Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Традиции казачества: 5 традиций казаков, о которых надо знать

Песенные традиции казаков России

  • Главная
  • События
  • Афиша
  • Выставки

Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, камерный зал отдела нотных изданий и звукозаписей

с 10 апреля по 28 мая 2019 года

Торжественное открытие 10 апреля в 14:00

по читательским билетам

10 апреля в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей открывается книжно-иллюстративная выставка из фондов Российской государственной библиотеки «„Казачьи слава и печаль“. Песенные традиции казаков России».

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Казачья песня по праву считается феноменом российской истории, её культурным наследием.

Она прошла четырёхвековой путь развития. Казаки бережно хранили свои песенные традиции, и вся история жизни казаков, философия их бытия нашла отражение в песнях.

На выставке в Доме Пашкова демонстрируются уникальные экземпляры нотных изданий первых годов XX века и песенных сборников, составленных известными собирателями и исследователями казачьих песен. Среди них Александр Михайлович Листопадов, собравший и записавший около 1200 донских казачьих песен, Аким Дмитриевич Бигдай, главным в жизни которого было собирание и популяризация песен Кубани. И, конечно же, Виктор Гаврилович Захарченко, художественный руководитель Кубанского казачьего хора, композитор и исследователь песенного фольклора, результатом работы которого стало уникальное собрание сочинений в 18 томах.
 

 

 

Культура казачьей песни интересна и многогранна: она включает огромное количество жанров. В экспозиции представлены исторические песни, где любимыми героями были атаман Матвей Иванович Платов, донской казак-герой Козьма Крючков.

Большое внимание уделено военным песням — войсковым гимнам и маршам, рассказам о трудной и опасной судьбе, о расставании с родным домом, раздумьям раненого казака перед смертью, семейно-бытовым — лирическим песням о разлуке и душе, и, конечно, шуточным и плясовым казачьим песням, полным неподдельного юмора, озорства и веселья: «Все кумушки пьют», «Бабёночки».

География казачьей песни широка. Представленные на выставке сборники охватывают практически все регионы: песни донских казаков, уральских, терских, кубанских, сибирских, оренбургских и астраханских, песни гребенских казаков и песни казаков-некрасовцев. Дополняют музыкальные издания карты поселения казаков, предоставленные отделом картографии.

 

 

 

В экспозицию вошли разнообразные казачьи песни и сказки, записанные на грампластинках и СD в исполнении ведущих профессиональных и народных коллективов: «Песни сибирского казачества», «Пыль клубится по дороге» (Собрание песен гребенских, терских и сунженских казаков), «Казачьи сказки» (Музыкальные спектакли для детей и их родителей). Среди исполнителей Надежда Бабкина, Марина Крапостина, Виктор Кулешов, хор «Казаки Дона» и другие.

Музыкальный ряд подчёркивают книжные издания начала и середины XIX века по истории, этнографии и культуре казачества, а также современные издания из фондов РГБ. Литографии с портретами героев, выразительный лубок и фототипии из собрания отдела изоизданий дают наглядное представление о быте и культуре казачества.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

  

 

Дух казачьего быта в Этнографическом музее

Как жили забайкальские казаки, какие традиции соблюдали и что носили? Окунуться в казачий быт можно в русском старожильческом комплексе Этнографического музея. Он состоит из усадьбы станичного атамана, этапного пункта и дома пашенного крестьянина. Все постройки срублены в традициях русского деревянного зодчества.

фото и материалы: Этнографический музей народов Забайкалья

Все, как тогда

Дом станичного атамана – подлинный памятник конца 19 века. Этот дом казака Попова перевезли с улицы Производственной из Заудинской станицы Верхнеудинска. Усадьба состоит из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода, конюшни, трех амбаров, завозни, хлева для скота и колодца. Все постройки ограждены забором.

– Во внутренней планировке дома прослеживается влияние городского быта, – отмечает научный сотрудник музея Анастасия Казарикина. – Это было обусловлено тесной торговой связью зажиточных казаков с городом, которая особенно проявилась в конце 19 – начале 20 века.

С помощью дощатых перегородок дом делится на избу с кухней и парадные комнаты. В парадных комнатах в красном углу висели божницы – полочки с иконами в фольговых ризах, под иконами стоял угловой столик, справа или слева – «середочный», большой обеденный стол. Тут же стояли резные диванчики-конопельки, шкафы, горка для посуды, кровати с перинами, зеркала, а на стене вывешивалось оружие и платье казака – мундир.

фото и материалы: Этнографический музей народов Забайкалья

Интерьер избы и кухни соответствует традициям повседневного быта, большую часть помещения занимает русская печь.

Убранство кухни простое и практичное: вдоль стен на кухне стоят лавки, в левом углу от входа – русская печь, напротив входа – стол, покрытый скатертью, посередине стола – самовар на медном подносе. Слева от входа можно заметить шкаф с посудой.

фото и материалы: Этнографический музей народов Забайкалья

В кабинете есть этажерка, где есть походный сундук казака, а также два сундука, в которых хранились вещи. Казаки были служивыми людьми, поэтому сундук с вещами, необходимыми в военных походах, всегда был наготове.  Кроме того, в углу комнаты стоит кровать, украшенная подзором. Около кровати висит костюм казака.

– К одежде у казаков было особое отношение, – рассказывает Анастасия Казарикина. – Они считали одежду своей второй кожей, поэтому чужую не надевали. Считалось, что, надевая «чуждые покровы», казак входил в «волю» дарителя и терял свою. Только если женщина не могла родить, она надевала рубаху своей матери, чтоб роды прошли легко.

Бытовая одежда казака состояла из кафтана, зипуна, рубахи и шаровар. Шаровары часто шили из холста или сукна. Головным убором служила папаха или фуражка.

– С шапкой казака связаны некоторые традиции. Приглядев себе невесту, казак забрасывал папаху в окно дома своей избранницы. Девушка либо принимала предложение молодого человека, либо переворачивала папаху крестом вверх, что значило отказ в его предложении руки и сердца.

В парадной комнате находится красный угол, украшенный иконами и расшитый тканью. По словам научного сотрудника музея, казаки придерживались православной веры. Они искренне верили в Бога, сравнивали свою военную службу со службой Богу и служили самоотверженно.  

– Иконы в быту казаков имели большое значение, например, в свадебных традициях и проводах на службу казака. Перед отъездом невесты в дом жениха мать перед дорогой дарила своей дочери икону, с которой сама выходила замуж. Когда молодые приезжали в дом жениха, на пороге их встречали родители жениха с иконой – на нее молодые крестились. Перед уходом сына на службу отец брал в руки икону и благословлял словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».

Особая роль ребенка

Также в спальне дома станичного атамана стоит кровать и колыбель для ребенка.

– Казаки очень любили детей, – продолжает рассказ Анастасия Казарикина. – Новорожденного младенца нянчили все холостые казаки, принявшие обет безбрачия. Когда у младенца появлялся первый зубик, они приходили смотреть его. Восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Родные и друзья отца приносили новорожденному в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.

По истечении сорока дней, после того как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки. Придерживая шашку в своей руке, он сажал малыша на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать вновь сажали его на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» – понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в пять лет скакали по степи.

Около красиво убранной кровати в спальне дома станичного атамана висит женский костюм, состоящий из широкой юбки, украшенной «хайбарой», и кофточки с баской. Сени в доме светлые, вдоль стен стоят лавки, посередине стол. Зимой там хранились соленья, а в летнее время сени иногда использовались в качестве летней кухни.

«Без коня казак – круглая сирота»

На скотном дворе усадьбы находится конюшня – закрытое срубное помещение с широкими двухпольными дверями и небольшими прорезными окошечками в верхних венцах. В конюшне содержались лошади. Отношение к лошадям у казаков всегда было особенным. В казачьей культуре конь был неразрывно связан со своим хозяином. Конь появлялся у казака с рождения и сопровождал его до самой смерти. Об умершем человеке и сейчас говорят: «привязал коня» или «пошел бурных коней ловить».

– Еще в прошлом веке казаки верили в способность коня добираться домой. В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары, а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается прямо во двор своего хозяина. Тут начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены. Конь находился в тесной связи со своим хозяином. В преданиях и фольклоре конь косвенно характеризует своего хозяина. Считалось, что без коня казак – круглая сирота. Если казак уходил на службу, жена выводила ему коня с иконой в руке и благословляла. Дети просили у коня, чтоб он сохранил их отца и привез живым.

Усадьба пашенного крестьянина

Одним из самых ранних по времени создания объектов музея считается дом пашенного крестьянина, построенный в середине 19 века. Его привезли из села Батурино Прибайкальского района Бурятии. Дом представлен с дворовыми строениями – завозней, амбаром, сараем.

Напротив дома пашенного крестьянина находится этапный амбар, перенесенный из села Кульский Станок Хоринского района. Амбар считается частью этапного пункта и представляет собой трехкамерное помещение. Здесь экспонируется постоянная выставка «Во глубине сибирских руд…». На выставке можно увидеть предметы этапных ночлежных помещений, которые вызывают интерес у посетителей: кадки, деревянные ушаты, лохани для воды, подсвечники и т. д.

– В 1673 году в Забайкалье сослали знаменитого украинского гетмана Демьяна Многогрешного. С этого года сюда началась ссылка за проступки. Чиновников отправляли «в казачью службу», а казаков и крестьян – «в пашню». С 1704 года, когда открыли первый сереброплавильный завод в Нерчинске, на протяжении двух столетий на Нерчинских рудниках применялся подневольный труд каторжан и ссыльных.

Экспозиция Этнографического музея дает посетителям возможность проникнуться колоритной культурой казачества. Комплекс закрывается на зиму и ждет своих гостей весной.

Казаки Этнографический музей народов Забайкалья

казаков | Infoplease

Казаки kŏs´ăks, –əks [ключ], рус. Казаки, Укр. Козаков, солдат-крестьян на Украине и в ряде областей России, имевших до 1918 г. некоторые привилегии за военную службу. Первые казачьи роты были образованы в 15 веке, когда Украина, входившая тогда в состав единого польско-литовского государства, приняла самостоятельные меры для защиты от опустошительных татарских набегов. Украинские казаки разнородного происхождения были в основном русскими и поляками, среди них было много беглых крепостных. К 16 в. они расселились по нижнему и среднему Днепру (их историю до 1775 г. см. в Запорожье). Подобные общины возникли на Дону (см. Донские казаки) и его притоках. Все они были организованы на принципах политического и социального равенства и первоначально были практически автономны. Каждая община избирала атамана своим главой, а собрание всех казаков избирало гетмана. Казаки приютили беженцев из Польши и России, участвовали в крестьянских восстаниях на Украине и в России в 17-18 вв. Завязалась открытая борьба казаков с польским и русским правительствами. К концу 18 в. казаки потеряли большую часть своей политической автономии и превратились в привилегированное военное сословие, интегрированное в российские вооруженные силы. При последних царях их часто использовали для подавления забастовок и других беспорядков. Основная единица казачьей организации, станица, до 19 в. 18. Земля принадлежала деревне в общем владении. Но закон 1869 г., разрешивший офицерам и государственным служащим владеть землей как личной собственностью, способствовал разрушению традиционной сплоченности казачьей станичной жизни. В 19 в. российское правительство приступило к организации новых казачьих частей, так что к началу 20 в. существовало 11 казачьих обществ, каждое из которых называлось по месту нахождения: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. После большевистской революции (1917), большинство казаков сражалось против советских войск в гражданской войне 1918-20 гг. В 1920 г. советское правительство отменило все их привилегии, а в период с 1928 по 1933 г. казачьи общины были насильственно коллективизированы. Однако в 1936 году казачья партия вернула себе статус, и ей было разрешено сформировать несколько кавалерийских дивизий в составе Советской армии. Хотя казачьи общины были включены в советскую административную систему, их традиции и обычаи сохранились, особенно на реках Дон и Кубань. В постсоветской России при президенте Путине казачьи войска были зарегистрированы в федеральном правительстве и официально наделены полномочиями, а казакам теперь разрешено служить в специальных военных и охранных подразделениях.

См. исследования П. Дж. Хаксли-Блайта (1964), П. Лонгворта (1969) и В. Г. Глазкова (1972).

    Электронная энциклопедия Колумбии, , 6-е изд. Авторское право © 2022, издательство Колумбийского университета. Все права защищены.

    См. также Статьи энциклопедии по: История России, СССР и СНГ

    Вера казаков как идентичность Анаис Льобет (Le Monde Diplomatique

    Вспоминая: члены казачьей бригады чествуют погибших в 1919 Советов

    Данил Семёнов · AFP · Getty

    Казаки, набранные в основном из славянского населения, проживающего вдоль Днепра (на территории современной Украины) и между реками Дон и Волга, когда-то служили вспомогательными силами императорской российской армии; взамен их общинам была предоставлена ​​относительная автономия. Во время революции большинство присоединилось к Белой армии; позже многие были уничтожены Советами. Но после распада Советского Союза казачьи клубы возродили свои традиции. В мае прошлого года несколько сотен донских казаков собрались на свои ежегодные игры на руинах Анненской крепости на Старочеркасской, на юге России.

    Мужчины в традиционной одежде демонстрировали свое искусство верховой езды и владения саблей. Флаги с изображением Христа развевались на ветру. Валерий Резанов указал на толстый деревянный крест на шее и сказал: «Мы христианские солдаты, защитники [русской] православной веры». Православная вера. По словам местного начальника ( атаман ) Михаила Беспалова, главные казачьи ценности — «Уважай веру, Защищай Родину, Люби свою семью». президент. Так было всегда».

    Его друг Илья Черчинов согласился. Он носил огромный крест поверх футболки с принтом православной молитвы. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси, считает казаков «очень важными членами православной общины». Их вера важна (надо быть православным, чтобы быть казаком), даже если они не всегда строго ее соблюдают. Черчинов объяснил: «Пока у казаков и России есть своя вера, у них есть своя идентичность». Он считает Путина «лучшим лидером [чем большинство], потому что его вера не дает ему воровать и пить столько же, сколько и остальным».

    Черчинов и большинство его друзей считают патриотизм и православие неразделимыми: «Казаки обязаны бороться с врагами Церкви и России». войска в сепаратистских районах пророссийского востока, всего в нескольких десятках километров. Правительство Украины утверждает, что их прислала Москва, но настаивает на том, что это были добровольцы. Резанов говорит: «Мы всегда были патриотами. Мы идем и воюем везде, где мы нужны, защищая интересы России. Мы ведем священную войну».

    Тем не менее Церковь смущена таким резким ухудшением отношений между Киевом и Москвой. Когда Россия аннексировала Крым в марте 2014 года, патриарх Кирилл явно отсутствовал на торжествах и в последующие месяцы хранил молчание.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *