Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Третьяковская галерея история создания: Здание в Лаврушинском переулке — Третьяковская галерея

Здание в Лаврушинском переулке — Третьяковская галерея

Основное здание Галереи находится в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье – традиционно купеческом районе Москвы.  Семья Третьяковых купила этот дом в конце 1851 года. В 1856 Павел Михайлович приобрел первые картины, положившие начало знаменитому собранию. По мере роста коллекции к жилой части особняка пристраивались помещения, специально предназначенные для произведений искусства. Однако рост собрания Третьяковской галереи постоянно превосходил ее экспозиционные возможности.

Строительство первой пристройки, примыкающей к южной стене дома и развернутой в сторону церкви Святого Николая в Толмачах, велось весь 1873 год . В 1874 году Галерея открылась для посещения. В 1882 году возникла необходимость вновь расширить экспозиционные площади за счет территории сада, окружавшего  дом. Появились три новых зала наверху и столько же внизу, расположенных под углом к старому зданию Галереи, параллельно Малому Толмачевскому  переулку. Следующая пристройка  была сделана в 1885 году. Благодаря ей появились три зала в верхнем этаже и пять в нижнем. Это позволило несколько упорядочить существовавшую до тех пор экспозицию. Четвертая пристройка  была осуществлена в 1892 году. В верхнем этаже прибавилось два больших  и один маленький залы, а внизу – три небольших. В новых залах  экспонировались в основном произведения конца 1880-х годов  и работы 1890-х по мере их поступления. 

После смерти П.М.Третьякова в перестроенном доме, где раньше жила его семья, на первом этаже разместили библиотеку Павла Михайловича, помещение для продажи каталогов и фотографий с картин Галереи, гардероб, контору и прочие службы. В мае 1900 года на заседании Совета Галереи в присутствии художников В.М.Васнецова, В.Д.Поленова и ряда московских  архитекторов, была высказана мысль о том, чтобы фасад Галереи построили в «русском стиле».  Эта работа была поручена В.М.Васнецову. Возведение нового фасада началось  в 1902 году и было закончено в 1904. Васнецовский фасад стал эмблемой Третьяковской галереи.
 

Эскиз фасада Галереи в «русском стиле». В.М.Васнецов 

2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала попечителем  Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, видного художника,  архитектора и историка искусства. Главное, чем ознаменовалась деятельность Грабаря, – реформы, превратившие Третьяковскую галерею в музей европейского  типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя Галереи, реформированный музей был открыт для публики.

3 июня 1918 года Совнарком издал Декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации  директором Галереи был назначен И.Э.Грабарь. За первые годы Советской власти (1918–1922) коллекция Галереи увеличилась почти на 50% за счет многочисленных поступлений из Государственного музейного фонда. В связи с увеличением фондов многие экспозиционные залы были отданы под запасник для картин. 

К 1923 году экспозиция, которую с таким вдохновением создавал И.Э.Грабарь, сильно изменилась.

Экспозиция Городской художественной галереи П.М. и С.М.Третьяковых. 1898

Академик архитектуры А.В.Щусев, ставший директором в 1926 году, много сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки  нового. 
В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому  переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. 

К Галерее это здание присоединялось специальной пристройкой. В 1928 году коренным образом были переоборудованы отопление и вентиляция. В 1929 году Галерея была электрифицирована (до этого она была открыта для посетителей  лишь в дневное время).

 

Запасник в здании закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. 1932

Здание закрытой в 1929 году церкви Святителя Николая в Толмачах  в 1932 было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры.  Позже оно было соединено  с экспозиционными залами заново выстроенным  двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально  предназначен для экспонирования картины А.А Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)»  (1837–1857). Был  построен также переход между залами, расположенными  по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора. В результате этих перемен увеличилась экспозиционная площадь музея и началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.
 
В 1936 году завершилось строительство нового  двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания. Сооруженный по проекту архитектора А.В.Щусева, мастерски соотнесенный с исторической частью и васнецовским фасадом, «щусевский корпус» органически  вошел в панораму Лаврушинского  переулка.

Его просторные залы (четыре – в верхнем этаже и четыре  – в нижнем) сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

Разрушения от попадания бомбы в здание галереи в августе 1941

Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) Галерея пострадала от бомбежки. В ночь с 11 на 12 августа 1941 года в результате налетов  немецкой авиации две фугасные бомбы упали на здание. На крыше в нескольких местах было разрушено  стеклянное покрытие. Рухнуло  межэтажное  перекрытие  верхнего  зала  № 6 и нижнего № 49. Пострадал главный вход.  В гардеробе  подвального этажа разбило полы. Вышли из строя отопительная и вентиляционная  системы. Несколько месяцев спустя, в ночь с 12 на 13 ноября 1941 года, на территорию Галереи упала  еще одна фугасная бомба. Был разрушен  двухэтажный жилой дом по соседству. В 1942 году здание Галереи начали восстанавливать. К осени в 13-ти  залах остеклили световые фонари крыши и окна, привели в порядок паркет,  покрасили стены, починили отопление и вентиляцию.

К 1944 году из 52  залов 40 было отремонтировано, а экспонаты, эвакуированные в Новосибирск и Пермь в 1941–1942 годах, вернулись на свои места.

 
В мае 1956 года широко отмечалось 100-летие Третьяковской галереи. В связи с этим юбилеем в 1955–1957 годах была произведена достройка  зала  А.А.Иванова. К этому времени коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей,  экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. Необходимость расширения экспозиционной площади стало первостепенной  задачей. Реконструкция существующих и строительство новых зданий Галереи в Лаврушинском переулке во многом связаны с именем директора  Ю.К.Королева (1929–1992).  

Королёв Юрий Константинович. 1980

Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий – хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские.  В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и другие),  основанная на идее сохранения исторического облика здания. В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый  корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный  центр, детская студия и выставочные залы. В них в 1992–1994  годах проходила выставка шедевров  из коллекции Галереи. В этом же здании была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб, поэтому  оно получило название Инженерный корпус. 

 

Строительство Депозитария. 1984

Принципиальной особенностью плана реконструкции было включение в музейный ансамбль храма Святителя  Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века) после его восстановления и  освящения. Храм был утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Строительство в Лаврушинском переулке заняло почти десять долгих лет : с 1985 по 1995 год.
 
Ныне комплекс зданий Третьяковской галереи, расположенный между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, – любимое место не только москвичей, но и многих гостей столицы. Сюда приезжают из различных краев, областей и городов Российской Федерации, чтобы увидеть любимые полотна, посетить храм и помолиться перед иконой Владимирской Богоматери.


история строительства, архитектура и стиль

Содержание

  1. Введение
  2. Фасад М. В. Васнецова
  3. Во время Великой Отечественной войны
  4. Реконструкция и расширение галереи в Лаврушинском переулке
  5. Заключение

Введение

Третьяковскую галерею посещают, чтобы увидеть одну из самых обширных коллекций работ русских мастеров. В ней вся история России, выраженная в искусстве — от Древней Руси до XX века. Здание Третьяковской галереи является таким же отражением истории страны, как и её экспонаты. В XX веке она стойко перенесла все бури этого непростого столетия. О том, что пришлось перенести историческому зданию Государственной Третьяковской галереи в Москве — ниже.

История Третьяковской галереи начинается с 1851 года, когда купеческая семья Третьяковых приобрела здание в переулке Лаврушинском. Однако годом её основания принято считать 1856: тогда молодой П. М. Третьяков приобрёл первые картины в свою коллекцию. Ими стали «Искушение» (Н. Г. Шильдер) и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (В. Г. Худяков). С увеличением числа картин в собрании к старому особняку пристраивались новые корпуса для того, чтобы хранить и экспонировать там предметы искусства. Так дом в Лаврушинском переулке постепенно превратился в настоящую галерею. В 1892 году, за шесть лет до своей смерти, П. М. Третьяков передал своё собрание экспонатов в дар городу Москве вместе со зданием. Через год прошло официальное открытие Третьяковской галереи для посещения жителями и гостями Москвы.

«Искушение», Н. Г. Шильдер«Стычка с финляндскими контрабандистами», В. Г. Худяков

Фасад М. В. Васнецова

В 1902 году началось возведение фасада в русском стиле. Работу над эскизами рисунков для украшения главного входа поручили В. М. Васнецову, одному из основоположников этого течения в искусстве России рубежа XIX-XX веков. Сам фасад разработал архитектор В. Н. Башкиров. Строительство продолжалось два года. Снаружи вход в основной корпус представляет собой фронтон из окрашенного кирпича с декоративными элементами в русском народном стиле — фризами, сделанными из керамики, и орнаментом, выложенным из кирпича. Фасад Васнецова, превосходный образец неорусского стиля, стал настоящей эмблемой Третьяковской галереи. 

1900 год. Проект фасада

Во время Великой Отечественной войны

В 1918 году музей был национализирован и получил название Государственной Третьяковской галереи, которое и носит по сей день. В первые годы советской власти её коллекция значительно расширилась благодаря государственной поддержке. Места в имевшихся зданиях катастрофически не хватало: картины было негде выставлять, целые залы пришлось отдать под хранение. Поэтому в 1927 году новый директор Третьяковки архитектор А. В. Щусев с помощью пристройки присоединил к галерее  здание в соседнем Малом Толмачёвском переулке. Там расположилась администрация музея, библиотека, научный отдел, а также архивы и хранилище графики. А. В. Щусев сделал многое для модернизации Третьяковки: провёл электричество, наладил отопление и вентиляцию. В 1936 году по проекту архитектора был с нуля построен двухэтажный «щусевский корпус», органично вписавшийся в архитектурный стиль главного здания Третьяковки. Но планы по дальнейшему развитию музея нарушила война.

Эвакуация галереи из Москвы началась сразу же после начала Великой Отечественной войны. Первый эшелон с главными экспонатами ушёл в Новосибирск в середине июля 1941 года. Там, в недостроенном Оперном театре, был организован филиал Государственной Третьяковской галереи с самыми ценными полотнами.

Ноябрь 1944 года. Возвращение в Третьяковскую галерею произведений из коллекции

Тем временем в Москве ужесточались бомбардировки. В августе на главное здание в Лаврушинском переулке упали две бомбы, а в ноябре — ещё одна, частично разрушив основной корпус. Были выведены из строя системы вентиляции и отопления, обрушилась часть перекрытий между этажами и стеклянный потолок, пострадал музейный гараж и дом, где жили сотрудники Третьяковки. В середине августа и в ноябре из музея вывезли вторую и третью очередь произведений. Обошлось не без происшествий: вторая очередь экспонатов отправлялась на барже из Москвы в Пермь и оказалась под огнём с воздуха. К счастью, повреждения получила только крыша судна.

В 1942 году строения в Лаврушинском переулке начали понемногу восстанавливать. На это ушло около двух лет. Уже в 1944 году экспонаты начали возвращаться в музей из эвакуации, а 17 мая 1945 года в торжественной обстановке Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта в Москве. 

1945 год, Третьяковская галерея и памятник Сталину

Реконструкция и расширение галереи в Лаврушинском переулке

1956 год ознаменовал столетие Третьяковской галереи. К этой годовщине власти Москвы решили приурочить реконструкцию зала художника А. А. Иванова. Под самую большую в Третьяковке картину «Явление Христа народу» (размером пять с половиной на семь с половиной метров) ещё в 1937 году было выделено отдельное помещение. Теперь площадь зала  увеличили дополнительно.

Количество экспонатов в музее в середине 50-х превысило 35 000 и увеличивалось с каждым годом. Ближе к 80-м стало ясно, что Третьяковской галерее вновь нужна реконструкция и расширение. В 1980 году директором назначили Ю. К. Королёва. Спустя три года он приступил к работам, которые длились больше 10 лет.

К архитектурному комплексу в 1985 году присоединился Депозитарий — отдельное здание, где хранились и реставрировались предметы искусства. В 1986 году реконструкция началась в главном здании. Над проектом работали три архитектора — Г. В. Астафьев, И. М. Виноградский и Б. А. Климов. Основной идеей было сохранить первоначальный стиль и исторический облик Третьяковской галереи и при этом переоборудовать его технически.

1956-65 год. Очередь у Третьяковской галереи1959 год. Центральная лестница главного здания. Фото: Л. А. МишинДепозитарий Третьяковской галереи

В этот период в архитектурный ансамбль Государственной Третьяковской галереи наконец вошёл музей-храм Святителя Николая в Толмачах, построенный из камня в 1697 году. Первые сведения о деревянной церкви на этом месте датируются ещё 1625 годом. При П. М. Третьякове храм Святителя Николая был домовой церковью галереи. Однако в 1929 году распоряжением новых советских властей из храма сделали склад для нужд Третьяковской галереи. Так продлилось вплоть до 90-х. С 1993 года храм действующий и сейчас вновь имеет статус домовой церкви музея. Здесь хранится одна из величайших православных святынь — Владимирская икона Божией Матери.

В 1989 году также в Лаврушинском переулке неподалёку от главного здания был построен совершенно новый корпус — Инженерный. Он получил такое название, потому что там разместились различные технические службы, обеспечивающие жизнь Третьяковской галереи. В этом корпусе проходят конференции, симпозиумы и другие научные мероприятия, а также выставки.

Отдельно необходимо отметить: в поисках современного русского искусства нужно отправляться в другой район Москвы, а именно — на Крымский вал. Здесь расположена Новая Третьяковка. В 1964 году утвердили проект строительства Государственной картинной галереи СССР. Здание нового музея было построено в 1983 году. По своей архитектуре оно значительно отличается от Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и выглядит совсем иначе, без малейшего намёка на традиционные русские мотивы. Его стиль — советский модернизм. Когда в 1986 году Государственная картинная галерея СССР объединилась с Третьяковской галереей, в здании на Крымском валу прошли первые выставки. 

Заключение

Третьяковская галерея для русского искусства — больше чем просто музей. В ней отражается история страны, в особенности сложный период XX столетия. И по сей день нарядный фасад Васнецова встречает посетителей музейного комплекса в Лаврушинском переулке так же, как это было в начале прошлого века. А гиды готовы рассказать о богатой истории здания Третьяковки и о том, какие испытания ему пришлось испытать вместе со страной.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия HiSoUR История культуры

Государственная Третьяковская галерея (русский язык: Государственная Третьяковская Галерея) — художественная галерея в Москве, Россия, передовое хранилище русского изобразительного искусства в мире.

Государственная Третьяковская галерея — национальная сокровищница русского изобразительного искусства и один из крупнейших музеев мира. Он расположен в одном из старейших районов Москвы – Замоскворечье, недалеко от Кремля. Коллекция Галереи полностью состоит из русского искусства и художников, внесших вклад в историю русского искусства или тесно связанных с ним. Коллекция содержит более 180 000 произведений живописи, скульптуры и графики, созданных на протяжении веков сменяющими друг друга поколениями русских художников.

История галереи начинается с 1856 года, когда московский купец Павел Михайлович Третьяков приобрел произведения русских художников своего времени с целью создания коллекции, которая впоследствии могла бы вырасти в музей национального искусства. В 1892 году Третьяков подарил русскому народу свою уже известную коллекцию, насчитывающую около 2000 произведений (1362 картины, 526 рисунков и 9 скульптур).

Произведения русского искусства от XI до начала XX века представлены на выставке в историческом здании Галереи в Лаврушинском переулке. В новом здании Третьяковской галереи на Крымском Валу размещена уникальная музейная экспозиция отечественного искусства ХХ века. Выстраивающаяся к 150-летию Третьяковской галереи экспозиция отвечает всем современным требованиям показа современного искусства. Выставку открывают работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, художников объединения «Бубновый Валет», чье творчество отмечает начало нового авангардного движения в России. Широко представлены всемирно известные художники, такие как Василий Кандинский, Марк Шагал, Казимир Малевич (художник «Черного квадрата») и художники неоклассицизма. Зал с реконструкцией известной выставки «ОБМОХУ» (Товарищество молодых художников) 1921 посвящен конструктивизму 1920-х годов. В галерее широко представлены произведения искусства «соцреализма» — официального стиля тоталитарной эпохи 1930-50-х годов. Объекты, инсталляции, фотографии, концептуальное искусство, созданные с 1950 года по настоящее время, также представлены как альтернативные направления эволюции советского искусства.

Фасад здания галереи выполнен художником Виктором Васнецовым в своеобразном русском сказочном стиле. Построен в 1902–04 южнее Московского Кремля. В течение 20 века галерея расширилась за счет нескольких соседних зданий, в том числе церкви Святителя Николая в Толмачах XVII века.

Коллекция насчитывает более 130 000 экспонатов, начиная от «Троицы» Владимирской Богородицы и Андрея Рублева и заканчивая монументальной «Композицией VII» Василия Кандинского и «Черным квадратом» Казимира Малевича.

В 1977 году Галерея хранила значительную часть коллекции Джорджа Костаки.

В 1985 году Третьяковская галерея была административно объединена с галереей современного искусства, разместившейся в большом современном здании на Садовом кольце, сразу к югу от Крымского моста. На территории этого филиала музея находится коллекция скульптуры соцреализма, в том числе такие шедевры, как культовая статуя Евгения Вучетича «Железный Феликс» (убранная с Лубянской площади в 1991), скульптура «Мечи на орала», изображающая обнаженного рабочего, выковывающего из меча плуг, и монумент «Молодая Россия». Рядом находится 86-метровая статуя Петра Великого работы Зураба Церетели, одна из самых высоких уличных статуй в мире.

Рядом с галереей современного искусства находится сад скульптур «Кладбище павших памятников», в котором выставлены перемещенные статуи бывшего Советского Союза.

Планируется снести галерею, построенную в стиле позднего советского модерна, но против этого выступает общественное мнение.

В мае 2012 года в Третьяковской художественной галерее состоялся престижный чемпионат мира по шахматам ФИДЕ между Вишванатаном Анандом и Борисом Гельфандом, так как организаторы считали, что это мероприятие будет способствовать развитию как шахмат, так и искусства.

Индивидуальная экскурсия по Третьяковской галерее

Продолжительность: 3 часа

Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев России, расположенный в московском историческом районе Замоскворечье. Его картины были собраны русским богатым меценатом Павлом Третьяковым в конце 19 века.века в собственном доме, а особенность этой коллекции в том, что она состоит исключительно из шедевров русских художников XVIII и XIX веков. Галерея помогает познакомиться не только с русской живописью, стремительно развивавшейся под влиянием европейских художников, но и с историей страны, ее важнейшими событиями, социальными проблемами, природой.

Встреча в отеле

Гибкое расписание

Все билеты включены

Простая отмена

Основные моменты тура

Вход в Третьяковскую галерею

Направляйтесь в Третьяковскую галерею, минуя исторический район Замоскворечье, где жили многие русские писатели и поэты, такие как Лев Толстой и Антон Чехов. Зайдите внутрь галереи, фасад которой в неорусском стиле стал ее визитной карточкой.

Внутри музея

Поднимитесь наверх и начните свой визит с знакомства с русским светским искусством, зародившимся только в начале 18 век. Именно в первых залах музея вы найдете великолепные портреты российских императоров и императриц.

Явление Христа

Откройте для себя одну из величайших картин галереи – Явление Христа народу Андрея Иванова, который работал над ней 20 лет, но так и не закончил.

Известные картины

Познакомьтесь с творчеством Виктора Васнецова, жившего на рубеже 20-х и 9-х годов -го -го века и кто создал красивый фасад галереи. Ваш гид расскажет вам о важности своего величайшего произведения «Богатырь».

Найдите одну из самых ироничных картин музея, которая должна была раскрыть темную часть общества России – «Неравный брак» Василия Пукирева – и узнайте, каково было ее влияние в стране после создания в 19 веке .

Русские иконы

В завершение своего визита спуститесь вниз, чтобы насладиться русским древним искусством с его прекрасными иконами, датируемыми 12 9 годом.0053-й век. Жемчужиной коллекции является знаменитая «Святая Троица» Андрея Рублева, происходящая из так называемого русского православного Ватикана – Свято-Троицкого монастыря.

Замоскворечье

После такого масштабного визита можно прогуляться по району Замоскворечье, который считается одним из самых романтичных мест Москвы, с мостом Любви, где в день свадьбы влюбленные пары вешают замки.

Исследуйте небольшой, но уютный Марфо-Мариинскую обитель Милосердия, основанную в начале 20 века великой княгиней Елизаветой — невесткой последнего русского царя Николая II.

ЗАКАЗАТЬ ЭТОТ ТУР

Вам также могут понравиться эти туры…

2 часа

Экскурсия по московскому метро

Посетите самые красивые и известные станции московского метро, ​​многие из которых являются объектами культурного наследия.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *