Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Традиции малых народов севера: Обычаи и традиции малых народов Севера раскрывают в музее в Тюменской области. Новости. Первый канал

Обычаи и традиции малых народов Севера раскрывают в музее в Тюменской области. Новости. Первый канал

Причём во время экскурсии не нужно полагаться только на глаза. Участвуют почти все органы чувств.

Хантыйские жилища, ненецкие чумы, мансийские обряды — в двадцати километрах от Тюмени. Это не экскурсия, а полное погружение в быт и традиции коренных народов Севера. Все вокруг не просто можно, но нужно трогать, примерять и пробовать. Из обычного рассказа представить, например, в каких условиях растут новорожденные ханты очень трудно.

Свою первую колыбельную ребенок услышит под аккомпанемент нардс-юха, в переводе с хантыйского — поющего дерева. Когда женщины соберутся приготовить ужин, за продуктами им придется не спускаться в погреб, как к этому привыкли в русских избах, а, наоборот — подниматься.

Парт-лопас по-хантыйски, Сумьях по-мансийски. Это не жилище, как может показаться на первый взгляд. Здесь северные народы хранили все свои продукты. Чем выше стоит такое хранилище, тем лучше, иначе вся еда достанется грызунам.

Лодка из цельного дерева или Облас у северян вторая после оленей ценность в стойбище, а хлеб ханты пекут совсем не так, как к этому привыкли, например славянские народы.

В кажущийся небольшим снаружи ненецкий чум легко вмещаются двадцать человек. Внутри эта сложная конструкция впечатляет, особенно если знать, что собирают ее исключительно женщины.

Некоторые изобретения северных народов могут оказаться полезными и в современном городе. Если в доме отключают электричество, ненецкая дрель легко справится как с деревом, так и с металлом. Достаточно нескольких четких движений.

Завершает погружение в мир Севера шаманский обряд на священном месте.

Увидеть что-то подобное в стойбищах ханты, манси или ненцев сегодня практически невозможно. Эти народы живут очень замкнуто и чужаков не любят.

«Они на берег, если по воде, не пустят. А если увидят, что садится вертолет, мы прямо из вертолета увидим, как со стойбища в разные стороны понеслись «Бураны». То есть они врассыпную, в лес, и их уже не догнать, не увидеть. То есть они будут выжидать, и они услышат, когда уехали гости», — рассказывает заведующая археологическим музеем-заповедником Ирина Малых.

Все экскурсоводы о традициях и быте северных народов знают не из книг. Степан, например, коренной ненец. Кстати, имя, которое ему дали родители, он не говорит. Оказывается, так его могут называть только самые близкие люди. Таким образом, человек обманывает злых духов и оберегает себя от сглаза. Вообще с именами у северных народов связано много необычных ограничений.

«Нельзя по имени назвать человека, если он старше тебя. Это как оскорбление. Самое простое обращение к человеку — если он женат и есть дети, то, например, зовут отец, первый ребенок, например, Степан, значит, отец Степана», — говорит «хозяин стойбища» археологического музея-заповедника Степан Яндо.

В мир коренных народов Севера чаще приезжают целыми семьями. Но юные посетители, как правило, самые благодарные.

В музее под открытым небом сейчас разводят кроликов и гусят, а осенью здесь появятся несколько оленей. С первым снегом их запрягут в нарты и устроят спортивные заезды среди тех, кто захочет узнать о жизни коренных народов Севера еще немного больше.

Коренные малочисленные народы Таймыра: традиции, быт, культура: Рекомендательный указатель литературы

Коренные малочисленные народы Таймыра: традиции, быт, культура: Рекомендательный указатель литературы

01.06.2018

Наше время отличается всё возрастающим интересом к разнообразной и богатой традиционно-бытовой культуре народов, населяющих полуостров Таймыр: долган, нганасан, ненцев, эвенков, энцев, так называемых коренных малочисленных народов Севера. Удовлетворить этот интерес в известной степени поможет рекомендательный библиографический указатель литературы «Коренные малочисленные народы Таймыра: традиции, быт, культура».

На протяжении веков здесь, в арктических районах складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающим миром — особый хозяйственный уклад, своеобразные традиции, материальная культура. Любой предмет кочевого быта — будь то нарта или чум, малица или кисы — доведен народным опытом до совершенства. Этот опыт нельзя сбрасывать со счетов, его надо изучать и понимать. В нем бесценная подсказка для тех, кто сегодня создает для Севера технику, строит жилье, проектирует одежду.

Коренные народы Таймыра длительное время изучались этнографами, историками, фольклористами — поэтому назрела необходимость информацию о существующих многочисленных и многообразных исследованиях и публикациях объединить в одно издание. Настоящий указатель — рекомендательное библиографическое пособие, которое позволит дать читателю комплексное представление о литературе по теме.

Указатель освещает работы по материальной и духовной культуре, по различным аспектам трудовой и бытовой жизнедеятельности, об этнических особенностях малочисленных народов Таймыра. В него вошли работы, находящиеся на стыке этнографии и фольклора, религии и собственно искусства. Из них вы узнаете много любопытного о предметах быта коренных народов Севера: почему чум конической формы, как распределяется в нем тепло, для чего меховую одежду надевали на голое тело, почему к полозьям нарт не прилипает снег.

..

В указателе 12 тематических разделов, внутри — по отраслям, тематическим рубрикам. Раздел указателя «Фольклор» построен по жанрово-тематическому принципу, применено деление на «тексты» и «исследования». Материал в указателе расположен в обратно-хронологическом порядке. В тех случаях, когда один и тот же источник имеет отношение к нескольким разделам, он помещается в основном только в одном, в других разделах даются на него ссылки «см. также №». Литература сопровождается аннотациями справочного характера.

В настоящем указателе учтены как региональные публикации, так и издания, вышедшие в разное время в России. Включены книги, статьи из сборников, трудов, журналов, центральных, региональных и краевых газет, грамзаписи, диски, рецензии — на русском языке и на языках коренных народов Таймыра. Хронологический охват литературы: 1931–2004 гг.

Библиографическая запись составлена в соответствии с ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» с учетом Изменения № 1 к ГОСТу 7.

1-84. При составлении записи применяется сокращение слов и словосочетаний согласно ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

Для облегчения поиска необходимых сведений библиография снабжена Именным указателем и Указателем языков (кроме русского), на которых напечатаны книги, статьи. Именной указатель включает имена авторов, составителей, редакторов, фотографов, иллюстраторов, а также упоминаемых в описаниях лиц (персоналии). Номера, относящиеся к фамилиям лиц, отраженных по признаку персоналии, приводятся в круглых скобках. «Указатель языков…» построен по языковому принципу. Рубрики располагаются в алфавите наименований языков. Внутри указываются номера источников, вошедших в указатель, опубликованных на данном языке.

При составлении указателя использован фонд Таймырской окружной библиотеки, а также частично фонд библиотеки Таймырского окружного краеведческого музея. Издания, отсутствующие в библиотеках округа, выделены курсивом.

Их можно заказать по межбиблиотечному абонементу в других библиотеках страны.

Рекомендательный библиографический указатель «Коренные малочисленные народы Таймыра: традиции, быт, культура» будет интересен и полезен для студентов и учащихся, преподавателей школ, библиотекарей, музейных работников, журналистов, краеведов, руководителей фольклорных коллективов, для всех любителей народного творчества Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Отбор литературы закончен в ноябре 2004 года.

Файл: Коренные малочисленные народы Таймыра традиции, быт, культура. Рекомендательный указатель литературы.pdf (2.23 Мб)
Описание:Коренные малочисленные народы Таймыра: традиции, быт, культура: Рекомендательный указатель литературы / А. А. Сакиева, Н. О. Юрченко, А. Н. Попова; Таймырская окружная библиотека. — Дудинка, 2005. — 171 с.

коренных американцев | История, искусство, культура и факты

Судьи Верховного суда навахо

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Уолтер Уфер Хермон А. МакНил
Похожие темы:
Индийские равнины Юго-Восточная Индия Северо-западное побережье Индии Юго-Западный Индийский Северо-восточный индийский

Просмотреть весь связанный контент →

коренных американцев , также называемый Американские Индейцы, АМЕРИНДИН, Amerind, Индий хотя этот термин часто означает только те группы, чьи первоначальные территории находились на территории современной Канады и Соединенных Штатов.

Американцы доколумбовой эпохи использовали технологии и материальную культуру, в том числе огонь и пожарные учения; одомашненная собака; каменные орудия многих видов; копьеметатель (атлатль), гарпун, лук и стрелы; и веревки, сетки, плетеные изделия и, в некоторых местах, глиняная посуда. Многие группы коренных американцев занимались охотой и собирательством, в то время как другие занимались земледелием. Американские индейцы одомашнили множество растений и животных, в том числе кукурузу (кукурузу), бобы, кабачки, картофель и другие клубнеплоды, индеек, лам и альпак, а также множество полуодомашненных видов орехоплодных и семенных растений. Эти и другие ресурсы использовались для поддержки сообществ, начиная от небольших деревень и заканчивая такими городами, как Кахокия с населением от 10 000 до 20 000 человек и Теотиуакан с населением от 125 000 до 200 000 человек.

На заре 16 века н.э., когда началось европейское завоевание Америки, коренные народы проживали по всему Западному полушарию. Вскоре они были уничтожены последствиями эпидемий, военных завоеваний и порабощения, и, как и другие колонизированные народы, они подвергались дискриминационной политической и правовой политике вплоть до 20-го и даже 21-го века. Тем не менее, они были одними из самых активных и успешных коренных народов в осуществлении политических изменений и восстановлении своей автономии в таких областях, как образование, владение землей, свобода вероисповедания, закон и возрождение традиционной культуры.

Узнайте об усилиях Национального музея американских индейцев по сохранению культуры, традиций и верований коренных американцев.

Просмотреть все видео к этой статье.
Индейцы и арктические народы. Американских индейцев часто дополнительно группируют по району проживания: Северная Америка (современные Соединенные Штаты и Канада), Средняя Америка (современная Мексика и Центральная Америка; иногда называемая Мезоамерикой) и Южная Америка. Эта статья представляет собой обзор областей культуры, предыстории, истории и недавних событий коренных народов и культур Соединенных Штатов и Канады. Некоторая терминология, используемая в отношении коренных американцев, объясняется во врезке: Номенклатура племен: американские индейцы, коренные американцы и первые нации; Боковая панель: разница между племенем и группой; и боковая панель: самоназвания коренных американцев. Обзор всех коренных народов Америки представлен на языке американских индейцев; обсуждение различных аспектов коренных американских культур также можно найти в статьях о доколумбовых цивилизациях; средний американский индеец; южноамериканский индеец; Арктика: люди; языки американских индейцев; религии коренных американцев; и искусства коренных американцев.

Викторина по Британике

Какие английские слова имеют индейское происхождение?

Английское название какого млекопитающего восходит к алгонкинскому слову, означающему «белое животное»? Английское название какого рогатого животного происходит от микмакского слова γalipu? Проверьте свои знания. Пройди тест.

Сравнительные исследования являются важным компонентом всех научных анализов, независимо от того, является ли изучаемая тема человеческим обществом, изобразительным искусством, палеонтологией или химией; сходства и различия, обнаруженные в рассматриваемых объектах, помогают организовывать и направлять исследовательские программы и толкования. Сравнительное изучение культур в значительной степени относится к области антропологии, которая часто использует типологию, известную как подход области культуры, для организации сравнений между культурами.

Подход к области культуры был определен на рубеже 20-го века и продолжал формировать дискуссии о людях и культурах в 21-м веке. Культурный ареал — это географический регион, в котором обычно сосуществуют определенные культурные черты; например, в Северной Америке между 16 и 19 веками культурная зона Северо-Западного побережья характеризовалась такими чертами, как ловля лосося, обработка дерева, большие деревни или города и иерархическая социальная организация.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Конкретное количество культурных ареалов, очерченных для коренных американцев, несколько различается, поскольку регионы иногда подразделяются или объединяются. Обсуждаемые ниже 10 культурных областей являются одними из наиболее часто используемых: Арктика, Субарктика, Северо-Восток, Юго-Восток, Равнины, Юго-Запад, Большой Бассейн, Калифорния, Северо-Западное побережье и Плато. Примечательно, что некоторые ученые предпочитают объединять северо-восток и юго-восток в одну культурную зону Восточных лесов или плато и Большой бассейн в единую межгорную культурную зону.

В каждом разделе ниже рассматриваются местоположение, климат, окружающая среда, языки, племена и общие культурные особенности области до того, как она была сильно колонизирована. Доисторические и постколумбовые культуры коренных американцев обсуждаются в последующих разделах этой статьи. Обсуждение коренных народов Америки в целом можно найти у американских индейцев.

Первые жители Калифорнии | Ранняя история Калифорнии: обзор | Статьи и очерки | Калифорния, какой я ее видел: рассказы от первого лица о первых годах Калифорнии, 1849-1900 гг. | Цифровые коллекции

Прослушать эту страницу

Испанцы, конечно, не были первыми, кто открыл эту страну чудес и крайностей. Первые калифорнийцы были предприимчивыми азиатами, которые перебрались через Берингов пролив на Аляску тысячи лет назад, когда более теплый климат и ныне исчезнувший сухопутный мост облегчили такое путешествие. Эти мужчины и женщины и их потомки заселили Северную и Южную Америку, расселившись и образовав различные нации и племена, которых первые европейцы, приехавшие в это полушарие, окрестили «индейцами». Горные хребты Тихоокеанского побережья изолировали этих первых поселенцев от культур, которые развивались в соседней Мексике и на западе Соединенных Штатов. Таким образом, раннее население Калифорнии имело мало физического сходства с коренными американцами Великих равнин и, по-видимому, не имело языковых или культурных связей с этими народами. Изрезанная топография Калифорнии, отмеченная горными хребтами и пустынями, мешала ее коренным народам путешествовать на большие расстояния, а коренные народы региона были даже изолированы друг от друга, стремясь жить большими семейными группами или кланами с небольшой политической структурой, в отличие от более крупные племена и народы на востоке. Поскольку европейские поселения пришли в Калифорнию с опозданием, ее аборигенам также было отказано в доступе к лошадям пришельцев, чьи беглые стада породили дикие стада, которые дали племенам Великих равнин новую мобильность еще в шестнадцатом веке. Таким образом, разделенные и изолированные, коренные калифорнийцы представляли собой разнообразное население, разделенное по языку на целых 135 различных диалектов. Племена включали карок, майду, кауильено, мохаве, йокуты, помо, пайуте и модок. С другой стороны, горы, разделявшие группы, делали обширную войну нецелесообразной, и калифорнийские племена и кланы вели относительно мирную жизнь.

Иллюстрация IV: Гора Шаста с индейцами и Типи. Гравюра на стали Е.П. Брэндар, после, С. С. Гиффорд, ок. 1873. Опубликовано в William Cullen Bryant, Живописная Америка, , v.1. ЛК-УСЗ62-52626. № 605.

Отсутствие дождей в регионе в течение вегетационного периода означало, что сельское хозяйство не было практическим средством к существованию для первых калифорнийцев, но мягкий климат и богатая почва позволяли этим группам жить за счет искусного сбора и обработки диких орехов и ягод, а также ловли рыбы. что переполняли потоки. Желудь, очищенный от токсичных кислот и превращенный в муку, был основным продуктом питания большинства коренных жителей Калифорнии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *