостан. Гора Тратау на башкирском зовется как «Торатау«, что означает «крепость-гора«. Самая высокая точка Торатау (абсолютная высота) составляет 406 метров. Над равниной гора возвышается на 280 метров. Торатау является одним из четырех шиханов — Шахтау, Юрактау и Куштау. Они являются остатками древнего барьерного (кораллового) рифа, который образовался в тропическом море ранней эпохи пермского периода примерно 230 млн. лет назад. В отложениях горы Торатау можно встретить окаменелости древних раковин, растений и животных. В позднем палеозое местность, где расположена гора Тратау, была огромным океаном, глубиной более 200 метров.

Флора Торатау богата и разнообразна — на этом участке местности растут более 100 различных видов растений. На одном из склонов имеется несколько естественных карстовых пещер и гротов. По одной из местных легенд в одной из этих пещер один хан заключил свою дочь за попытку бегства с одним из русских воинов.

Шихан Торатау с древних времен являлся священным местом, куда запрещено было ступать не посвященным людям. На горе проводились обряды. В послевоенные годы у подножия горы располагался лагерь ГУЛАГ. На сегодняшний день от него сохранились только бетонные стены бараков. Гора Тратау является символом Ишимбайского района и запечатлена на его флаге и гербе.

В настоящее время гора Тратау находится под угрозой уничтожения. На её разработки в промышленных масштабах претендует одно из градообразующих предприятий города Стерлитамака. На горе уже были проведены геологоразведочные работы. Местные жители, а также неравнодушные люди по всей России пытаются сохранить шихан Тратау и добиться признания ее заповедником. Один из шиханов — Шахтау к настоящему времени уже полностью переработан.

 

Как добраться

Добраться до горы Тратау (Торатау) можно из Стерлитамака — до шихана будет всего 15 км, она расположена на юго-востоке от города. От города Ишимбая до Торатау около 10 км на север.

 

Автор фотографий: Pesotsky

greenexp.ru

Чем шихан Торатау сакрален для башкир? — Реальное время

Торатау в исторической и культурологической ретроспективе

Фото: Тимур Рахматуллин

Ситуация вокруг шихана Торатау одна из острейших в Башкирии. С одной стороны, стерлитамакская «Сода» (БСК) намерена разработать гору для своего производства. С другой, на защиту шихана встали экологи и представители башкирской общественности. Даже глава республики Рустэм Хамитов пообещал сохранить уникальные природные памятники. Что в Торатау такого священного, что местные жители столь упорно защищают шихан? В вопросе разбирается уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин. В авторской колонке, написанной для «Реального времени», он подходит с культурно-исторических позиций к теме шихана. Наш колумнист приводит любопытные исторические и литературные находки.

В последнее время вокруг горы Тора-тау (Торатау, Тратау) ведутся ожесточенные споры. Помимо очевидной для всех необходимости сохранения горы как уникального объекта природы всегда присутствует аргументация «священности» горы. Против данного положения выступают лоббисты интересов «Башкирской содовой компании» в союзе с некоторыми клерикалами, которые в явлении почитании горы усмотрели нечто еретическое и даже «ширк». Для первых — это просто бизнес и ничего личного. Что касается вторых, то пусть их рассудит Аллах — творец всего сущего, в том числе горы Тора-тау.

Архетип мировой горы в мифологии

Почитание гор является общечеловеческой универсалией. Величественное всегда внушало человеку уважение. Как пишут исследователи, архетип мировой горы — это двухчастная модель Вселенной, символизирующая членение мира на мир людей (подножие горы) и мир богов (вершина горы). Так, древнегреческие боги во главе с Зевсом обитали на горе Олимп. Арийские божества начала населяли гору Хара Березайти (она же Су-Меру), а после разделения ариев на иранцев и индийцев поселились на горах Альбурз (Эльбурс) и Кайласа в Гималаях. В буддизме горы почитались как место расположения рая бодхисатв, в японском синтоизме в горах обитали боги.

Башкирской мифологии также присущ культ гор, что неудивительно, поскольку башкиры являются аборигенами Южного Урала. Мало того, сама горная система и весь огромный Уральский регион (Большой Урал) от Казахстана до Северного Ледовитого океана получил свое название от хребта Уралтау, который, как говорится в башкирском эпосе «Урал-батыр», является телом титана Урал-батыра:

Дорога Урала великие горы,
Могилы Урала высокие горы,
Название приняли то же Урал.

Вершина горы Уралтау изображается как райская обитель, в которой живет божество Самрау, аналог авестийского Сенмурва и иранского Симурга: «Есть там такая страна, где крови не пьют, мяса не едят, куда путь для Смерти закрыт.… Днем и ночью веселье одно».

Рафаэль Санти. Моисей, получающий скрижали Завета. Фото artchive.ru

Архетип горы в монотеистической традиции

В иудео-христианской религиозной традиции горы также являются точкой соприкосновения с божественным. Тому примером гора Синай, на вершине которой Моисей получил от Бога заповеди для людей, а после восхождения на Фавор произошло Преображение Иисуса Христа.

В исламской традиции мы находим схожие сюжеты. Арабский энциклопедист XIII века Шихаб ад-Дин Йакут ар-Руми писал о горе Арафат: «Сказано о причинах того, что дали ей название ‘Арафат: Джибраил мир ему! объяснил Ибрахиму религиозные обряды и когда доставил его к ‘Арафату, сказал ему: «Ты познал?». Тот ответил: «Да». И она была названа ‘Арафат. И также говорят: [гора] названа так потому, что там Адам и Хавва (т. е. Ева, – прим. авт.) познали друг друга после того, как были низведены из рая. И говорят, что люди сознались в своих грехах на этом месте».

Как видим, гора Арафат (от арабского глагола «’арафа», т. е. «познавать») считается местом обретения людьми гнозиса (‘ирфан) и даже местом зарождения человечества. С точки зрения ислама приближенность к Аллаху (вилайа) не зависит от точки отметки над уровнем моря, поскольку Аллах вездесущ, а любое место на земле имеет равный статус: «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха» (2:115).

Тем не менее архетип горы упорно прорастал сквозь толщу любой религиозной традиции, словно заявляя, что равнина хорошо, ну а горы лучше. Именно поэтому сюжеты о теофании в иудаизме, христианстве и исламе часто связаны именно с горами. В философии Ницше они стали метафорой восхождения к истине и духовного освобождения: «Кто поднимается на высочайшие горы, тот смеется над всякой трагедией сцены и жизни» («Так говорил Заратустра»).

Мифологизация пространства элемент башкирской идентичности

Как доказал историк Б.А. Азнабаев, мифологизация пространства и сакрализация его объектов лежит в основе башкирской идентичности, так как определение этноса включает в себя не только признание общности происхождения и языка, но и комплекс обычаев, а также уклад жизни, хранимые и освященные традицией и отличающие его от других. Урал для древнего башкира это не только родина, но и пуп Земли, центр мироздания. Согласно эпосу «Урал-батыр», именно здесь спаслись люди во время всемирного потопа, устроенного дивами и Шульгеном братом и антиподом Урала, и отсюда расселились по всей ойкумене. Родная земля была живым существом, которое обессмертил Урал-батыр, опрыснув живой водой.

Как писал П.И. Рычков, башкирский народ «ничего столь не уважает и не бережет как старинные свои вотчинные земли», так как «почитая их собственными <… > своими вотчинами, нередко за них бунтовали и умирали». Слово «вотчина» происходит от слова «отец», чем декларируется тот непреложный факт, что земля досталась башкирам от праотцов, а им от Бога, когда Всевышний «делил» землю между народами.

Ученый-энциклопедист и путешественник XVIII века Петер Симон Паллас отметил наличие у башкир сложной системы локальных мифов. Фото wikipedia.org

Ученый-энциклопедист и путешественник XVIII века Петер Симон Паллас отметил наличие у башкир сложной системы локальных мифов. Однако слово самому визитеру: «Множество прилагательных речений, коими башкирцы большие и малые горы, все ручьи и малейшие протоки, долины, частные рощицы и все прочие урочища отличают, можно принять за доказательство о древности их в сих местах поселения».

Знаменитый лексикограф и этнограф В.И. Даль писал в том же духе: «Леса, дебри, горы, воды и пещеры населены лешими, водяными, русалками, известными под именем джин, дух; каждою горою, каждым озером обладает такой джин, добрый или злой; но все это рассказывает вам башкир стихами или напевает, вторя чебизге или кураю, в прошлом времени».

Поэтому далеко не случайна болезненная реакция башкирского общества на планы промышленной разработки «священной» горы Тора-тау. Сакрализация территории свидетельствует о том, что этническое начало народа еще не закостенело и питается соками своей земли. При этом не нужно подменять сакрализацию объекта поклонением ему как божеству.

Лучше гор могут быть только горы…

В Башкортостане много «священных» гор, этиология «священства» которых различная. В одних случаях причиной тому стала мифология, в других случаях религиозное сознание, в третьих историко-политическая традиция. Так, гора Иремель (1 582 метра), находящаяся на территории Белорецкого района РБ, считалась у башкир «доброй» («изге тау») в контексте мифологизации пространства. В отличие от нее Яман-тау (1 640 метров), высшая точка Южного Урала, на которой, по преданию, жил гигантский змей-полоз, превращавшийся в грозовую тучу, считалась «злой» горой. Отсюда ее название Яман-тау, т. е. «Плохая гора». В последнее время гора Иремель вышла за периметр исключительно башкирской мифологии, став «сакральной» для всякого рода эзотериков и неоязычников всей страны. Связано это с ажиотажем вокруг Аркаима и тем, что, согласно некоторым исследованиям, Иремель идеально соответствует описанию горы Хукарья, высшей точке священных гор древних ариев Хара Березайти («Высокая Хара»). Страна «Арианам Вайджа» («Арийский простор»), описываемая в Авесте как сеть городов, устроенных в виде концентрических кругов, рядом с которыми находится гора Хукарья (читай: Иремель), взбудоражила умы не только завзятых мистиков, но и серьезных ученых.

Следующий пример — гора Ауш-тау, находящаяся в Учалинском районе РБ. Ислам, установившийся в Башкирии благодаря миссионерской деятельности суфийских тарикатов и потому ориентировавшийся на суфийские идеалы, во многом звучал в унисон мировоззрению ее населения, но с иной, теологической точки зрения: джинны, духи природных объектов, отныне подчинялись воле Аллаха, а могилы Его святых угодников (аулия) становились объектами сакрализации.

Гора Иремель (1 582 метра), находящаяся на территории Белорецкого района РБ, считалась у башкир «доброй» («изге тау») в контексте мифологизации пространства. Фото Acodered / wikipedia.org

Историк и публицист XIX века Р.Г. Игнатьев писал о горе Ауш-тау: «Ауш слывет святою горою и привлекает к себе немало богомольцев из окрестных магометан. На вершине горы видны три могилы, из которых одну предание приписывает какому-то Харзаману, почитаемому святым (аблиа), а другие две его двум ученикам, имена которых неизвестны, но они тоже святые: все трое, по сказаниям местных башкир, во времена древние проповедовали закон великого Мухамета людям неверным <…>. Башкиры верят преданию, что и кроме могилы Харзамана во многих местах по вершинам Уральских гор есть могилы святых, и все они проповедовали Коран во времена древние, что все они были великие имамы». Традиция зиярата (араб. «посещение») к могилам шейхов, похороненным на горе Ауш-тау, жива по сегодняшний день. Обычай погребать мусульманских проповедников на вершинах гор, является отражением древнего архетипа мировой горы, который успешно реализовался в исламе.

Однако, самым уникальным является пример горы Тора-тау, феномен которой основан на мифологии, религиозном сознании и историко-политической традиции одновременно. В 1770 году академик И.И. Лепехин, путешествовавший по Башкирии, писал: «В одиннадцати верстах от Стерлитамакской пристани, по нагорному берегу реки Белой видна последняя из высочайших гор близ Оренбургской дороги в Уфу, Тура Тау (Городковая гора) прозываемая <…>. Башкирцы к горе сей имеют особливое почтение и почитают ее за освященное место. В старину, по их сказкам (т.е. рассказам, — прим. авт.), жительствовал на ней Нагайский Хан со своим семейством, а после служила она прибежищем богобоязливым и уединенным мусульманам, которых они угодниками (авлия, — прим. авт.) называют».

Башкирская полития

Судя по отрывочным сведениям, сохранившимся в сочинениях арабского историка X века ал-Мас’уди, сицилийского географа XII века ал-Идриси, а также в письме монаха Иоганки Венгра, вплоть до первой трети XIV века в Башкирии существовала вертикаль власти в лице местного правителя. Упомянутый венгерский миссионер в 1320 году писал генералу своего ордена: «Государя же всей Баскардии с большей частью его семьи мы нашли совершенно зараженным сарацинским заблуждением».

Однако в последующем башкирский правитель более не фиксируется в источниках. По всей видимости, в правление Узбек-хана (1313—1341) местная династия была уничтожена. Вместо вертикали власти в Башкирии возникает акефальная (т. е. безглавная) полития в виде горизонтально интегрированных кланов во главе со своими беями. Башкиры, составлявшие этническое целое, не были разверстаны на десятки и сотни, как население Улуса Джучи. Монгольские ханы, лишив их собственных правителей, тем не менее наделили за какие-то заслуги каждый башкирский клан вотчинными правами на определенную территорию.

Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом».

Неслучайно министр государственных имуществ Российской империи в 1837—1856 годы П.Д. Киселев писал, что «башкиры владели своими землями неограниченно до присоединения их к России». Эта система, представлявшая собой союз кланов, обладавших вотчинным правом, получила у башкир название ‘асабийа (араб. «племенной дух», «национализм», «солидарность»). Последняя сильно отличалась от содержания термина ‘асабийа, введенного в социологию выдающимся арабским ученым XIV века Ибн Халдуном.

Согласно сюжету, молодой Чингиз, спасаясь от мести братьев, скрылся в неизвестном направлении. На его поиски отправились вожди ряда башкирских племен, отыскали царевича и провозгласили своим ханом. Фото wikipedia.org

Политический миф башкир

Для идеологического обоснования сложившейся в Башкирии политической системы было написано специальное литературное произведение «Кысса-и Чингиз-хан» («Сказание о Чингиз-хане»), один из списков которого входил в состав сборника «Дафтар-и Чингиз-наме». По мнению Б.А. Азнабаева, он представляет собой «концентрированное изложение политического статуса башкирских родов в имперском пространстве».

Д.Н. Маслюженко, проанализировав сибирские летописи, пришел к выводу, что они содержат политический миф сибирских тюрков о приоритетности их династии Тайбугидов перед Чингизидами. По его мнению, свой политический миф существовал и у башкир. Он пишет: «Так, «Дафтар-и Чингиз-наме», включающая в себя башкирские предания и шежере, обосновывает власть башкирских биев через особые пожалования Чингиз-хана в форме ярлыков». Согласно сюжету, молодой Чингиз, спасаясь от мести братьев, скрылся в неизвестном направлении. На его поиски отправились вожди ряда башкирских племен, отыскали царевича и провозгласили своим ханом. В порыве благодарности Чингиз-хан раздает башкирским князьям символы власти — тамгу, уран (боевой клич), онгоны (дерево, птица).

Идея сказания сводится к мысли, что без поддержки улусных беков ни один хан-Чингизид не сможет править государством. «Кысса-и Чингиз-наме» не претендует на историческую достоверность и является отражением определенной политической заданности, направленной на доказательство роли башкирских вождей в становлении империи Чингиз-хана и древности башкирского вотчинного права. Перечисление глав башкирских кланов (Табын, Минг, Бурзян, Юрматы, Кунграт, Тамъян, Катай, Кыпчак, Кереит и др.), которые якобы были сподвижниками завоевателя в начале его политической карьеры, показывает, насколько было важным для каждого поколения представителей упомянутых кланов засвидетельствовать исключительную роль своих предков в становлении башкирской политии.

Если политический миф, изложенный в «Кысса-и Чингиз-хан», обосновывал автономный статус Башкирии в имперском пространстве (сначала в Золотой Орде, потом в Московском царстве), то русский геополитический миф «Москва — третий Рим» указывал на место России на международной арене. Таким образом, сочинение «Кысса-и Чингиз-хан» было своеобразной «Историей государства и права» башкир, многие века определявшей их позиционирование перед лицом различных монархий.

Тора-тау в «Кысса-и Чингиз-хан»

О времени написания сочинения «Кысса-и Чингиз-хан» существуют разные мнения. Например, татарский филолог М. Усманов указывал на последнюю четверть XVII века, поскольку в одном из списков сказания упоминается башкирское восстание 1681—1684 годов. Однако, этот сюжет мог быть позднейшей вставкой. По нашему мнению, это политическое произведение было написано в XIV—XV веках. Историк А.Б. Азнабаев пишет, что оно предназначалось «для оправдания специфической ситуации, которая сложилась на Урале и Западной Сибири в период XIII—XV вв.».

Существовало несколько списков «Кысса-и Чингиз-хан», которые отличались друг от друга в существенных деталях. В сокращенной версии, опубликованной в 1822 году в Казани первым татарским просветителем Ибрагимом Хальфиным, сюжет о Тора-тау отсутствует. Однако в других списках сказания он напротив наличествует, о чем писал в свое время И.И. Лепехин: «За свято почитаемая башкирцами Тура Тау принудила нас быть роскошными и возбуждать башкирскую неустрашимость вином: ибо никто из них на сию гору с нами идти не хотел, отговариваяся разными обетами, которыми они горе должны и которые еще не исполнены: ибо без исполнения обетов взлазить на гору никто не сможет; разве кто хочет сам себе быть злодеем. Сожалея о башкирском заблуждении, а паче думая, что они отговариваются только для трудного на гору всходу, старался я им показать, что от горы ничего воспоследовать не может и что она никакого обету не заслуживает. Но башкирцы, будучи от природы честолюбивы, а особливо те, которые за знатоков между ими почитаются, не очень весело слушали наши доводы и на конец говорили, что, не упоминая о книге Чингыз, в которой много о сей горе писано, два тамошних примера сказать довольно. Один татарин, презирая сие священное место, и в возмездие башкирскому заблуждению на горе напакостил; но сия попытка даром ему не прошла: ибо весь его род в короткое время вымер».

Как свидетельствует И.Л. Лепехин, в «книге Чингыз», т. е. «Кысса-и Чингиз-хан», «много о сей горе написано». Фото wikipedia.org

Как свидетельствует И.Л. Лепехин, в «книге Чингыз», т. е. «Кысса-и Чингиз-хан», «много о сей горе написано». Причем содержание написанного относительно Тора-тау внушало башкирам священный трепет. К сожалению, в известных нам списках сказания сохранилась лишь ничтожная часть изначальной информации. В одном из них, опубликованном в «Антологии башкирской литературы», говорится, что матерью Дуюн-Баяна (Добун-Мергена монгольских хроник), предка Чингиз-хана, была дочь Алтын-хана по имени Гулямалик — Курекле. Когда она забеременела от наития солнечного луча, родители посадили ее близ горы Тора-тау в большую золотую лодку, спустили ее на воду и отправили вместе с челядью вниз по течению реки Белой к берегам моря Тун (вероятно, Донское, т. е. Азовское море). По пути следования судно захватил монгольский князь Тумавыл-Мерген, женился на Гулямалик-Курекле, после чего у них родился сын Дуюн-Баян. Таким образом, автор сочинения проводил мысль, что родоначальник монголов по линии матери был по происхождению башкиром, а его дед Алтын-хан жил близ горы Тора-тау. На этом основании данная гора считалась тем символическим местом, где было положено начало башкирской политии и ‘асабийи, ставших результатом последующих договоренностей с Чингиз-ханом.

Тора-тау в последующей традиции

И.И. Лепехин сообщал, что на горе Тора-тау жил некий ногайский хан, что, естественно, вызывает сомнение. Во-первых, на горе жить невозможно — дует сильный ветер, да и вода далеко. Во-вторых, ногайских ханов не существовало в природе, а этим названием русские авторы применительно к Башкирии, как правило, обозначали Чингизидов линии Шибан-хана, брата Бату-хана. Ханов-Шибанидов башкиры считали своими «природными царями» и именовали их Тура-ханами, так как их коренным владением считалась сибирская область Тура с центром в Тюмени. В Чишминском районе стоит мавзолей Тура-хана — одного из Шибанидов, предположительно Махмудек-хана, прадеда знаменитого хана Кучума.

В период башкирских восстаний XVII-XVIII веков башкиры в знак отказа от русского подданства всегда приглашали на трон Башкирии Кучумовичей. Так, во время восстания 1662—1664 годов ханом Башкирии был провозглашен Кучук-хан, правнук Кучума. Обладая статусом «священной» горы, Тора-тау, по всей видимости, была тем местом, где происходил ритуал провозглашения башкирских ханов. Так, в ходе башкирского восстания 1704—1711 годов по призыву Алдар-тархана Исекеева из Каракалпакской Орды был вызван султан Хазей (Хаджи), родич Кучук-хана.

Казанский губернатор П.М. Апраксин писал: «Пущие изменники Алдарка с товарищи призвали к себе из Каракалпак воровского хана Хазея, и тот де хан в феврале месяце нынешнего 709-м году с теми воровскими башкирцы был в тех башкирских юртах, от Уфы ездою в 5-ти днях, урочищах в Юрматинскую волость, и многие де башкирцы по прелести тому хану с тем Алдарком шертовали». Говоря современным языком, Кучумович Хазей (Хаджи) был привезен из Хорезма и провозглашен ханом в Юрматынской волости. Если место проведения данной церемонии (поднятия на белой кошме) не имело значения, то почему Алдар не провел этот ритуал, скажем, у себя в Бурзянской волости? Следовательно, он привез хана в Юрматынскую волость намеренно, потому что там находилась Тора-тау, возле которой, якобы, жили предки легендарной прабабушки Чингиз-хана. Не следует также забывать, что Карасакал, долгое время скрывавшийся под именем Миндегула Юлаева в башкирских аулах долины реки Селеук, т. е. близ горы Тора-тау в Юрматынской волости, по всей видимости, там же был провозглашен ханом Башкирии под именем Султан-Гирей-хана.

Так или иначе, образ горы Тора-тау занимал исключительно важное место в литературной, религиозной, политической и исторической традиции Башкирии. Олицетворяя собой определенные сакральные символы, гора играла заметную роль в самосознании башкирского народа как субъекта истории. Поэтому, как свидетельствовал И.И. Лепехин, еще в конце XVIII века она продолжала оставаться объектом глубокого почитания, хотя к XX веку ореол ее «святости» в значительной степени был утрачен. Однако он не исчез полностью, сохранившись в исторической памяти местного населения в первую очередь башкир рода Юрматы. В конце XX века образ горы Тора-тау восстановился вновь, но уже в качестве одного из национальных символов Башкортостана.

Салават Хамидуллин

Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
ОбществоИсторияКультура Башкортостан

realnoevremya.ru

Маленький башкирский Килиманджаро — шихан Торатау

Потрясающей красоты гора, расположенная в Башкирии между городами Стерлитамак и Ишимбай, начала своё формирование еще 230 миллионов лет назад. Тогда, в Палеозойскую эру, на этом месте было дно океана, а по суше бегали динозавры. Гора представляет собой резко возвышающийся холм, сложенный из известняка, останков барьерных рифов древних морей, которые накапливались в этом месте на протяжении миллионов лет и, каким то чудом, оказавшиеся в наши дни на поверхности. Всего в цепочке башкирских шиханов их четыре. Торатау, Юрактау, Куштау и Шахтау, четвертый практически полностью переработан в соду (об этом будет отдельный пост), а сегодняшний пост будет посвящен самому высокому и самому популярному шихану — Торатау.

Итак, шихан Торатау находится южнее Стерлитамака, по дороге в Ишимбай. Когда мы подъехали к шихану, нас встретила собачка, которая к нам привязалась и совершила восхождение вместе с нами, за что и получила угощение с барской руки timaldo. Кстати с его слов, Торатау, по крутизне склона похож на маленький Килиманджаро, с той лишь разницей что для подъема на африканскую вершину требуется минимум 6 часов! Напомню, что в минувшем году Тимур совершил восхождение на одну из самых высоких вершин мира! (5895 м.)

Зайти на гору можно несколькими путями, мы выбрали самый короткий, но и самый сложный, пошли напрямую. Везде есть протоптанные тропинки, поэтому взойти на неё по скалистой стороне не так сложно как может показаться на первый взгляд. Если подойти к горе слева, с лесистой стороны, то вы попадете на самый пологий подъем, но не менее интересный, мы по нему спускались вниз.

Даже у подножия горы пейзажи впечатляют! Можно представить насколько красиво на самой горе!






Верный пес шел с нами всю дорогу


Чем выше мы поднимались, тем краше был пейзаж! Уже видно другие шиханы

Вот и озерцо можно рассмотреть

Дорога по которой мы приехали


Мы встретили других туристов и пообщались с ними



И вот мы на вершине, Тимур настолько рад, что решил повторить ритуал, который совершает rais при восхождении


Наверху мы встретили вот такого любителя экстримального отдыха


Пока он летал, а Катя практиковала Йогу, мы фотографировали пейзажи







Затем Тимур сделал несколько крутейших кадров с квадрокоптера, покажу их в следующем посту




Замер скорости Мегафона


Мегафон ловит на шихане очень хорошо

Чего не скажешь о моём билайне((( ай-ай-ай, с трудом ловит даже на горе(( очень жаль

Счастливая Катя

Мы собрали мешок мусора пока спускались с горы


Спускайтесь осторожнее, можно подскользнуться)))

И еще счастливая Катя напоследок

Немного расскажу про базу отдыха Шиханы:
[Инфа для тех, кому интересно где на Шиханах можно остановиться…]

База отдыха Шиханы расположена прямо у подножия горы Куштау, на которую мы взошли на следующий день. Поблизости расположена деревня и горнолыжный комплекс, посетители которого видимо и живут зимой на этой базе. Мы взяли двухместный полулюкс (по меркам базы это нечто среднее между стандартом и люксом) база отдыха оказалась муниципальной и разваливающейся, думается еще чуть чуть и она разорится. её признают банкротом и выкупит какой нибудь частник, этого наверно все и ждут. На базе все дома заброшены, всё заросло бурьяном и нет горячей воды.

Дикий совок


Есть лишь одно приличное здание, туда и заселяют всех туристов



Есть еще одно знание, и оно как то связанно с горнолыжкой Куштау, расположенной поблизости

Остальные дома имеют печальный вид









Вот он первый корпус, который самый приличный. Холл, холодильник в коридоре

просторный полулюкс, но немного грязноватый.

Радио в стене, не видел такого еще нигде


Душевая кабина и полотенца, но отсутствие горячей воды опечалило, говорят что выключили за неуплату

есть даже кондиционер

еще немного совка)


Столовой на базе нет, все питаются в частной кафешке, расположенной у главного входа.



Шашлычок был вкусный

Цены тут не сильно отличаются от Уфимских, если бы не шашлык, мы бы уложились в 500 руб оба раза)



Мы пообщались с владельцем кафешки, он поведал нам много интересного о горе Куштау и о бизнесе вокруг него, но об этом я расскажу следующим постом.

А видеограф Тимур Салихов timaldo снял прикольный короткий ролик про этот шихан:

На следующий день мы забрались на шиханы Куштау и Юрактау, об этом в следующих постах. На Юрактау мы попали под небольшой дождик, но кофе Кумпан нас согрел, спасибо Михаилу за предоставленный ароматный кофейный продукт!

Автор статьи — Дим Тулунгужин

О чем я еще пишу в этом блоге

dimolution.livejournal.com

Торатау (Тратау) – Путешествия, туризм. Достопримечательности городов, природы.

После Ишеевской пещерной системы мы добрались до горы Торатау. Название переводится: крепость-гора, по другому её название звучит Тратау. Находится гора рядом с Ишимбаем, она же является символом этого города.

Интересна она тем, что возвышается над расположенной рядом местностью. Кроме того, Торатау является остатком кораллового рифа тропического моря, которое было на этой территории 230 миллионов лет назад.

Я уже бывал здесь семьей, когда ездил по всем четырем горам – шиханам Башкирии, но в прошлый раз нам не повезло с погодой и мы не смогли подняться.

В этот раз с погодой повезло и мы подъехали к другим уже стоящим машинам, и начали наш подъем на Торатау.

Со стороны трассы Тратау представляет из себя скальник, по которому без снаряжения не подняться, с другой стороны склон более пологий и отчасти покрыт лесом, как следствие ,там более продолжительный подъем. Мы нашли более оптимальное место подъема, которое, видимо, пользуется наибольшй популярностью, так как тропа хорошо протоптана. Идти довольно тяжело, так как склон с этой стороны шихана все-таки достаточно крутой.

Вдоль тропы, а местами и на ней, видны следы после схода весенней сели. Местами до сих пор лежит снег.

Склон Торатау по большей части покрыт невысокой травой, кое-где попадаются кустарники и ярко-желтые цветы.

Вершина представляет из себя небольшое холмистое плато, все покрытое степной травой. С него открывается прекрасный вид во все стороны.

Пока остальные участники поездки фотографировались и отдыхали, я прогулялся по плато.

Со стороны скальников есть множество камней, на которых видны следы прошлого Тратау как рифа. Хотя не только прошлое, но и настоящее здесь сильно бросается в глаза – кроме стандартных на легко доступных природных объектах уже приевшихся надписей “Здесь был …”, здесь есть знаки московских нацистов в виде кельтских крестов и свастики. Поверх свастики нарисована красная звезда, так что “идеологическая война” ведется и на вершине Торатау.

Во время спуска вниз я ещё сфотографировал камни с остатками окаменевших кораллов и моллюсков, которые обнажил сходивший со склона снег.

В самом низу есть две таблички, на одной что-то написано на башкирском, на другой информация про Тратау. Ну и конечно, уже стандартное дерево, все обвешенное тряпками, почему-то, посещая природные достопримечательности, многим людям внезапно становится необходимо приобщится к языческому обычаю.

После Торатау, по пути в Хазинское ущелье, мы заехали в заброшенные бараки ГУЛАГа, эти бараки находятся у склона горы и видны с её вершины.

ant-ufa.com

Башкирские шиханы: Торатау — Путешествия с фотоаппаратом в руках — LiveJournal


Какие уникальные памятники природы России Вы знаете? Большинство людей, конечно же, ответят Байкал или Эльбрус, кто-то назовёт Долину гейзеров или Ленские столбы, единицы вспомнят про плато Мань-Пупу-Нёр или, к примеру, гору Большое Богдо. Но в России есть очень много других уникальных мест, которые, к сожалению, не так широко известны. Башкирские шиханы, представляющие собой цепочку из «четырех» гор-одиночек, без преувеличения входят в их число, а шихан Торатау занимает в этой цепочке особое место.


1. По происхождению Башкирские шиханы являются рифами древнего океана Тетис, существовавшего несколько сотен миллионов лет назад. Шихан Торатау является самым высоким в этой цепочке, его высота над уровнем почвы составляет 280 метров. Видимо, по этой причине Торатау считалась священной горой у древшебашкирского племени Юрматы, населявшего эти места.

2. Друг от друга шиханы располагаются на расстоянии в несколько километров и находятся всего в часе езды от Уфы, вблизи города Стерлитамак. Совсем недавно прямо к подножию Торатау построили дорогу, в конце которой в ближайшем будущем должен появиться мемориальный комплекс.

3. Оставив машину на парковке, я отправился покорять Торатау. Мне следовало найти только подходящее для подъема место, так как южный склон явно для этого не подходил.

4.

5. Вдоль шихана проходит грунтовая дорога, по которой в хорошую погоду без труда сможет проехать даже легковой автомобиль. По дороге неожиданно наткнулся на полуразрушенные здания, издалека напоминающие хлева.

6. Как оказалось, это тюремные бараки, сохранившиеся из десятка лагерных построек, существовавшего здесь в конце 40-ых — начале 50-ых лагеря сталинского ГУЛага.

7. Контингент лагеря состоял из преступников, осужденных за особо тяжкие преступления. Заключённые были приговорены к каторжным работам и добывали камень для нужд строящегося в то время комбината №18, ныне известного как ОАО «Газпром нефтехим Салават».

8. С каждым годом бараки всё глубже уходят в землю, будто гора засасывает их в себя.

9. Ещё пара фотографий южного склона.

10.

11. Пройдя пару километров, я наконец-то нашёл подходящее место. Видите тропинку, уходящую на вершину? Вот по ней я и буду взбираться на Торатау.

12. Процесс подъёма со штативом и фотоаппаратом в руках, да ещё при температуре 30 градусов, дело, мягко говоря, тяжёлое. Приходится делать остановки на отдых через каждые пройденные десять-двадцать метров. Во время каждой такой остановки я вспоминал про бутылку воды, оставленную в машине.

13. Лишь только открывающиеся виды окрестностей придавали мне сил.

14. Ещё совсем немного и я наверху.

15. Вершина шихана представляет из себя заросшую травой поляну размером примерно с футбольное поле. По выходным дням здесь любят устраивать пикники жители близлежащих сёл и городов, также вершина шихана излюбленное место парапланеристов.

16. С вершины открывается вид на карстовое озеро Тугар-Салган, расположенное прямо у подножия шихана Торатау. Несколько лет назад озеро было передано в долгосрочную аренду местным предпринимателям, которые превратили его в место для цивилизованного отдыха и платной рыбалки.

17. В хорошую погоду с вершины также видны три остальных шихана: Шахтау, Куштау и Юрактау. Вы видите только два? Дело в том, что с начала 50-ых годов шихан Шахтау активно разрабатывается, как источник сырьевой базы для стерлитамакского предприятия ОАО «Сода», и сегодня от него уже почти ничего не осталось.

18. Чуть западнее на горизонте виднеется город Стерлитамак и изгибы реки Белой.

19. В заключение не могу не упомянуть, что ещё совсем недавно ходили разговоры о том, что шихан Торатау также будет разрабатываться на сырьё и что он разделит участь шихана Шахтау. Только после вмешательства главы республики было принято решение сохранить шихан Торатау для будущих поколений. Искренне надеюсь, что в этом вопросе окончательно поставлена точка!

P.S. А какие еще малоизвестные памятники природы России знаете Вы?

vladomir.livejournal.com

Гора Торатау, Башкортостан, Россия: на карте, фото, сайт, описание, как добраться, чем заняться, отзывы туристов

Башкортостана славится своей природой. Уникальные по красоте места — визитная карточка республики. Одна из главных достопримечательностей — вековые Шиханы.

Республика Башкортостан – один из субъектов РФ. Столица – город-миллионник Уфа, которую с Москвой разделяют около 1400 километров или 2 часа перелета, сутки дороги. Климат континентальный: жаркое лето, холодная зима. Богата природными ископаемыми: нефть, газ, уголь и другими. Развита социальная инфраструктура.

Башкортостан любим туристами со всего мира: приезжают на автомобилях, автобусах, поездах, теплоходах, самолетах.

Что же касательно Шиханов, то находятся они в 160 км. от г. Уфа, вблизи трех городов, промышленных гигантов: Стерлитамак, Салават, Ишимбай. Проезд общественным транспортом до любого города. Потом пересесть на автобус до деревни Урман-Бишкадак (с башкирского «5 гвоздей в поле»). Дорога от Стерлитамака до Ишимбая проходит непосредственно через Тора тау.

О происхождении гор одиночек у народа есть легенда. В ауле башкирского хана жила красавица Агидель, дочка прославленного Урала батыра. В нее влюбился гордый, надменный сын правителя. Долго уговаривал выйти за него замуж, но красавица была непреклонна. Тогда, поймав на улице, перекинув девушку через луку седла, во весь опор помчался к своему шатру. Красавице удалось спрыгнуть. Изворачиваясь, Агидель не давала себя поймать. Но в один момент пришпоренный конь упал перед девушкой, намертво. Джигит восторжествовал. Агидель, в отчаянии, воскликнула: «Отец, помоги!». Парень зло ухмыльнулся: «Никто тебе не поможет, а за любимого коня ты ответишь!». И ударил красавицу камчой (кнутом). Рассерчал на это седой Урал, превратил дочь в реку.

Побежал Ашак за Агиделью, но не мог поймать: проскальзывала сквозь пальцы. Сорвал джигит сокола с плеча: отправил вдогонку. Птица раскрыла перед речкой свои крылья: не помогло. В отчаянии парень упал перед Агиделью. Не остановилась девушка: обежала юношу. И в образе чистой речки потекла дальше.

Осознал юноша, что не может жить без любимой. Вырвал каменное сердце, бросил к ногам девушки. Замедлилась Агидель, прикоснулась к сердцу. Но не смогла остановиться: навсегда осталась речкой. Побежала дальше к сестре Каме. Вдвоем девушки отправились к Волге матери.

Там, где пал конь джигита выросла «Тора тау» (с древне башкирского «гора-крепость»). Окаменел сокол, раскрывший крылья перед беглянкой. Называют эту возвышенность «Кош (птица) тау». Застывшее тело ханского сына – именуют Ашак или «шах тау». На месте падения сердца появилась одноименная гора «Юряк тау».

Наука иначе представляет себе процесс образования Шиханов. Много миллионов лет назад в этом крае бушевало море, извергались вулканы. Среди зарослей кораллов, морских лилий плавали древние акулы, обитали ракообразные, моллюски. На островах (будущие Уральские горы) росли огромные плауны, папоротники, хвойные… Примерно 67 миллионов лет назад море ушло с Русской платформы, оставив после себя уникальные памятники природы: Шиханы и Уральские горы.

Башкирские известняковые горы-одиночки возвышаются над долиной реки Белой (Агидель) на 250-280 метров. Шиханы всегда привлекали к себе внимание – мировые эталоны, на поверхности которых наблюдают, изучают геологическое прошлое. Проще говоря, возвышенности – коралловые рифы, возраст которых 285 миллионов лет.

Шихан Тратау привлекает геологов обилием окаменелостей, находящихся на дневной поверхности, возможностью сбора богатейших палеонтологических коллекций. За эту уникальную особенность Тора тау причислен к геологическим памятникам Башкортостана (1965 г.), позднее – России. Он находится под охраной ЮНЕСКО.

Именно происхождение Шиханов, «восьмого чуда света», медленно (по человеческим меркам) их убивает. Известняк, из которого сложены рифы, – сырье для производства кальцинированной соды. Шах тау почти разработали, теперь пытаются начать уничтожение Тора тау.

Самая высокая из гор Тора тау в длину 1,2 км., ширину – 800м. Склоны у основания пологие, затем набирают крутизну. Вершина – большая, ровная площадка.

В 1948 году началось строительство будущего промышленного гиганта – г. Салават. Для производства нужен был известняк: добывали его уничтожая гору. Западный склон Тора тау испорчен, обнажен взрывами. Мелкие карьерные выработки – у подножья Южного склона. Поэтому, взобравшись на вершину, любой желающий, может забрать на память найденный палеонтологический материал. Гора не охраняется.

Для восхождения Шихан лучше объехать с юга. Именно на этой накатанной дороге увидите остатки ГУЛАГовских землянок. Сюда ссылали особо опасных преступников со всего союза. Зеки, закованные в кандалы, взрывали горную породу, производили известняк для строящегося нефтехимического завода.

После лагерей дорога раздваивается: лучше ехать по безопасной объездной. Доехав до поляны, транспорт оставляют: дальше идут пешком.

Восхождение для простых людей тяжелое. Форма одежды спортивная. В специальной экипировке нет надобности. Сподручно подниматься, опираясь на палку (лыжную, например). В период активности клещей (май-июнь) необходима обработка хорошими не комплексными средствами. На вершине прохладно, возьмите что-нибудь накинуть, воду.

Выйдя из автотранспорта, поднимайтесь прямо по тропинке. Ее видно до самой вершины. Внимательно смотрите по сторонам: увидите растения эндогенные (растущие только здесь), занесенные в красную книгу. На свист (в тишине) покажется суслик.

Предки башкир считали, что на вершине Тора тау тюркский бог неба Кук Тарахэ становится ближе к народу. Тогда, с усилием поднявшись на гору, люди обращались к божеству: просили об исполнении самого сокровенного. С принятием ислама культ горы и местности вокруг нее сохранилась. Сейчас на вершине северного склона стоит кустик, с привязанными к нему разноцветными веревочками: люди просят у горы помощи.

Сейчас у подножия Тора тау проводят праздники (например, Сабантуй – «свадьба плуга») на которые съезжаются люди из близлежащих и отдаленных селений, городов, гости республики.

Любители полетать: возьмите дельта/параплан! Тора тау – одно из лучших мест для планирования воздухе!

В 800 метрах от горы, со стороны северного склона, находится одно из глубочайших карстовых озер республики Тугар-Солган («Змеиное») – памятник природы. Длина водоема 395 м., ширина 260 м. Обитают карпы, щуки. Правда в выходные рыбаков не видела: шумно, многолюдно.

Территория вокруг озера огорожена. Въезд платный (символичная цена за проезд машины). Оборудованы места для пикника: мангал, столики, беседки. В аренду сдают катамараны. Домиков нет: берите палатки. Вода чистая, теплая. Едой придется запастись самостоятельно: магазины в близлежащих деревнях. Дрова, по-моему, продают на въезде.

Любителям пляжного отдыха место понравится! Скалолазам рекомендую Юряк тау. Горнолыжникам, сноубордистам – Куш тау. Расстояние между горами не большое: в пределах 10 км.

Природа
Чем заняться
Оснащение мест

Поделиться в соцсетях

Путеводители неподалеку (1)

Добавить пост Добавить пост
Комментарии (0)

strekoza.travel

Шихан “Торатау“ и места ГУЛАГа — Собака Павла

Недавно открыли с друзьями сезон вылазок на природу: съездили на шихан “Торатау“. Путь от Уфы до места назначения занял на машине чуть больше часа по трассе в сторону города Стерлитамак. Время мы выбрали удачное: людей рядом с этой природной достопримечательностью было немного.

Шиханы – это останцовые возвышенности с правильными склонами и вершиной; уникальны тем, что сложены из чистейшего известняка – останков кораллов, моллюсков и другой древней фауны, которая бурно развивалась в Пермском море в конце палеозойской эры, – говорит справочник. Плюс к этому нужно добавить, что шиханы населены видами растений и животных, которые занесены в Красную книгу. Но для некоторых шихан – это всего лишь сопка, которую нужно раскопать, чтобы добыть углекислый кальций, необходимый для производства соды. В связи с этим из четырех шиханов, имеющихся в Башкирии, нетронутыми на сегодняшний день остаются три – Юрактау, Куштау и Торатау, а четвертый – Шахтау практически полностью переработан стерлитамакским предприятием “Сода“.

Промышленная лапа тянется и к оставшимся шиханам – сейчас под угрозой находится Куштау, и это вызывает праведный гнев общественности. Есть подтвержденные факты, что для обеспечения “Соды“ имеются альтернативные источники углекислого кальция – месторождения, которые не претендуют на статус ценных природных объектов, но не выгодные заводу из-за неблизкого расположения.

Как адекватный человек понимаешь, что памятники природы нужно сохранять, природу надо беречь, но когда воочию видишь какое величественно красивое зрелище представляет собой Торатау это убеждение усиливается в разы. От шихана трудно оторвать взгляд, хочется им любоваться и любоваться.

Подняться на Торатау не трудно, если сделать это с его пологой стороны: для этого мы прошли через небольшой лесок, усеянный псевдоподснежниками, которые Гугл определил как ветренницу дубравную. По дороге наткнулись на парочку деревьев, пестревших повязанными на них лентами. Похоже, людей, верящих в силу этого места, здесь бывает немало. Кто-то даже повязал полотенце. По одной из легенд шихан служил местом преклонения древних тюрков небесному божеству. Возможно, на горе совершались религиозные обряды и ритуалы до принятия башкирами ислама.

С вершины холма нам открылся вид на развалины ГУЛАГовских бараков, от которых сохранились лишь стены.

Позже мы спустились и посмотрели это историческое место вблизи. В голове сразу вспыхнуло хайямовское: “Осторожно ступай по земле. Каждый глины комок, каждый пыльный комок был красавицы юной зрачком“. У входа в один из бараков увидели табличку с надписью “Здесь в XX веке был лагерь заключенных ГУЛАГ. Да будет прощено всё здесь происшедшее“.

Бетонные стены с кусками стальных решеток стали местом для надписей приезжающих: “Тюмень 2009“, “Ульяновск 18.05.14“, “Здесь была Риммочка“ и т.д. Мне, видимо, никогда не понять для чего всё это надо делать. Как и того, зачем люди, выбираясь на пикник, разбивают лагерь у стен бараков, когда можно отойти в любую сторону на метров 300 – и вот тебе красивая полянка. Что их прельщает? Возможность скинуть за стену мусор перед отъездом?

В поисках информацию об этом месте нашла блог путешественника Ирека Насырова и его статью “Катаржане ГУЛАГа в Башкирии“. Автор пишет, что информации о башкирских лагерях ГУЛАГа в Интернете не так много, но кое-какие материалы удалось собрать журналистам из салаватской общественно-политической газеты “Выбор“. Некоторые выдержки из статьи автора выложу сюда на правах цитирования: чтобы помнить.

“Лагеря системы ГУЛАГ, как вы понимаете, появились в Башкирии не случайно. После войны экономика страны была разрушена, требовалось ее восстанавливать. У республики огромный нефтехимический потенциал, базовыми для его раскрытия стали Салават, Ишимбай и Стерлитамак. Логично, что на эти стройки привлекли большое количество военнопленных и собственных заключенных, включая дезертиров, предателей и политических…

В салаватский строительный ГУЛАГ №18 входили 10 лагерей: 5 лагерей с общим режимом, по одному с усиленным и штрафным, а также каторга, тюрьма и один женский лагерь под номером “3“. Всего порядка 30 тысяч человек. Но содержались женщины не у горы Торатау, как многие ошибочно полагают, а в районе молокозавода в Ишимбае. Но жизнь от этого у них была не легче. Женщин привлекали к тяжелым физическим работам, например, рытью траншей под трубопроводы…

Лагерь у Торатау, пожалуй, был самым худшим из всех. Заключенные немели от ужаса при одном его упоминании. Что же их пугало? Во-первых, тяжелейшие условия труда. Три тысячи заключенных, закованных в кандалы (их никогда не снимали!), добывали и жгли известняк, фактически убивая себя. Во-вторых, условия проживания в лагере были тяжелейшими. Я и сам обратил внимание на то, что бараки буквально вросли в землю. Талые горные воды, вероятно, полностью подтапливали жилища арестантов, превращая их жизнь в настоящий ад. Очевидцы рассказывают, что лица у заключенных из шиханского лагеря мало напоминали человеческие, а в глазах стояли боль и ненависть ко всем, кто пришел с воли. Там, за колючкой, люди умирали ежедневно. Причем не только от голода, холода и болезней. Убийства совершали сами заключенные, озверевшие и утратившие все человеческие чувства, а также банально проигрывая жизни друг друга в карты…

Со смертью “вождя всех народов“ Иосифа Сталина и развенчивания его культа личности Никитой Хрущевым лагеря ГУЛАГ в Башкирии были упразднены. Это случилось в мае 1953 года. Кто-то смог выжить в этом аду. Но, судя по отсутствию воспоминаний каторжан в Интернете про лагерь у шихана Торатау, таковых очень мало“.

Уезжая отсюда, мы с друзьями подумали, что на основе этих бараков ГУЛАГа можно было бы создать музей истории ГУЛАГа в Башкирии. По примеру Перми, где такое место превратили в  Мемориальный комплекс политических репрессий “Пермь-36“. Жаль, что у нас никому это не нужно.  

Фото: Ольга Лесная.

sobakapavla.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *