Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Успенский собор кремль москва: Патриарший Успенский собор / Организации / Патриархия.ru

Содержание

Успенский собор Московского Кремля — кто строил, фото, расписание, билеты

 /   /   /  Успенский собор Московского Кремля

До революции 1917 года величественный Успенский собор Московского Кремля имел статус кафедрального — был главным православным храмом Российской империи. Здесь венчали и короновали русских государей, крестили их детей и хоронили митрополитов и патриархов.

Традиция строительства Успенских храмов зародилась ещё во времена Киевской Руси. После Киева Успенские церкви были построены во Владимире, Смоленске, Ростове и других крупных городах. Лишь Москва не имела своего Успенского собора. До времени правления Ивана Калиты главным храмом города был деревянный Дмитровский собор, посвящённый Дмитрию Солунскому.

После того, как из Владимира в Москву была перенесена кафедра мирополита, возникла потребность в кафедральном соборе — новый московский храм был заложен в 1326 году. В качестве образца зодчие взяли Георгиевский собор старинного города Юрьев-Польского.

Через год собор был освящён.

Храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, стал первой каменной церковью Москвы. Собор имел одну главу, три алтарных апсиды и занимал центральную часть кремлёвского укрепления. Небольшую церковь впоследствии несколько раз реконструировали, добавив к ней несколько приделов.

До конца XIV века главной святыней храма была Петровская икона Божией Матери, хранящаяся сегодня в собрании Третьяковской галереи. Потом в собор перенесли Владимирскую икону Богоматери, которая, по преданию, спасла жителей города от набега войск Тамерлана.

Строительство нового собора

В XV веке великий князь Иоанн III Васильевич принял решение возвести в московском Кремле новый Успенский собор. Вначале за работу взялись мастера из Пскова — Кривцов и Мышкин. Чтобы не прерывать церковные службы, возле строящегося храма была построена деревянная церковь, в которой Иоанн III обвенчался с приехавшей из Италии Софьей Палеолог.

После землятресения 1474 года уже достроенный каменный храм разрушился до основания, и это событие очень огорчило великого князя. Софья посоветовала супругу поискать мастеров в Италии, поскольку итальянские зодчие ценились по всей Европе. Посол Иоанна III отправился в путь и нашёл опытного мастера — фортификационного инженера Аристотеля Фиораванти. В 1475 году 65-летний зодчий вместе со слугой и сыном приехал в Россию и его работа в Кремле началась с разбора завалов, оставшихся от разрушенного землетрясением недостроенного храма. Известняк для нового собора начали привозить из Мячиковского карьера, а для изготовления кирпичей на берегу реки Москвы, подле старинного Андроникова монастыря, архитектор построил специальный завод. В качестве архитектурного образца Фиораванти использовал более древний Успенский собор, который с XII века стоял в городе Владимир.

Под руководством итальянского зодчего под будущее здание вырыли фундамент глубиной 4,5 м и забили в землю крепкие сваи из дубовых брёвен. В этом же году начали строить каменные стены и столбы, которые по проекту должны были принять на себя всю тяжесть массивных барабанов.

Спустя два года новый храм был практически готов, но ещё два года ушло на отделочные работы. Основные росписи изографы закончили ещё при жизни зодчего, а к 1515 году всё внутреннее пространство собора покрывали удивительные по красоте живописные фрески. Некоторые из росписей выполнил знаменитый московский иконописец Дионисий.

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария.

Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

Успенский собор на схеме Московского Кремля

Успенский собор в Москве

В конце XV века великий князь Иван III, объединив под властью Москвы русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора.

Старый каменный храм, заложенные ещё князем Иваном Калитой в 1326 года, был разобран, и на его месте началось строительство нового, более помпезного здания. Но творение псковских мастеров Кривцова и Мышкина оказалось технически неудачным и вскоре после завершения строительства рухнуло. Тогда Иван III пригласил для возведения храма зодчего из Италии Аристотеля Фиораванти. Архитектору было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчёркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Руси. Здание, которое и поныне украшает Московский Кремль, было возведено в 1475—1479 годах.

Успенский собор Москвы — пятиглавый храм, построенный из белого камня в сочетании с кирпичом. Первые росписи в нём были выполнены в период с 1481 по 1515 год с участием известного иконописца Дионисия. Это древнейшие образцы фресковой живописи на территории Кремля, и их фрагменты сохранились в храме до наших дней. Иконостас создан в 1653 году по заказу патриарха Никона.

Собрание икон XI—XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство из них было написано в Москве, но некоторые привезли в Москву из других древних городов. Старейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери, которые были привезены в Москву из суздальского собора. На них нанесена роспись начала XV века — 20 изображений на библейские темы золотом по чёрному лаку.

В 1547 году в соборе было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором был избран царём Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор оставался местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1551 году в храме появился Мономахов трон, который теперь известен как царское место в Успенском соборе Московского Кремля. Это место, на котором восседал царь во время богослужений. Место выбрали не случайно — в правой части храма расположена положительная символика.

В 1918 году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР, а в 1922 году превращён в музей. Богослужения в нём были возобновлены в 1990 году. Они проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам. Но записаться на экскурсию в собор могут все желающие.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Успенский собор, Москва, Россия. Описание достопримечательности и фото.



Успенский собор, Москва, Россия. Описание достопримечательности и фото.

Про Успенский собор в Москве можно сказать, что он «родился» с этим «самый», и так до сих пор «самым» и остаётся.

Тогда, когда его строительство на территории Московского Кремля только затевалось, это было самое первое подобное каменное здание в городе. Шла первая половина XIV века.

Сегодня Успенский собор – самое старое полностью сохранившееся каменное здание в Москве.

 

 

Экскурсионные туры в Успенский собор в Москве

{{:tour_views}}

{{:trans}}

Города:{{:route}}

{{:sights}}

Ближайшая дата: {{:dates}}

Показать еще

Собственно говоря, история Успенского собора начинается задолго до того срока, когда московские правители решили, что они достойны большего, чем каменный собор, воздвигнутый ещё Иваном Калитой в XIV веке. В свою очередь, строение Калиты заменило в те времена большое деревянное сооружение, которое слишком сильно обветшало.

Сначала строительство было поручено русским архитекторам, но они с работой не справились. Учитывая крутые нравы тех времён, не сносить бы этим архитекторам головы, если бы не землетрясение, которое, «в помощь им», разрушило собор до основания. Для исполнения всё-таки задуманного и был приглашён итальянец Аристотель Фиораванти – сегодня имя этого Мастера звучит как мелодия во славу «Третьего Рима». Фиораванти поступил по-своему – он, всё, что осталось, разобрал до основания и воздвиг здание заново.

Первоначальная роспись храма выполнялась в течение 50 лет сразу после его освящения в 1479 году. Но спустя 100 лет фрески были полностью переписаны, хотя и остались некоторые первоначальные фрагменты.

Именно в этом храме с тех пор и происходили все коронации русских царей. Даже когда уже Санкт-Петербург стал столицей России и цари государства получали свой законный скипетр там, в Москву они приезжали за патриаршим благословением, которое и происходило в Успенском соборе.

Успенский собор на территории Московского Кремля ныне – музей, открытый для посещения в любое время, когда открыт сам Кремль. Службы иногда проходят, но их проводит только Митрополит Московский и Всея Руси и в очень особенных, торжественных случаях.

ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ России

Рейтинг: 10/10 — 4 голоса

Виртуальный тур по Успенскому собору Московского Кремля

Подробности
Категория: События
Опубликовано: 23 апреля 2020

В течение шести веков храм на Соборной площади Кремля был местом проведения важнейших церемоний: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров.

Подробнее о совершении этих обрядов можно узнать в виртуальных выставках Музеев Московского Кремля «Венчания на царство в Московском Кремле» и «Коронации в Московском Кремле», о которых мы уже писали ранее. Сам собор возможно посетить виртуально благодаря туру на сайте Музеев.

Собор был построен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Внутри собор разделён шестью столпами (2 квадратных на востоке и 4 круглых в наосе) на 12 равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Смещение куполов к алтарной части и равный диаметр проёмов барабанов подчёркивают симметрию интерьера. В алтарной части устроены три придела: Петропавловский (с севера), Дмитровский (с юга) и придел Похвалы Богоматери (на своде ризницы, под юго-восточным куполом).

Входя в собор, внимание посетителя привлекает соборный пятиярусный иконостас, высота которого составляет более 16 метров. Ему предшествовал меньший по размерам (9,5 м), созданный Дионисием и его помощниками в 1481 году. Новый иконостас был заказан патриархом Никон вскоре после своего избрания на патриарший престол. Нынешний ансамбль, созданный всего за десять месяцев – с марта 1653 года по январь 1654 года, включает в себя 69 икон. Они были написаны большой артелью «кормовых иконописцев» из разных городов – Ярославля, Костромы, Осташкова. Иконостас Успенского собора был украшен серебряным золоченым окладом, однако он не сохранился до наших дней. Во Отечественной войны 1812 года он был похищен противником и воссоздан вновь по уцелевшим фрагментам при реставрации иконостаса в 1813 и 1882 годах. Иконы были промыты и вновь прописаны и покрыты олифой в 1852 году академиком живописи Н.И. Подключниковым.

При возведении собора для его росписи были приглашены лучшие российские живописцы. В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески Москвы дошли до наших дней.

В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком. К сожалению, пожар 1626 года сильно повредил все фрески. В 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около 150 живописцев. Возглавили эту артель художников царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев. Согласно царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года, для чего Иван Паисеин и его помощники сняли с них на бумагу контурные переводы и только после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В основном работа по украшению живописью интерьера Успенского собора была завершена в 1643 году. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона был потрачен 1721 золотой червонец.

Посвящение московского кафедрального храма главному богородичному празднику — Успению Богородицы, обусловлено особым почитанием на Руси Богоматери. Помимо проведения обрядов венчания на царство и коронации, в Успенском соборе также возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Проводились и другие действа. В частности, у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней – иконой Владимирской Богоматери – удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю.

В Успенском соборе происходило освящение елея и мира – благовонных масел, использовавшихся в священных таинствах при соборовании умирающих, крещении, рукоположении священников, а также миропомазании царя при его венчании на царство.

Ежегодно 17 декабря в Успенском соборе совершалось театрализованное представление «Чина пещного действа» в память о трех вавилонских отроках Анании, Азарии и Мисаиле. Кроме того, проводился «чин православия», то есть возглашение анафемы отступникам, еретикам и государственным изменникам и поминание «ревнителей христианского благочестия».

В четверг на Страстной неделе совершался чин омовения ног, когда патриарх по образу Христа, омывшего в знак смирения и братской любви ноги апостолам, возливал воду из особой лохани на правую ногу двенадцати архимандритам – главам монастырей.

В Соборе проводились бракосочетания, которые имели государственное значение. Так, в 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472 году состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году Василий III обвенчался с Соломонией Сабуровой, а в 1526 году, вторично, с Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. 8 марта 1606 года, в период Смуты и польско-литовской интервенции, в Успенском соборе были обвенчаны Лжедмитрий с Мариной Мнишек. В 1721 году здесь происходило венчание Петра I с Екатериной I и одновременно ее коронация.

В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь находятся 19 захоронений митрополитов и патриархов и гробницы с мощами московских святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.

Текст: Вера Марунова

На основании материалов сайта Музеев Московского Кремля и «Большой российской энциклопедии».

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

22 апреля 1945 года передовые части РККА начали готовить штурм Берлина

Проект В. Никонова «Двадцать восемь мгновений весны 1945-го». Перед бурей

Общественный почин в СССР: новая виртуальная выставка ГПИБ России

Подробности
Просмотров: 22088

Успенский собор Московского Кремля: описание, фото

Успенский собор Московского Кремля: описание, фото

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45’03. 6″N 37°37’01.9″E

Содержание:  

Начало истории Успенского Собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Новая жизнь Успенского Собора

Успенский Собор в 20 веке…

… и в наши дни

Успенский собор на карте

 

Московский Кремль — древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора. Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем. Что было потом — неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.

Вид на собор от Колокольни Ивана Великого

Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора

После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей. Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора. Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.

И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».

Вид на восточный фасад собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары. Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой. Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного. Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке…

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

… и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус музея, однако церковные богослужения в связи со знаковыми праздниками Русской Православной Церкви исправно проводятся. Статус кафедрального собора Москвы Успенский собор так не получил, хотя оно и понятно — более полувековой возраст храма делает его несколько непригодным к такого рода нагрузкам. Однако в череде памятников русскому Православию, русской архитектуре Успенский Собор в Кремле по-прежнему занимает одно из главных мест.

Рейтинг достопримечательности

Успенский собор Московского Кремля на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Посещаем Успенский собор Московского Кремля на Соборной площади

Если вам еще не довелось посетить этот простой и вместе с тем величественный храм, расположенный в сердце Москвы, предлагаем вам вместе с нами совершить виртуальную экскурсию в его историю. Известно ли вам, что этот собор — одно из самых старых зданий столицы? На протяжении долгих веков Успенский собор был самым главным кафедральным храмом России!

Торжественное заложение здания храма состоялось в 1326 году по приказу князя Ивана Калиты. Строительство успенского собора длилось всего 1 года, его освящение было проведено 25 августа 1327 года. Через 150 лет обветшавшее здание собора было решено перестроить по типу одноименного храма во Владимире. Однако работы по постройке храма не удалось довести до логического завершения, помешало землетрясение, — 20 мая 1474 года храм разрушился.

За реконструкцию собора взялся, приглашенный из Италии архитектор Аристотель Фиораванти. Храм был выполнен из белого камня, его строительство длилось с 1475 по 1479 годы. Как и многие другие постройки города, собор горел несколько раз, поэтому его и необходимо было неоднократно восстанавливать. По приказу Ивана Грозного в 1547 году купола храма покрыли позолоченными листами из меди.

Здесь же постоянно проходили коронации всех российских самодержцев, а с 16 по 17 век в Успенском соборе проводились захоронения митрополитов и патриархов — глав русской церкви.

Отечественная война 1812 года заставила ценности из собора перевести в Вологду, а то, что осталось в храме было разграблено наполеоновскими войсками. С 1911 по 1915 годы выполнили реставрацию святынь собора. После революции Успенский собор Московского Кремля был закрыт. Начиная с 1955 года собор функционирует, как музей а с 1991 года он входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Патриарх всея Руси благословил проводить в соборе праздничные богослужения.

Поделиться:

Все записи



В музее рассказали о реставрации Успенского собора Кремля

https://ria.ru/20200205/1564275103.html

В музее рассказали о реставрации Успенского собора Кремля

В музее рассказали о реставрации Успенского собора Кремля

Реставрация Успенского собора Московского Кремля, рассчитанная до 2023 года, поделена на шесть этапов, на данный момент проходит второй этап работ — реставрация РИА Новости, 17. 02.2020

2020-02-05T12:45

2020-02-05T12:45

2020-02-17T18:30

новости — религия и мировоззрение

религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/156339/59/1563395936_0:0:640:360_1920x0_80_0_0_9edc889af541b6e1530be416812dd598.jpg

МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Реставрация Успенского собора Московского Кремля, рассчитанная до 2023 года, поделена на шесть этапов, на данный момент проходит второй этап работ — реставрация живописи в северной части основного пространства храма, рассказала на пресс-конференции в среду гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.В мае 2017 года было подписано соглашение о сотрудничестве между президентом «Транснефти» Николаем Токаревым и генеральным директором «Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Еленой Гагариной. Приоритетным направлением сотрудничества стало восстановление и реставрация Успенского Собора Московского Кремля, в ходе которых должны быть проведены научно-исследовательские работы, а также выполнена комплексная реставрация строительных конструкций собора. В 2015-2016 годах при поддержке компании была проведена реставрация росписи трех люнетов восточного фасада над апсидами Успенского собора, выявившая необходимость комплексной реставрации. Работы были запланированы до 2023 года.»Реставрация направлена, прежде всего, на поддержание сохранности и бережный уход за стенами, поэтому комплекс мероприятий, которые мы сейчас проводим, правильнее было бы описать как консервацию… Все пространство собора разделено на части, которые закрывают шесть этапов реставрационных работ. Сейчас мы находимся на втором этапе — реставрируем живопись северной части основного пространства собора… Одновременно над реставрацией фресок трудятся около 40 реставраторов», — рассказала Гагарина.По ее словам, в 2018 году в соборе проводились работы по реставрации конструкции крыши, сводов, кровли и чердачного пространства, где были обнаружены протечки. Они практически завершены. «Нам удалось нормализовать микроклимат и сейчас мы приступили к полноценной реставрации фресок», — добавила гендиректор. Успенский собор Московского Кремля (период строительства — 1475-1479 годы, архитектор — Аристотель Фиорованти) в течение столетий является главным (кафедральным) храмом России. С конца ХV века в Успенском соборе возводились на великое княжение, а затем и на царство русские государи, проводилась интронизация митрополитов и патриархов. После кончины митрополита Петра (первого митрополита русской церкви) собор стал местом упокоения русских митрополитов и патриархов. Последние комплексные реставрационные работы в соборе проводились в 1974-1976 годах (к 500-летнем юбилею). В 2008 году были проведены комплексные инженерно-геодезические и технологические обследования собора, которые выявили потребность в масштабной реставрации.

https://realty.ria.ru/20191219/1562574114.html

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/156339/59/1563395936_84:0:640:417_1920x0_80_0_0_82ea7ddecf75952e58f72034d0b1a68b.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

новости — религия и мировоззрение

МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Реставрация Успенского собора Московского Кремля, рассчитанная до 2023 года, поделена на шесть этапов, на данный момент проходит второй этап работ — реставрация живописи в северной части основного пространства храма, рассказала на пресс-конференции в среду гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

В мае 2017 года было подписано соглашение о сотрудничестве между президентом «Транснефти» Николаем Токаревым и генеральным директором «Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Еленой Гагариной. Приоритетным направлением сотрудничества стало восстановление и реставрация Успенского Собора Московского Кремля, в ходе которых должны быть проведены научно-исследовательские работы, а также выполнена комплексная реставрация строительных конструкций собора. В 2015-2016 годах при поддержке компании была проведена реставрация росписи трех люнетов восточного фасада над апсидами Успенского собора, выявившая необходимость комплексной реставрации. Работы были запланированы до 2023 года.

«Реставрация направлена, прежде всего, на поддержание сохранности и бережный уход за стенами, поэтому комплекс мероприятий, которые мы сейчас проводим, правильнее было бы описать как консервацию… Все пространство собора разделено на части, которые закрывают шесть этапов реставрационных работ. Сейчас мы находимся на втором этапе — реставрируем живопись северной части основного пространства собора… Одновременно над реставрацией фресок трудятся около 40 реставраторов», — рассказала Гагарина.

19 декабря 2019, 12:01Религия и мировоззрениеМузей на месте остатков храма в Кремле построят до 30 апреля

По ее словам, в 2018 году в соборе проводились работы по реставрации конструкции крыши, сводов, кровли и чердачного пространства, где были обнаружены протечки. Они практически завершены. «Нам удалось нормализовать микроклимат и сейчас мы приступили к полноценной реставрации фресок», — добавила гендиректор.

Успенский собор Московского Кремля (период строительства — 1475-1479 годы, архитектор — Аристотель Фиорованти) в течение столетий является главным (кафедральным) храмом России. С конца ХV века в Успенском соборе возводились на великое княжение, а затем и на царство русские государи, проводилась интронизация митрополитов и патриархов. После кончины митрополита Петра (первого митрополита русской церкви) собор стал местом упокоения русских митрополитов и патриархов. Последние комплексные реставрационные работы в соборе проводились в 1974-1976 годах (к 500-летнем юбилею). В 2008 году были проведены комплексные инженерно-геодезические и технологические обследования собора, которые выявили потребность в масштабной реставрации.

Музеи Московского Кремля: УСПЕНСКИЙ СОБОР

Успенский ( Успенский ) собор расположен на Соборной площади, в окружении выдающихся образцов древнерусского зодчества: соборов и церквей, колокольни Ивана Великого, Грановитая палата и Патриарший дворец. Собор посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы и был построен как главный храм Российского государства.

В 1326 году первый московский митрополит Петр приказал перенести митрополичьи кварталы из Владимира в Москву.В настоящее время Великий князь Московский Иван Калита («Денежный мешок») начал строительство собора. Новое здание было построено в 1479 году по указу великого князя Русского Ивана III, который объединил все русские княжества под властью Москвы. Известный архитектор Аристотеле Фиораванти из Болоньи был приглашен в Россию для проектирования и строительства.

F или шесть веков Успенский собор был национальным и религиозным центром России: здесь ставили на царство великих князей, короновали царей и короновали императоров.Кроме того, были инаугурации епископов, митрополитов и патриархов; объявлялись царские указы и заявления; Здесь проводились богослужения за успешные военные походы и благодарственные молебны. Собор стал усыпальницей русских святителей — митрополитов и патриархов XIV — XVII веков. В частности, в соборе находятся драгоценные святыни с мощами московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.

Считающийся главным храмом России, собор превосходил все предыдущие церкви как по размеру, так и по великолепию внутреннего убранства.Для росписи стен и икон в соборе были приглашены выдающиеся художники со всей страны. Со временем он собрал богатую и поистине уникальную коллекцию памятников русского средневекового искусства, которая бережно сохранялась и приумножалась на протяжении веков.

После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам почти все иконы и фрески были обнаружены из-под более поздних росписей.С 1990 года в Успенском соборе возобновились богослужения.

Успенский собор Кремля, Москва

Успенский собор — самый старый и самый важный храм Кремля: резиденция Русской Православной Церкви была перенесена сюда из Владимира в 1326 году, что сделало его центром Московского государства, а Московское государство — самым могущественным из всех. Русские княжества. Здесь короновались русские императоры, а до них цари и великие князья.Здесь также хиротонировали патриархи (высший чин духовенства), митрополиты (церковные руководители крупных митрополичьих округов) и епископы. В эпоху, когда государственная власть и религия едва ли были разделены, он был также центром государственных ритуалов — местом, где читались правительственные указы и проводились официальные государственные службы. Внутри собора Престол Патриарха и Трон Мономаха, вырезанные в 1551 году для Ивана Грозного, отмечают физическое присутствие двух сторон этого исторического союза.

Первоначальный собор был построен во времена правления Ивана Калиты, чей стратегический брак с дочерью татарского хана принес Москве известность. Часовни выросли вокруг маленькой церкви, и в 1472 году Иван III, который перестраивал Кремль, чтобы отразить мощь своего нового российского государства, «Третьего Рима», построил новое здание. Псковские мастера Кривцов и Мишкин, продолжившие строительство Благовещенского собора, начали проект, но в 1474 году случилась катастрофа: недостроенное здание неожиданно рухнуло из-за чудовищного землетрясения.Руины пролежали в Кремле почти год, прежде чем закончить строительство было поручено болонскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Он изучил архитектурные традиции Новгорода, Суздаля и Владимира и принялся за дело. Скорость строительства собора поразила наблюдателей, и этот подвиг был подробно описан в хрониках. Церковь была освящена в 1479 году митрополитом Геронтием и стала одним из самых влиятельных архитектурных памятников в истории русской церкви.

Здание простое и строгое — сводчатый блок из известняка, увенчанный пятью золотыми куполами.Фрески с остроконечными крышами на восточной и западной сторонах были добавлены в 1660-х годах, а в остальном внешний вид почти не изменился по сей день.

Внутри иконостас собора датируется в основном 1652 годом, но с несколькими более старыми иконами внутри него, в том числе двумя, приписываемыми мастеру Дионисию, самому известному и талантливому живописцу своего времени. Русский православный иконостас состоит из ярусов икон с изображением разных святых и праздников, соответствующих церкви, в которой находится иконостас.Первый, самый низкий ранг — это местные иконы, включая икону, которой посвящен собор. В Успенском соборе местный ярус являлся символом единства нового Русского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. За иконостасом — каменная завеса с нереставрированными фресками, изображающими первых святых. Некоторые из этих фресок также приписываются Дионису.

Большинство фресок Успенского собора относятся к 17 годам.Специальным указом царя Михаила Федоровича Романова, изданным в 1642 году, для украшения собора в Москву из разных городов были привезены около ста пятидесяти художников. Возглавили коллектив иконописцы Иван и Борис Пайсеины, Сидор Поспеев. Это их картины, которые мы видим сейчас, хотя многие из них отсутствуют.

На протяжении веков собор страдал вместе с русским народом. Войска Наполеона поставили здесь своих лошадей во время его русской кампании, а в 1918 году собор был поврежден в результате перестрелки между белыми и большевиками.Последняя литургия была совершена на Пасху 1918 года Патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы большевиками. Однако, по слухам, когда нацистские войска подошли к окраинам Москвы в 1941 году, Сталин втайне разрешил провести здесь службу, чтобы спасти нацию от смертельной опасности. Собор был открыт для публики в 1990 году.

Успенский собор | собор, Москва, Россия

В Москве: Кремль

Успенский собор — старейший из белокаменных построек в 1475–1479 гг. В итальяно-византийском стиле.Его чистые, простые и красиво пропорциональные линии и элегантные арки венчают пять золотых куполов. Православные митрополиты и патриархи 14-18 веков — это…

Подробнее

Русская архитектура

  • В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия

    Эти церкви, Успенский (Успенский) собор и собор Святого Архангела Михаила, во многом были созданы по образцу церквей Владимира. От итальянцев требовалось включить основные черты византийского планирования и дизайна в новые соборы; это было только во внешнем убранстве…

    Подробнее

Работа Дионисия

  • В Дионисии

    … Волоколамск — украшал стены Успенского собора, главного собора Кремля.В 1481 году великий князь Московский Иван III приказал Дионисию, который в то время был главой иконописной мастерской, поработать над иконостасом (ширмой, отделяющей алтарь от нефа в восточных церквях)…

    Подробнее
» , «url»: «Introduction», «wordCount»: 0, «sequence»: 1}, «imarsData»: {«INFINITE_SCROLL»: «», «HAS_REVERTED_TIMELINE»: «false»}, «npsAdditionalContents»: {}, «templateHandler»: {«name»: «INDEX»}, «paginationInfo»: {«previousPage»: null, «nextPage»: null, «totalPages»: 1}, «seoTemplateName»: «PAGINATED INDEX», «toc» : null, «infiniteScrollList»: [{«p»: 1, «t»: 39519}], «breadcrumb»: null, «familyBarLinks»: [{«title»: «Article», «url»: «/ place / Успенский собор-Москва-Россия «,» pageType «:» Тема «}],» автор «: {» вкладчик «: null,» allContributorsUrl «: null,» lastModificationDate «: null,» contentHistoryUrl «: null,» warningMessage «: null,» warningDescription «: null},» citationInfo «: {» members «: null,» title «:» Успенский собор «,» lastModification «: null,» url «: «https: // www. britannica.com/place/Cat Cathedral-of-the-Assump-catintage-Moscow-Russia»},»websites»:null}

собор, Москва, Россия

Альтернативные названия: Успенский собор, Успенский собор

Об этом узнаете в следующих статьях:

Архитектура Москвы

  • В Москве: Кремль

    Успенский собор — старейший из белокаменных построек в 1475–1479 годах в итальянско-византийском стиле.Его чистые, простые и красиво пропорциональные линии и элегантные арки венчают пять золотых куполов. Православные митрополиты и патриархи 14-18 веков…

    Подробнее

Русская архитектура

  • В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия

    Эти церкви, Успенский (Успенский) собор и собор Святого Михаила Архангела, были в значительной степени созданы по образцу церквей Владимира. От итальянцев требовалось включить основные черты византийского планирования и дизайна в новые соборы; это было только во внешнем убранстве…

    Подробнее

Работа Дионисия

  • В Дионисии

    … Волоколамск — украшал стены Успенского собора, главного собора Кремля.В 1481 году великий князь московский Иван III приказал Дионисию, который в то время был главой иконописной мастерской, поработать над иконостасом (ширмой, отделяющей алтарь от нефа в восточных церквях)…

    Подробнее

Успенский собор, Москва

Какова история Успенского собора и что там можно увидеть?

  • Успенский собор был возведен в конце 15 века, и следующие четыреста лет он работал как религиозный центр России, где проводились мероприятия государственного значения.
  • Архитектура и убранство Успенского собора отражают его важную роль в истории России. Стены покрыты драгоценными фресками, средневековый иконостас простирается от пола до потолка, а стены выложены гробницами патриархов и митрополитов

Средневековая и Императорская Россия

Первый каменный собор на этом месте был заложен в 1326 году московским митрополитом Петром и великим князем Иваном I. В конце 14 века Иван III в рамках реконструкции Московского Кремля приказал построить новый Успенский собор (Успенский собор). ) быть построенным.Он был возведен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти между 1475 и 1479 годами с использованием новейших технологий, обеспечивающих большие размеры и устойчивость собора.

В течение следующих четырех столетий Успенский собор был религиозным центром России. Здесь проходили мероприятия национального значения, такие как коронация русских князей и царей, инаугурация митрополитов и патриархов, богослужения в честь предстоящих военных кампаний и военных побед, а также объявление важных публичных мероприятий. С 14 по 17 века в Успенском соборе хоронили главы Русской Православной Церкви. Хотя большинство королевских венчаний проводилось в Благовещенском соборе (личной часовне царской семьи), самые важные венчания проходили в Успенском соборе

.

Знаете ли вы? Деятельность Успенского собора ознаменовала новую независимость Русской Православной Церкви. Раньше митрополиты должны были ехать в Константинополь для рукоположения, и здесь был назначен первый патриарх России Иов.

Как и другие соборы на Соборной площади Кремля, Успенский собор был разграблен польско-литовскими войсками и армией Наполеона в 1612 и 1812 годах и многократно пострадал от пожаров на протяжении веков.

Советская Россия и не только

После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Ленин лично разрешил провести последнее пасхальное богослужение в 1918 году, и службы возобновлялись только в 1990 году.Благодаря реставрационным работам, проведенным в советский период, великолепный интерьер собора очень хорошо сохранился.
Знаете ли вы? Успенский собор уникален во всем, кроме названия — в России более 30 церквей с таким названием!

Что можно увидеть в Успенском соборе?

Величественный Успенский собор построен по образцу Успенского собора во Владимире, одном из городов Золотого кольца Древней Руси, и в его дизайне сочетаются древнерусская религиозная архитектура с элементами эпохи Возрождения.Хотя Успенский собор не так богат, как другие соборы Кремля, тем не менее, это захватывающее зрелище. Его крышу венчают пять позолоченных куполов, представляющих Иисуса и четырех евангелистов, и отражающих серебряные купола церкви Двенадцати Апостолов, которая находится рядом.

Знаете ли вы? На звоннице Успенского собора находится самый большой звонкий колокол в Москве! Большой Успенский колокол (Большой Успенский колокол) весит 62,5 тонны. Рядом на Соборной площади стоит самый большой колокол в мире — Царь-колокол.

Ввиду того значения, которое Успенский собор имел в российском государстве, особое внимание было уделено убранству его интерьера, а выдающиеся образцы русского искусства покрывают стены от пола до потолка. Его фрески и иконы являются произведениями искусства, имеющими международную художественную ценность, и в соборе также находится самая старая из сохранившихся фресок Кремля. Фрески на куполе изображают образы Бога, столбы украшены христианскими мучениками, а различные участки стен посвящены сценам из Евангелия, из жизни Девы Марии и Семи Вселенских соборов, сыгравших основополагающую роль в христианстве. Православная история.Помимо картин, посетители могут полюбоваться искусными изделиями из дерева, металла и декоративными люстрами.

Грандиозный пятиъярусный иконостас, созданный в 1653 году, занимает всю стену собора, от пола до потолка возвышаясь над иконами, написанными средневековыми русскими мастерами. Перед иконостасом стояли молельни царя, царицы и патриарха, которые сидели под богато резными шатрами. Вдоль стен находятся мощевики и гробницы российских митрополитов и патриархов XIV-XVIII веков.

Основная информация для посетителей

Адрес и контактные данные
Соборная площадь, Московский Кремль, Москва, 103132
Тел: +7 (495) 695-46-31 (билетная касса)
Веб-сайт: https://assuming-catintage. kreml.ru/
Ближайшие метро: Библиотека имени Ленина / Александровский сад / Боровицкая (550 м)

Часы работы
С 15 мая по 30 сентября — с 9:30 до 18:00, с 1 октября по 14 мая — с 10:00 до 17:00. Закрыт по четвергам.
Стоимость билета на посещение ансамбля Соборной площади, в том числе Успенского собора, составляет 700 рублей.

Успенский собор во Владимире — Электронный гид

Россия

Успенский собор (он же Успенский собор) — главный храм Владимира. Он был возведен во время правления князя Андрея Боголюбского в 1158 году. Несмотря на то, что великий пожар 1185 года изменил облик собора, он по-прежнему оставался архитектурным шедевром. Спустя 50 лет храм снова пережил пожар во время нашествия монголо-татар.Собор сильно обгорел, но не был полностью разрушен.

В 1408 году великий русский иконописец Андрей Рублев украсил собор прекрасными фресками, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Храм долгое время был главным храмом Владимирского княжества и лучше всего подходил для величественных церемоний коронации князей, так как снаружи и внутри был богато украшен золотом.

Итальянский архитектор Аристотель Фиораванты вдохновился Успенским собором во Владимире и использовал его образ как прототип одноименного собора в Московском Кремле.

Успенский собор во Владимире известен также своей иконой Владимирской Богородицы. Икона была подарена Юрию Долгорукому Константинопольским Патриархом. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский принес его во Владимирский собор. В 1408 году икона была перенесена в Москву; сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Собор служит местом захоронения владимирских князей, в том числе князя Александра Боголюбского, его сына Глеба, князя Георгия Всеволодовича и местных епископов.

В 1927 году коммунисты закрыли собор для богослужений. Однако в 1944 году богослужения были возобновлены в рамках попытки Сталина заручиться поддержкой Православной церкви в войне против нацистов.

Успенский собор во Владимире внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стоимость входа: 100-150 руб.
Экскурсия: 200 руб.
Касса напротив колокольни.

Часы работы:
Открыто ежедневно с 7.С 00 до 20.00 кроме понедельника
Экскурсии: ежедневно с 13.00 до 16.45 кроме понедельника.

Адрес: ул. Большая Московская, 56 (Рус: ул. Большая Московская, 56)

GPS-координаты Успенского собора во Владимире:
Широта: 40 ° 24′33 ″ (40.40917)
Долгота: 56 ° 07′37 ″ (56.127167)


Другое Владимир Достопримечательности:

Боголюбово , живописная деревня, расположенная в 13 км к востоку от Владимира, с замечательными памятниками архитектуры XII века.

Монастырь Рождества Богородицы , место с удивительной судьбой: веками давая верующим надежду на загробный мир, он стал местом жестоких казней 20 века.

Золотые ворота , уникальный образец русского военного зодчества 12 века и самый узнаваемый объект города.

Дмитриевский собор , один из самых красивых и самобытных соборов древней Руси.

Музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки , который занимает потрясающее здание Троицкой старообрядческой церкви и хранит богатую коллекцию изделий русского ремесла и народного искусства, лаковой миниатюры, горного хрусталя и стекла.

Гусь-Хрустальный , город Золотого кольца России, стоит на реке Гусь в 39 милях (63 км) от Владимира. Здесь находится всемирно известный Хрустальный завод.


Соборная площадь | Достопримечательности | Москва

Соборная площадь или Соборная площадь — это центральная площадь Московского Кремля, где сходились все его улицы в 15 веке.Своим названием площадь обязана трем стоящим перед ней соборам — Успенский собор , Собор Архангела Михаила и Благовещенский собор . Кроме них, здесь расположены Патриарший дворец , Храм Покрова Рождения и Храм Двенадцати Апостолов . Самым высоким сооружением на площади (а ранее во всей России) является колокольня Ивана Великого , которая также отделяет Соборную площадь от Ивановской.Соборная площадь известна как место торжественной коронации и похоронных шествий всех русских царей, патриархов и великих князей Московских. Даже сегодня площадь используется для церемонии инаугурации Президента России. Площадь также является местом ежедневной смены конной гвардии (впечатляющая имперская традиция, восстановленная в 21 веке).

Успенский собор. Дедушка всех кремлевских церквей, Успенский собор — самый старый и самый большой.Построенный в 1475 году итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти, здесь Иван Грозный был коронован императором в 1547 году, прежде чем стать конюшней для лошадей Наполеона в 1812 году. Их солдаты скрылись с люстрами, висящими над головой, некоторые из которых весили более 5 тонн. Казаки вернули их после того, как догнали легкомысленных французов. В 1918 году здесь проходила последняя пасхальная служба. Богослужения возобновлены в 1990 году.

Собор Архангела Михаила . Этот собор, относительный юноша на церковной сцене Кремля, был построен в 1505 году и хранит могилы русских правителей от Ивана I до царя Ивана V.Он также имеет больше ощущения итальянского возрождения с его коринфскими фронтонами и башнями и белой каменной кладкой.

Благовещенский собор. Этот величественный собор, где крестили и венчали российских царей, был построен псковскими архитекторами в 1482 году. Фрески внутри считаются одними из самых ценных в Москве, учитывая, что выдающиеся художники того времени, в том числе Андрей Рублев (также похоронен здесь) Над ними работали Феофан Грек и Прохор Городецкий.

Успенский собор. Дедушка всех кремлевских церквей, Успенский собор — самый старый и самый большой. Построенный в 1475 году итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти, здесь Иван Грозный был коронован императором в 1547 году, прежде чем стать конюшней для лошадей Наполеона в 1812 году. Их солдаты скрылись с люстрами, висящими над головой, некоторые из которых весили более 5 тонн. Казаки вернули их после того, как догнали легкомысленных французов.В 1918 году здесь проходила последняя пасхальная служба. Богослужения возобновлены в 1990 году.

Патриарший дворец. Это грандиозное средневековое здание, бывшее когда-то домом Московского Патриарха, теперь является музеем, где выставлены церковные сокровища православной церкви, а также различная драгоценная посуда, мебель, украшения и одежда, использовавшаяся при дворе средневековых царей. Также в здании часто проходят временные выставки.

Церковь Ризоположения. Получив свое название от древнего праздника, во время которого одеяния Богородицы переносятся из Палестины в Константинополь (ныне Стамбул), этот более скромный собор расположен в углу. Построенная в 1484 — 1485 годах псковскими художниками, в этой церкви примечательны витражи. Внутри помимо прекрасных икон можно найти и деревянные скульптуры 15 века.

Колокольня Ивана Великого. Впечатляющая 60-метровая башня была построена между 1505 и 1508 годами. Прилегающая колокольня была построена 15 лет спустя и вмещает около 20 колоколов.Однако самый большой колокол (и самый большой в мире) оказался слишком большим, чтобы оставаться на своем месте, и сидит в задней части башни с огромной трещиной. В последние годы на колокольне разместилась новая высокотехнологичная выставка, которая иллюстрирует историю изменения архитектурных стилей Кремля. Также теперь можно подняться на башню (это 137 ступенек, если быть точным), чтобы полюбоваться видом на центр Москвы и рассмотреть колокола крупным планом. Вы должны купить отдельный билет на экскурсию на Ивановскую колокольню в экскурсионном бюро до , когда вы войдете в Кремль, и вы сможете подняться на башню только в то время, которое указано в вашем билете.

Обнаружены старинные фрески: интервью с хранителем Успенского собора Московского Кремля

Успенский собор — архитектурное чудо. Вступление.

Пожалуй, для тех, кто побывал в Московском Кремле, посещение Успенского собора стало одним из главных событий. Успенский собор, основанный святым Петром Московским, был древней резиденцией московских митрополитов и патриархов.Здесь были коронованы великие князья Московии, а царем был провозглашен Иван Грозный (что фактически открыло дорогу его самодержавному правлению). Впоследствии здесь были коронованы все цари и императоры из династии Романовых, в том числе последний царь Николай II.

Освящение царя Михаила Федоровича. Миниатюра из «Книги избрания на престол Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича», Москва, 1672 — 1673 гг. @Wikimedia

Однако, что довольно удивительно, символ русской православной духовности и государственности, бывший дом иконы Владимирской Богородицы и драгоценными реликвиями из Иерусалима, был построен итальянским архитектором.Да, католик! Как свидетельствуют летописи, великий князь Иван III пригласил группу умелых итальянцев по совету своей второй жены, Зои Палеологи, племянницы последнего византийского императора (и бабушки Ивана Грозного).

Она была еще молодой девушкой, когда 29 мая 1453 года Константинополь был захвачен турками-османами, и Византийская империя прекратила свое существование. К счастью, отцом Зои был деспот или Морея, и турецкой армии потребовалось еще семь лет, чтобы захватить его владения.Он бежал со своей семьей на Корфу, а затем в Рим, где Папа признал его законным наследником Византийской империи. Итак, Зоя, хотя и была рождена византийской православной, выросла при папском дворе и находилась под опекой Папы Павла II, знала всех выдающихся итальянских художников, архитекторов, ученых и инженеров. Вероятно, достаточно сказать, что ее наставником был кардинал Виссарион (назначенный Папой первым титулярным латинским Патриархом Константинополя), известный ученый и Litterarum patronus, , который подарил Венеции драгоценный реликварий и, самое главное, его обширный собрание греческих рукописей, ставшее ядром Biblioteca Marciana .Его портрет, написанный Джентиле Беллини, можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне (см. Кардинал Виссарион с Реликварием Виссариона ). Платоник, он был среди ученых, которые положили начало эпохе Возрождения в Италии. Зоя, с ее любовью к книгам, образование которой было поручено кардиналу, должно быть, была чрезвычайно умной молодой леди. Поскольку Папа Павел II все еще лелеял надежды привлечь князя Московского в лоно католической церкви и убедить его бороться с турками-османами, Зою предложили в качестве предполагаемой невесты Ивану III после смерти его первой супруги Марии. Твери.По пути в Московию у Зои было обширное турне по Европе: она проехала через Сиену, Флоренцию, Болонью, Виченцу, Инсбрук и Нюрнберг, затем в Любек, провела 11 бурных дней, пересекла Балтийское море в Колывань (нынешний Таллинн) и оттуда направилась в Москву через Псков. Планы Папы не сбылись, так как Зоя крестилась в русскую православную веру по прибытии и взяла имя София. Однако она не забыла свою итальянскую жизнь: после того, как Успенский собор, построенный каменщиками Кривцовым и Мышкиным, рухнул за одну ночь в результате землетрясения, София призвала своего мужа пригласить известного инженера и архитектора Ридольфо Фиораванти, прозванного «Аристотель» за его знания и опыт. способность.

Фиораванти был чрезвычайно одаренным инженером и архитектором (некоторые даже говорят, что он был предшественником Леонардо), который работал над фасадом Палаццо дель Подеста в своей родной Болонье. Также известно, что он был придворным инженером Франческо Сфорца в Милане между 1458 и 1464 годами. Сохранилось его письмо, адресованное Галеаццо Мария Сфорца, где он цитирует Данте, описывая белые ночи на севере России — архитектор путешествовал туда, чтобы приобретите кречетов для Галеаццо. Судя по всему, кречетки сопровождали письмо Фиораванти из России к сыну его итальянского хозяина в Милан.

Письмо Аристотеля Фиораванти Галеаццо Мария Сфорца @Wikimedia

60-летнему Фиораванти предстояло построить православный собор, в котором проходили все важные царские церемонии и государственные мероприятия и который олицетворял единство русских земель. Он также должен был моделировать ее на Успенском соборе во Владимире. Работа Фиораванти была впечатляющим переворотом, сочетанием передовых технологий эпохи Возрождения и русской традиции домонгольской архитектуры. Интересно, что он построил не типичную русскую крестово-купольную церковь: внутреннее убранство Успенского собора напоминает готические зальные церкви. По этой причине собор обладал таким легким и воздушным интерьером. Однако Фиораванти начал с укрепления фундамента нового собора: он применил все методы сейсмостойкости, известные в Италии эпохи Возрождения. Будучи православной церковью, спроектированной и построенной католическим итальянским архитектором эпохи Возрождения и поддержанной византийской принцессой, собор выглядит поистине экуменическим по духу.Его строительство было завершено всего за четыре года — между 1475 и 1479 годами. Получившееся архитектурное чудо было высоко оценено русскими летописями за его «великолепие, возвышенность, воздушность, резонанс и простор», поскольку на Руси такой церкви никогда не существовало, за исключением церковь во владимирских землях ».

Однако даже такие гениальные шедевры время от времени нуждаются в реставрации. В настоящее время Музеями Московского Кремля началась масштабная реставрация Успенского собора при щедрой поддержке ОАО « Транснефть». Очистив фасады собора, реставраторы отремонтировали его купольную крышу и приступили к очистке внутренних фресок 1642 — 1643 годов. Хотя, как подтвердила директор музея Елена Гагарина, реставрационные работы продолжатся и в 2023 год, это не должно помешать вашим планам путешествия, поскольку собор снова откроется для посетителей, как только угроза COVID-19 исчезнет. Возможно, вы еще сможете проверить, как идут реставрационные работы.

Интервью с хранителем Успенского собора Алексеем Барковым.

Нам повезло и нам посчастливилось встретиться с Алексеем Барковым, хранителем Успенского собора.

Алексей Барков, хранитель Успенского собора Московского Кремля. @ Ирен Кукота

Наш интерес вызвал тот факт, что под его руководством реставрационная группа недавно обнаружила целый комплекс фресок начала 15 века — оригинальные росписи Успенского собора. Они были заказаны команде известного иконописца Дионисия около 1481 года, но очень немногие из них уцелели: большинство из них было перекрашено в 1640-х годах во время первой масштабной реставрационной кампании.Поскольку в России сохранилось очень мало произведений XV века, и еще меньше из них принадлежит Дионисию (наиболее известными являются его фрески в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре в Вологде), важность этого недавнего открытия не может быть завышена.

Ирина Кукота: Что такого особенного в архитектуре Успенского собора?

Алексей Барков: Во-первых, сама конструкция собора была необычной для традиционной русской архитектуры, требовавшей толстых стен и опор в верхней части. Обычно стены укреплялись дубовыми балками, чтобы не образовывались щели между стенами. Церковь Аристотеля Фиораванти не является крестово-купольной, в ней нет привычной иерархии внутренних пространств. То есть обычный собор — это жестко регламентированное пространство, где, как правило, больше всего места занимает центральный неф. По логике, пространства вокруг нефа все меньше и ниже. Фиораванти представил другой тип внутреннего пространственного устройства: он разделил интерьер на 12 равных частей, они абсолютно идентичны.Центральный неф под куполом традиционно был более просторным, так как центральный купол обычно строили все шире и больше, что позволяло оставлять дополнительное пространство в центре. В плане Фиораванти центральный купол такой же, как и остальные. Он также представил почти плоские крестообразные своды, что создавало впечатление открытого внутреннего пространства.

Фиораванти также решил полностью отказаться от дубовых балок, заменив их узкой шнуровкой из кованого железа. Это было очень новаторским для Европы и тем более для средневековой России.Такие способы строительства никогда не применялись на Руси. Поскольку Фиораванти был ведущим инженером своего времени (он переносил колокольни и целые здания с одного места на другое, строил водные каналы и т. Д.), Он стремился создать воздушный, легкий и почти невесомый интерьер. Судя по всему, на железную шнуровку и ее транспортировку из Европы пришлось 70% затрат на строительство собора. Также возможно, что во время реставрационных и строительных работ 17 века для прочности была добавлена ​​дополнительная железная шнуровка.Тогда это было с железом из Швеции — до конца 17 века все железо ввозилось в Россию. Ситуация начала меняться только с открытием рудных залежей под Тулой и основанием знаменитого завода. Интересно, что кованое железо под куполом имело антикоррозионное покрытие (красная железная охра), поэтому железная перевязка была очень прочной. Реставрационные работы стали необходимы в 17 веке, так как каркас здания продолжал двигаться (земля под фундаментом была болотистой и поэтому не очень устойчивой). Купольные своды, будучи тоньше других частей собора, нуждались в ремонте. Так, их усилили английский инженер Джон Таллер и русский каменщик Бажен Огурцов.

Интерьер Успенского собора @ Irene Kukota

Поскольку своды в центральном нефе были немного выше, группа реставраторов 17 века добавила усиленные арки, которые позже были расписаны 70 фигурами апостолов. Если представить себе интерьер собора без этих арок, можно составить представление о том, насколько невесомым и воздушным он выглядел в первую очередь после завершения.В 1481 году известный русский иконописец Дионисий и его команда были приглашены для росписи иконостаса и, возможно, алтаря. К 1515 году весь собор был покрыт фресками.

Ирен Кукота: Итак, как начались реставрационные работы?

Алексей Барков: В 2018 году своды собора остро нуждались в ремонте, и мы начали работы. Продолжая работать над сводами, мы подумали, а почему бы нам не провести некоторые работы и над фресками? Все пространство было разделено на 6 отдельных зон, поэтому реставрационные работы также проходят в 6 этапов, зона за зоной. Пока мы находимся на втором этапе, работаем над северной стеной собора. В этом проекте задействовано более 40 специалистов-реставраторов.

Строительные леса под крышей собора @ Музеи Московского Кремля

Ирен Кукота: Что именно случилось с куполом собора, что побудило вас начать новую серию реставрационных работ в 2018 году?

Алексей Барков: Как известно, в 60-е годы прошлого века был построен новый Государственный Кремлевский дворец, глубина его фундамента почти равна высоте здания.К сожалению, это серьезно повредило гидросистему Боровицкого холма и повлияло на систему циркуляции воды под фундаментом собора. Бывшая илистая почва высохла, что привело к гниению дубовых свай под фундаментом, и вместо нее начали образовываться пустоты. Собор начал наклоняться в сторону нового дворца. В 1970-е годы его фундамент укрепили бетоном и скрепили верхние стены. Поскольку собор был построен из пористого камня, проницаемого для воды, это вызвало новые проблемы. Несмотря на то, что система циркуляции воды работала нормально, вода не конденсировалась внутри здания. Однако после того, как он был поврежден, и фундамент и купол пришлось укрепить бетоном, вся влага, которая не могла испариться или погрузиться в почву, начала конденсироваться на верхней крыше, и потоки воды стекали по стенам и повреждали фрески. Это создавало большую угрозу собору сверху и снизу. Мы удалили эту опасную советскую изоляцию, позволили зданию снова дышать и добавили новые изоляционные материалы.С тех пор у нас не было утечек больше года.

Ирэн Кукота: А что случилось с фресками?

Алексей Барков: Помимо повреждений, вызванных скоплением влаги в верхних регистрах, фрески за последние 40 лет также стали очень пыльными и закопченными. Как видите, каменная стена неровная, и по мере старения фресок в штукатурке образуются трещины. Помимо удаления пыли и копоти, мы сохранили фрески, укрепив штукатурные и пигментные слои.

Ирэн Кукота: Вы упомянули ранее, что редкие фрески 15 века были сняты и перекрашены в 17 веке. Итак, что побудило вас надеяться вопреки надежде и искать более ранние уцелевшие фрагменты?

Алексей Барков: Первоначально не планировалось искать какие-то старые сохранившиеся фрагменты: собор пережил несколько волн реставраций с 1624 по 1642 год. Поскольку масштабные реставрационные работы проводились в 1970-х годах, никто не думал, что что-то могло уцелеть от 17 века.Идея возникла случайно: а что, если там что-то было? Так все и началось.

Во время чистки стен придела Похвальства Богородицы ( Похвальский придель ) фигура служанки в белом чепце была частично обнажена. Мы также провели некоторые работы в течение 2017 и 2018 годов. Постепенно стало ясно, что мощеные полы и перекрашенные северные и южные стены скрывают гораздо более ранние фрески Дионисия и его команды. Сама часовня была перестроена во время правления царя Алексея Михайловича (отца Петра Великого) и превращена в ризницу через 100 лет после написания первых фресок.

Ирэн Кукота: Итак, как они выжили?

Алексей Барков: Именно это еще предстоит выяснить. В 1642 году была приглашена целая команда иконописцев, чтобы сделать наброски фресок, задокументировать каждую фреску, укрепить старую штукатурку, подготовить новый слой штукатурки, а затем покрасить стены и воспроизвести скопированные композиции старых фресок. Почему иконописцы не последовали этой инструкции в этом приделе и в его алтаре, до сих пор остается загадкой.

Возможно, спешили, ведь художникам было дано всего несколько недель на изготовление копий фресок по всему собору. Во всяком случае, комплекс фресок в приделе Хвала Богородицы был немного отремонтирован, а затем перекрашен. С 1670-х годов фрески оставались скрытыми и нетронутыми под мощеными полами. Части композиции, которые еще оставались видимыми над плиточным полом, продолжали регулярно обновляться.

Ирэн Кукота: Так вот что побудило вас пойти на риск?

Алексей Барков: Да, в алтарной части придела Хвалы Пресвятой Богородицы были видны фрагменты росписи.Также были видны фрагменты надписи (были видны только кончики букв). Мы продолжали блуждать, что это за композиция, Поклонение волхвов или Собор Богородицы ? Когда мы удалили плитку и позже перекрасили, оказалось, что последняя. Удивительно, что композиция вообще сохранилась, потому что в XVII веке при реставрации арка рядом была сломана и фрески должны были быть при этом уничтожены, но их сохранили и лишь слегка перекрашивали.Пигменты по-прежнему яркие и почти не повреждены. Постепенно мы открыли сцену с Поклонение пастырей — часть цикла Собор Девы .

Недавно обнаруженный собор Богородицы в часовне Похвалы Пресвятой Богородицы Успенского собора @ Музеи Московского Кремля

Иллюстрирует Рождество. Стихера (праздничный гимн), поэтически воспевающая дары, которые вся вселенная принесла новорожденному Христу: небеса подарили Вифлеемскую звезду; ангелы — их пение; пастухи — изумление; пустыня — ясли; пока мы (т.е. человечество) — Богородица Богородица ». А на фреске прекрасно видны аллегорические фигуры (например, пустыня). Так что я безмерно рад, что решил рискнуть и раскрыть нижнюю часть композиции со всеми этими фигурами!

Напротив Собора Богородицы мы видим еще одну фреску Рождества Иоанна Предтечи (Крестителя) с изображением Святой Елизаветы, его матери и служанки с новорожденным Иоанном. Часть фрески до сих пор скрыта под мощеным полом.

Недавно обнаруженный собор Богородицы в часовне Похвалы Пресвятой Богородицы Успенского собора @ Музеи Московского Кремля

Итак, мы планируем по кирпичику убрать кладку, закрывающую фреску. В потолке вы можете увидеть композицию Хвала Богородице , в которой Богородица занимает центральное место. Похоже, над этими фресками работало три руки, три мастера (ведь в документах упоминается, что священник Тимофей, Ярец и Коня были другими иконописцами, работавшими вместе с Дионисием).Эти композиции впервые привлекли наше внимание в 2010-х годах. Все эти фрески датируются периодом между 1481 и 1513 — 1515 годами.

Ирэн Кукота: Собираетесь ли вы сохранить эти фрески, и если да, то как?

Алексей Барков: Пока мы над этим работаем. В советское время это было наше хранилище (здесь хранились все предметы, связанные с историей собора). Изначально мы думали защитить фрески защитным стеклом, но оно будет слишком тяжелым.Весьма вероятно, что это останется открытой, но охраняемой территорией: фрески будут доступны для посетителей, но привязаны тросом. Возможно, количество посетителей будет ограничено, так как это небольшое место, но фрески по-прежнему будут открыты для публики.

Ирэн Кукота: Очевидно, это будет важный шаг. Когда в последние годы произошло подобное крупное открытие в России? Как вы видите свою роль и свой личный вклад в это исследование?

Алексей Барков: Моим личным вкладом была моя опрометчивость.Что ж, без шуток, недавнее крупное открытие произошло всего несколько лет назад в Звенигороде в Успенском соборе, где были обнаружены фрески Андрея Рублева. К сожалению, их состояние было далеко не отличным, и они были довольно выцветшими, но это была значительная находка, так как в России осталось очень мало фресок 15 века.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *