Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Успенский собор кремля: Патриарший Успенский собор / Организации / Патриархия.ru

Успенский собор Московского Кремля открывает всё новые тайны

Реставрация

Пространство Успенского собора уже шестой год методично исследуется специалистами.

Фото: Музеи Московского Кремля

№100

Материал из газеты

Древние фрески собора в конце XIX века оказались скрыты под смонтированным в то время иконостасом. Сейчас реставраторы шаг за шагом исследуют росписи, о которых прежде имелись только смутные представления и косвенные свидетельства

Софья Багдасарова

20.04.2022

Во время реставрационных работ в Успенском соборе обнаружили еще несколько ранее неизвестных фресок, сообщает пресс-служба Музеев Московского Кремля. Находка была сделана в южной (правой) части главного иконостаса. После снятия икон там были открыты фрагменты стенописи, прежде недоступные для исследования и неведомые большинству специалистов. Хотя об их существовании было известно по письменным и графическим документам второй половины XIX века, смонтированный впоследствии иконостас скрыл всё.

Найденные сцены располагаются на западной грани южного алтарного столба, а также на стене старой соборной ризницы, находящейся в юго-восточной части храма за иконостасом. За иконами верхнего, праотеческого, яруса оказался небольшой по составу и очень редкий для древнерусского искусства цикл жития раскаявшейся блудницы преподобной Марии Египетской, в основе своей относящийся к 1643 году, периоду правления царя Михаила Романова. За иконами второго сверху яруса, пророческого, были открыты композиции, принадлежащие более раннему времени, XV или началу XVI века. Это часть композиции «Гостеприимство Авраама» и почти полностью сохранная сцена «Избиение младенцев в Вифлееме».

Успенский собор.

Фото: Ludvig14/Wikimedia Commons

Находка была ожидаемой: неисследованные росписи даже проступали из-под конструкций иконостаса. Однако добрались до них не сразу. Сначала, в 2020 году, были исследованы фрески, скрывавшиеся на северо-восточном (левом) столбе за иконостасом. Под иконами оказались скрыты нетронутые изображения святых, сцена с явлением Троицы Ветхозаветной коленопреклоненному Аврааму, на самом верху — медальон с изображением святого Антония Сийского, над ним — фигура архангела Гавриила из сцены Благовещения.

Тогда хранитель Успенского собора Алексей Барков рассказывал нашему изданию, что в музее уже предвкушают то, что увидят на втором столбе, когда до него дойдет очередь. Под Богоматерью на самом верху столба (напротив Гавриила) исследователи предполагали нечто, парное медальону с Антонием Сийским. Однако там оказался цикл с Марией Египетской и часть сцены «Происхождение Честных Древ».

Ученые задавались вопросом, что окажется напротив явления Троицы Ветхозаветной Аврааму под Мамврийским дубом, так как в системе росписи православного храма ему нет жесткого соответствия. В итоге оказалось, что это следующая по хронологии сцена, где Авраам устраивает для явившихся ангелов пиршество.

Реставрация фресок главного русского храма идет с 2017 года, ее планируют завершить в ближайшие годы. Работы ведутся при поддержке ПАО «Транснефть». Нынешний, третий этап реставрации монументальной живописи предполагает полный комплекс реставрационно-консервационных работ по фрескам южной части храма (южной стены, юго-восточного свода и юго-западной главы), а также раскрытие из-под записей древней живописи в дьяконнике собора.  

Подписаться на новости

Музеи Московского Кремля

УСПЕНСКИЙ СОБОР • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. Г. Барков

Успенский собор Московского Кремля. Картина А.Д. Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». 1886. Третьяковская галере…

УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р Мо­сков­ско­го Крем­ля, ка­фед­раль­ный со­бор РПЦ, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. Рас­по­ло­жен на Со­бор­ной пл. Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. Пер­вый в Мо­ск­ве ка­мен­ный храм на этом мес­те за­ло­жи­ли 4.8.1326 митр. всея Ру­си Пётр и вел. кн. Иван I Да­ни­ло­вич Ка­ли­та (в 1472 ра­зо­бран). У. с. по­стро­ил в 1475–79 итал. арх. Ари­сто­тель Фио­ра­ван­ти, со­че­тая тра­ди­ци­он­ные для др.-рус. иск-ва фор­мы (пя­ти­гла­вие, за­вер­ше­ние стен за­ко­ма­ра­ми, ар­ка­тур­но-ко­лон­ча­тый по­яс и др.) и ре­нес­санс­ные прин­ци­пы гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ной фор­мы и ра­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции про­стран­ст­ва. Внут­ри со­бор раз­де­лён 6 стол­па­ми (2 квад­рат­ных на вос­то­ке и 4 круг­лых в на­осе) на 12 рав­ных яче­ек, пе­ре­кры­тых кре­сто­вы­ми сво­да­ми. Сме­ще­ние ку­по­лов к ал­тар­ной час­ти и рав­ный диа­метр про­ёмов ба­ра­ба­нов под­чёр­ки­ва­ют сим­мет­рию ин­терь­е­ра. В ал­тар­ной час­ти уст­рое­ны 3 при­де­ла: Пе­тро­пав­лов­ский (с се­ве­ра), Дмит­ров­ский (с юга) и при­дел По­хва­лы Бо­го­мате­ри (на сво­де риз­ни­цы, под юго-вост. ку­по­лом). При воз­ве­де­нии со­бо­ра впер­вые в рус. ар­хи­тек­ту­ре ис­поль­зо­ва­ны ко­ва­ные ме­тал­лич. свя­зи.

В 1481 в на­пи­са­нии икон для центр. ико­но­ста­са (не сохр.) уча­ст­во­ва­ли жи­во­пис­цы Дио­ни­сий, поп Ти­мо­фей, Ярец и Ко­ня; воз­мож­но, им при­над­ле­жат ико­ны из со­б­ра­ния со­бо­ра (ми­тро­по­ли­тов Петра и Алек­сия, «О Те­бе ра­ду­ет­ся», Апо­ка­лип­сис, «Прп. Сер­гий Ра­до­неж­ский в жи­тии») и рос­пи­си на ал­тар­ной пре­гра­де, По­хваль­ском и Пе­тро­пав­лов­ском при­де­лах. В 1513–15 со­бор пол­но­стью рас­пи­сан.

В 1624 ар­хи­тек­то­ры Б. Огур­цов и Дж. Та­лер пе­ре­ло­жи­ли сво­ды со­бо­ра, под­ве­дя под них под­пруж­ные ар­ки и же­лез­ные свя­зи: в ре­зуль­та­те бы­ли ут­ра­че­ны рез­ные бе­ло­ка­мен­ные ка­пи­те­ли, ук­ра­шав­шие 4 круг­лые ко­лон­ны, и жи­во­пись нач. 16 в. В 1642–43 по ука­зу ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча рос­пись У. с. вы­пол­ни­ли бо­лее 150 жи­во­пис­цев из раз­ных рус. го­ро­дов под ру­ко­во­дством цар­ских изо­гра­фов Ива­на и Бо­ри­са Паи­сеи­ных, Си­до­ра По­спее­ва, Ба­же­на Са­ви­на, Мар­ка Мат­вее­ва и Сте­па­на Ев­фимь­е­ва. В 1653 по ука­зу пат­ри­ар­ха Ни­ко­на в со­бо­ре был уст­ро­ен 5-ярус­ный ико­но­стас, вклю­чаю­щий 69 икон. Икон­ное со­б­ра­ние У. с. фор­ми­ро­ва­лось с 1-й пол. 14 в. Наи­бо­лее древ­ние об­раза́: дву­сто­рон­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рия и Вмч. Ге­ор­гия (кон. 11 – нач. 12 вв.), Бо­го­ма­те­ри Уми­ле­ние (по­след­няя четв. 12 в.), «Спас Зла­тые вла­сы» (ок. 1200) и «Яв­ле­ние ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла Ии­су­су На­ви­ну» (кон. 12 в.). С кон. 15 в. до 1918 в со­бо­ре хра­ни­лась Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.

В У. с., глав­ном со­бо­ре РПЦ, вен­ча­ли на цар­ст­во и ко­ро­но­ва­ли рос. го­су­да­рей, из­би­ра­ли и по­став­ля­ли на пре­стол ми­тро­по­ли­тов и пат­ри­ар­хов, про­во­ди­ли цер­ков­ные со­бо­ры (напр., По­ме­ст­ный со­бор РПЦ 1917–18), слу­жи­ли мо­леб­ны пе­ред по­хо­да­ми и в честь по­бед рус. войск, ог­ла­ша­лись гос. ак­ты, важ­ней­шие из них хра­ни­лись на пре­сто­ле в глав­ном ал­та­ре. В мар­те 1918 за­крыт для дос­тупа и бо­го­слу­же­ний. В 1955 от­крыт как му­зей, с 1991 в со­ста­ве Гос. ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го за­по­вед­ни­ка «Мо­с­ков­ский Кремль» (см. Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля). С 1990 в хра­ме про­во­дят­ся бо­го­слу­же­ния.

В У. с. на­хо­дят­ся 19 за­хо­ро­не­ний ми­тро­по­ли­тов и пат­ри­ар­хов и гроб­ни­цы с мо­ща­ми моск. свя­ти­те­лей Пет­ра, Ио­ны, Фи­лип­па и Гер­мо­ге­на.

Успенский собор | кафедральный собор, Москва, Россия

В Москве: Московский Кремль

Успенский собор — старейший, построен из белого камня в 1475–79 гг. в итало-византийском стиле. Его чистые, простые и стройные линии и изящные арки венчают пять золотых куполов. Православные митрополиты и патриархи 14-18 веков…

Подробнее

Русская архитектура

  • В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия

    г. Эти храмы, Успенский собор и Михайло-Архангельский собор, во многом были созданы по образцу храмов Владимира. От итальянцев требовалось включить в новые соборы основные черты византийского планирования и дизайна; дело было только во внешнем убранстве…

    Подробнее

работы Дионисия

  • В Дионисия

    …Волоколамск — украшали стены Успенского собора, главного собора Кремля. В 1481 году Иван III, великий князь Московский, поручил Дионисию, который в то время возглавлял иконописную мастерскую, заняться иконостасом (ширмой, отделяющей алтарь от нефа в восточных храмах)…

    Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»seoTemplateName»:» СТРАНИЧНЫЙ ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:39519}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:39519,»title»:»Успенский собор» ,»url»:»https://www.

britannica.com/place/Cathedral-of-The-Успенский-собор-Москва-Россия»,»description»:»Москва: Московский Кремль: Успенский собор самая старая, построена из белого камня в 1475–79 гг.в итало-византийском стиле. Его чистые, простые и стройные линии и изящные арки венчают пять золотых куполов. Православные митрополиты и патриархи 14-18 веков…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Успенский собор»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Успенский собор: Москва : Московский Кремль: Успенский собор — древнейший, построен из белого камня в 1475–79 в итало-византийском стиле. Его чистые, простые и стройные линии и изящные арки венчают пять золотых куполов. Православные митрополиты и патриархи XIV-XVIII вв.:…»,»identifierHtml»:»собор, Москва, Россия»,»identifierText»:»собор, Москва, Россия»,»alternateTitles»:»Успенский собор, Успенский собор» ,»topicClass»:»место»,»topicKey»:»Успенский-собор-Москва-Россия»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»PLACE»,»templateId»:4 ,»topicType»:»INDEX»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/39519/»},»topicLink»:{«title»:»Успенский собор»,»url»:»https://www.
britannica.com/place/Cathedral-of-the-Успенский-собор-Москва- Россия»},»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:{«contributors»:null ,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»:{«contributors»:null ,»title»:»Успенский собор»,»lastModification»:null,»url»:»https://www.britannica.com/place/Собор Успения Пресвятой Богородицы-Москва-Россия»} ,»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»initialLoad»:true}

Портал Успенского собора (1479 г.), Московский Кремль (Фото Пазлы, В рамке,…) #19447682

Репродукция Репродукция портала Успенского собора (1479 г.), Московский Кремль, Москва, Россия

© Иван Вдовин / AWL Images Ltd — Все права защищены

Идентификатор носителя 19447682

1470s 15 век Ангел Ангелы Архангел Михаил Аристотель Фиораванти Искусство христианство Дверь дверной проем Успенский собор Восточная Европа фреска Значок Иконки Иван Вдовин Московский Кремль Настенная Живопись Православный Портал Россия Русский Успенский собор

A2 (42×59 см) Репродукция изобразительного искусства

Наши репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью лучше всего владеют оригинальными произведениями искусства. Они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.

Типовой общий размер продукта 42 см x 59,4 см

Приблизительный размер изображения (без кадрирования) 38,9 см x 59,4 см

Наши водяные знаки не появляются на готовой продукции

Наши репродукции для изобразительного искусства печатаются на 100% бескислотной бумаге с нейтральным PH с архивными свойствами . Этот метод печати используется музеями и художественными галереями для демонстрации фотографий и репродукций произведений искусства. Для общего обрамления мы рекомендуем вместо этого наши фотопечати. Студия Hahnemühle, сертифицированная для цифровой художественной печати, печатает на фотобумаге плотностью 308 г/м2, которая является самой популярной бумагой, которую фотографы выбирают для создания высококачественных художественных отпечатков. Размер относится к размеру используемой бумаги.

Код продукта dmcs_19447682_842_0

Полный ассортимент художественной печати

Наши стандартные фотопечати (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Пазлы
Пазлы — идеальный подарок по любому поводу

Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и вклейке — профессионально сделанные и готовые к развешиванию

Фотобумага для печати
Фотобумага на прочной бумаге 900 для ярких воспроизведений — идеально подходит для кадрирования

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое

Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления

4 8 Холст Картины на холсте придают цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую раму из деревянного ящика, готовый к подвешиванию

Художественная печать
Наши художественные репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью — это лучшее, что может быть после приобретения оригинальных произведений искусства, — они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *