Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Успенский собор кремля в москве: Патриарший Успенский собор / Организации / Патриархия.ru

Содержание

Успенский собор, Москва: лучшие советы перед посещением

4.5

432 отзыва

Отлично

Очень хорошо

Неплохо

Ужасно

Евгений Б

Москва, Россия5 050 публикаций

Успенский собор

апр. 2020 г.

кафедральный старейший собор Кремля — знаковый храм в Истории России, при этом довольно скромный снаружи. Обязательно стоит изучить при посещении комплекса.

Опубликовано 31 марта 2021 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


𝓝𝓪𝓽𝔂 ® 👑

Москва, Россия101 282 публикации

Успенский собор

авг. 2020 г. • Для двоих

Один из красивейших храмов Москвы. Самые красивые фрески, которыми можно любоваться часами. Именно с этим храмом тесна связана история русских царей.

Опубликовано 26 марта 2021 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Andrey Nikonov

Коломна, Россия9 383 публикации

Успенский собор Московского Кремля

сент. 2020 г.

Важное место занимает храм в истории страны. На протяжении шести столетий являлся государственным и религиозным центром России. Здесь венчали на царство, короновали императоров, возводили в сан глав Русской православной церкви. Великолепна архитектура храма. Поражает замечательный интерьер собора.

Опубликовано 24 сентября 2020 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Marina

Санкт-Петербург, Россия56 740 публикаций

Дом Пресвятой Богородицы!

дек. 2019 г.

Соборная площадь. Первый Успенский собор в Москве был заложен 1326 году и освящён в 1327 году при Иване Калите. Второй был заложен в 1471 году. Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но после землетрясения в 1474 году его разобрали. Третий и последний Успенский собор возводили с 1475 по 1479 годы по проекту архитектора Аристотеля Фьораванти. Успенский собор являлся усыпальницей российских митрополитов и патриархов, в нём венчали на царство русских государей.

Опубликовано 9 февраля 2020 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


ipmamykin

Минск, Беларусь58 публикаций

Красиво

янв. 2020 г.

Не устаю рекомендовать купить билеты on-line, не придется стоять в очереди, и вход по ним отдельно, под лестницей, правее от основной очереди. Заранее ознакомитесь с режимом работы. Зимой, например, в 17-00 Вас просто выгоняют вначале из самих соборов и музеев, а когда выходите на улицу, сплошной цепью военные гонят Вас к выходу. При входе в собор возьмите буклет с описанием истории собора и экспонатов (после контроля билетов, справа на стойке). Выделите на каждый собор не менее 20-30 минут, чтобы все рассмотреть.

Опубликовано 20 января 2020 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


geran

70 публикаций

Древнейший храм Кремля

нояб. 2019 г.

Образцом для Успенского собора стал древний владимирский собор.Пять золочёных куполов как шлемы русских воинов.Главный вход в храм охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель.Храм построен в 15 веке, а прекрасные фрески в 17. В алтарной части выполнены Дионисием чудесные «Поклонение волхвов», «Рождество Иоанна Предтечи». Дионисием написана икона»Митрополит Пётр в житии». В Успенском соборе» Мономахов трон» и много интересных памятников древнерусского прикладного искусства.

Опубликовано 20 ноября 2019 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


bycho2016

Москва, Россия79 публикаций

Храм истории и культуры

янв. 2019 г.

В главный православный собор России всегда захожу с восхищением от мастерства русских иконописцев, резчиков по дереву. Да и вся атмосфера храма замечательная, как мне кажется, для человека любого вероисповедания или атеиста.

Опубликовано 17 ноября 2019 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


panas2009

Москва, Россия724 публикации

Цари короновались здесь

июль 2019 г.

Посещая Кремль, всегда приятно прикоснуться к истории! Русские цари короновались именно здесь, внутри уже разумеется музей, жалко, что нельзя фотографировать, на память сделать бы несколько памятных кадров! Мне очень нравится посещать Кремль. Если ты человек искусства, то непременно в Москве его обязательно надо посетить!

Опубликовано 6 августа 2019 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Maria Moskvina

31 публикация

«Просто шедевр!»

май 2019 г. • Для двоих

Успенский собор-это белокаменное чудо, с золотыми куполами. Построен в конце 15 века. Денег на благоустройство Кремля не жалели. Если лучшие мастера итальянцы-их и приглашали. Ведь 3-й Рим отстраивали. И был построен архитектурный шедевр, со строгим и чёткими пропорциями. Внутри собор выглядит большим, высоким залом., где много пространства и света. В соборе есть 2 очень старинные иконы 11 и 12 веков (домонгольского периода). Под плитами собора захоронены патриархи. До 1917 г. Собор был главным храмом страны. В нем проходили венчания на царство, впоследствие, коронации императоров и императриц ( Екатерины Первой, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Второй).В настоящее время, изредка, проходят церковные службы.

Опубликовано 22 июля 2019 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Violetta Z

Минск, Беларусь58 публикаций

Величественно и трогательно

апр. 2019 г.

Хотите ощутить, что такое «русский дух»? Вам, безусловно, сюда. Входит в архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля. Единый билет на посещение музеев Соборной площади Московского Кремля.

Опубликовано 26 мая 2019 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Показаны результаты 1–10 из 145

Успенский собор: часто задаваемые вопросы


Успенский собор: отели поблизости

  • (0.04 км) Хостел Тихий Час
  • (0.52 км) Four Seasons Hotel Moscow
  • (0. 47 км) МИРРОС Отель Москва Кремль
  • (0.64 км) Отель Балчуг Кемпински Москва
  • (0.74 км) Гостиница Метрополь Москва

Успенский собор: показать все отели поблизости на Tripadvisor


Успенский собор: рестораны поблизости

  • (0.21 км) Кафе Му-Mу
  • (0.33 км) Кофе Хауз
  • (0.21 км) Кофе Хауз
  • (0.33 км) Bosco Cafe
  • (0.34 км) Боско Мишка бар

Успенский собор: показать все рестораны поблизости на Tripadvisor


Успенский собор Московского Кремля

Традиция возведения Успенских храмов на Руси началась еще в древнем Киеве: тогда наряду с храмом Святой Софии был построен и первый в новообращенной стране Успенский собор, в Киево-Печерском монастыре.

По преданию, Сама Пресвятая Богородица прислала из Константинополя зодчих, дала им золото на строительство и пообещала прийти и жить в новоустроенном храме. Стольному Киеву стали подражать другие русские города. Успенские соборы появились во Владимире, Ростове, Смоленске и других княжеских центрах.

В Москве до правления Ивана Калиты главным храмом был Дмитровский собор, посвященный святому воину Димитрию Солунскому, покровителю защитников Отечества и небесному патрону владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Возможно, этот храм был репликой Дмитровского собора в стольном Владимире, хотя эту версию разделяют не все ученые.

В начале XIV века русские митрополиты предпочитали проживать уже не в Киеве, а во Владимире. Однако владимирский князь невзлюбил тогдашнего митрополита – святителя Петра. С князем же московским Иваном Калитой у святителя, напротив, сложились добрые отношения. И когда митрополит Петр приехал в Москву на похороны старшего брата Ивана Калиты, убитого в Орде, князь пригласил его остаться в Москве навсегда. Святитель принял приглашение в 1325 году. А его преемники уже сразу приезжали на жительство в Москву, которая таким образом и стала de facto церковной столицей Руси.

Митрополит Петр тогда же уговорил московского князя построить Успенский собор по образцу владимирского, желая, чтобы главным храмом Москвы стал собор, посвященный Богоматери. В августе 1326 года святитель заложил в Кремле Успенский собор. Тогда это был скромный одноглавый храм, но с ним Москва предстала наследницей древнего Владимира. На следующий год после закладки собора Иван Калита получил от монгольского хана ярлык на великое княжение, и Москва стала русской столицей.

Московский Успенский собор продолжил традицию первых русских Софийных храмов, что стояли в Киеве, Новгороде и Полоцке, которые уже осмыслялись в связи с Пресвятой Богородицей. Согласно богословскому учению о Святой Софии – Премудрости Божией (в переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость»), Бог, сотворяя человека, уже знал о его предстоящем грехопадении. По Божественному замыслу в мир для совершения искупительной жертвы должен был прийти Христос, Спаситель рода человеческого, воплощенный Логос – Слово Божие. Пресвятая Богородица – Мать Христа, а следовательно, и Мать всей Церкви – мистического тела Христова. В праздник Успения Пресвятой Богородицы чествуется начало Ее прославления как Царицы Небесной, когда Божественный замысел о спасении человека совершается полностью.

Византийская традиция отождествляла Софию не с Богоматерью, а с Самим Иисусом Христом. И Софийский собор в Константинополе был посвящен Христу. Поскольку главный христианский храм и прообраз всех христианских храмов – храм Воскресения Господня в Иерусалиме был воздвигнут на месте исторических событий земной жизни Спасителя, его нельзя было повторить. Оттого обращались к богословскому истолкованию. Так в VI веке появился первый в мире храм Святой Софии в Константинополе как символ иерусалимского храма Воскресения Господня.

В России сложилась иная, Богородичная, трактовка Святой Софии. Если византийская традиция отождествляла Святую Софию с Логосом-Христом, то в России образ Софии начал восприниматься в связи с Богоматерью, через Которую осуществился Божественный замысел о Спасителе.

На Руси существовало два престольных праздника Святой Софии: в Киеве – 15/28 августа, в праздник Успения Богоматери, а в Новгороде – 8/21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда чествуют явление в мир Той, Которая со временем стала Матерью Иисуса Христа. Празднование же Святой Софии в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная и как Заступница рода человеческого перед небесным престолом Ее Божественного Сына.

Строительство собственно Софийных храмов было характерно только для раннего периода древнерусского зодчества X–XIII столетий. Стольные грады Киев и Новгород подражали в этом Византии. А затем укоренилась традиция строительства соборов, посвященных Пресвятой Богородицы как русскому образу Святой Софии.

Так Успенский собор в Кремле стал московской Софией. В то же время он был богословским и градостроительным символом Софии константинопольской, переосмысленным в русской традиции, поскольку Москва – Третий Рим – ориентировалась и на символику Второго Рима.

Москва осознавала себя домом Пречистой Богоматери с главным чертогом Ее – Успенским собором.

4 августа 1327 года Успенский собор был освящен, но святитель Петр не дожил до этого торжества. Он был похоронен в новоустроенном соборе, где еще при жизни своими руками вытесал себе гроб.

В 1329 году его преемник митрополит Феогност устроил в Успенском соборе придел в честь Поклонения честным веригам апостола Петра – по тезоименитству почившего святителя. В 1459 году святитель Иона устроил в Успенском соборе придел в честь Похвалы Богородицы – в благодарность за победу над татарским ханом Седи-Ахматом. Так у главного храма России появился престол в честь праздника, с которого началась история Москвы, ибо легендарная встреча князей-союзников Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича 4 апреля 1147 года состоялась в канун праздника Похвалы. А в память прежнего соборного храма Москвы в Успенском соборе освятили Дмитровский придел. (Все эти приделы были перенесены в новый храм, построенный Аристотелем Фиораванти.

)

До конца XIV века главной святыней Успенского собора была Петровская икона Богоматери, написанная самим святителем Петром (ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее). А в 1395 году в Успенский собор была перенесена Владимирская икона Божией Матери, спасшая Москву от Тамерлана и ставшая на века главной святыней Русского государства.

В 1453 году пал Константинополь, и Москва стала исторической и духовной наследницей Византии. Близилось к концу татаро-монгольское иго. Иван III, объединив под властью Москвы удельные русские княжества в единое государство, решил возвести новый Успенский собор по образцу владимирского, что должно было символизировать победу Москвы.

Поначалу никто не собирался обращаться к итальянским мастерам. Строить собор предложили архитектору Василию Ермолину, первому русскому зодчему, чье имя сохранила история. Но тот отказался из-за «обидного» условия – работать вместе с другим мастером, Иваном Головой-Ховриным, и работы поручили псковским архитекторам Кривцову и Мышкину, поскольку Псков наименее пострадал от ордынского ига и в нем сохранялись опытные мастера.

Пока возводили новый храм, рядом с ним поставили деревянную церквушку, чтобы не прекращать богослужений. Именно в ней 12 ноября 1472 года Иван III обвенчался с византийской царевной Софьей Палеолог.

Вскоре после этой свадьбы грянула катастрофа: в мае 1474 года почти возведенный Успенский собор рухнул. По совету жены, проживавшей до свадьбы в Италии, Иван III отправил туда своего посла Семена Толбузина с поручением подыскать знающего мастера, ибо итальянцы были лучшими в Европе строителями. Толбузин пригласил Аристотеля Фиораванти.

Уроженец Болонии, он, как говорили, получил свое прозвище за мудрость и искусность. Он умел передвигать здания, выпрямлять колокольни, и его считали архитектором, «равного которому нет во всем мире», что не помешало обвинить его (как оказалось, напрасно) в сбыте фальшивых монет. Обиженный на соотечественников, Фиораванти согласился на предложение русского посла ехать в Московию. Есть версия, что архитектор сразу предложил московскому князю уже составленный проект Успенского собора, но по настоянию митрополита все же отправился во Владимир изучать русские образцы. Ему поставили условия – создать собор исключительно в русских храмовых традициях и с применением самой передовой технологии, а главное, решить задачу, с которой не справились псковские мастера – в несколько раз увеличить внутреннее пространство Успенского собора по сравнению с прежним храмом времен Ивана Калиты.

Новый Успенский собор был заложен в 1475 году. По легенде, под ним архитектор устроил глубокий склеп, куда сложили знаменитую либерию, привезенную в Москву Софьей Палеолог (она войдет в историю как библиотека Ивана Грозного).

Три храмовых придела расположились в алтарной части, сохранив свои посвящения (лишь при Петре I Петроверигский придел был переосвящен во имя апостолов Петра и Павла). В Дмитровском приделе русские цари переоблачались во время венчания на престол. А в приделе Похвалы Богородицы избирали русских митрополитов и патриархов. Во второй половине XVII века Похвальский придел перенесли на самый верх, в юго-восточную главу Успенского собора, провели к нему винтовую лестницу из алтаря и служили там только на престольный праздник.

Торжественное освящение Успенского собора состоялось в августе 1479 года. На следующий год Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Эта эпоха отчасти отразилась в архитектуре Успенского собора, который стал символом Третьего Рима. Его пять мощных глав, символизирующих Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, примечательны своей шлемовидной формой. Маковица, то есть верхушка храмовой главы, символизирует пламя – горящую свечу и огненные небесные силы. В период татарского ига маковица становится похожей на воинский шлем. Это лишь несколько иной образ огня, поскольку русские воины почитали своими покровителями воинство небесное – ангельские силы под предводительством архистратига Михаила. Шлем воина, на котором часто помещался образ архистратига Михаила, и шлем-маковица русского храма сливались в единый образ.

В древности на православных храмах устанавливали греческие четырехконечные кресты: соединение четырех концов в едином центре символизировало, что высота, глубина, долгота и широта мира содержатся Божией силой.

Затем появился русский восьмиконечный крест, имевший прообразом Крест Господень. По легенде, первый восьмиконечный крест Иван Грозный водрузил на центральной главе Успенского собора. С тех пор этот вид креста был принят Церковью повсеместно для установления на храмовых главах.

Идея Софии запечатлена в росписи восточного фасада, обращенного к звоннице, с фресками в нишах. На центральном месте изображена Новозаветная Троица, а в правой нише – Святая София в виде восседающего на престоле огненного Ангела с царскими регалиями и свитком.

По версии современного исследователя кремлевских храмов И.Л. Бусевой-Давыдовой, так собирательно представлен образ Премудрости Божией: огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток – Божественные тайны. Семь столпов трона иллюстрируют строфу из Священного Писания: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов семь» (Притч. 9: 1).

По сторонам Софии изображены крылатые Богоматерь и Иоанн Предтеча, их крылья символизируют непорочность и ангельское житие. Вопреки канонической традиции, в Успенском соборе главенствует южный фасад, обращенный к Соборной площади, тоже прославляющий Святую Софию. Над его вратами – огромный Владимирской образ Божией Матери – в честь Владимирской иконы, пребывавшей в стенах собора.

В южном портале собора установлены знаменитые Корсунские врата. Существовало предание, что их привез из Корсуни (Севастополя) святой князь Владимир. На самом же деле врата изготовлены в XVI веке, а сюжеты, вытисненные на них, посвящены рождению в мир Спасителя как воплощению Божественной Премудрости. Оттого среди изображенных персонажей – Богоматерь, библейские пророки, древние сивиллы и языческие мудрецы, предсказывавшие Рождество Спасителя от Девы. Врата осеняет Спас Нерукотворный, почитаемый защитником города.

Южный портал был царским входом в Успенский собор, он назывался «красными дверями». После коронации государей традиционно осыпали здесь золотыми монетами – в знак пожелания благополучия и богатства его державе. Западный же фасад служил для торжественных шествий при коронациях и крестных ходах. Прежде его осенял образ Успения Богоматери в соответствии с храмовым посвящением. А врата северного фасада, обращенного к патриаршим палатам, служили входом для высшего духовенства, поскольку он был ближайшим к митрополичьему двору. В северо-западном углу – небольшой белокаменный крест: так отмечено место внутри собора, где захоронен святитель Иона – первый русский митрополит, поставленный в Москве собором русских епископов без Константинопольского патриарха.

Интерьер собора вторит общей идее. Первая роспись была исполнена, как только подсохли стены, в 1481 году великим иконописцем Дионисием. Она была столь красивой, что, когда государь с митрополитом и боярами осматривали собор, они воскликнули «Мы видим небеса!». Однако собор долго не имел отопления, резкие перемены температуры вредили росписи, и в 1642 его расписали заново: считается, что старые фрески были переведены на бумагу, и по ним роспись была создана заново. Интересно, что вместе с боярином Репниным работами руководил стольник Григорий Гаврилович Пушкин, предок поэта. Роспись собора отчасти запечатлела свою эпоху. В юго-западном куполе изображен Бог Саваоф в восьмиконечном нимбе, при этом видны только семь концов нимба. Ведь земная история человечества продлится семь условных тысячелетий от сотворения мира. Тысячелетие символически отождествлялось с «веком». И семь видимых концов означают, что Бог есть повелитель всех «семи веков» земной истории, а невидимый восьмой конец символизирует «восьмой век» – «жизнь будущего века» в вечном Царствии Божием. Эта тема была очень важной на Руси в конце XV века, когда ожидалось истечение роковой седьмой тысячи лет и конец света в 1492 году.

Большую часть южной и северной стен занимают Богородичные циклы – изображения, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы и образы на тему акафиста Богоматери, где Царица Небесная прославляется как Заступница рода человеческого. В нижнем ярусе стен изображены семь Вселенских соборов. Западная стена канонически отдана образу Страшного суда, причем в виде грешников изображены и иноземцы-еретики в европейских костюмах с белыми круглыми воротничками.

Успенский собор был символом единства Руси, сплоченной вокруг стольной Москвы. В местном чине иконостаса стояли иконы, привезенные из удельных княжеств, и наиболее почитаемые образа.

Тот иконостас, что сейчас находится в соборе, был создан в 1653 году по велению патриарха Никона и запечатлел в себе новшества его эпохи. На самом почетном месте, справа от царских врат, где всегда находится образ Господа Иисуса Христа – древняя икона «Спас Златая риза», известная также как «Спас императора Мануила». Возможно, еще Иван III взял его из новгородского храма Святой Софии, но более вероятно, что икону в Москву привез Иван Грозный после похода на Новгород в 1570 году. Название «Златая риза» произошло от огромного позолоченного оклада, который прежде покрывал образ Спасителя. В XVII веке царский мастер Кирилл Уланов, реставрируя образ, тщательно расписал золотом одеяние Христа, пытаясь восстановить древнюю иконографию. По преданию, этот образ написал византийский император Мануил. Спаситель был изображен согласно канону – благословляющим, с воздетой правой рукой. Но однажды император обрушил свой гнев на священника. И тогда во сне ему явился Господь, указующий перстами вниз, в назидание о смирении гордыни. Проснувшись, потрясенный император увидел, что Спаситель на его иконе действительно опустил вниз правую руку. Потом император будто бы подарил образ новгородцам. Патриарх Никон намеренно поместил именно эту икону на самое почетное место, чтобы утвердить свое учение о превосходстве духовной власти над светской.

Храмовый образ Успения написан Дионисием, хотя раньше его авторство приписывали святителю Петру. Это иконографический тип «облачного Успения»: здесь апостолы изображены чудесным образом переносимыми на облаках к одру Пресвятой Богородицы, когда Она пожелала всех их видеть перед отшествием из мира. За южной дверью – икона «Предста Царица», тоже вывезенная из Новгорода. По преданию, ее написал Алипий, первый известный русский иконописец, инок Киево-Печерского монастыря. Господь изображен в облачении священника, в то же время напоминающем одеяния императора, что символизирует слияние во Христе духовной и светской власти и симфонию Церкви и государства. Над крайней правой дверью, ведущей в Похвальский придел, – знаменитый «Спас Ярое око», написанный греческим художником в 1340-х годах еще для старого Успенского собора времен Ивана Калиты.

Образ слева от царских врат – второе почетное место в иконостасе, где традиционно ставится образ Богоматери. Именно здесь с 1395 года и до Октябрьской революции стояла чудотворная Владимирская икона Богоматери, которая всегда сама избирала себе место пребывания. В страшном московском пожаре 1547 года лишь Успенский собор, в котором пребывала святыня, остался невредимым. Митрополит Макарий, отслужив, задыхаясь в дыму, молебен, хотел было вынести икону из огня, но ее не смогли сдвинуть с места. Ныне она находится в замосквореченском храме Николая Чудотворца в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи, а в Успенском соборе ее место занял список (копия), исполненный учеником Дионисия в 1514 году. Над северными дверями иконостаса – еще один образ Успения Богоматери, написанный, по одному преданию, на доске от купели, где крестили Пресвятую Богородицу, а по другому – на доске от гроба святителя Алексия Московского. От времени доска рассохлась и выгнулась, оттого икона называется «Согбенная».

Ведущий в иконостасе ряд – деисусный чин. Здесь предстоящими Господу, согласно традиции, введенной патриархом Никоном, изображены все 12 апостолов – так называемый «апостольский деисус». Раньше же в деисусном чине изображали только двух первоверховных апостолов, Петра и Павла, а за ними следовали образы отцов Церкви. Необычна и центральная икона – «Спас в силах». На ней серебряными нимбами обозначены символические образы четырех апостолов-евангелистов: человек (Матфей), орел (Иоанн Богослов), лев (Марк) и телец (Лука). Символы были заимствованы из Откровения Иоанна Богослова: «И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6–7). Согласно церковному толкованию, эти апокалиптические животные олицетворяют собой «тварный мир» – вселенную с четырьмя сторонами света. В христианской иконографии их символически отождествляли с четырьмя апостолами-евангелистами, проповедовавшими Благую весть на четыре стороны света, то есть по всему миру.

Вдоль стен и в застекленных витринах собора представлены не менее символичные образы.

На южной стене – огромная икона митрополита Петра с житием, написанная Дионисием. Московский святитель изображен в белом клобуке, который носили только новгородские епископы, тогда как все остальные архиереи должны были носить черный клобук. По преданию, византийский император Константин Великий послал белый клобук папе Римскому Сильвестру в те времена, когда Рим еще не отпал от Православия. После же разделения 1054 года ангел велел папе Римскому вернуть белый клобук в Константинополь, столицу Православия, а оттуда он будто бы был передан в Новгород, в храм Святой Софии. После того как Москва покорила Новгород, белой клобук стал знаменовать собой величие Третьего Рима.

У южной стены в витрине находится знаменитый образ «Спас Золотые власы» начала XIII века: волосы Спасителя написаны золотом как символ Божественного света. Здесь же можно увидеть старинную икону «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», по преданию, написанную для князя Михаила Хоробрита, брата святого Александра Невского, который, вероятно, и основал в Кремле Архангельский собор в честь своих именин. На северной стене Успенского собора находится необычная икона Ветхозаветной Троицы. На столе изображены не только хлеб и виноград – символы святого причастия, но и редька, вероятно символизирующая аскетический, постнический образ жизни. Самая замечательная икона в северной витрине – «Спас Недреманное око». Юный Христос изображен возлежащим на ложе с открытым оком – как знак неусыпного попечения Господа о людях. На западной стене находится запасная Владимирская икона Божией Матери начала XV века: ее носили в крестные ходы в непогоду, чтобы уберечь подлинник. Она необычна тем, что взор Богоматери не обращен к молящемуся.

В Успенском соборе хранились самые великие святыни, которые были в России: риза Господня – частица одежды Иисуса Христа и подлинный гвоздь Господень, один из тех, которыми были пробиты руки и ноги Спасителя на кресте. Обе святыни были принесены в Москву из Грузии в XVII веке. По преданию, ризу Господню привез в Грузию один воин, присутствовавший при распятии Христа. Там она хранилась до 1625 года, когда персидский шах Абасс, завоевавший Грузию, послал ризу в дар царю Михаилу Федоровичу, причем с предупреждением: если немощный коснется святыни с верою, его Бог милует, а если без веры – ослепнет. Ризу Господню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и «проверили» ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. И тогда ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена.

В конце XVII века в алтаре Успенского собора был возложен гвоздь Господень, один из тех, что обрела византийская царица Елена на горе Голгофе. Ее сын император Константин подарил этот гвоздь грузинскому царю Мириаму, принявшему крещение. А когда в 1688 году грузинский царь Арчил переселился в Москву, он взял святыню с собой. После его кончины гвоздь отправили в Грузию, но Петр I приказал остановить шествие со святыней и передать ее в Успенский собор. По преданию, гвоздь Господень хранит место, где пребывает.

И еще были в Успенском соборе реликвии со Святой Земли. Боярин Татищев, предок знаменитого историка, передал в собор частицу камня с Голгофы, обагренного кровью Господней, и камень от гроба Богоматери. Князь Василий Голицын преподнес часть ризы Пресвятой Богородицы, которую привез из Крымского похода. Михаилу Федоровичу прислали в дар десницу апостола Андрея Первозванного. Его персты были сложены в троеперстное крестное знамение, что потом позволило обличать раскольников-старообрядцев.

В ризнице хранилась «Августова крабия» – сосуд из яшмы, по легенде, принадлежавший римскому императору Августу Октавиану. Согласно другому преданию, эту крабию византийский император Алексей Комнин прислал киевскому князю Владимиру Мономаху вместе с царскими регалиями, венцом и бармами. Из крабии русских монархов помазывали святым миром в таинстве венчания на престол. До 1812 года здесь хранился и нательный Константинов крест, присланный с Афона царю Феодору Иоанновичу. По преданию, он принадлежал императору Константину Великому. В Москве по традиции этот крест отпускали с государем в военные походы, и он спас жизнь Петру I в Полтавской битве: на нем остался след от пули, которая должна была пробить царскую грудь, но ударилась в крест. Реликвией была и ложка из «рыбьей кости» – моржового клыка, принадлежавшая святителю Петру. Еще в соборе хранились финиковые ветви, оплетенные бархатом и парчой. Их привезли в Москву со Святой Земли, чтобы венценосные особы праздновали с ними Вербное воскресение.

Под сенью Успенского собора

Традиция погребения в Успенском соборе русских архипастырей началась с его основателя – святого митрополита Петра. Когда его мощи переносили в новый собор, святитель совершил свое первое посмертное чудо: приподнялся во гробе и благословил москвичей.

Ныне он покоится в алтарной части за иконостасом. Ученые полагают, что его гробница оставалась закрытой до нашествия хана Тохтамыша в 1382 году, когда тот вскрыл захоронение святителя в поисках золота, и с тех пор мощи святителя долго почивали открыто.

У гроба митрополита Петра удельные князья, бояре и все чины присягали на верность государю. Однако в правление Ивана Грозного гробницу снова запечатали. По преданию, святитель Петр явился во сне царице Анастасии и повелел, чтобы она запретила раскрывать его гроб и наложила бы на него свою печать. Анастасия, исполняя явленную волю, запечатала мощи святителя Петра, и гроб стоял под спудом до 1812 года. По обычаю перед ним возжигали пудовые восковые свечи.

В юго-восточном углу, тоже под спудом, почивают мощи святителя Филиппа (Колычева), мученика времен Ивана Грозного, захороненного при Алексее Михайловиче точно в том месте, где он был схвачен опричниками. У западной стены похоронен последний патриарх петровской эпохи Адриан, «наперсник царя», которого молодой Петр почитал. Современники говорили, что неслучайно царь основал новую русскую столицу после смерти патриарха. Тот непременно уговорил бы государя не создавать главный город России без московских святынь.

О мессианской идее богоизбранной Москвы напоминает царское место – знаменитый «Мономахов трон», поставленный по приказу Ивана Грозного у южных дверей близ царского входа в собор. Это миниатюрный символ идеи Москва – Третий Рим. По преданию, этот трон сделан еще во времена Владимира Мономаха, и на нем он находился во время богослужений в киевском храме Святой Софии.

Андрей Боголюбский якобы забрал трон с собой во Владимир, а Иван Калита приказал перенести его в Москву. Ученые же установили, что трон был сделан в 1551 году новгородскими мастерами в прославление первого русского царя, только что венчавшегося на престол. На его стенах и дверцах вырезаны 12 барельефов, передающих сюжеты из «Сказания о князьях Владимирских» – литературного памятника рубежа XIV–XV столетий, где утверждалось, что династия Рюриковичей происходит из рода римского императора Августа Октавиана, в правление которого в Палестине родился Спаситель. Центральное же место занимает повествование, как на Русь из Византии были принесены царские регалии – венец и бармы, будто бы присланные императором Константином Мономахом своему внуку киевскому князю Владимиру Мономаху. (На самом деле Константин Мономах умер, когда его внуку было около двух лет, и предание, утверждавшее, что регалии выслал на Русь другой византийский император Алексей Комнин, ближе к действительности.)

В любом случае, все это свидетельствовало о преемственности московской власти от Первого и Второго Рима. Шатровая сень трона, возведенная в знак священности осеняемого места, напоминает по форме шапку Мономаха. А сам трон стоит на четырех опорах в виде фантастических хищных зверей, символизирующих государственную власть и ее силу. В 1724 году Мономахов трон хотели вынести из Успенского собора, но Петр I не позволил: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древности, да и потому что все державные предки – российские государи на нем стояли».

Место для цариц у левого столба было перенесено при Алексее Михайловиче из дворцовой церкви Рождества Богородицы на Сенях. Тогда над ним поместили иконы Рождества Богоматери, Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, в ознаменование моления о продолжении царского рода. А у правого юго-восточного столба находится патриаршее место. Около патриаршего места стоял посох святителя Петра. Его вручали всем архипастырям, поставляемым на митрополичью, а затем патриаршую кафедру. В 1722 году, когда патриаршество было отменено, посох убрали. Из-за своего почтенного возраста он нуждается в музейных условиях хранения и ныне находится в Оружейной палате.

Главным торжеством, совершавшимся под сводами Успенского собора, было венчание русских государей на царство. «Посажение» на трон первых московских князей и самого Ивана Калиты проходило в Успенском соборе города Владимира. Есть свидетельства, что эту традицию первым изменил Василий II еще во времена татаро-монгольского ига. В 1432 году он был торжественно «посажен на трон» у дверей кремлевского Успенского собора ордынским царевичем Мансырь-Уланом, а затем вошел в собор, где московское духовенство вознесло за него молитвы. Иван Грозный первым венчался на престол церковным таинством, и святой митрополит Макарий вручил ему крест и венец как знаки царского сана.

Здесь же, в Успенском соборе, в феврале 1613 года был всенародно провозглашен царем первый Романов. По преданию, юноша, придя в Успенский собор на венчание, остановился на паперти, обливаясь слезами перед тем, как принять бремя власти, а народ целовал полы его одежды, умоляя взойти на престол. В 1724 году Петр короновал здесь свою вторую жену Марту Скавронскую, будущую императрицу Екатерину I. Теперь ученые считают, что именно ей он собирался передать престол, для чего и устроил эту коронацию. Ведь прежний порядок престолонаследия государь отменил, а завещания составить не успел, но, по всей видимости, избрал своей преемницей жену.

Иногда монархи вмешивались в чин коронации. Анна Иоанновна, например, потребовала себе европейскую корону и горностаеву мантию. Екатерина II сама возложила на себя венец. Павел I короновался в военном мундире. Для государей на коронацию ставили в Успенском соборе тронное место, однако все они по традиции обязательно восходили на Мономахов трон.

Последние коронационные торжества в Успенском соборе состоялись 14 мая 1896 года. Государь Николай II был в форме лейб-гвардии Преображенского полка, государыня Александра Федоровна – в парчовом платье, расшитом монахинями московского Иоанновского монастыря. Поразительно, что последний Романов пожелал короноваться на троне Михаила Федоровича – первого Романова, а для императрицы приказал поставить трон, принадлежавший, по преданию, Ивану III – тот самый, что привезла в подарок мужу Софья Палеолог.

В Успенском соборе совершались и бракосочетания государей. Василий III обвенчался здесь с Еленой Глинской, Иван Грозный – с Анастасией Романовой. Благочестивый Алексей Михайлович стал крестить здесь своих детей. (Наследника престола впервые объявляли тоже в Успенском соборе, когда ему исполнялось 10 лет.) А императрица Екатерина II приняла в Успенском соборе Православие в июне 1744 года: юная принцесса Фике была наречена Екатериной Алексеевной и на следующий день обручилась здесь с будущим государем Петром III.

Под сводами собора праздновались многие великие торжества: падение ордынского ига, покорение Казани, победы в Северной войне и над Турцией.

В грозном июле 1812 года император Александр I, приложившись к мощам святителей в Успенском соборе, дал здесь обет отразить Наполеона.

Враг ненадолго вошел в стены Кремля. Тогда в поисках сокровищ и вскрыли раку святителя Петра, запечатанную царицей Анастасией. С тех пор ее больше не закрывали до самой революции – «во славу святыни, нетронутой нечестием». Вскрыли и раку святителя Филиппа. Так исполнилось предсказание митрополита Платона, занимавшего кафедру во времена Екатерины II, что мощи святого Филиппа явятся, когда враги возьмут Москву. Лишь серебряная рака с мощами святителя Ионы осталась нетронута.

По преданию, французы несколько раз пытались ее вскрыть, но каждый раз впадали в неописуемый страх. О том будто бы узнал Наполеон и лично отправился в собор, но им овладел такой ужас, что он, содрогнувшись, выбежал из собора, приказал его запереть и поставить часового охранять двери.

Другое предание гласит, что, вскрыв раку митрополита Ионы, захватчики увидели грозящий им перст святителя. Это испугало Наполеона, и он приказал не трогать эту гробницу.

Покидая Кремль, Наполеон все же повелел взорвать Успенский собор, но подожженные фитили погасил чудесно хлынувший дождь. В том же октябре, вернувшись в Москву со святынями, архиепископ Августин вошел в собор через «архиерейские» северные двери. Тогда опасались последней вражеской козни, не заложена ли в этих дверях мина, которая должна взорваться при открытии дверей. Но архиепископ запел псалом «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» и спокойно вошел в храм.

После победы Успенский собор украсило гигантское паникадило «Урожай», отлитое из трофейного серебра, захваченного в Москве наполеоновскими полчищами и отбитого казаками. Его светское название преисполнено религиозного смысла: сноп пшеничных колосьев увивают гирлянды винограда – это символы святого причастия. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе была воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.

А далее под сводами Успенского собора произошло еще одно знаменательное историческое событие. Светлейший князь Потемкин некогда преподнес в этот храм ковчег-дарохранительницу в виде священной горы Синай.

У подножия ковчега в алтаре хранились важнейшие государственные документы, такие как грамота об избрании на престол Михаила Романова, наказ Екатерины II для Уложенной комиссии и акт Павла I о престолонаследии. Одним из документов был акт об отречении от престола великого князя Константина Павловича, брата Александра I. В 1822 году он отказался от престола ради брака по любви. Александр I завещал престол своему младшему брату Николаю, о чем тоже составил соответствующий акт и положил его в Успенском соборе. Все это хранилось в строгой тайне. Оттого после скоропостижной кончины государя Александра I в ноябре 1825 года была дана присяга Константину Павловичу. Когда тот вторично отказался, потребовалось снова присягать другому государю – Николаю I. Это, как известно, и послужило поводом для восстания декабристов. А 18 декабря того же года в Успенском соборе в присутствии членов Сената, военных чиновников и простых москвичей архиепископ Филарет, будущий митрополит Московский, вынес из алтаря завещание Александра I о передаче престола великому князю Николаю Павловичу и огласил его. После прочтения документа началась присяга москвичей законному государю Николаю I.

Здесь же в Успенском соборе в феврале 1903 года был прочитан акт об отлучении Льва Толстого от Церкви. Именно поэтому Ленин хотел поставить памятник писателю не где-нибудь, а в Кремле.

После переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, но по особому разрешению Ленина на Пасху в Успенском соборе все-таки прошла служба. Ее возглавил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), а момент окончания этой пасхальной литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая». Ленин сам вышел посмотреть на крестный ход и обронил кому-то из соратников: «Последний раз ходят!». Это было отнюдь не демонстрацией веротерпимости советской власти, а довольно циничным шагом. Ленин дал разрешение на последнюю пасхальную службу в Кремле, чтобы прекратить распространение слухов, будто бы большевики оскверняют, уничтожают и продают за границу православные русские святыни. А это как раз было не за горами. Ризницей собора платили контрибуцию за Брестский мир, причем стоимость вещи определялась не по ее ценности, а по весу. В 1922 году из Успенского собора изъяли 65 пудов серебра. Многие иконы попали в Государственную Третьяковскую галерею и Оружейную палату.

Существует легенда, что зимой 1941 года, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1990-х годов в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения.

Автор: Елена Лебедева

 

Чтобы посмотреть в Москве как можно больше, с пользой и интересно провести время, необходимо тщательно спланировать променад и определиться с приоритетами. Представляем Вам возможные заслуживающие внимания варианты:

Куда сходить в Москве

Красивые места в Москве

Где отметить день рождения

Смотровые площадки Москвы

Куда сходить с детьми в Москве

Где в Москве можно побывать бесплатно

Ночная Москва: 35 идей куда сходить поздним вечером

Куда сходить с девушкой: варианты идеальных свиданий

 

6.1.1. Успенский собор. Москва в свете Новой Хронологии

6. 1.1. Успенский собор

Успенский собор всегда был главным собором русского государства, рис. 6.2, 6.3. «Успенский собор занимает особое место в русской истории… НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ СТОЛЕТИЙ СОБОР БЫЛ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И КУЛЬТОВЫМ ЦЕНТРОМ РОССИИ: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, а позже короновали императоров» [103], с. 5. Считается, что первый Успенский собор был заложен на этом месте при Иване Калите и простоял здесь якобы до 1472 года [103], с. 6. Успенский собор, который сегодня стоит в Кремле, возведён при Иване III в 1472–1479 годах. «Государь Всея Руси, великий князь Иван III задумал создать резиденцию, соответствующую его положению. НОВЫЙ КРЕМЛЬ должен был олицетворять величие русского государства… Работы начались с возведения Успенского собора, который своим РАЗМЕРОМ И ОБЛИКОМ ДОЛЖЕН БЫЛ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР XII ВЕКА» [103], с. 6.

Рис. 6.2. Успенский собор Кремля. Вид с Соборной площади. Фотография 2003 года.

Рис. 6.3. Успенский собор Кремля. Вид от колокольни Ивана Великого. Фотография 2003 года.

Внутренне убранство Успенского Собора представлено на рис. 6.4–6.15.

Рис. 6.4. Внутреннее убранство Успенского Собора Московского Кремля. За колонной видно место патриарха. Фотография 2003 года.

Рис. 6.5. Царское место в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография 2003 года.

Рис. 6.6. Резное изображение на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.7. Резное изображение на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.8. Резное изображение на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.9. Резное изображение на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.10. Резное клеймо с надписью на царском месте в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.11. Резное клеймо с надписью на царском место в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис. 6.12. Место цариц в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография 2003 года.

Рис. 6.13. Склеп патриарха Гермогена в Успенском соборе. Фотография 2003 года.

Рис 6.14. Роспись колонн Успенского собора Московского Кремля. Изображены «татарские» тамги. Фотография 2003 года.

Рис. 6.15. «Татарские» тамги на колоннах Успенского собора. Фотография 2003 года.

По нашей реконструкции, Москва стала столицей всей Руси лишь при «Иване Грозном», то есть в конце XVI века. Подробности см. в [1], [2], [9]. При столетнем хронологическом сдвиге эпоха «Ивана Грозного» накладывается как раз на правление Ивана III. Поэтому многие события эпохи XVI века попали, — в романовско-миллеровском учебнике по русской истории, — в конец XV века. То есть, в эпоху правления Ивана III. Отсюда ясно, почему якобы именно Иван III НАЧИНАЕТ В МОСКВЕ СТОЛИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Возводит новый Кремль, строит главный собор ПО ОБРАЗЦУ ВЛАДИМИРСКОГО, а не прежнего московского, который якобы существовал на этом месте и якобы уже 250 лет был главным собором Руси. По нашей концепции, до XVI века столица Руси действительно была во Владимире. А до этого — в Ростове, в Костроме = Хорезме арабских источников. Поэтому при переносе столицы естественно «перенесли» и главный собор. То есть, в Москве построили ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ, как и во Владимире.

Здесь уместно привести следующее утверждение археологов. «Фактов, неоспоримо свидетельствующих о наличии подворья в Кремле РАНЕЕ строительства 1460 г. — НЕТ» [28], с. 86. В частности «вкладная книга Троице-Сергиева монастыря, составленная в 1560 — 70 годах, НЕ ДАЁТ О НЁМ [о подворье в Кремле] сведений РАНЕЕ ЭТОГО ЖЕ ВРЕМЕНИ» [28], с. 86. Другими словами, в Троице-Сергиевом монастыре НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ о существовании княжеского двора на территории московского Кремля ранее 1460 года. Это очень хорошо соответствует нашей реконструкции. Москва была основана лишь после Куликовской битвы в конце XIV века, и только во второй половине XVI века сюда переносится столица Руси.

Считается, что начиная с Ивана III, московский Успенский собор является главным собором русской Империи. Собору всегда уделялось особое внимание. «В 1481 году ЛУЧШИЙ ЖИВОПИСЕЦ этого времени Дионисий с артелью написал трёхъярусный иконостас и несколько крупных икон… а в 1513–1515 годах собор был украшен фресками» [103], с. 8.

Что же осталось от всего этого, и что можно узнать о средневековой Ордынской, до-романовской русской державе, посетив этот собор сегодня? К сожалению, почти ничего. Вот что сообщают нам. «НЕМНОГОЕ СОХРАНИЛОСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ от первоначального убранства собора: обветшалые иконы заменяли новыми… ДРЕВНИЕ ФРЕСКИ В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА БЫЛИ СБИТЫ» [103], с. 8.

Этим якобы «древним» фрескам Дионисия было, следовательно, всего лишь 100–150 лет, КОГДА ИХ СБИВАЛИ. Для фресок — не возраст. Да и иконы вряд ли уж так сильно «обветшали» за столь короткий срок. Конечно, могло быть и так — именно в Успенском соборе протёк потолок, быстро пришли в негодность фрески и т. д. Но почему буквально то же самое, и В ТО ЖЕ ВРЕМЯ происходит и в московском Архангельском соборе, построенном в 1505–1508 гг.? Вот что нам сообщают. «Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652–1666 годах в правление царя Алексея Михайловича, который указал: „…писать церковь Михаила Архангела НАНОВО стенным письмом, А СТАРОЕ ЗБИТЬ“, так как стенопись XVI века, времён царя Ивана IV, к середине XVII столетия сильно обветшала» [102], с. 8.

Отметим, что фрески, написанные при Романовых в XVII веке, НЕ СБИВАЛИ затем ни в XVIII, ни в XIX, ни в XX веке. Почему же в XVII веке понадобилось сбивать ещё сравнительно свежие фрески, исполненные ЛУЧШИМИ иконописцами XVI века?

Обратим внимание, что фрески были именно СБИТЫ, а не записаны новыми поверх якобы «обветшавших». Другими словами, в двух крупнейших кремлёвских соборах практически в одно и то же время была зачем-то проведена огромная работа по СБИВАНИЮ ШТУКАТУРКИ СО ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ СТЕН И СВОДОВ. После чего они были, следовательно, ЗАНОВО ОШТУКАТУРЕНЫ. И лишь затем по новой штукатурке написали новые фрески. Если уж так хотели по каким-то соображениям покрыть стены и своды соборов новыми фресками, то почему их просто не написали поверх старых? Как это обычно делалось, и как это было сделано, например, в Благовещенском соборе Кремля, стоящем рядом. Не потому ли, что Романовы хотели НАВСЕГДА уничтожить следы того, что было изображено на стенах кремлёвских соборов во времена предыдущей Ордынской династии? Ведь если написать новые фрески по старым, то старую роспись в принципе можно в какой-то степени восстановить, соскоблив верхний слой краски. Что и делают сегодня, раскрывая фрески XVI, XV, а иногда даже XIV века. А вот СБИТЫЕ фрески действительно восстановить уже невозможно.

Сегодня нас уверяют, будто перед тем, как сбить всю штукатурку в соборах, «было составлено описание первоначальных композиций… что помогло сохранить идейный замысел и композиционную схему росписей XVI века» [102], с. 8. Таким образом, современные исследователи признают утрату старых росписей, от которых уцелела лишь «композиция». Композицию Романовы действительно могли и сохранить. Дело было не в ней.

Оказывается, в XVII веке и в Успенском, и в Архангельском соборах БЫЛИ ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНЕНЫ ИКОНОСТАСЫ [103], с. 34; [102], с. 33. Тут уместно напомнить, что в это же время, при первых Романовых, были «существенно повреждены» и многие старые московские белокаменные саркофаги [28], с. 81. Тоже, что ли, «обветшали» именно к этому времени?

Далее, напомним, что именно в это время по приказу Романовых были сожжены и старые разрядные книги, рассказывавшие о происхождении знатных русских родов, см. выше. А под предлогом церковной реформы Никона при первых Романовых была проведена ЧИСТКА ВСЕХ РУССКИХ БИБЛИОТЕК. Оказывается, «ИСПРАВЛЯЛИ СТАРЫЕ КНИГИ» [77], с. 147. Сегодня нам говорят, будто изымали ТОЛЬКО церковные книги. Но так ли это?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить

Успенский собор в Москве

Успенский собор в Москве М.Ю. Лермонтов называл Московский Кремль «алтарем России». Эти слова можно с полным правом отнести к кремлевскому Успенскому собору. На протяжении веков храм был связан с важнейшими событиями в жизни страны. Успенский собор служил местом

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города. Всем привычное название Петропавловка официально

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Успенский собор

Успенский собор Этот храм по праву считают одной из величайших святынь всей России.Несколько веков патриарший Успенский собор Московского Кремля был духовным и политическим центром страны. Ведь именно здесь венчали на царство великих князей, короновали императоров,

4.3.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — Успенский собор Кремля

4. 3.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — Успенский собор Кремля После Оружейни на углу или «креплейшего угла» библейский автор подходит к Дому великого священника. Библия говорит: «От угла до дверей дома Елияшива, ВЕЛИКОГО СВЯЩЕННИКА… от дверей

6.1.1. Успенский собор

6.1.1. Успенский собор Успенский собор всегда был главным собором русского государства, рис. 6.2, 6.3. «Успенский собор занимает особое место в русской истории… НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ СТОЛЕТИЙ СОБОР БЫЛ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И КУЛЬТОВЫМ ЦЕНТРОМ РОССИИ: здесь поставляли великих

5.3. Колокольня Ивана Великого и Успенский собор в московском Кремле на страницах Иосифа Флавия

5.3. Колокольня Ивана Великого и Успенский собор в московском Кремле на страницах Иосифа Флавия Далее Флавий описывает три высокие башни, стоявшие внутри иерусалимских стен. Поскольку, как мы уже понимаем, говорится о Московском Кремле, то не исключено, что речь идет о

Успенский собор в Кремле

Успенский собор в Кремле Увенчанный пятью куполами, похожими на золотые шлемы, белый куб Успенского собора во времена царствования Ивана III был виден почти с любой точки Москвы. Он будто господствовал над городом своим величественным силуэтом, словно подтверждая слова

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор)

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

52. Как возводился Успенский собор

52.  Как возводился Успенский собор Женитьба государя аукнулась неожиданным эхом. Разъяренный Бонумбре возвращался в Рим той же дорогой. Прибыл к ливонским крестоносцам и нашел внимательных слушателей. Плевался, честил русских свиньями и обманщиками, а Софью

4.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — это Успенский Собор в Кремле

4.20. «Дом великого священника» внутри Иерусалимской крепости — это Успенский Собор в Кремле После Оружейни на углу или «креплейшего угла», библейский автор подходит к Дому великого священника. Библия говорит: «От угла до дверей дома Елияшива, ВЕЛИКОГО СВЯЩЕННИКА… от

Успенский собор, Москва — w3we



Успенский собор Русская православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. он расположен на северной стороне Соборной площади Московского Кремля в России, где узкий переулок отделяет север от Патриаршего дворца с церковью Двенадцати апостолов. Отдельно на юго-западе, также отделенная узким проходом от церкви, стоит Грановитая палата. Собор считается материнской церковью Московской Руси. В своем нынешнем виде он был построен между 1475 и 1479 годами.по повелению московского великого князя Ивана III по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1547 по 1896 год здесь проходила коронация русских монархов. Кроме того, собор является усыпальницей ближних Московских митрополитов, а также Патриархов Русской Православной Церкви; он также служит фактором Музеев Московского Кремля.

История


Археологические исследования 1968 г. показали, что на месте занесенного собора был средневековый могильник, что подтверждает гипотезу о существовании на этом месте деревянной церкви в XII в. Это было заменено конфигурацией из известняка, построенной около 1326 года, о которой есть исторические записи.

В 14 веке Владимиро-Суздальское княжество.

К концу 15 века старый собор обветшал, к тому же в 1472 году московские зодчие Кривцов и Мышкин начали строительство нового собора. Два года спустя, в мае 1474 года, строительство близилось к завершению, когда оно рухнуло из-за землетрясения.

После катастрофы Иван III вызвал в Москву Аристотеля Фиораванти, знаменитого архитектора и инженера из Болоньи, Италия, и поручил ему спроектировать собор с нуля в традициях русской архитектуры. Предварительный собор во Владимире в очередной раз был взят за образец ценности для строительства, и поэтому Фиораванти отправился во Владимир, чтобы обсудить русские методы строительства. Он спроектировал светлый и просторный шедевр, соединивший в себе дух Ренессанса с русскими традициями. Фундамент нового собора был заложен в 1475 г., а в 1479 г.новый собор освятил митрополит Геронтий. Интерьер был расписан фресками и украшен множеством икон, в том числе Владимирской и Влахернитиссой Богородицы.

Дизайн новой церкви с ее пятью куполами, символизирующими Иисуса Христа и четырех евангелистов, оказался чрезвычайно популярным и был взят за образец для многих других церквей по всей России.

В 1547 году в этом соборе состоялась коронация первого русского царя Ивана Грозного. С 1721 года здесь короновались российские императоры. В этом соборе также состоялась ритуальная инсталляция митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви, здесь находятся их гробницы.

За свою историю собор пережил множество бедствий, в том числе пожары 1518, 1547, 1682 и 1737 годов, а также разграбление войсками Речи Посполитой в Смутное время 1612 года. Во время французской оккупации России, он был разграблен и использовался как конюшня.

Капитально реставрировалась в 1894-1895 и 1910-1918 годах. 21 ноября 1917 года собор стал определяющим для установления пасхального богослужения, состоявшегося в 1918 году. Финалом этой пасхальной службы стала незаконченная картина Павла Корина под названием 9.0024 Прощание с Русью . близлежащие церковные сокровища были переданы в Оружейную палату Кремля или проданы за границу.

Здание ремонтировалось в 1949/50, 1960 и 1978 годах.

В 1990 году Успенский собор был возвращен храму для периодических богослужений, незадолго до распада Советского Союза. Восстановлен Русской Православной Церковью в 1991 году.

Архитектура


Успенский собор представляет собой грандиозное шестистолпное здание с пятью апсидами и пятью куполами. Он был создан по образцу предварительного собора во Владимире, поскольку в нем широко использовалась известняковая кладка на высоком известняковом основании, и он был спроектирован как трехнефная церковь со сводчатым крестовым куполом. он построен из хорошо отесанных белокаменных блоков. Однако Фиораванти не владел консольными сводами, как это было принято в русской архитектуре, а ввел крестовые своды и поперечные арки. Для верхнего фундаментальный или характерный элемент чего-то абстрактного. Для строительства здания он использовал кирпичи специального изготовления, превышающие требуемые российские размеры, что уменьшило вес и позволило сделать более стройные арочные опоры. Так, самая восточная пара колонн перед апсидами типично русская по использованию массивных прямоугольных открытых столбов, тогда как остальные четыре представляют собой более простые коринфские колонны. Тонкая категория этих колонок вносит значительный вклад в легкий, просторный корпус интерьера.

В церковном убранстве преобладают фрески. Огромный иконостас датируется 1547 годом, но два его верхних яруса являются более поздними пристройками 1626 и 1653/1654 годов при патриархе Никоне. В дополнение к своей литургической функции иконостас также служил кронштейном трофейной стены, поскольку русские цари добавляли в свою коллекцию самые важные иконы из завоеванных ими городов. Одна из древнейших, иконы с бюстом святого Георгия , датируется XII веком и была перевезена в Москву царем Иваном IV при покорении города Великого Новгорода в 1561 году9.0005

Однако одна из важнейших икон Русской Православной Церкви, Владимирская Богородица , хранившаяся в соборе с 1395 по 1919 год, сейчас находится в Третьяковской галерее.

Рядом с южным входом в собор находится Мономахов трон Ивана IV 1551 года.

В искусстве


На площади перед собором установлена ​​знаменитая Сцена коронации в опере Мусоргского Борис Годунов .

Дверь Королевской процессии в соборе

Северный портал

Часть иконостаса и Царские врата Успенского собора.

Реликварий Филиппа II, митрополита Московского.

Внутри нефа собора.

Иван Михайлович Снегирев: Успенский собор, Москва 1856

Благовещенский собор, Московский Кремль – греко-американский опыт

Успенский собор, Московский Кремль.

 

«Я хочу увидеть византийскую цивилизацию Московского Кремля», — сказал я нашему научному экскурсоводу Ирине из expresstorussia.com и intourist.com. Наша экскурсия по Успенскому (Успенскому) и Благовещенскому соборам Московского Кремля (Крепости) началась. Я возвращался в то время, когда Древняя Русь имела крепкие связи с Византией, многонациональной империей греческой цивилизации, существовавшей более тысячи лет.

Шапка Мономака, Оружейная палата

Успенский собор был построен в 1326 году Иваном I. Это главный собор Царства Русского. Собор является усыпальницей московских митрополитов и патриархов. В путеводителе подчеркивалось, что в Оружейной палате можно увидеть «шапку Мономаха». Я не слышал этого имени со времен учебы в Куинс-колледже в начале 1970-х годов.

Престол Мономака, Успенский собор.

«Шапкой Мономаха (Мономаха) венчали всех русских царей до Петра Великого. Фуражка восточной работы конца 13 9 г.0074-й -й по 14-й -й век… Существует несколько легенд о Шапке Мономаха. В Средневековом Сказании о князьях Владимирских говорится, что император Константин Мономах Византийский подарил своему внуку, князю Владимиру Киевскому, корону со своей головы. Говорят, что эту корону носили и передавали князья сначала киевские, затем владимирские и, наконец, московские. Таким образом, Шапка Мономаха символизирует преемственность власти московских царей от императоров Византии… в завещании царя Ивана Грозного было популярно представление о Москве как о «третьем Риме». Существовало правило, что шапку Мономаха следует надевать один раз в жизни, во время коронации. Бабушкой Ивана Грозного была Софья Палеологина, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. 1 Южные ворота, являющиеся главным входом в Успенский собор, использовались для царского шествия. Сверху изображение «Богоматерь Владимирская» в византийском стиле.

Икона «Спас Златовласый», 1200 г. н.э., Успенский собор

В иконостасе иконы XI века. Главная икона в иконостасе (алтарная ширма) — Успение Богородицы 1479 года. Образ «Святой Богородицы Елевсы» привезен из Новгорода в конце 15 -го гг.0075 век. Справа от Царских врат видна икона «Спас в золотой ризе» 1050 г., написанная в 1699 г. «Св. Георгий», древнейшая икона, написана в конце 11 века, родом из Новгорода. Святой Георгий изображается идеальным воином и защитником. Икона «Троица» создана в середине 14 века для первой Успенской церкви. На иконе «Святые Петр и Павел», созданной неизвестным греческим художником, изображены святой Петр со свитком и ключами от неба и святой Павел с Евангелием. Все эти иконы недоступны обычному жителю Запада. Завоевание и уничтожение записей и искусства Византийской империи оставляет нас с глубокой печалью из-за невозможности проследить наши корни.

Колонны с византийскими и русскими князьями, Успенский собор.

               Царская молельня, известная как «Престол Мономаха», была изготовлена ​​для Ивана IV Грозного в 1551 году. Ее рельефы иллюстрируют русскую легенду о том, как князь Владимир Мономах получил царские регалии от византийского императора. Верх трона напоминает по форме «Шапку Мономаха». Последняя служба была совершена в 1918 году. Литургии возобновились семьдесят два года спустя, в 1990 году.

Икона «Успение Богородицы», 1479 год.н.э., Успенский собор.

Осматривая окрестности Собора, мы увидели марширующий отряд солдат. Затем появилась группа священников, а за ними семинаристы на Красной площади. На заднем фоне звучала византийская литургическая музыка. Армия и религия идут рука об руку. Единственное другое место, где я видел это, было в пасхальном видео 2015 года о процессии Страстной пятницы в Триполи, Греция. Процессия Epitafio (Святой Могилы) прошла в сопровождении военного эскорта по всему городу.

Благовещенский собор, Московский Кремль

г. Благовещенский собор Московского Кремля был частным храмом русских великих князей и царей для домашних и семейных церемоний. Основание было заложено в 1464 году Иваном III Васильевичем. Он начал полномасштабное строительство Московского Кремля. Богослужения закончились в 1918 г. и возобновились в 1993 г.

Деисусный чин Феофана Грека, Благовещенский собор.

Настоящие фрески созданы русскими живописцами после пожара 1547 года. Многоярусный иконостас — один из древнейших сохранившихся в России. Он включает в себя почти сто икон, расположенных в шесть рядов. Иконы Праздника и Деисусного чина написаны в конце 14 9 в.0074-й и начало 15 -го века, при участии Феофана Грека и Андрея Рублева. Иконы «Благовещение» и «Распятие» относятся к началу 15 -го -го века.

«Вход в Иерусалим», 1400-е годы, Благовещенский собор.

У Северо-западных ворот находятся раскрашенные портреты античных философов, поэтов, драматургов и историков, таких как Платон, Аристотель, Плутарх и Гомер с венком на голове. Вергилий и Птолемей одеты в древнерусские одежды. Все эти великие люди считались предшественниками христианских мудрецов». К древнерусским иконам относятся: Рождество Христово, 15 -й век; Пресвятая Богородица Елеуса, конец 14 -го -го века и другие шедевры.

Облик двуглавого орла, встречающийся в обоих соборах, был воспринят Иваном III. Он считал себя законным наследником византийского императорского дома, перешедшего к туркам в 1453 году. Византийский государственный символ с двуглавым орлом, символом единства восточной и западной частей Римской империи, стал символом Русское централизованное государство». 3

Время моего турне по России осенью 2015 года было выбрано идеально. Американцы испытали любовь и приключения в царской России, посмотрев сериал BBC «Война и мир» на канале Lifetime. Историческая встреча христианских лидеров со времен 1054 , раскола между Востоком и Западом, состоялась в пятницу, 12 февраля th . «Папа Франциск в пятницу стал первым понтификом, когда-либо встретившимся с патриархом Русской православной церкви, поскольку два христианских лидера отбросили вековые разногласия в ходе исторической встречи, которая состоялась в неожиданной обстановке: в зале в аэропорту Гаваны… В Гаване его ждал патриарх Кирилл». 4

«В заявлении из 30 пунктов папа и патриарх заявили о своей готовности принять все необходимые меры для преодоления своих исторических разногласий, заявив, что «мы не конкуренты, а братья». Франциск и Кирилл также призвали политических лидеров принять меры по единственному наиболее важному вопросу, который сегодня вызывает общую озабоченность католической и православной церквей: бедственное положение христиан в Ираке и Сирии, которых убивает и изгоняет из своих домов группировка «Исламское государство». Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки уничтожаются целые семьи наших братьев и сестер во Христе, целые села и города», — говорится в декларации. 5

Я бэби-бумер, дитя разрушительной «холодной войны». Никогда не думал, что когда-нибудь поеду в Россию. Я не хотел ехать в российский тур поздней осенью 2015 года. Член моей семьи хотел посмотреть «Греков Севера». Изумление и абсолютное изумление византийской цивилизации Кремля навсегда изменило мою жизнь.

Осматривая окрестности Собора, мы увидели марширующий отряд солдат.

 

Ссылка:

  1. С. Гончаренко и В.И. Нарожная, «ОРУЖЕЙНАЯ: Путеводитель» (Издательство «Красная площадь»: Москва, 2012), с.252-253.
  2. Ольга Дмитриева, «Московский Кремль: внутри кремлевских сокровищ» (АРТ-Курьер: Москва, 2012). п. 49.
  3. «ОРУЖЕЙНАЯ: Путеводитель», с. 114
  4. http://www.nytimes.com/2016/02/13/world/americas/pope-arrives-in-cuba-for-historic-meeting-with-russian-orthodox-leader. html?_r=2
  5. http://news.yahoo.com/pope-departs-cuba-first-stop-mexico-075521420.html

Ссылки:

http://www.moscow.info/kremlin/churches/cathedral-assumption.aspx- История Успенской церкви

http://www.moscow.info/kremlin/churches/index.aspx – Храмы Кремля

https://picasaweb.google.com/105743188183721570894/Успенский соборМоскваКремльРоссия- веб-альбом

https://picasaweb. google.com/105743188183721570894/AnnunciationCathedralMoscowKremlinRussia  web album

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Cannundrums: Успенский собор и Соборная площадь

Соборная площадь, центральная площадь Кремля в Москве, имеет одну из самых больших концентраций значительных религиозных сооружений в мире.

Москва-река (на переднем плане): Большой Кремлевский дворец (слева), Благовещенский собор справа от него, Архангельский собор справа и колокольня Ивана Великого сразу за ней с Успенской звонницей купол просто показывает.

Соборная площадь граничит с церковью Двенадцати апостолов, Успенским собором, церковью Ризоположения, Благовещенским собором, Архангельским собором и колокольней Ивана Великого. Башня.


Успенский собор

Успенский собор, он же Успенский собор,

Успенский собор

в память вознесения Девы Марии на небо, 

Мария с младенцем Христом — роспись Успенского собора

после ее смерти и воскресения.

Считается «материнской церковью» России или, по крайней мере, Московской Руси и является старейшей церковью на Соборной площади.

Успенский собор с церковью Двенадцати апостолов сзади справа.

Строился с 1475 по 1479 год по повелению московского великого князя Ивана III. На протяжении 350 лет здесь проходила коронация русских монархов, начиная с Ивана Грозного, первого русского царя, в 1547 году и заканчивая Николаем II в 1896 году. Николай II

Иван Грозный взял имя «Царь» как славянский эквивалент латинского термина «Цезарь», поскольку Россия теперь претендовала на роль «Третьего Рима», заменив Константинополь, который был «Вторым Римом» после он был завоеван турками-османами в 1453 году. Коронация царя была религиозной церемонией, во время которой царь был коронован, помазан и благословлен церковью, чтобы начать свое правление.

Александр III получает скипетр в 1883 году. Это включало коронацию двух великих русских монархов, Петра Великого и Екатерины Великой.

Шествие царя Александра II в Успенский собор
Northern portal of Dormition Cathedral
Above northern portal.

В Успенском соборе также устанавливали и хоронили патриархов и митрополитов Русской Православной Церкви. В 1589 году Русская Православная Церковь была официально признана автокефальной церковью Восточной Православной Церкви и Московский Митрополит стал первым Московским Патриархом.

Внутри Успенского собора

Никон Московский, патриарх с 1652 по 1658 год, построивший церковь Двенадцати апостолов (см. больше соответствовало таковым у других автокефальных церквей, находившихся в Константинополе (к тому времени Стамбуле), Иерусалиме и Александрии. Это вызвало негативную реакцию со стороны тех, кто любил старые обычаи, в том числе Петра Великого, который отложил избрание очередного патриарха после смерти патриарха в 1700 г. В 1721 г. он учредил в Петербурге правящий синод в составе 12 членов, избранный им и председательствующий подвластным ему (царю) митрополитом Санкт-Петербургским. В 1917 декабря, после русской революции, большевики закрыли все церкви в Кремле и превратили собор в музей. Примерно в то же время, после падения царского правительства, Русская Православная Церковь восстановила должность патриарха. Однако в эпоху коммунистического правления церковная структура была почти разрушена, и многие церковные лидеры лишь переодетыми выжили в отдаленных уголках страны. Успенский собор был возвращен Русской Православной Церкви в 1991, через несколько лет после распада Советского Союза. Русская православная церковь на сегодняшний день является крупнейшей из восточных православных церквей в мире и второй по величине христианской церковью в мире после Римско-католической церкви.

Успенский собор имеет 6 столпов, 5 апсид и 5 куполов. Купола символизируют Иисуса и четырех евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Внутреннее убранство в основном фреска.

Успенский собор

Благовещенский собор

Благовещенский собор с тремя куполами был построен с 1484 по 1489 год над старым одноименным собором.

Благовещенский собор. Успенская звонница и колокольня Ивана Великого находятся справа, Архангельский собор едва виден справа.

Благовещение – это празднование объявления ангелом Гавриилом о том, что Мария зачнет и станет матерью Иисуса, Сына Божьего. Поэтому праздник Благовещения отмечается 25 марта, примерно в то время, когда Мария должна была зачать, за девять месяцев до Рождества, рождение Иисуса. После пожара 1547 года Иван Грозный, первый царь, отреставрировал церковь, пристроив шесть дополнительных глав, закрывавших новые партиции (огороженные участки на фасаде здания) и приделы. Реставрация была завершена в 1564 году. 

Благовещенский собор. московская царская резиденция. Как и другие церкви на площади, Благовещенский собор был закрыт большевиками, а позже в 1950-х годах сохранен как музей. После распада Советского Союза периодически возобновлялись богослужения, в том числе праздник Благовещения.

Благовещенский собор. Большой Кремлевский дворец на заднем плане и Архангельский собор на переднем плане.

Архангельский собор

Архангельский собор, посвященный архистратигу Михаилу, был главным некрополем (усыпальницей) царей России до времен Петра Великого, когда столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург.

Архангельский собор

Построен с 1505 по 1508 год на месте более старого собора. Центральный желтый купол представляет Христа, а четыре голубовато-серых купола вокруг него представляют четырех евангелистов, идея, заимствованная из Успенского собора.

Особенно мне нравятся полукруглые ниши с орнаментом в виде ракушек на уровне крыши, которые выделяют это здание среди других. Как и другие церкви на Площади, она была закрыта большевиками, а затем сохранена как музей в XIX веке.50-х и вернулся в Русскую Православную Церковь в 1990-х.

Архангельский собор на переднем плане. Слева на заднем плане видны колокольня Ивана Великого и Успенская звонница.

Церковь Ризоположения

Церковь Ризоположения, также переводится как Церковь Ризы Богородицы, относится к празднику V века, когда риза Девы Марии была доставлена ​​из Палестины в Константинополь.

Церковь Ризоположения

Строительство церкви началось в 1484 году, рядом с Благовещенским собором. Он начинался как частная часовня патриарха Московского, но в 1600-х годах он был передан русской царской семье.

Колокольня Ивана Великого

Поскольку три собора на Соборной площади не имеют колокольни, эта колокольня была построена в 1508 г.

Успенская звонница и колокольня Ивана Великого, со стороны Успенского собора.

Говорят, что он находится в точном географическом центре Москвы.

Колокольня и колокольня с противоположной стороны, вид в сторону Соборной площади.

До постройки Храма Христа Спасителя в 1883 году было самым высоким зданием в Москве. В нем 22 колокола, по 18 в основании и середине колокольни. На вершине есть четыре колокола, самый большой из которых весит 65,5 тонны и звонит в самые большие религиозные праздники, такие как Пасха. Рядом с колокольней находится Успенская звонница.

Звонница и колокольня, слева Успенский собор.

Она была построена между 1523 и 1543 годами. Первоначально она была известна как церковь Воскресения Христова, но вскоре использовалась исключительно в качестве колокольни для хора в дополнение к подвесным колоколам. В нем 24 колокола, в том числе Большой Успенский колокол, самый большой из всех колоколов Кремля.

Успенская звонница и колокольня Ивана Великого

На первом этаже сейчас музей, который мы имели возможность посетить.

Церковь Двенадцати Апостолов

Церковь Двенадцати апостолов была построена в 1653 году неоднозначным патриархом Московским Никоном как часть его резиденции и часть попытки Никона соперничать с престижем и авторитетом царя. Она как бы заменила церковь Ризоположения как личную часовню патриарха. Две арки, проходящие через здание, позволяют пройти с Соборной площади на патриарший двор.

Церковь Двенадцати Апостолов

Ныне музей прикладного искусства.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2019 Гранд Атлантис - перевозки груза по Дальнему Востоку.