Успенский собор Московского Кремля открывает всё новые тайны
Реставрация
Пространство Успенского собора уже шестой год методично исследуется специалистами.
Фото: Музеи Московского Кремля
№100
Материал из газеты
Древние фрески собора в конце XIX века оказались скрыты под смонтированным в то время иконостасом. Сейчас реставраторы шаг за шагом исследуют росписи, о которых прежде имелись только смутные представления и косвенные свидетельства
Софья Багдасарова
20.04.2022
Во время реставрационных работ в Успенском соборе обнаружили еще несколько ранее неизвестных фресок, сообщает пресс-служба Музеев Московского Кремля. Находка была сделана в южной (правой) части главного иконостаса. После снятия икон там были открыты фрагменты стенописи, прежде недоступные для исследования и неведомые большинству специалистов. Хотя об их существовании было известно по письменным и графическим документам второй половины XIX века, смонтированный впоследствии иконостас скрыл всё.
Найденные сцены располагаются на западной грани южного алтарного столба, а также на стене старой соборной ризницы, находящейся в юго-восточной части храма за иконостасом. За иконами верхнего, праотеческого, яруса оказался небольшой по составу и очень редкий для древнерусского искусства цикл жития раскаявшейся блудницы преподобной Марии Египетской, в основе своей относящийся к 1643 году, периоду правления царя Михаила Романова. За иконами второго сверху яруса, пророческого, были открыты композиции, принадлежащие более раннему времени, XV или началу XVI века. Это часть композиции «Гостеприимство Авраама» и почти полностью сохранная сцена «Избиение младенцев в Вифлееме».
Успенский собор.
Фото: Ludvig14/Wikimedia Commons
Находка была ожидаемой: неисследованные росписи даже проступали из-под конструкций иконостаса. Однако добрались до них не сразу. Сначала, в 2020 году, были исследованы фрески, скрывавшиеся на северо-восточном (левом) столбе за иконостасом. Под иконами оказались скрыты нетронутые изображения святых, сцена с явлением Троицы Ветхозаветной коленопреклоненному Аврааму, на самом верху — медальон с изображением святого Антония Сийского, над ним — фигура архангела Гавриила из сцены Благовещения.
Тогда хранитель Успенского собора Алексей Барков рассказывал нашему изданию, что в музее уже предвкушают то, что увидят на втором столбе, когда до него дойдет очередь. Под Богоматерью на самом верху столба (напротив Гавриила) исследователи предполагали нечто, парное медальону с Антонием Сийским. Однако там оказался цикл с Марией Египетской и часть сцены «Происхождение Честных Древ».
Ученые задавались вопросом, что окажется напротив явления Троицы Ветхозаветной Аврааму под Мамврийским дубом, так как в системе росписи православного храма ему нет жесткого соответствия. В итоге оказалось, что это следующая по хронологии сцена, где Авраам устраивает для явившихся ангелов пиршество.
Реставрация фресок главного русского храма идет с 2017 года, ее планируют завершить в ближайшие годы. Работы ведутся при поддержке ПАО «Транснефть». Нынешний, третий этап реставрации монументальной живописи предполагает полный комплекс реставрационно-консервационных работ по фрескам южной части храма (южной стены, юго-восточного свода и юго-западной главы), а также раскрытие из-под записей древней живописи в дьяконнике собора.
Подписаться на новости
Музеи Московского Кремля
УСПЕНСКИЙ СОБОР • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. Г. Барков
Успенский собор Московского Кремля. Картина А.Д. Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». 1886. Третьяковская галере…
УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р Московского Кремля, кафедральный собор РПЦ, памятник архитектуры. Расположен на Соборной пл. Московского Кремля. Первый в Москве каменный храм на этом месте заложили 4.8.1326 митр. всея Руси Пётр и вел. кн. Иван I Данилович Калита (в 1472 разобран). У. с. построил в 1475–79 итал. арх. Аристотель Фиораванти, сочетая традиционные для др.-рус. иск-ва формы (пятиглавие, завершение стен закомарами, аркатурно-колончатый пояс и др.) и ренессансные принципы геометрически правильной формы и рациональной организации пространства. Внутри собор разделён 6 столпами (2 квадратных на востоке и 4 круглых в наосе) на 12 равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Смещение куполов к алтарной части и равный диаметр проёмов барабанов подчёркивают симметрию интерьера. В алтарной части устроены 3 придела: Петропавловский (с севера), Дмитровский (с юга) и придел Похвалы Богоматери (на своде ризницы, под юго-вост. куполом). При возведении собора впервые в рус. архитектуре использованы кованые металлич. связи.
В 1481 в написании икон для центр. иконостаса (не сохр.) участвовали живописцы Дионисий, поп Тимофей, Ярец и Коня; возможно, им принадлежат иконы из собрания собора (митрополитов Петра и Алексия, «О Тебе радуется», Апокалипсис, «Прп. Сергий Радонежский в житии») и росписи на алтарной преграде, Похвальском и Петропавловском приделах. В 1513–15 собор полностью расписан.
В 1624 архитекторы Б. Огурцов и Дж. Талер переложили своды собора, подведя под них подпружные арки и железные связи: в результате были утрачены резные белокаменные капители, украшавшие 4 круглые колонны, и живопись нач. 16 в. В 1642–43 по указу царя Михаила Фёдоровича роспись У. с. выполнили более 150 живописцев из разных рус. городов под руководством царских изографов Ивана и Бориса Паисеиных, Сидора Поспеева, Бажена Савина, Марка Матвеева и Степана Евфимьева. В 1653 по указу патриарха Никона в соборе был устроен 5-ярусный иконостас, включающий 69 икон. Иконное собрание У. с. формировалось с 1-й пол. 14 в. Наиболее древние образа́: двусторонняя икона Богоматери Одигитрия и Вмч. Георгия (кон. 11 – нач. 12 вв.), Богоматери Умиление (последняя четв. 12 в.), «Спас Златые власы» (ок. 1200) и «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (кон. 12 в.). С кон. 15 в. до 1918 в соборе хранилась Владимирская икона Божией Матери.
В У. с., главном соборе РПЦ, венчали на царство и короновали рос. государей, избирали и поставляли на престол митрополитов и патриархов, проводили церковные соборы (напр., Поместный собор РПЦ 1917–18), служили молебны перед походами и в честь побед рус. войск, оглашались гос. акты, важнейшие из них хранились на престоле в главном алтаре. В марте 1918 закрыт для доступа и богослужений. В 1955 открыт как музей, с 1991 в составе Гос. историко-культурного заповедника «Московский Кремль» (см. Музеи Московского Кремля). С 1990 в храме проводятся богослужения.
В У. с. находятся 19 захоронений митрополитов и патриархов и гробницы с мощами моск. святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.
Успенский собор | кафедральный собор, Москва, Россия
В Москве: Московский Кремль
Успенский собор — старейший, построен из белого камня в 1475–79 гг. в итало-византийском стиле. Его чистые, простые и стройные линии и изящные арки венчают пять золотых куполов. Православные митрополиты и патриархи 14-18 веков…
Подробнее
Русская архитектура
- В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия
г. Эти храмы, Успенский собор и Михайло-Архангельский собор, во многом были созданы по образцу храмов Владимира. От итальянцев требовалось включить в новые соборы основные черты византийского планирования и дизайна; дело было только во внешнем убранстве…
Подробнее
работы Дионисия
- В Дионисия
…Волоколамск — украшали стены Успенского собора, главного собора Кремля. В 1481 году Иван III, великий князь Московский, поручил Дионисию, который в то время возглавлял иконописную мастерскую, заняться иконостасом (ширмой, отделяющей алтарь от нефа в восточных храмах)…
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»seoTemplateName»:» СТРАНИЧНЫЙ ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:39519}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:39519,»title»:»Успенский собор» ,»url»:»https://www.
Портал Успенского собора (1479 г.), Московский Кремль (Фото Пазлы, В рамке,…) #19447682
Репродукция Репродукция портала Успенского собора (1479 г.), Московский Кремль, Москва, Россия
© Иван Вдовин / AWL Images Ltd — Все права защищены
Идентификатор носителя 19447682
1470s 15 век Ангел Ангелы Архангел Михаил Аристотель Фиораванти Искусство христианство Дверь дверной проем Успенский собор Восточная Европа фреска Значок Иконки Иван Вдовин Московский Кремль Настенная Живопись Православный Портал Россия Русский Успенский собор
A2 (42×59 см) Репродукция изобразительного искусства
Наши репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью лучше всего владеют оригинальными произведениями искусства. Они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.
Типовой общий размер продукта 42 см x 59,4 см
Приблизительный размер изображения (без кадрирования) 38,9 см x 59,4 см
Наши водяные знаки не появляются на готовой продукции
Наши репродукции для изобразительного искусства печатаются на 100% бескислотной бумаге с нейтральным PH с архивными свойствами . Этот метод печати используется музеями и художественными галереями для демонстрации фотографий и репродукций произведений искусства. Для общего обрамления мы рекомендуем вместо этого наши фотопечати. Студия Hahnemühle, сертифицированная для цифровой художественной печати, печатает на фотобумаге плотностью 308 г/м2, которая является самой популярной бумагой, которую фотографы выбирают для создания высококачественных художественных отпечатков. Размер относится к размеру используемой бумаги.
Код продукта dmcs_19447682_842_0
Полный ассортимент художественной печати
Наши стандартные фотопечати (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.
Пазлы
Пазлы — идеальный подарок по любому поводу
Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и вклейке — профессионально сделанные и готовые к развешиванию
Фотобумага для печати
Фотобумага на прочной бумаге 900 для ярких воспроизведений — идеально подходит для кадрирования
Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое
Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления
4 8 Холст Картины на холсте придают цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую раму из деревянного ящика, готовый к подвешиванию
Художественная печать
Наши художественные репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью — это лучшее, что может быть после приобретения оригинальных произведений искусства, — они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.
Ваш комментарий будет первым