Арка Константина в Риме — история, описание, факты
Дата последнего обновления: 30.03.2020Триумфальная Арка Константина: история, подробное описание барельефов и тондо, где находится Арка Константина в Риме и как до нее добраться
Древнее сооружение, установленное возле Колизея, является одним из наиболее узнаваемых монументов Вечного города. Сохранившаяся до наших дней Арка Константина – один из самых величественных памятников Древнего Рима, располагавшийся на Улице Триумфов (Via dei Trionfi), которая в античные времена предназначалась для торжественных шествий, проводимых во славу императора.
Арка была возведена в честь императора Константина, ставшего для римского народа «освободителем и посланником мира» в качестве благодарности за его заслуги. Согласно заключениям историков, Константин Великий действительно был одним из лучших правителей Рима и полководцем, способным защитить империю.
История древнего памятника
Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.
Это интересноАрка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров.
В 306г. н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций (278-312), пришедший к власти путем интриг. Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обл
Триумфальная арка Константина в Риме
Рим
История
Триумфальная арка императора Константина появилась в начале 4-го века нашей эры — в 315 году. Она была построена на Via Triumphalis — древней дороге, проходившей на участке между Колизеем и центральным римским холмом Палатином. Поводом к возведению монумента стала победа Константина Великого — между прочим, первого христианского императора, над правившим в то время Максенцием. Тиран Максенций не пользовался симпатией римлян из-за введения непосильных налогов, поэтому народ воспринял его свержение в основном положительно. И когда войска сторонников Максенция были разгромлены и новый император вступил в Рим, в честь этого события спешно начали возводить арку.
data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>
-
- Бюст римского императора Константина Великого (около 336—337 годов н.э.)
-
- Фото бюста императора Максенция (2-й век) в Национальном музее Прадо (Мадрид)
-
- Битва у Мульвийского моста — главное сражение войны Константина и Максенция. Изображена на картине Питера Ластмана в 18-м веке
Есть версия, что на месте монумента уже было еще более древнее сооружение, и при смене власти его лишь заново украсили. По другой же гипотезе постройку возвели с нуля, но поскольку мастера были ограничены во времени, для декора пришлось взять фрагменты с других сооружений.
Картина Каналетто «Вид арки Константина с колизеем» (18-й век)
Что посмотреть
Триумфальная арка Константина — одно из самых высоких античных строений в Риме
Арка богато украшена лепниной и барельефами, которые демонстрируют несколько эпизодов из жизни Константина: торжественное возвращение в Рим, допрос военнопленных, сценки ритуальных жертвоприношений и т.д. При этом часть барельефов на самом деле изображала Адриана, были фигуры и других правителей, но мастера заменили головы главных персонажей в каждой композиции.
Барельефы, изображающие моменты жизни императора Константина Великого
Однако некоторые элементы декора все же были созданы специально для нового императора. Например, к его эпохе относятся медальоны на боковых стенах, где можно увидеть богов Солнца и Луны. В то же время был выполнен и фриз с несколькими эпизодами войны с Максенцием — присмотревшись, по нему можно узнать о хронологии событий, начиная с выхода войск нового императора из Милана и заканчивая выступлением перед народом после победы.
Барельефы, посвященные победе над деспотом Максенцием
Интересно: Триумфальная арка с обеих сторон имеет надпись, которая гласит, что Сенат и римский народ посвящают этот монумент Константину, «одухотворенному божеством». Такая формулировка в подписи была попыткой соблюсти баланс между язычеством и только-только зарождавшимся христианством, ведь этот император был первым христианским правителем Рима.
Надпись на центральной аттике арки, о том что Сенат и римский народ посвящают этот монумент Константину, «одухотворенному божеством»
Как добраться до Триумфальной арки Константина
Древний монумент находится у одного из главных римских холмов — Палатина, и буквально в двух шагах от Колизея. Сюда легко добраться разными видами транспорта из любой точки города.
Точный адрес: Via di San Gregorio, 00186 Roma RM, Италия.
Вариант 1
Метро:от станции Termini у ж/д вокзала до станции Colosseo ехать по синей ветке B 3 минуты
Пешком:от станции Colosseo идти около 450 метров.
Вариант 2
Автобус:маршрутом №75 от остановки Termini до Colosseo ехать около 9 минут.
Пешком:от остановки Colosseo расстояние 240 метров.
Также неподалеку есть остановки трамваев № 3 и 8, автобусов № 51, 85, 87, 118, С3, N2 и других.
Триумфальная арка Константина на карте
Интересные факты
- Древняя Arco di Costantino в своем роде уникальна — только она была возведена в честь удавшегося восстания. В целом же такой вид архитектуры обычно знаменовал собой победы римлян над внешними врагами.
- Четыре барельефа, что использовались для отделки триумфальной арки, относятся к эпохе императора Траяна и взяты с его форума. Считается, что они были частью большой картины, которая представлена в полном варианте (хотя и в виде копий) в Музее римской цивилизации.
- Одно время бытовала точка зрения, что части декора были заимствованы с других построек, поскольку мастера 4-го века не могли создать ничего столь же прекрасного, как статуи и барельефы ранней Античности. Но более вероятна все-таки версия, что у них попросту не было на это времени.
Медальон «Жертвоприношение Диане» — рельеф арки Константина
Полезные советы
- Триумфальная арка стоит за решетчатой оградой, поэтому, чтобы рассмотреть все детали, стоит захватить на экскурсию бинокль.
- Посмотреть этот монумент можно самостоятельно и бесплатно, причем его осмотр удобно совмещать с экскурсией на территорию расположенных рядом форумов — Римского или Траянского.
Панорама Триумфальной арки Константина
Триумфальная арка Константина за счет включения элементов разных эпох может рассказать о развитии древнеримского искусства в период первых 200 лет нашей эры. Вместе с другими достопримечательностями этого района — Колизеем, стадионом императора Домициана, Большим цирком, развалинами античного фонтана Мета Суданс, она дает представление о мастерстве древнеримских строителей, точности и масштабности их работ.
Визитная карточка
Адрес
Via di San Gregorio, 00186 Roma RM, Италия
Стоимость
Бесплатно
Время работы
Что-то не так?
Сообщить о неточности
Триумфальные арки в Риме, Италия. История создания и описание. Адреса арок. Римские арки на фото. » Карта путешественника
Рим впечатляет своими достопримечательностями. Здесь нельзя пройти по улице и не увидеть роскошного особняка, старинного дворца, изящного фонтана или оригинальной площади. Большинство из местных памяток запечатлело знаменательные события римской истории, которые они пронести сквозь столетия и даже тысячелетия.
Одними из таких памяток являются римские триумфальные арки, которые не только достойно выглядят на фоне местных пейзажей, но и хранят в себе память о важных событиях истории Рима.
Триумфальные арки Рима
В древние времена триумфальные арки строились в память о каком-то значительном событии или в честь великого человека. Арка в тот период считалась границей чужого и своего мира. Первые триумфальные арки были построены в Риме, а сегодня благодаря римлянам их можно увидеть во многих странах.
С каждой последующей аркой новая становилась все сложнее и изящнее.
И сегодня, гуляя по Риму, мы можем увидеть не одно такое чудесное творение. Триумфальных арок в Риме достаточно много. Не все сохранились в идеальном виде, но они выстояли тысячелетия и теперь готовы поведать о своей истории.
Перечень триумфальных арок Рима
Арка Константина
Триумфальная Арка Константина в Риме – это самая яркая и последняя из римских арок. Ее соорудили в 315 году в память о победе Константина в гражданской войне против Максенция, которая имела место в 312 году. Кроме того, это была победа христианства над язычеством, так как уже в 313 году христианство стало государственной религией.
В силу того, что в то время не было средств на новые строительные материалы, то для сооружения Арки Константина брали материал из арок Траяна, Аврелия, Севера. За это ее прозвали «Сорокой Эзопа». На протяжении почти двух тысячелетий арка постоянно усовершенствовалась: Нерон установил фонтан, где купались гладиаторы, Домициан перестроил арку по-своему вкусу, а в 1832 году Георгий XVI произвел ее окончательную реконструкцию.
Интересное событие произошло в 2007 году: во время строительства метро неподалеку от арки были найдены сокровища Максенция.
Арка Константина имеет впечатляющие размеры: 21267,4 м. и состоит из трех пролетов и восьми барельефов, которые стоят парно. На Внешней стороне арки можно увидеть эпизоды из походов Константина, его правления и общения с народом, приношение жертв, охоты на зверей. Также с восточной и западной сторон арки выгравированы медальоны в виде солнца и луны соответственно. Глядя на арку, создается впечатление, что ее поддерживают коринфские колонны. Эти колонны изготовили из желтого мрамора, который специально для нее привезли из Нумидии. Колоны украшены изображением богини Виктории, а также участников войны: римлян и варвар.
Триумфальная Арка Константина расположена возле
v-rime-italiya/»>Колизея и главного Римского форума по адресу: Via di San Gregorio 184, 00186 Roma, Italia. Арка находится под открытым небом, и посмотреть на нее можно бесплатно.Добраться до Арки Константина можно на метро, выйдя на станции Colosseo. Также в этом направлении курсирует трамвай №3 и автобусы №№60, 75, 81, 85, 117, 175, 271, 571, 673, 810, 850
Арка Тита в Риме
Триумфальная Арка императора Тита построена в 81 году до нашей эры на Палатине в память о победе императора Тита над евреями Палестины. Это первая триумфальная арка Рима. Кстати, 50 тысяч пленных евреев привезли в Рим специально для строительства этой арки. Это стало началом еврейской диаспоры в Европе. Инициировал строительство император Домициан уже после смерти Тита.
Арка сооружена из коринфских столбов с ионическими завитками. На стенах арки можно увидеть изображения из похода Тита, а именно: взятие храма и триумф императора. Кроме того, на одной из стен изображено превращения Тита в бога. Не смотря на то, что Арка Тита является самой старой из римских арок, она вобрала в себя общий образ мировых триумфальных арок.
Арка Тита расположена рядом с Колизеем и Римским форумом по улице Виа Сакре. Посмотреть на нее можно бесплатно.
Добраться до арки можно на автобусе, метро и трамвае. Если вы отдаете предпочтение метро, то выходите на станции Colosseo линии В, если трамваю – то маршрут №3, а если автобусам – то №№ 53, 75, 80, 85, 87, 117, 175, 186, 271, 571, 810.
Триумфальная Арка Септимия Севера
Арка Севера была сооружена в 203 году к 10-летнему юбилею правления императора и ряда побед его сыновей над арабами и другими племенами. Это трехпролетная арка, сделана элегантно, легко и воздушно. Ее высота и ширина составляют 21 и 24 метры соответственно. С обеих сторон она украшена надписями, которые прославляют Севера и его род. Пространство внутри между пролетами занято под изображения богини Виктории и эпизодов из войны.
Кроме того, рядом находятся останки трибуны, где в Древнем Риме выступали ораторы и круглая плита, которая символизирует центр Вечного города.
Арка с
Осмотреть эту арку можно бесплатно в любое удобное для вас время. Она расположена по адресу: Via dell’ Arco di Settimio, Rome, Italy.
Чтобы добраться до этой достопримечательности, необходимо сесть на метро Colosseo или на один из автобусов с №73, 85, 87, 117, 175, 271.
Арка Януса в Риме
История Арки Януса начинается в 304 году, когда Константин соорудил ее в память о языческом боге Янусе, соратника Юпитера. Данная арка относится к аркам-квадрифонам, которые устанавливали на перекрестках. Многие истории настаивают на том, что к триумфальным аркам она не имеет никакого отношения. Во все времена она служила надежной защитой от солнца и дождя. Кроме того, здесь меняли деньги, занимались торговлей, заключали сделки.
На арке со всех сторон можно увидеть разного размера отверстия – это кладоискатели сделали их в надежде найти сокровища. На памятке расположено 12 ниш – сегодня они пустые, но раньше здесь находились скульптуры римских божеств.
Арка Януса расположена на улице Велабро на перекрестке Бычьего форума по адресу: Via del Velabro. Посмотреть на арку Януса можно бесплатно в любой день.
Добраться на автобусах №81, 85, 87, 160, 628, 810 или на метро, доехав до станции Colosseo.
Другие известные арки Италии
Арка Траяна
Данная арка была построена по инициативе римского Сената и народа в 110-116 году. Над проектом арки работал архитектор Аполлодор Дамасский. Арка увековечила память об императоре Траяне, который значительно укрепил порт, пристани и другие фортификации.
Арка построена из проконесского мрамора. Арка была украшена скульптурами самого императора, его жены и сестры, а надписи были вырезаны из позолоченной бронзы. Арка Траяна отреставрирована совсем недавно. Ее оборудовали подсветкой и сейчас в вечернее время можно долго наслаждаться ее изящными деталями и контурами. Платить за это не надо.
Арка Траяна расположена по адресу: Италия, Беневенто, Via Traiano.
Добраться до нее можно на метро, доехав до станции Colosseo и пройдясь 10-15 минут.
Арка Августа
Триумфальная Арка Августа сооружена в начале нашей эры в Римини. Строительство инициировал Сенат в память о Цезаре Октавиане за его победы над Клеопатрой и Антонием. С фасада на арке можно увидеть медальоны с ликами Нептуна, Минервы, Юпитера и Аполлона. Арку украсили 4 лошадями и скульптурой Августа. В свое время арка служила воротами.
К нашему времени арка практически не сохранилась. Ее облик восстановили благодаря старинным монетам, на которых чеканилось ее изображение. Сегодня рядом с храмом Весты находятся ее остатки.
Если вы хотите посмотреть на останки арки, то в Римини удобнее всего добираться поездом Eurostar с вокзала Термини. Побродить по останкам арки вы можете абсолютно бесплатно.
Триумфальные арки Рима на фото
Здесь вы можете посмотреть фотографии триумфальных арок в Риме. Эти уникальные сооружения оставят у вас неизгладимые впечатления. Их роскошь, элегантность и величие не оставят равнодушными ни одного человека.
Понравилась статья? Ставь ЛАЙК!
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Арка Константина, Рим (Arco di Costantino, Roma) : spratto — LiveJournal
Триумфальная арка Константина — величественное строение и наиболее сохранившаяся из всех существующих ныне в Риме арок. Сооруженная меньше, чем за три года, она символизировала грандиозную победу, одержанную Константином над узурпировавшим власть в Римской империи императором Максенцием в битве у Мульвийского моста. Мировое значение битвы заключалось в том, что она привела к легализации христианства и превращению его в государственную религию.
Битва у Мульвийского моста, который до сих пор существует в Риме — сражение Константина с императором-самозванцем Максенцием, состоявшееся 28 октября 312 года. По стратегическим соображениям и будучи уверенным в своей победе, Максенций приказал разрушить Мульвиев мост, стоящий на пути продвижения армии Константина, не оставив, при этом, себе возможность для отступления. Решив биться с Константином на правом берегу Тибра, Максенций оказался перед необходимостью переправить туда свою армию, для чего велел навести недалеко от моста понтонную переправу из связанных между собой лодок.
Но увы, в этот раз судьба не улыбнулась императору-самозванцу. Битва оказалась непродолжительной — под сокрушительным натиском соперника, войска Максенция в панике бросились отступать, но за ними была только шаткая переправа, разрушенный каменный мост и широкое русло реки Тибр. Значительная часть армии, сумевшая избежать смерти от меча и копья, нашла её в водах реки, та же участь постигла и императора Максенция, который пошел ко дну реки под тяжестью своих доспехов.
Питер Ластман (1583-1633). Битва у Мульвийского моста
Глядя на старые полотна, трудно представить, о чем мог думать император в последние секунды своей жизни, падая в воды Тибра с высоты разрушенного моста. Может, и мелькнула мысль сожаления о разрушенном мосте, который смог бы спасти как его жизнь, так и его армию, но история это умалчивает. А вот сама ситуация не оставляла места для неопределенности — Константин приказал достать из реки тело поверженного самозванца и на следующий день голову Максенция отправили в Рим. Победитель велел насадить ее на остриё копья, чтобы все видели — борьбе за власть в Риме положен полный и решительный конец. Константин стал единоличным правителем западной части Римской империи.
На протяжении веков архитектура была неотъемлемой частью политики — пришедшие к власти правители воплощали собственные амбиции и могущество в монументальных архитектурных сооружениях. А одержанная победа и императорский титул должны были материализоваться в нечто грандиозное и первым из таких сооружений стала триумфальная арка, заказчиком которой выступил Римский сенат. Её строительство началось в конце 312 году, вскоре после одержанной победы, а завершилось 25 июля 315 года.
Абрахам-Луи-Родольф Дюкро (1748-1810). Вид на арку Константина
Сегодня, глядя на эту огромную, высотой в двадцать один метр арку, трудно представить, что перед нами стоит не просто обычный памятник, а уникальный «коллаж» античного Рима. Дело в том, что элементы декора для триумфальной арки собирали с уже существовавших на то время построек античного Рима и готовыми фрагментами декорировали вновь созданное строение. Причина сего, скорей всего, кроется в узких временных рамках, которые были поставлены перед строителями, а также изобилие бесхозных скульптур и барельефов, которыми был насыщен Рим. Впрочем, есть и другая теория (на основе последних исследований), что эта арка была возведена в эпоху Флавиев (69—96 гг.) и её использовали как основу для новой конструкции. Имея изначально один вход, к арке были пристроены боковые пролеты, затем её декорировали как вновь созданными скульптурными барельефами, так и взятых с древних античных построек.
Восемь панелей времен Марка Аврелия (161—180), установленные на аттике, были взяты с арки, которую возвели в честь побед Марка Аврелия над германскими племенами и которая когда-то стояла на склоне холма Капитолия.
Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть: император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка.
Барельефы с аттика арки, южная сторона, левая часть: перед императором предстаёт германский вождь и другие пленники.
Между панелями, на вершине каждой колонны, расположили фигуры плененных даков, взятые с форума Траяна и напоминающие о военном походе Траяна против них.
Над боковыми арками расположены парные медальоны, созданные во времена правления Адриана. Трудно сказать откуда они были взяты — исследования ученых показали, что они ранее не использовались для других сооружениях. Возможно, они уже украшали предшествующую арку. На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений. Одной из фигур медальонов являлся император Адриан, однако на четырёх из них его голова была заменена на голову Константина, а на остальных четырех – головами его отца Констанция I-го или восточноримского соправителя Константина — Лициния.
На снимке — медальоны со сценами «Охота на дикого кабана» и «Принесение жертвы Аполлону», «Жертвоприношение Диане», «Жертвоприношение Аполлону», «Выезд на охоту», «Жертвоприношение Геркулесу».При Константине был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается отбытием из Милана, продолжается сценами из военной кампании, далее идет въезд Константина в Рим, выступления перед народом и раздача денег. В это же время были созданы фигуры богини Победы, божеств рек и времен года, а также медальоны на коротких сторонах арки.Восемь коринфских колонн выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением римских солдат, богини Виктории и пленённых солжат.
Предполагается, что изначально это строение было увенчано квадригой, которая исчезла в результате вторжения вестготов под предводительством Алариха в 410 году или нападения Гейзериха в 455 году.
Надпись на арке гласит, что Флавий Константин Максим победил тирана и всех его сторонников «по божественному вдохновению и величии духа», однако под этими словами можно различить более ранний текст: » по мановению Юпитера Оптима Максима». Вероятно, изменение внесли, когда император впервые увидел надпись (которую составили без его ведома), то есть во время его возвращения в Рим в 315 году, когда его религиозная позиция, по-видимому, определилась чётче. Первоначальный текст показывает, что непосредственно после победы было ясно, что император — римлянин-язычник.
Каналетто (1697-1768). Вид на арку Константина
Совокупность различных элементов арки, как с точки зрения архитектурного стиля, так и с точки зрения исторических эпох, превратило арку Константина в яркий пример бесконечного римского контраста, подобно тому, как сегодня в современном Риме, бок о бок соседствуют архитектурные сооружения разных веков и стилей…
И вот такой интересный факт — перед боем с Константином на Палатинском холме императором Максенцием были спрятаны ценные для него вещи. Поскольку он погиб в битве у Мульвиева моста вместе со своими соратниками, на протяжении последующих семнадцати веков местонахождение клада оставалось неизвестным. В 2007 году, во время проведения строительных работ по прокладке тоннеля для римского метро, все эти сокровища, считавшиеся безвозвратно утерянными, были найдены. В деревянном ящике, обёрнутых шёлковой и льняной тканью — останки имперских боевых знамён — археологи обнаружили церемониальные артефакты: наконечники от флагштока, наконечники копьев и алебард, а также несколько скипетров, украшенных стеклянными сферами.
© SPRATO
Триумфальная арка Тита в Риме — подробно и понятно с фото
Основные моменты
Во времена Римской империи лаконичная и торжественная арка являлась одним из украшений форума. Ее возвели для того, чтобы увековечить в камне военные победы римских легионов, которыми руководил император Тит Веспасиан. Правда, выдающимися эти победы считали только сами римляне, а во всемирной истории память о военных действиях в Иудее сохранилась как о кровопролитной бойне, ведь только при осаде и взятии Иерусалима погибло более 1,1 млн человек.
Примечательно, что 81 году нашей эры римский Сенат воздвиг еще одну трехпролетную арку в честь императора Тита. Она располагалась в восточной части знаменитого ипподрома Циркус Максимус. Однако эта постройка не сохранилась.
Благодаря труду реставраторов, однопролетная Триумфальная арка смотрится так же, как и 2000 лет назад. На ней не хватает только бронзовой статуи самого Тита на квадриге, которая первоначально украшала верхнюю часть памятника. С одной стороны арочного пролета открывается вид на величественный Колизей, а с другой – на руины Римского форума. Возле древней арки видны остатки фундаментов зданий, в которых во времена Римской империи вели торговлю и проводили собрания граждан.
Найти триумфальную арку Тита несложно. Она возвышается недалеко от Колизея, в конце Священной дороги или Via Sacra, которая соединяет холмы Капитолий и Палатин. Для туристов древний памятник доступен круглосуточно.
Война в Иудее
В 66 году нашей эры в римской провинции Иудея вспыхнуло восстание против римлян. Сначала восставшие добивались успеха, но вскоре для подавления бунта в Иудею послали Веспасиана. Римскому военачальнику удалось быстро захватить Галилею и взять в плен предводителя восставших – Иосифа Флавия, который позднее описал происходившие события в многотомном труде «Иудейская война».
В 69 году Веспасиан получил титул императора и вернулся в Рим. Командовать легионами римлян остался его сын Тин Флавий Веспасиан. Римские войска вели осаду Иерусалима в течение 5 месяцев, и за время боевых действий в городе возник страшный голод. Когда Тит взял столицу Иудеи, он разграбил и сжег ее. Римляне разрушили главную иудейскую святыню – большой Иерусалимский храм, а похищенные ценности вывезли в Рим. По возвращении на родину Тит и его брат Домициан были удостоены больших почестей.
История Триумфальной арки Тита в Риме
Триумфальные арки в Риме стали строить еще во времена республики. Проходивших через каменные ворота победителей ждал триумф – почет и поклонение жителей Рима, слава и восхваление, а также долгая память об их военном успехе. Триумфальную арку Тита построил его брат – римский император Домициан, вскоре после того, как Тит Веспасиан умер. Она была призвана увековечить победу войск Рима в Иерусалимской войне.
Место, где поставили арку, примечательно. В 64 году нашей эры в центральной части Рима случился большой пожар, и после него на пустошах возле холма Палатин начали строить большой дворец и парк для императора Нерона. Роскошный «Золотой дом» хотели сделать самой большой императорской резиденцией в Европе. Но этим планам не суждено было сбыться. Через четыре года Нерон погиб, дворец забросили, а во времена правления Тита он сгорел во время пожара. Вместо дворца территорию застроили общественными зданиями, одним из которых и стала Триумфальная арка Тита.
В Средневековье древний памятник являлся частью крепостной постройки, а потом часть арки оказалось разрушенной. В 1821 году итальянский архитектор Джузеппе Валадье реставрировал Триумфальную арку Тита. Чтобы реконструированные им элементы отличались от оригинальной постройки, зодчий изготовил их из травертина и несколько упростил форму памятника.
Как выглядит арка Тита сегодня
Триумфальная арка императора Тита сделана из белого мрамора, привезенного в Рим из Центральной Греции. Она поднимается на высоту 15,4 м и имеет ширину 13,5 м. Древняя арка обладает цилиндрическим сводом, который окружает проем шириной 5,33 м и глубиной 4,75 м. В углах помещены две фигуры крылатой богини Виктории, а справа и слева от пролета расположено по две полуколонны композитного ордера.
Внутри проездной части находится два барельефа. На одном из них изображен император Тит, который управляет квадригой. Интересно, что его колесницу придерживает сама богиня Рома. На другом барельефе показано торжественное шествие римлян с трофеями, захваченными в Иерусалиме. На этой скульптурной композиции особенно выделяется семиствольный светильник – менора. Кроме того, на Триумфальной арке можно увидеть барельеф, изображающий момент апофеоза Тита, на котором показано то, как после смерти император восседает верхом на орле и уносится в новый мир.
Со стороны форума находится надпись-посвящение, выполненная на латыни. Она гласит, что сенат и жители Рима посвящают арку Титу Веспасиану Августу. После реставрации 1821 года рядом был выбит другой текст, сделанный от имени Папы Римского Пия VII. Новая надпись рассказывает, что монумент обветшал от времени и был восстановлен, благодаря понтифику.
Как добраться
Триумфальная арка Тита расположена на юго-востоке Римского форума. Сюда можно подъехать на метро: по линии B – до станции «Colosseo». Кроме того, до Колизея ходят автобусы № 51, 75, 85, 87, 117 и N2.
Мемориальные и триумфальные сооружения Древнего Рима | Архитектура Древнего Рима
Глава «Мемориальные и триумфальные сооружения» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)
Арка Августа на Римском форуме. Арка в Аримине. Арка Августа в Аосте. Арка Августа в Сегузионе. Арка Сергиев в Поле. Арка Тита. Арка Траяна в Анконе. Арка Траяна в Беневенте. Арка в Араузио. Арка Септимия Севера. Арка Константина. Арка на Бычьем рынке в Риме. Арка Адриана в Афинах. Колонна Марка Аврелия в Риме. Трофеи.
Триумфальные арки и колонны. Наиболее распространенными были триумфальные арки, возводившиеся уже в республиканский период, но ставшие особенно популярными в императорскую эпоху. К IV в. н.э. в Италии и провинциях насчитывалось более 350 арок. Аркам придавалось самое различное значение — политическое, мемориальное, религиозное, триумфальное. Они возводились в честь императоров, государственных деятелей или даже частных лиц; в городах и в пограничных областях — в знак подчинения их Риму, а также по случаю постройки или реконструкции дороги или моста, у входа на форум или стадион, в цирк, в порт и т.д. Римская арка служила для прохода и проезда, а также как пьедестал для статуи, скульптурной группы или квадриги. В немногих сохранившихся памятниках эти венчающие части утрачены много столетий назад, поэтому наше представление о римских арках неполно. Арка состояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. Римская арка сформировалась к середине I в. до н.э. На ее сложение оказали влияние городские ворота и арки эллинизма.
135. Рим. Арка Августа на Римском форуме, 29 г. до н.э. Фасад, план |
Самые ранние арки были деревянными. Из источников известно о существовании однопролетных триумфальных арок с позолоченными бронзовыми статуями, которые в начале II в. до н.э. были поставлены на Римском и Бычьем рынке столицы по случаю победоносного окончания похода в Испанию. Подобная арка в 133 г. до н.э. была воздвигнута в Риме в честь трибуна Тиберия Гракха, погибшего в борьбе за права народа. В ранних сооружениях наряду со сводчатыми еще встречались и плоские покрытия. В арке Августа на Римском форуме (29 г. до н.э.) центральный сводчатый пролет был фланкирован боковыми пролетами прямоугольных очертаний (рис. 135).
136. Аримин (Римини). Триумфальная арка, 27 г. до н.э. |
Среди дошедших до нас арок одна из наиболее древних — арка в Аримине (совр. Римини), 27 г. до н.э., построенная в ознаменование реконструкции важной в военном отношении Фламиниевой дороги (рис. 136). При въезде в Рим ей соответствовала арка на мосту Мульвия, через который дорога входила в столицу. Благодаря относительно малой глубине свода арка в Аримине, заключенная между двумя крепостными башнями, по своим пропорциям напоминала архитектурно оформленный проем в стене и была еще очень близка по типу к городским воротам, из которых она перестроена. Пролет арки (размером 9 м) обрамлен портиком из коринфских полуколонн с раскрепованными частями антаблемента над ними и низким фронтоном между ними. Западающий относительно полуколонн архитрав прикрывает продолженные клинья арки и включает в себя скульптурное украшение замкового камня, которому соответствуют рельефные медальоны в углах тимпана над профилированным архивольтом. Невысокий аттик с надписью, видимо, возвышался над средней частью, как и фронтон, акцентируя только арочный пролет. Таким образом, конструкция и декор арки в Римини мало согласованы друг с другом и в целом производили впечатление прорезанной проемом стены, на которую была наложена архитектурная декорация.
137. Августа Претория (Аоста). Триумфальная арка Августа, 35 г. до н.э. |
Арка Августа в Аосте (древней Августе Претории), построенная в 25 г. до н. э. в честь основания императором нового города-колонии, уже выделилась из линии городских стен и представляла собой изолированный объем с углами, подчеркнутыми колоннами, и одним глубоким сводчатым проходом шириной 8,86 м (рис. 137). Внутренняя часть арки была украшена росписями. В отличие от предыдущей эта арка мыслилась уже не как проем в стене, а как монументальный проход, образованный пилонами и сводом, т.е. тектоника стены заменена здесь тектоникой, проистекающей из особенностей нового вида сооружения. Ордер также приобрел другой смысл. Зрительно выделив из общей массы сооружения, несущие пилоны, которые одновременно ограничивали пролет и поддерживали верхние части постройки, ордер тем самым выявил обе функции арки — парадного проезда и пьедестала скульптурной группы. Это было важным достижением, определившим в дальнейшем основные черты монументальных римских арок.
В то же время некоторые архитектурные членения здесь еще разномасштабны и плохо согласованы друг с другом: пилястры архивольта чрезмерно малы по сравнению с коринфскими полуколоннами, а протяженность средней части дорического антаблемента, выступающего над архивольтом арки, подчеркивает слабость частей антаблемента над угловыми полуколоннами. Пропорции арки в Августе Претории несколько тяжелы, вследствие чего она сохраняет сходство с городскими воротами.
138. Сегузион (Суза). Арка Августа, 7 г. до н.э. |
Уже к концу I в. до н.э. триумфальные арки приобрели стройность пропорций. Этим особенно отличается арка Августа в Сегузионе (совр. Сузе, Лигурия, 7 г. до н.э.), возведенная жителями города в память о проведении им дороги через Альпы (рис. 138 ). Эта арка окончательно приняла вид самостоятельного сооружения, уже ничем не напоминая ворота в крепостной стене. Объем ее более развит — глубина пролета равна его ширине. Трехмерность арки подчеркнута трехчетвертными колоннами по ее углам и сильной горизонталью лишенного раскреповок антаблемента, обходящего сооружение поверху. Гладь пилонов и плоское обрамление пролета, в котором архивольт плавно переходит в пилястры без импостов, прерываемый лишь их капителями, придают сооружению редкую целостность. Архитектурные средства применены здесь крайне лаконично, декор сведен к рельефной ленте фриза. От других арок I в. до н.э. арка в Сегузионе отличается ясностью форм и гармонией целого.
139. Пола. Арка Сергиев, 29—28 гг. до н.э. |
Дальнейшее развитие римской арки позволяет проследить арка Сергиев в Поле (рис. 139). Она была поставлена, видимо, в 1-й трети I в. частным лицом — знатной горожанкой Сальвией Постумой — в честь трех ее погибших братьев и носила ярко выраженный мемориальный характер. Стройность и тектоничность арки в Сегузионе здесь сохранены, но композиция усложнена введением двух коринфских полуколонн на фасаде. Вместе с угловыми они составили пары тесно сдвинутых полуколонн по сторонам пролета. Постановка пар полуколонн на отдельные цоколи повлекла за собой раскреповку соответствующих им частей антаблемента и аттика. В центре аттик тоже раскрепован, образуя так же, как и в боковых его частях, пьедесталы для ныне утраченных статуй трех Сергиев. Таким образом, фасады арки получили динамичное решение, образовав два пространственных плана, оживленных игрой светотени. Второй план украшен впервые появившимися на арке фигурами летящих гениев в углах тимпана и надписями в западающих плоскостях аттика. Поверхности пилястр и свода покрыты тонким плетением растительного орнамента, мелкий узор которого живописно оттеняет крупные архитектурные формы. Все членения арки хорошо согласованы друг с другом, образуя единый архитектурный организм.
140. Рим. Арка Тита, 81 г. н.э. Ордер, общий вид | 141. Рим. Арка Тита. Фрагмент фасада |
Классической завершенности этот тип сооружений достиг к концу I в. в триумфальной арке Тита, посвященной победе в Иудейской войне 70 г. Воздвигнутая в 81 г. в самой высокой точке Священной дороги и хорошо обозримая, арка монументально оформила торжественное вступление триумфальных процессий на Римский форум и далее к Капитолийскому храму (рис. 140, 141). Ее фасады повторили в общих чертах композицию арки в Августе Претории, раскреповки антаблемента над пролетом и над угловыми колоннами. Но те элементы, которые там диссонировали друг с другом, в арке Тита гармоничны, благодаря удачным пропорциям. В этом отношении здесь преодолены крайности более ранних арок — слишком приземистой арки в Августе Претории и подчеркнуто стройной арки в Поле. Близкие к квадрату пропорции придавали арке Тита спокойную устойчивость. Это впечатление усилено четко воспринимаемым расчленением фасадов на три взаимно уравновешенные горизонтальные (цоколь, средняя часть и аттик) и вертикальные (пролет и пилоны с соответствующими им частями антаблемента и аттика) зоны. В то же время легкое преобладание вертикальных членений выражает упругость несущих усилий арки — пьедестала под квадригой императора.
Столь же гармонично, и соотношение гладких поверхностей и декора. В арке Тита композиционный и смысловой центры сооружения совпадают. Скульптурный декор, раскрывающий назначение арки, сосредоточен в ее проезде и в центральном поле фасада, где он оттенен гладкими плоскостями пилонов и боковых делений аттика. Ширина арочного пролета акцентирована узкими глухими окнами по его сторонам (за одним из них внутри пилона находится лестница, ведущая на аттик). Не одна триумфальная процессия проследовала через арку Тита. На расстоянии, которое скрадывало детали, арка представала в величавой цельности своего внешне простого объема, возносившего статую императора на колеснице. При приближении становились различимыми слова посвятительной надписи на аттике, а затем и фриз со сценами жертвоприношения богам в благодарность за победу. Пролет арки окаймлял сильно профилированный архивольт с резной волютой на замковом камне, украшенной фигурой Фортуны. Летящие Виктории в тимпанах осеняли знаменами вступающих под арку победителей. Внутри проезда, на рельефе правого пилона, параллельно идущим двигалась колесница триумфатора Тита, окруженная ликторами и направляемая богиней Ромой. На левом рельефе римские воины вели пленных и несли трофеи, взятые из Иерусалимского храма, — алтарь с трубами и священный семисвечник. Все рельефы выполнены с большим мастерством и отличались сочностью форм и тонкостью их обработки.
Арка носила и мемориальный характер: в середине ее кессонированного свода было изображение гения обожествленного императора, возносимого орлом Юпитера на небо. Внутри аттика, как полагают, находилась урна с прахом Тита, к которой и вела лестница в пилоне.
Арка Тита классична по достигнутому в ней органическому единству функций, архитектуры и декора, по безукоризненному чувству меры, которое проявилось и в композиции фасадов и рельефов, и в лаконизме архитектурных и декоративных средств. В арке Тита впервые применен композитный ордер.
142. Анкона. Арка Траяна, 115 г. н.э. |
Преемник Тита Домициан построил много арок, но все они были разрушены после его смерти. Арки начала II в. н.э. следуют типу, установленному аркой Тита. В правление Траяна в Анконе были реконструированы маяк и мол, опиравшийся на обращенные к морю аркады. При окончании работ в 115 г. порт украсила арка в честь Траяна и его семьи (рис. 142). Благородной простотой своего облика она близка к арке Тита, но пропорции её сильно удлинены: отношение ширины пролета к его высоте равно 3,25×8,2 м. Высота арки обусловлена сопоставлением ее с длинным молом, на котором низкое сооружение могло бы затеряться. Впечатление вытянутости усиливали резко обозначенные вертикали ордера, продолженные раскреповками не только аттика, но и цоколя. Раскрепованные части аттика служили пьедесталами для статуй, венчавших арку. Скромность декора — профилированные филенки и бронзовые гирлянды — отвечала деловому характеру портовых построек. Арка Траяна придала порту архитектурную законченность.
143. Беневент. Арка Траяна, 115 г. н.э. |
Другой архитектурный образ у арки Траяна в Беневенте (114—115 гг.), возведенной в честь постройки дороги Рим—Бриндизи (рис. 143). Ее фасады, целиком покрытые мраморными горельефами, воскрешали изобилие скульптурного декора эпохи Флавиев. На стороне арки, обращенной к городу, рельефы повествуют о созидательной деятельности императора, а на внешней стороне — о его завоеваниях. По сравнению с аркой Тита здесь нарушено равновесие между архитектурой и декором в пользу последнего, что привело к выразительности иного рода. Пилоны, в арке Тита гладкие, здесь разбиты и по горизонтали — скульптурными полосами двух разных масштабов, и в глубину — между сильно выступающими передними фигурами идет второй ряд фигур, а за ними — плоскость стены. Многоплановость фасадной поверхности выявлена светотенью, очерчивающей фигуры на рельефах. Густые тени от карнизов контрастировали с освещенными полуколоннами и выступами аттика, сообщая арке живописность. Но подобное решение фасадов арки зрительно создало обманчивое впечатление конструктивной слабости сооружения. Раздробленные рельефами несущие пилоны воспринимаются как заполнение между ордерными членениями, образующими хрупкий каркас, который наверху отягощен тяжелыми выступами карниза и аттика. Отсутствие чувства меры в употреблении декора проявилось и в более поздних арках.
К III в. развилась усложненная форма арки. Вместо однопролетных стали сооружаться трехпролетные арки, в которых центральный проем обычно превышал боковые. Колонны, прежде примыкавшие к фасаду, отделились от арки и стали помещаться перед пилонами на отдельных постаментах. Соответственно усилилась раскреповка венчающих частей ордера. Самой ранней аркой с тремя пролетами в Италии была несохранившаяся арка Августа на Римском форуме. В разработке типа трехпролетной арки немалую роль сыграли зодчие провинций — Галлии и Северной Африки.
144. Араузио (Оранж). Триумфальная арка эпохи Августа |
Древнейшая сохранившаяся трехпролетная арка сооружена в начале империи в Араузио (рис. 144). Она имеет сходство с однопролетными арками того же времени: в оформлении главного фасада применен фронтон, как в арках Аримина и Вероны. На самое начало развития типа трехпролетной арки указывает и то, что в ней зодчие еще не следуют правилу, обязательному для более поздних арок: уровень импостов среднего прохода должен лежать над замком архивольта боковых сводов. Формы еще не уравновешены, аттик чрезмерно тяжел, членения фасада слишком дробны, а декор чрезвычайно обилен (черта, характерная для галльского искусства этого времени). Высокий, разбитый на два яруса аттик арки образует три постамента для скульптурных групп. Необычна трактовка антаблемента боковых фасадов арки. Раскрепованный над средними полуколоннами антаблемент изогнут в виде арки — прием, очень употребительный в восточно-римской архитектуре.
В пределах Италии сохранились только трехпролетные арки последних двух столетий империи.
Рим. Арка Септимия Севера, 203 г. н.э. |
В 203 г. в Риме у подножия Капитолия была воздвигнута мраморная триумфальная арка Септимия Севера, посвященная победам императора в Месопотамии. Ее большая высота — 23 м отчасти определялась постановкой в пониженной части форума. Арку увенчивали: в центре — фигуры Севера и его сыновей Геты и Каракаллы на колеснице с шестеркой коней, а по углам — четыре конные группы. Особенность арки составили внутренние проемы в средних пилонах. Композиция фасада не совсем удачна. В сопоставлении с плоским аттиком, заполненным рельефами, фасад кажется перегруженным. Особенно нетектонично решено его среднее звено. На облицованных барельефами пьедесталах колонны композитного ордера выглядят лишенными опоры, а наверху они не находят завершения, так как целиком занятый надписью аттик не раскрепован в центре. Рельефы арок — низкого качества, со слишком мелкими фигурами.
145. Рим. Арка Константина, 315 г. н.э. Фрагмент фасада 146. Рим. Арка Константина. Боковой фасад 147. Рим. Арка Константина. Общий вид |
Почти все эти недостатки были преодолены в арке Константина, построенной в 315 г. между Колизеем и Палатином (рис. 145—147). Эта триумфальная арка в честь победы Константина над Максенцием достигала в высоту 20,35 м и была скомпонована из готовых фрагментов, снятых с сооружений конца I — начала II вв.г что очень характерно для строительства поздней империи. Рельефы среднего пролета, медальоны со сценами охоты и жертвоприношения и восемь статуй варваров на аттике перенесены с арки Траяна у Капенских ворот. Лишь низкие по качеству фризы над малыми пролетами, рельефы цоколей и медальоны коротких боковых фасадов арки одновременны сооружению. Несмотря на «сборность» и некоторую непропорциональность отдельных деталей, арка Константина обладает большими архитектурными достоинствами. Она ясно организована: коринфские колонны, продолженные раскреповками венчающих частей арки и статуями, делят весь фасад на три неравные звена. Принцип симметрии последовательно проведен в композиции арки в целом и в отдельных ее частях: боковые звенья симметричны среднему, а детали расположены симметрично главной оси каждого звена, которая выделена замковым камнем арки и вертикалью аттика. Столь четкое распределение отдельных элементов придает целому спокойную уравновешенность. Проходящие поверх горизонтальных членений арки сильные вертикали колонн и раскреповок объединяют все части фасада в один целостный объем, органичность которого особенно очевидна при сравнении с аркой Септимия Севера. В то же время выступы этих вертикалей, ритмически чередуясь с углублениями фасада, делают объем арки пластичным. Желтый мрамор ордера в сочетании с порфировым фоном облицовки оживил сооружение, придав ему не свойственную большинству арок мажорность цвета.
Для акцентирования центральной части сооружения применен противоположный по сравнению с аркой Тита прием. Скульптурный декор сосредоточен не в центре, а по краям фасада, поэтому широкое ровное поле среднего деления аттика с посвятительной надписью выделяется по контрасту с боковыми его частями, которые измельчены рельефными вставками. Высокое качество большинства рельефов со сценами битв и триумфа созвучно мастерству композиции, что делает арку Константина лучшей из арок поздней империи.
Кроме одно- и трехпролетных арок, а также более редких двухпролетных, ставившихся иногда в виде пропилей у входа в цирк, на мост и т.п., существовал еще интересный тип четырехстолпных арок — тетрапилов. Тетрапилы обычно воздвигались на перекрестке улиц и были равнофасадны.
148. Рим. Арка Януса на Бычьем рынке IV в. н.э. Современный вид |
Арка на Бычьем рынке, построенная в IV в. н.э. и известная под ошибочным на-званием арки Януса, — одна из немногих сохранившихся (рис. 148). Четыре массивных, частично пустотелых пилона с помещениями внутри были перекрыты крестовым сводом, облегченным амфорами, и увенчивались пирамидой. Внешний вид арки был необычен из-за отсутствия раскреповок и колонн. Одинаковая обработка равных по величине фасадов и аттика рядами декоративных ниш подчеркнула кубическую форму сооружения и его центричность. Обработанные в виде раковин полукруглые завершения ниш были обведены профилированными архивольтами и обрамлены тонкими колонками. Три яруса колонок образовали прозрачную сетку, наложенную на фасады. Изящные формы колонок, сопоставленные с нарядными нишами, контрасты света и тени, солнечные блики на белой мраморной поверхности фасадов делали объем арки легким и изысканным.
149. Афины. Арка Адриана, 120 г. н.э. |
Арки сохранились во многих провинциальных городах империи, особенно в Африке. Провинциальные архитекторы, возводившие арки, по-своему истолковывали римские принципы. Это хорошо показывает арка Адриана в Афинах, поставленная в 120 г. н.э. на границе старого и нового города (рис. 149) и оформлявшая вход в Олимпейон. Являясь одновременно мемориальной аркой и воротами, включенными в ограду, она сильно отличается по своему облику от большинства римских арок. Вместо массивного аттика ее увенчивает легкая колоннада с двусторонней эдикулой в центре. Несколько большая ширина нижней части создает впечатление устойчивости конструкции, не лишая ее легкости и стройности. В то же время чрезмерная ширина прохода (6,1 м) и то обстоятельство, что архивольт врезается в архитрав, показывают, что греческим архитекторам было трудно проникнуть в логику римских конструктивных решений. Арка Адриана показывает греческую переработку римской архитектурной темы; она очень удачно вписывается в окружающий городской пейзаж, которому не соответствовала бы рядовая римская арка, слишком тяжелая для архитектуры Афин.
150. Пальмира. Триумфальная арка, II в. н.э. План | 151. Тимгад. Триумфальная арка, II в. н.э. |
Очень распространенным в провинциях был тип трехпролетной триумфальной арки. Такими были арки II в. — в Пальмире на повороте дороги (Сирия, рис. 150), Антиное (Египет), Тимгаде и Сбейтле (Северная Африка). Особенно интересна трехпролетная арка в Тимгаде (рис. 151), обычно называемая аркой Траяна, хотя она построена несколько позднее. Здесь отчетливо видно, как изменилось оформление углов трехпролетных арок. В самых ранних арках (в Араузио) угол оформлен трехчетвертной колонной, в Тимгаде ее заменила пилястра, а в более поздних (арки Септимия Севера и Константина в Риме) оформление угла отсутствует. Четыре коринфские колонны на фасаде арки уже не связаны непосредственно с пилоном. Раскреповка антаблемента арки в Тимгаде и два сегментовидных фронтона, соединяющих колонны попарно, создавали впечатление, что они обрамляют в большей степени боковые проходы, чем центральный. Ниши со статуями над малыми проходами были обрамлены колонками, опиравшимися на консоли. Своеобразие арки в Тимгаде заключается в акцентировании боковых частей фасада. Их пластическая разработка представляет контраст плоскостной, заглубленной центральной части арки.
152. Рим. Колонна Марка Аврелия, 176-193 гг. |
Кроме арок триумфальными сооружениями служили также колонны, лучшим образцом которых была триумфальная колонна Траяна на его форуме и повторившая ее позже колонна Марка Аврелия в Риме (рис. 152).
Трофеи. Эти монументальные памятники воздвигались римлянами в знак победы в завоеванных странах или на их границах, прославляя победоносное римское оружие и напоминая покоренным народам о могуществе завоевателей. По архитектурной композиции они чрезвычайно близки к мавзолеям тумулусного типа. Одни из трофеев имели большое сходство с высотными мавзолеями. Таков трофей Августа в Турби, воздвигнутый в 7—6 гг. до н.э. императором после его завоевания Альп. Это было стройное здание башенного типа: на низком цоколе располагался объем квадратного сечения со стороной 32,5 м, на который опирался цилиндр диаметром 21 м, прорезанный нишами и окруженный 24 колоннами. Над конической кровлей возвышалась бронзовая статуя Августа-победителя с фигурами скованных варваров у его ног (рис. 153). Внутри был ряд лестниц для подъема на верхний ярус.
153. Турби. Трофей Августа, 7—6 гг. до н.э. Современный вид 154. Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. Детали рельефного фриза; реконструкция |
Другие по своему образу ближе к классическим мавзолеям I—II вв. н.э. К этой категории принадлежал трофей Траяна в Адамклисси, построенный в 109 г. н.э. после победы над даками, жившими по Дунаю, на территории современной Румынии (рис. 154). Могучее кольцо его стен (диаметром 27 м) окружал пояс метоп укрупненного масштаба. По гипотезе Ф. Бобу-Флореску (F. Bobu-Florescu. Monumentul de la Adamclissi Tropaeum, Bucuresti, 1961) он проходил в средней полосе стены. Его рельефы в шести батальных сценах, составленных из девяти метоп каждая, красноречиво раскрывали жестокую историю порабощения Дакии римлянами. Выложенная каменной черепицей крыша имела чешуйчатую поверхность. Ее плавное восхождение (под углом в 45°) подводило взор к двухъярусному шестигранному постаменту, на котором у подножия грозного трофея в мучительных позах застыли скульптурные фигуры пленных даков. Монумент в Адамклисси, посвященный Марсу Мстителю, достигал 32 м в высоту и был хорошо виден издалека. Его окружали широкие ступени, приглашавшие зрителей — в большинстве своем покоренных, но не смирившихся даков — рассмотреть на близком расстоянии рельефы фриза, которые показывали неумолимую силу захватчиков. Трофей, в Адамклисси, в полном смысле слова являвшийся памятником монументальной пропаганды, был поставлен для лучшего обозрения на открытом месте.
Триумфальная арка Константина в Риме: история, описание
Одна из самых узнаваемых арок в Риме — триумфальная арка императора Константина. Привлекает она своим величием, изяществом барельефов и массивностью, а также выгодным расположением — возле Колизея.
Как выглядит арка?
Это врата из трёх пролётов, высота — двадцать один метр, а ширина — двадцать пять. Для их украшения служат коринфские колонны, а над ними изображены пленники. Колонны как бы разделяют арку на три секции, каждая обильно покрыта барельефами. Они показывают сюжеты из римской истории и религии. Строение возвели в честь победы над Максенцием. Битва проходила у Мильвийского моста в 312 году. Именно это сражение подтолкнуло Константина к христианству, а значит, и установило новый религиозный порядок в Европе.
На аттике расположены восемь барельефов, которые сняты с памятника Марку Аврелию. Достоверно неизвестно, с какого именно. Над каждой колонной стоит дак, их взяли у базилики Траяна. С этой же базилики сняты барельефы и для украшения боков арки. Восемь колонн с обеих сторон арки выполнены из нумидийского мрамора жёлтого цвета.
Учёные всё не могут прийти к согласию, что же именно хотят показать нам барельефы. Однако считается, что раньше барельефы по бокам составляли единую картину на форуме у Траяна или Теодориха. Они сделаны из белого пентеликонского мрамора, в котором едва заметны золотистые жилки.
История арки
Её строительство началось в том же, 312 году, а закончилось через три года. Заказал строительство сенат. Триумфальная арка была достроена ко дню десятилетия правления Константина — 25 июля. Существует предположение, что раньше арку украшала ещё и квадрига, которая исчезла после вторжения вестготов в 410 году. Из-за большого разброса времён у барельефов можно отследить развитие архитектурной мысли в течение нескольких веков. Это самый настоящей музей римского искусства. Также арка представляет собой особую ценность ещё и тем, что это последнее античное строение до того, как официальной религией во всей стране было объявлено христианство.
Занимательные факты
- Многие из барельефов сняты с других строений более раннего времени. Композиции же, сделанные в четвёртом веке, не совсем выгодно смотрятся на фоне более ранних произведений и даже в некотором роде свидетельствуют об увядании архитектуры. Они как бы создают ощущение кичливости.
- Также барельефы от разных зданий могут объясняться тем, что рабочие были поставлены в очень узнике временные рамки — возвести такую грандиозную арку всего за три года.
- Возле неё на Олимпийских играх 1960 года финишировали участники марафона.
- Когда в 2007 году началась стройка станции метро, были найдены сокровища императора Максенция в Палатинском холме. Видимо, он спрятал их перед битвой.
- В декоре задействованы детали времён правления императоров Траяна, Адриана, а также Марка Аврелия, что было символично — так Константин тоже как бы становился «хорошим императором».
Как добраться?
Отыскать в Риме триумфальную арку Константина не составит труда, она расположена на улице Via di San Gregorio, как раз между Колизеем и Палатином. А остановка так и называется — Colosseo, на линии B. Посетить арку можно абсолютно бесплатно.
Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Триумфальная арка | Britannica
Триумфальная арка , монументальное сооружение, пронизанное по крайней мере одним арочным проходом, воздвигнутое в честь важного человека или в ознаменование знаменательного события. Иногда он был архитектурно изолирован, но обычно его строили так, чтобы перекрывать улицу или проезжую часть, предпочтительно ту, которая использовалась для триумфальных процессий.
Триумфальная арка и площадь Шарля де Голля Триумфальная арка и площадь Шарля де Голля, Париж. © Пекинская компания Hetuchuangyi Images Co., Ltd./Dreamstime.comНесмотря на то, что она связана с древнеримской архитектурой, происхождение и значение триумфальной арки до сих пор полностью не изучены. Это было отдельное сооружение, не имеющее связи с городскими воротами или городскими стенами, и его не следует путать с Триумфальными воротами, через которые победоносная римская армия должна была пройти, прежде чем войти на территорию священного города ( pomerium ) Рима. Его основная форма состояла из двух опор, соединенных аркой и увенчанных надстройкой, или attica, , которая служила основанием для статуй и несла памятные надписи.В ранних арках аттическая скульптура обычно изображала победителя в его триумфальной колеснице; в более поздних изображался только император. Таким образом, арка выполняла функции почетного памятника необычайной важности; Так истолковал ее единственный древний автор, обсуждавший ее, Плиний Старший (23–79 гг. по Р. Х.).
Немногочисленные триумфальные арки известны со времен республики. В Риме были воздвигнуты три: первый в 196 г. до н. Э. Луций Стертиний; второй, 190 г. до н. э., Сципион Африканский Старший на Капитолийском холме; и третий, в 121 г. до н. э., первый в районе Форума Квинтом Фабием Аллоброгиком.У всех были скульптуры, но об их архитектурной форме мало что известно, и останков нет.
Большинство триумфальных арок было построено в период империи (с 27 г. до н. Э. До 476 г. н. Э.). Например, в начале IV века нашей эры в Риме было 36 таких памятников. Структура в имперском стиле иногда расширялась до трех арок, при этом центральная арка достигала большей высоты, чем две боковые арки. Триумфальная арка империи очерчивалась фасадом из мраморных колонн; К опорам и чердакам добавлены орнаментальные карнизы, а арочный проход и боковые стороны украшены рельефными скульптурами, изображающими победы и достижения императора.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняВ Риме сохранились три триумфальные арки: арка Тита (81 г. н.э.) с рельефной скульптурой его победы над Иерусалимом; арка Септимия Севера (203–205 гг.), посвященная его победе над парфянами; и Арка Константина (312 г.), составное изделие, украшенное повторно использованным материалом времен Домициана, Траяна и Адриана. За пределами Рима заметными древними образцами являются арки Августа в Сузах, Аосте, Римини и Поле; арки Траяна в Анконе и Беневенто; арка Марка Аврелия в Триполи; и Септимия Севера в Лептис Магна в Северной Африке.
Константин, Арка Арка Константина, Рим. © Jeff Banke / Shutterstock.comЕго формы вновь появились, творчески перенесенные, на фасадах и интерьерах церквей, таких как церковь Сан-Андреа в Мантуе, Италия (начало 1472 г.), Леон Баттиста Альберти, и даже в фонтане дизайн, как у фонтана Треви в Риме (начало 1732 г.), Никколо Сальви.
Фонтан Треви, Рим; разработан Никола Сальви, 18 век. Pixland / JupiterimagesСреди триумфальных арок, построенных со времен Возрождения, примечательные примеры включают триумфальную арку Альфонсо I (1453–1470 гг.) В Неаполе; Порт Сен-Дени и Порт Сен-Мартен XVII века и Триумфальная арка Жана Шальгрена (1836 г.) — все в Париже; Лондонская мраморная арка Джона Нэша и угловая арка Гайд-парка, спроектированные в 1828 году; и арка Вашингтон-сквер Стэнфорда Уайта (завершена в 1895 г.) в Нью-Йорке.
.Римские триумфальные арки — Crystalinks
Римские триумфальные арки — Crystalinks Римские триумфальные арки
Триумфальная арка, Париж
Триумфальная арка — это монументальное сооружение в форме арочного прохода с одним или несколькими арочными проходами, часто предназначенное для перекрытия дороги. В простейшей форме триумфальная арка состоит из двух массивных опор, соединенных аркой, увенчанных плоским антаблементом или чердаком, на котором может быть установлена статуя или на котором нанесены памятные надписи.Основное строение часто украшают резьбой, скульптурными рельефами и посвящениями. Более сложные триумфальные арки могут иметь несколько арок.
Триумфальные арки — один из самых влиятельных и самобытных типов архитектуры, связанных с Древним Римом. Считается, что триумфальная арка была изобретена римлянами, она использовалась для ознаменования победоносных генералов или значительных общественных событий, таких как основание новых колоний, строительство дороги или моста, смерть члена императорской семьи или вступление во власть нового императора.
Уцелевшие римские триумфальные арки, такие как Арка Тита, вдохновили многие постримские государства и правителей вплоть до наших дней воздвигать свои собственные арки, подражая римлянам. Арки в римском стиле были построены во многих городах по всему миру, прежде всего в Триумфальной арке в Париже, Зигесторе в Мюнхене и Веллингтонской арке в Лондоне.
Истоки и развитие
Римские триумфальные аркиПроисхождение римской триумфальной арки неясно.Монументальные ворота уже тысячелетиями использовались такими цивилизациями, как хетты, ассирийцы, вавилоняне и микенцы. В римском мире были предшественники триумфальной арки; в Италии этруски использовали искусно украшенные одиночные арки в качестве ворот или порталов в свои города. Сохранившиеся образцы этрусских арок все еще можно увидеть в Перудже и Вольтерре. Два ключевых элемента триумфальной арки — арка с закругленным верхом и квадратный антаблемент — долгое время использовались как отдельные архитектурные элементы в Древней Греции.
Греки сравнительно мало использовали арку, ограничивая ее такими целями, как сооружения, такие как гробницы и сточные трубы, которые находились под внешним давлением, но широко использовали антаблементы в своих храмах. Антаблементы были важной частью структурной ткани таких зданий, поскольку они использовались для поддержки крыш. Великим нововведением римлян было объединение круглой арки и квадратного антаблемента в единую отдельно стоящую конструкцию. Колонны стали чисто декоративными элементами на внешней стороне арки, в то время как антаблемент, освобожденный от своей роли опоры здания, стал рамой для гражданских и религиозных посланий, которые строители арки хотели передать.
Первые зарегистрированные римские триумфальные арки были установлены во времена Римской республики. Генералы, которым даровали триумф, назывались триумфаторами и воздвигали своды или почетные арки со статуями, чтобы ознаменовать свои победы. В эпоху республиканцев в Риме было построено несколько форнизов. Луций Стеритинус возвел два в 196 г. до н.э. в ознаменование своих побед в Испании. Другой свод был построен на Капитолийском холме Сципионом Африканским в 190 г. до н.э., а Квинт Фабий Аллоброгик построил его на Римском форуме в 121 г. до н.э.Ни один из них не выжил сегодня, и об их внешности мало что известно.
Римские триумфальные обычаи значительно изменились в начале имперского периода, когда первый римский император Август издал указ, согласно которому только императоры будут дарованы триумфам. Термин fornix внезапно перестал использоваться и был заменен словом arcus, от которого произошло английское слово «arch». В то время как республиканские форнизы были воздвигнуты по инициативе и за счет триумфатора, без необходимости или запроса разрешения, имперские триумфальные арки были возведены для триумфатора по указу сената.Триумфальная арка превратилась из личного памятника в чисто пропагандистский, служащий для объявления и пропаганды присутствия правителя и законов государства. Арки не обязательно строились как входы, но — в отличие от многих современных триумфальных арок — они часто возводились поперек дороги и предназначались для прохода через них, а не по кругу.
Большинство римских триумфальных арок было построено в имперский период. К четвертому веку нашей эры в Риме было 36 таких арок, из которых сохранились три — арка Тита (81 г. н.э.), арка Септимия Севера (203-205) и арка Константина (312).Многочисленные арки были построены в других местах Римской империи. Одинарная арка была наиболее распространенной, но также было построено много тройных арок, из которых Триумфальная арка Оранжа (около 21 года нашей эры) является самым ранним сохранившимся примером. Начиная со II века нашей эры, было построено множество примеров квадратных триумфальных арок, возведенных на перекрестке дорог, с арочными проемами со всех четырех сторон, особенно в Северной Африке. Арочное строительство в Риме и Италии уменьшилось после времен Траяна (98-117 гг. Н.э.), но оставалось широко распространенным в провинциях во II и III веках нашей эры; их часто возводили в память о визитах императоров.
Мало что известно о том, как римляне относились к триумфальным аркам. Плиний Старший, писавший в первом веке нашей эры, был единственным древним автором, обсуждавшим их. Он писал, что они предназначены для того, чтобы «возвысить над обычным миром» образ уважаемого человека, который обычно изображается в виде статуи с квадригой. Однако конструкции римских имперских триумфальных арок, которые со временем становились все более сложными и развивались с упорядоченным набором функций, явно предназначались для передачи ряда сообщений зрителю.
Орнамент арки должен был служить постоянным визуальным напоминанием о триумфе и торжестве. Таким образом, он сосредоточился на фактических образах, а не на аллегориях. Фасад был украшен мраморными колоннами, а опоры и чердаки — декоративными карнизами. Скульптурные панно изображали победы и подвиги, подвиги триумфатора, трофейное оружие врага или само триумфальное шествие. Спандрели обычно изображали летающие Победы, в то время как чердак часто украшался дарственной надписью с именем и восхвалением триумфатора.Причалы и внутренние переходы также были украшены рельефами и отдельно стоящими скульптурами. Подвал был украшен казнами.
Некоторые триумфальные арки были увенчаны статуей или currus triumphalis, группой статуй, изображающих императора или генерала в квадриге. Надписи на римских триумфальных арках сами по себе были произведениями искусства, с очень тонко вырезанными, иногда позолоченными буквами. Форма каждой буквы и расстояние между ними были тщательно продуманы для максимальной ясности и простоты, без каких-либо декоративных изюминок, что подчеркивает римский вкус к сдержанности и порядку.Эта концепция того, что позже стало искусством типографики, остается фундаментальной и по сей день.
Виды римских триумфальных арок
Арка Тита
Арка Тита — это триумфальная арка с одинарным арочным проемом, расположенная на Виа Сакра к юго-востоку от Форума в Риме. Он был построен вскоре после смерти императора Тита (родился в 41 г. н.э., император 79-81 гг.).
Арка знаменует захват и разграбление Иерусалима Титом в 70 г., что фактически положило конец еврейской войне, начавшейся в 66 г. (римляне не добились полной победы до падения Масады в 73 г.).
Арка Тита находится в трех отсеках с ритмом ABA, сочлененных массивным порядком прикрепленных колонн, которые стоят на высоком основании из тесаного камня. Капители коринфские, но с выступающими волютами ионического порядка, прокручивающимися над листвой аканта, самым ранним примером составного порядка. Над главным карнизом возвышается высокий увесистый чердак, на котором находится центральная табличка с дарственной надписью.
Антаблементы выступают вперед над колоннами и в широком центральном пролете.По бокам центральной арки в каждом из боковых отсеков теперь есть неглубокая ниша, похожая на слепое педикулярное окно — скромная реставрация начала XIX века. Софит арки глубоко кессонирован с рельефным изображением апофеоза Тита в центре. Скульптурная программа также включает два панно-барельефа, обрамляющих проход. Оба отмечают совместный триумф, отпразднованный Титом и его отцом Веспасианом летом 71 года.
Одна из панелей изображает добычу, взятую из Храма, а другая изображает Тита как триумфатора, которого сопровождают различные гении и ликторы.Софит арки изображает апофеоз Тита.
Скульптура внешних поверхностей двух больших опор была потеряна, когда Арка Тита была включена в средневековую оборонительную стену. Чердак арки первоначально был увенчан большим количеством скульптур, возможно, квадриги, запряженной слонами. Основываясь на стиле скульптурных деталей, любимый архитектор Домициана Рабириус, которому иногда приписывают Колизей, возможно, выполнил арку. Однако без современной документации атрибуция римских зданий на основе стиля считается шаткой.
Арка Септимия Севера
Арка Септимия Севера в Лептис Магна, четырехугольная арка
Беломраморная арка Септимия Севера на северо-востоке Римского форума — это триумфальная арка, возведенная в 204 году нашей эры в ознаменование парфянских побед императора и двух его сыновей Каракаллы и Геты в двух кампаниях против партиан в 195 и 203 годах. Три арочных проема опираются на опоры, перед которыми на пьедесталах отделяются композитные колонны.С окружающих холмов выветрилось так много мусора и ила, что арка прижалась к основанию колонн. Ущерб, нанесенный колесным транспортом средневековья и раннего нового времени, все еще можно увидеть на основаниях колонн, над барельефами цоколей.
Арка была возведена на травертиновом основании, к которому сначала нужно было подняться по ступенькам с древнего уровня Форума. Центральная арка с богато кессонным полукруглым сводом имеет боковые проемы, ведущие к боковым аркам, что характерно для многих триумфальных арок раннего Нового времени.Лестница на южном пирсе ведет на вершину, на которой стояли статуи Императора и двух его сыновей в квадриге или четырехконной колеснице в сопровождении солдат. Крылатые Победы рельефно высечены на пеленках.
Арка стоит у подножия Капитолийского холма. Первоначально к центральному отверстию вела лестница, как и до сих пор к Арке Траяна в Анконе. К IV веку эрозия настолько подняла уровень Форума, что впервые через Арку проложили проезжую часть.
В средние века в результате неоднократного затопления низменного Форума было смыто так много дополнительных отложений и обломков, что, когда Каналетто нарисовал его в 1742 году, только верхняя половина Арки была видна над землей (рисунок выше). Хорошо сохранившееся состояние арки во многом связано с тем, что она была включена в структуру христианской церкви. Когда церковь была перестроена в другом месте, арка осталась церковной собственностью и не была разрушена для другого строительства.
Триумфальная арка Апельсина
Триумфальная арка Оранжа (фр. Arc de triomphe d’Orange) — это триумфальная арка, расположенная в городе Оранж, на юго-востоке Франции. Есть споры о том, когда была построена арка, но текущие исследования, которые принимают надпись в качестве доказательства, отдают предпочтение дате. во время правления Августа (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.). Он был построен на бывшей улице Агриппы в честь ветеранов Галльских войн и Легиона II Августа.
Позже он был реконструирован императором Тиберием в честь победы Германика над немецкими племенами в Рейнской области.Арка содержит надпись, посвященную императору Тиберию в 27 году нашей эры. На северном (обращенном наружу) фасаде архитрав и карниз были вырезаны и вставлена бронзовая надпись, ныне утерянная; попытки восстановить его текст по размещению скобы для выступающих зубцов его букв не увенчались успехом. Арка украшена различными рельефами на военную тематику, включая морские сражения, военные трофеи и сражения римлян с германцами и галлами. Римский пехотинец, несущий щит Легиона II Августа, изображен на рельефе сражения на северном фронте.
Арка была встроена в городскую стену в средние века для охраны северных въездов в город. Архитектор Огюстен Каристи изучил арку и провел реставрационные работы в 1850-х годах. Изначально арка была построена из больших блоков известняка без зазубрин. У него три арки, центральная из которых больше боковых. Вся конструкция имеет длину 19,57 метра, ширину 8,40 метра и высоту 19,21 метра. На каждом фасаде есть четыре полузамкнутые коринфские колонны.Арка является старейшим сохранившимся примером конструкции, которая позже использовалась в самом Риме для арки Септимия Севера и арки Константина.
Арка Константина
1742 Арт
.
Ваш комментарий будет первым