Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Торатау: В Башкортостане прощаются с защитником шихан Абдрахманом Валидовым —  «Хранителем Торатау»

Содержание

В Башкортостане прощаются с защитником шихан Абдрахманом Валидовым —  «Хранителем Торатау»

В Башкортостане от последствий заболевания коронавирусом скончался один из старейших защитников шихан, активист экологического и башкирского национального движения, житель деревни Урман-Бишкадак в Ишимбайском районе Абдрахман Валидов.

Ранее сообщалось, что 76-летний пенсионер был 29 июня госпитализирован в стерлитамакский COVID-госпиталь с 80-процентным поражением легких. По словам родственников Валидова, медики оценивали его состояние, как стабильное, однако, затем, как сообщили активисты, он был введен в медикаментозную кому. Смерть наступила в четыре часа утра в среду.

Абдрахман Валидов был известен всей республике как один из самых авторитетных защитников башкирских Шихан, за что от общественности получил почетные прозвища «Хранитель Торатау» и «Торатау-Бабай».

АБДРАХМАН ВАЛИДОВ:

​»Здесь в Башкортостане люди поняли, что шиханы придают людям силу. И это сила даётся ребятам, которые сейчас находятся в Баймаке, Сибае, Абзелиловском районе. Это начало того, что мы заложили, что мы будем жить в другой стране, где законы будут работать, где с народом будут считаться. Мы сделали большое дело, нам нечего бояться — за нами шиханы, за нами Отечество. Начинали мы борьбу маленькой группой, а, получилось, принял участие весь Башкортостан, вся Россия».

Его очень любили дети, его ученики

Официальная биография Абдрахмана Валидова, насколько известно, не публиковалась. Как сообщили его односельчане и товарищи, родился он 1 марта 1945 года в деревне Ахмерово Ишимбайского района. Четыре года служил в военно-морском флоте. После демобилизации несколько лет работал на химическом заводе, а затем поступил в Стерлитамакский педагогический институт. После окончания физико-математического факультета был направлен на работу в школу села Урман-Бишкадак, учителем физики и математики.

— В этой школе он проработал много лет, учителем, а затем и директором. В одно время, еще при советской власти он был секретарем партийной организации колхоза, но после перестройки вернулся вновь в школу и уже не покидал ее до выхода на пенсию. Его очень любили дети, его ученики, — рассказал житель деревни Урняк

Рафаил Абдрахманов, знавший Валидова с юных лет.

По рассказам самого Абдрахмана Валидова, на него с юных лет произвело глубокое впечатление уничтожение первого из четырех шиханов — горы Шахтау. Когда в начале «нулевых» годов «Башкирская содовая компания» (БСК) начала предъявлять претензии на шихан Торатау, Валидов одним из первых встал на ее защиту.

Сам Абдрахман Валидов так рассказывал об эпопее в защиту Шихан:

Первая борьба за защиту гор началось с 2000 года. На первый митинг собралось пять тысяч человек

«Первая борьба за защиту гор началось с 2000 года. На первый митинг собралось пять тысяч человек. Почему [такая] точность цифр, потому что я своих студентов расставил собрать подписи, и ещё в то время было отправлено письмо с прикрепленными подписями президенту России… В 2010 году мне с Кипра позвонил мой соотечественник, и говорит, что меня приглашает шейх Авдульятхани Халидгалей, предсказатель. Я привёз с собой 28 фотографий шиханов: Торатау, Куштау, Юрактау. Взглянув на фотографии, он сказал: эти горы никто не тронет, а если попытаются, то получат по заслугам. После этого появилась у меня уверенность, что никто не тронет, и всё же мы продолжали работать в этом направлении. В 2018 году мы собрали пятьдесят тысяч подписей, лично сам занимался этим. С этими подписями поехали в Кремль. Нашу делегацию тщательно проверяли, по подписям обзванивали, действительно ли они ставили подпись. Настолько было налаженная система, я видел недоверие к людям, всё проверялось…»

В 2011 году, в момент очередного обострения ситуации вокруг Торатау, Абдрахман Валидов рассказывал в интервью Радио Свобода:

Для башкир ведь это священная гора, с которой связано множество народных преданий

— Открытое противостояние с содовой компанией началось с 2005 года. В том году мы провели первый большой митинг у подножия Торатау, позднее устраивали различные публичные культурные акции — например, международный фестиваль этнической музыки. Все местное население категорически против разработки Торатау. Для башкир ведь это священная гора, с которой связано множество народных преданий. Когда-то на ней была укрепленная ставка ногайского хана (в XV–XVI веках часть территории исторической Башкирии входила в состав Ногайской орды. РС). Много столетий подряд здесь хоронили «авлия» — святых праведников, и первое такое захоронение относится к II веку до нашей эры. На вершине Торатау я знаю семь таких захоронений, а у подножия горы — восемнадцать. На самой горе и вокруг нее всегда запрещались любые хозяйственные работы. Поэтому отдавать эту гору под разработку недопустимо. Наша молодежь уже заявила, что будет активно защищать горы. Если нужно будет, они построят у горы палаточный протестный лагерь. Нужно будет — встанут в «живой щит».

Несмотря ни на какие сложности, на давление на него сторонников разработки гор, он всегда сохранял радушный и спокойный вид, и всегда выражал уверенность в том, что горы мы отстоим

«Живое кольцо» вокруг Торатау, о котором говорил Валидов, выстроилось у горы в мае 2018 года. В акции приняло участие около трех тысяч человек, растянувший по периметру подножия шихана трехкилометровый башкирский флаг. После этого власти республики решили не идти на конфликт с общественностью из-за Торатау, но в то же время отдать содовой компании под разработку шихан Куштау, не имевший тогда статуса природного памятника.

Для защиты гор ишимбайские и стерлитамакские активисты создали общественную организацию «Сохраним шиханы Торатау, Юрактау и Куштау!», одни из руководителей стал Абдрахман Валидов.

— Я познакомился с ним сперва на круглых столах по шиханам в Уфе, затем уже лично общаясь с ним в его деревне Урман-Бишкадак, когда мы в 2019 году приезжали снимать свой фильм про шиханы — он дал нам большой комментарий по всей ситуации. Абдрахман Валидов был очень добрым, выдержанным человеком. Он был и аксакалом, старожилом этих мест, знающим и горячо любящим родной край, был духовным, моральным авторитетом для активистов, и в то же время был очень эрудированным экспертом в самых разных аспектах защиты гор. Несмотря ни на какие сложности, на давление на него сторонников разработки гор, он всегда сохранял радушный и спокойный вид, и всегда выражал уверенность в том, что горы мы отстоим. Безусловно, он был одним из главных защитников наших Шихан, — считает заместитель директора по науке государственного геологического музея им. Вернадского РАН Исхак Фархутдинов.

Абдрахман Валидов (слева) на последней баррикаде Куштау

В 2020 году дело дошло и до организации активистами палаточного лагеря — теперь уже на горе Куштау. В начале августа БСК, несмотря на многочисленные активистские флешмобы, приступила к геологоразведочным работам на шихане. 9-10 августа у Куштау произошли первые задержания местных активистов полицией и столкновения защитников горы с нанятыми властями «титушками». 15 августа защитники Куштау были вытеснены с горы объединенными силами полиции, Росгвардии, нанятого содовой компанией ЧОП «Вершина» и «титушками» под руководством главы Ишимбайского района Азамата Абдрахманова. Палаточный лагерь активистов был разгромлен, многие защитники горы — задержаны полицией. На следующий день, когда к Куштау из многих городов и районов республики приехало более семи тысяч активистов, гора была отбита обратно, а срочно приехавший в лагерь глава республики

Радий Хабиров вынужден был пообещать, что разработки на горе будут прекращены. Во всех этих событиях Абдрахман Валидов принимал активное участие.

— Он всегда был в первых рядах, помогал, подсказывал. Его советами мы защитили Куштау, защитили все шиханы, — считает Рафаил Абдрахманов.

— Мне больше всего запомнилось, как он поднимал народ на защиту шихан, как он переживал за наши горы. И, особенно, помнится, как Абдрахман-агай, стоя с нами на Куштау 15 августа, еле сдерживал слезы горечи, при виде избиений и задержаний молодых ребят, разгрома лагеря, — вспоминает ишимбайский активист Фарит Рахматуллов.

Абдрахман Валидов с группой защитников

Абдрахман — это наш Валиди XXI века

В социальных сетях и личных высказываниях многие активисты назвали смерть Абдрахмана Валидова тяжелой потерей.

— Это для нас и для всей республики огромная утрата, большое горе и для башкирского народа, и для всех народов Башкортостана, — сказал один из защитников Куштау Рафаил Абдрахманов.

Отметив, что Абдрахман Валидов является по отцу одним из потомков известного башкирского государственного деятеля Ахмет-Заки Валиди, общественник заявил, что «Абдрахман — это наш Валиди XXI века».

— Он был простым, искренним человеком. И в то время очень сильным и душевным; всегда помогал людям. Где творилась несправедливость — там всегда был он, — говорит Фарит Рахматуллов.

«Очень добрый и тёплый человек. В его глазах была любовь и какая-то загадка. Хотелось больше с ним разговаривать, но всегда возле него были такие же желающие пообщаться с ним люди, и трудно было найти минутку для беседы. На все призывы беречь себя и не лезть под колеса техники БСК, тогда 15 августа, он только улыбался и говорил, что его место здесь, с молодежью. Поистине Хранитель нашей земли«, — приводит издание «Пруфы» комментарий общественницы Индиры Салаховой.

Абдрахман Валидов и его товарищи у приёмной президента РФ

Прощание с Абдрахманом Валидовым прошло 15 июля у шихана Торатау. Похороны состоялись в его родном селе Урман-Бишкадак.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Чем шихан Торатау сакрален для башкир? — Реальное время

Торатау в исторической и культурологической ретроспективе

Фото: Тимур Рахматуллин

Ситуация вокруг шихана Торатау одна из острейших в Башкирии. С одной стороны, стерлитамакская «Сода» (БСК) намерена разработать гору для своего производства. С другой, на защиту шихана встали экологи и представители башкирской общественности. Даже глава республики Рустэм Хамитов пообещал сохранить уникальные природные памятники. Что в Торатау такого священного, что местные жители столь упорно защищают шихан? В вопросе разбирается уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин. В авторской колонке, написанной для «Реального времени», он подходит с культурно-исторических позиций к теме шихана. Наш колумнист приводит любопытные исторические и литературные находки.

В последнее время вокруг горы Тора-тау (Торатау, Тратау) ведутся ожесточенные споры. Помимо очевидной для всех необходимости сохранения горы как уникального объекта природы всегда присутствует аргументация «священности» горы. Против данного положения выступают лоббисты интересов «Башкирской содовой компании» в союзе с некоторыми клерикалами, которые в явлении почитании горы усмотрели нечто еретическое и даже «ширк». Для первых — это просто бизнес и ничего личного. Что касается вторых, то пусть их рассудит Аллах — творец всего сущего, в том числе горы Тора-тау.

Архетип мировой горы в мифологии

Почитание гор является общечеловеческой универсалией. Величественное всегда внушало человеку уважение. Как пишут исследователи, архетип мировой горы — это двухчастная модель Вселенной, символизирующая членение мира на мир людей (подножие горы) и мир богов (вершина горы). Так, древнегреческие боги во главе с Зевсом обитали на горе Олимп. Арийские божества начала населяли гору Хара Березайти (она же Су-Меру), а после разделения ариев на иранцев и индийцев поселились на горах Альбурз (Эльбурс) и Кайласа в Гималаях. В буддизме горы почитались как место расположения рая бодхисатв, в японском синтоизме в горах обитали боги.

Башкирской мифологии также присущ культ гор, что неудивительно, поскольку башкиры являются аборигенами Южного Урала. Мало того, сама горная система и весь огромный Уральский регион (Большой Урал) от Казахстана до Северного Ледовитого океана получил свое название от хребта Уралтау, который, как говорится в башкирском эпосе «Урал-батыр», является телом титана Урал-батыра:

Дорога Урала великие горы,
Могилы Урала высокие горы,
Название приняли то же Урал.

Вершина горы Уралтау изображается как райская обитель, в которой живет божество Самрау, аналог авестийского Сенмурва и иранского Симурга: «Есть там такая страна, где крови не пьют, мяса не едят, куда путь для Смерти закрыт.… Днем и ночью веселье одно».

Рафаэль Санти. Моисей, получающий скрижали Завета. Фото artchive.ru

Архетип горы в монотеистической традиции

В иудео-христианской религиозной традиции горы также являются точкой соприкосновения с божественным. Тому примером гора Синай, на вершине которой Моисей получил от Бога заповеди для людей, а после восхождения на Фавор произошло Преображение Иисуса Христа.

В исламской традиции мы находим схожие сюжеты. Арабский энциклопедист XIII века Шихаб ад-Дин Йакут ар-Руми писал о горе Арафат: «Сказано о причинах того, что дали ей название ‘Арафат: Джибраил мир ему! объяснил Ибрахиму религиозные обряды и когда доставил его к ‘Арафату, сказал ему: «Ты познал?». Тот ответил: «Да». И она была названа ‘Арафат. И также говорят: [гора] названа так потому, что там Адам и Хавва (т. е. Ева, – прим. авт.) познали друг друга после того, как были низведены из рая. И говорят, что люди сознались в своих грехах на этом месте».

Как видим, гора Арафат (от арабского глагола «’арафа», т. е. «познавать») считается местом обретения людьми гнозиса (‘ирфан) и даже местом зарождения человечества. С точки зрения ислама приближенность к Аллаху (вилайа) не зависит от точки отметки над уровнем моря, поскольку Аллах вездесущ, а любое место на земле имеет равный статус: «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха» (2:115).

Тем не менее архетип горы упорно прорастал сквозь толщу любой религиозной традиции, словно заявляя, что равнина хорошо, ну а горы лучше. Именно поэтому сюжеты о теофании в иудаизме, христианстве и исламе часто связаны именно с горами. В философии Ницше они стали метафорой восхождения к истине и духовного освобождения: «Кто поднимается на высочайшие горы, тот смеется над всякой трагедией сцены и жизни» («Так говорил Заратустра»).

Мифологизация пространства

элемент башкирской идентичности

Как доказал историк Б.А. Азнабаев, мифологизация пространства и сакрализация его объектов лежит в основе башкирской идентичности, так как определение этноса включает в себя не только признание общности происхождения и языка, но и комплекс обычаев, а также уклад жизни, хранимые и освященные традицией и отличающие его от других. Урал для древнего башкира это не только родина, но и пуп Земли, центр мироздания. Согласно эпосу «Урал-батыр», именно здесь спаслись люди во время всемирного потопа, устроенного дивами и Шульгеном братом и антиподом Урала, и отсюда расселились по всей ойкумене. Родная земля была живым существом, которое обессмертил Урал-батыр, опрыснув живой водой.

Как писал П.И. Рычков, башкирский народ «ничего столь не уважает и не бережет как старинные свои вотчинные земли», так как «почитая их собственными <… > своими вотчинами, нередко за них бунтовали и умирали». Слово «вотчина» происходит от слова «отец», чем декларируется тот непреложный факт, что земля досталась башкирам от праотцов, а им от Бога, когда Всевышний «делил» землю между народами.

Ученый-энциклопедист и путешественник XVIII века Петер Симон Паллас отметил наличие у башкир сложной системы локальных мифов. Фото wikipedia.org

Ученый-энциклопедист и путешественник XVIII века Петер Симон Паллас отметил наличие у башкир сложной системы локальных мифов. Однако слово самому визитеру: «Множество прилагательных речений, коими башкирцы большие и малые горы, все ручьи и малейшие протоки, долины, частные рощицы и все прочие урочища отличают, можно принять за доказательство о древности их в сих местах поселения».

Знаменитый лексикограф и этнограф В.И. Даль писал в том же духе: «Леса, дебри, горы, воды и пещеры населены лешими, водяными, русалками, известными под именем джин, дух; каждою горою, каждым озером обладает такой джин, добрый или злой; но все это рассказывает вам башкир стихами или напевает, вторя чебизге или кураю, в прошлом времени».

Поэтому далеко не случайна болезненная реакция башкирского общества на планы промышленной разработки «священной» горы Тора-тау. Сакрализация территории свидетельствует о том, что этническое начало народа еще не закостенело и питается соками своей земли. При этом не нужно подменять сакрализацию объекта поклонением ему как божеству.

Лучше гор могут быть только горы…

В Башкортостане много «священных» гор, этиология «священства» которых различная. В одних случаях причиной тому стала мифология, в других случаях религиозное сознание, в третьих историко-политическая традиция. Так, гора Иремель (1 582 метра), находящаяся на территории Белорецкого района РБ, считалась у башкир «доброй» («изге тау») в контексте мифологизации пространства. В отличие от нее Яман-тау (1 640 метров), высшая точка Южного Урала, на которой, по преданию, жил гигантский змей-полоз, превращавшийся в грозовую тучу, считалась «злой» горой. Отсюда ее название Яман-тау, т. е. «Плохая гора». В последнее время гора Иремель вышла за периметр исключительно башкирской мифологии, став «сакральной» для всякого рода эзотериков и неоязычников всей страны. Связано это с ажиотажем вокруг Аркаима и тем, что, согласно некоторым исследованиям, Иремель идеально соответствует описанию горы Хукарья, высшей точке священных гор древних ариев Хара Березайти («Высокая Хара»). Страна «Арианам Вайджа» («Арийский простор»), описываемая в Авесте как сеть городов, устроенных в виде концентрических кругов, рядом с которыми находится гора Хукарья (читай: Иремель), взбудоражила умы не только завзятых мистиков, но и серьезных ученых.

Следующий пример — гора Ауш-тау, находящаяся в Учалинском районе РБ. Ислам, установившийся в Башкирии благодаря миссионерской деятельности суфийских тарикатов и потому ориентировавшийся на суфийские идеалы, во многом звучал в унисон мировоззрению ее населения, но с иной, теологической точки зрения: джинны, духи природных объектов, отныне подчинялись воле Аллаха, а могилы Его святых угодников (аулия) становились объектами сакрализации.

Гора Иремель (1 582 метра), находящаяся на территории Белорецкого района РБ, считалась у башкир «доброй» («изге тау») в контексте мифологизации пространства. Фото Acodered / wikipedia.org

Историк и публицист XIX века Р.Г. Игнатьев писал о горе Ауш-тау: «Ауш слывет святою горою и привлекает к себе немало богомольцев из окрестных магометан. На вершине горы видны три могилы, из которых одну предание приписывает какому-то Харзаману, почитаемому святым (аблиа), а другие две его двум ученикам, имена которых неизвестны, но они тоже святые: все трое, по сказаниям местных башкир, во времена древние проповедовали закон великого Мухамета людям неверным <…>. Башкиры верят преданию, что и кроме могилы Харзамана во многих местах по вершинам Уральских гор есть могилы святых, и все они проповедовали Коран во времена древние, что все они были великие имамы». Традиция зиярата (араб. «посещение») к могилам шейхов, похороненным на горе Ауш-тау, жива по сегодняшний день. Обычай погребать мусульманских проповедников на вершинах гор, является отражением древнего архетипа мировой горы, который успешно реализовался в исламе.

Однако, самым уникальным является пример горы Тора-тау, феномен которой основан на мифологии, религиозном сознании и историко-политической традиции одновременно. В 1770 году академик И.И. Лепехин, путешествовавший по Башкирии, писал: «В одиннадцати верстах от Стерлитамакской пристани, по нагорному берегу реки Белой видна последняя из высочайших гор близ Оренбургской дороги в Уфу, Тура Тау (Городковая гора) прозываемая <…>. Башкирцы к горе сей имеют особливое почтение и почитают ее за освященное место. В старину, по их сказкам (т.е. рассказам, — прим. авт.), жительствовал на ней Нагайский Хан со своим семейством, а после служила она прибежищем богобоязливым и уединенным мусульманам, которых они угодниками (авлия, — прим. авт.) называют».

Башкирская полития

Судя по отрывочным сведениям, сохранившимся в сочинениях арабского историка X века ал-Мас’уди, сицилийского географа XII века ал-Идриси, а также в письме монаха Иоганки Венгра, вплоть до первой трети XIV века в Башкирии существовала вертикаль власти в лице местного правителя. Упомянутый венгерский миссионер в 1320 году писал генералу своего ордена: «Государя же всей Баскардии с большей частью его семьи мы нашли совершенно зараженным сарацинским заблуждением».

Однако в последующем башкирский правитель более не фиксируется в источниках. По всей видимости, в правление Узбек-хана (1313—1341) местная династия была уничтожена. Вместо вертикали власти в Башкирии возникает акефальная (т. е. безглавная) полития в виде горизонтально интегрированных кланов во главе со своими беями. Башкиры, составлявшие этническое целое, не были разверстаны на десятки и сотни, как население Улуса Джучи. Монгольские ханы, лишив их собственных правителей, тем не менее наделили за какие-то заслуги каждый башкирский клан вотчинными правами на определенную территорию.

Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом».

Неслучайно министр государственных имуществ Российской империи в 1837—1856 годы П.Д. Киселев писал, что «башкиры владели своими землями неограниченно до присоединения их к России». Эта система, представлявшая собой союз кланов, обладавших вотчинным правом, получила у башкир название ‘асабийа (араб. «племенной дух», «национализм», «солидарность»). Последняя сильно отличалась от содержания термина ‘асабийа, введенного в социологию выдающимся арабским ученым XIV века Ибн Халдуном.

Согласно сюжету, молодой Чингиз, спасаясь от мести братьев, скрылся в неизвестном направлении. На его поиски отправились вожди ряда башкирских племен, отыскали царевича и провозгласили своим ханом. Фото wikipedia.org

Политический миф башкир


Для идеологического обоснования сложившейся в Башкирии политической системы было написано специальное литературное произведение «Кысса-и Чингиз-хан» («Сказание о Чингиз-хане»), один из списков которого входил в состав сборника «Дафтар-и Чингиз-наме». По мнению Б.А. Азнабаева, он представляет собой «концентрированное изложение политического статуса башкирских родов в имперском пространстве».

Д.Н. Маслюженко, проанализировав сибирские летописи, пришел к выводу, что они содержат политический миф сибирских тюрков о приоритетности их династии Тайбугидов перед Чингизидами. По его мнению, свой политический миф существовал и у башкир. Он пишет: «Так, «Дафтар-и Чингиз-наме», включающая в себя башкирские предания и шежере, обосновывает власть башкирских биев через особые пожалования Чингиз-хана в форме ярлыков». Согласно сюжету, молодой Чингиз, спасаясь от мести братьев, скрылся в неизвестном направлении. На его поиски отправились вожди ряда башкирских племен, отыскали царевича и провозгласили своим ханом. В порыве благодарности Чингиз-хан раздает башкирским князьям символы власти — тамгу, уран (боевой клич), онгоны (дерево, птица).

Идея сказания сводится к мысли, что без поддержки улусных беков ни один хан-Чингизид не сможет править государством. «Кысса-и Чингиз-наме» не претендует на историческую достоверность и является отражением определенной политической заданности, направленной на доказательство роли башкирских вождей в становлении империи Чингиз-хана и древности башкирского вотчинного права. Перечисление глав башкирских кланов (Табын, Минг, Бурзян, Юрматы, Кунграт, Тамъян, Катай, Кыпчак, Кереит и др.), которые якобы были сподвижниками завоевателя в начале его политической карьеры, показывает, насколько было важным для каждого поколения представителей упомянутых кланов засвидетельствовать исключительную роль своих предков в становлении башкирской политии.

Если политический миф, изложенный в «Кысса-и Чингиз-хан», обосновывал автономный статус Башкирии в имперском пространстве (сначала в Золотой Орде, потом в Московском царстве), то русский геополитический миф «Москва — третий Рим» указывал на место России на международной арене. Таким образом, сочинение «Кысса-и Чингиз-хан» было своеобразной «Историей государства и права» башкир, многие века определявшей их позиционирование перед лицом различных монархий.

Тора-тау в «Кысса-и Чингиз-хан»

О времени написания сочинения «Кысса-и Чингиз-хан» существуют разные мнения. Например, татарский филолог М. Усманов указывал на последнюю четверть XVII века, поскольку в одном из списков сказания упоминается башкирское восстание 1681—1684 годов. Однако, этот сюжет мог быть позднейшей вставкой. По нашему мнению, это политическое произведение было написано в XIV—XV веках. Историк А.Б. Азнабаев пишет, что оно предназначалось «для оправдания специфической ситуации, которая сложилась на Урале и Западной Сибири в период XIII—XV вв.».

Существовало несколько списков «Кысса-и Чингиз-хан», которые отличались друг от друга в существенных деталях. В сокращенной версии, опубликованной в 1822 году в Казани первым татарским просветителем Ибрагимом Хальфиным, сюжет о Тора-тау отсутствует. Однако в других списках сказания он напротив наличествует, о чем писал в свое время И.И. Лепехин: «За свято почитаемая башкирцами Тура Тау принудила нас быть роскошными и возбуждать башкирскую неустрашимость вином: ибо никто из них на сию гору с нами идти не хотел, отговариваяся разными обетами, которыми они горе должны и которые еще не исполнены: ибо без исполнения обетов взлазить на гору никто не сможет; разве кто хочет сам себе быть злодеем. Сожалея о башкирском заблуждении, а паче думая, что они отговариваются только для трудного на гору всходу, старался я им показать, что от горы ничего воспоследовать не может и что она никакого обету не заслуживает. Но башкирцы, будучи от природы честолюбивы, а особливо те, которые за знатоков между ими почитаются, не очень весело слушали наши доводы и на конец говорили, что, не упоминая о книге Чингыз, в которой много о сей горе писано, два тамошних примера сказать довольно. Один татарин, презирая сие священное место, и в возмездие башкирскому заблуждению на горе напакостил; но сия попытка даром ему не прошла: ибо весь его род в короткое время вымер».

Как свидетельствует И.Л. Лепехин, в «книге Чингыз», т. е. «Кысса-и Чингиз-хан», «много о сей горе написано». Фото wikipedia.org

Как свидетельствует И.Л. Лепехин, в «книге Чингыз», т. е. «Кысса-и Чингиз-хан», «много о сей горе написано». Причем содержание написанного относительно Тора-тау внушало башкирам священный трепет. К сожалению, в известных нам списках сказания сохранилась лишь ничтожная часть изначальной информации. В одном из них, опубликованном в «Антологии башкирской литературы», говорится, что матерью Дуюн-Баяна (Добун-Мергена монгольских хроник), предка Чингиз-хана, была дочь Алтын-хана по имени Гулямалик — Курекле. Когда она забеременела от наития солнечного луча, родители посадили ее близ горы Тора-тау в большую золотую лодку, спустили ее на воду и отправили вместе с челядью вниз по течению реки Белой к берегам моря Тун (вероятно, Донское, т. е. Азовское море). По пути следования судно захватил монгольский князь Тумавыл-Мерген, женился на Гулямалик-Курекле, после чего у них родился сын Дуюн-Баян. Таким образом, автор сочинения проводил мысль, что родоначальник монголов по линии матери был по происхождению башкиром, а его дед Алтын-хан жил близ горы Тора-тау. На этом основании данная гора считалась тем символическим местом, где было положено начало башкирской политии и ‘асабийи, ставших результатом последующих договоренностей с Чингиз-ханом.

Тора-тау в последующей традиции

И.И. Лепехин сообщал, что на горе Тора-тау жил некий ногайский хан, что, естественно, вызывает сомнение. Во-первых, на горе жить невозможно — дует сильный ветер, да и вода далеко. Во-вторых, ногайских ханов не существовало в природе, а этим названием русские авторы применительно к Башкирии, как правило, обозначали Чингизидов линии Шибан-хана, брата Бату-хана. Ханов-Шибанидов башкиры считали своими «природными царями» и именовали их Тура-ханами, так как их коренным владением считалась сибирская область Тура с центром в Тюмени. В Чишминском районе стоит мавзолей Тура-хана — одного из Шибанидов, предположительно Махмудек-хана, прадеда знаменитого хана Кучума.

В период башкирских восстаний XVII-XVIII веков башкиры в знак отказа от русского подданства всегда приглашали на трон Башкирии Кучумовичей. Так, во время восстания 1662—1664 годов ханом Башкирии был провозглашен Кучук-хан, правнук Кучума. Обладая статусом «священной» горы, Тора-тау, по всей видимости, была тем местом, где происходил ритуал провозглашения башкирских ханов. Так, в ходе башкирского восстания 1704—1711 годов по призыву Алдар-тархана Исекеева из Каракалпакской Орды был вызван султан Хазей (Хаджи), родич Кучук-хана.

Казанский губернатор П.М. Апраксин писал: «Пущие изменники Алдарка с товарищи призвали к себе из Каракалпак воровского хана Хазея, и тот де хан в феврале месяце нынешнего 709-м году с теми воровскими башкирцы был в тех башкирских юртах, от Уфы ездою в 5-ти днях, урочищах в Юрматинскую волость, и многие де башкирцы по прелести тому хану с тем Алдарком шертовали». Говоря современным языком, Кучумович Хазей (Хаджи) был привезен из Хорезма и провозглашен ханом в Юрматынской волости. Если место проведения данной церемонии (поднятия на белой кошме) не имело значения, то почему Алдар не провел этот ритуал, скажем, у себя в Бурзянской волости? Следовательно, он привез хана в Юрматынскую волость намеренно, потому что там находилась Тора-тау, возле которой, якобы, жили предки легендарной прабабушки Чингиз-хана. Не следует также забывать, что Карасакал, долгое время скрывавшийся под именем Миндегула Юлаева в башкирских аулах долины реки Селеук, т. е. близ горы Тора-тау в Юрматынской волости, по всей видимости, там же был провозглашен ханом Башкирии под именем Султан-Гирей-хана.

Так или иначе, образ горы Тора-тау занимал исключительно важное место в литературной, религиозной, политической и исторической традиции Башкирии. Олицетворяя собой определенные сакральные символы, гора играла заметную роль в самосознании башкирского народа как субъекта истории. Поэтому, как свидетельствовал И.И. Лепехин, еще в конце XVIII века она продолжала оставаться объектом глубокого почитания, хотя к XX веку ореол ее «святости» в значительной степени был утрачен. Однако он не исчез полностью, сохранившись в исторической памяти местного населения в первую очередь башкир рода Юрматы. В конце XX века образ горы Тора-тау восстановился вновь, но уже в качестве одного из национальных символов Башкортостана.

Салават Хамидуллин

Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
ОбществоИсторияКультура Башкортостан

Легенды о Торатау

I. В древние времена считалось, что на вершине горы Торатау становишься ближе к главному божеству тюркских народов, богу неба – Кук Тарахэ.
Именно поднявшись на вершину, затратив значительные силы, можно было обратиться к божеству: попросить изобилия, благополучия, преимущества перед врагами, рассчитывая на исполнение просьбы.
При этом, сама гора, территория вокруг неё и озеро Тугар-Салган были священными – нельзя было проводить сельскохозяйственных работ, тревожить или осквернять эту землю.

II. В одной из пещер Торатау была заключена своим жестоким отцом ханом красавица Диафет, за то, что хотела бежать с русским воином. Вход в пещеру охранял огромный змей.
По легенде, Диафет была наделена магической силой и тому, кто спасет её должны были стать доступны богатства и клады, спрятанные в недрах земли, даровалась неуязвимость в боях.
По преданию, змей стерег Диафет день и ночь, и когда почуял скорый конец, засыпал вход в пещеру. А красавица Диафет до сих пор ждет своего освободителя.

III. Гора Торатау была местом для совершения для совершения культовых обрядов.
После принятия башкирами ислама они сохранили культ гор и другие обряды, связанные с языческими обычаями.

IV. Торатау — священная гора для племен рода Юрматы.
Удобное географическое расположение, значительная высота, дающая отличный обзор на десятки километров, большая по площади, ровная и плоская вершина являлись наиболее подходящими условиями для проведения культовых обрядов.
Территория вокруг горы, включая и озеро Тугар-Салган, была запретной для ведения хозяйственных работ, она должна была оставаться такой же чистой, как и сама гора, способствуя очищению человеческой души от дурных помыслов.
С древних времен у подножия Торатау устраивались праздники, сюда приезжали люди из близлежащих и отдаленных селений, они пели и плясали, готовили на кострах национальные блюда.
Именно от горы Торатау мужчины отправлялись на ратную службу.
На Торатау поднимались, чтобы проститься с родными местами, и юрматинцы, уходившие на Великую Отечественную войну. И там, на фронте, в жестоких боях они помнили, что сражаются за свой народ, за свой край, за священную гору.

V. На горе Тура-тау находилась ставка хана.
В древнем башкирском языке слово «тора» означало «крепость, город, укрепленное жилое сооружение». Таким образом, Тура-тау – это «гора с крепостью, гора-крепость», предполагает ученый Р. Шакур.
В «Памятной книжке Уфимской губернии за 1878 год» приводится одно из преданий, в котором говорится: «на том месте, где гора Тура-тау или городская кочевал какой-то ногайский хан, который, услыхав потом о возрастающем могуществе русских…скрылся из этих мест куда-то на Кавказ». Оно не лишено реального основания, так как «близь горы Тура-тау видны остатки земляного вала (не путать с остатками сталинских лагерей), что доказывает, что здешняя местность была когда-то обитаема» (там же).

VI. Шли возле горы и бои — старшина Юрматинской волости Кильмяк Нуруш возле горы Торатау вел бой против войск казака Янарала Кирилла.

VII. Легенда про Агидель и Ашака
Джигиты аула, где жила Агидель, бросали недобрые взгляды, но страх перед сыном правителя края останавливал их. Лишь один из парней, самый смелый, самый влюбленный, вступил с Ашаком в поединок, хотя и был безоружным. Но не поддержали друзья отчаянного джигита. Безжалостно расправился с ним молодой Ашак. Он набросил на него аркан и, красуясь на коне, протащил несчастного по уличной пыли. Видела это Агидель, в ее сердце вспыхнула ненависть к злому, заносчивому красавцу.
– Не приходи больше,– сказала она Ашаку.– Ты приносишь людям горе, я не могу быть с тобой счастливой.
– Какое нам дело до людей?– Ответил Ашак.– Я увидел тебя, будешь купаться в шелках и золоте, и дом наш будет полной чашей.
– Нет. Счастье двоих возможно только тогда, когда счастливы все люди, весь народ.
– А-ха-ха!– засмеялся Ашак. – Все равно будет так, как я захочу.
Неожиданно он перекинул Агидель через луку седла и помчался во весь опор к своему шатру.
Агидель сумела вырваться из его крепких рук, спрыгнула на землю и побежала. За спиной бешено стучали копыта коня, но Агидель увертывалась то вправо, то влево, не даваясь преследователю.
После сумасшедшей скачки конь забежал вперед. Вдруг захрипел и со стоном пал, загородив дорогу Агидели. Ашак торжествовал победу. Тогда Агидель в отчаянии закричала:
– Отец, спаси меня!
– Никто не придет тебе на помощь,– зло усмехнулся Ашак.– А вот за любимого коня ты у меня получишь.
И он хлестнул девушку камчой.
Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в светлую речку.
Побежал Ашак за ней, да никак не мог удержать ее, она выскальзывала из пальцев. Тогда он упал на ее пути, надеясь собой перегородить дорогу. Обогнула его и протекла мимо прекрасная Агидель.
В сердцах Ашак сорвал с плеча сокола и бросил в вдогонку девушке, обвернувшейся речкой. Сокол раскинул крылья на пути Агидели, только и это не помогло.
– Вернись, Агидель!– закричал в тоске Ашак. Он вдруг понял, что не сможет без нее жить. Агидель, не слушаясь, бежала дальше.
Тогда Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его под ноги Агидели. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу, обежала его вокруг, да уже не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой.
Унеслась, уплыла она к старшей сестре Каме, а та отвела ее к Матери Волге.

И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить Агидель, 4 шихана: Юрактау, что означает Сердце-гора, Куштау – двугорбая гора, Шахтау, который в старину называли Ашактау, и одинокий шихан, похожий на задранную морду павшего коня, но гору прозвали Торатау.

  • < Назад
  • Вперёд >

О создании геопарка Торатау / Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан

На территории Ишимбайского и Стерлитамакского муниципальных районов в соответствии с Указом Врио Главы Республики Башкортостан и распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18 января 2019 года № 19-р создан геопарк Торатау. На сегодняшний день это геопарк республиканского значения. В дальнейшем он будет номинироваться в международную сеть Глобальных геопарков ЮНЕСКО.

В соответствии с критериями ЮНЕСКО, геопарк — это территория с естественными обозначенными границами, не являющаяся особо охраняемой природной территорией (ООПТ), в целом, не имеющая ограничений хозяйственной и рекреационной деятельности. Однако, и это очень важно, ключевые геологические и иные природные и культурные объекты, являющиеся основой геопарка, подлежат строгой охране и режиму использования в рамках федерального, регионального и местного законодательства.

В состав геопарка Торатау, как ключевые объекты вошли уже существующие особо охраняемые природные территории – шиханы Тратау и Юрактау, а так же ряд других уникальных объектов Ишимбайского и Стерлитамакского районов, в том числе памятники природы: Ромадановский овраг, Хазинская пещера и источник Берхомут, Пещеры Зигановка, Еласын, Олимпия и их окрестности, Озеро Тугар-Салган, Участок горы Алатау, Иткуловское болото, государственный природный заказник «Ишимбайский», на территории которого расположены водопад Кукраук, пещеры Салавата Юлаева и Таш-ой, скала «Калим-Ускан» с одним из наиболее полных и лучших в мире разрезов пограничных отложений девона и карбона (360-380 млн. лет назад, Палеозойская эра).

По результатам полевых научных экспедиций в течении 2019-2020 гг. будут уточнены границы геопарка Торатау, определены стратегия развития и функциональное зонирование территории, а также выделены новые ключевые объекты, имеющие научную и рекреационную ценность.

Функционирование ООПТ регионального значения в пределах геопарка осуществляется в соответствии с действующим природоохранным законодательством, а это значит, что шиханы Тратау и Юрактау, и все другие ООПТ, сохранят свой статус и будут по прежнему находиться под охраной государства.

Следующим шагом после вхождения геопарка «Торатау» в международную сеть Глобальных геопарков ЮНЕСКО наиболее уникальные объекты, а именно шиханы Тратау и Юрактау будут номинироваться в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, который обладает высшим статусом охраны международного уровня.

Для разработки стратегии развития геопарка «Торатау» по пути неиндустриального развития, включению его в глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО и внесению памятников природы гор Тратау и Юрактау, в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, при Правительстве РБ создается рабочая группа.

В состав рабочей группы войдут представители Правительства Республики Башкортостан, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО при МИД РФ, Российского комитета по геопаркам, УФИЦ РАН, Академии наук РБ, Государственного Собрания-Курултая РБ, Комитета РБ по делам ЮНЕСКО, Минэкологии РБ, Минобразования РБ, Минкультуры РБ, Минфина РБ, Минземимущества РБ, Администраций муниципальный образований Стерлитамакский, Ишимбайский и Салаватский районы РБ, ООО НИИ БЖД, Геопарка «Янган-Тау», ФГБОУ ВО «БашГУ».

Пресс-служба Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан

#МинэкологииРБ #ЗеленаяБашкирия #Торатау

Торатау… Гора, которую хотели съесть!: michail_shor — LiveJournal

При виде гор всегда впадаю в странное состояние — чувствую себя маленьким-маленьким, но при этом максимально защищенным. Даже дух захватывает от величия и непоколебимости этих красавиц. Хочется даже прижаться к ним и стать на секунду единым с такими махинами. 

Но как оказалось, люди сильнее гор, и могут даже сравнять их с земле без жалости и не обращая внимания на их красоту. 

Мы с Вами сейчас отправимся на гору Торатау. Велика вероятность, что этот уникальный памятник природы могут уничтожить, превратив в обычную соду. И мы с вами последнее поколение, которое может подняться на ее вершину…

Есть в Башкортостане уникальные горы-шиханы. Когда-то их было четыре: Торатау,  Юрактау, Куштау и Шахтау. Но наш с вами вид очень любит менять под себя окружающее пространство, в результате чего Шахтау была полностью срыта, став известняковым карьером…

Появились эти шиханы  300 млн лет назад (в ассельское время нижней перми). Сложно представить, но тогда на этой территории было огромное море.В нем за счет известковых панцирей и скелетных элементов  морских организмов за десятки миллионов лет образовались рифовые массивы. 

Далее наша матушка-природа запустила свои тектонические процессы и рифы уже в качестве гор оказались на суше. 

Башкирские шиханы это часть часть древних рифовых массивов,от Прикаспия до Северного Ледовитого океана. Но отличаются они от них тем, что подняты на поверхность, а остальные почти не обнажены и находятся в земле. 

Когда видишь Торатау — дух захватывает. И появляется желание побывать на вершине(даже у тех, кто высоты боится, например, у меня)

Вот фото с квадрика timaldo  (очень рекомендую в инсте его тоже посмотреть) — красота ведь!

Торатау размерами практически «малыш» —  1200×800 м. Ее высота – 402 м над уровнем моря, и 270 метров от уровня реки Белая.

Познавательная страничка:

По данным Уфимского института биологии Российской Академии наук,  на горе Торатау произрастают 12 реликтовых и 21 эндемичный вид  растений, многие из которых занесены в Красные книги России и Башкирии.
Башкиры издревле почитали Торатау как священное место
Спустя несколько столетий после присоединения к России, башкиры, по-прежнему с большим почтением и трепетом относились к священной горе Торатау

Вы уже увидели как выглядит этот шихан, а теперь покажу вам, какой была гора Шахтау и что с ней стало…

А теперь там вот так: 

Словно зуб выдрали. 

Вся беда шиханов в их составе. Из-за своего прошлого они идеально подходят для производства пищевой соды(да-да, той самой, что стоит у вас в ящиках годами)

Семь десятков лет соду добывали уничтожая Шахтау. А год назад в январе 2018, они узнали, что сырья осталось на 4 года и решили приняться за Торатау( ну логично же да, как каждый год с «внезапным» приходом зимы и коммунальными службами — ой выпал снег, никогда такого не было и вот опять).

Если бы в 65 году шихану не придали статус памятника природы, то сейчас мы с вами уже не смотрели бы на эту красивую древнюю гору. 

Разумеется сразу предложили «снять» с горы охранный статус. Думаю, вы сами представляете какие пошли разговоры о экономике и прочем. 

Хорошо, что жители Башкирии возмутились и не отдали под ковш и взрывы прекрасный шихан. 

Совсем недавно у Торатау появилась отсрочка, которая может полностью спасти эту гору. По самой актуальной информации — Врио главы республики Радий Хабиров договорился с представителями содовой компании о разработке шихана Куштау, хотя в самой компании настаивали на передаче производству в качестве сырьевого источника горы Торатау. 

Хочется верить, что будущие поколения смогут увидеть своими глазами эту красивую гору, и она не останется только на фотографиях.

А теперь предлагаю самим подняться на Торатау и увидеть все окружающие красоты с высоты птичьего полета. 

Заправимся вкусными башкирскими сладостями и выступаем!

Перед нашим подъемом прошел дождик, и трасса стала весьма специфичной. А мой страх высоты тоже сыграл свою роль. 

Пока я медленно поднимался — оторвался от группы своих коллег. В итоге немного заблудился и ушел на опасный маршрут. 

К самой верхушке полз буквально на руках и ногах. Страх сковывал движенье, и в один момент буквально «завис» на камне и от паники не смог даже двигаться. 

Смех — лучшее средство от любой паники(представлю себя со стороны, один мужик ползет на гору как обезьяна и сам с собой хохотается). Проржавшись пополз дальше и вылез навершину из самой неудобной для подъема точки. 

Открывшийся вид  стоил всех мучений и паники(а-ха-ха я тогда еще не думал, что спускаться тоже тяжело, хоть и по более простому маршруту)

Очень бы не хотелось потерять этот прекрасный вид. Обменять его на пачки с содой.

Жалею, что не взял с собой экшн-камеру. Приляпал бы ее на лоб и снимал бы для вас фильм про свой веселый подъем 🙂

И сумка с фотиком и вещами точно была лишняя. 

P.S. А в следующий раз мы с вами побываем на «Digital в Курултае» или окажемся в чане над костром индейцев, но это совсем другая история…

P.P.S  Отдельные слова благодарности организаторам всех наших мероприятий в Башкирии (особенно  rais  за его огромный труд и чудесную команду)

Башкирские шиханы: Торатау — Путешествия с фотоаппаратом в руках — LiveJournal


Какие уникальные памятники природы России Вы знаете? Большинство людей, конечно же, ответят Байкал или Эльбрус, кто-то назовёт Долину гейзеров или Ленские столбы, единицы вспомнят про плато Мань-Пупу-Нёр или, к примеру, гору Большое Богдо. Но в России есть очень много других уникальных мест, которые, к сожалению, не так широко известны. Башкирские шиханы, представляющие собой цепочку из «четырех» гор-одиночек, без преувеличения входят в их число, а шихан Торатау занимает в этой цепочке особое место.


1. По происхождению Башкирские шиханы являются рифами древнего океана Тетис, существовавшего несколько сотен миллионов лет назад. Шихан Торатау является самым высоким в этой цепочке, его высота над уровнем почвы составляет 280 метров. Видимо, по этой причине Торатау считалась священной горой у древшебашкирского племени Юрматы, населявшего эти места.

2. Друг от друга шиханы располагаются на расстоянии в несколько километров и находятся всего в часе езды от Уфы, вблизи города Стерлитамак. Совсем недавно прямо к подножию Торатау построили дорогу, в конце которой в ближайшем будущем должен появиться мемориальный комплекс.

3. Оставив машину на парковке, я отправился покорять Торатау. Мне следовало найти только подходящее для подъема место, так как южный склон явно для этого не подходил.

4.

5. Вдоль шихана проходит грунтовая дорога, по которой в хорошую погоду без труда сможет проехать даже легковой автомобиль. По дороге неожиданно наткнулся на полуразрушенные здания, издалека напоминающие хлева.

6. Как оказалось, это тюремные бараки, сохранившиеся из десятка лагерных построек, существовавшего здесь в конце 40-ых — начале 50-ых лагеря сталинского ГУЛага.

7. Контингент лагеря состоял из преступников, осужденных за особо тяжкие преступления. Заключённые были приговорены к каторжным работам и добывали камень для нужд строящегося в то время комбината №18, ныне известного как ОАО «Газпром нефтехим Салават».

8. С каждым годом бараки всё глубже уходят в землю, будто гора засасывает их в себя.

9. Ещё пара фотографий южного склона.

10.

11. Пройдя пару километров, я наконец-то нашёл подходящее место. Видите тропинку, уходящую на вершину? Вот по ней я и буду взбираться на Торатау.

12. Процесс подъёма со штативом и фотоаппаратом в руках, да ещё при температуре 30 градусов, дело, мягко говоря, тяжёлое. Приходится делать остановки на отдых через каждые пройденные десять-двадцать метров. Во время каждой такой остановки я вспоминал про бутылку воды, оставленную в машине.

13. Лишь только открывающиеся виды окрестностей придавали мне сил.

14. Ещё совсем немного и я наверху.

15. Вершина шихана представляет из себя заросшую травой поляну размером примерно с футбольное поле. По выходным дням здесь любят устраивать пикники жители близлежащих сёл и городов, также вершина шихана излюбленное место парапланеристов.

16. С вершины открывается вид на карстовое озеро Тугар-Салган, расположенное прямо у подножия шихана Торатау. Несколько лет назад озеро было передано в долгосрочную аренду местным предпринимателям, которые превратили его в место для цивилизованного отдыха и платной рыбалки.

17. В хорошую погоду с вершины также видны три остальных шихана: Шахтау, Куштау и Юрактау. Вы видите только два? Дело в том, что с начала 50-ых годов шихан Шахтау активно разрабатывается, как источник сырьевой базы для стерлитамакского предприятия ОАО «Сода», и сегодня от него уже почти ничего не осталось.

18. Чуть западнее на горизонте виднеется город Стерлитамак и изгибы реки Белой.

19. В заключение не могу не упомянуть, что ещё совсем недавно ходили разговоры о том, что шихан Торатау также будет разрабатываться на сырьё и что он разделит участь шихана Шахтау. Только после вмешательства главы республики было принято решение сохранить шихан Торатау для будущих поколений. Искренне надеюсь, что в этом вопросе окончательно поставлена точка!

P.S. А какие еще малоизвестные памятники природы России знаете Вы?

Новая философия Торатау

Торатау в переводе с башкирского означает «крепость-гора». Существует версия, что у ее подножия была крепость ногайского хана

В Башкирии представлен проект формирования и развития геопарка «Торатау». В его состав включены уникальные памятники природы и иные объекты, которые представляют геологическую, биологическую и историко-культурную ценность, расположенные на территории Ишимбайского района и сопредельных с ним муниципалитетов. В их числе — шиханы Торатау и Юрактау, геологический разрез Усолка, санаторий «Красноусольск», природный парк Зилим. В планах — создание таких центров притяжения, как пещерный лабиринт Макарово, археологический парк Хазиново, центр искусств и ремесел в селе Верхотор.

— В геопарке сосредоточены 47 природных объектов, 27 из которых являются особо охраняемыми природными территориями. Такой концентрации нет больше нигде в России, — подчеркнул руководитель Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий экономического факультета МГУ Сергей Капков, возглавляющий рабочую группу по развитию геопарка. — Все знают о таких брендах, как Байкал, Камчатка, Сахалин, Алтай. Но там мало кто был, потому что это далеко и дорого. А Торатау расположен недалеко от крупных российских агломераций и имеет хорошую транспортную доступность.

Площадь создаваемого геопарка превышает 4,2 тыс. кв. км. Проект предусматривает зонирование территории и ее благоустройство, а также создание объектов туристической инфраструктуры в единой архитектурной концепции. В частности определены ориентировочные пешеходные, велосипедные, водные и конные маршруты, места для кемпинговых площадок, разработан брендбук геопарка.

— Проект очень сложный, уникальный. Он создан большой группой авторов с привлечением международных экспертов, — отметил Сергей Капков. — Мы не только определили границы будущего геопарка, но и сформировали философию территории. Уверен, что «Торатау» будет привлекать ученых и любителей отдыха, путешественников и туристов, исследователей со всего мира. Планируем, что поток российских и международных туристов на эту площадку составит около 500 тыс. человек в год.

Ожидается, что интерес к новому статусу территории проявят потенциальные инвесторы, малый и средний бизнес. Геопарк позволит создать рабочие места, в том числе для местных жителей. По словам Сергея Капкова, первый этап проекта планируется реализовать до конца 2021 года. Необходимо активно взаимодействовать с федеральным центром в части привлечения финансирования по различным программам поддержки.

— Нужно провести широкое обсуждение проекта, — резюмировал врио главы РБ Радий Хабиров. — Понятно, что пока инвестор туда не пойдет. Поэтому на первом этапе нам нужно создать инфраструктуру. А когда начнем там что-то «якорить», появятся и инвестиции.

В конце сентября проект будет представлен на 15-й конференции европейских геопарков в Севилье (Испания).

Напомним, Торатау состоит из известняка, который используется при производстве соды. С 1965 года гора наделена статусом памятника природы регионального значения. Это не помешало Башкирской содовой компании (БСК, входит в холдинг «Башхим», производит 85% пищевой соды в России) претендовать на разработку шихана. Сейчас БСК использует сырье с башкирского месторождения Шахтау, но его запасы будут полностью исчерпаны к декабрю 2022 года. Анализ имеющихся месторождений в разное время проводили Санкт-Петербургский горный университет и Федеральное агентство по недропользованию. Они пришли к выводу, что Торатау — единственный вариант для завода, отвечающий параметрам качества сырья. БСК выступила с инициативой снять природоохранный статус. Это заявление привело к многочисленным протестам. В условиях угрозы дефицита известняка компания пообещала сократить производство и уволить 40% работников (около 4 тыс. человек). Точку в споре поставил указ о создании геопарка «Торатау», подписанный в декабре 2018 года.

авинг гео-наследия, не разрушая его — Реальное время

Спасти гео-наследие, но не уничтожить: колонка политолога Карины Горбачевой

Власти Башкирии хотят включить геопарк Торатау в список геопарков ЮНЕСКО. Однако международная организация, дорожащая своей репутацией, может им отказать из-за ситуации с горой Куштау, входящей в природный комплекс башкирских шиханов, считает политолог и обозреватель «Реального времени» Карина Горбачева.Именно в Куштау по предложению главы Башкирии Радия Хабирова будет развиваться Башкирский содовый комбинат. Местные жители уже получили предупреждение о начале геологоразведочных работ на Шихане. В колонке «Реального времени» Горбачева объясняет, почему вопрос о будущем уникальных гор — проблема не регионального, а федерального значения.

На днях в Уфе прошел международный форум урбанистики. Хотя урбанистика изучает развитие городских экосистем, одна из секций была посвящена сохранению природного и историко-культурного наследия Башкортостана.Название было выбрано многообещающее и даже устрашающее — «Торатау — флагман освоения уникальных природных территорий». Чем могла напугать специалистов и рядовых граждан раздел о втором будущем геопарке ЮНЕСКО в России?

Сохранение геонаследия через геопарк

Геопарк Торатау — возможный кандидат на статус второго российского геопарка ЮНЕСКО. На это есть веские причины — он расположен на территории двух всемирно известных шиханов — Торатау и Юрактау.Древние рифы, спрятанные во всем мире под землей и только в Башкирии, выступающие над ее поверхностью — место поистине уникальное и требующее особого обращения. Этого можно добиться за счет создания особо охраняемой природной территории (что было сделано еще в 1980-х годах), а также за счет создания такой структуры, как геопарк ЮНЕСКО. Статус геопарка незаконен и не имеет силы закона, но если такой парк находится под эгидой международной структуры, то сам его бренд может стать препятствием для посягательства на уникальный объект — мало кто хочет вмешиваться в международном скандале.

Вид на Куштау и Юркатау. Фото: vk.com/saveshihan

Важно, что геопарк нужен не только для сохранения геонаследия, но и для его популяризации. Так работает сеть глобальных геопарков ЮНЕСКО: особый статус дает возможность распространять информацию о геологическом объекте на весь мир и привлекать ученых, студентов и простых людей из разных стран для ознакомления с ним. Создатели геопарков из этой сети тесно сотрудничают, обмениваются опытом и совершенствуют свою работу.Башкирия в данном случае стала локомотивом всей России, ведь именно здесь был запущен Геопарк Янган-Тау, который первым в стране вошел в сеть ЮНЕСКО.

Сохранение и популяризация географического наследия — хорошая и достойная цель. Но, как известно, благие намерения — явление субъективное, и они не могут быть единственным критерием оценки конечного результата. В случае башкирских шиханов об их сохранности нужно судить не по тому, что геопарк будет номинирован или включен в сеть ЮНЕСКО, а по тому, будет ли уникальный природный комплекс сохранен в своей целостности.Текущие события говорят об обратном.

Ложка дегтя

Природный комплекс Башкирских Шиханов — явление во всех смыслах этого слова. Человечеству мало того, что таких мест в мире нет. Он добавляет ему уникальности своими действиями: разделять целое на части, одну из которых увеличивать, а другую — разрушать. Вот что они делают по отношению к башкирским рифам: горы Торатау и Юрактау спасают во что бы то ни стало, а по отношению к остальному применяют позицию «после нас, наводнение».Такое настоящее постигло риф Шахтау, и такое будущее готовится самому красивому и вместе с тем крупнейшему рифу Куштау.

Вид на Куштау и Юркатау. Фото: vk.com/saveshihan

Было бы приятно увидеть номинанта на второй геопарк ЮНЕСКО в России, если бы не понимание того, что этот геопарк является прикрытием для уничтожения уникального геонаследия. Это разрушает не одну гору, а уникальное единство природного комплекса. Это все равно, как если бы 19 башен Кремля были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а Троицкую башню оставили на кирпич для какого-то олигарха или для продажи за границу.

Возможно, лицемерие в отношении уникального природного комплекса известно представителям глобальной сети геопарков ЮНЕСКО. Косвенно на это может указывать отказ иностранных гостей лично приезжать на форум в России, а также отсутствие некоторых из них на мероприятии даже в онлайн-формате.

Позиция вполне понятна — поддерживая включение геопарка с таким «фоном», иностранные члены ЮНЕСКО бросят тень на свое детище.«Скрывает ли французский геопарк Божоле развитие уникальной горы?» — думают туристы, вспоминая инцидент с геопарком Торатау. Если он будет включен в сеть ЮНЕСКО, репутация сети, сохраняющей геонаследие, будет нанесена раз и навсегда

Далее жители близлежащих сел получили уведомления от ОАО «Сырьевая компания» о том, что «работы не повлияют на условия вашего проживания в селе, не окажут негативного влияния на привычный образ жизни».Фото: vk.com/southbashkortostan

Районизация проблемы или литотизация по-русски

Участники форума покинули регион, а жители проголосовали за будущую Конституцию — теперь ничто не мешает начать застройку в Куштау. Видимо, именно это и хотят донести до местного населения будущие застройщики горы. Практически сразу после форума и голосования появилось свидетельство вырубки, которую весной убрали из зоны, где рубка запрещена.Далее жители близлежащих сел получили уведомления от ОАО «Сырьевая компания» (совместно с БСК — входит в холдинг «Башхим» — прим. Ред.) О том, что «работы не повлияют на условия вашего проживания в селе, не окажут негативного влияния на привычные условия проживания. образ жизни». Текст «успокаивающей» рекламы горнодобывающей компании тонко подменяет понятия — воздействие «на окружающую среду» превратилось в воздействие на «повседневную жизнь». Диггеры обещают, что «условия жизни в поселениях» не изменятся, забывая предупредить о главном — что особо ценный лес и всемирно известный уникальный природный объект исчезнут за пределами поселений.

Преуменьшение значимости происходящего типично для истории Шихана. С самого начала вопрос о будущем комплексе этих гор был поставлен как проблема регионального, даже местного характера. «Угроза закрытия градообразующего предприятия», «Отставка Хамитова как неспособность решить сырьевую проблему завода» — проблему башкирских шиханов неоднократно предлагалось рассматривать как частный случай, не имеющий отношения к делу. для России в целом и особенно глобального значения.Уже сейчас промышленники идут по проторенной дороге, сознательно недооценивая значение развития Куштау, сводя его к парадоксальному «деревенскому» уровню.

Однако сколько бы вы ни прятали кота в сумке, вам не спрятать его. Какими бы мощными ни были информационные ресурсы промышленных лоббистов, проблема все равно дает о себе знать, причем в самых неожиданных местах. Однако история с геопарком Торатау уже выявляет противоречивость ситуации, как фурункул.«Флагман освоения уникальных природных территорий», как пытается представить геопарк Торатау в правительстве Башкортостана, должен насторожить. Ведь если такие процессы будут сопровождать один из первых геопарков в России (а сейчас в стране создано всего несколько геопарков: Алтай, Янган-Тау, Ундория), чего ждать от остальных? Текущая ситуация показывает, что этот геопарк может стать флагманом уничтожения природных территорий под эгидой их развития.И если это окажется правдой, то это не только региональная проблема.

Карина Горбачева

Номер ссылки

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

Башкортостан

гора Шихан Торатау, Тра-Тау, Россия, Башкортостан, Южный Урал, Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти.Рис. ESY-047980052

Безумные дни на agefotostock ®

скидка 40% все

Предложение действительно с 15 июля по 18 июля 2021 года

Используйте свой промокод: crazydays21

Лицензия без лицензионных платежей

Выберите разрешение, наиболее соответствующее вашим потребностям

Размер pxcm пикселей на дюйм Цена
S 1 МБ A8 724 x 483 пикселей 25.5 х 17 см 72 € 5,00
M 6 МБ A6 1774 x 1182 пикселей 15 х 10 см 300 € 10,00
L 26 МБ A4 3692 x 2462 пикселей 31.3 x 20,8 см 300 15,00 €
XL 50 МБ A3 5120 x 3414 пикселей 43,3 x 28,9 см 300 20,00 €

Эти цены действительны для покупок в Интернете

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Детали

Код изображения: ESY-047980052 Фотограф: Тимурсалихов Коллекция: Фотопоиск LBRF Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Доступность HI-RES: До XL 50 МБ A3 (5120 x 3414 пикселей — 43.3 x 28,9 см — 300 пикселей на дюйм)

Важная информация

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования визуального контента без лицензионных отчислений.

В Уфе перед Конгресс-холлом «Торатау» началось строительство концертной площадки — «Сердце фольклориады» :: Народный фестиваль 2020

В Уфе перед Конгресс-холлом «Торатау» началось строительство концертной площадки — «Сердце фольклориады».

Сценические конструкции построены из специальных клиновых подмостей. Например, из этих универсальных лесов возводятся временные постройки, мосты, пешеходные переходы через реконструируемые дороги, плавучие доки для ремонта судов, ангары для самолетов и т. Д. Такие конструкции также недавно использовались при ремонте статуи Родина-мать в Волгограде.

Партнер всех Олимпийских игр последних десятилетий — итальянская компания «Clay Paky» представит светотехнику.Кроме того, представитель компании-застройщика сообщил, что во время Фольклориады Уфу ждет большое световое шоу. Справа и слева от сцены установлены башни, на которых будут развешены большие экраны для трансляций. С 30 июня начнется активное оформление, сцену украсят транспарантами, полотнами, тканями. «В этой большой структуре разместятся даже самые многочисленные коллективы, например, мы знаем, что некоторые ансамбли приедут более 70 артистов», — говорит Алексей Марасанов, технический директор компании «Визард» (Подольск).- «Для артистов, которые любят общаться с публикой, будут организованы выходы со сцены прямо на места оркестра». Для того, чтобы каждый гость фестиваля мог насладиться звуком мирового уровня, все расчеты расположения акустических систем, выполненные российскими специалистами, согласовывались с головным офисом производителя во Франции. В заключительный день — 10 июля — запланировано грандиозное лазерно-мультимедийное шоу. В этот же день перед концертом состоится авиашоу.Какие пилотажные группы примут в нем участие, пока держится в секрете. По словам Алексея Марасанова, в Уфу отправлены лучшие специалисты, профессионалы с опытом проведения международных мероприятий и самое современное оборудование, чтобы VI CIOFF®️ Всемирная фольклориада прошла на высоком уровне, а ее зрители стали свидетелями незабываемого праздника. Следить за новостями мероприятия можно в сообществе ВКонтакте https://vk.com/folkloriada2021.

Сообщество HUAWEI — Сообщество HUAWEI

{{продукт.skuPriceInfo.sbomName}}

{{если product.skuPriceInfo.sbomPromoWord}}

{{product.skuPriceInfo.sbomPromoWord}}

{{/если}}

{{if currencySymbolPosition}} {{currencySymbol}} {{product.skuPriceInfo.unitPrice}} {{еще}} {{продукт.skuPriceInfo.unitPrice}} {{currencySymbol}} {{/если}}

{{если product.skuPriceInfo.orderPrice> product.skuPriceInfo.unitPrice}}

{{if currencySymbolPosition}} {{currencySymbol}} {{product.skuPriceInfo.orderPrice}} {{еще}} {{product.skuPriceInfo.orderPrice}} {{currencySymbol}} {{/если}}

{{/если}}

{{купить}}

{{if commentStartTime! = 0}}

{{commentStartTimeLabel}}: {{commentStartTime | dateFormatter}}

{{/если}} {{if commentEndTime! = 0}}

{{commentEndTimeLabel}}: {{commentEndTime | dateFormatter}}

{{/если}} .

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *