расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
Храм воздвигнут воспитателем Петра I князем Борисом Алексеевичем Голицыным в знак примирения с государем. В 1689 году Б.А. Голицын был оклеветан перед царем и удалился к себе в деревню, но уже в 1690 году Борис Алексеевич был вызван обратно в Москву, тогда же он и начал возводить новый храм, в закладке которого участвовал государь.
Архитектура церкви
Знаменская церковь с необычной для Подмосковья архитектурой строилась из местного белого камня, который часто встречается в Подольском районе. Из этого же материала изготавливалась резьба декоративного убранства храма.
В плане постройка образует равноконечный крест с закругленными лопастями. Основной объем храма, приподнятый на высокий фундамент, опоясан открытой галереей, иначе говоря, гульбищем, на которое ведут четыре широкие лестницы. Над центральной частью возвышается восьмигранная башня, увенчанная куполом в виде золоченой короны.
Храм снизу доверху покрыт резьбой с растительными мотивами, фасад также украшен скульптурами. С западной стороны установлены статуи святителя Иоанна Богослова и Григория Златоуста. Все элементы наружного и внутреннего декора не относятся к русской традиции того времени. Возможно, используя приемы западной архитектуры, князь стремился угодить Петру I, который отдавал предпочтение европейским манерам.
Внутреннее убранство храма также богато декорировано и изобилует скульптурными композициями и лепными рельефами на библейские и евангельские темы. Центральное место занимает «Распятие». Справа от него сделана надпись, на которую указывают два сидящих ангела. Подобные тексты, сопровождающие и другие сцены, изначально были сделаны на латинском языке. При реставрации в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов) потребовал заменить их на церковнославянские цитаты из Евангелия.
К счастью, сохранился деревянный иконостас и резные двухъярусные хоры. Создание икон приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Во всем убранстве храма западноевропейские традиции соседствуют с «нарышкинским барокко». Такой стиль получил название «голицынское барокко».
Освящение храма
Столь дерзкий для своего времени проект Б.А. Голицыну удалось воплотить только благодаря поддержке Петра I. Строительство храма было закончено к 1699 году, после чего прошло еще пять лет до момента открытия Знаменской церкви.
Патриарх Адриан не давал разрешение на освящение столь необычного храма, украшенного на европейский манер.
После смерти патриарха местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). И в феврале 1704 года он освятил новую церковь в Дубровицах в присутствии Петра I и его сына царевича Алексея. Пышные торжества по этому поводу продолжались целую неделю, и на них были приглашены все местные жители.
Храм в XX веке
Колокольню Знаменской церкви, которая находилась рядом с храмом, взорвали в 1930 году. Сам храм не пострадал, но был долгие годы закрыт для богослужений. В конце 1950-х годов храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который 40 лет вел реставрационные работы в церкви. Они, к сожалению, так и не были завершены.
В 1990 году, в канун 300-летия начала строительства храма, в нем возобновились богослужения. А в 2004 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых латинские тексты в убранстве храма были восстановлены в своем первоначальном виде. Были поновлены уникальные горельефы конца XVII — начала XVIII века и отреставрированы Царские врата иконостаса.
Уникальный храм в Дубровицах — Церковь Знамения Пресвятой Богородицы
Главная / Россия / Усадьбы Подмосковья / Усадьба Дубровицы / Знаменская церковь
Полное название храма в Дубровицах — церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Его высота составляет 42 м. Расположенный на высоком рукотворном холме, собор виден издалека и является своеобразным ориентиром для путешествующих в усадьбу Дубровицы.
Условно конструкцию собора можно разбить на три составляющих. В его основании лежит четверик в форме креста с закруглёнными фасадами, что вполне соответствует православным требованиям построения храмов. На этом же уровне к каждой из сторон примыкают закруглённые лестничные подходы. Вся нижняя часть церкви завершается резным карнизом, что скрывает место сочленения четверика со следующей частью — высокой восьмигранной башней. Венчает храм резная золочёная императорская корона.
От верхних ступеней до купола фасады храма в Дубровицах украшают изящная каменная резьба и скульптуры. Особенно примечательны статуи Григория Златоуста с Иоанном Богословом, установленные перед западным входом, а также изваяния евангелистов Марка, Луки, Иоанна и Матфея, находящиеся на цокольных углах.
Внутреннее убранство церкви несколько раз претерпевало изменения. Причиной тому было желание приблизить первоначальный интерьер к русским традициям украшения храма. К примеру, цитаты из Евангелия, изначально написанные на латыни, во время первой реставрации храма в 1848-1850 гг. заменили текстом из Священного Писания по православному образцу. Правда, увидеть их сегодня не удастся. Во время последних реставрационных работ, начавшихся в 2003 г., латинские надписи и стихи вернули на положенное им место под горельефами.
Экскурсия в усадьбу Дубровицы
В церкви сохранился древний иконостас, особо почитаемые иконы Знамения Божией Матери и св. Трифона, а также росписи и скульптуры. В первозданном виде до наших дней дошли деревянные хоры, на втором ярусе которых во время освящения храма находились император Пётр I и его 13-летний сын Алексей.
Примечательно, что освятить церковь Знамения в Дубровицах после окончания её строительства долгое время отказывался действующий патриарх. Только после его смерти, дождавшись возвращения из очередного военного похода императора, все необходимые ритуалы провёл митрополит Стефан Яворский. Этот исторический факт породил множество слухов. Даже современные поклонники масонских историй верят в то, что храм имеет масонскую символику, а в его фундаменте даже спрятана шпага самого магистра Ордена тамплиеров Жака Моле.
Удивительно и то, что авторы этого выдающегося архитектурного творения неизвестны. Единственный документ, относящийся ко времени постройки, упоминает о выписанных иностранных мастерах «числом около ста». Были ли это немцы, итальянцы или французы, до сих пор остаётся предметом споров историков и искусствоведов. Одно очевидно — созданная ими Церковь Знамения пресвятой Богородицы в Дубровицах является одним из шедевров мирового зодчества, сравнимых с собором Парижской Богоматери или храмом Василия Блаженного.
Время работы
Храм работает без выходных с 9:00 до 17:00, если есть вечерняя служба — до 20:00.
Смотрите также:
|
|
Возможно также будет интересно:
- Усадьбы Москвы
описание, история и интересные факты
Среди многообразия русских храмовых построек, порой являющихся шедеврами зодчества, есть одно, не имеющее аналогов. Это церковь Знамения Пресвятой Богородицы, расположенная в селе Дубровицы. Чтобы убедиться в этом, достаточно одного взгляда на его очертания, столь нехарактерные для русской православной традиции. Прикасаясь к его истории, нельзя не почувствовать сокрытую в нем тайну.
Наследник престола воспитатель
В те далекие годы, когда на месте нынешней Знаменской церкви стояла ничем не примечательная деревянная церковь во имя пророка Илии, усадьба Дубровицы, расположенная недалеко от Подольска, принадлежала роду князей Голицыных. Старший из них, Борис Алексеевич, был воспитателем и наставником будущего государя Петра Великого. Со временем, когда его питомец, утопив в крови все мятежи и бунты, завладел русским престолом, князь, как самый близкий ему человек, пришел в большую силу.
Но иногда гнев и милосердие сильных иногда переменчивы. Найдя при дворе завистников, нашёптывали наветы на его старого учителя, и быстро для расправы Петр в 1689 г. отправил его в ссылку в родовое имение — те же Дубровицы. Горько было старику Голицыну получать благодарность такой монетой за все проявленное им усердие на просветительском поприще. Утешало то, что я не потерял голову, — это было принято у Петра Алексеевича.
Покровительство Царицы Небесной
Однако Император был пылок, но сообразителен. Через год он сменил гнев на милость и снова позволил Борису Алексеевичу предстать перед царскими очами. Чтобы утешить старца, его возвеличили боярским достоинством. Будучи человеком православным и глубоко верующим, князь Голицын рассудил, что такая счастливая перемена в судьбе могла произойти только по заступничеству Царицы Небесной. Преисполненный благодарности, он пожелал воздвигнуть в своих владениях, среди которых была Дубровицкая усадьба, церковь Знамения Пресвятой Богородицы – памятник счастливому избавлению от опалов.
Шедевр неизвестного гения
Строительство князь начал в 1690 году, предварительно распорядившись разобрать бывшую деревянную церковь Ильи Пророка, построенную в 1662 году, и перенести ее в соседнее село Лемешево. Это следует из дошедших до нас документов, но дальше начинаются загадки. Дело в том, что об архитекторе, создавшем проект этого архитектурного чуда, абсолютно ничего не известно.
В петровское время многие выдающиеся иностранцы работали в России и увековечили свои имена, создав неповторимый стиль, известный нам как петровское барокко, но ни один из них не имеет отношения к шедевру, воздвигнутому в дубровицкой усадьбе. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, в каждой детали которой воплощена рука гения, авторства лишена. Совершенно исключено, что кто-то из выдающихся зарубежных мастеров, находившихся в те годы в России, выполнял работы такого уровня, и она не украсила его творческую биографию.
Гипотеза некоего русского гения не выдерживает критики. Не умаляя заслуг отечественных мастеров, от нее все же стоит отказаться.
Это становится очевидным при первом взгляде на то, что строится в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, как утверждают специалисты, является продуктом итальянской творческой мысли, воплощенной в стиле барокко. В России строили совсем по другому. По всей вероятности, к его созданию приложили руку и отечественные мастера, но только путем реализации чьего-то гениального замысла.
Торжества по случаю освящения церкви
Но, так или иначе, и церковь была возведена. Для его строительства использовался местный белый камень, часто встречающийся в Подольском районе. Его преимущества – простота в обращении и в то же время прочность, позволяющая прорабатывать мелкие детали декоративной резьбы. Работы были завершены в 1699 году, но освящение храма состоялось спустя пять лет.
Причина задержки в том, что князь Голицын хотел пригласить Петра I на торжества в Дубровицы. Храм Знамения Пресвятой Богородицы был построен в память об их примирении, и его желание было вполне понятно. Но, поскольку в те годы царь редко бывал в Москве, Борису Алексеевичу пришлось ждать случая пять лет.
Он представился в 1704 году, и 11 февраля в присутствии Петра I, а также его сына Цесаревича Алексея была освящена новая церковь. Так как царь любил все отмечать широко и грандиозно, то торжества длились целую неделю, и по его воле (точнее, приказу) в них принимали участие все местные жители от мала до велика.
Храм, который предстал перед глазами собравшихся гостей, был действительно красив. В своем основании он представлял крест с равными концами. По всей окружности он опоясывал крыльцо, поднятое высоким фундаментом и богато украшенное резьбой. Поражали воображение и обилие скульптурных украшений, выполненных на библейские сюжеты. Но главная изюминка была сделана из металла и позолоченной короны, венчающей церковь и заменяющей традиционный купол.
Церковь, не тронутая врагом
В годы наполеоновского нашествия французы заняли Подольск. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах также оказалась в руках врагов, но при этом избежала разорения. В это трудно поверить, но завоеватели, предавшие чуждые им православные святыни, не только не осмелились разрушить ее, но даже не тронули внутренности утвари и не повредили богатые оклады икон.
Времена гонений на Церковь
Относительно тихое и благополучное для церкви следующее столетие, пока не грянул ХХ век, и власть в стране не была захвачена теми людьми, которых Лев Толстой так поспешно назвал богоносцем . Волна антирелигиозной кампании, начавшаяся сразу после установления новой власти и поддержанная официальной пропагандой, достигла села Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, история которой насчитывает уже более двух столетий, оказалась в центре трагических событий.
Очень скоро всех священнослужителей, считая их чуждым элементом, вместе с семьями и малолетними детьми выселили из домов, переданных местному совхозу, а сам храм закрыли. Последний ее настоятель — протоиерей отец Михаил (Порецкий) — был отправлен в ссылку, из которой так и не вернулся.
Под властью вандалов
Новые хозяева жизни, в отличие от французских завоевателей, не прониклись чуждым им барокко барокко. Разрушив до основания старый мир, они не пощадили церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Он просто взорвался за ненадобностью. Остается только благодарить Бога, не допустившего разрушения всего храма и защитившего его от рук отечественных вандалов.
В запустении церковь оставалась до конца пятидесятых годов, пока территория усадьбы Дубровицы не была передана Всесоюзному институту животноводства. Надо отдать должное ученым мужьям, которые обрадовались увеличению прибавки в весе и увеличению удоев — они не пытались переоборудовать приобретенную ими церковь в коровник. Более того, его даже начали восстанавливать, что длилось сорок лет и если не улучшило его внешний вид, то, по крайней мере, не дало зданию развалиться.
Церковь вернулась к людям
Но всему на свете, в том числе и человеческим бедам, приходит конец. В 1989 году осмелевшие в годы перестройки верующие города Подольска потребовали вернуть им Знаменскую церковь. Так как к тому времени силы местных партийных и советских органов таяли у них на глазах, то, закаленные в своей атеистической стойкости, они не могли долго устоять. Через год храм был возвращен Московской Патриархии, и богослужения возобновились.
В наши дни, восстановленная и принявшая тот самый образ, снискавший ей славу, она снова принимает в своих стенах тысячи верующих. Идут в него и те, кто еще не нашел свою «дорожку в храм», все же хочет увидеть созданную более трех столетий назад в дубровицкой усадьбе церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Как добраться?
Удобный маршрут на общественном транспорте указывает на принадлежащий церкви Интернет-сайт. От Курского вокзала рекомендуется ехать электричкой до станции Подольск, а затем автобусом или маршрутным такси № 65 до пос. Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы там главная достопримечательность. Кроме него, интересно будет осмотреть и само здание.
Тем, у кого есть личный транспорт, рекомендуется ехать по Варшавскому шоссе и, минуя Подольск, следовать далее по указателю: «Усадьба Дубровицы, Храм Знамения Пресвятой Богородицы». Приложенная к статье карта позволит без труда добраться до нужного места.
Вид сверху на Храм Знамения Блаженного Вита… | Стоковое видео
Сэкономьте до 20% на первом заказе •
Apply HELLO20
Связанные категории
- туризм,
- природа,
- христианство,
- церковь,
- г.
Ваш комментарий будет первым